GeoSELECT.ru



История / Реферат: Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь (История)




I. Введение: история и культура
Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность
нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и
человечества. Нельзя познать культуру не зная истории. При изменении
исторических событий, меняется и культура. Развитие культуры есть, прежде
всего, накопление культурных ценностей, отбор в мировом масштабе всего
лучшего, что было создано человечеством. Между культурой прошлого и
современной культурой существует не только прямая линия зависимости второй
от первой, но и своеобразная “обратная связь”. Чем выше и значительнее идеи
современности, тем больше мы способны увидеть и понять не замеченные ранее
ценности в прошлом.
Изучение великих памятников культуры прошлого никогда не может
завершиться, замереть, оно бесконечно и позволяет бесконечно углубляться в
богатство культуры. Современное постоянно обогащает прошлое, позволяет
глубже в него проникнуть.
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного,
значительности истории даже человеческого бытия не покидало древнерусского
человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе
Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. В них
подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию,
побуждают его восхищатся миром и мудростью его устройства. Книги открывают
“розмысл сердечный”, в них красота, и они нужны праведнику, как оружие
воину, как паруса кораблю.
Можно много говорить о разнообразных неувядаемых достоинствах многих
произведений древнерусской литературы, но самое главное – это ее
сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература особенно ценна
и для нас, для нашего времени.
Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней
Руси: летопись “Повесть временных лет” и “Поучение” Владимира Мономаха.
“Повесть временных лет” определяет место славян и, в частности,
русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянской
письменности, образование русского государства, события русской истории и
т.д..
Из “Поучений” Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципах
основывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своих
детей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание и
мировоззрение славян Киевской Руси.


1) От язычества к православию на Руси.

Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое
прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была
довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы.
Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии
(с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровитель
дружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен в
единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей
идеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которой
характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и
усилению княжеской власти.

2) Выбор религии.

Интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры,
которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе
противостоять врагам и заслужить уважение союзников.
Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. Мусульмане –
аллаху, иудеи – Иегове, христиане – христианскому Богу. И хоть все они
признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были
разными. Поэтому выбрать какую-то одну из этих вер оказалось очень не
просто. Сделать выбор религии предстояло Киевскому князю Владимиру (980-
1015 г.-время княжения).
Ко времени Владимира в Киеве уже существовала небольшая христианская
община. В торговой части города была возведена небольшая церковка пророка
Ильи, в которой христиане из войска Игоря приносили клятву о соблюдении
договора о мире и сотрудничестве, подписанном князем с Византией в 945 г.
В 956 г. приняла крещение княгиня Ольга (жена князя Игоря). Ольга
развернула миссионерскую деятельность: разрушала языческие требища,
возводила христианские храмы. Древние летописи говорят, что княгиня послала
много злата во Псков для возведения храма Св. Троицы. В Киеве она освятила
церковь во имя цареградской Софии.
Неоценимую услугу делу утверждения христианства среди славян оказала
проповедническая миссия братьев салунских Кирилла и Мефодия, которые
создали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу и перевели на славянские
языки самые необходимые места церковных книг. Братья дали славянам
богослужебную литературу.
Но все же с принятием христианства киевский князь медлил. Каждое
посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников
на свою сторону. Послал Владимир десять мудрых мужей в чужие страны, чтобы
увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Болгарские и
немецкие церкви были малы и некрасивы, обряды не впечатляющи, а лица людей
унылы. Зато пышность и богатство греческой столицы Константинополя, величие
его храмов, важность и таинственность обрядов, красота пения потрясли
послов. “Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе…” Это решило
судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от
греков.



3) Принятие христианства на Руси.

Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам,
что, приняв их веру, останется попрежнему вольным русским князем и не будет
подручником греческих царей. Владимир вторгся в византийские владения в
Крыму, взял Херсон и стал диктовать свои условия: породниться с
византийским императорским домом, жениться на царевне и принять
христианство. Император был вынужден выдать за Владимира замуж свою сестру
Анну.
В 988 г. князь Владимир крестился сам, а по возвращению домой прежде
всего крестил детей своих. Затем со рвением взялся за искоренение язычества
среди соплеменников. Перун был свергнут, брошен в реку Днепр. “И приставил
Владимир к нему людей, сказав им: “Если пристанет где к берегу, отпихивайте
его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его”. Они же исполнили…”
[ 3]. Распорядился князь, чтобы созвали всех киевлян в назначенный час к
берегу Днепра.
”…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там
людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,
молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые
бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на
небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…Люди же крестившись,
разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал бога сам и люди его,
посмотрел на небо и сказал: «Христос бог, сотворивший небо и землю! Взгляни
на новых людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога, как
познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную
веру…». Сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где
прежде стояли кумиры».[3]. На холме, где еще недавно возвышался Перун,
выросла церковь святого Василия. Из Константинополя призвал Владимир
искуссных зодчих, чтобы построили они каменный храм Богородицы. На его
содержание велел князь отдавать десятую часть от доходов, потому и назвали
церковь Десятиною.
Далее предстояло распространить новую веру по всему государству,
“привести всю землю русскую к Богу, к свету истинному”. На месте бывших
жертвенников вырастали церкви, украшенные иконами.
Но для такой огромной работы священников не хватало. Приехавших
вместе с Анной духовных лиц было мало. Владимир пригласил из Болгарии
клириков, ведущих богослужение на славянском языке. Вышли из киевского
подполья прежде гонимые христиане, многие из которых стали священниками-
миссионерами. А также “послал князь собирать у лудших людей детей и
отдавать их в обучение книжное”.[3]. «Чтобы утвердить веру в знании книг
божественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первым
основанием народного просвещения в России».[2].Так пришла новая вера, новая
эра, изменившая жизнь и культуру на Руси.



4) Дальнейшее распространение христианства в
Киевской Руси.

При Владимере крестилась, разумеется, не вся Русь. Сын Владимира
Ярослав был достойным приемником отца. Летописец писал так: “…один землю
распашет, другой ее засеет, третьи пожинают и едят пищу”. Владимир лишь
распахал почву. А засеял ее, стал действительно основателем Русской церкви
князь Ярослав.
Ярославу удалось объединить разобщенные княжеские уделы и стать
монархом всей Руси. Он стремился сохранить это единство и понимал, что
сильным оружием в этой борьбе может быть Церковь. Ярослав приложил немало
усилий для укрепления христианской веры на Руси. В Киеве он заложил и
построил великолепную церковь, украшенную мозаикой из смальты, настенной
росписью, и посвятил храм святой Софии. Ярослав покровительствовал
иконописцам, “выписывал” на Русь греческих певцов, обучавших киевлян
церковному пению. Летописцы говорят, что великий князь создал и в Новгороде
первое народное училище, где 300 отроков “ от старост и поповских детей
постигали учение книжное”, нужное для священнического сана и гражданских
служащих.
Если священников “среднего звена” можно было готовить в училищах из
простолюдинов, то для высших церковных чинов это не подходило. Тут нужны
были монахи из людей ввсшего сословия. И тогда стали возникать, расти
монастыри, куда могли постричься и бояре, и княжеские дети, и провославные
воины.
В 1062 году святым Феодосием был заложен знаменитый Печерский
монастырь с общежительным строгим уставом. Много поучал Феодосий словом, но
еще больше делом и примером своим. И богатые, и бедные, и князья, и простые
люди, приходили к нему за советом и благословением; говорил он всем правду,
не боясь сильных мира; никто не отходил от него без назидания, утешения или
подаяния.
Много вышло из Печерской обители подвижников православной веры и
епископов благочестивых. Живым словом и строгой жизнью они распространяли и
растили ту велику силу, которая не раз выводила потом Русскую землю из
горького безвременья, спасала ее от гибели.

5) «Поучение детям Владимира Мономаха».

После смерти Ярослава (1054 г.) “встала между князьями рознь и
усобица.” Если в междуусобной войне не хватало своей силы, то звали
иноземцев. Иноземцы же опусташали Русскую землю не жалея, грабили ее, жгли
города и села, избивали либо уводили в полон народ русский.
Спасением и избавлением от бед стал для Руси князь Владимир Мономах,
внук Ярослава. Еще при жизни отца Всеволода Ярославича он прославился как
бестрашный полководец, не раз усмиряя буйных сородичей и защищаясь от
половцев. С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя
талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на
укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании
страны.
Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси,
Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы и
при детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой.
Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и
потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в
котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого
Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и
врагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели.
Велик господь; чудесны дела его!”[2]. Описав в главных чертах красоту
творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога!
Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас,
но благодеяния.”
“Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись по
евангельскому слову, “очам управлению, языка воздержанию, ума смирению,
тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на
добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый
– терпи, хулимый – молчи, умертви грех”.[3]
С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности,
добродетели. “Ни правого, ни виновного не убивайте и не повеливайте убить
его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души…
Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего…”, нельзя
допускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; вдовицу
защищать; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда ни
своим, ни чужим: “ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас”.
Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от
произнесения без нужды клятв. “Если же вам придется крест целовать, братии
или кому либо, то,- писал он,- проверив сердце свое, на чем можете устоять,
на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить
души своей”. Иначе говоря, давая клятву, надо быть рассудительным, дав же
клятву,- твердым, неотступным в исполнении ее.
Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых
прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь,браться
за труд.
“Что умеете хорошего, - писал он, - то не забывайте, а чего не
умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и
честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет,
а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что
хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.”
Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению
домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.
Нельзя лениться на войне и полагаться на воевод: “…ни питью, ни еде
не предовайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив
охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не
снимайте с себя в торопях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек
погибает”[3] .
Мономах призывал детей самим наблюдать за всем, “чтоб не посмеялись
приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим”.[3]
“Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело”,-
наставлял Мономах.
Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; не
пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова;
навещать больного и провожать покойника.
Мономах учил своих наследников неразумным поведением и беззаконием не
отягощать сверх меры положение простого народа, ибо это угрожает новыми
восстаниями. Его требование почитания старшинства, соблюдения законов,
взятых обязательств имело целью уберечь князей от тяжб и ссор за земли и
возобновления междоусобиц.
Мономах приводит назидательные примеры из своей жизни. Охота
воспитывала в нем выносливость, ловкость, мужество. Мономах говорил, что он
сам всегда делал то, что пологалось делать его слуге,- “на войне и на
охоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя”.
Мономах пишет, что он не хвалит ни себя, ни смелости своей, а лишь
отмечает то, что был создан не ленивым, способным к любому человеческому
делу, потому и храним был всегда от всех бед. Стараясь воодушевить
современников, он призывал их не бояться ни смерти, ни войны, ни зверя, ни
любого мужского дела.
Русское гостеприимство берет свое начало из глубокой древности.
Владимир требует блюсти этот старый обычай: “…более же всего чтите гостя,
от куда бы к вам не прищел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не
можете почтить его подарком,- то пищей и питьем…”
Во многих правилах Мономаха подчеркнуто, что нужно быть честным,
трудолюбивым, сдержанным, скромным, верным своему слову, внимательным и
вежливым в отношениях с людьми, заботливым, гостеприимным, поэтому
“Поучения” великого князя актуальны по сегоднящний день.


6) Роль принятия христианства в Киевской Руси.

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных
явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления,
когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два
тысячелетия и все еще стоит перед нами, полное жизни, а в некоторых странах
более могущественная, чем государственная власть. Вот почему все, что так
или иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления
приобретает громадное значение. Православная Церковь в Киевской Руси
явилась источником культуры, образования и нравственного воспитания.
Христианство содействовало развитию архитектуры, изобразительного
искусства. Все это вывело Киевскую Русь на один уровень с развитыми
европейскими государствами.
Принятие христианства сыграло определенную положительную роль. Во-
первых, церковь помогала укреплению молодой русской государственности,
внедряя единую государственную идеологию; во-вторых, она способствовала
развитию русской культуры, приобщая наши народы к культурным богатствам
Византии, античной литературы; в-третьих, церковь способствовала
распространению просвещения, созданию крупных литературных и художественных
ценностей, т.к. в то время церковно-славянская письменность была
единственной и монастыри были своего рода академией, где велись летописи,
записывались важнейшие события, описывались деяния великих людей.
Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значение
в государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие от
языческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основе
православного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других,
любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявление
преданности – преданости людям и идеям, родной стране. Именно это –
наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений.
Так как христианство было принято за государственную религию во
времена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя коренным
изменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошла
смена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присуще
многобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то в
провославной религии - вера во Единаго Бога, человеколюбие. Но язычество не
было искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связь
существует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую
насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало
жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие
игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших
успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать
старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием.
При принятии христианства начали строиться храмы, соборы, развиваться
каменное храмовое строительство, церковная живопись, фресковое письмо. До
наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины ХI столетия
– соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове. В
правление Ярослава Мудрого в Киеве возводятся Золотые ворота.
Синтезируя античную, раннехристианскую, византийскую, ближневосточную
культуры, Киевская Русь создает оригинальную русскую культуру. Ее
оригинальность и высокий уровень были обусловлены бытованием славянского
языка, понятного всему населению, в качестве языка церковной службы и
вследствие этого становлением его как литературного.
После принятия христианства на Русь поступило большое колличество
славяноязычной литературы и главным образом церковной. Через нее, а от
части и через греческие книги, поступившие на Русь и переведенные здесь,
Русь преобщалась к достижениям мировой культуры.
Распространение на Руси после принятия христианства славяноязыческой
литературы способствовало и широкому распространению грамотности. Получают
распространение и рукописные книги (на пергаменте), украшенные богатыми
заставками. В ХI-ХII в. на Руси распространяется большое количество
переведенных сочинений как религиозного, так и светского содержания.
Таким образом принятие храстианства приобщило Русь к сокровищам
мировой культуры.
За короткое время после принятия христианства культура древней Руси
достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из
крупнейших городов Европы. Возникло множество культурных центров,
развивались ремесла, иконопись, деревянное и каменное зодчество.

II. Культурное и духовное воспитание молодежи.

Проблема подлинной демократизации жизни, подъема материальной и
духовной культуры, нравственности, развития личности, реализации
творческого потенциала людей, преодоление их ограниченности, да и просто
невежества, воспитания подлинного общения, ответственного отношения к
труду, зрелого экологического сознания – все это невозможно вне русла
общечеловеческой культуры, мирового цивилизованного процесса.
В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере
возможности, восполнять недостаточность предметно-функционального,
«объективного» характера обучения и отсутствие традиций классического
гуманитарного образования.
Культорологическое образование призвано готовить молодежь к личностной
ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных
достижений человеческого общества, оно должно способствовать
взаимопониманию, продуктивному общению.
Знание в современном обществе превращается в богатство. Необходимым
требованием современного образования является этическая (духовная)
ориентация развития человека. Образование предполагает работу, направленную
на самого себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытие себя,
своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей,
ощущений и переживаний.
Мироощущения человека, его оптимизм, мышление, нравственность и
человеколюбие нуждаются в опоре и обосновании, чем и является по сути своей
религия, проповедующая кротость, смирение, честность, любовь и доброту, так
необходимые в нынешнее время.



ЛИТЕРАТУРА.

1. В.И.Колесник., С.А.Хан “История России с древности до наших дней”,
Ств.,1998 г.
2. Н.М.Карамзин “ История государства Российского”, кника 1, Ростов-на-
Дону, “Феникс”, 1994 г.
3. Л.А.Дмитриева, Н.В.Понырко “Повести Древней Руси”, М. “Художествен-
ная литература”, 1987 г.
4. А.В.Петрушевский “Рассказы про старое время на Руси”, Санкт-Петербург,

“Лениздат”, 1993 г.



ПЛАН.

I. Введение: история и культура.

1) От язычества к православию на Руси.

2) Выбор религии.

3) Принятие христианства на Руси.

4) Дальнейшее распространение христианства на Руси.

5) «Поучение Владимира Мономаха».

6) Роль принятия христианства в Киевской Руси.

II. Заключение: культурное и духовное воспитание молодежи.



Министерство образования РФ

Армавирский Православно-Социальный Институт



РЕФЕРАТ



По предмету: «Культурология»

На тему: «Значение православного воспитания в
государстве Киевская Русь»



Выполнила:
Студентка группы П-101
Дробот Елена Владимировна
Очная форма обучения


Проверил:
Кузнецов А.В.

г. Армавир 2000 г.







Реферат на тему: Золотая Орда


ЗОЛОТАЯ ОРДА

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья,
владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно
держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не
оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней
дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее
предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее
столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и
Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны,
правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую
Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших
здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было
неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы
об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после
его исчезновения. И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история уже
давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих
политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются
самые противоположные мнения. И к тому же до настоящего времени существует
в научных работах и учебной литературе, да и просто в самом
распространенном восприятии истории целый ряд заблуждений или утвердившихся
стереотипов, связанных с Золотой Ордой. Это относится к ее территории и
границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры,
соотношению понятий "монголы" и "татары", некоторым моментам политической
истории и т. п. Большая часть широко распространившихся штампов о Золотой
Орде возникла еще в прошлом веке, и существование их связано исключительно
с пренебрежением к изучению этого во многом своеобразного государства.
Явная и резко отрицательная роль Золотой Орды в истории Руси в первую
очередь бросается в глаза при ознакомлении с любым источником, раскрывающим
их взаимоотношения. В результате в науке создалась такая ситуации, когда по
большей части изучалась не столько сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь
и их взаимоотношения. Причем даже и эта сторона нередко ограничивалась
набором самых общих суждений и декларативных заявлений, всегда
подкрепленных широко известными цитатами из работ К. Маркса. Но
эмоционально глубокие и политически точные мысли Маркса звучали бы еще
рельефнее, если бы они были дополнены многообразием конкретных исторических
фактов, событий и цифр. Что же касается изучения собственно Золотой Орды,
то здесь господствовало суждение о ней как о государстве-угнетателе, не
заслуживающем внимания советских историков. Особую осторожность и
бдительность проявляли редакторы при публикации сюжетов на золотоордынские
темы. Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался
немыслимым и подвергался сомнению. Нельзя сказать, что Золотая Орда стала
запретной темой в науке, но нежелательной она была явно. Отпечаток на это
наложила и политическая конъюнктура, когда в 60-е годы Мао Цзедун приписал
все монгольские завоевания XIII в. китайскому государству, распространив
его западные пределы до Дуная, хотя сам Китай был завоеван Чингисханом и
его сыновьями, и долгие годы находился под властью монголов. Но несмотря ни
на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в
российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке. Без
знания истории и путей развития огромного, мощного, во многом необычного и
в полном смысле слова кровожадного государства (лишь несколько лет его
существования были мирными!) нельзя понять многих сторон сложения и роста
средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение событий европейской
политики в XIII--XV вв.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
За тридцать лет до появления кочевнических орд под стенами русских
городов, в 1206г. на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался
курилтай (съезд), степной аристократии. Как это часто бывает в истории,
вопрос, который он должен был решить, для всех давно был ясен самым
категоричным н однозначным образом. Да и кандидатура была всего лишь одна -
Темуджин. Требовалось лишь провести формальный юридический акт утверждения
каана (верховного правителя) нового монгольского государства. В длительной,
жестокой, коварной и изощренной борьбе Темуджин сумел объединить
разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена в единое государство.
И в глазах всей степи, освободившейся от изматывающих кровавых межплеменных
и родовых стычек, именно Темуджин был но праву достоин титула верховного
правителя. Самые знатные нойоны (князья) степи посадили его на белоснежный
войлок, подняли к вечному синему небу и общим словом утвердили неслыханный
до сих пор в степях титул - Чингисхан. Первый владыка единой Монголии
создал дотоле невиданную десятитысячную личную охрану; все население
поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем
самым племена и роды и назначив властителями над ними своих преданных слуг.
Прекратились степные междоусобия, грабежи торговых караванов, угоны скота у
соседей и продажа соплеменников в рабство. Все живущие за войлочными
стенами юрт вздохнули свободно и стали привычно вершить круговорот своей
жизни от летнего предгорного пастбища до зимней долины, укрытой от ветров.
Но не прошло и пяти лет со дня курилтая, объявившего Темуджина Чингисханом,
как монгольские матери проводили от порогов юрт своих сыновей, призывая
вечное синее небо сохранить им жизнь. Теперь монгольская кровь лилась во
славу каана не у родных берегов Онона н Керулена, а за много дней пути от
них на юг и на запад. До своей смерти в августе 1227 г. Чингисхан сумел
заложить территориальную основу новой огромной империи, которую составили
не только народы, жившие и непосредственном соседстве с Монголией, но и
Китай, и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша. Смерть новоявленного
претендента на обладание всем миром не изменила политики его наследников.
Они всеми силами стремились выполнить завещание основателя династии -
распространить свою власть повсюду, куда доскачут копыта монгольских коней.
В результате во второй половине XIII в. огромные пространства от берега
Тихого океана до Дуная оказались под властью Чингизидов. Естественно, что о
политическом и экономическом единстве всех частей такого исполина не могло
быть и речи, хотя какой-то период его старались поддерживать из основанной
Чингисханом столицы Монголии Каракорума. Но уже в 60-х годах XIII в.
империя распалась на отдельные части (улусы). Столица ее была перенесена из
Каракорума в Ханбалык (нынешний Пекин), а сама правящая династия на
китайский манер стала называться Юань. В степях севернее озера Балхаш и
Аральского моря от Иртыша до Яика (Урала) раскинулся улус старшего сына
Чингисхана Джучн. Его наследники постоянно предпринимали попытки расширить
владения отца, но особого успеха они так и не добились, видимо из-за
недостатка сил. Положение круто изменилось в 1235 г., когда на курилтае
было решено оказать мощную поддержку сыновьям Джучи Орда-Ичену и Бату в
завоевании Восточной Европы. Их войска были усилены отрядами еще нескольких
монгольских принцев и лучшим полководцем Чингисхана Субедеем, одержавшим
победу над русско-половецкими силами на реке Калке в 1223г. Возглавил весь
поход второй сын Джучи Бату, называвшийся в русских летописях Батыем. С
осени 1236 г. эта огромная армия опустошила и обескровила Волжскую
Болгарию, Русь, половецкие кочевья, Таврику, Польшу, Чехию, Венгрию и
весной 1242 г. вышла к Адриатическому побережью, что вызвало панику при
дворах римского папы и даже французского короля. Однако здесь монголы
неожиданно остановились и начали медленно отходить на восток. К концу 1242
г. все их войска расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских
степях, известных у восточных летописцев под названием Дешт-и-Кыпчак.
Именно эта территория и стала ядром будущего государства, известного нам
под названием Золотая Орда. Отсчет его политической истории можно начинать
с самого начала 1243 г., когда Ипатьевская летопись сообщила, что Бату
"воротился есть изо Оугорь" (Венгрии) и когда великий князь Ярослав первым
из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на
княжение. В территориальном отношении Золотая Орда обычно ассоциируется со
степными просторами, сплошь населенными кочевниками, а где-то посреди
бесконечных степей находится столица государства - город Сарай. Такое
представление справедливо лишь отчасти и для определенного времени. Если
оценивать общую площадь, то Золотая Орда, несомненно, была крупнейшим
государством средневековья. Арабские и персидские историки XIV-XV вв.
суммарно сообщали о её размерах в цифрах, поражавших воображение
современников. Один из них отмечал, что длина государства простирается на
8, а ширина на 6 месяцев пути. Другой несколько сокращал размеры: до 6
месяцев пути в длину и 4 - в ширину. Третий опирался на конкретные
географические ориентиры и сообщал, что эта страна простирается "от моря
Константинопольского до реки Иртыш, в длину на 800 фарсахов, а в ширину от
Бабелебваба (Дербента) до города Болгара, то есть приблизительно на 600
фарсахов". Цифры эти хотя и впечатляют, но дают лишь самое общее
представление, охватывая как раз пояс европейско-азиатских степей и
подтверждая сложившийся стереотип. Детализация границ Золотой Орды связана
с явной недостаточностью сведений в письменных источниках и поэтому нужные
данные приходится собирать буквально по крупицам, привлекая также материалы
археологии. Но сначала нужно отметить два существенных момента. Во-первых,
территория государства не оставалась стабильной, изменяясь на протяжении
всего периода его существования; она то сокращалась, то вновь
увеличивалась. Во-вторых, специфика золотоордынских границ состояла в том,
что все окружающие народы старались как можно дальше селиться от районов
обитания монголов из-за вполне попятной заботы о собственной безопасности.
В результате по периметру золотоордынских кочевий возникали "пустые места",
или, применяя современный термин, нейтральные зоны. В ландшафтном отношении
они обычно представляли собой переходные лесостепные районы. Как правило,
они использовались попеременно то одной, то другой стороной в хозяйственно-
промысловых целях. К примеру, если летом золото ордынцы пасли здесь скот,
то зимой русские занимались охотой. Правда, нужно отметить, что подобные
нейтральные зоны особенно характерны лишь для XIII в. - периода наибольшей
военной агрессивности монголов. В XIV в. они постепенно начинают
осваиваться окружающими Золотую Орду оседлыми народами. Общая территория
государства в XIII в. обрисовывается следующими пограничными линиями.
Восточные пределы Золотой Орды включали области Сибирь и Ибирь с
пограничными реками Иртыш и Чулыман, отделявшими владения Джучидов от
метрополии. Окраинными районами здесь являлись Барабинские и Кулундинские
степи. Северная граница на просторах Сибири находилась в среднем течении
реки Оби. О конкретных опорных точках этой линии источники не сообщают, и
можно лишь предполагать, что она совпадала с природной растительной зоной,
позволявшей пасти скот. Южная граница государства начиналась в предгорьях
Алтая и проходила севернее озера Балхаш, затем тянулась к западу через
среднее течение Сырдарьи, южнее Аральского моря, к улусу Хорезм. Этот район
древнего земледелия составлял южный улус Золотой Орды с центром в городе
Ургенче. Находившаяся несколько южнее Ургенча Хива уже не относилась к
владениям Золотой Орды. Примыкавшие к Хорезму с северо-запада плато Устюрт
и полуостров Мангышлак были также зоной кочевий Золотой Орды. На западном
берегу Каспийского моря пограничным городом, принадлежавшим Джучидам, был
Дербент, который восточные летописи называли Железные Ворота. Отсюда
граница тянулась вдоль северных предгорий - Кавказского хребта к Таманскому
полуострову, полностью входившему в состав Золотой Орды. На протяжении XIII
в. кавказская граница была одной из самых неспокойных, так как местные
народы (черкесы, аланы, лезгины) еще не были окончательно подчинены
монголам и оказывали завоевателям упорное сопротивление. Таврический
полуостров также составлял часть Золотой Орды с начала ее существования.
Именно после включения в территорию этого государства он получает новое
наименование - Крым, по названию главного города этого улуса. Однако сами
монголы занимали в XIII-XIV вв. лишь северную, степную, часть полуострова.
Его побережье и горные районы представляли в это время целый ряд
полузависимых от монголов мелких феодальных владений. Наиболее важными и
известными среди них были итальянские города-колонии Кафа (Феодосия),
Солдайя (Судак), Чембало (Балаклава). В горах юго-запада существовало
небольшое княжество Феодоро, столицей которого был хорошо укрепленный город
Мангуп. Отношения с монголами итальянцев и местных феодальных владетелей
поддерживались благодаря оживленной торговле. Но это нисколько не мешало
сарайским ханам время от времени нападать на своих торговых партнеров и
рассматривать их как собственных данников. К западу от Черного моря граница
государства тянулась вдоль Дуная, не переходя через него, до венгерской
крепости Турну-Северин, закрывавшей выход из Нижнедунайской низменности.
"Северные пределы государства в этом районе ограничивались отрогами Карпат
и включали степные пространства Пруто-Днестровского междуречья. Именно
здесь начиналась граница Золотой Орды с русскими княжествами. Она проходила
примерно, по рубежу степи и лесостепи. Между Днестром и Днепром граница
тянулась в районе современных Винницкой и Черкасской областей. В бассейне
Днепра владения русских князей кончались где-то между Киевом и Каневом.
Отсюда пограничная линия шла к району современного Харькова, Курска и далее
выходила к рязанским пределам вдоль левого берега Дона. Восточнее
Рязанского княжества от реки Мокши до Волги тянулся лесной массив,
заселенный мордовскими племенами. Монголов мало интересовали территории,
покрытые густыми лесами, но, несмотря на это, все мордовское население
полностью находилось под контролем Золотой Орды и составляло один из ее
северных улусов. Об этом со всей конкретностью свидетельствуют источники
XIV в. В бассейне Волги на протяжении XIII в. граница проходила севернее
реки Суры, а в следующем столетии она постепенно смещалась к устью Суры и
даже южнее его. Обширный район современной Чувашии в XIII в. полностью
находился под властью монголов. На левом берегу Волги золотоордынское
пограничье тянулось севернее Камы. Здесь располагались бывшие владения
Волжской Болгарии, превратившейся в составную часть Золотой Орды без каких-
либо намеков на автономию. Проживавшие на среднем и южном Урале башкиры
также составляли часть государства монголов. Им принадлежали в этом районе
все земли к югу от реки Белой.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Прежде чем рассматривать государственное устройство Золотой Орды, нужно
выяснить следующий существенный момент: как называлось это государство во
времена его существования. Вопрос этот возникает потому, что ни в одной
современной Золотой Орде летописи не встречается такого ее названия.
Известная монография Б. Д. Грекова и А. Ю. Якубовского также не дает на
него ответа. Можно выделить три стороны проблемы: как называли свое
государство сами монголы, как его именовали окружающие соседи и какое
название утвердилось за ним уже после распада. Во всех монгольских
государствах, возникших в XIII в., утвердились правящие династии, ведущие
свой род от Чингисхана. Глава каждой из них рассматривал выделенную ему или
завоеванную территорию не как государство, а как родовое владение.
Кипчакские степи получил старший сын Чингисхана Джучи, который и стал
основателем правившего здесь многочисленного семейства Джучидов. В полном
соответствии с этим каждый из вступавших на сарайский престол ханов называл
свое государство просто "улус", т. е. народ, данный в удел, владение.
Сохранился ярлык хана Тохтамыша, в котором он именует свое государство
Великим Улусом. Такой пышный эпитет, подчеркивавший мощь державы,
использовали и другие ханы, особенно при дипломатической переписке. Что
касается наименования государства Джучидов представителями европейских и
азиатских держав, то здесь царил полный разнобой. В арабских летописях оно
чаще всего называлось именем правившего в определенный момент хана, с
соответствующим этническим уточнением: "Берке, великий царь татарский",
"Токта, царь татарский". В других случаях к имени хана добавлялось
географическое уточнение: "Узбек, владетель северных стран", "царь Токта,
владелец Сарая и земель кипчакских", "царь Дешт-и-Кыпчака Токта". Иногда
арабские и персидские летописцы называли Золотую Орду улусом Джучи, улусом
Бату, улусом Берке, улусом Узбека. Нередко эти наименования употреблялись
не только непосредственно в период правления того или иного хана, но даже и
после их смерти ("царь Узбек, владетель стран Берке"). Проехавшие всю
Золотую Орду европейские путешественники П. Карпини и Г. Рубрук
используют для ее обозначения старые термины "страна Команов" (т. е.
половцев), "Комания" или дают слишком обобщенное наименование - "держава
татар". В письме папы римского Бенедикта XII государство Джучидов названо
Северной Татарией. В русских летописях нового южного соседа сначала
обозначали с помощью этнического термина. Князья ездят в "татары к Батыеви"
и возвращаются "ис татар". И только в последнее десятилетие XIII в.
появляется и прочно утверждается новое и единственное название "Орда",
которое просуществовало до полного распада государства Джучидов. Что же
касается привычного теперь названия "Золотая Орда", то оно стало
употребляться в то время, когда от основанного ханом Бату государства не
осталось и следа. Впервые это словосочетание появилось в "Казанском
летописце", написанном во второй половине XVI в., в форме "Златая Орда" и
"Великая Орда Златая". Происхождение его связано с ханской ставкой, а
точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой
хана. Вот как описывает ее путешественник XIV в.: "Узбек садится в шатер,
называемый золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он состоит из
деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный
престол, обложенный серебряными позолоченными листками, ножки его из
серебра, а верх усыпан драгоценными камнями". Можно не сомневаться, что
термин "Золотая Орда" бытовал на Руси в разговорной речи уже в XIV в., но
в летописях того периода он ни разу не фигурирует. Русские летописцы
исходили из эмоциональной нагрузки слова "золотой", употреблявшегося в то
время в качестве синонима всего хорошего, светлого и радостного, чего никак
нельзя было сказать о государстве-угнетателе, да еще населенном "погаными".
Именно поэтому название "Золотая Орда" появляется только после того, когда
все ужасы монгольского владычества стерло время.
С первого года своего существования Золотая Орда не была суверенным
государством и возглавлявший ее хан также не считался независимым
правителем. Это было вызвано тем, что владения Джучидов, как и других
монгольских царевичей, юридически составляли единую империю с центральным
правительством в ракоруме. Находившийся здесь каан согласно одной из статей
ясы (закона) Чингисхана имел право на определенную часть доходов со всех
завоеванных монголами территорий. Больше того, он имел в этих областях
принадлежавшие лично ему владения. Создание такой системы тесного
переплетения и взаимопроникновения было связано с попыткой предотвратить
неизбежный распад огромной империи на отдельные независимые части. Только
центральное каракорумское правительство было правомочно решать наиболее
важные экономические и политические вопросы. Сила центральной власти, из-за
отдаленности ее пребывания державшейся, пожалуй, лишь на авторитете
Чингисхана, была еще столь велика, что ханы Бату и Берке продолжали
придерживаться по отношению к Каракоруму "пути чистосердечия, покорности,
дружбы и единомыслия". Но в 60-е годы XIII в. вокруг каракорумского
престола разгорелась междоусобная борьба между Хубилаем и Ариг-Бугой.
Победивший Хубилай перенес столицу из Каракорума на территорию завоеванного
Китая в Хан-балык (нынешний Пекин). Правивший в это время в Золотой Орде
Менгу-Тимур, поддерживавший в борьбе за верховную власть Ариг-Бугу,
поспешил воспользоваться представившимся поводом и не признал за Хубилаем
права верховного правителя всей империи, так как он покинул столицу ее
основателя и бросил на произвол судьбы коренной юрт всех Чингизидов -
Монголию. С этого момента Золотая Орда обрела полную самостоятельность в
решении всех вопросов внешнеполитического и внутреннего характера, а столь
тщательно охраняемое единство заложенной Чингисханом империи внезапно
взорвалось, и она развалилась на куски. Однако ко времени приобретения
полного политического суверенитета в Золотой Орде, естественно, уже
существовала собственная внутригосударственная структура, причем в
достаточной степени сложившаяся и развитая. Нет ничего удивительного в том,
что она в основных чертах копировала систему, введенную в Монголии еще
Чингисханом. Основой этой системы было армейское десятичное исчисление
всего населения страны. В соответствии с армейским членением все
государство делилось на правое и левое крылья. В улусе Джучи правое крыло
составило владения хана Бату, простиравшиеся от Дуная до Иртыша. Левое
крыло находилось под властью его старшего брата хана Орды. Оно занимало
земли на юге современного Казахстана вдоль Сырдарьи и к востоку от нее. По
древней монгольской традиции правое крыло называлось Ак-Ордой (Белой
Ордой), а левое-Кок-Ордой (Синей). Из изложенного вытекает, что понятия
"Золотая Орда" и "улус Джучи" в территориальном и государственно-правовом
отношениях не являются синонимами. Улус Джучи после 1242г. разделился на
два крыла, составивших самостоятельные владения двух ханов - Бату и Орды.
Однако ханы Кок-Орды на протяжении всей ее истории сохраняли по отношению к
ханам Золотой Орды (Ак-Орды) определенную (в значительной мере чисто
формальную) политическую зависимость. В свою очередь территория,
находившаяся под властью Бату, также делилась на правое и левое крылья. В
начальный период существования Золотой Орды крылья соответствовали самым
крупным административным единицам государства. Но уже к концу XIII в. они
превратились из административных в чисто армейские понятия и сохранились
только в отношении воинских соединений. В административной структуре
государства крылья были заменены более удобным подразделением на четыре
основные территориальные единицы, возглавлявшиеся улусбеками. Эти четыре
улуса представляли собой крупнейшие административные подразделения. Они
назывались Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым, Хорезм. В наиболее общем виде
административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все
государство с запада на восток Г. Рубрук. По его наблюдению, монголы
"поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца; и
всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью
большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он
должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они
спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более
холодные". В этой зарисовке путешественника содержится основа
административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося
понятием "улусная система". Сущность ее составляло право кочевых феодалов
на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа
определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в
случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в
зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и
хозяйственные повинности. Эта система представляла собой точную копию
устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в
соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на
определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны
выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.
При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать
от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его
другим. В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было,
видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В
этом видна определенная примитивность административного членения
государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции. Дальнейшее
развитие государственности, появление городов, введение мусульманства,
более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления
привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным
отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.
Вместо членения территории на два крыла, как уже говорилось, появились
четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана.
Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы, то есть включая
бывшую территорию Волжской Болгарии. Каждый из этих четырех улусов делился
на какое-то число "областей", являвшихся улусами феодалов следующего ранга.
Всего в Золотой Орде число таких "областей" в XIV в. составляло около 70 по
числу темников. Одновременно с установлением административно-
территориального деления происходило формирование аппарата управления
государством. Период правления ханов Бату и Берке с полным правом можно
назвать организационным в истории Золотой Орды. Бату заложил основные
общегосударственные устои, сохранившиеся при всех последующих ханах. Были
оформлены феодальные владения аристократии, появился аппарат чиновников,
заложена столица, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены
и распределены налоги и повинности. Правление Бату и Берке характеризуется
абсолютной властью ханов, авторитет которых ассоциировался в сознании
подданных с размером награбленных ими богатств. Источники единодушно
отмечают, что ханы в это время имели "изумительную власть над всеми". Хан,
стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в
кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа
придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице.
Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь
государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что
находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому
управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо
сообщают, что верховный правитель "обращает внимание только на сущность
дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему
доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и
расходования". В заключение нужно добавить, что в Золотой Орде совершенно
не практиковались столь характерные для Монголии курилтаи, на которых все
представители рода Чингизидов решали важнейшие государственные вопросы.
Изменения, произошедшие в административной и государственной структуре,
свели на нет роль этого традиционного кочевнического института. Имея в
стационарной столице правительство, состоявшее из представителей правящего
рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение
важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере
надобности высших военных и гражданских чиновников государства. Что же
касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь
она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль в
сменах на престоле играли дворцовые заговоры и всесильные временщики.
РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА (ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТВОВАНИЯ)
Как мне кажется, один из наиболее важных вопросов о Золотой Орде
является: "Русь и Золотая Орда", поэтому, я решил рассмотреть
взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой.
Под 1257 г. в одном из списков Лаврентьевской летописи значится
следующая заметка: "Toe же зимы бысть число и изо-чтоша всю землю Русскую,
только не чтоша, кто служит церкви". В другом списке сказано подробное:
"Toe же зимы приехаши чпслениции, исщетоша всю землю Суждальскую и
Рязанскую и Муромскую и ставиша десятники, и сотники, И тысящники и
темники и идоша в Ворду, толпко не чтоша игуменов, черньцов, попов,
клирошан, кто зрит на св. богородицу и на владыку". Этот год был
знаменателен и для Новгорода, счастливо избегавшего татарского разорения,
но тем не менее вынужденного признать над собою татарскую власть. В этом
году, - отмечает новгородский летописец, - "приде весть из Руси зла, яко
хотять татарове тамгы и десятины на Новгороде, и смятошася люди черес все
лето... Тоя ж зимы приехаша послы татарские с Олександром и почаша просити
послы десятины и тамгы, и ие яшася новгородци по то, даша дары цареви и
отпустиша я с миром". Но это для Новгорода была лишь небольшая отсрочка.
Через два года прибыли в Новгород татарские уполномоченные Беркай и Касачик
с требованием дани. Александр Невский дал им стражу, так как новгородская
городская и сельская масса встретила гостей неласково: "бысть мятеж велик в
Новгороде и по волости", "чернь не хотоша дати числа". Боярство готово было
покориться и требовало покорности от меньших: "вятьшии велят ся яти меншим
по число, творяху бо бояре собе легко, а меншим зло". Пришлось подчиниться.
и начали "ездить окаяынии по улицам, пишюще домы христьянскые... отъехаша
оканьнии взомши число". Оба раза татары сопровождались великим князем
владимирским Александром Невским. Блестящий победитель шведов (1240) н
ливонских рыцарей (1242), спасший Русь от немецкой папской агрессии,
обнаружил здесь политическую дальновидность и трезвую оценку обстановки. Он
вынужден был принимать меры против возможных проявлении народного гнева в
Новгороде. Этим и объясняется то, что Александр Ярославич счел необходимым
обезопасить пребывание в Новгороде татарских численников. С 1257 г. мы и
можем считать полное установление татарской власти над русской землей. Но
прежде чем была организована целая система золотоордынского властвования,
между Русью и Золотой Ордой непосредственно вслед за покоренном
устанавливались отношения господства и подчинения, хотя и не успевшие
вылиться в законченные формы. Под 1243 г. в той же летописи читаем запись:
"Великий князь Ярослав (брат Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити, и
его преемник на Владимирском столе) noexа в татары к Батыеви, а сына своего
Константина посла к Kaнови. Батый же почти Ярослава великою честью и мужи
его и отпусти и рек ему: "Ярославе! буди ты старен всем князем в Русском
языце". Ярослав же возвратился в свою землю с великою честью?". Великий xaн
не удовольствовался визитом Константина, Ярослав сам должен был ехать на
берега реки Орхона в ханскую ставку. В 1246 г. известный францисканец Плано
Карпини, отправленный римским папой во главе миссии к монгольскому хану с
целью собрать сведения относительно татар, которыми европейцы, напуганные
вторжением Вату и Европу, стали сильно интересоваться, встретил в орде
русского князя Ярослава. Плано Карпини в своем отчете рассказывает, между
прочим, о том, что ему и князю Ярославу татары оказывали предпочтение.
Кроме Владимиро-Суздальской земли, за Ярославом был утвержден и Киев. Но
сам Ярослав в Киев но ездил, а поставил там в качестве своего наместника
боярина Дмитра Ейковича. Завоеванные татарским войском русские земли не
вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы
рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою
собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные
платить им дань - "выход". Русские феодальные княжества стали в вассальные
отношения к хану. Зависимость от ханов выражалась в том, что русский
великий князь садился на своем столе "пожалованием царевым", т. е. ханским.
Это делалось от имени хана либо митрополитом русским, либо уполномоченным
ханским. Посаженный на стол от имени хана князь ставился в то же время под
контроль ханской власти. Это относится уже не только к великому князю, а и
к другим князьям. Контроль этот осуществляли баскаки. Курский баскак Ахмат
держал баскачество курского князя, другие - по другим княжениям. Об этих
баскаках Никоновская летопись говорит, что "сии велицы бяху". В повести о
мучении князя Михаила Черниговского сказано, что Бату поставил наместников
и властителей по всем городам русским. Извести повести подтверждается и
Никоповской летописью, где под 1262 г. говорится о том, что по всем городам
Батый и сын его Сартак посажали властей. В Новгородской I летописи и
Софийском временнике под 1269 г. отмечается факт прибытия в Новгород
владимирского князя Святослава Ярославича с полками владимирскими; с ними
прибыл "баскак велик Володнмирьский именем Амраган". С. М. Соловьев
считает, что это последнее упоминание о баскаках на севере; на юге, в
Курске, последний раз о баскаке говорится под 1284 г. С. М. Соловьев по
этому поводу замечает: "ясный знак, что нa севере баскаков больше не было,
иначе летописи, не могли бы умолчать о них в рассказе о событиях, в которых
татары принимали важное участие". Но уже с конца XIII в., точнее - с первой
половины XIV в., татарские баскаки исчезают. Сбор татарской дани
возлагается на русских князей под ответственностью великого князя. Власть
хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в
том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через
вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь, тоже получал
особый ярлык на великое княжение. Татарский "выход" должны были платить
все. С этой целью татары и производили переписи населения. Для первой
переписи и сбора дани Бату послал баскаков. Об этой первой переписи мы
имеем глухие намеки. В повести о князе Михаиле сказано, что население от
батыевых полчищ разбежалось, а оставшихся в городе Киеве "сочтоша... в
число и начата на них дань имати". Новая перепись была произведена, как мы
видели, в 1257 г. при хане Берке, который прислал для этого уже специальных
численников. Эти численники, согласно показанию Лаврентьевской летописи,
поставили десятников, сотников, тысяцких и темников. В 70-х годах ХIII в.
была новая перепись при хане Менгу-Тимуре. О годе этой переписи источники
говорят неясно. О других татарских переписях наши летописи не упоминают, но
в других источниках мы имеем указания на продолжение этой практики. Лица,
производившие эти переписи, в летописях называются численниками. Известен
также и другой термин "писец", отсюда "писать" ("И почаша ездити оканьнии
по улицам, пишюще домы христьяискые"). Однако не нужно думать, что татары
ввели у нас какое-то новшество, до сих пор не известное. Мы не знаем, как
именно производились переписи в целях собирания дани до татар, но мы имеем
совершенно точные факты о взимании дани и единицах обложения ("рало",
"плуг", "соха"). Этими уже готовыми единицами обложения и воспользовались
татары. Татищев сообщает, что в 1275 г. великий князь Василии Ярославич
"привез хану по полугривне с сохи, или с двух работников, и что хан,
недовольный, данью, велел снова переписать людей в России". Тут мы, по
видимому, имеем неудачную попытку Татищева объяснить сущность сохи: соха
едва ли была представлена двумя работниками, но, конечно, Татищев не
выдумал здесь сохи, а взял ее из летописи, до нас не дошедшей. В ярлыке
хана Менгу-Тимура российским митрополитам, писанном между 1270 и 1276 гг.,
мы имеем перечень повинностей, которые ложились на население завоеванных
русских земель, но от которых избавлялось духовенство. Тот же, только
несколько расширенный перечень мы имеем и в ярлыке хана Узбека 1313г.
метрополиту Петру. Здесь дважды говориться о "поплу

Новинки рефератов ::

Реферат: Брак и Любовь (Психология)


Реферат: Культ давних славянских богов Рода и Рожениц (История)


Реферат: Контрольная по ДКБ (Деньги и кредит)


Реферат: Контрольная работа по системному анализу (Менеджмент)


Реферат: Астероиды (Астрономия)


Реферат: Развитие бухгалтерского учета по отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века (История)


Реферат: Пример должностной инструкции секретаря-референта (Менеджмент)


Реферат: Геном человека и клонирование (Биология)


Реферат: Методы сбора социологической информации (Социология)


Реферат: Страхование ответственности (Страхование)


Реферат: LL(k)-Грамматики (Компьютеры)


Реферат: Курс лекций по социальной психологии (Психология)


Реферат: Геродот (История)


Реферат: Железный век на Дальнем востоке (История)


Реферат: Объекты гражданских правоотношений (Украина) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Учет основных средств предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие интеграционных процессов в СНГ (Политология)


Реферат: Социальная работа с лицами без определенного места жительства (Социология)


Реферат: Анализ демографической ситуации в Ханты-Мансийском АО (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист