GeoSELECT.ru



Астрономия / Реферат: Время (Астрономия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Время (Астрономия)



Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с
внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени
свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является
выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается
от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой
культуры сказывается прежде всего на календаре.
Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью
человечества.
Даже самые древние из календарей, такие как Солнечный древнеегипетский
календарь или Лунно-Солнечный календарь Вавилона с их периодически
повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну
важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том,
что лежало в первооснове каждой из культур.
Русский Православный Календарь также не является исключением из этого
правила. Однако он обладает некоторыми особенностями, которые сделали его
уникальной и неповторимой системой организации времени. Эти особенности
заключены в конструктивных принципах Православного календаря, который
представляет собою соединение так называемого Месяцеслова (или "Святцев") и
Пасхалии.
Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной
день месяца, а также непереходящие Православные праздники, которые имеют
постоянную календарную дату.
Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от нее
переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но
перемещаются (“плавают”) в зависимости от дня празднования Пасхи.
Месяцеслов вплотную связан с Солнечным циклом, а Пасхалия - с Лунным
календарем.
Правилами Александрийской Православной Пасхалии определено праздновать
Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния,
последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по Юлианскому
календарю, называемому также “старым стилем”)
Православный Церковный Календарь пришел на Русь из Византии вместе с
введением христианства. В то время он был известен как “Миротворный Круг”,
“Церковный Круг” или “Великий Индиктион”. В основе своей он был календарем
Юлианским, который, в свою очередь, уходил корнями в культуру древнего
Египта.
Для того чтобы понять предысторию Православного Календаря, мы должны
перенестись в долину Нила, где в незапамятные времена был создан календарь,
просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий.
Происхождение этого календаря связано с Сириусом - самой яркой звездой
небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире
солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света,
вплоть до настоящего времени.
Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами
Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и
разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток.
Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число
дней, а именно - 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления
опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы
Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось
уже 365х4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год
короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться
точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год
(1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть
знаменитый “Сотический период” (Великий год Сотиса), равный 1460-ти
Юлианским годам.
Почему же старый стиль называется Юлианским? Первая попытка реформировать
древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря
Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном “Канопском Декрете” (238
г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым
ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех
становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась:
во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового
Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние
традиции. Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год
Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера.
Гай Юлий Цезарь с помощью известного Александрийского астронома Созигена
заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем “Канопского
Декрета”. В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый
календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот
календарь вошел в основу истории христианской культуры.
Юлианский календарь как таковой не просуществовал и 400 лет. На I Никейском
Соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим в 325 году, в
числе других важнейших догматических установлений были выработаны единые
правила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от
Рождества Христова (Р.Х.) для всех христиан. Таким образом, календарь Юлия
Цезаря превратился в Церковный Юлианский календарь, который в усложненном
виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для
всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для
Православного мира.
Суть Никейской реформы заключалась в том, что в Юлианский календарь, строго
ориентирующийся по Солнцу, было введено движение Луны со сменой ее фаз.
Иными словами, Солнечный календарь был органично соединен с календарем
Лунным. Это было вызвано необходимостью точного определения главного
христианского праздника, Пасхи, и связанных с нею переходящих праздников.
Однако, Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи,
которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот
откуда возникла необходимость соединить в Церковном календаре Солнечный и
Лунный циклы. Церковный Юлианский календарь в своем реформированном виде не
только выполнил эту задачу, отвечающую всем требованиям Церковного
Богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской
и другими церквами по поводу того, когда именно подобает праздновать
Новозаветную Пасху и какими правилами следует для этого руководствоваться.
Итак, по Лунному календарю Пасха бывает всегда в одно определенное время, а
по Солнечному - в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля Юлианского
летоисчисления.
Но средняя длина Солнечного года - 365.25 суток, а средняя длина Лунного
месяца - 29.53 суток. Связать математически Лунный ритм с ритмом Солнечным
практически невозможно. Их наименьшее общее кратное дает цикл с таким
количеством лет, что пользоваться таким периодом было бы бессмысленно. Все,
кто ни брался бы решать эту задачу, вынужден был допустить в своих
вычислениях ту или иную погрешность, и ошибка с течением времени все равно
возрастала бы. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим
астрономом Метоном (432 г. до Н.Э.) можно считать одним из шедевров мировой
астрономии.
Лунно-Солнечное уравнение Метона гласит: 19 Лунных лет = 235 Лунным месяцам
= 6940 суткам = 19 Юлианским Солнечным годам.
Не смотря на допущенную здесь погрешность, ибо реально 19 Юлианских лет
равно не 6940-ка, а 6939.75 суток, именно цикл Метона лежит в основе всех
Лунно-Солнечных календарей, как древних, так и ныне существующих.
Никейские Пасхалисты, следуя Евангельским традициям в последовательности
событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа,
совершенно сознательно стремились к тому, чтобы Пасха Нового Завета, с
одной стороны, сохранила свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой
(которая вовсе не связана с Воскресением, как днем недели, а привязана к
конкретному числу - 14 апреля), а с другой - была бы полностью независима
от нее и всегда наступала п о з ж е. Данное обстоятельство было для
Никейских Отцов столь важно, что Новозаветная Пасха стала “плавающим”
праздником, так как в противном случае указанных выше условий, как и
некоторых других, соблюсти было бы нельзя. В этом смысле Метоно-Созигеновый
цикл оказался для них идеальным инструментом. Основанный на нем календарно-
астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от
механизма Пасхалии иудейской. Христианские Пасхалисты прекрасно отдавали
себе отчет, что придерживаться строгой математико-астрономической точности
в календарном деле - вещь совершенно невыполнимая и ненужная одновременно.
К примеру, если плавающие даты Новозаветной Пасхи опережают равноденствие
на 1 сутки за 128 лет, то математико-астрономические значения 14-го апреля
иудейской Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это
происходит от того, что в календарно-астрономическом плане движение Луны
невозможно объединить с движением Солнца. Следовательно, вообще любой
календарь не является абсолютно точным, ибо понятие точности здесь весьма
относительно.
Применительно к структуре календаря речь не может идти о “строгой
астрономической точности”, а лишь об определенных средних значениях,
гармонично выводимых из строгих ритмических соотношений слагаемых. Любое
нарушение календарного ритма явилось бы не только нарушением исторической и
астрономической хронологии, но грубым и опасным нарушение ритма жизни
вообще.
Ритмические календарные соотношения в основе своей цикличны, будь то
движение Луны, Солнца или их совмещение. Поэтому любая попытка закрепить в
календаре что-то “навечно” изначально была обречена на неудачу.
Именно эту грубую ошибку допустила в XVI веке Западная Католическая
Церковь, проведя так называемую Григорианскую реформу, названную
впоследствии “новым стилем”.
В тексте знаменитой буллы папы Григория XIII говорится о том, что дата
весеннего равноденствия, которая в эпоху Никейского Собора приходилась на
21 марта и успела более чем за 1000 лет уйти вперед на десять дней,
“навечно” возвращается на прежнее место: “...было заботою нашею не только
восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте...но и
установить правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем
равноденствие и 14-я Луна со своих мест никогда не сдвигались... "(Булла
папы Григория XIII, 24 февраля 1582 года).
Зачем понадобилось папе Григорию XIII заботиться о возвращении
равноденствия к дате Никейского Собора? Вопрос сей неоднозначен и сложен,
однако ясно следующее: забыта или пренебрежена была та простая истина, что
категория вечности если и может относиться к чему-либо, то только не к
календарно-астрономическим величинам, которые суть время, следовательно -
изменение.
Конечно, Григорианский Календарь тоже имеет период из целого числа дней,
однако, если в Календаре Юлианском такой период составляет знакомые нам
1461 день, или 4 года, то в Григорианском он составляет уже 146097 дней,
или 400 лет. Далеко не всем известно, что в Григорианском Календаре ритм
простых и високосных годов нарушается каждое столетие, число сотен которого
не кратно четырем. Это достаточно трудно себе представить, но, если сказать
проще, в Юлианском Календаре все столетия високосные, а в Григорианском -
только одно из 4-х. Если високосный Юлианский год создает гармоничный ритм,
то високосное Григорианское столетие его нарушает. Кроме того, хотя
математическо-астрономическая точность Григорианского Календаря выше
Юлианского, механизм его как календарной системы громоздок и неуклюж, и
ошибка все равно есть, и она будет возрастать со временем.
В самом деле, что касается Солнца, ошибка эта равняется 1 суткам за 3280
лет. Это означает ту простую истину, что спустя 3280 лет после
Григорианской реформы дата весеннего равноденствия будет принадлежать уже
не 21-му, а 22-му марта. Что же касается Луны, то ошибка здесь неизмеримо
больше. Практически, как и в Пасхалии иудейской, в Пасхалии католиков
астрономические пасхальные полнолуния будут каждые 210 лет уходить вперед
на одни сутки. Попробуем представить себе, что спустя 1000 лет те
католические полнолуния 14-й луны, которые до того времени были первыми
после равноденствия, неизбежно окажутся вторыми и т.д. Так вновь нарушится
правило Никейского Собора в том буквальном понимании, которое придали ему
Григорианские Пасхалисты.
О чем все это свидетельствует? Только об одном: о невозможности достичь
того, о чем так мечтал папа Григорий XIII.
Отдавали ли себе отчет в этих простых выводах составители Григорианской
реформы? Надо полагать, что отдавали, однако суть дела не менялась,
поскольку они находились во власти целого комплекса причин социально-
психологического и культурно-исторического характера, часто во многом
альтернативных Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Активность папы Григория XIII не знала предела. Уже на следующий год после
реформы он направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II
посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583
года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как
не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же
Патриарх Иеремия II не без оснований считал Григорианскую реформу одним из
орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.
Однако реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Что
касается протестантских государств, то они долгое время исходили из
постулата, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”. Тем не
менее, к середине XVIII века Григорианский календарь завоевал практически
всю Европу. Юлианский календарь сохранился лишь в России, Греции и в
патриархатах Восточно-христианского мира, свято и непреложно чтивших
постановления Святых Отцов Церкви.
Православный Церковный Календарь, строго следующий Юлианскому
летоисчислению, упорядочивает время, он как бы не зависит от времени, а в
известном смысле время зависит от него. Круг Церковных праздников освящает
текущее время, одновременно как бы разрывая его своим выходом в вечность. В
представлении наших средневековых предков “Великая Пасхальная Седмица” не
могла быть функцией времени, не могла зависеть от точности определения
точки равноденствия и правильности лунных фаз. Подвижный цикл традиционной
христианской Пасхалии с особенною силою подчеркивает свою независимость от
фиксированного времени.
Вся сложная система переходящих праздников и седмиц, собираясь как в фокусе
вокруг центрального праздника Пасхи, спиралевидным движением
разворачивается из него по всему пространству годового круга, чтобы затем
вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое
время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени,
из которой тянется к свету сознание верующего человека.
История Русского Православного Церковного Календаря, как одной из основных
составляющих истории Русской культуры, прошла долгий и сложный путь.
Вспомним, хотя бы, что не сразу установилось и утвердилось даже начало
Нового Года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а
Церковный с 1-го сентября. В 1492 году (в 7000 году от “Сотворения мира”)
было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием
Церковным. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го
сентября. Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с Европейским, и
с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й
был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца.
Однако и это новшество Русский народ принял довольно легко, ибо Церковные
праздничные и памятные даты остались без изменения на своих местах, а
переместился только Новогодний праздник.
Русская Православная Церковь обычно совершает Новогодний молебен дважды: к
1-му сентября, как к началу нового Церковного года (или Индикта), и к 1-му
января, как к началу гражданского Нового Года.
Итак, в Православном Календаре каждый день помечен именами тех или иных
святых или событием, подразумевающим обрядное исправление (Богослужение).
Особо выделяются “Двунадесятые” (т. е. Двенадцать основных Церковных
праздников, над которыми отдельно главенствует Пасха) и “Великие”
праздники, схожие с двунадесятыми по степени торжества. Такие праздники
могут длиться от нескольких дней до недели. Пасха празднуется в течение 50-
ти дней. Много в календаре и однодневных праздников, посвященных некоторым
Евангельским событиям, чудотворным иконам Божией Матери, избранным Святым и
др.
Апостол Павел писал, что в Церкви Божией все должно быть “благообразно и по
чину” (1 Кор., 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается
также и исполнением Устава Церковного, одним из основных выражений которого
является рассматриваемый нами Календарь, благовременно возвещающий и
напоминающий клирикам и всем верным чадам Церкви о днях праздников и
постов, о порядке чтений Священного Писания, об образе совершения
Богослужений.
В повседневной жизни христианину необходимо чтение Священного Писания. Вы
можете читать Писание по своему желанию, однако несравненно лучше читать со
всей Церковью те места Священного Писания, которые читаются в храмах Божиих
в тот или иной день. Для этого в Церковном Календаре помещены указания
чтений из Ветхого и Нового Заветов. Новозаветные чтения из Евангелия и
Апостольских Деяний и Посланий даются для литургии, главной службы
Православной Церкви, а в двунадесятые и великие праздники - и для утрени.
Ветхозаветные чтения, так называемые “Паремии”, обычно указываются для дней
Великого поста. По Церковному Уставу чтения начинаются со дня Святой Пасхи
текущего года и продолжаются до следующей Пасхи. После указания чтений, как
правило, даются богослужебные указания об особенностях совершения
Богослужения в дни двунадесятых и великих праздников, а также когда
несколько празднований приходится на один день. В этом состоит одна из
особенностей переходящих праздников.
Двунадесятые праздники и Воскресные дни выделены в Календаре прописным
полужирным шрифтом красного цвета.
Великие праздники, на которые положено всенощное бдение (торжественная
служба, соединяющая в себе вечерню и утреню), выделены более мелким
полужирным шрифтом красного цвета.
Остальные дни памяти особо чтимых Святых выделены черным полужирным шрифтом
(если эти дни совпадают с воскресными, они выделены красным цветом).
Арабские цифры, следующие за именем Святого, указывают на год его кончины,
либо на год обретения его мощей. Римские цифры обозначают век, в котором
жил святой. Цифры, следующие за названиями икон Божией Матери обозначают
год или век прославления сей иконы.
В указаниях чтений из Священного Писания римские цифры указывают на главу
книги, арабские - на номер стиха.
Все даты, указанные в Календаре, за исключением самих чисел месяца, даны по
Юлианскому Календарю или по “старому стилю”.
Вашим днем Ангела, как правило, будет считаться день памяти святого, чье
имя вы носите, который после дня вашего рождения будет наиболее близок к
этому дню. В любом случае всегда желательно посоветоваться с духовным отцом-
священником.
Да будет посреде единодушных чад Православной Церкви Христос, Живый и
Действуяй.





Реферат на тему: Время и календарь


В очень древние времена люди не имели правильного представления о форме и
размерах нашей планеты и о том, какое место она занимает в пространстве.
Теперь мы знаем, что физическая поверхность Земли, представляющая сочетание
суши и водных пространств, в геометрическом отношении имеет весьма сложную
форму; ее нельзя представить ни одной из известных и математически
изученных геометрических фигур. На поверхности Земли моря и океаны занимают
около 71% , а суша - около 29%; самые же высокие горы и самые большие
глубины океанов по сравнению с размерами всей земли ничтожно малы. Так,
например, на глобусе диаметром 60 см гора Эверест высотой приблизительно
8840 м изобразиться всего лишь крупинкой в 0,25 мм. Поэтому за общую -
теоретическую - форму Земли принимают тело, ограниченное поверхностью
океанов, находящейся в спокойном состоянии мысленно продолженной под всеми
материками. Эта поверхность называется геоидом (гео - по-гречески «земля»).
В первом же приближении фигуру Земли считают эллипсоидом вращения
(сфероидом) - поверхностью, образованной в результате вращения эллипса
вокруг своей оси.
Размеры земного сфероида определялись неоднократно ,но наиболее
фундаментальные из них были установлены в 1940г. советскими учеными Ф.Н.
Красовским и А.А. Изотовым. В 1964г. решением Международного
астрономического союза (МАС) для земного сфероида принято большая полуось,
перпендикулярная малой оси и лежащая в плоскости земного экватора
а=6378,16км, малая ось земного сфероида, совпадающая с осью вращения Земли
в=6356,78км . Вращение Земли вокруг своей оси можно доказать разными
способами.
В древние времена люди полагали, что Солнце, перемещаясь относительно
звезд, обходит нашу планету по кругу в течение одного года, Земля же будто
бы неподвижна и находится в центре Вселенной. Такая система получила
название геоцентрической. Новый этап в развитии астрономии начинается с
опубликования в 1543г. книги Н. Коперника «О вращении небесных тел», в
которой изложена гелиоцентрическая (Гелиос- «солнце») система мира,
отражающая действительное строение Солнечной системы. Согласно теории Н.
Коперника центром мира является Солнце, вокруг которого движутся
шарообразная Земля и все подобные ей планеты и притом в одном направлении,
вращаясь каждая относительно одного из своих диаметров, и что только Луна
вращается вокруг Земли, являясь его постоянным спутником, и вместе с
последней движется вокруг Солнца, при этом примерно в одной и той же
плоскости.
Для определения положения тех или иных светил на небесной сфере необходимо
иметь «опорные» точки и линии. И здесь прежде всего используется отвесная
линия, направление которой совпадает с направлением силы тяжести.
Продолженная вверх и вниз эта линия пересекает небесную сферу в точках Z и
Z’, называемых соответственно зенитом и надиром.
Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна линии
ZZ’, называется математическим или истинным горизонтом. Диаметр РР’,
вокруг которого вращается в своем видимом движении небесная сфера (это ее
вращение является отражением вращения Земли), и называется осью мира: она
пересекает поверхность небесной сферы в двух точках - северном Р и южном Р’
полюсах мира. Большой круг небесной сферы QLQ’F, плоскость которого
перпендикулярна оси мира РР’, является небесным экватором; он делит
небесную сферу на северное и южное полушария. Вращающаяся вокруг своей
оси Земля движется вокруг Солнца по пути, лежащему в плоскости земной
орбиты VLWF. Ее историческое название - плоскости эклиптики. По эклиптике
происходит видимое годичное движение Солнца. К плоскости небесного экватора
эклиптика наклонена под углом 23^27’~23,5^; она пересекает его в двух
точках: в точке весеннего и точке осеннего равноденствий. В этих точках
Солнце в своем видимом движении переходит соответственно из южного
небесного полушария в северное ( 20 и 21 марта) и из северного полушария в
южное (22 или 23 сентября).
Только в эти дни равноденствий (два раза в году) лучи Солнца падают на
Землю под прямым углом к оси ее вращения и поэтому только два раза в году
день и ночь длятся 12 часов (равноденствие), а все остальное время года или
день короче ночи или наоборот. Причиной этого является то, что ось вращения
Земли не перпендикулярна плоскости эклиптики, а наклонена к ней под
углом 66,5^.
Движение Луны вокруг Земли по ряду причин является весьма сложным. Если
Землю принять за центр, то орбиту Луны в первом приближении можно считать
эллипсом . Когда Луна находится в наибольшей близости к Земле в перигее, ее
расстояние от поверхности Земли составляет 356 400км, в апогее это
расстояние увеличивается до 406 700км. Среднее же ее расстояние от Земли
равно 384 000км. Плоскость орбиты Луны наклонена под углом 5^09’; точки
пересечения орбиты с эклиптикой называют узлами, а прямая, их соединяющая,
- линией узлов. Линия узлов перемещается навстречу движению Луны, совершая
полный оборот за 6793 суток, что составляет около 18,6 лет.
Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через
один и тот же узел называется драконическим месяцем; его продолжительность
равна 27,21 средних солнечных суток. Поскольку линия узлов не остается на
месте, Луна по истечении месяца не возвращается точно к своему
первоначальному положению на орбите и каждое следующее обращение ее
происходит по несколько иному пути. По отношению к звездам полный оборот
Луна совершает за 27,32 средних солнечных суток. Этот промежуток времени
называется сидерическим /звездным/ месяцем; по происшествии этого месяца
Луна возвращается к одной и той же звезде. Обращаясь вокруг Земли, Луна
занимает различные положения относительно Солнца, и поскольку она
представляет собой темное тело и свети лишь благодаря отражаемым ею
солнечным лучам, то при разных положениях Луны относительно Солнца мы видим
ее в разных фазах: новолуние, полнолуние, первая четверть и последняя
четверть. Период времени от новолуния до новолуния называют синодическим
месяцем - около 29,5 солнечных суток. Периодическую смену фаз Луны люди и
использовали как вторую меру времени (после суток - периода оборота Земли
вокруг своей оси), а именно месяц.
В своем видимом суточном движении по небесной сфере любое небесное тело
оказывается в высшей или низшей точке своего пути. Эти моменты называются
кульминациями - соответственно верхней и нижней (про небесное тело говорят,
что оно кульминирует). В момент кульминации светило пересекает небесный
меридиан - большой круг небесной сферы ZPVQZ’P’WQ’, плоскость которого
проходит через ось мира РР’ и отвесную линию.
Луна в течение месяца кульминирует в разные часы. В новолуние это
происходит в 12 часов, в первой четверти - около 18 часов, в полнолуние - в
0 часов, а в последней четверти - в 6 часов.
Для измерения малых и больших промежутков времени пользуются естественными
единицами времени, которые связаны с основными астрономическими явлениями.
Малые промежутки времени - сутки, час, минута, секунда - связаны с
вращением Земли вокруг Солнца. В основе счета больших промежутков времени
лежит тропический год - промежуток времени между двумя последовательными
прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия. Из
астрономических наблюдений установлено, что тропический год равняется 365
дням 5 часам 48 минутам 46 секундам. Продолжительность его не остается
постоянной, но ее изменение весьма незначительно: за несколько тысячелетий
всего лишь на единицы секунд.
Непостоянна и скорость движения Земли по орбите. Одну половину своего пути,
с 21 марта по 23 сентября ( летнее «полугодие»), Земля проходит за 186, а
вторую, с 23 сентября по 21 марта ( зимнее «полугодие»), за 179 дней.
Повторяющееся ежегодно движение нашей планеты вокруг Солнца называется
годичным движением Земли; его следствием и является смена времен года.
При решении астрономических задач пользуются звездными сутками - это
промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями на
одном и том же географическом меридиане одной и той же звезды или точки
весеннего равноденствия. Звездные сутки делятся на 24 звездных часа, каждый
час - на 60 звездных минут, а каждая минута - на 60 звездных секунд. Из
звездных суток складывается звездный год. Тропический год короче звездного
- истинного периода обращения Земли вокруг Солнца - на 1224 секунды, или на
20,4 минуты. За начало звездных суток для точек каждого меридиана принимают
момент верхней кульминации точки весеннего равноденствия. Для измерения
звездного времени пользуются звездными часами, находящимися в
астрономических обсерваториях и отрегулированных так, что они ежесуточно
уходят вперед против обыкновенных часов на 3 минуты 56 секунд. Промежуток
времени между двумя последовательными одноименными (верхними или нижними)
кульминациями центра солнечного диска называется истинными солнечными
сутками. В практической жизни (в науке, технике и производстве) за основную
единицу измерения времени принимают средние солнечные сутки.
До 1956г. значение секунды принималось равным 1: 86 400 части средних
солнечных суток, определяемых по вращению Земли вокруг своей оси. Для более
точного определения секунды в 1960г. ХI Генеральная конференция по мерам и
весам утвердила рекомендованную IX конгрессом МАС в 1955г. ее значение как
1 : 315 569 25,9747 часть тропического года, каким он был на начало 1900г.
Такая секунда была названа эфемероидной ; она определяется с погрешностью
до[pic]. За начало средних солнечных суток принимают момент нижней
кульминации среднего солнца. Такой счет времени называют гражданским
временем. Часы, которыми мы пользуемся, отрегулированы не по истинному, а
по солнечному времени.
Разница между истинным и средним солнечным временем - уравнение времени.
Среднее солнечное время имеет свое собственное значение для каждого
меридиана на Земле и поэтому его еще называют местным средним временем.
В соответствии с международным соглашением (Рим, 1883г.) за начальный
меридиан для счета географических долгот на нашей планете принят
Гринвичский меридиан с долготой, раной 0 ^00’00’’,а местное гринвичское
время, отсчитываемое от полуночи, условились называть всемирным или мировым
временем.
Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего местного
времени приводило ко многим неудобствам.
В 1878г. канадский инженер С. Флеминг предложил так называемое поясное
время, которое в 1884г. было принято на Международном астрономическом
конгресс. По идее С. Флеминга вся поверхность земного шара условно
разделяется меридианами на 24 часовых пояса протяженностью каждый в 15^ (1
час) по долготе. Во всех точках каждого часового пояса устанавливается
время, соответствующее среднему меридиану данного пояса. За нулевой принят
пояс, средним меридианом которого является Гринвичский, от которого
нумерация поясов ведется с запада на восток. Поясное время при переходе из
одного пояса в смежный изменяется скачком на 1 час.
Впервые поясное время было введено в 1883г. в Канаде и в США; в начале ХХ
в. им стали пользоваться в некоторых европейских государствах.
В нашей стране на поясное время перешли впервые с 1 июля 1918г., и вначале
им пользовались лишь для целей судоходства. В целях лучшего использования
естественного света, т.е. симметричного расположения рабочего дня
относительно полдня, и по некоторым экономическим соображениям летом во
многих странах мира часы переводят вперед поясного времени на один и больше
часов, устанавливая этим так называемое летнее время.
Так, например, поступили во Франции в апреле 1916г. а затем этому
последовали и некоторые другие страны. Время, отличающееся от поясного на
один час, у нас в стране называется декретным /Декрет СНК 16 июня 1930г./
В каждой точке земного шара новое календарное число, иначе календарная
дата, начинается с полуночи. А т.к. в разных местах нашей планеты полночь
наступает в разное время, то в одних пунктах новая календарная дата
наступает раньше, а в других позднее. Чтобы избежать путаницы в числах
месяца, по международному соглашению была установлена линия перемены дат,
которая в большей части проходит по меридиану с долготой 180^(12 часов).
Здесь и начинается раньше всего новая календарная дата (число месяца).
История развития часов- средств для измерения времени- одна из
интереснейших страниц борьбы человеческого гения за понимание и овладение
силами природы.
Первыми часами было Солнце. Первыми приборами для измерения времени были
солнечные часы, затем - экваториальные солнечные часы. Интерес к солнечным
часам проявляется в разных странах и в наше время. В дальнейшем были
изобретены песочные часы/воронкообразные стеклянные сосуды, поставленные
один на другой и верхний заполнен песком/. Ими можно было пользоваться в
любое время суток и независимо от погоды. Они широко применялись на
кораблях. Более удобными и не требующими постоянного надзора были огненные
часы, имевшие широкое распространение. Одни из огненных часов, которыми
пользовались рудокопы древнего мира, представляли собой глиняный сосуд с
таким количеством масла, которого хватало на 10 часов горения светильника.
С выгоранием масла в сосуде рудокоп заканчивал свою работу в шахте. В Китае
для огненных часов из специальных сортов дерева, растертого в порошок,
вместе с благовониями приготовляли тесто, из которого делали палочки разной
формы или чаще длинные, в несколько метров спирали. Такие палочки (спирали)
могли гореть месяцами, не требуя обслуживающего персонала.
Известны огненные часы, представляющие одновременно и будильник. Для таких
часов, а они впервые появились в Китае, к спирали или палочкам
подвешивались металлические шарики, которые при сгорании спирали (палочки)
падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон.
Европейский вариант огненных часов, которыми особенно часто пользовались в
монастырях, представлял собой свечи, на которых наносились метки. Сгорание
отрезка свечи между метками соответствовало определенному промежутку
времени. Однако точность огненных часов, независимо от их конструкции, была
весьма низка и во многом зависела от состояния окружающей среды- доступа
свежего воздуха, ветра и других факторов. Более совершенными оказались
водяные часы. Водяные часы были известны и широко использовались в Древнем
Египте, Иудее, Вавилоне, Китае. Первые водяные часы представляли собой
сосуд с отверстием, из которого вода вытекала за определенный промежуток
времени. Так, например в Африке, где ощущался недостаток воды, человек,
ведавший ее распределением (« укиль-эль-ма »), пуская воду на поле
крестьянина, одновременно заполнял и сосуд. По истечении воды из сосуда
прекращалась подача воды на поле крестьянина ; ее пускали на поля другого
земледельца. В последующем создавались водяные часы самой различной
конструкции, и определение времени по таким часам производилось по скорости
вытекания воды из одного сосуда в другой. Сосуды имели метки, которыми
пользовались для отсчета промежутков времени. Клепсидры /водяные часы/
использовали не только в быту (особенно ночью), но и для регламентации
времени выступления ораторов в общественных собраниях и судах, при разводе
караулов и в других случаях.
Точность определения времени по солнечным, песочным, огненным и водяным
часам не превышала нескольких минут в сутки, чего впрочем, было достаточно
для экономических и общественных запросов того времени.
Своеобразные ручные «водяные» часы с высокой точностью хода созданы в
Техасском университете (США). Источником энергии для них является
подсоленная вода. Один раз в неделю несколько капель воды пускаются в
специальное отверстие. Рекламируется безотказная работа часов в течение
десяти лет, если вода будет в часах постоянно.
По мере развития производительных сил, роста городов повышались требования
к приборам для измерения времени. В конце ХI - начале XII вв. Были
изобретены механические часы, ознаменовавшие собой целую эпоху. Заметный
шаг в создании механических часов сделал Галилео Галилей, открывший явление
изохронности маятника при малых колебаниях, т.е. независимости периода
колебаний от амплитуды. Еще более точными часами, пришедшими на смену
механическим были кварцевые часы. Кварцевые часы, погрешность хода которых
не превышает микросекунды за день, применяются в качестве первичных для
электронной станции в Гамбурге, гарантирующей синхронную работу всех
электронных часов, включенных в систему; станция может управлять сетью,
состоящей примерно из 20 000 вторичных электронных часов. После разработки
академиками Н.Г. Басовым и А.М. Прохоровым в 1954г. генераторов
высокостабильных колебаний были созданы часы, маятником в которых служат
колебания молекул аммиака. Такие часы называют «квантовыми» или «атомными»,
а иногда «молекулярными». Они позволяют получать «атомные секунды». Время
отсчитываемое по таким часам, называют атомным. 24 атомных часа
составляют атомные сутки, содержащие 860 400 атомных секунд, которые не
связаны ни с вращением Земли, ни со временем, определяемым астрономически.
Решение ряда научных и технических задач требует знания точного времени. В
1919г. на конференции в Брюсселе был создан МАС, и одним из первых решений
Специальной комиссии этого союза было учреждение в Париже постоянно
действующего Международного Бюро времени (МБВ), деятельность которого
началась с 1 января 1920г.; в его задачу входит координация работ и
обобщение результатов всех служб времени мира. Такие службы очень
необходимы. Есть такая служба и у нас в городе, основанная на базе
Николаевской обсерватории. На очереди решение вопроса, связанного с единым
временем как для земных, так и для космических приборов, а для этого
эталоном времени, как предполагают специалисты, могут стать сигналы
нейтронных звезд- пульсаров, по которым должны проверяться сверх точные
земные часы.
Передачи службой времени сигналов времени на любые расстояния с высокой
точностью позволяют легко сравнить получаемые результаты каждой из них с
аналогичными результатами других служб времени.
Но многовековая история человечества еще и неразрывно связана с
календарем, потребность в котором возникла в глубокой древности. Календарь
позволяет регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность,
что особенно необходимо людям, занимающихся земледелием. В результате
попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:
лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;
солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с
периодичностью процессов, происходящих в природе: лунно-солнечные, в
которых хотели согласовать и то и другое. С середины VIII в. до н .э. в
Римской республике пользовались календарем, состоявшим из 10
месяцев/Юлианский календарь/. Первый месяц, с которого в те времена
начинался год, был назван Мартиус(Martius) - в честь бога Марса. Название
второго месяца _ Априлис(Aprilis) происходит от слова «аперио», что значит
«раскрывать» («открывать») ; в этом месяце раскрываются на деревьях почки,
Третий месяц был назван в честь богини Маий (символизирующей цветение
растений), матери бога Меркурия, четвертый - в честь богини Юноны, супруги
Юпитера. Последующие месяцы назывались порядковым номерами, начиная с
пятого (например, нынешнее русское название «сентября» происходит от слова
«септембер», что означает «седьмой»). В таком календаре четыре месяца года
имели по 31 дню, а осталось шесть - по 30 дней, поэтому первоначально
римский календарный год имел 304 дня. В VII в. до н. э. Были добовлены два
месяца - одиннадцатый , названный «януариус» в честь двуликого бога Януса -
покровителя земледелия , у которого одно лицо было обращено вперед , а
другое назад , и двенадцатый , название которого происходит от латинского
слова «фебруариус» (Februarius)- очищение , связанное с соответствующим
религиозным обрядом .
В результате этой реформы год в первоначальном римском календаре был более
чем на 10 суток короче тропического, или солнечного, года и состоял из 355
суток. Такая продолжительность римского календаря довольно хорошо совпадала
с продолжительностью лунного года, равного 354,4 суток, и это не случайно,
так как римляне пользовались лунным календарем, для которого начало каждого
месяца должно совпадать с днем первого появления Луны после новолуния.
Количество дней
в первоначальном римском календаре
|Месяцы |Месяцы |
| | | | |
|название |количество дней|название |количество дней|
|Март |31 |Сентябрь |29 |
|Апрель |29 |Октябрь |31 |
|Май |31 |Ноябрь |29 |
|Июнь |29 |Декабрь |29 |
|Квинтилис |31 |Январь |29 |
|Секстилис |29 |Февраль |28 |


В последующие время Созиген упорядочил и число дней в месяцах так, что
все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные - по 30 дней
Количество дней в месяцах юлианского календаря

|Месяцы |Количество |Месяцы |Количество |
| |дней | |дней |
|Январь |31 |Квинтилис |31 |
|Февраль |29 и 30 |Секстилис |30 |
|Март |31 |Сентебер |31 |
|Апрель |30 |Октембер |30 |
|Май |31 |Новембер |31 |
|Июнь |30 |Декембер |30 |


К середине ХVI в. вопрос о реформе календаря получил широкое
распространение и стал настолько актуальным, что откладывать его было
невозможно. Новая календарная система получила название григорианского
календаря или «нового стиля». На «новый стиль» перешли все страны, где
главенствовала католическая церковь. Сейчас григорианский календарь стал
международным, поскольку во внешних сношениях между государствами без
единого для всех календаря невозможно. Григорианский календарь отличается
сравнительно высокой точностью, но имеет и ряд недостатков. Так,
продолжительность календарных месяцев различна; месяцы разной
продолжительности чередуются беспорядочно; начало года не связано с 90 до
92 дней; первое полугодие всегда короче второго; дни недели не совпадают с
какими- либо постоянными датами; 10-11 недель «расщеплены»- часть их
принадлежит одному месяцу, часть- другому; месяцы начинаются
с различных дней недели. Число рабочих дней в различных месяцах одного и
того же года различно и в году их число бывает неодинаково и возникает
необходимость в переносе праздников. Все это вносит осложнения в работу
планирующих и финансовых органов, затрудняет составление итогов работы за
различные месяцы, усложняет расчет оплаты труда и т. д. Кроме того,
приходится издавать огромное количество календарей.
Первой смелой попыткой реформы календаря было создание календаря
Французской революции которая произошла 21 сентября 1792 г. После
уничтожения королевской власти объявили , что отныне «все общественные акты
будут датированы 1-м годом свободы» . Вскоре был подготовлен и проект
нового календаря. Каждый из двенадцати месяцев республиканского календаря
содержал 30 дней. Остальным дням, которые в григорианском календаре
приходились на времена с 17 по 22 сентября, были даны названия в честь
революционно настроенных масс - санкюлотов. Так, первая санкюлотида, т.е.
17 сентября, была названа праздником гения, вторая - праздником Труда,
третья - праздником Подвигов, четвертая - праздником Наград, пятая -
праздником Мнения, а 22 сентября -шестая санкюлотида, отмечающаяся один раз
в четыре года, посвящалась различным спортивным играм и состязаниям, Новый
революционный календарь был введен во всей Франции 5 октября 1793 г.
постановлением Национального Конвента. Этим календарем упразднялись эра от
«рождества Христова» и установившейся обычай считать началом года 1
января. Конвент постановил вести счет годов с момента уничтожения
королевской власти и провозглашения республики, т. е. С 22 сентября 1792г.,
совпавшего в том году с днем осеннего равноденствия. Старые названия
месяцев, связаны с именами римских императоров и мифологией, были заменены
новыми, предложенными Фабро д’Эглантином и отражающими явления природы ,
метеорологические и сельскохозяйственные условия климатической зоны Франции
:
|Зима |Лето |
|(с 21 декабря по 20 марта) |(с 19 июня по 16 сентября) |
|Нивоз (месяц снегов) |Мессидор (месяц колосьев) |
|Плювиоз (месяц дождей) |Термидор (месяц жары) |
|Вантоз (месяц ветров) |Фруктидор (месяц плодов) |
|Весна |Осень |
|(с 21 марта по 18 июня) |(с 22 сентября по 20 декабря) |
|Жерминаль (месяц прорастания) |Вандемьер (месяц сбора |
| |винограда) |
|Флореаль (месяц цветения) |Брюмер (месяц туманов) |
|Прериаль (месяц лугов) |Фример (месяц заморозков) |


В календарь вместо семидневной недели, упраздненной как пережиток старого
быта, была введена новая единица времени - десятидневка, или декада.
История цивилизаций народов мира свидетельствует , что в ряде стран в
разные времена пользовались своими , нередко оригинальными календарными
системами . Так например , в Китае свыше трех тысяч лет до н. э. Была
установлена продолжительность лунного месяца в 29,5 суток , а солнечного
года - в 365,25 суток. В древнекитайском лунно-солнечном календаре,
появление которого относится к третьему тысячелетию до н. э. , года делился
на 12 месяцев по 20 и 30 суток и состоял из 354 суток, а для согласования в
нем изменений лунных фаз с продолжительностью тропического года в
течение
19-летнего периода(цикла) семь раз вставлялись 13-е месяцы(в3-м,6-м,8-м,11-
м,14-м,16-м и 19-м годах цикла), каждый раз после зимнего солнцестояния ,
а все месяцы начинались с новолуния , т. е. В каждом 19-летнем цикле было
7 лет по 13 , а в остальные годы - по 12 месяцев.
Аналогичный цикл продолжительностью 6940 суток, предложенный
древнегреческим астрономом Метоном и носящий его имя, позволило с точностью
до нескольких часов согласовать сроки изменения фаз Луны с
продолжительностью тропического года. Начиная с XVII в. Китае ,Японии и
Корее наряду с другими пользовались гражданским лунно-солнечным календарем,
в котором счет времени определяется по 60-летним циклам.
Так же существует персидский календарь, который создал поэт и ученый -
математик и астроном Омар Хайям (1040-1123) . В этом календаре на 33 года
приходится 8 високосных. Средняя продолжительность года в таком календаре
равна 365,24242 суток, что всего лишь на 22 секунды больше тропического
года.
Календарные системы, применяющиеся в Индии, весьма разнообразны;
солнечные, лунные, лунно-солнечные одни из них это: самватский, сакавский
календари. Многообразие календарных систем в Индии вносило большую путаницу
и неудобства, поэтому правительство ввело Единый национальный календарь,
предусматривавший наступление ХХ века 25 марта 1952 г. григорианского
календаря 25 марта считалось первым днем 1901г. нового календаря. В ноябре
1952г. был создан Комитет по реформе под председательством крупнейшего
ученого-физика и астронома профессора Мегхнада Саха(1893-1956). В основу
календаря была положена эра Сака, а продолжительность тропического года
принята равной 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам; в простом годе
этого календаря семь месяцев по 30 дней и пять по 31 дню, так I-
чайтра/31день/, II-ваисакха/31/,VII-азвина/30/. Високосные и не високосные
годы совпадают с аналогичными годами григорианского календаря. По решению
правительства Индии календарь был введен в действие с 25 марта 1957г.
Однако до сих пор почти каждый штат пользуется своим календарем, например,
календарь майя. Год /260суток/ в этом календаре делится на 13 месяцев по 20
суток в каждом, а недели по 13 дней. Мусульманский календарь содержит 12
месяцев по 29 суток и по 30.Год состоит из 354 суток. В очень далекие
времена на Руси, как и в других странах, пользовались деревянными
календарями. Это брусок с шестью боковыми гранями длиной около полуметра с
утолщением посередине. На каждой грани делали зарубки по числу дней для
двух очередных месяцев, а условными значками против соответствующих зарубок
отмечали важнейшие религиозные праздники. Первый рукописный календарь
появился в России в 1664 г. В последующие годы до конца ХVII в. в России
пользовались переводными календарями. Новая реформа календаря произошла в
царствование Петра I. В России массовый выпуск ежегодных гражданских
календарей относится к началу ХVIII в. Особой популярностью пользовался
вышедший в 1709 г. стенной «Календарь повсеместный или месяцеслов
христианский», гравированный на шести медных листах, составленный
типографом-«библиотекарем» Василием Киприановым «под над зрением его
превосходительства Генерала Лейтенанта Якова Вилимовича Брюса».Этот
календарь был известен под названием «Брюсова календаря». В нем кроме
астрологических предсказаний, помещались данные о времени восхода и захода
Солнца в Москве, приводились и другие различные сведения. После 1728 г.
исключительное право на издание календарей перешло к Российской Академии.
|Древнерусские |Современные названия |
|(чаще |Русские |Украинские |Белорусские |
|встречающиеся) | | | |
|Сечень |Январь |Січень |Студзень |
|Лютый |Февраль |Лютий |Люты |
|Березозол |Март |Березень |Сакавік |
|Цветень |Апрель |Квітень |Красавік |
|Травень |Май |Травень |Май |
|Червень |Июнь |Червень |Чэрвень |
|Липец |Июль |Липень |Ліпень |
|Серпень |Август |Серпень |Жнівень |
|Вересень |Сентябрь |Вересень |Верасень |
|Листопад |Октябрь |Жовтень |Кастрычнік |
|Грудень |Ноябрь |Листопад |Лістопад |
|Студень |Декабрь |Грудень |Снежань |

Появление отрывных календарей относится к концу ХIХ в. и было начато
книгоиздателем И.Д. Сытиным. Позднее И.Д. Сытин издавал специализированные
календари- учительские, исторические, охотничьи, конторские, дамские,
детские, военные и другие. И только после Великой Октябрьской
социалистической революции вопрос о реформе календаря в нашей стране был
решен. Совет народных комиссаров РСФСР принял 24 января 1918г. «Декрет о
введении в Российской республике западано - европейского календаря»,
вступившего в силу с 1 февраля 1918г. по старому стилю. В связи с этим
февраль 1918г. в России был самым коротким месяцем - он состоял только из
15 дней, так как после 31 января сразу наступало 14 февраля - тринадцать
дней сократили, чтобы уничтожить разницу между старым и новым стилями. С
1929 по 1940гг. неоднократно проводились реформы календаря. Следующие
попытки в проведении реформы григорианского календаря, направленные к
устранению имеющихся в нем недостатков, относятся к первой половине ХIX в.
В 80-х годах прошлого века Гюстав Армелин (Франция) предложил проект
Всемирного календаря. Всемирный календарь имеет свою эмблему, на которой
изображено : числа означающие количество дней в соответствующих месяцах,
День мира и дружбы народов отмечен буквами ДМ, а день високосного года -
буквами ВД.
Все это явилось причиной дальнейшего развития календарных систем путем
разработки постоянных («вечных») календарей.
В настоящее время известны постоянные календари самых различных устройств,
составленные как на короткие, так и на длительные промежутки времени,
позволяющие определять день недели любой календарной даты юлианского или
григорианского календаря или сразу обоих, - универсальные календари. Все
многообразие постоянных календарей можно разделить на календари
аналитические - формулы различной сложности, позволяющие по заданной дате
вычислять день недели любой прошедшей и будущей календарной даты, и
табличные - таблицы различной конструкции как с неподвижными, так и с
подвижными частями.
Постоянные табличные календари могут быть краткосрочными (однопериодными),
предназначенными лишь для одного 28-летнего периода (цикла ) ;
среднесрочные (вековыми), предназначенными лишь для одного определенного
периода в пределах от 28 до 100 лет ; долгосрочными (постоянными),
рассчитанными на значительные по продолжительности периоды от 100 и более.
В последние сто лет в разных странах предложены различные календарные
формулы ; из них первая была опубликована в России Н. И. Черухиным
(Русская старина. - 1873. - № 7 ) . первое же правило, позволяющее
определять по заданной дате день недели, было опубликовано В. И. Штейнеглем
в 1819г. в его работе «Опыт времяисчисления» (СПб , 1819).
Поскольку все существующие календарные формулы опубликованы без их вывода,
можно считать, что они были получены методом подбора. При этом многие
формулы действительны только для нового стиля и не позволяют
непосредственно определять день недели календарных событий, имевших место в
нашей стране до 1918 г. Формулы отличаются еще и тем, что в одних странах
за первый день недели приятно воскресенье, а в других - понедельник.
(Только с 1976 г. согласно стандарту Международной организации стандартов
2011-1976 за первый день недели принят понедельник. )
Большинство формул из-за своей сложности трудно запоминаются. Для некоторых
требуется подсчитывать количество дней, прошедших от начала года до
заданной даты, а для других - для каждого месяца определять свой
коэффициент.






Новинки рефератов ::

Реферат: Инвестиционный анализ проекта (хлебо-булочной) (Менеджмент)


Реферат: Договоры в жилищной сфере (Гражданское право и процесс)


Реферат: Темперамент и характер (Психология)


Реферат: Организация молочного скотоводства в хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Комнатные растения целители (Ботаника)


Реферат: Компоненты лекторского мастерства (Педагогика)


Реферат: Иван Иванович Ползунов – первый русский теплотехник (История)


Реферат: Суспільна організація життя словян (История)


Реферат: Источники мусульманского права (Право)


Реферат: Проблема уменьшенной вменяемости в уголовном праве (Государство и право)


Реферат: Способности и направленность личности (Психология)


Реферат: Бухгалтерский учет на малых предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Тит Лукрецій Кар, Асклепіад, Авл Корнелій Цельс - видатні учені стародавнього Риму (Исторические личности)


Реферат: Управленческий учет в системе менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Задача обработки решеток (Радиоэлектроника)


Реферат: Добрива (Естествознание)


Реферат: Will Russia be a Rising State a Great Failure? (Иностранные языки)


Реферат: Достижения современной селекции (Биология)


Реферат: Влияние самооценки на поведение человека в социуме (Психология)


Реферат: Регистрация юридического лица в форме АО и сдача его в аренду (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист