GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Конституционный Суд РФ (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционный Суд РФ (Государство и право)



ОГЛАВЛЕНИЕ



1.Введение 3
2.Конституционный контроль и надзор. 4
3.История Конституционного судопроизводства. 6
4. Образование и принципы деятельности Конституционного суд. 10
5.Полномочия Конституционного Суда. 17
6. Стадии Конститционного судопроизводства и акты Конституционного
Суда Российской Федерации. 21
7.Заключение. 25
8.Список использованной литературы 26



Введение


Тема моей курсовой работы – «Конституционный суд Российской Федерации».
Выбор данной темы объясняется ее актуальностью на современном этапе
развития нашей страны.
Несколько лет назад был провозглашен лозунг о построении в России
(тогда еще в СССР) правового демократического государства. Основным законом
любого государства в настоящее время является Конституция. Именно в нем
закрепляются основы общественного строя, а также, что самое главное,
основные права и свободы человека и гражданина. И если еще совсем недавно в
юриспруденции было широко распространено мнение о том, что Конституция
самодостаточна, и уже фактом своего существования гарантирует создание
демократии, в настоящее время становится очевидным, что для утверждения и
развития демократии необходимо наличие ряда общественных и государственных
институтов, обеспечивающих защиту Конституции от всевозможных покушений.
Одним из таких институтов является Конституционный Суд.
Интерес данная тема представляет и потому, что вскоре институт
Конституционного Суда в нашем государстве встанет на новую ступень в своем
развитии (в данное время уже подготовлен проект нового закона о
Конституционном суде Российской Федерации). И чтобы лучше понять новеллы,
которые будут в нем заключаться, необходимо тщательно проанализировать все
положительные и отрицательные стороны как существующих ранее, так и
настоящего органов государственной власти, осуществляющих за
конституционное судопроизводство.


Конституционный контроль и надзор.


Перед тем как приступить к рассказу об органах судебного
Конституционного контроля, существовавших в нашей стране, я хочу определить
различие между понятиями «Конституционный надзор» и «Конституционный
контроль». И хотя Председатель Конституционного Суда Баглай Марат
Викторович в своей беседе с корреспондентом журнала «Государство и право»
сказал: «Необходимо усвоить специфику каждого из этих понятий, хотя бы
потому, что в процессе становления Конституционного судопроизводства в
России существовали как органы Конституционного надзора, так и органы
Конституционного контроля.
В государственной правовой практике охраны Конституции используется и
Конституционный контроль и Конституционный надзор. В отечественной науке
они различаются по ряду признаков, хотя и преследуют в конечном счете
единые цели – защиты прав и законных интересов гражданин, организаций и
государства в целом.
Органы Конституционного надзора являются как бы органами Парламента.
Все конституционные споры они решают посредствам решений Парламента. Органы
Конституционного контроля занимают самостоятельное место среди органов
государственной власти, они независимы от каких-либо иных государственных
органов. Принимаемые ими решения носят окончательный характер.
Конституционный контроль в Российской Федерации осуществляется не
только Конституционным Судом, но и Президентом Российской Федерации,
являющимся гарантом Конституции и Правительством Российской Федерации,
анализирующим исполнительную власть и судов всех уровней, и глав республик
в составе Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Однако судебный конституционный контроль занимает особое положение в
системе органов Конституционного контроля, о чем будет подробнее рассказано
в следующих главах.


История Конституционного судопроизводства.


Конституционный Суд Российской Федерации был учрежден в 1990 году. На
основе закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного
закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 года. Согласно данному закону статья 119
Конституции была изложена следующим образом: «Конституционный Суд РСФСР
избирается Съездом народным депутатов РСФСР.
Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР
определяется законом РСФСР о Конституционном Суде РСФСР, утверждаемым
Съездом народных депутатов РСФСР».
Дальнейшее развитие это положение получило в 1991 году, когда законом
РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» от
24 мая 1991 года во 2-ю часть 163 статьи было введено упоминание о
Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы РСФСР. Этим же
законом была введена первая часть статьи 165, гласящая: «Конституционный
Суд РСФСР является высшим судебным органом Конституционного контроля в
РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме Конституционного
судопроизводства. Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей».
Первый закон, детально регламентирующий деятельность Конституционного
Суда – закон «О Конституционном Суде РСФСР» был принят 12 июля 1991 года на
V внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР.
Фактически Суд начал действовать в январе 1992 года. С этого времени и
до сентября 1993 года им было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по
ходатайствам о проверке Конституционности проектов и 8 – по индивидуальным
жалобам граждан. Конституционным Судом были признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации полностью или частично 2 постановления
Съезда народных депутатов Российской Федерации, шесть законов и
постановлений Верховного Совета Российской Федерации, два постановления
Президиума Верховного Совета Российской Федерации, восемь указов Президента
Российской Федерации, четыре акта высших органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации.
В своих решениях Конституционный Суд последовательно отстаивал принцип
разделения власти как основы Конституционной организации государства,
согласно которому каждая ветвь власти имеет определенные полномочия и не
вторгается в компетенцию других ветвей. Следуя данному положению
Конституционный Суд тщательно следил за тем, чтобы органы законодательной и
исполнительной власти не вторгались в компетенцию друг друга, а также в
компетенцию органов власти.
В деятельности Конституционного Суда нашел свое отражение и важнейший
конституционный принцип – уважение прав и свобод человека и гражданина. Это
относилось как к делам по проверке Конституционности различных правовых
актов, так и делам по индивидуальным жалобам граждан.
События сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное
течение политического процесса в стране. Указ Президента от 21 сентября
1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской
Федерации» прекратил осуществление законодательной, распорядительной и
контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и
Верховным Советом Российской Федерации.
Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда,
который признал указ Президента № 1400 неконституционным и поддержал
Верховный Совет. В Указе Президента от 7 октября 1993 года № 1614 «О
Конституционном Суде Российской Федерации» было сказано, что
Конституционный Суд “оказался в глубоком кризисе. Дважды в течении 1993
года он своими поспешными действиями ставил страну на грань гражданской
войны.”
Конституционному суду в прямой форме было запрещено «созывать заседания
до принятия новой Конституции Российской Федерации».
В результате референдума 12 декабря 1993 года был одобрен проект новой
Конституции Российской Федерации, который подтвердил за Конституционным
Судом право на самостоятельное существование, хотя его компетенция, порядок
формирования и состав были значительно изменены.
А еще через 7 месяцев 21 июля 1994 года вступил в силу Закон «О
Конституционном Суде Российской Федерации» ставший точкой отсчета нового
этапа существования данного органа государственной власти.
Первая статья действующего закона определяет Конституционный Суд
Российской Федерации как «судебный орган Конституционного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством
Конституционного судопроизводства.
В соответствии со статьями 4 и 9, определяющими состав суда и порядок
его формирования в конце 1994 года был начат процесс формирования полного
состава Конституционного Суда, завершившийся в феврале 1995 года.
Тем самым было положено начало реальному функционированию модели
Конституционного строя России, базирующегося на принципе народовластия, как
основе государства, федерализме государственном суверенитете, правах и
свободах человек, как высшей ценности, верховенстве права, политическом
плюрализме, разделении властей, многообразии форм экономической
деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе.


Образование и принципы деятельности Конституционного суда.


Вопросы численности Конституционного Суда и порядок его образования в
силу своей важности закреплены не только в Законе, но и в самой Конституции
Российской Федерации. Согласно части 1-й 4-й статьи Закона и пункта «а»
статьи 83, «т» статьи 102 и части 1-й статьи 125 Конституционный Суд
Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на
должность Советом Федерации по представлению Президента Российской
Федерации.
Законом о «Конституционном Суде» устанавливается ряд требований к
кандидатам на должность судьи: гражданство Российской Федерации,
достижение, ко дню назначения возраста не менее 40 лет, безупречная
репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической
специальности не менее 15 лет, а также признанная высокая квалификация в
области права (статья 8).
Первым требованием к кандидату, установленным законом 1994 года
является наличие российского гражданства. Это вполне естественное
требование к будущему представителю высшей судебной власти, присягающему на
верность российской Конституции и России, участвующему в принятии
чрезвычайно важных и ответственных решений, зачастую способных серьезно
повлиять на судьбу страны. Оно соответствует статье 119 Конституции
Российской Федерации и ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в
Российской Федерации» от 26 июня 1992 года, требующих российского
гражданства судьи.
Статья 8 Закона не содержит конкретного запрета наличия у судьи
двойного гражданства, однако, можно с довольно высокой долей уверенности
сказать, что подобный запрет подразумевается, т.к. наличие гражданства еще
одного государства неизбежно накладывает на человека определенные
обязательства, которые несовместимы с принципом независимости судей
Российской Федерации.
Установив для кандидата в судьи возрастной ценз в 40 лет, законодатель
особо подчеркнул необходимость наличия большого жизненного опыта для
пребывания на столь ответственной должности. Этим же объясняется требование
наличия 15 летнего стажа работы в юридической профессии.
В ходе подготовки законопроекта термин «юридическая профессия» был
определен как всякая деятельность, где применяются или для которой
требуются юридические знания в объеме высшего юридического учебного
заведения.
Что же касается признанной высокой квалификации в области права, то она
достигается годами профессиональной деятельности и удостоверяется либо
дипломами кандидата или доктора юридических наук, либо почетными званиями,
присвоение которых тоже требует наличия солидного профессионального стажа.
Последним требованием к кандидату в судьи Конституционного Суда
является безупречная репутация. Этот критерий с трудом может быть выражен
четкой формулировкой, так что при его определении, как правило, полагаются
на общие моральные и нравственные качества признанные в современном
цивилизованном обществе.
Итак, кандидатом на должность судьи Конституционного Суда может стать
только лицо соответствующее всем вышеперечисленным требованиям.
Согласно 1-й части ст.9 предложений о кандидатах в судьи
Конституционного Суда Президенту могут вносить члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы, законодательные, представительные органы
субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные
юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, а также
юридические и учебные заведения. В данном случае под высшими судебными
органами понимаются Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации, под федеральными юридическими ведомствами,
Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, ФСБ, МВД, а под
всероссийскими юридическими сообществами – Союз адвокатов, Съезд судей и
т.д.
После получения представления Президента Российской Федерации Совет
Федерации обязан в течение 14 дней рассмотреть вопрос о назначении
кандидата на должность судьи Конституционного Суда.
Голосованию по той или иной кандидатуре предшествует ее обсуждение в
Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам
при Совете Федерации. Детально изучив личность кандидата, ознакомившись с
его биографией, профессиональной деятельностью и т.д. Комитет составляет
заключение по представленным кандидатурам. Кандидат должен получить
большинство голосов от общего количества депутатов в Совете Федерации.
Согласно статье 10 Закона, лицо, назначенное на должность судьи
Конституционного Суда, должно быть приведено к присяге Председателем Совета
Федерации.
Для того чтобы обеспечить независимость и беспристрастность судей
Конституционного Суда в ст. 11 Закона дается перечень занятий, не
совместимых с должностью судьи Конституционного Суда. В частности, судья не
может одновременно быть членом Совета Федерации и Депутатом Государственной
Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять за собой
государственную или общественную должность, выполнять работы и получать
вознаграждение в каких бы то ни было государственных и общественных
органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься
предпринимательской деятельностью, иметь частную практику.
Законом также предусмотрено ограничение участия судьи Конституционного
Суда в политической и иной общественной деятельности. Судья «не может
принадлежать к политическим партиям, движениям, материально их
поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую
пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выбору в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на
съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной
политической деятельностью.» Он не может также входить в руководящий состав
каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют
политических целей.
Закон предусматривает ряд гарантий независимости судьи Конституционного
Суда. Во-первых, судья Конституционного суда является несменяемым, то есть
судья не может быть лишен своего статуса иначе как в порядке и на
основаниях, предусмотренных данным законом.
Во-вторых, статья 15 Закона провозглашает судью Конституционного Суда
неприкосновенным. Он не может быть привлечен к уголовной или
административной ответственности, а также арестован, задержан или
подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда, единственным
исключением в данном случае является задержание на месте преступления.
Законом также определено, что судья Конституционного Суда не может быть
привлечен к ответственности за мнение, высказанное им при рассмотрении того
или иного вопроса в Конституционном Суде или за решение, вынесенное
Конституционным Судом по тому или иному поводу, причем данное положение
распространяется и на судей, сложивших свои полномочия.
В-третьих, Законом гарантируется равенство прав судей Конституционного
Суда (ст. 161). Это относится не только к решению вопросов Конституционного
судопроизводства, которые рассматривает только суд в пленарных заседаниях и
заседаниях палат, но и к решению новых сколько-нибудь значимых
организационных вопросов.
Согласно статье 12 Закона судья назначается на должность на срок 12
лет. Предельным возрастом для пребывания в должности судьи Конституционного
суда Российской Федерации считается 70 лет.
В течение данного срока полномочия судьи могут быть приостановлены в 2-
х случаях, закрепленных в ст. 17:
1) если Конституционный Суд Российской Федерации дал согласие на арест
судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
2) если судья по состоянию здоровья временно не может выполнять свои
обязанности.
Законом устанавливается и исчерпывающий перечень оснований для
прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
(ст.18).
Во-первых, судья Конституционного Суда прекращает свою деятельность по
истечении 12-ти летнего срока осуществления полномочий или при достижении
им 70-ти летнего возраста.
Во-вторых, основанием прекращения полномочий судьи Конституционного
Суда является нарушение порядка его назначения на должность.
Судья также может самостоятельно подать в отставку до достижения им
предельного возраста исполнения полномочий.
Основанием для прекращения выполнения судьей Конституционного Суда его
полномочий служит и потеря судьей гражданства Российской Федерации.
Судья прекращает исполнять свои полномочия и в том случае, если в
отношении него был вынесен обвинительный приговор, вступивший в законную
силу.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть
прекращены ввиду совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство
судьи. К таким поступкам относятся появление в общественных местах в
нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство, посещение
игорных заведений и т.д.
Независимость – важнейший принцип Конституционного судопроизводства. Об
его реализационном обеспечении было сказано выше. Следует добавить, что
любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда, имеющее целью
повлиять на выносимое им решение, влечет за собой предусмотренную законом
ответственность.
Следующий принцип – коллегиальность. Рассмотрение всех дел и вопросов,
а также принятие по ним решения производится Конституционным судом
коллегиально. Для реализации этого принципа установлено минимальное
количество судей, которые могут участвовать в принятии решения. Для
принятия решения на пленарном заседании необходимо участие не менее двух
третей от общего количества судей, в случае если решение принимается на
заседании палаты – не менее ѕ ее членов.
Принцип гласности заседаний закреплен не только в Законе, но и в
Конституции Российской Федерации Закрытые заседания допускаются лишь в тех
случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности гражданина,
сохранения общественной нравственности и т.д. В таких случаях, на
заседаниях присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их
представители. Решения, принятые как на открытых, так и на закрытых
заседаниях оглашаются публично.


Полномочия Конституционного Суда.


Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определенные в
Законе можно подразделить на 7 групп.
Важнейшими являются полномочия Конституционного Суда по проверке
соответствия Конституции Российской Федерации иных правовых актов. Ст. 125
устанавливает, что подобный контроль производится Конституционным Судом по
запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также органов
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о
проверке Конституционности правовых актов или их отдельных положений могут
служить либо мнение заявителя о том, что они не являются подлежащими
действию из-за неконституционности, либо его мнение о том, что они подлежат
действию, вопреки официально признанному решению федеральных органов
государственной власти или высших органов государственной власти субъектов
Российской Федерации или их должностных лиц об отказе принять и исполнить
эти акты, из-за их несоответствия Конституции Российской Федерации (ст.
85).
Во вторую группу полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
входит разрешение споров о компетенции органов государственной власти
различного уровня. Сюда относятся споры между различными федеральными
органами государственной власти, споры между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также споры между высшими органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Возбуждать подобные дела могут любые участвующие в споре стороны,
перечисленные в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации. Формой
обращения в подобных случаях является ходатайство.
Наделение Конституционного Суда Российской Федерации данными
полномочиями служит интересам единства Российской Федерации и защиты прав
субъектов в составе Российской Федерации Споры о компетенции
Конституционный суд рассматривает, руководствуясь исключительно
установленным в Конституции Российской Федерации принципом разделения
государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и
разграничения полномочий между органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Третью группу составляют полномочия, связанные с толкованием
Конституции. Именно Конституционному Суду предоставлено право
интерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей функцию
рационализации и стабилизации социума и ограничения государственной власти
в смысле возможности ее вторжения в сферу индивидуальной автономии
личности и гражданского общества и их конкретных проявлений.
Ни один другой орган государства кроме Конституционного Суда не может
давать официального и обязательного для федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти субъектов федерации, должностных
лиц и граждан толкования Конституции Российской Федерации.
К важнейшим полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации
относятся полномочия, связанные с рассмотрением конституционности законов
по жалобам на нарушение конституционности прав и свобод граждан. Данные
полномочия позволяют более реально гарантировать соблюдение прав и свобод
граждан, закрепленных в Конституции.
Существуют 2 основания для подобного обращения:
1) если закон затрагивает права и свободы граждан, закрепленные в
Конституции;
2) если закон должен быть применен или был в применении в конкретном
деле, которое было начато или завершено в суде или другом,
уполномоченном на то органе.
Конституционный Суд может рассматривать вопросы конституционности
законов и по запросам судов, что составляет пятую группу его полномочий.
Обращаться в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона
может суд любой инстанции в тех случаях, когда закон, конституционность
которого ставится под сомнение, применяется или может применяться в
определенном деле. Причем до тех пор, пока Конституционный Суд не вынесет
свое постановление производство по делу или выполнение вынесенного судом
решения приостанавливается.
Шестую группу полномочий Конституционного Суда составляют полномочия,
связанные с отрешением от должности Президента Российской Федерации. Суд
лишь дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления.
Седьмая группа включает в себя полномочия, связанные со сферой
правотворчества. Конституционный Суд Российской Федерации согласно п.1 ст.
104 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 3 Закона пользуется правом
законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Как уже было сказано выше, данный перечень не является исчерпывающим и
может быть дополнен Конституцией Российской Федерации, федеративными
договорами и Федеральным Конституционным Законом.


Стадии Конституционного судопроизводства и акты Конституционного
Суда Российской Федерации.


Поводом для начала рассмотрения дела в Конституционном Суде служит
обращение. Оно может выступать в 3-х формах: запрос, ходатайство, жалоба.
В обращении должен быть указан орган, в который направляется обращение
(т.е. Конституционный Суд), наименование заявителя (его адрес и т.д.),
данные о представителе заявителя, наименование и адрес органа
государственной власти, издавшего правовой акт, подлежащий проверке, нормы
Конституции Российской Федерации и настоящего Закона, дающие право на
обращение, сведения об акте подлежащем проверке или о положении Конституции
Российской Федерации, подлежащем толкованию, позиция заявителя по
поставленному вопросу.
Следующая стадия связана с предварительным рассмотрением обращений. На
данной стадии судья-докладчик готовит дело к слушанию. Он в частности,
поручает производство проверок, исследований, экспертиз. На этой стадии
также определяется круг лиц, подлежащих вызову на заседания
Конституционного Суда.
Следующая стадия состоит в рассмотрении дела в открытом заседании
Конституционного Суда. Участниками процесса считаются стороны, их
представители, свидетели, эксперты и переводчики. В качестве сторон могут
выступать государственные органы или лица, направившие обращение в
Конституционный Суд; государственные органы или лица издавшие либо
подписавшие акт, конституционность которого подвергается сомнению в
обращении и государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Стороны и их представители имеют право знакомится с материалами дела,
излагать свои позиции по делу, задавать вопросы другим участникам процесса,
заявлять различные ходатайства, представлять свои отзыва на обращение и
знакомиться с отзывами других сторон. К обязанностям сторон относится их
явка по вызову Конституционного Суда, дача объяснений, ответы на вопросы.
На заседаниях Конституционного Суда ведется протокол.
Решениям, принимаемым Конституционным Судом Российской Федерации
посвящена VIII глава Закона. В ст. 71 Закона провозглашается, что решением
Конституционного Суда является облаченный в установленную законом форму
правовой акт, которым Конституционный Суд в пределах своей компетенции
выражает свою волю посредством констатации юридически значимых фактов и
изложения государственно-властных явлений.
В Законе перечислен исчерпывающий перечень принимаемых Конституционным
Судом решений. К ним относятся постановления, заключения, определения и
решения по организационным вопросам. К самостоятельным видам решений не
относятся предложения Конституционного Суда, вносимые в порядке реализации
права законодательной инициативы, послания Конституционного Суда, а также
разного рода заявления.
Все решения Конституционного суда являются источниками права и им
присуща материально-правовая сила закона.
Виды решений Конституционного Суда:
Постановления - выносятся по результатам разбирательства дел о
соответствии Конституции РФ законов и иных правовых актов, перечисленных в
статье 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции органов
государственной власти, перечисленных в вышеназванной статье, а также по
результатам дел, принятых к рассмотрению по вопросу толкования Конституции.

Заключения выносятся Конституционным Судом, когда требуется проверка
соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в
государственной измене или ином тяжком преступлении.
Определения – это все иные акты Конституционного Суда. принимаемые в
ходе конституционного судопроизводства, называются Они связаны с
организацией работы Конституционного Суда, с обеспечением проведения его
заседаний, решением вопросов об избрании Председателя Суда, его
заместителя, судьи – секретаря, об утверждении в должности руководителей
подразделений Секретариата суда, об одобрении Регламента, формировании
палат, о принятии к производству конкретных дел, о назначении судей-
докладчиков.
Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем
поименного опроса судей. При этом судья не вправе воздержаться или
уклониться от голосования. Для принятия решения за него должны
проголосовать большинство судей участвующих в голосовании. Решение по
вопросу о толковании Конституции – всегда принимается большинством не менее
2/3 от общего числа судей. Принятое решение подписывается всеми судьями,
участвующими в голосовании.
Если судья не согласен с принятым решением, он может письменно
изложить свое особое мнение. Это важный институт, который обеспечивает
принцип независимости и объективности судей. Особое мнение, оформленное в
виде отдельного документа, приобщается к материалам дела и публикуется
вместе с решением.
Далее решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в
открытом заседании сразу же после его подписания. Постановления и
заключения Конституционного Суда должны быть опубликованы в официальных
изданиях.
Решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и
вступают в силу немедленно после их провозглашения , оно не может быть
отменено или изменено ни по жалобам заинтересованных лиц, ни по инициативе
самого конституционного суда. Это важное условие «сохранения стабильности и
последовательности правового регулирования, гарантия независимости
Конституционного Суда».


Заключение.


Конституция – это основной закон государства. Она закрепляет основы
государственного устройства и дает перечень основных права и свобод
человека. Однако, демократическая Конституция может существовать и в
тоталитарном государстве. В этом случае ее положения будут носить чисто
декларативный характер (яркий пример – советская Конституция 1936 года).
Вот почему так важно, особенно в нашей стране четкое исполнение положений
Конституции, соответствие ей всех законов и подзаконных актов.
В связи с этим существенно возрастает значение Конституционного Суда:
от него во многом зависит адекватное Конституционного истолкование формулы
социального государства, которыми должны руководствоваться и законодатель
(при формировании социальных программ), и исполнительная власть (в процессе
реализации этих программ) и, разумеется, сам Суд (в процессе защиты
Конституционного строя Российской Федерации, который является строем
социального правового государства.)


Список использованной литературы


1. Конституция РФ // Российская газета.-1993.-№ 237 (25 декабря).
2. Закон СССР от 23.12.1989 г. «О конституционном надзоре в СССР»//
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,
1989, № 29, ст.572.
3. Закон РСФСР от 12.07.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» //
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
1991, № 30, ст.1017.
4. Закон РФ от 21.07.1994 г. « О Конституционном Суде РФ» // Собрание
законодательства РФ, 1994, № 13, ст.1447.
5. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению
законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией
Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства
РФ, 1993, № 52, ст.5086.
6. Бойков А.Д. Третья власть в России. - М., 1997.
7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало,
ТЕИС, 1996.
8. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -
М.: Политиздат, 1987.
9. Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. - М., 1995.
10. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд.
Пособие для вузов. - М.: Закон и Право, 1997.





Реферат на тему: Конституционный Суд РФ


Оглавление



Введение 3
Образование Конституционного Суда Российской Федерации. 4
Принципы конституционного судопроизводства. 10
Организационные формы и структура конституционного судопроизводства. 13
Полномочия Конституционного Суда. 17
Общие правила конституционного судопроизводства. 21
Заключение 25
Список использованной литературы. 27


Введение


Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться
правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя,
системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный
контроль.
Конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности
призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею
законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные
ценности общества, основываясь на Конституции.
Государство создает для этих целей специальные органы – органы
конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный Суд
Российской Федерации.
Создание Конституционного Суда России и появление конституционного
судопроизводства, как формы конституционного контроля – одно из важных
достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство
дало толчок к формированию независимой судебной власти, занимающей
самостоятельное место в системе ветвей государственной власти РФ.
Впервые в истории России, богатой «традициями» беззакония и
несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от
произвола власти. Надо учесть, что это самый совершенный современный
институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто
правосудие, а конституционное правосудие. Его наличие – одно из условий
формирования правового государства, где господствует Закон, равный для всех
граждан.

Образование Конституционного Суда Российской Федерации.


Деятельность Конституционного Суда в период с 1991 по 1993 год.
В начале 90-х годов на месте Союза ССР было образовано СНГ. Начался
«парад суверенитетов» и назрела необходимость в защите Конституции.
Россия стала развиваться как независимое государство, которое
самостоятельно продолжило проведение реформ, в том числе в области
конституционного контроля. Это было закономерным процессом, который
проходил в условиях острейшей политической борьбы на фоне глубокого
кризиса. Шульженко Ю.Л. отмечает, что наиболее острой была проблема
разрешения возникших противоречий между законодательной и исполнительной
властями, напрямую связанная с процессом формирования института
конституционного контроля.[1]
Однозначно было ясно, что необходимо создать орган конституционного
контроля (конституционный суд). По этому поводу 15 декабря 1990 года в
Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного суда.
12 июля 1991 года был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном суде
РСФСР»[2], а 30 октября 1991 года пятый Съезд народных депутатов РСФСР
избрал первых 13 членов Конституционного Суда.
Данный Закон определял Конституционный суд как орган судебной власти,
высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную
власть в форме конституционного судопроизводства (ст.1 ч.1.). Это был
специализированный орган судебного конституционного контроля. Он был создан
в целях охраны суверенитетов народов РСФСР, защиты конституционного строя
РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР,
поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на
всей территории Российской Федерации (ст.2 ч.1).. Закон определил численный
состав Конституционного Суда в количестве 15 судей, которые избирались
Съездом народных депутатов РСФСР путем тайного голосования, большинством
голосов.
Конституционный Суд по закону 1991 года был создан как орган со всеми
необходимыми полномочиями для защиты Конституции. Конституционные основы
деятельности Суда постепенно расширялись. Были приняты Закон РФ: от
21.04.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)
РСФСР».[3] Он расширил компетенцию Конституционного Суда за счет полномочий
разрешать дела о конституционности политических партий и иных общественных
объединений, споры о компетенции между государственными органами; Закон РФ
от 9.12.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
Закона) РФ – России», по которому Верховный Совет на основании заключения
Конституционного Суда мог отменять не только указы Президента, но и его
распоряжения.[4]
Этот Конституционный Суд просуществовал до 7 октября 1993 года и принял
ряд важных решений. Всего им было принято 30 актов, 24 из которых стали
результатами рассмотрения конкретных дел. Он провел значительную работу в
сфере конституционного контроля, особенно скрупулезно проверяя
конституционность правоприменительной практики. В сложившейся политической
ситуации (противостояние законодательной и исполнительной властей)
Конституционный Суд был вовлечен в политическую борьбу. С позиций права он
постепенно перешёл в политическую сферу, все, более превращаясь «из органа
правосудия в орган политики».
В конечном итоге это привело к тому, что 7 октября 1993 года был принят
Указ Президента РФ №1612 «О Конституционном Суде РФ», который практически
приостановил активную деятельность суда.[5] А указом от 24.12.1993 года
Закон «О Конституционном Суде» 1991 года был признан недействующим.[6]
Действовавшая тогда Конституция РСФСР не предусматривала права Президента
на приостановление деятельности Конституционного Суда. Статья 121 п.6
напротив говорила, что «полномочия Президента РФ не могут быть использованы
для роспуска, либо приостановления деятельности любых законно избранных
органов государственной власти».[7] Деятельность Конституционного Суда
была прервана.
Конституционный Суд по Закону от 21 июля 1994 года.
Принятая в декабре 1993 года новая Конституция РФ внесла изменения в
систему организации и деятельности конституционного контроля. Началась
разработка нового закона о Конституционном Суде, который был подписан
Президентом 21 июля 1994 года.[8] Это был первый в истории России
федеральный конституционный Закон, в котором был учтен опыт работы прежнего
Конституционного Суда и устранены многие недостатки прежнего закона.
В настоящее время организация и деятельность Конституционного Суда
регулируется Конституцией 1993 года, вышеназванным законом и рядом правовых
актов парламента, внутренняя деятельность осуществляется в соответствии с
Регламентом Конституционного Суда.
Статья 1 Закона «О Конституционном Суде РФ» определяет его как «судебный
орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть, посредством конституционного судопроизводства».
Формулировка этой статьи определяет юридическую природу Конституционного
Суда, его предназначение, место в механизме государственной власти, она
определяет функции Конституционного Суда, определяет его статус,
основополагающие принципы деятельности, и процессуальную форму
деятельности. Четко определены цели и задачи его деятельности. Согласно
Закону о Конституционном Суде РФ от 1994 года - это защита «основ
конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей
территории РФ» (ст.3 ч.1). Сразу после принятия Закона Совет Федерации
начал назначать недостающих судей. Этот процесс растянулся до февраля 1995
года, после чего, наконец, Конституционный Суд смог приступить к исполнению
своих обязанностей. В соответствии с ч.1 ст.125 и ч.1 ст.128 Конституции,
ст.4 Закона «О Конституционном Суде РФ» определён его численный состав в
количестве 19 судей (а не 15 как было ранее). Они назначаются по
представлению Президента Советом Федерации. Если по старому закону
Конституционный Суд мог начать работать при наличии 2/3 от общего
состава, то теперь требуется не менее ѕ от общего составе судей. Срок его
полномочий также не ограничен. Статья 9 Закона устанавливает, что
кандидатуры на должность судей Конституционного Суда могут быть
представлены Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации,
Государственной Думы, Законодательными (представительными) органами
субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими
ведомствами, юридическими научными и учебными заведениями. Закон
предъявляет высокие требования к судьям. Они перечислены в ст. 8. Судьёй
может быть только гражданин РФ, достигший 40 лет, с безупречной репутацией,
высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической
специальности не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой
квалификацией в области права. Старый Закон содержал менее строгие
требования к судьям Конституционного Суда. Теперь, согласно ст. 12 Закона о
Конституционном Суде от 1994 года возрастной предел - 70 лет, а не 65 по
Закону 1991 года. Повышен так же обязательный стаж работы по юридической
специальности с 10 до 15 лет. Все эти требования нужны для того, чтобы
гарантировать, что лицо, назначенное судьей Конституционного Суда, будет
соответствовать статусу и социальной значимости этого органа.
Лицо, назначенное на должность судьи должно принести присягу. Это
оговорено в ст. 10 Закона, где приводится её текст. Судья присягает на
верность Конституции как символу государственности и законности, а не как
конкретному юридическому тексту.
Ст. 11 перечисляет действия, несовместимые с должностью судьи. Судья
Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом
Государственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять
за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную
практику, заниматься предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой
деятельностью кроме преподавательской, научной или творческой, занятие
которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи
Конституционного Суда. Судья так же не вправе осуществлять защиту или
представительство, кроме законного представительства в Суде, арбитражном
суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав
или освобождении от обязанностей. Важный момент отмечен в ч.3 ст.11. В нём
говорится о невозможности судьи Конституционного Суда принадлежать к каким-
либо политическим партиям и движениям, материально их поддерживать,
участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или
агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной
власти и местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях
политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.
Судья так же не может входить в руководящий состав различных общественных
объединений, даже если они не преследуют политических целей. Урегулирование
данного вопроса имеет большое значение, но до сих пор он является предметом
острых дискуссий. Даже при таких строгих ограничениях Конституционный Суд
не может быть неполитичным, так как он защищает политико-правовую идею,
заложенную в конституции. Нельзя отрицать политическую функцию
Конституционного Суда. Вместе с тем данная статья гарантирует
беспристрастность, независимость и неподкупность судей Конституционного
Суда, препятствует возможным злоупотреблениям судей своим положением и
авторитетом. Надо сказать, что ограничения, содержащиеся в статье 11, есть
и в других государствах, где действуют конституционные суды.
Закон определяет гарантии независимости Судьи Конституционного Суда.
Одной из первых записана несменяемость судьи. Ст. 14 говорит, что
полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены или
приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным настоящим
Законом в ст. ст. 17-19, где приведен полный перечень для приостановления
или прекращения полномочий судьи. Если раньше срок полномочий судьи был
неограниченным согласно ст.15 Закона 1991 года, то теперь он назначается на
должность на 12 лет (ст.12 Закона 1994 г.). При этом повторное назначение
не допускается. Данная гарантия обеспечивает определённую сменяемость
судей. Наряду с этим предусмотрены: неприкосновенность, равенство прав
судей, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, их
право на отставку; обязательность установленной процедуры конституционного
судопроизводства, запрет вмешательства в судебную деятельность.


Принципы конституционного судопроизводства.


Закон перечисляет принципы деятельности Конституционного Суда. В качестве
основных здесь рассматриваются принципы независимости, коллегиальности,
гласности, состязательности и равноправия сторон. Принципы устности
разбирательства, языка конституционного судопроизводства, непрерывности
судебного заседания не являются основными.
Первым в ст. 29 Закона 1994 г. приведён принцип независимости – наиболее
важный. Эта статья воплощает в себе требования ст. 120 Конституции, где
приведены конституционные принципы осуществления конституционного
судопроизводства. Этот принцип напрямую связан с принципом разделения
властей и сутью самого правосудия. Гарантии независимости судей,
приведённые выше, необходимы, чтобы обеспечить независимость
Конституционного Суда при принятии решений. В ч. 1 ст. 29 записано, что
при осуществлении своих полномочий, судьи Конституционного Суда
руководствуются только Конституцией и настоящим Законом. Это специфические
рамки их процессуальной независимости. Более они не должны подчиняться
никому и ничему. Независимость нужна Конституционному Суду, прежде всего
для того, чтобы свободно оценивать конституционность нормативно-правовых
актов. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку исследования
вопросов (ст. 60), свободно высказываться в ходе совещания судей;
обеспечивается соответствующий порядок голосования и тайна совещания (ст.
15 ч. 4, ст. 70).
Следующий принцип – коллегиальность. Так как в Конституционном Суде дела
не могут быть рассмотрены единолично, а только коллегиально (даже
большинство организационных и кадровых), то для Конституционного Суда
принцип коллегиальности имеет более универсальное значение. Он более
расширен в новом Законе: в ст. ст. 40-42, 47, 49, 54. Принцип
коллегиальности связан с принципом независимости, так как нельзя
гарантировать коллегиальность без равенства прав судей и их независимости.
Ч.ч. 2 и 3 ст. 30 устанавливают кворум, при котором суд может принимать
решения. В пленарных заседаниях это – не менее двух третей от общего числа
судей, а в заседании палаты – не менее трёх четвертей. Но статья 4 Закона
1994 года содержит более жёсткие требования. Она говорит, что признаёт
конституционность суда как коллегиального органа только при наличии не
менее трёх четвертей от полного состава. Правда, здесь в отличие от ст. 30,
учитываются и те судьи, полномочия которых приостановлены.
Следующий принцип – это принцип гласности, он приведен в статье 31. Это
общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст. 123 ч.1.
Этот принцип призван обеспечивать социальный контроль за осуществлением
правосудия и ответственность судей перед обществом. Немаловажен тот факт,
что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над
Конституционным судом кроме социального контроля нет никакого другого.
Поэтому принцип гласности очень важен (и для граждан, и для государственных
органов и должностных лиц). Он предполагает свободный доступ в зал
судебного заседания. Гласность выражается в проведении открытых заседаний
(ст.54). Ст. 31 определяет, что закрытые заседания проводятся только по
основаниям, предусмотренным в ст. 55. Принцип гласности нужен, чтобы
придать авторитет выносимым решениям.
Следующий принцип – состязательность и равноправие сторон – приводится в
статье 35 Закона. Ранее у Конституционного суда принципа состязательности
не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как
и в других судопроизводствах. Состязательность в конституционном
судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает
орган государственной власти. В разбирательстве вообще может не быть
спора, если это, например, разбирательство по запросу о толковании
Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются
равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.
В статье 32 говорится о принципе устности разбирательства. В ходе
заседания Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания
экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Этот принцип тесно
связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам
процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах
дела. Но допускается и не оглашение документов, если они были представлены
для ознакомления судьям и сторонам или их содержание излагалось на
заседании по данному делу.
Язык конституционного судопроизводства - следующий принцип, обозначенный
в статье 33 Закона. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на
русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, он может
давать объяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика.
Принцип непрерывности судебного заседания (ст.34). Он важен для
объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых
Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в
наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что
заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на
отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству,
либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот
принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех
же судей по нескольким делам.

Организационные формы и структура конституционного судопроизводства.


Закон 1994 года о Конституционном Суде РФ существенно изменил
организационные формы конституционного судопроизводства. Число судей было
увеличено с 15 до 19 человек. Это, а также накопленный опыт работы,
изменения в полномочиях предопределили принципиальные изменения в структуре
и организации деятельности Конституционного Суда. По новому
законодательству Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела на
пленарных заседаниях и заседаниях палат. Созданы две палаты – по 10 и 9
судей в каждой. Таким образом, теперь Конституционный Суд может
осуществлять конституционное производство в составе трех коллегий. Создание
палат не наносит ущерб статусу Конституционного Суда как единого органа.
Это нововведение опирается на опыт других стран, который показывает
преимущества данной организационно правовой формы осуществления
Конституционным Судом своей компетенции.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда, в
заседаниях палат – только те, которые входят в состав данной палаты.
Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения
которой установлен Регламентом Конституционного Суда. Председатель и
заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты.
Персональный состав палат должен меняться каждые три года. Все эти вопросы
относятся к организационным формам конституционного судопроизводства и
приведены в статье 20 закона.
В статье 21 перечисляются вопросы, которые могут быть рассмотрены в
пленарных заседаниях суда. Вообще, на пленарном заседании может быть
рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Это
подчеркивает ведущую роль полного состава Суда в разрешении дел. В
пленарном заседании Конституционный суд разрешает наиболее важные и
актуальные вопросы. Исключительно же в пленарном заседании Конституционный
Суд:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и
уставов субъектов РФ;
2. Дает толкование Конституции РФ;
3. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления;
4. Принимает послания Конституционного Суда РФ;
5. Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по
вопросам своего ведения.
Выбор вышеперечисленных вопросов не случаен. Причина – уровень актов,
принимаемых Российской Федерацией и её субъектами и подлежащих оценке
Перечень, приведенный в статье 21 – не полный. Ряд других статей
устанавливает иные полномочия Конституционного Суда, которые он реализует
только в пленарных заседаниях. Например, решение вопроса о даче согласия на
привлечение судьи к уголовной или административной ответственности,
налагаемом в судебном порядке, на его арест, применение других
процессуальных мер (ст.15). Или вынесение предупреждения судье, имеющему
занятие или совершающему действия, не совместимые с должностью судьи
Конституционного Суда (п.7 ч.1 ст.18). Эти и ряд других вопросов также
решаются исключительно в пленарных заседаниях.
Статья 22 Закона устанавливает круг вопросов, которые рассматриваются в
заседаниях палат Конституционного суда. Это полномочия Конституционного
Суда, перечисленные в статье 3 ч.ч. 1,2,3 Закона. Эти вопросы определены по
остаточному принципу относительно тех полномочий, которые осуществляются в
пленарных заседаниях. Тем не менее, они также чрезвычайно важны, поэтому
здесь действует принцип, что любой вопрос, указанный в статье 22 может быть
также рассмотрен и в пленарном заседании. Решение пленарных заседаний
и заседаний палат юридически равнозначны.
Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь – это руководящие
органы Конституционного суда. Все они избираются на пленарных заседаниях
путем тайного голосования большинством голосов на три года. Тайное
голосование гарантирует свободу волеизъявления судей при решении данного
вопроса. На их должности может быть избран только судья Конституционного
Суда. Допускается их повторное избрание и возможность досрочно сложить с
себя свои полномочия. Для этого достаточно их личного письменного
заявления. Конституционный Суд не может этому воспрепятствовать и должен
констатировать своим решением сложение полномочий. Порядок их избрания
регулируется статьей 23 Закона.
Эта же статья предусматривает новую процедуру досрочного освобождения
Председателя и его заместителя, судьи – секретаря. Это становиться
возможным по инициативе не менее 5 судей Конституционного Суда, которые
считают, что указанные лица недобросовестно исполняют свои обязанности или
злоупотребляют своими правами. Досрочное освобождение указанных лиц
возможно по решению большинства от общего числа судей, но не менее 2/3.
Этот вопрос решается тайным голосованием.
Статья 24 Закона 1994 г. говорит о следующих полномочиях Председателя
Конституционного Суда:
1. Он руководит подготовкой пленарного заседания Конституционного
суда, созывает их и председательствует на них;
2. Вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в
пленарных заседаниях и заседаниях палат;
3. Представляет Конституционный суд в отношениях с государственными и
общественными органами, уполномочен выступать с заявлениями от
имени Суда;
4. Осуществляет общее руководство работой аппарата Суда, представляет
на утверждение пленарного заседания суда кандидатуры руководителей
секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Суда, а
также Положение о Секретариате и штатное расписание;
5. Издает приказы и распоряжения и осуществляет другие полномочия в
соответствии с настоящим законом и Регламентом Конституционного
Суда.
Заместитель Председателя выполняет функции, которые возложены на него
Председателем или Конституционным Судом в отсутствии Председателя.
Судья-секретарь отвечает за ряд вопросов, связанных с организационным
обеспечением деятельности суда в целом. Он руководит работой аппарата
Конституционного Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение
заседаний Суда, доводит до сведения органов, организаций и лиц, принятые
решения и информирует суд об их исполнении и осуществляет другие
полномочия, возложенные на него настоящим законом и Регламентом
Конституционного Суда.
Организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное
обеспечение Конституционного Суда осуществляет аппарат Суда, состоящий из
Секретариата и иных подразделений (ст. 111). На Секретариат так же возложен
приём посетителей, рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда в
предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов,
требующих изучения судьями, содействие судьям в подготовке дел и иных
вопросов, изучение и обобщение деятельности государственных органов по
обеспечению исполнения решений Конституционного Суда.

Полномочия Конституционного Суда.


Конституция 1993 г. и Закон «О Конституционном Суде РФ» 1994 г.
существенно изменили полномочия Конституционного Суда. В ст. 3 Закона они
поделены на несколько групп и подробно рассматриваются в разделе 3 Закона.
Первая группа полномочий относится к контролю Конституционного Суда за
соответствием Конституции иных правовых актов. В ст. 84 приведён чёткий
перечень субъектов возбуждения дел в Конституционном Суде. Это Президент
РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета
Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд,
Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти
субъектов. Ст. 3 ч. 1 определяет объём конституционного контроля. С точки
зрения соответствия Конституции Конституционный Суд проверяет акты
федерального уровня: федеральные законы, нормативные акты Президента,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; акты субъектов
федерации: конституции республик, уставы, законы и иные акты субъектов
Федерации. Ч.2 ст.85 оговаривает, что проверка конституционности законов и
иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации допустима только по
вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и
совместному ведению органов государственной власти РФ и органов
государственной власти её субъектов. Далее, согласно ст.3 ч.1 п.п. «в» и
«г» Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции
внутригосударственные и внутрифедеративные договоры РФ и международные
договоры РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории РФ, поэтому законы и иные правовые акты РФ
не должны ей противоречить.
Ко второй группе полномочий относится рассмотрение дел по спорам о
компетенции между различными органами. Ч.2 ст.3 Закона определяет уровень
этих органов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между
федеральными органами государственной власти, между органами
государственной власти федерации и органами государственной власти
субъектов, между высшими государственными органами субъектов. Возбуждать
дела о разрешении споров о компетенции может любая сторона в споре,

Новинки рефератов ::

Реферат: Общие начала назначения наказания (Уголовное право и процесс)


Реферат: Пшеница (Биология)


Реферат: Гуманизм в политике (Политология)


Реферат: "Униженные и оскорбленные" на страницах русской классики (Литература : русская)


Реферат: Эффективность производства, анализ эффективности производства (Предпринимательство)


Реферат: Экран в windows (Программирование)


Реферат: Политическая система Испании (Политология)


Реферат: Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку (Педагогика)


Реферат: Джордано Бруно. Герметическая традиция и ренесансная магия (Культурология)


Реферат: Виды и типы уроков истории (Педагогика)


Реферат: Восприятие и понимание информации в процессе обучения (Психология)


Реферат: Конституционный процесс в Украине. Конституция Украины 1996 года (История)


Реферат: Гробы (Технология)


Реферат: Война 1812 года: причины, ход, последствия (История)


Реферат: Политические и правовые учения в Древнем Риме (История)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Финансы)


Реферат: Правовые основы взаимоотношений представительного и исполнительного органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Лекции по статистике (Статистика)


Реферат: Личные неимущественные права авторов Франции (Право)


Реферат: Институт мировых судей (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист