GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Этруски. Сивилла. Карфаген (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Этруски. Сивилла. Карфаген (Культурология)



ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН
Италия, 650—204 гг. до н.э.
Культуры - не обособленные острова, а гребни на великих волнах истории.
С. Франк
Уже давно было замечено, что ранний Рим по своим устоям напоминал Спарту с
ее изоляцией и закрытым режимом. Но было и различие между ними. Как ни
стремилось римское общество хранить себя от всего инородного, оно не
застыло в абсолютной замкнутости. «Охранительную» тенденцию постепенно
стала уравновешивать открытость к влияниям, которые насыщали латинство все
новыми и новыми элементами. В древности важнейшим среди этих элементов был
этрусский.
Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. а
римляне—этрусками. Они-то и стали первыми учителями жителей Лациума.
Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти
наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация
задолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы
расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч
сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалось
даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы
их первоначальной родины.
Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но откуда они
пришли, никто не знал. Некоторые античные писатели полагали, что
этруски—выходцы из Малой Азии, и сейчас эта гипотеза считается наиболее
вероятной (1) .
Этруски далеко обогнали сельскую культуру Лациума. Их богатые торговые и
промышленные города славились своими зодчими, ювелирами и гончарами, не
уступавшими греческим. Начиная с VI века из Этрурии стали приглашать
мастеров, которые и воздвигли на Палатине первые храмы и статуи. Даже
капитолийская волчица—эта эмблема «Вечного Города»—была отлита расенским
скульптором.
Вообще в сфере искусства Рим чаще всего оставался лишь подражателем. Не
храмы, а акведуки и фортификации воплотили его собственный стиль. Рим
создавал в основном технические сооружения, предпочитая все остальное
заимствовать у соседей.
С течением времени влияние этрусков простерлось так далеко, что некоторые
из них добились римского трона. Это, правда, не значило, что Рим покорился
Этрурии в политическом отношении. Она не могла создать единой и сильной
державы. Но то, что в Лациуме правили Тарквинии, цари этрусского
происхождения, показывает, насколько глубоко латинский мир был вовлечен в
орбиту расенов.
Что же из этрусской религии проникло в римскую?
Установить это трудно хотя бы потому, что о мировоззрении этрусков вообще
мало известно. Подобно всем язычникам, они чтили множество богов, главой
которых был Тин, или Тиния. Находясь в тесных отношениях с греками, этруски
переняли от них и культ Олимпийцев. Несомненно, в Этрурии сложились свои
мифы, однако ни один из них не дошел до наших дней. О богах расенов мы
знаем только по статуям, в которых лаконизм эллинской архаики сплавлен с
декоративной пышностью Востока. Можно полагать, что лишь некоторые, и
притом второстепенные, фигуры этрусского пантеона вошли в систему верований
Рима.
Какая-то роль отводилась в расенской мифологии собаке или волку; многие
народы связывали их с хтоническим и погребальным культами. Не исключено,
что и легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема, была занесена в Лациум
из Азии через этрусков (2) .
Фрески и мозаики в гробницах рассказывают также о подземных духах и
демонах, об отвратительных чудищах, населявших этрусскую преисподнюю.
Расены боялись призраков и считали, что души покойников, испытывая
томление, покидают могилы, чтобы причинять вред живым. По-видимому,
представление римлян о призраках-ларвах коренилось в этрусских поверьях. Но
в воззрениях расенов на посмертие было и немало светлых мотивов.
В наиболее ранних из их склепов часто находят изображения пирующих людей.
По аналогии с Египтом историки заключили, что это умершие, которые обрели
вечную радость в загробном мире. Алтари, посвященные героям,
свидетельствуют об их обожествлении. У римлян нашла живой отклик именно эта
сторона этрусского взгляда на бессмертие. В противоположность грекам они не
связывали смерть с ужасами Аида. Считалось, что после гибели тела и его
двойника, «гения», душа входит в семью подземных богов— манов, и с этого
времени ей надлежит воздавать благоговейное почитание (3) . Полагают, что в
данном случае этрусские идеи переплелись с латинским культом предков.
Перед алтарями манов обычно клали хлеб, соль, зелень и цветы. У Овидия мы
читаем:
Есть и могилам почет, ублажайте родителей души, скромною данью любви чтите
холодный их прах.

Скромны желания манов, милей им роскошных даяний ласка, нежадных богов мрак
преисподней таит (4) .
Уверенность в том, что боги могут открывать будущее, побуждала римлян
относиться с величайшей серьезностью к «технике» предсказания. Этруски
слыли в этом непревзойденными мастерами: их часто приглашали, чтобы узнать
волю богов. Расены-кудесники пользовались авторитетом по всей Италии.
Вплоть до эпохи императоров в Риме существовали книги с изложением
disciplina Etrusca, «учения этрусков». Цицерон сообщает, что в них
трактовалось о трех предметах: ритуалах, молниях и искусстве прорицания.
Особенно сложными считались гаруспиции— способы гадания по печени
жертвенных животных. На Востоке их знали уже давно; некоторые ученые даже
сам термин «гаруспиции» производят от ассирийского слова гар, печень.
Страбон, географ из Понта, перечисляет много других обычаев и обрядов,
которые Рим унаследовал от этрусков. Но ни один из них не выходит за рамки
первобытных церемоний. Следовательно, контакт с Этрурией не мог по-
настоящему обогатить религию римлян. В самой сути довольно бесцветного
культа латинян коренных перемен не произошло; магизм одного типа наложился
на другой, лишь обременив его новым грузом суеверий.
Disciplina Etrusca усилила страх нарушить культовый устав. А сам этот
устав, усложненный другими иноземными влияниями, стал практически трудно
исполнимым. В результате у народа постоянно росло сознание вины, навязчивое
чувство сакральной скверны.
«Самый пустой обыкновенный случай, писал позднее Цицерон,—если он только
кажется нам предзнаменованием,—все и вся служит для того, чтобы пугать нас,
и не дает нам ни одной минуты покоя. Казалось бы, что сон должен служить
нам некоторого рода убежищем, когда мы можем отдыхать от горя и забот;
однако именно во время сна всего более владеют нами беспокойство и ужасы»
(5) . Римлян стала преследовать мысль о необходимости добиваться
восстановления нарушенного мира с богами. Потребность в этом нашла
выражение в римском празднике Сатурналий, который тоже пришел из Этрурии.
Осенние торжества в честь бога Сатурна выросли из древнейших
земледельческих обрядов. Впоследствии римляне считали,

что буйное веселие Сатурналий есть отзвук забытых времен «золотого века»,
когда люди и боги жили в согласии, когда не было ни рабов, ни господ (6) .
Танцы, разгул, нарушение всех правил были законом праздника. Его участников
наполняло ликующее чувство свободы, и свинцовая тяжесть вины оставляла их
хотя бы на время...
Некоторые свои очистительные обряды Рим заимствовал у греков. Юг Италии был
к VI веку до н.э. уже густо заселен эллинскими колонистами. В их полисах
расцветало искусство и велся оживленный обмен идеями; там проповедовали
Пифагор и Ксенофан, там создали свою школу философы-элеаты (См. т. IV, гл.
VII—VIII). С этим новым для него миром «Великой Греции» Рим вошел в
соприкосновение через портовый город Кумы.
Куманцы часто враждовали со своими конкурентами— этрусками. А когда в Риме
начали тяготиться засильем расенов, греки превратились в естественных
союзников римлян. Благодаря этому жители Лациума прониклись симпатией к
главному божеству Кум— Аполлону. Он стал первым Олимпийцем, покорившим
римлян. Одна из причин его популярности заключалась в том, что Аполлон
издавна считался богом, дарующим очищение от скверны. К тому же
«сребролукий» бог был патроном древних троянцев, от которых вели свой род
основатели Рима.
Однако и цари не желали выпускать инициативы из рук. Они боялись, что в
противном случае культ Аполлона превратится в знамя недовольных. Поэтому
Тарквиний I (615-578) сам объявил себя поклонником Аполлона. При нем в Риме
появились священные книги, якобы доставленные царю Сивиллой, жрицей
эллинского бога.
Самое раннее упоминание об этой таинственной прорицательнице сохранилось у
Гераклита (7) . Предание знает несколько Сивилл, к которым причисляет и
дельфийскую Сивиллу—Пифию. Но настоящим отечеством их была Малая Азия,
откуда пришла религия Аполлона и где издавна процветали оргиастические
культы.
Вергилий изображает экстаз Сивиллы как вакхическое неистовство:
«Время Судьбу вопрошать! Вот бог! Вот бог!» - восклицала

Так перед дверью она и в лице изменялась, бледнея,

Волосы будто бы вихрь разметал, и грудь задышала

Чаще, и в сердце вошло исступленье, выше, казалось,

Стала она, и голос не так зазвенел, как у смертных,

Только лишь бог на нее дохнул, приближаясь. (8)
Согласно легенде, одна из пророчиц, жившая в Эритрее, получила от Аполлона
бессмертие при условии, что никогда не увидит родной земли. После этого
Сивилла обосновалась в Кумах, где ее окружили заботой и уважением, а ее
предсказаниям внимали как гласу самого Аполлона. С годами Сивилла
почувствовала, насколько тягостна для нее вечная жизнь. Куманцы сжалились
над вещуньей и привезли ей горсть эритрейской земли. Взглянув на нее,
Сивилла упала навзничь и испустила дух. Она обрела наконец желанный покой,
и только голос ее продолжал звучать в куманских пещерах, куда приходили
слушать его окрестные жители.
Незадолго до смерти Сивилла, как говорят, посетила Рим. Об этом есть
старинный рассказ у писателя Авла Геллия (9) . По его словам, к царю
Тарквинию I пришла неизвестная старая женщина и предложила купить у нее
десять свитков с пророчествами. Цена, которую она потребовала, показалась
этруску слишком высокой. Тогда женщина бросила в жаровню три свитка и
продолжала настаивать на той же сумме. Тарквиний решил, что старуха сошла с
ума, но, когда осталось всего три манускрипта, он одумался и приобрел их.
Так попали в Рим Сивиллины книги.
Вряд ли возможно отличить правду от вымысла в этой легенде; достоверно
только, что с тех пор писания Сивиллы стали играть важную роль в жизни
римлян. Их бережно хранили, называли их «книгами судеб» и обращались к ним
в годы войн и смут (10) . Часть этих рукописей погибла при пожаре
Капитолия, часть была уничтожена Августом. (Те произведения, которые
сохранились под названием «Сивиллиных», написаны позже иудейскими и
христианскими авторами.)
Предположение, что их написали в Риме, маловероятно. Скорее, происхождение
их греческое или малоазийское. Не исключено, что ядро их действительно
составили прорицания древних жриц.
Вместе с Сивиллиными книгами в устойчивый италийский мир проникла первая
апокалиптическая струя, правда пока еще очень слабая. Поклонники Аполлона
верили, что когда-нибудь наступит время новой борьбы богов и из этой
космической битвы Аполлон выйдет победителем. Из намеков античных писателей
можно заключить, что Сивилла предрекала конец очередного периода в десять
веков и наступление новой эры. Эго деление восходило к старым восточным
религиям и, как мы знаем, отразилось в Книге Еноха.
В разные эпохи люди будут искать в Сивиллиных книгах ответ на вопрос о
будущем. Иудеи станут утверждать, что пророчица говорит о конце многобожия,
а христиане—что она возвещает приход Избавителя. Именно поэтому
Микеланджело поместил четырех Сивилл на плафоне Сикстинской капеллы рядом с
библейскими провидцами.
Впрочем, эсхатология Сивиллы по-настоящему взволнует Рим лишь века спустя.
Для раннего же периода «книги судеб» означали прежде всего появление в
Лациуме чужеземной религии.
Аполлон был первенцем из novensides, новых богов, которым предстояло
завоевать Рим.
Цари-этруски, притязая на самодержавную власть, старались укрепить и
национальную религию римлян. На Капитолии начал строиться храм Юпитера,
получившего титул «всеблагого и высочайшего». Тарквинии хотели превратить
капитолийских богов в покровителей их монархии. Но замысел этот был
опрокинут сопротивлением патрициев.
Еще не завершилось сооружение «царского» храма, как римская знать поднялась
против Тарквиния и изгнала его из города. В 609 году потерпели поражение
войска этрусков, пытавшихся вернуть царю его трон, и в Риме была
провозглашена республика. В установленные дни на площадь собирались все
полноправные граждане, носившие оружие. По их воле власть на год вручалась
двум консулам. Постоянным правительством стал, патрицианский сенат.
Население civitas'a начало с этого времени быстро расти, и в один
прекрасный день основатели республики—патриции— оказались в меньшинстве.
Естественно, что пришлый люд— плебеи—потребовали себе равных прав в жизни
города.
Это была бескровная революция: во время войны Рима с соседями плебеи
несколько раз объявляли бойкот и грозили навсегда покинуть город. В конце
концов сенат вынужден был признать их законными членами римского народа. На
общих собраниях интересы плебса отныне должны были защищать «народные
трибуны».
Уравнение плебеев и патрициев перед лицом закона сказалось и на религии.
Известно, что прежде у тех и других были и разные обычаи, и разные боги
(11) . Теперь культы и земледельческие праздники плебса распространились
повсюду и плебеев стали допускать в жреческие коллегии.
Плебейская триада богов—Церера, Либер и Либера— заняла свое место рядом с
капитолийской: Юпитером, Марсом и Квирином. Это был еще один шаг на пути к
эллинизации культа, поскольку многие плебеи происходили из греков, а их три
главных божества были Деметрой, Дионисом и Корой, только получившими новые
имена.
Внутренняя стабилизация Рима, которой содействовало примирение сословий,
сделала его сплоченнее и сильнее. Даже у иудеев, которые редко восхищались
языческими державами, мы находим высокую оценку республиканского строя
римлян. Иуда Маккавей, заключая с ними союз, исходил именно из этой оценки.
Его биограф особенно подчеркивает «благоразумие и твердость» римлян. Ему
кажется прекрасным, что «никто из них не возлагал на себя венца и не
облекался в порфиру, чтобы величаться ею», что «каждый год одному человеку
вверяют они начальство над собою и господство над всей их землей, и все
слушают одного, и не бывает ни зависти, ни ревности между ними» (12) .

Конечно, жизнь и государственный строй в Риме не были столь идеальными.
Нравственная строгость и порядок покупались ценой жесткого режима, в
котором было тесно творчеству и таланту. Роль священной автократии заменял
диктат гражданской дисциплины.
Энергия нации, сдавленная государственным механизмом, неизбежно искала
выхода во внешней экспансии. От защиты Рима республика перешла к
наступательным действиям. Неодолимая жажда завоеваний, казалось, толкала
римский народ постоянно расширять рубежи страны. «Многочисленные походы и
частые войны были для него пищей, на которой он вырос и налился
силой»,—замечает Плутарх (13) . Но покорение Италии было делом трудным и
долгим. Храм Януса от времен Нумы до Августа за семьсот лет стоял закрытым
лишь однажды, да и то всего несколько месяцев.
Свои завоевания Рим начал в эпоху греко-персидских войн, а когда Александр
сокрушил Ахменидов, римляне были близки к победе над всеми италийцами. Хотя
долгие годы галлы, самниты и другие племена наносили им поражения и даже
вторгались в Рим, однако выносливость легионеров, их дисциплина, упорство и
высокое военное искусство рано или поздно давали Риму перевес над соседями.
Один за другим склонялись перед ним народы. К 265 году весь полуостров был
уже под контролем римлян.
Тем не менее Риму еще предстояло помериться силами со своим главным и
наиболее опасным противником.
Еще в IV веке римляне заключали союзы с карфагенской державой. Но после
покорения Италии оба государства неизбежно должны были превратиться в
соперников. Решался вопрос, кто будет господствовать в водах западного
Средиземноморья.
Новый враг был необычен. Если преждеРим , как правило, имел дело с
родственными ему народами, то в Карфагене он встретил мир глубоко чуждый и
отталкивающий.
Когда античные историки рассказывали о пунических войнах, те были уже в
прошлом. Поэтому Ливии и другие писатели изображали Карфаген так, будто он
мало чем отличался от Рима и эллинистических держав. Точно так же
Аристотель, говоря о Карфагене, интересовался лишь его конституцией,
обращая мало внимания на его духовный уклад. Контраст же между Римом и
Карфагеном был куда больше. Случилось так, что в те дни римляне, подобно
израильтянам, были поставлены лицом к лицу с ханаанской цивилизацией...
Как очутилась она на знойном берегу Африки?
В IV веке туда приплыли на своих кораблях финикийские купцы и основали
город, назвав его «Ново-град», Карт-хадаш, или Карфаген. Столица колонии,
раскинувшаяся среди садов и пальмовых рощ, была посвящена богу Ваалу и
богине Танит (14) . В честь них финикийцы возвели в своей новой крепости
великолепные храмы.
Возвращаться на родину колонисты не собирались: там хозяйничали ассирийцы.
Карфаген стал независимой республикой, управляемой суффетами, судьями,
избираемыми знатью (15) . Карфагенцы подчинили туземные берберские племена
нумидийцев и постепенно распространили свои владения по всему северному
побережью Африки.
То был настоящий оплот коммерсантов. Через огромный порт шли торговые пути
со всех концов света. Сюда, на границу черного материка, везли слоновую
кость и мрамор, посуду и ткани, драгоценные камни и благовония, ковры и
оружие. Военная мощь Карфагена опиралась на армию наемников, которых
вербовали из сицилийцев, греков и берберов.
Рим был куда беднее и слабее Карфагена, которому его плантации, таможни и
флот приносили несметные богатства. Поэтому сенат долгое время предпочитал
жить в мире с Африкой. Лишь когда римляне окрепли и столкнулись прямые
интересы держав, война стала неминуемой.
Смертельная вражда римлян к пунам (так называли они финикийцев)
объясняется, впрочем, не только политическими причинами. Им были ненавистны
самый дух и религия Карфагена.
На первый взгляд это может показаться странным. Ведь Рим, как и другие
завоеватели, часто усваивал обычаи и культы противников. Были даже особые
заклинания, с помощью которых римляне надеялись привлечь на свою сторону
богов неприятеля (16) . Несмотря на меры, принимаемые правительством, Рим
открывал ворота греческим, персидским, иудейским и египетским верованиям,
но пуническим—никогда. Откуда же это неодолимое отвращение, которое он
питал к Карфагену?
Сведений о пунической культуре сохранилось немного; однако и того, что
известно, вполне достаточно, чтобы в какой-то мере понять чувства древних
римлян.
Финикийцы принесли в Африку свою религию, сложившуюся в землях Тира и
Сидона, ту самую, которая много веков была ужасом и камнем преткновения для
Израиля. Изуверские обычаи, извращения, человеческие жертвы и ритуальная
проституция сохранялись у пунов вплоть до эпохи эллинизма.
Рассказывают, что Ганнибал поверг на алтарь Ваала три тысячи имерийцев. По
сообщению Диодора, участь эта постоянно ждала сотни юношей и девушек из
лучших карфагенских семей. Многие сами обрекали себя на смерть (17) .
Было время, когда читатели флоберовской «Саламбо» думали, что автор книги,
изображая сцены сожжения людей в Карфагене, излишне доверился античным
историкам. Но впоследствии археологи подтвердили правоту художника,
угадавшего страшную правду. Был раскопан тофет— место захоронения, где
нашли обугленные детские кости, останки жертв Молоху (18) . Надписи и следы
гнусных обрядов воскрешают картины из прошлого Карфагена: неистовые,
полубезумные толпы, алчный идол, смрад горящего человеческого мяса,
заглушаемый дымом курений...
На одном карфагенском памятнике сохранилось изображение жреца, который
держит в руках ребенка. Полагают, что он представлен в момент ритуального
убийства. Известно, что богатые пуны отдавали вместо своих сыновей рабов
или военнопленных. Но это считалось преступлением, да и было доступно
далеко не всем. В дни же больших праздников или в годы бедствий людей
умерщвляли тысячами. Даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская
полиция время от времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые
тайно совершали человеческие жертвоприношения (19) .
В первобытные времена такого рода обряды были нередки. Однако Карфаген
никак нельзя было назвать первобытным. Века процветания поставили его на
уровень самых развитых и даже изысканных культур. Но из всех цивилизованных
народов древности, пожалуй, одни ацтеки могли сравниться с пунами в их
патологической жестокости.
Римляне отнюдь не были людьми мягкосердечными, но все же карфагенские
обычаи внушали им слишком большую гадливость, чтобы примириться с ними. Они
отдавали должное пунийским полководцам, мореходам и мастерам, но дальше
этого не шли.
По справедливому замечанию Честертона, мы теперь лишь потому можем любить
античность, что она духовно не покорилась «карфагенству». А такая опасность
была. В самом деле, каким зловещим выглядел бы греко-римский мир, признай
он культ финикийского Молоха...
Первая пуническая война вспыхнула в 264 году до н. э. и длилась «бесконечно
долго», почти четверть века, а за ней последовала вторая, когда Ганнибал
едва не взял приступом Рим. Нет необходимости останавливаться на этих
драматических событиях, подробно описанных Ливием. Клятва Ганнибала в
вечной ненависти к Риму, горящие суда пунов, римское войско, тонущее в
болотах, боевые слоны среди заснеженных Альп и отчаянный вопль римлян:
«Hannibal ante portas!» («Ганнибал у ворот!»)—все это известно многим со
школьной скамьи...
Когда в 204 году пунийский полководец сел на корабль и последний раз в
бессильной ярости взглянул на берега Италии— исход борьбы двух колоссов был
решен. Когорты римских граждан заставили отступить африканских наемников.
Напрасно Ганнибал, вернувшись домой, клеймил беспечность правителей своей
страны, напрасно метался, в отчаянии ища поддержки у греков, предлагая
Антиоху III союз против Рима,— звезда Карфагена померкла, и навсегда.
Африка, Испания, Сиракузы оказались теперь в руках консулов. Триумфальный
парад, которым был встречен победитель Ганнибала Сципион Старший, превзошел
все, что прежде видели римляне. Но в те дни еще кое-кто мог праздновать
победу, хотя и другого рода. Человек, сокрушивший Карфаген, был пленен
обаянием греческой культуры и решил содействовать ее торжеству на латинской
земле. Отныне судьба сурового Рима будет прочно связана с эллинским гением.
Конец Ганнибаловой войны был ознаменован началом «греко-римской» эпохи,
которая принесла победителям много новых тревог и неожиданностей.
Этруски
Около 800 г. до н. э. на западном побережье там, где сейчас находятся
Тоскана (Этрускана) и Лацио, поселились этруски. О стиле жизни этих людей
известно немного, т. к. их язык остался непостижим для современных ученых.
Сохранились сотри гробниц, многие из них украшены росписями, изображающими
танцы, пиршества и музыкальные представления. Этруски прекрасно чувствовали
"?????". Италия была богата полезными ископаемыми, и торговля
металлическими предметами заложила фундамент, на котором выросла городская
культура. Там, где раньше были деревушки, поднялись города.
Каждый этрусский город был независимым, но в религиозных целях входил в
свободную конфедерацию.
Этрусские города содержались на деньги от торговли. Этруски охотно
торговали с греческими колонистами, развивали строительство дорог к
греческим городам. Одно из укреплений на торговом пути на юг называлось
Римом, это была деревушка, состоящая из нескольких глиняных хижин. Под
влиянием этрусков поселение расцвело. 300 лет (ок. VIII в. до н. э.) цари
этрусков правили Римом и направляли его рост. Но к V в. до н. э. их власть
приходит в упадок. На севере на города этрусков делают набеги галлы,
разрушая селения в долине По. Затем итальянские племена со стороны Абруццо
угрожают городам этрусков. Далее на юге этруски начинают войну с греками, и
тут римляне используют момент и поднимают восстания.
Ромул и Рем
Существует притча об образовании Рима. Вот, что гласит эта легенда. В VII
в. до н. э. латинская принцесса Рея Сильвия родила от бога Марса 2-х
близнецов: Ромула и Рема. Ее дядя, король Амулей, разгневался, поскольку
принцесса нарушила обет целомудренной весталки. Он держал ее взаперти,
детей же принес на берег реки и бросил в Тибр. Их нашла и вскормила
волчица. Далее легенда повествует, как Ромул и Рем, уже юношами, во главе
отряда молодых восставших латинян нашли новое место обитания. Как только
они приблизились к священным холмам, полет орла - знак богов - указал, что
здесь должен быть новый город.
Этрусские цари управляли Ремом до 509 г. до н. э., когда сын правителя
Торквиния Гордого обесчестил благородную римлянку Лукрецию. От стыда она
покончила с собой, римская знать воспользовалась случаем и восстала против
этрусков. После свержения этрусков римские лидеры объявили, что монархи
никогда более не будут править Римом. Образовалась республика по греческому
образцу и сенат, группа римских лидеров, игравших до того роль советников,
захватила власть в городе.
Следующие 200 лет Рим завоевал большую часть территории полуострова. Но
Карфаген, город в Северной Африке, держал под контролем Западное
Средиземноморье. Если Риму хотелось расширить границы через
Средиземноморье, Карфаген должен был пасть.
Пунические войны Первая схватка между двумя городами, первая Пуническая
война (264 г. до н. э.). По окончании войны, в 241г. до н. э. римляне
полностью вытеснили карфагенян с Сицилии. Остров становится первой
заморской провинцией Рима. Спустя 3 года Рим захватил Сардинию и Корсику.
Война возобновляется в 218 г. до н. э., когда великий карфагенский
полководец Ганнибал отправился со своим флотом реализовывать амбициозный
план нападения на Рим с севера через Испанию, Пиренеи и Альпы. В ответ Рим
напал на Карфаген. Ганнибалу пришлось вернуться и защищать родину.
Полководец был разбит в 202 г. до н. э. в битве при Заме, в 100 километрах
от Карфагена.
Вскоре началась третья Пуническая война. Во время этой войны был полностью
уничтожен римлянами Карфаген, поля были засыпаны солью, жители были проданы
в рабство.
Но мир в Рим не пришел. Продолжали процветать средний и высший классы.
Многие работы, которые раньше выполняло местное население, теперь выполняли
рабы. Нищий люд создавал воровские шайки и бродил по Италии в поисках
заработка. Сенат, чтобы не накалять обстановки, вынужден был раздавать хлеб
и развлекать народ в цирках. Но один из патрициев, Тиберий Гракх, в 133
году восстал против существующей системы и начал движение за восстановление
закона. Сенат нанял убийцу и разделался с Тиберием и его сторонниками.
Впоследствии определяющим фактором в политике Рима становится власть
военачальников. Великий полководец Гай Марий смог превратить городские
легионы в профессиональную армию. Но он был убит соперником Суллием,
который утопил улицы Рима в крови. Сулла стал абсолютным диктатором.
Республика, существовавшая три века, умерла, став жертвой диктатуры.
VII-I вв до н.э. этрусское искусство
Этрусское искусство
Происхождение этрусского народа, жившего вначале вдоль побережья
Тирренского моря и расселившегося затем в более глубинные районы, с
точностью не установлено. Мы мало знаем о нем несмотря на обилие документов
и успехи в изучении языка, религии и обычаев этрусков. Первые памятники
этрусской культуры относятся к концу 9 началу 8 века до нашей эры. Во 2м
веке до нашей эры циклы развития этрусской цивилизации завершаются, после
того как в ее сферу вовлекается также Паданская равнина (с городом Спиной
возле Феррары) на севере тирренского побережья до Кампании на юге. Рим
вплоть 1 в. до н. э. Находился под прямым влиянием этрусской культуры.
Этруски были трудолюбивым народом, умевшим использовать богатые залежи
металлических руд, плодородие почвы, выгодное географическое положение,
способствовавшее развитию морской торговли со всеми средиземноморскими
странами. Этрусская цивилизация носила преимущественно городской характер:
городские поселения, обычно хорошо защищенные мощными стенами,
располагались на небольшом расстоянии друг от друга вдоль долин рек Тибр и
Арно. Таковыми являлись Ареццо, Кортона, Клузиум, Перузия и стоявшие в
стороне наиболее боганые и сильные Черветери и Тарквиния. Этрусское
общество было замкнутым и консервативным. Оно строго охраняло свои традиции
и обычаи. Этруски были ревностными почитателями богов. Архаические культы
первых италийских поселенцев надолго сохранились в их среде. Состав
этрусского Олимпа до сих пор до конца не выяснен. Это заставляет
подозревать, что «первоначально этруски верили в некоторое божественное
начало, господствовавшее в мире с помощью случайных и разнообразных
проявлений своей власти и лишь позднее воплотившееся в божества, группы
божеств и духов». Над миром царила некая богиня Судьбы, обладавшая
таинственной силой. Ее призывали на помощь или, наоборот, ограждали себя
от ее пагубного влияния с помощью ритуального искусства. Сама конкретность,
положительный и практический смысл жизни придавали большую таинственность
мысли о смерти и делали ее еще больше устрашающей. Ужасающе невыносимым
было видение загробного мира, населенного адскими существами. Необходимо
было, следовательно, сопротивляться смерти, бороться с ее последствиями,
сохранять и после смерти видимость, образ и само существо жизни. Этрусское
искусство в значительной степени было связано с украшением гробниц, но оно
исходит из того , что в гробницах должны сохраняться предметы, связанные с
реальной жизнью. Если же от захоронений в земле совершается переход к
кремации, то это делается для того, чтобы помешать полному разложению тела:
прах умершего явл., во всяком случае, чем-то абсолютным, не подверженным
дальнейшему разложению и сохраняющимся навеки. Что же касается гробницы,
этого последнего приюта усопшего, то она может иметь форму дома или быть
подобием дома или самого человеческого тела. Важно было, чтобы с помощью
гробницы или урны умерший мог снова стать частью действительности и
продолжать, таким образом, свое существование.
Влияние греческого искусства ощущается в ходе почти всего развития
этрусской культуры. Но оно сводится к внешнему воздействию и затрагивает
главным образом форму: искусство, которое, подобно греческому, явл.
абсолютным и полным отражением жизни, не могло оказать глубокого влияния на
искусство, кот., подобно этрусскому, воплощало мысль о смерти и страх перед
нею. Искусство, полностью поглощенное заботой о том, чтобы как-то
отвратить смерть или вырвать у нее ее жертву, не могло идти путем
осознанного, рационального развития, глубоко связанного с исторической
жизнью , с великими религиозными и гражданскими ценностями.
Этрусское искусство явл., первоисточником антиклассического течения, кот.,
широко разовьется в римском искусстве, проникнет в Средневековье, в более
поздние эпохи и станет постоянной или весьма частой антитезой столь же
постоянного и весьма частого тезиса классического «идеализма».


Архитектура

В этрусской цивилизации храм не имеет большого значения. Народ строителей,
воздвигший стены и укрепления, способные выстоять века, создавал свои
святилища из дерева и глины. Вот почему нам приходится воссоздавать их
неясный облик на основе трактата Витрувия лили терракотовых урн в виде
храма. Этрусский храм строился на высоком основании с низкими колоннами и
по своим формам отдаленно напоминал дорический храм. Он больше раздавался в
ширину, чем в длину, и делился на две части, из которых передняя имела
форму открытого портика, а другая была занята трехкамерной целлой.
«Тосканские» колонны не имели каннелюр, а капитель состояла из
кольцеобразной, как бы сильно сжатой плиты (эхина). Эту простую структуру
венчали обильные и ярко раскрашенные терракотовые украшение – антефиксы и
фигурные рельефы, которые скрывали и защищали верхние части деревянных
столбов, а также акротерии, первоначально представлявшие простые
композиции, а затем превратившиеся в скульптурные композиции и группы,
возвышавшиеся на гребне двускатной крыши.
Строительный гений этрусков особенно проявляется в сооружении городских
стен и ворот. Они были мастерами обработки и плотной пригонки друг к другу
камней, вытесанных из местной мягкой породы. На принципе плотной подгонки
каменных блоков и их опоры друг на друга основывается система арочного и
сводчатого перекрытия, являющаяся в области строительной техники выдающимся
достижением этрусской архитектуры. Арочный свод и с эстетической точки
зрения станет основным элементом римской архитектуры. Среди городских
сооружений этрусков особого упоминания заслуживают стены и ворота Перузии
и Волатерры. Главные этрусские гробницы находятся в Орвието, Такрвинии,
Кьюзи, Черветери. Захоронения производились главным образом непосредственно
в земле. Отличительным их признаком снаружи служила земляная насыпь
конической формы, основание которой окружалось камнями. Существуют также
скальные захоронения (Сована). Они состоят обычно из нескольких помещений,
покрытых плоской или двускатной крышей, иногда в виде «толоса». Стены часто
украшены живописью. Для прочности перекрытия иногда поддерживаются
обтесанными опорами; в гробнице с расписными рельефами в Черветери опоры
украшены терракотовыми полихромными рельефами, изображающими животных,
охотничье оружие и т.д.

Живопись.

Этрусская живопись тесно связана с погребальной архитектурой.
Применявшаяся техника представляет собой разновидность фрески. Краски
разводилась в воде и затем тонким слоем наносились на штукатурку. Что
касается тематики росписей, то, поскольку цель состояла в том, чтобы
окружить покойного почерпнутыми из жизни образами, заменив ему тем самым
земное окружение, в росписях преобладают обрядовые сцены с музыкантами,
танцорами, гимнастами. Попадаются также изображения охоты и рыбной ловли.
Нередко встерчались и мифологические сцены, ведущие свое происхождение от
греческой вазописи или выполненные заезжими греческими художниками.
Назначением погребальных композиций объясняется их натурализм, который
сводится главным образом к акцентированию мимики изображаемых персонажей и
к усилению цветовой насыщенности, которая зачастую приобретает особую
жесткость. С помощью земных образов художники стремятся победить темноту
гробницы, они хотят, чтобы эти образы были видны умершим находящимся в
неопределенном, неустойчивом положении между бытием и небытием. Для этого
необходимо пробудить их угасающий интерес к вещам реального мира, и поэтому
живопись должна звучать громко, кок голос обращенный к глухим.
Художественное качество отходит на второй план: важно, чтобы фигуры четко
выделялись на фоне, чтобы их контуры были очерчены уверенной рукой, а их
жесты преувеличены, краски усилены.
В 5 в. до н. э., заметней становится влияние классической живописи:
контурные линии хотя и утончаются, но в гораздо большей степени
способствуют выявлению пластической формы, цвета теряют прежнюю жесткость и
становятся более разнообразными, движения фигур -- более свободными. Но
дух новых росписей остается прежним: в художественном изображении вымысел
должен заменить утраченную действительность. Более того, это единственная
действительность, которой дано пробудить угасающие чувства человека,
преступившего порог загробного мира.

Скульптура.

Функции пластики в этрусском обществе разнообразны и не все связаны с
культом усопших . Среди этрусков получает распространение как крупная
декоративная скульптура, так и мелкая пластика, предназначенная для
обстановки дома и украшения человека. Разумеется, существует и погребальная
скульптура в виде канопов (урны для праха с крышкой в виде человеческой
головы) и саркофагов.
Канопы из Клузиума восходят к 7 в до. н. э. Сам сосуд схематически
воспроизводит человеческое туловище, изогнутые ручки – верхние конечности,
голова на крышке – своеобразную маску или портрет покойного. Делались
канопы как из терракоты, так и из металла. Упрощенный характер изображения
и грубо намеченные черты лица заставляют относить эту пластику к древнейшей
в Средиземноморье.
С 6 в. до н. э., начинает ощущаться влияние архаической ионийской
скульптуры. Вулке, единственному известному нам по имени этрусскому
скульптору эпохи архаики, или его непосредственному окружению принадлежит
большая статуя Аполлона из Вей, являвшаяся частью наружного украшения (из
терракоты) храма. Исполнение фигуры свидетельствует об ионийских веяниях,
оказавших воздействие на скульптора. Обширные ровные поверхности фигуры
переходят в тонкие вибрирующие нервюры складок одежды, хорошо
взаимодействующие со светом. Постановка фигуры основана на другом принципе
– она словно устремлена в пространство, что приводит к более резким
светотеневым контрастам. Точно так же в бронзовой «капитолийской волчице»
ионийское влияние очевидно в тончайшей проработке тела животного и в
стилизованной передаче шерсти на шее, что позволяет добиться значительной
градации в игре света и тени. Однако по-новому подмечено в натуре и
передано в скульптуре напряжение мышц под кожей животного. Вскоре после
этого (в 5в) «Химера из Ареццо», один из крупнейших шедевров древней
бронзовой скульптуры, станет доказательством усилившегося ионийского
влияния, переходящего в свою противоположность благодаря усилению
лаконичности и экспрессивности.
Саркофаги, главным образом из терракоты, являются наиболее оригинальным
созданием этрусской скульптуры. Крышка урны имеет форму ложа для симпосия.
На ней изображалась полулежащая фигура покойного, а также зачастую и его
супруги. Фигуры, особенно лица, наделялись большим портретным сходством,
которое со временем становится все более натуралистическим и почти
нескромным. Физические недостатки, признаки болезни, старости, пороков
изображаются без всякой жалости, но и без интереса к курьезному,
характерному для эллинистического натурализма. Начиная с 4 в. связь между
этрусским и эллинистическим искусством находит свое подтверждение в
тематике и стиле фронтальных рельефов самих саркофагов, но далеко не
поверхностный или описательный натурализм этрусской погребальной портретной
скульптуры объясняется гораздо более глубокими причинами. Давнее
стремление к перегрузке деталями образа, к наделению его реальной
телесностью и материальностью становится все более настойчивым и властным.
Человек, который изображается живым, в момент роскошного пира, на самом
деле мертв: то, что мы видим, - это только образ, напоминание о некогда
жившем человеке. Этруск, будь то ремесленник или торговец, имеющий,
конкретное представление о практической жизни, теряется перед пустотой
грядущей смерти. Все рассматривается глазами покойного, как бы в обратной
перспективе, с «любовью к жизни». Увечья, недуги, и физические недостатки
являются все же признаками жизни, конкретными атрибутами бытия.





Реферат на тему: Юридическое лицо в гражданском праве
Международный Независимый Эколого-Правовой Университет

Тверской Институт Экологии и Права



КУРСОВАЯ РАБОТА

по ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ (часть I)

тема:

“СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА”.



|Научный руководитель |Выполнил студент 2 курса |
|старший преподаватель: |Юридического факультета |
|Иванова Е.Э. |Галкин В.И. |
| |зач. кн. № 95 258 |



г. Тверь

1996 г.
Содержание:

Вступление.

1. Общие положения о юридическом лице.

1.1. Отличие юридического от физического лица.

1.2. Признаки юридического лица.

1.3. Общие требования при создании юридического лица.

2. Юридическое лицо в соответствии с Гражданским кодексом РФ (1994 г.)

2.1. Общая характеристика.

2.2. Особенности создания юридического лица.

3. Юридическое лицо в Римском праве.

3.1. Общие положения.

3.2. Особенности создания.

4. Сравнительная характеристика юридических лиц в соответствии с
Гражданским кодексом РФ (1994 г.) и в Римском праве.

4.1. Сравнительная характеристика общих положений.

4.2. Сравнительная характеристика условий создания юридических лиц.

Заключение.

Вступление.

В современном гражданском праве юридические и физические лица
выступают наравне в качестве носителей имущественных прав и обязанностей и
называются объединяющим имением - лица. Такое объединение можно считать
одним из признаков гражданского права, присущих только ему, или тем новым
отраслям права, которые по сути являются частями гражданского права -
земельное, торговое право. И хотя любое юридическое лицо в конечном счете
является объединением определенного количества физических лиц, тем не менее
это объединение имеет ряд безусловно положительных качеств, как то:

- сокращает и без того объемный материал гражданского права;

- упрощает понимание многих гражданско-правовых отношений и т.д.

Но так было не всегда. Первые упоминания о юридических лицах известны
в Римском праве. Тогда еще не было самого термина - “юридическое лицо”.
Однако уже к XII в. многие известные юристы выявили необходимость в
“превращении” объединений и организаций в некие носители гражданских прав,
отдельные от своих учредителей.

В Римском же праве было замечено, что создание юридических лиц,
которые связаны со своими учредителями особыми вещными правилами, может
привести к тому, что учредители уходят от определенной имущественной
ответственности, что в свою очередь открывало возможности к
злоупотреблениям и махинациям. Были установлены особенные правила, по
которым юридические лица создавались и получали право на действие у
государства в лице некоторых специальных органах. Можно считать что с этого
момента появилась особая проблема гражданского права - проблема создания
юридических лиц.

В своей курсовой работе я хотел бы провести сравнение особенностей
создания юридических лиц в римском праве и в современной Российской
правовой системе на основании Гражданского кодекса (1994 г.).

Целью данной работы можно считать попытку проследить исторические
изменения в области создания юридических лиц с точки зрения гражданского
права.

1. Общие положения о юридическом лице.

Как уже было сказано выше, юридическими лицами называются объединения,
организации, созданные физическими или другими юридическими лицами для
выполнения определенных целей и задач. Кроме формулирования данных задач,
при создании юридического лица учредителям необходимо решить и ряд других
вопросов, которые вытекают из сущности самих юридических лиц. Сущность же
юридического лица можно сформулировать в виде нескольких определенных
признаков. Но сначала необходимо четко определить различие между
юридическими и физическими лицами.

1.1. Отличие юридического лица от физического лица.

Физические лица созданы природой. Юридические лица создаются другими
лицами на основе определенных юридических действий и актов. Поэтому первым
отличием юридического лица от лица физического является его правовая
основа.

Целью создания юридического лица всегда является удовлетворение
некоторых общественных потребностей, поэтому можно считать, что создаются
юридические лица обществом путем волеизъявления некоторых лиц. Это и есть
второе отличие - юридические лица создаются обществом.

С точки зрения теории юридического лица главными вопросами отличия
юридического лица от лица физического является вопрос о том, что или кто
является носителем свойств юридической личности. Существует две большие
идеи: концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со
свойствами юридической личности, и концепции, признающие существование
носителя таких свойств.

К первой группе относятся концепции Савиньи “Теория функций”, Бринца
“Персонифицированной цели”, Гирке “Органической теории”, Саллейль
“Реалистическая теория”, а также “Концепция Иеринга”. Создатели данной
теории пытались выяснить в основном вопрос о том, является ли юридическое
лицо неким юридическим курьезом, созданным законодателем для удобства, либо
оно является некоей реальной союзной личностью, отдельной от личностей
создателей. Все эти концепции были созданы в XIX в. и с тех пор практически
не претерпели никаких изменений и не получили развития. Саллейль так
высказался о попытках найти ответ на данный вопрос: “... после стольких
попыток разрешения вопроса о юридическом лице, ничто не может быть легче
новой попытки его разрешения, но вместе с тем, ничто не может быть более
бесплодного ...”[?]

В рамках второй концепции, в которой принято считать субстратом
юридического лица некоего реального человека или коллектива людей действуют
следующие концепции: “Теория директора” - исходит из того, что именно
директор уполномочен действовать от имени организации в сфере гражданского
оборота, поэтому он и является основным носителем юридической личности;
“Теория трудового коллектива” - именно трудовой коллектив создает товары и
услуги, обеспечивая тем самым деятельность юридического лица и поэтому он
его является субстратом; “Теория создателей” - владельцы, или учредители
являются носителем свойств юридического лица, поскольку они наделили
организацию имуществом, вправе решать основные вопросы, связанные с его
деятельностью и т.д. Существуют также “теория персонифицированного
(целевого) имущества” и “теория государства”, но единого мнения, которого
бы придерживались большинство ученых нет, поэтому имеет смысл принять к
сведению каждую теорию.

1.2. Признаки юридического лица.

Под признаками юридического лица понимаются такие “внутренние присущие
ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для
того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского
права”.[?]

На первое место в ряду таких признаков ставится обычно имущественная
обособленность. Обособление имущества юридического лица означает отделение
такого имущества от имущества его учредителей.[?] Любая практическая
деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники,
знаний, наконец, просто - денежных средств. Объединение этих инструментов в
один имущественных комплекс, принадлежащий данной организации, и
отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется
имущественной обособленностью юридического лица.

Все имущество организации учитывается на его самостоятельном балансе
или проводится по самостоятельной схеме расходов, в чем и находит внешнее
проявление имущественное обособленность данного юридического лица.
Самостоятельность баланса принято понимать в смысле завершенности, полноты
отображения в нем всего имеющегося у организации имущества.[?] Дело в том,
что баланс как форму бухгалтерской отчетности может вести и подразделение
юридического баланса, его филиал, например.

Второй признак юридического лица - способность отвечать своим
имуществом по своим обязательствам.

Кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями,
вытекающими из обязательств и иных обязанностей юридического лица только к
этому юридическому лицу; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь
на обособленное имущество данного юридического лица.

Третьим необходимым признаком является способность от своего имени
приобретать и осуществлять права и обязанности (участвовать в гражданском
обороте). Именно наличие правосубъктности связывается с собственным именем
юридического лица и позволяет ему совершать юридические сделки, быть истцом
и ответчиком в суде.

Существуют еще два важных признака, которые не являются необходимыми.
Это во-первых: организационное единство и, во-вторых использование
юридическим лицом собственного наименования.

Организационное единство проявляется прежде всего в определенной
иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или
коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации
отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным
превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в
целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.

“Вместо естественного объединения интересов физического лица единством
его мышления и воли, (в юридическом лице) мы имеем искусственное
соединение, в котором растворяется часть интересов отдельных лиц,
претворяясь затем в высшем единстве - общности интересов”[?]

Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет
отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой
предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица, а сам принцип
обособленности наименования является составной частью признака
правоспособности юридического лица.

Юридические лица классически делятся на коммерческие и некоммерческие.

К некоммерческим организациям относятся государственные учреждения,
общественные и религиозные объединения.

Коммерческие организации классически подразделяются на фирмы, компании
и корпорации.

1.3. Общие требования при создании юридического лица.

В науке гражданского права выделяются следующие способы образования
юридических лиц:

-распорядительный порядок;

- разрешительный порядок;

- нормативно-явочный порядок.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо
возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной
государственной регистрации не подлежит.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что
создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Такой
порядок дает возможность государственным органам не разрешить создание
юридического лица по различным причинам, в том числе и по причинам
“нецелесообразности”.

Нормативно-явочный порядок предусматривает возможность создания
юридических лиц без согласия каких-либо третьих лиц. Регистрирующий орган
лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации
и соблюден ли установленных порядок ее образования, после чего обязан
зарегистрировать юридическое лицо.

Обычные хозяйственные организации в развитых демократических странах
создаются как правило в распорядительном порядке. Нормативно-явочный
порядок для хозяйственных организаций присущ недемократическим странам. В
тоже время общественные организации в бывших соцстранах (например,
профсоюзы) как правило создавались распорядительно, а демократических
странах как правило некоммерческие (общественные и религиозные) организации
создаются в нормативно-явочном порядке. Во многих странах (в том числе
демократических) нормативно-явочный характер предусмотрен для некоторых
хозяйственных организаций, таких как банки и страховые общества.

Создателям (учредителям) юридических лиц необходимо также
самостоятельно принять ряд принципиальных решений и закрепить их письменно
в виде Учредительного договора, устава, решения о создании и назначения
ответственных руководителей.

Учредителям необходимо прежде всего выбрать организационно-правовую
форму будущей организации в зависимости от того, с какой целью создается
юридическое лицо, каковы будут его функции, объемы производства и др. Затем
необходимо найти наименование (кроме государственных организаций и
учреждений), которое бы индивидуализировало данное юридическое лицо.

Если создается некоммерческая организация, то учредителям необходимо
определить судьбу имущества юридического лица после его ликвидации - либо
оно будет распределяться между членами, либо перейдет в распоряжение неких
третьих лиц, в том числе государственных.

Если создается коммерческая организация, то необходимо установить
размер уставного капитала, четко распределить доли учредителей в уставном
капитале, определить сроки и порядок уплаты своей доли каждым учредителем,
а также ответственность за несвоевременное внесение и т.д.

Важнейшим вопросом при создании юридического лица является вопросы о
сроках созывов общих собраний учредителей, порядок избрания руководящих
органов и другие организационные вопросы, призванные защитить права
учредителей в управлении обществом.

Под учредительным договором понимается “консесуальный гражданско-
правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе
создания и деятельности юридического лицо”[?]. Учредительный договор может
рассматриваться как разновидность договора о совместной деятельности, или
как самостоятельный договорный тип.

Устав предприятия является документом, который регулирует прежде всего
отношения между учредителями и самим юридическим лицом, а также в котором
предусмотрены общие вопросы управления организацией, порядок реализации
прав и обязанностей учредителей, гарантии выполнения обязанностей
юридического лица перед третьими лицами и трудовым коллективом и др. Устав
предприятия на заключается, а утверждается, а это значит что для заверения
подлинности устава может не потребоваться подписей всех учредителей, а
достаточно подписей некоторых уполномоченных общим собранием учредителей
лиц (например, председателем общего собрания, секретарем). Во многих
странах существует институт так называемых общих положений об организаций
данного вида или общего устава, который позволяет учредителям не составлять
свой отдельный устав организации, а сослаться на некоторый законодательный
акт, в котором перечислены наиболее распространенные типы уставов или общих
положений взаимоотношений юридических лиц и его учредителей.

В решении о создании организации основным вопросом является избрание
первоначального исполнительного органа, что бы предприятие изначально не
было без ответственного лица.

2. Юридическое лицо в соответствии с Гражданским кодексом РФ (1994 г.)

В соответствии с п.1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ 1994 года
“юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобретать и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.”
Рассмотрим данное определение с точки зрения основных признаков
юридического лица.

2.1. Общая характеристика.

Первый признак юридического лица - имущественная обособленность -
находится в определении данном в Гражданском кодекс РФ 1994 года (далее
просто ГК) в самом начале. В качестве юридических форм такого обособления
называется право собственности, право хозяйственного ведения и право
оперативного управления.

Однако некоторые юридические лица, например посредническая или
брокерская контора и т.п., могут не иметь имущества на одном из указанных
вещных прав. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в
банках, а необходимое помещение и инвентарь они арендуют. В еще большей
степени такая имущественная база может быть присуща юридическим лицам -
некоммерческим общественным организациям. Вещные права не должны
рассматриваться как безусловно необходимые и исключительные юридические
формы имущественного обособления юридического лица. Это обособление может
быть обеспечено посредством других правовых форм.

Второй признак - способность отвечать своим имуществом по своим
обязательствам - также выражен в п.1 ст. 48 ГК: “... и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом ...”.

Надо заметить что до принятия ГК предприятия существовали на основании
Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, в которой для
наиболее распространенной организационно-правовой формы - товарищества с
ограниченной ответственностью - не был предусмотрен данный принцип, и
имущество товарищества принадлежало не самому товариществу, а учредителям в
соответствии с их долями.

Из общего правила о том, что “взыскания по требованиям могут быть
обращены лишь на обособленное имущество данного юридического лица”[?] в ГК
предусмотрены некоторые исключения. В п.5 ст. 115 ГК по обязательствам
федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества
дополнительную (субсидиарную) ответственность несет Российская Федерация; в
силу п. 4 ст. 107 ГК члены производственного кооператива, а в силу п. 4 ст.
116 при определенных условиях и члены потребительского кооператива несут
дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам
соответствующего кооператива. Кроме того для участников полного
товарищества на основании п. 1 ст. 75 ГК и для участников общества с
дополнительной ответственностью на основании п. 1 ст. 95 ГК предусмотрена
солидарная субсидиарная ответственность.

Третий признак юридического лица - правосубъектность - также прямо
закреплен в тексте п. 1 ст. 48 ГК: “... (юридическое лицо) может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.”

В данном определении перечислены все предпосылки для окончательного
внешнего выражения самостоятельности и гражданской правосубъектности
юридического лица.

Необязательный признак - организационное единство - не закреплен в ГК
прямо для всех юридических лиц, однако для каждой отдельной организационно-
правовой формы предусмотрены обязательные требования к организационной
основе организации. Данный перечень не является исчерпывающим и как правило
более подробно описывается в специальных законах, как, например Закон “Об
акционерных обществах”.

Еще один необязательный признак - использование юридическим лицом
собственного наименования - закреплено в п. 4 ст. 54 ГК: “Юридическое лицо,
являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в
установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное
наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование
обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок регистрации и использования фирменных наименований
определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим
Кодексом”. Данная статья является скорее декларативной, так как отсутствие
технической базы у регистрирующих органов, а также не принятие Закона “О
регистрации юридических лиц” не обеспечивают в настоящий момент возможность
проверить использование фирменного наименования каким-либо другим
юридическим лицом при регистрации коммерческой организации.

Предусмотренные ГК деление некоммерческих организаций практически
соответствуют общепринятым международным делениям на общественные,
религиозные и государственные организации. Исключением является только
потребительские кооперативы.

Коммерческие же организации в ГК делятся более сложно и значительно
отличаются от “классического деления”. Так “классические” компании и
корпорации включены в общий раздел “Акционерные общества”, а в ст. 97 ГК
дается указание на разделение акционерных общества на закрытые (компании по
“классической” схеме) и открытые (корпорации) акционерные общества. А более
простая форма коммерческой организации - фирма - представлена в ГК в виде
следующих организационно-правовых форм:

- производственный кооператив;

- полное товарищество;

- товарищество на вере;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью.

Законодатели, видимо в таком расширении форм намерены были увековечить
исторические корни Российских коммерческих структур и показать отсутствие
влияния западной культуры на законодательную базу России. Но практика
показывает, что подавляющееся большинство коммерческих организаций
создается в “классических” формах - общество с ограниченной
ответственностью (фирма), закрытое (компания) и открытое (корпорация)
акционерные общества.

Настоящий ГК предусматривает лишь одну форму создания юридического
лица на основании общего положения - это отделения общественных
объединений, которые могут действовать на основании устава того
общественного объединения, в структуру которого они входят.[?]

2.2. Особенности создания юридического лица.

Для современного Российского общества основным порядком создания
юридических лиц является нормотивно-явочный, что характерно для стран, с
переходной рыночной экономикой.

Этот порядок закреплен в п. 1 ст. 51 ГК:

“Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах
юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих
организаций, фирменное наименование, включается в единый государственный
реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица
или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в
государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по
мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой
регистрации могут быть обжалованы в суд.”

В п. 2 ст. 51 ГК дается указание на момент возникновения
правосубъектности российского юридического лица - это дата государственной

Новинки рефератов ::

Реферат: "Золотой век" русской культуры (История)


Реферат: Связь Пушкина с Брянщиной (История)


Реферат: Аналитический обзор книги "Программирование на языке ассемблера для микропроцессоров 8080 и 8085" (Программирование)


Реферат: Взаимодействие в конфликте (Психология)


Реферат: Формирование речи у дошкольников (Педагогика)


Реферат: Мировоззрение и его исторические типы (Философия)


Реферат: Контрольная работа по делопроизводству (Менеджмент)


Реферат: Функции маркетинга на предприятии (Маркетинг)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Уголовное право и процесс)


Реферат: Александр II Николаевич (Исторические личности)


Реферат: Шифрование по методу UUE (Программирование)


Реферат: Феодальное государство и право Франции (Государство и право)


Реферат: Кадрове діловодство 2 (Управление)


Реферат: Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы (Искусство и культура)


Реферат: Петр Толстой (История)


Реферат: Девид Юм (Философия)


Реферат: Учет затрат на производство зерна (Сельское хозяйство)


Реферат: Конфликт и стратегия поведения (Психология)


Реферат: Особо охраняемые природные территории РФ (Экологическое право)


Реферат: Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим) (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист