GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Классификация, экспертиза и сертификация игрушек (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Классификация, экспертиза и сертификация игрушек (Педагогика)


Государственный таможенный комитет РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российская таможенная академия»



Кафедра товароведения и таможенной экспертизы



РЕФЕРАТ



По дисциплине: товароведение и экспертиза в таможенном деле



На тему: Классификация, экспертиза и сертификация игрушек



Выполнил слушатель

Заочного обучения

Экономического факультета
Группы ЭФ 37/5
Соин Георгий Александрович



Москва, 2002 год

Оглавление.

1. Введение ………………………………………………………………….. 3
2. Основная часть
1. Классификация игрушек……………………….…………………… 4
2. Экспертиза игрушек………………………………………………….11
3. Сертификация игрушек …………………………………………….18
3. Заключение……………………………………………………………….22
4. Приложение (Определение основных направлений воспитательно-
образовательной ценности игрушки)………………………………….24
5. Литература ..………………………………………………………………25



1. Введение.
“Настоящий ребенок” должен сделать три вещи -
вырастить куклу, построить дом и наиграться в нем вдоволь
Игрушки обладают волшебной силой для детей любого возраста.
Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего
ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату
(конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами:
“Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему
настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша? Присутствует ли
в ней какой-либо намек на насилие, превосходство по признаку пола или иной
отрицательный аспект?” и т.п.
В последнее время рынок игрушек стал чрезвычайно динамичным. Как
правило, продолжительность их “жизни” около года, и лишь пятая часть
удерживается на рынке дольше. Игрушки из области мультимедиа, не устаревшие
за 3 месяца, и подавно считаются “долгожителями”.
Нельзя не заметить явную тенденцию: производителей игрушек больше
всего воодушевляет электроника. Микросхемы внедряются почти во все
традиционные игрушки: современный волчок работает на светодиодах, старый
добрый паровоз оборудуется настоящей видеокамерой, конструктором можно
управлять через персональный компьютер, а плюшевые зверушки, снабженные
сенсорными датчиками, реагируют интерактивно - их даже можно “обучать”!
Правда, стоят такие забавы недешево, а потому большинству российских
покупателей не по карману.
Другая тенденция сопряжена с лицензиями. Все больше изготовителей
обращаются к героям телевизионных сериалов, кинофильмов, а также к
известным фирменным маркам, спортивной тематике и т.п. Это ставит игрушки в
зависимость от лицензии, получить которую бывает не так просто.
Наконец, еще одна важная тенденция - высокие требования к качеству и
безопасности современных игрушек, а также контроль за соблюдением
соответствия характеристик игрушек определенному возрасту детей. В прошлом
году в рамках программы подготовки вхождения России в Европейское
экономическое сообщество, Госстандарт РФ провел работу по переводу и
введению в действие европейских стандартов ЕN 71 (определяющих основные
требования безопасности игрушек) в качестве национальных российских.
Следует отметить, что требования ЕN 71 считаются менее строгими, чем
аналогичный российский ГОСТ 25779-90. В отличие от старых, налаженных
отечественных производств игрушек, “новички” с трудом осваивают требования
ГОСТа 25779-90. Сейчас возникают претензии даже к качеству кубиков -
традиционных игрушек многих поколений, так как зачастую для их изготовления
производители используют самое дешевое сырье: еловый хлыст и т.п. Кубики
получаются шероховатыми и с занозами.
Столь же часто выбраковываются надувные игрушки для игр на воде.
Требования ГОСТа 25779-90 относятся к прочности и герметичности швов и
герметичности этих игрушек при избыточном давлении 0,02 МПа. Увы, для
многих изделий эти требования оказываются “неподъемными” - они рвутся.
2. Основная часть.
2.1. Классификация игрушек.
Скоро выйдет в свет официальный документ по классификации игрушек, в
котором будут изложены руководящие принципы соответствия их характеристик
определенному детскому возрасту. В частности, будут введены дополнительные
требования к игрушкам для детей до 3 лет. Документ адресован российским
производителям, импортерам, испытательным лабораториям, органам и службам
контроля. В документе будут даны характеристики изделий, которые вообще не
следует рассматривать как игрушки. Новые требования стандартов безопасности
игрушек сформированы в соответствии с интеллектуальным и психическим
развитием детей и с учетом потенциальных источников “детских опасностей”.
В проекте документа значится, что игрушки для детей в возрасте до 3
лет должны быть: безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в
кроватке или манеже; достаточно прочными, чтобы исключить возможность
уколов, порезов и т.п.; сконструированными так, чтобы ребенок не мог их
разорвать, разобрать или раскусить; без грубых поверхностей и острых краев.
Кроме того, они не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи.
Изделия, которые могут быть ошибочно приняты за игрушки, следует
определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них -
игровое значение. Далее следует размер: если он явно “не по ребенку”, то
изделие не может быть расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация
также может указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При
покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку. Так, игрушками
не являются: декоративные и подарочные изделия (изделия, предназначенные
для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные музыкальные шкатулки,
изощренные наборы канцелярских принадлежностей, металлические значки,
магниты, используемые на дверце холодильника), образовательные изделия
(головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы,
оформленные мультипликационными персонажами), замысловатые изделия (термосы
привлекательной для ребенка формы, игрушки для домашних животных, куклы-
марионетки, надувные бассейны с максимальной высотой уровня воды 0,4 м,
глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м), детские книги, периодика
с неигровым значением, комиксы, брелоки для ключей, сувениры и т.д.
Признано, что изделия для использования в ролевых играх
рассматриваются как игрушки, а “изделия для раннего обучения” (музыкальные
инструменты, мини-станки и мини-швейные машинки) - это не игрушки.
Как вы думаете: много ли на сегодняшний день существует игрушек,
абсолютно безопасных для детей? А сколько относящихся к развивающим?
Правильно, не так уж и много. И не только в России, но и в других странах
это проблема номер один. Именно поэтому большой популярностью у детей
пользуется мягкий конструктор. С прошлого года он выпускается в родном
отечестве (раньше был только зарубежного производства) и уже приобрел ряд
неоспоримых достоинств. В первую очередь его отличает доступная цена,
которая ниже, чем у импортных аналогов, тогда как качество не менее
высокое. Достаточно разнообразен ассортимент отечественного конструктора,
который включает наборы для самых маленьких и тех, кто постарше: “кружева”,
“шнурки”, “мозаика”, “геометрия”...
[pic]
Классификация игрушек
Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например

[pic]по возрастному назначению (для новорожденных /от 0 до 3 месяцев/, для
младенцев 4-5 - 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

[pic]по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые,
меховые и т.п.);

[pic]по воспитательному назначению. Педагоги делят игрушки на
- сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные
игрушки; зрительные - калейдоскоп);
- двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные
инструменты, например совок и ведерко, оружие);
- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
Классификация игрушек по ТН ВЭД России.
С точки зрения товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности России
3604 - ИГРУШКИ пиротехнические
В данную товарную позицию входят пиротехнические изделия, способные
производить световые, акустические сигналы, давать дым и выделять газы,
создавать эффекты горения и вспышки, включая следующие:
пиротехнические изделия для развлечения:

(а) фейерверки (бомбы, свечи, ракеты, светящиеся факелы, бенгальские
спички и огни и т.д.), Назначение которых заключается в создании приятных
впечатлений с помощью акустических, световых или дымовых эффектов при
сгорании этих изделий. Горение обеспечивается присутствием пороха, такого
как черный порох, входящего в устройство изделия и зажигаемого
электрошнуровой головкой или запальным шнуром.

(б) пиротехнические игрушки, такие как капсюли для игрушечных
пистолетов (упакованные в лентах, листах, роликах или круглых пластиковых
колечках), волшебные свечи, свечи для рождественских пирогов. Сгорание этих
пиротехнических игрушек дает весьма ограниченный эффект.


9501- ИГРУШКИ детские на колесах прочие
9501- ИГРУШКИ на колесах, приводимые в движение с помощью ручных рычагов,
педалей и т.д.
В данную группу включаются игрушки всех типов, как для взрослых, так
и для детей.
В нее также входит оборудование для комнатных игр и игр на открытом
воздухе, снаряды и аппаратура для спорта, гимнастики и атлетики, некоторые
принадлежности для рыбной ловли, охоты и стрельбы, карусели и прочие
предметы для ярмарочных увеселений.
В каждую из товарных позиций данной группы входят также различные
части и принадлежности товаров, относящихся к данной группе, которые
пригодны для использования только или главным образом вместе с ними.
Товары, входящие в настоящую группу, могут в целом состоять из
любого материала, кроме натурального или культивированного жемчуга,
драгоценных или полудрагоценных камней (натуральных, синтетических или
реконструированных), драгоценного металла или металла, плакированного
драгоценным металлом. Они могут, впрочем, иметь незначительные включения
этих материалов.
9502- куклы, изображающие людей.
В данную товарную позицию включаются только куклы, предназначенные
для детей, но также и куклы для декоративных целей (например, будуарные
куклы, куклы-талисманы) и куклы, используемые в мультфильме ...панч и
джуди..., в представлениях кукольных театров, гротескные куклы.
Куклы обычно делаются из резины, пластмассы, текстиля, парафина,
картона, папье-маше, либо из сочетания этих материалов. Они могут быть
сочлененными и обладать механизмами, обеспечивающими движение их
конечностей, голов и глаз, а также воспроизводящими человеческий голос и
т.д. Они также могут быть одетыми.
Части и принадлежности, входящих в данную товарную позицию кукол,
следующие: головы, туловища, конечности, глаза (кроме неоправленных
стеклом, относящихся к товарной позиции 7018), движущие механизмы для глаз,
механизмы, воспроизводящие голос и прочие, парики, одежда кукол, их обувь и
головные уборы.
В данную товарную позицию не входят: а) музыкальные шкатулки с
прикрепленными к ним куклами (товарная позиция 9208). Б) оловянные
солдатики и аналогичные предметы (товарная позиция 9503).в) манекены и
автоматы для оформления витрин (товарная позиция 9618).
9503- ГОЛОВОЛОМКИ всех видов (игрушки для детей и взрослых)
9503 - ИГРУШКИ для конструирования прочие
9503- ИГРУШКИ и модели, имеющие встроенный двигатель
9503- ИГРУШКИ мягкие, изображающие животных
9503- ИГРУШКИ мягкие в виде других существ, кроме людей
9503- ИГРУШКИ познавательные (например, наборы химика, печатника, швеи,
вязальницы)
9503- ИГРУШКИ прочие в наборах и комплектах
9503- ИГРУШКИ прочие из любых материалов
9503- ИГРУШКИ сборные (конструкторы, сборные домики и т.д.)
9503 - МОДЕЛИ уменьшенного масштаба сборные движущиеся или не движущиеся
(игрушки)
В данную товарную позицию включаются игрушки, предназначенные в
основном, для развлечений (детей и взрослых). Однако, игрушки, по своей
конструкции, форме или материалу, из которого они сделаны, предназначены
исключительно для животных, исключаются из данной позиции и
классифицируются в своих соответствующих товарных позициях.
В данную товарную позицию включаются:

(а) все игрушки, не входящие в товарные позиции 9501 и 9502.

Многие из входящих в эту товарную позицию игрушек являются
механическими или электрическими.
В их число входят:
1) игрушки, изображающие животных и существ, не являющихся людьми,
даже если у последних преобладают человеческие черты (например, ангелочки,
роботы, черти, монстры), включая куклы, используемые в постановках
кукольных театров.
2) игрушечные пистолеты и пушки.
3) сборные игрушки (конструкторы, сборные домики и т.д.).
4) игрушечные автомобили (кроме относящихся к товарной позиции 9501),
поезда (электрические и неэлектрические), самолеты, корабли и т.д. И
принадлежности к ним (например, железнодорожные пути, семафоры).
5) неэлектрические игрушечные моторы, игрушечные паровые двигатели и
т.д.
6) детские воздушные шары и змеи.
7) оловянные солдатики и аналогичные предметы, игрушечное оружие.
8) игрушечное спортивное оборудование, в комплекте и отдельно
(например, наборы для гольфа, тенниса, стрельбы из лука, бильярда,
бейсбольные биты, лапты для крикета, хоккейные клюшки).
9) игрушечные инструменты и инвентарь, детские тележки.
10) детские киноаппараты, волшебные фонари и т.д., Игрушечные очки.
11) игрушечные музыкальные инструменты (фортепьяно, трубы, барабаны,
граммофоны, губные гармошки, аккордеоны, ксилофоны, музыкальные шкатулки и
т.д.).
12) домики и мебель для кукол, включая постельные принадлежности.
13) посуда для кукол, игрушечные магазины и аналогичные предметы,
игрушечный фермерский дом и т.д.
14) игрушечные счеты.
15) игрушечные швейные машины.
16) игрушечные часы (включая наручные).
17) познавательные игрушки (например, наборы химика, печатника, швеи и
вязальщицы).
18) обручи, прыгалки, катушки и стержни для диаболо, жужжащие волчки,
мячи (кроме относящихся к товарным позициям 9504 и 9506).
19) книги и листы, состоящие, главным образом, из картинок с
изображением деталей для вырезания и сборки из них игрушек или моделей,
книжки с ...встающими... или двигающимися фигурками, при условии, что они
обладают основными характеристиками игрушек (см. Пояснения к товарной
позиции 4903).
20) игрушечные стеклянные шарики (например, шарики из стекла с
прожилками в любой упаковке, стеклянные шарики любого типа в пакетах для
детского развлечения).
21) игрушечные копилки для денег, погремушки для младенцев, ящики с
выскакивающей фигуркой, игрушечные театры с фигурками и без них и т.д.
Некоторые из перечисленных выше товаров (игрушечное оружие, инструменты,
садовый инвентарь, оловянные солдатики и т.д.) Поставляются в виде
комплектов. Некоторые игрушки (например, электроутюги, швейные машины,
музыкальные инструменты и т.д.) Могут быть ...использованы... в
ограниченных пределах; их, как правило, можно отличить по размеру и
ограниченным возможностям от настоящих швейных машин и пр.


2.2. Экспертиза игрушек.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья,
нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий Министерством
образования Российской федерации в 2000 году был разработан порядок
проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и
игровых сооружений для детей, который был утвержден приказом Минобразования
РФ от 26.06.2000 №1917.
Данный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и
иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей устанавливает правила
проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее
экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых
сооружений для детей (далее - игрушек) в целях разрешения их производства,
импорта и реализации на территории Российской Федерации.
Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к
серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их
производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их
поставку.
Этот порядок запретил производство и реализацию отечественных
игрушек, а также реализацию импортных игрушек на территории Российской
Федерации без социально-психолого-педагогического заключения.
Установлено, что экспертизу игрушек осуществляют государственное
учреждение "Федеральный экспертный совет" Минобразования России (далее -
ФЭС), государственные учреждения, создаваемые государственными органами
управления образованием субъектов Российской Федерации.
Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых
на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и
электронных.
ФЭС:
- проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии,
компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр;
- проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте
Российской Федерации учреждения;
- проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-
разработчиками, предприятиями- изготовителями, торговыми организациями
(далее - заявители) отрицательного заключения;
- рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между
учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;
- оказывает методическую помощь учреждениям.
Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.
Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для
детей.
Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление
соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для
детей.
Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим,
организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются
из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации,
отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими
за проведение экспертизы.
Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в
организацию, проводящую экспертизу:
- заявление;
- техническое описание игрушки;
- образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и
этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка
предназначена, область ее применения;
- фотографию образца (макета, модели) игрушки
- рекомендации по использованию игрушки;
- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и
учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы
Российской Федерации.
Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу,
создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов -
экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников,
дизайнеров. В состав экспертной комиссии (секции) могут входить
представители органов управления образованием, организаций промышленности
и торговли, общественности.
Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются
приказом организации, проводящей экспертизу.
По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет
отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной
комиссии (секции)
Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи
организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии
(несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-
педагогическим критериям
В заключении указываются:
- наименование организации, проводящей экспертизу;
- для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации,
получающей заключение;
- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные
(серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего
заключение.
- название игрушки;
- разработчик и изготовитель игрушки;
- возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее
применения;
- соответствует или не соответствует игрушка социально-психо-
логопедагогическим критериям;
- дата выдачи и регистрационный номер заключения.
Заключение подписывается руководителем организации, проводящей
экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и
заверяется печатью этой организации.
Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в
20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы
игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату
экспертизы.
Заключение действительно в течение трех лет.
Продление срока действия заключения производится в порядке,
установленном для его получения.
При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со
дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения
повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со
дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета,
модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям.
Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и
является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки
заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты,
изготовляются централизованно типографским способом.
Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек
осуществляет Минобразование России.

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных
игр, игрушек и игровых сооружений для детей

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек
и игровых сооружений для детей предназначаются для использования в
деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении
экспертизы игрушки.
Критерии рекомендуются предприятиям - изготовителям и торговым
организациям для контроля за качеством игрушки.
Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного
образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных
учреждениях.
Устанавливаются две группы Критериев.
Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от
негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.
В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких
качеств игрушки, которые:
1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.
2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры,
в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама
сюжетная игрушка.
3.Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
4.Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки
возрастной компетенции ребенка.
5.Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки,
направленные на обеспечение развития ребенка:
1. Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в
соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.
2. Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть
пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с
участием взрослого) и может инициировать совместные действия.
3. Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.
4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-
эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может
являться изделиями художественных промыслов.
Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает
несоответствие этой игрушки Критериям.
Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о
ее образовательной ценности.
Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер,
основанный на качественном и количественном анализе.
Качественный анализ игрушки проводится на основе Критериев группы 1 и
группы 2.
Количественный анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.
Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной
оценки на основе индивидуальных оценок экспертов.
Для получения интегральных оценок (ИО) используются система
балльных оценок и следующая формула расчета:

ИО = Сумма по N (A1 x A2 x...A5( K1 +...K4)) / N

где А - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии
с Критериями группы 1;
К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с
Критериями группы 2;
N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки;
Сумма - сумма индивидуальных оценок экспертов.
В соответствии с Критериями группы 1 игрушке присваивается 0 баллов
или 1 балл, следовательно, коэффициент А принимает значение 0 или 1.
В соответствии с Критериями группы 2 игрушка оценивается от 1 до 5
баллов, следовательно, коэффициент К принимает значение от 1 до 5 (1 -
данное качество выражено минимально, 5 - данное качество выражено
максимально).
Значение ИО, равное 0, означает, что игрушка не соответствует
Критериям (ИО принимает значение 0, если одному из Критериев группы 1
присвоено 0 баллов).
Положительное значение ИО (от 4 до 20 баллов) означает соответствие
игрушки Критериям. Чем оно выше, тем выше качество игрушки.
2.3. Сертификация игрушек
В настоящее время все торговые и промышленные предприятия, за
исключением имеющих сугубо местное значение, обнаруживают среди своих
основных конкурентов фирмы других стран.

Следовательно, разработку продукции и стратегию маркетинга следует
осуществлять, ориентируясь на общемировую конкуренцию. Качество приобретает
все большее значение как фактор, от которого зависит успех на рынках. В
условиях острой конкуренции от качества продукции зависит не только
благополучие, но и само существование любого предприятия. При этом важно
обеспечить не только необходимый уровень потребительских свойств
выпускаемой продукции, но и их стабильность в процессе производства
продукции. От стабильности качества продукции зависит репутация
предприятия, как достойного доверия поставщика.

Такие меры являются далеко не излишними. При проведении процедуры
сертификации игрушек однократно обнаруживалось завышенное в несколько раз
предельно допустимое содержание солей тяжелых металлов в деревянных
игрушках с поверхностным окрашиванием и свинца в пластмассовых игрушках,
наличие поверхностных красителей в прорезывателях и высокий уровень шума
или плохо закрепленные элементы в погремушках для новорожденных. Такие
игрушки являются опасными для здоровья детей. Поэтому предприятия весьма
заинтересованы в процедуре подтверждения соответствия качества своей
продукции заданным требованиям. Одна из таких процедур называется
сертификацией. Сертификация необходима для саморекламы, повышения престижа
и многого другого, что обеспечивает конкурентоспособность продукции, а,
значит, и расширение рынков её сбыта.
На современном этапе развития торговли сертификация продукции
используется: в процессе производства; в целях обеспечения соответствия
продукции требованиям стандартов и выполнения технологических требований;
в процессе реализации; в коммерческих целях; в процессе эксплуатации; в
целях защиты интересов потребителя.

Практика международной торговли показала наличие множества вариаций в
проведении работ по сертификации, возникающих из-за применения различных
схем (моделей) сертификации.

Самая простая схема - это схема, при которой типовой образец
продукции подвергается испытаниям с целью подтверждения его соответствия
установленным требованиям. Это одна из наиболее ограниченных форм
сертификации продукции, как с точки зрения ее изготовителя, так и органа по
сертификации, одобряющего выпуск данной продукции.

Самая сложная схема сертификации предусматривает не только контроль
качества продукции, но и оценку системы управления качеством на
предприятии, а также осуществление последующего надзора за качеством
продукции в сфере производства и потребления.

Между этими полярными по сложности схемами располагается весь спектр
различных вариантов схем сертификации.
На практике при оформлении сертификата на производителя продукции
наиболее часто используются схема, которая предусматривает выполнение
следующих этапов процедуры:

• представление заявки в орган по сертификации продукции;

• анализ материалов заявки и принятие по ней решения в органе по
сертификации;

• отбор образцов у заявителя;

• испытание продукции в аккредитованной лаборатории;

• проверку производства изготовителя продукции;

• принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

• инспекционный контроль качества сертифицированной продукции, путем
испытания продукции в аккредитованных лабораториях.
Процедура сертификации игрушек по данной схеме связана с проведением
большого объемов испытаний игрушек как непосредственно при сертификации
продукции, так и при осуществлении инспекционного контроля в процессе
действия сертификата.

Большинство промышленных предприятий производят игрушки в расчете на
удовлетворение требований потребителя. Требования к качеству игрушек
приведены в европейские и национальные стандарты. Однако само по себе
наличие стандартов не является гарантией того, что требования действительно
выполняются, поскольку в организационную систему производства могут
вкрасться определенные несоответствия.

Серия стандартов ИСО 9000 содержит требования к производству и
управлению им, при выполнении которых можно всесторонне оценить способность
изготовителя обеспечить необходимый технический уровень и стабильность
изготовления продукции должного уровня.

Исходным принципом управления качеством в соответствии со стандартами
ИСО серии 9000 является воздействие на качество на всех этапах так
называемой «петли качества»: от первоначального определения до конечного
удовлетворения требований и потребностей потребителя.

Таким образом, сертификация системы качества, основанная на
стандартах ИСО 9000, предусматривает проверку всего цикла создания изделия
от замысла до окончания срока его использования. Такая проверка охватывает
все отделы, подразделения, службы и работников организации. При этом
проводится оценка не качества продукции, а возможности его обеспечения
изготовителем в целом. Таким образом, соответствие системы качества фирмы
требованиям стандартов ИСО рассматривается как определенная гарантия того,
что изготовитель способен выполнить требования контракта и обеспечить
стабильное качество продукции.

Во многих развитых странах мира интенсивно осуществляется прямое
применение стандартов ИСО серии 9000. При этом одновременно разворачивается
и сертификация продукции, и сертификация систем качества.

С 1999г «Учреждение Центр СКС» аккредитовано в системе сертификации
ГОСТ Р в качестве органа по сертификации систем качества в соответствии с
требованиями стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Таким образом, «Учреждение
Центр СКС» может одновременно работать и как орган сертификации продукции и
как орган по сертификации систем качества.

При таком комплексном подходе к сертификации продукции Заявитель
представляет в «Учреждение Центр СКС» две заявки - заявку на сертификацию
продукции с соответствующим перечнем продукции, подлежащей сертификации, и
заявку на сертификацию системы качества.

В этом случае работа выполняется в три этапа.
Первый этап.
Сертификация системы качества на соответствие требованиям стандарта ИСО
9001. Этап состоит из предварительной оценки системы качества по
представленным документам без выезда экспертов на предприятие Заявителя и
сертификационной оценки системы качества Заявителя с выездом на его
предприятие экспертов.
Второй этап: Сертификация продукции Заказчика.

При положительных результатах по первого этапа Учреждение Центр СКС
оформляет Сертификаты соответствия на продукцию сроком на три года. При
выполнении второго этапа «Учреждение Центр СКС» обязательно выборочную
проверку качества отдельных видов продукции и рассматривает информацию из
независимых источников (испытательных лабораторий, органов по сертификации)
о качестве его продукции (протоколы испытаний, заключения контролирующих
организаций).

При положительном решении вопроса в качестве основания для выдачи
сертификата соответствия указывается сертификат соответствия на систему
качества Заявителя выданный органом по сертификации систем качества
«Учреждение Центр СКС».

Сертификат соответствия на продукции и сертификат соответствия на
систему качества имеют одинаковый срок действия.
Третий этап: Инспекционный контроль.

Инспекционный контроль осуществляется с периодичностью один раз в год
в течение срока действия Сертификатов соответствия. Инспекционный контроль
представляет собой контроль функционирования системы качества Заказчика.

Указанная схема работы показала свою эффективность при сертификации
таких известных фирм как «BENETTON GROUP S.p.A» и «LEGO System AS». В
настоящее время ведутся переговоры с рядом фирм о переходе на такую схему
сертификации продукции.
3. Заключение.
Игрушки - слово, выдуманное взрослыми. В этом слове слышится оттенок
пренебрежительности большого к малому, умного к еще глупому, чувствуется
добродушное снисхождение к детям. Между тем всякий знает, что дети видят в
игрушках такую же для них несомненную действительность, какой для нас,
взрослых, являются наши законы, машины, ежедневные заботы и предрассудки. И
эта игрушечная реальность детей – не следствие их недоразвитости, а способ
восприятия мира - закономерный этап развития психики. Игрушка - способ
детского развития, его атрибут и условие. Одним словом, выбор игрушки –
дело ответственное.
Хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Она может быть
очень красиво и изобретательно изготовлена, но чаще всего она бывает,
хороша для витрины или декорации и почти ничего не дает ребенку. Во многих
современных игрушках детское - только то, что они маленькие. Не многие
родители подходят к выбору игрушек столь же внимательно и критично, как к
выбору детской одежды или книг. А ведь как ни велико и благородно
родительское желание раннего обучения собственного ребенка, все дошкольное
детство большей частью проходит в игре. Игра же нуждается в игрушке -
обыкновенная палка, найденная на дороге, приобретает здесь совершенно иное,
символическое, игровое значение, - становится игрушкой. Хорошие художники
не спешат спуститься с "олимпийских высот" искусства до детской игрушки.
Всё так же, а скорее даже много больше, чем раньше, игрушка находится во
власти рынка. Рынок же не считается с ребенком, он считается лишь с
собственной выгодой и психологией взрослых.
Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом
для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся
жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе
игрушек.



4. Приложение.

Таблица № 1. Определение основных направлений воспитательно-образовательной
ценности игрушки.

|Признак |Значение признака |
|Физическое |Развитие |Развитие |Развитие |Формировани|И т.д. |
|развитие |мелкой |основных |физических |е знаний о | |
| |мускулату-ры |видов |качеств |здоровом | |
| |рук |движений |(ловкости и |образе | |
| | | |т.д.) |жизни | |
|Сенсорное |Ориентация в |Ориента-ция|Ориентация в|Формиро-ван|И т.д. |
|развитие |цвете |в |формах |ие | |
| | |тактиль-ных| |временных | |
| | |характерист| |представлен| |
| | |иках | |ий | |
|Ознакомление |Ознакомле-ние|Ознакомлени|Математи-чес|Знания по |И т.д. |
|с окружающим |с природой |е с трудом |кие знания |грамоте | |
| | |взрослых | | | |
|Нравствен-ное|Формирова-ние|Формировани|Формирование|Формиро-ван|И т.д. |
|воспитание |эмоциональной|е норм и |навыков |ие гуманных| |
| |сферы |правил |культуры |черт и | |
| | |поведения |общения |качеств | |



Таблица № 2.Конкретизация задач воспитательно-образовательной ценности
игрушки.

|Признак |Значение признака |
|Матема-ти|Количество и счёт |Ориента- ция |Про-цесс|Представлени|И |
|ческие | |в |изме-рен|я о |т.д. |
|знания | |пространст-ве|ия |временных | |
| | | |различны|эталонах | |
| | | |х | | |
| | | |величин | | |
|Знания по|Звуковой анализ слова|Представле-ни|Грам-мат|Подготовка к|И |
|грамоте | |я о речевых |ический |письму |т.д. |
| | |единицах |строй | | |
| | | |речи | | |
|Ознакомле|Представления о живой|Представле-ни|Знания о|Знания о |И |
|ние с |природе |я о неживой |сезон-ны|деятельнос-т|т.д. |
|приро-дой| |природе |х |и человека в| |
| | | |изменени|природном | |
| | | |ях в |мире | |
| | | |приро-де| | |

5. Литература.

1. Покупатель №7 2000
2. ТН ВЭД России и пояснения к нему
3. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917.
4. http://www.1001toys.ru/mode.71-id.95 «О "новой" процедуре сертификации
продукции.»
5. «Большие возможности маленьких игрушек» Минский педагогический

колледж им.М.Танка Корзун Анна Валерьевна, 2000




Реферат на тему: Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Министерство образования Российской Федерации
Соликамский Государственный Педагогический Институт


Кафедра теории и истории педагогики

Лискина Екатерина Васильевна
студентка 140 группы естественно-математического факультета


«Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».

Курсовая работа



Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры теории и истории
педагогики Добренко
Анастасия Юрьевна.



Соликамск
2002
Содержание:

Введение. 3


Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7

1. Проблема ценностей в российском обществе. 7
2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9
3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12
4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления
процесса нравственного воспитания. 18

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного
руководителя. 18
2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23

Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по
организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35

1. Этические и психологические основы общения. 35
2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38

Заключение. 43


Список литературы: 45



Введение.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,
воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина
этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания
относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,
но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше
общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное
воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих
определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести
постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также
готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия
на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда
вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных
ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и
экономической неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно
необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему
нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не
большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не
согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше
должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов
считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,
оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,
законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве
владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках
другого характера (например, телесного или этического) большего вреда
обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном
воспитании отводят классному руководителю.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по
нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в
которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,
форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия
писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку
проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,
И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической
основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для
осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В
педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации
нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне
по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная
разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным
образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и
формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания
нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах
говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии
процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.
Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно
четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как
целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности
школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого
из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и
теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего
исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития
учащихся».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – формы и методы организации нравственного
воспитания школьников 5-6 классов.
Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности
школьников.
Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет
эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,
если:
. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,
систематичность и другие.
. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы
упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической
теории.
2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного
воспитания.
3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,
игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов
организации нравственного воспитания.
4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и
учащихся в процессе нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния
исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и
эмпирические (обобщение опыта).



Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.


1. Проблема ценностей в российском обществе.

Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать
ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп
ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и
образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,
политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества
в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако
если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к
этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не
соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,
ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост
смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не
соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с
семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью
человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.
К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит
поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как
и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.
Фактически все более распространяется и проституция.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается
реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,
получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его
мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на
продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.
Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы
обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и
входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.
Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к
категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или
даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического
процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной
работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и
учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,
надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:
карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к
самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность
малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической
направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,
вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались
христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские
ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,
с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс
нравственного воспитания.

2. Сущность и природа нравственного воспитания.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила
поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,
результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт
человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним
духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -
добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и
чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,
безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок
нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:
нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых
нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального
сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в
воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в
усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к
нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда
они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные
убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного
поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном
отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,
воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель
соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
(14, с.153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,
организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует
считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во
времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с
элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей
используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
(2, с.386).
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии
и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе
современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают
воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую
роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,
направленные на выработку определенного рода отношений.

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной
мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом
обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых
является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и
деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые
нормы и различные постановления государственных органов, производственно-
административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с
одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные
нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность
несет юридическую или административную ответственность. Иное дело
нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,
такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение
зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,
общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия
на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,
наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки
приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение
моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на
сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и
необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка
личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и
правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что
одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль
здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на её
моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных
требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку
она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,
вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное
воспитание, повышение его содержательности и педагогической
действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних
времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее
влияние на формирование положительных качеств, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,
с.340-342).
Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать
деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации
нравственного воспитания (формы и методы).

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи
разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ
организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного
процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между
воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества
воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики
(фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее
распространенная классификация. (13, с. 157).
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности
в зависимости от методов воспитания: 1) словесные ф

Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка технологического процесса восстановления шатуна двигателя автомобиля ГАЗ-53А (Транспорт)


Реферат: Буденновская порода лошадей (Сельское хозяйство)


Реферат: Спирты (Химия)


Реферат: Ринок цінних паперів (Биржевое дело)


Реферат: Конфликтные ситуации в коллективе (Психология)


Реферат: Социальные институты. Семья (Социология)


Реферат: Телевидение и общество (Социология)


Реферат: Наполеон I (История)


Реферат: Колонна сплошного сечения К7 (Технология)


Реферат: Курс лекций по общей социологии для 1 курса (Социология)


Реферат: Древний Египет (История)


Реферат: Демография Китая (Социология)


Реферат: Учет расчетов с использованием векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Графика на ПК (Программирование)


Реферат: Декоративно-прикладное искусство допетровской России (Культурология)


Реферат: Тесты по биологии для школ (к сожалению без ответов) (Биология)


Реферат: Оборона Севастополя (1854-1855) (История)


Реферат: Нейрон (Биология)


Реферат: Структурно - семантические особеннности спортивной фразеологии современного английского языка (Спорт)


Реферат: Двухосный индикаторный стабилизатор телекамер на ВО (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист