GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Сексуальная символика в культуре (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сексуальная символика в культуре (Искусство и культура)





Реферат по сексологии на тему
Сексуальная символика в культуре



Студентки 5 курса
ПП факультета
СП 2
Авакян А.Ю
.Сексуальная культура неразрывно связана с более общими
социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.

Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься
мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и
мужской стиль жизни являются преимущественно «Инструментальными», а женские
«экспрессивными». Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье
осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за
дисциплинирование детей тогда как более эмоциональная по своей природе
женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям
необходимое эмоциональное тепло .Радикальное изменение этой структуры по
Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась современная женщина в
общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает коренится прежде всего
во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка
дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего , в
профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в
семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию.
Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина
начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное
равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или
чтобы качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью
изгладилась».Теория «взаимодополнительности» мужских и женских ролей
подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки
(инструментальность мужских и экспрессивность женских ролей) широко
распространен в обществах разного типа

Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в
символике. Так, например, символизация мужского и женского начал в древних
мифологиях довольно близка к теории В.А. Геодокяна по которой мужской пол
воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.

Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как
взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически
соподчиненные. Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии
совмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии или
перемена пола играет важную роль во многих обрядах. Так у австралийцев
инициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в
женщину.

В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского
начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами.
Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит
в себе и мужское и женское начало, хотя в женщине больше представлено
«Инь»,а в мужчине «ЯН»; на разделение органов по этому принципу покоится
вся китайская медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского
и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений
исходил и К.Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого
индивида присутствуют два разных архетипа: «Душа» анима персонифицирующая
женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало. Только
сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.

Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными
космическими образами, претендующими на невременное и внепространственное
бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо
конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями.
Существует глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки
мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное культурное начало,
а женщина – как пассивное природная сила.

С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный
аспект социального поведения человека. Однако сексуальность обладает
известной автономией от прочих полоролевых свойств.

Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры
человечества. Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они
представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических
символов. Например, крест во многих культурно-исторических традициях
воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится
с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения и жизни
«Анх». Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женского
начал.

Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал
во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой
акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их
семиотический анализ показывает, что на ряду с культурно-специфическими в
них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и
языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие
символы имеют более емкий не только физиологический смысл.

Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную
космогоническую силу соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика
мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в
половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают
активность, субъектное начало, а также инструмент средство деятельности.
Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие
или какая-то ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и
древние архетипы мужского и женского начала вообще.

Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее
силу, могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному
половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен
внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в
мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу
смерти.

Изучение полового символизма убедительно показывает его
полисемантичность, причем сексуальные явления часто интерпретируются в
иносказательном, расширительном смысле. В древних шумерских текстах для
обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствие
соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором
мужские и женские гениталии совмещались. В этом не было ничего
эротического: гениталии как самый характерный признак пола становится
социальным знаком, элементом культуры.

Человечество наследовало от своих животных предков не только
фаллическую символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с
подчиненным, а маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в
отношениях между мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных
контактов.

Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание
связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать»
и «совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту
психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи
оральных и сексуальных ощущений.

Для изучения семантики полового символизма большой интерес
представляет инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем
многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.

1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих
производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.

2. Намек на то , что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет
ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.

3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских
ругательствах)

4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение ругаемого
в женскую сексуальную позицию.

Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-
иерархические отношения или притязания.

В итоге, можно сказать что вся культура была и есть пропитана
сексуальной символикой.



Литература

1. И.С. Кон Введение в сексологию





Реферат на тему: Семь чудес света

Египетские пирамиды.
В религии древних египтян решающее значение имели их представления о
загробной жизни. Это представления оказали большое влияние на развитие и
формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в
целом люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач
своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную
роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного
существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царство
бессмертия.
В потустороннем мире, заселённом умершими, может существовать лишь тот
(и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для
загробного существования. Под этим подразумевалось решительно всё, чем
покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой
необходимости. Но, прежде всего, нужно было сохранить невредимым тело,
обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии
полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно
передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и
постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна
была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного
врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.
Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось
посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара
гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали
хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь.
Всего пирамид насчитывается около семидесяти, а может, и около
восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед
Закария Гонейм открыл ещё одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в
двадцати километрах от Каира.
Филон среди чудес света называл «пирамиды у Мемфиса», большинство
авторов – пирамиды «вообще», некоторые – три пирамиды в Гизэ, а самые
придирчивые считают чудом света только Большую пирамиду Хеопса.
Самая древняя пирамида- пирамида фараона Джосера – была воздвигнута
около пяти тысяч лет назад. Её строитель Имхотеп был архитектором, врачом,
астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков
считался величайшим мудрецом древности, о нём складывали легенды, его труды
и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали
магом и волшебником, а в позднее время он был обожествлён, в его честь
сооружали храмы и воздвигали статуи.
Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды
Джосера находиться на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид
на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку(545(278 метров). Его
окружала стена из белого известняка высотой в 10 метров. Стена была усилена
башнями и разделена плоскими выступами, в ней было 14 ворот, настоящими
были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось,
что все они открыты.
Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота её – 60 метров,
она имеет основание со сторонами 118( 140 метров. Строительные работы на
отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого
размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого
известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28
метров. Её стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта
и коридоры со множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещались
погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были
выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в
верхней части стены и на потолке. Археологами были обнаружены три
барельефных изображения фараона Джосера: он изображён во время религиозных
обрядов. Под землёй у восточной стороны пирамиды, были заготовлены 11 узких
погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили
членов царской семьи, главным образом детей.
Пирамида Джосера была ступенчатой, имела форму лестницы, по которой
фараоны якобы восходили на небо. Значение комплекса пирамиды Джосера
состоит главным образом в том, что это первая в Египте монументальная
каменная постройка. Имхотеп изготовил из камня те элементы и части зданий,
которые до него делались из кирпича и других материалов. Самые знаменитые -
три большие пирамиды Гизэ: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина
(Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в 28-м веке до
н. э.
На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о
строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь
египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться
доставкой к берегу Нила блоков из каменеломень в аравийских горах. Другие
занимались их дальнейшей транспортировкой к подножью ливийских гор.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три
месяца. За 10 лет напряжённого труда была построена дорога, по которой
блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было
не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была
выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились
строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных
сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры
фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось ещё 20 лет.
Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за
наступления песков её высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на её
вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался
английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного
основания пирамиды составляет 233 метра, площадь её более 50 000 квадратных
метров.
Пирамида состоит и0з 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко
отшлифованными сторонами. По подсчётам Наполеона, каменных блоков от трёх
пирамид в Гизэ хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3
метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а
самый тяжёлый – 15 тонн, общий вес пирамиды – 5,7 тонн.
Исследователи, пытавшиеся выяснить, каким образом древние строители
смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение (да не просто воздвигнуть,
придать ему геометрически правильную форму), просто становилось в тупик.
Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ,
живший в бронзовом веке, и в создании этих колоссальных сооружений
принимали участие… инопланетяне.
Пирамиды были построены при помощи мускульной силы. На правом берегу
Нила, в каменоломнях вблизи Мемфиса, тысячи людей были заняты добычей
тонкозернистого известняка. В скале сначала обозначали границы будущего
блока, затем по ним выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали
клинья из сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало,
увеличивалось в объеме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит
отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали
инструментами из камня, меди и дерева. Она приобретала форму стандартного
куба. Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила.
Чтобы поднять блок, египтяне строили из камня и кирпича наклонную
насыпь под углом подъема 15(. По мере сооружения пирамиды насыпь удлиняли.
По этим насыпям каменные блоки тащили на деревянных санях, а чтобы
уменьшить силу трения, трассу постоянно поливали водой. Затем с помощью
деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в
основном заканчивалось, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность
пирамиды закрывали облицованными блоками.
Качество работы этих строителей, живших сорок семь столетий назад, было
таково, что несовпадения горизонтальных и вертикальных линий пирамиды не
превышают ширину большого пальца. Камни настолько плотно пригонялись один к
другому, что между ними нельзя просунуть даже иголку.
Во многих пирамидах устраивали запутанные лабиринты, слепые камеры и
ловушки, которые должны были помешать грабителям добраться до мумий и
могильных драгоценностей. Но это не помогло. К тому времени, когда учёные
всерьёз занялись изучением пирамид, они были уже почти пусты.
Большую пирамиду Хеопса нередко называли Библией в камне. На рассвете,
когда её вершина ещё тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой,
в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато-чёрной, а
при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.
Пирамида Хеопса, может быть, самое грандиозное сооружение на земле.
Даже во времена наибольшей славы и величия любого из европейских монархов у
него не было такого дворца, который сравнился бы размером с гробницей этого
фараона. Меньше её и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, и даже Эскориал в Испании.
Сады Семирамиды.

Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены
около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона.
Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада,
столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради
тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей
родные персидские горы.
Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские
стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых,
возможно, возвышалась над землёй на 40 метров. Навуходоносор распорядился
посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей
империи на телегах, запряжённых волами, и речных ладьях. Успех садоводов,
должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась
вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки
вёдер, прикреплённых к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно
быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда
оставалась влажной.

Храм Артемиды.

Крез был последним царём Лидии, древней области в Малой Азии, входящей
в территорию современной Турции. Он славился своим огромным богатством и в
560 году до н.э. построил в Эфесе величественный храм. Сам город был
основан за 1000 лет до этого. По легенде его основательницами были
амазонки.

Крез решил построить храм в честь богини луны, покровительницы животных
и молодых девушек. Греки звали её Артемидой, а римляне - Дианой. Храм был
построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих
горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн.
Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых
они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего
их скрепляли металлическими штырями. Когда здание покрыла крыша, художники
придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре
храма стояла статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов классики,
намного превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах.
Платформа, на которой он стоял достигала 131 метра в длину и 79 метров в
ширину.

Двести лет спустя, в 356 году до н.э., храм был сожжён дотла. Поджёг
его человек по имени Геростат, который просто хотел прославиться. По
странному совпадению, храм был уничтожен в тот день, когда родился
Александр Великий. Спустя годы, Александр посетил Эфес и приказал
восстановить храм на прежнем месте.
Храм Александра просуществовал до III века н.э. Постепенно бухту в
Эфесе заносило илом, и город терял своё значение. Храм был разграблен
готами, а позднее затоплялся наводнениями. Сегодня от храма в Эфесе
сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.

Зевс олимпийский.

Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-
Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили
там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные
соревнования. Первые Олимпийские игры, как их стали называть, были
проведены, вероятно, в 776 году до н.э. После этого игры проводились раз в
четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели большое значение; на время
игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться
до места.
В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса.
Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было
сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В
течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было
достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В
качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи
богини Афины. В Олимпии Фидий и его подручные создали прежде всего
деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После
этого они покрыли каркас пластинами из слоновой кости, представлявшими кожу
бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки,
так что завершённая статуя смотрелась как монолитная фигура.
Зевс восседал на троне, инкрустированным чёрным деревом и драгоценными
камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась
потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снёс бы
крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись
на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э.
статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.

Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую в
Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась
взрывом смеха, и рабочие разбежались. Затем, в 391 г. н.э., после принятия
христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы.
Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.
э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. В Олимпийской
области в IV веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены
наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии
просуществовать более 1000 лет.

Мавзолей в Галикарнасе

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по
353 гг. до н. э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием
Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего
отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.
Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше
могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это
должна была быть необычайная гробница. Мавсол мечтал о величественном
памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя
долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над
гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного
завершения, примерно в 350 г. до н. э. Гробница была названа Мавзолеем, по
имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную
гробницу.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся
в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над
массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее
греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания
находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над
землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней,
вероятно, стояли статуи царя и царицы.
Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания.
В 1489 г. христианские рыцари – иоанниты стали использовать его обломки для
замка, который они возводили неподалёку. Они сложили часть крепостных стен
из блоков зелёного камня, характерных для основной части Мавзолея. Через
несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они
оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародёрами,
которых привлекли золото и драгоценности.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к
раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы,
которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи,
изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки
были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели
новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка
камней.



Колосс на острове Родос.


Древнегреческий автор Филон написал так об этом острове: «Остров Родос
лежит в бескрайнем море. В давние времена, когда он был ещё погружён на
дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и
стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий
бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям.
Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и
пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал
родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую
высотой от земли до неба? ».

Античные авторы приводят разные сведения о высоте этой статуи:
наименьшая её высота- 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота
статуи равнялась 35-40 метрам. А один из неизвестных авторов начала нашей
эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы, гавани
и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним. Плиния Старшего
поразило то, что лишь немногие люди могли охватить руками большой палец
статуи.
Современных людей размеры Колосса не удивляют. Что такое 35 метров? Но
для древнего мира металлическая статуя подобной высоты была действительно
чудом света.
Возможно, и впрямь Колосс Родосский был слишком тяжёл для земли: она
держала его всего чуть более полувека, а потом он упал. Но «и лежачий, -
пишет Плиний, - он всё ещё был чудом».
От античного города Родос осталось очень мало: остатки храмов и
общественных зданий, театра, стадиона, главной площади. Но в тени его славы
на его руинах вырос новый город.
Родос – это огромная средневековая рыцарская крепость, окружённая
могучими крепостными стенами, выстланная разноцветным ковром из крыш
византийских дворцов и сверкающих куполов мечетей с их филигранными
минаретами. У подножия стометровых растрескавшихся скал, выступающих прямо
из морских глубин, тянуться два пояса гранитных стен. На них стройные ряды
безголовых великанов с раскинутыми руками - ветряные мельницы...
Во время упадка таких выдающихся центров греческой культуры, как Афины и
Эфес, Родос стал средоточием лучших достижений искусства и науки. ОН имел
своих философов (Клеобул Линдский, Аристипп, Иероним Родосский), своих
поэтов (Аполлоний Родосский), были на Родосе и свои ораторы, учёные,
писатели, художники, скульпторы.
В третьем веке до н. э. На остров напал македонский царь Деметрий
Полиоркет. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные
осадные машины. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную осадную башню,
обитую железом, с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками
для десанта. Это была галеополида, которая приводилась в движение 3400
воинами. Она была тоже своего рода чудом света и вместо разрушения принесла
городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы,
прибывшие в город, купили у родосцев гелеополиду «как металлолом за 300
талантов». Это были баснословные деньги, на них и возвели статую Гелиоса –
покровителя Родоса.
Великолепную статую родосцы поручили создать скульптору Харесу,
ученику прославленного Лиссипа. Ему заказали статую таких размеров, «чтобы
она превосходила все остальные».
Предложение поставить Колосс не встретило в родосском народном
собрании единодушия. Некоторые утверждали, что такая огромная и дорогая
статуя ни к чему; другие – что Гелиос будет оскорблён, «когда напротив
солнца взойдёт новое солнце», и т.д. Были и пророчества, что такая большая
статуя наверняка рухнет, и её падение будет одновременно и падением Родоса.

Легенда и правда об этой статуе так слились, что лишь с трудом можно
отобрать достоверные факты. Статую описали многие античные авторы, хотя ни
один из них не видел её стоящей.
Голландец Мартин ван Хеемскерк(16 век) изобразил его медно-красным
гигантом высотой в 35-40 метров, который держит над головой чашу с
раскалённым углем и стоит, широко расставив ноги, у входа в порт (ширина
входа 300 метров).
А вот другое описание Колосса… Это статуя в 45 метров, которая стоит на
пьедестале посреди города Родос, на холме, г8де позже была поставлена
часовня Иоанна Родосского.
Есть якобы ещё свидетельства, что император Нерон повелел перенести
статую с одного места на другое, убрать голову Колосса и взамен укрепить
его собственную, отлитую в бронзе. И что после него это повторил император
Коммод! Но факт этот не доказан. Родос и в самом деле был близок Нерону,
там он провёл свою молодость, там начал свою карьеру.
Но в 19 веке выяснилось, что все авторы имели в виду совсем другой
колосс, почти 30 метров высотой, который изваял скульптор Зенодор, придав
ему сходство с Нероном. Скульптура, отлитая из бронзы и позолоченная,
стояла вблизи римского Колизея. После смерти Нерона её объявили статуей
бога Гелиоса.
Согласно Филону, описание которого считается наиболее достоверным,
Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого
блестящего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни
такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой
руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днём и ночью он служил
маяком. Однако есть и такое описание статуи: Могучие ноги юноши были чуть
расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он
держит ниспадающее до земли покрывало. Слегка склонившись назад, юноша
всматривается вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны
лучей. Филон предполагает, что для сооружения статуи таких размеров, Харес
призвал помощников, Что Колосс не был «творением одного человека».
Сначала Харес «отлил и поставил ноги Колосса». Потом постепенно
отливал остальные части тела, «соединяя их с теми, которые уже стояли».
Статуя росла, и он «обкладывал её вокруг массой глины и песка, закрывая
таким образом законченную часть статуи, а потом засыпал ещё и камнями,
чтобы всё держалось вместе». Технически это было бы возможно, хотя и
достаточно сложно. Если к тому же учесть, что бронза плавится при 900(С,
медь при 1088(С, а железо от 1100 до 1200(С, можно представить, как было
трудно поднимать на такую высоту расплавленный металл.
Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных
столбов, которые выполняли роль опор. На уровне плеч и в поясе столбы
соединялись железными поперечными балками.
Статуя сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым
венком и разобрали насыпь вокруг неё, поражённые родосцы увидели
великолепное произведение искусства.
Статуя простояла более 50 лет (некоторые исследователи называют более
точную цифру – 66 лет), вплоть до землетрясения 225 года до н. э. Самым
уязвимым местом оказались колени – выше колен статуя согнулась таким
образом, что голова и плечи её упёрлись в землю. Родосцы и их соседи
пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных
мастеров и несколько сот талантов меди. Правда, Страбон, который посетил
Родос в начале нашей эры, и сведения которого всегда считались
достоверными, писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы его уже
больше не поставили».
Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. Последнее
свидетельство о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавиа, будущий
халиф Дамаска, завоевал остров Родос и якобы продал Обломки Колосса «какому-
то еврею из Эдесса». Об этом свидетельствует Зонар, византийский историк 12
века.
В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из
проектов Колосс Родосский отлит из алюминия, а в полой голове его
предполагается устроить бар для туристов.

Фаросский маяк.
Александр Македонский, завоёвывая мир, заложил немало городов. Он основал
Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую,
Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану
(нынешний Герат) и много других, а в 332 году до н. э. и Александрию
Египетскую.
Нынешняя Александрия насчитывает более двух миллионов жителей, она
протянулась на 25 километров по песчаной косе, которая когда-то перерезала
морской залив, образуя большое солёное озеро. Но у современной Александрии
совсем другие очертания. На северо-западе, где ныне расположен вытянутый
полуостров с густо заселённым арабским кварталом и великолепной мечетью
Абу-аль-Аббаса, в древние времена было море, точнее, две морские пристани –
Большая пристань и пристань Счастливого возвращения. Со стороны моря их
прикрывал скалистый остров Фарос, служивший естественным молом.
Во времена первых Птолемеев и был построен на острове Фарос маяк, по
свидетельству древних и средневековых авторов, он был выше самой высокой
пирамиды. Но в то время, когда его посетил Страбон, маяк уже не очень
отличался от других сооружений. Он был наполовину разрушен. Его самая
высокая часть рухнула, и её обломки лежали около башни, которую покрыли
временной деревянной крышей, «и жило в ней несколько стражей».
Строительство маяков началось в глубокой древности и связано это с
развитием мореплавания. Сначала это были просто костры, расположенные на
высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Александрийский
светящийся маяк был сооружён в 283 году до н. э., строительство этого
гигантского сооружения длилось всего пять лет.
Маяк имел от основания до вершины высоту 180 метров. Такой подсчёт
сделали на основании свидетельств историка Иосифа Флавия. По другим
описаниям, его высота была 120 метров, Ибн аль Сайха (11 век) называет
цифру 130-140 метров. По мнению современных специалистов, с чисто
практической точки зрения такая высота была излишней, даже если принимать
во внимание, что древние маяки должны быть выше ввиду слабости их огня.
Величайший европейский маяк в устье Гаронны у Бордо имеет высоту 59 метров
над уровнем моря. Построили его римляне, взяв за образец маяк на острове
Фарос. В первоначальном виде он сохранялся до 16 века, потом его
перестроили. Маяк на мысе Гаттерас имеет высоту 58 метров, маяк на
коралловых рифах у Флориды – 48 метров. Ни один из современных маяков не
достигает высоты Александрийского.
Птолемеи построили этот фантастический небоскрёб на скале не только для
практических целей. Прежде всего маяк был символом могущества их империи,
символом богатства и величия, подобно свету во тьме.
Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180 – 190
метров (другие источники приводят другие цифры). На этом основании стоял
большой дворец с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась
массивная четырёхугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно
сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла ещё одна, более узкая,
но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой
площадке по кругу стояли колонны, поддерживавшие конусообразную башню,
которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше зажигали огонь,
отблеск которого при помощи сложной системы зеркал был виден за 100 миль.
Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались
пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка
въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для
маяка.
Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система
отражателей использовалась и для обзора морских пространств, позволяя
обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.
Это сооружение, так же как пирамиды, возникло из пота и труда рабов,
и во времена его строительства также свистели бичи надсмотрщиков. Но были у
него и два принципиальных отличия. Во- первых, маяк на острове Фарс
приносил «общественную пользу». Во-вторых, в те времена, когда создавалось
это последнее чудо света античного мира, техника достигла немалых высот.
Уже были известны винт и полиспаст Архимеда, подъёмные приспособления,
различные строительные инструменты.
Основными строительными материалами для маяка были известняк
мрамор, гранит. Строительством руководил известный греческий архитектор
Сострат Книдский. По окончании работ Сострат высек на камне сооружения
надпись: «Сын Дексифана Сострат – богам - хранителям, на благо плавающим».
Эту надпись Сострат покрыл цементом и сверху обозначил имя Птолемея Сотера,
правившего в то время. Вскоре цемент осыпался, и все увидели первую
надпись. Посидипп, современник Сострата, воспел его в стихах, которые
пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.
А имя это было широко известно в античном мире. Современные учёные
установили, что сооружений, подобных «висячим садам» Семирамиды, было
несколько, и одно из них - «висячая променада» на острове Книд.
Архитектором и инженером её был Сострат. Ему приписывают и ещё одно
инженерное сооружение: во время боёв за Мемфис он якобы отвёл воды Нила,
чтобы захватить город.
Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться
средиземноморским «кибернетос», так называли кормчих древние греки. Маяк
страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров
Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время
землетрясения в 4 веке. Во времена арабского господства в середине 7 века
он служил лишь дневным маяком. Во времена первых султанов – мамлюков
(середина 13 века) материк настолько приблизился к острову, что пристани
занесло песком, и он уже не нужен был и как дневной маяк. В самом начале 14
века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую
крепость.
В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный
итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у крепости султана,
н6ашёл две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую
богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. В 1980
году группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка.
Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины дворца легендарной царицы
Клеопатры…







Новинки рефератов ::

Реферат: Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение (История)


Реферат: Московская битва (История)


Реферат: Трагедия и теория Раскольникова (Литература : русская)


Реферат: Бородинское сражение (История)


Реферат: Лабораторная работа по ВМС и ТКС (Менеджмент)


Реферат: 14 Упражнений (Спорт)


Реферат: Православие и культура. Особенности вероучения и культа. (Культурология)


Реферат: Методы планирования персонала и виды планов по персоналу (Управление)


Реферат: Взгляды на управление Ордин-Нащекина (Исторические личности)


Реферат: Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом? (Политология)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дневник производственно-технологической практики на фермерском хозяйстве "Золотое руно" (Сельское хозяйство)


Реферат: Оптимизация производственно-отраслевой структуры колхоза «Урал» Кудымкарского района (Сельское хозяйство)


Реферат: Значення творчості Т. Г. Шевченка (Значение творчества Тараса Григорьевича Шевченко) (Литература)


Реферат: Дипломатия России Петровских времен (История)


Реферат: Бородин (Музыка)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Cовершенствование организации перевозок контейнеров (Транспорт)


Реферат: Блистательный Наполеон (История)


Реферат: Лекции по статистике промышленности (Статистика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист