|
Реферат: Законодательство о праве собственности и других вещных правах (Гражданское право и процесс)
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Контрольная работа
по дисциплине:
«Законодательство о праве собственности
и других вещных правах»
Выполнил: Вечный студент
г. N-ск 1999 Содержание
Задание на контрольную работу 3
1 вопрос 4
2 вопрос 13
Список использованной литературы 20
Задание на контрольную работу
1 вопрос: Основные категории вещного права. 2 вопрос: Провести сравнительный анализ действующего гражданского законодательства и законов РСФСР от 24.12.90 «О собственности в РСФСР» и от 25.12.90 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Филиалы и представительства юридического лица.
1 ВОПРОС: Основные категории вещного права.
Вещное право является неотъемлемой частью гражданского законодательства любого развитого государства. Вещное право — это право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Вещное право закрепляет отношение лица к вещи (имуществу), обеспечивая за счет этой вещи удовлетворение самых различных потребностей. В области вещного права решающее значение для удовлетворения интересов управомоченного лица имеют его собственные действия. Вещное право, в отличие от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т.е. его обладателю (право собственности, право хозяйственного ведения и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов. Осуществление субъективного права юридически обеспечивается должным поведением обязанных лиц, которые обязаны лишь к тому, чтобы не препятствовать управомоченному лицу совершать (или не совершать) действия по осуществлению своего права. Носитель вещного права не остается с вещью один на один, а всегда действует в сложной сети социальных связей и отношений, в результате чего характер юридически значимого приобретает как его собственное поведение, так и поведение окружающих его третьих лиц. Становление современного вещного права в отечественном законодательстве началось с принятием Закона РСФСР о собственности, в котором впервые после длительного перерыва были узаконены вещные права (см., напр., ст.ст. 5 и 6 Закона), принятием Основ гражданского законодательства 1991, принятием в 1994 первой части ГК. Главенствующее место в системе вещных прав занимает право собственности.
Право собственности является основополагающим в числе прочих вещных прав. Все другие права (право хозяйственного ведения, право пожизненного наследуемого владения земельным участком и т.п.) производны от него и являются ограниченными вещными правами. Собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом наиболее абсолютным образом (ст. 136 ГК РФ): а) владеть, т.е. реально им обладать; б) пользоваться, т.е. извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено; по общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы; в) распоряжаться, т.е. определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п. Кроме названных, собственник обладает правами, перечисленными
в п. 2 ст. 209 ГК. Он может использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц. Передавая отдельные полномочия (владения, пользования и даже распоряжения), лицо своего права собственности на имущество не теряет. В ряде случаев собственник может быть временно лишен всех трех важнейших правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом (например, арест имущества). В дальнейшем собственник либо будет восстановлен в своих правах (ст. 304 ГК), либо по основаниям, предусмотренным законом, его право будет прекращено. Право собственности в ряде случаев может быть ограничено. Согласно п. 2 ст. 1 ГК ограничения права собственности, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В ряде случаев ограничения права собственности имеют специальный характер, обусловленный особым правовым режимом имущества, находящегося в собственности. Так, согласно ст. 129 ГК отдельные объекты гражданских прав (земля, недра, оружие и др.) могут быть полностью или частично изъяты из гражданского оборота. Пределы осуществления самого права собственности следует отличать от ограничения круга действий, которые может совершать собственник (п. 2 ст. 209 ГК). В частности, ряд запретов на действия собственника вытекают из противопожарных, санитарных и прочих правил. В договоре между собственником и лицом, осуществляющим владение, распоряжение или пользование его имуществом, могут быть предусмотрены частные ограничения действий собственника. В этом случае они возникают по воле самого собственника, который, однако, не вправе их нарушать в дальнейшем. Особенно часто такие ограничения вводятся в договоры, носящие долговременный характер (аренды, разведки и использования недр и др.). Круг вещных прав исчерпывающим образом назван самим законом
(ст. 209, 216 ГК). Лицо не вправе по своему усмотрению создавать новые разновидности вещных прав. Согласно статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с . правом собственности, в частности, являются: . право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); . право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); . сервитуты — ограниченное право пользования чужим земельным участком (статьи 274, 277); Одно лицо не может персонифицировать и право собственности и ограниченное по своему содержанию вещное право. Применительно к сервитутам это положение было четко выражено в римском праве: sua res nemini servit (своя вещь никому не служит). Нельзя иметь сервитут на собственную вещь, ибо это противоречило бы самой природе права собственности. . право хозяйственного ведения имуществом (статья 294); . право оперативного управления имуществом (статья 296). Помимо перечисленных в ст. 216 ГК, к вещным правам относятся также: . залога недвижимости (ипотеки) (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 334 ГК); Ипотека — термин греческого происхождения. В законодательстве Солона им обозначался столб, врытый в землю должника, который свидетельствовал о том, что эта земля заложена. Говоря об имущественных правах, следует отметить, что предметом залога, за определенными исключениями, может служить любое имущество, в том числе права или требования (см. ст. 336 ГК и коммент. к ней). Согласно ст. 132 ГК предприятие как имущественный комплекс и, следовательно, объект вещного права также может включать в себя не только собственно вещи (земельный участок, здания, станки и т.п.), но и имущественные права - права требования. . права членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением (ст. 292 ГК); . права члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа; . право учреждения по самостоятельному распоряжению имуществом, полученным в результате разрешенной хозяйственной деятельности (п.2 ст. 298 ГК);
В юридической литературе чаще всего приводятся следующие признаки вещного права[1]: 1) вещное право носит бессрочный характер; Большинство вещных прав (право собственности, хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др.) являются бессрочными. Такой их характер объясняется природой вещного права, возможностью обладателя этого права удовлетворять свои потребности, прежде всего путем неограниченного распоряжения вещью в своих личных интересах. Лишь отдельные вещные права, — например, право залога, предполагают срочность в момент их возникновения. 2) объектом этого права является вещь; Объектом вещного права служит индивидуально-определенное имущество[2]. Вещи, определяемые родовыми признаками, а также различные нематериальные блага (гл. 8 ГК) объектами вещных прав не являются. Этим, в частности, объясняется наличие специфических способов защиты вещных прав. Например, возможность признания права (собственности, хозяйственного ведения) на индивидуально-определенную вещь (автомобиль и т.п.). В разделе II ГК, посвященном вещным правам, под индивидуально- определенным имуществом понимаются как материальные вещи (станок, мебель и др.), так и в отдельных случаях имущественные права. Ценные бумаги, имеющие документарную форму и обладающие индивидуально-определенными признаками, также являются объектами права собственности и иных вещных прав. При этом согласно ст. 28 и 29 Закона о рынке ценных бумаг объектами этих прав служат сами ценные бумаги, а не закрепляемые ими права. Бездокументарные ценные бумаги объектом вещного права не являются. Денежные средства (деньги) могут быть признаны объектами вещного права лишь в исключительных случаях, когда их индивидуальный характер не вызывает сомнений (коллекция монет, банкнот и т.п.). В частности, безналичные денежные средства, находящиеся в банке по договору банковского счета (ст. 845 ГК), не являются собственностью владельца, а представляют собой обязательственное право требования последнего к банку. 3) требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав; 4) вещному праву присуще право следования; 5) вещные права пользуются абсолютной защитой.
Не все указанные признаки могут быть отнесены только к вещным правам. Например, вещи могут быть объектом не только вещных, но и обязательственных прав. В то же время объекты вещных прав далеко не всегда сводятся к вещи. Из всех вышеперечисленных признаков законодательно закреплено только два (п. 3 и п. 4 ст. 216 ГК): право следования; Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество. Иными словами, право следует за вещью. Отсюда и обозначение этого признака: право следования. Так, залог сохраняется при переходе права на заложенное имущество к другому лицу (ст. 353 ГК). Или, например, собственник вещи, выбывшей из владения помимо его воли, продолжает оставаться собственником и вправе истребовать вещь из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК, за исключением случаев, предусмотренных ст. 302 ГК). Кроме всего прочего, переход вещного права на движимую вещь по общему правилу государственной регистрации не требует. абсолютный характер защиты Права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК. Согласно ст. 305 ГК владелец, не являющийся собственником, но имеющий право на владение имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, пользуется против третьих лиц той же защитой, что и собственник. Защита предоставляется ему и против самого собственника.
Касаясь вещного права, необходимо отметить, что носитель вещного права находится не только в абсолютном правоотношении со всеми третьими лицами, но и в относительном правоотношении с собственником, каковы бы ни были основания возникновения и юридическая природа указанного правоотношения. Так, носитель права хозяйственного ведения или права оперативного управления находится в правоотношении с собственником соответствующего имущества. Носитель вещного права может находиться в относительных правоотношениях и с третьими лицами. В случаях, предусмотренных законом, относительные правоотношения могут возникать и между носителями однородных по своей юридической природе вещных прав (например, между участниками общей собственности).
Согласно п. 2 ст. 216 ГК вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. В действующем законодательстве классификация вещных прав по существу отсутствует, поскольку перечень указанных прав, к тому же примерный[3], заменить ее не может. Членение вещных прав может производиться по самым различным основаниям. Вне его должно оставаться лишь право собственности, поскольку все остальные вещные права от него, так или иначе, производны. В числе вещных могут быть выделены права, которые привязаны к определенному имуществу (например, к земельному участку) и права, которые приурочены к определенному лицу (например, право пожизненного проживания в чужом доме); вещные права, которые установлены в публичных интересах (например публичные сервитуты), и права, которые установлены в частных интересах (например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком); права, которые предоставляют право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении (например, сервитуты), и права, которые предоставляют право распоряжения чужой вещью (например, ипотека). Вещные права можно классифицировать по основаниям их возникновения (по договору, одностороннему волеизъявлению, судебному решению и т.д.) и прекращения (например, в случае гибели вещи, обремененной сервитутом, совпадения в одном лице права собственности как на участок, обремененный сервитутом, так и на господствующий участок и т.д.). Ю.К.Толстой и А.П.Сергеев[4], ставят вопрос, оправдано ли вычленение категории вещных прав, если критерии, с помощью которых можно было бы четко определить место вещных прав в ряду других гражданских прав, до сих пор не найдены. Они отмечают, что: «... в известной мере категория вещных прав находится в том же положении, что и другая, не менее уязвимая категория — интеллектуальная собственность, которая широко используется в международных конвенциях и признана в отечественном законодательстве. Тем не менее, многие исследователи отмечают, что интеллектуальная собственность — это скорее литературный образ, нежели точный юридический термин. По-видимому, то же можно сказать и о вещном праве. Приживется ли эта категория в нашем законодательстве, покажет будущее». Конец цитаты. Тем не менее, по каким бы основаниям ни классифицировались вещные права, и какова бы ни была их природа положения о вещных правах, сосредоточенные в правовых актах иной отраслевой принадлежности, должны соответствовать Гражданскому кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3).
2 вопрос:
Провести сравнительный анализ действующего гражданского законодательства и законов РСФСР от 24.12.90 «О собственности в РСФСР» и от 25.12.90 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Филиалы и представительства юридического лица.
Необходимо констатировать, что в недействующем в настоящее время Законе РСФСР «О собственности в РСФСР (в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119- 1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) вопросы, связанные с филиалами и представительствами юридического лица не рассматриваются. В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (в ред. от 30.11.94 г.), действующем в настоящее время, филиалам и представительствам предприятия посвящена статья 14 настоящего Закона, которая так и называется: «Филиалы и представительства предприятия». Согласно статьи 14 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: 1. Предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов. 2. Согласование вопроса о размещении таких обособленных подразделений с соответствующими местными Советами народных депутатов производится в порядке, установленном для создания предприятия. 3. Филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий действуют на основании уставов и положений, утверждаемых предприятием. 4. Учреждение филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений на территории других союзных республик и государств может осуществляться в соответствии с законодательством по месту открытия предприятия, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
Кроме того, вопросы, связанные с филиалами и представительствами юридического лица рассматриваются в статье 55 части I Гражданского кодекса РФ — «Представительства и филиалы»: 1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. 2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. 3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, введенный в действие с 1 января 1995 г., является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Кроме того, что ГК РФ ч.I вступил в действие позднее Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в его последней редакции (от 30.11.94 г.), ГК РФ ч.I имеет большую юридическую силу. В абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ говорится, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Таким образом, нормы Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» действуют в части, не противоречащей ст. 55 ГК РФ. Анализируя положения о филиалах и представительствах Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и ст.55 ГК необходимо отметить, что: 1) В Законе о предприятиях ничего не сказано, что является представительством и филиалом, в то время как в ГК РФ в п.1 и п.2 ст.55 четко даны определения представительства и филиала. Таким образом, филиалы и представительства — это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица. Различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере функций того и другого. Из сопоставления
пп. 1, 2. статьи 55 ГК явствует, что круг функций филиала шире: он может включать и функции представительства. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица (п.1 и 2 ст. 55 ГК). Хотя филиалы и представительства и названы в п. 1 обособленными подразделениями (более обособленными, чем обычные подразделения или составные части) юридического лица, они все-таки продолжают оставаться его составными частями, вследствие чего сами юридическими лицами быть не могут, собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью не обладают (см. комментарий к ст.55 ГК). Поэтому филиалы и представительства как таковые в качестве организаций в гражданском правоотношении участвовать не могут. Согласно п. 2 ст. 25 АПК "иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения". В этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него.
2) В п.1 ст.14 Закона о предприятиях сказано, что «предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов». В п.3 ст.55 ГК РФ говорится, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Статья 48 (абз. 2 п. 1) ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. В Комментарии к ст.48 ГК указано, что самостоятельность (или законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Структурное подразделение или филиал юридического лица тоже может вести бухгалтерский учет и составлять отдельный баланс. Но этот баланс не является самостоятельным, поскольку ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна, в бухгалтерском учете подразделения и его балансе не отражаются.
Таким образом, в Законе о предприятиях ничего не сказано, являются ли филиалы и представительства юридическими лицами, со всеми вытекающими из этого последствиями. Кроме того, хотя в п.1 ст.14 Закона о предприятиях говорится, о праве на открытие текущего и расчетного счетов, однако здесь ничего не говорится о том, что расчетный счет не может отражать самостоятельный баланс филиала или представительства, в то время как в ГК РФ этот вопрос достаточно освещен. 3) В п.3 ст.55 ГК появилось положение об имуществе представительств и филиалов (они наделяются имуществом создавших их юридических лиц). 4) В п.3 ст.55 ГК и п.3. ст.14 Закона о предприятиях говорится, что филиалы и представительства действуют на основании утвержденных им положений. В данном случае положения Закона о предприятиях и ГК РФ совпадают. 5) В п.3 ст.55 ГК появилось положение о руководителе представительств и филиалов (назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности). В Законе о предприятиях положение о руководителе филиала или представительства отсутствует. В качестве представителя юридического лица может выступать руководитель филиала или представительства. Поэтому именно ему, на его имя, а не филиалу или представительству в целом, выдается доверенность, определяющая круг его полномочий. Совместное Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 (п. 20) требует наличия у руководителя филиала или представительства (должностного лица) доверенности и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами юридического лица, что не вполне соответствует п. 3 ст. 53 ГК.
6) В пункте 3 ст.55 ГК, на мой взгляд, «прописана» очень важная норма, отсутствующая в Законе о предприятиях, согласно которой все филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их лица. Если филиал или представительство создаются уже зарегистрированным юридическим лицом, то соответственно должны быть изменены учредительные документы этого юридического лица в соответствии с порядком изменения и требованиями закона. 7) Хотя в пункте 1 ст. 14 Закона о предприятиях и указано, что представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, тем не менее, степень их «обособленности» не уточняется. В п.1 ст. 55 ГК этот «пробел» устраняется: обособленным является подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения. 8) Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, а также ГК РФ не уделяют внимания вопросам налогообложения и регистрации в налоговых органах предприятий, имеющих филиалы и представительства. Этот вопрос рассматривается в Налоговом кодексе РФ части первой (часть вторая в настоящее время находится в стадии проекта). Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ часть первая (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) место нахождения обособленного подразделения российской организации определяет как место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. И далее: обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции). Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ части первой в ред. ФЗ от 09.07.99 N 154-ФЗ: филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса ч.1, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ).
В Письме МНС РФ от 02.03.99 N ВГ-6-18/151 «О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями Российских организаций налогов и сборов» говорится, что: После введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов. Так, обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский) в соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности. По организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, также сохраняется порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов. Возникновение у филиала и исполнение им обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того, утверждено ли положение о филиале и действует ли последний на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п. Таким образом, обособленные подразделения юридических лиц, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами соответствующих юридических лиц, и, соответственно, юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления обособленным подразделением этого юридического лица его функций на определенной территории. 9) В соответствии с п.2 ст.14 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности согласование вопроса о размещении обособленных подразделений, коими являются филиалы и представительства, производится с соответствующими местными Советами народных депутатов в порядке, установленном для создания предприятий. Поскольку ГК РФ и другие законодательные акты вопрос о согласовании размещения обособленных подразделений специальным образом не рассматривают и не отменяют действие п.2 ст.14 Закона о предприятиях, следует, очевидно, считать п.2 ст.14 действующим по настоящее время. 10) Очевидно, то же касается и п.4. ст. 14 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности согласно которому: «учреждение филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений на территории других союзных республик и государств может осуществляться в соответствии с законодательством по месту открытия предприятия, если иное не предусмотрено международными соглашениями». Список использованной литературы
1. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ часть 1 под ред. О.Н.Садикова, юридическая фирма КОНТРАКТ, ИНФРА М - НОРМА, 1997.
2. Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. — М.: Издательство ТЕИС, 1996. — 552 с.
3. ЗАКОН РСФСР «О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (в ред. Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1, от 01.07.93
N 5304-1, от 20.07.93 N 5462-1; Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288).
4. ЗАКОН РСФСР «О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР (в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288).
5. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ часть первая
(в ред. ФЗ от 09.07.99 N 154-ФЗ).
6. Письмо МНС РФ от 02.03.99 N ВГ-6-18/151 «О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов».
7. Электронно-правовая система “Консультант Плюс: Версия Проф.“,
версия 6.20.
----------------------- [1] Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. — М.: Изд. ТЕИС, стр. 286 [2] См. п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 - Вестник ВАС РФ, 1997, N 7, с. 91 - 103 [3] В п.1 ст.216 ГК РФ дается неполный перечень вещных прав т.к. дословно: «...вещными правами, наряду справом собственности, в частности, являются... ». [4] Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. — М.: Изд. ТЕИС, стр.291
Реферат на тему: Законодательство по ценным бумагам
П л а н :
1. Общая характеристика ценных бумаг. 2. Акции, облигации. 3. Государственные краткосрочные облигации. 4. Чек. 5. Вексель и депозитные сертификаты.
Общая характеристика ценных бумаг.
Действующее законодательство России предоставляет юридическим лицам широкие возможности на выпуск ценных бумаг и операции с нами. В основном возникающие при этом правоотношения носят гражданско-правовой характер и их содержание рассматривается в курсе гражданского права. Однако специфика этих отношений определяет необходимость применения также финансово- правового регулирования во многих операциях с ценными бумагами. Так, нормами финансового права регулируются порядок выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации, многие отношения, связанные с ценными бумагами, одним из субъектов которых выступают банки. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации регулируется государством. В целях совершенствования такого регулирования, пресечения злоупотреблений и нарушений прав граждан в этой Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”[1] определены способы и методы государственного регулирования деятельности на рынке ценных бумаг. Оно осуществляется путём: а) лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно- финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж и обеспечения контроля за их деятельностью; б) закрепления и пресечения деятельности юридических лиц и граждан на рынке ценных бумаг без получения соответствующих лицензий; в) контроля за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий их размещения, предусмотренных проспектами эмиссии, а также контроля за достоверностью предоставляемой эмитентами информации; г) создания системы обеспечения прав инвесторов и контроля за соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и фондовыми биржами. Федеральным государственным органом, регулирующим деятельность, связанную с рынком ценных бумаг , является Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации. В компетенции этой комиссии входит принятие обязательных для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и участников рынка ценных бумаг постановлений и распоряжений по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаги их объединений и контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов. Проекты нормативных актов по вопросам рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их объединений, разрабатываемые государственными органами в пределах их компетенции, подлежат обязательному согласованию с Федеральной комиссией. К ценным бумагам законодательство относит документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, которые могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении. В случаях, определенных законом, или в установленном законом порядке, лицо, получившее специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в без документальной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т.п.). К ценным бумагам, наиболее часто встречающимся на практике, относятся акции, государственные облигации, облигации, чеки, векселя, сберегательные (депозитные) сертификаты.
Акции, облигации
Акцией признается ценная бумага, удостоверяющая право её держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая право её держателя на получение от юридического лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет её держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественный права. Рассмотрим подробнее порядок выпуска основных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу. Этим же решением должен быть утвержден проспект (или информация о выпуске ценных бумаг), определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском. Первичная эмиссия ценных бумаг, т.е. продажа ценных бумаг эмитентами их первыми владельцами (инвесторами), подлежит государственной регистрации. Однако выпуск некоторых ценных бумаг, например векселей не требует такой регистрации. Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется: а) при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей; б) при увеличении размера уставного капитала (фонда) акционерного общества путем выпуска акций; в) при привлечении заемного капитала юридическими лицами, государственными органами или государством путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств. Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме: а) закрытого (частного) размещения среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 100 включительно) или на сумму не более 50 млн. рублей. В том случае регистрация ценных бумаг производиться без публичного объявления, публикации и регистрации проспектов эмиссии. В момент учреждения акционерного общества первичная эмиссия акций осуществляется только в форме закрытого (частного) размещения; б) открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциального неограниченного круга инвесторов - с публичным объявлением, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта эмиссии. Регистрация ценных бумаг производиться в Министерстве российской Федерации, если сумма эмиссии равна или выше 50 млрд. рублей, в Министерствах финансов республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими (городов Москвы и Санкт- Петербурга) финансовыми отделами по месту нахождения эмитента, если сумма эмиссии менее 50 млрд. рублей, а также в случае регистрации ценных бумаг, выпускаемых в порядке учреждения акционерного общества независимо от суммы эмиссии. Ценные бумаги, выпускаемые банками и иными кредитными учреждениями, независимо от суммы эмиссии должны быть зарегистрированы в Центральном банке Российской Федерации. Основанием для отказа в регистрации ценных бумаг могут быть: а) наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству (прежде всего выпуск ценных бумаг для покрытия убытков эмитента) и б) неполнота или несоответствие сведений, содержащихся в проспекте эмиссии (информации), установленным требованиям. Эмитент может обжаловать решение об отказе в регистрации соответственно в Министерство финансов Российской Федерации, Банк России, а также в суд. До вынесения решения этих органов процесс выпуска ценных бумаг приостанавливается. Регистрирующие органы могут признать выпуск несостоявшимся, т.е. аннулировать его государственную регистрацию по следующим основаниям: а) если информация, полученная ими самостоятельно, а также от третьих лиц и подтвержденная проверкой, указывает на недостоверность сведений, и б) в случае отказа в выполнении требований регистрирующих органов по устранению нарушений действующего законодательства и иных правовых норм в процессе осуществления выпуска ценных бумаг. Ведение Единого государственного реестра ценных бумаг Российской Федерации осуществляет Министерство финансов РФ. Оно же устанавливает единые для всех правила регистрации и оформления сделок, ведения учета и отчетности по операциям с ценными бумагами. Важное место в финансовой деятельности в России занимают операции и сделки с ценными бумагами с участием коммерческих банков. Это могут быть ценные бумаги, в первую очередь акции, выпускаемые как самим банком, так и другими юридическими лицами, выразившими желание купить, продать или хранить их в банке. Операции и сделки банков с акциями можно подразделить на две группы в зависимости от того, кто выпускает акции: сами банки или другие акционерные общества. Банки могут выпускать акции: а) при создании акционерного банка и б) для увеличения уставного фонда акционерного банка. В первом случае все его акции (первый выпуск акций) распределяется только среди учредителей этого банка. Выпуск акций для увеличения уставного фонда акционерного банка (повторный выпуск акций) может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций. Реализация акций может происходить путем: а) приема от акционеров в установленном законодательством и Банком России порядке взносов в капитал банка материальными ценностями, иностранной валютой, нематериальными активами, а также ценными бумагами, эмитированными третьими лицами; б) продажа акций путем заключения банком-эмитентом с покупателями договоров купли-продажи на оговоренное число акций за рубли. При этом банк- эмитент может пользоваться услугами посредников (финансовых брокеров), действующих на основании договоров комиссии или получения с банком- эмитентом; в) переоформления внесенных ранее паев в акции - при преобразовании банка из паевого в акционерный; г) капитализации прочих собственных средств банков в установленном законодательством и акционерами порядке с распространением соответствующего количества акций среди акционеров; д) замены на ранее выпушенные банком конвертируемые облигации и другие ценные бумаги - в соответствии с условиями их выпуска и действующими законодательством. Важнейшим юридическим фактом законности выпусков акций и облигаций коммерческих банков является регистрация выпуска в Банке России. Для регистрации банк-эмитент обязан представить заявление на регистрацию, проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии), документ, подтверждающий согласование данного выпуска с государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и другие документы, необходимые для государственной регистрации самого банка. При государственной регистрации выпуска ценных бумаг им присваивается государственный регистрационный номер. Центральный банк РФ может отказать в регистрации выпуска акций и облигаций по следующим основаниям: а) нарушение банком-эмитентом действующего законодательства ; б) нарушение банком-эмитентом порядка представления и оформления проспекта эмиссии; в) отсутствие среди представленных документов хотя бы одного из числа требуемых в соответствии с законодательством; г) наличие в регистрационных документах недостоверной информации; д) наличие в регистрационных документах информации, на основании которой можно сделать вывод о том, что выпуск ценных бумаг приведет к нарушению экономических нормативов, установленных для банков в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, регистрируемые документы должны подтверждать, что банк: соблюдал экономические нормативы на конец последнего завершенного квартала перед датой выпуска ценных бумаг, безубыточно работал в течение последних трех завершенных финансовых лет либо с момента образования, если этот срок меньше трех лет, не подвергается санкциям со стороны государственных органов за нарушение им действующего законодательства; не имеет просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет; не имеет дебетового сальдо по своему корреспондентскому счету и субсчетам своих филиалов. Отказ в регистрации выпуска акций и облигаций может быть обжалован в Банк России или в суд. Правила ведения учета и отчетности по операциям с ценными бумагами для банков устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России. Указанные правила предусматривают широкое поле деятельности банков при операциях с акциями и облигациями, выпущенными другими организациями (эмитентами). Банки могут выступать в качестве посредника (финансового брокера), т.е. выполнять посреднические (агентские) функции при купле- продаже ценных бумаг за счет и по поручению предприятия на основании договора комиссии или поручения. Банки могут оказывать консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Законодательство предусматривает возможность банков выполнять функции инвестиционной компании - организовывать выпуск ценных бумаг, выдавать гарантии по их размещению в пользу третьих лиц, вкладывать средства в ценные бумаги, покупать и продавать ценные бумаги от своего имени и за свой счет. В работе банков с ценными бумагами клиентов большое внимание уделяется их хранению. Для осуществления этой операции ряд банков предоставляет предприятиям- клиентам сейфы на основе заключенного договора аренды, что предохраняет их от краха или пожара. Многие банки за более высокое комиссионное вознаграждение оказывают услуги предприятиям не только по хранению их ценных бумаг, но и по управлению ими.
Государственные краткосрочные облигации.
В последнее время на рынке ценных бумаг важное место заняли Государственные облигации, эмитентом которых является Министерство финансов Российской Федерации. Наиболее распространены из них государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Решение о выпуске Государственных краткосрочных облигаций принимает Министерство финансов Российской Федерации. При принятии решения о выпуске определяется его предельный объем, период его размещения и потенциальные владельцы. Банк России является агентом по обслуживанию выпуска Государственных краткосрочных облигаций и гарантирует своевременность их погашения. Облигации приобретаются Банком России у Министерства финансов Российской Федерации в пределах лимита, определенного Законом о государственном бюджете для кредитования Банком России федерального бюджета. Банк России приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов Российской Федерации в двух случаях: 1) при принятии решения Советом директоров Банка России о предоставлении Министерству финансов Российской Федерации прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций; 2) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций. По поручению Министерства финансов РФ Банк России осуществляет продажу этих облигаций, на вторичном рынке от своего имени и за свой счет, а также операции по погашению облигаций по поручению Министерства финансов РФ. Заключение сделок по купле-продаже облигаций на первичном и вторичном рынке, расчеты по ним организуются Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) на основании соглашения между Банком России и ММВБ. Реализация этих облигаций производиться посредством проведения аукционов (на первичном рынке) ил торгов на вторичном рынке облигаций. Важно отметить, что государственные краткосрочные облигации не изготавливаются в виде специальных бумажных бланков. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Номинальная стоимость этих облигаций составляет 1.000.000 рублей. Погашение их производиться в безналичной форме путем перечисления владельцам облигаций номинальной стоимости на момент погашения. Доходом по Государственным краткосрочным облигациям считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Владельцам Государственным краткосрочным облигаций могут быть как юридические, так и физические лица. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. В настоящее время выпущены в обращение облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации. Эмитентом облигации является Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на год и являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов на каждый купонный период. Продажа облигаций осуществляется уполномоченными банками, определяется Министерством финансов и заключившими с ним договор купли- продажи облигаций. Эти банки в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны продать не менее 90 процентов купленных ими у Министерства финансов облигации. Продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам. Облигации погашаются в валюте Российской Федерации. При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными Министерством финансов банком при предъявлении подлинника облигации.[2]
Чек.
Среди ценных бумаг в банковской деятельности большое место занимают чеки. Чеки является ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Чек должен быть предъявлен к оплате в течение срока, установленного законодательством. Регламентация использования чеков в платежном обороте основана на Положении о чеках, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992г. Основная функция чека состоит в том , чтобы служить средством получения платежа. Продавец принимает от покупателя вместо денег чек для того, чтобы получить в банке наличную валюту или для зачисления суммы чека, списанной со счета покупателя, на свой счет. Кроме того, держатель чека имеет возможность рассчитываться этим чеком с третьим лицом - своим кредитором по другой сделке. Таким образом, чек может служить средством обращения. По своей юридической природе чек является ценной бумагой. Без предъявления чека банк не оплатит его. Чек обладает публичной достоверностью: права, вытекающие из чека, определяются только его содержанием и не требуют каких-либо дополнительных доказательств - свидетельский показаний, документов, подтверждающих текст чека, и т.д. Чек относиться к числу строго формальных документов: его форма, реквизиты, круг участников и так далее определяется законом. Образец чека утверждается Банком России. В качестве участников правоотношений с применением чеков выступают: а) чекодатель - лицо, выписавшее чек; б) чекодержатель - лицо, являющееся владельцем выписанного чека; в) плательщик - банк или иное кредитное учреждение, производящее платеж по предъявленному чеку; г) индоссант - чекодержатель, передающий чек другому лицу (индоссату) посредством передаточной надписи (индоссамента); д) аваль - поручительство за оплату чека, оформленное гарантийной надписью на нем. Чек должен содержать шесть обязательных реквизитов: 1) наименование “чек” на том языке, котором составлен документ; 2) поручение плательщику выплатить конкретную денежную сумму; 3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен производиться платеж; 4) указание валюты платежа; 5) указание даты и место составления чека; 6) подпись чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. На чеке, выданном от имени юридического лица, должна быть проставлена его печать. Чек может быть выписан: 1) определенному лицу с оговоркой “приказу” или без нее (ордерный чек); 2) определенному лицу с оговоркой “не приказу” (именной чек); 3) предъявителю с записью “предъявителю” (предъявительский чек). Чек без указания наименования чекодержателя рассматривается как чек на предъявителя. Чек может быть передан во владение другому лицу путем простого вручения, посредством индоссамента либо в ином порядке, установленном гражданским законодательством России. Именной чек передаче не подлежит. Чек оплачивается за счет средств чекодателя, в том числе за счет средств, предоставленных ему на основании соглашений. Чек подлежит оплате в течение: 10 дней, если чек выписан на территории Российской федерации; 20 дней, если чек выписан на территории государств-членов СНГ; 70 дней, если чек выписан на территории какого-либо другого государства. Окончание срока действия чека определяется календарной датой места платежа. В случае отказа плательщика в оплате чека, чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или всем обязательным по иску лицам, которые несут перед ним солидарную ответственность. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о Нотариате неоплату чека удостоверяет нотариус путем надписи на чеке. Одновременно посылается уведомление чекодателю о неоплате его банком. По просьбе чекодержателя нотариус в случае неоплаты чека совершает исполнительную надпись. Чекодержатель, индоссант и авалисты могут требовать от того лица, к которому они обращаются с иском на оплату: 1) суммы неоплаченного чека; 2) процентов в размере шести процентов годовых со дня предъявления чека к платежу, а также пени в размере одного процента с суммы чека; 3) издержек, связанных с иском.
Вексель и депозитные сертификаты
Векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедержателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю) . Выпуск и обращение векселей регулируется Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1991 г. В зависимости от функций, выполняемых векселем, в настоящее время применяются два типа векселей: товарные и финансовые, обращение которых регулируется различными нормативными актами. Товарные векселя, кроме общего законодательства о вексельном обращении, регулируется Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”. Товарный вексель может быть выдан любым юридическим лицом и использован при расчетах за товары, выполненные работы и оказание услуг. Бланки товарных векселей единого образца выпускаются Министерством финансов РФ и реализуются через банки. Финансовый же вексель выдается под получение на возвратных началах денежные суммы. Выпуск финансовых векселей разрешается только организациям, имеющим соответственную лицензию, выдаваемую Центральным банком РФ. Реквизиты векселя определены законодательством и являются обязательными. Отсутствие в документах каких-либо из установленных обозначений лишает его силы векселя. Вексель сочетает в себе черты ценной бумаги, с одной стороны, и платежного средства - с другой.[3] Векселя выпускаются двух видов: простой и переводной. Простой вексель должен содержать следующие реквизиты: . наименование “вексель” на том языке, на котором составлен документ; . простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму; . указание срока платежа; . указание места, в котором должен совершиться платеж; . наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; . указание даты и места составления векселя; . подпись того, кто выдает документ (векселедателя). Переводной вексель должен содержать помимо указанных реквизитов наименование того, кто должен платить (плательщика). В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; первый приобретатель (или векселедержатель), получивший в силу векселя право требовать платеж по нему, и плательщик (трассат), которому векселедержатель предлагает произвести платеж (в векселе это обозначается словами: “заплатите”, “платите”). Если плательщик (трассат) не акцептовали и не заплатил по векселю, вексельную сумму обязан уплатить векселедатель. Однако из отличий векселя от других долговых обязательств состоит в том, что вексель может быть передаваем из рук в руки по передаточной надписи (индоссаменту). Суть индоссамента заключается в том, что проставлением на оборотной стороне векселя или добавочном листе (аллонж) передаточной надписи вместе с векселем другому лицу передается право на получение платежа. В соответствии с Положением о простом и переводном векселе платеж по векселю может быть обеспечен полностью или части посредством поручительства (аваля). Такое обеспечение дается третьим лицом (обычно банком) как за векселедателя: так и за обязанного по векселю лица. Отметка об авале может быть сделана на векселе, добавочном листе или даже на отдельном листе за подписью авалиста с указанием того, за кого именно он дан. Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную ответственность. Оплатив вексель, авалист приобретает все права, вытекающие из векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу переводного векселя обязаны перед этим последним. Из содержания переводного векселя следует, что обязательства по нему для трассата (плательщика) возникают лишь с момента принятия (акцепта) им векселя. В противном случае он остается для векселя совершенно посторонним лицом. Исходя из этого, получателю денег по векселю следует до наступления срока платежа выяснить отношение плательщика к оплате векселя. Эта цель достигается путем предъявления векселя трассату с предложением его акцептовать и, следовательно, принять на себя обязательство произвести платеж. В случае неоплаты векселя в указанный в указанный в нем срок или отказа трассата от акцепта вексель предъявляется к протесту. Протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом. Векселедержатель для совершения протеста должен предъявить такой вексель в нотариальную контору по месту нахождения плательщика. Нотариус в день принятия векселя к протесту предъявляет плательщику требование о платеже или акцепте векселя. Если после этого последует платеж, нотариальная контора, не проводя протеста, возвращает вексель плательщику с надписью по установленной форме на самом векселе о получении платежа и других причитающихся сумм. Если на требование произвести акцепт или платеж векселя плательщик отвечает отказом, нотариусом составляется акт по уста | |