|
Реферат: Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4)) (Технология)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2 1 О древесине 2 1.1 Резьба по дереву. Краткая историческая справка 2 1.2 Виды древесины, произрастающей на территории Новгородской области 4 1.3 Сравнительная характеристика древесины различных пород, используемой в резьбе 18 2 Основная часть 20 2.1 Рабочее место 20 2.2 Меры предосторожности при работе 22 2.3 Зависимость резьбы от инструмента 22 2.4 Приобретение и изготовление инструмента 23 2.5 Закалка инструмента 26 2.6 Заточка инструмента 27 2.7 Слесарный инструмент для изготовления резчицкого инструмента 31 2.8 Столярный инструмент 33 2.9 Резчицкий и специальный инструмент 36 2.10 Инструмент для токарных работ 36 2.11 Прочий инструмент 37 3 Обработка древесины 38 3.1 Физические и механические свойства древесины 38 3.1 Сушка древесины 39 3.2 Склеивание 43 3.3 Заделка трещин и сучков. Исправление сколов 43 3.4 Шлифовка и полировка древесины 44 3.5 Тонирование 44 3.6 Прозрачная отделка 44 4 Технологическая часть 46 4.1 Характеристика изделия 46 4.2 Оборудование и инструменты 46 4.3 Краткий технологический процесс изготовления вазы 46 4.4 Технологический процесс для изготовления подставки по вазу 48 5 Компьютерная часть 50 5.1 Работа с пакетом 3D Studio MAX. Преимущества компьютерного проектирования объектов 50 5.2 Профессиональная обработка изображений в редакторе Adobe Photoshop 5.0 55 Список используемых адресов сети Internet 56 Список используемых источников 57
Введение
1 О древесине
1.1 Резьба по дереву. Краткая историческая справка
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клёна резали изящные звонкие ложки. Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом "чувство вещи" До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными брёвнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором. В Поволжье получила распространение глухая или долблёная резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углублённом в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов. Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля — крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний. В прошлом мотивы резьбы имели вполне определённый символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца. В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором — народ помнил заключенный в нём глубокий смысл. Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции. Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение. Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика- хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.
1.2 Виды древесины, произрастающей на территории Новгородской области
1.2.1 Сосна и ель
По внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сосну и ель. Но всё-таки укажем хотя бы на один характерный признак, по которому безошибочно можно их различить: у сосны обыкновенной хвойные иголки расположены на кистях парами (у некоторых видов сосен их больше), у ели они рассредоточены по веточкам одиночно. Резчику по дереву желательно различать ель и сосну по древесине, но сделать это уже значительно сложнее. Что касается древесины, у сосны имеется более тёмное ядро и светлая заболонь (внешняя по стволу часть), у ели ядра не бывает, она относится к так называемым безъядровым породам древесины. Но этот признак ненадёжный — у сосны только в возрасте 30-35 лет (по данным литературы), да и то не всегда, появляется ядро. У резчика же заготовка может оказаться только из одной ядровой части, когда цветовая граница тёмного ядра и светлой заболони отсутствует. Бывают сосны и со слаборазличимой цветовой разницей ядра и заболони, что особенно характерно для внешней поверхности лежалого пиломатериала. Но есть и другие признаки различия ели и сосны, которые должен знать резчик, работающий с древесиной. Именно их совокупность позволяет в некоторых случаях безошибочно указать породу. Свежеобструганная древесина ели ярко-светлая (сосна темнее, охристее), контрастность годичных колец её выражена менее четко. От времени ель темнеет медленнее, чем сосна, но тон их все равно постепенно выравнивается. Древесина сосны пахнет смолой, а запах еловой древесины напоминает запах её хвои. В текстуре ели отчетливо выражена прямослойность, она легко колется. В продольном разрезе её видны мелкие, изолированные, как бы вставленные, отторженные от остальной древесины и идущие в стороны от сердцевины сучочки; они даже иногда выпадают из поделки во время работы. По текстуре сосну легко спутать с лиственницей, также ядровой древесиной, тем более что у взрослой сосны такие же крупные годичные кольца. Рекомендуемое в литературе их различие по смоляным ходам (у сосны они более крупные и многочисленные) на практике трудно осуществимо. Надёжный признак — опустить в воду кусочек древесины толщиной 5-7 мм: через две-три недели древесина лиственницы намокнет и потонет. Среди смешанных необрезных досок хвойной древесины еловые доски отличаются от сосновых тёмной, вплоть до чёрной, и более гладкой корой. Кора же лиственницы на досках под действием кислорода воздуха и света приобретает красно-вишнёвый цвет, резко отличный от цвета коры сосны и ели. Кроме того, доски лиственницы заметно тяжелее. У лиственницы, даже молодой, отчетливо выделяется большое тёмно-бурое ядро, а на светлую заболонь остаются узкие полоски по бокам, тогда как у ели ядра совсем не бывает, у сосны же оно узкое и то лишь на широких досках. Для резчика по дереву хвойные породы удобны своей доступностью. Благодаря их широкому применению в строительстве, в изготовлении бытовых поделок можно легко найти нужную заготовку для резьбы. Однако у сосны и ели есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения их в резьбовых поделках: колкость древесины и её полосатая текстура. Поэтому лучше всего использовать сосну и ель для резьбы крупных поделок с крупными элементами. Это домовая резьба, декоративные панно на стенах общественных помещёний, резьба в садах, парках. В такой резьбе недостатки древесины можно либо снивелировать, либо даже обыграть. Так, контрастные полосы делают большие поля резного панно более выразительными, их можно подчеркнуть обжигом, тонированием. Удобна хвойная древесина и для прорезной резьбы, рисунок или орнамент которой смотрится как силуэт. В основном вся прорезная, а также накладная резьба при декоре дома выполняется из ели (чаще) или сосны (с этим мы подробно познакомимся при изучении домовой резьбы). Но и на ровной поверхности резьбовой поделки для интерьера опытный резчик умело использует полосы хвойной древесины. Они превращаются, например, в интересный рисунок на ровной кривой и полированной поверхности вазы. Крупнослоистая яркая хвойная древесина не подойдет для выполнения небольшой маски (под маской здесь понимается скульптурное изображение лица) женщины или ребёнка, но иногда может придать дополнительную выразительность маске старого человека. Те же контрастные полосы ели или сосны могут составлять декор простой условной или ритуальной маски несложной формы. Наконец, полосатая текстура хвойных пород дерева может быть использована для гладких полированных филенок, окруженных резьбой. Такой приём мы видим иногда и в домовой резьбе. Не помешает полосатая древесина ели или сосны орнаменту маски, который может быть использован для украшения стены дома и для верхней части наличников. Если резьба будет окрашена, её можно составить из различных пород дерева. В одном и том же лесу можно встретить различные сосны, которые отличаются и по внешнему виду, и по свойствам древесины. Так, сосна, выросшая на сухом высоком месте, имеет более твёрдую, плотную древесину, текстура которой будет также с плотными, узкими кольцами (вспомним хотя бы корабельную сосну). А сосна, выросшая в низком, иногда заболоченном месте, имеет более мягкую древесину. Могучая, толстая засохшая сосна среди молодых деревьев росла когда-то одна. Древесина её в сердцевинной части будет с красивым спектром широких годичных колец. А внешние слои, относящиеся к тому времени, когда дерево встретило помехи роста, будут отмечены аномалиями: свилеватость в местах заросших старых сучков и повреждений; засмолки (участки, пропитанные смолой) — результат затянувшихся ран; смоляные кармашки — также пропитанные смолой части годичных колец. Ещё интереснее для резчика по дереву сравнить отдельные свойства ели и сосны (а также лиственницы), проявляющиеся в процессе обработки древесины. Обычно сосна или ель легко режется, пилится и стругается. Но долго стоявшая (сушняк) сосна или лежавшая в сухом виде режется трудно, иногда крошится. При падении заготовка или поделка часто раскалывается. В некоторых местах древесина лежавшей сосны, особенно если началось её частичное гниение, режется с необычайным трудом, мнёт жало лезвия. Такую древесину почти невозможно резать полукруглой стамеской поперёк волокон, приходится с одновременным нажимом на стамеску поворачивать её вокруг продольной оси — создавать более эффективное режущее усилие движением лезвия. Надежда в этом случае на строгание ножом из крепкой стали под углом 45° к направлению волокон. Резчику по дереву нужно избегать таких участков на древесине сосны, на которых уже началось расслоение: смолистые слои стали совсем твёрдыми, а мягкие перегорели. Под нажимом такая древесина не режется, а только мнётся, пружинит и ломается. Также надо избегать при выборе древесины и тех участков на стволе сосны, которые от долгого лежания дерева на земле потемнели, хотя они и не похожи на гнилые. Во влажном состоянии такая древесина кажется прочной, годной для обработки, удар топором по этому месту звонкий. Но после высыхания она совсем не режется, инструмент от неё тупится, и, как не бейся, её всё равно придется заменить здоровой древесиной. В связи с этим полезно обратить внимание резчика на то обстоятельство, что "мягкий" и "легко режущийся" инструментом материал не всегда одно и то же. Так, например, кожа служит для правки лезвия ножа (этим пользуются и резчики по дереву) или опасной бритвы. От резания кожи, материала более мягкого, чем дерево, нож тупится сильнее. А резец токарного станка от древесины тупится больше, чем от стали. Рассматривая внешние сходные признаки сосны и ели, резчику надо учитывать, что контрастность годичных колец этих пород дерева со временем уменьшается, древесина приобретает обобщённый глубокий охристый тон. Если контрастность полос портит поделку, следует учесть, что этот недостаток со временем уменьшится или совсем исчезнет. И наоборот, в том случае, когда контрастные годичные кольца используются для дополнительного декора изделия, достигнутый эффект уменьшится после выдержки древесины на свету. Заметим, что цвет ядра и заболони со временем постепенно выравнивается. Это относится и к сосне, и к лиственнице, хотя бывает древесина сосны, подверженная заболеванию, где заболонь даже темнее ядра. Обратим внимание резчика по дереву и на то, что зачастую не все положительные свойства ели и сосны используются для декоративной отделки резьбового изделия. Очевидно, причиной этого является доступность и изобилие материала, что вызывает недостаточное "уважение" к нему (кстати, во многих странах, где этого изобилия хвойных пород нет, сосна, ель и особенно лиственница как строительный материал стоят дороже красного дерева). Более внимательное отношение к нашим хвойным породам и изучение их открывает широкие возможности использования описываемых деревьев. Замечено, например, что самый тёплый тон (жёлтый или оранжевый) имеет выдержанная сосновая древесина. Отдельные просмоленные участки сухой сосны, стоявшей в лесу в течение длительного времени, напоминают янтарь. Такая древесина сохраняет свою форму и твёрдость, не размягчается от тепла. Из неё хорошо делать бусы, ягоды, декоративные вставки в интарсии. Автор провел опыт по собиранию просмоленных кусков сосновой древесины, изготовил из них виноградную кисть, набранную из точеных ягод. Выдержанная на солнце и покрытая лаком, она действительно казалась янтарной, причём отдельные ягоды просвечивали, как виноградные. Даже полосы годичных слоев при определенной их ориентации и повороте точеной ягоды делали резьбу ещё более выразительной. Наиболее подходящие просмоленные места в стволе сосны для такой цели — сучки, идущие внутри ствола, и места ранений дерева (засмолки). Просмолённые части сосны не следует перед покрытием лаком промасливать: от этого они тускнеют, сереют. Происходит это из-за того, что смола (живица) в масле растворяется. Тёмно-охристую кисть из смолистых частей сосны целесообразно сочетать в орнаменте с более светлыми листьями винограда из той же сосны, но выполненными из ядровой или забо-лонной древесины. Для листьев можно применять и наборную древесину, используя полосы годичных слоев составных деталей листа как прожилки листьев, а также варьируя рисунок прожилок шириной полос, зависящей от направления плоскости обработки листа к годичным кольцам. Для главных прожилок выигрышно сделать врезки из тёмного шпона. Ядро старой большой сосны с крупными годичными кольцами очень красиво в продольном разрезе и вдоль и поперек колец, оно имеет янтарный оттенок и похоже на лимонное дерево. Особенно желтеет эта древесина, когда поделка из неё выставлена на солнце и выдержана в течение одной-двух недель, затем промаслена и снова выдержана на солнце и воздухе. Контрастность годичных колец при этом смягчается, общий охристый тон углубляется. Из ядра сосны можно выделить участки и более светлых колец для изготовления из них ягод, желтых вставок для интарсии. В отличие от ели сосновая древесина характерна переплетением волокон ствола с волокнами отходящих от этого ствола сучков, что дает в разрезе интересный рисунок. Этим пользуются теперь некоторые резчики для изготовления точеных или многогранных ваз, подставок под канцелярские принадлежности. В качестве заготовки для такой поделки применяется так называемая мутовка — часть ствола с ответвлениями. Чем больше в данном месте отходит от ствола сучков, тем интереснее получится рисунок на поделке. Резьбовое изделие может быть выполнено и из одной мутовки, и из набора, где несколько небольших мутовок предварительно склеиваются послойно по плоским обработанным поверхностям и при самой различной их ориентации друг к другу. Понятно, что в данном случае на передний план в технологии выступает подгонка склеиваемых поверхностей, т.е. предпочтительно наличие машинной обработки. Ещё более интересные поделки с применением свилеватой сосны можно получить способом оклейки изделия слоями такой древесины. Это не обязательно должна быть точёная или гранёная ваза. Ручной подборкой и подгонкой по кривым, изогнутым швам удается получить изделие любой формы, причём отдельные детали могут быть цельнорезными из такой же сосны или контрастной ей по цвету древесины (например, из липы, берёзы). Для вазы такими деталями могут стать крышка, ручка, донце (основание), наклонный орнамент и др., таком решении выполнена ваза, но из другого материала, похожего на полосатую сосну). При обклейке поделки слоями сосновой древесины с использованием замеса опилок на столярном клее не обязательна точная подгонка стыков кривых поверхностей, так же как и в просветы швов, между деталями оклейки можно вставить дополнительную деталь любой формы и любого размера, но с соблюдением гармонии рисунка древесины. Интересно ведёт себя сосновая древесина, которая из-за заболевания приобрела красноватый или даже ярко-красный оттенок. Эти покраснения попадаются на различных местах ствола. В результате опытов, проведенных автором с такой древесиной, выяснилось в одном случае, что промасленная и выдержанная древесина постепенно утратила полностью красивый оттенок и превратилась в обычную древесину. В другом случае такое покраснение было выявлено в крупном стволе долго стоявшей сухой сосны. Под действием света и масла эта древесина при незначительном потускнении красного оттенка приобрела резко выраженную контрастность годичных колец, при этом смолистые слои стали тёмно-красными, текстура древесины сделалась исключительно нарядной, декоративной. Особенно выгодно превратить такие кольца (полосы) в широкие, сориентировав их по форме обрабатываемой поверхности. Обратим внимание и на то, что длинные тонкие корни сосны обладают исключительной гибкостью и поэтому применяются для художественного плетения. Это может взять на вооружение и резчик по дереву, когда нужно, чтобы гнутая деталь получилась надежной и удобной в резьбовом изделии (например, ручка небольшой вазы, хвост обезьяны). Некоторые мастера используют для этой цели и корни ели, которые также годятся для художественного плетения.
1.2.2 Лиственница
Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоёй. Она наиболее распространена в нашей стране. Её больше, чем ели, сосны и пихты вместе взятых. Причём растёт она значительно быстрее этих деревьев (в год на 1 м). Кроме того, у неё самая большая урожайность. И только два фактора мешают её широкому использованию: во-первых, при длительном нахождении в воде она тонет, а следовательно, возможности сплава ограничены, во-вторых, древесина эта труднее обрабатывается, чем сосна и особенно ель. Она тяжёлая, плотная, её прочность и плотность на 30% больше, чем у сосны. Однако лиственница обладает ценным свойством — она стойка к гниению, особенно в условиях сильного намокания. Сваи, крепи, шпалы, телеграфные столбы, плотины, причалы, опалубка кораблей делаются как раз из этой древесины, причём без специальной пропитки. Кроме того, лиственница — чемпион среди деревьев по морозостойкости. Изделия из неё, найденные в раскопках на Алтае, пролежали 25 веков. Колёса боевых колесниц скифов были тоже из лиственницы. Учтём и то обстоятельство, что лиственница является долгожителем. Правда, в некоторой зарубежной литературе долгожителями среди хвойных пород в Европе считаются ель и пихта (до 700 лет), а срок жизни лиственницы и сосны принимается до 300 лет. Но в Саянах встречается лиственница в возрасте до 900 лет. (Самое долгоживущее дерево найдено на американском континенте — таксодий мексиканский, растущий в Санта Мария дель Туле, возраст его около 6000 лет.) О толщине стволов таких деревьев можно судить по тому, что лиственница, посаженная Петром I на берегу Финского залива, имеет ствол в два обхвата. Такие большие размеры кряжа позволяют задумывать и соответствующую поделку, которую иначе как из целого ствола дерева выполнить невозможно. Конечно, это ни в коем случае не значит, что для резьбы нужно спиливать реликтовые деревья, но возможность встретить толстые стволы у лиственницы больше, чем у других деревьев. Лиственница, как и сосна, порода ядровая. У неё ярко выраженное большое тёмное ядро, текстура также похожа на текстуру сосны, но более яркая и декоративная, поэтому лиственницу часто применяют для облицовки мебели. Аналогичны признаки и правила использования её в резьбе. При высыхании древесина лиственницы подвержена более сильному растрескиванию, чем сосна и ель. Некоторые мастера кору лиственницы специально кипятят для получения красного красителя, которым морят древесину. Правда, автору этих строк не привелось испытать такое морение на светостойкость с течением времени или встретить об этом данные в литературе. Читателю предоставляется возможность испытать указанное свойство на практике. Надо полагать, что для морения наиболее подойдёт древесина самой лиственницы, так же как и для морения орехового дерева используется спиртовой раствор продукта перегонки перемолотой скорлупы орехов или сок этого дерева.
1.2.3 Берёза
Её древесина самая светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком. На радиальном расколе можно заметить узкие блестящие и короткие поперечные полоски — сердцевинные лучи. Встречаются и продольные бурые чёрточки — сердцевинные повторения. Древесина берёзы однородная, мелкоструктурная, хорошо режется. Использовать её удобно для мелких поделок, так как берёза реагирует на температуру и влажность воздуха и в больших изделиях может коробиться. По тем же причинам резьбовые вещи из берёзы лучше промасливать растительным маслом, которое благодаря своей медленной высыхаемости успевает глубоко проникнуть. Масло защитит древесину от влаги. Ещё надежнее продержать сухую берёзу в течение 4-5 ч в горячем масле, льняном или подсолнечном, но не кипятить, так как в кипящем масле берёза, особенно непросохшая, может растрескаться или даже потемнеть и обуглиться. При умеренной сушке в естественных условиях берёза не трескается (возможны лишь мелкие трещины с торца), поэтому берёзовый чурбак можно сушить ошкуренным. На открытом воздухе древесина берёзы быстро загнивает, если даже она защищена от дождя. Красивые резные поделки можно сделать из комля берёзы, особенно в местах перехода кряжа в корни. Текстуру такой древесины с эффектными муаровыми разводами выгодно использовать в полированных ровных поверхностях, например в углублении чаши вазы, иногда с интарсией другими породами монотонного тёмного дерева или с врезанными участками маркетри. Обычная ровная и полированная древесина берёзы обладает способностью по- разному отражать свет в зависимости от направления волокон. При этом цвет её изменяется от сдержанного сероватого до ярко-светлого, когда проявляется блеск древесины. Этим пользуются маркетристы для вариации цвета и оттенков. Например, из одного и того же листа берёзового шпона можно получить и небо, и облака на нем. Если мелкими кусочками шпона различной формы обклеить поверхность поделки, получится интересный мерцающий фон. Таким способом можно закрыть дефекты древесины или изъяны в резьбе, например на поверхности вазы. Облицовку такой поверхности можно сделать со вставками из других пород дерева, т.е. применить метод маркетри или интарсии. Указанное свойство берёзовой древесины (особенно в силу того, что она очень светлая) имеет и отрицательные стороны: её куски нельзя соединять, так как шов обязательно будет заметен, а стыкуемые части станут отличаться друг от друга; изъяны на древесине нельзя маскировать вставками и замазывать шпаклевкой. Берёза имеет одно особенное свойство по сравнению с другими известными породами древесины: она обладает наименьшей сопротивляемостью на раскол в радиальном направлении. Этим пользуются и при колке берёзовых дров, направляя всегда топор к сердцевине чурбака. Это же свойство использовали раньше крестьяне и сапожники для накалывания пластинок от берёзовых чурбаков, из которых затем делались сапожные деревянные гвозди. Также легко поддавались такие пластинки и заострению ножом со стороны одной кромки при движении ножа кончиком вперед. Резчик по дереву запомнит эту особенность берёзы легко обрабатываться и при случае будет использовать в своей работе. В отношении же раскола в тангенциальном направлении берёза достаточно прочная. Из берёзы как древесины прочной на излом делают топорища для топоров, подверженных силовым нагрузкам, при колке дров, например, а также ручки для инструментов.
1.2.4 Осина
Не жалуют осиновое дерево как поделочный материал в специальной литературе по деревообработке: на одном из последних мест стоит она по проценту выхода деталей отличного и хорошего качества при обработке — строгании, фрезеровании, токарном точении, сверлении. А резчики по дереву осину любят, как и липу, за её лёгкость обработки, за светлый тон, тонкую текстуру волокна, да и за то, что она доступна и ещё более распространена, чем липа. В кустарной промышленности также "уважают" осину за то, что она не боится влаги, за её малую плотность. Только сибирская пихта да тополь имеют плотность меньше, чем у осины, а у липы плотность такая же. Поэтому осина идет на изготовление легких игрушек и посуды. Раньше же из неё делали корыта, кадушки, шайки. К тому же она не трескается и не колется от удара. Кроме того, осина хорошо лущится — из неё изготовляют дранку, делают спички. Резчик по дереву спокойно может найти чурбак для поделок небольших размеров для глухой резьбы, причём не ошибётся, если сделает это заранее, впрок. Дело в том, что у осины есть и ещё одно совсем неожиданное свойство — сильное увеличение прочности при выдержке. При её-то легкости! Практика наших предков подтверждает сказанное, хотя и не раскрывает полностью всех причин и секретов. Оказывается, что стены изб, построенных из осины много лет тому назад, и сейчас поражают прочностью, белизной и чистотой. Топор отскакивает от такой древесины, в лучшем случае вонзается лишь неглубоко. Не зря и сейчас в селах используют осину для изготовления полок и скамеек в банях, для облицовки их стен -она гигиеничная, светлая и чистая, не боится влаги, не коробится и не трескается. Оказывается также, что опытные селяне делают ручки и черенки для сельскохозяйственного инвентаря, когда на вес золота именно сочетание легкости и прочности, как раз из осины. Только для этой цели надо срубить молодую осину весной, когда древесина наполнена соком, и дать ей возможность хорошо высохнуть в тени — провялиться. Вот тогда она станет и лёгкой, и прочной, как кость. Очевидно, осина при этом не просто высыхает, происходит какая-то полимеризация под действием компонентов её сока. Устные предания гласят, что таким же образом поступали и с заготовкой осиновых бревен для стройки, только на каждом из них вдоль бревна на коре делали две-три канавки, чтобы древесина при сушке не прела, а нужный сок в меру сохранялся. По тем же причинам при сушке неошкуренного ствола осины иногда оставляли часть ветвей на его макушке, которые вытягивали из древесины избыточную влагу. Для получения же идеальной осиновой древесины её стволы заготовляли вместе с рождением в семье сына, и она сохла до момента отделения сына от семьи и постройки ему дома. Лучшее топорище для плотника и столяра, а также для домашнего мастера делают тоже из хорошо выдержанной осины. Оно не только лёгкое, но и не наминает руку, не набивает мозоли, что случается обычно при работе с топорищем из берёзы, полирующемся и выскальзывающем из рук (правда, покупать топорище к топору для колки дров лучше из березы: её прочность на излом не зависит от времени года спила). Получается, что в зависимости от длительности выдержки резчик может использовать осину любой твёрдости. Поделка, выполненная из мягкой осины, со временем приобретает твёрдость, становится не только стойкой к раскалыванию, но и к случайным вмятинам от ударов. Заслуживает внимания и ещё одно свойство осины, которое является пороком в деревообработке, но находкой для резчика в домовой резьбе. Это наличие дупла и гнили в середине крупных стволов. Вот из них получится прекрасная полая резная колонна, причём выбирать древесину до образования кольцевого слоя нужной толщины надо в сыром стволе и не беспокоиться дальше о сушке заготовки: в таком виде она не растрескается, а только будет плотнее сжиматься раздел о сушке древесины). По прочности на скалывание осина похожа на липу и превосходит в этом хвойные породы, а также тополь. А по сопротивляемости на раскол от удара стоит рядом с березой и ясенем, даже впереди бука, дуба, клена, ореха, липы, хвойных деревьев. Это говорит о вязкости осины. Режется осина упруго, даже туго, с усилием, но поверхность получается хорошая во всех направлениях, отлично шлифуется и полируется. Если для заготовки поделки прихватить часть ствола с ответвлением на сучок, можно при отделке этого места получить игру текстуры, совсем не похожую на осиновую, а в тёплых тонах, напоминающую чем-то даже карельскую березу. Только надо избегать сердцевины осины — в поделке она будет рыхлой тёмно- коричневой полоской. Учитывая указанные свойства осины, особенно выгодно её использовать для поделок с глухой резьбой, для выполнения сложных, цельнорезных орнаментов или таких украшений. Упомянем и о знаменитом свойстве серебристого свечения осины, которое мы наблюдаем на крытых лемехом (фигурными резными дощечками) кровлях соборов деревянного зодчества Севера нашей страны. Любая древесина, не защищенная лаками или красками, становится серой и постепенно разрушается, гниёт. Некрашеная осина также становится серой, но в отличие от других пород древесины она более стойка к атмосферным воздействиям и, приобретя свой серебристый с металлическим оттенком серый цвет в течение нескольких лет (по некоторым данным, в течение 8-10 лет), сохраняет его многие десятилетия. По внешнему виду осину можно спутать только с родственным ей тополем (осина имеет второе название — дрожащий тополь). У неё так же, как и у белого тополя, гладкая зеленовато-серая кора, у основания коричневатая, растрескавшаяся (у старых деревьев). Но лист осины в отличие от тополиного яйцевидный.
1.2.5 Липа
В России произрастает более десяти видов липы, но самая распространённая в средней полосе липа мелколесистая. Живёт она в среднем 300-400 лет, но отдельные долгожители живут порой вдвое больше. Достигает в диаметре ствола более метра, липа мелколесистая поднимается в высоту до тридцати метров. Это дерево имеет очень мягкую древесину, легко режется острым ножом (тупой нож мнёт). По шкале твёрдости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа стоит на первом месте (самая мягкая). Поэтому она широко используется профессиональными резчиками для изготовления различных изделий. При наличии опыта и острого инструмента резьба по липе не требует больших усилий, возможность срезать ножом значительные объёмы древесины позволяет часто обходиться в резьбе небольшим количеством инструмента. У липы имеется ценная особенность — мало изменять форму. Но знаменитая липа в резьбе по дереву служит хорошим материалом для геометрической резьбы и для мелких изделий: полок, подставок, рамок, шкатулок и т.д. Но иногда встречается такой сорт липы, особенно пересушенной, которая режется с трудом: древесина при этом мнётся, а инструмент быстро тупится. Если резчик решится использовать для орнамента старую чертёжную доску (раньше они как раз изготовлялись из липы), то нужно учитывать, что годными для резьбы с прозрачной отделкой могут быть только участки, где не были вдавлены кнопки. Место от острия кнопки после обработки будет выделяться пятном на светлом фоне липовой древесины. Искусственная заделка таких мест тонированной замазкой также не даст результата: даже тщательно подогнанный цвет замазки будет заметен при определенном освещении. Вообще, соприкосновение любой древесины с металлом приводит к её потемнению, а при длительном контакте некоторых пород дерева с железом — к почернению (например, дуба). Наиболее характерные видовые признаки липы следующие: более позднее время цветения, чем у других деревьев, плоды — гладкие шарикообразные орешки диаметром 4-6 мм, обратная сторона листа имеет бородки волосков в углах жилок. Другие признаки: лист имеет сердцевидную форму, заостренный; цветёт мелкими желтоватыми цветочками с характерным приятным (медовым) запахом; кора тёмно-серая, бороздчатая.
1.2.6 Ольха
Её древесина лёгкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо режется, при резьбе не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо и может быть использован для лицевой стороны поделки, например, для выполнения орнаментов на плоских торцевых спилах с круглых заготовок. Ольху особенно хорошо применять в мелких миниатюрных поделках, например в интарсии, где требуются вставки желтых и коричневых тонов. Вязкая и податливая для обработки во всех направлениях, она используется в таких ответственных изделиях, как музыкальные инструменты: в некоторых видах гармоней все деревянные детали выполняются только из ольхи. Для художественных изделий особенно ценен кап ольхи. Чтобы усилить жёлтый цвет сухой ольхи, полезно обработанную поверхность, периодически смачивая водой, подержать на солнце, а затем уже покрыть лаком. Ещё эффективнее смачивать поделку соком той же, ольховой, древесины. Свежесрезанная белая, т.е. обыкновенная, ольха (всего в нашей стране произрастает около 15 видов ольхи) быстро желтеет, вплоть до оранжевых тонов, но затем ярко-жёлтый цвет тускнеет, древесина сереет, хотя торец остается достаточно желтым. Сухая древесина в расколе и поперечном разрезе также не ярко-желтого цвета, но под маслом или олифой снова приобретает хотя и не такой яркий, как в свежем срезе, но достаточно интенсивный, равномерный цвет, отличающий её от других пород дерева. Особенно насыщенный жёлтый цвет под действием масла приобретает ольха с торца, что можно использовать для тонового выделения поделок, выполненных на торцевых спилах, или таких деталей, о которых мы говорили при описании смолистых сучков сосны. Характерное отрицательное свойство ольхи — она очень плохо сверлится (последнее место среди известных поделочных пород). Другой недостаток этой древесины, равномерной по текстуре и цвету в общей массе, — в ней встречаются часто сердцевинные повторения в виде продольных узких бурых черточек, а иногда и в виде более тёмных широких включений. На солнечном свету древесина ольхи теряет свой оранжевый оттенок за два- три месяца, её цвет становится похожим на цвет выдержанной древесины сосны. Видовые признаки ольхи следующие. Плоды — деревянистые шишечки на прочных стебельках размером 14-18 мм, что особенно заметно зимой. У чёрной ольхи лист обратно-яйцевидный или округлый, тупо обрубленный или даже имеющий выемку; ствол (только у чёрной ольхи) вытянутый, прямой. Чёрная ольха получила такое название за чёрно-коричневатый цвет коры с трещинами. Цветки с сережками у чёрной ольхи образуются ещё с осени и расцветают в марте. У белой (или серой) ольхи цветение на две недели раньше, лист у неё широкоовальный, с нижней стороны серо-зеленый, кора в старости гладкая, серая. Древесина белой ольхи немного посветлее и прочнее, чем жёлто-красная древесина чёрной ольхи.
1.2.7 Тополь
Его древесина очень мягкая, легкая, плотность её даже ниже, чем у липы и осины. Поэтому тополь идёт на изготовление деревянных лопат, корыт, долблёных лодок, фанеры. Это ядровая порода с белой заболонью и светло- бурым ядром. Мягкость тополя является недостатком для резьбы — он иногда мнётся, а не режется, особенно при работе стамесками, долотьями, не устойчив к вмятинам от ударов. Он подвержен гниению, поражению грибками, нестойкий на раскол от удара. На самом последнем месте среди наиболее известных пород стоит тополь по проценту выхода деталей хорошего и отличного качества: при строгании (21%), фрезеровании (3%), шлифовании (в этом он немного лучше только липы, имеющей показатель 17%). Хуже тополя сверлится лишь ольха (у неё показатель 64%). Единственным достоинством тополя по сравнению с другими породами является то, что в него легко забивать гвоздь — древесина при этом не трескается. В данном случае только ива может ему составить конкуренцию. А вот ввинчивать шурупы легче всего в тополь. Как видно из приведенной характеристики, лучше тополь не применять в резьбе, а использовать для таких вспомогательных деталей, как, например, фоновые доски, на которых монтируется с помощью гвоздей и шурупов накладная резьба, фоновые щиты для крепления накладной резьбы и на которых вырезают контурный орнамент домовой резьбы. Также в домовой резьбе мягкий тополь может быть использован для изготовления полого короба, декоративной резной колонны или других крупных деталей Самое ценное и отличительное качество тополя (правда, некоторых его видов) для резчика по дереву — это необыкновенно красивые плоские разрезы его комлевой части. Такая древесина идёт на изготовление шпона для облицовки дорогой мебели. Не стоит проходить мимо комля или пенька срубленного тополя. Он может пойти на изготовление крупной декоративной вазы, части колонны и т.д. По внешнему виду ствола и коры белый (или серебристый) тополь можно спутать с родственной ему осиной. Но у белого тополя иные листья: не округлые, как у осины, а пятилопастные. Чёрный тополь заметно отличается от осины тёмно-серой корой с глубокими продольными трещинами и треугольными или ромбическими листьями, клиновидными на конце.
1.2.7 Яблоня
Древесина яблони тяжёлая, плотная. В ней почти коричневое ядро, сильно отличающееся от кремовой заболони. Она обладает рядом несомненных специфических свойств, полезных для резьбы небольших поделок интерьера, а также в интарсии, где ценится глубокий охристый тон её ядровой части. Выполнение крупных поделок из яблони практически исключено, так как при сушке она сильно трескается. Тронутая гнилью древесина, если она к тому же и сухая, режется с большим трудом. Она вязкая, плотная, иногда мнётся под лезвием, особенно трудно поддается резьбе с торца и в ядровой части, где она крошится иногда мелкими крошками и пылью. В направлении волокон яблоня режется значительно легче, и, если использовать скользящие движения ножа, можно получать блестящие, ровные срезы. Пилится яблоня очень хорошо. При работе с яблоней приходится часто подтачивать инструмент. Иногда даже выкрашивается лезвие ножа или стамески. Более рационально использовать для резьбы сырую древесину яблони, её молодые сучки. Она совершенно однородная, без ядра, белая и плотная. Прекрасно режется любым инструментом и в любом направлении, очень хорошо точится, сверлится. Поэтому её применяют только для каких-то накладных деталей, особенно круглых (также точеных) или с фигурным наконечником, украшений. Правда, надо принять меры против растрескивания высыхающей потом древесины в готовой детали. Приведу один пример, где молодая сырая древесина яблони имеет несомненные преимущества перед другими породами деревьев. Речь идёт об изготовлении цепочек из круглых колец, где кольца из сырой древесины яблони легко точатся и не трескаются при сушке, они только немного уменьшаются в диаметре. Кольцо сырой яблони можно разорвать и, используя пружинящие свойства древесины, завести в него два других, целых, а затем разрыв снова склеить — так собирается цепочка.
1.2.8 Вишня
Древесину вырубленной старой вишни следует сохранить для использования её в резьбе по дереву. Древесина вишни плотная (тяжёлая) и вязкая, но хорошо режется во всех направлениях. По текстуре взрослое дерево удивительно нарядное. Ядро его широкое и тёмное в виде более тёмных и более светлых колец, заболонь узкая, светлая, иногда белая, особенно в сучках и у молодых вишен. Молодые побеги часто белые и однотонные, а многолетняя вишня в продольных, косых и поперечных разрезах имеет чёткую полосатую текстуру в виде крупных, широких тёмных (бордовых и коричневых) и светлых полос. В тёмных полосах древесины взрослой вишни обнаруживаются иногда слои заросшей коры и другие аномалии. В декоративном отношении это даже интересно, но часто приводит к дефектам: в местах заросшей коры могут образоваться щели, расслоения, выкрашивания, что потребует подклейки и подшпаклёвки. Однако такие исправления сделать совсем не трудно, тем более что на тёмной древесине они будут незаметны. Как декоративная древесина в резьбе по дереву для поделок интерьера вишня, пожалуй, превосходит мутовку сосны и можжевельник. Из неё, особенно используя косые срезы молодых стволов, веток, хорошо делать миниатюрные поделки в виде брелков, брошей, браслетов, т.е. поделки, в которых должна быть ровная полированная поверхность. Для рельефной резьбы древесина вишни из-за полосатой текстуры мало подходит; в этом она схожа с лиственницей и сосной. В домовой резьбе применение вишни ограничено, в частности, небольшими размерами заготовок. Но использовать декоративную текстуру вишни в небольших филёнках или розетках на плоской (может быть, даже выпуклой) ровной и полированной поверхности, пожалуй, заманчиво. Отличительные видовые признаки птичьей вишни: кора красновато- коричневая, лущится поперек тонкими пленками; листья яйцевидные, по краям зубчатые, на черешке листа две красноватые железки, так же как у черёмухи.
1.2.9 Дуб
Древесина дуба твёрдая на смятие, достаточно прочная на раскол, хорошо строгается, отлично сверлится и обрабатывается на токарном станке, превосходно шлифуется, даже гнётся в распаренном состоянии. Но самое ценное качество дуба в домовой резьбе — он долгожитель, не боится влаги, не коробится. Основной объём в древесине дуба занимает желтовато-коричневое, иногда тёмно-бурое ядро, резко переходящее в узкую светло-желтую заболонь. Годичные слои чётко выражены. Отличительная черта текстуры дуба: широкие пламеобразные сердцевинные лучи, хорошо заметные на поперечном и особенно на радиальном разрезе. Именно здесь особенно проявляется красота дуба. В интерьере дуб используют для мелких и крупных изделий. Дубовая древесина режется не хуже любой другой твёрдой древесины. Правда, иногда встречаются и такие породы дуба (всего их около 450), которые режутся с большим трудом и сильно тупят инструмент. К недостаткам дубовой древесины можно отнести, во-первых, пористость, во-вторых, опасность растрескивания при сушке и очень длительная естественная сушка (7-8 лет). В домовой резьбе из дуба можно делать любые изделия и детали: от сложных горельефных панно до мелких накладных и приставных деталей. А резные массивные двери из дуба, покрытые атмосферостойкими прозрачными лаками, часто украшают здания, особенно административные. Окрашивать дуб нецелесообразно, для этой цели надо использовать более доступную древесину. При работе с дубом следует учитывать, что он очень чувствителен к растительному маслу (подсолнечному, льняному, натуральной олифе и др.) — на его поверхности от масла часто появляются пятна. Древесину дуба необходимо покрывать быстросохнущими атмосферостойкими прозрачными лаками. Не исключена возможность выполнения резной композиции из дубовых деталей в сочетании с деталями из родственной ему по цвету древесины других пород (орех, яблоня, ольха), а может быть, и контрастных по цвету (ясень, осина, липа, молодая древесина яблони).
1.2.10 Орех
Из двух видов ореха, которые произрастают в СНГ, наиболее распространён грецкий, или кавказский. Древесина его обладает всеми свойствами, необходимыми для резьбы. Эта ценная древесина применяется для самых изысканных мелких и ажурных изделий. Древесина свежесрубленного ореха светлая, но в изделии она темнеет, становится коричневатой с красноватым или желтоватым оттенком, иногда оттенок бывает серым. Такие переливы цвета объясняются тем, что древесина ядра более тёмная (коричневато-серого цвета), переходит постепенно в широкую серовато-бурую заболонь. Годичные слои широкие, слегка извилистые, видны на всех разрезах. Древесина ореха нежная и мягкая, хорошо стругается, это одна из самых лучших древесин для сверления и токарной обработки, кроме того, в распаренном состоянии она хорошо гнется. По сопротивляемости на раскол находится между грушей и дубом. Из ореха можно вырезать самые тонкие узоры, как вдоль волокон древесины, так и поперек их, поэтому она особенно охотно используется резчиками для геометрической резьбы на шкатулках, вазах, точёных изделиях и т.д. Спиртовой раствор продуктов перегонки растолчённой обожжённой скорлупы грецких орехов является хорошей коричневой морилкой, похожей на натуральную, применяемую для морения древесины. А ореховый кап с красноватым отливом считается самым ценным среди всех древесных пород (его масса достигает 1600 кг). Другой вид ореха нашей страны — маньчжурский — имеет на срезе красивое серебристое свечение. Ценный чёрный орех растёт в Северной Америке, название получил за тёмно-коричневую кору. Древесина некоторых видов импортного ореха в отдельных местах бывает совсем тёмная, почти чёрная. Применяется такой орех в виде шпона для отделки мебели. В маркетри ореховый шпон ценится не только за самый тёмный цвет естественной древесины (среди шпона), но и за необычайную мягкость, позволяющую его легко резать (особенно влажный) во всех направлениях и ножом, и даже ножницами, изготовлять из него любые мелкие фигурные вырезки, кривые веточки и не бояться, что они расколются. Так же ведет себя древесина ореха и в резьбе. Характерные видовые признаки ореха грецкого: как и у других видов ореха, сердцевина в ветвях прерывистая; листья непарно-перистые, сложенные из пяти-девяти листочков, конечный листочек (непарный) — самый большой.
1.2.11 Клён
Это дерево имеет много разновидностей. Все породы в основном светлых тонов, твёрдые, тяжёлые, безъядровые. Текстура древесины однородная, с мелкими блёстками или с характерной рябоватостыо и шелковистым блеском. Цвет её белый с желтоватым или розоватым оттенком. Иногда встречается порок — ложное ядро зеленовато-серого цвета. Клён режется с усилием, но резьба получается чистой, поверхность её хорошо обрабатывается. В этом смысле светлая древесина клёна служит удачной заменой древесины липы, как более мягкого и мнущегося материала или древесины берёзы как материала более колкого и нестойкого к атмосферным воздействиям. Наиболее широко применяется в резьбе клён явор (или клён ложноплатановый, белый), имеющий светлую, слегка желтоватую древесину. Особенно ценны его наплывы (капы), получившие название "павлинье дерево" или "птичий глаз" за пятнистый красивый рисунок с блёстками, за интересные разводы в текстуре с сильным переплетением волокон и за великолепную игру света и тени. Так же как и карельская береза, наплывы клена-явор применяются в виде тонких фанерок для декора ровных гладких поверхностей. В Канаде клён-явор называется сахарным и с соответствующей целью культивируется, а в Европе его разводят только с декоративной целью. Место его естественного произрастания — юг Европы (до Западной Украины), прохладные и влажные места гористой местности. Из клёна, как древесины твёрдой и вязкой, делают колодки для рубанков и фуганков, для подошв к этим и другим инструментам, сапожные колодки. По сопротивляемости на вминание и скалывание клён наряду с грабом и ясенем уступает только акации. Из древесины клёна крупнолистого, так же как чёрной сливы и ореха, получается при сверлении 100% деталей отличного качества. Он стоек к воздействию грибков и насекомых.
1.2.12 Рябина
Древесина рябины имеет ярко выраженное тёмное ядро красновато-бурого цвета, которое в изделии, будучи покрытым маслом, становится желтовато- бурым или серовато-бурым. Заболонь у рябины широкая, красновато-белая, годичные слои хорошо заметны. Древесина плотная (тяжёлая), твёрдая и очень вязкая, обладает способностью хорошо сопротивляться ударам, поэтому используется для изготовления рукояток к ударным инструментам, в токарных изделиях. В целом по механическим свойствам рябина стоит рядом с буком, чуть уступая ему. Древесина рябины обладает характерным блеском, скорее свечением, что иногда используется в декоре. Как поделочный материал эта древесина не нашла применения, и причиной тому, очевидно, является её вязкость, переходящая порой в способность гнуться, поэтому заготовки или детали могут деформироваться. Резчика по дереву может заинтересовать в рябине необыкновенный для древесины (вообще) цвет её ядровой части, которая после обработки маслом становится похожей, скорее, на камень с пятнышками и тёмными полосками от годичных колец, с изменяющимся сероватым отблеском-свечением при повороте изделия. Использовать ядровую часть рябины лучше всего для изготовления женских нагрудных украшений.
1.2.13 Ясень
Древесина ясеня очень плотная, твёрдая (тяжёлая), ядровая. Ядро светло- бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. В поперечном разрезе заметны светлые непрерывные волнистые линии, идущие вдоль колец. Древесина ясеня прочная на раскол, но при сушке трескается. Однако удачно высушенный ясень в поделках стоек к растрескиванию. С учетом его прочности и способности гнуться из ясеня делают лыжи, весла, теннисные ракетки, дуги, лестничные перила, рукоятки для инструмента, он широко применяется в производстве мебели и в столярных изделиях. Древесина ясеня вполне подходит для сложнорельефной резьбы как в крупных, так и мелких изделиях, хотя и режется с усилием. Кора растущего ясеня тёмно-серая, с продольными трещинами. Характерные видовые признаки ясеня: семечки с языкообразными крылышками пучками свисают среди ветвей, что особенно заметно с наступлением зимы; листья непарноперистые из 9-13 продолговатых листочков; чёрные почки зимой.
1.2.13 Можжевельник
Древесина можжевельника применяется для мелких изделий, имеет красивую, красноватую, иногда полосатую и волнистую текстуру, несколько темнее ели и сосны, с большой плотностью (больше плотности древесины кедра в 1,5 раза), однородная, гибкая, нетвёрдая, удобная для резьбы, не набухает при намокании и почти не уменьшается в объёме при высыхании. Эти свойства в сочетании с приятным запахом ставят её в выигрышное положение по сравнению с другими породами древесины при выполнении бус, брошек, наборных браслетов, гребёнок и шпилек для волос, подставок для чайника (при нагревании от чайника древесина начинает приятно пахнуть). Кстати, запах можжевельника очень стойкий; изделия из него, пролежавшие тысячелетия под землей, сохраняют свой характерный запах. Текстура можжевельника особенно красива в поперечном разрезе. Поэтому распаренными (в горячей воде в течение 4-5 ч) пластинами поперечного среза некоторые мастера обклеивают деревянные изделия или просто используют такие пластинки для изготовления, например, шкатулок. Для изготовления художественных изделий лучше спиливать только сухие ветки и корни.
1.2.14 Ива
Ива белая — ядровая порода с узкой белой заболонью и буро-красным ядром. Древесина ядра окрашена неравномерно. На продольном срезе видны тёмные и светлые полосы, которые идут вдоль волокон. Граница между ядром и заболонью расплывчатая. Ивовая древесина очень лёгкая и мягкая, мало усыхает, сохнет быстро, а при сушке почти не растрескивается. Прекрасно режется любыми режущими инструментами и полируется. Подходит для изготовления резной посуды. Обладает прекрасной гибкостью, что даёт возможность применять её в производстве большого количестве вещей, например, плетёной мебели. Тонкий ствол дерева можно применить для мелких токарных и резных работ. Кора ивового дерева хороша для окрашивания.
1.2.15 Пихта
Пихта — безъядровое дерево (как ель). Её древесина самая лёгкая. Поэтому пихта очень мягкая и наряду с кедром наименее стойка к вмятинам от удара. По прочности на раскол древесина обоих этих деревьев занимает последнее место среди древесины деревьев других поделочных пород. Используется пихта для изделий, которые должны быть лёгкими, а также взамен ели, в том числе и для производства музыкальных инструментов. Отличительная особенность древесины пихты — отсутствие запаха. Но её кора пахнет сильно и очень приятно. Хвоя белой, или европейской, пихты (всего у нас в стране около девяти видов пихты) мягкая, на обратной стороне каждой хвоинки две белые полоски. Из коры получают пихтовый бальзам, а из хвои и веток — пихтовое масло.
1.3 Сравнительная характеристика древесины различных пород,
используемой в резьбе
Таблица 1 — Сравнительная характеристика древесины различных пород |Древесина |Плотность, |Сравнительная |Твёрдость при |Предел | | |г/см3 |светлота |резьбе |прочности | | | | | |при | | | | | |сжатии вдоль| | | | | | | | | | | |волокон, | | | | | |кг/см2 | |Берёза |0,65 |4С |2Т |500 | |Берёза железная |0,73 |ЗС |ЗТ |— | |Вишня |0,68-0,9 |СТ |МТ-Т |— | |Вяз |0,6 |С |2Т |— | |Дуб |0,7 |С |ЗТ-2Т |540 | |Ель |0,46 |ЗС |2М |320 | |Ива |0,45-0,5 |2С |ЗМ |— | |Клён |0,57-0,67 |ЗС-2С |2Т |— | |Липа |0,4-0,5 |4С |4М-2М |315 | |Лиственница |0,68 |С |МТ |420 | |Можжевельник |0,7 |2С |ЗМ |— | |Ольха |0,5 |С-СТ |2М |350 | |Орех |0,6 |С-СТ |Т-МТ |500 | |Осина |0,49 |ЗС |ЗМ |400 | |невыдержанная | | | | | |Осина |0,53 |ЗС |ЗТ |— | |выдержанная | | | | | |Пихта |0,37-0,44 |2С |4М-ЗМ |290-340 | |Рябина |0.6-0,7 |С |М |— | |Слива |0.7-0.9 |СТ |2Т |— | |Сосна |0,52 |2С |М-2Т |340-370 | |Тополь |0,42 |ЗС-2С |4М-ЗМ |— | |Яблоня |0,66-0.84 |4С-СТ |Т-2Т |— | |Ясень |0,68 |С |2Т |350-400 |
Примечание: Данные о плотности и пределе прочности взяты из "Краткого политехнического словаря" (М., 1955) и частично из книги Д. Кес "Стили мебели" (Будапешт, 1981). Поскольку имеется много видов каждой породы древесины, приведенные данные ориентировочны и могут отличаться от данных других литературных источников. Условные обозначения: 4С, ЗС, 2С, С, СТ, Т, 2Т, ЗТ — постепенный переход от очень светлой к очень тёмной древесине; 4М, ЗМ, 2М, М, МТ, Т, 2Т, ЗТ, 4Т — постепенный переход от очень мягкой к очень твёрдой древесине.
2 Основная часть
2.1 Рабочее место
В зависимости от вида резных работ готовится рабочее место резчика. Небольшие предметы, например, шкатулки, панно, на которых необходимо выполнить геометрическую, плоскорельефную резьбу, инкрустацию, а также мелкая пластика могут выполняться на простых столах с необходимым освещением. Рабочее место резчика по дереву будет зависеть от характера работы, от применяемых в резьбе инструментов. Например, декоративное оформление дома резьбой требует длительного времени. В зависимости от условий приходится иногда работать зимой в сельской или городской квартире, а летом — на даче, в деревне. При организации рабочего места в условиях многоквартирного коммунального дома самым больным вопросом является создание неудобств для соседей, а также для членов семьи. Поэтому в первую оче | |