GeoSELECT.ru



История / Реферат: Правление Екатерины II (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правление Екатерины II (История)



МГУС
Институт туризма и гостеприимства



Реферат по истории России

Тема: «Правление Екатерины II»



Выполнила:
студентка гр. Т1-2
Лукина Е.А.

Проверил:
Князьков С.Е.


Москва
2000
Содержание
1. Детство и юность будущей императрицы.
1. Восшествие на престол и начало царствования.
1. Забота о благе страны и народа.
1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
1. Законодательная деятельность.
1. Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
1. Генеральное межевание 1765 г.
1. Административно-территориальное деление и местное управление.
1. Жалованные грамоты.
2. Внешняя политика
3. Культура и просвещение.
1. Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.
1. Литература.

Детство и юность будущей императрицы.
Екатерина II, до брака принцесса София Августина Фредерика Ангальт-
Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе
Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная
Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого
княжеского рода.
Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе
и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна
Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского
дома.
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время
порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на
землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к
многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью.
Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр
Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и
Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей
троюродным братом.
Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по
имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской
императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником
под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей
и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение
прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика
Ангальт-Цербстская.
В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне
понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна.
Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать
русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических
интригах.
В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она
приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать
великой княгиней Екатериной Алексеевной.
Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы,
неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.
В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами,
но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям
французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей,
экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она
читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей
и отцов Церкви.
В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как
высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и
просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
В 1754 году у Екатерина II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от
матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет
воспитать его разумно и достойно.

Восшествие на престол и начало царствования.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол
вступил Петр III.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли,
целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным
честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную
женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.
Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.
Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в
итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен
переворот в пользу Екатерины.
28.06.1762 от лица Екатерина II был составлен манифест, говорящий о
причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29.06.1762
Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с
готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако,
среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более
справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина II позволить
править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать
Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в
планы Екатерина II Чтобы заставить всех признать законность своей власти
она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена
22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было
предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II
хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно
посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения
на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу
фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила
великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не
оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще
Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к
управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие
действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих
прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она
понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

Забота о благе страны и народа.
Сразу после воцарения Екатерина II была заметна кипучая деятельность в
государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное
участие императрицы в решении всевозможных вопросов.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в
15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был реформирован:
он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и
под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом
контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной
инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной
инициативы, она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764) избавила Екатерина II от страха за
будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено
реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления,
появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу
тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать,
но и управлять.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо
копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового
политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для
реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного
гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое
государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы
России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало
царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный
Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого
времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в
нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые
доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили,
одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми,
способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был
открыт в Петербурге.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица
должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого
правила.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась
набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных,
которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви.
Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом
убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь
православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить
спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю
Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям
были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Интересна история с секуляризацией, начатой Петром III. Сначала Екатерина
II отменила секуляризацию, а затем была создана Комиссия, высказавшая
единодушное мнение о необходимости секуляризации. Указом от 26.02. 1764
монастырские, архиерейские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами
передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян заменялись
денежным оброком из общей суммы которого )( 1/3 передавались на содержание
церковных институтов (монастырей и пр.).
Секуляризация имела важные следствия. Она лишила духовенство экономической
мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью зависели от
государства. Кроме того, были облегчены условия жизни крестьян, ранее
принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой барщины оброком,
что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их
хозяйственную инициативу. Крестьяне восприняли секуляризацию за благо и
прекратили неповиновение.
Екатерина II был подтвержден указ Петра III об упразднении Тайной розыскных
дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой. Однако орган такой
остался, Тайную канцелярию заменили Тайные экспедиции при Сенате в столице
и при сенатской конторе в Москве. Екатерина II вывела Тайную экспедицию из
ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые
наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,
получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях
разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада,
распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело
характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное
размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя
политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями
предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,
выдающимися военными событиями и значительными территориальными
присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и
военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.
Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама
Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и
славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II
по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II
прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что
характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали
оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые
денежные подношения им.
Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.
Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно
способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно
сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В
реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.


Законодательная деятельность.
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из
существенных недостатков русской жизни является устарелость
законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при
Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости.
Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру
законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество
сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Свое
внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права.
Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье «О духе
законов». В нем автор изложил теорию возникновения законов под влиянием
естественных и социальных условий. Законы должны быть согласованы с
потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Другим источником был
трактат «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа. Он выступал с
решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства.
Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к
формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи.
Они были изданы под названием “Наказ императрицы Екатерины II, данный
Комиссии для составления проекта нового Уложения”. Над “Наказом” Екатерина
II трудилась более двух лет. В “Наказе” она говорит о государстве, законах,
наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ”
показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в
законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был
встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения
наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства
укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она
потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело.
Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной,
так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не
совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и
избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей.
“Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно
мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их
наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились
к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать
людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить
преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.
Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и
городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении
крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не
состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с
крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не
заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она
распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать
свободу.
Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерина II. В
соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве
собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян)
для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить
правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты
новых, лучших законов.
Комиссия была открыта торжественно летом 1767 года самой Екатерина II в
Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от
каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых
инородцев.
Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься
различными отраслями законодательства. Дирекционная – во главе с генерал-
прокурором и председателем-маршалом руководила всей Комиссией. Вскоре
обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны,
и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно.
Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса,
переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и
приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела
Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не
приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного
его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в
1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила
о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу
еще несколько лет.
Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом.
Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности
реализации теоретических построений европейских философов на русской почве.
Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован.
Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в
области внутренней политики.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила
Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии Екатерина II
издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она “получила
свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”.
Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое
общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество
(вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было
учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях
роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство,
повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из
проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность
объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280
томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой
императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца
(крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и
какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. Из
160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было
сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ
вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861
года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-
хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех
проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2)
сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в
сельском хозяйстве.
Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных
культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.
В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и
манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской
деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало
крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от
государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и
среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти
число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на
руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.
Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен
помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических,
то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные
рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на
заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные
на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерина II
в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294.

Генеральное межевание.
В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще
в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего
землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений
отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников
земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами.
Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное
сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века
находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли.
Генеральному межеванию предшествовали создание 05.03. 1765 Комиссии о
генеральном межевании и затем издание Манифеста 19.09. 1765 с приложенными
к нему “генеральными правилами”. По манифесту правительство подарило
помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около
70 млн. га). Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял
узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном
межевании ничтожно - около 10% всех “дач”). В 1766 году на основе
“генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и межевых
губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального
межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам.
Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным
категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных
“дач” в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в
генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика
генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или
иного владения были положены границы старинных писцовых “дач”. Из-за этого
в рамках “дачи” нередко находились владения нескольких лиц либо совместные
владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию
сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель.
Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в
ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер
генерального межевания проявился в отношении к городским земельным
владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли,
закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы.
Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель
однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное
межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно
сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы
содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о
качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о
памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального
межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам
прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга.
Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой
гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым
бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в
Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг.
Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой
реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную
политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры
дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период
политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным
поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала
отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается
золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов
выходит для Екатерины II на первый план.

Административно-территориальное деление и местное управление.
В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала
Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат
власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не
более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество.
Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож.
Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор,
два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и
ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата
(доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).
Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми
судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего,
назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие
села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала
избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном
городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог
принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом
уездном городе было открыто Казначейство.
Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян,
горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В
некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.
Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпала необходимость в
ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная
и Коммерц-коллегии.
Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления
сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное
деление - до Октябрьской революции.

Жалованные грамоты.
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла
Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества
благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских
привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785
года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу
государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту
службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с
рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную
школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или
не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же,
подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение
дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное
количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и
гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы
государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда
дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что
пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами
управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина
было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был
заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной
грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и
освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному
наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право
владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих
имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были
свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство
получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом
которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в
губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства,
судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную
администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому
участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности
местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству
должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии.
Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было
распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона.
Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского
абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения
классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически
господствующее сословие в государстве.
Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная
грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые
выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей.
Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным
признакам: “настоящие городские обыватели” - владельцы недвижимости из
дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники,
записанные в цехи; иностранцы и иногородние; “именитые граждане”;
“посадские”, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или
рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы
самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты
дворянству. Раз в три года созывалось собрание “градского общества”, в
которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским
учреждением была “общая градская дума”, состоящая из городского головы и
шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись
магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности
оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко
контролировались царской администрацией - попытка заложить основы
буржуазного сословия не удалась.
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина
II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только
к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным
проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в
жизнь.
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить
участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права.
Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной
зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не
встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что
взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

Внешняя политика.
Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю.
Однако у стремление России не устраивало Францию и Турцию. Первая желала
сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для
себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне
и Англия, которой усиление в Причерноморье помешало бы в достижении
собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум
продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,
1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская
империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье.
Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от
Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской
империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство
гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих
владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась
от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

Культура и просвещение.
В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна сторона
многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась
коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические
собрания, коллекции живописи и скульптуры. Среди известных приобретений
Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких
меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры
Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II
был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при
дворце.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими
преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские
корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой
области можно считать первый опыт создания в России системы общего
начального образования, не ограниченного сословными преградами (за
исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища
всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные
училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле,
Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось
учредить университеты.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что
при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на
власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным
предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.
Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина
II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая
затем по Указу стала обязательной.
Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в
Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал
элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные
начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего
народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу
бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших
покупателей.

Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.
Нарастание революционного движения в Европе и рост передовой общественной
мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого
лично Екатериной II (сыскная канцелярия С.И. Шешковского), и особенно
усиление идеологической борьбы: как покушение на принцип самодержавия и
монархии Екатерина II расценила книгу А.Н. Радищева “Путешествие из
Петербурга в Москву” (1790). Антикрепостнические взгляды автора не
шокировали императрицу, но его антимонархизм и республиканизм показались
очень опасными, особенно на фоне начавшейся во Франции революции. Радищев
был охарактеризован как “бунтовщик хуже Пугачева”, приговорен сначала к
смертной казни, а затем “прощен” - на 10 лет сослан в Илимский острог в
Сибирь. Книга была конфискована и уничтожена.
Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее
начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к
скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат.
Можно также сказать, что Е. просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые
временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или
признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй,
после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути
реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Список использованной литературы:

1. Павленко Н. И. “Екатерина Великая”, – М.: Молодая гвардия, 1999.
2. Энциклопедия для детей (История России, 5 том), – М.: Аванта+, 1997.
1. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, - М.: Панорама,
1991.
1. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, - М.: Современник, 1991.




Реферат на тему: Право средневековых стран Востока

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех
общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку
они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о
государстве и праве.
В силу конкретно – исторического подхода к государственно-правовым
явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином
этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует
множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности
государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и
права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и
права.
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития
государства и права.
Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную
историю.

Особенности развития государства и права в странах среднего Востока.

Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем,
отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-
экономических и социально-политических традиционных структур определяло
крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере
условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим
обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их
древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли
в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а
некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и
древнему, и средневековому Востоку.
Представления о Средневековье сформировались в буржуазной
историографии вместе с понятием новая история в результате эпохи
Просвещения и революционных перемен XVII – XVIII вв. Новая история Западной
Европы при этом противопоставлялась ее прошлому, которое, в свою очередь,
воспринималось как смена двух предшествующих периодов: античной древности и
средневековья. Эта трех этапная схема получила законченные формы, когда
античная древность стала связываться с рабовладением, а феодализм – со
средневековым, рассматриваемым в буржуазной историографии в основном как
особый социально-политический строй, политическая организация
средневекового общества с характерной централизацией и системой вассально-
ленных отношений.
Жесткую социально-экономическую детерминированность понятие феодализм
приобрело в марксистской литературе, в учении о формации как особом способе
производства.
При формационных подходах в качестве основных выделяются
производственные отношения, а каждое конкретное общество рассматривается
как система, в которой все иные общественные связи считаются производными
«надстроечными» над ними. Это и определило монистически-материалистический
взгляд формационной периодизации исторического процесса, в котором с
закономерной якобы последовательностью на смену рабовладению приходит
феодализм, затем капитализм и коммунизм как «конечное светлое будущее всего
человечества».
Полная невозможность уложить в эту схему историю многих обществ
привела самого К. Маркса в его ранних произведениях к учению об особом
«азиатском способе производства», споры, о котором велись в нашей научной
литературе до недавнего времени. До безоговорочного признания социально-
экономической и социально-политической специфики и древнего, и
средневекового восточных обществ с их замедленным характером развития,
стойкой многоукладностью, глубоким на общественное развитие традиций,
религиозной идеологии и пр. Феномен этих обществ свидетельствует о
многовариантности самой общественной эволюции не только от базисных
изменений.
Так как в Европе средневековье синоним феодализма, то столь же
условными надо считать и применение понятия средневековье к восточным
обществам в силу крайней трудности определения его нижних и верхних
хронологических границ. Между тем в чисто методическом плане
необходимость определенной периодизации столь длительного периода в истории
Востока эти границы связывают с комплексом исторических факторов. С
качественными изменениями в политической структуре, с созданием
централизованных империй, с завершением формирования крупнейших
цивилизованных центров, мировых религий и их мощным влиянием на
периферийные зоны и пр.
Если говорить о средневековом Китае, то низкий хронологический рубеж
(V – VII вв.) здесь можно выделить достаточно четко.
Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая
«азиатская» социально-экономическая и социально-политическая структура с
традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян,
укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается
нормативная основа традиционного права. Китай как центр конфуцианско-
буддийской цивилизации втягивает в сферы своего культурного воздействия
раннеклассовое общество и государство Японии.
Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии.
Если условно брать те же V-VII вв., то их можно, во-первых, связать с
определенной перестройкой традиционной варново-костовой системы,
происходившей вместе с перераспределением земли, углублением процессов
разделения труда, во-вторых, с формированием обширной индо-буддийской
цивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры, Индии на
многие регионы, прежде всего Юго-восточной Азии и пр.
Нижний предел японского средневековья определяется VI-VII вв. в связи
с усилившимся социальным рассмотрением государства, а для большинства стран
ближневосточного региона тот же VII в. стал вехой утверждения мировой
религии ислама, формирование нового образа жизни, для многих нарядов. В это
время уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает
«волнствующая религиозная община» государство Арабский халифат, давшее
начало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-
империям.
Определенные качественные социально-экономические изменения,
связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странах
Востока не одновременно, что затрудняет определения и верхнего
хронологического рубежа восточного средневековья. Для Китая такой вехой
можно считать время революционных перемен XX в., для Японии - середину XIX
в., для восточных колониальных стран и, прежде всего Индии, этот предел
можно связать с установлением колониального господства, постепенной ломкой
традиционных структур, втягиванием экономики этих стран в мировой
капиталистический рынок.
Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической
эволюции средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этих
стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего
феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические
отношения. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими
странами резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных,
рыночных отношений. В более схожей с европейскими обществами средневекового
общества Японии лишь в XVIII – первой половине XIX в. зарождаются элементы
капитализма в форме мануфактурного производства. Замедленный характер
развития определил устойчивую многоукладность восточных средневековых
обществ, длительное сосуществование потриархально-родовых, клановых,
рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.
Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока
оказало широкое распространение государственной собственности на землю,
которая сочеталась с другой формой собственности – общинный и с
соответствующим ей частным землевладением общиной и с соответствующим ее
частным землевладением общинников и с соответствующим ей частным
землевладением общинников-крестьян. Государственная собственность в ее
узком понимании включала лишь обширное землевладение монарха и
государственной казны. К широком же смысле она не сводилась к собственности
монарха, а охватывала и земельные пожалования, проистекающие из
государственного фонда, лицам, причастным к власти, обладающим правом сбора
и присвоения ренты – налога с определенной территории. Владельцы
государственных пожалований могли стать и фактическими частными
собственниками, добивались расширения своих владельческих прав, превращение
их в постоянные, передаваемые по наследству.
Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охранялось
государственную собственность на землю с присущей ей традиционной системой
эксплуатации подобных крестьян, сдерживало развитие частной собственности,
препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барского
хозяйства.
Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-
регулирующая роль государства в экономике находили выражения, прежде всего
в особой структуре господствующего класса, во всех неевропейских
средневековых обществах. Если в западной средневековой Европе сложившийся
класс частных земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимых
крестьян, опираясь на феодальное государство, объективно выражающее его
волю, то государствующий класс в странах Востока – это само государство в
лице сановно-бюракротического социального слоя, причастного к власти,
который жил за счет ренты-налога главным образом с формально - свободных
земледельцев – крестьян.
Необходимо при этом учесть, что конкретные средневековые общества в
странах Востока характеризуются разной степенью совпадения господствующего
класса с бюрократией в соответствии с разной степенью вмешательства
государства в экономику, с разной степенью развития частного крупного
землевладения. Наибольшую степень такого совпадения демонстрирует
средневековый Китай.
Для средневековых обществ Востока характерна и меньшая степень
зависимости непосредственных производителей-крестьян, относительно больший
объем их прав, связанных с распространением своим земельным участком.
Отсутствия барского хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне
не были прикреплены, в этих странах определялось их связанностью налоговым
бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата,
чиновничества. Эта зависимость, выражавшая в сословной неполноценности
«простолюдина», скреплялось правами, религией, общинными порядками.
Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкий
уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение
в том, что город здесь не стал организующей и направляющей силой
общественного прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо
прибавочный продукт, концентрирующий в руках отдельных социальных групп, не
становился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция
шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-
бюрократических, в том числе и военных кругов. Купеческий же капитал
выполнял при этом функции своеобразного агента между ними и ремесленниками
– производителями.
Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый
хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка с разделением
ремесла и земледелия, тормозила развитие двустороннего товарооборота между
городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан,
купечества городского типа.
Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточном
городе. Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократического
государственного аппарата, был скован правовыми, религиозными
предписаниями, сословными, кастовыми ограничениями. В восточном
средневековом городе не существовало особого городского права. Правовой
статус городского жителя не отличался от деревенского. В Индии, например,
административные границы города, часто были едва намечены. Здесь можно было
встретить ремесленные деревни и города со значительным земледельческим
населением. Городская семья в Китае считалась таким же двором, как и
сельская, которая вносилась в общегосударственный налоговый реестр.
В отличие от европейского восточный город не стал ареной политической
борьбы, непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал и
сильной опорой центральной власти все борьба с раздробленностью, как это
имело место в Европе.
Специфические черты социально-политического развития, стран Востока
определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные
формы, свойственные феодальной Западной Европы. Здесь не было сеньориальной
монархии как своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих суверенными
правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться в
обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не
могла сложиться и сословно-представительная монархия в обществе, в котором
город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не
сформировалось сословие горожан, выступающее со своими сословными целями и
интересами.
Распространенной формой восточного средневекового государства стала
наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы
ограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы не
были идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах,
степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления
государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах
развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие
бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация,
тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций
государства и прочее дают основания, например, для применения термина
«восточная деспотия» при определений формы государства средневекового
Китая. Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико-
правовых порядков, которые сложились еще в древности.
Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного
общества придавала господствующее в том или ином обществе религиозная
идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Так, говоря о
конфуцианстве как определяющем элементе китайского средневекового
государства и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условно
можно назвать религией. Это, скорее, этикополитическое учение, философская
традиция, что объясняет не самой природой конфуцианства, а сложившимися в
глубокой древности традиционными представлениями китайцев о власти с ее
безусловной сакрализацией в лице правителя «сына неба». При этом к религиям
они относились как к учениям, которые могли быть использованы лишь на благо
этой власти. Утилитарное отношение к религии как к учению, вспомогательному
средству управления, призванному преображать народ ненасильственными
методами воспитания во имя достижения гармонии, определяло подчиненное
место церковных учреждений в средневековых учреждений в средневековом
Китае.
Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место
среди других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силу
особой практической ценности этого учения, призванного, по утверждению
знаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между
государством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».
Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению,
отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальной
системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и
государства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как
вероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судов
инквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на
Западе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственного
грамотного слоя лиц.
Полное, неограниченное господство государства с его сакральным
авторитетом над религиозными организациями в политическом,
административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно
закреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозных
институтов не имел хотя бы номинальной автономии.
Своеобразия государства Арабского халифата и других государств
мусульманского мира также было непосредственно связанно с их ригидной.
Универсальной религией-исламом, исходящим из неделимости духовной и
светской власти, что было органически связано с их ригидной, универсальной
религией-исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что
было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и
неделимости самого Аллаха, нашедшей выражение в Коране: «Нет Бога кроме
Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Ислам определял в мусульманском мире и
характере социальной структуры, и государственных учреждений, и правовых
институтов и морали – всю духовную сферу мусульман. Так, религиозно-
правовым основам мусульманского общества соответствовала особая социальная
структура, характеризующаяся определенной обязличенностью господствующего
класса, отсутствием системы наследственно передаваемых титулов и
привилегий, избранности и пр. Здесь были все равны, а скорее в равной
степени бесправны перед теократическим государством, его главной – халифом,
султаном.
В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскую
власть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликта
между духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против него
нельзя было выступать ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельным
положениям, не потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, а
потому, что это значило противопоставить, исключить себя из мусульманского
общества.
Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и
политической теории о слитности духовного и светского определили и особое
место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное
господство над обществом, его теократическо-авторитарную форму.
Ни Индия, ни Япония никогда не отличались той степенью всесилия
государства, которое было свойственно средневековому Китаю и Арабскому
халифату. Индия характеризовалась, например, значительной прочностью
общиной, кастовой организации относительной слабостью контроля центрального
бюрократического аппарата над широкими крестьянскими массами, над
саморазвивающейся системой сельских общин. Не государственный чиновник, а
учебный брахман, выполняющий функцию воспитания своих учеников в духе
неукоснительного следования дхарме, кастовым нормам и ритуалу, имел здесь
особую социальную ценность.
На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японии
огромное влияние оказали и другие факторы-завоевания Индии в XIII в.
чужеземцами мусульманами и узурпация власти императора Японии в XII в.
«великим полководцем» - сёгуном.
Сёгунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной
монархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сёгунату, позволяет
говорить о своеобразной автократической форме относительно
централизованного государства, в котором существовала военная диктатура
феодальной верхушки.
Вместе с тем в государственном аппарате всех восточных обществ можно
выяснить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр.
Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной
четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата.
Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил.
Значительная часть правящего класса была представлена здесь
неофициальными звеньями управленческой структуры. Даже в Китае
деятельность официальных звеньев государственного аппарата не шла дальше
уезда. На более низком уровне действовали неофициальные органы местного
управления, в которых огромная роль принадлежала представителям
«образованного» слоя шеньши, не имеющего официальных должностей и рангов.
Не вписывались и в Индии в официальную структуру власти органы сельского
самоуправления, общинные и кастовые панчаяты во главе со своими старостами.
Эти особенности государственного аппарата восточных обществ во многом
можно объяснить властными полномочиями крайне разнообразных групп
эксплуататорского класса, их стремлениями получать свою долю прибавочного
продукта, производимого крестьянами. На этот прибавочный продукт
претендовала и родоплеменная знать, и верхушка сельской общины, и средние и
крупные наследственные землевладельцы, и представители различных звеньев,
административного аппарата, и священнослужители. Соответственно прибавочный
продукт изымался в виде ренты – налога в пользу государства в форме дани
вождю клана, в форме поборов местной администрации за выполнение судебных
и иных функций, в форме штрафов за нарушение религиозных кастовых
предписаний и пр.
Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным
системам, праву средневековых стран Востока.
Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность,
традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся
отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей
убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил
общественного поведения.
В самой отношении членов восточного общества к традиционным нормам
права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного
воздействия на экономическую сферу.
Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их
тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а так же
внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний.
Драхма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой
государства, была одновременно нормой морали, выполнения которой освещалось
авторитетом религии. Индийской драхме в основном соответствовали японской
чири, предписывающие индивидуумам нормы поведения на все случаи жизни.
В Арабском халифате, Делийском султанате и Монгольском Индии, как и
во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права.
Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые
могла лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением
мусульманских богословов «неизменяемым» считалось и основное на «священных
видах» право дхармашастр у индусов.
В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но
основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная
конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы
поведения, нормы конфуцианской морали.
Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали
неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно
регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни.

1. Мусульманское право.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на
Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая
со временем приобрела мировое значение.
Шариат с самого начала сложился и развивался как строго
конфессиальное право. Оно было органически слито остеологией ислама,
пронзало его религиозно-этическими представлениями.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно
внимание не к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широко
представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного
мусульманина.
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была
его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге
Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный
характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове,
мусульманское право по мере расширения границ халифата распространено свое
действие на новые территории.
Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а
конфессиональный принцип.
Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права
в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные
сферы общественной церковной жизни, а выступал в ка

Новинки рефератов ::

Реферат: История создания балета "Лебединое озеро" (Искусство и культура)


Реферат: Контрольна по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Египет (История)


Реферат: Исследование конфликта в организации (Психология)


Реферат: Даосизм (Религия)


Реферат: Идеал общественного деятеля в стихотворении Некрасова "Памяти Добролюбова" (Литература)


Реферат: Концепции современного естествознания (астрономия) (Естествознание)


Реферат: "Я была тогда с моим народом...", А.Ахматова (Литература)


Реферат: Демографическая ситуация в республике Дагестан (Политология)


Реферат: Расчет по минеральным удобрениям (Сельское хозяйство)


Реферат: AVR микроконтроллер AT90S2333 фирмы Atmel (Радиоэлектроника)


Реферат: Лекции по уголовному процессу (Уголовное право и процесс)


Реферат: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом (Гражданское право и процесс)


Реферат: Расчет ректификационных колонн, обеспечивающих отделение о-ксилола от равновесных м- и п-ксилолов (Химия)


Реферат: Методы исследования поведения животных (Биология)


Реферат: Показникові та логарифмічні рівняння, нерівності та їх системи в шкільному курсі математики (Педагогика)


Реферат: Архитектура г. Ростова-на-Дону (Архитектура)


Реферат: Особенности религии древних славян (Религия)


Реферат: Борьба с наркотиками (Уголовное право и процесс)


Реферат: Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист