GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Проблема уменьшенной вменяемости в уголовном праве (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблема уменьшенной вменяемости в уголовном праве (Государство и право)


Проблема уменьшенной вменяемости в уголовном праве
ПЛАН
1. Введение.
2. История вопроса уменьшенной вменяемости.
3. Понятие уменьшенной вменяемости в науке уголовного права.
4. Законодательное закрепление института уменьшенной
вменяемости в РФ (ст. 22 УК).
5. Вывод.



Ст. 19 УК РФ гласит, что "уголовной ответственности
подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста,
установленного настоящим Кодексом". Если лицо признают
невменяемым, то оно не подлежит уголовной ответственности.
Однако между полноценным психическим здоровьем и состоянием
невменяемости отсутствует резкая, раз и навсегда определенная
грань. В связи с этим встает вопрос о пограничном состоянии
между вменяемостью и невменяемостью и об ответственности лиц,
совершивших общественно опасное деяние в промежуточном между
нормой и патологией состоянии. В юридической литературе вопрос
о концепции уменьшенной (ограниченной, частичной) вменяемости
является дискуссионным.
Подход к вменяемости как к антиподу невменяемости
представляется упрощенным. При признании лица вменяемым встает
вопрос об оценке степени вменяемости, потому что любое
психическое расстройство, даже не исключающее аменяемости,
оказывает влияние на интеллектуально-волевую сферу человека,
порождает дефекты его мышления и воли. В ряде случаев
психическое заболевание или иное болезненное состояние хотя и
не свидетельствуют о полной невменяемости субъекта, но играют
значительную роль в этиологии преступного поведения.
Таким образом, целью этой работы является рассмотреть
концепцию уменьшенной вменяемости и различные взгляды на нее,
что становится довольнь важным, поскольку в УК 1996 года была
введена новая норма: статья 22 УК "Уголовная ответственность
лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости"
закрепляет именно институт уменьшенной вменяемости. И хотя,
казалось бы, законодатель разрешил все споры, различные взгляды
на эту проблему никуда не исчезли.



Попытки индивидуализировать наказание для лиц, страдающих
психическими, нервно-психическими и эмоциональными
расстройствами, которые не исключают вменяемости,
предпринимались давно. Споры об этом велись как в Западной
Европе, так и в России.
Впервые об уменьшенной вменяемости упоминают уголовные
кодексы германских госудврств: Брауншвейгский 1840 г.,
Гессенский 1841 г., Саксен-Альтенбургский 1841 г. и другие. В
них среди факторов, обуславливавших уменьшенную вменяемость,
указывались слабоумие, недостаточное развитие, старческая
дряхлость, опьянение, полное отсутствие воспитания, крайне
неблагоприятная и развращающая обстановка, сопутствовавшая
человеку в детстве.[ И. Я. Козаченко, Е. А. Сухарев "Проблема
уменьшенной вменяемости". Екатеринбург, 1993, с.7-8. ] Во всех
подобных случаях предусматривалось уменьшение наказания.
Сходные нормы были, например, в законодательстве Швеции 1864
г., Дании 1886 г., Финляндии 1889 г..
Невменяемость в русском уголовном праве упоминается уже в
Воинском артикуле 1715 г., но в то время понятие уменьшенной
вменяемости еще не было известно. Однако согласно п.4 ст.140
Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. вина
уменьшалась, если виновный учинял преступление "по легкомыслию
или же слабоумию, глупости или крайнему невежеству, которым
воспользовались другие для вовлечения его в сие преступление".
Необходимо отметить, что сама идея уменьшенной вменяемости
признавалась, да и сейчас признается далеко не всеми. Так,
например, Таганцев писал: "Обладание способностью ко вменению
должно быть констатировано по отношению ко времени учинения
преступного деяния. Поэтому указание на психическое
расстройство подсудимого, предшествовавшее учинению им этого
деяния или последовавшее за этим, само по себе взятое, не может
иметь никакого влияния на вменение данного поступка. Такая
постановка вопроса вменяемости, как способности быть уголовно
виновным, а потому и ответственным за свои поступки, предрешает
возбуждающий спор вопрос о так называемой уменьшенной
вменяемости. Нет никакого сомнения, что как способность
сознавать и понимать окружающие нас явления, так и способность
оценивать сознанное допускают весьма разлияные оттенки,
значительно изменяющиеся как количественно, так даже и
качественно; эти оттенки могут иметь влияние на
ответственность, но тем не менее эти состояния, относясь к мере
ответственности, не могут рассматриваться как особый вид или
даже особый оттенок вменяемости, так как в этом отношении
существует только двоякая возможность: или признать, что в
данном случае существуют условия, устраняющие вменяемость, или
уствновить, что таковые отсутствуют. В первом случае виновный
освобождается от ответственности, во втором - подлежит
наказанию; признать что-либо третье, посредствующее состояние
мы не можем ни теоретически, ни практически. Мне даже думается,
что внесение в закон особого постановления об уменьшенной
вменяемости как обстоятельстве, обязательно влияющем на
уменьшение ответственности,... представляется не только
излишним ввиду общего права суда признавать заслуживающим
снисхождения, но и нежелательным по своей неопределенности и
односторонности. С одной стороны, глупость, опьянение, душевная
неуравновешенность и т.д. имеют так много степеней и оттенков,
что самые предплы уменьшенной вменяемости представляются
слишком слабо очерченными, а с другой - далеко не вегда в
подобных состояниях можно приискать основания для уменьшения
наказания. Нравственное притупление, психическая
неуравновешенность, психическое вырождение могут проявиться в
таких кровавых злодеяниях, что даже самые крайние сторонники
антрополого-психиатрических воззрений на преступность не
решаются рекомендовать в этих случаях снисходительности, а
предлагают по отношению к ним более или менее крутые меры
охраны. В прежних законодательствах такое постановление могло
еще иметь значение ввиду абсолютной или приближающейся к
абсолютной относительной санкции закона, но и это значение
утратилось благодаря значительности простора, предоставленного
суду при выборе меры ответственности." [ Таганцев Н.С. "Русское
уголовное право. Лекции. Часть общая." В 2 т., том 1. М.,
Наука, 1994, с. 154. ]
Сейчас есть немало стран, где действующие уголовные законы
признают уменьшенную вменяемость, а также допускают возможность
для лиц с аномалиями психики, совершивших преступления, быть
признанными уменьшенно вменяемыми, что влечет за собой
назначение боле мягкого наказания.
По Уголовному кодексу Швеции 1937 г. уменьшенная
вменяемость считается установленной, если вследствие
расстройства душевной деятельности, сознания или недостаточного
умственного развития преступник в момент совершения деяния не
обладал полной способностью оценивать противоправность своего
поведения и руководствоваться этой оценкой. В таком случае по
усмотрению суда наказание ему может быть смягчено. Вместе с тем
судье предоставляется право на основании заключения экспертов
принять решение об интернировании уменьшенно вменяемого в
больницу. Эксперты в своем заключении должны указать, нужно ли
помещать обвиняемого в больницу. Однако положения об
уменьшенной вменяемости и невменяемости не применяются, если
обвиняемый сам вызвал тяжкое изменение или расстройство
сознания с намерением совершить преступление.
В Уголовном кодексе Германии 1875 г. также предусмотрена
уменьшенная вменяемость. Если способность сознавать свои
действия и руководить ими является существенно уменьшенной, то
наказание может быть смягчено. В то же время к особо опасным
преступникам, в том числе уменьшенно вменяемым, может быть
применено превентивное заключение сроком до десяти лет по
одному лишь признаку общественной опасности.
Уголовный кодекс Венгрии предусматривает, что при наличии
уменьшенной вменяемости наказание смягчается, если лицо,
совершившее деяние в состоянии душевной болезни, слабоумия или
умственного расстройства, ограниченно осознавало характер своих
действий и их последствий и действовало в соответствии с этим
сознанием. Однако эти положения не применяются, если лицо
совершило деяние в состоянии алкогольного опьянения или в
одурманенном состоянии.
Таким образом, мы видим, что категория уменьшенной
вменяемости существует уже довольно давно и, несмотря на
неоднозначное к ней отношение, была закреплена в уголовном
законе многих стран с теми или иными оговорками. Природа и
законодательная оценка психических аномалий, не исключающих
вменяемости, однозначно говорят о том, что уменьшенная
вменяемость представляет собой индивидуально-личностную
особенность и юридически оценивается в качестве возможного, но,
как правило, не обязательного основания для смягчения наказания
или освобождения от него.



Что касается самого понятия уменьшенной (ограниченной)
вменяемости в уголовном праве, то по этому поводу высказывают
огромное количество мнений и дают различные определения. И это
в какой-то степени закономерно, поскольку с одной стороны она
должна быть согласована с институтами вменяемости, вины и
ответственности, а с другой стороны - с невменяемостью и
принудительными мерами медицинского характера. А поскольку
здесь так много противоречий, я позволю себе воспользоваться
тем обзором существующих точек зрения, который приводит Михеев.
[ Р.И. Михеев "Уголовная ответственность лиц с
психофизиологическими особенностями и психогенетическими
аномалиями". Хабаровск, 1989, с. 64-72. ]
Понятие уменьшенной вменяемости.
По Калю (1904 г.) уменьшенная вменяемость есть длящееся
болезненное состояние, уменьшающее сознание преступности деяния
или силу сопротивления соблазну. По А. А. Жижиленко (1924 г.)
ее можно определить как происходящее от длительного болезненного
состояния или умствнного недоразвития значительное ослабление
способности сознавать совершаемое и оценивать свои поступки.
По В. С. Трахтерову (1924) она есть качество сознания больного
человека, характеризующее уменьшенную способность руководить
своими действиями и отдавать отчет в них, нечто средне, лежащее
между вменяемостью и невменяемостью.
Авторы публикаций 70 - 80-х гг. уменьшенную вменяемость
определяют как: а) пониженную способность отдавать себе отчет в
своих действиях и руководить ими (Авербух, Голубева); б)
состояние психики лица, когда его способность сознавать свои
действия или руководить ими не утрачена совсем, но по сравнению
с нормой понижена (ослаблена) в силу психических аномалий -
некоторые формы психопатйй, неврозы, дебильность, остаточные
явления органического поражения головного мозга,
психофизическое недоразвитие и другие явления психопатологии
(Сущенко); в) разновидность вменяемости, при которой в силу
ряда причин способности лица понимать значение своих действий
или руководить ими во время совершения преступления ограничены;
сужение содержания и объема интеллекта и воли субъекта
позволяет констатировать меньшую степень виновности таких лиц,
что должно влечь за собой меньшую степнь их ответственности и
меньшую меру наказания (Глухарева).
Понятие ограниченной и пограничной вменяемости.
Под ограниченной вменяемостью понимают такое психическое
состояние лица, которое вызывает ограниченную способность
осознавать значение своих действий и руководить своим
поведением в силу наличия психических аномалий
(Белокобыльская). Пограничная вменяемость - относящиеся к
пограничным между нормой и патологией состояния (Фелинская).
Под частичной вменяемостью понимается возможность лица
вследствие психических аномлий, не исключающих вменяемости,
лишь частично сознавать фактический характер либо общественную
опасность своих действий (бездействия) или частично руководить
ими (Полубинская).
Как видно из изложенного выше для обозначения
психического расстройства (психической аномалии), не
исключающего вменяемости, предлагают различные термины.
Думается, что наиболее подходящим будет термин "уменьшенная
вменяемость". Слово "ограниченный" предполагает значение
чего-то стесненного, удержанного в определенных границах,
поставленного в какие-то рамки, что не совсем верно для данной
ситуации, когда эта категория является составной частью
вменяемости. Определение же категории "пограничное состояние"
скорее принадлежит психиатрии, то есть медицине, а не праву.
"Частичность" же предполагает, что мы должны поделить
вменяемость на какие-то части, что вряд ли возможно. Таким
образом, по-моему, уменьшенная вменяемость - это разновидность
вменяемости, при которой лицо при совершении преступления в
силу наличия у него пихических расстройств, не исключающих
вменяемости, не способно в полной мере сознавать характер и
общественную опасность своего деяния или руководить им; она
устанавливаетя на основании двух критериев: юридического
(психологического) и медицинского (биологического).
Юридический критерий уменьшенной вменяемости усматривают:
в уменьшенном сознании преступности деяния или в силе
сопротивления преступному соблазну (Каль), в уменьшенной
(Трахтеров), пониженной, но не утраченной полностью (Авербух,
Голубева), сниженной, ослабленной, не в полной мере, частичной
(Полубинская), ограниченной (Белокобыльская), значительно
ослабленной (Жижиленко) способности лица сознавать совершаемое
и оценивать его или способности мотивировать свои поступки.
Медицинским критерием уменьшенной вменяемости считают: а)
длящееся болезненное состояние (Каль); б) длительное
болезненное состояние или умственную недостаточность
(Жижиленко); в) качество сознания больного человека
(Трахтеров); г) временное расстройство психической
деятельности, хроническое душевное заблоевание, слабоумие или
иное болезненное состояние (Щерба); д) наличие психических
аномалий (Белокобыльская, Полубинская); е) те или иные
психические аномалии: некоторые формы психопатий, неврозы,
дебильность, остаточные явления органического поражения
головного мозга, психофизиологическое недоразвитие и другие
явления психопатологии (Сущенко); ж) задержку интеллектуального
(психофизиологического) развития, не обусловленную душевным
заболеванием (Астемиров, Карнеева); з) сужение содержания и
объема интеллекта и воли субъекта (Глухарева); и) изменения
личности при состояниях психики между нормой и патологией
(Фелинская).
Таким образом, что касается медицинского критерия
уменьшенной вменяемости, в современной психиатрии достаточно
разработаны критерии и признаки вменяемости и невменяемости, а
также различных пограничных состояний и психической патологии.
Это и позволяет выделить довольно обширную группу психических
заболеваний, расстройств и иных болезненных состояний, при
которых можно говорить об уменьшенной вменяемости.
В соответствии юридическим критерием уменьшенная
вменяемость означает, что способность лица отдавать себе отчет
в своих действиях и руководить ими хотя и не утрачена, но
ослаблена. Различные аномалии и своеобразие мыслительной
деятельности некоторых психически неполноценных личностей
(вменяемых) могут сужать сопротивляемость к соблазну, ослаблять
контрольные механизмы поведения, ограничивают возможности
выбора в тех или иных ситуациях.
У юридического (психологического) критерия уменьшенной
вменяемости выделяются интеллектуальный и волевой признаки.
Интеллектуальный признак заключается в том, что лицо не
способно в полной мере сознавать фактическую сторону, характер
своих действий, а при совершении преступлений с материальными
составами предвидеть также наступление общественно опасных
последствий своего деяния. [ И. Я. Козаченко, Е. А. Сухарев,
Е. А. Гусев "Проблема уменьшенной вменяемости". Екатеринбург,
1993, с. 20. ] Отмечают также, что для олигофренов, например,
характерна "импульсивность поведения; отсюда насилие как
реакция на внешние раздражители при слабой способности
осмысливания последних и предвидения своих поступков. Другая
типичная особенность - повышенная внушаемость, что, несомненно,
связано с интеллектуальной недостаточностью". [ Антонян Ю. М.,
Бородин С. В. "Преступность и психические аномалии". М., 1987,
с. 108. ] Налицоинтеллектуальный признак и в том случае, когда
индивид не в состоянии осознавать свое деяние как общественно
опасное и противоправное. Подобное часто наьлюдается при
задержке психического развития на фоне имеющегося психического
заболевания. Волевой признак цменьшенной вменяемости
характеризует неспособность лица в полной мере руководить
своими действиями, то есть осуществлять их под контролем воли,
в виде свободного волеизъявления. Соединение в юридическом
критерии уменьшенной вменяемости интеллектуального и волевого
признаков оправдано только при самостоятелбном их действии. А
если неспособность в полной мере сознавать что-либо означает и
отсутствие воли, то на долю волевого признака выпадают лишб те
редкие случаи, когда субъект полностью сознает фактическую и
социальную стороны противоправного поведения, но не может
сдержать себя. Примерами таких случаев могут служить
извращенные влечения психопатов, навязчивые явления у больных,
перенесших энцефалит и различные расстройства произвольной
деятельности. Все это свидетельствует, что волевой признак
уменьшенной вменяемости сопряжен с эмоциональным состоянием
человека.



Кудрявцев в своей статье выделяет три подхода к проблеме
психических аномалий, не исключающих вменяемости: 1) учет
влияния психических аномалий на степнь понимания, рефлексии и
поизвольности противоправного поведения с помощью введения
нормы ограниченной вменяемости, являющейся одним из
обстоятельств, смягчающих ответственность по причине
невозможности в полной мере осознавать (вариант опасности)
своих действий или руководить ими вследствие болезненного
психического расстройства; 2) учет психических аномалий как
обстоятельств, смягчающих наказание по причине обусловленных
ими затруднений осознания субъектом преступного деяния
фактического характера своих действий (бездействия), их
вредности или в руководстве ими; 3) правовое освоение
психических аномалий посредством разведения уголовно-правовых
понятий "способности быть субъектом уголовной ответственности"
и "способности быть субъектом реального процесса отбывания
наказания" (в форме ограниченной исправленной дееспособности).
[ И. А. Кудрявцев "Ограниченная вменяемость"./ "Гос-во и
право", 1995 № 5, с. 108. ]
1) Первый подход - введение нормы "ограниченная
вменяемость". Может быть приведен ряд аргументов о ее
необходимости.
Широкая распространенность в сфере права лиц с
психическими аномалиями, лимитирующими, но не лишающими
полнлстью субъекта преступления возможности саморегуляции
(сознательности и произвольности) значимого для права
поведения. [ Антонян, Бородин "Преступность и психические
аномалии". М., 1987. ] "Соответствие приоритетам и общим
принципам уголовной политики государства, декоарирующего
действенную готовность "де-юре" и "де-факте" реализовать в
законодательной и правоприменительной практике принципы
справедливости и гуманности правового воздействия, максимально
индивидуализировать наказание, учитывать субъективный фактор
преступления." [ И. А. Кудрявцев "Ограниченная вменяемость"./
"Гос-во и право", 1995 № 5, с. 108-109. ] Ограниченная
вменяемость является наиболее последовательной формой
закрепления в праве института субъективного вменения и
индивидуализации наказания. В настоящее время уровень развития
судебной психологии позволяет оценить полноту состоятельности
личности противостоять давлениям социальной и природной среды,
выявить границы ее возможностей справляться с требованиями
субъективно трудной ситуации, оставаясь в рамках права
(закона). Кроме того, институт уменьшенной вменяемости наиболее
полно соответствует принципу справедливости. Поэтому, видимо,
наш законодатель и пошел по этому пути.
2) Второй подход.
Его существо заключено в смягчении наказания вследствие
того, что лицо в силу своего болезненного психического
расстройства либо отставания интеллектуального и волевого
развития испытывало затруднения в сознании своих действий
(бездействия), их вредности или в руководстве ими. Внешне этот
подход очень сильно напоминает первый, однако Кудрявцев пишет:
"Формулировка "испытывать затруднения" отражает преимущественно
процессуально-динамический аспект регуляции, отрицательное
субъективное состояние (переживание) субъекта преступного
деяния, а не его исполнительский эффект. Можно выполнить
действие легко и свободно, а можно с большими затруднениями, на
грани возможного, мобилизовав все личностные и физические
ресурсы. Исходя из принципа справедливости, правовая оценка
должна определяться лишь исполнительским уровнем (мерой)
контроля и состоятельности (правоспособности) субъекта
преступного деяния, системными содержательно-результирующими, а
не процессуально-динамическими характеристиками процесса
регуляции значимого для права поведения, не их эмоциональной
окраской в сознвнии субъекта... Учет модальности затруднения
скорее должен апеллировать к принципу гуманизма и милосердия,
что относится к принципиально иным, скорее этическим,
эмоциональным, а не профессионально-научным оценкам." [ И. А.
Кудрявцев "Ограниченная вменяемость"./ "Гос-во и право", 1995
№ 5, с. 110-111. ]
3) Третий прдход.
Он состоит в том, чтобы развести смешение двух понятий:
способности быть субъектом уголовного наказания и способности
быть субъектом уголовной ответственности. Предлагается понятие
ограниченная исправительная дееспособность (ОИД), которое
раскрывается как затруднение вследствие психических аномалий
субъекта уголовного наказания процесса отбывания наказания и
достижение его целей. Выше уже гворилось о недостатках термина
"затруднение". Пенитенциарное право требует учитывать
возможность или невозможнсть отбывания наказания, а не
затруднения, испытываемые лицом в его процессе, так как
субъективные и объективные трудности лица, отбывающего
наказание, во многом соответствуют целям наказания. Принцип
справедливости предполагает соразмерность этих затруднений мере
ответственности субъекта преступления. И наиболее адекватно это
может быть сделано именно посредством введения понятия
уменьшенной вменяемости. [ Более подробно см. И. А. Кудрявцев
"Ограниченная вменяемость"./ "Гос-во и право", 1995 № 5. ]



В Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. законодатель впервые
ввел ст. 22 "Уголовная ответственность лиц с психическим
расстройством, не исключающим вменяемости":"1. Вменяемое лицо,
которое во время совершения преступления в силу психического
расстройства не могло в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность своих действий (бездействия)
либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.
2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости,
учитывается судом при назначении наказания и может служить
основанием для назначения принудительных мер медицинского
характера." Таким образом, бесспорно, что уменьшенная
вменяемость не есть какое-то граничное состояние междк
вменяемостью и невменяемостью, а входит во вменяемость. "На
первое место в ч. 1 ст. 22 УК вынесен термин - "вменяемое" лицо
как конститутивный признак субъекта преступления. И на этом
основании оно способно нести ответственность. Здесь, однако,
имеются в виду лица с психическими аномалиями, к числу которых
прежде всего относятся структурные и функциональные отклонения
стабильного характера, обусловленные нарушениями дородового
развития, например, олигофрения и ядерные или
конституциональные психопатии, патохарактерологические
развития, остаточные явления органического поражения
центральной нервной системы травматической этиологии и т.д.
(чаще всего такими отклонениями, в психиатрии характеризуемыми
как пограничные формы нервно-психической патологии, страдают
алкоголики, значительно реже наркоманы, эпилептики, еще реже
шизофреники в стойкой стадии ремиссии). Наличие психического
расстройства, не исключающего вменяемости, позволяет суду
смягчить наказание в пределах санкции статьи, а при
исключительных обстоятельствах назначить более мягкое
наказание, чем предусмотренно за данное преступление. Суду же
предоставлено право при назначении наказания назначить
принудительные меры медицинского характера. Рекомендации по их
применению дает комиссия врачей-психиатров либо
судебно-психиатрическая экспертиза. Кроме того, законодательная
норма ч. 2 обосновывает необходимость медицинской реабилитации
осужденных в исправительных учреждениях. Психические
расстройства, не исключающие вменяемости, могут влиять на
квалификацию преступления лишь в том случае, когда они указаны
в диспозиции статьи Особенной части. Тогда они приобретают
качественно иную правовую природу и учитываться для смягчения
наказания в пределах санкции уже не могут." [ "Комментарии к
Уголовному кодексу РФ", коллектив авторов. М., 1997, с. 53-54.]
Суд при назначении наказания должен руководствоваться
законом, учитывая степень и характер общественной опасности
совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства
дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Уменьшенную же
вменяемость надо рассматривать как смягчающую ответственность.
Психическая аномалия не может быть признана отягчающим
обстоятельством и ухудшить положение лица, совершившего
преступление. Однако при наличии отягчающих обстоятельств и при
особой общественной опасности преступления уменьшенная
вменяемость не будет принята во внимание судом при назначении
наказания, но это требует мотивировки данного решения. Суд в
любом случае обязан выяснитьЮ мог ли подсудимый полностью
осознать значение своих действий или руководить ими.



В заключение необходимо сказать, что законодатель, введя
новеллу в виде ст. 22 УК РФ, установил, что уменьшенная
вменяемость является не какам-то третьим, пограничным
состояние, а представляет собой разновидность вменяемости.
Уменьшенная вменяемость - это разновидность
вменяемости, при которой лицо при совершении преступления в
силу наличия у него пихических расстройств, не исключающих
вменяемости, не способно в полной мере сознавать характер и
общественную опасность своего деяния или руководить им.
Уменьшенная вменяемость определяется двумя критериями:
медицинским и юридическим. Необходимо также отметить, что
уменьшенная вменяемость связана не с виной, а с уголовной
ответственностью за совершенное деяние и с индивидуализацией
наказания для лиц, признанных уменьшенно вменяемыми. Лицо,
страдающее расстройством, не исключающим вменяемости,
безусловно, подлежит уголовной ответственности. Однако нельзя
сказать, что наказание смягчается во всех случаях. А если лицо
представляет общественную опасность, к нему по усмотрению суда
могут быть применены принудительные меры медицинского
характера. Однако уменьшенная вменяемость ни в коем случае не
может быть признана отягчающим обстоятельством и ухудшить
положение лица, совершившего преступление. Целесообразность
введения в законодательство понятия уменьшенной вменяемости уже
долгое время осознавалась юристами и психиатрами, поэтому норма
ст. 22 УК явилась как бы логическим заключением всех дискуссий
и закрепила наиболее распространенное и наиболее обоснованное
мнение по данному вопросу.
.



Список литературы.
1. И. Я. Козаченко, Е. А. Сухарев, Е. А. Гусев "Проблема
уменьшенной вменяемости". Екатеринбург, 1993.
2. Р. И. Михеев "Уголовная ответственность лиц с
психофизиологическими особенностями и психогенетическими
аномалиями". Хабаровск, 1989.
3. В. П. Мальков "Субъективные основания уголовной
ответственности"./ "Гос-во и право", 1995 № 1.
4. И. А. Кудрявцев "Ограниченная вменяемость"./ "Гос-во и
право", 1995 № 5.
5. Таганцев Н. С. "Русское уголовное право. Лекции.
Часть общая." В 2 т., том 1. М., Наука, 1994.
6. Антонян Ю. М., Бородин С. В. "Преступность и психические
аномалии". М., 1987.
7. С. Шишков "Могут ли психологические и психиатрические
экспертизы служить доказательствами?"/ "Законность", 1997 № 7.
8. "Комментарий к Уголовному кодексу РФ", коллектив авторов.
М., 1997.
9. "Российское законодательство X-XX вв.", М., 1988, т.4 и 6.
10. "Уголовное право. Часть общая.", том 2 "Пределы и виды
дифференциации уголовной ответственности". Екатеринбург, 1992.







Реферат на тему: Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

С О Д Е Р Ж А Н И Е

|Введение |3 |
|Глава I. Попытки реформирования церкви в рамках | |
|охранительной идеологии. |16 |
|1.1. Тенденции в Русской Православной Церкви во второй |16 |
|половине XIХ века. | |
|1.2. «… Победоносцев над Россией…». |27 |
|1.3. Предсоборное присутствие. Полемика вокруг | |
|канонического устройства Церкви. |36 |
|Глава II. Распутинщина. |49 |
|Глава III. Религиозно-философские искания конца ХIХ- начала| |
|ХХ веков. |69 |
|3.1. Идеи модернизации в контексте духовных исканий конца | |
|XIX века. |69 |
|3.2. "Новое религиозное сознание" начала ХХ века о | |
|проблемах Церкви, государства, личности. |90 |
|Заключение. |111 |
|Список литературы. |116 |



В В Е Д Е Н И Е

Положение Церкви в современной России переживает не менее кризисное
состояние, чем в конце ХIХ – начале ХХ веков. С одной стороны рост
цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную
«технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит,
наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что
целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального
процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности,
проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия
и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического
наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и
религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных
отношений между государством и религиозными организациями,
действительная организация принципа свободы совести, - процессы
позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной
культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной
России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.
Вместе с тем, современные социологические исследования показали,
что в современной России основной контингент, причисляющих себе к
православию, а таких насчитывается 74%, составляют люди, не принявшие
еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей1. Тем не
менее за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться
соблюдать православные каноны.
Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость,
демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями,
наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к
религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и
моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым
в историю своего народа. Но в этой истории РПЦ со времен Петра
управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы
управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого
реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом
веке и оборвалось, как и многое другое, социалистической революцией.
____________________________________________________________
1. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-
Сила. – 1997. № 3. с. 126


В советской историографии история русской православной Церкви
долгие годы оставалась одной из наименее разработанных областей. В
дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ по
истории Церкви. В масштабных трудах – «История русской Церкви» о.
Макария ( Булгакова ), «История русской Церкви» Е.Е. Голубинского,
Церковь как институт исследовалась во всех сколько-нибудь значительных
деталях. Это и характеристика иерархического устройства Церкви, и
поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события
внутрицерковной жизни, и богословие, и миссионерство и т.д.
К сожалению многие исследования, касающиеся проблем церковно-
общественных отношений, отношений церкви и государства как в
пореформенный период, и в начале ХХ века, а также архивные документы и
церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться
их изучением в контексте современных исследований.
Будучи первым марксистско-ленинским трудом по истории русского
православия, старообрядчества и сектантства, книга

Н.Н.Никольского «История русской церкви»1 в свое время именно новизной
рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения
не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила
дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была
издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах.
Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом
требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном
историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола
исключительности, который создавали ей богословы и служители культа.
Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом
человеческой деятельности, порожденным определенными условиями
человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с
известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.Н.
Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний
кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ
века.
Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в
советской историографии стала коллективная монография «Русское
православие: вехи истории»2.
____________________________________________________________
1. Николоский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат,
1983.
2. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.:
Политиздат, 1989.
Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1984 году, затем
несколько раз переиздавалась.
Для раскрытия темы данной дипломной работы интерес представляет
глава «Церковь в период трех российских революций», хотя она и не
претендует на исчерпывающее исследование проблемы церкви и
общественного сознания этого периода. Тем не менее в этой главе
содержатся некоторые общие сведения о состоянии церкви и духовенства в
частности. История русской церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая
общественные религиозные настроения на своем историческом пути. Авторы
стремились разносторонне и многопланово показать историю Церкви,
основываясь на строго проверенном материале. Однако монографии не
удалось избежать общей идеологической направленности советской
историографической науки.
Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в
свет ряд ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К
ним относится книга профессора русской истории Поспеловского Д.В.
«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР»1, опубликованная в
1995 году в Москве. В книге рассматривается роль Православной Церкви в
истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах
развития. В книгу вошла раннее опубликованная в журнале «Вопросы
истории» за 1993 год статья «Русская православная Церковь начала ХХ
века»2, где поэтапно прослеживаются и анализируются попытки вернуть
церкви каноническое устройство, начиная со времен К.П. Победоносцева и
заканчивая восстановлением патриаршества в 1917 году. Поспеловский
утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт
церкви, и вопреки «совместным стараниям правительства, царя,
синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции Церковь наконец
прорвалась за пределы своего гетто»3.
Еще одним, интересным в плане нетрадиционного подхода к теме,
является сборник статей «На пути к свободе совести»4.
_______________________________________________________________________
1. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и
СССР. – М.:
2. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ
века / /Вопросы истории.- 1993, № 1
3. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ
века //Вопросы истории.- 1993, № 1. с.46
4. На пути к свободе совести // Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О.
Марка – М.: Прогресс, 1989.
Сборник вышел во времена «перестройки» в 1989 году, что обусловило
его критический характер в отношении церковно-государственной симфонии.
Особенно это прослеживается в статьях А.Р. Бессмертного «Национализация
и универсализм в русском религиозном сознании»; Фурмана Д.Е. «Религия,
атеизм, перестройка», где автор пытается объяснить причину падения РПЦ
длительным пребыванием ее в «самодержавно-православном монолите», это
привело к формированию такого характера, изменить который труднее, чем
изменить мировоззрение. При этом тонкий элитарный интеллигентский слой,
в котором постепенно возникала веротерпимость, был сметен революцией».
Важной для понимания общих тенденций РПЦ во второй половине ХIХ
века явилась статья С.В. Римского «Церковная реформа Александра II»,
опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1996 год1. Кандидат
исторических наук С.В. Римский разрабатывает тему, начатую еще в
дореволюционной отечественной историографии, но совершенно забытую
после Октября 1917 года, посвященную церковной реформе 1863 года.
Главный аспект, интересующий нас в этой статье – церковно-
государственные отношения и попытки их реформирования во второй
половине ХIХ века. В середине 80-х годов ХIХ века Церковь вновь
подверглась преобразованиям, теперь уже по инициативе К.П.
Победоносцева. Статья Н.А. Рабкиной «К.П. Победоносцев2»; хорошо
раскрывающая политические и религиозные взгляды обер-прокурора, к
сожалению, не затрагивает тех нововведений, которые произошли в церкви
в эпоху Победоносцева. Этот аспект хорошо раскрывается в выше указанной
книге Поспеловского Д. «Православная Церковь в истории Руси, России и
СССР», в главе «Церковь пореформенной России» ( 1860-ые годы- начало ХХ
века )3.
Одной из ярких личностей сыгравших поистине роковую роль в истории
православной церкви начала ХХ века явился Распутин.
Уникальной биографии Григория Ефимовича Распутина посвящено немало
мемуарных страниц написанных в основном в 20-е годы в эмиграции.
Советская же историческая наука до последнего времени серьезно историей
жизни Г.Е. Распутина не занималась.

____________________________________________________________
1. РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // - 1996, № 4
2. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев // Вопросы истории. – 1995, № 2
3. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и
СССР. – М.:

Долгих 70 лет, до появления книги М. Касвинова «Двадцать три
ступени вниз»1, многие довольствовались характеристикой, данной в
энциклопедическом словаре, где говорилось, что «распутинщина –
выражение крайнего разложения правящей верхушки России». В книге
«Двадцать три ступени вниз» акцент сделан на политической роли
Распутина. При этом проводится мысль, что целью Распутина, как
ставленника темных сил, было упрочнение его при дворе и придание силы
прогерманской группировке, влияние на ход политических дел в ее
интересах.
В последнее время вышли, более доступные книги о Распутине -
научно-популярное сочинение Анри Труайя2, в котором
более детально рассмотрен так называемый «легендарный» период в жизни
«старца», т.е. его жизнь в Покровском; О. Платонов «Жизнь за Царя», где
Платонов пытается доказать, что образ Распутина создан «в угоду силам,
разрушавшим Россию», что все изданные ранее воспоминания, дневники и
письма являются фальшивыми.
В исторической литературе, посвященной Распутину, прослеживается
два основных направления. Одни авторы считают, что Распутин посредством
царицы управлял всей страной. Эта версия была широко распространена в
советской историографии. Ее поддерживал и Аврех А.Я3. Другие историки
делают акцент на «народности» и «старчестве» Распутина, на его духовной
связи с Николаем II и царицей. Отдельным аспектом жизни и деятельности
Распутина и его смерти посвящены десятки книг и статей, но они страдают
фрагментарностью. Одной из последних, наиболее богато документированных
работ о Распутине является книга Р. Бэттса «Пшеница и плевлы.
Беспристрастно о Г.Е. Распутине», вышедшая в свет в переводе с
английского в Москве в 1997 году. В научных разработках данной темы
новой ступенью стало обобщающая статья канадского историка Г.З. Иоффе
«Распутиниада: Большая политическая игра»4, но в ней разрабатывается
главным образом политический аспект.
Важно знать, чем Распутин в действительности был, но не менее важно
отметить и то, чем он казался в глазах Их Величеств и тех людей,
которые считали его святым, и тем более важно определить,
____________________________________________________________
1. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. – второе изд., испр. – М.:
Мысль, 1987.
2. Труайя А. Распутин. – М.: Зевс, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990.
4. Иоффе Г.З. «Распуниада»: большая политическая игра // Отечественная
история.- 1998.- № 3

какую роль он сыграл в период общего кризисного состояния общества и
религии. К сожалению на данный момент еще не опубликованы исследования,
с исчерпывающей разработкой данной проблемы.
Для изучения философского осмысления проблем Церкви, её кризиса: а
также сущности "Нового религиозного сознания", которое привнесли
Соловьев, Мережковский, Розанов и др. - следует обратится к пласту
философской литературы. Прежде всего это работы общего характера.
Продолжительное пренебрежение к истории русской религиозной
философии привело к тому, что только в обширном многотомном труде
«История философии в СССР» ( в 5-ти томах, М. 1968-1988 года ) была
дана более или менее целостная картина её развития. Впрочем, жесткая
концептуальная схема этого многотомника не позволяла объективно и
целостно реконструировать все богатство русской мысли.
Обратным отображением такой "нищеты философии" в СССР было её развитие
в эмиграции. Трудно не согласиться с Лосским, когда он пишет, что
после Октябрьской революции «русская философия развивалась в двух прямо
противоположных направлениях. В советской России любой философ обязан
твердо придерживаться позиций диалектического материализма; с другой
стороны, философы, эмигрировавшие или высланные из России, занимаются в
основном проблемами религиозной философии»1. На Западе публикуется
новая серия работ по истории русской философии: Бердяев Н.А. Русская
идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ век и начало ХХ века2, Париж,
1946; Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х томах Париж,
1948-1950 годы ( второе издание – Париж, 1989 год ); Лосский Н.О.
История русской философии, 1951 год. Книга Лосского Н.О была признана в
США и Западной Европе классическим руководством по изучению русской
мысли. Для настоящей работы главное научное значение книги состоит в
том, что она включает важные материалы по истории русской
идеалистической философии ХIХ – первой половины ХХ веков. В этом плане
особенно выделяется раздел о В. Соловьеве, Д. Мережковском3.
____________________________________________________________
1. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.
8.
2. Бердяев Н.А Русская идея // Вопросы философии.- 1990. -№ 2.
3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.
Русской мысли ХIХ – ХХ веков посвящена книга А.В. Гулыги «Русская
идея и ее творцы»1. По своему характеру и содержанию эта работа
является в значительной мере глубоким философским исследованием русской
идеи, культуры, исторической судьбы России. Философские портреты В.
Соловьева, Н. Бердяева представляют особый интерес.
Жизни и творчеству философа В. Соловьева посвящена работа А.Ф.
Лосева «В. Соловьев»2, в которой есть подробный анализ философских
произведений В. Соловьева: «Чтения о богочеловечестве» и «Критика
отвлеченных начал».
В современной философии большое значение имеют монографии доктора
философских наук Пишун С.В.
«Социальная философия В.В. Розанова»3 ( 1993 год ) и «Религия жизни
В.В. Розанова»4 ( 1994 год ), которые можно рассматривать как итог
того, что было сделано в разработке данной проблемы ранее.
Религиозные взгляды Л.Н. Толстого в русской философии исследованы
очень поверхностно и односторонне, новых работ по данной теме
практически не выходило. Книга А.П. Богданова «Перо и крест: Русские
писатели под церковным судом»5 раскрывает причины отлучения графа от
церкви, но не дает исчерпывающего анализа религиозно-философского
наследия Л.Н. Толстого.
В книге Замалеева А.Ф. «Лекции по истории русской философии»6 есть
раздел, посвященный религиозному реформаторству, в частности,
толстовству, который содержит вывод о том, что принципы этического
индивидуализма, которые исповедовал Л.Н. Толстой, стали знаменем всего
«русского религиозного ренессанса» конца ХIХ – начала ХХ веков.
Общая характеристика, освятившие «русского религиозно-философского
ренессанса» с позиций современной философской мысли, содержатся в
работе Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской «Русская философия истории»7.
____________________________________________________________
1. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995.
2. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994.
3. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. – Владивосток: Изд-во
Дальнвост. ун-та,1993
4. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток:
Изд-во Дальнвост. ун-та, 1994. – 208 с.
5. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –
М.: Политиздат, 1990
6. Замолеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – С.-П.: Изд-во
С.-П. ун-та, 1995.
7. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс
лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999.
Проблема религиозного сознания в России в кризисный для Церкви
период конца ХIХ- начала ХХ веков имеет благоприятные перспективы для
научных разработок. Залогом тому стали пробудившийся интерес к
религиозным и философским традициям в России, стремление восстановить
утерянную духовную связь поколений.
В целом историографический обзор показывает, что в эпоху, когда над
отечественной исторической и философской науками довлели догмы
диалектического материализма и классовых оценок, история церкви и
философской мысли освещалась однобоко и неполно, что привело к
недостатку общей историко-философской культуры в настоящее время.
Цель дипломной работы – исследовать истоки и сущность кризиса
официальной Церкви и взгляды представителей различных общественных
групп от церковных деятелей до философов и писателей на пути выхода из
него.

Задачами данной дипломной работы являются:

1. Рассмотреть вопросы организации, идеологии, экономики Церкви в
условиях реформ второй половины ХIХ века.
2. Попытаться выявить внутрицерковные тенденции, направленные на
улучшение положения Церкви в обществе; а также причины
консервации церковных устоев, несмотря на недовольство
синодальной системой.
3. Исследуя феномен Распутина, показать морально-психологическую
обстановку, сложившуюся в русском обществе и в РПЦ в начале
нынешнего столетия. На примере Распутина показать всю
нервозность и смуту, царившую в РПЦ.
4. Рассмотреть вклад философских школ и течений
( Несмелов В.И., Толстой Л.Н., Леонтьев К.П., Соловьев В.С.,
Бердяев Н.А., Мережковский Д.С., Розанов В.В. ) как попытку
модернизации ортодоксального православия и преодоления кризиса
религиозного самосознания русского общества.

Для написания работы использовались следующие группы источников:
во-первых, философские труды религиозных мыслителей – В. Соловьева,
Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева.
Сочинения В. Соловьева конца 80-х годов особенно отличаются
критикой византийско-московского православия. Критика была настолько
сильной, что сочинения не могли быть напечатаны в России. Впервые В.
Соловьев опубликовал их за границей на французском языке. Только после
смерти философа труды «Россия и вселенская Церковь», «Русская идея»
были опубликованы в Москве в 1911 году на русском языке Они вошли в
собрание сочинений В. Соловьева , вышедшее в 1988 году1. Его работа «Об
упадке средневекового мировоззрения»2 ( 1891 год ) наполнена чувством
катастрофизма по отношению к традиционному православию. Труд «Чтение о
Богочеловечестве»3 посвящен обоснованию процесса развития природного
человека к идеальному человечеству, к построению Царства Божьего на
земле ( Богочеловество ).
В отличии от трудов В. Соловьева религиозно-философское наследие
Л.Н. Толстого наименее доступно. До сих пор мало известны современному
читателю произведения «Исповедь» и «В чем моя вера?»4. До революции они
были запрещены духовной цензурой. В «Исповеди» автор пытается осмыслить
собственный жизненный путь и дать основание новой религии,
соответствующей развитию человечества, «религии Христа, но очищенной от
веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее
блаженство, но дающей блаженство на земле». В трактате « В чем моя
вера?» (1894 год ) под знаком истинного христианства Л.Н. Толстой
поднимает «мятеж» против всей культуры и цивилизации в целом, отрицая
все общественные институты и Церковь.
Для понимания религиозных взглядов Розанова В.В. важны его труды
«Русская Церковь», «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира», «Л.Н.
Толстой и Русская Церковь», «Уединенное».
Статья «Русская Церковь»5 впервые опубликована в журнале «Полярная
звезда» в 1906 году № 8. В то время статья преследовалась «за
Богохуление и поношение предметов веры, с целью произвести соблазн».
Здесь автор пытается доказать, что «вообще все Христианство тает…, а
Русская Церковь увядает своим особым способом, по своему особому типу».
Вопрос о взаимоотношениях между Толстым и православием был одним из
главных в проблематике розановского толкования христианства и русской
Церкви. В работе «Л.Н. Толстой и Русская
____________________________________________________________
1. Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988.

Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.


Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 2.

2. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Худож. лит-ра, 1990.
3. Розанов В.В. Русская Церковь // Религия и культура: Сб.: В 2-х т.
Т1
Церковь»1 ( 1911 год ) звучит интересная мысль о том, что сам акт
Святейшего Синода об отлучении «потряс веру русскую более чем учение
Толстого».
В начале ХХ века наблюдалось резкое ухудшение человеческого
качества, что привело к нарастанию хамства в общественной и личной
жизни – вот одна из главных идей Д.С. Мережковского в сборнике статей
«Грядущий хам»2, изданного в Санкт-Петербурге в 1906 году. В статье
«Теперь или никогда» данного сборника Мережковский оправдывает Петра I
в том смысле, что он ничего не сделал с Церковью; он только подвел итог
тому, что было сделано до него и помимо него. Здесь же автор поднимает
проблему векового бездейственного отношения Церкви к общественно-
политической жизни мира. Решение этого вопроса нужно искать в основе
всего исторического христианства
Сборник статей о русской интеллигенции «Вехи»3 опубликованный в
1909 году был не только призывом к смене парадигмы интеллигентского
сознания и общественной мысли в целом, но и предостережением,
основанным на предчувствии той моральной и политической катастрофы,
которая обозначилась в 1905-1907 годах и разразилась в октябре 1917
года.
Все религиозно философское наследие вышеперечисленных авторов
явилось неоценимым источником;
во-вторых, дневники, воспоминания современников, которые в основном
касаются личности Г.Е. Распутина. В разных источниках личность «старца»
трактуется по разному и встречаются самые противоречивые характеристики
его образа жизни, его натуры, масштабов влияния на политику, на царскую
семью, на окружение.
В «Моих воспоминаниях о Г.Е. Распутине»4 Жуковской «старец»
интересен, главным образом, со стороны своего воздействия на людей.
Психологической стороне этого вопроса в литературе уделено очень мало
внимания. В.А. Жуковская признает Распутина натурой во всяком случае
исключительной и обладающей огромной силой.
____________________________________________________________
1. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь: Сб. : В 2-х т. – Т1. –
М.: Правда, 1990.
2. Мережковский Д.С. Грядущий хам. - М.: Молодая гвардия, 1992.
3. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции: - Свердловск: Изд-во Урал.
Ун-та, 1991.
4. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине 1914-1916 год //
Григорий Распутин: Сб.: в 4т. Т 4 – М.: Терра, «Книжная лавка –
РТР», 1997.

В условиях жесткой цензуры похождения «старца» осуждались
общественностью посредством эпиграмм, памфлетов, карикатур и сатир.
Авторами тогдашнего «самиздата», наряду с профессионалами выступали и
высокопоставленные чиновники. И только после смерти «старца» занавес
был прорван. Волна книг, брошюр и статей приходится на 1917 – 1919
годы. Вся эта литература написанная на фактическом материале, носила
ярко выраженный разоблачительный характер.
Свидетельства из первых уст дают богатейший материал для оценки
роли Распутина и являются наиболее ценными документами о распутинской
эпохе, особенно если учесть, что документы, связанные с деятельностью
царского фаворита, в большинстве своем погибли.
Книги о Распутине большей частью выходили за рубежом. Среди них:
«Распутин» Тоубе ( 1923 год ); «Конец Г. Распутина» Гроссберга (1924
год ); «Конец Распутина» Юсупова ( 1927 год ); дневники дочери «старца»
Матрены и многие другие. Часть изданных за рубежом мемуарных книг
написаны сторонниками «старца», его поклонницами, а часть –
противниками и заклятыми врагами. Вся эта литература у нас в стране
была недоступной, хранилась в фондах.
В настоящее время вышел сборник «Григорий Распутин», который
содержит все сколько-нибудь ценные, известные и мало известные
российскому читателю воспоминания и документы людей, знавших Распутина.
Большой интерес представляют в нем воспоминания Великого князя
Александра Михайловича1, записки князя Н.Д. Жевахова2 и графа В.Н.
Коковцова3, влиятельных царедворцев: А.А. Мосолова4, В.Н. Воейкова5,
генералов В.И. Гурко6
____________________________________________________________
1. Великий Кн. Александр Михайлович. Из книги воспоминаний //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка –
РТР», 1997.
2. Жевахов Н.Д. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
3. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. // Григорий Распутин:
Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
4. Мосолов А.А. При дворе последнего российского императора. //
Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.: Терра, «Книжная лавка –
РТР», 1997.
5. Воейков В.Н. С царем и без царя // Григорий Распутин: Сб: В 4-х т. Т
2 –М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
6. Гурко В.И. Царь и царица // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

и Н.Т. Курлов1, общественных и государственных деятелей тех лет – М.В.
Родзянко2, П.М. Милюкова3, В.В. Сухомлинова4, А.Ф. Керенского5,
начальника департамента полиции С.П. Белецкого6.
Свои воспоминания оставили поклонницы Распутина – А. Вырубова7 и Е.
Джанумова8. Книги написали и убийцы Распутина: Н.М. Пуришкевич9 и князь
Ф. Юсупов10.
Причем сейчас в зарубежной историографии считается, что мемуары
Юсупова и «дневниковые записи» Пуришкевича лишь в небольшой степени
могут рассматриваться как достоверные источники истории заговора и
убийства Распутина, так как их рассказы очень похожи
на пересказ слухов, широко ходивших в народе.
Представлены очерки П. Ковалевского11, __
Н. Еврейнова12, З. Гиппиус13 и ряда других. Наиболее ценными
источниками для данной работы стали:
__________________________________________________________
1. Курлов П.Г. Гибель императорской России // Григорий Распутин: Сб.: В
4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
2. Родзянко М.Д. Крушение империи // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
3. Милюков П.Н. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
4. Сухомлинов В.А. Воспоминания // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
5. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары// Григорий
Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
6. Белецкий С.П. Григорий Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 1 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
7. Вырубова А.А. Страницы из моей жизни. Дневник // Григорий Распутин:
Сб.: В 4т. Т 3 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
8. Джанумова Е.Ф. Мои встречи с Распутиным // Григорий Распутин: Сб.: в
4т. Т 2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
9. Пуришкевич. Дневник // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 4 – М.: Терра,
«Книжная лавка – РТР», 1997.
10. Юсупов В.В. Конец Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.:
Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
11. Ковалевский П. Гришка Распутин // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т 2 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
12. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4-х т. Т 3 –
М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.
13. Гиппиус З.Н. Живые лица . // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т
4М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997.

воспоминания французского посла Мориса Палеолог «Царская Россия
накануне революции»1, где в свете личности Распутина раскрывается
кризисное состояние всего русского духовенства и церкви; совершенно по
новому раскрывается сущность «старца» в воспоминаниях его ближайшей
поклонницы А. Вырубовой, которая полностью опровергает слухи о
причастности Распутина к секте хлыстов, а также пытается доказать, что
Царица и Распутин явились жертвой политических интриг.
Воспоминания С. Труфанова «Святой черт»2 очень важны для понимания
общего состояния церкви в начале ХХ века. На примере Флорищевой
пустыни, куда он был сослан после ссоры с Распутиным, бывший иеромонах
Иллиадор очень ярко описывает все кризисные явления поразившие
православную Церковь; указывает на пагубное влияние Распутина на
духовенство.
Исследование Н. Еврейнова «Тайна Распутина» отличается
нетрадиционным подходом к теме. В частности он проводит анализ половой
распущенности героя и делает заключение о его «маниакальных»
наклонностях. Исследую его сектантские наклонности, Еврейнов неоспоримо
доказывает его хлыстовство.
Известно, что в марте 1917 года Временным правительством был издан указ
об учреждении Верховной чрезвычайной комиссии «для расследования

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ добывных возможностей скважин оборудованных УШГН, Павловского месторождения (Технология)


Реферат: Лекции по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Керенский Александр Федорович (Исторические личности)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Концепции современного естествознания (билеты экзаменационные) (Биология)


Реферат: Геополитика (вопросы) (Геополитика)


Реферат: Обучение менеджеров (Педагогика)


Реферат: Международная экономика - основа развития (Международные отношения)


Реферат: Человек - венец природы (Педагогика)


Реферат: Расторжение трудового договора по инициативе работника (Право)


Реферат: Понятие и особенности аграрных правоотношений (Контрольная) (Право)


Реферат: Виды цифровых денег (Деньги и кредит)


Реферат: Лекции по международным отношениям и внешней политике (Международное публичное право)


Реферат: Внешние запоминающие устройства (Программирование)


Реферат: Теории обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Слои изображения в программе Photoshop (Программирование)


Реферат: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919) (Культурология)


Реферат: Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики (Психология)


Реферат: Программа сложной структуры с использованием меню (Программирование)


Реферат: Буддизм (Мифология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист