GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древнеиндийская цивилизация (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древнеиндийская цивилизация (История)




Древнеиндийская цивилизация



Содержание



1. Введение
2. Природные условия
3. Население
4. Источники
5. Древнейшая Индия
6. Индия в XV-VI вв. до н.э.
7. Индия в VI-IV вв. до н.э.
8. Возвышение Магадхи.
Создание державы Маурья
9. Буддизм и его историческая роль
10. Культура Индии
11. Использованная литература



Введение

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская
культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них
немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё
своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области
науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли
творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм
и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы
оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и
общественную мысль многих народов мира.

Естественные условия Индии весьма сложны и разнообразны. Индия
представляет собой в своей значительной части огромный полуостров, почти
материк, отделенный от всего окружающего мира двумя океанами и величайшим в
мире горным хребтом - Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и
долины, в частности долина реки Кабула, соединяют Индию с соседними
странами. Центральная часть Индии, так называемый Декан, является самой
древней частью полуострова, который, весьма возможно, первоначально
представлял остров. Плоскогорье Декана, достигающее в среднем до 1000 м
высоты, включает горные и степные области, джунгли и саванны, в некоторых
районах мало приспособленные для человеческой жизни, особенно в тех
областях, которые отличаются сухим климатом. Наиболее благоприятным и
удобным для расселения людей и раннего развития культуры оказались обширные
области Северной Индии, большие равнины Инда и Ганга.
Население Индии еще в древности отличалось пестротой и разнообразием,
на что указывают как греческие хроники, так и древнеиндийский эпос.
Начало цивилизации в Индии относят к III тысячелетию до н.э., когда
образовались великие города с высокой культурой и благоустройством -
Мохенджо-Даро и Хараппа, создав цивилизацию в долине Инда. Она быстро сошла
на нет, не оставив преемников.
Северная Индия была завоевана племенами, которые в середине второго
тысячелетия до н.э. спустились с гор Гиндукуша и Памира и наводнили
плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна Ганга. Обычно эти племена
принято называть арийскими. Само слово "ария" на древнеиндийском языке
(санскрите) означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ",
являясь, таким образом, социальным термином.
Развитие ремесленных производств, отделение их от сельского хозяйства и
развитие торговли приводили к выделению наиболее зажиточный и богатых
людей, который эксплуатировали в своем хозяйстве рабский труд. Как и в
других странах древнего Востока, военнопленных обычно обращали в рабство.
Рабство в Древней Индии долго сохраняло домашний, патриархальный характер.
Жена и дети считались как бы прирожденными рабами мужа и отца. Поэтому отец
имел право продавать в рабство свою дочь.
Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к
экономическому и социальному усилению правящего класса - рабовладельческой
аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, выделившаяся из
среды общинников, противопоставляются простому народу, объединенному в
общины (вишас). С целью оформления этого социального расслоения в обычном и
жреческом праве появляется система четырех основных варн, которая должна
была санкционировать и укрепить древнейший классовый строй, основанный на
эксплуатации рабов и угнетении широких свободных масс населения. Учение о
происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из которых
впоследствии выросла значительно видоизмененная и усложненная кастовая
система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности в
законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами считались:
1) варна жрецов (брахманов), 2) варна воинов (кшатриев), 3) варна
земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы
угнетенных и бесправных бедняков, бывших почти на положении рабов, а также
фактические рабы). Религиозная идеология древней Индии выработала особую
систему религиозных верований, который обосновывали эту древнейшую кастовую
систему и привилегии трех высших варн.
В древней Индии возникает государство, облеченное в те же самые формы
деспотии, которые мы уже имели возможность наблюдать в Древнем Египте, в
древней Ассирии и Персии. Для укрепления авторитета царя, возглавляющего
это государство, широко используется религия. Жрецы учили, что царь есть
божество и что поэтому все приказы царя следует исполнять, как если бы они
исходили непосредственно от бога. Царь считался земным воплощением
божества. В законах Ману царь называется неприкосновенным, и брахманский
закон угрожал огненной смертью тому человеку, который "неосторожно
приближается к нему".
В период образования древнейшего рабовладельческого государства
появляются ведомства, в частности военное и судебное. Главной опорой
рабовладельческого государства была армия, которая делилась на четыре
основных рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Особенно широкое
применение в военном деле получили лук и колесницы.

Природные условия


Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в
далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран
Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира
и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-
востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана,
Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим
и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не
столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от
Ирана и на востоке от Индокитая.


Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами,
необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных
продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны.
Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис,
который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из
других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны
были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не
говоря уже о пряностях.


Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья
(камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность
хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что
исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли
(в основном через Иран и Среднюю Азию).


Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух
великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего
стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже
развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.


В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное
земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков.
Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада
большие количества влаги.


Население


Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства
античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении
древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и
Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым.
На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной
расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё
более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время
звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии
начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской
семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык –
санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки
получили название пракритов.
Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-
запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее
значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное
население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах
той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий
развития в тот или иной исторический момент.
Источники
Значительная часть первоисточников по истории древней Индии
безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были
написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали
неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог
сохраниться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары,
которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии,
оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь
те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено
сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства
древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на
протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались
ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с
дополнениями и искажениями.
Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не
осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние
средневековые хроники.
Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические
произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических
заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и
Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков
Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).
Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник
«Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие
трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник
сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно
переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.
Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление
которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра
Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении
государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия
эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.
Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник
легенд и изречений Типитака.
Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.),
высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого
царя.
Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии
своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего
во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в
Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический
очерк страны.
Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают
памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам,
начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна
протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая
страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей
литературы на санскрите.

Древнейшая Индия

Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена
древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных
местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины
крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются
западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век
складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой
относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были
города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и
Мохенджо-Даро (в Синде).
Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из
меди, затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно.
Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня.
Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки
зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя и риса) и фруктовых деревьев
(финиковых пальм, манго и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого
развития достигло ремесло.
Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а
возможно, и додравидские племена.
В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На
перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению.
Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено
водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня
достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное
оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились
лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и
вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.
В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их
культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло
вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской
системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока
нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее
всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или
иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались
разгрому.
Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие
считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному
уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в
социально экономическом развитии древней Индии.
Индия в XV-VI вв. до н.э.

История Индии после «арийского завоевания» известна нам главным образом
по поэтическим произведениям (Ведам, Махабхарате и Рамаяне).

После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда
насупил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по
верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города
напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом
ценности являются коровы.
Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии
наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в
первую очередь в появлении на рубеже II – I тысячелетий до н.э. железных
орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование
тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам,
дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие
распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение
приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры,
как рис, хлопок и сахарный тростник.
Прослеживаются растущие социальные расслоения. Лучшие земельные наделы
переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще
начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются
«даса», означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-
должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников.
Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в
кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое
страшное, свою красавицу жену.
Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление.
Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не
представителей господствующей знати.
В такой обстановке родо-племенное устройство всё больше уступает место
государственной организации.
Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве
племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.
Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях. Одна из них
правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал
мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в
Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии (на
среднем течении Ганга). Её представителем был прославленный Рама, который
впервые добрался до Цейлона (Ланки), что свидетельствует о расширении
внешних связей.
Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и
появлению замкнутых варн (часто их называют португальским термином «касты»,
однако это название больше подходит к индийскому «джати» -- обозначению
более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или
иную профессию), существование которых является своеобразной чертой
индийского общества. Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным
и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение:
брахманы (жрецы) и кшатрии (военная знать). По преданию первые вышли из уст
верховного бога Брахмы, а вторые – из его плеч.
Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название
вайшьев. Они считались вышедшими из бёдер Брахмы. В основном это были
земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на
которых духовная и светская знать смотрела свысока.
Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а
также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались
людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому
обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от
занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например
почётная церемония «второго рождения», для них не устраивались.
Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую
прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые»,
которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы
осквернить чистую воду.
Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в
своде «Законов Ману». На первом месте здесь поставлены брахманы.
Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже
столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако
на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя
порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс,
выступали вместе.
За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-
разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как
за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то
ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.
Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым
делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в
рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн (как тот царевич,
который проиграл себя и своих братьев в кости). Правда, порабощённым из
среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.
Деление на замкнутые варны, между представителями которых были
запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось
религией.
При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии
изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов.
По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления
жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в
стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим
и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях). По его имени жрецы
называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным
культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство,
как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн,
объявлялось извечным и не подлежащим изменению.
Индия в VI-IV вв. до н.э.
Политическую историю Индии можно изучать на основании письменных
источников, лишь начиная с середины первого тысячелетия до н.э. Около 6
века до нашей эры в Северной Индии существовал ряд государств, среди котрых
выделяются два значительных: Магадха и Кошала. Эти два значительных
государства вели меж собой борьбу за преобладание и господство в Северной
Индии на обширной территории, расположенной в бассейне Ганга. В период
возвышения царства Кошала царь Камса расширил пределы государства, завоевав
государство Каши. Возвышение царства Магадха относится ко времени
царствования династии Шайшунага. В 6 в. до н.э. Персидское государство
Ахеминидов входит в соприкосновение с Северо-Западной Индией, где персы
столкнулись с индийскими племенами гандхара и асвака.
В 4 веке до н.э. все гангские государства объединились в державу
Нандов, вскоре захваченную Александром Македонским. Его войска недолго
оставались в Индии, после чего там возникло на долгие века государство
Маурьев (3-2 века до н.э.). В это время утвердилась как официальная религия
буддизм (после него индуизм).
Невысокий уровень государственности не мешал развитию в Индии
замечательной архитектуры, совершенно оригинальной скульптуры, литературы и
науки (в частности, именно индийцы изобрели наши "арабские" цифры).
Возвышение Магадхи. Создание державы Маурья.
До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном
только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них –
Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь
Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до
Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн
этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.
В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты
Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327-325
гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.
Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным.
Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся
индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к
царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его
врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на
службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов.
Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром
Македонским.
Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по
298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей
её был город Паталипутра.
Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские
гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями
междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить
между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них –
Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых
слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные
местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и
Белуджистана).
Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в
особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н.э.). При нём было
покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании,
если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150
000.
В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением
самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В
широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью
водоподъёмных колёс). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается
городская жизнь.
В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые
обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые
изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы)
вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с
Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые
серебряные монеты появились в Индии несколько раньше – в V в. до н.э.).
В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки
монополию на продажу соли, хмельных наапитков, жемчуга и других товаров.
Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким
применением рабского труда.
Большинство производителей, однако, составляли земледельцы,
объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной
устойчивостью.
Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной
державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались
огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые
разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных
сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько
средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить ,сколько
выпьет воды рыба.
Буддизм и его историческая роль.
При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной
идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система –
брахманизм – всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы
сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке
централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое
деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в
третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с
развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не
считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла
примириться с засильем духовенства.
Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые
религиозные учения, соответствующие духу времени.
Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия
не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме
буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения
происхождению верующих). Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой
состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.
Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция
предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII-VI вв. до н.э. и прозванному
Буддой («просветлённым»), откуда и происходит название его учения. Про
этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах
человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид
похоронной процессии – всё это наводило на него глубокую тоску.
Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а
затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось
признание, что жизнь сама по себе является злом (джайны же считали
аскетичекую жизнь благом, от которого не следует отказываться). Любое
желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям. Единственный
выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это
удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым
страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является
нирваной – высшим благом.
Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были
огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к
подавлению желаний, то религиозный культ и жречесво становились излишними.
Самоусовершенствование, отказ от богатств и земных благ не зависели от
происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не
могил помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали
к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных
различий, но считали всё это несущественным. Впрочем, в одном отношении они
даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение
признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабы не принимались в
сангхи (общины ранних буддистов). Рабу, который не распоряжается самим
собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался
закрытым путь к нирване.
Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и
угнетённых (кроме рабов). Отказ от насильственного изменения установившихся
порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлим для
зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской
знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие
к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от
покушений на имущество. Буддисты вели проповедь на различных языках, что
также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных
племён и народностей.
Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению
с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на
знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти
привилегии были тормозм в организации управления обширным деспотическим
государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации
государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал
рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов.
Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял
буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан
ряд буддийских монастырей.
Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять.
Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где
силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской
общины.
В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и
иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком
случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.
Нвая религия не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать
мировой (в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и
исламом). Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до
н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству
царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно
спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и
отличающихся различным уровнем экономическог и культурного развития,
оказалась задачей непосильной.
Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёл при династии
Шунга (187-73 гг. до н.э.), которая пришла на смен у династии Маурья. Цари
новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с
ним система замкнутых варн вновь вошла в силу.
Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от
которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было сперва
Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с
северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав
основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории
современного Таджикистана. Кушаны в значительной мере восприняли высокую
индийскую культуру.
В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V
вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного
царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и
опять происходит полное раздробление страны.
Индуизм
Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов
древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея,
корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет
восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены
весьма примитивные суеверия.
В то же время для индуизма характерна идея Всевышнего, вездесущего Бога-
творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и
сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой.
Культ его не сводится к простому жертвоприношению - кормлению к обоюдной
выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном
служении и преданности.
Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который
может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека
(обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну
позволило слить в едином образе, несколько разных по происхождению культов.
Воплощением Вишну признается и Рама - герой популярной эпической поэмы
Рамаяна, и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается
Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.
Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива,
изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто
сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в
наши дни) индуисты разделяются, таким образом, на почитателей Вишну и
почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов), однако принципиальных расхождений
между ними не было и нет - основное различие сводится лишь к тому, кого из
двух великих богов считать главным.
Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически
гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и пураны, включающие
колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не
содержатся в тайне, они доступны всем, а научный анализ показывает, что
мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами
Индии.
В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью
праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе
которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу
заменяются ритуалом "почитания" божества: надеванием на его изображение
цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и
возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением
эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и
разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не
только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и
доходами с принадлежавших храмам земель.
Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в Бхагавадгите -
поэме, включенной в состав Махабхараты. Бхагавадгита (букв. "Песнь
Господа") повествует о том, как собрались войска двух враждующих
группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников множество
родственников и друзей, один из героев устрашился предстоящего
кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну)
произнес пространную речь о значении долга (дхармы). Он говорил о том, что
лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от
его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям
надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих
индийцев, знавших наизусть знаменитую Гиту. Но Гита важна и с другой точки
зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль
относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в
этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является
добродетелью, для другого - грех.
Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому
человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его
местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют
ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на
отношения между представителями разных общественных групп, внутри же
группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая
необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и
противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые
исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы
вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых
правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных
отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим
социальным кругом - запрещены совместное принятие пищи и браки между
членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в
особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи
заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порой
жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела
ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не
став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы
на погребальном костре мужа.
Культура Индии.
К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные
произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна),
которые на первых парах передавалась из уст в уста.
Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг).
В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из
его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени
главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.
В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и
материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником
познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в
Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела.
Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития
достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный
солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с
астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.
В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и
закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В
средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.
Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда
уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика
достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние
народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры,
которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле
изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская
алгебра испытало влияние индийской.
Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты.
Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали
теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий
сделало необходимым филологические исследования. Учёный брахман Панини,
живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику «очищенного», т.е.
литературного языка (санскрита).
Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры
являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В
пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму
многокрасочные фрески (I-III в. н.э.).
Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и
Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На
западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.



Список литературы.





Реферат на тему: Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья

ДРЕВНЕЙШИЕ ПЛЕМЕНА, НАРОДНОСТИ И ГОСУДАРСТВА АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ
План:
1. Армянское нагорье и сопредельные страны


2. Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья


3. Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и
сопредельных стран


4. Государство Урарту
1. Армянское нагорье и сопредельные страны
В историческом прошлом жизнь армянского народа протекала на территории,
известной в географической науке под названием Армянского нагорья.
Советская Армения занимает северо-восточную часть этой территории.

Армянское нагорье известно многочисленными горными хребтами, плоскогорьями
и потухшими вулканами. Оно находится между Малоазийским и Иранским
плоскогорьями, в северо-западной части Передней Азии, занимает территорию
от 37°30' до 40°15' северной широты и от 38° до 47° восточной долготы.
Нагорье имеет в среднем высоту 1500—1800 метров над уровнем моря и, будучи
выше окружающих стран, иногда называется «горным островом». Средняя часть
нагорья представляет собой обширное плоскогорье, изрезанное горами и
долинами. Окруженная естественной стеной многочисленных горных хребтов и
гор, эта средняя часть нагорья в древности была известна под названием
Срединной страны (Миджнашхар).

Беря начало от вершин Арарата, на запад до реки Евфрат тянется горная цепь
Армянского хребта, который вместе с составляющими его продолжение горами
делит Срединную страну на северную и южную части. Обширный вулканический
массив горы Арарат (Масис) с ее вершинами—Большим Араратом (5165 м) и Малым
Араратом (3925 м)—находится почти в центре Армянского нагорья.

Северную границу Армянского нагорья составляют Восточно-Понтийские горы. Их
продолжением является горная система Малого Кавказа, которая тянется от
берегов Черного моря до Мегринского ущелья р. Аракс и состоит из ряда
горных цепей. К западу от них возвышается огромный вулканический массив
горы Арагац (4090 м). На широко раскинувшихся пологих склонах Арагаца,
богатых родниками и естественными пастбищами, люди занимались скотоводством
и земледелием с незапамятных времен.

Складчатая дуга Армянского Тавра обрамляет Срединную страну с юга. Южные
окраинные области древней Армении (Алдзник, Сасун, Мокк, Кордук)
простирались в районе отрогов Армянского Тавра и охватывали долины
Западного и Восточного Тигра.

К югу от Армянского хребта находится обширное плато с несколькими горными
массивами. К их числу относится Бюракн (в древности Серманц, 3650 м) с его
пастбищами, многочисленными студеными родниками и озерцами, благодаря
которым он получил свое название (Бюракн—«Десять тысяч источников»,
Бингёл). На восток от него простираются горы Цахканц с их вулканической
вершиной Тондрак (3542 м). На юго-западе от гор Цахканц, недалеко от
северного берега оз. Ван возвышается вулканический массив Сипан (в
древности Нех-Масик, главная вершина его имеет высоту 4434 м), который на
юго-западе соединяется с вершиной Саракн (3050 м), имеющей огромный кратер.

Между горными хребтами Армении расположен ряд замкнутых возвышенных плато,
плодородных долин и равнин. Наиболее известны среди них Араратская,
Таронская (Мушская), Харбердская, Ерзинкайская, Багревандекая
(Алашкертская) и Ширакская долины. По обе стороны среднего течения реки
Аракс, между горами Арарат (Масис) и Арагац и устьями рек Ахурян и Арпа,
раскинулась обширная и плодородная Араратская равнина—сердце Армянского
нагорья. Араратская равнина издавна была центром экономической,
политической и культурной жизни армянского народа. Здесь находились столицы
древней Армении—Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин, а в наше
время— Ереван. На запад и северо-восток от подножия Арагаца расстилается
плодородная Ширакская равнина, где находилась столица средневековой Армении
Ани.

Окруженное горными хребтами Армянское нагорье получает мало влаги.
Континентальным климатом отличается в особенности Срединная страна с
холодной зимой и жарким, сухим летом, но в отдельных ее местностях климат
умеренный. Бросается в глаза резкая разница между климатическими условиями
низменных равнин и соседних высоких гор. Дожди обычно выпадают весной и
способствуют появлению в горах и на .равнинах пышной растительности.
Араратская равнина имеет сухой, континентальный климат: в Ереване,
расположенном на высоте около 3000 м над уровнем моря, средняя температура
в январе бывает—6,4°, в июле +25°.

Армянское нагорье является водоразделом ряда больших рек Передней Азии.
Отсюда берут начало Евфрат и Тигр, впадающие в Персидский залив, Чорох и
Гайлгет, впадающие в Черное море, Кура и Араке, впадающие в Каспийское
море, и их многочисленные притоки. Евфрат (длина 2700 км, из них 500 км в
пределах- Армянского нагорья) имеет два рукава: Западный Евфрат, который
берет начало в горах

Цахкавет, севернее города Карина (Эрзерума), и Восточный Евфрат, или
Арацани, берущий начало в горах Цахканц. Одним из притоков Арацани является
Меграгет, протекающий по плодородной Таронской равнине. Река Тигр (длина
1950 км, из них 380 км в пределах Армянского нагорья) также имеет два
рукава—Западный Тигр и Восточный Тигр, первый из которых берет начало с юго-
западных, а второй— с юго-восточных склонов Армянского Тавра; они
соединяются около города Сгерд. Река Араке (в древности Ерасх, 314 км)
начинается с северных склонов Бюракнских (Бингёль-ских) гор, на Басенской
равнине сворачивает на восток и течет по глубокому Кагзванскому ущелью, в
древности называвшемуся Ерасхадзором. Принимая слева реку Ахурян, Араке
затем течет по обширной Араратской равнине. Здесь его левыми притоками
являются Касах, Раздан, Азат и др. Связанная с Араксом и его притоками
система каналов орошает виноградники и плодовые сады, а также плантации
технических культур Араратской равнины. В народе эту реку часто называли
Матерью-Араксом.

Нагорье богато большими и малыми озерами. Озеро Севан (в
древности—Гегамское море) является самым высокогорным среди больших
пресноводных озер мира (находится на высоте около 1900 м над уровнем моря,
поверхность—немногим меньше 1400 кв. км). В озеро впадают до 20 речек, а из
него вытекает только одна река—Раздан (Зангу). Среди рыб, которые водятся в
Севане, большой известностью пользуется местный вид форели—ишхан.

Ванское озеро (в древности Тосп, или Бзнунийское море) находится на высоте
1720 м над уровнем моря. Поверхность озера равна 3733 кв. км. Воды озера
соленые. С древнейших времен здесь занимались рыболовством, добычей соли и
селитры.

Озеро Урмия (в древности Капутан) расположено в одной из впадин, лежащих
между Армянским нагорьем и Иранским плоскогорьем.

Кроме этих трех больших озер, имеются многочисленные маленькие горные
пресноводные озера. К ним относятся Арпи, Арчак (в Васпуракане), Гайлату (в
Коговите), Цовк (ныне Гельджук) и др.

Геологическое строение и климатическое разнообразие породили разнообразие
почв и растительности нагорья: плодородные поля сменяются каменистыми
почвами с фруктовыми садами. Срединная страна бедна лесами. Лиственные и,
частично, хвойные леса встречаются преимущественно в Гугарке, долине
Агстева, в Сюнике, а также на южных склонах Восточного Понта и Армянского
Тавра. На высоте около 2000 м над уровнем моря начинается альпийская зона
это район прославленных пастбищ Армянского нагорья с пышной луговой
растительностью.

Главным занятием населения горных долин издревле было выращивание зерновых,
виноградной лозы, льна, кунжута, а также плодовых деревьев—абрикоса,
персика, черешни, яблони и др.

Армянское нагорье богато дикими животными. Из копыных млекопитающих здесь
водятся благородный олень, косуля, горный козел, встречается также
армянский муфлон, а в тростниковых зарослях долины Аракса—кабан. Из
хищников обычны волк, лиса, медведь, гиена; из птиц—орел, гриф, коршун,
сокол, аист, куропатка, утка, дрофа, перепелка, фазан и др.

Недра нагорья богаты полезными ископаемыми. В горах ряда областей с
древнейших времен добывали медь, железо, свинец, серебро, золото и каменную
соль. Особенно славились медные рудники в Гугарке и Сюнике, соляные копи в
Кохбе, Катанане и Нахчаване. Издавна пользуются известностью строительные
материалы нагорья—туф и мрамор разных цветов, базальт, пемза и др. Имеются
также запасы железа, меди, свинца, золота, молибдена, каменной соли и т. д.

Нагорье известно разнообразными лечебными минеральными водами—«джермуками»
(горячими источниками)- и кислыми водами. На базе их в годы Советской
власти возникли здравницы Арзни, Джермук и др.

Армянское нагорье сообщалось с внешним миром через горные проходы,
именовавшиеся в древности «вратами». Через нагорье проходили два важнейших
торговых и военных пути древнего мира, которые связывали Восток с Западом.
Военно-стратегическое и торговое значение Армянского нагорья являлось одной
из важных причин многих войн между державами Средиземноморья и Передней
Азии. Ареной этих войн обычно становились Армения и соседние страны. Узлом
основных магистралей торгового обмена между Востоком и Западом была
Араратская равнина. С севером Армению связывали пути, проходившие через
Грузию и Кавказскую Албанию (Агванк) вдоль побережья Черного и Каспийского
морей.

Древняя Армения была разделена на пятнадцать крупных областей или «земель».
Наиболее известными из них были Айрарат, Васпуракан, Сюник, Арцах, Гугарк,
Высокая Армения, Туруберан, Алдзник, Цопк. Каждая область в условиях
натурального хозяйства и географической замкнутости представляла не только
отдельную экономическую единицу, но имела свои особые обычаи, диалект и
культурные традиции.
наверх^
2. Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья
Происхождение человека относится ко времени, отдаленному от нас более чем
на два миллиона лет. Из первых человекоподобных, благодаря трудовой
деятельности, постепенно сложился человек в его сегодняшнем облике.
Выпрямилась осанка, развились конечности, кисть руки приобрела способность
к тонкой работе, появилась членораздельная речь, развился мозг человека.
Все это произошло в рамках эпохи; именуемой в науке древнекаменным
веком—палеолитом.

Во многих районах Армянского нагорья обнаружены-следы деятельности человека
эпохи палеолита, изготовлявшиеся и применявшиеся им орудия труда. Среди
таких находок особой полнотой отличаются коллекции, собранные на территории
Армянской ССР (гора Артин, окрестности курорта Арзни и др.). Они
показывают, во-первых, что Армянское нагорье принадлежало к областям
древнейшего расселения человека и, во-вторых, что деятельность человека
продолжалась здесь непрерывно в течение всех периодов древнекаменного
века—нижнего палеолита (до 100 тыс. лет до нашего времени), среднего
палеолита (до 40 тыс. лет) и верхнего палеолита (40 тыс. лет—15—12 тыс. лет
тому назад).

От первоначального универсального каменного рубила— грушевидного грубо
оббитого многоцелевого орудия труда;— человек за эти сотни тысячелетий
перешел к применению многочисленных специализированных, обработанных
орудий, которыми можно было резать, сверлить, скоблить дерево, кость, рог и
прочие материалы. Человек получил возможность охотиться на таких
распространенных в то время крупных животных, как мамонт, северный олень,
бык, дикая лошадь, а также заниматься примитивным рыболовством. Огромным
достижением явилось изобретение способа искусственного добывания огня.
Смягчение климата, наступившее в конце эпохи верхнего палеолита и
отступление ледников создали новые благоприятные условия для дальнейшего
развития деятельности человека.

Заключительный период каменного века— новокаменный век представлен на
территории Армении рядом поселений, относящихся к VIII—середине V тыс. до
н. э. Искусство обработки камня достигло совершенства—орудия шлифуются.
Каменный топор с деревянным топорищем дает возможность мастерить средства
передвижения и перевозки—повозки и лодки. Получают дальнейшее развитие
Земледелие и скотоводство. Создаются искусственные жилища. Изготовляются
первые глиняные сосуды; они пока еще грубы и шероховаты, не обожжены, но у
них большое будущее. Племена, состоящие из родов, укрепляются и, в свою
очередь, объединяются в племенные союзы, на первых порах еще непрочные.

Следующий, медно-каменный период, или энеолит, датирующийся в Армении
второй половиной V тыс. и IV тыс. до н. э. (поселения Шамирамалты, Техут,
Кюль-тапа и др.), ознаменован завершением оформления раннего земледелия и
скотоводства: изготовляются разнообразные орудия для обработки земли и
сбора урожая, приручаются и разводятся коза, овца, свинья, крупный рогатый
скот (последний используется и как тягловая сила); возникает ткачество из
шерстяных и растительных ниток; развивается и разветвляется керамическое
производство. Важнейшим достижением эпохи является изготовление изделий из
меди. Металл еще долгое время используется параллельно с камнем, и формы
металлических орудий до поры повторяют формы каменных. Эпоха энеолита
характеризуется также началом широких межрегиональных связей.

III тыс. до н. э. для наиболее развитых к тому времени стран земного шара
явилось временем возникновения государств. Первые государства образовались
в плодородных речных долинах: в долине Нила—Египет, в долине Тигра и
Евфрата—Шумер и Аккад. Влияние их цивилизации проникает в соседние страны,
в том числе на Армянское нагорье. Здесь в этот период еще господствует
родовое общество, продолжается переход его от матриархата к патриархату,
при сотором ступени родства определяются уже по отцовской линии. Такой
переход был связан с ростом материального производства и, параллельно, с
ростом роли и значения мужчины в.экономической и общественной сферах. К
концу этого периода намечается и имущественная дифференциация
населения—выделение и усиление родоплеменной знати.

III—II тыс. до н. э. на Армянском нагорье—эпоха бронзы. В этот период
производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает
пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли, и на
этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных
включается лошадь. Ремесла развиваются и специализируются, наряду с
прогрессом традиционных ремёсел—обработки камня, кости, кожи, дерева,
керамического 'производства, наблюдаются крупные достижения в металлургии.
В качестве основного материала медь заменяется бронзой—сплавом меди с
оловом. Этот сплав значительно превосходит чистую медь твердостью и режущей
способностью. Умножаются виды бронзовых орудий труда, бытовых предметов и
украшений, оружейное дело выделяется в отдельное ремесло. Развивается
ювелирное дело, изделия из золота, серебра и полудрагоценных камней
приобретают изящество и тонкость.

Остатки продукции ремесленного производства обильно .представлены в
памятниках бронзового века Армянского нагорья (Шенгавит, Мохраблур и др.) и
в богатейших погребениях (Трехк-Триалети, Кировакан, Лчашен). Эти
материалы, как и обнаруженные в горах Армении наскальные изображения, также
свидетельствуют о процессе социального и духовного развития общества,
который вел к разложению первобытнообщинного строя. В руках родоплеменной
знати концентрируются лучшие пахотные земли, обширные стада и другие
богатства. В средний и поздний период бронзы погребения представителей
этого слоя общества выделяются особой роскошью, содержат большое количество
вещей— великолепные разукрашенные погребальные повозки, высокохудожественно
выполненное оружие и украшения, а также скелеты убитых и захороненных со
своими хозяевами рабов. Общество быстро продвигается по пути
классообразования. Примитивные первобытные религиозные представления
перерастают в сложную систему, где находит свое место культ сил природы и
небесных явлений, предков, верования, связанные с охотой и плодородием,
олицетворенные в человекоподобных или представляемых в виде животных
божествах.

В это время получают широкое распространение построенные из огромных
каменных блоков так называемые циклопические крепости, что указывает на
учащение межплеменных столкновений. Это обстоятельство еще более укрепляет
позиции родоплеменной знати. Общество находится в преддверии образования
государства.

К концу II тыс. до н. э. на Армянском нагорье начинается использование
железа, и тем самым на смену бронзовому веку приходит железный. Высокие
качества этого нового материала дают новый толчок развитию производительных
сил.
наверх^
3. Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и
сопредельных стран
Какие народности и племена населяли Армянское нагорье? О древнейшем периоде
имеется пока еще мало сведений. Некоторые общие черты материальной культуры
свидетельствуют об, этнической общности значительной части населения
нагорья уже в IV—III тыс. до н. э. Это были племена субарейцев или
хурритов, часть которых в середине III тыс., по-видимому, мигрировала к
берегам Средиземного «оря. В ряде местностей этого района археологами
обнаружены памятники материальной культуры (в частности, керамические
изделия), сходной по форме с культурой племен Армянского нагорья.

Для II тыс. до н. э., благодаря сохранившимся в письменных памятниках
свидетельствам, картина племен и народностей, населявших Армянское нагорье
и близрасположеные области, существенно проясняется. Южная зона нагорья
была населена родственными друг другу хурритскими и урартскими
племенами. Хурриты обитали на территории, расположенной от западной
излучины Евфрата до озера Ван (страны Алзи, Пурулумзи, Шубриа и др.).
Однако основная масса их жила южнее, на территории, простиравшейся/ от
Средиземного моря через северную Месопотамию к Ассирии и Вавилонии. Именно
в северной Месопотамии в XVI до н. э. хурриты создали свое государство
Митанни со столицей Вашшугане. Это государство держало под своим
полиггическим влиянием Ассирию, южную часть Армянского наворья, страны
долины верхнего течения Евфрата и некоторое время играло ведущую роль в
Передней Азии. Оно состояло р тесной связи с могущественными государствами
этого периода— Вавилонией, Египтом и Хатти (Хеттслнм царством).

Хурриты создали богатую материальную и духовную культуру и на основе
аккадского (вавилоно-ассирийского) клинописного письма разработали
собственную письменность. Государство Митанни в XIV в. ослабло под ударами
Хатти и вскоре подчинилось владычеству усилившейся Ассирии.

Бассейн озера Ван и прилегающие к нему с востока земли были населены
родственными хурритам урартскими племенами. В XIII в. до н. э. на этих
территориях существовал племенной союз Уратри (Уруатри), состоявший из
восьми племен. После опустошительных нашествий царя Ассирии Салманасара I
(1280—1261) союз Урарту распался, и его место занял более мощный племенной
союз Наири. Этот союз занимал значительную часть Армянского нагорья,
временами простирая свои границы от озера Урмия до долины реки Чорох. В XI
в. союз Наири распадается, и на арену вновь выступает союз Урарту.

Западные подступы к Армянскому нагорью,—центральные и восточные земли Малой
Азии,—уже в конце III—начале II тыс. до н. э. были заселены
индоевропейцами—родственными племенами хеттов-неситов и лувийцев. Эти
племена, постепенно заняли территорию местных племен хаттов или
протохеттов, ассимилировали их и в то же врем» самиАв существенной мере
прониклись их культурой. Хеттское (государство образовалось раньше
хурритского—не позже XVII в. до н. э. —и было более сильным. Оно
просуществовало до начала XII в. до н. э.

Хфты также создали богатую культуру, имели свою письменность,
сформировавшуюся на базе аккадского клинописного письма. Рабовладение у них
было более развито, чем у хурритов, благодаря крепкой военной организации,
мощной армии, захватывавшей в войнах большое число пленных. Государство
родственных хеттам лувийцев располагалось в южных районах Малой Азии,
однако массы лувийского населения жили также северо-восточнее этих
районов—в странах долины западного течения Евфрата: Куммухе, Мелиде, Ишуве,
Сухме и др., расположенных между государством Хатти и Армянским нагорьем.
Лувийцы пользовались иероглифической письменностью (так называемые
«хеттские иероглифические надписи»).

К северо-вос

Новинки рефератов ::

Реферат: Старость как объект (Социология)


Реферат: Работа в программе Excel (Программирование)


Реферат: Востановление независимости Армении в IX-XI веках (История)


Реферат: Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой (Сельское хозяйство)


Реферат: Преподавание алгебраического материала в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Психологические условия освоения практ действий (Психология)


Реферат: Выбор наиболее выгодного вида транспорта (Транспорт)


Реферат: Коммерческие банки, экономические основы их формирования (Банковское дело)


Реферат: Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития (Менеджмент)


Реферат: Учет нематериальных архивов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Пищевые жиры (Химия)


Реферат: Взаимоотношения в коллективе (Психология)


Реферат: Перспективы и развития сельских АТС (Коммуникации и связь)


Реферат: Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя (Педагогика)


Реферат: Комический образ героя-обывателя в сатирических рассказах М.М.Зощенко (Литература)


Реферат: Проблема мотивации в различных психологических теориях (Психология)


Реферат: Проблема уменьшенной вменяемости в уголовном праве (Государство и право)


Реферат: Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе (Педагогика)


Реферат: Ответственность за торговля наркотиками (Право)


Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист