GeoSELECT.ru



Транспорт / Реферат: Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте (Транспорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте (Транспорт)



Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Организация коммерческой работы
на внутреннем водном транспорте»



выполнила студентка V курса



2001


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

|№ |Показатель |Значение показателя |
|п/п | | |
| |Наименование груза |Корнеплоды |
| |Способ перевозки |Ящики на поддонах |
| |Тип судна (проект) |936 |
| |Грузоподъемность судна, т |1300 |
| |Мощность судна, л.с. |1050 |
| |Глубина судового хода, м |2,70 |
| |Осадка судна, м порожнем |0,72 |
| | с полной загрузкой |2,50 |
| |Запас воды под днищем, м |0,10 |
| |Число грузовых мест, шт |100 |
| |Масса одного грузового места, кг |1250 |
| |Масса партии груза, кг |125000 |
| |Наименование пункта: отправления |Тюмень |
| | назначения |Катыльга |
| |Ввоз груза разрешен (погрузка назначена |1.05 |
| |на…..), дата | |
| |Ввоз груза в порт отправления | |
| |дата/масса груза, кг |1.05 / 41250 |
| | дата/масса груза, кг |3.05 / 56250 |
| | дата/масса груза, кг |4.05 / 27500 |
| |Груз прибыл в пункт назначения, дата |25.05 |
| |Груз выдан получателю | |
| |дата/масса груза, кг |25.05 / 124700 |
| |Платежи оплачены, дата |3.05 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ ЗАГРУЗКИ СУДНА

По алфавитному указателю к единой тарифной номенклатуре грузов
установим точное наименование груза, определим группу и позицию, к которым
он относится.
Наименование груза: «Корнеплоды свежие, но не поименованные в
алфавите». Группа 04, позиция 1. (Прейскурант 14-01, стр.407).
Дадим определение тарифной нормы загрузки судна. В соответствии с
действующими «правилами применения тарифных норм» найдем тарифную норму
загрузки судна для заданного груза в судне.
Норма загрузки судна – это нормативное количество груза, которое
должно быть предъявлено грузовладельцем.
Тарифная норма загрузки судна – это минимально допустимое количество
груза, которое должно быть погружено грузовладельцем.
ТНЗС=90% (Прейскурант 14-01, стр.236).
Определим тарифную грузоподъемность судна:
[pic] т
Рассчитаем допустимую по путевым условиям загрузку судна (по заданной
глубине судового хода). Для этого: определим максимально-допустимую осадку
судна (с учетом запаса воды под днищем) и при этом значении осадки (если
она не превышает регистровую осадку судна при полной загрузке) определим
загрузку судна.
Максимально допустимая осадка судна:
[pic] м
где H – глубина судового хода,
hз – запас воды под днищем.
Определим грузоподъемность судна по максимально допустимой осадке:
[pic] т
Норма загрузки по максимально допустимой осадке принимается в том
случае, если невозможно загрузить судно до тарифной или технической нормы
из-за ограничений по глубине судового хода.
Норму загрузки судна определим как минимальное из двух значений
загрузки судна: тарифной и по осадке судна.
1170 < 1378
Норма загрузки судна – 1170 т – тарифная норма загрузки.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА


В соответствии с действующими «правилами» дадим определение вида
отправки.
Сборная отправка – это количество груза больше 20 тонн, но не
достаточное для загрузки судна до установленной нормы.
Обоснуем способ определения массы партии груза, кем определяется
масса, и рассчитаем ее для заданной партии. Сравнивая полученное значение с
нормой загрузки судна, определим вид отправки.
Масса партии это количество груза предъявленное по одной накладной.
Масса определена расчетным способом по заявлению грузовладельца.
Масса партии груза 125 тонн: больше 20 тонн, но недостаточно до нормы
загрузки судна 1170 тонн, следовательно, отправка является сборной.
По тарифному руководству 4-Р установим названия рек, на которых
расположены пункты и пароходства, к которым они принадлежат; по таблицам
расстояний определим, чьими средствами выполняются перегрузочные работы,
найдем тарифные расстояния между пунктами суммарное и с разбивкой: в
границах каждого пароходства, в том числе по магистральной и малым рекам.
Определим направление перевозок.
Пункт отправления ТЮМЕНЬ:
Тарифный номер 486 р. Тура Обь-Иртышское речное пароходство
УСТЬЕ Р.ИРТЫШ:
Тарифный номер 273 р. Обь Обь-Иртышское речное пароходство
УСТЬЕ Р.ВАСЮГАН:
Тарифный номер 198 р. Обь Западно-Сибирское речное пароходство
Пункт назначения КАТЫЛЬГА:
Тарифный номер 549 р. Васюган Западно-Сибирское речное пароходство
Определим тарифные расстояния между пунктами:
Тюмень § 1-4 – Соснино – 1669 км по магистрали
(Тарифное руководство 4-Р, стр.109)

Катыльга § 4 – устье р.Васюган – 465 км по малой реке


(Тарифное руководство 4-Р, стр.187)

устье р.Васюган – Соснино – 412 км по магистрали
(Тарифное руководство 4-Р, стр.174)

Суммарное расстояние 2546 км

в том числе: в границах Обь-Иртышского речного пароходства 1669 км по
магистральным рекам, в границах Западно-Сибирского речного пароходства 412
км по магистральным рекам и 465 км по малой реке.
От Тюмени до устья р.Иртыш вниз и от устья р.Иртыш до Катыльги вверх.
[pic]
На основе анализа данных о пунктах отправления, назначения и
перевалки, видах транспорта и числе пароходств, в границах которых
осуществляется перевозка, установим вид сообщения и дадим его определение.
Сообщение является прямым внутренним водным, т.к. перевозка
осуществляется только речным транспортом в границах двух пароходств.
На основе всех этих данных дадим полную характеристику отправки.
Из Тюмени в Катыльгу отправляются корнеплоды, не поименованные в
алфавитном списке – сухогруз, самоходным транспортом. Вниз от Тюмени до
устья реки Иртыш и вверх от устья реки Иртыш до Катыльги, причем от Тюмени
до устья реки Васюган перевозка будет осуществляться по магистральным
рекам, а от устья реки Васюган до Катыльги по малой реке. Сообщение
является прямым внутренним водным в границах двух пароходств: Обь-Иртышском
речном пароходстве и Западно-Сибирском речном пароходстве. Отправка
является сборной, так как масса партии 125 тонн больше 20 тонн, но не
достаточная до нормы загрузки судна 1170 тонн. Отправка из Тюмени
осуществляется на причалах порта, выполняющего операции с тарно-штучными
грузами, погрузку и выгрузку которых осуществляет пароходство своими силами
и средствами (Тарифное руководство 4-Р, стр.4 § 1), а в Катыльге выгрузка
будет осуществляться на причале грузовладельца, осуществляющем разгрузку
судна своими силами и средствами, выполняющее операции со всеми грузами
(Тарифное руководство 4-Р, стр.4 § 4).


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВОЗНОЙ ПЛАТЫ


Подготовим исходные данные для определения тарифной схемы, определим
действительную массу партии груза, Обоснуем вид применяемого тарифа,
Определим расчетную тарифную схему и тарифные ставки платы за перевозку,
Опишем порядок и произведем расчет провозной платы.
Провозная плата при перевозке судовыми, сборными и мелкими отправками
начисляется за фактическую действительную массу партии.
[pic]
Qдфп – это фактическая масса груза, указанная в накладной к которой
применены правила округления (Прейскурант 14-01, § 13, стр.8).
Порядок определения провозной платы:
1. Установим вид применяемого тарифа – Тариф сборной отправки.
2. Установим, из какого пароходства начинается перевозка – из Обь-
Иртышского речного пароходства.
3. Определим действительную фактическую массу партии - Qдфп=125 т.
4. Выберем №№ Тнко и Тдво по указателю схем соответствующему виду отправки
- № Тнко – 24+2, № Тдво – 21+2 добавлено по 2 единицы, т.к. отправка
сборная. (Прейскурант 14-01, стр.69).
Тнко – это тарифная ставка за начально-конечные операции. Эта ставка не
зависит от движения судна и включает в себя расходы, связанные с
содержанием судна на стоянке.
Тдво – это тарифная ставка за движенческие операции. Эта ставка зависит
от движения судна и включает в себя расходы, связанные с содержанием
судна на ходу.
5. Проверим наличие исключительного тарифа 1 и исключительного тарифа 2. –
Исключительные тарифы отсутствуют.
6. Определим тарифное расстояние между пунктами отдельно для малой реки и
магистрали:
по магистрали 2081 км
по малой реке 465 км
7. Выберем размеры Тнко и Тдво в рублях и копейках по расчетным таблицам:
[pic] руб. (Прейскурант 14-01, стр.165).
[pic] руб. (Прейскурант 14-01, стр.177).
[pic]руб. (Прейскурант 14-01, стр.170).
8. Установим группу малой реки по приложению № 2 и выберем коэффициент
малой реки – река Васюган 2 группы (Прейскурант 14-01, стр.230)
коэффициент малой реки 3 (Прейскурант 14-01, стр.234).
9. Определим провозную плату:
[pic] руб.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СБОРЫ ПОРТОВ (ПРИСТАНЕЙ)

Платежи, которые начисляются за операции, не связанные с перевозкой
называются сборы или дополнительные сборы. Сборы начисляются только за те
операции, которые выполняются силами и средствами транспорта.
Установим, в каких пунктах выполняются перегрузочные операции силами и
средствами портов, а также виды операций: погрузка, выгрузка, перевалка и
д.р.
В пункте Тюмень погрузка-выгрузка осуществляется на причалах порта,
выполняющего операции с тарно-штучными грузами, погрузку и выгрузку которых
осуществляет пароходство своими силами и средствами (Тарифное руководство 4-
Р, стр.4 § 1), а в Катыльге выгрузка-погрузка будет осуществляться на
причале грузовладельца, осуществляющем разгрузку судна своими силами и
средствами, выполняющее операции со всеми грузами (Тарифное руководство 4-
Р, стр.4 § 4), поэтому дополнительные сборы в пункте Катыльга взиматься не
будут.

Установим ставки и рассчитаем размер сборов портов (пристаней) за
перегрузочные работы.

Ставка за погрузку-выгрузку в п.Тюмень – 4,00 руб. (Прейскурант 14-01,
стр.36).
Определим плату за погрузку в пункте отправления:
[pic] руб.
Анализируя данные о порядке и времени поступления грузов в порт
отправления, определим продолжительность хранения груза в пункте
отправления.
Продолжительность хранения груза в пункте отправления:
[pic] суток.
Определим ставки и рассчитаем размер сборов порта в пункте
отправления.
Ставка сбора за хранение:
[pic] руб. (Прейскурант 14-01, стр.53).
[pic] руб.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКА ДОСТАКИ СУХОГРУЗОВ


Определим исходные данные для расчета:
Род груза – сухогрузы;
Направление перевозок:
от Тюмени до устья р. Иртыш вниз,
от устья р. Иртыш до Катыльги вверх;
Тип судна – самоходное.
Приведем схему участка водного пути, определим суточную норму пробега
груза по соответствующим его участкам.
[pic]
Суточная норма пробега груза – это гарантированная пароходством
средняя путевая скорость хода с грузом. (Подбирается по участкам по
Правилам перевозок грузов ч.1 раздел 8 стр.51).
[pic] км/сут за расстояние [pic] км от Тюмени до Тобольска
(Тарифное руководство 4-Р, стр.106)
[pic] км/сут за расстояние [pic] км от Тобольска до у.р.Иртыш
(Тарифное руководство 4-Р, стр.42)
[pic] км/сут за расстояние [pic] км от у.р.Иртыш до у.р.Васюган
(Тарифное руководство 4-Р, стр.60,174)
[pic] км/сут за расстояние [pic] км от у.р.Васюган до Катыльги
(Тарифное руководство 4-Р, стр.187)
Рассчитаем норму времени на пробег груза для каждого участка и в
целом.
Норма времени на пробег с грузом определяется по участкам, количество
участков зависит от того, сколько раз на пути следования изменится Uсут.
[pic] суток;
[pic] суток;
[pic] суток;
[pic] суток;
Суммарная норма времени на пробег:
[pic] суток.
Определим нормы времени на операции в пункте отправления и в пути
следования груза.
t0=0 и tп=0, т.к. груз перевозится сборной отправкой свыше 20 тонн по
1 накладной, груз перевозится самоходным судном, работающим без приставки,
перегрузка в пути отсутствует и передача из 1 пароходства в другое
несамоходных судом также отсутствует. (Правила перевозок грузов ч.1 § 9
стр.48).
Рассчитаем дату истечения срока доставки для заданной отправки.
Срок доставки это предельно допустимое время, в течение которого груз,
принятый к перевозке должен быть доставлен в пункт назначения. За
невыполнение срока доставки транспортная организация несет материальную
ответственность.
[pic] суток.
Срок доставки отсчитывается с 24 часов дня приема груза к перевозке.
Дата истечения срока доставки груза 4.05+15=19.05
Фактическое время доставки груза tфд=25.05-4.05=21 сутки.

Время просрочки

tпр=tфд - tд=21-15=6 суток.
В долях:
[pic]
Рассчитаем размер штрафа. За просрочку доставки устанавливается
материальная ответственность в размере 9% провозной платы за каждые сутки
просрочки, но не более 50% провозной платы:
[pic] [pic] [pic]
так как [pic] устанавливаем размер штрафа 50%
[pic] руб.
Определим потери груза.
Фактическая масса груза в пункте назначения Gф=124700 кг
Масса партии предъявленной в пункте отправления Мп=125000 кг.
[pic] кг
Потери могли произойти:
1. За счет естественной убыли груза
2. Недостача груза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный комитет СССР по ценам. Прейскурант 14-01. Тарифы на
перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное
руководство 1-Р.

2. Минречфлот РСФСР. Правила перевозок грузов. Часть I.

3. Минречфлот РСФСР. Тарифное руководство 4-Р. Тарифные расстояния речных
пароходств.




Реферат на тему: Организация международных грузовых автомобильных перевозок
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И
ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы
Республики Беларусь…………………………………………6
2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых
перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших
признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в
высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в
европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом
для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем
места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики
Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую
систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими
западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к
росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того,
геостратегическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом
для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы,
Азии и Ближнего Востока.
Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские
перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система,
к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении
качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов
и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В
соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Республики Беларусь
должно отвечать требованиям европейской интеграции.
Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики
Беларусь является рациональное использование существующих транспортных
сетей, реализация преимуществ их географического расположения и
коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским
странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы
Республики Беларусь как можно быстрее преобразились в транспортные системы
мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей
транспортной отрасли.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-
математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов
транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Недостаточное развитие в Беларуси логистических прогрессивных транспортно-
технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных
расходов, следовательно, к потере рынка.
Не простая экономическая ситуация в нашей стране, требует от
работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении
вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении
этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности
планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных
транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных
расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем
перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного
развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли.
Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.
Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных
перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система
грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П. [11],
Ходош М.С [22] и ряда других авторов. При написании работы использовались
также различные справочники и периодические издания.
Данная работа исследует существующую организацию грузовых перевозок в
Республике Беларусь и предлагает пути совершенствования грузовых перевозок.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы РБ.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию
своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только
обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с
городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью
инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и
развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние
на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных
регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо
отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы
экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а
только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами,
оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю,
увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек,
которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям
промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в
лесной промышленности, где они могут достигать 50%. [3, стр. 35]
Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере
производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта
страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости
продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он
играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной
организации производительных сил.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических
проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой
является одним из факторов привлечения населения и производства, служит
важным преимуществом для размещения производительных сил и дает
интеграционный эффект.
Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее
географическим положением и неравномерным размещением ресурсов, населения и
основных производственных фондов. Транспорт создает условия для
формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к
рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной
стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия,
что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой
стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без
транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому
транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является
её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три
стадии.
На первой стадии производство и транспорт находились в
непосредственном единстве, между ними нельзя было провести
разграничительную черту.
На второй стадии они сформировали самостоятельные системы,
функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт
выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся
устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация
пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы –
учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).
Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная
система Беларуси.
На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую
производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют
в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции
обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план
выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии. [7, стр. 15]
Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как
активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует
перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само
производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы
развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция
транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном
обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и
своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с
колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в
перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей
производства в транспортных услугах.
Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать
в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые»
потребности в перевозках — вот те требования, которые предъявляются
современным транспортным системам.
Перечисленные выше особенности транспортной системы страны ставят
целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении
призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем,
особенностей и закономерностей становления и развития территориальных
транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких
отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-
экономическими системами.
Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом
ряд важных проблем, требующих неотложного решения:
. комплексное развитие транспортной системы;
. замена малопроизводительных транспортных средств более
производительными;
. создание современной техники для погрузочно-разгрузочных работ;
. совершенствование структуры автомобильного транспорта (по типу
кузова и грузоподъемности);
. подготовка и повышение квалификации работников, занятых не
только эксплуатацией новой техники, но и техническим
обслуживанием, и текущим ремонтом;
. совершенствование организации производства и труда;
. сокращение внутрисменных простоев транспортных средств, потерь
сырья и топлива, рабочего времени;
. ускорение темпов строительства дорог с твердым покрытием.
При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так
называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по
повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция
транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность,
улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.
Транспортная система представляет собой большой и сложный
народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.
В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной
(внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Далеко не последнее место в транспортной системе принадлежит железным
дорогам. Их роль определяется высокой провозной способностью,
независимостью от климата и условий погоды. На их долю приходится более 35
% перевозок. В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте всех
видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]
Трубопроводами выполняется значительный объем работ по транспортировке
сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по
трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной
дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими
заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном
расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы. Кроме
того, на трубопроводном транспорте можно при относительно небольших
затратах быстрее осуществить автоматизацию производственных процессов и
добиться высокой производительности труда. Поэтому тенденция роста
удельного веса трубопроводного транспорта сохранится и на перспективу.
Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов
экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков
нефти или нефтепродуктов.
Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее
массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте
занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч
километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом
плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории
республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении
стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000
жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики
Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в
грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что
автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие
расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается
объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень
сохранности перевозимых грузов и др.
При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в
сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар
перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом
транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах
сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),
стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических
отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,
выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных
услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный
транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.
Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие
указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и
развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000
год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и
достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в
следующем:
. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где
требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без
перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно
эта характеристика в большей степени, чем любая другая,
принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают
предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми
другими видами транспорта;
. срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов
может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для
погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие
груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка
может быть организована по системе «just in time» — точно в
срок;
. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с
перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и
загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,
осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность
перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших
объемах или даже не требуется поскольку, как правило,
отсутствует перевалка грузов.
Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на
внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и
специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые
связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного
обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты
работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях
самофинансирования и валютной окупаемости.
В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000
субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных
автомобильных перевозок.
Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный
рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных
и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке
высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую
работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках
Западной Европы, стран Балтии и СНГ.
1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид
деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на
автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются
международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,
внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и
городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная
деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного
транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка
стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом
Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды
деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и
внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию
республиканского унитарного предприятия международных автомобильных
сообщений «Интеравтотранс».
В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов
и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта
и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за
пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах
Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки,
осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным
перевозкам.
К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная
деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и
получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по
договору транспортной экспедиции.
На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна
лицензия, сроком на пять лет.
В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют
следующие серии:
. АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. МА - транспортно-экспедиционная деятельность;
. ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.
Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на
лицензируемые виды деятельности в 1992 году.
В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию
«Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции
эти функции перешли к ней.
Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется
юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:
1. Получение перечня документов, необходимых для оформления
лицензии.
2. Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.
3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для
предварительной проверки и проверка готовности предприятия,
индивидуального предпринимателя.
4. В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым
требованиям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление
и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям
- документы не принимаются.
5. Получение лицензии.
6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при
первичном обращении не требуется, за исключением документов,
связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).
7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные
документы соответствуют предъявляемым требованиям).
Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому
лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом
хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего
срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии
осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект
хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки
пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять
междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии.
Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех
представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности
юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой
деятельности на транспорте.
В случае изменения наименования (без реорганизации или смены
собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае
утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление
о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]
Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового
бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах
при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный
срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.

Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь
от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми
на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года,
имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее
трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности,
подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких
грузов.
К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на
международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не
менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».
К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в
перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие
общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и
«Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».
При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо
предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен
соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики
Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.
Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими
лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через
Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия
международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».
Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется
непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на
транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]
Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить
нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в
Транспортную инспекцию по области.
При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут
применяться следующие меры воздействия:
. сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля
по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;
. предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении
выявленных нарушений;
. приостановление действия лицензии на определенный срок или до
устранения выявленных нарушений;
. аннулирование лицензии;
. изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.
В случае осуществления юридическими или физическими лицами
лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об
автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет
правовые, экономические и организационные основы деятельности на
автомобильном транспорте в Республике Беларусь.
В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и
качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и
коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и
вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды
перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время
разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования
автомобильных перевозок.
В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев
лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.
Перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным
производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий
технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к
получателям состоит из трех основных элементов:
. погрузки груза на автомобильное средство в пунктах отправления;
. перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления
до пунктов назначения;
. выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.
При доставке груза возникает также необходимость выполнения различных
других работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у
грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза
во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.).
Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с
момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте
назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.
В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы
могут быть комплексными и местными.
Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у
отправителя до момента сдачи его получателю.
Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в
пути следования и по месту прибытия.
Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими
грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями,
специализирующимися на транспортной логистике.
Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой предприятиями и
организациями автомобильного транспорта, — организация доставки груза от
складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев
(отправителей и получателей) от несвойственных им функций, связанных с
процессом перевозки — получение груза в пункте отправления, охрана груза в
пути следования, сдача груза в пункте назначения.
Основными показателями транспортно-экспедиционной работы для
специализированных транспортно-экспедиционных предприятий и организаций
являются: количество выполненных транспортно-экспедиционных услуг
(операций); завоз и вывоз груза (в отправках и тоннах); экспедиция и
сопровождение груза (в тоннах и операциях); погрузочно-разгрузочные работы,
характеризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.
Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка
подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы
документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.
От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного
процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и
экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок (рис. 1).
Взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями
регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в
договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными
организациями и заказчиками автомобильного транспорта. [12, стр. 76]
Перевозки грузов должны осуществляться при количественном учете объема
перевозимого груза, т. е. работа подвижного состава должна учитываться в
тоннах и тонно-километрах.

[pic]
Рисунок 1.
Непосредственно сама грузоперевозка должна осуществляться в
соответствии с Постановлением Министерства Транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь от 19 июля 2002 года № 22 «Об утверждении правил
организации безопасной перевозки пассажиров и грузов».
В соответствии с Правилами перевозчик обязан:
организовать работу по недопущению нарушения требований
нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности
дорожного движения, требований по безопасной перевозке грузов и требований
Правил;
назначать на должность, связанную с обеспечением безопасной
перевозки грузов лиц, прошедших специальную подготовку в порядке,
установленном законодательством;
установить постоянный контроль за выполнением должностными
лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению
безопасной перевозки грузов;
обеспечить постоянный контроль за соблюдением установленного
режима труда и отдыха водителей;
обеспечить соответствие транспортных средств виду перевозки,
объемам и характеристикам перевозимых грузов;
обеспечить соответствие технического состояния транспортных
средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к
эксплуатации транспортные средства с неисправностями, угрожающими
безопасности дорожного движения;
организовать проведение служебного расследования, учета и
анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали
транспортные средства перевозчика, а также организовать выявление
причин, способствующих их возникновению;
обеспечить учет данных о квалификации водителей, их стаже
работы на определенных типах транспортных средств, сроках
прохождения медицинского освидетельствования, участии в
дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил
дорожного движения и требований безопасной перевозки грузов;
ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на
соблюдение требований Правил дорожного движения и требований
безопасной перевозки грузов;
оперативно доводить до водителей сведения о причинах и
обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий;
проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение
профессионального мастерства водителей;
организовать и оснастить соответствующим оборудованием,
литературой и наглядными материалами помещение или место для
проведения профилактических мероприятий по предупреждению
дорожно-транспортных происшествий;
иметь нормативные правовые акты, методические и информационные
материалы для проведения профилактической работы по организации
безопасной перевозки грузов;
организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и
послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств в порядке, определяемом
Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с
Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и
Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Водитель,
осуществляющий деятельность в качестве индивидуального
предпринимателя, обязан проходить предрейсовый медицинский контроль в
предприятии, имеющем соответствующие полномочия на проведение этой
работы;
обеспечить учет и анализ данных медицинского осмотра водителей,
склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотиков или
страдающих хроническими заболеваниями;
контролировать сроки прохождения водителями обязательного
периодического медицинского обследования, которое осуществляется в
специализированных лечебных учреждениях в порядке, установленном
законодательством;
проводить соответствующие инструктажи водителей.
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок

Стабильная и эффективная работа транспортного комплекса является
важнейшим условием жизнеобеспечения многоотраслевой экономики и реализации
основных направлений программы социально-экономического развития Республики
Беларусь.
Одним из важных явлений прошлого века является объединение европейских
стран в экономический союз, направленный на интеграцию и глобализацию
экономики, формируя и используя общую базу накопленных знаний, образования
и культуры. Это стратегическое направление развития человечества. Наиболее
активно на интеграцию экономики влияет коммуникационная система стран.
Поэтому мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную
систему, используя пространственное расположение и ресурсный потенциал
государств, обеспечив их интегральное обслуживание.
Под единством транспортной системы понимается особое структурное
построение, позволяющее с наименьшими затратами, рационально используя
преимущества каждого вида транспорта, достигать главной цели - формирования
рынка транспортных услуг, полностью удовлетворяющего потребительский спрос.
В связи с этим, общегосударственные мероприятия, направленные на вступление
Республики Беларусь в международные интеграционные институты, являются
актуальными.
Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы
предопределяет ее транспортную политику. Не имея прямого выхода к морю,
являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль
транзитного коридора. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной
Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с Северо-
Западными регионами России и странами Скандинавии проходят через территорию
республики.
Транзитное геополитическое положение Республики Беларусь признано
Европейским Союзом, которое, определяя существующие и будущие грузопотоки,
выделило на территории страны два (названных Критскими) транзитных коридора
— II и IX.
В направлении Запад-Восток республику пересекает Критский коридор II:
Берлин (Германия) - Варшава (Польша) - Минск (Белоруссия) - Москва (Россия)
- Нижний Новгород (Россия), соединяющий Западную Европу, Польшу, Беларусь и
Россию. Европейским Союзом определен высший приоритет для данного
транспортного коридора в связи с важным значением перемещающихся по нему
торговых потоков между Западом и Востоком.
На территории республики участником коридора является автомобильная
дорога М1 /ЕЗО Брест — Минск — Орша — граница Российской Федерации,
протяженностью 606 км и двухпутная электрифицированная железнодорожная
линия Брест — Минск — Орша — граница Российской Федерации протяженностью
615 км.
В направлении Север — Юг республику пересекает IX Критский коридор,
соединяющий города Хельсинки (Финляндия) — Ст-Петербург (Россия) —
Москва/Псков (Россия) — Киев (Украина) — Любашевка (Украина) - Кишинев
(Молдавия) — Бухарест (Румыния) - Пловдив (Болгария). Автомобильная дорога
М8 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины
является участком IX Критского коридора и имеет протяженность по территории
республики 456 км.
Важную роль играет и ответвление коридора 1ХВ Киев - Минск — Вильнюс —
Каунас — Клайпеда, в которое входят автомобильные дороги М5 Минск - Гомель,
М6 Минск - Гродно и Р28 Першай - Ошмяны - граница Литовской республики (на
Вильнюс), протяженностью 468 км. Ответвление 1ХВ обеспечивает выход
грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к
специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. [9,
стр. 8]
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических
отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,
выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных
услуг, в том числе железнодорожный транспорт-20,5%, автомобильный транспорт-
12,0% и воздушный транспорт — 1,9%.
Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта,
способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до
двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его
специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором -
способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты
назначения.
Последний фактор реализуется тем лучше, чем четче будет организовано
выполнение всех работ по подготовке и обеспечению перевозочного процесса.
Однако организация автомобильных перевозок грузов из одной страны в другую
- процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и
соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания,
точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и
государственных законов. Сложность управления международными перевозками
заключается в том, что необходимо управлять объектом (грузом), находящимся
за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные
решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости
своевременной и сохранной доставки груза.
Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в
большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и
от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими
посредниками в международных транспортных операциях являются
специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие
разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с
момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его
потребителю.
Посредничество в области международных перевозок все больше охватывает
необходимый комплекс услуг и операций, называемый транспортно-
экспедиционное обслуживание (ТЭО). В международной практике под ТЭО
понимается особый вид специализированной деятельности по организации
доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый
экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему
экспедиционное вознаграждение.

Темпы развития промышленного и сельскохозяйственного производства,
значительные объемы капитального строительства, возросший товарооборот
повысили роль междугородных перевозок грузов в регионе. Автомобильный
транспорт в этом виде перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с
другими видами транспорта:

. ускорение доставки грузов,

. сокращение количества перевалок,

. повышение степени сохранности грузов.

Использование автомобильного транспорта для междугородных перевозок
позволяет исключить нерациональные, т.е. на короткие расстояния, перевозки
железнодорожным транспортом.
Широкая специализация и кооперирование производства, концентрация баз
снабжения в крупных городах потребовали организации устойчивого, ритмичного
и в короткие сроки перевозочного процесса в междугородном сообщении. В
республике проводится систематическая работа по оптимизации перевозок
грузов. Основные перевозки и грузооборот в междугородном сообщении
осуществляются автомобильным транспортом.
Всевозрастающие объемы междугородных перевозок привели к необходимости
организации их по принципу, который обеспечил бы ускорение доставки и
сохранность грузов, наилучшее обслуживание грузоотправителей-
грузополучателей с учетом режимов их работы по приемке-выдаче грузов и
высокоэффективное использование подвижного состава.
Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики
Беларусь является рациональное использование существующих транспортных
сетей, реализация преимуществ их географического расположения и
коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским
странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы
Беларуси как можно быстрее преобразились в транспортные системы мирового
уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной
отрасли. В основу модернизации должен быть положен принцип системного
построения рационального транспортного комплекса с использованием
современных знаний, упреждающего выполнение комплексных фундаментальных
исследований, направленных на решение первоочередных проблем формирования
национального транспортного комплекса.
Первой такой проблемой является поиск наиболее рациональных вариантов
структурной организации транспортной системы страны как единого целого.
Настала объективная необходимость в системном осмыслении глубоких
структурных преобразований на транспорте и создании новой структурной
организации, обеспечивающей управление направленным развитием всей
транспортной системы страны.
Вторая проблема, которая требует разрешения, - транспортные ресурсы и
их рациональное использование в единой транспортной системе страны. Как
известно, к числу транспортных ресурсов, как основных системных качеств,
относятся: пропускная способность транспортных сетей всех видов транспорта
и провозная способность транспортных средств, которые используют эти сети.
Создать и реализовать в современных условиях эффективную стратегию
управления направленным развитием отрасли без наличия достаточно глубокой
научной разработки фундаментальных проблем организации, механизмов
разрешения противоречий, рационального комплексного использования ресурсов,
практически невозможно. Это обусловлено тем, что в процессе современного
развития возникают принципиально новые проблемы, не имеющие аналогов в
прошлом, для решения которых требуется поиск новых методологических
подходов и новых средств их разрешения. Потребность в таких новых подходах
проявляется и имеет особую значимость в переходных периодах развития
социальных формаций, при переходе к новым рыночным отношениям, когда роль
государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно
усиливается в целях повышения уровня организации общества и государства, но
не исключает активизацию процессов самоорганизации.
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта.

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового
автомобильного транспорта применяется система показателей, позволяющая
оценивать степень эффективности использования подвижного состава и<

Новинки рефератов ::

Реферат: Теории о несуществовании загробного бытия (Психология)


Реферат: Сизод (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Муниципальное право РФ (Право)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: День феодала (История)


Реферат: Комплексный подход к воспитанию и обучению глухих детей (Педагогика)


Реферат: К.П. Брюллов – портретист (Искусство и культура)


Реферат: Секунданты дуэли М. Ю. Лермонтова (Литература)


Реферат: Маргарет Тэтчер (Исторические личности)


Реферат: Адвокат в уголовном процессе (Уголовное право и процесс)


Реферат: Моральный (неимущественный ) вред (Уголовное право и процесс)


Реферат: Выпускные сочинения по литературе (Литература : русская)


Реферат: Качество стали (Металлургия)


Реферат: Шпаргалки з курсу Теорія і методіка журналістської творчості ГЕК (Журналистика)


Реферат: Природа процесса принятия решения (Менеджмент)


Реферат: Смысл воспитания (Педагогика)


Реферат: Совість Риму - соціо-культурна роль стоїцизму (Философия)


Реферат: Казанская икона Божией Матери (Религия)


Реферат: Страхование (Шпаргалка) (Предпринимательство)


Реферат: История военного мундира (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист