GeoSELECT.ru



Административное право / Реферат: Соотношение общественных объединений и некоммерческих организаций (Административное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Соотношение общественных объединений и некоммерческих организаций (Административное право)


Российский Университет Дружбы Народов



Реферат
(кафедра административного права)



Написал: студент юридического факультета
Группы юю-208
Константинопольский Василий
Принял: старший преподаватель
Иванский Валерий Прокопьевич
_________________



Москва 1999 г.
Оглавление

1. Организационно-правовые формы общественных объединений и некоммерческих
организаций. Их перечень и примеры.
2. Различия между общественными учреждениями и учреждениями в соответствии
с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 1996 г.
3. Отличия государственных органов от организационно правовых форм
некоммерческих организаций.

Список литературы (источников).



1. Организационно-правовые формы общественных объединений и
некоммерческих организаций. Их перечень и примеры.

1. Понятие общественных объединений.
Право граждан Российской Федерации на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в
ст. 30 Конституции Российской Федерации, устанавливающей также, что свобода
деятельности объединений гарантируется.
Деятельность общественных объединений регламентируется Законом
Российской Федерации «Об общественных объединениях» и другими правовыми
актами.
Действие этого закона распространяется на все общественные
объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных
организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими
некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также
некоторые структуры иностранных некоммерческих неправительственных
объединений, созданных на территории Российской Федерации.
Под общественным объединением понимается добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные
цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как
непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические
лица - общественные объединения. Такие же лица являются учредителями и
членами общественного объединения.

2. Виды общественных объединений.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих
организационно-правовых форм:
А) общественная организация;
Б) общественное движение;
В) общественный фонд;
Г) общественное учреждение;
Д) орган общественной самодеятельности.

А) Определение общественной организации дано в статье 8 Федерального
закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях":
«Общественной организацией является основанное на членстве
общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для
защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут
быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если
иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных
видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд
(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом
общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный
съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее
постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического
лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в
соответствии с уставом.
Примером общественной организации может служить всем известная партия
КПРФ. Все лица входящие в нее являются членами данной партии объединившиеся
для достижения определенных политических целей. Партия КПРФ регулярно
проводит свои съезды, что прямо подпадает под определение общественной
организации. КПРФ является политическим общественным объединением т.к.
подходит под определение ст. 12.1. Закона «Об общественных объединениях».
«Организационно-правовыми формами политических общественных объединений
являются общественная организация (для политической организации, в том
числе политической партии) и общественное движение (для политического
движения)»[1].

Б) Определение общественного движения дано в статье 9 Федерального закона
от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях":
«Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее
членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,
политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками
общественного движения».
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд
(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом
общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный
съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его
постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического
лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в
соответствии с уставом.
Примером общественного движения может служить известное Межрегиональное
Движение Единство (МЕДВЕДЬ). Определение «межрегиональное» означает, что
это движение действует на территории более половины субъектов Российской
Федерации и имеет там свои структуры[2]. Разумеется, что в данном случае
имеется в виду территориальные границы деятельности общественного
объединения в соответствии с его уставными целями.

В) Определение общественного фонда содержится в статье 10 Федерального
закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях":
«Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и
представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель
которого заключается в формировании имущества на основе добровольных
взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного
имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом
общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в
собственных интересах».
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и
(или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в
виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания
участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд
осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов
фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-
государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о
фондах.
Примерами фондов могут служить «Фонд возрождения торгового флота
России»[3], «Национальный фонд молодежи»[4] правовой статус этих фондов
определяется подзаконными актами. Российская Федерация, ее субъекты и
муниципальные образования могут оказывать поддержку фондов, создаваемым
гражданами и юридическими лицами (см., например постановление Правительства
РФ от 10 апреля 1996 г. «О мерах государственной поддержки Российского
общественного фонда инвалидов военной службы»), либо принять участие в их
учреждении. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и
частного имущества, именуются общественно-государственными. В частности
такими фондами являются Фонд социального развития России «Возрождение»,
Фонд «Русские немцы» и т.п.

Г) Определение общественного учреждения содержится в статье 11 Федерального
закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях":
«Общественным учреждением является не имеющее членства общественное
объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,
отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного
объединения».
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется
лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении
может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не
являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.
Указанный орган может определять содержание деятельности общественного
учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях),
но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное
не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное
учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном
Гражданским кодексом Российской Федерации.

Д) Определение органа общественной самодеятельности содержится в статье 12
Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях":
«Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства
общественное объединение, целью которого является совместное решение
различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,
работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей
неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных
целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту
его создания».
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,
заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на
основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании
учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой
вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности
данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического
лица в соответствии с уставом.
Примером органа общественной самодеятельности может быть, так называемая
группа «Бой`s» в которой я участвовал. Эта группа была создана студентами
Лицея Международного Университета для решения нескольких проблем (создания
журнала о Лицее МУ, проведения праздников и т.п.). Эта группа не имела
членства, и в нее мог входить и приносить свои материалы любой, кто
пожелает. Журнал наш распространялся и вне стен Лицея. Так что этот орган
удовлетворяет требованиям, чтобы называться органом общественной
самодеятельности Лицея Международного Университета.

Понятие некоммерческих организаций.
Это понятие закреплено в статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.
N7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение
прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая
полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и
спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и
конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ.

Виды некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или
религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств,
учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных,
благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других
формах, предусмотренных федеральными законами.

А) Общественные или религиозные организации (объединения).
Определение общественных или религиозных организаций (объединений)
содержится в статье 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О
некоммерческих организациях":
«Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются
добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке
объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных
или иных нематериальных потребностей».
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения
которых они созданы.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не
сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность
имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и
религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам
указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения)
не отвечают по обязательствам своих членов.
Особенности правового положения общественных организаций (объединений)
определяются иными федеральными законами.
Примеров религиозной организации может служить Русская православная
церковь, Императорская Православное Палестинское общество. Они
удовлетворяют требованиям, указанным в законодательстве РФ.

Б) Некоммерческие партнерства.
Определение некоммерческого партнерства содержится в статье 8 Федерального
закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
«Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной
на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего
Федерального закона».
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является
собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают
по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по
обязательствам своих членов.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в
установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами
некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого
партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах
стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его
собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном
учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его
имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого
имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами
некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено
федеральным законом или учредительными документами некоммерческого
партнерства.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению
остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены
учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на
получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого
имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи.
Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права,
предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие
законодательству.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке
ценных бумаг" 6), в форме некоммерческого партнерства создаются фондовые
биржи[5].

В) Учреждения.
Определение учреждения содержится в статье 9 Федерального закона от 12
января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником
для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим
собственником.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность
по обязательствам учреждения несет его собственник.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных
учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Примером учреждения может служить Государственная общеобразовательная школа
города Москвы[6] или например «Частный музей А.А. Конеева»[7].
Г) Автономные некоммерческие организации.
Определение автономных некоммерческих организаций содержится в статье 10
Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих
организациях":
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления
услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права,
физической культуры и спорта и иных услуг.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями
(учредителем), является собственностью автономной некоммерческой
организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют
прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной
некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих
учредителей.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения
которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют
ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее
услугами только на равных условиях с другими лицами.
«Конструкцию автономной некоммерческой организации можно с успехом
использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы,
вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и
оздоровительные центры, юридические либо иные консультации и иные подобные
образования. Условия налогообложения для этих организаций также будет более
благоприятным, чем для коммерческих юридических лиц. При этом, в отличие от
государственных или частных (негосударственных) учреждений, имущество,
переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также
приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью
самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной
некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по
обязательствам учредителей»[8].

Д) Социальные, благотворительные и иные фонды.
Определение социальных, благотворительных и иных фондов содержится в статье
10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих
организациях":
Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая
членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или)
юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и
преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или
иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является
собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного
ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд
вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим
целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых
фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды
вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за
деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и
обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением
фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных
началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда
определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Примером таких фондов могут служить негосударственные пенсионные фонды т.к.
эти фонды удовлетворяют требованиям указанными в законе, но помимо Закона
«О некоммерческих организациях» регулируются еще и Федеральным законом от
7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Е) Государственная корпорация.
Определение государственной корпорации содержится в статье 7.1.
Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих
организациях":
«Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного
взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных
общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на
основании федерального закона».
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией,
является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской
Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам
государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание
государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных
законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об
использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим
создание государственной корпорации.
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются
законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для
создания государственной корпорации не требуется учредительных документов,
предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны
определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности,
место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе
органы управления государственной корпорации и порядок их формирования,
порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их
освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной
корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в
случае ее ликвидации.
Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным
корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом,
предусматривающим создание государственной корпорации.
Примером государственной корпорации является Агентство по реструктуризации
кредитных организаций. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от
8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций".[9]
Ж) Ассоциации и союзы.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской
деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов
могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или
союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение
предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в
хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном
Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для
осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или
участвовать в таком обществе.
Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации
(союзы) некоммерческих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой
организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права
юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены
ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам
этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее
учредительными документами.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на
основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением
слов "ассоциация" или "союз"[10].
Например «Ассоциация торговых фирм Санкт-Петербурга «Гермес».[11]



З) Потребительский кооператив.
Объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных
потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого
складывается из паевых взносов и называется потребительским кооперативом.
Правовое положение потребительских кооперативов определяется ст. 116 ГК и
Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня
1992 г. Сравнение этих нормативных актов ставит вопрос о том, как
соотносятся понятие «потребительский кооператив», используемое ГК, и
термины «потребительское общество» и «союз потребительских обществ»,
применяемые законом о потребкооперации. Можно полагать, что между
потребительскими обществами и потребительскими кооперативами можно
поставить знак равенства. Тогда союз потребительских обществ – это
разновидность такой организационно-правовой формы юридического лица, как
объединение (союз) юридических лиц.
Примером потребительского кооператива может служить, например
«Потребительское общество по заготовке кормов «Лида»[12].
В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций
потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от
предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом,
потребительский кооператив занимает промежуточное положение между
коммерческими и некоммерческими организациями.

Различия между общественными учреждениями и учреждениями в соответствии с
Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 1996 г.
Общественное объединение может не быть юридическим лицом в соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях". А некоммерческая организация обязана быть юридическим лицом
и зарегистрироваться в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12
января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
Некоммерческая организация не может ставить своей главной целью извлечение
прибыли[13], а общественным учреждениям это не запрещено (иск. политические
партии).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Здесь
ключевое слово САМОУПРАВЛЯЕМОЕ, и то что оно создано по инициативе ГРАЖДАН.
А учреждение по Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7 – ФЗ «О
некоммерческих организациях»: «Учреждением признается некоммерческая
организация, созданная СОБСТВЕННИКОМ для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и
финансируемая полностью или частично этим собственником».
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее
трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических
партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах
общественных объединений[14].
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-
правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не
установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением
случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных
случаев, предусмотренных федеральным законом[15].
5. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава
и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются
на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных
решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою
уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического
лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим
Федеральным законом[16].
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а
также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения
осуществляется по решению учредителей (учредителя)[17].

Отличия государственных органов от организационно правовых форм
некоммерческих организаций.
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают
государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на
праве оперативного управления в соответствии с Гражданскими кодексом
Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное
финансирование[18].
А учреждение естественно не может создавать государственный орган.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям
экономическую поддержку в различных формах.[19]
А некоммерческие организации не могут размещать свои заказы в
государственных органах.
3. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую
отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности
органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным
лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и
учредительными документами некоммерческой организации[20].
А государственный орган не предоставляет отчет о своей деятельности
некоммерческим организациям.

4. Органы государственной власти исполняют в пределах своей компетенции
властные полномочия, а некоммерческие организации этого делать не могут.

5. В случае возникновения административных правоотношений органы
государственной власти являются субъектом права, а некоммерческие не могут
быть субъектом.
Список литературы (источников)


1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих
организациях".
2. Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях".
3. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и
дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1997
г.
4. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации
кредитных организаций":
5. Статья Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или
предпринимательство? ("Законодательство", 1998, N 1)
6. Постановление СМ – Правительства РФ от 20 июля 1993 г. «Об утверждении
Положения о фонде возрождения торгового флота России»
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федерации: Учебник. – М.: Зеркало, 1997 г.
8. Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. «О национальном фонде молодежи»

-----------------------
[1] Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998
г.)
[2] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федерации: Учебник. – М.: Зеркало, 1997 г.
[3] См. Постановление СМ – Правительства РФ от 20 июля 1993 г. «Об
утверждении Положения о фонде возрождения торгового флота России»
[4] Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. «О национальном фонде молодежи»
[5] Статья Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или
предпринимательство? ("Законодательство", 1998, N 1)
[6] Там же.
[7] Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и
дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1997
г.
[8] Статья Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или
предпринимательство? ("Законодательство", 1998, N 1)
[9] Статья 28 Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О
реструктуризации кредитных организаций":
«Агентство по реструктуризации кредитных организаций является
государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель
деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральным законом
"О некоммерческих организациях" и настоящим Федеральным законом».
[10] Статья 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях"
[11] Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и
дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1997
г.
[12] Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и
дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1997
г.
[13] Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях"
[14] Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях".
[15] Статья 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О
некоммерческих организациях".
[16] Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях".
[17] Статья 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О
некоммерческих организациях".
[18] Статья 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О
некоммерческих организациях".
[19] Там же.
[20] Статья 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О
некоммерческих организациях





Реферат на тему: Соотношение преступления и административного правонарушения

I СОДЕРЖАНИЕ

1) Содержание
2) Вступление: основные черты административной ответственности
3) Административный проступок, как основание административной
ответственности
4) Состав административного правонарушения, элементы состава
5) Состав уголовного правонарушения, элементы состава преступления
6) Разграничение составов преступления и административного проступка по
признакам объективной стороны
7) Критерий размера ущерба, как основание разграничения преступления и
административного проступка
8) Заключение: расширение сферы административной юрисдикции
9) Список используемой литературы.
II ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность – вид юридической ответственности,
которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным
лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность обладает признаками, свойственными
юридической ответственности вообще.
В то же время в законодательстве общие признаки юридической
ответственности специфически преломляются применительно к административной
ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для
данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к
следующему:
а) административная ответственность устанавливается как законами, так и
подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы
административной ответственности образуют самостоятельный институт
административного права. В отличие от этого уголовная ответственность
устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о
труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими
особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная
ответственность – законодательством о труде, гражданским
законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

б) основанием административной ответственности является
административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной –
дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда
(ущерба) или гражданско-правовой деликт;
в) субъектами административной ответственности могут быть как
физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические
лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций
является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо
предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение
незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не
определена в законодательстве.
Физические лица субъектами административной ответственности могут
выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но
этот момент не представляет ее особенности;
г) за административные правонарушения предусмотрены административные
взыскания. За преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные
проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность
выражается в имущественных санкциях;
д) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных
органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления,
а также судами (судьями). Уголовные наказания – только судом;
дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными
дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной
ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В
отдельных случаях – в административном порядке;
е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами
на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная
ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и
служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим
органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке
могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за
причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);
ж) применение административного взыскания не влечет судимости и
увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим
административное взыскание в течение установленного срока;
з) меры административной ответственности применяются в соответствии с
законодательством, регламентирующим производство по делам об
административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в
соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные –
в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного
производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке
гражданского и арбитражного судопроизводства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт,
отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность
административной ответственности состоит в том, что ее основанием является
административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.
III АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК, КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В литературе основания административной ответственности часто
подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными
понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и
применяется административная ответственность. Под фактическим основанием
подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено
административное взыскание.
Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не
является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы,
устанавливающие административную ответственность при отсутствии которых она
невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение
человека к административной ответственности, если им не совершено
правонарушение.
Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом
смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При
совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права,
имеет место казус, не имеющий юридического значения.
Основанием административной ответственности является административное
правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут
предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют
сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и
административными. В литературе они называются административно-
дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об
административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в
этих случаях наступает как за административное правонарушение.
В законодательстве понятие административного правонарушения было
сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от
23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РСФСР. Согласно
Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой
посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую
собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок
управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное)
действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена
административная ответственность. Административная ответственность
наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в
соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного
правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность б) противоправность; в)
виновность; г) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние.
Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения:
действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности,
законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав
охоты, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного
должностного лица ГАИ и т.д.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например,
невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями
мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут
быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил
охраны водных ресурсов).
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным,
причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в
рамках института административной ответственности является
антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое
антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков
административного правонарушения.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы
права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к
ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение
соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности.
Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного,
финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при
безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от
уплаты налога – нормы финансового права. Деяние, не являющееся
противоправным, не может образовать административного правонарушения и
повлечь административную ответственность.
Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по
неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного
правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным
правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности.
Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для
пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к
безусловным признакам административного правонарушения. Им признается
только то деяние, за которое законодательством предусмотрена
административная ответственность.
С одной стороны, административное правонарушение – основание
административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак
административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В
установленных законодательством случаях для признания деяния
административным правонарушением, необходимо наличие причинной связи между
деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде
причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например,
расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).
IV СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА

Признаки административного правонарушения следует отличать от его
юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько
теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков
может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает
законность привлечения к административной ответственности. Например,
нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего
возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это
лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет
состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются
лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения
шестнадцатилетнего возраста.
Понимание состава административного правонарушения необходимо для
отграничения административных правонарушений от смежных (частично
совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их
проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного
правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность
такого понятия. Состав административного правонарушения – совокупность
закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие
которых может повлечь административную ответственность.
В литературе иногда понятие состава административного правонарушения
подменяется признаками административного правонарушения, утверждается, что
состав административного правонарушения – «это нормативно закрепленная
система признаков, с помощью которой деяние определяется как
административный поступок». Но это не согласуется с законодательством.
Согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях одним из
обстоятельств, исключающих производство по делу об административном
правонарушении является «не достижение лицом на момент совершения
административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста» (п. 2 ст.
227). Когда же имеется в виду невменяемость лица, то речь идет уже о
совершении им действия или бездействия (п. 3 ст. 227), а не
административного правонарушения, ибо необходимым его признаком является
виновность, которая исключается при невменяемости.
Признаками (элементами) состава административного правонарушения
являются: объект объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права
и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в
качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания законные
требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов
могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в
посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в
совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия
«мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не
устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за
это административной ответственности.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии,
запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или
бездействие может посягать на конкретные общественные отношения,
урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового,
финансового и др.). Наличие объективной стороны административного
правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от
времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его
вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его
систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер
действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся
нарушение.
Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме
фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны
административного правонарушения.
Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным
условием для признания его объективной стороной: административного
правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой
характеристики.
Повторность по законодательству об административных правонарушениях
означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного
правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному
взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность
за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от
неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько
правонарушений.
Длящимся является действие или бездействие, сопряженное последующим
длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под
угрозой административной ответственности. Длящееся административное
правонарушение является, единым независимо от продолжительности действия
или бездействия.
Длящееся административное правонарушение следует отличать от
продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же, лицом
нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит
административной ответственности. Например, это может быть изготовление и
использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено
неоднократно.
Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические
лица; б) организации
Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма
разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного
правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых
профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к
религиозным объединениям.
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные
основания для административной ответственности, для других – ограничение
применения ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных
средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых
признаются субъектами административных правонарушений, связанных с
несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит
в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат
административной ответственности не только за собственные действия или
бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие
правила. За другие административные правонарушения они несут
ответственность на общих основаниях.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные
женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп,
несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может
применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам
не может применяться арест и т.п. Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях в общей форме определяет, что административной
ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения
административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 13, 20) .
В Общей части кодекса, нет упоминания о гражданах как субъектах
административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в
статьях его Особенной части.
Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из
закона вытекает необходимость различий между субъектами административной
ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект
административного правонарушения подлежит административной ответственности.
Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не
административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг
субъектов административного правонарушения и круг субъектов
административной ответственности не совпадают.
Субъективная сторона административного правонарушения – психическое
отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его
последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.
Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных
формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается
виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного
правонарушения предусмотрена КоАП РСФСР (ст. 10).
Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение
лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным
их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и
неосторожности.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее
его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия,
предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало
наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РСФСР).
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если
лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных
последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало
на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких
последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РСФСР).
В Особенной части КоАП РСФСР форма вины чаще всего не обозначается.
Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме.
Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены
только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких
случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РСФСР либо иных
законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные
правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми
являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними
признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.
В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то
есть действие или бездействие признается административным правонарушением,
если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе.
Так, ст. 90 предусматривает, в частности, административную ответственность
за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой
энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания
соответствующего действия административным правонарушением.

V СОСТАВ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА

Общее определение понятия преступления, содержащееся в статье 7 УК,
наполняется конкретным содержанием в статьях Особенной части. Они имеют
заголовок, где называется то или иное преступление. В диспозиции
описываются признаки данного преступления, в санкции указанны вид и размер
наказания за это преступление. Именно диспозиции статей Особенной части УК
содержат описание составов преступлений.
Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом
признаков, наличие которых дает основание признать данное общественно
опасное деяние преступлением.
Каждое отдельное преступление как социальное явление, волевой акт
общественно опасного поведения человека характеризуется большим
разнообразием индивидуальных признаков, обстоятельств, особенностей.
Состав преступление – это законодательное определение. Оно создается на
основе обобщения характеристик преступлений того или иного вида, выделения
из разнообразия отдельных преступных проявлений наиболее существенных
типичных признаков, необходимых и достаточных для констатации наличия в
деянии преступления данного вида. Эти признаки и включаются в диспозицию
статьи УК в качестве конкретного состава преступления.
Однако статьи Особенной части УК неполно описывают признаки состава
того или иного преступления. Ряд этих признаков путем обобщения как бы
вынесен за скобки и помещен в статьи Общей части УК (например, такие
признаки субъекта преступления, как возраст, вменяемость). Следовательно,
для определения наличия или отсутствия состава преступления в каждом
конкретном случае необходимо обращаться к содержанию не только Особенной,
но и Общей части УК.
Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в
совершении преступления, то есть общественно опасного деяния,
предусмотренного уголовным законом (ст. 3 УК). Преступление же на лицо
тогда, когда в действиях виновного содержатся все указанные в законе
признаки конкретного состава преступления. Таким образом, если фактическим
основанием уголовной ответственности является совершение общественно
опасного деяния (преступления), то юридическим – наличие в этом деянии
состава конкретного преступления, предусмотренного определенной нормой
Особенной части УК. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а
возбужденное подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, если
в деянии отсутствует состав преступления (п.2 ст. 5 УПК). Это
принципиальное положение является одной из важнейших гарантий соблюдения
законности в борьбе с преступностью.
Состав преступления отличает преступление одного вида от другого: кражу
от грабежа, грабеж от хулиганства и т.п. Установление в деянии состава того
или иного преступления предопределяет правильное применение уголовного
закона при расследовании и рассмотрении дела об этом деянии, правильную
юридическую квалификацию действий виновного.
Квалификация преступления – это установление точного соответствия
признаков совершенного деяния (преступления) признакам того или иного
конкретного состава преступления, предусмотренного диспозицией статьи
Особенной части УК.
Квалификация преступления производится по соответствующей статье,
части или пункту статьи Особенной части УК, предусматривающей данный состав
преступления (например, ч.3 ст. 148, ч.1 ст. 144 или п. «б» ст. 102 УК). В
случаях, когда преступление было пресечено на стадии приготовления или
покушения, оно квалифицируется дополнительно по ст. 15 УК, а при совершении
преступлений в соучастии действия соучастников квалифицируются
дополнительно по ст. 17 УК.
Важнейшей задачей уголовного судопроизводства является обеспечение
правильного применения законов с тем, чтобы каждый совершивший преступление
был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был
привлечен к уголовной ответственности и осужден. Правильная квалификация
совершенных преступлений – непременное условие соблюдение законности.
Таким образом, состав преступления всегда конкретен. Признаки того или
иного состава преступления указаны в законе.
В теории российского уголовного права на основе обобщения признаков
конкретных составов преступлений создается общее учение о составе
преступления. Оно помогает глубже уяснить содержание норм уголовного
закона, сущность и взаимосвязь описанных в этих нормах признаков составов
преступлений.
Все признаки, определяющие каждый состав преступления, в теории
уголовного права подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие
объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Эти
четыре группы признаков принято именовать элементами состава преступления.
В любом составе преступления всегда четыре элемента. Отсутствие хотя бы
одного из них означает отсутствие всего состава преступления. Что же
касается количеств

Новинки рефератов ::

Реферат: Новейшая история США (История)


Реферат: Управленческие решения: виды и содержание (Менеджмент)


Реферат: Реорганизация бизнес-процессов при изменении информационной системы в крупной организации (Менеджмент)


Реферат: Проведение аудита и расчет НДС по ПО "Октябрь" (Аудит)


Реферат: Политические отношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х - начале 80-х годов (История)


Реферат: Первые попытки десталинизации (История)


Реферат: Консульские должностные лица. Их привилегии и иммунитеты (Международное публичное право)


Реферат: Автоматизированные системы управления (Компьютеры)


Реферат: Эволюционные причины поведения (Биология)


Реферат: Основные принципы международной политики (Политология)


Реферат: Национально-освободительное движение в Греции "Филики Этерия" (История)


Реферат: Алгоритм создания базы данных складского учета (Программирование)


Реферат: Производство комовой негашенной извести (Технология)


Реферат: Модернизация слешера для разделки балансового долготья Д-172 (Технология)


Реферат: Инвестиционный анализ проекта (хлебо-булочной) (Менеджмент)


Реферат: Важнейшие промышленные и финансовые центры США, крупнейшие корпорации (География)


Реферат: Audi A6 (Транспорт)


Реферат: Автоматическая система регулирования вязкости топлива (Программирование)


Реферат: Экран в windows (Программирование)


Реферат: Древнеиндийская культура (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист