GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Билеты по философии (БрГТУ) (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Билеты по философии (БрГТУ) (Философия)


1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом
мышлении.
Круг основных проблем философии:
А) онтология - учение о мире или бытии.
Б) гносеология - теория познания.
В) методология
. диалектика
. метафизика
Г) антропология
Д) аксиология - учение о ценностях.
Е) социальная философия - учение об обществе.
В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета:
. старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся
действительность;
. традиционный - наука о первых началах или метафизика;
. современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития
природы, общества и мышления.
Функции философия ( её роль в обществе):
. мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень
мировоззрения.
. гносеологическая - определение направления дальнейшего познания
мира.
. методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику
и метафизику.
. аксиологическая - духовные ценности
. гуманистическая - воспитание гуманистических идей.
2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления
и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос
характеризуется 2 сторонами:
. онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное
или материальное- 2 направления для решения этого вопроса:
А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира
лежит одно первоначало - материальное или идеальное
Б) дуализм
Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание
вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).
Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее
вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).
. гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир.
Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или
частично не познаваем.
3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок,
определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Структура мировоззрения:
. познавательный компонент;
. ценностно-нормативный;
. эмоционально - волевой;
. практический.
3 стороны мировоззрения:
. эмоционально - психологическая (чувства, настроения) -
мироощущение;
. опыт формирования познавательных образов мира с использованием
наглядных представлений - мировосприятие;
. познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.
Уровни мировоззрения:
- жизненно - практический;
- теоретический - к нему относится философия.
4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое
мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой,
очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания),
утилитарной направленностью ( практика).
Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное,
которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил,
опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы
восприятия, рефлексия отсутствует.
Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в
рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит
размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной
принцип - свободомыслие.
5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6
века н. э. В её истории выделяются след. этапы:
- сократовская ( древнегреческая философия);
- классическая греческая философия;
- эллинистическая философия.
Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).
Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они
первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились
понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на
изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес -
причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с
водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное
первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него
обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые
дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал
воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты,
диалектики.
Школа Пифагора - представители занимались философско-
математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро
реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно -
диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались
сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты,
метафизики.
Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей
стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего
изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего
существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он
выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему,
всем и через всё управляемое - материалист, диалектик.
Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом
противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной
проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать
только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано
неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия -
материалисты, метафизики.
Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие
есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие
физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота -
небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за
друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты,
диалектики.
Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители:
Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную
направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие -
это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному
восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.
Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ,
Платон, Аристотель.
Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная
проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека
думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их
определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело
природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия.
Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек
познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к
человеку, к самому себе.
Платон - в его учении можно выделить составные части:
- онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе
тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и
постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть
вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е.
то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет
истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир
идей и мир чувственных вещей.
- Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного
Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом -
объективный идеализм (Демиурд).
- Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно,
а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает
их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей.
Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт
мнение.
- Этику - условие нравственных поступков - истинное знание,
которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая,
вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством
разума даёт начало добродетели, справедливости.
Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на
теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика,
экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).
Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное.
Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она
делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие
сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю
из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы
- лишённые материи формы.
Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это
проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой.
Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная
(способность к ощущению), разумная.
Учение о человеке - Человека отличает способность к
интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию.
Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические
(волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и
теоретическая.
Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ).
Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие
основные течения:
- Эпикуреизм - предание удовольствию;
- Стоицизм - следование судьбе и долгу;
- Кинизм - воздержание от суждений.
Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а
личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки
фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма
односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" -
невозмутимости.
6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) -
обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью
своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том,
что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и
обособила 2 сферы:
- То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию
человека;
- То, что принадлежит его глубинной сути, сущности.
Бэкон - "новый органон" - дал философское обоснование нового
взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы
индуктивного метода исследования. Главными препятствиями на пути
познания он считал человеческое заблуждения, которые назвал идолами.
Бэкон выдвинул теорию двойственной истины, разграничив философию и
теологию. Цель философии - изучение законов природы и разработка методов
познания природы. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе.
Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм).
Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они
нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу
индукции.
Рационализм Декарта - рационалистический метод - считал, что
научные открытия совершаются не вследствие опыта, а вследствие
деятельности ума, который направляет опыт. Ко всем наукам применял
особенности математического метода познания. Основой научного метода по
Декарту является постулат: "Я мыслю, значит, я существую", т. е.
сомневаться можно во всём, но только не в своём существовании.
Выдвигая на первый план проблему познания, Бэкон и Декарт заложили
основы новых философских систем и раскола действительности на субъект и
объект познания, где субъект - носитель познавательной деятельности,
мыслящая субстанция.
Спиноза - учение о субстанции - сторонник рационализма,
противопоставляет чувственные представления (воображения) пониманию.
Чувственные представления - низший род знаний, слагается из 2 способов
восприятия:
o смутный опыт - даёт неполную правду;
o рассудок или разум - оперирует общими понятиями и даёт
достоверные знания.
Главная проблема для Спинозы - проблема взаимоотношения человека с
Богом. Бог - неисчерпаем, бесконечен, он может обличье, нести своё Слово
в форме, доступной людям определённой эпохи. Бог Спинозы - это
субстанция - первооснова мира, имеющая основания своего бытия в самой
себе.
7. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот
период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с
проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации
(сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).
Философия определяется следующим:
o библейским традиционализмом, ретроспективностью;
o особым значением экзегетики - искусством правильного толкования
и разъяснения положений Завета;
o тенденцией к назидательству, учительству;
o теоцентризмом - Бог в центре мира.
При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко
выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века).
Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение
Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм,
т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме
Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В
этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в
которой определённую роль играют элементы платонизма.
Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе
происходит систематическая разработка христианской философии под
влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского -
гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в
фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца
мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно
ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно.
8. Философия эпохи Возрождения. (14-17 века).- это период перехода
от средневековья к Новому времени, когда происходит возрождение античной
культуры.
Философия в этот период характеризуется следующим:
o поиск жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным
условиям;
o обоснование идеи доверия к естественному человеческому разуму;
o заложение основ философии, свободной от религиозно -
мировоззренческих предпосылок;
o антропоцентризм - человек - центр мира;
o гуманизм;
o пантеизм - Бог растворяется в природе - переход от Бога -
личности к Богу - духу.
Данте - "Божественная комедия" - человек имеет двоякую - смертную и
бессмертную - природу, он есть среднее звено между тленным и нетленным.
Поэтому имеет двойное предназначение. У человека 2 "конечные" цели:
o достигается в земной жизни, заключается в проявлении собственной
добродетели;
o достигается посмертно и при содействии божественной воли.
Петрарк - развивал идеи Данте о двойном предназначении человека -
философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления.
Салютати - главное - воспитать нового человека, обладающего
способностью совершать добродетельные поступки. Это свойство
вырабатывается со временем. Хотя земная жизнь и дана Богом, задача
человека состоит в том, чтобы построить её в соответствии с природными
законами добра и справедливости.
Кузанский, Дж. Бруно - на более высоком уровне вели поиск
метафизических оснований гуманистических воззрений. Кузанский считал,
что каждая вещь, в т. ч. и человек, выступает как содержащая в свёрнутом
виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на
другом уровне, он предназначен для творчества. Дж. Бруно лишает Солнце
положения центра Вселенной, принимая гелиоцентрическую концепцию
Коперника. Центр - нигде, и он - везде. Человек - конечное земное
существо - обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная
часть души может быть бессмертна. Человек предназначен для творческого
созидания на основе познания. Разум - способность постичь бесконечную
Вселенную.
Эразм Роттердамский - для него философия - это знание нового типа,
к которому стремился Сократ, это мудрое понимание жизни. Он осуществляет
перевод и критическое издание Нового завета, публикует труды отцов
церкви, критикует церковные порядки, духовенство. Он жаждет великой
религиозной реформы.
Мелахтон - существование общих религиозных идей - учение о
постигаемой естественным разумом естественной религии.
Философия эпохи Возрождения - родоначальница автономной философии,
свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок.
9. Немецкая классическая философия ( нач. 18 века - середина 19
века). Основные представители - Кант, Гегель, Фейербах.
Кант - первый этап творчества - докритический. На этом этапе он
выступал как учёный, астроном и географ. Но основу немецкой классической
философии заложила Кантовская философия критического периода после
опубликования: "Критики чистого разума", "Критики практического разума",
"Критики способности суждения". Он заинтересовался проблемой субъекта,
что позволяет человеку познавать мир. Эти работы представляют собой
обоснование системы трансцендентального идеализма. Кант пересмотрел
центральную проблему гносеологии - взаимодействие субъекта и объекта,
сделав предметом философии специфику познающего субъекта. Кант поставил
задачу установить различия между субъективными и объективными элементами
знания о самом субъекте и впервые ставит вопрос о всеобщности субъекта.
В самом субъекте Кант различает 2 уровня:
o эмпирический (опытный);
o трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).
Познание имеет 2 источника: эмпирический и априорный (доопытный).
Подлинно научные знания обеспечивают априорные формы сознания
(пространство, время, формы рассудка - понятия и категории). Кант -
агностик. Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека,
но и открывать законы разума и познавательной деятельности. Теория
познания по Канту: существуют вещи сами по себе (материалистический
подход). Эти вещи воздействуют на органы чувств человека, порождая
ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности -
пространством и временем. На этой основе возникают восприятия, которые
носят субъективный характер. Рассудок при помощи понятий и категорий
придаёт им всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по
себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь
остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Рассудок
совмещает апостериорные и априорные знания. Кант одновременно выступает
как материалист и идеалист. Категорический императив Канта - человек
должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других
людей.
Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о
непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и
духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь
движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как
объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное
начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только
субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего
существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в
ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления.
Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание
мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень
абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории.
Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных,
духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея
проходит стадии:
o логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы
категорий;
o природа - из природы возникает человек, вместе с ним -
человеческий дух, который развивается сначала как субъективный
дух, а затем как объективный дух.;
o высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.
Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" -
метафизик - человек рождается с чётким сознанием и нет никакого
развития.
Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая
лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в
зависимость от последнего. При обосновании материалистического
мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя".
Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его
мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она
независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как
высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе
Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит
на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских
материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же
ощущений заключается в самом мире, природе.
10. Марксистская философия (конец 30- конец 40 -х гг. 19 века).
В марксистской философии появилось новое содержание,
отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе
внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Маркс и
Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием
освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным
средством созидания коммунистического общества.
Основные черты марксизма:
o единство партийности и научности;
o революционность;
o гуманистичность.
Это единство трёх принципов вытекало из нового понимания практики в
марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм (материализм
Фейербаха) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической
деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания.
Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины,
цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально -
исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и
общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью
познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие
наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности.
Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание
знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не
зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по
форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен
и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и
достоверные знания о мире.
Старый материализм и материализм марксистский остались предметно
"тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве
первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма
законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы
реальности: природу, общество и мышление.
К своеобразию марксистской философии относится единство её основных
методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.
Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма.
Предпосылки зарождения диалектического материализма:
1. социально - политические: 2 класса : буржуазия и пролетариат;
переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.
2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее
наличие родства между растительным и животным миром; открытие
электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.
3. Теоретические источники: французский утопический социализм
Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно
передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская
политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между
капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не
сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей
силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист
и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой
покупает.
Недостатки марксизма:
o Недооценка проблемы человека как индивида;
o Переоценка классового фактора при анализе его сущности и
экономики;
o Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;
o Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных
скачков.
С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого
направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать
философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20
-50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия
теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения
философской мысли.
11. Бытие ( от слова быть, наличествовать) - это самая широкая и
абстрактная философская категория и самая бедная по содержанию.
Формы бытия:
o Материальная ( первая природа - естественная материя; вторая
природа - созданное человеком);
o Идеальная ( субъективный дух - внутренний психический мир
человека; объективный дух - формы общественного сознания).
Именно вторая природа и субъективный дух составляют бытие человека
или социальное бытие.
Уровни бытия:
o Актуальное - всё, что есть в действительности;
o Потенциальное - всё, что есть в возможности.
Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования,
бытия (потенциальный уровень). Возможность есть потенциальное бытие,
действительность - актуальное бытие (актуальный уровень бытия).
Все различия в философских воззрениях касаются различий в понимании
разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и
взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из
форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны,
вторичны, зависимы от основной формы бытия.
Проблемы, различные решения которых определяют различия в
философских воззрениях:
o Обладает ли мир в своём существовании единством и что является
основой этого единства?
o Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно
изменяется и развивается?
o Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким -
либо законам, или он изменяется произвольно?
o Обладает ли мир системной организацией или он существует как
простой конгломерат различных элементов?
Отсюда возникает идеализм и материализм, монизм и плюрализм,
детерминизм и индетерминизм и т. д.
В категории бытия фиксируется убеждение человека в существовании
окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая его
целостность через его существование. Эта характеристика не содержит
никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего
существующего в философии выработаны 2 категории:
o Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию
"материя").
o Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего
единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений,
процессов, посредством которых и через которые они существуют. В
18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само
по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин
"субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную
основу сменяющихся явлений.
Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет.
12. Материя как понятие - это прежде всего результат
внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее
развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не
может не создавать множества трактовок материи.
Материя - это:
o Объективная реальность, существующая независимо от человеческого
сознания и отображаемая им. - характеристика материи через
основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или
набор его свойств.
o Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в
определении сущности основных направлений философии.
Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться
от представления о материи как субстанции - гносеологический признак
материи.
Материализм понимает материю как единственно существующую
субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя
обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью,
прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д.
Но важнейшими свойствами являются:
o пространство;
o время;
o движение как способ существования материи.
Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом
развитии:
1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних
древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те
или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё
существующее считалось модификацией этих стихий.
2. Этап вещественно - субстратного представления о материи.
Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их
свойств, в том числе свойством неделимости.
3. Этап философско - гносеологического представления о материи.
4. Этап философского субстанциально - аксиологического
представления о материи. Происходит личностное понимание
материи, прежде всего с точки зрения категории личности.
Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать
разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть
причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям
"вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских
понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень
важно, например, установить критерии физического существования, в том
числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов.
В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией,
социологией, гуманитарными науками.
13. Объективная непрерывность пространства и времени и их
прерывность обуславливают движение материи, которое является основным
способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой -
относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение
вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения
вещей и процессов и их изменения.
Свойства движения:
o Объективность (независимость существования от сознания
человека);
o Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как
способу существования материи);
o Несотворимость и неуничтожимость;
o Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется
всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что
всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен,
относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он
включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным
движением.
Существуют следующие формы движения:
o Пространственное перемещение;
o Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие
заряженных частиц;
o Гравитационная;
o Сильное (ядерное) взаимодействие;
o Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
o Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и
атомов);
o Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках,
слоях земной коры и т. д. );
o Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на
клеточном уровне и т. д. );
o Социальная (процессы, происходящие в обществе).
14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи.
Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и
структурностью материальных объектов в их соотношении с другими
образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью
существования материальных образований в их соотношении с другими
материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на
вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к
материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения:
o Субстанциональная концепция - пространство и время -
самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и
независимо от неё (Демокрит, Ньютон);
o Релятивистская концепция - пространство и время - не
самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые
взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель,
Лобачевский, Риман, Эйнштейн).
Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.
Основными свойствами пространства являются: протяжённость,
однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений),
трёхмерность.
Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие
всех моментов), одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым
образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной
действительности.
15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и
первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это
понятие Платон.
Диалектика - это теория познания действительности, учение о
единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.
Существует 3 формы диалектики:
1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ).
2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии
(Кант, Шеллинг, Гегель)
3) материалистическая диалектика (Маркс).
Принципы диалектики:
1) принцип всеобщей связи.
Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые
имеют место во всех областях материального и духовного мира.
Типы связей:
-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и
многообразие;
-системные - выражают принцип системности (система и элемент);
-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие,
случайность и необходимость, возможность и действительность);
-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей
обусловленности явлений материального и духовного мира.
2) принцип развития.
Развитие - это вегда качественное изменение вещей, это движение от
низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали,
каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое
движение являются противоположностями, составляющими содержание движения
как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без
движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший
признак развития - необратимость, другой признак - направленность
(изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и
регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным,
гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.
16. Законы материалистической диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие
противоположности и противоречия. Виды противоречий.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через
категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые
коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.
друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло,
верх и низ).
Противоположности применяются:
1. в науке (положительное, отрицательное),
2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,
содержание и форма),
3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная
истина).
На определенном этапе развития предмета противоположности начинают
друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать
друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия
противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета ,
явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое
состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми
противоположностями.
«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию
предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.
Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает
жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не
материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)
Различают виды противоречий:
1. Антагонистические и неантагонистические.
Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют
между классами, группами, слоями, интересы которых различные,
взаимоисключающие.
Неантагонистические – противоречия, противоположные
антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.
Внутренние – противоречия между противоположными сторонами
предмета (пр. между производством и потреблением).
Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями
(пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).
3. Основные и неосновные.
Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами
предмета (пр. производительные силы и производство).
Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.
Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий
важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии
предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему
значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии
предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние
противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют
его).
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями,
которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие
дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды
противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их
разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник
развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
Качество – свойство предмета - такие черты и особенности
предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с
другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами
предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких
элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен;
место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным
пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом
состоянии.
Степенью той или иной качественной определенности является
количество. Любое явление обладает как количественными, так и
качественными показателями. Связь их проявляется в том, что
количественные изменения не приводят к качественным до определенного
момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому или
единство количества и качества. Существует и обратная зависимость:
качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом
случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и
совершается скачок.
Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного
состояния к другому.
Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого
явления, тех условий, в которых совершается данное качественное
изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть
эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда
становятся другими несущественные для него свойства, черты,
закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,
структура.
Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет
его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в
совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по
достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные
изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный
закон показывает механизм развития предмета.
Закон отрицания отрицания.
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный
пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет
исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный
результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления
отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между
исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между
старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на
смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,
развитии.
Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия
процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то
стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить
положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого
и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под
влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и
при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные
черты, присущие старому.
Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое
включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,
изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и
особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены
старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний
.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и
поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию
данное отрицание является отрицанием отрицания.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и
регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления
зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его
элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в
области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с
господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как
определенный этап развития. Живые организмы возникают,
совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер
прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает
данный прогресс.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого
и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество
отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит
противоречивый характер, показывает направленность развития предмета
(явления).
17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено
общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития
знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,
который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит
объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по
своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,
оно есть "свёртка" практики.
Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма
отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,
мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого
мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником
активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,
усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В
связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение
человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается
благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в
идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в
физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.
Процесс познания составляют следующие элементы:
1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся
исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир
человека и др.)
2) субъект познания - общественный- это социально сформированный
человек, который реализует познание, формирует новое знание.
3) предмет познания - это аспект объекта познания, который
вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать
различные предметы познания.
Принципы познания:
1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.
2) адекватность образов и прообразов процесса познания.
3) введение практики в основу теории познания.
18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное
познание, которое осуществляется посредством органов чувств,
биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью
человека. Для него характерно:
1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.
2) наглядность и предметность возникаемых образов.
3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах:
1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и
даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта
2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,
процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.
Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического
состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие
предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
3-представление - образ ранее воспринятого или созданного
воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,
фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за
счёт воображения.
19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -
процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём
сознания абстракции.
Логическое познание характеризуют:
1) опора на чувственные данные
2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о
которых мыслит)
3) обобщённость и абстрактность
4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и
отношений
5) связь с речью, фиксация в языке.
Логическое познание осуществляется в 3 формах:
1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено
чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к
общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к
сущности.
2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и
отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.
утверждающая или отрицающая что-либо.
3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся
суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности
к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность
оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень
рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,
исследовать и создавать их.
20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она
основана на принципе отражения и представляет собой применение
«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания
несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как
познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной
деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы
истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.
Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более
высокой.
Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс
получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную
сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией
о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы
минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание
составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической
деятельности.
Гносеологические функции практики:
базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную
информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;
детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от
нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение
нового знания и его преобразование;
критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;
целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,
что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и
непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение
истинного знания [1, 74-78].
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:
информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные
данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,
методы; познание является средством практической деятельности;
проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы
таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть
без науки, вне ее;
регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает
управление практикой, практическими действиями.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на
друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны
противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут
приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из
сторон может отставать от развития другой, что является естественным
выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может
вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и
теории, и практики.
21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы
теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо
форм существования истины.
В философии существуют следующие концепции истины:
1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение
предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из
концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.
2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие
одних знаний другим.
3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для
человека.
4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает
большинство.
5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это
процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,
а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно
познать этот мир.
6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по
содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это
значит, что содержание человеческих представлений не зависит от
субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В
идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и
абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников
субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности
как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей
стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе
человечество располагает относительной истиной - приблизительно
адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание
каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -
такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может
быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная
истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина
складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не
в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а
заключается в практике.
22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с
точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку
функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении
действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют
как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно
только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это
противопоставление становится относительным, так как сознание - не
самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и
материей существуют:
1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на
определённой ступени её развития.
2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны
между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель
сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания
тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
В гносеологическом плане сущностью сознания является его
идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы
не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных
процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть
отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов
практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность
сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый
от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное,
преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание -
субъективная (идеальная) реальность.
Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно
взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем
самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем
при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.
Формы отражения:
1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.
2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.
3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического
отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в
мире и взаимодействие с ним.
С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как
функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием
труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий
фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.
Источники сознания:
1) внешний предметный и духовный мир
2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные
нормы, идеалы, знания.
3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.
4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое
состояние.
5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг -
космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной,
причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический
и информационный.
Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.
Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль
- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в
материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются
при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь
- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не
может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не
только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи
23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.
В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или
иную эпоху менялось и понимание сознания.
В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении
внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание
определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые
существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект
оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.
Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность
на объект.
В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание
о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и
страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание –
это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести
переживания, поднявшись до уровня Бога и свидет

Новинки рефератов ::

Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Коллизионные Вопросы в Праве Собственности (Международное частное право)


Реферат: Билеты по Истории. 1курс 1семестр и 2курс 1семестр (Кишинев) (История)


Реферат: Эволюция микроорганизмов (Биология)


Реферат: Планирование фронтальных занятий по формированию и развитию речи (Педагогика)


Реферат: Изготовление вазочки из кокона (Педагогика)


Реферат: Павел Первый (История)


Реферат: Кино как новый элемент художественной культры (Культурология)


Реферат: Природа политической власти (Политология)


Реферат: База данных "Бюро знакомств" (Компьютеры)


Реферат: Владимир Сергеевич Соловьев (Исторические личности)


Реферат: Кибернетика и синергетика наука о самоорганизующихся системах (Естествознание)


Реферат: Мендель Грегор Иоганн (Биология)


Реферат: Курсовая работа по базе данных СУБД (Компьютеры)


Реферат: Государь император Николай II (История)


Реферат: Проводящая система листьев. Строение, типы жилкования (Биология)


Реферат: Патофизиологические процессы в тканях (Биология)


Реферат: Управління системою маркетингової діяльності на підприємтсві (Маркетинг)


Реферат: Эффект Ганна и его использование, в диодах, работающих в генераторном режиме (Радиоэлектроника)


Реферат: Витте, денежная реформа (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист