GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Приемы и методы в аудите (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Приемы и методы в аудите (Бухгалтерский учет)




1. ОГЛАВЛЕНИЕ



ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………………….2


2. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3


ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АУДИТА ………………………………...4

3.1 Проверка арифметических расчетов (пересчет) ……………………………...4
3.2. Инвентаризация ……………………………………………………………….5
3.3. Проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций …………….5
3.4. Подтверждение ………………………………………………………………...6
3.5. Устный опрос …………………………………………………………………..7
3.6. Проверка документов ………………………………………………………….8
3.7. Прослеживание ………………………………………………………………...8
3.8. Аналитические процедуры ……………………………………………………8
3.9. Подготовка альтернативного баланса ………………………………………..10

ВЫБОРОЧНЫЕ МЕТОДЫ В АУДИТЕ ………………………………………….11

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….13
4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………………....14



2. ВВЕДЕНИЕ


Результат работы аудитора - это аудиторское заключение. Аудиторское
заключение состоит согласно Временным правилам аудиторской деятельности из
трех частей, самой объемной из которых является часть вторая -
аналитическая.
Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет
аудиторской фирмы (аудитора) о результатах проверки:
• внутреннего контроля у проверяемого экономического субъекта;
• соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и
подготовки бухгалтерской отчетности;
• соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных
операций.
По результатам проверки внутреннего контроля аудитору следует сделать
вывод, соответствует ли система внутреннего контроля масштабам и характеру
деятельности экономического субъекта, а также дать описание выявленных в
ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля
масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.
По результатам проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности
аудитору следует дать описание выявленных в ходе аудита существенных
нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности.
По результатам проверки соблюдения экономическим субъектом
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций аудитору
следует сделать вывод, соответствуют ли совершенные экономическим субъектом
финансово-хозяйственные операции применимому к ним законодательству, а
также дать описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в
совершенных финансово-хозяйственных операциях применимому к ним
законодательству.
Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям
аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие
доказательства. На этом этапе возникает необходимость использовать
определенный набор методов для получения того или иного вида информации вне
зависимости от количества хозяйственных операций, которые подвергаются
проверке. В своей работе я рассматриваю самые основные из этих методов и
приёмов, регламентированные законодательством.
3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АУДИТА

Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки,
служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими
доказательствами.
Для сбора доказательств аудитором могут быть применены различные
процедуры. Процедурой называется определенный метод сбора доказательств как
неотъемлемую часть соответствующего технологического процесса. Для того
чтобы отличить их от процедур, присущих иным профессиям, будем называть
применяемые аудиторами в своей практике процедуры аудиторскими процедурами.
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно
ограниченное число методов их получения.
Основные методы получения аудиторских доказательств следующие:
1. Проверка арифметических расчетов (пересчет);
2. Инвентаризация;
3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
4. Подтверждение;
5. Устный опрос;
6. Проверка документов;
7. Прослеживание;
8. Аналитические процедуры.
9. Подготовка альтернативного баланса.
Все вышеназванные методы известны и описаны в рабочем стандарте аудита
Российской Федерации «Аудиторские доказательства».
Но метод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не
знать - какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие -
нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует
поучаствовать; лично от
каких третьих лиц следует получить письменные подтверждения; какие именно
документы следует подвергнуть анализу[1]. Искусство аудитора и состоит в
том, чтобы четко знать:
а) как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена
система внутреннего контроля;
б) какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в
организации учета и контроля;
в) какой или какие из перечисленных методов следует применить для
выявления каждого из возможных нарушений;
г) к каким именно объектам контроля (документам, активам, обязательствам,
субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод.
Поэтому особое значение приобретает применение выборочного метода в
аудите, который я рассматриваю в главе 4.
Рассмотрим подробнее каждый из методов сбора аудиторских доказательств.

3.1 ПРОВЕРКА АРИФМЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ПЕРЕСЧЕТ).

Пересчет — это проверка арифметической точности источников документов и
бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов[2].
Подсчеты клиента могут быть правильными или ошибочными. Подсчеты,
выполненные на компьютерах, могут быть вновь произведены с использованием
компьютерного обеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов
клиента для дальнейшего исследования их аудиторами. Но практика показывает,
что пересчет в основном осуществляется выборочно.
Пересчет используется для проверки реальности и оценок тех показателей
финансовой отчетности, которые являются главным образом результатом
подсчетов, например амортизации, страховых резервов, пенсионных
обязательств, резервов под сомнительные долги и др. В сочетании с другими
процедурами пересчеты также необходимы для сбора информации об оценках всех
финансовых показателей.

3.2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Инвентаризация — это прием, который позволяет получить точную информацию
о наличии имущества и обязательств экономического субъекта и
ориентировочную информацию об их состоянии и стоимости.
Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.
Аудиторская организация обязана:
выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых
обязательств;
проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим
субъектом инвентаризациям;
ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей
(ТМЦ);
выявить дорогостоящие ТМЦ;
проанализировать систему учета ТМЦ и систему контроля экономического
субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем.
С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно
рассматривать как метод получения наиболее ценных и достоверных
доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов
совершения хозяйственных операций.
Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением
позволяет сделать определенные выводы по всем трем основным направлениям
аудиторской проверки.
Например, если на проверяемом предприятии в течение ряда лет не
проводились инвентаризации активов (при составлении годовой бухгалтерской
отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т.д.), аудитор имеет
основание для вывода об отсутствии у клиента внутреннего контроля за
сохранностью активов, а также о нарушении установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств
выясняется, что один из цехов проверяемого предприятия занят иным
хозяйствующим субъектом (признаков этого может быть несколько — висит
вывеска с наименованием другого предприятия, выпускается продукция, не
соответствующая профилю проверяемого предприятия), а в составе доходов от
внереализационных операций нет статьи "доходы от аренды", речь идет о
"скрытой аренде" и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод
о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-
хозяйственных операций.

3.3. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.

Эта процедура несложна, но также важна для оценки системы внутреннего
контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемом предприятии.
Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручать наименее
квалифицированным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру, как
правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам.
Очень часто при заключении договора на проведение аудиторской проверки
аудиторская фирма (аудитор) в качестве одного из дополнительных условии
указывает предоставление бригаде аудиторов отдельного помещения с
телефоном. Такое условие вполне обосновано, так как на. момент аудиторской
проверки в одном помещении на определенный срок располагаются два трудовых
коллектива — проверяемый и проверяющий.
Разумеется, отдельное помещение для работы — это очень удобно как для
сотрудников проверяемого предприятия, так и для бригады аудиторов; при этом
не нарушается психологический климат в коллективе.
Но было бы ошибкой думать, что аудиторская проверка — это работа только с
документами и отчетностью, это ёще и проведение опытов под видом обычной
рутинной аудиторской работы. Например, такая проверка кассы включает:
. составление заявления на выдачу денег с указанием производственной
необходимости приобретения того, на что запрашиваются деньги;
. согласование и удостоверение заявления у руководителя предприятия;
. оформление расходного кассового ордера на выдачу денег бухгалтером;
. передача бухгалтером (а не подотчетным лицом) расходного кассового ордера
в кассу;
. проверка всех необходимых реквизитов расходного кассового ордера
кассиром;
. выдача денег из кассы.

Если все эти, казалось бы, формальные процедуры соблюдаются, то аудитор
имеет основание для вывода о том, что порядок ведения кассовых операций на
проверяемом предприятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет ту
формальную процедуру (процедуры), которая (которые) пропускается
сотрудниками предприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля.
Аналогичное наблюдение следует провести на всех участках, где первичный
(оперативный) учет "соприкасается" с бухгалтерским, и оценить: порядок
приемки материальных ценностей на склад; порядок отпуска материальных
ценностей со склада в производство, на сторону; порядок учета наличия и
движения материальных ценностей в производстве (цехах, участках, отделах и
др.); порядок учета готовой продукции; порядок хранения материальных
ценностей и готовой продукции; порядок отгрузки готовой продукции; порядок
реализации продукции и др.

3.4 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.

Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных
средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности
аудиторская
организация должна получить письменное подтверждение в письменной форме от
независимой (третьей) стороны.
Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени
руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны.
В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию
непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить
непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был
направлен запрос.
В случае получения по запросу информации, которая расходится с учетными
данными экономического субъекта, аудиторская организация должна применить
дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.
Нельзя недооценивать этот метод при работе с персоналом клиента. Если при
устном опросе ответы опрашиваемых аудитор фиксирует на каком-либо носителе
информации (бумаге, компьютере, диктофоне) самостоятельно, то для получения
письменных подтверждений персоналу проверяемого предприятия выдаются
специальные опросные листы или "анкеты".
По наиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и
возможные ответы. В этом случае опрашиваемому лицу достаточно выбрать и
отметить ответ, соответствующий практике проверяемого предприятия.
Опросный лист должен содержать такие обязательные реквизиты, как фамилия,
имя, отчество и должность опрашиваемого, заполненный опросный лист также
должен быть проверен главным бухгалтером предприятия и заверен его
подписью.

3.5 УСТНЫЙ ОПРОС

Данный метод сбора аудиторских доказательств предоставляет аудитору
обширную информацию для размышления.
Для раскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить
на вопрос — устный опрос кого?
Опрос или беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками
предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибку совершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с
главным бухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность,
формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину
стройной пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов
хозяйственной деятельности, оформленных первичными документами и
бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не
беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько
крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и
рассыпаться.
Именно поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что
хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют
законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском
учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с
устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками
бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.
Второй вопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора
информации, — когда проводится устный опрос персонала?
Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда
аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень
сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу
проверки.
Для ведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной
степени психологом, так как его цель — "разговорить" собеседника, выяснить
порядок его действий, усердие и квалификацию, "узкие" места в работе и пр.
Для составления программы проверки аудитор должен иметь список
сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список
должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование
их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов,
участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими
курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные
инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не
составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому,
либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него
подготовлена.
План и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут
быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или
оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому направлению учета присущи совершенно особенные виды нарушений.
Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли
сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или,
наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен
ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления
пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.
Подробный план устного опроса персонала по каждому направлению учета
зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может
быть таким:
1. Какие первичные документы вы оформляете?
2. Какие регистры аналитического учета вы ведете"!
3. В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета ?
4. Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вами
информация?
5. Как и кем производится выверка полученных вами результатов?
6. Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится
оформлять.
7. Каков порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных
хозяйственных операций?
8. Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам
приходится участвовать?
9. Каким образом происходит контроль за вашей работой^.
10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место'?
11. Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12. Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?

3.6. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ.

Широко практикуется получение информации посредством проверки документов,
подготовленных независимыми сторонами и клиентом.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в
реальности первичного документа. Для этого рекомендуется выбрать
определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в
учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать
реальность и целесообразность выполнения этой операции.

3.7 ПРОСЛЕЖИВАНИЕ

Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном
направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета
и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С
помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и
дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать
возможность того, что некоторые события не отражены в первичной
документации и системе учета.
С помощью сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события,
отраженные в документации клиента[3]. Цель сканирования — найти что-либо
нетипичное.
Сканирование полезно применять при использовании выборки для принятия
аудиторских решений, так как всегда существует вероятность того, что
аудиторы не выявят ошибки клиента, выбрав пример, не отражающий всю
совокупность статей. Это может привести к принятию аудиторами ошибочного
решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск, сканируя статьи, не вошедшие
в выборку.

3.8. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной
аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических
показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления
необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной
деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.
Об аналитических процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапа
планирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно
использовать и на этапе получения информации, чтобы собрать прямые
доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой
отчетности.
Поскольку определение аналитических процедур довольно расплывчато, многие
аудиторы рассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих
процедур, как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и
студенты в основном концентрируют внимание на процедурах пересчета,
осмотра, подтверждения и документирования, в результате которых, как
полагают, возникает убедительная информация.
Необходимо преодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в
действительности весьма эффективны.
По мнению аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 %
ошибок. Следует учитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более
детализированные процедуры, ориентированные на документы.
Типичными видами аналитических процедур являются:
> сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
> сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными
(плановыми) показателями;
> оценка соотношении между различными статьями отчетности и сопоставление
их с данными предыдущих периодов;
> сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта
со средними показателями соответствующей отрасли экономики;
> сопоставление финансовой и нефинансовой информации (сведений о
деятельности экономического субъекта, не отражаемой непосредственно в
системе бухгалтерского учета).
Процедуры, представляющие точную информацию, имеют свои недостатки:
аудиторы могут оказаться не настолько компетентными, чтобы обнаружить
необходимые факты; клиенты могут дать аудиторам подставные адреса или
попросить потребителей просто подписать подтверждение и отослать его
обратно.
Таким образом, аудиторская программа состоит из процедур различных видов,
и аналитические процедуры занимают в ней важное место.
Аудиторы часто сопоставляют данные текущего года с данными предыдущего
периода и изучают полученные соотношения в сравнении с предполагаемыми. Эти
сопоставления обычно называют комплексными тестами. Такой анализ часто
выполняется для амортизационных отчислений. Аудиторам известна фактическая
доля амортизационных отчислений в совокупной стоимости амортизируемых
активов. Используя эту величину, можно получить оценку амортизационных
отчислений за проверяемый период; если она примерно равна сумме на
соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать эту статью расходов как
проверенную при помощи аналитической процедуры.
Приведем другой пример использования аналитической процедуры. Многие
финансовые счета парные, т.е. сумма в одном счете является функцией суммы
другого. Некоторые такие суммы прямо соответствуют одна другой, а некоторые
— косвенно. Так, каждая статья расходов на выплату процентов должна
соответствовать определенному обязательству, по которому надо эти проценты
выплачивать. Если выплату процентов нельзя соотнести с обязательством, это
может означать, что существует неучтенное обязательство или ошибка в другом
счете. Если не обнаружены выплаченные или накопленные проценты,
соответствующие условиям займа, это может указывать на недооценку расходов,
возможное невыполнение договорных обязательств, необходимость корректировки
или пояснительного раскрытия.

3.9. ПОДГОТОВКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО БАЛАНСА

Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете
готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская
организация может составить баланс из расходованного сырья и материалов по
нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения
работ, оказания услуг).
Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской
организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и
выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в
достоверности исчисления финансового результата.

4. ВЫБОРОЧНЫЕ МЕТОДЫ В АУДИТЕ

На основании результатов предварительного анализа, оценки надежности
системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита в общем плане
аудиторская организация определяет способ проведения аудита — сплошной или
выборочный[4]. В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор
формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом)
аудиторской деятельности "Аудиторская выборка".
Аудиторская выборка представляет собой —
в широком смысле: способ проведения аудиторской проверки, при котором
аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта
не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям
соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности;
в узком смысле: перечень определенным образом отобранных элементов
проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод о всей
проверяемой совокупности.
Выборочная проверка требует некоторого теоретического осмысления.
Рассмотрим основные термины, связанные с осуществлением выборочной
проверки.
Генеральная (проверяемая) совокупность — совокупность всех проверяемых на
данном участке аудита элементов документации бухгалтерского учета или
объектов проверки. Например, при тестировании СВК — это различные
документы, позволяющие подтвердить существование внутреннего контроля, при
тестировании счетов — записи или документы, служащие обоснованием сальдо
или оборотов по счетам.
Представительность (репрезентативность) выборки — свойство некоторой
аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ее основании
правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности. Аудиторская
выборка, не отвечающая этому свойству, называется непредставительной.
Объем выборки — количество единиц, отбираемых аудитором из проверяемой
совокупности.
Распространение результатов выборки — действие аудитора, заключающееся в
перенесении надлежащим образом выводов, полученных по результатам проверки
аудиторской выборки, на всю проверяемую совокупность.
Обычно выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной, т.е.
все элементы изучаемой (проверяемой) совокупности должны иметь равную
вероятность быть отобранными в выборку.
Различают статистический и нестатистический методы выборочной проверки.
При использовании статистического метода выборка осуществляется
произвольно (случайно), без проявления предпочтительности к тем или иным
элементам. В этом случае к выборке могут быть применены определенные
процедуры, базирующиеся на теории вероятностей.
При использовании нестатистического метода выборка может быть как
случайной, так и неслучайной (например, каждая сотая запись в учете), но
дальнейшая обработка выборки с применением теории вероятностей не
производится.
Риск неэффективности выборки зависит от количества элементов в выборке из
генеральной совокупности, причем в обратно пропорциональной зависимости.
Различают два вида выборочных проверок в аудите:
выборочные проверки для тестирования СВК — проверки по качественным
признакам;
выборочные проверки оборотов и сальдо по счетам — проверки по
количественным, стоимостным признакам.
Генеральная совокупность и выборка из нее должны соответствовать
конкретным (контрольным) направлениям проверки. Такие направления при
тестировании процедур внутреннего контроля, безусловно, должны учитывать
его основные направления, о которых упоминалось ранее.
Объем выборочных проверок и их направления устанавливаются аудитором в
каждом конкретном случае в зависимости от опыта и интуиции.
При определении объема (размера) выборки аудитор должен установить риск
выборки, допустимую и ожидаемые ошибки.
Риск выборки (РВ) имеет место как при тестировании средств системы
контроля, так и при проведении детальной проверки верности отражения в
бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. В аудиторской практике
различают риски первого и второго рода для тестов системы контроля и
проверки верности оборотов и сальдо по счетам.
1. При тестировании средств контроля.
риск первого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат
выборки свидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как в
действительности система надежна;
риск второго рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат
выборки свидетельствует о надежности системы контроля, в то время как СВК
не обладает необходимой надежностью.
2. При тестировании оборотов и сальдо по счетам:
риск первого рода — риск отклонить верную гипотезу, когда результат
выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существенную
ошибку, в то время как совокупность свободна от такой ошибки;
риск второго рода — риск принять неверную гипотезу, когда результат
выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит
существенной ошибки, в то время как совокупность содержит существенную
ошибку.
Риск отклонения верной гипотезы требует проведения дополнительной работы
со стороны аудиторской организации или клиента, в учете которого в
результате проведенной выборки была обнаружена ошибка.
Риск принятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты
работы аудиторской организации.
Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает
допустимой.
Допустимая ошибка выборки — максимальное значение ошибки (ошибок) в
бухгалтерском учете и отчетности экономического субъекта, обнаруженной
аудитором в ходе аудиторской выборки, в пределах которой аудитор все еще
может сделать вывод о достоверности в целом данных, подлежащих проверке в
ходе этой выборки.
Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем
аудиторской выборки.
Ожидаемая ошибка выборки — примерное, субъективно оцениваемое значение
ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете или отчетности экономического
субъекта, которое аудитор до начала проведения аудиторской выборки
предполагает обнаружить в ходе ее проведения.
При оценке результатов выборки аудиторская организация обязана:
- анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
- распространить результаты, полученные по выборке, на всю проверяемую
совокупность;
- убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой
величины;
- отражать в рабочей документации аудитора все стадии проведения
- аудиторской выборки и анализ ее результатов.
Правильно организованная и проведенная аудиторская выборка позволяет
значительно сократить затраты времени, средств и людских ресурсов на
проведение проверки при обеспечении должной ее эффективности.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно
ограниченное число методов их получения. Основные методы описаны в
документе, называемом "Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Аудиторские доказательства". Но метод как таковой не даст никакой
информации для выводов, если не знать, какие именно арифметические расчеты
необходимо проверить, а какие нет, в инвентаризации каких актов, каких
активов и каких обязательств следует поучаствовать. Существует проблема
ограниченности числа новых методов, поскольку зачастую в литературе
рассматриваются только способы и приемы, используемые при проведении
аудиторских проверок, а эти приемы, в свою очередь, взяты из арсенала
сложившихся процедур проведения ревизий[5].
Таким образом, метод аудита - это совокупность приемов, с помощью
которых познается и оценивается состояние изучаемых объектов. Их структурно
можно объединить в три группы:
-определение (состояния) объектов в натуральном виде;
- выявление противоречий, причинно-следственных связей, то есть основных
факторов, воздействующих на объекты;
-оценка.
Приемы первой группы позволяют определить количественное и качественное
состояние объекта. Вторая группа позволяет определить динамику и возникшие
отклонения действительного состояния объектов от норм и нормативов,
прогнозных показателей, многих других критериев, д соответствии с которьми
они должны функционировать. Приемы третьей группы связаны.с оценкой
прошлого, настоящего и будущего состояния. Метод аудита отличается от
метода ревизии финансово-хозяйственной деятельности, хотя и использует
отработанные процедуры и приемы ревизии. Аудиторский метод существенно шире
контрольно-ревизионного, и его сущность состоит в том, что:
1) в аудите используется система постулатов, что позволяет доказать,
что при определенных условиях в качестве результата можно получить
объективную картину;
2) допустимый уровень аудиторского риска определяет состав и
количество аудиторских процедур;
3) предполагает применение выборочных проверок, обеспечивающих
допустимый уровень аудиторского, риска, построение выборки осуществляется с
использованием математических методов'статистики;
4) проводит исследование взаимосвязей и координации информационных
единиц;
5) проводит обобщение и систематизацию доказательств, полученных на
основе выполнения аналитических процедур;
6) на основе аудиторских доказательств формирует новую сущность -
мнение аудитора;
7) использует планирование аудита осуществляющегося в непрерывном цикл-
возобновления, что позволяет наиболее эффективно обеспечить выполнение цели
аудита;
8) планирование аудита предполагает использование системно-
ориентированного подхода, включающего анализ системы внутрихозяйственного
контроля (СВК).
9) цель аудита является основополагающим фактором для определения
состава и последовательности выполнения аудиторских процедур, но
эффективное выполнение работ аудитором возможно во-первых, при выполнении
рекомендаций аудиторских стандартов, во-вторых, при использовании
современных методов информационных технологий, предполагающих применение
средств вычислительной техники, а также внутрифирменных методик.

6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.



1. Смолянский А. Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
2. Воронина В.М. Основы бухучета и аудита. Уч. пос. в 2-х частях, ч.2 , М.:
1997.
3. Аудит. Уч. для ВУЗов / под ред. Подольского М., Аудит, ЮНИТИ, М.:1997.
4. Богомолов А.М. Голощаков Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика
проведения: метод.пос. М.:Экзамен, 1999.
5. Шеремет А.Л. Суйц В.П. Аудит: уч.пос. М.:ИНФРА-М, 1995.
6. СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
-----------------------
[1] 2., стр.88.
[2] СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
[3] 5., стр.96.
[4] 3., стр.127.
[5] 1., стр.16





Реферат на тему: Приморский банк Сбербанка России


Введение


Учетно-аналитическая практика является одной из составных частей
самостоятельного исследования. Практика является подготовительным этапом к
проведению более глубоких исследований, а именно подготовке дипломных работ
и исследований, выполняемых в проблемных группах кафедры.
Целью практики является закрепление навыков проверки достоверности
информации, используемой для учета и анализа деятельности банка, ее
систематизация и группировка.
Цель написания данного отчета – рассмотреть, как проводится учет в
банке, какие при этом составляются проводки, а также провести анализ
баланса, анализ структуры доходов и расходов и определить показатели
ликвидности банка.
В ходе работы необходимо решить ряд задач, а именно:
- как ведется учет основных средств; учет МБП; учет расчетных и
кассовых операций; депозитных, ссудных операций; ценных бумаг;
валютных операций; учет доходов, расходов и финансовых результатов;
- рассмотреть структуру баланса, т. е. определить удельный вес
активов, пассивов в общей сумме баланса, а также определить
отклонения в руб. и в %;
- дать оценку удельного веса доходов и расходов;
- провести анализ показателей прибыльности, определить ликвидность.
Объектом наблюдения в отчете является Приморский банк Сбербанка России.



1. Характеристика деятельности
Приморского банка Сбербанка России

1. Развитие и организация банка
Приморский банк Сбербанка России создан на основании решения общего
собрания акционеров и приказа Сбербанка России, соответственно от 22. 03.
91 и 28. 03. 91 гг.
Приморский банк Сбербанка России выполняет следующие операции:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во
вклады;
- размещение привлеченных средств от имени Банка;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в
том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а также
осуществление иных операций с драгоценными металлами в соответствии
с законодательством РФ и правилами банка;
- инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- выдачу банковских гарантий;
- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение
обязательств в денежной форме;
- приобретение право требования от третьих лиц исполнения
обязательств в денежной форме;
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по
договору с физическими и юридическими лицами;
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных
помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и
ценностей;
- осуществление лизинговых операций;
- оказание консультационных и информационных услуг;
- распространение и обслуживание пластиковых карточек международных и
российских платежных систем, членом которых является Банк или с
которыми Банком подписаны соглашения о сотрудничестве;
- покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными
бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными
бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады, с
иными ценными бумагами, осуществление операций по которым не
требует получения специальной лицензии в соответствии с
законодательством РФ.
Филиал вправе осуществлять иные сделки в соответствии с
законодательством РФ, в объеме, определенном в доверенности, выданной его
руководителю банком;
- банковские операции и сделки осуществляются в рублях, и инвалюте.
Уставный капитал в 1997 году составлял 700 100 млн. руб.
Валюта баланса – 355 793 млн. руб.
Собственный капитал – 16 400 млн. руб.
Прибыль – 4 521 227 млн. руб.



2. Учет в Приморском банке
Сбербанка России

2.1 Учет основных средств
Основные средства – это материально-вещественные ценности. Основные
средства в процессе эксплуатации изнашиваются и их стоимость включается в
затраты банка путем начисления амортизации. Для учета основных средств
предназначен активный счет 604 «Основные средства».
Аналитические счета ведутся по каждому ОС или по их группам. На этих
счетах основные средства учитываются по первоначальной стоимости.
Износ основных средств в ЦБ РФ учитывается на счете 606 «Износ
основных средств. По кредиту – начисление износа. По дебету – списание его
по выбывшим основным средствам.
Остаточная стоимость определяется как первоначальная стоимость минус
износ.
Каждому прибывшему объекту присваивается инвентарный номер. Учет
основных средств ведется в журнале учета, а переоценка основных средств
ведется в Журнале переоценки основных средств.
Основные средства приобретаются банком за счет собственных источников:
уставного капитала или специальных фондов банка и нераспределенной прибыли
текущего года или прошлых лет. Отражение в учете:
Приобретение основных средств Д 10702 «Фонды специального назначения»
и К 10703 «Фонды специального назначения, использованные на
производственное и социальное развитие».
Износ основных средств производится ежемесячно Д 70209 «Другие
расходы» и К 606 «Износ основных средств».
Выбытие основных средств Д 606 «Износ основных средств» и К 604
«Основные средства банков по их видам».
Переоценка – Д 604 «Основные средства банков по их видам» и К 10601
«Прирост стоимости имущества при переоценке».

2.2 Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Материальные ценности, служащие менее 1 года или стоимостью ниже
установленной на счете 611 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы».
В аналитическом учете МБП: в эксплуатации, на складе.
Поступление Д 61101 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы» и К
60312 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями».
Износ МБП Д 70209 «Другие расходы» и К 61103 «Износ МБП»
Списание – Д 70209 «Другие расходы» и К 61101 «Малоценные
быстроизнашивающиеся предметы».

2.3 Учет расчетных и кассовых операций в иностранной валюте.
2.3.1 Организация и порядок учета расчетных операций
в иностранной валюте
Экономическое содержание операций в иностранной валюте соответствует
операциям, осуществляемым в национальной валюте. Банк выполняет расчетные,
кассовые и прочие операции.
Для организации учета расчетных операций в иностранной валюте
используется счет 40702 «Коммерческие предприятия и организации», кроме
того, используются счета, на которых в уполномоченном банке хранится
собственная инвалюта и инвалюта клиентов. Эти счета открываются в
иностранных банках (нерезидентах) или в банках РФ (резидентах). Такие счета
носят название «Ностро».
В то же время в коммерческом уполномоченном банке открываются
корреспондентские счета другим банкам для хранения и использования в
расчетах иностранной валюты. Они называются «Лоро».
В банке производятся расчеты с помощью аккредитивов, инкассо, перевода
и т. д.
Аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика производить
оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на
условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Расчеты
аккредитивами носят общий порядок, в частности:
- аккредитив выставляет плательщик (покупатель) на имя поставщика до
момента отгрузки поставщиком товара в его адрес и на его условиях;
- банк получателя сообщает о сумме и условиях выставленного
аккредитива;
- поставщик отгружает товары и представляет в свой банк
соответствующие условиям контракта отгрузочные документы,
благодаря чему на его счет зачисляется платеж Д 47422
«Обязательства банка по прочим операциям» и К 40911 «Транзитные
счета».
Аккредитив представляется в 4 экземплярах: первый экземпляр
пересылается бенефициару; второй – инобанку плательщика; третий
используется как приходный ордер в банке поставщика; четвертый экземпляр
аккредитива остается в досье.
Если импортером-покупателем является коммерческий банк России, то он
берет на себя обязательство обеспечения платежа или за счет свободного
остатка средств на текущем счете клиента, или за счет выданной ему ссуды.
При этом делается бухгалтерская запись: Д 40702 «Коммерческие предприятия и
организации» и К 47409 «Обязательства по аккредитивам по иностранным
операциям».
Затем выполняются все условия контракта. По мере получения документов
от банка поставщика об отгрузке товара оформляется платеж.
Высылается авизо банку о дебетовании счета «Ностро» в инобанке: Д
47409 «Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям» и К 30112
«Корреспондентские счета в банках-нерезидентах» . Инобанк сообщает о
дебетовании счета на сумму аккредитива и комиссии.
Дальше коммерческий банк выдает клиенту документы об отгрузке,
полученные от банка поставщика. По ним плательщик-получатель получит товар
в таможне.
Со счета аккредитива списывается только стоимость товара, а страховой
полис и комиссию банк списывает со счета клиента: Д 40702 «Коммерческие
предприятия и организации» и К 30112 «Корреспондентские счета в банках-
нерезидентах».
Инкассо – поручение поставщика-экспортера своему банку о востребовании
платежа у плательщика или подтверждении о выплате его в установленные
сроки.
Различают:
- чистое инкассо – финансовое, при котором движению подлежат только
финансовые документы (переводные и простые векселя), т. е. сводится
к получению денежных средств;
- документарное инкассо – кроме финансовых документов участвуют
коммерческие документы, сопровождающие поставки, выполненные
работы, услуги.
При импортом инкассо банк плательщика регистрирует инкассовое
поручение и учитывает его на внебалансовом счете 91101 «Документы и
ценности, принятые от клиентов для отсылки на инкассо в банки-нерезиденты»
– приход; выдает документы об отгрузке покупателю для получения груза и
согласно установленному сроку списывает их сумму с внебалансового счета
91101 – расход и с текущего валютного счета плательщика: Д 40702
«Коммерческие предприятия и организации» и К 70103 «Доходы, полученные от
операций с иностранной валютой»
Расчеты с иностранными поставщиками и покупателями посредством
перевода в первую очередь предусматривают заключение договора-контракта.
Перевод денежных средств (в валюте договора) обычно осуществляется по
поступлении товара от поставщика в страну покупателя. Плательщик передает в
свой банк заявление на перевод, последний пересылает кредитовое авизо на
зачисление платежа поставщику.
В бухгалтерском учете коммерческого банка клиента-поставщика
происходит зачисление валюты Д 301 Корреспондентский счет К Транзитный
счет;
То же в банке клиента-плательщика Д Текущий счет К 301.
Кассовые операции отражаются как в рублях, так и в иностранной валюте
соответствующих государств. Для выполнения операций в валюте предусмотрена
должность валютного кассира . Лицу, занимающему эту должность должны быть
знакомы виды и коды валют различных стран, внешние признаки подлинности
банкнот. Приступая к работе, валютный кассир знакомится с требованиями
инструкции ЦБ РФ «О порядке организации работы обменных пунктов на
территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными
банками» № 27 от 27. 02. 95 г.
С каждым кассиром банк заключает индивидуальный договор о полной
материальной ответственности. Кассы и кассиры по обслуживанию клиентов и
хранению денежных средств в рублях и иностранной валюте разделены, хотя
взаимодействия их могут быть очень тесными, особенно по обменным операциям.
Документальное оформление кассовых операций происходит через выписку
расходных и приходных валютных ордеров. Приходные валютные операции очень
ограничены, так как наличная валюта не используется в расчетах между
физическими и юридическими лицами в РФ. Основанием для выписки документов и
выполнения операций являются заявления клиентов, платежные документы.
Последовательность выполнения обязанностей по кассовым валютным
операциям:
1. Клиент обращается с заявлением или прочими основаниями на право
получения или сдачи наличной иностранной валюты;
2. Операционист выписывает кассовые документы, подписывает их у
ответственных лиц, имеющих право контрольной подписи (приходные
ордера в 3-4 экземплярах). В кассу передаются все экземпляры
приходных кассовых ордеров, а по расходным документам: контрольный
талон выдается клиенту, а расходный ордер (без контрольного талона)
передается кассиру;
3. Кассир проверяет наличие подписей должностных лиц банка и
соответствие их имеющимся образцам, подписывает все экземпляры,
принимает инвалюту _первый экземпляр приходного ордера оставляет у
себя, второй – с печатью кассы выдает клиенту вместо квитанции,
остальные экземпляры передаются учетно-операционному отделу). По
расходным документам кассир проверяет наличие подписи о получении
ценностей, по номеру контрольного талона с номером на кассовом
документе, выдает сумму, подписывает документы. По окончании
операционного дня кассир составляет справку о кассовых оборотах за
день и остатках ценностей в кассе и передает ее заведующему кассой;
4. Заведующий кассой составляет сводную справку о кассовых оборотах и
остатках, сверяет ее с данными учета операциониста.
Кассовые операции могут выполняться приходными, расходными или
приходно-расходными кассами, кроме того при банках создаются хранилища
валютных и других ценностей. Для их учета открывается специальная книга.
Книга учета ценностей по кладовой ведется в следующем разрезе:
- наличная валюта - по видам валют;
- платежные документы – по наименованиям банков-эмитентов (выписавших
документы), по видам валют;
- бланки строгой отчетности – оп их наименованию и количеству
блокнотов.
Остатки ценностей выводятся по состоянию на каждый следующий день. При
закрытии кладовой ответственные лица проверяют соответствие фактического
наличия валютных и других ценностей кладовой данным остатков по книге.
Главный бухгалтер банка ежедневно контролирует полноту и правильность
оприходования и выдачи ценностей, сверяя с ежедневным балансом, лицевыми
счетами, со справкой о кассовых оборотах за день, оборотов кассовых
документов дня, общие остатки ценностей в книге.
Кассовые документы за каждый день формируются в отдельные папки по
балансовым счетам в порядке возрастания номеров отдельно по приходу и по
расходу ценностей . Документы по внебалансовым счетам также группируются по
возрастающим номерам счетов – сначала приходные. Затем расходные.
Обязательным при этом является формирование первых экземпляров приходных и
расходных документов, препроводительных ведомостей. Сопроводительных
документов, сводных и отчетных справок кассовых работников и пр.
Бухгалтерский учет кассовых операций в иностранной валюте организуется
согласно письму Госбанка СССР от 06. 12. 91 г. № 368 «Об учете операций с
иностранной валютой и по иностранным операциям».
Аналитический учет кассовых операций в иностранной валюте ведется в
двух оценках: в иностранной валюте по ее номиналу и в рублях по курсу ЦБ на
день совершения операции и на отдельных лицевых счетах, сгруппированных по
виду валют, банкам и странам. Синтетический учет этих операций ведется
только в рублях. В учете составляются следующие проводки:
На текущий валютный счет клиента зачислены суммы сданной им
иностранной валюты: Д 20202 «Касса кредитных организаций» и К 40702
«Коммерческие предприятия и организации»;
По заявлению клиента с его текущего валютного счета выдана сумма
иностранной наличной валюты: Д 40702 «Коммерческие предприятия и
организации» и К 20202 «Касса кредитных организаций» ;
Из кассы банка выданы суммы наличной иностранной валюты для
подкрепления валютной кассы филиала: Д 20209 «Денежные средства,
отправленные в другие банки, учреждения своего банка, сданные в РКЦ» и К
20202 «Касса кредитных организаций».
Два раза в неделю остатки наличной инвалюты подлежат переоценке по
курсам, публикуемым ЦБ РФ.
За осуществление кассовых операций банк взимает плату с клиентов по
установленным тарифам и может нести расходы по обслуживанию иностранных
клиентов Российскими банками.

Международные пластиковые карточки
[pic]Сбербанк России является принципиальным членом международных платежных
систем VISA International и Europay International. Банк эмитирует карточки
VISA (Gold, Business, Classic), карточки Eurocard/MasterCard (Mass, Gold,
Business) и Cirrus/Maestro.[pic]

[pic] На 19.10.98 г. Банк выпустил более 125 000 международных карт для
физических и юридических лиц. Число выпущенных Сбербанком России
международных пластиковых карт постоянно растет: только за один сентябрь
месяц общая численность карт увеличилась в 1,2 раза.
[pic]С 26 января 1998 года счет по картам международных платежных
систем для физических лиц может быть открыт как в долларах США, так и в
российских рублях, а также могут быть предоставлены дополнительные карты.
[pic][pic][pic]В настоящее время 59 территориальных банка (в их числе
Приморский Банк СБ РФ) и Операционное Управление Сбербанка России (ОПЕРУ)
участвуют в программе эмиссии карт международных платежных систем. [pic]
[pic]Международные пластиковые карты Сбербанка России принимаются к
обслуживанию в торгово-сервисных точках, пунктах выдачи наличных и
банкоматах как в России, так и за рубежом.
[pic]На остаток средств на карточном счете и сумму страхового депозита по
международным карточкам Банк начисляет проценты.


2.4 Учет валютных операций
Под валютно-обменными операциями понимаются покупка и продажа наличной
иностранной валюты банком за счет наличных средств физических лиц. Для
выполнения этих операций коммерческий банк использует операционную валютную
кассу в помещении банка или создает и открывает обменные пункты.
Обменный пункт – структурное подразделение банка, выполняет
определенные виды операций при следующих условиях:
- валютно-обменные операции совершаются по курсу покупателя и
продавца, устанавливаемому банком самостоятельно;
- за совершенные операции комиссионное вознаграждение взимается по
тарифам, устанавливаемым банком самостоятельно.
Пункты по обмену валюты могут производить следующие операции:
. покупку-продажу наличной иностранной валюты за наличные рубли;
. продажу и покупку платежных документов в инвалюте за наличные
рубли, а также в инвалюте за наличную валюту;
. прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте;
. прием на экспертизу денежных знаков, подлинность которых вызывает
сомнение;
. покупка неплатежных денежных знаков иностранного государства за
наличные рубли;
. обмен наличной инвалюты одного иностранного государства на наличную
инвалюту другого иностранного государства;
. размен платежного денежного знака иностранного государства на
платежные денежные знаки того же иностранного государства.
Обменные пункты имеют право покупать и продавать находящиеся в
обращении денежные знаки только тех видов иностранных валют, курс рубля к
которым официально котируется Центральным банком России.
Обменные пункты не имеют права совершать операции только по покупке
или только по продаже иностранных валют. Указанные виды валютно-обменных
операций должны совершаться одновременно.
Обменные пункты не имеют права вводить какие-либо ограничения при
покупке и продаже иностранной валюты физическим лицам, а именно: по их
достоинству, годам эмиссии, кроме предусмотренных указаниями ЦБ России.
Кассир обменного пункта – штатный работник банка, т. е. физическое
лицо – резидент, основным местом работы которого является коммерческий
банк, имеющий право на совершение валютно-обменных операций.
Справка ф. № 0406007 – основной документ валютного контроля за валютно-
обменными операциями физических лиц (резидентов и нерезидентов). Она служит
подтверждением приобретения физическим лицом наличной иностранной валюты,
платежных документов в инвалюте или наличных рублей в банке и является
основанием для вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты и
платежных документов в инвалюте физическими лицами в порядке,
устанавливаемом ЦБ РФ.
Бланки справки учитываются на внебалансовом счете 91205 «Бланки
строгой отчетности».
Срок хранения справки (заполненных экземпляров банка и испорченных
экземпляров), расходных и приходных внебалансовых ордеров – 5 лет.
Каждому обменному пункту устанавливается лимит как в рублях, так и в
иностранной валюте либо приказом по банку или распоряжением руководителя
соответствующего подразделения.
Аванс наличности, бланки строгой отчетности, а также бланки платежных
документов выписываются банком на основании заявок кассира обменного пункта
или описей ценностей. Выдача аванса наличными оформляется расходными
кассовыми ордерами, а бланков платежных документов и справок – по расходным
внебалансовым ордерам.
Расходные кассовые ордера (валютные и рублевые) выпмсываются
бухгалтерией банка в трех экземплярах:
первый – остается у кассира, выдавшего деньги;
второй – после выдачи аванса передается в бухгалтерию;
третий – передается в обменный пункт, помещается кассиром в документы
дня и по окончании операционного дня возвращается в бухгалтерию.
В конце операционного дня обменного пункта на основании составленных
реестров, сумм полученного им аванса и фактического остатка ценностей
составляет справку об остатках наличной иностранной валюты, платежных
документов в иностранной валюте и наличных рублей в обменном пункте на
конец операционного дня.
В результате обменных валютных операций может возникать курсовая
разница, которая относится на доходы или расходы банка: Д 20206 «Касса
обменных пунктов» и К 70103 «Доходы, полученные от операций с иностранной
валютой» или Д 702 «Расходы» и К 20206 «Касса обменных пунктов».
Неиспользованные бланки строгой отчетности (справка ф. № 0406007)
возвращаются и записываются в приход внебалансового счета 91205 «Бланки
строгой отчетности» и в расход счета 91203 «Разные ценности и документы,
отосланные и выданные под отчет, на комиссию».

2.5 Учет депозитных операций
Депозитные операции – операции банка по привлечению денежных средств
юридических и физических лиц во вклады, либо на определенный срок, либо до
востребования. В договорах на депозитные вклады устанавливаются процентные
платы. Уровень процентных плат в Сбербанке выше по срочным депозитным
вкладам, чем до востребования.
Депозиты юридических лиц:
Привлечение денежных средств юридического лица на депозитный счет: Д
40702 «Коммерческие предприятия и организации» и К 30102 «Корреспондентские
счета кредитных организаций»;
Начисление процентов: Д 70202 «Проценты, уплаченные юридическим лицам
по привлеченным средствам» и К 47422 «Обязательства банка по прочим
операциям»;
Суммы процентов по депозиту, перечисленные на счет вкладчика: Д 47422
«Обязательства банка по прочим операциям» и К 40702 «Коммерческие
предприятия и организации».

2.6 Учет ссудных операций.
Существуют активные и пассивные ссудные операции. Активные – операции
по кредитованию клиентов, предоставление кредитов другим банкам. Пассивные
– операции по получению межбанковского кредита.

2.6.1 Кредитование юридических лиц
Сбербанк предоставляет юридическим лицам следующие виды финансовых
услуг:
[pic]кредиты в российских рублях;
[pic]вексельные кредиты;
[pic]гарантии выполнения клиентом своих финансовых обязательств перед
третьими лицами.
Сбербанк предоставляет кредиты для:
[pic]финансирования коммерческих операций клиентов банка;
[pic]пополнения оборотных средств;
[pic]финансирования федеральных и региональных программ;
[pic]экспортно-импортных операций;
[pic]расширения и модернизации действующего производства;
[pic]жилищного и офисного строительства;
[pic]реализации инвестиционных проектов в различных отраслях
промышленности.
[pic]Сбербанк России осуществляет как долгосрочное (на срок 3 и более
года) , так и средне- и краткосрочное кредитование. В зависимости от
среднемесячных кредитовых оборотов по счетам Клиентам могут быть
предоставлены овердрафты. Проценты за пользование кредитными ресурсами
устанавливаются в зависимости от рыночных условий, риска и обеспеченности
кредита.
2.6.2 Кредитование населения
В настоящее время филиалы Сбербанка выдают гражданам Российской
Федерации следующие виды краткосрочных и долгосрочных кредитов:
[pic]краткосрочные кредиты на неотложные нужды (на приобретение
транспортных средств, гаражей, дорогостоящих предметов домашнего обихода,
хозяйственное обзаведение, платные медицинские услуги, приобретение
туристических и санаторных путевок и другие цели потребительского
характера) сроком до 1 года;
[pic]кредиты под заклад ценных бумаг - "Экспресс-выдача" (сберегательных
сертификатов Сбербанка России, акций Сбербанка России, векселей Сбербанка
России, а также облигаций государственного сберегательного валютного займа)
сроком до 6 месяцев;
[pic]кредиты под залог приобретаемой дорогостоящей техники, мебели,
автомобилей и т.п. в сети предприятий торговли, осуществляющих их розничную
реализацию - "Связанное кредитование". Срок кредита устанавливается Банком
в зависимости от объекта кредитования в пределах гарантийного срока,
установленного на товар, но не более 1 года;
[pic]долгосрочные кредиты на приобретение жилья в рамках президентской
программы "Государственные жилищные сертификаты" сроком до 10 лет.
Сумма кредита устанавливается Банком по согласованию с заемщиком в
зависимости от его платежеспособности, предоставленного обеспечения и
благонадежности заемщика. При этом максимальный размер кредита не может
превышать установленных Сбербанком России лимитов кредитования.

2.7 Учет операций с ценными бумагами.
Сбербанк проводит широкий круг операций на рынке ценных бумаг,
выступая в качестве эмитента и крупного инвестора. Сбербанк имеет лицензию
профессионального участника рынка ценных бумаг и осуществляет следующие
виды деятельности:
- брокерская деятельность, включая операции с физическими лицами;
- дилерская деятельность;
- деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;
- депозитарная деятельность.
Политика Банка в области работы с ценными бумагами ориентирована на
использование основных действующих инструментов фондового рынка при условии
минимизации риска возможных потерь. Сбербанк проводит операции с ценными
бумагами:
- облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
- облигациями внутреннего государственного валютного займа;
- облигациями российского внутреннего выигрышного займа 1992 года;
- субфедеральными ценными бумагами.
Начиная с 1991 г. сберегательным банком выпускаются обыкновенные и
привилегированные акции. Обыкновенные акции выпускаются номиналом 50 руб.,
привилегированные – номиналом 1 руб.
В 1998 году Сбербанк разместил 9-ую эмиссию акций в размере 50 млн.
руб. Количество выпущенных акций составило 1000000 штук обыкновенных акций
номиналом 50 рублей. Вся эмиссия приобретена банком. Доля ЦБ РФ в настоящее
время составляет 57,7% от уставного капитала банка или 61,8 % голосующих
акций.
В результате по состоянию на уставный капитал Сбербанка составляет
750,1 млн. руб. и состоит из14002000 обыкновенных акций и 50000000 штук
привилегированных акций.
Сбербанк выпускает сберегательные (для физических лиц) и депозитные
(для юридических лиц) сертификаты.
Сберегательные сертификаты. Срок обращения сертификата – до 3-х лет,
выпущены номиналом 1.000, 10.000, и 50.000 рублей, свободно продаются и
принимаются к оплате всеми филиалами Сбербанка, независимо от места их
приобретения. Владельцу (держателю) сертификата выплачивается доход в виде
процента от номинальной стоимости сертификата. Владелец серти

Новинки рефератов ::

Реферат: Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников (Педагогика)


Реферат: Оптимизация состава машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях на примере ОАО "Эфко-Победа" Алексеевского района Белгородской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Оружие и приборы (Искусство и культура)


Реферат: Восприятие младших школьников пейзажной живописи "Малых Голландцев" (Педагогика)


Реферат: Протестанство (Религия)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Древний Рим (История)


Реферат: Экономическая оценка использования новых информационных технологий в бухгалтерском учете (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аромотерапия (Биология)


Реферат: Несколько рефератов по культурологии (Культурология)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте (История)


Реферат: Расчёт баланса (Аудит)


Реферат: Контрольная работа по Римскому праву (Право)


Реферат: Витамины (Биология)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мотивация труда в мире и в России (Менеджмент)


Реферат: Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе ([Курсовая]) (Педагогика)


Реферат: Сознание (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист