GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса (Психология)



Московский городской педагогический университет.



Реферат.

Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса.



Работу выполнила

студентка 2-го курса

вечернего отделения


Пчельникова Галина Викторовна

Научный руководитель:

Кузина Галина Петровна.



Москва 1998 год.

ВВЕДЕНИЕ.

В советской психологической литературе, начиная со статьи Ф.В.Бассина
«О силе Я и психологической защите», активно обсуждаются те или иные
особенности психологи-ческой защиты. Выделяются защитные процессы и
защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая
защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение,
отрицание, рационализация, проекция, регрессия и д.р.) некоторыми авторами
вводятся другие механизмы защиты ( констрикция, переоценивание, агравация,
дисфорическая защита и д.р.).
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные определения
психологической защиты. Она определяется как:
психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание
последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е. Рожнов);
частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации
или поразившей его болезни (В.М.Банщиков);
способы переработки информации в мозге блокирующие угрожающую
информацию (И.В.Тонконогий);
механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в
случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства,
вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со
стрессом (В.А.Ташлыков);
механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг);
механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик,
В.Д.Вид);
пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной
ситуации (Р.А.Зачепицкий);
динамика системы установок личности в случае конфликта установок
(Ф.В.Бассин);
способы репрезентации искаженного смысла (В.Н.Цапкин).
Можно заметить, что в приведенных определениях психологическая защита
всегда является частью каких-либо других психических феноменов:
деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причем
спецификация этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции
защиты, т.е. извне. Таким образом, психологическая защита не выделяется в
самостоятельный процесс и механизм. В результате если более или менее
понятно, когда и зачем функционирует защита, то что это такое, не
проясняется.
В то же время можно выделить ряд общих моментов, характерных для всех
определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также
цель - снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом и
предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. Здесь можно
отметить, что основная смысловая конструкция всех определений почти
совпадает с психоаналитическим пониманием психологической защиты. Ведь
Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта
и направленный на снижение чувства тревоги, связанного конфликтом. Разница
только в определении того, что стоит за конфликтом.
Как отмечалось выше, спецификация психологической защиты проводится не
по объекту, а по целям и условиям протекания, выделение которых во многом
зависит от исследователя, его теоретических установок и типа практики.
Приписывая определенной психической активности цели защиты, исследователь
воспринимает некоторое поведение, фантазию, сон, творчество как
психологическую защиту.
Выше отмечалось, что основная структура многих определений понятия
психологической защиты близка к психоаналитическому пониманию. Поэтому
интересно проанализировать возникновение и развитие понятия в психоанализе.
В концепции недирективной психотерапии К.Роджерса, являющейся во многих
аспектах антиподом психоанализа, также используется понятие психологической
защиты. Поэтому имеет смысл сопоставить эти столь разные концепции,
использующие одно понятие защиты, но предающие ему различное значение.

Глава 1. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда.
Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе
«Нейропсихология защиты» (1894). Рассмотрим, в контексте какой практической
и научной работы и для решения каких проблем было введено это понятие.
Как известно, исторические и логические истоки психоанализа лежат в
совместной работе З.Фрейда и И.Брейера по изучению природы истерии и ее
лечения. Ее результаты были изложены авторами в работе «Этюды об истерии»,
основой для которой явилось открытие И.Брейером смысла невротических
симптомов. Оказалось, что истерический симптом ведет свое происхождение не
из неизвестных источников анатомической и физиологической природы, как это
полагало прежнее научное воззрение, но из имеющих высокую эффективную
ценность психических переживаний, которые были амнезированы. На основе
этого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. К.Г.Юнг
следующим образом излагает ее: «...травма создает некоторое раздражение, от
которого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, в
случае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чего
происходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергия
раздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причем
они при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область.
«Терапия имела своей задачей, согласно этому воззрению (речь идет о истерии
З.Фрейда и И.Брейера), разрядить задержанное раздражение, т.е. в известной
мере высвободить конверсированные суммы аффектов из симптомов. Эта терапия
носила поэтому подходящее название «очистительной», или катарсической, и ее
целью было вызвать отводную реакцию вщемленных аффектов».
В этой концепции отношение между симптомом и сознанием сводится к тому,
что симптом может существовать лишь в том случае, если в сознании он
замещает некоторые задержанные и амнезированные аффективные переживания. И
стоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделать
сознательными как симптом исчезает. Отсюда и вытекает особая процедура
лечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента, когда
у того произошла замена содержания сознания симптомом, должен вернуть в
сознание то, что было из него изъято вследствие невозможности
отреагирования; возвращенное в сознание содержание делает существование
симптома невозможным.
Важно подчеркнуть, что терапевтическая практика излечения истерии в
гипнозе была определяющей по отношению к теоретическим построениям,
дававшим естественнонаучное объяснение полученным феноменам. Затруднения в
практике, а именно ненадежность результатов лечения гипнозом, как известно,
вынудили Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса. В то же время
теоретические конструкции вполне удовлетворяли Фрейда и поиск новой
практики он вел в рамках старой теоретической модели.
Изыскивая новый метод достижения катарсиса, т.е. перевода травмирующих
переживаний из бессознательного в сознание и отреагирование их, З.Фрейд
обратился к технике «настаивания» И.Бернгейма. Эта техника «делала
возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанном
сомнамбулизме. Когда он их (пациентов) спрашивал относительно пережитого в
сомнамбулическом состоянии, они действительно сначала утверждали, что
ничего не знают, но, когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверял
их, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали.
Таким путем, без применения гипноза удавалось узнать от больного все то,
что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными
сценами и ставшимися от них симптомами». Ядро этой техники - настроение -
стало одним из краеугольных камней психоанализа, что определило
директивность и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента.
Применяя эту технику, З.Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое
оказали пациенты попыткам врача «бессознательные воспоминания привести в
сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а
именно сопротивление больного». Именно на этой идее сопротивления Фрейд
построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил,
что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе
феноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы,
которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание,
в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие
патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс
вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием
сопротивления». Можно заметить, что введенные Фрейдом представления
позволили ему осмыслить и объяснить, апеллируя к устройству психики
человека, собственную психотерапевтическую практику. В этом смысле они
являлись психотехническими схемами (средствами), которые затем трактовались
как теоретические представления о самом объекте - психике человека.
Действительно, Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое
уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально
вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация
психологической защиты произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда
«Страх», в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений
(сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения,
сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) он
выделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др.
Вводя понятие вытеснения на основе феноменов сопротивления, которые
проявляются «здесь и теперь» в ситуации взаимодействия врача и пациента,
З.Фрейд определил эмпирическую реальность (все, что происходит при
психоаналитической коммуникации, включая и аутокоммуникацию случая анализа
терапевтом самого себя), на основе которой водились основные понятия
клинического психоанализа (перенос, вытеснение и др.). Однако события в
этой реальности понимались таким образом, что все происходящее в общении
было представлено как внутрипсихические явления, например конфликт не между
врачом и пациентом, а между сознательным и бессознательным, сопротивление
не психоаналитику, а осознанию, не эмоциональный контакт, а перенесение.
Все события рассматриваются не в пространстве общения, а в проекции на
плоскость психики.
Почему З.Фрейд представил конфликт и в целом взаимодействие пациента с
врачом как взаимодействие разных сил внутри самой психики пациента?
Вероятно потому, что он был не только врачом, но и ученым, ориентированным
естественнонаучно, который стремится понять природу изучаемого объекта
(психики). Но еще и потому, что он хотел действовать не традиционно, а как
«инженер», т.е. строить свои действия, опираясь на научные знания о психике
человека. Именно поэтому все знания, полученные в психотерапевтической
практике на психотехнической схеме, З.Фрейд начинает трактовать как знания
о самой психике, ее природе и устройстве. В результате психотехническая
схема, в основе которой лежат конфликт в общении, сопротивление,
преодоление сопротивления для осознания и от реагирования бессознательного
материала, постепенно стала рассматриваться как представление самой
психики, как ее теоретическая модель. Критерием правильности такой схемы
становится не ее эффективность в плане лечения, а истинность теоретического
построения (теории психики), внутренняя согласованность описания объекта,
возможность понять процессы и механизмы, действующие в психике, и т.д.
Поскольку психику Фрейд изначально рассматривал в аспекте
взаимодействия сознания и бессознательного, то понятие вытеснения,
объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает
пространственное отношение двух различных сфер психики. На основе понятия
вытеснения он выделяет особую сферу в бессознательном - вытесненное
бессознательное, остальная часть бессознательного получила название
подсознательного. Таким образом, на основе психотехнической схемы была
сформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из трех
систем: сознание, бессознательное, предсознательное.
В ней бессознательное и сознание, по определению, находятся в
конфликте. Защита реализует взаимоотношения в этом конфликте. Сознание
воздействует на бессознательное посредством вытеснения, что является
защитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательное
воздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующих
вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении и
сознании (рационализация, проекция, изоляция и др.). Чтобы эта модель была
прогностической (предсказывала поведение и реакции пациента), необходимо
было, следуя логике научно-инженерного мышления, жёстко зафиксировать
бессознательное, т.е. представить психику как работающий механизм.
Если бы З.Фрейд перенёс в модель внутрипсихического конфликта всё
многообразие сил, действующих во внешнем конфликте (человек - культура,
врач - пациент), с которыми он сталкивался в процессе психоаналитической
практики, то на такой модели невозможно было бы ввести процессы и
механизмы, которые определяли бы её функционирование как объекта со своей
структурой, энергией, механизмами. Только сведя всё многообразие сил,
исходящих из бессознательного к либидо и противоположных им - к цензуре,
З.Фрейд смог чётко ввести понятие защитного механизма и описать действие
конкретных механизмов защиты.
Таким образом, в теоретической конструкции понятие защиты обозначает
определённую функцию в структуре психики. С объективацией теоретической
конструкции защита начинает пониматься и как естественный (реально
работающий в психике) механизм. Но необходимо учитывать что эти механизмы
имеют право на существование только в рамках породившей их
психоаналитической практики и теоретической конструкции.



Глава 2. Понятие психологической защиты в концепции К.Роджерса.
По типу формирования концепция К.Роджерса аналогична психоанализу
З.Фрейда. Оба начинали практикующими психотерапевтами, решали проблемы,
возникающие не в науке, а в практике. Эти проблемы привели к формированию
оригинальных терапевтических практик, которые вскрыли целые пласты
эмпирических фактов и знаний. Для объяснения наблюдаемых феноменов в
психотерапии оба построили оригинальные теоретические концепции. К.Роджерс
так пишет о формировании своей концепции: «Раньше всего была создана
наиболее тесно связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее основательно
доказанная теория психотерапии и изменения личности, которая была
сконструирована, чтобы упорядочить известные феномены терапии».
Если по типу формирования концепция К.Роджерса аналогична концепции
З.Фрейда, то по содержанию они во многих аспектах противоположны. К.Роджерс
как учёный формировался в рамках гуманитарной парадигмы под влиянием
американского философа Дж.Дьюи. Это определили его ценностную ориентацию в
практике психотерапии, выражающуюся в том, что «врач входит в тесный
личностный контакт со своим пациентом, отнесясь к нему не как учёный к
объекту исследования, не как врач, устанавливающий диагноз и назначающий
лечение, а как человек к человеку». К.Роджерс - создатель недирективной,
или центрированной на клиенте психотерапии, при которой врач, вступающий в
глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а
«клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем
путём активизации творческого начала своего Я. В психотерапии К.Роджерса
отвергается позиция психотерапевта как абсолютного авторитета, единственно
активной стороны во взаимодействии, каковой она является в психоанализе.
Различия в ценностных позициях К.Роджерса и З.Фрейда привели к различным
схемам построения практики психотерапии.
В недирективной психотерапии усилия терапевта направлены на
установление эмпатического взаимодействия, которое полностью исключает
возможность конфликта между клиентом и терапевтом. «Основная функция
терапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить свою
защищённость и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства и
конфликты. Таким образом, терапевт пытается создать атмосферу, в которой
клиент чувствует себя безусловно принятым, понятым и оцененным как
личность». Это говорит об отсутствии конфликта между терапевтом и клиентом.
По теории Роджерса, при эмпатическом контакте клиенту становится
доступным так называемый несимволизируемый опыт его внутренней жизни. С
помощью терапевта и чувства эмпатии к самому себе клиент получает
возможность сознательно действовать с этим опытом, принять его. При этом
предполагается отсутствие всякого сопротивления со стороны клиента, что
достигается отношением эмпатии. Наличие сопротивления при контакте говорило
бы о недостаточной степени чувства эмпатии и служило бы препятствием началу
процесса психотерапии.
Таким образом, внедирективной психотерапии терапевт стремится так
изменить смысловую структуру ситуации, чтобы клиент имел возможность
символизации и проработки своего опыта. На встрече с психологами в МГУ
осенью 1986 года К.Роджерс акцентировал внимание на том, что воздействие
терапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента, как в
психоанализе, а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы она
соответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента,
который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия с
терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по Роджерсу,
является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а
вовсе не защитой в процессе осознания.
На основе психотехнической схемы недирективной психотерапии К.Роджерс
строит теоретическую концепцию личности человека, основными концептуальными
составляющими которой являются:
организм;
феноменальное поле, которое есть все количество жизненного опыта;
Самость, которая является дифференцированной частью феноменального поля и
состоит из модели сознательных ощущений и оценок Я или «моё».
Принципиальным в теории К.Роджерса является также понятие конгруэнтности
(соответствия) Самости и Опыта, которое задаёт функциональный аспект в
модели личности.
Для анализа понятия защиты в модели личности К.Роджерса используется
упрощённый её вариант, фиксирующий соотношения Самости и Опыта.



Неконгруэнтность Самости и Опыта приводит к тому, что «опыт, не
совместимый с представлением индивида о себе, имеет тенденцию не
допускаться к осознанию, каков бы ни был его социальный статус». В
ситуации, «когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт
этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если
значимый новый опыт демонстрирует противоречие столь ясно, что оно должно
быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость
дезорганизуется этим противоречием и неассимилируемым опытом». В этом
случае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита:
«Защита есть поведенческий ответ организма на угрозу цель которого
поддержать нынешнюю структуру Самости».
Как было показано выше, психотерапевтическая практика К.Роджерса
ориентируется не на выявление и анализ конфликта личности, а на создание
условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. В
теоретическую конструкцию К.Роджерс не вводит понятие конфликта, а
эмпирический факт существования конфликтов и тревожности интерпретирует
иначе: как неконгруэнтность Самости и опыта. Психологическая защита
выполняет функцию поддержания целостности Самости и является источником
неконгруэнтности. Понятие Опыта превращает конфликтную позицию в материал
для работы человека с самим собой. Встав на точку зрения человека,
К.Роджерс помогает ему справиться с угрозой, переосмыслить ситуацию, уйдя
от конфликта и связанных с ним проблем.
И так, теоретическая объяснительная конструкция К.Роджерса акцентирует
не конфликт, а работу клиента над ситуацией или самим собой. В
недирективной психотерапии психотерапевт создаёт ситуацию полной
безопасности, безусловного принятия личности клиента, что приводит к снятию
защиты и ассимиляции опыта в структуре Самости. «При некоторых условиях,
включающих главным образом полное отсутствие всякой опасности для структуры
Самости, Опыты, с ней не согласующиеся, могут восприниматься и проверяться,
а структура Самости изменяться, чтобы усвоить и включить подобные опыты».
Необходимо признать, что реальный конфликт в сознании человека в этой
теории объясняется достаточно формально. По сути, в теоретической
конструкции К.Роджерса, и это естественно, нет средств для анализа
конфликтов и связанных с ними различных форм защитного поведения. Напротив,
у З.Фрейда объяснительная конструкция представляет широкие возможности для
описания конфликтов, так как она проецирует внешний конфликт на внутреннее
строение психики. Различие в этих теоретических конструкциях сказывается на
психотерапевтических стратегиях З.Фрейда и К.Роджерса. З.Фрейд предлагает
человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К.Роджерс
- в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание
ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой
человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а
во втором - как друг и союзник.

Заключение.

Рассмотренный материал показал, что в основе понятия психологической
защиты лежит особым образом осмысленная психотерапевтическая практика. Её
особенность в том, что внешний конфликт человека с другими, а так же
конфликт пациента и врача служат основанием для полагания в психике сил,
находящихся в конфликте друг с другом, и соответствующих механизмов
психологической защиты. В тех же случаях, когда исходят из противоположных
установок (эмпатия и др.), понятие защиты становится эпифеноменом. В лучшем
случае можно говорить о поведении личности, имеющем внешние черты
психологической защиты. Всё выше сказанное позволяет утверждать, что
деятельность самого исследователя не может быть исключена из описания
феноменов психологической защиты.

Список использованной литературы:

1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии.,
1969 №2 с.118-126.
2.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и
К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.
3.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи
1990, с.6-24.
4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989, с.456.
5. Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М.
Просвещение, 1990, с.425-439.
Содержание:


Введение....................................................................
.стр.3

Глава 1. Понятие психологической защиты в
концепции З.Фрейда..................................................стр.5

Глава 2. Понятие психологической защиты в
концепции К.Роджерса..............................................стр.11

Заключение.................................................................с
тр.15

Список использованной литературы.......................стр.16







Реферат на тему: Милтон Эриксон. Жизнь и творческое наследие.

Столичный гуманитарный институт

Заочное отделение
Факультет: Психологический
Специальность: психология

Студент 1 курса
Макаров Сергей Владимирович



Реферат

По дисциплине: Введение в профессию

Тема: Милтон Эриксон. Жизнь и творческое наследие.


Руководитель Аржакаева Т. А.



« »_____________2001 г.

Оглавление


Вступление 3

Милтон Эриксон. Краткая биография. 4

Он говорил и его голос остался с нами 5

Краткое описание техники эриксоновского гипноза
10
-присоединение
10
-методы наведения гипноточеского транса 13
-манипуляция сознанием другого человека 16

Нейро- лингвистическое программировани

20
-очень краткое вступление
-общее понятие, исторический экскурс и области применения

Заключительное слово 23

Список используемого материала 23


Вступление

В практике массовой коммуникации внушение как вид психологического
воздействия используется довольно часто. При этом под внушением понимают
такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает
некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием
внушения могут возникать представления, не соответствующие
действительности, а также стремление действовать без оценки полученных
побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности.
Через внушение в сознание входят стереотипы, житейские мудрости,
закрепленные в пословицах, афоризмах, "крылатых" словах, создается
настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-
суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется ситуация или
проблема и провозглашается цель дальнейших действий. С помощью внушения
становится возможным преодоление максимализма и скептицизма,
свидетельствующих о повышенной сопротивляемости информационному
воздействию.
Внушение - основной способ организации общественного мнения и
манипулирования сознанием, прямое вторжение в психическую жизнь людей. При
этом информационное воздействие организуется так, чтобы мысль,
представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и
закреплялись в нем как нечто данное, несомненное и уже доказанное. Это
становится возможным при подмене активного отношения психики к предмету
коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия, что так
свойственно религиозным изданиям, через рассеивание внимания обилием
информации, активную форму ее преподнесения, искусственное преувеличение
престижа источников.
Значительное распространение в средствах массовой информации и пропаганды
получила эриксонианская техника рассеивания (другое название - техника
вставленных сообщений). Суть ее заключается в том, что в любое письменное
сообщение можно вставить скрытую информацию, специально выделяя нужные
слова: другим размером шрифта, другим цветом, другим типом шрифта, особым
значком. С.А. Горин приводит любопытный пример, когда въедливый читатель
еженедельника "Аргументы и факты" обнаружил, что слова в маленькой заметке,
набранные жирным шрифтом, образуют самостоятельное и осмысленное
антиправительственное высказывание! С.А. Горин отмечает действенность этой
техники, так как, по его мнению "из тогдашних (дело было в 1986 г. - М.С.)
примерно двадцати миллионов читателей еженедельника заметил что-то только
один!"
Что бы я хотел о себе узнать? Что во мне не так? Что бы я хотел в себе
изменить? Что может мне помешать? И как я пойму, что достиг своей цели?

Если человека никогда не мучили эти вопросы, то он вероятно относится к тем
редким людям, которые абсолютно довольны собой. Ему, скорее всего,
требуется психиатр.

Все более-менее нормальные обыватели хотя бы пару раз в жизни остро
сожалели, что под рукой нет телефона психотерапевта. Люди отчаянно
барахтаются в собственных проблемах, тогда как большинство из них
закономерно для любой человеческой жизни. Все они давно изучены. Более
того, придуманы способы, как из этих проблем выкарабкаться. И не надо
изобретать велосипед, надо лишь вовремя найти нужного специалиста. Здесь
все как в обыкновенной медицине: подчас пациент умирает от аппендицита лишь
потому, что рядом нет хирурга.


Милтон Эриксон. Краткая биография


Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке
на Западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. "В 1919 году, сразу же
после моего окончания высшей школы, приступ полимиелита полностью
парализовал меня и вывел из обычной жизни, но зрение, слух и мышление, к
счастью, остались неповрежденными. Помещенный на домашний карантин на
ферме, я, естественно, в своем распоряжении не имел почти никаких
развлечений. Однако человеческое поведение всегда представляло для меня
интерес, и здесь я был окружен родителями, , за мной ухаживала медсестра,
то есть мне было за кем наблюдать.
Отсутствие возможности двигаться ограничивало мои контакты с окружающими и
сводило их к одностороннему общению - заботе родных обо мне. Хотя я немного
знал о языке тела и других формах невербальной коммуникации, тем не менее я
с удивлением обнаружил частые и поразительные для меня противоречия между
вербальной и невербальной коммуникацией в одном обмене., Это так возбудило
мой интерес, что я стал прилагать все больше усилий, чтобы вести
наблюдения..."
Милтон Эриксон, пожалуй, один из самых талантливых психотерапевтов
двадцатого века. В детстве переболевший полимиелитом, долгие годы лишенный
возможности двигаться, не различавший высоту звуков и страдающий
дальтонизмом, этот человек смог встать на ноги во всех смыслах этого
выражения. И Эриксон стал основателем удивительного направления в
психотерапии, - краткосрочной стратегической психотерапии, нового способа
гипноза, который сегодня называют эриксоновским, или на манер английской
транскрипции - эриксонианский.
Он учился в Висконсинском университете и завершил свое медицинское
образование в Центральной больнице штата Колорадо, получив там диплом
врача. Там же он получил и диплом психолога. Пройдя специализацию в
больнице штата Колорадо для психопатов, он стал работать психиатром в
государственной больнице на Род Айленде. В 1930 г. он поступает на работу в
Уорчерстерскую государственную больницу, штат Массачусетс, где становится
главным психиатром службы исследований. Через четыре года он переезжает в
Элоизу, штат Мичиган, где становится директором лаборатории психиатрических
исследований и подготовки персонала в Уэйнской больнице. Вместе с тем он
преподает психиатрию студентам и аспирантам медицинского колледжа Уэйнского
государственного университета.
В этот же период он какое-то время преподает клиническую психологию в
Мичиганском государственном университете в Ист-Лансинге. В 1948 году по
причинам, связанным в основном с его здоровьем, Эриксон переезжает в
Финикс, штат Аризона, где вскоре у него появляется обширная частная
практика. Он был членом американской психиатрической ассоциации, равно как
и американской психопатологической ассоциации. Кроме того, он был почетным
членом многочисленнейших обществ медицинского гипноза в Европе, Латинской
Америке и Азии. Он был также основателем и президентом американского
общества клинического гипноза и редактором журнала, издаваемого этим
обществом. После 1950 года его профессиональная жизнь включает в себя как
обширную частную клинику в Финиксе, так и постоянные путешествия по
Соединенным Штатам и всему миру с целью проведения многочисленных
семинаров.
Идеи, методы, техники созданные им, в настоящее время доминируют в
американской психологии и оказывают заметное влияние на все науки, которые
так или иначе связанны с челевеком или группой людей.
Первоначально Эриксоновский гипноз применялся в медицине, потом по мере
того, как завоевывал авторитет стал распространяться на другие области
деятельности.
В первую очередь это, конечно же, менеджмент.
Почему?
Это просто - менеджмент это управление человеческими ресурсами в условиях
предприятия. Гипноз - это управление человеком.
Постановка задач перед сотрудниками, контроль выполнения, воспитание нужных
вам качеств у подчиненных, переговоры с банкирами и поставщиками, милые
беседы с покупателями - все это лишь малая часть повседневной работы
руководителя в которой знание гипноза, скромно говоря могут помочь. Ведь во
многом успех управленческой работы зависит от навыка говорить убедительно,
буквально гипнотизировать: подчиненных - перспективами, банкиров - бизнес-
планами, покупателей -товарами.
Согласитесь: если хороший руководитель еще и владеет гипнозом, то это
здорово, если вы понимаете, что я имею в виду...
И еще.
Когда Эриксона спрашивали, что такое гипноз, он неизменно отвечал: "Гипноз
- это передача образов"
Умер в 1980 году в Фениксе, штат Аризона. К концу жизни Эриксон стал
общепризнанным во всем мире авторитетом в области гипноза и краткосрочной
психотерапии.
Доктор Милтон Эриксон-автор более 140 научных статей и десятков книг. Он
признан во всем мире как крупнейший специалист по гипнозу и психотерапии. О
нем говорят, что он был лучшим психотерапевтом XХ века



Он говорил и его голос остался с нами или знакомство с творчеством великого
гипнотизера

В свое время Зигмунд Фрейд утвердил, что подсознание есть, и после этого
оказалось, что оно-таки есть у всех (хотя не все это признают про себя).
Несколько позже, уже во второй половине ХХ века, Эриксон заметил, что у
человека есть зрение, слух, кинестетическое (телесное) чувство, а также
осязание и нюх, и они играют очень важную роль не только в процессах
непосредственного восприятия информации, но и в дальнейшей ее внутренней
переработке, хранении и даже последующем внешнем выражении. Оказалось, что,
владея основными тремя сенсорными модальностями (зрения, слуха и телесной),
психотерапевт может очень эффективно взаимодействовать с подсознанием
клиента.
У нас есть внутренний мир и есть внешний мир. Информация поступает из
внешнего мира во внутренний (это называется восприятие), а из внутреннего
мира она переходит во внешний мир – это называется внешнее выражение, или
самовыражение человека. Понятно, что существенную роль в восприятии играют
органы чувств, с помощью которых оно происходит: мы говорим о сенсорных
модальностях восприятия: визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая),
кинестетическия (телесная) и т. д. Важное психологическое наблюдение,
исходно принадлежащее Эриксону, заключается в том, эти сенсорные
модальности оказываются очень существенными для внешнего выражения, и это
проявляется даже в речи. Когда мы обращаемся к другому человеку, то мы
можем употреблять разные слова, которые покажут, к какой его сенсорной
системе мы апеллируем. Это не значит, на самом деле, что мы считаем, что
она ближе нашему партнеру: это значит, что она подсознательно ближе нам.
На этом основана психотерапия, идейно восходящая к Эриксону. Основной ее
принцип заключается в следующем. Если вы обнаружили, что у вашего клиента
есть какая-то предпочитаемая им сенсорная система, вы можете начать его из
нее выводить, вводя альтернативную. Вы можете выводить его плавно, то есть
использовать фразы, в которых есть элементы предпочитаемой им модальности,
но вкрапляя в них слова и (образы) из другой модальности, и так постепенно
его переманивать на вторую модальность. При этом вы, с одной стороны,
изначально общаетесь с пациентом в удобной и привычной для него манере, но
постепенно приучаете его использовать альтернативную, предлагаемую вами. И
если вы сами ею хорошо владеете, то ваш пациент интуитивно (напрямую через
вашу психику) подключается к непривычной для себя модальности, используя
ваши собственные навыки. И его возможности поведения в пределах этой
модальности резко возрастают – потому, что ваш потенциал становится на
время его потенциалом. Естественно, это зависит от того, каков ваш
потенциал в каждой из этих модальностей. Если он велик, то вы ему сильно
поможете.
"...Открытие того, что "двойные связи" были восприятиями на двух разных
уровнях понимания, показало, что оно базировались на абсолютно различных
экспериментальных ассоциациях, которые открывали новые возможности для
наблюдения. После этого, когда я открыл, что "тройные связи" могут иметь
место, я начал строить в уме фразы, чтобы при этом одна коммуникация
вызывала отличающиеся восприятия, даже противоположные по сути, на разных
уровнях понимания. Попытки эти привели к тому, что обнаружились многие
другие факторы, управляющие коммуникацией, такие, как тон голоса, временные
значения, последовательности презентации, близкие и отдаленные, слабые
ассоциации, внутренние противоречия, опущения, искажения, излишества, над-
черкивание и под-черкивание, соответствия и несоответствия. При этом также
обнаружилось, что имеются множественные уровни восприятия и ответа, из
которых не все с необходимостью были на обычном или сознательном уровне
осознавания, однако были на уровне понимания, часто квалифицируемые как
"инстинктивные" и "интуитивные"...
Вероятно, многие знакомы с классическим гипнозом, при котором гипнотизер
проводит авторитарное внушение, укладывает клиента на кушетку и используя
техники, например: "смотри на этот шар" вводит человека в гипнотической
транс. Сложно представить, что такое можно например сделать с банкиром во
время переговоров в его кабинете. У классического гипноза есть и другие
недостатки:


- ему подвержены только около 20 процентов людей и классическому гипнозу
учат долго и настойчиво, а специалистами становятся немногие.


Когда говорят о Эриксоновском гипнозе все иначе.

Все слышали, что гениальная вещь всегда проста. Человека не усыпляют, он
остается в бодрствующем состоянии сознания. Эриксоновский гипноз использует
присущую человеку способность к непроизвольному трансу, поэтому ему
подвержен каждый и даже тот, кто им владеет. Зная, какой тяжелой была жизнь
Эриксона можно понять, что овладеть им способен каждый.
Человек, чья фамилия лежит в основе описываемого метода, относится к числу
тех, кто стал известен русскоязычному читателю с незаслуженным опозданием,
частично компенсированным обилием вышедших в последние годы книг, в том
числе и "пиратских". Написанные разными людьми и в разных жанрах книги, так
или иначе связанные с Эриксоном, оказываются необходимыми для тех, кому не
дает покоя неразгаданность собственной природы, стремление овладеть
неведомыми силами, которые скрыты в себе самом, но едва ли постижимы в
рамках привычных для нас попыток рационального понимания мира. К числу тех,
кто способен увести за грань возможного и помочь по-новому открыть самих
себя, безусловно относится и Милтон Эриксон.

То, что известно об Эриксоне, исполнено парадоксов и, возможно, является
лучшей метафорой его терапевтического подхода, немыслимого без парадокса,
ошеломления, кажущегося противоречия. Крестьянский сын, родившийся в начале
века в шахтерском поселке ("Я родился... в самой заурядной избе... три
стены были бревенчатые, а четвертая была отвесным склоном горы, а пол был
земляной") и выросший на ферме, стал, по мнению многих, самым выдающимся
психотерапевтом ХХ века, профессором... основателем... президентом... и
обладателем еще множества титулов и званий. Человек, в 17 лет перенесший
полиомиелит и приговоренный к смерти ("Я услышал, как трое врачей в
соседней комнате говорили моей матери: "К утру мальчик умрет". Будучи
нормальным ребенком, я не поверил этому"), заново учившийся ходить, на всю
жизнь оставшийся калекой и многие годы проведший в инвалидной коляске,
прожил 78 лет жизни, наполненной трудом и достижениями, стал отцом
восьмерых детей, работал до самых последних дней, когда отказывали и руки,
и язык, поражая приезжавших к нему учиться со всех концов мира не только
мастерством, переходившим в умение творить чудо, но и способностью
радоваться каждой минуте отпущенной ему жизни. ("Члены семьи Эриксонов...
воспринимают болезни и неудачи как черные сухари жизни. А ведь нет ничего
лучше черных сухарей, скажет вам любой солдат, подъев весь свой
неприкосновенный запас "). Врач, возвращавший здоровье и полноту жизни
сотням людей, часто до этого годами безрезультатно ходившим по
специалистам. А ему порой хватало единственной встречи, а то и телефонного
разговора... В качестве терапевтического средства он использовал экскурсии
в ботанический сад, бессонные ночи, проведенные стоя у каминной полки,
натирание полов, ресторанные склоки, битье и разрушение больничного
оборудования... И в то же время он был для своих пациентов "человеком,
которому ты полностью доверяешь, кто никогда не оставит тебя в беде и
которому всегда можно протянуть руки"... Ниспровергатель и безжалостный
критик всех и всяческих теорий в психотерапии ( "Я считаю ошибочной любую
психотерапию, опирающуюся на единую теорию. Ведь все люди непохожи друг на
друга"), особенно непримиримый к психоанализу, хоть и признававший, что
"Фрейд обогатил психиатрию и психологию массой ценных идей... до которых
психиатрам и психологам следовало додуматься самостоятельно, а не
дожидаться, пока Фрейд им все разжует", он сам стал основателем нового
направления в психотерапии, названного его именем, оставил множество
учеников и последователей. На методах Эриксона, тщательно
проанализированных и переработанных, во многом основаны технологии столь
модного ныне НЛП (нейролингвистического программирования). И вместе с тем
мастерство Эриксона принципиально не воспроизводимо. Недаром один из
участников обучающего семинара резонно замечает: "Люди всегда наполняют
ваши внушения, и с большим вдохновением, чего нельзя сказать о моих
пациентах", потому что не поддается воспроизведению всякая истинная магия,
основанная прежде всего на уникальности личности того, кто ее творит.

Что же может почерпнуть читатель, пожелавший приобщиться к миру и личности
Эриксона, из книг, на обложках которых фигурирует имя Эриксона? Кстати, еще
один парадокс - книг, написанных лично Эриксоном, среди них нет, но есть
записи его сеансов гипнотерапии, обучающих семинаров и комментарии к ним,
подготовленные к печати его учениками. Начинающий психолог, польстившийся
на название серии "Библиотека практической психологии и психотерапии" и
купивший книгу в надежде получить понятный и надежный инструмент для
использования в личной практике и зарабатывания денег, будет, вероятно,
разочарован. Несмотря на подробнейшие стенограммы и комментарии к ним,
несмотря на греющие душу заголовки типа "Как с помощью гипноза сделать
более эффективными индивидуальные паттерны обучения" или "Как, используя
гипнотическое внушение, сделать неприятные воспоминания привлекательными и
комфортными", читатель не найдет даже подобия инструкций или рецептов и,
возможно, будет сбит с толку и окажется в положении, аналогичном пациентке
Эриксона, которую тот намеренно приводит в замешательство, вовлекая в игру
словесных ассоциаций и подводя исподволь к гипнотическому трансу. Впрочем,
утешением для такого "наивного психолога" может послужить то, что и опытные
психотерапевты - ученики Эриксона, - просматривая с ним видеозапись или
стенограмму его сеансов, оказываются порой не в силах постичь полный смысл
его реплик и действий. "Когда я выступаю, представляя тебя и твои методы...
я всегда предупреждаю присутствующих, что даже самые внимательные и
наблюдательные не смогут уловить около половины того, что будет с ними
происходить. И вот перед тобой сидит тот, кто не уловил почти всю вторую
половину", - признается Джеффи Зейг. В более выгодном положении окажется,
конечно, профессионал, уже частично приобщенный к тайнам эриксоновских
методов (для этого сейчас есть возможности). Думается, для такого читателя
книги будут интересны прежде всего не конкретными приемами или техниками,
но возможностью приобщиться к работе настоящего мастера, повторить которую
нереально, но зато можно вновь и вновь учиться, получая при этом истинное
удовольствие.

И все же не исключено, что больше всего почерпнет из книг непрофессионал,
готовность к интеллектуальным приключениям позволят преодолеть барьер
узкоспециального названия серии и помогут настроиться при чтении на нужную
волну. Если это получится, такой читатель будет вознагражден сполна.
Понимание многоуровневости нашей психики, наличие наряду с сознанием
бессознательного (в терминологии столь презираемых Эриксоном
психоаналитиков) или подсознания (по самому Эриксону) стало уже общим
местом для просвещенного читателя. И тем не менее, если отвлечься от
рассуждений специалистов о комплексах, архетипах или перинатальных
матрицах, то выяснится, что мы очень мало содержательного можем сказать о
том, что есть в каждом из нас, столь же близкое и заманчивое, сколь
недоступное. Эриксон же, запутывая сознание своими парадоксами, вводя
пациентов в гипнотический транс, занимая ум разгадыванием смысла своих
притч-историй - казалось бы, очень простых и в то же время всегда несущих в
себе непонятное - через все это открывает путь за пределы сознания и ведет
туда вслед за собой.

На этом непростом пути приходит постижение того, что сознание и подсознание
обладают разным опытом и информацией, подчас взаимоисключающими. "Я хочу
сказать "нет", а говорю "да ". Но ведь невозможно иметь одновременно два
разных мнения. Или у вас это получается?" - недоумевает пациентка. А
соавтор Эриксона Эрнест Росси комментирует: "Ее сознание хочет сказать
"нет", но что-то внутри протестует и говорит "да". Это сплошь и рядом
случается в повседневной жизни... Наше замешательство и возникший конфликт
говорят о том, что где-то глубоко в подсознании спонтанно возникли какие-то
новые представления о жизни ". Не раз и не два покажет Эриксон, как
подсознание воспринимает мир точнее и полнее. Надо только научиться его
понимать и доверять ему...

Весьма запутанно в подсознании понятие времени. Быть может, времени в нашем
обычном понимании там не существует вовсе? Во всяком случае в реальности
подсознания можно вернуться в прошлое, не только заново пережить его (в том
числе и то, память о чем полностью отсутствует в сознании), но и изменить
это прошлое - не реальный ход событий, но их восприятие и эмоциональное
отношение к ним, и это измененное прошлое по-новому определит настоящее и
будущее. Не меньше, чем со временем, запутаны отношения подсознания со
смыслом. Недаром Эриксон часто приводит пример о сотне значений английского
эквивалента слова "бежать". Сознание может уловить их не более чем по
одному за раз, расчленяя и анализируя; подсознанию, лавирующему в
причудливых поворотах ассоциаций, доступно много больше. И надо быть
Эриксоном, чтобы рассказать простенькую историю в семи фразах, из которых
добросовестный ученик извлечет потом 11 смыслов, и все они будут "работать"
на конкретную ситуацию, в которой была рассказана история. Но пока сознание
будет мучиться над разгадкой хоть одного из смыслов, подсознание воспримет
все 11 (а то и больше) сразу, и для этого совсем не обязательно быть
Эриксоном.

Таковы некоторые из проблем, над которыми может задуматься читатель.
Ограничивается ли ими и им подобными процесс знакомства с книгами Милтона
Эриксона? Или же, пока сознание размышляет, подсознание постигает
содержание книг своим путем, извлекая из них все новые и новые уроки?
Возможно ли это? Ведь перед нами всего лишь текст, лишенный интонаций и
мимики автора, вырванный из контекста ситуации, предназначенный совсем для
других людей и совсем для других целей. К тому же текст, изначально
произнесенный на другом языке, даже в самом лучшем переводе неизбежно
утрачивает нюансы смыслов и остроту каламбуров. И все же... Наверное, в
этом и состоит неуловимая притягательность книг Эриксона, что сила его
таланта (магии? чародейства?) вовлекает нас в путешествие по неведомым
лабиринтам самих себя, разматывая клубок наших личных ассоциаций и
непонятным для нас самих образом обогащает опыт нашего жизненного пути. И
уроки Милтона Эриксона наполняются новыми, нашими собственными, смыслами.
Краткое описание техники эриксоновского гипноза
Присоединение
Первый, и очень важный этап от которого зависит успех дальнейших действий
называется "присоединение". На самом деле это просто и известно всем.
Если на дружеской вечеринке все веселы и беззаботны мы в последствии
вспоминаем ее с удовольствием и говорим:"там была хорошая компания". Но
допустим в другой раз один человек был грустным и сбивал общее
настроение. Может быть вы и будете довольны проведенным временем, а вот
он точно будет расстроен тем, что другие веселились и не поняли его
проблем. Возможно, что такое бывало и с вами.
В первом случае можно сказать, что все присутствующие на вечеринке были
присоединены к общему настроению и испытывали взаимопонимание, во втором
случае один человек не присоединился к обществу и из-за этого между ним и
другими могло возникнуть непонимание.
Хотите ли вы быть понятым, когда говорите что-то другим будь то
переговоры, или реклама, или продажа товара, или общение с домочадцами.
Это кажется естественным, если человек говорит - он хочет быть понятым
или по крайней мере, чтобы его услышали. Однако в реальной жизни мы часто
игнорируем присоединение, как самый важный способ донести сказанное до
сознания другого.
Если человек расстроен, а мы ему с беззаботным видом говорим: "Да, ничего
страшного, переживешь ", он может подумать, что мы издеваемся над ним
или, что мы не понимаем его проблемы так, как она представляется ему
самому. Вероятно дальнейшего разговора не получится, кто захочет общаться
с человеком, неспособным понять другого. Все будет иначе, если вы
присоединитесь к своему собеседнику. У того возникнет чувство, что вы
понимаете его, ваш собеседник проникнется доверием к вам и, возможно,
скажет что-то такое, чего не сказал бы ни при каких других
обстоятельствах. Возможно и с вами случалось: вы встречались с человеком
он вам казался удивительным собеседником внимательным, понимающим,
мудрым. И только после разговора вы думали о том, какое же доверие он у
вас вызвал, что вы рассказали ему такое...
Итак, присоединение может быть физиологическим:
Присоединение при помощи позы тела. Другими словами вы садитесь или
становитесь точно также как ваш собеседник. Если он находится в так
называемой замкнутой позе вы принимаете такую же и начинаете разговор,
через некоторое время, 1-2 минуты, вы изменяете свою позу на какую-либо
другую, например, более открытую и если ваш собеседник изменит свою это
неопровержимое подтверждение, что вы присоединились и уже "ведете" его.
Присоединение и Ведение - это то, что в классическом гипнозе называется -
раппорт, то есть теперь вы можете проводить свое внушение, так как
внутреннее доверие и внимание собеседника уже завоевано вами. О способах
проведения внушения мы поговорим в свое время, а пока...
Второй способ присоединения. Присоединение при помощи дыхания - это более
сложный, но и более элегантный прием воздействия, причем его труднее
заметить и следовательно защититься. Если ваш собеседник взволнован и
дышит часто и поверхностно, первое, что нужно сделать - это успокоить его
с тем, чтобы у него возникла возможность слушать вас. Вы присоединяетесь
к его дыханию и через некоторое время делаете свое более глубоким и
медленным, таким каким бывает дыхание спокойного человека, если
присоединение произошло и вы измените дыхание собеседника вслед за этим
изменится и его состояние и это будет свидетельством, что гипнотический
раппорт установлен и вновь вы имеете возможность проводить необходимое
вам внушение. Одно замечание, иногда бывает трудно напрямую
присоединяться к дыханию другого, особенно, если собеседники разного
пола. Дело в том, что обычно у мужчин дыхание чаще брюшное, а у женщин -
грудное. Бывает, что у собеседника болезнь дыхательных органов - в этих
случаях присоединяться напрямую нежелательно. Используйте косвенное
присоединение, например в такт дыханию вы двигаете пальцем руки или
качаете ногой. Надеемся вы понимаете, что эти движения должны быть в поле
зрения собеседника и быть едва заметными, чтобы не отвлекать его.
Третий способ присоединения на уровне физиологии.
Присоединение к микродвижениям. Например, ваш собеседник время от времени
касается подбородка сделайте и вы тоже самое или обозначьте начало
похожего движения, повторите такие движения несколько раз вслед за
собеседником, а потом коснитесь своего лба. Вы уже знаете, что произойдет-
если ваш собеседник сделает движение рукой, все: раппорт установлен.
Можете проверить эту технику в разговоре с приятелем. Когда вы говорите с
ним на тему по которой у вас имеется полное согласие, коснитесь,
например, подбородка. Ставим 10 к 1, что приятель сделает похожее
движение. И напротив, когда вы с ним спорите, такого присоединения по
микродвижению не будет. Эту технику также можно использовать, чтобы
узнать согласен ли ваш собеседник с вами на самом деле или он просто
говорит, что согласен. Здесь есть разница, если вы понимаете, что мы
имели в виду.
Подведем итог о присоединении на физиологическом уровне.
Для того, чтобы присоединиться к собеседнику вы должны, как зеркало
отражать его позу, дыхание, микродвижения.
Теперь вы готовы узнать самый мощный способ присоединения -
психологический.
Его может заметить только искушенный и продвинутый специалист и мы хотим,
чтобы вы знали его. В первых приемах мы обратили ваше внимание на внешнее
поведение и использование физиологии с целью присоединения к внутреннему
состоянию человека. Но возможно и порой необходимо также непосредственное
присоединение к внутренним процессам, протекающим в психике другого. Вы
можете напрямую присоединиться к таким процессам, как мышление, принятие
решений, внутренняя программа определение правильности чего-либо и тому
подобное.
Милтон Эриксон установил, что существует строгая связь между движениями
глаз и способами мышления, которые использует человек в данный момент для
решения той или иной задачи. В приложении к кассете вы найдете схему
глазодвигательных движений. Давайте разберемся в ней, но сначала
определим следующее: человек мыслит при помощи внутренних образов.
Эти образы могут быть зрительными, слуховыми и кинестетическими иначе
телесными. Например, если вы прямо сейчас попробуете понять какого цвета
глаза вашего друга или подруги,.. то прежде, чем у вас будет готов ответ
вы создадите внутренний зрительный образ лица этого человека, без этого
вы не сможете получить ответ. Иногда бывает, что человек сам не осознает
образы при помощи которых принимает то или иное решение, но это не
значит, что образов нет, просто они находятся вне сознания.
То же самое касается слуховых и телесных образов. Для изучения нашей темы
не требуется более подробное знакомство с глазодвигательной теорией.
Достаточно того, что вы знаете:
1. во-первых, человек мыслит только при помощи внутренних образов
2. во-вторых, образ который используется в данный момент человеком
отражается в движениях его глаз,
3. и в-третьих мы можем это использовать.
Методы наведения гипнотического транса
Однако, сначала нам нужно разобраться: что такое транс и как он выглядит
с тем, чтобы понять когда он наступил.
Эриксоновский гипноз отличается от классического тем, что у нас нет
необходимости усыплять собеседника, укладывать его на кушетку и только
потом проводить внушение.
Одно из гениальных достижений Милтона Эриксона состоит в том, что он
определил: каждый человек время от времени впадает в непроизвольный
транс, каждый человек имеет такую же потребность в трансе, как и во сне.
Транс - Это особое состояние сознание при котором, сознание человека
сортирует мысли и впечатления, размышляет.
И наша задача состоит в том, чтобы использовать эту способность человека
погружаться в транс оставаясь, как бы бодрствующим.
Приведем примеры, многие из которых будут, без сомнения,знакомы вам,
потому, что и вы то же имеете такие трансовые состояния.
Воспоминания о прошлом. Когда человек глубоко погружается в свое прошлое,
то несмотря на открытые глаза он как бы отсутствует в настоящем. Это
состояние транса.
Рутинная, однообразная деятельность. Начните подписывать, к примеру штук
тридцать платежных поручений и через некоторое время вы поймаете себя на
том, что думаете совершенно о постороннем. Это - транс
Долгая поездка в транспорте, обращали вы внимание на лица людей, которые
едут без попутчика, молча, думая о чем то своем. Похожее состояние бывает
в очередях, если вы конечно не утруждаете себя пустой беседой о росте
цен.
Таких примеров множество, все невозможно перечислить, важнее знать
внешние признаки транса, по которым мы можем безошибочно его определить.
Признаки транса, запомните их хорошенько:
1. Расширение зрачков
2. Фиксация взгляда
3. Замедление мигательных движений
4. Замедление глотательных движений
5. Неподвижная поза
6. Мышцы расслабляются
7. Дыхание замедляется
8. Снижается реакция на внешние шумы
9. Запаздывают моторные реакции
10. Появляются спонтанные движения-такие как подрагивание рук, дрожание
век, вздрагивание.
Итак, вы присоединились.
Теперь речевые стратегии наведения транса.
Стратегия: скажите ДА
Эта стратегия известна вам по книгам того же Карнеги и его
последователей, но такое впечатление, что они сознательно приводили ее в
неверном варианте .В том виде, как они предлагают стратегия не работает,
можете попробовать если еще верите тому варианту. Мы же вам приведем
другой вариант стратегии "скажите да". Милтон Эриксон, кстати, считал ее
одним из самых надежных способов наведения транса.
Техника "полярная реакция".
Вам наверно известны люди, которые поступают всегда напротив, нежели им
предлагают. Они очень уязвимы с точки зрения внушения, ведь достаточно
верно построить фразу и они становятся ее рабами выполняя ее наоборот. К
примеру если вам надо, чтобы такой человек промолчал, скажите о нем,
глядя на другого или в сторону: "Ну сейчас скажет что-нибудь". После
такой фразы этот человек будет нем, как рыба и порой довольно долго,
особенно если вы время от времени будете повторять то движение головы
которое делали, когда говорили эту фразу в первый раз.
Техника "разрыв шаблона"
Эту технику нельзя отнести к чисто речевой стратегии, поскольку ее можно
использовать и без слов. Что такое шаблоны, которые мы собираемся
разрывать.
Шаблон - это привычная и отработанная до автоматизма последовательность
каких-либо действий, например:
11. рукопожатие, особенно для мужчин, когда вы видите поднимающуюся для
рукопожатия руку вы входите в стереотипное поведение, и протягиваете
свою, попробуйте удержать ее на месте и вы узнаете насколько шаблоны
сильны.
12. звонок вашего телефона вызывает соответствующий шаблон поведения,
13. звонок входной двери,
14. фраза "как дела" вызывет шаблонное "нормально"
Следующая техника наведения транса называется забалтывание.
Эту технику часто и порой неосознанно используют цыганки и торговые
агенты. Вы уже поняли, что мы имеем ввиду?
Техника: "двойное наведение транса - перегрузка"
Это тоже вариация техники забалтывания. Но она имеет свою важную
особеность, которая заключается в следущем. Забалтывают два человека, они
находятся с разных сторон от того кого нужно ввести в транс, говорят
одновременно, много, постоянно. При этом жестикулируя и касаясь бедняги.
Даже самый стойкий не может выдержать и пяти минут. Дело в том, что
происходит перегрузка по всем модальностям:
15. речь двоих людей перегружает аудиальную модальность
16. жесты и движения - зрительную модальность
17. касания - кинестетику
И, наконец, самая мощная техника наведения транса: Тройная спираль Милтона
Эриксона.
Как вы видите на иллюстрации спираль состоит из трех не связанных между
собой маленьких историй. И на практике это выглядит следующим образом:
Вы начинаете рассказывать первую историю, и в момент, когда подходите к
самому интересному без всякой связки переходите ко второй истории.
Рассказываете вторую историю опять до кульминационного момента и вновь
без связки переходите дальше.
Третья история должна содержать собственно текст внушения
предпочтительно, если он будет составлен при помощи техник манипуляции
сознанием, речь о которых еще впереди. Итак, вы произносите третью
историю, содержащую текст внушения и без перерыва возвращаетесь ко
второму рассказу, завершая его.
После этого заканчиваете первую историю, с того места, где прервали ее.
Манипуляция сознанием другого человека
Здесь также существуют несколько техник, начнем с самых простых.
Речевые техники.
18. Тр

Новинки рефератов ::

Реферат: Власть: властные отношения, субъекты и объекты власти (Политология)


Реферат: Билеты по техническому обслуживанию автомобилей (Транспорт)


Реферат: Коллективизация в Казахской ССР в 20-30-е годы и ее последствия (Политология)


Реферат: Основні механізми кривошипних машин (Транспорт)


Реферат: Визуальный HTML-редактор DreamWeaver. Разработка Web-дизайна (Программирование)


Реферат: Гипноз (Биология)


Реферат: Внешняя политика Николая I (История)


Реферат: Культурное общение в клубных объединениях (Психология)


Реферат: Экономико-статистический анализ уровня жизни населения России (Статистика)


Реферат: Выбор кабельной линии (Технология)


Реферат: Краткий рассказ о пульсарах (Астрономия)


Реферат: Відношення і схеми відношень (Программирование)


Реферат: Интеллигенция в России (Философия)


Реферат: Культура Византии. Крещение Руси. (Культурология)


Реферат: Статистические величины (Математика)


Реферат: Творчество Нестерова на уроках (Искусство и культура)


Реферат: Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса России (Налоги)


Реферат: Маркетингові комунікації (Менеджмент)


Реферат: Традиции и новаторство в культуре (Философия)


Реферат: Сахариды (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист