GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)



МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



«Концепции современного естествознания»
Авторизованный реферат по курсу
«Естествознание»



Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель) проф. Борисова О.А.
Рецензент ____________________________



З/О


МОСКВА - 2001 год

Содержание


Содержание 2


Естествознание 3

Естественно - научная и гуманитарная культуры
3
Научный метод познания. Опыт, гипотеза, закон, теория
5
Разделы естествознания 7

Квантовая физика как новый этап познания природы 10

Возникновение квантовой теории 10
Световые кванты 11
Атомная физика 14
Квантовые постулаты Бора 15
Квантовая механика 17
Лазеры 17
Элементарные частицы 19
Заключение 22

Происхождение жизни на Земле 23

Введение 23
Условия появление жизни 23
Появление живых существ 24
Первые живые организмы 25
Заключение 27

Наша ближайшая звезда - Солнце 29

Общие сведения о Солнце 29
Строение Солнца 32
Солнечный цикл 44
Солнце – источник энергии 45
Солнце и жизнь Земли 51
Солнечное затмение 54
Проблема «Солнце – Земля» 59
Заключение 60

Литература: 62



Естествознание



Естественно - научная и гуманитарная культуры

Ученые и специалисты насчитывают более 170 определений понятия
культура. Это свидетельствует о универсальности данного явления
человеческого общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и
сорта растений и умственные качества человека, и образ жизни, и систему
положительных ценностей и так далее. В таком контексте все созданное
человеком есть культура.
Мы используем одно из определений культуры, которое связано с ее
инструментальной трактовкой. Культура - это система средств человеческой
деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп,
человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства
создаются людьми , постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять
три типа культуры: материальную, социальную и духовную.
Материальная культура - совокупность средств бытия человека и общества.
Она включает разнообразные факторы: орудия труда, технику, благосостояние
человека и общества. Социальная культура - это система правил поведения
людей в различных видах общения. Она включает этикет, профессиональную,
правовую, религиозную и т. д. разновидности деятельности человека. Более
подробно содержательная часть первой и второй культур изучается в других
дисциплинах. Духовная культура - это составная часть культурных достижений
человечества. Основные виды духовной культуры - мораль, право,
мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из этих видов
духовной культуры состоит из относительно самостоятельных частей. Эти части
взаимосвязаны и относятся к духовной культуре человечества.
Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человеческой
деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности. Система наук условно делится на
естественные, общественные и технические науки.
В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание,
которое является предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о
позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп , государства,
человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как
наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о
природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной
культуры : практический опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и
т.д.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в
следующем:
. они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах
человека и человечества, в создании оптимальных условий для
самосохранения и самосовершенствования;
. осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;
. взаимно координируют в процессе развития человечества;
. являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и
духовной культуры в целом.
Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты,
менеджеры и другие специалисты - гуманитарии начинают применять в своей
работе системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации,
знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики.
Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о
столкновении судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой
практике судовождения. Но, с другой стороны, если он не знает, что такое
масса, радиус поворота, скорость, ускорение и т. д. , он не сможет реально
применить свои профессиональные знания.
Социолог изучает общественное мнение путем опроса. Но как он сможет
оценить степень достоверности результатов, если не имеет представление о
теории вероятности и теории погрешностей. Без знания этих разделов
естественных наук, результаты его предсказаний не будут представлять
практической ценности.
Менеджер рекламирует изделие какого-то предприятия. Хорошо известно,
что на выставках или просмотрах первые вопросы всегда касаются технических
сторон изделия. Конечно, полностью ответить на такие вопросы может только
специалист, имеющий хорошую фундаментальную естественнонаучную подготовку.
Однако разбираться в этих вопросах должен и менеджер.
Существует и другая сторона рассматриваемого вопроса. Наука часто
обвиняется в тех грехах, в которых повинна не столько она сама, сколько та
система институтов, в рамках которой она функционирует и развивается. В
настоящее время очевидно, что развитие науки может приводить к
отрицательным последствиям влияющем на все человечество в целом. Актуальным
становится вопрос о социальной ответственности всех людей, а не только
ученых за возможность использования из открытий и достижений. В настоящее
время сформировалась направление, называемое этикой науки, дисциплине,
изучающей нравственные основы научной деятельности.
В качестве примера можно привести пример из истории второй мировой
войны. Р.Оппенгеймера называют отцом атомной бомбы. Он являлся
координатором и руководителем проекта создания атомной бомбы. Она была
создана и испытана сначала в Неваде, а потом и в Хиросиме и Нагасаке.
Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть ответственности, ушел из проекта и
стал заниматься деятельностью, направленной на предотвращение использования
атомных бомб.
Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется весьма важным
познакомится с основными концепциями естествознания. Это необходимо для
того, чтобы: во первых, сознательно применять их в своей деятельности, во
вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной
научной картине мира, которую дает естествознание.



Научный метод познания. Опыт, гипотеза, закон, теория

Что такое научный метод познания? На чем он базируется? Что лежит в его
основе и чем он отличается от других методов познания?
Способ получить частичные ответы на вопросы придуман несколько сотен
лет назад. Наблюдение, размышление и опыт составляют так называемый
научный метод познания, который и позволяет давать ответы на многие
интересующие нас вопросы. Основой научного метода является опыт - пробный
камень всех наших знаний. Опыт, эксперимент - это единственный судья
научной истины.
Проводя наблюдения каких-либо природных явлений, невозможно охватить
все процессы, с этими явлениями связанные. Поэтому нужно отбросить все
второстепенные факты и выделить основные, т.е. суть явления. Этот процесс
называется абстрагированием или построением модели явления. В размышлениях
создается основа наблюдаемого явления, его модель. Что является
существенным для данного явления, а что несущественным, вопрос
неоднозначный и сложный. Не всегда он решается сразу, на первых этапах
наблюдения и размышления. На этом этапе нельзя, как говорится в старой
поговорке, «ыплеснуть младенца из купели вместе с водой»
В создаваемой модели должны быть учтены главные характеристики и
основные параметры изучаемого явления. Построенная модель должна не только
верно описывать наблюдаемое это явление, но и хорошо прогнозировать его
развитие в новых условиях. Предсказания теории проверяются экспериментом
или опытом - важнейшей частью научного метода познания.
С самого начала необходимо договорится, что подразумеваться под тем
или иным термином. В понятие «опыт» будем вкладывать смысл наблюдения за
явлением при контролируемых условиях, т.е. наблюдения с возможностью
контролировать, воспроизводить и изменять желаемым образом внешние условия.
Существенна возможность создавать как обычные, так и искусственные (т.е. в
природе не встречающиеся) условия. Физика, химия, биология и ряд других
наук называются естественными именно потому, что в их основе лежит опыт.
Для объяснения экспериментальных фактов привлекаются гипотезы. Гипотеза
- это предположение, позволяющее объяснить и количественно описать
наблюдаемое явление. Описать что-либо количественно можно лишь на языке
математики.
Между явлениями природы существуют устойчивые, повторяющиеся связи -
проявления законов природы. Качественная формулировка законов может быть
иногда дана без привлечения математического аппарата. Законы, записанные на
языке формул позволяют перейти к более высокой ступени познания. Эту
ступень называют теорией. Т.е. при определенных условиях выдвинутая
гипотеза может перейти в теорию, в основе которой лежат законы. Теория дает
представление о закономерностях и существенных связях в определенной
области.
Законы естественных наук устанавливают количественные соотношения между
наблюдаемыми явлениями, т.е. имеют математическую формулировку. Не всегда
эта формулировка бывает явной. Например, всем привычна следующая, казалось
бы, качественная формулировка первого закона Ньютона: “Существуют такие
системы отсчета, которых тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного
равномерного движения, если на него не действуют другие тела, или действие
других тел взаимно компенсируется”. Но строго сформулировать, что такое
прямолинейное равномерное движение, можно лишь на языке математических
формул. Т.е. даже качественная формулировка закона подразумевает введение
количественных понятий.
Естествознание, изучающее количественные (т.е. точные) соотношения
природных явлений, относится к точным наукам. Понятие «точное» требует
комментариев. Точные науки, как правило оперируют не с абсолютно точными, а
с приближенными величинами. При количественном описании любого наблюдаемого
явления всегда оговаривают, с какой степенью точности имеют дело, т.е.
приводят погрешности измеряемых величин.
Когда гипотеза перерастает в теорию, т. е. в форму научных знаний,
дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности? Какой путь она должна пройти? Ответ
на этот вопрос частично дан. Гипотезы должны быть проверены фактами,
опытами, здравым смыслом. В своей области они должны объяснять всю
совокупность имеющихся явлений. Но этого мало. Для того, чтобы стать
теорией, гипотеза должна сформулировать количественные отношения между
наблюдаемыми явлениями. Фактически это означает формулировку законов.
Непременным условием превращения гипотезы в теорию является предсказание
новых, до сих пор не наблюдавшихся и из известных теорий не следующих,
явлений, и подтверждение этих предсказаний в специально поставленных
экспериментах.
Переход гипотезы в теорию зачастую не обходится без драм. Классическими
являются примеры Николая Коперника (1473-1543) и Джордано Бруно (1548-
1600). Н.Коперник выдвинул гипотезу о гелиоцентрической системе мира, в
которой планеты вращаются вокруг Солнца по орбитам. Эта гипотеза позволяла
достаточно точно и просто описывать и предсказывать наблюдаемые движения
планет. Однако сам Коперник не утверждал, что наша система и есть
гелиоцентрическая. Для него модель гелиоцентрической системы мира нужна
была только для более удобного описания движения планет. Гелиоцентрическая
система противоречила Библии, в которой говорилось, что Иисус Навин
остановил вращение Солнца вокруг Земли. Развивая гелиоцентрическую
космологию, Бруно выдвинул идею множественности миров во Вселенной,
центрами которых являются звезды. Д. Бруно утвердил мысль о том, что
гелиоцентрическая система не является гипотезой Коперника, а
космологической теорией, опирающейся на факт движения планет вокруг Солнца.
И именно поэтому был обвинен в ереси и сожжен в 1600 году на Площади Роз в
Риме.
Естественнонаучная теория дает объяснение целой области явлений в
природе с единой точки зрения. Квинтэссенцией теории являются законы,
устанавливающие количественные связи, соотношения между различными
наблюдаемыми в опыте величинами.
Нужно различать законы природы и законы науки. Первые проявляются в
особенностях протекания природных явлений и процессов и во взаимосвязи
некоторых величин. Они неизменны и всегда выполняются. Научные законы - это
попытка описать законы природы на языке математических формул и точных
формулировок. В дальнейшем речь будет идти только о них. Научные законы не
точны и не постоянны. На определенных этапах развития науки возникает
необходимость уточнения наблюдаемых в опыте явлений и пересмотра законов
или границ их применимости. Постоянная проверка опытных фактов на базе
новых экспериментальных методик, позволяющих увеличить точность проведения
эксперимента, необходима всегда на любом уровне знаний. Расхождение
экспериментальных данных и существующих законов позволяет выдвигать новые
гипотезы и строить новые теории.



Разделы естествознания

Слово естествознание представляет из себя сочетание двух слов: естество
(природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в
основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно
есть или по крайней мере возможно. Первоначально к физике Аристотель
относил проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во
Вселенной, даже жизни. Само слово физика, греческое по происхождению,
близко к русскому слову природа. Таким образом, первоначально
естествознание называлось физикой.
В своем развитии наука прошла четыре стадии развития. На первой стадии
формулировались общие представления о природе, окружающем мире как о чем-то
целом. В этой стадии произошло развитие натурфилософии (философии природы)
ставшей вместилищем идей и догадок, которые к 13-15 векам стали зачатками
естественных наук. В 15-17 веках последовала аналитическая стадия -
мысленное расчленение и выделение частностей, превратившая физику,
астрономию, химию, биологию действительно в науки. Позднее, ближе к нашему
времени, наступила синтетическая стадия изучения природы, характеризуемая
воссозданием целостной картины мира на основе ранее познанных частностей.
Сегодня пришло время обосновать не только принципиальную целостность всего
естествознания, но пояснить, почему именно физика, химия и биология стали
основными и самостоятельными разделами науки о природе. Т.е. в настоящее
время осуществляется целостная интегрально - дифференциальная стадия
развития естествознания, как единой науки о природе.
Все описанные стадии изучения природы по существу представляют звенья
одной цепи. Каждый из разделов естествознания прощел через эти стадии.
Рассмотрев в следующей части коротко историю развития физики мы видим, что
она тоже прошла все описанные стадии. Отличие имеется лишь в том, что
описание этапов развития физики мы будем давать с точки зрения развития
методов подхода к изучаемым явлениям. В физике сейчас также наступает
интеграционная стадия, характеризуемая тем, что проводятся попытки создать
единые теории, объединяющие различные разделы. Примером тому может служить
попытка создать единую теорию поля.
Рассмотрим главные разделы естествознания и связь между ними. Мы уже
говорили о движении материи. В порядке возрастания сложности мы приводили
следующие формы движения: механическую, физическую, химическую,
биологическую, общественную. Все формы движения связаны между собой. Высшие
содержат в себе низшие, составными части, но ни в коем случае не сводятся
только к ним. Например, нельзя ядерные силы свести к механическим.
Различные виды движений, существующих в природе изучают различные разделы
естествознания: ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ и другие разделы.
В каждом из разделов естествознания имеются свои законы, которые не
могут быть сведены к законам других разделов, однако, теории, описывающие
сложные структуры, опираются на теории и законы для простых структур. При
этом, как правило, по мере усложнения структур и разделов естествознания их
законы становятся менее точными, формулировки приближаются к качественным.
Чем ниже уровень раздела естествознания, тем сложнее и точнее
математические формулировки его законов. Наиболее сложны для понимания
законы физики - фундаменте всех естественных наук.
Химия испытывает на себе влияние физики, пожалуй сильнее, чем любая
другая наука. На заре своего развития она играла важную роль в становлении
физики. Эти науки взаимодействовали очень сильно, они были практически
неразделимы. Теория атомного строения вещества получила основательное
подтверждение именно в химических опытах. Под теорией неорганической химии
подвел черту Д.И.Менделеев (1834-1907), создав свою периодическую систему
химических элементов. Эта система выявила немало удивительных связей между
различными элементами. Она предсказала существование многих тогда еще
неизвестных химических элементов. Однако, объяснение системы Менделеева
возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую
теорию. В настоящее время в неорганической химии остались два раздела:
физическая химия и квантовая химия. Сами названия этих разделов говорят о
тесной связи с физикой.
Другая ветвь химии - органическая химия, химия веществ, связанных с
жизненными процессами. Одно время предполагали, что органические вещества
столь сложны, что их нельзя синтезировать. Однако, развитие физики и
неорганической химии изменило ситуацию. В настоящее время научились
синтезировать сложные органические соединения, необходимые в жизненных
процессах. Главной задачей органической химии является анализ и синтез
веществ, образующихся в биологических системах, живых организмах. Отсюда
вытекает тесная связь химии и физики с другим разделом естествознания, с
биологией.
Изучение живых организмов позволяет увидеть множество чисто физических
явлений: циркуляцию и гидродинамику протекания крови, давление в сосудах и
т.д. Биология - очень широкое поле деятельности для приложения физических и
химических теорий. Например, как осуществляется зрение, что происходит в
глазе. Как квант света взаимодействует с сетчаткой. Однако, эти вопросы не
основные в биологии, не они лежат в сущности всего живого. Фундаментальные
процессы, изучаемые в биологии лежат глубже, в понимании функционирования
клеток, их биохимических циклов. В конечном итоге, в понимании того, что
есть жизнь. Понятие жизни не удается свести только к химическим или
физическим процессам.
Психология изучает отражение действительности в процессах деятельности
человека и животных. Эта наука лежит на грани естественных и общественных
наук. Казалось бы, какая связь может быть у нее с физикой. Давайте
рассмотрим пару примеров. Одной из ветвью психологии является физиология
ощущений. Она рассматривает взаимосвязь между поведением человека и его
ощущениями. Почему красный цвет вызывает тревожные ощущения, а зеленый
наоборот. Недаром запрещающий цвет светофора - красный, а разрешающий -
зеленый. Ответ может дать физика. Днем максимум излучения солнца приходится
на зеленый цвет. День - самое безопасное время суток, и в процессе эволюции
у живых организмов выработалась положительная реакция на зеленый цвет. В
сумерках максимум излучения солнца сдвинут в красную область. Сумерки -
самое опасное время суток, когда хищные животные выходят на охоту.
Естественно, что в процессе эволюции выработалось отрицательная реакция на
этот цвет.
В настоящем реферате мы рассмотрим:
. квантовую физику – из раздела «Физика»;
. происхождение жизни на земле – из раздела «Биология»
. более подробно остановимся на поведении нашей ближайшей звезды –
Солнце.

Квантовая физика как новый этап познания природы

Величайшая революция в физике совпала с началом XX века. Попытки
объяснить наблюдаемые на опытах закономерности распределения энергии в
спектрах теплового излучения (электромагнитного излучения нагретого тела)
оказались несостоятельными. Многократно проверенные законы
электромагнетизма Максвелла неожиданно “забастовали”, когда их попытались
применить к проблеме излучения веществом коротких электромагнитных волн. И
это тем более удивительно, что эти законы превосходно описывают излучение
радиоволн антенной и что в свое время само существование электромагнитных
волн было предсказано на основе этих законов.



Возникновение квантовой теории

Электродинамика Максвелла приводила к бессмысленному выводу,
согласно которому нагретое тело, непрерывно теряя энергию вследствие
излучения электромагнитных волн, должно охладиться до абсолютного нуля.
Согласно классической теории тепловое равновесие между веществом и
излучением невозможно. Однако повседневный опыт показывает, что ничего
подобного в действительности нет. Нагретое тело не расходует всю свою
энергию на излучение электромагнитных волн.
В поисках выхода из этого противоречия между теорией и опытом немецкий
физик Макс П л а н к предположил, что атомы испускают электромагнитную
энергию отдельными порциями — квантами. Энергия Е каждой порции прямо
пропорциональна частоте v излучения:

E=hv.
Коэффициент пропорциональности h получил название постоянной Планка.
Предположение Планка фактически означало, что законы классической
физики неприменимы к явлениям микромира.
Построенная Планком теория теплового излучения превосходно
согласовалась с экспериментом. По известному из опыта распределению энергии
по частотам было определено значение постоянной Планка. Оно оказалось очень
малым: =6,63.10-34 Дж.с.
После открытия Планка начала развиваться новая, самая современная и
глубокая физическая теория — квантовая теория. Развитие ее не завершено и
по сей день.
Планк указал путь выхода из трудностей, с которыми столкнулась
теория теплового излучения. Но этот успех был получен ценой отказа от
законов классической физики применительно к микроскопическим системам и
излучению.



Световые кванты

Квантовым законам подчиняется поведение всех микрочастиц. Но впервые
квантовые свойства материи были обнаружены при исследовании излучения и
поглощения света.
В развитии представлений о природе света важный шаг был сделан при
изучении одного замечательного явления, открытого Г. Герцем и тщательно
исследованного выдающимся русским физиком Александром Григорьевичем
Столетовым. Явление это получило название фотоэффекта.
Фотоэффектом называют вырывание электронов из вещества под действием
света.
Свет вырывает электроны с поверхности пластины. Если она заряжена
отрицательно, электроны отталкиваются от нее и электрометр разряжается. При
положительном же заряде пластины вырванные светом электроны притягиваются к
пластине и снова оседают на ней. Поэтому заряд электрометра не изменяется.
Однако, когда на пути света поставлено обыкновенное стекло,
отрицательно заряженная пластина уже не теряет электроны, какова бы ни была
интенсивность излучения. Так как известно, что стекло поглощает
ультрафиолетовые лучи, то из этого опыта можно заключить, что именно
ультрафиолетовый участок спектра вызывает фотоэффект. Этот сам по себе
несложный факт нельзя объяснить на основе волновой теории света. Непонятно,
почему световые волны малой частоты не могут вырывать электроны, если даже
амплитуда волны велика и, следовательно, велика сила, действующая на
электроны.
При изменении интенсивности света (плотности потока излучения)
задерживающее напряжение, как показали опыты, не меняется. Это означает,
что не меняется кинетическая энергия электронов. С точки зрения волновой
теории света этот факт непонятен. Ведь чем больше интенсивность света, тем
большие силы действуют на электроны со стороны электромагнитного поля
световой волны и тем большая энергия, казалось бы, должна передаваться
электронам.
На опытах было обнаружено, что кинетическая энергия вырываемых светом
электронов зависит только от частоты света. Максимальная кинетическая
энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от
его интенсивности. Если частота света меньше определенной для данного
вещества минимальной частоты Vmin, то фотоэффект не происходит.
Законы фотоэффекта просты по форме. Но зависимость кинетической энергии
электронов от частоты выглядит загадочно.
Все попытки объяснить явление фотоэффекта на основе законов
электродинамики Максвелла, согласно которым свет—это электромагнитная
волна, непрерывно распределенная в пространстве, оказались
безрезультатными. Нельзя было понять, почему энергия фотоэлектронов
определяется только частотой света и почему лишь при малой длине волны свет
вырывает электроны.
Объяснение фотоэффекта было дано в 1905 г. Эйнштейном, развившим идеи
Планка о прерывистом испускании света. В экспериментальных законах
фотоэффекта Эйнштейн увидел убедительное доказательство того, что свет
имеет прерывистую структуру и поглощается отдельными порциями.
Энергия Е каждой порции излучения в полном соответствии с гипотезой
Планка пропорциональна частоте:
E=hv, где h — постоянная Планка.
Из того что свет, как показал Планк, излучается порциями, еще не
вытекает прерывистая структура самого света. Ведь и минеральную воду
продают в бутылках, но отсюда совсем не следует, что вода имеет прерывистую
структуру и состоит из неделимых частей. Лишь явление фотоэффекта показало,
что свет имеет прерывистую структуру: излученная порция световой энергии
E=hv сохраняет свою индивидуальность и в дальнейшем. Поглотиться может
только вся порция целиком.
Кинетическую энергию фотоэлектрона можно найти, применив закон
сохранения энергии.Это уравнение объясняет основные факты, касающиеся
фотоэффекта. Интенсивность света, по Эйнштейну, пропорциональна числу
квантов (порций) энергии в световом пучке и поэтому определяет число
электронов, вырванных из металла. Скорость же электронов согласно
определяется только частотой света и работой выхода, зависящей от рода
металла и состояния его поверхности. От интенсивности света она не зависит.
Для каждого вещества фотоэффект наблюдается лишь в том случае, если
частота v света больше минимального значения Ведь чтобы вырвать
электрон из металла даже без сообщения ему кинетической энергии, нужно
совершить работу выхода А. Следовательно, энергия кванта должна быть больше
этой работы. Предельную частоту, называют красной границей фотоэффекта.
Для цинка красной границе соответствует длина волны м (ультрафиолетовое
излучение). Именно этим объясняется опыт по прекращению фотоэффекта с
помощью стеклянной пластинки, задерживающей ультрафиолетовые лучи.
Работа выхода у алюминия или железа больше, чем у цинка. Поэтому в
опыте использовалась цинковая пластина. У щелочных металлов работа выхода,
напротив, меньше, а длина волны, соответствующая красной границе, больше.
Пользуясь уравнением Эйнштейна можно найти постоянную Планка h. Для
этого нужно экспериментально определить частоту света v, работу выхода А и
измерить кинетическую энергию фотоэлектронов. Точно такое же значение было
найдено Планком при теоретическом изучении совершенно другого явления —
теплового излучения. Совпадение значений постоянной Планка, полученных
различными методами, подтверждает правильность предположения о прерывистом
характере излучения и поглощения света веществом.
Уравнение Эйнштейна, несмотря на свою простоту, объясняет основные
закономерности фотоэффекта. Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии за
работы по теории фотоэффекта.
В современной физике фотон рассматривается как одна их элементарных
частиц. Таблица элементарных частиц уже многие десятки лет начинается с
фотона.
Энергия и импульс фотона. При испускании и поглощении свет ведет себя
подобно потоку частиц с энергией E=hv, зависящей от частоты. Порция света
оказалась неожиданно очень похожей на то, что принято называть частицей.
Свойства света, обнаруживаемые при излучении и поглощении, называют
корпускулярными. Сама же световая частица была названа фотоном или квантом
электромагнитного излучения.
Фотон подобно частицам обладает определенной порцией энергии hv.
Энергию фотона часто выражают не через частоту v, а через циклическую
частоту .
Фотон лишен массы покоя то, т. е. он не существует в состоянии покоя, и
при рождении сразу имеет скорость с. Масса, определяемая формулой,—это
масса движущегося фотона. Направлен импульс фотона по световому лучу.
Чем больше частота, тем больше энергия и импульс фотона и тем
отчетливее выражены корпускулярные свойства света. Из-за того что
постоянная Планка мала, энергия фотонов видимого излучения крайне
незначительна. Фотоны, соответствующие зеленому свету, имеют энергию 4-
10~19 Дж.
Тем не менее в замечательных опытах С. И. Вавилова было установлено,
что человеческий глаз, этот тончайший из “приборов”, способен реагировать
на различие освещен-ностей, измеряемое единичными квантами.
Ученые были вынуждены ввести представление о свете как о потоке частиц.
Может показаться, что это возврат к корпускулярной теории Ньютона. Однако
нельзя забывать, что интерференция и дифракция света вполне определенно
говорят о наличии у света волновых свойств. Свет обладает своеобразным
дуализмом (двойственностью) свойств. При распространении света проявляются
его волновые свойства, а при взаимодействии с веществом (излучении и
поглощении) — корпускулярные. Все это,конечно,странно и непривычно. Мы не в
состоянии представить себе наглядно, как же это может быть. Но тем не менее
это факт. Мы лишены возможности представлять себе наглядно в полной мере
процессы в микромире, так как они совершенно отличны от тех
макроскопических явлений, которые люди наблюдали на протяжении миллионов
лет и основные законы которых были сформулированы к концу XIX века.
С течением времени двойственность свойств была открыта у электронов и
других элементарных частиц. Электрон, в частности, наряду с корпускулярными
свойствами обладает также и волновыми. Наблюдается дифракция и
интерференция электронов.
Эти необычные свойства микрообъектов описываются с помощью квантовой
механики — современной теории движения микрочастиц. Механика Ньютона
оказывается здесь в большинстве случаев неприменимой. Но изучение квантовой
механики выходит за рамки школьного курса физики.
Фотон—элементарная частица, лишенная массы покоя и электрического
заряда, но обладающая энергией и импульсом. Это квант электромагнитного
поля, которое осуществляет взаимодействие между заряженными частицами.
Поглощение и излучение электромагнитной энергии отдельными порциями —
проявление корпускулярных свойств электромагнитного поля.
Корпускулярно-волновой дуализм — общее свойство материи,
проявляющееся на микроскопическом уровне.



Атомная физика

Английский физик Эрнест Резерфорд исследовал рассеяние а-частиц десять
тысяч раз меньшее по разме-веществом и открыл в 1911 г. атомное ядро -
массивное образование.
Не сразу ученые пришли к правильным представлениям о строении атома.
Первая модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном,
открывшим электрон. По мысли Томсона, положительный заряд атома занимает
весь объем атома и распределен в этом объеме с постоянной плотностью.
Простейший атом — атом водорода — представляет собой положительно
заряженный шар радиусом около 10~8 см, внутри которого находится электрон.
У более сложных атомов в положительно заряженном шаре находится несколько
электронов, так что атом подобен кексу, в котором роль изюминок играют
электроны.
Однако модель атома Томсона оказалась в полном противоречии с опытами
по исследованию распределения положительного заряда в атоме. Эти опыты,
произведенные впервые Э. Резерфордом, сыграли решающую роль в понимании
строения атома.
Из опытов Резерфорда непосредственно вытекает планетарная модель атома.
В центре расположено положительно заряженное атомное ядро, в котором
сосредоточена почти вся масса атома. В целом атом нейтрален. Поэтому число
внутриатомных электронов, как и заряд ядра, равно порядковому номеру
элемента в периодической системе. Ясно, что покоиться электроны внутри
атома не могут, так как они упали бы на ядро. Они движутся вокруг ядра,
подобно тому как планеты обращаются вокруг Солнца. Такой характер движения
электронов определяется действием кулоновских сил со стороны ядра.
В атоме водорода вокруг ядра обращается всего лишь один электрон. Ядро
атома водорода имеет положительный заряд, равный по модулю заряду
электрона, и массу, примерно в 1836,1 раза большую массы электрона. Это
ядро было названо протоном и стало рассматриваться как элементарная
частица. Размер атома — это радиус орбиты его электрона.
Простая и наглядная планетарная модель атома имеет прямое
экспериментальное обоснование. Она кажется совершенно -необходимой для
объяснения опытов по рассеиванию ос-частиц. Но на основе этой модели нельзя
объяснить факт существования атома, его устойчивость. Ведь движение
электронов по орбитам происходит с ускорением, причем весьма немалым.
Ускоренно движущийся заряд по законам электродинамики Максвелла должен
излучать электромагнитные волны частотой, равной частоте его обращения
вокруг ядра. Излучение сопровождается потерей энергии. Теряя энергию,
электроны должны приближаться к ядру, подобно тому как спутник приближается
к Земле при торможении в верхних слоях атмосферы. Как показывают строгие
расчеты, основанные на механике Ньютона и электродинамике Максвелла,
электрон за ничтожно малое время (порядка 10~8 с) должен упасть на ядро.
Атом должен прекратить свое существование.
В действительности ничего подобного не происходит. Атомы устойчивы и в
невозбужденном состоянии могут существовать неограниченно долго, совершенно
не излучая электромагнитные волны.
Не согласующийся с опытом вывод о неизбежной гибели атома вследствие
потери энергии на излучение—это результат применения законов классической
физики к явлениям, происходящим внутри атома. Отсюда следует, что к
явлениям атомных масштабов законы классической физики неприменимы.
Резерфорд создал планетарную модель атома: электроны обращаются вокруг
ядра, подобно тому как планеты обращаются вокруг Солнца. Эта модель проста,
обоснована экспериментально, но не позволяет объяснить устойчивость атомов.



Квантовые постулаты Бора

Выход из крайне затруднительного положения в теории атома был найден в
1913 г. датским физиком Нильсом Бором на пути дальнейшего развития
квантовых представлений о процессах в природе.
Эйнштейн оценивал проделанную Бором работу “как высшую музыкальность в
области мысли”, всегда его поражавшую. Основываясь на разрозненных опытных
фактах. Бор с помощью гениальной интуиции правильно предугадал существо
дела.
Последовательной теории атома Бор, однако, не дал. Он в виде постулатов
сформулировал основные положения новой теории. Причем и законы классической
физики не отвергались им безоговорочно. Новые постулаты скорее налагали
лишь некоторые ограничения на допускаемые классической физикой движения.
Успех теории Бора был тем не менее поразительным, и всем ученым стало
ясно, что Бор нашел правильный путь развития теории. Этот путь привел
впоследствии к созданию стройной теории движения микрочастиц—квантовой
механики.
Первый постулат Бора гласит:
атомная система может находиться только в особых стационарных, или
квантовых, состояниях, каждому из которых соответствует определенная
энергия ; в стационарном состоянии атом не излучает.
Этот постулат противоречит классической механике, согласно которой
энергия движущихся электронов может быть любой. Противоречит он и
электродинамике Максвелла, так как допускает возможность ускоренного
движения электронов без излучения электромагнитных волн.
Согласно второму постулату Бора излучение света происходит при переходе
атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное
состояние с меньшей энергией Энергия излученного фотона равна разности
энергий стационарных состояний:
При поглощении света атом переходит из стационарного состояния с
меньшей энергией в стационарное состояние с большей энергией.
Второй постулат также противоречит электродинамике Максвелла, так как
согласно этому постулату частота излучения света свидетельствует не об
особенностях движения электрона, а лишь об изменении энергии атома.
Свои постулаты Бор применил для построения теории простейшей атомной
системы—атома водорода. Основная задача состояла в нахождении частот
электромагнитных волн, излучаемых водородом. Эти частоты можно найти на
основе второго постулата, если располагать правилом определения
стационарных значений энергии атома. Это правило (так называемое правило
квантования) Бору опять-таки пришлось постулировать.
Используя законы механики Ньютона и правило квантования, отмирающее
возможные стационарное состояния, Бор смог вычислить Допустимые радиусы
орбит электрона и энергии стационарных состояний. Минимальный радиус орбиты
определяет размеры атома.
Второй постулат Бора позволяет вычислить по известным значениям энергий
стационарных состояний частоты излучений атома водорода. Теория Бора
приводит к количественному согласию с экспериментом для значений этих
частот. Все частоты излучений атома водорода составляют ряд серий, каждая
из которых образуется при переходах атома в одно из энергетических
состояний со всех верхних энергетических состояний (состояний с большей
энергией).
Поглощение света — процесс, обратный излучению. Атом, поглощая свет,
переходит из низших энергетических состояний в высшие. При этом он
поглощает излучение той же самой частоты, которую излучает, переходя из
высших энергетических состояний в низшие. На рисунке 168, б стрелками
изображены переходы атома из одних состояний в другие с поглощением света.
На основе двух постулатов и правила квантования Бор определил радиус
атома водорода и энергии стационарных состояний атома. Это позволило
вычислить частоты излучаемых и поглощаемых атомом электромагнитных волн.



Квантовая механика

Наибольший успех теория Бора имела применительно к атому водорода, .для
которого оказалось возможным построить количественную теорию спектра.
Однако построить количественную теорию для следующего за водородом
атома гелия на основе боровских представлений не удалось. Относительно
атома гелия и более сложных атомов теория Бора позволяла делать лишь
качественные (хотя и очень важные) заключения.
Теория Бора является половинчатой, внутренне противоречивой. С одной
стороны, при построении теории атома водорода использовались обычные законы
механики Ньютона и давно известный закон Кулона, а с другой — вводились
квантовые постулаты, никак не связанные с механикой Ньютона и
электродинамикой Максвелла. Введение в физику квантовых представлений
требовало радикальной перестройки как механики, так и электродинамики. Эта
перестройка была осуществлена в начале второй четверти нашего века, когда
были созданы новые физические теории: квантовая механика и квантовая
электродинамика.
Постулаты Бора оказались совершенно правильными. Но они выступали уже
не как постулаты, а как следствия основных принципов этих теорий. Правило
же квантования Бора, как выяснилось, применимо далеко не всегда.
Представление об определенных орбитах, по которым движется электрон в
атоме Бора, оказалось весьма условным. На самом деле движение электрона в
атоме имеет очень мало общего с движением планет по орбитам. Если бы атом
водорода в наинизшем энергетическом состоянии можно было бы
сфотографировать с большой выдержкой, то мы увидели бы облако с переменной
плотностью. Большую часть времени электрон проводит на определенном
расстоянии от ядра.
В настоящее время с помощью квантовой механики можно ответить на любой
вопрос, относящийся к строению и свойствам электронных оболочек атомов. Но
количественная теория оказывается весьма сложной, и мы ее касаться не
будем. С качественным описанием электронных оболочек атомов вы знакомились
в курсе химии.



Лазеры

В 1917 г. Эйнштейн предсказал возможность так называемого
индуцированного (вынужденного) излучения света атомами. Под индуцированным
излучением понимается излучение возбужденных атомов под действием падающего
на них света. Замечательной особенностью этого излучения является то, что
возникшая при индуцированном излучении световая волна не отличается от
волны, падающей на атом, ни частотой, ни фазой, ни поляризацией.
На языке квантовой теории вынужденное излучение означает переход атома
из высшего энергетического состояния в низшее, но не самопроизвольно, как
при обычном излучении, а под влиянием внешнего воздействия.
Еще в 1940 г. советский физик В. А. Фабрикант указал на возможность
использования явления вынужденного излучения для усиления
электромагнитных волн. В 1954 г. советские ученые Н. Г. Басов и А. М.
Прохоров и независимо от них американский физик Ч. Таунс использовали
явление индуцированного излучения для создания микроволнового генератора
радиоволн с длиной волны ==1,27 см. За разработку нового принципа
генерации и усиления радиоволн Н. Г. Басову и А. М. Прохорову была в 1959
г. присуждена Ленинская премия. В 1963 г. Н. Г. Басов, А. М. Прохоров и
Ч. Таунс были удостоены Нобелевской премии.
В 1960 г. в CШA был создан первый лазер — квантовый генератор
электромагнитных волн в видимом диапазоне спектра.
Лазерные источники света обладают рядом существенных преимуществ по
сравнению с другими источниками света:
1. Лазеры способны создавать пучки света с очень малым углом
расхождения (около 10~5 рад). На Луне такой пучок, испущенный с Земли, дает
пятно диаметром 3 км.
2. Свет лазера обладает исключительной монохроматичностью. В отличие от
обычных источников света, атомы которых излучают свет независимо друг от
друга, в лазерах атомы излучают свет согласованно. Поэтому фаза волны не
испытывает нерегулярных изменений.
3. Лазеры являются самыми мощными источниками света. В узком
интервале спектра кратковременно (в течение промежутка времени
продолжительностью порядка 10~13 с) у некоторых типов лазеров достигается
мощность излучения 1017 Вт/см2, в то время как мощность излучения Солнца
равна только 7-103 Вт/см2, причем суммарно по всему спектру. На узкий же
интервал =10~6 см (ширина спектральной линии лазера) приходится у
Солнца всего лишь 0,2 Вт/см2. Напряженность электрического поля в
электромагнитной волне, излучаемой лазером, превышает напряженность поля
внутри атома. В обычных условиях большинство атомов находится в низшем
энергетическом состоянии. Поэтому при низких температурах вещества не
светятся. При прохождении электромагнитной волны сквозь вещество ее энергия
поглощается. За счет поглощенной энергии волны часть атомов возбуждается,
т. е. переходит в высшее энергетическое состояние.
Существуют различные методы получения среды с возбужденными состояниями
атомов. В рубиновом лазере для этого используется специальная мощная
лампа. Атомы возбуждаются за счет поглощения света.
Но двух уровней энергии для работы лазера недостаточно. Каким бы мощным
ни был свет лампы, число возбужденных атомов не будет больше числа
невозбужденных. Ведь свет одновременно и возбуждает атомы, и вызывает
индуцированные переходы с верхнего уровня на нижний.
В газовых лазерах этого типа рабочим веществом является газ. Атомы
рабочего вещества возбуждаются электрическим разрядом.
Применяются и полупроводниковые лазеры непрерывного действия. Они
созданы впервые в нашей стране. В них энергия для излучения заимствуется от
электрического тока.
Созданы очень мощные газодинамические лазеры непрерывного действия на
сотни киловатт. В этих лазерах “перенаселенность” верхних энергетических
уровней создается при расширении и адиабатном охлаждении сверхзвуковых
газовых потоков, нагретых до нескольких тысяч кельвин.



Элементарные частицы

Когда греческий философ Демокрит назвал простейшие нерасчленимые далее
частицы атомами (слово атом, напомним, означает “неделимый”), то ему,
вероятно, все представлялось в принципе не очень сложным. Различные
предметы, растения, животные построены из неделимых, неизменных частиц.
Превращения, наблюдаемые в мире,— это простая перестановка атомов. Все в
мире течет, все изменяется, кроме самих атомов, которые остаются
неизменными.
Но в конце XIX века было открыто сложное строение атомов и был выделен
электрон как составная часть атома. Затем, уже в XX веке, были открыты
протон и нейтрон — частицы, входящие в состав атомного ядра. Поначалу на
все эти частицы смотрели точь-в-точь, как Демокрит смотрел на атомы: их
считали неделимыми и неизменными первоначальными сущностями, основными
кирпичиками мироздания.
Ситуация привлекательной ясности длилась недолго. Все оказалось намного
сложнее: как выяснилось, неизменных частиц нет совсем. В самом слове
элементарная заключается двоякий смысл.
С одной стороны, элементарный — это само собой разумеющийся,
простейший. С другой стороны, под элементарным понимается нечто
фундаментальное, лежащее в основе вещей (именно в этом смысле сейчас и
называют субатомные частицы элементарными).
Считать известные сейчас элементарные частицы подобными неизменным
атомам Демокрита мешает следующий простой факт. Ни одна из частиц не
бессмертна. Большинство частиц, называемых сейчас элементарными, не могут
прожить более двух миллионных долей секунды, даже в отсутствие какого-либо
воздействия извне. Свободный нейтрон (нейтрон, находящийся вне атомного
ядра) живет в среднем 15 мин.
Лишь фотон, электрон, протон и нейтрино сохраняли бы свою неизменность,
если бы каждая из них была одна в целом мире (нейтрино лишено
электрического заряда и его масса покоя, по-видимому, равна нулю).
Но у электронов и протонов имеются опаснейшие собратья — позитроны и
антипротоны, при столкновении с которыми происходит взаимное уничтожение
этих частиц и образование новых.
Фотон, испущенный настольной лампой, живет не более 10~8 с. Это то
время, которое ему нужно, чтобы достичь страницы книги и поглотиться
бумагой. Лишь нейтрино почти бессмертны из-за того, что они чрезвычайно
слабо взаимодействуют с другими частицами. Однако и нейтрино гибнут при
столкновении с другими частицами, хотя такие столкновения случаются крайне
редко.
Все элементарные частицы превращаются друг в друга, и эти взаимные
превращения — главный факт их существования. Превращения элементарных
частиц ученые наблюдали при столкновениях частиц высоких энергий.
Представления о неизменности элементарных частиц оказались
несостоятельными. Но идея об их неразложимости сохранилась. Элементарные
частицы уже далее неделимы, но они неисчерпаемы по своим свойствам.
Вот что заставляет так думать. Пусть у нас возникло естественное
желание исследовать, состоит ли, например, электрон из каких-либо других
субэлементарных частиц. Что нужно сделать для того, чтобы попытаться
расчленить электрон? Можно придумать только один способ. Это тот же способ,
к которому прибегает ребенок, если он хочет узнать, что находится внутри
пластмассовой игрушки,— сильный удар.
По современным представлениям элементарные частицы — это первичные,
неразложимые далее частицы, из которых построена вся материя. Однако
неделимость элементарных частиц не означает, что у них отсутствует
внутренняя структура.
В 60-е гг. возникли сомнения в том, что все частицы, называемые сейчас
элементарными, полностью оправдывают это название. Основание для сомнений
простое: этих частиц очень много.
Открытие новой элементарной частицы всегда составляло и сейчас
составляет выдающийся триумф науки. Но уже довольно давно к каждому
очередному триумфу начала примешиваться доля беспокойства. Триумфы стали
следовать буквально друг за другом.
Была открыта группа так называемых “странных” частиц: К-ме-зонов и
гиперонов с массами, превышающими массу нуклонов. В 70-е гг. к ним
прибавилась большая группа частиц с еще большими массами, названных
“очарованными”. Кроме того, были открыты короткоживущие частицы с временем
жизни порядка 10~22—10~23 с. Эти частицы были названы резо-нансами, и их
число перевалило за двести.
Вот тогда-то (в 1964 г.) М. Гелл-Манноном и Дж. Цвейгом была предложена
модель, согласно которой все частицы, участвующие в сильных (ядерных)
взаимодействиях—адроны, построены из более фундаментальных (или первичных)
частиц — кварков.
Кварки имеют дробный электрический заряд. Протоны и нейтроны состоят из
трех кварков. В настоящее время в реальности кварков никто не сомневается,
хотя в свободном состоянии они не обнаружены и, вероятно, не будут
обнаружены никогда. Существование кварков доказывают опыты по рассеянию
электронов очень высокой энергии на протонах и нейтронах. Число различных
кварков равно шести. Кварки, насколько сейчас известно, лишены внутренней
структуры и в этом смысле могут считаться истинно элементарными.
Легкие частицы, не участвующие в сильных взаимодействиях, называются
лептонами. Их тоже шесть, как и кварков (электрон, три сорта нейтрино и еще
две частицы — мюон и тау-лептон с массами, значительно большими массы
электрона).
Существование двойника электрона — позитрона — было предсказано
теоретически английским физиком П. Дираком в 1931 г. Одновременно Дирак
предсказал, что при встрече позитрона с электроном обе частицы должны
исчезнуть, породив фотоны большой энергии. Может протекать и обратный
процесс — рождение электронно-позитронной пары, например, при столкновении
фотона достаточно большой энергии (его масса должна быть больше суммы масс
покоя рождающихся частиц) с ядром.
Спустя два года позитрон был обнаружен с помощью камеры Вильсона,
помещенной в магнитное поле. Направление искривления трека частицы
указывало знак ее заряда. По радиусу кривизны и энергии частицы было
определено отношение ее заряда к массе. Оно оказалось по модулю таким же,
как и у электрона. На рисунке 190 вы видите первую фотографию, доказавшую
существование позитрона. Частица двигалась снизу вверх и, пройдя свинцовую
пластинку, потеряла часть своей энергии. Из-за этого кривизна траектории
увеличилась.
Процесс рождения пары электрон — позитрон у-квантом в свинцовой
пластинке виден на фотографии, приведенной на рисунке 191. В камере
Вильсона, находящейся в магнитном поле, пара оставляет характерный след в
виде двурогой вилки.
Энергия покоя — самый грандиозный и концентрированный резервуар энергии
во Вселенной. И только при аннигиляции она полностью высвобождается,
превращаясь в другие виды энергии. Поэтому антивещество — самый совершенный
источник энергии, самое калорийное “горючее”. В состоянии ли будет
человечество когда-либо это “горючее” использовать, трудно сейчас сказать.
Обнаружены сравнительно недавно антипротон и -антинейтрон.
Электрический заряд антипротона отрицателен. Сейчас хорошо известно, что
рождение пар частица — античастица и их аннигиляция не составляют монополии
электронов и позитронов.
Атомы, ядра которых состоят из антинуклонов, а оболочка — из
позитронов, образуют антивещество. В 1969 г. в нашей стране был впервые
получен антигелий.



Заключение

Открытие сложного строения атома — важнейший этап становления
современной физики, наложивший отпечаток на все ее дальнейшее развитие. В
процессе создания количественной теории строения атома, позволившей
объяснить атомные спектры, были открыты новые законы движения
микрочастиц—законы квантовой механики. Элементарные частицы—это первичные,
неразложимые далее частицы, из которых построена вся материя. Элементарные
частицы не остаются неизменными. Все элементарные частицы способны
превращаться друг в друга, и эти взаимные превращения — главный факт их
существования. ольшинство элементарных частиц нестабильны и самопроизвольно
превращаются с течением времени в другие частицы; сключение составляют
фотон, электрон, протон и нейтрино. Все частицы имеют двойников —
античастицы. Например, по отношению к электрону античастицей является
позитрон. Частица и античастица имеют одинаковые массы, а их заряды
противоположны по знаку. При столкновении частицы с античастицей они
исчезают (аннигилируют), превращаясь в другие частицы. Аннигиляция
позитрона и электрона сопровождается рождением двух (или трех) гамма-
квантов.

Происхождение жизни на Земле



Введение

Происхождение жизни на Земле явилось третьим значительным этапом в ряду
происхождения нашей вселенной и происхождения Земли.
Существовало масса теорий и гипотез о возникновении жизни на Земле.
Среди них миф о «творческом акте сотворения мира Богом», описанный в
Библии, гипотезы Аристотеля, Эпикура и Демокрита.
Исследования Луи Пастера в 19-м веке окончательно подтвердили
ошибочность представлений происхождения жизни как о спонтанном
самозарождении. Правда, они не дали окончательных выводов о происхождении
жизни.
И только 3 мая 1924 г. на собрании Русского ботанического общества
ученый А. И. Опарин с новой точки зрения рассмотрел проблему возникновения
жизни. Его доклад «О возникновении жизни» стал исходной точкой нового
взгляда на вечную проблему нашего появления на Земле. Необходимо
подчеркнуть, что независимо от Опарина к таким же выводам пришел английский
ученый Дж. Холдейн.
Общим во взглядах Опарина и Холдейна было объяснение возникновения
жизни в результате химической эволюции. Оба они подчеркивали огромную роль
первичного океана как огромной химической лаборатории, в которой
образовался «первичный бульон».



Условия появление жизни

Зарождение жизни не произошло само по себе, а совершилось благодаря
определенным внешним условиям, сложившимся к тому времени. Главное условие
возникновения жизни связано с массой и размерами нашей планеты. Доказано,
что если масса планеты больше чем 1/20 массы Солнца, на ней начинаются
интенсивные ядерные реакции.
Следующим важным условием возникновения жизни являлось наличие воды.
Значение воды для жизни исключительно. Это обусловлено ее специфическими
термическими особенностями: огромной теплоемкостью, слабой
теплопроводностью, расширением при замерзании, хорошими свойствами как
растворителя и др.
Третьим элементом явился углерод, который присутствовал на Земле в виде
графита и карбидов. Из карбидов при их взаимодействии с водой
образовывались углеводороды.
Четвертым необходимым условием являлась внешняя энергия. Такая энергия
на земной поверхности имелась в нескольких формах: лучистая энергия Солнца,
в частности ультрафиолетовый свет, электрические разряды в атмосфере и
энергия атомного распада природных радиоактивных веществ.



Появление живых существ

Когда на Земле возникли вещества подобные белкам, начался новый этап в
развитии материи — переход от органических соединений к живым существам.
Первоначально, органические вещества находились в морях и океанах в виде
растворов. В них не было какого-либо строения, какой-либо структуры. Но
когда подобные органические соединения смешивались между собой, из
растворов выделялись особые полужидкие, студенистые образования —
коацерваты. В них концентрировались все находящиеся в растворе белковые
вещества.
Хотя коацерватные капельки были жидкие, они обладали определенным
внутренним строением. Частицы вещества в них были расположены не
беспорядочно, как в растворе, а с определенной закономерностью. При
образовании коацерватов возникали зачатки организации, однако, еще очень
примитивной и неустойчивой. Для самой капельки эта организация имела
большое значение. Любая коацерватная капелька была способна улавливать из
раствора, в котором плавает, те или иные вещества. Они химически
присоединялись к веществам самой капельки. Таким образом, в ней протекал
процесс созидания и роста. Но в любой капельке наряду с созиданием
существовал и распад. Тот или иной из этих процессов, в зависимости от
состава и внутреннего строения капельки, начинал преобладать.
В результате, в каком-нибудь месте первичного океана смешались растворы
белково-подобных веществ и образовались коацерватные капельки. Они плавали
не в чистой воде, а в растворе разнообразных веществ. Капельки улавливали
эти вещества и росли за их счет. Скорость роста отдельных капелек была
неодинакова. Она зависела от внутреннего строения каждой из них.
Если в капельке преобладали процессы разложения, то она распадалась.
Вещества, ее составляющие, переходили в раствор и поглощались другими
капельками. Более или менее длительно существовали лишь те капельки, в
которых процессы созидания преобладали над процессами распада.
Таким образом, все случайно возникающие формы организации сами собой
выпадали из процесса дальнейшей эволюции материи.
Каждая отдельная капелька не могла расти беспредельно как одна сплошная
масса — она распадалась на дочерние капельки. Но каждая капелька в то же
время была чем-то отлична от других и, отделившись, росла и изменялась
самостоятельно. В новом поколении все неудачно организованные капельки
погибали, а наиболее совершенные участвовали в дальнейшей эволюции материи.
Так в процессе возникновения жизни происходил естественный отбор
коацерватных капелек. Рост коацерватов постепенно ускорялся. Причем научные
данные подтверждают, что жизнь возникла не в открытом океане, а в шельфовой
зоне моря или в лагунах, где были наиболее благоприятные условия для
концентрации органических молекул и образования сложных макромолекулярных
систем.
В конечном итоге усовершенствование коацер

Новинки рефератов ::

Реферат: Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами (География)


Реферат: Развитие Украинского питания (Искусство и культура)


Реферат: Криминальная субкультура (Психология)


Реферат: Договор поставки (Право)


Реферат: Организация Варшавского договора (Политология)


Реферат: Бурбоны во Франции (История)


Реферат: Оборотные средства предприятия (Финансы)


Реферат: Планирование фонда оплаты труда на примере "ОРМЕТО-ЮУМЗ" (Аудит)


Реферат: Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников (Педагогика)


Реферат: Египет (История)


Реферат: Шишкин Иван Иванович (Искусство и культура)


Реферат: Возраст ребёнка и тип воспитания отца (Психология)


Реферат: Роман В. Пикуля "Богатство" (Литература : русская)


Реферат: Лесные насаждения (Ботаника)


Реферат: Принципы бухучета и формы финотчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Коммерческая тайна и ее защита (Предпринимательство)


Реферат: Конфликты в семье и их разрешение (Социология)


Реферат: Татаро-монгольское иго на Руси (История)


Реферат: Учет капитала и резервов (на примере ООО "Багульник" г. Бийск) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Алмаз-графит (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист