GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ) (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ) (Государство и право)





МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ



Контрольная работа

по курсу
«Конституционное(государственное)право зарубежных стран»
Вариант 1
«Личные (гражданские) права и свободы
в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)»


4 курс МЗФ МГЮА
группа №7
Дуров Р.А.
Дата сдачи -
Преподаватель -
Оценка -



МОСКВА, 1997


План
1.Введение.
2.Основные понятия личных прав и свобод.
3.Краткая характеристика конституций США и Испании.
4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций США
и Испании.
5.Заключение.
1.Введение
Человек живет, участвуя во всех сферах общественной жизни, тем самым,
реализуя свои права и обязанности.
Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без
них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод.
Изучая конституции других стран невольно обращаешься и к Конституции
РФ. Такое сравнение весьма интересно именно сейчас, когда в парламенте
страны, в политических партиях все более выкристаллизуется мысль о
необходимости изменения Конституции.
Вместе с тем, декларирование прав и свобод является одним из важных
элементов, исследуя который, можно возможно судить об уровне развития
демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или
государство для личности? Что есть личность для государства: «средство»,
«винтик» в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана интересами
государства, или цель существования государства ? Развитие института личных
прав и свобод дает ответ на этот вопрос.
США и Испания – демократические страны с различными формами правления и
государственного устройства, расположенные на разных континентах, имеющие
различный исторический опыт. Учитывая все вышеизложенное, представляется
интересным провести сравнение конституционных положений о личных правах и
свободах, изложенные в конституциях этих стран.
2.Основные понятия личных прав и свобод.
Личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в
большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу
относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что
человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным
участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе
почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть,
однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия
часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия —
лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без
необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных.
Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность,
физическая и психическая.
Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека
свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на
определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом
процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи.
Как частный случай возможен дисциплинарный арест — содержание
военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).
Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются
пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся
стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и
иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство
личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например,
при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в
клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его
обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и
выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.
Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная
церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести.
Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие
вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о
мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не
исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду
религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма
говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан
заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах
тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической партии
и ее молодежной организации).
Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище
посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется
в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без
такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо
предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи.
Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без
разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но
и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух понятых —
беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить происходящее и
подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.
Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и
телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д.
Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения
судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении
преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных
переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены
доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных
переговоров своих политических противников избирательным штабом президента
Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке
президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом
путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это
дело широко известно как «Уотергейт» (по названию местности, где
располагался избирательный штаб демократической партии).
Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства —
неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона
для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в
военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть
введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических
бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.
Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвратиться в
свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических
конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не
признавалось. Однако существуют ограничения на выезд из страны: если лицо
призвано на военную или альтернативную службу, является обвиняемым,
осужденным, знает государственную тайну, сообщило о себе ложные сведения
при оформлении документов на эмиграцию.
Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это
право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной
юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и
др.


3.Краткая характеристика контитуций США и Испании.
Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования
США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические
права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-
экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не
говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности).
Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной
защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например,
право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы
конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет,
например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е
годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США),
конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о
законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные
положения, например право на информацию, на здоровую окружающую среду.
Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности
в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой
заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь, свободу и
стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное
право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное
угнетение со стороны короны Великобритании).
Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в
общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвы-
чайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас
корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием
присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без
судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция
запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за
государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве
условия для занятия какой-либо государственной должности.
Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его
формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать
права и свободы, которые резюмируются. Это относится и к политическим
правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы,
ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право
народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с
петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана
личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается
суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории
гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи
показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то
же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам,
налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые
касаются прав и свобод человека. Однако в целом Декларация независимости,
конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод,
который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации
прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах
человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и
не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными
законами, судебными прецедентами.
Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская
диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна,
в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой
авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко.
Современная политическая организация Испании создана после смерти этого
диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких
лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два
последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса
взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный
правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен
национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на
переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне
была учреждена практически новая структура органов государственной власти,
в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый
всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны,
одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре
1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена
подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских
законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила
форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-
административное устройство со значительными правами составляющих страну
единиц — автономных сообществ и демократический политический режим.
Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом
статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть
конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра
показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и
свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция
прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное
развитие, уважение закона и прав других людей является основой
политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким
образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции
принята ее широкая конструкция, — все испанцы пользуются правами и
свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то
они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на
основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).
Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед
законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную
неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право
на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и
доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной
территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей и
мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание
объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — на
образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий,
право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт,
Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить
на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих
прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их
защиты. Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1
— статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство
перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации
(ст. 14). Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 той же
главы — статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и
свободу предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы
главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей
главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и
экономической политики". Первая группа прав и свобод действует
непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на
основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи
жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод,
как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны
соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая,
может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита
прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство,
судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут
ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с
законодательством, которое они развивают.
Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испанским
законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях
не говорится, но формулировки сконструированы таким образом, что
возложенные на государственные органы обязанности не могут быть реализованы
без необходимых материальных расходов. Именно таким образом сформулирована
защита испанской семьи: "На государственных
властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст.
39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в
браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику,
обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку граждан, а
также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом государственные
власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья граждан,
они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и
способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие
мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически
ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение
материальных средств посредством периодически пересматриваемого
законодательства.
Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не
относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К
таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки,
научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за
разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и
защиты исторического, культурного и художественного наследия народов
Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования
благоустроенным жильем.
На конституционный уровень поднято и регулирование ограничений прав и
свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или
осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд
прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность,
неприкосновенность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных
сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по
национальной территории; свобода выражения мнений, право на распространение
публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях
рассматриваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на
забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны
предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в
борьбе против терроризма, а именно приостанавливаются нормы о сроке
предварительного задержания (в обычное время — максимум 72 часа), о
неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных
сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с
терроризмом, который до принятия и во время выработки конституции был
весьма активным.
Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в
трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и
обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54
конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами
и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан.
Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно
теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают
другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он
только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является
гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.
Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию
(физического или юридического лица) начать и проводить расследование в
отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по
отношению к гражданам. Полномочия Народного защитника распространяются на
деятельность министров, административных властей, любого лица, состоящего
на службе в публичной администрации. К народному защитнику могут обращаться
и парламентарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискриминации,
ошибки, небрежности или упущения какого-либо служащего Народный защитник,
выявив мнение нарушителя, ставит в известность вышестоящих руководителей.
Не будучи правомочным изменять или отменять акты и решения публичной
администрации, Защитник может предлагать изменение критериев при их
применении, может обращаться с предложением об изменении норм в
законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-
либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в
Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными
кортесами.
Названные средства защиты не исключают возможности обращения в
международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и
Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной
компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по
правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы
и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по
поводу нарушения прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции по
правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.
4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобо конституций США и
Испании.

| | | |
| |США |Испания |
|Личные права и свободы | | |
| |Поправка V | Статья 15. |
|Право на жизнь |Никто не должен |Все имеют право на |
| |привлекаться к |жизнь, на |
| |ответственности за |физическую и |
| |преступление, |моральную |
| |караемое смертью, |неприкосновенность |
| |или иное позорящее |и ни в коем случае |
| |преступление иначе |не могут |
| |как по |подвергаться пыткам|
| |постановлению или |или негуманным или |
| |обвинительному |унизительным |
| |акту, вынесенному |наказаниям. |
| |большим жюри, за |Смертная казнь |
| |исключением случаев|отменяется, за |
| |возбуждения дел, |исключением |
| |касающихся состава |случаев, |
| |сухопутных и |предусмотренных |
| |морских сил либо |военно-уголовными |
| |милиции, когда |законами, |
| |последняя в связи с|действующими во |
| |войной или |время войны. |
| |угрожающей обществу| |
| |опасностью | |
| |находится на | |
| |действительной | |
| |службе; никто не | |
| |должен дважды | |
| |отвечать жизнью или| |
| |телесной | |
| |неприкосновенностью| |
| |за одно и то же | |
| |правонарушение; | |
| |никто не должен | |
|Свобода и личная |принуждаться | |
|неприкосновенность |свидетельствовать | |
| |против самого себя | |
| |в уголовном деле; | |
| |никто не должен | |
| |лишаться жизни, | |
| |свободы или | |
| |имущества без | |
| |законного судебного| |
| |разбирательства; | |
| |никакая частная | |
| |собственность не | |
| |должна отбираться | |
| |для общественного | |
| |пользования без | |
| |справедливого | |
| |вознаграждения. | |
| |Поправка 4 | |
| |Право народа на |Статья 17. |
| |охрану личности, |1. Каждый человек |
| |жилища, бумаг и |имеет право на |
| |имущества от |свободу и |
| |необоснованных |безопасность. Никто|
| |обысков и арестов |не может быть лишен|
| |не должно |своей свободы |
| |нарушаться, и |иначе, как в |
| |ордера на обыск или|соответствии с |
| |арест не будут |положениями |
| |выдаваться без |настоящей статьи и |
| |достаточных |в случаях и форме, |
| |оснований, |предусмотренных |
| |подтвержденных |законом. |
| |присягой или |2. Предварительное |
| |торжественным |заключение не может|
| |заявлением. Такие |длиться дольше, чем|
| |ордера должны |это необходимо для |
|Достоинство личности |содержать подробное|выяснения всех |
| |описание места |обстоятельств дела,|
| |обыска, а также |и в любом случае — |
| |подлежащих аресту |максимум семьдесят |
| |лиц или имущества. |два часа, по |
| | |истечении которых |
| | |задержанный должен |
| | |быть либо |
| | |освобожден, либо |
| | |передан судебным |
| | |властям. |
| | |3. Каждый |
| | |задержанный должен |
| | |быть немедленно и в|
| | |понятной форме |
| | |информирован о |
| | |своих правах и |
| | |основаниях |
| | |задержания, и не |
| | |может быть |
| | |принужден давать |
|Свобода совести | |показания. |
| | |Задержанному |
| | |гарантируется |
| | |помощь адвоката при|
| | |осуществлении |
| | |полицейских и |
| |Поправка Х11Р |судебных актов в |
| |Раздел 1. Ни в |порядке, |
| |Соединенных Штатах,|предусмотренном |
| |ни в каком-либо |законом. |
| |другом месте, на |4. Закон регулирует|
| |которое |порядок применения |
| |распространяется их|процедуры «habe-as |
| |юрисдикция, не |corpus» в целях |
| |должно существовать|немедленного |
| |ни рабства, ни |предоставления в |
| |подневольных работ,|распоряжение суда |
| |кроме случаев |каждого, |
| |наказания за |задержанного |
| |преступление, за |незаконно. Законом |
| |совершение которого|также определяется |
| |лицо было должным |максимальный срок |
| |образом осуждено. |предварительного |
| | |заключения. |
|Неприкосновенность жилища | |Статья 18. |
| | |1. Гарантируется |
| | |право на честь, |
| | |личную и семейную |
| | |интимность и на |
| | |собственное имя. |
| |Поправка V |2.Жилище |
|Тайна переписки |Конгресс не должен |неприкосновенно. |
|Свобода передвижения |издавать законов, |Вторжение в жилище |
| |устанавливающих |или обыск не могут |
| |какую-либо религию |производиться без |
| |или запрещающих ее |разрешения его |
| |свободное |хозяина или без |
| |вероисповедание, |предварительной |
| |либо ограничивающих|санкции суда, за |
| |свободу слова или |исключением случаев|
| |печати или право |задержания на месте|
| |народа мирно |преступления. |
| |собираться и |3. Гарантируется |
| |обращаться к |тайна сообщений, и,|
|Конституционные права |Правительству с |в частности, |
|личности связанные с |петициями об |почтовых, |
|судебной сферой: право |удовлетворении |телеграфных и |
|доступа к суду, право на |жалоб. |телефонных |
|получение квалифицированной| |сообщений, кроме |
|юридической помощи, | |случаев, |
|презумпция невиновности, | |предусмотренных |
|право обвиняемого на | |судебным решением. |
|защиту. | |4. Закон |
| | |ограничивает |
| | |использование |
| | |информации в целях |
| | |гарантии охраны |
| | |чести, личной и |
| | |семейной интимности|
| | |граждан и полного |
| | |осуществления ими |
| |Поправка III |своих прав. |
| |В мирное время ни |Статья 16. |
| |один солдат не |1. Гарантируется |
| |должен помещаться |свобода идеологии, |
| |на постой в |вероисповедания и |
| |какой-либо дом без |отправления культа,|
| |согласия его |осуществляемых |
| |владельца; во время|индивидами и их |
| |же войны это |сообществами без |
| |допускается только |каких-либо |
| |в порядке, |ограничений, кроме |
| |установленном |тех, которые |
| |законом. |необходимы для |
| |Поправка 4 |поддержания |
| |Поправка 4 |общественного |
| |Прямого указания |порядка, |
| |нет, но |охраняемого |
| |Поправка IX |законом. |
| |Перечисление в |2. Никто не может |
| |Конституции |быть обязан |
| |определенных прав |объявлять о своей |
| |не должно |идеологии, религии |
| |толковаться как |и верованиях. |
| |отрицание или |3. Никакое |
| |умаление других |верование не может |
| |прав, сохраняемых |иметь характера |
| |народом. |государственной |
| | |религии. Публичные |
| | |власти должны |
| | |принимать во |
| | |внимание |
| |Поправка 4,5 |религиозные |
| |Поправка VI |верования |
| |Во всех случаях |испанского общества|
| |уголовного |и поддерживать |
| |преследования |вытекающие из этого|
| |обвиняемый имеет |отношения |
| |право на скорый и |сотрудничества с |
| |публичный суд |католической |
| |беспристрастных |церковью и другими |
| |присяжных того |конфессиями. |
| |штата и округа, где|Статья 18 |
| |было совершено | |
| |преступление; | |
| |причем этот округ | |
| |должен быть заранее| |
| |установлен законом;| |
| |обвиняемый имеет | |
| |право на | |
| |информирование о | |
| |характере и | |
| |основаниях |Статья 18 |
| |обвинения, на очную|Статья 19. 1. |
| |ставку с |Испанцы имеют право|
| |показывающими |свободно избирать |
| |против него |свое |
| |свидетелями, на |местожительство и |
| |принудительный |передвигаться по |
| |вызов свидетелей, |национальной |
| |показывающих в его |территории. |
| |пользу, и на помощь|Они также имеют |
| |адвоката для своей |право свободно |
| |защиты. |въезжать в Испанию |
| |Поправка XI |и выезжать из нее |
| |Судебную власть |на условиях, |
| |Соединенных Штатов |установленных |
| |нельзя |законом. Это право |
| |истолковывать как |не может быть |
| |распространяющуюся |ограничено по |
| |на любое судебное |политическим или |
| |дело, решаемое по |идеологическим |
| |закону или по праву|мотивам. |
| |справедливости, |Статья 24. 1. Все |
| |если это дело |граждане имеют |
| |начато или ведется |право на |
| |против одного из |эффективную |
| |штатов гражданами |судебную защиту при|
| |другого штата либо |осуществлении своих|
| |гражданами или |прав и законных |
| |подданными |интересов; ни в |
| |иностранного |коем случае не |
| |государства. |может быть отказано|
| | |в такой защите. |
| | |2. Равным образом |
| | |каждый может быть |
| | |судим только судом,|
| | |определенным |
| | |законом, иметь |
| | |защиту и |
| | |использование |
| | |адвокатской помощи,|
| | |право знать о |
| | |предъявляемых |
| | |обвинениях, иметь |
| | |право на открытое |
| | |судебное |
| | |разбирательство, |
| | |осуществляемое в |
| | |установленные сроки|
| | |с соблюдением всех |
| | |гарантий, право |
| | |пользоваться всеми |
| | |средствами при |
| | |своей защите, право|
| | |свидетельствовать |
| | |против себя, не |
| | |признавать себя |
| | |виновным, право на |
| | |презумпцию |
| | |невиновности. |
| | |Закон определяет |
| | |случаи, когда на |
| | |основании родства |
| | |или соблюдения |
| | |профессиональной |
| | |тайны дача |
| | |показаний о |
| | |действиях, |
| | |считающихся |
| | |преступными, не |
| | |является |
| | |обязательной. |

5.Заключение.

Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно
высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе.
Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия,
обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Так, поправка
9 Конституции США прямо указывает, что в основу положен принцип «разрешено
все, что не запрещено законом». Поэтому личные права и сободы трактуются в
самом широком плане, не подвергаются подробному толкованию.
Дополнительный отпечаток на формулировки кионституционных положений
накладывает система «прецендентного права», существующего в США, когда
только суд может окончательно определить границы реализации личных прав.
В конституции Испании, на мой взгляд, использован другой подход. Личные
права и свободы более регламентированы. Читая конституцию Испании, невольно
обращаешь внимание на схожесть с ней конституции РФ. На мой взгляд, здесь
проявляется схожесть исторических судеб народов, приученных к сторогой
регламентации своей жизни, минимальным правам и обширным обязанностям.
Конституция Испания написана сравнительно недавно (в отличие от
Конституции США) на основе и с учетом современных исследований, поэтому для
нее и характерен более высокий уровень реализации. Юридическая наука не
стоит на месте (с момента написания Конституции США прошло уже более 200
лет), что и позволило Испании написать и принять конституцию с учетом
исторического опыта других стран.
Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о
том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого,
делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень
личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой
декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их
выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и
доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.
2.Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.
3.Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.
4.Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993.
5.Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.
6.Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.
7.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой
комментарий. М.: ЮЛ, 1985.
8.Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М.:
Наyкa, 1993.
9.Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.
10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.
11..Фрвдмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Универс,
1993.
12.Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона.
Верховный суда жизни Америки. М.: Манускрипт, 1995.
13.Эбэеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Пул, 1992.






Реферат на тему: Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос

Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая
ментальность:

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ХАОС
Введение
АНТИКАПИТАЛИЗМ -- характерная черта эпохи диктаторов, войн и революций.
Большинство правительств и политических партий склонны к ограничению сферы
частной инициативы и свободного предпринимательства. Убеждение, что
капитализм отжил свое и что грядущая всесторонняя регламентация
экономической активности одновременно и желательна и неизбежна - стало
почти неоспариваемой догмой.
При всем при этом капитализм еще очень силен в Западном полушарии. Прогресс
капиталистической промышленности даже в последние несколько лет
поразителен. Методы производства очень усовершенствовались. Потребители
получают более дешевые и лучшего качества товары, в том числе много
новинок, которые были невообразимы еще пару лет назад. Во многих странах
объем производства расширялся, а качество товаров совершенствовалось.
Несмотря на антикапиталистическую политику всех правительств и почти всех
политических партий, капиталистический сектор хозяйства все еще выполняет
свою социальную функцию по предоставлению потребителям большего количества
все более дешевых и более качественных товаров.
Улучшение качества жизни в странах, приверженных принципу частной
собственности на средства производства, конечно же, ни в какой степени не
является заслугой правительственных и профсоюзных чиновников, равно как и
функционеров политических партий. Не канцелярии и бюрократы, но большой
бизнес заслуживает похвалы за то, что основная часть семей в США владеет
автомобилем или приемником. Рост душевого потребления в Америке по
сравнению с тем, что было четверть века назад, не является результатом
деятельности законов или администрации. Это достижение бизнесменов, которые
расширяли свои предприятия или создавали новые.
Этот момент следует подчеркнуть, поскольку современники склонны его
игнорировать. Замороченные предрассудками этатизма и иллюзиями
всемогущества правительства, они во всем склонны видеть только эффект
правительственных мероприятии. [Термин этатизм введен в научный и
политический оборот либеральным швейцарским государственным деятелем Н. Дро
(1844--1899) для характеристики таких черт социализма как всеобъемлющая
роль государства, централизация руководства экономикой, примат
государственности перед свободой личности. В первой половине XX века термин
был переосмыслен в системе некоторых политических и экономических
концепций, с него был снят негативный акцент. Под этатизмом стало
пониматься активное участие государства в экономической жизни общества.
Этатизм был объявлен, например, одним из устоев кемалистской Турецкой
республики, что было даже зафиксировано в Конституции 1937 года. Но в устах
либералов этот термин по-прежнему звучит с отрицательным оттенком.] Они
ожидают всего от предприимчивости властей и почти ничего не ждут от
инициативы граждан. И при всем этом единственный путь к росту
благосостояния -- рост объема производства. К этому и стремится деловой
мир.
Абсурдность нашего времени в том, что гораздо больше внимания уделяется
достижениям правительственного Управления по развитию долины Теннеси, чем
несравненным и беспрецедентным достижениям американской промышленности.
Однако именно последние позволили Союзникам выиграть войну.
Предрассудок, согласно которому Государство или Правительство воплощают
почти все благое и благотворное, а индивидуумы -- жалкие ничтожества,
склонные постоянно вредить друг другу и нуждающиеся в опеке, -- почти никем
не оспаривается. Даже малейшее сомнение в нем -- запрещено. Тот, кто
провозглашает божественность государства и непогрешимость его священников --
бюрократов, есть беспристрастный служитель социальных наук. Все пытающиеся
возражать клеймятся как предубежденные и узколобые. Адепты нового культа
Государства еще более фанатичны и менее терпимы, чем были магометанские
завоеватели Африки и Испании.
История назовет наше время эпохой диктаторов и тиранов. В последние годы мы
были свидетелями крушения двух из этих раздувшихся сверхчеловеков [имеется
в виду Муссолини и Гитлер]. Но дух, который вознес этих прохвостов к
самодержавной власти, сохранился. Он пронизывает учебники и газеты, он
звучит из уст учителей и политиков, он воплощается в партийных программах,
в романах и пьесах. Пока этот дух преобладает, не может быть надежды на
длительный мир, на демократию, на сохранение свободы или на подъем
национальных экономик.
[pic]
Провал интервенционизма
НЕТ ничего менее популярного ныне, чем экономика свободного рынка, т. е.
капитализм. Все, что считается неудовлетворительным в современных условиях,
приписывается действию капитализма. Атеисты возлагают на капитализм
ответственность за возрождение христианства. Но папские энциклики клеймят
капитализм за распространение равнодушия к религии и за грехи современного
человечества, а протестантские церкви и секты не менее горячо обличают
капиталистическую алчность. Пацифисты видят в войнах проявление
капиталистического империализма. Но несгибаемые националисты в Германии и
Италии ставят в вину капитализму "буржуазный" пацифизм, враждебный
человеческой природе и неизбежным законам истории. Моралисты клеймят
капитализм за разрушение семьи и насаждение распущенности. Но
"прогрессисты" ставят ему в счет сохранение устарелых сексуальных
ограничений. Почти все согласны в том, что нищета есть результат
капитализма. С другой стороны, многие склонны изобличать капитализм в том,
что, потворствуя тяге людей к удобствам и зажиточности, он насаждает грубый
материализм. Эти противоречивые обвинения капитализма взаимно уничтожаются.
Но остается фактом, что очень немногие сейчас воздерживаются от возможности
обвинить капитализм хоть в чем-нибудь.
Хотя капитализм является экономической базой современной Западной
цивилизации, политика всех западных стран направляется явно
антикапиталистическими идеями. Цель всех разновидностей интервенционизма не
в сохранении капитализма, но в замещении его смешанной экономикой.
Предполагается, что такая смешанная экономика не является ни капитализмом,
ни социализмом. Она описывается как третий путь, равнодалекий и от
капитализма, и от социализма. Предполагается, что, пребывая посередине,
третий путь сохраняет все достоинства и капитализма и социализма, не имея в
то же время недостатков того и другого.
Более полувека назад выдающийся деятель английского социалистического
движения Сидней Вебб провозгласил, что социалистическая философия
представляет собой "сознательное и явное провозглашение принципов
организации общества, которые уже были освоены, большей частью
бессознательно". Он добавлял, что экономическая история XIX века была
"почти непрерывным свидетельством прогресса социализма" . Несколькими годами позже, почтенный государственный деятель
Британии сэр Вильям Харкурт, констатировал: "Мы все социалисты теперь" . Когда в
1913 году американец Элмер Робертс [Робертс Элмер (1863--1924) --
американский историк] опубликовал книгу об экономической политике
имперского правительства в Германии с конца 1870-х годов, он назвал ее
политикой "монархического социализма" .
Было бы, однако, неверным просто отождествлять интервенционизм и социализм.
Немало таких, кто поддерживает политику государственного регулирования
экономики как самый подходящий, способ прийти -- шаг за шагом -- к полному
социализму. Но немало и таких интервенционистов, которые не являются
отъявленными социалистами; их цель -- создание смешанной экономики как
долговременной системы управления хозяйством. Они стремятся к ограничению,
регулированию и "совершенствованию" капитализма посредством
правительственного вмешательства в деловую активность и организации рабочих
в профсоюзы.
Чтобы понять существо смешанной экономики и природу правительственного
вмешательства в хозяйственные процессы, нужно прояснить два момента.
Во-первых, если в рамках частнособственнической экономики некоторые
средства производства оказываются у правительства или муниципалитетов, это
еще не означает, что мы имеем дело со смешанной экономикой, соединяющей
черты социализма и частной собственности. Пока лишь отдельные предприятия
контролируются государством, свойства рыночной экономики, как основы
хозяйственной жизни, остаются незатронутыми. Государственные предприятия в
роли покупателей сырья, полуфабрикатов и труда, так же как в роли продавцов
товаров и услуг, вынуждены подлаживаться к механизмам рыночной экономики.
Они подчинены закону рынка; они вынуждены стремиться к прибыли или, по
крайней мере, избегать убытков. Когда они пытаются ослабить или вовсе
устранить эту зависимость, покрывая убытки таких предприятий казенными
субсидиями, единственным результатом оказывается сдвиг зависимости куда-
либо еще. Это происходит просто потому, что средства для субсидий нужно где-
то брать. Их можно получить из налогов. Но налоговые тяготы ложатся на
людей, а не на правительство, налоги собирающее. Рынок, а не налоговое
управление, определяет, на кого падает бремя налогов и как оно влияет на
производство и потребление. Рынок и его неизбежный закон сохраняют
верховенство.
Во-вторых. Есть два способа строительства социализма. Один -- мы можем
называть его марксистским или "русским" -- есть путь чисто бюрократический.
Все предприятия становятся подразделениями государственного механизма, так
же как управление армией и флотом или почтовой службой. Каждый отдельный
завод, магазин или ферма занимают такое же положение по отношению к
вышестоящему центру, как и почтовое отделение к Управлению почт. Весь народ
преобразуется в единую трудовую армию, служба в которой обязательна;
командующий этой армией является главой государства.
Второй путь к социализму -- мы можем назвать его "германским" или системой
Zwanyywirtschaft -- отличается от первого тем, что иллюзорно и номинально
сохраняет частную собственность на средства производства,
предпринимательство и рыночную торговлю. Так называемые предприниматели
продают и покупают, платят работникам, берут кредиты и платят проценты. Но
они на самом деле больше не предприниматели. В нацистской Германии их
называли управляющими предприятиями или Betriebsfuhrer [Betriebsfuhrer
(нем.) -- руководитель, вождь предприятия]. Правительство диктовало этим
мнимым предпринимателям, что и как производить, по какой цене и у кого
покупать, по какой цене и кому продавать. Правительство назначало тарифы и
оклады, а также -- кому и на каких условиях капиталисты должны доверять
свое имущество. Рыночный обмен в этих условиях был чистой фикцией. Когда
цены, заработная плата и процентные ставки назначаются правительством, они
только формально остаются ценами, заработной платой и процентными ставками.
В действительности они превращаются в числовые коэффициенты, с помощью
которых авторитарный порядок определяет доход, потребление и уровень жизни
каждого гражданина. Правительство, а не потребитель, направляет
производство. Властвует центральный совет управления производством, а все
граждане становятся просто служащими государства. Это -- социализм, имеющей
внешность капитализма. Некоторые черты капиталистической рыночной экономики
при этом сохраняются, но они означают здесь нечто совершенно иное, чем в
системе рыночной экономики.
Этот факт необходимо выделить, чтобы не путать социализм с
интервенционизмом. Система ограниченной рыночной экономики или
интервенционизм отличается от социализма именно тем, что это все еще
рыночная экономика. Власти стремятся влиять на рынок с помощью
административного воздействия, но не стремятся к устранению рынка вообще.
Они хотят, чтобы производство и потребление изменялись иначе, чем этого
требует нестесненный рынок, и стремятся достичь этого за счет приказов,
команд и ограничений, действенность которых обеспечивается всегда готовым к
услугам аппаратом насилия и принуждения. Но это изолированные воздействия;
власти пока еще не планируют соединить регулирующие меры в интегрированную
систему, которая бы полностью контролировала все цены, доходы и процентные
ставки, и которая, таким образом, сделала бы контроль производства и
потребления делом государственной власти.
Однако все методы интервенционизма обречены на провал. Это означает:
интервенционистская политика необходимо ведет к результатам, которые с
точки зрения собственных сторонников менее удовлетворительны, чем положение
дел до вмешательства. Следовательно, эта политика ведет к результатам,
противоположным намечаемым.
фиксированный минимум заработной платы, устанавливается ли он
правительственным декретом или давлением профсоюзов, бесполезен, если он
соответствует рыночному уровню. Но если закон установит минимальную
заработную плату на уровне более высоком, чем это сделал бы неограниченный
рынок, то результатом будет постоянная безработица значительной части
потенциальной рабочей силы.
Правительственные расходы не способны создавать дополнительные рабочие
места. Если правительство финансирует соответствующие расходы за счет
налогов или за счет займов, оно, тем самым, уничтожает столько же рабочих
мест, сколько и создает. Если правительственные расходы финансируются за
счет займов у коммерческих банков, это ведет к кредитной экспансии и
инфляции. Если в результате этой инфляции цены на сырье и материалы будут
расти быстрее, чем номинальная заработная плата, безработица сократится. Но
сокращение безработицы означает всего лишь, что реальная заработная плата
уменьшается.
Врожденные свойства капиталистической эволюции определяют постепенный рост
реальной заработной платы. Причиной является последовательное накопление
капитала и совершенствование технологии производства. Нет иного способа
поднять уровень заработной платы для всех желающих, чем увеличить
инвестированный капитал в расчете на одного занятого. Как только
прекращается накопление дополнительного капитала, исчезает и тенденция к
росту реальной заработной платы. Если вместо приращения начинается
проедание капитала, реальная заработная плата начинает неизбежно падать, и
так до тех пор, пока не будут устранены препятствия к дальнейшему
приращению капитала. Правительственные меры, которые замедляют накопление
или ведут к проеданию капитала -- как, например, конфискационное
налогообложение, пагубны для жизненных интересов рабочих.
Кредитная экспансия может вызвать временный бум. Но такое кажущееся
процветание неизбежно кончается общим упадком торговли, кризисом.
Едва ли можно утверждать, что экономическая история последних десятилетий
не оправдала пессимистических прогнозов экономистов. Наше время обречено на
великие экономические потрясения. Но дело не в кризисе капитализма. Это
кризис интервенционизма, кризис политики, созданной для совершенствования
капитализма.
Ни один экономист никогда не рисковал утверждать, что интервенционизм может
привести к чему-нибудь, кроме несчастья и хаоса. Защитники интервенционизма
-- в первую очередь, последователи прусской исторической школы, и
американские институционалисты -- не были экономистами. Напротив. Для
реализации своих замыслов, они всегда отрицали, что на свете есть такие
вещи, как законы экономики. По их мнению, правительства вольны стремиться к
любым целям, не связывая себя знанием о закономерности экономических
явлений. Подобно германскому социалисту Фердинанду Лассалю, они полагали,
что государство и есть Бог. [Лассаль Фердинанд (1825--1864) -- немецкий
социалист, видный деятель германского рабочего движения. В социалистической
концепции Лассаля едва ли не решающая роль отводилась государству.
Государство, по Лассалю, даже в современной ему бисмарковской Пруссии могло
и должно было стать организатором и инвестором социалистических
производственных ассоциаций трудящихся.]
Интервенционистам не свойственно подходить к анализу экономических вопросов
с научной беспристрастностью. Большей частью ими руководит завистливое
недоброжелательство к тем, кто их богаче. Такая предубежденность лишает их
способности видеть вещи, как они есть. Для них главное -- не улучшение
жизненных условий населения, но борьба с предпринимателями и капиталистами,
даже если эта политика пагубна для большинства.
В глазах интервенционистов само существование прибыли есть беззаконие. Они,
рассуждая о прибыли, не учитывают ее противоположности -- убытков. Они не
сознают, что прибыль и убыток -- это инструменты, посредством которых
потребитель держит под жестким контролем всю активность предпринимателей.
Именно прибыль и убыток делают потребителя высшей властью в хозяйстве.
Абсурдно противопоставлять производство для прибыли и производство для
потребления. На нестесненном рынке прибыль можно получать только снабжая
потребителей требуемыми товарами и услугами, и при этом -- самым лучшим и
дешевым способом. Прибыль и убыток перемещают материальные факторы
производства из рук неэффективных в пользу более эффективных
производителей. Такова их социальная функция: делать в хозяйственной жизни
более влиятельным того, кто наилучшим образом производит желаемое людьми.
Потребители страдают, когда законы страны не позволяют самым эффективным
предпринимателям расширять свое дело. Именно успешное удовлетворение
массового спроса сделало некоторые предприятия -- "большим бизнесом".
Антикапиталистическая политика саботирует деятельность капиталистической
системы рыночной экономики. Провал интервенционизма вовсе не
свидетельствует о необходимости перехода к социализму. Он просто говорит о
тщете интервенционизма. Все те беды, которые самодельные "прогрессисты"
толкуют как свидетельство краха капитализма, есть результат
предположительно благотворного вмешательства в р

Новинки рефератов ::

Реферат: История государства и права ЗС (Право)


Реферат: Альбрехт Дюрер (Исторические личности)


Реферат: Механизмы передвижения подъемно-транспортных машин (Транспорт)


Реферат: Анализ добывных возможностей скважин оборудованных УШГН, Павловского месторождения (Технология)


Реферат: Личность и политика (Политология)


Реферат: Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы (Педагогика)


Реферат: Город Кузбасса (История)


Реферат: Нерегулярные четырехполюсники или длинные линии (Радиоэлектроника)


Реферат: Культура Древней Индии (Культурология)


Реферат: Одорология в доказывании преступлений (Криминалистика)


Реферат: АРМ и перспективы его развития (Программирование)


Реферат: Тестирование ППП автоматизации учета основных средств (Компьютеры)


Реферат: Новейшая история США (История)


Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)


Реферат: Интеллектуальная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Колективний договір (Право)


Реферат: Билеты к экзамену по статистике с-х (Ботаника)


Реферат: Великие озера (География)


Реферат: Иностранные инвестиции в России (Инвестиции)


Реферат: А.В. Суворов (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист