GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа (Психология)



Формы социального контакта, влияния и восприятия.
В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают
ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта: I) простое
соприсутствие, 2) обмен информацией, 3) совместная деятельность, 4) равная
обоюдная или асимметричная активность. В ситуации контакта могут возникать
социально-психологические феномены: социальное влияние (поведение одного
человека подобно поведению другого); суггестия — подверженность влиянию,
критерием суггестии является степень сходства поведения человека и
установок, внушаемых ему.
Активное социальное влияние имеет место в том случае, если в результате
взаимодействия повторный ответ на проблему (R3) более сближается с ответом
другого человека (R2), чем с собственным первоначальным ответом (R1).
Выделяют следующие социально-психологические феномены влияния. 1.
Фацилитация — усиление энергии человека в присутствии других людей. 2.
Конформность — подверженность групповому давлению и изменение своего
поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и
конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека мнению
группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение,
это происходит само собой, искренне). Конформизм — это сознательная
уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с
ней. Различают а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная
реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы,
человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное
мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное
групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; б) демонстративное
согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать
конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении
собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).
3. Групповая нормализация — формирование усредненного группового стандарта-
нормы.
4. Экстремизацня — итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы,
а приближение общегруппового мнения к одному из полюсов континуума всех
групповых мнений. Американцы называют этот феномен «Сдвиг к риску», т. е.
решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое
индивидуально. Если после групповой дискуссии человек возвращается к той же
проблеме, он склонен принимать более рискованные решения, Чем до группового
обсуждения.
5. Проблема подчинения авторитету (если меняется статус человека и статус
другого человека, то в результате меняется психологическая позиция
человека).
6. Влияние меньшинства (при определенных условиях влияние меньшинства может
быть значительно ощутимым).
Рассмотрим указанные феномены несколько подробнее.
Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени
присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их
выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под
влиянием, каких факторов человек уступает группе? 1. Прежде всего влияют
характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах
конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого
человека на постоянном индивидуальном уровне: причем у женщин конформизм
выше, чем у мужчин, но впрочем не всегда: если обсуждаемая проблема
относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины
не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности
зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень
конформности у участников оркестра (70%), а у военных выше, чем у
инженеров. 2. Влияют характеристики самой проблемы, характеристики
стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем
чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не
количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к
сопротивлению групповому давлению. 3. Влияет и размер группы. Вначале
предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности,
но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный
характер: когда к большинству присоединяется' еще один человек, у
«наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени,
нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность
возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7
человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены
группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на
конформность действует, прежде всего, количество воспринимаемых независимых
источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при
разрушении единства группового мнения, человек более смело сопротивляется
групповому давлению. 4. Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень
конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо
было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень
приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из
этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со
стороны группы? Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще
уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело
сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в
группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь
лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее
подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных
категорий более способны сопротивляться групповому давлению.
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода
(Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая
к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно
разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он
хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может
ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек
поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми
преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов,
избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое
дальнейшее взаимодействие с группой.
Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное,
человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных
взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в
качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять
поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда
ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению
западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении
такого повышенного конформизма. Положительное значение конформизма состоит
в том, что он выступает 1) как механизм сплочения человеческих групп,
человеческого общества, 2) механизм передачи социального наследства,
культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.
Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения
большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности
от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства
является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это
родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной
подчиненности влияниям на личность группы, но именно подчиненности. Поэтому
поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением
конформиста. Противоположностью конформизму и нонконформизму является
самоопределение — избирательное отношение человека к любым влияниям
собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от
того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям
и задачам содержания деятельности группы, т. е. решение принимается
человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его
последствия. Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной
стороны, стабильность группового существования влечет за собой унификацию,
уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т. е. группе присуще
стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов членов. С
другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник
преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно
повлиять на большинство в группе, т. к. не только люди адаптируются к
социальной среде, ко и индивиды адаптируют социальную среду к своим
взглядам.
При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию
большинства? Сами по себе меньшинства могут быть разными: 1) меньшинство,
чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более
радикальной; 2) позиция меньшинства противостоит позиции большинства. Для
того чтобы меньшинство преобразовало мнение большинства, необходимо, чтобы
меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не
отторгнуто, не изгнано из нее; 2) чтобы меньшинство имело возможность
достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит
следующая динамика внутригрупповых влияний: а) вначале у большинства
складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», б) позже
возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу.
Может, существуют причины, внешние объективные причины, которые заставляют
«их» говорить «не то»? в) позже этап сомнений в собственной позиции, т. е.
пересмотр своих, способностей адекватно определить правильный ответ. Вот
этот социокогнитивный, конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в
случае, если не поступает реальное жизненное подтверждение правоты позиций
большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о
частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений с
уклоном к позиции меньшинства происходит быстрее, причем даже не
обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими
реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или
возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации,
изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. В случае,
если меньшинство изгнано из группы или лишена возможности высказывать свою
позицию, групповое мнение большинства долго лидирует в группе.
Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение
авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным
статусом. Если исключить фактор опасности для человека получить
неприятности, социальное наказание в случае неподчинения лицу с более
высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится к
минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стратегию
подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенденцию к подчинению? В
экспериментах американского психолога Мингрема испытуемые в роли «учителей»
наказывали током «учеников» — жертв, и 65% испытуемых продолжали принимать
участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках
«жертвы». Почему остаются участвовать в эксперименте? У людей могут быть
два типа психологического состояния взаимодействия между людьми: 1)
автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что
вокруг происходит, 2) человек представляет себя как занимающего
определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую
систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет
индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, феномен
«диффузии ответственности» или «атрибуции ответственности», приписывания ее
другому лицу, а не себе. Так и в этом эксперименте, многие испытуемые
воспринимали экспериментатора как человека, который занимает более высокий
статус, и значит экспериментатор несет ответственность за все происходящее.
Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому,
безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокий
социальный статус, даже если указания этих «высокопоставленных лиц»
противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам,
установкам конкретного человека.

Социально-психологические установки .
Социально-психологические установки есть состояние психологической
готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции
человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и
которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок: 1) Функция
приспособления — связана с необходимостью обеспечить максимально
благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек
приобретает положительные установки к -полезным, положительным,
благоприятным для себя стимулам, ситуациям', и отрицательные установки — к
источникам неприятных отрицательных стимулов. 2) Эгозащитная функция
установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость
личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем
лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для
целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает
нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны
выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником
отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а
его отношение к нам. 3) Ценностно-выразительная функция связана с
потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что
положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к
представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный
тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным,
независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и
достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным. 4) Функция
организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или
иным знаниям о мире; каждый человек имеет определенное представление о
мире, часть из них — научные представления, часть — обыденные. Все эти
знания образуют систему, т. е. система установок — это совокупность
эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может
встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат
устоявшимся установкам. И функция таких установок заключается в том, чтобы
не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной»
информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение,
недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества
первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.
В процессе человеческого общения, социального взаимодействия
установки преобразуются, т. к. в общении всегда есть элемент осознанного
или неосознанного стремления повлиять на другого человека, изменить его
установки. Но поскольку установки соединены между собой, образуют систему,
то они не могут изменяться быстро. В этой системе (рис. 8.2) есть
установки, которые находятся в центре с большим количеством связей — это
центральные фокальные установки. И есть установки, которые находятся на
периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и
быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к
знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо.
Главная центральная установка — это установка к собственному «Я», вокруг
которой строится вся система установок, т. к. в процессе социализации мы
всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе, поэтому
установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей
системы. Для того чтобы изменить фокальную установку, надо фактически
вырвать ее, а это подчас невозможно без разрушения всей целостности
личности. Поэтому изменение центральной установки происходит крайне редко и
болезненно. Интенсивное изменение с положительной на отрицательную
самооценку невозможно без нарушения целостности личности. Концепция своего
«Я» чаще всего достаточно положительна, сильно отрицательное отношение к
себе наблюдается главным образом у крайне невротичных людей. Когда
изменяется какая-либо установка, то возможны следующие ситуации: 1)
соседние установки изменяются по направленности, т. е. по эмоциональному
знаку (с + на —) и по интенсивности, но это возможно главным образом для
периферийных установок; 2) может измениться степень важности, значимости
установки; 3) может измениться принцип связи между соседними установками,
переструктурирование.
В основе системы установок лежат как когнитивные, так и
эмоциональные связи. Что изменяется вначале: эмоциональное отношение или
логические, когнитивные связи и знания? Возможны обе ситуации: изменение
эмоционального отношения влечет за собой изменение когнитивного значения
установок и наоборот. Но все же исследования показали, что более надежным и
быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального
значения, отношения к той или иной проблеме (особенно если изменение
эмоционального отношения происходит в гипнозе).

Трансактный анализ общения.
1. ПОЗИЦИИ ОБЩЕНИЯ
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка,
Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в
течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С
позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с
готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но,
одновременно, и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь
основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая
женщина в общении с мужем; хочет почувствовать себя вновь озорной
девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких случаях занимает
позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но,
одновременно, и безапелляционность, приказной тон. В другое время,
например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого,
предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за
свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры,
внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего
«Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-
соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа,
случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.
В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» —
указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2)
«опекающий Родитель» советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает,
поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего
ребенка» (ведет себя «Не хочу, не буду, отстаньте! А тебе какое ^дело? Как
хочу, так и буду делать!» и т. п.)
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с
позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным,
независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет
его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить
собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего
Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет
побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и
перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует
переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка
взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить
как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер
(«Бунтующий ребенок»). Встречаются замаскированные виды общения, где
внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный
психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя
может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически,
диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и
возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Выделяют также позиции общения: 1) доминирование или «общение сверху»; 2)
«общение на равных»; 3) подчинение или позиция «снизу»;4) «доброжелательная
позиция принятия партнера»; 5) нейтральная позиция; 6) враждебная позиция
непринятия партнера. Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу
Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения.
2. ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ.
МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ОН ЧУЖОЙ, МЫ ЧУЖИЕ — образуют четыре типа значимых
отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познакомиться с ним поближе» или
просто «Он мне симпатичен», это значит вы выбрали отношения «ОН СВОЙ».
Обычно динамика развития отношений ОН СВОЙ — МЫ СВОИ — МЫ ЧУЖИЕ — ОН ЧУЖОЙ.
ОН СВОЙ (человек нравится вам, вы рады видеться с ним чаще) — вы вдруг
обнаруживаете, что уже не можете быть врознь: МЫ СВОИ, но часто, чем крепче
связи, тем более зависимыми друг от друга вы себя чувствуете,
обнаруживаются взаимные недостатки, начинается борьба за влияние —
возвышение себя или принижение партнера: и если ваши Я окажутся сильнее,
чем МЫ, то Я победят, а в отношениях наступит стадия — МЫ ЧУЖИЕ. Вас, по-
прежнему, связывает очень многое, но одному — тесно, другому — обидно,
поэтому невольно оба пытаются отдалиться, иногда совсем разорвать отношения
— ОН ЧУЖОЙ. Таким образом, прошел цикл: рост-расцвет-увядание.
Известны три координаты значимого отношения: МЫ-ОН, СВОЙ-ЧУЖОЙ, ВЫ-
ТЫ, их можно назвать и иначе: «близость-отдаленность», «симпатия-
антипатия», «уважение-неуважение» или «дистанция», «валентность»,
«позиция»,
МЫ С ВАМИ СВОИ — тот тип отношений, который необходим для гарантии
их прочности. Оба открыты влияниям, охотно идут навстречу просьбам и
желаниям друг друга, не требуя «стать таким, как я хочу». Здесь возникает
удивительное — отношения не стареют, не увядают. Совместная жизнь, в этом
случае, свободна от борьбы за влияние, а если и возникают разногласия, то
МЫ оказывается сильнее личных Я. Именно поэтому в отношениях с самыми
значимыми людьми часто не возникает отчуждения. Вместо перехода на стадию
МЫ ЧУЖИЕ, отношения продолжают расти в направлении МЫ С ВАМИ, СВОИ.
Перспективы взаимоотношений существенно зависят от исходной установки на ВЫ
или ТЫ, т. е. готовности видеть в партнере достоинства (ВЫ) или
несовершенства (ТЫ).
Когда человек чувствует угрозу отвержения, то могут возникать
следующие типы поведения-общения: 1) заискивать, чтобы другой человек не
сердился; 2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным; 3)
рассчитать все так, чтобы избежать угрозы; 4) отстраниться настолько, чтобы
игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.
Заискивающий миротворец пытается угодить, никогда ни о чем не споря,
соглашается с любой критикой в свой адрес (а внутри он ощущает себя
ничтожеством, не представляющим ценности — «Я без тебя ничто», «Я
беспомощен»).
Обвинитель постоянно ищет, кто в тон или ином случае виноват. Он —
диктатор, хозяин, который без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы
хорошо», всем видом он показывает «Я здесь главный», но глубоко внутри он
чувствует «Я одинок и несчастлив».
Расчетливый «компьютер» очень рассудителен, не выражает никаких
чувств, он кажется спокойным, холодным, собранным, живет под лозунгом:
«Говорите правильные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на
окружающее».
Отстраненный человек, что бы ни делал, что бы ни говорил — не связан
с тем, что говорит или делает собеседник. Он отстраняется от неприятных и
трудных жизненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слышать, не
реагировать, а внутри он чувствует «Никто обо мне не заботится, здесь мне
нет места», одиночество и полная бессмысленность моего существования.
Любая из этих моделей общения, реагирования способствует поддержанию
заниженной самооценки, ощущения собственного ничтожества. Но есть и
эффективный способ реагирования — «уравновешенный, гибкий»: этот вариант
общения гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе
интонации, честному и открытому выражению своих чувств и мыслей.
Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых демонстрируемых
чувств. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при
котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за
бравадой скрывает обиду.
Чтобы стать уравновешенным, гибким человеком, требуется сила воли,
смелость, новые убеждения и новые знания. Здесь невозможно притворяться. От
стиля общения зависит то, как вы реализуете планы и разрешаете конфликты.
Иной стиль приведет к другому результату.
3. «Я — ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
В напряженной ситуации, когда человек испытывает сильные чувства, не
нравящиеся ему, появляются сложности с их выражением. Самый простой способ
решить эту проблему — осознать свои чувства и назвать их партнеру. Именно
этот способ самовыражения и называется «Я — высказывания».
Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации
является соскальзывание в одну из непродуктивных позиций: либо высказывание
прямых негативных оценок (позиция «обвинитель»), либо жалобы и рыдания
(позиция «жертвы»), либо попытки отстраненно-рационально
проинтерпретировать поведение собеседника (позиция «компьютера»). Все эти
реакции совершенно неконструктивны — конфликтная ситуация сохраняется, у
вас остается ощущение собственного бессилия и, зависимости от
обстоятельств, те же чувства возникают и у вашего партнера. Как правило,
все эти способы реагирования сопровождаются негативной оценкой другого: «Ты
всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не
говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься» и т. д. . При этом
ответственность за неразрешимость конфликтной ситуации и за ваши
переживания по этому поводу перекладывается на вашего собеседника, в то
время как существующая в этой связи собственная проблема не осознается.
В то же время называние своих чувств означает фактически
формулирование своей собственной проблемы: «Извини, но я испытываю такое
раздражение, когда ты говоришь это...»» «Когда я слышу твои слова, я просто
не знаю, что сказать, потому что я в полной растерянности». При такой
постановке вопроса само собой происходит осознание собственной проблемы:
это моя проблема, что я раздражена, это мое чувство, и никто кроме меня не
может 'понять, почему именно это чувство возникло у меня в этой ситуации.
Важно понимать, что «Я — высказывание» конструктивно изменяет не только
ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего
собеседника к ней. Человек всегда чувствует, что его обвиняют, независимо
от того, делается ли это с позиции' обвинителя, с позиции жертвы или
компьютера.
В то же время ваше искреннее свободное называние своих чувств с
позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами,
не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации
спадает, а ваш партнер... как минимум просто теряется от неожиданности.
Итак. Я — высказывание — это: способ вербального выражения чувств,
возникающих в напряженных ситуациях; конструктивная альтернатива Ты —
высказываний, которые традиционно применяются для решения конфликта через
высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом,
ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого; способ
обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной
ответственности за ее решение.




Реферат на тему: Проблема мотивации в различных психологических теориях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ



КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО общей ПСИХОЛОГИИ

тЕМА: «проблема мотивации в различных психологических теориях»



ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА
ГРУППЫ 4-ПС-22
САПОЖНИКОВА Е.С.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
малышева е. ю.

ЧЕРЕПОВЕЦ
2003



Содержание.



Введение

Глава I. Понятие мотивации, её механизм и структура
в психике человека.
1. Понятие и сущность мотивации
2. Стадиальность мотивационного процесса
3. Индивидуальные особенности мотивации

Глава II. Различные теории мотивации в психологии
1. Представление о мотивах в психоанализе
2. Теория человеческой мотивации А. Г. Маслоу

Глава III.Методики исследования мотивационной сферы
3.1 Оценка самоактуализации
3.2 Оценка энергофизиологической совместимости с брачным партнёром
3.3 Диагностика состояния агрессии (тест Басса-Дарки)

Заключение

Список используемой литературы



Введение.

Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так,
а не иначе. Концепции мотивации, или другими словами, процессуальные
аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических,
изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов,
относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят
перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие
специфические мотивы заставляют человека действовать, и направляют его
поступки?»
На эти вопросы мы пытаемся ответить, объясняя поведение окружающих
нас людей в процессе взаимодействия, при помощи ответов на эти вопросы
руководители стараются эффективно строить управление людьми на предприятиях
и в организациях, эти вопросы люди задают сами себе, анализируя свое
поведение в конкретной ситуации и свою жизнь в целом. Актуальность данной
темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной
сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных
воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут
эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при
помощи мотивирования своих сотрудников; получив представление о том, что же
такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм
мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью,
адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию
взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям
и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.
Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество
споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических
концепций. [11, 42] Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение
различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время,
отражение различных подходов к самому изучению мотивов. Также мы попытались
раскрыть саму сущность мотивации, её структуру, механизмы мотивационных
процессов, индивидуальные особенности мотивационной сферы человека. Другой
важной задачей нашей работы стало практическое применение психологических
знаний о мотивации в повседневной жизни. В частности, подобрать несколько
наиболее оптимальных методик исследования мотивационной сферы и
направленности личности.
Чтобы более полно осветить данную проблему, мы обратились к различным
теориям мотивации человека, пытаясь вобрать наиболее прогрессивные
направления в исследованиях. В некоторых теориях высказывается
предположение, что все личностные процессы – от сексуальной разрядки до
чувства юмора – происходят от попыток индивидуума уменьшить напряжение. Так
называемая редукционистская модель мотивации, первоначально описанная
Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности индивида
создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем
удовлетворения данных потребностей. Многие виды жизненных основных
потребностей, такие как голод, жажда, потребность во сне, в половых
отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции
напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают
основной упор на стремлении человека овладевать окружающей средой и на
жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Приверженцы этой точки
зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все
чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того,
чтобы повысить его компетентность или эффективно взаимодействовать с
окружением, и все реже его поведение бывает направленно исключительно на
уменьшение напряжения.
Конечно, мы не должны ограничиваться редукционистской моделью
мотивации человека. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации,
полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и
тогда он стремиться уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой
возрастающие потребности, и тогда он стремиться усилить напряжение,
пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя
подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство
теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при
объяснении мотивации поведения человека, мы же в своей работе пытались
учесть все грани научной мысли по данному вопросу.



Глава I. Понятие мотивации, её механизм и структура


в психике человека.


1.1 Понятие и сущность мотивации


Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в
буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова
«moveo» – двигаю.

Впервые слово “мотивация” употребил А. Шопенгауэр в статье “Четыре
принципа достаточной причины” (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в
психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
[11, 53]

Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному
понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков
человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его
стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности».

Попытаемся на доступном уровне, не вдаваясь в глубины
нейрофизиологии, проследить основу механизма мотивации в психике человека.
В лабораторных условиях проводились опыты над животными, в которых пытались
выявить, при помощи раздражения электрическим током отдельных участков коры
головного мозга, те участки мозга, воздействие на которые, приводило бы к
активизации поведения животного на удовлетворение своих биологических
потребностей.

С помощью прямого раздражения мозга электрическим током, через
заранее вживленные электроды, были найдены структуры, ответственные за
эмоции, потребности и действия. В результате подобного рода исследований
было обнаружено, что потребности (жажда, голод и т.п.), эмоции (ярость,
страх и т.д.) и действие, как сложно организованные целенаправленные
двигательные акты, репрезентированы в Головном мозгу тесно связанными между
собой, но самостоятельными нервными образованиями. Мотивационные и
подкрепляющие (эмоционально положительные) системы разделены в мозге, хотя
при самостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом,
существует различие механизмов потребностей и эмоций (о чем так же
свидетельствует и фармологический анализ), хотя полный комплекс
морфофизиологической организации поведения включает в себя помимо
потребности и мотивации также и эмоции. [10, 46]

Слабое раздражение током приводит к поисковому беспокойству.
Происходит актуализация потребности. Система структур, необходимых и
достаточных для актуализации потребности более проста, содержит в себе
меньшее число компонентов. Усиление интенсивности тока ведет к началу
действия у мотивированного животного. Это происходит воздействие на
систему, обеспечивающую целенаправленное мотивирование животного.
Дальнейшее усиление тока ведет к активизации структур эмоционально
положительного подкрепления и животное переходит к самораздражению, то есть
произошло подключение и нервного аппарата эмоций.

Этот опыт показывает не только тесную взаимосвязь между
структурами, отвечающими за активизацию потребности и эмоционального фона
удовлетворения этой потребности, но и то, а это наиболее важно для нас в
данной работе, что мотивация, как сложная структура, представлена в коре
головного мозга самостоятельным нервным образованием. [10, 52]

Рассмотрим теперь структуру возникновения потребности и её
актуализацию через действие, ведущее к её удовлетворению, то есть как
происходит мотивация человека посредством следующей схемы: нужда –
потребность – действие.

Нужда, как свойство жизни, является не усматриваемым, а реальным
онтологическим состоянием организма, выражающим необходимость определенных
изменений для своего носителя, а не для наблюдателя, то есть она всегда
«нужда» для себя, а не только «нужда» для другого.

Компонент нужды – благо – это то, в чем организм нуждается, и
что способно эту нужду устранить.

Но не все нужды живого организма способны привести его в состояние
активности, направленной на их устранение. Для того, чтобы нужда была
способной вызвать какие бы то ни было активные процессы, должны
существовать специальные механизмы, способные эту нужду обнаружить до того,
как наступают необратимые разрушительные ее последствия, то есть организм
должен быть оснащен средствами выявления нужды. Также организм должен быть
оснащен еще и механизмами, способными обеспечивать его необходимыми
благами.

Потребность – представляет собой такую нужду живого организма, в
отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и
устранения. То есть потребность – это не только нужда, но и определенный
закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способ ее удовлетворения. [4, 13]

Собственно потребность – это всегда потребность в чем-то, что на
психологическом уровне потребности опосредованы психическим отражением, и
при том двояко. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям субъекта,
выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другой
стороны – сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами
потребностные состояния, в простейших случаях – в результате действия
интероцептивных раздражителей. При этом важнейшее изменение,
характеризующее переход на психологический уровень, состоит в возникновении
подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что
в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен
удовлетворить потребность, жестко «не записан». До своего первого
удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть
обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает
свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и
направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.
Следует различать два аспекта вопроса о «первичности» и «вторичности»
биологических и духовных потребностей: аспект временной последовательности
их оформления как относительно самостоятельных в филогенезе и онтогенезе и
аспект их структурно-функционального взаимоотношения. В первом аспекте
биологические потребности действительно первичны: духовные окончательно
оформляются несколько позже. Но зато во втором, наоборот, духовные
потребности являются первичными, поскольку выполняют важнейшую
смыслообразующую функцию человеческого сознания в регулировании поведения,
в управлении потребностями (в том числе и биологическими), создавая при
определенных условиях принципиальную возможность предпочесть духовные
высшие потребности биологическим, пожертвовать последними и даже жизнью
ради той из высших потребностей, которую человек считает смыслом своей
жизни. [2, 87]
И духовные, и биологические потребности имеют как минимальный, жизненно
необходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие,
жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни. Последние
являются, так сказать, роскошью для человека, они возникают только при
наиболее благоприятных обстоятельствах жизни. Но было бы неверным считать,
что человек может позволить удовлетворение духовных потребностей только
после значительного или полного удовлетворения биологических. В минимальной
степени те и другие, по-видимому, являются совершенно необходимыми для
существования человека. Но их содержательная роль, их функция в жизни
человека и в его деятельности совершенно различны. Те и другие одинаково
важны в конечном счете, в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в
зависимости от конкретных обстоятельств, от ситуации эти потенциально
одинаково существенные потребности актуально могут проявляться совершенно
по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план, уступая
место биологическим, в других — биологические уступают место духовным,
причем это может наблюдаться не только в узких ситуативных рамках, но и в
более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжении длительного
времени.
Неправомерно также умозаключение по аналогии следующего вида: поскольку
общественно-экономические факторы являются первичными по отношению к
духовным, то и материально-биологические потребности являются первичными и
определяющими по отношению к духовным. В этой формулировке принижается
регулирующая роль человеческого сознания.
Целеполагание, такая способность организма активно преследовать цели
средствами гибкого приспособления к ситуации, стала возможной благодаря
наличию плана предвосхищаемого будущего, так как иначе, чем в этом плане,
цель (в строгом смысле слова) просто не может быть задана.

Таким образом, мотивационный аспект психического отражения касается
движущих сил и содержательной направленности психических процессов.
Возникновение целей – есть основной феномен мотивации. [2, 89]

Генетически исходным для человеческой деятельности является
несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное
явление: либо результат приобретения целью самостоятельно побудительной
силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.

В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом:
когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не
отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно
привести их мотивировку, но она вовсе не всегда содержит в себе указание
на их действительный мотив).

Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не
сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает
совершать его те или иные действия, они все же находят свое психическое
отражение, но особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта
эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественная
характеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать
понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является,
однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы
потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это
возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой
деятельности раздвоения функций мотивов. [2, 95]
Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо
становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающей двум или
нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют
некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к
обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно
мотивирована, но она управляется и такими мотивами, как, скажем,
материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат
как бы в разных плоскостях.
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей
личностный смысл; мы будем называть их смыс-лообразующими мотивами. Другие,
сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных
или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены
смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-
стимулами. [2, 102]

Итак, мотивационная структура человека представлена в коре головного
мозга отдельным нервным образованием. Она имеет сложную структуру и
двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности,
с другой – социальные. Совокупность этих двух уровней и составляет,
собственно, мотивационную сферу человека. Структура мотивации человека
имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической
соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов
по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под
влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная
сфера индивида определяет общую направленность личности.



1.2. Стадиальность мотивационного процесса


На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного
процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Близки к
этому и представления психологов, например, с точки зрения которых
образование цели может носить характер развернутого во времени процесса.

Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц.
Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении оценки: ситуации,
приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих
возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи. Если стимул
не превратился в мотив, значит, он или “не понят” или “не принят”. Таким
образом, возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим
образом: возникновение потребности — ее осознание — “встреча” потребности
со стимулом — трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в
мотив и его осознание. В процессе возникновения мотива происходит оценка
различных сторон стимула (например, поощрения): значимость для данного
субъекта и для общества, справедливость и т. д. [1, 53]

Так, ощущение голода, жажды вызывает в сознании образ предмета,
который мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа
возникает импульс к действию (побуждение), которое соотносится человеком с
внешними условиями (ситуацией), а также с морально-психологическими
установками личности. Этот процесс соотнесения, осуществляемый с помощью
мышления (анализ условий, средств и путей решения задачи, учет
последствий), и приводит к постановке цели и определению плана действий.

А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе четыре этапа.
Первый этап — возникновение и осознание побуждения. Полное осознание
побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения
(какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого
действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут
выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление
психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный
аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как
пишет автор, в потенциальном (скорее — скрытом) состоянии. Однако
побуждение — это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является
осознание побуждения. [1, 45]

А. А. Файзуллаев считает, что, для того чтобы говорить о мотиве, и
осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и
одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к
сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что
мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым
человеком ценностям и установкам.

Второй этап — это “принятие мотива”. Под этим несколько нелогичным
названием этапа (если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же
можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о
принятии решения - “делать — не делать”) автор понимает внутреннее принятие
побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями
личности. Нелогичность названного этапа состоит в том, что если осознанное
побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда это уже
принятое побуждение.

Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими
нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима
возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно А.
А. Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного
мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса
мотивации приобретает не только побудительность, осознанность,
направленность, но и смыслообразующую функцию.

В принципе нельзя отказать автору в логичном выстраивании событий в
процессе мотивации. Но автор обходит стороной вопрос о том, каким же
является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на
“принятом мотиве”), — мотивированным или немотивированным.

Мотивационный процесс, по А. А. Файзуллаеву, на втором этапе не
заканчивается. Третий этап — это реализация мотива, в течение которого в
зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться
психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор,
приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности,
интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации —
закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.

Последний этап — актуализация потенциального побуждения, под которой
имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей
черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки
или желания. [1, 57]

А. Н. Зерниченко и Н. В. Гончаров выделяют в мотивации три стадии:
формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение
потребности. Если бы речь шла о мысленном осуществлении этих стадий, то с
авторами можно было бы и согласиться. Однако у них вторая и третья стадии
связаны с реальным действованием. Поэтому связывать саму исполнительскую
деятельность с процессом мотивации (точнее — принимать ее за мотивацию)
вряд ли справедливо. [1, 67]

В разработанной Д. В. Колосовым концепции потребностного поведения
понятие “мотивация”, по существу, не используется, вместо него автор
использует, с нашей точки зрения не очень удачно, понятие “мотивационное
поле”, функцией которого является в конечном итоге формирование мотива и
удовлетворение потребностей индивида. Мотивационное поле, как пишет автор,
это функциональный орган головного мозга, задачами которого являются
упорядочение потребностей и выбор оптимального способа достижения состояния
удовлетворения как конечной цели поведенческих реакций.

Формирование побуждения, направленного на удовлетворение потребностей,
проходит, по Д. В. Колосову, ряд последовательных стадий (зон).
Потребностное возбуждение сначала попадает в зону потребностных эталонов,
затем — в зону представительства потребностей, в зону обработки
потребностного возбуждения и зону формирования программы действий и на
конечном этапе — в зону (центры) подкрепления. [1, 82]

В зоне потребностных эталонов расположены ядра потребностей и модели
потребного результата. Последние имеют устойчивую (в подлинном смысле слова
эталонную) часть и часть динамичную, развивающуюся в ходе развития
потребностей.

В зоне представительства потребностей накапливается потребностное
возбуждение от ядер всех потребностей. Функцией этой зоны является, во-
первых, “переключение” чрезмерно накопившегося возбуждения одной
потребности на другую, получившую доступ к исполнительной системе. Как
считает автор, это чрезмерное удовлетворение одной потребности за счет
другой. Речь скорее должна идти о неадекватном способе разрядки возникшего
потребностного напряжения (“выпускание пара”, без удовлетворения самой
потребности) и о переключении на другую деятельность, чтобы “вытеснить”
неудовлетворение, разочарование от предыдущей. Во-вторых, функцией зоны
представительства является задержка потребностного возбуждения для его
последующей обработки в следующей зоне, так как последняя не должна
“захлебываться” от чрезмерности поступающего в нее возбуждения.

В зоне обработки потребностного возбуждения происходит конвергенция
потоков информации: потребностного возбуждения, поступающего из зоны
представительства потребностей; возбуждения, несущего информацию о
возможных предметах удовлетворения потребностей, возбуждения, несущего
информацию об условиях, сопутствующих успеху (на основании предыдущего
опыта). В данной зоне, пишет Д. В. Колесов, потребностное возбуждение
дважды конкретизируется, т. е. привязывается к реальности, согласуется с
ней — по предмету и по способу его достижения. Эта конкретизация, по мнению
автора, и есть процесс формирования мотива, а то, что в результате
получается, является собственно мотивом.

В четвертой зоне мотивационного поля — зоне формирования программы
действий — мотив трансформируется в исполнительную активность, в которую он
входит в качестве компонента. Когда программа действий полностью
сформирована, но непосредственного импульса к началу соответствующей
деятельности нет, то данное состояние, пишет автор, есть побуждение к
деятельности. Пусковая афферентация, сформировавшийся “пусковой” мотив
переводят его в актуальную деятельность.

Пятая зона мотивационного поля — центры подкрепления — взаимодействует
с тремя предыдущими, подкрепляя (усиливая или ослабляя) происходящие в них
процессы.

Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного
процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью
которого является актуализация и удовлетворение потребности при
взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность
появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного
опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе
выделяется до шести фаз: ощущение стимула — его осознание — возбуждение
(решение, возникновение побуждения) — начало действия — контакт с объектом
— отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы
могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.



Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему.
У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, А. А.
Файзуллаев), у других — биологизированный функциональный, в значительной
степени рефлекторный подход (Д. В. Колосов), у третьих — гештальт-подход
(Ж.-М. Робин). Положительные моменты есть в каждом из них, но целостного
впечатления о процессе мотивации и этапах формирования мотива не возникает.

Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом
зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться
процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут
быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние
(неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут
быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы.
Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования. Например, О.
К. Тихомиров отмечает, что заданные (принятые человеком) и самостоятельно
сформированные (по желанию) цели различаются характером связи, образующейся
между целью и мотивом (потребностью): в первом случае связь формируется как
бы от цели к мотиву, а во втором — от потребности к цели. [3, 34]


1.3. Индивидуальные особенности мотивации


Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в
зависимости от свойств личности. Так, например, психастеники предъявляют
необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у них в
формировании мотива непременное участие должен принимать такой мотиватор,
как нравственный контроль. У других же лиц такие проблемы не возникают, так
как при обосновании принимаемых решений они руководствуются иными
ценностями, например личной преданностью руководителю, начальнику. [3, 45]

Особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех
этапах. Так, легкость возникновения потребности, ее интенсивность (сила)
зависят от индивидуальной “чувствительности” человека к стимулу
второсигнального воздействия (ситуации). Возникновение и переживание
состояний (обиды, злости и т. п.), приводящих к желанию применить ту или
иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у
субъекта конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости,
нетерпимости к мнению других и т. п. Эти черты личности заставляют
воспринимать конфликтную или фрустрирующую ситуацию острее.

На стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут
оказывать такие волевые качества, как решительность и смелость.
Нерешительность может затягивать принятие решения, а боязливость может
привести к отказу совершить то или иное действие. Высокая мотивация на
социальный успех (стремление к признанию, достижениям в значимой
деятельности, соперничеству) связана с уверенностью человека в собственном
обаянии, в привлекательности своей личности. При этом женщины высоко
оценивают свои деловые качества (практичность, организованность,
предприимчивость, предусмотрительность), а мужчины — качества, необходимые
общественному деятелю (интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние).
[4, 22]

Стремящиеся к признанию наиболее высоко оценивают свои коммуникативные
качества (общительность, воспитанность, обаяние, умение ладить с людьми) и
частично — свойства социального интеллекта (юмор, проницательность). Эта
самооценка подкрепляется действительной выраженностью у этих субъектов
экстраверсии, манипулятивности и авантюристичности.

Субъекты с преобладанием мотива соперничества высоко оценивают свою
предприимчивость, волю. Они рассчитывают на свою энергию, напор,
доказательством чему является жесткость их поведения — доминантность и
агрессивность.

Те же, кто более всего стремится к достижениям в значимой
деятельности, склонны выделять свои деловые качества, такие, например, как
практичность, организованность, предприимчивость, воля,
предусмотрительность. Реально эти самооценки подкрепляются ответственностью
и деловой направленностью этих субъектов.

Таким образом, это хорошо иллюстрирует положение, что направленность
мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их
самооценкой субъектом.

Имеет значение и развитие интеллекта. Как отмечает К.Обуховский,
легкость формирования мотива наблюдается, с одной стороны, у лиц с
примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой духовной культуры.
Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно контролировать себя,
испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения. Часто
формулирование цели становится для

Новинки рефератов ::

Реферат: Роль скандала в культуре (Психология)


Реферат: Контрольная работа по овощеводству (Сельское хозяйство)


Реферат: Испытание сортов картофеля иностранной и отечественной селекции (Сельское хозяйство)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Основы формирования личности христианина (Религия)


Реферат: АЦП (Радиоэлектроника)


Реферат: Информатика (Компьютеры)


Реферат: Дианетика современная наука душевного здоровья (Доклад) (Физкультура)


Реферат: Формирование временных представлений младших школьников (Педагогика)


Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Международное гуманитарное право (Право)


Реферат: Международное частное право (Контрольная) (Международное частное право)


Реферат: Красная смородина (Биология)


Реферат: Сущность рекламы в маркетинге (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Авторская позиция в романе И. Бабеля "Конармия" и способы ее выражения (Литература : русская)


Реферат: Теоретическое значение антропологии (Биология)


Реферат: Алмаз (Химия)


Реферат: Влияние аэробики на организм (Спорт)


Реферат: Современная западная философия (Философия)


Реферат: Проектирование цеха ремонта поршневых компрессоров (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист