GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Марксистская концепция политики (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Марксистская концепция политики (Политология)





КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Основы политологии»



по специальности : Финансы и кредит
по разделу учебного плана : Основы политологии
преподаватель - консультант :



Марксистская концепция политики


План:

1. Общее понятие политики.
2. Внешняя политика и внутренняя политика.
3. Политическая наука.
4. Политическая экономия.
5. Марксистская концепция государства.
6. Общественно- политическая мысль К.Маркса.
7. Заключение.



Политика - это специфическая сфера человеческой деятельности, в
которой проявляются отличия интересов социальных групп, нации, классов,
ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования
государственной власти. Самое существенное в политике - это «устройство
государственной власти. Политика есть участие в делах государства,
направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности
государства». Любая общественная проблема приобретает политический
характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми
интересами, проблемой власти.
Человек - существо политическое - этот тезис Аристотеля лежал в
основе большинства философско-политических концепций древности. Для
Аристотеля задача изучения политических институтов состояла в том, чтобы
найти форму, наиболее соответствующую природе человека и целям общежития.
Характерная черта политического мышления античности - переплетение
умозрительных схем с конкретным изучением существующих политических
институтов и политической практики. В период снедневековья человек из
существа политического был превращен в существо религиозное. «Догматы
церкви стали одновременно и политическими аксиомами». Рационалистический
подход к политике возраждается со становлением буржуазного общества.
«Философия сделала в политике то же, что физика, математика, медицина
и всякая другая наука сделала в своей области», - писал Маркс, характеризуя
взгляды ранних идеологов буржуазии. Эти философы «стали рассматривать
государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из
разума и опыта, а рне из теологии».
Научное объяснение политики и соответственно формирование научной
политики стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое
понимание истории, уяснение роли и места классов во всем комплексе
социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические
отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор, как
появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и
будет существовать политика как особая, специфическая форма общественной
деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политических
интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознание классами и
другими общественными группами своих интересов формировалась политическая
надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых
по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего -
государство, позднее партии политические. С точки зрения марксизма-
ленинизма политика - и как практические отношения, и как идеология -
детерминирована движением экономических процессов и выступает как
надстройка над экономическим базисом общества. Экономические интересы в
конечном счете выступают как социальная причина политических действий.
Политическая деятельность, будучи производной по отношению к
деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности.
Политическая логика не является механическим слепком с логикой
экономического развития. Все это открывает путь для политических акций,
противоречащих законам экономического развития или учитывающих действия
этих законов не полностью, а частично. В ограниченных рамках паллиативные
акции могут иметь успех, о чем, например, свидетельствует опыт
государственного регулирования экономики в условиях современного
капитализма. Однако в перспективе подобные политические действия обречены
на провал, ибо они лечат не болезнь, а ее симптомы. Вместе с тем
относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для
прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории.
Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия -
повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах
истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о ее «спокойном» течении,
то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности
общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный
ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и
эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.
Будучи концентрированным выражением не только экономических, но и
иных потребностей классов, политика оказывает существенное влияние на все
структурные элементы надстройки. Чем острее классовая борьба, тем шире круг
вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. В современную эпоху,
когда в мировом масштабе идет процесс революционной смены одной общественно-
экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация»
социальной жизни.
Различают политику внешнюю и политику внутреннюю. В конечном счете и
внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение
и упрочение существующей в данном государстве системы общественных
отношений. В рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных
областей политики имеет свою важную специфику.
Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности
государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных
отношений, которая является объектом политического воздействия, можно
говорить об экономической или социальной, культурной или технической
политике. Борьба за власть, политическое господство между классами-
антагонистами, а также между различными группами господствующего класса
составляет стержень общественно-политической жизни в любом
антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации
эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в
область упрочения, совершенствования политических организаций общественных
отношений на коммунистических началах.
В самой общей форме структуру политического руководства можно свести
к трем основным моментам:
во первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных
задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны
быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических
задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они
соответствуют отношению социальных сил, реальным возможностям, существующим
на данном этапе развития;
во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов,
средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых
поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема
соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» политики, ибо ее
решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты
решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства.
Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем
применения общечеловеческих средств, имеет эфемерный характер и приводит к
оскужнению, обесчеловечиванию самой цели;
в-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и
расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание
общей схемы, равно как и применение современного инструментария
политического руководства, сама по себе еще не обеспечивает успеха в
политике.
Научная политика опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской
теории, скрывающей закономерности исторического развития. Выработка
генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и
организация трудящихся в целях претворения ее в жизнь - главное в
деятельности правящих коммунистических партий. Чем шире размах
социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи,
которые приходится решать, тем выше роль и ответственности партий, идущих
во главе масс.
Основной предмет политической науки - политическая власть,
реализуемая в политических системах и в других формах политической
деятельности. К главным разделам политической науки относятся:
1. теория политики, представляющая собой введение в политическую науку,
посвященное философско-методологическим основам политики и политических
отношений;
1. теория политических систем и их элементов: государства, партий,
политических режимов;
1. теория международных отношений, предмет которой составляют: система
международных отношений, природа войн, проблемы нации и мировой политики,
путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования государств с
различным социальным строем, формирование нового типа международных
отношений и нового экономического порядка;
1. теория управления социально-политическими процессами, изучающая формы и
методы политического руководства и непосредственного управления обществом
со стороны государственных, партийных, культурных и иных организаций,
пути повышения эффективности функционирования всех социально-политических
институтов;
1. политическая идеология и история политических учений, изучающие генезис
политической науки, роль и функции идеологии в системе политической
власти.
В основе марксистско-ленинской политической науки лежит философия
диалектического и исторического материализма и теория научного коммунизма.
Будучи основателями организованного рабочего движения, К.Маркс и Ф.Энгельс
уделяли большое внимание исследованию природы политической власти. Они не
только разработали общетеоретические методологические основы науки о
политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности государств,
политических партий и их лидеров.
В.И.Ленин, выдвинул задачу разработки « материалистической теории
политики», создал теорию социалистического государства, обосновал задачи
его внутренней и внешней политики, демократический формы организации и
принципы строительства, разработал теорию международных отношений в
переходную революционную эпоху, принципы мирного сосуществования государств
с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу
институтов власти и управления, структуру и деятельность партий,
профсоюзов, борьбу классов и отдельных групп, социальную психологию,
политическое поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления,
являющейся важной составной частью политической науки.
К.Маркс о политической экономии писал: «наука об условиях и формах,
при которых происходит производство и обмен в различных человеческих
обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе
совершается распределение продуктов». Ленин характеризовал политическую
экономию как науку о развивающихся исторических укладах общественного
производства, дающую представление о его различных системах и о коренных
чертах каждой системы, и указывал, что предмет политическая экономия «вовсе
не производство материальных ценностей, как часто говорят, а общественные
отношения людей по производству».
Марксизм произвел революционный переворот в политической экономии,
превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную
политическую экономию, создав на ее месте собственности политической
экономии труда.
Теория политики в общественной или теоретической политологии изучает
политику в широком понимании как общественное явление, в ее сути и в
проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и
закономерности возникновения, развития и функционирования государства,
власи, права. Теория государства является одной из весомых составных
общественной теории политики. Государство - это центральный элемент
политической системы государства. Знание и понимание гражданами сути
государства, своих прав и обязанностей, владение процедурами общественно-
политического взаимодействия является важным условием общественной
стабильности, эффективного государства, преобразование его на «дело
каждого».
Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом,
где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того,
что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его
последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути
государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация
произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение
специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий,
направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества
в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая
культура. В труде В.И.Ленина «Государство и революция», который является
одним из програмных в марксизме, бала откровенной пробой теоретического
революционного осуществления государственности как диктатуры одного класса.
Непосредственно К.Маркс написал о спорной сущности государства:
«Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к
властующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все
гражданское общество конкретной эпохи воссоздает всое концентрированное
выражение2, В сферу деятельности государства входят «специфические
функции», вытекающие из противоположности между правительством и народными
массами. Вместе с тем К.Маркс делал ударение на признании государства
такой силой, которая соответствует и за создание всеобщего интереса, за
выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, -
строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ,
сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка
порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового,
корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанной,
усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном
единстве.
«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса
над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса
для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования
безпредупредительного вмешательства социалистического государства во все
царствования жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия»,
способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе
другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным
и сейчас.
Пику популярности марксизм достиг в ХХ ст., но в конце его
практически сошел на ноль после того, как не оправдалось большинство
предсказаний этой доктрины относительно капитализма и потерпела фиаско
система так называемых социалистических стран. Кроме того, оказалось не
совсем оправданной в оценке общественных явлений и ставка марксизма на
классовую борьбу как разрушительную силу развития общества. Возникшее в
конце ХІХ ст. Радикально-коммунистическое течение общественно-политической
мысли, создателями которой были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, содержало
следующие тезисы:
разрушительной силой в антагонистических формациях является классовая
борьба;
при капитализме решающая роль отведена пролетариату, выполняющему
мессианскую роль;
пролетариат должен осуществлять свою диктатуру;
суть пролетарской миссии в разрушении буржуазной государственной машины
через осуществление политической революции и строительство коммуны;
для победы пролетариату нужна своя политическая партия;
пролетарская партия возглавит эту борьбу только при условии разрушительной
идеологической борьбы не только с противоположниками, а и в своих рядах.
К.Маркс является одним из основателей современной социологии, который
построил свою теорию под интеллектуальным влиянием немецкой философии,
английской политэкономии и утопического социализма.
Методология марксизма позволяет раскрыть существо политики, объяснить
политическую деятельность, и тем самым создает основу научной политики.
Субъектами политической деятельности, носителями политических интересов и
борцами за их реализацию выступают прежде всего классы и нации. По мере
усложнения социальной жизни, осознания классами и другими общественными
группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества,
возникли разного рода организации и учреждения, в рамках которых по
преимуществу осуществляется политическая деятельность - прежде всего
государство, позднее политические партии.
Характер взаимоотношений политики и экономики рельефно выражен в
классических ленинских формулах; «Политика есть концентрированное выражение
экономики» и «Политика не может иметь первенства над экономикой». Сложное и
противоречивое многообразие экономических интересов в политических
требованиях и решениях очищается от случайного и неустойчивого. Этот
процесс может протекать стихийно, неосознанно, что во многих случаях
деформирует политическое отражение экономических связей и интересов.
Только научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность
найти адекватные политические формы отражения экономических потребностей,
что становится возможным на определенном историческом этапе общественного
развития. Вторая ленинская формула подчеркивает, что решение экономических
проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и
упрочению политической власти. «Без правильного политического подхода к
делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет
решить и своей производственной задачи». Правильный политический подход
заключается в том, рассматривать производственные задачи во всем контексте
социальных проблем, характерных для данного исторического этапа.
В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны основные принципы
научной политики и политической деятельности. Анализ фактов служит как
исходным материалом для принятия политических решений, так и основой их
последующей корректировки, проверки правильности избранного пути. Изучение
того, как решение осуществляется, какие изменения вызывает в обществе, как
оно воспринимается массами, то есть использование механизма «обратной
связи» - важнейшее условие научной политики.
Марксизм исходит из того, что принципиальная политика несовместима с
лицемерием с демагогией, с сокрытием правды от масс. «Честность в политике
- есть результаты силы, лицемерие - результат слабости».
Марксизм доказал переходящий характер государственно-правовых
институтов. Политический аспект социальной жизни является свидетельством
неразвитости общественных отношений и неизбежно уйдет в прошлое, когда
связи между людьми очистятся от всех наслоений, вызванных господством
неравенства и эксплуатации. По мере развития коммунистических общественных
отношений политическая оболочка, внутри которой до сих пор осуществляется
социальный прогресс, будет становиться все тоньше, пока совершенно не
раствориться в общественном коммунистическом самоуправлении. Связь между
людьми, руководство делами общества утратит политический характер.
Установление социальной однородности человечества будет означать конец
политики как специфической формы человеческой деятельности.



Литература;

1. С.Г.Рябов. Політологічна теорія держави. - К., «Тандем» 1996,

2. В.М.Бебик «Політологія». - К., 1997,

3. І.С.Дзюба. Політологія. Курс лекцій.-К., 1993,

4. Философский энциклопедический словарь. 1983.






Реферат на тему: Международная политика России

Международная политика это прежде всего область, сфера взаимодействия
субъектов международных отношений – государств. К ней также можно отнести
отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные, спортивные,
культурные, организации экологов и т.п.).
В отношениях между государствами лежит их стремление обеспечить
реализацию своих специфических интересов с помощью определенных средств
(дипломатических, военных и т.д.). Глубинной основой межгосударственных
отношений являются все те же основополагающие отношения властвования,
подчинения. При этом они могут реализовываться по – разному: от господства
– аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции (материальной уплаты
победителю) установления протектората (всеохватывающего контроля) и до
вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов.
Что же касается отношений между негосударственными организациями, то
они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества.
Кроме того, международной политикой принято считать определенную линию
поведения, действия государства – субъекта международных отношений, или
согласованных действий двух, нескольких, группы государств по достижению
согласованных целей.
К последней четверти 20-того столетия международная политика,
отличающаяся сложностью, многоплановостью и противоречивостью, обрела
определенные характерные черты.
1. В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное
социально – экономическое положение: в развитых государствах и
странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного
развития. Так, в развитых капиталистических странах около 16%
населения планеты производят более 56% мировой промышленной
продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения
14.3 % продукции. Согласно данным немецкого еженедельника «Пайт»,
уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил в
различных группах стран очень разнородную картину.
В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350
долларов в год.
В бедных с населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500
долларов в год.
В средне обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь
численность населения оценивалась в 685 млн человек.
На конец, к зажиточным и богатым странам журнал относит те, где
доход на душу населения превышает 7000 в год – Франция, Австрия,
Нидерланды, Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ,
Швейцария, ОАЭ и др.
2. Освободившиеся страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс
проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд человек
практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн
неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом
разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран
увеличивается.
3. Накопленные запасы невиданного по своей мощи оружия массового
поражения (примерно в миллион раз превышающие мощность бомбы,
уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу само существование
человеческой цивилизации.
В этих условиях развивающиеся страны выдвинули в 1974г. требования
пересмотра международного порядка, что обусловило принятие
Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового
международного экономического порядка».
С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена
«Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в
научный оборот.
С тех пор концепция «нового порядка» в международных отношениях,
которая включает в себя три аспекта: экономический политический и
информационный – стала предметом изучения многих исследователей как
на Западе, так и в России.
В частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию
международных отношений учеными Римского клуба –
неправительственной международной организацией ученых,
представителей политических и деловых кругов из различных стран
мира, основанной в 1968г.
Объединение ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе
было обусловлено в значительной мере тем, что перед мировым
сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны) глобальные
проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. Эти
проблемы можно свести в несколько групп:
1. политические : обеспечение безъядерного мира, укрепление
международной безопасности, отказ от территориальных
притязаний, «холодной войны» и противостояния военно –
политических блоков (прежде всего НАТО и Варшавского
договора), переход к отношениям доверия и сотрудничества;
2. экономически: жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений,
развитие энергетического потенциала, рациональное
использование природных ресурсов, ликвидация последствий
колониализма, сближение уровней развития «богатых» и «бедных»
стран;
3. социальные: регулирование численности населения земли, борьба
с наиболее опасными заболеваниями, ликвидация бедности,
нищеты, неграмотности, обеспечение населения жильем и
работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;
4. экологические: предсказания и предотвращение стихийных
бедствий, регулирование климата планеты, охрана атмосферы,
литосферы, гидросферы, флоры и фауны, освоение космоса и
мирового океана.
Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и
должны решаться в области политических отношений. Основные принципы
нового политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо
сформулированы в документах Движения неприсоединения: «мирное
сосуществование, добрососедство, равноправное сотрудничество,
ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация колониализма и
неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».
Как свидетельствую события последних лет, мировой политический
процесс в общем и целом развивается в направлении создания нового
порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно
связаны с ликвидацией биполярной системы международных отношений – в
роспуске СЭВ и Организации Варшавского договора, провозглашением
принципа «Партнерство во имя мира» в отноениях стран НАТО и бывших
Европейских членов мировой социалистической системы.
Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной
мре уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась
мировая система социализма., распался мир сверхдержав: СССР
самоликвидировался и т.д.) породили нечеткий новый мировой порядок, а
значительный беспорядок в мировой политики.
Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились
и возникли новые региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР
– Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).
Более того, экономическое и политическое ослабление России создает
объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и
сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств с
ними во главе.
Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и
Герцеговине – бывших территориях социалистической Югославии, где США
через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики,
пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен
концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.
В период рабовладельческого и феодального этапов исторического
развития политической науки не существовало. Политики занимались
рассуждениями о проблемах войны и мира с чисто прикладных практических
позиций. Лишь в 19веке делаются первые попытки анализа европейской
политики, начинаются теоретические исследования международных
отношений, закономерностей и перспектив их развития. В 20 веке эти
теоретические разработки начинают оказывать определенное
всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того,
политология международных отношений постепенно выделяется в
самостоятельное направление политической науки.
Глобализация проблем международной политики обусловила появление
теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению этих
проблем. Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в
условиях нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы
термоядерной войны. В различных странах появляются политические теории,
опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в международных отношениях
реалий.
В последние годы весьма существенно разработана концепция
государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи
относят национальную безопасность, связанную с обороной страны и
соответствующими дипломатическими действиями, а также экономические
интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой
внутреннего рынка, и интересы утверждения «Нового мирового порядка».
Логика исследований диктовала необходимость сравнения различных
подходов к рассмотрению этих проблем, т.е. сопоставления точек зрения,
отражающих интересы отдельных государств.
Для политологии вообще характерен сравнительный метод. В области
международной политики важное значение имеет сопоставление политических
режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т.д. ,
которые в решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность
государств.
Сравнение различных политических систем позволяет выявить
наиболее совершенные из них и использовать накопленный опыт
формирования и функционирования политических институтов в практике
других государств. Если сравнительный метод применять в политическом
анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении
политической жизни в различных регионах, об эффективности местного
самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных
партий и политических лидеров.
Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного
и внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в
России до самого последнего времени на них не было «социального
заказа».
Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России
общественного признания и стала притягательной для многих, порой
недостаточно профессионально подготовленных людей. Особенно это
относится к политических деятелям и функционерам, которые зачастую свое
видение экономических и политических процессов как внутри, так и во
внешеполитической жизни считают «истинной в последней инстанции» и
предлагают свой путь «решения всех проблем».
В результате – крупные провалы во внешней политике: необоснованно
поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора
без предварительного создания условий для их размещения в России,
отсутствие четких и твердых позиций по поводу о судьбе т.н.
русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья и ряд других
проблем.



Список литературы:

1. Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2. «Основы политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.
3. Политология. Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского
Коммерческого института.




Новинки рефератов ::

Реферат: Операционная среда Windows. База данных Microsoft Access (Программирование)


Реферат: Философия Техники (Философия)


Реферат: Борьба с компьютерными вирусами (Программирование)


Реферат: Возрождение и Реформация (Искусство и культура)


Реферат: Определение производительности грузового автомобиля (Транспорт)


Реферат: Сравнительный анализ Конституций Украины 1919-1978 гг. (Государство и право)


Реферат: Украинская православная церковь (Мифология)


Реферат: Маргарет Тэтчер: политический портрет (Международные отношения)


Реферат: Редкие растения, краткая характеристика (Биология)


Реферат: Отчет по практике на АО "Белсвязь". Бухгалтерский учет (материалы) (Аудит)


Реферат: Биологическая роль гидролиза в процессах жизнедеятельности организма (Биология)


Реферат: Возникновение и эволюция жизни (Биология)


Реферат: Гипотезы о природе шаровой молнии (Физика)


Реферат: Мы и взрослые (Психология)


Реферат: М.М.Сперанский-реформатор (История)


Реферат: Интернет (Компьютеры)


Реферат: Владимир Мономах (Исторические личности)


Реферат: Победа советского народа над фашистской Германией и ее союзниками (История)


Реферат: Василий Шуйский (История)


Реферат: Проблема нераспространения и не использования оружия массового уничтожения (ОМУ) (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист