GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Основные положения средневековой философии (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные положения средневековой философии (Философия)



(. Основные положения средневековой философии
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада
Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с
падением Западной Римской империи (476 год н.э),
однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще
господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего
является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью,
определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к
другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу
изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит
эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится
к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей,
ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа
общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют
между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в
это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии
составят основу средневековой философии
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма).
К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство,
и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской
философии средних веков.
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника
своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде
всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник -
Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия")
зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это
изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней
христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий
завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии,
Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство
уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и
среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлость на период
глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий
аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное
смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления
Царства Божьего на земле.
Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только
о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об
общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм:
общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем
не менее свое единство. Членами общин становились люди разных
национальностей. Христианство провозгласило равенство перед Богом всех
верующих и предопределило дальнейшее свое развитие как мировой религии, не
знающей национальных и языковых границ.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем
средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых
наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца,
и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого
религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия
была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские
вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания,
активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на
познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология;
ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные
частные и прикладные науки.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога,
обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного
могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано
свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства
говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя
жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца
(безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего
принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от
Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение"
имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы
существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего,
сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу,
которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое
мировоззрение характерно для средневековой философии и называется
креационизмом. (creatio - творение, создание).
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на
сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были
родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону
ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало
как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в
средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и
вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали
многие из греческих философов.
В античной философии уже были выработаны определенные подходы в
решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы,
Платон и его последователи заложили основные методологические принципы
учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни
неоплатоники не создали концепции бога ( личности. Они трактовали Единое,
как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютно
абстрактно-безличную идивидуальность. Личностное понимание Бога впервые
дано Филоном Александрийским.
Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в
направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного
преодоления пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти
необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филог использует
одно из центральных понятий античной философии ( понятие Логоса.
Но в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как
сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. В
представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его с
мессией ( Христом.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение -
в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).


Вообще, в средневековой философии можно выделить, как минимум, два
этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между
которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви",
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию
и прежде всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.),
сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения ее
представители назывались апологетами. Это название они получили потому,
что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть
сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и
деятельности христиан.
Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные
мифологические образы и представления эмпирического религиозного
сооознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской
религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под
влиянием новых социальных и духовных факторов.
2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское
учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший
догматику.
В теологии патристика является частью догматики, с которой она по
преимуществу отождествляется. В истории философии это понятие
используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв.,
когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников",
евреев, государственной власти и античной философии. Начиная с III
столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и
использовать его философские основы для обоснования христианства.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором
средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и
формулы.
Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя
форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика
(XIII-XIV в.в.).
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она
сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.


В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что
повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе
универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия
вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они
представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.
Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений
природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и
вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного
писания.
Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно
номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким
самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем
абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.
Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков,
характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того,
что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное
разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди
так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека
одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как
первое определение уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют
не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что
общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким
номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам
природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они
приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от
отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют
лишь формы проявления общих понятий. В то время слово "реализм" не имел
ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом
подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают
только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы.
Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей,
представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря
этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта
сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.


Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на
дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных
философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм .
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского
знания.






Реферат на тему: Основные понятия философии даосизма

Министерство РФ по связи и информатизации.
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики.



кафедра философии и отечественной истории



Реферат:

«Основные понятия философии Даосизма»



Выполнил: студентка группы

Э-91 Будченко Е. А.

Проверил:
Скиба М. Ф.



Новосибирск, 2001.



План.



План. 1


Введение. 2


Основание даосизма. 3


Основные понятия. 3

Дао. 3
Дэ. 4
Ци и Мин. 4

Перемены и Дао. 5

Инь и Ян. 5

Гармония с природой. 7

Фэн-шуй. 8
Ву-вей. 8
Индивидуализм. 9
Естественность и простота. 10

Заключение. 12


Список используемой литературы. 14



Введение.


Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание
исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось
очень сложно, так как «даосизм» – понятие весьма многомерное и
неоднозначное.
Само слово «Дао» вовсе не является исключительным достоянием даосизма.
Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел
в нем обозначение истины или, точнее, правды и праведного пути жизни. Все
китайские мудрецы – приверженцы Дао. И хотя это понятие дало название
даосизму, ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших
категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом.
Если в конфуцианстве Дао – путь нравственного совершенствования и правления
на основе этических норм, то в даосизме Дао приобретает значение высшего
первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.
Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт сам себя, и
Дао есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы
уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а
по сути очень точный ответ: все то, что существует само по себе, что не
порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе
печати натуги, напряжения, насилия.
Мудрость приверженца Дао – это не знание и не искусство, а некое умение
– совершенно неумелое – «не затемнять суетным деланием великий покой
бытия». Поэтому даосизм не является философией в классическом понимании
этого слова, так как он не интересуется определениями понятий, логическими
доказательствами. Не является он и религией Бога, требующего от своих
поклонников веры и послушания. Его нельзя свести и к искусству, мастерству,
практике, потому что мудрость Дао не утверждает необходимости что-нибудь
делать. Скорее, даосизм - это «путь цельного существования». Такое
единство, как и большинство основных понятий даосизма, насквозь
парадоксально, и потому даосские учителя молчат, когда у них просят это
объяснить. Как сказано в «Дао-дэ цзин», главном каноне даосизма: «Знающий
не говорит, а говорящий не знает».

Основание даосизма.

Даосизм возник в чжоуском Китае практически одновременно с учением
Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии
Даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы. Его принято считать
старшим современником Конфуция, но вполне возможно, что он жил в более
раннюю историческую эпоху. Многие современные исследователи считают его
легендарной фигурой. Существует легенда о его чудесном рождении. Мать
носила его несколько десятков лет и родила стариком. Отсюда происходит его
имя Лао-цзы, что в переводе означает – «Старый ребёнок», хотя знак цзы
означает одновременно понятие философ, и, значит, это имя можно также
перевести, как «Старый философ». Существует также легенда о его уходе из
Китая. Направляясь на запад, Лао-цзы согласился оставить смотрителю
пограничной заставы Инь Си своё сочинение «Дао-дэ цзин». «Дао-дэ цзин»
представляет собой компиляцию различных высказываний, часть из которых
принадлежит самому Лао-цзы, а часть – его ученикам. Название трактата
можно определить таким образом: Дао – Путь; дэ – проявление Дао; цзин
означает авторитетность, принадлежность к классическим писаниям.
Соответственно, название сочинения можно перевести как « Книга о Пути и его
проявлениях». Трактат «Дао-дэ цзин» принадлежит IV – III в. до н. э.

Основные понятия.


Дао.

Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей.
Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао,
универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как
первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как
абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип.
В начале Дао-дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть
истинное Дао». В трактате также сказано о последовательности сотворения
этого мира: «Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождают трёх, трое
рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют
в неиссякаемом потоке энергии ци».
О Дао говорится как о «начале и материи десяти тысяч вещей», то есть
сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без
усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само
воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего
непрерывный ряд заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао
сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью,
капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао значит естественно и без
сопротивления отдаваться потоку реки жизни.
Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао
универсально. Всепроникающе и не поддаётся разрушению. С точки зрения
метафизики Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств,
постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя
и форму всему на свете, порождает всё сущее, и в то же время, является
конечной целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним
– в этом смысл, цель и счастье жизни. Согласно даосской философии,
движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно,
Дао является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но
является началом любого движения. Дао не есть нечто, подвластное
интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не
поддающийся словесному выражению.

Дэ.

Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется
дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную
энергию в объектах творения. Для даосов это утверждение имеет скорее
практический смысл, а не метафизическую констатацию особенностей
мироздания. Если субъект или объект следуют Дао, т. е. действуют
естественным образом, их наполняет энергия, т. е. дэ. При этом не имеется
ввиду сила, стремящаяся к насильственным изменениям, что противоречило бы
самой сути учения, а сила естественная, полностью выявляющая природный
потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого
представляет дэ.

Ци и Мин.

Буквально слово ци означает дыхание, тонкую энергетическую
первоматерию. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила,
заключённая во всём сущем, жизненная энергия - это не только материальная
субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного начала. У ранних
даосов ци выступает в масштабе космически универсальном, ци
непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с небом и землей, с
четырьмя сезонами года, образует основу как физической, так и психической
жизни человека. Ци рассматривается как движущая сила вселенной. Идеальным
состоянием для даосов, как отмечалось ранее, является слияние с Дао,
источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную
естественность. Достигший такого состояния более не вступает в
бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей.
Такое совершенное состояние называется мин (просветление); состояние
подразумевает осознание вечного закона чан, неизменного, но вызывающего
процесс перемен и контролирующего его действие в проявленном мире.

Перемены и Дао.

Согласно философии даосизма, всё сущее находится в постоянном процессе
изменений, уравновешенных Дао. Китайские философы всегда считали, что
абсолютная категория не может быть застывшей, а представляет собой
изменчивое начало. В незапамятные времена, ещё до возникновения
письменности, эта идея была почерпнута людьми из наблюдения над сменой
света и тьмы в мире, окружающем человека. Классическим примером можно
представить древнюю китайскую книгу «И-цзин», и – это изменение, цзин –
книга. Главная идея, лежащая в основе «Книги перемен» - это идея
изменчивости. На основе этой идеи была построена теория гадания о
деятельности человека: идёт ли эта деятельность вразрез с ходом мирового
свершения, или она гармонично включается в мир, т. е. несёт ли она
несчастие или счастье, как это называется на языке технических терминов
«Книги перемен». Пользование книгой подразумевает индивидуальный подход, и,
при этом человек должен проявить элемент интуитивного видения.
Даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным
остаётся лишь извечный принцип или закон (чан), управляющий процессом
перемен. То есть, в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены.
Ещё одна важная концепция даосизма состоит в том, что нужно
сосредоточиться только на настоящем моменте времени. Мир такой, какой он
есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем
воображении. Исходя из этого, любая попытка изменить мир является
посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно только,
находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству – это
движение от неестественного к естественному.


Инь и Ян.

В выше приведённой цитате из «Дао-дэ цзин» был описан космологический
процесс творения, где есть прямое указание на первичное образование материи
от одного к двум. Упоминание двух – это прямая ссылка на первоначальное
появление двух начал, инь и ян. Теория инь и ян уходит корнями в глубину
веков, но своему оформлению она обязана Цзоу Яню, который жил в IV в. до н.
э. Теоретическая основа этого учения рассмотрена также в «И-цзин».
Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Они
олицетворяют два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах, которые
в свою очередь составляют суть мира. Так же как Дао устанавливает
равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Подобно солнечной и теневой стороне
горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть
окрашена только в тёмные цвета и наоборот. Думать по другому – это значит
проявлять безрассудство. Попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток
удовольствий заранее обречена и ведёт к разочарованию. Точно так же
невозможно быть стопроцентным мужчиной или стопроцентной женщиной. Это
является базовой концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем
явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного
равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела – тайцзи.
(
Чёрный цвет символизирует инь, а белый – ян. Две противоположности
составляют единое целое, дополняют одна другую и перетекают друг в друга.
Все вещи характеризуются наличием как мужского, так и женского начала,
проявлением как тёмного, так и светлого, причём женское начало обязательно
содержит элементы мужского и наоборот. Одновременно тайцзи олицетворяет
непрерывное движение, непрекращающийся процесс. Символика инь-ян
пронизывает все сферы китайского национального уклада жизни и культуры.
Философию инь-ян можно считать констатацией существующего порядка вещей.
Даосизм не утверждает, что жизнь изначально безоблачна, а страдание
является лишь досадной случайностью. Основа любого жизненного явления – это
баланс роста и угасания, радости и печали, приобретения и потери. Именно
понимание двойственности всего сущего позволяет жить счастливо и независимо
от чёрных и белых полос в жизни.
Существует ещё одно проявление баланса инь-ян: инь – это пассивное
начало, покой и рефлексия; ян – это активная и созидательная мощь. В идеале
эти силы необходимо уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека
должны чередоваться периоды активности и созерцательного покоя, иначе его
деятельность будет неэффективной.
Личность человека также отражает аспекты инь и ян. Независимо от
половой принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества.
Противостояние инь и ян является инициатором процесса перемен и в принципе
неразрешимо. Данное утверждение - основная предпосылка даосского
мировоззрения, согласно которому противоречивость человеческой натуры
отражает всеобщий принцип вещей. Согласно представлениям даосов, личность
человека не может быть идентифицирована как постоянная величина, т. к.
человек становится таким, каким его делает непрерывный процесс перемен.

Гармония с природой.

Даосы считают, что мир в целом и человек в частности характеризуются
тремя видами жизненной энергии: шен – дух, ци – дыхание, цзин – жизненная
субстанция. Во время медитации человек стремиться к слиянию своего
микрокосмоса, Эго, с макрокосмосом, всем миром. Другими словами, он
пытается отождествить своё Эго со всей вселенной, то есть избавиться от
субъективно-объективного сознания. Это отождествление не поддаётся
рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через
опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма,
согласно которому изречённое Дао не есть истинное Дао. То, что познаётся во
время медитации, не поддаётся словесному выражению. Даосы считают, что
информация обо всей вселенной заложена в каждом человеке. Таким образом,
следовать Дао не значит делать что-то противное человеческой природе или
перестать ощущать себя как личность. Наоборот, истинная природа человека
раскрывается при достижении единения с космосом.
Так как всё находится в процессе перемен, определение собственного «Я»
становится явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден
смириться с реальностью перемен. Даосизм акцентирует внимание на
практическом осуществлении этой концепции. Человек должен на собственном
опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.


Фэн-шуй.

В то время как медитация добивается гармонии внутренних ресурсов
человека, фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром.
Буквально фэн-шуй переводится как ветер и вода, то есть обозначает
природные стихии, формирующие ландшафт. Искусство фэн-шуй связано с
теорией присутствия ци (жизненной силы) в среде обитания. Мастер фэн-шуй
знает, как обустроить окружающую среду наилучшим образом, то есть так,
чтобы обеспечить оптимальный поток ци. Для обеспечения гармоничного потока
энергии имеют значение архитектурные особенности строения, его положение на
местности и даже интерьер. Отдельные помещения должны располагаться в
соответствии с потребностями и аспектами жизни обитателей дома. Мастер фэн-
шуй может посоветовать, как сделать жилище уютным и пригодным для
гармоничной жизни.
С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй
доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до
совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и
правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит
поток сбалансированной энергии. Фэн-шуй говорит о том, что философия
даосизма не отказывается от бытовых аспектов жизни, а применяет базовые
метафизические концепции на практике с целью улучшения энергетики и
обеспечения достойных условий жизни.

Ву-вей.

Ву-вей обозначает воздержание от активных действий. Этот термин можно
перевести, как невмешательство, хотя это понятие не подразумевает
абсолютной пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлённое в
соответствии с двумя принципами:
- ни одно усилие не должно быть потрачено даром;
- не следует делать ничего противоречащего законам природы.
Таким образом, ву-вей можно перевести, как спонтанное или естественное
действие, действие, которое человек совершает интуитивно, не планируя. Это
действие мотивированно реальными обстоятельствами. Часто человек поступает
вопреки своей натуре с целью – доказать какую-либо идею или принцип. В
такой ситуации возникают личностные противоречия: эмоции подсказывают одно,
рациональное начало – другое, сознание – третье. В таких условиях поступок
малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса
между разными сферами сознания. Действуя же согласно ву-вей, человек не
задаётся вопросом правомочности поступка, а просто совершает его. Человек
должен действовать только тогда, когда заранее известно, что его поступок
эффективен. Если все предпринимаемые усилия заранее обречены, то
действовать вообще не стоит. Ву-вей – это качество, которое позволяет
непредвзято смотреть на вещи, искусство быть сами собой, навык
естественного поведения и уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется
тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не
задумывается над тем, что делает. То есть человек подчиняется приказам
подсознания, не теряя времени на логический анализ и сознательную оценку
ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, действующий
естественным образом, отказывается от этических стереотипов. Этика
подразумевает рациональное осмысление поступка и пути его осуществления. В
большинстве случаев нравственная оценка осуществляется уже после совершения
поступка, результат которого говорит сам за себя. Сознание человека
подвержено влиянию социальных и религиозных правил и запретов. Пытаясь
определить моральность своего поступка, человеку приходится обдумывать
заранее и оценивать последствия.
В этом смысле даосы не являются приверженцами нравственных норм.
Совершая тот или иной поступок, человек не должен останавливаться на
полпути, чтобы оценить последствия и вспомнить о правилах поведения.
Этические критерии необходимы тем, кто не ощущает Дао. Неестественные
поступки являются насилием над человеческой природой и нарушают гармония
Дао. Даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения,
которое минимизирует негативный опыт.

Индивидуализм.

В представлениях даосов личность человека является прямым выражением
его дэ. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния
единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Постижение
реальности и данной цели строго индивидуально и не несёт никакой социальной
составляющей. Даосы ставят превыше всего интересы личности, а не общества.
Человек не должен руководствоваться внешней мотивацией, будь то
общественная мораль, ожидание поощрения или осуждения. Это не означает, что
произвольные поступки обязательно антиобщественны и совершающий их человек
не принимает во внимание интересы окружающих. Смысл немотивированного
действия заключается в отсутствии заинтересованности в результатах этого
действия.
Даосы считали, что не существует добра и зла, и эти категории
проявляются в зависимости от обстоятельств и личных черт участников
событий. Это не означает, что даосы абсолютно свободны от каких-либо
моральных обязательств. Их учение направленно на подготовку человека к
освобождению от устаревших нравственных стереотипов. Даосизм утверждает,
что спор принципиально неразрешим, так как человек, взявший на себя роль
судьи, вынужденно принимает сторону одного из спорщиков и тем самым
поддерживает его точку зрения. То есть, как только дело касается
нравственного выбора, критерий оценки становится относительной величиной,
потому что сколько людей, столько и мнений.

Естественность и простота.

Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления.
Идеалом даосов является существование, свободное от страстей и амбиций.
Однако серьёзным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний
является образование, так как знание увеличивает привязанность к желаниям и
амбициозные устремления. Даосы разработали теорию мышления, которая
препятствует повышению интеллектуального и образовательного уровней.
Естественная простота пю проявляется в спонтанных поступках ву-вей,
отражающих природную гармонию. В процессе ву-вей личность выражается в
своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае
сознание не успевает проявить своё рациональное начало и подсознание берёт
на себя функции управления личностью. Указанные качества способствуют
осознанию природы всех живых существ и места человека в этом мире. Одному
даосскому философу Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка и, проснувшись,
он задал себе вопрос: «Как я знать, снился ли человек спящей бабочке или
спящему человеку снилось, что он бабочка?».
Идея естественной гармонии воплощена во многих аспектах китайского
искусства. Например, в работах пейзажистов горы (ян) как правило
уравновешены каким-либо водоёмом (инь). Художники намеренно создают
впечатления динамичности своих сюжетов (процесса перемен), например, под
напором корней деревьев скала покрывается трещинами. Как правило. Люди и
жилые строения занимают на картине определённое место и по сравнению с
окружающим их величественным ландшафтом кажутся ничтожно маленькими.
Согласно законам фэн-шуй, структура композиции сбалансирована, и люди
изображаются в соответствии с направлением потока положительной энергии.
Даосизм проник во все сферы жизни Китая: искусство фэн-шуй добивается
баланса между рукотворными предметами окружающей обстановки и естественной
энергией потока ци; концепция инь и ян отражается в особенностях китайской
кухни. Одни виды продуктов питания, например мясо, соответствуют принципу
ян, другие, например овощи, - принципу инь. Всё, что подаётся на стол,
должно выражать баланс инь-ян. Например, гарниром к мясу (ян) могут
служить орехи (инь), а к любому мясному блюду должен подаваться чай (инь),
но никак не крепкие напитки (ян). Наиболее известная даосская методика -
комплекс упражнений тайцзи, который представляет собой набор
последовательных движений, с помощью которых восстанавливается баланс инь-
ян. Человек, освоивший эту технику, выполняет упражнения спонтанно и
естественно, причём вызванный поток ци не контролируется сознанием. Это
искусство возникло в XIV в. и обрело многочисленных поклонников, многие из
которых не имеют понятия о его даосском происхождении.
Всё вышесказанное подтверждает практичность даосизма, материализующего
свои теории в искусстве и повседневной жизни. При этом отчётливо
прослеживается попытка воплощения метафизических идей и даосских принципов
в явлениях культуры и особенностях национального характера.

Заключение.

Основателем философии Даосизма считается древнекитайский философ Лао-
цзы, а основным трактатом является его книга «Дао-дэ цзин». Основные
понятия даосизма: Дао, дэ, ци и мин. Дао означает Путь постижения законов
природы, её закономерностей. В даосской космологии Дао выступает как
первопричина и источник творения и в этом смысле трактуется как абсолютная,
не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. Даосизм
призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао. «Дао,
о котором можно говорить, не есть истинное Дао», то, о чём можно говорить,
называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его
потенциальную энергию в объектах творения. Ци - материя, воздух, эфир, газ,
дух, жизненная сила, заключённая во всём сущем, жизненная энергия.
Совершенное состояние для человека - слияние с Дао, называется мин, то
есть просветление.
Согласно философии даосизма, всё сущее находится в постоянном процессе
изменений, уравновешенных Дао. Даосы уверены в непостоянстве,
переменчивости мироздания. Неизменным остаётся лишь извечный принцип или
закон (чан), управляющий процессом перемен. То есть, в жизни нет ничего
более постоянного, чем перемены.
Даосизм признаёт существование двух основных начал в мире: инь и ян.
Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Так же как Дао
устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Базовая концепция
даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка
в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает
символ великого предела – тайцзи.
Даосы считают, что мир в целом и человек в частности характеризуются
тремя видами жизненной энергии: шен – дух, ци – дыхание, цзин – жизненная
субстанция. Даосы считают, что информация обо всей вселенной заложена в
каждом человеке, истинная природа человека раскрывается при достижении
единения с космосом.
Ву-вей обозначает воздержание от активных действий, это действие, но
осуществлённое в соответствии с двумя принципами: ни одно усилие не должно
быть потрачено даром; не следует делать ничего противоречащего законам
природы. Неестественные поступки являются насилием над человеческой
природой и нарушают гармония Дао. Даосизм предлагает жизненную философию
естественного поведения, которое минимизирует негативный опыт.
В представлениях даосов личность человека является прямым выражением
его дэ. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния
единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Даосы ставят
превыше всего интересы личности, а не общества. Жизнь человека должна
протекать по пути наименьшего сопротивления. Идеалом даосов является
существование, свободное от страстей и амбиций.



Список используемой литературы.

1. Малявин В. В., Виногродский Б. Б. Антология даосской философии. -
М.: Товарищество, - 1994.
2. Томпсон. М. Восточная философия.

3. И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО -
Пресс, 2001.
4. Васильев. Л. С.




Новинки рефератов ::

Реферат: Семейные отношения и формирование личности ребенка (Педагогика)


Реферат: Взаимосвязь языков C и ассемблера (Компьютеры)


Реферат: История российской государственности (История)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Кокс и коксование (Химия)


Реферат: Лобачевский (Математика)


Реферат: Первобытные люди (Биология)


Реферат: Методы исследования в социологии (Социология)


Реферат: Работоспособность водителя (Транспорт)


Реферат: Биоэнергетический анализ Лоуэна (Психология)


Реферат: Лекция (предмет, проблемы) (Педагогика)


Реферат: Общие положения об обязательствах (Право)


Реферат: Cинтез белка (Биология)


Реферат: Влияние эксплуатационных факторов. Безопасность (Транспорт)


Реферат: Политические партии России в 1917 году (История)


Реферат: Особенности дополнительного образования взрослых (Педагогика)


Реферат: Договор контрактации в современных условиях (Гражданское право и процесс)


Реферат: Влияние химических веществ на здоровье человека (Химия)


Реферат: Синтез логической функции и анализ комбинационных схем (Радиоэлектроника)


Реферат: Происхождение христианства (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист