GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Преступление и наказание по "Русской Правде" (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Преступление и наказание по "Русской Правде" (Литература : русская)



ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
ПО « РУССКОЙ ПРАВДЕ ».
1. Введение.

В настоящее время огромное значение в человеческой жизни
имеет наука уголовного права. Развиваясь в течение веков, она
постоянно изменяла свой состав: впитывала новые, более совершенные
нормы и избавлялась от устаревших, потерявших свою былую значимость,
отживающих свой век. Давно доказано, что институты права и государства
тесно взаимосвязаны, что они постоянно пересекаются, помогая
развиваться друг другу. Наука уголовного права отнюдь не является
исключением. Она так же, как и многие другие правовые отрасли, прошла
длинный тернистый путь развития, вытекая из обычного права и,
дифференцировавшись вместе с государством на протяжении многих
столетий, дошла до наших времён.



1.1. Главная цель данной работы.

В своей курсовой работе я хочу обратиться к истокам, к корням
писаного уголовного права Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы,
проанализировав содержание этого уникального памятника древнерусского
права, сравнить изложенные в нём правовые нормы с ныне действующими,
проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из
них. Также я попытаюсь сравнить право Древней Руси с другими
памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия,
тем самым пытаясь найти общие закономерности и характерные особенности
развития раннефеодальных государств в Европе.
На данный момент в нашей исторической литературе господствует
убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и
верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской
Правде. Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я
полностью согласен с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены
чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно
подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи
(людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей),
кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для
выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое
положение отдельных групп населения (зависимые и независимые),
зафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и
подробнее других изложенным разделом является раздел, посвящённый
преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси. В
своей работе я остановлюсь именно на этом разделе и, проанализировав
доступный мне научный материал, постараюсь довести до сведения читателя
основные положения, изложенные в нём. Перечислив основные виды
преступлений и наказаний за них, проанализировав принципы наступления
уголовной ответственности за совершение преступлений различной тяжести,
я попытаюсь разобраться в правовом положении различных слоёв населения,
определить меру влияния на систему наказаний различных источников
права, а также сравнить нормы, посвящённые преступлению и наказанию, в
Русской Правде с нормами обычного славянского права, действовавшими до
её создания, выявить в них общие и различные черты. Кроме того, я
попытаюсь определить степень влияния христианства на судебный процесс и
разобраться в особенностях судебного процесса того времени. Последняя
же задача, поставленная мною в этой работе - это сравнить систему
преступления и наказания по Русской Правде с аналогичной системой в
действующем на данный момент законодательстве РФ, найти,
проанализировать и сравнить общие черты и характерные для них
особенности, а также выделить существенные, принципиальные отличия в
содержании понятий преступления и наказания по Русской Правде и
аналогичных понятий в современном законодательстве Российской
Федерации.



1.2. Основные редакции Русской Правды.

До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они
распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая
(обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Древнейшей
редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда,
состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41),
Покона Вирного (ст.42), Урока Мостников (ст.43). Пространная редакция
возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха.
Она разделяется на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха
(ст.53-121). Сокращённая редакция появляется в середине XV века из
переработанной Пространной редакции.



1.3. Возникновение Русской Правды.
Источники.

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о
происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным
документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным
юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом
или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую
Правду официальным документом, подлинным произведением русской
законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие
чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются
количеством, порядком и даже текстом статей.
Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не
могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде
источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти
источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.
Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская
судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего
положения о кровной мести (ст.1 КП) и о круговой поруке (ст.20 КП).
Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную
месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе
отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с
«Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена
денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука
сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью
за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на
всю общину).
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы
уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих
пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет
единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в
договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде. Например,
в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем
либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по
закону Рускому».
Ссылки договоров на закон молодого Русского государства,
используемый как источник права наряду с законами Византийской империи,
стали темой оживлённой дискуссии в
исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники
норманской теории происхождения Древнерусского государства считали
Закон Русский скандинавским правом. В.О.Ключевский считал что Закон
Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской
Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных
славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных
элементов в IX - XI веках». По мнению В.В.Мавродина, Закон Русский
являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков.
Л.В.Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан
княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской
политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его
мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было
«право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии
процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда».
А.А.Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века
раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё
обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - «уставы»,
«поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права
собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли
её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать
институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги. Эти нормы
вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина
остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского
права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их
наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись
обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманской
теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку
зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье
произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд
славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась
на территорию государственного образования славян с центром в Киеве.
Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития
русского устного права в условиях существования государства. Также в
Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные
княжеской судебной практикой.



1.4. Влияние христианства
на законодательство Древней Руси.

В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит
т.н. «Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую веру протекает
постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с
переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части
населения переходить в новую веру.
В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую
Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские
и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного -
византийского права, которое впоследствии стало одним из источников
изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций
христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое
значение принимает ряд византийских юридических документов -
номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил
христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров
о церкви. Наиболее известными из них являются:
а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий
в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник
светских законов из 87 глав;
б) Номоканон 14 титулов;
в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом
Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву
(16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное
землевладение;
г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином,
называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;
д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.
Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на
Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных
актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт
церковных судов, существующих наряду с княжескими.
А сейчас следует более подробно описать функции церковных судов.
Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена
двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных
лиц, так и мирян, по некоторым делам
духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на
основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных
уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Второй же
функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и
мирянами), по всем делам: церковным и нецерковным, гражданским и
уголовным. Церковный суд по нецерковным гражданским и уголовным делам,
простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по
местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных
законов, каким и явилась Русская Правда.
Я бы выделил две причины необходимости создания такого свода
законов:
1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не
знакомые с русскими юридическими обычаями.
2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного
права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали,
поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы
попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному
и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском
праве.
Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию изучаемого мною
документа.
Я считаю, что создание писаного свода законов непосредственно
связано с принятием христианства и введением института церковных судов.
Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим
писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи,
которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике.
Также господствовал состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся
стороны фактически руководили процессом. И, наконец, князь, обладая
законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить
юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.
Также для большей убедительности утверждения о том, что на
создание Русской Правды оказали влияние памятники церковно-
византийского права, можно привести следующие примеры:
1) Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно имевших
место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в
указанном мною ранее «Законе Русском». Также замалчиваются и
игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но
противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию
церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных
законоположений (например обида словом, оскорбление женщин и детей и
др.).
2) Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с
византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и
Прохирона (синоптический кодекс).
В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно
обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать
кодификацией синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана,
а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей
книге - Эклога и Прохирон. Это - краткие систематические изложения
права, скорее произведения законоведения, чем законодательства, не
столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему
познанию законов.
Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного
права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришёл к выводу, что текст
Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в
среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей
работе составитель данного памятника права.



2. Преступление и наказание
по Русской Правде.

Раздел, посвящённый преступлению и наказанию по Русской Правде,
является ключевым в моей курсовой работе, т.к. именно в нём я,
пользуясь необходимыми источниками, попытаюсь наиболее точно отразить
особенности уголовного права Древней Руси, ответить на поставленные
передо мной вопросы и решить основные задачи, изложенные мною во
введении к данной работе.
Современная наука уголовного права под термином «преступление»
понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом,
совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом
вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же
понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды?
На этот вопрос нам и придётся ответить в данной главе.
С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали
происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере
уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних
христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном
праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в
Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение
закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение
материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или
группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую
компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в
законе от гражданско-правового.



2.1. Кровная месть.

Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми
понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем
наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной
мести.
Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог
безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года
даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени
родства. Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей
двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья,
племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из
своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни
было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной
компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право
государства на личность и имущество преступника.
В литературе возникает много споров о правовом основании кровной
мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой?
Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически
кровная месть сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться
с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства,
увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в
применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд
сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных
отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд
общинный на второй план.
Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай
кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при
посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться
с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц,
оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные
княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и
др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным
причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их
новым защитником должен был стать князь, поэтому они были
заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая
самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный
штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.
Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в
размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих.
Например, в ст.ст. 19, 22 и 23 КП упоминается штраф в 80 гривен за
убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха.
Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя,
заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации
власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и
нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть
ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою
санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст.1 Правды
Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко
выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к
наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует
заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства
свободного человека свободным человеком.
Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его
Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор
отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами»
(ст.2 ПП).



2.2. Краткая редакция Русской Правды.

Как известно, Русская Правда имеет 3 редакции: Краткую,
Пространную и Сокращённую и множество списков. Поэтому, чтобы избежать
лишней путаницы, я сначала проанализирую нормы Краткой Правды, а затем
перейду к Пространной редакции.
Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные
части: Правду Ярослава (ст.ст.1 -18) и Правду Ярославичей (ст.ст.19 -
43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась
уже после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном
такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то
Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной
собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях
КП (ст.ст.41 -43) определяется размер и порядок выплат княжеским
служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.



2.3. Виды преступлений и наказаний.

2.3.1. Побои и оскорбление.

Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих
об убийстве. Так, например, по ст.2 КП, в случае избиения человека до
крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо
мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае
даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака,
то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким
образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е.
непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока,
Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо,
которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе
имя.
В отличие от ст.2 КП, ст.3 уделяет внимание не характеру
нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся
побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия.
Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности
для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно
не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно
нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную
месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной
причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в
размере 12 гривен.
Также об оскорблении гласят ст.4 КП (удар мечом, не вынутым из
ножен) и ст.8 КП (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи
предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен.
Ст.9 КП гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит
гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно
характеризовать как покушение на преступление, либо как оконченное
преступление (угроза, оскорбление). Я согласен с утверждением
В.И.Сергеевича и М.Ф.Владимирского-Буданова о том, что упомянутое
деяние является не оскорблением, а угрозой, т.к. в ст.3 КП даётся
примерный перечень предметов, удар которыми являлся оскорбительным.



2.3.2. Членовредительство.

Следующий ряд статей КП (ст.ст.5, 6 и 7) посвящён
членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства:
травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки , а также лишение возможности
ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому
за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к
наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также
в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть.
Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная
месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли
близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии.



2.3.3. Правовое положение различных слоёв населения.
Убийство.

Являясь правовым памятником феодального государства со всеми
присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко
разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со
ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе
устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу
княжеского имущества.
Ст.19 КП гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за
него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего -
80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается
убийство в ответ на действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский).
Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при
исполнении им своих обязанностей.
Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде
было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как
наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность
розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории
которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь
обязана была выплатить виру в размере 80 гривен.
Довольно интересная норма изложена в ст.21 КП, посвящённой
убийству огнищанина или княжеского тиунца при защите ими княжеского
имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»).
Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса
место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и
ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг.
В ряде последующих статей КП (ст.ст.22 -27) перечисляются штрафы ,
взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в
зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить
социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или
иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам
помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского
тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского
старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и
ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5
гривен.


2.3.4. Кража или порча имущества.

Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его
имущество. Так, ст.28 КП устанавливает размеры штрафов за похищение или
истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне
смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня
князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным
использованием этих коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский
- рабочий), а просто закон ставит княжеское имущество под большую
охрану по сравнению с имуществом смерда.
Целый ряд статей КП (ст.ст.29, 31, 32, 35 -37, 39, 40)
рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права
краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана
система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого
антиобщественного явления и в то далёкое время.
Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое
наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже
известно понятие соучастия (ст.ст.31 и 40 КП). Независимо от количества
преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по
сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.
Интересно появление в ст.ст.35 и 36 КП термина «продажа» -
установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве
государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи
устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое
можно сравнить с существующим в современном законодательстве
возмещением причинённого вреда.
В ст.38 КП подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем
- право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это
право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного
вора. В этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием
превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и
ст.33 КП (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении
смерда, огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения), имеет
своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд.
Косвенным образом подтверждая существование общинного суда, ст.33 КП
указывает на стремление княжеской власти установить монополию на суд.
Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде,
следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е.,
будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за
свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его
хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и
размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст.29 КП),
значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст.26 КП).



2.4. Пространная редакция Русской Правды.

Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные
нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную
Правду. Последняя редакция ПП приходится на великое княжение Владимира
Мономаха (1113 -1125 годы) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132
годы). В это время социально-экономическое развитие страны достигло
довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной
раздробленности. ПП родилась в результате кодификации и тщательного
редактирования отдельных законоположений и княжеских уставов. В основе
ПП лежит свод законов Ярослава Мудрого - «Суд Ярославль Владимировича».
Несомненно, Пространная Правда является уникальным памятником
древнерусского права. Изучая этот документ, я ставлю перед собой задачу
сравнить нормы, касающиеся преступлений и наказаний по ПП с
аналогичными нормами, изложенными в КП, увидеть их сходство и различие,
проанализировать их преемственность и проследить аналогии в современном
российском законодательстве.
Историками доказано, что в качестве источника Пространной редакции
Русской Правды почти полностью выступает текст КП. Следовательно,
содержание ПП как источника права наиболее глубоко раскрывается при
анализе её композиции и выявлении принципов использования в ней норм
КП. Составители ПП сохранили заголовки предшествующего юридического
сборника - «Правда Росьская» и «Суд Ярославль Володимеричь». Последний
заголовок («Суд Ярославль Володимеричь») является не только ссылкой на
старину, но также и прямым указанием на использованный в качестве
источника свод законов. А заголовок «Правда Росьская», составленный в
1015 - 1016 годах для Новгорода, приобретал несколько иное значение -
он подчёркивал значение нового свода светского права как основного
источника на всей территории Древнерусского государства. Законодатели,
составлявшие ПП проделали огромную работу по кодификации и
систематизации предшествующих законов, по их дополнению и частичному
изменению, что свидетельствовало о дальнейшем как политическом, так и
социально-экономическом развитии Древней Руси и о более активном
воздействии государства на право.
А теперь, после краткого вступления, позволю себе перейти
непосредственно к тексту ПП, начать анализ статей, посвящённых
преступлению и наказанию, т.е. приступить к решению задач, поставленных
передо мной в данной главе.

2.4.1. Преступление и наказание
по Пространной редакции Русской Правды
в сравнении с Краткой редакцией.

Как и в ст.1 КП, в ст.1 ПП говорится об убийстве свободного
человека. В ней объединены нормы ст.ст.1, 19 и 22 КП. В этой статье ещё
сохраняется институт кровной мести, но круг мстителей изменяется (в
числе мстителей назван сын брата вместо сына сестры по КП). Такая
замена устраняет из текста Правды наиболее архаичный её элемент,
восходящий к эпохе материнского рода. Также в этой статье говорится о
80-гривенной вире за убийство княжеского мужа и тиуна, что
соответствует нормам ст.ст.19,22 и 23 КП. Что касается кровной мести,
то по-моему эта статья содержит норму по существу уже не действующую,
т.к. кровная месть была отменена ещё до создания ПП. Следующая статья ,
ст.2 ПП, вовсе отменяет кровную месть, оставляя в силе все прочие
юридические установления Ярослава Мудрого.
Первый тематический раздел (ст.ст.3 - 8 ПП) посвящён
ответственности за убийство, совершённое на территории верви. В этом
разделе мы сталкиваемся с институтом дикой (повальной) виры. Она
налагалась на всю общину в том случае, если на территории общины был
обнаружен труп, а вервь либо не хотела выдавать убийцу, либо не искала
его. Вира поступала в княжескую казну, а родственникам погибшего
выплачивалось «головничество», равное вире. Однако, следует заметить,
что общество только в том случае платит за своего члена, если он ранее
участвовал в вирных платежах за своих соседей. Из всего, сказанного
выше о дикой вире, можно сделать вывод, что она выполняла ярко
выраженную полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой
порукой.
Также хочу заметить, что в тексте ПП намечаются мотивы
преступлений. Так, ст.6 ПП упоминает случай убийства «на пиру явно», а
ст.7 - убийство «на разбое без всякой ссоры». В первом случае
подразумевается неумышленное, открыто совершённое убийство (а «на пиру»
- значит ещё и в состоянии опьянения). Во втором случае - разбойное,
корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно
убить и на пиру, а неумышленно в разбое).
За такое убийство в разбое (ст.7 ПП) по закону могла назначаться
высшая мера наказания - «поток и разграбление». Такое же наказание
применялось и за поджог (ст.83 ПП) и за конокрадство (ст.35 ПП). Это
наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с
семьёй) «головой», т.е. в рабство.
Покон вирный (ст.9 ПП) завершает комплекс статей о взимании виры с
членов верви. Дополняет покон вирный ст.10 ПП, указывающая отчисления в
пользу вирника от 80-гривенной виры. Кроме того, эта статья
устанавливает размер платы «за голову», т.е. родственникам убитого.
Проанализировав ст.ст.3 - 10 ПП, можно сделать вывод об
особенностях композиционной работы составителей ПП: используя нормы КП,
переставляя и редактируя их, они стремились к тому, чтобы определённый
тематический комплекс статей представлял собой композиционное целое.
Ст.11 начинает следующий раздел (ст.ст.11 - 17), устанавливающий
ставки штрафов за убийство представителей различных социальных групп,
связанных с княжеским (и отчасти с боярским) хозяйством, начиная от
высокопоставленных тиунов и кончая холопом. В этом разделе вводится
следующая система штрафов за убийство:
огнищанин, тиун, конюший - 80 гривен;
княжеский отрок, конюх, повар - 40 гривен;
сельский тиун, ремесленник, кормилица - 12 гривен;
раба - 6 гривен;
смерд, холоп, рядович - 5 гривен.
В данном разделе меня заинтересовала ст.15, гласящая о штрафах за
убийство ремесленника. Вероятно, поводом к созданию этой статьи и
установлению высокого штрафа в 12 гривен послужило то, что значительное
число предметов ремесленного производства в то время не покупалось, а
производилось лично-зависимыми ремесленниками - холопами. Поскольку в
XI - XII веках, т.е. на момент создания Пространной Правды, Древняя
Русь переживала период подъёма и расцвета ремесленного производства, то
неопровержимым становится факт возросшего значения ремесленников в
хозяйстве и повышения их квалификации.
Следующая группа статей (ст.ст.18 - 22 ПП) является заключением
темы, посвящённой убийству. В этом разделе ПП мы знакомимся с понятием
т.н. поклёпной виры, т.е. с обвинением в убийстве в том случае, когда
обвиняемый не пойман с поличным, или нет прямых доказательств
совершения им преступного деяния.
Как и другие средневековые Правды, Пространная Правда знает
институт ордалий, т.е. т.н. «божьего суда». В ст.ст.21 и 22 ПП
упоминается об испытании железом и водой тех лиц, которые не могут
найти свидетелей (послухов) для свержения поклёпа.
В данном случае послухи - это не свидетели преступления, а свидетели
доброй славы обвиняемого, которые могут «вывести виру», т.е. отвести от
него обвинение.
Следующий комплекс статей (ст.ст.23 - 31 ПП) посвящён оскорблению
действием и телесным повреждениям. Основным источником данного раздела
является Краткая Правда. Качественно новой является лишь ст.26 ПП, в
которой говорится об отсутствии наказания за нанесение ответного удара.
Содержание этой статьи можно интерпретировать как месть и как оборону (
сходство с современным УК). В этом разделе мы сталкиваемся с новым
видом штрафа - продажей, размер которого составлял 1, 3 или 12 гривен.
Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок», т.е. денежное
возмещение за причинённый ему ущерб.
Остальные статьи редакции имеют соответствующие нормы в КП, за
исключением ст.30 ПП. По этой статье удар мечом рассматривается не как
оскорбление, а как нанесение телесного повреждения и наказывается
низкой продажей в 3 гривны (в отличие от ст.23 ПП, устанавливающей
высокую продажу - 12 гривен - за удар мечом, не вынутым из ножен).
Отсюда можно сделать вывод, что по закону Древней Руси оскорбление было
более тяжким преступлением, чем нанесение телесных повреждений.
Ст.31 ПП расширяет состав преступления сравнительно со ст.10 КП,
включая в разряд побоев также удар жердью. В данном случае
прослеживается тенденция к снижению количества преступлений,
подпадающих под классификацию оскорбительных действий. Вторая часть
данной статьи говорит об изменении юридических прав иноземцев. Теперь
варяги и колбяги должны были представлять такое же количество
свидетелей, как и русские.
Не стоит упускать из виду, что при составлении ПП законодатель не
только использовал нормы КП, но и сохранял композицию её статей, когда
это было целесообразно. Так, ст.ст.10 - 14 КП почти без изменений
перешли соответственно в ст.ст.31 - 35 ПП. Так же, как и в КП, в
Пространной редакции существует ряд статей (ст.ст.35 - 39 ПП) о своде
по поводу украденного имущества. Источником этих статей являются
ст.ст.14 - 16 КП, регулирующие порядок свода.
С данным комплексом статей неразрывно связаны, и в то же время его
продолжают статьи, посвящённые воровству (татьбе). Ст.40 ПП разрешает
без всякого суда убить на месте преступления ночного вора «во пса
место», тем самым дублируя ст.38 КП. Если же вора продержали до
рассвета, и люди видели его связанным, то

убить его нельзя, иначе придётся заплатить штраф в 12 гривен.
В случае, если вор был схвачен, и ему была сохранена жизнь, то на
рассвете он должен быть передан на княжеский суд.
Сравнив ст.ст.41 и 43 ПП о краже из закрытого помещения, (т.е. о
краже специально охраняемого имущества), со ст.ст.42 и 45 ПП о краже
«на поле», можно заметить, что в первом случае наказание
предусматривается значительно более высокое. Из этого следует вывод о
том, что Пространная редакция Русской Правды вводит новую норму,
отсутствовавшую в КП и отражающую усиление охраны частной собственности
на предметы потребления и средства производства.
Более прогрессивная по сравнению с КП норма изложена в ст.44 ПП.
Прогрессивность её состоит в том, что, в отличие от статей КП,
пытавшихся досконально перечислить объекты хищения, эта статья
позволяет потерпевшему возвратить украденное у него имущество, не
конкретизируя объект хищения.
Завершает же цикл статей, посвящённых краже, ст.46 ПП, в которой
говорится о краже, совершённой холопом, т.е. человеком лично зависимым
и не несущим по этой причине личной ответственности перед князем(т.е.
не платящим «продажу»). В этом случае ответственность возлагается на
его хозяина, который обязан возместить потерпевшему двойную стоимость
украденного.
В последующем тексте Пространной редакции Русской Правды менее
чётко прослеживается принцип деления на разделы по тематическому
признаку. Говорится в основном об обязательственном праве Древней Руси,
а преступлениям и наказаниям отводится совсем незначительное место.



3. Заключение.

Закончив постатейный анализ текста Пространной редакции Русской
Правды, хочу подвести некоторые итоги.
Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником
древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем
не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних
отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в
котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и
процесса.
Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте
содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон
(Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).
Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне
защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает
бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.
Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности
княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в.
Списки ПП активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497
году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве
основного источника права на территориях, объединённых в составе
централизованного Русского государства.



4. Список литературы.

4.1. Исаев И.А.
«История государства и права России»
Москва, изд. «Юрист», 1993.
4.2. Ключевский В.О.
«Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах»
Москва, изд. «Мысль», 1993
4.3. Свердлов М.Б.
«От Закона Русского к Русской Правде»
Москва, изд. «Юридическая литература», 1988
4.4. «История отечественного государства и права. Часть II»
Москва, изд. «Юридический колледж МГУ», 1996
4.5. «Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах.
Т.1. Законодательство Древней Руси»
Москва, изд. «Юридическая литература», 1984



Содержание


1.
Введение...............................................................
.................................1
2. Главная цель данной
работы.............................................................2
3. Основные редакции Русской
Правды..............................................4
4. Возникновение Русской Правды.
Источники.................................5
5. Влияние христианства на законодательство Древней Руси..........7
6. Преступление и наказание по Русской
Правде................................10
7. Кровная
месть.................................................................
...................11
8. Краткая редакция Русской
Правды................................................13
9. Виды преступлений и
наказаний.....................................................14
2.3.1. Побои и
оскорбления...........................................................
..........14
2.
Членовредительство.....................................................
..................15
Правовое положение различных слоёв населения. Убийство..16
4. Кража или порча
имущества.........................................................17

5. Пространная редакция Русской
Правды........................................19
6. Преступление и наказание по Пространной редакции Русской
Правды в сравнении с Краткой
редакцией.................................20
3.
Заключение...........................................................
..................................24
4. Список
литературы..................................................................
.............25




Реферат на тему: Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Республиканская Многопрофильная Академическая Гимназия
при университете им. Н. П. Огарёва.



Реферат


Приёмы раскрытия характера героев
в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»



Выполнил: ученик 10 А класса

Жадин
М.
Проверила: учитель русского
языка и литературы
Маслова
А. Ю.



Саранск 2003.



Содержание.



Содержание…………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Краткая история создания романа……………………………….5
Глава 2.Приёмы писателя в характеристике героев…...…………………9
Глава 3. Отзывы современников о романе………………………………17
Заключение………………………………………………………………...19
Список используемой литературы……………………………………….20



Введение.


…Ежели Пушкин имел полное
основание сказать


о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то тоже


самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.



М.Е. Салтыков-Щедрин



«1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12
вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в
своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева – это своеобразная
художественная летопись, запечатлевшая жизнь России в период перехода от
феодально-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю. В его
произведениях нашли своё отражение важнейшие этапы русского общественного
движения, начиная со студенческих кружков Московского университета 1830-х
годов и кончая движением революционеров-народников в 1870-е годы.
Произведения Тургенева всегда были теснейшим образом связаны с
современностью, с насущными вопросами русской действительности. Ни одного
сколько-нибудь значительного события общественной и литературной жизни не
проходило мимо внимания писателя.
В своих произведениях Тургенев с глубочайшим сочувствием изобразил
представителей передовой демократически настроенной молодежи,
самоотверженно боровшейся против произвола царского правительства.
Тургенев явился создателем замечательных образов русских женщин, он
раскрыл их высокий нравственный облик, душевную чистоту и страстное
стремление вырваться из сферы личной жизни на широкие просторы общественной
деятельности и борьбы.
Тургеневу принадлежит заслуга в создании социально-психологического
романа, в котором личная судьба героев была неразрывно связана с судьбой
своей страны. Тургенев был непревзойдённым мастером в раскрытии внутреннего
мира человека во всей его сложности. Произведениям писателя были
свойственны глубокий лиризм и ясность повествования. Творчество Тургенева
оказало огромное влияние на развитие русской и мировой литературы.
Работа состоит из трёх глав, в которых изложены краткая история
романа, приёмы писателя при характеристике героев. Библиографический список
насчитывает шесть наименований.



Глава 1.
В начале марта 1861года был обнародован царский манифест от 19 февраля
об освобождении крестьян. Они, наконец, получили долгожданную свободу.
На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение
крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не
видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса.
В этот сложный период Тургенев и создаёт роман «Отцы и дети». Это было
произведение остро полемическое, отразившее борьбу двух противодействующих
сил русского общества – либералов и революционных демократов. Столкновение
этих «двух исторических сил» в период подготовки крестьянской реформы и
нашло своё художественное воплощение в новом произведении писателя.
Полное представление об истории текста романа «Отцы и дети» можно
получить, только проследив все этапы работы писателя, начиная с первого
упоминания о замысле романа и кончая выходом в свет отдельного издания.
Судя по имеющимся материалам, на всём этом отрезке времени можно выделить
три этапа:1) работа над созданием основного текста романа ( с 6 (18)
августа 1860 года по 30 июля (11 августа) 1861 года); 2) так называемое
«перепахивание романа», то есть внесение в него многочисленных поправок и
дополнений, вызванных изменением политической обстановки в России, советами
друзей ( П. В. Анненкова, В. П. Боткина ), замечаниями редактора «Русского
вестника» М. Н. Каткова, а также собственным неудовлетворённым чувством
писателя ( с конца сентября 1861года по январь 1862 года ); 3) подготовка
романа к отдельному изданию, то есть редактирование самим Тургеневым текста
романа по вырезанным листам «Русского вестника» за февраль 1862 года (это
редактирование сопровождалось значительными поправками и восстановлением
некоторых исключённых мест – с февраля по сентябрь 1862 года).

1-й этап
( 6 (18) августа 1860 – 30 июля ( 11 августа ) 1861 )
За этот период был написан основной текст романа.
В процессе его создания, как это видно из мемуарного и эпистолярного
наследия, Тургенев почти ни с кем из друзей и знакомых своими замыслами не
делился; он лишь сообщал о самом ходе работы, часто жалуясь на её вялость и
медлительность.
Первые упоминания о замысле романа относятся к августу 1860 года. 26
июля ( 7 августа ) 1860 года Тургенев выехал в Лондон, а 31 июля ( 12
августа ) уже был на острове Уайт, в Вентноре. 6 ( 18 ) августа Тургенев
писал из Вентнора: «Я начал понемногу работать; задумал новую большую
повесть, что-то выйдет?». Во время пребывания в Вентноре Тургенев начал
писать свой роман. Вскоре писатель переехал в Париж. 21 сентября ( 3
октября ) Тургенев сообщает из Парижа К. Н. Леонтьеву о замысле «довольно
большой вещи».
Рукопись романа представляет собой 238 листов убористого
тургеневского текста, почти на каждой странице есть поправки, изменения,
вставки на полях, наспех зачёркнутые, но «просвечивающие» куски
первоначального текста.
Итак, на первом этапе работы над романом, когда создавался его
основной текст, Тургенев в своих письмах избегает разговоров о содержании
романа. Он пишет своим друзьям о трудности поставленной перед ним задачи, о
количестве написанных глав, о возможных сроках окончания работы, но
уклоняется от главного – от объяснения замысла основной идеи, от
высказывания своего отношения к роману.
Хотя приведённые документы и не проливают свет на творческий процесс
писателя, но есть все основания полагать, что уже на первом этапе работы
Тургенев двойственно относился к главному герою романа – с одной стороны,
понимал, что герой во многом чужд и даже в чём-то враждебен ему, с другой
стороны, он не мог не ощущать в нём огромной силы.

2-й этап
( конец сентября 1861гада – январь 1862 года )
Начало этого этапа определяется письмом П. В. Анненкова от 26
сентября 1861 года, которое заставило Тургенева о многом подумать и явилось
толчком к «перепахиванию» всего романа. Но всякие поводы обуславливаются
глубокими причинами, поэтому, прежде чем анализировать письмо П.В.
Анненкова, послужившее поводом к переработке романа, мы должны остановиться
на причинах, вызвавших как появление этого письма, так и сильное давление
на Тургенева со стороны редактора «Русского вестника» именно в этот период.

Анненков почувствовал двойственность отношения Тургенева к своему
герою. Ему хотелось, чтобы Тургенев осудил нигилиста-разночинца, о чем он и
пишет в письме к Тургеневу. Но осознавая противоположность взглядов героя
романа своему собственному мировоззрению, писатель чувствовал к нему
“влеченье, род недуга”. Он видел в нем человека сильного, умного, честного,
был уверен, что читатель полюбит его героя. Нельзя забывать тот факт, что
Тургенев смотрел на базаровский тип как на явление переходной эпохи, верил
в его серьезность и значительность лишь на определенном этапе исторического
развития. Анненков высказал соображение о некоторых моральных качествах
Базарова как нигилиста. Речь идет о болезненном самолюбии Базарова.
Анненков высказал несколько замечаний относительно художественной стороны
романа и психологической правды характеров, особенно характера
Одинцовой.
3-й этап
( февраль 1862 года – сентябрь 1862 года )
От появления журнального текста романа до выхода в свет издания
прошло полгода. За это время определились отношения различных слоёв
русского общества к нигилизму как явлению реальному. Тургеневский Базаров
предстал перед судом критики.
После всех исправлений и доработок, вызванных либеральными уступками
«духу времени», Тургенев предполагал, что молодое поколение отнесется к
роману весьма критически. Действительно, вокруг романа сразу же разгорелась
острая полемика. Ругательную, раздражительную и слишком прямолинейную
статью М. Антоновича «Асмодей нашего времени» нейтрализовала умная и в
высшей степени обстоятельная статья Д. И. Писарева «Базаров», в которой
критик вскрыл «то, что просвечивает, а не то, что автор хочет показать и
доказать».
Критик тонко уловил также элементы аристократической антипатии
писателя к герою-демократу и в то же время высказал мысль, что при
изображении людей противоположного лагеря необходимо сдерживать эту
антипатию. Писарев опасался, что многие читатели не увидят в Базарове
ничего другого, кроме дурно воспитанного человека.
Его опасения стали вскоре оправдываться: за кличку «нигилист» начали
хвататься реакционеры всех мастей с целью опорочить демократическое
движение. «… когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров
Апраксинского двора, - слово «нигилист» уже было подхвачено тысячами
голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого,
встреченного мною на Невском, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают!
Жгут Петербург!» - писал Тургенев.
Сам писатель стал замечать в близких ему людях «холодность,
доходившую до негодования», а с другой стороны, слышал поздравления от
своих врагов.
Именно в это время у Тургенева возникает мысль посвятить отдельное
издание романа «Отцы и дети» В. Г. Белинскому.
Готовя роман к отдельному изданию, Тургенев не мог не учитывать всех
перечисленных факторов: отзывы доброжелательной демократической критики
способствовали реставрации искажённых мест, обнародованию того, что
«просвечивает», снятию элементов личной антипатии к главному герою.
Таким образом, роман Тургенева претерпел три стадии доработки.
Глава 2. Приёмы писателя в характеристике героев.
Иван Сергеевич Тургенев, как мастер слова, владеющий высоким
искусством в области художественного творчества, в романе «Отцы и дети»
широко использует разнообразные художественные приёмы. Существует множество
способов раскрытия внутреннего мира героя: с помощью высказывания о нём
других персонажей, через его поступки, портретное описание, наконец, через
окружающий его предметный мир.

«Отцы и дети» - яркий образец социально-психологического романа, в
котором общественные коллизии сочетаются с любовной интригой.
Стеснённость интриги коллизиями, в свою очередь, отразилось на
размещении отдельных её частей, способствовала сближению завязки с
кульминацией и кульминации с развязкой (XVIII глава). Строго говоря, в
романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой (XVIII
глава): нетрудно убедиться, что на одной странице романа происходит
кульминация интриги (объяснение Базарова с Одинцовой), а уже на следующей –
развязка: Базаров через полчаса после объяснения передаёт Анне Сергеевне
записку: «должен ли я сегодня уехать, или могу остаться до завтра», и после
некоторого раздумья Анна Сергеевна решает бесповоротно: «… Бог знает куда
бы этот повело, этим нельзя шутить; спокойствие всё-таки лучше всего на
свете» (XVIII глава).
Развитие действия в романе «Отцы и дети» изредка прерывается
авторскими отступлениями и описаниями природы. По сравнению с другими
романами Тургенева «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами и лирическими
отступлениями. Тонкий художник обладающий даром необыкновенной
наблюдательности, умеющий заметить «торопливые движения влажной лапки утки,
которой она чешет себе затылок на краю лужи», различать все оттенки
небесного свода, разнообразие птичьих голосов почти не применяют свое
филигранное искусство в романе «Отцы и дети».
Из эпистолярного наследия Тургенева видно, что сюжет никогда не играл
главной роли, а лишь способствовал раскрытию характеров. Характеры же
различных героев возникали в процессе наблюдения над конкретными
историческими личностями.
Тургенев использовал все способы характеристики героев, но
предпочитал главным образом диалог и портрет. Диалог в романе Тургенева
играет настолько большую роль, что было бы неправильным сводить его к
простому техническому приёму писателя. Возросшая роль диалога определяется
тематикой, идейным содержанием произведения. В социально-психологическом
романе диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы,
освещая их с разных точек зрения, наконец в диалоге раскрываются,
обнаруживаются характерные черты героев.
Диалоги в романе «Отцы и дети» - это прежде всего страстные споры на
политические и философские темы. В отличии от своих противников Базаров в
споре краток и лаконичен. Он убеждает, сражает противника не длинными
рассуждениями и философскими триадами, как это делал Рудин, а лаконичными,
содержательными репликами, меткими, чрезвычайно ёмкими, к месту сказанными
афоризмами. Базаров не стремится говорить красиво. Однако почти из всех
споров он выходит победителем, так как его реплики как бы мимоходом
обронённые в споре преисполнены глубокого смысла и свидетельствуют о
колоссальной начитанности героя, о знании им жизни, о находчивости и
остроумии. Реплики Базарова можно развернуть в целую систему взглядов.
Например слова: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться
дурману в кабаке», или «Народ полагает, что когда гром гремит – это Илья
Пророк в колеснице по небу разъезжает» - ярко выражает просветительскую
программу «Современника», сформулированную в статьях Чернышевского и
Добролюбова в конце 50-х годов и нашедшую воплощение во многих рассказах Н.
Успенского о народе, которыми обычно открывались номера «Современника».
Тургенев заставляет Базарова чаще чем других героев употреблять пословицы и
поговорки, идеологические выражения. Эти признаки языковой манеры Базарова
обнаруживают в нём подлинного демократа.
Художественное мастерство писателя в романе «Отцы и дети» проявлялось
и в создании портретов.
В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем.
Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный
портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных
главным образом на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими
комментариями. Вот, например, портрет Базарова: «… отвечал Базаров
ленивым, но мужественным голосом и , отвернув воротник своего балахона,
показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и
висячими бакенбардами песочного цвету…». Далее идут авторские
комментарии: «… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность
и ум.».
Во-вторых, сатирический портрет с использованием приёма косвенной
характеристики при постепенном концентрическом раскрытии образа (например,
портреты Кукшиной и Ситникова). Так, отдельными сатирическими мазками,
тонкими и точно характеризующими героев деталями, создаётся портрет
Ситникова: это человек небольшого роста, он не выходит, а выскакивает из
дрожек, к Базарову бросается с криком, то и дело семенит вокруг Базарова,
перепрыгивает через канавку, забегает то справа, то слева Базарова,
безучтиво смеётся, подобострастно ухмыляется.
«Тревожное и тупое выражение, - пишет Тургенев о Ситникове, -
сказывалось в маленьких, впрочем приятных, чертах его прилизанного лица,
небольшие вдавленные глаза глядели пр

Новинки рефератов ::

Реферат: Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция (Педагогика)


Реферат: Последствия экономического кризиса для культуры России (Культурология)


Реферат: Современные музыкальные направления и жанры (Музыка)


Реферат: Контрольная работа по физиологии (Биология)


Реферат: Автоматическая сварка под слоем флюса (Технология)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: История русской Архитектуры (Архитектура)


Реферат: Образование Великого Княжества Литовского (История)


Реферат: Особенности развития детского голоса (Музыка)


Реферат: Карибский кризис 1962 года. Мир на грани войны (История)


Реферат: Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве (Международные отношения)


Реферат: Період гетьманщини України (История)


Реферат: Учет расчетов с использованием векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Принцип разделения властей (Государство и право)


Реферат: Мутации (Биология)


Реферат: Избирательные системы и их функционирование в России (Государство и право)


Реферат: Cоциальная стратификация (Социология)


Реферат: Строгание (Технология)


Реферат: Философия Эмпедокла (Философия)


Реферат: Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист