GeoSELECT.ru



Уголовное право и процесс / Реферат: Ответ на запрос Засвияжского РОВД г. Ульяновска (Уголовное право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ответ на запрос Засвияжского РОВД г. Ульяновска (Уголовное право и процесс)



Нужен нормативный документ, в соответствии с которым работникам
государственных и муниципальных учреждений, в частности работникам дома-
интерната, запрещается принимать в дар и совершать сделки в отношении
имущества поступивших в дома-интернаты граждан.

В законодательстве РФ отсутствует понятие дома-интерната. В
соответствии с ОКОНХ в ред. от 7.06.95 г. интернаты бывают двух типов: дома-
интернаты для престарелых и инвалидов и школы-интернаты и школы-интернаты
для детей с недостатками умственного и физического развития. Обычно под
словом «интернат» понимаются специализированные лечебно-профилактические и
учебно-воспитательные заведения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В данном случае необходимо установить, имеют ли право работники
вышеуказанных учреждений совершать сделки или принимать в дар имущество
граждан, поступивших в интернаты.
В соответствии со ст. 575 ГК РФ «не допускается дарение, за
исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти
установленных законом минимальных размеров оплаты труда:
работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной
защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на
лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих
граждан...»
Таким образом, работникам вышеуказанных учреждений ГК РФ прямо
запрещено принимать подарки, размером более 5 МРОТ, от содержащихся в этих
учреждениях граждан.
Вопрос относительно других сделок с имуществом содержащихся в
учреждениях граждан не может быть решен так однозначно ( совершение сделок
с имуществом граждан зависит от объема дееспособности этих граждан и
наличия у них законных представителей, опекунов или попечителей.
Согласно ГК РФ опека назначается над малолетними и лицами, признанными
судом недееспособными, попечительство — над несовершеннолетними в возрасте
от 14 до 18 лет и лицами, признанными судом ограниченно дееспособными.
Согласно ч. 2 ст. 32 ГК РФ «опекуны являются представителями подопечных и
совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки». Согласно ч.
2 ст. 33 ГК РФ «попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые
граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать
самостоятельно». Т.е. совершать сделки с имуществом граждан работники
интернатов имеют только в том случае, если они являются опекунами этих
граждан. При этом они обязаны действовать в интересах подопечного — сделка,
совершенная не в интересах подопечного, будет являться оспоримой и может
быть оспорена в суде.
Согласно п. 4 ст. 35 «опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в
опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие
воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения
или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения».
Т.е. сначала необходимо установить, какие граждане в каких из
указанных выше учреждений являются нуждающимися в опеке.
Правовое положение домов-интернатов для престарелых и инвалидов
регулируется ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов» от 02.08.95 N122-ФЗ. Однако в этом законе не установлено,
являются ли престарелые и инвалиды, поступающие в такие интернаты
ограниченно дееспособными или недееспособными. В ч.1 ст.21 указанного
закона говорится, что «администрация стационарного учреждения социального
обслуживания обязана исполнять возложенные на нее функции опекунов и
попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся
в опеке или попечительстве», из чего следует, что в интернат могут быть
помещены как дееспособные, так и недееспособные престарелые люди, имеющие
или не имеющие опекуна. В случае, если в интернат помещены недееспособные
престарелые, не имеющие опекуна, обязанности такого опекуна в соответствии
с п.4 ст.35 ГК РФ будет выполнять интернат, который и будет иметь право
распоряжаться имуществом подопечного на основании ГК РФ. Также интернат
будет выполнять обязанности опекуна, если в него помещен малолетний или
недееспособный инвалид, не имеющий родителей или законных представителей.
Под школой-интернатом согласно абз. 2 п. 1 «Типового положения об
общеобразовательной школе-интернате», утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 26.06.1995 №612 в ред. Постановлений Правительства от
14.10.1996 №1203 и от 28.08.1997 №1117, понимаются «общеобразовательные
школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных
предметов, гимназии-интернаты, лицеи-интернаты». Согласно п.26 этого же
Положения «зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению
родителей (законных представителей), а в отдельных случаях — по решению
органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления
образованием». Т.е. большинство обучающихся в школах-интернатах уже имеют
либо родителей, либо иных законных представителей, которые и распоряжаются
имуществом подопечных, и, соответственно, интернат не имеет права
распоряжаться их имуществом. Однако, в соответствии с абз. 2 п. 27
Типового положения «в тех районах, где отсутствуют образовательные
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
школу-интернат могут быть приняты данные категории детей». О правовом
положении этих детей и их имущества в Типовом положении ничего не
говорится. Однако, вероятно, в данном случае следует применить аналогию
гражданского закона и в отношении этих детей и их имущества
руководствоваться п. 4 ст. 35 ГК РФ и соответствующими нормативными актами.
Под интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, согласно абз. 2 п. 1 «Типового положения об образовательном
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995 №676 в ред.
Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 №1203, 28.08.1997 №1117,
30.03.1998 №366, понимаются «детские дома (для детей раннего (с 1,5 до 3
лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанные), детские дома-школы,
школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии,
специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». В
соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 25.01.1995 №318/1-34 «О понятии
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-
сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель
(одинокая мать). К числу детей, оставшихся без попечения родителей,
относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в
связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно
отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной
болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских
обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под
стражей в период следствия. В соответствии с п. 24 Типового положения в
учреждение принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению
суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны
недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение
родителей которых не установлено. Указанные категории детей, как правило,
поступают в интернаты без назначенного опекуна, а соответственно функции
опекуна будут выполняться данными учреждениями. Согласно ст. 25 Типового
положения «в учреждения могу временно приниматься дети одиноких матерей
(отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а
также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного
места жительства, на срок не более одного года». Такие дети имеют родителей
или других законных представителей, а соответственно их имуществом будут
распоряжаться их представители.
Таким образом были выяснены категории граждан, которые находятся под опекой
соответствующих учреждений.
Распоряжение имуществом подопечного должно происходить в строгом
соответствии с ГК РФ и другими нормативными актами РФ. В ГК РФ распоряжению
имуществом подопечного посвящены ст. ст. 37 и 38.
«Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного
1. Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся
подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми
подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или
попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного
разрешения органа опеки и попечительства.
Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или
попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного
расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.
2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и
попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение
сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного,
сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог,
сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его
имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих
уменьшение имущества подопечного.
Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.
3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе
совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества
подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также
представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел
между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими
родственниками.
Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного
1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым
имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с
управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении
таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои
полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в
доверительное управление.
При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом
подопечного на управляющего распространяется действие правил,
предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по
основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о
доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и
попечительства.»
Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на
«сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в
домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в
течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение
социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались
проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом
учреждении». Из этого можно сделать вывод, что жилые помещения, занимаемые
по договору найма или аренды гражданами пожилого возраста и инвалидами, в
течение 6 месяцев с момента поступления гражданина в интернат освобождаются
и возвращаются в государственный, муниципальный или общественный фонд, т.е.
не относятся к имуществу гражданина, которым может распоряжаться интернат,
выступающий в роли опекуна.
Согласно ч. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой
(попечительством), имеют право на «сохранение права собственности на жилое
помещение или права пользования жилым помещением», т.е. при поступлении в
интернат дети не могут быть лишены жилого помещения.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от
21.12.1996 г. в ред. от 8.02.1998 г.:
«1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,
находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое
помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания
населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования
независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы.
4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения
органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении
приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-
сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также
на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют,
однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с
собственником либо нанимателем права.
5. В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения
родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно
несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны
(попечители), приемные родители или иные законные представители
несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи
жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность
несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям
их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и
попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные
договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются
самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и
попечительства.
7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется
право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их
родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного
хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного
строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на
которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации
предприятий и организаций агропромышленного комплекса».





Реферат на тему: Ответственность за бандитизм

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра уголовного права и процесса



Курсовая работа на тему:
«Ответсвенность за бандитизм»



Работу выполнил
студент 3 - го курса
ф - та правоведения
271 группы
Васин Д. С.
Научный руководитель
к. ю. н. Нафиков М. М.



КАЗАНЬ 2000



План

Глава 1. Понятие бандитизма, его исторический аспект стр. 1- 10
Глава 2. Состав бандитизма стр. 10- 17
Глава 3. Наказание за бандитизм в УК РСФСР 1960 и УК РФ 1997 гг. стр.17
- 18
Список использованной литературы стр. 19



Глава 1 – Понятие бандитизма, его исторический аспект
В последнее время в общей структуре преступности значительно возросла
организованная преступность, одной из разновидностей которой является
бандитизм. Он сопряжен с вооруженными нападениями на организации и граждан.
Последние особенно уязвимы, так как под угрозу ставится не только их
собственность, но и жизнь. Как показало выборочное изучение уголовных дел
на лиц, осужденных за бандитизм, в 78% случаев бандитские нападения
заканчивались убийством потерпевших, на счету отдельных банд их в среднем
от пяти и более.
За последнее с небольшим десятилетие судами РФ было осуждено: в 1983г.
– 13 чел.; в 1984г. – 7 чел.; в 1985г. – 15 чел.; в 1986г. – 12 чел.; в
1987г. – 11чел.; в 1988г. – 14 чел.; в 1989г. – 17 чел.; в 1990г. – 32
чел.; в 1991г. – 8 чел.; в 1992г. – 28 чел.; в 1993г. – 26 чел.; в 1994г. –
66 чел.; в 1995г. – 86 чел. Активизация борьбы с бандитизмом началась после
принятого 14 июня 1994г. Указа Президента Российской Федерации “О
необходимых мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений
организованной преступности”.
Как показало изучение практики применения Уголовного
законодательства, не всегда правильно принимаются такие признаки состава
бандитизма, как организация банды и руководство ею, участие в банде и
участие в бандитских нападениях. Недостаточно полно выясняется, какие
именно действия совершил каждый участник банды, не устанавливаются лица,
способствующие бандитской деятельности. Допускаются ошибки в квалификации
совершаемых бандой нападений по совокупности с иными деяниями, поскольку не
все преступления, в которых приняла участие банда, охватываются понятием
бандитизма.
Актуальность разработки данной проблемы объясняется также и тем, что
за все время существования уголовной нормы о бандитизме не было принято ни
одного специального постановления Верховного суда СССР или РСФСР,
посвященного этому вопросу. Только спустя 30 с лишним лет после принятия
Уголовного кодекса РСФСР 1960г. было принято первое постановление Пленума
Верховного суда РФ от 21 декабря 1993г., которое достаточно подробно
проанализировало вопросы, связанные с квалификацией бандитизма и выработало
обязательное для всех судов рекомендации.
С 1 января 1997г. в действие введен новый уголовный кодекс, в котором
в ст.209 УК более широко по сравнению с уголовным кодексом 1960г.
установлены признаки бандитизма как общественно-опасного деяния. Новая
конструкция ответственности за бандитизм предусматривает в ч. 1 ст. 209 УК
ответственность за организацию и руководство бандой, в ч. 2 ст. 209 УК – за
участие в банде и в совершаемых ею нападениях. Часть 3 ст. 209 УК является
квалификационным составом по отношению к двум первым и устанавливает
ответственность за действия, перечисленные в частях 1 и 2 ст. 209 УК,
совершенные с использованием служебного положения.
С учетом положений Нового Уголовного законодательства Пленум
верховного суда РФ принял постановление №1 от 17 января 1997г. “О практике
применения судами законодательства об ответственности за бандитизм”,
которым следует руководствоваться в своей деятельности правоохранительным
органам.


В истории Уголовного законодательства бандитизм рассматривался как
преступление государственное, т.е. одно из особо опасных преступлений,
посягающих на основы государственного управления в области охраны
общественной безопасности и правопорядка. Впервые о бандитизме говорилось
как о преступлении в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918г. “О суде”.
Декретом ВЦИК от 20 июня 1919г. “Об изъятиях из общей подсудности в
местностях, объявленных на военном положении” бандитизм определяется как
“участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей,
пособничество и укрывательство такой шайки”. Впоследствии уголовная
ответственность за бандитизм была предусмотрена в ст. 76 УК РСФСР, в
которой бандитизм определялся как “ организация и участие в бандах и
организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на
советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и
разрушение железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти
нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались”.
Наказание за перечисленные в ст. 76 УК действия устанавливалось в виде
расстрела с конфискацией всего имущества. Снижение наказания допускалось на
срок не ниже 3 лет лишения свободы со строгой изоляцией и конфискацией
имущества только при наличии смягчающих обстоятельств. Пособничество банде
и укрывательство ее членов и банды в целом, а также сокрытие добытого и
следов преступной деятельности наказывалось наравне с бандитизмом. Снижение
наказания допускалось на срок не ниже 2 лет лишения свободы со строгой
изоляцией и конфискацией имущества.
Такая столь чрезмерная трактовка позволяла карающим органам применять
максимальное наказание вплоть до расстрела за деяния, угрожающие
существованию и нормальному функционированию нового общественного строя.
Уголовный кодекс 1926г. оставил норму о бандитизме без изменений (ст.
59-3 УК ). В 1927г. было принято положение, которое устанавливало уголовную
ответственность за бандитизм в несколько измененном виде. Ст. 59-3 УК
1926г. приобрела следующий вид: “бандитизм, т.е. организация вооруженных
банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные
учреждения или отдельных граждан, остановка поездов и разрушение
железнодорожных путей и иных средств сообщений и связи”. Эта норма
просуществовала без каких бы то ни было изменений вплоть до принятия
нового Закона об уголовной ответственности за государственные преступления
1958г. Поскольку в Уголовном законодательстве вплоть до принятия
Уголовного кодекса 1960г. существовала аналогия, ст. 59-3 УК
использовалась с судебной практике для ужесточения ответственности и
наказуемости за деяния, обладающие повышенной степенью общественной
опасности, хотя и на являющиеся по своей правовой природе бандитизмом.
Например, по аналогии со ст. 59-3 УК Постановлением президиума Верховного
суда РСФСР от 4 августа 1933 г. предлагалось квалифицировать систематически
совершаемые организованными группами или враждебными элементами кражи
домашнего имущества колхозников, находящихся на полевых работах, даже если
эти преступления совершались невооруженными группами. После коллективизации
сельского хозяйства и подавления сопротивления крестьянства уголовная
ответственность за бандитизм стала применяться реже, т.к. уголовная
преступность была в значительной мере подавлена.
Однако в военные и послевоенные годы широкая трактовка бандитизма
вновь возобладала в правоприменительной практике. Об этом свидетельствует
хотя бы тот факт, что в системе НКВД и затем МГБ СССР было создано главное
управление по борьбе с бандитизмом (ГУПБ). Наиболее широкая практика
применения этой статьи имела место в борьбе с вооруженными формированиями
ОУН в Западной Украине и Прибалтике.
УК 1960г. в ст. 77 предусмотрел уголовную ответственность за
бандитизм в редакции ст. 14 “Закона об уголовной ответственности за
государственные преступления”. В этой норме бандитизм определялся как
“организация вооруженных банд с целью нападения на государственные,
общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц, а равно
участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях”. Новая конструкция
ст. 77 УК стала более четкой в плане ограничения данного вида преступной
деятельности от иных организованных форм. В ней четко оговаривалась цель, с
которой создается вооруженная банда для совершения нападений , а не
хулиганства или кражи. Аналогия в новом уголовном законодательстве была
отменена, и по ст.77 УК квалифицировались только те деяния, которые
обладали всеми признаками преступления, описанного в законе. Ст. 77 УК
просуществовала в уголовном законодательстве практически без изменений до
принятия УК 1996г., который введен в действие с 1 января 1997г.
Как видно из характеристики исторического развития бандитизма,
криминализация составляющих его деяний с самого начала образования
советского государства и до наших дней объяснялось той высокой степенью
общественной опасности, которая в нем заключалась.
Первоначально бандитские действия были опасны не столько тем, что
реально они выливались в незаконное завладение имуществом, но прежде всего
тем, что на фоне противостояния значительной части общества новому
общественному и государственному строю и несогласия с проводимой социальной
политикой, они являлись лишним доказательством неспособности нового
государства построить справедливое общество и обезопасить его членов.
Недаром в первые годы советской власти это преступление было объявлено
государственным, хотя такая цель в диспозиции нормы не укладывалась, а
сформулированные в ней действия по своему характеру выступали как
относящиеся к числу корыстно-насильственных общеуголовных преступлений.
С затуханием классовой борьбы эти качества данного преступления вышли
на первый план, однако, по традиции бандитизм оставался в главе о
государственных преступлениях.
Глубокое изучение проблем организованности бандитизма позволили
выявить и закрепить в науке Уголовного права такие существенные признаки
бандитизма как устойчивость, законспирированный характер этого вида
деятельности, вовлечение в нее значительного числа лиц, в том числе
использующих свое служебное положение, облегчающее совершение преступлений,
тщательное планирование, наличие круга лиц, укрывающих банду и похищенное.
Бандитизм претерпел значительную эволюцию в своем развитии, постепенно
переродившись из контрреволюционного преступления, посягающего на основы
государственного устройства, советскую власть в тяжкое, корыстно-
насильственное преступление.
Бандитизм не посягает на основы государственного и общественного
устройства, его устои, поэтому его нельзя назвать государственным
преступлением. Как показывает изучении судебной практики последних лет,
бандитизм всегда совершается с целью незаконного завладения имуществом, чем
причиняет вред общественным отношениям, возникающим по поводу сохранности и
нормального функционирования различных видов собственности, плюс
общественным отношениям, направленным на охрану личной физической
неприкосновенности личности, ее права на жизнь.
Видимо, правильнее было бы поместить бандитизм вследствие его
корыстной направленности в главу о преступлениях против собственности.
Новый УК 1996г. в ст. 35 УК дословно повторил положения ст. 17-1 УК
1960г. относительно организованной группы, т.е. она определяется как
“устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или
нескольких преступлений”.(Ст. 17-1 была введена в УК 1960г. Законом РФ от
1 июля 1994г. о внесении изменений пи дополнений в УК. Организованная
группа как устойчивое образование, в качестве квалифицирующего признака
была включена во многие составы преступлений, в том числе и в те из разряда
насильственно-корыстных, которые составляли как бы основание той пирамиды,
вершиной которой является бандитизм).
Одним из принципиальных положений Общей части УК является требование
обязательной индивидуализации Уголовного наказания лиц, совершивших
преступление, особенно это касается преступлений, совершаемых в соучастии.
Поэтому судебные органы, выполняя данное положение закона, всегда были
обязаны устанавливать степень участия лица в банде и в совершаемых ею
нападениях, его значимость в данной преступной организации. Чтобы придать
указанному требованию еще более обязательный характер, законодатель в новом
УК предусмотрел дифференцированную уголовную ответственность за бандитизм в
зависимости от характера и степени участия каждого конкретного субъекта в
преступной деятельности банды. Если ст. 77 УК 1960г. устанавливала равную
ответственность как организаторов так и других участников банды, то в УК
1996г. ответственность этих лиц строго ранжирована и предусмотрена в разных
частях ст. 209 УК.
Часть 1ст. 209 УК устанавливает ответственность организаторов банды и
ее руководителей. Наказание за эти действия – от 10 до 15 лет лишения
свободы с конфискацией имущества или без таковой.
Рядовые члены банды, принимающие в ней участие или в совершаемых ею
нападениях, несут ответственность по ч. 2 ст. 209 УК. Наказание в отношении
этих лиц несколько мягче – от 8 до 15 лет лишения свободы.
В ч. 3 ст. 209 УК установлена уголовная ответственность за действия,
заключающиеся в организации, руководстве, участии в банде и в совершаемых
ею нападениях, но совершенные лицом с использованием своего служебного
положения. Наказание за такие действия более суровое – от 12 до 20 лет
лишения свободы, поскольку служебное положение в данном случае облегчает
совершение преступления, с одной стороны, и что самое главное, как правило,
под категорию подразумевающихся в ней лиц, подпадают те, кто должен
осуществлять защиту граждан, учреждений, предприятий или организаций от
возможных преступных посягательств, т.е. это работники охранной службы,
правоохранительных органов.
Однако санкции различных частей ст. 209 УК недостаточно продуманы и не
позволяют в полной мере осуществить поставленные перед ней задачи:
достаточно справедливо оценить действия различных участников банды
посредством назначения им наказания. Поскольку организация банды и
руководство ей, участие в ней и в совершаемых ею нападениях предусмотрены в
разных частях ст. 209 УК и представляют собой, таким образом,
самостоятельные преступные деяния, действия руководителя и организатора
банды, участвовавших в совершаемых ею нападениях, следует квалифицировать
по ч.2 и ч.3 ст. 209 УК. Суд при назначении наказания за такие действия,
руководствуясь правилами назначения наказания при совокупности
преступлений, изложенными в ч.3 ст. 69 УК может применить принцип полного
сложения наказаний. Если исходить из того, что суд будет складывать
максимально возможные сроки наказания в виде лишения свободы, которые можно
назначить в подобном случае, то окончательное наказание будет равняться 25
годам лишения свободы. Лицо же, руководившее бандой и участвовавшее в
нападениях, используя при этом свое служебное положение, будет нести
ответственность только по ч.3 ст. 209 УК, и назначенное ему наказание не
сможет превысить 20 лет лишения свободы. Более тяжкие деяния будут
наказываться мягче, чем менее тяжкие.[1]
Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью.
Защита жизненно важных интересов личности, общества, государства
от внутренних угроз предполагает создание системы правовых норм,
обеспечивающих нормальное существование личности, общества, и
безопасные условия для трудовой деятельности и отдыха граждан, их
жизнедеятельности, а также нормальное функционирование общественных и
государственных учреждений и организаций.
Основными объектами безопасности являются: личность, его права и
свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство,
его конституционный строй, обороноспособность, и территориальная
целостность. Наиболее опасные случаи такого нарушения, выражающиеся в
преступном посягательстве на общественную безопасность и общественный
порядок, пресекаются с помощью уголовно - правовых норм.
Общественная безопасность предполагает введение определенной
системы норм и создание необходимых условий, обеспечивающих спокойное и
беспрепятственное функционирование государственных и общественных
учреждений и организаций, а также спокойствие граждан.
Общественный порядок заключается в соблюдении каждым гражданином
норм права или морали. Общественный порядок и общественная безопасность
не только обеспечивают спокойствие общественной жизни, но и
обеспечивают правильное поведение людей в обществе.
Преступлениями против общественного порядка законом признаются
деяния, грубо нарушающие нормальные условия повседневной жизни и
деятельности людей в обществе. Эти преступления причиняют или могут
причинить существенный вред личным, общественным, и государственным
интересам, здоровью, телесной неприкосновенности и достоинству граждан.
Преступлениями против общественной безопасности законом
признаются общественно опасные деяния, могущие причинить тяжкий и особо
тяжкие последствия ( человеческие жертвы, материальный и иной ущерб).
По объекту посягательства, по характеру противоправного деяния,
по форме виновного отношения к деяниям и последствиям, преступления
против общественного порядка и общественной безопасности отличаются от
преступлений против личности, жизни и здоровья населения, а также от
преступлений против порядка управления. Так, в отличие от преступлений
против личности, жизни и здоровья населения, которые непосредственно
посягают на определенное лицо, рассматриваемые преступления посягают на
общественную безопасность , общественный порядок, права и законные
интересы неопределенного большого круга лиц. Кроме того, преступления
против личности, по общему правилу, считаются оконченными с момента
причинения вреда определенному благу человека, в то время как
преступления против общественной безопасности и общественного порядка
признаются в ряде случаев с момента совершения противоправного деяния,
которые поставлены в опасность жизнь, здоровье, право или законные
интересы граждан.
При совершении преступлений против личности, так же как и при
совершении преступлений против порядка управления, виновное отношение
лица как к противоправному действию, так и к последствиям, выражается,
как правило, в различной форме[2].
Отнесение того или иного вида преступления против общественной
безопасности не означает, что данное преступление не может причинять
вреда смежному или родовому объекту.
Например, хулиганство, являясь преступление против общественного
порядка, нередко причиняет вред и общественной безопасности. Незаконное
изготовление, ношение, хранение, сбыт холодного оружия, являясь
преступлением против общественной безопасности, в какой - то мере
причиняет вред и общественному порядку.
Со стороны объективной преступления против общественной
безопасности и общественного порядка своем большинстве совершаются
путем активных действий (ст. 205,206, 218, 227 УК). Некоторые
преступления совершаются путем бездействия (ст. 216 УК).
Во многих статьях ( ст.205, 206 УК) наступление тяжких
последствий является квалифицирующим признаком того или иного состава
преступления. В этом случае преступление квалифицируется по ч.2 или 3
соответствующей статьи.
Субъектами преступлений против общественного порядка и
общественной безопасности являются по преимуществу частные лица, лишь
по некоторым составам (ст.209, 210) субъектом преступления может быть и
должностное лицо.
Признаками квалифицирующего состава многих преступлений
предусмотрено совершение их специальными субъектами: группа лиц по
предварительному сговору (ст. 206 УК). В соответствии с ч.2 ст.20 УК
ответственность за преступления против общественной безопасности и
общественного порядка наступает по достижении лицом 16- летнего
возраста.
Со стороны субъективной преступления против общественного порядка
и общественной безопасности совершаются с прямым умыслом. Некоторые
преступления характеризуются неосторожной формой вины (ст.224 УК). В
ряде случаев обязательным признаком субъективной стороны является
цель[3] (ст. 206, 227 УК).
Исходя из вышеизложенного, и в зависимости от непосредственных
объектов, на которые посягают преступления, тяжести и характера деяния,
и его последствий можно классифицировать на 4 группы:
1. Преступления, причиняющие или могущие причинить вред широкому кругу
людей и организаций, либо затрагивающие важные интересы граждан в
сфере общественной безопасности (ст.ст. 205, 206, 207, 208, 209,
210, 211, 213, 214 УК);
2. Преступления против общественного порядка, нарушающие общественную
мораль спокойствие, нормального условия труда и отдыха граждан ( ст
213-214 УК)
3. Преступления связанные с нарушением специальных правил безопасности
на объектах представляющих особенную опасность для граждан и
обществу (ст 215-217, 219 УК)
4. Преступления связанные с незаконным обращением, присвоением или
хранением предметов, представляющих особую ценность (ст 218, 220-226
УК)[4]


Глава 2 Состав бандитизма
Бандитизм – одно из опаснейших преступлений предусмотренных
уголовным кодексом.
УК РФ под бандой понимает: “ Под бандой следует понимать
организованный устойчивую вооруженную группу из двух или более лиц
заранее объединившихся для совершения нападений на граждан и
организаций. Банда может быть создана и для совершения одного, но
требующего тщательной подготовки нападении ( Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 17 января 1997 года “ О практике применения Суда
законодательства об ответственности за бандитизм” )[5]
Родовым объектом бандитизма являются основы общественной
безопасности. Организации вооруженных банд и нападения, совершенными
такими бандами, представляют серьезную угрозу для общественной
безопасности и общественного порядка. Нападение вооруженных банд на
отдельных граждан, предприятия и учреждения сопряжены обычно с тяжкими
посягательствами на жизнь и здоровье граждан. И вместе с тем наносит,
как правило, большой ущерб личной, государственной и общественной
собственности.
Нападение вооруженной банды не редко сопровождается оказанием
вооруженного сопротивления представителям власти и убийствам их и
могут, таким образом, угрожать деятельности органов власти, подрывая
силу и авторитет этих органов. Непосредственным объектом посягательства
при бандитизме – отдельные граждане и государственные, общественные
учреждения и предприятия.
С объективной стороны состав бандитизма предполагает:
1. Организацию вооруженных банд
2. Участие в вооруженных бандах
3. Участие в совершаемых бандах нападениях
Для состава бандитизма достаточно совершение хотя бы одного из
этих деяний. Поскольку статья 209 УК РФ, определяет состав бандитизма,
говорит об организации вооруженных банд, об участии в вооруженных
бандах и участии совершаемых вооруженными бандами нападениях, постольку
для уяснения состава данного преступления представляется необходимым
выяснить понятие вооруженной банды –“ банда признается вооруженной при
наличии оружия хотя бы у одного ее членов и осведомленности об этом
других членов банды”. (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от
17.01.97 г.)[6]
Вооруженная банда - один из видов преступного сообщества. Понятие
вооруженной банды предполагает четыре обязательных признака.
Первый признак относится к числу лиц, образующих банду. Какое число людей,
объединившихся между собой для совершения преступлений, дает основание
говорить о банде? В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 января
1997 года “ О практике применения Суда законодательства об ответственности
за бандитизм” говорится , что банда состоит их двух или более лиц,
объединившихся для нападений на граждан, общественные или государственные
объединения и организации. Совершенно очевидно, что, будучи одним из видов
преступного сообщества, банда может состоять и из двух лиц.
Второй признак вооруженной банды относится к цели объединения между собой
лиц, входящих в банду. Банда — это группа лиц, объединившихся для
совершения нападений на государственные и общественные учреждения или
предприятия либо на отдельных граждан. Нет бандитизма там, где группа лиц
объединилась для совершения каких-либо иных общественно опасных деяний,
например для изготовления поддельных денег или для занятия контрабандой.
Третий признак вооруженной банды касается характера связи, объединения
между лицами, входящими в банду. Банда - это не просто группа, состоящая
из двух и более лиц, договорившихся между собой о совершении нападений.
от 17 января 1997 года “ О практике применения судами законодательства об
ответственности за бандитизм”. В этом же постановлении говорится, что банда
- это “тесно связанная между собой устойчивая группа, специально
объединившаяся для совершения преступлений. Устойчивой следует считать
такую группу, когда состав входящих в нее лиц более или менее постоянен и
когда сама группа существует более или менее длительное время. Устойчивость
предполагает также, что группа лиц объединилась для совершения, как
правило, ряда нападений па государственные и общественные учреждения и
предприятия или отдельных граждан. Конечно, возможны случаи, когда банда
сорганизовалась и для совершения лишь одного нападения, например для
вооруженного нападения на банк, когда оно подготовлялось специально
организовавшейся для этой цели и спаянной между собой группой вооруженных
лиц. Но наиболее характерно все же для вооруженной банды объединение лиц
для совершения ряда нападений.
Четвертый необходимый признак банды - наличие оружия. Вооруженной банда
считается, если оружие имеется хотя бы у одного из лиц, входящих в банду.
Однако при этом необходимо, чтобы другие члены банды были осведомлены об
имеющемся оружии и его назначении. Преступное сообщество, не обладающее
оружием, не представляет собой вооруженной банды, в чем бы ни заключалась
преступная деятельность такого сообщества. Для того чтобы считать банду
вооруженной, не имеет значения, было ли использовано имевшееся у нее оружие
при нападении. При этом не имеет значения также и характер оружия: оно
может быть и огнестрельным, и холодным. К огнестрельному оружию относятся
не только винтовки, карабины, пистолеты, револьверы, охотничьи ружья,
мелкокалиберные ружья и т. п., но и предметы, специально изготовленные или
приспособленные для поражения живой цели, например самодельные пистолеты и
обрезы (винтовки или ружья с кустарно укороченным стволом). Определением
коллегии Верховного Суда РФ от 25 июля 1997 г. по делу Н. М. и других,
преданных суду по ст. 209 УК , было признано наличие вооруженной банды
ввиду того, что обвиняемые, совершая нападение на граждан, имели при себе
финский нож и ракетницу, приспособленную для стрельбы боевыми патронами от
пистолета “ТТ”. Под холодным оружием понимаются предметы, специально
предназначенные или приспособленные для нанесения телесных повреждений
(кинжалы, финские ножи, штыки, сабли, кортики, кастеты, стилеты и т. п.).
Требование для признания банды вооруженной наличия именно оружия, а не
любого предмета, которым может быть причинена смерть или нанесены телесные
повреждения, вполне понятно: именно оружие делает его особо опасным
преступным сообществом, так как создает наибольшие возможности для
осуществления задуманных ею нападений, а также для оказания сопротивления
органам власти при поимке и задержании.
Судебная практика при анализе состава бандитизма иногда относила к оружию
и такие предметы хозяйственного обихода, как кухонный нож, долото, топор,
лом и другие, что нельзя признать правильным.
Не могут, конечно, считаться оружием и такие предметы, как макеты
огнестрельного или холодного оружия. Например, применение при нападении
детского игрушечного пистолета (пугача) не может рассматриваться как
вооруженное нападение. В этих случаях нет опасности причинения нападающими
вреда здоровью или жизни потерпевших или оказания вооруженного
сопротивления представителям власти.
Если имеющееся у банды оружие не было применено при нападении, это
обстоятельство не имеет значения для квалификации: состав бандитизма
налицо.
банды.
Как явствует из действующего закона (ст. 209 УК РФ), один факт
организации вооруженной банды с целью нападения на государственные и
общественные учреждения, предприятия или на отдельных лиц уже образует
оконченный состав бандитизма, хотя бы эта банда и не совершила ни одного
нападения.
Организация банды может выражаться в подыскании людей, которые вошли бы в
банду, в склонении их ко вступлению в банду, приобретении оружия для банды
, в разработке планов преступных действий банды, в распределении ролей
между вступившими в банду лицами и во всякого рода иных действиях,
направленных на создание устойчивой вооруженной группы людей для
последующих нападений. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ по делу
А. и Ю. указывалось: “Если. . . осужденные совершили убийство работника
милиции с целью завладения оружием для последующего совершения вооруженных
нападений, то эти действия содержат признаки ст. 209 УК РФ, поскольку эта
статья предусматривает ответственность не только за участие в банде, но и
за самый процесс организации вооруженных банд” [7].
Для состава бандитизма достаточно также и одного факта участия в
вооруженной банде, т. е. факта вступления в банду и выполнения в интересах
банды тех или иных действий, хотя бы вступивший в банду и не принимал
участия в совершаемых бандой нападениях. Участие в вооруженной банде может
выражаться в снабжении банды оружием, подыскании подходящих для нападения
объектов, в сокрытии членов банды и оружия, в хранении и сбыте
приобретенного бандой преступным путем имущества, предоставлении помещения
для встреч членов банды, привлечения новых членов в нее и т. п.
Объектом совершаемых вооруженной бандой нападений могут быть
государственные учреждения (банки, сберегательные кассы, почтово-
телеграфные отделения, магазины, склады, рестораны, столовые, палатки,
совхозы и т. п.), общественные учреждения и организации (колхозы,
кооперативные магазины и т. п.), либо отдельные граждане. Нападения при
бандитизме могут быть совершены и на представителей власти и на народных
дружинников, пытающихся воспрепятствовать преступной деятельности бандитов
и задержать их.
Обычно совершаемые бандой нападения бывают связаны с применением насилия в
отношении работников государственных и общественных учреждений и
предприятий или частных лиц и представителей власти. При этом применяемое
бандитами насилие может быть как физическим (причинение смерти, нанесение
телесных повреждений, удары и побои, лишение и ограничение свободы и т.
и.), так и психическим (угроза причинением смерти, нанесением телесных
повреждений и совершением иных насильственных действий) [8].
Нападения вооруженной банды па государственные, общественные учреждения и
предприятия и на отдельных граждан обычно сопряжены с хищением
государственного и общественного имущества или похищением личного имущества
граждан. Такие нападения могут сопровождаться и уничтожением и повреждением
государственного, общественного или личного имущества граждан. При
нападениях банды нередки случаи и оказания вооруженного сопротивления
представителям власти, а также насильственного освобождения арестованных из-
под стражи. Бандитские нападения могут сопровождаться и групповым
изнасилованием.
Все это говорит о том, что бандитизм весьма сложное преступление.
Состав бандитизма будет и в том случае, когда лицо, но являющееся членом
банды, принимало участив в нападении, совершенном вооруженной бандой, если,
конечно, данное лицо сознавало, что принимает участие в нападении,
совершаемом вооруженной бандой.
Так как самый факт организации вооруженной банды и участия в ней дает
оконченный состав бандитизма, нельзя говорить о покушении на бандитизм в
обычном смысле: если сделана только попытка совершить нападение, действия
членов банды тем не менее должны квалифицироваться по ст. 209 УК
С субъективной стороны состав бандитизма предполагает вину в форме
прямого умысла. В содержание прямого умысла при организации вооруженной
банды входит сознание лица, что оно организует вооруженную банду для
совершения нападений на государственные, общественные учреждения или
предприятия либо на отдельных лиц, и желание организовать такую банду.
Прямой умысел при участии в вооруженной банде предполагает осознание лицом
факта своей принадлежности к вооруженной банде и желание состоять ее
членом. Содержанием прямого умысла при участии в нападениях, совершаемых
вооруженной бандой, будет осознание факта своего участия в нападениях,
совершаемых вооруженной бандой, и желание участвовать в них. Если виновный,
участвуя в нападении, организованном вооруженной бандой, не сознавал, что
нападение осуществляется вооруженной бандой, то ответственность в этом
случае должна наступать за то преступление, которое фактически было
совершено им, например за разбой, убийство из корысти и др.
Нападения вооруженной банды на государственные, общественные учреждения
или предприятия либо на отдельных лиц обычно совершаются с целью
преступного завладения государственным или общественным имуществом либо
личным имуществом граждан. Однако нападения вооруженной банды могут
совершаться и в иных целях. В самой ст. 209 УК РФ при описании состава
бандитизма нет указания на цель нападений. И это понятно, так как возможны
случаи нападения вооруженной банды с целью, например, изнасилования,
освобождения конвоируемых арестованных из-под стражи, из хулиганских
побуждений и др.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, которому до
совершения преступления исполнилось 16 лет (ст. 20 УК РФ). Если среди лиц,
участвовавших в вооруженных нападениях банды, окажутся несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 16 лет, виновные в тех пли иных насильственных действиях
или хищениях государственного, общественного и личного имущества граждан,
то уголовная ответственность этих лиц должна наступать по соответствующим
статьям об умышленном убийство или умышленном телесном повреждении, или за
кражу, грабеж и разбой.

Поскольку закон, конструируя состав бандитизма, говорит об организации банд
и участии в них и в организуемых ими нападениях, постольку уголовная
ответственность для организаторов банды, для лиц, входивших в банду, а
также и для тех, кто хотя и не входил в банду, но принимал участие в
организованных ею нападениях, должна наступать непосредственно по ст. 209
УК.
Бандитизм имеет ряд сходных признаков с вооруженным разбоем Разбой может
заключаться в нападении вооруженной группы лиц на граждан. В силу этого в
судебной практике возникает вопрос о разграничении бандитизма и
вооруженного группового разбоя. Разграничение это следует проводить по двум
основным признакам. Первый из них - наличие банды, которой нет даже при
rpyпповом вооруженном разбое (): нападение здесь хотя и совершается группой
лиц, но они не образуют устойчивой, созданной специально для нападения
банды. Второй признак относится к мотивам нападения. Если при вооруженном
групповом разбое нападение совершается лишь с корыстной целью, т. е. с
целью завладеть государственным, общественным или личным имуществом
граждан, то при бандитизме, как показано выше, такая цель не обязательна.
Наказание, назначаемое лицам, виновным в совершении общественно
опасных деяний, предусмотренных ст. 209 УК, должно соответствовать тяжести
преступлений и личности осужденного. Каждому участнику банды в
соответствии с его ролью и вкладом в общую преступную деятельность должно
быть назначено строго дифференцированное наказание.
Дифференциация ответственности лиц, принимавших участие в банде,
осуществляется на основе соблюдения принципа индивидуализации
ответственности с учетом всех обстоятельств дела.
Индивидуализация уголовной ответственности и наказания тесно связаны
между собой, ибо наказание воплощает в себе меру последней.
Принцип индивидуализации наказания связан с целями восстановления
социальной справедливости, исправления осужденного и предотвращения
совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК). Эти цели могут быть
достигнуты только при назначении целесообразного наказания с учетом
принципа “экономии репрессии”. Это означает, что каждому преступнику должно
быть назначено наказание, которое оптимально необходимо для его исправления
и которое в то же время будет содействовать предотвращению преступлений не
только с его стороны, но и со стороны других граждан.
В избранной мере наказания должно найти свое удовлетворение чувство
общей справедливости.
Перечень обстоятельств, обязанность учета которых возложена на
судебные органы при назначении наказания за бандитизм, установлена
уголовным законом в ч.3 ст. 60 УК. К числу таких обстоятельств относятся
характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного,
обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание. Впервые в УК введено
новое требование, которое должно учитываться при назначении наказания –
влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В санкциях частей ст. 209 УК предусмотрен только один вид основного
наказания – лишение свободы. Однако, руководствуясь статьей 64 УК, суд
может назначить и более мягкий вид наказания, чем предусмотрено в уголовно-
правовой норме.
В качестве дополнительного наказания за бандитизм в УК установлена
конфискация имущества, применение которой осуществляется по усмотрению суда
и не является обязательной. При решении вопроса о назначении или не
назначении конфискации имущества также учитываются все отягчающие и
смягчающие обстоятельства, установленные по делу.
Глава 3. Наказание за бандитизм в УК РСФСР 1960 и УК РФ 1997 гг.
УК РСФСР 1960 г. на мой взгляд, по своей природе чисто карательным и
защищал прежде всего интересы не личности, а государства. УК же 1997 года
закрепил приоритет личности, исходя из ст. 2 Конституции РФ. Эти различия
проявились, в частности, между ст. 77 УК 1960 и ст. 209 УК 1997г.
Так, УК 1960 г. относил бандитизм к государственным преступлениям, нынешний
же относит бандитизм к преступлениям против общественной безопасности и
общественного порядка. Это, на мой взгляд в то время было оправдано, ведь
как тогда считали, что СССР окружен классовыми врагами и именно они создают
банды с целью развала Советского государства. Кроме того считалось, что в
советском государстве бандитизма нет. Именно это и обусловило, на мой
взгляд, те санкции, которые назначались за совершение бандитизма, а именно:
наказывались лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с
конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.
Однако, в диспозиции ст. 77 не было квалифицирующих и особо квалифицирующих
признаков преступления, говорилось просто об организации вооруженных банд
с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на
отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими
нападениях. УК же 1997 года ввел в статью о бандитизме квалифицирующие и
особо квалифицирующие признаки преступления, он разделил статью на 3 части:

1. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на
граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой);
2. Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею
нападениях;
1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,
совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
Введены были и соответствующее наказание : от 10 до 20 лет с конфискацией
имущества, в зависимости от тяжести совершенного деяния.
На мой взгляд, существенным недостатком ст.77 УК РСФСР было то, что он не
предусматривал уголовной ответственности за деяния, совершенное лицом с
использованием своего служебного положения. Новый же уголовный кодекс это
предусмотрел, учитывая особую опасность совершения такого деяния.
К существенным недостаткам нового же кодекса я отношу отсутствие в качестве
меры наказания отсутствие смертной казни, ведь УК 1997 г. был принят еще до
введения моратория на причинение смертной казни.
В заключении можно сказать, что необходимо всеми мерами искоренять
бандитизм, ввиду того , что он представляет особую опасность как для
граждан, так и для общества, подрывая их экономические и моральные устои



Список использованной литературы:

Источники:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года., официальный текст, М.,
Инфра – М, 1995 год.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1997 года., официальный текст, М.,
Инфра – М, 1998 год.
3. Судебная практика Верховного суда РФ за 1993 – 1997 гг.
1. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации № 3

Специальная литература:
1. Устинова Т.Д. “Уголовная ответственность за бандитизм”, Москва, 1997г.
2. Ответственность за преступления против общественной безопасности и
общественного порядка здоровья населения. Матышевский П. С. М., 1964 г.,
-Юридическая литература.
3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
Н. Т. Куц Киев 1974 МВД СССР
4. Уголовное право учебник, (особенная часть ) под ред. Н.И.Ветрова, Ю.И.
Ляпунова, М., “Новый Юрист” ,1998.
5. Н. Ф. Кузнецова. Значение преступных последствий. Госюриздат, 1978


-----------------------
[1] Устинова Т.Д. “Уголовная ответственность за бандитизм”, стр. 23- 26
[2] Ответственность за преступления против общественной безопасности и
общественного порядка здоровья населения. Матышевский П. С. М., 1964 г.,
-Юридическая литература. Стр. 56
[3] Н. Т. Куц Преступления против общественной безопасности и
общественного порядка. Киев 1974 МВД СССР стр.34 – 36.
[4] Уголовное право учебник, (особенная часть ) под ред. Н.И.Ветрова, Ю.И.
Ляпунова, М., “Новый Юрист” ст. 256, 1998.
[5] БВС РФ, 1997, №3, ст. 3
[6] Там же.
[7] “Судебная практика Верховного суда РФ”, 1996, № 4 , стр. 5
[8] Характеризуя нападение при бандитизме, некоторые авторы пишут:
“Совершаемое бандой вооруженное нападение характеризуется внезапным и
стремительным применением насилия.” Я не согласен с такой точкой зрения,
на мой взгляд они не составляют обязательных признаков насилия при
нападениях, совершаемых вооруженной бандой.





Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизация технологических процессов основных химических производств (Технология)


Реферат: Гражданское право (шпора) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ethernet (Кибернетика)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Законодавче регулювання робочого часу (Управление)


Реферат: Программа, которая упорядочивает элементы чётных строк матрицы по возрастанию, а нечётных – по убыванию (Компьютеры)


Реферат: Питательные среды в микробиологии (Биология)


Реферат: "Моя мама самая лучшая" (Литература)


Реферат: Мсфо28 (Бухгалтерский учет)


Реферат: Прогнозирование возможной радиационной обстановки и её оценка (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Гуманiзм у вiдносинах мiж людьми (Философия)


Реферат: Карибский кризис 1962 (История)


Реферат: Способы оценки выполненной работы (Международные отношения)


Реферат: Делопроизводство в учебно-научном подразделении ВУЗа (Педагогика)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Аудит)


Реферат: Классификация структур сетей ЭВМ (Программирование)


Реферат: А. С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Международные отношения в 1970-90 годах (История)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли ( Космонавтика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист