GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Творчество И.Е. Репина (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Творчество И.Е. Репина (Искусство и культура)


И.Е. РЕПИН



Реферат

студентки 3-го курса

педагогического колледжа

МГОПУ

Булатовой Екатерины

Вершиной русской жанровой живописи второй половины XIX в. является
творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник не
только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и
исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное
мастерство.
Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В детстве
ему пришлось испытать нужду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже
работал в иконописных артелях. Страстное желание стать художником привело
Репина в Петербург, а огромная одаренность раскрыла перед ним двери
Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадцатый год.
В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим
учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах
и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много
лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов... для меня еще не умерли идеалы
Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого..., окружающая жизнь меня слишком
волнует, не дает покоя, сама просится на холст;
действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью
вышивать узоры,—предоставим это благовоспитанным барышням».
На протяжении долгих лет жизни Репин оставался верен демократическим
идеалам своей юности, верен искусству критического реализма.
Первым произведением, которое принесло Репину известность в
художественных кругах, была картина, написанная перед окончанием
Академии для конкурса на большую золотую медаль. Она называлась
«Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был
предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона
сюжета—воскрешение Христом умершей девочки,—естественно, не могла увлечь
такого трезвого реалиста, каким был Репин.
Картина не получалась... И вот незадолго до конкурса, как рассказывал
сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую
сестру...Воображение заработало. Картина была написана быстро, с
воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже
иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста — в желтоватых
отблесках свечей вырисовывается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное
лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света,
ворвавшимися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной
сдержанности сказались, несомненно, отголоски тех впечатлений, которые
Репин вынес от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».
За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а с
нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет.
Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосредоточены на
новом произведении, которое он задумал задолго до своей академической
программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873).
Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда
же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать картину, показав
измученных, в лохмотьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников.
Замысел вполне в духе обличительной живописи 60-х годов. Но вскоре Репин
изменил его. Он отказался от прямолинейного противопоставления и все
внимание сосредоточил на одних бурлаках. Для того чтобы собрать материал,
художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунков.
Это были портреты бурлаков, их изображения в разных ракурсах, виды Волги и
просто зарисовки местных жителей. Он написал в это время множество этюдов
масляными красками, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждый
образ будущей картины. После нескольких переделок к весне 1873 г. работа
была окончена.
Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник,
пошла его слава по всей Руси великой. И действительно» «Бурлаки на
Волге»—лучшая картина реалистической жанровой живописи 70-х годов,
воплощение демократических гуманистических идей того времени. В этой
картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему
стремились его современники: и могучее «хоровое» звучание темы. и глубокий
психологизм каждого образа, и композиционное, и колористическое мастерство.
«Четыре года тому назад,—писал Крамской,— Перов был впереди всех, еще
только четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен... Для всех
стало очевидным, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую
станцию, оставаясь с Перовым во главе» .
С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков.
Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем... разные
люди, разные судьбы. Впереди—так было принято в бурлацких партиях—самые
сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,—бурлак с лицом
мудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп-
расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлацкой лямке душевную
кротость и стойкость. Его сосед слева—могучий и добрый богатырь, справа
(позировал матрос Илька) —озлобленный человек с тяжелым взглядом
исподлобья, рядом с ними, еще полными сил, изможденное лицо обессилевшего
человека, еле держащегося на ногах- В центре всей группы совсем еще юный
бурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается ее
поправить, но это ему мало помогает... И его жест, каким он (в который
раз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словам
Стасова. как «протест и оппозиция могучей молодости против безответной
покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем...» людей. При
работе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировал
мальчик по имени Ларька.
Страстным протестом против подобного порабощения человека проникнута вся
картина. Однако наряду с истинно трагическими нотами в ней настойчиво
звучат и другие. Бурлаки у Репина не только угнетенные, но и сильным духом,
выносливые люди. Подобно своим современникам Савицкому и Мясоедову, Репин
видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта
мысль стала еще яснее, Репин использовал своеобразный композиционный прием.
Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялись
словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяются на фоне голубого
неба и желтовато-голубоватых далей. Кажется, что силуэты идущих сливаются в
единую цельную группу. Все это придает картине черты монументальности,
соответствующие ее идейному строю.
Современников поражал колорит картины, она казалась им удивительно
солнечной.
Появление «Бурлаков» на выставке вызвало горячую полемику. Весь
прогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократического
искусства. Блестящей статьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенный
Достоевский приветствовал Репина.
В реакционной прессе появились отрицательные отзывы, а глава Академии
художеств—ректор Ф. А. Бруни назвал картину «величайшей профанацией
искусства». В этом столкновении мнений отразилась та напряженная
идеологическая борьба представителей двух культур, которая характерна для
второй половины XIX в.
После окончания «Бурлаков» в мае 1873 г. Репин воспользовался своим
правом на заграничную поездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда
осенью в Париж. Поездка имела для Репина большое значение. Он увидел многие
прославленные произведения великих мастеров прошлого, узнал и современное
европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским
течением в художественной жизни Франции — импрессионизмом и с тем культом
пленерной живописи, который был для него характерен.
Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на открытом
воздухе и пытался это сделать в процессе создания «Бурлаков». Но тогда, во
всяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось.
Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым небом, учился
точно находить цветовые отношения предметов, освещенных солнцем, живущих в
единой свето-воздушной среде.
Репин вернулся в Россию в начале 1876 г. и тогда же летом создал одну из
самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновой
скамье»—групповой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная.
полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном
мастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости и
спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора,
только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.
Осенью того же года Репин отправился в Чугуев. Из блестящего Парижа,
столичного Петербурга — в далекую глухую провинцию... Выбор оказался
исключительно удачным. Репин словно бы окунулся в самую гущу народной
жизни. «Свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары—все это теперь
оживленно, интересно и полно жизни» ,—писал Репин Стасову. Обилие образов,
сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и
очень плодотворно.
В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его
искусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считать
Репина художником истинно национальным и глубоко народным.
С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он
написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным
глазом» и «Мужичок из робких»). На обоих изображены вполне конкретные люди,
но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда же
Репин создал блестящую по живописи работу «Протодьякон», портрет дьякона
Ивана Уланова, могучего человека, чревоугодника и сластолюбца. «А тип
преинтересный!—сообщал Репин Крамскому.— Этот экстракт наших дьяконов, этих
львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего
духовного,— весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев
бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве
случаев...»
В Чугуеве Репин сделал несколько эскизов будущих картин, среди них
«Крестный ход в Курской губернии».
Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной выставке.
Успех ее был исключительным, разумеется, среди демократически настроенных
зрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достиг
невиданной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни
«Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти в
сравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правдиво, а главное,
художественно убедительно показано истинное лицо пореформенной России, ее
социальное неравенство, общественная несправедливость, притеснение и
моральное унижение простого народа.
Сюжет, который выбрал художник, дал ему возможность показать людей
разного имущественного состояния. Ведь в торжественной церемонии
перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие:
духовенство, дворяне, купцы, местные полицейские власти, богатые крестьяне,
деревенская голытьба, нищие и т. д.
В картине толпа движется из глубины на первый план, но в этом едином
потоке различимы три параллельных течения. Они не смешиваются друг с
другом. Об этом заботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые,
подобно пограничным вехам, отделяют центральную часть процессии, где идет
«чистая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесь
идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой
процессии очень четко обозначено социальное неравенство людей.
В средней части процессии изображены степенные «хозяйственные» мужики,
духовенство в пышных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия—важная
барыня, удостоенная чести нести «чудотворную» икону. Лицо барыни, тупое,
надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оно
вполне соответствует настроению многих участников крестного хода.
Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейшего
утрирования, образ каждого абсолютно правдив, а поведение— психологически
оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую
идею» ,—
писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной
тенденциозности, раскрывает художник, когда он незаметно переводит взгляд
зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой
и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зритель
видит, как староста решительно преградил ему путь.
Удивительно лицо горбуна: нервное, умное, упрямое и какое-то
просветленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции
картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на
первый план, как бы противопоставляя основной массе участников процессии.
Да и по своим внутренним качествам он противоположен остальным. Искренний,
взволнованный, душевно чистый и чуткий, горбун вызывает естественную
симпатию и, без сомнения, является носителем положительного начала.
Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирателен. Его
наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части
темной патриархальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в
своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то
унижение, которому постоянно подвергался человек из народа.
Совершенно очевидно, что впечатление абсолютной правды, которое
возникает при рассматривании картины, зависит не только от характеристики
каждого образа, не только от композиционного построения, но и от
колористического решения. Картина Репина убеждает, насколько правдиво сумел
он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого
убранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком свете дня, скромную
коричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем художнику удалось
найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в
единый ансамбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел
передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что поднимают
сотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдали
косогор.
С конца 70-х годов Репин работал и над картинами, посвященными
революционному движению («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста»,
«Отказ от исповеди» и др.).
«Отказ от исповеди» (1879—1885) относится к лучшим работам этого цикла.
Непосредственным поводом для создания картины послужило стихотворение
«Последняя исповедь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальном
народническом журнале «Народная воля» в октябре 1879 г. В этом
драматизированном стихотворении приговоренный к казни революционер
отказывается от исповеди и бросает в лицо священнику гневные и гордые
слова: Я кафедру создам из эшафота И проповедь могучую безмолвно В
последний раз скажу перед толпой! Как надо жить, тебя не научил я, Но
покажу, как надо умереть!
Репин, как вспоминал Стасов, был потрясен прочитанным. Тема о
революционерах давно привлекала, восхищала его. Но теперь она обрела
конкретность. Нужно было лишь найти соответствующую художественную форму,
придать каждому образу острую психологическую насыщенность. В альбомах
Репина, сменяя друг друга, появлялись наброски двухфигурной композиции
будущей картины.
Сюжет картины ясно раскрыт в ее названии. Однако содержание ее глубже и
трагичнее. Дело не только в том, что заключенный отказывается от исповеди,
а в том, что в эти последние часы своей жизни он сохранил душевные силы и
страстную убежденность в правоте избранного пути. Его лицо, изможденное и
исстрадавшееся, но по-прежнему волевое, гордо вскинутая голова, независимая
поза—все говорит о мужестве и стойкости.
Приговоренный к смерти, но духовно не сломленный, революционер
нравственно выше священника, которого тюремные власти прислали в камеру,
выше его обывательского благодушия и покорности.
Героическое в этой картине неотделимо от трагического. Все пронизано
ощущением надвигающейся катастрофы. Сочетание мрачных коричнево-черных и
серо-зеленых, землистых тонов кажется зловещим.
Примерно в эти же годы в мастерской Репина находилась еще одна картина,
также посвященная революционерам - народникам,— «Не ждали». Сюжетно она
менее трагична, действие происходит не в тюрьме. Изображено радостное
событие—возвращение ссыльного в свою семью. Вместе с тем Репин раскрыл в
этой радости так много душевного страдания, предшествовавшего ей, что
картина стала глубоко драматической.
Репин показал тот момент, который длится секунды: первую минуту встречи,
когда человек, которого не ждали и на встречу с которым почти не надеялись,
вдруг неожиданно входит в комнату... Удивление. Первые проблески еще
недоверчивой радости. Но уже в следующее мгновение—объятия, поцелуи, слезы,
расспросы... Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости,
показал Репин.
Нужно было быть блестящим психологом, чтобы суметь выразить такое
сложное переходное душевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги
вернувшегося (он еще не знает, как его примут, простят ли ему причиненные
им страдания), медленное движение матери, привставшей навстречу сыну (она
всегда боялась, что не доживет до этой минуты, и теперь словно бы боится
поверить счастью). Резко повернулась к ссыльному жена (страдания и радость
отразились на ее лице); с ликующими глазами потянулся к отцу гимназист;
девочка, не узнавшая вошедшего, испуганно сжалась. И только горничная,
чужой человек, равнодушно смотрит на пришельца.
В картине «Не ждали» жизнь революционера показана как семейно-бытовая
драма, как трагедия многих сотен интеллигентных семей, связанных с
освободительным движением. Картина эта, без сомнения, принадлежит к числу
лучших произведений жанровой живописи 80-х годов.
Как некогда в «Бурлаках», так и здесь Репин с наибольшей силой
художественной выразительности воплотил искания, свойственные всей бытовой
живописи того периода. Это больший по сравнению с предшествующим временем
интерес к внутреннему миру человека, к раскрытию тайных движений его души.
Картина привлекает высоким мастерством исполнения. Подобно талантливому
режиссеру, Репин создает продуманную, уравновешенную композицию и
добивается при этом впечатления непосредственности: кажется, что сцена
взята прямо из жизни. Вместе с тем каждая деталь приобретает глубокий
смысл: и скромная обстановка комнаты, и висящие на стене портреты Шевченко
и Некрасова, любимых поэтов разночинной интеллигенции.
«Не ждали» — шедевр пленерной живописи. Картина буквально пронизана
светом и воздухом, прохладой дождливого летнего дня.
Важное качество жанровой живописи Репина—ее своеобразный историзм. Это
относится прежде всего ко всем произведениям, посвященным революционному
движению, которое само по себе уже есть достояние истории. Но и другие
работы Репина, например «Крестный ход в Курской губернии», приближаются к
исторической картине— показывают роль и место простого народа в
общественной жизни страны.
Репин работал и в области собственно исторической живописи. В конце 70-х
годов, вероятно по аналогии с современными событиями, его особенно
привлекает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимой
воли. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через год
после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и
пытки всей ее прислуги в 1698 г.» . По словам Крамского, «Софья производит
впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает
истории».
Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-х
годов, когда у него в памяти были еще свежи казни мрачного 1881 г.
«Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не
остывшие кратеры... Страшно было подходить—не сдобровать... Естественно
было искать выхода наболевшему трагизму в истории»,—вспоминал Репин. Так
возникла мысль показать преступление, совершенное царем Иваном IV, убившим
собственного сына.
«Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно»,— говорил
Репин. Картина была написана быстро. При работе над образом Ивана Грозного
Репин воспользовался портретными этюдами композитора П. И. Бларамберга и
художника Г. Г. Мясоедова; для царевича позировали писатель В. М. Гаршин и
художник В. К. Менк.
К 1885 г., к XIII передвижной выставке, картина была окончена и
экспонировалась под названием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581
года».
Репин показал Грозного не в самый момент убийства, не в ярости дикого
гнева, а в ужасе от содеянного... Чувствуя, что теряет сына, он прижимает
его к себе, пытается зажать рану, спасти... Лицо Грозного в пятнах
крови—страшно, в огромных глазах — безумие.
Лютое горе, муки раскаяния придают образу Грозного какую-то жуткую силу.
Такой страшной человеческой трагедии не изображал еще ни один художник.
Страдание, ужас Грозного-отца, теряющего самое дорогое — сына, так
велики, что он, убийца и деспот, предстает перед нами почти как жертва,
жертва собственного дикого произвола. В осуждении деспотизма, жестокости,
бесчеловечности убийств—гуманистическая направленность картины.
По аналогии с современностью картина звучала особенно актуально. Это
скоро почувствовали в официальныхкругах. Победоносцев требовал запрещения
картины. Вскоре она действительно была снята с выставки.
Еще в 1878 г., задолго до «Ивана Грозного», возник у Репина замысел
картины «Запорожцы», рассказывающей о том, как весело сочиняли запорожцы
дерзкое коллективное послание султану в ответ на его предложение сдаться и
перейти к нему на службу.
Летом 1880 г. Репин путешествовал по Украине, собрал ценнейший этюдный
материал, а осенью, увлеченный «Запорожцами», писал Стасову: «До сих пор не
мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы»... Вот
недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться,—веселый
народ... Чертовский народ!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко
свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно,
ничему не подчинилось...».
Позднее то одна, то другая работа отвлекала Репина от «Запорожцев», но
он постоянно возвращался к ним, переделывал, переписывал и окончил к 1891
г.
Картина искрится смехом — заразительным, разных оттенков, от легкой
усмешки до громоподобного хохота. Это общее веселье великолепно передает
тот независимый, свободолюбивый дух, каким славились запорожцы.
В этой картине нет одного главного героя, его заменил народ. Хоровое
начало художник удачно выразил в композиции, стремясь показать, что
действующих лиц намного больше, чем изображено. В глубине полотна видны
многочисленные палатки, дымят костры, движется множество людей. А справа и
слева у краев картины Репин «срезает» часть фигур, тем самым заставляя
зрителя мысленно раздвинуть ее рамки и представить себе огромную толпу
казаков — тех, кто не поместился на полотне, теснится за его рамками.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — большая удача Репина, здесь
отразилась его тяга к созданию эпических полотен, показывающих жизнь
народных масс, нашла свое выражение вера художника в силы народа, в его
вольнолюбие. «Запорожцы» — самая оптимистическая из картин Репина.
Совершенно очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина
лежит его блестящий дар психолога. Естественно, что он был и выдающимся
портретистом.
Портретная галерея Репина очень разнообразна. Тут портреты деятелей
русской культуры и науки (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, В. В. Стасова
и многих других), поэтические детские образы (преимущественно детей
художника), блестящие изображения светских дам (баронессы Икскуль, графини
Головиной) и т. п. И все же при всем этом многообразии преобладают образы
передовой русской интеллигенции, изображения людей незаурядных, одаренных.
При сравнении портретов Репина с работами его современников поражает
глубина и острота репинских характеристик, живописное мастерство. Как
правило, в лучших его работах чувствуется умение передать на полотне самую
суть изображенных, в неповторимо своеобразном, как бы случайном, движении и
жесте раскрыть характер человека.
Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого,
желчного, больного и умного старика; хирурга Н. И. Пирогова (1881),
нетерпеливого человека с пронзительным взглядом быстрых глаз; трагической
актрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим выражением лица,
горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутренним огнем; В. В. Стасова
(1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других.
Вершина портретного мастерства Репина — портрет М. П. Мусоргского
(1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Художник правдив.
Он не скрывает ни болезненной отечности лица композитора, ни небрежной
одежды больного человека. Все лучшее сосредоточено в его глазах —
задумчивая печаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный,
чуткий, талантливый, человек ясной совести и чистой души.
Портрет превосходно написан, широко и свободно, удивителен по колориту,
тонко и точно разработанному, по сочетанию красок розовато-малиновых и
зеленовато-серых тонов. Он весь словно наполнен воздухом — Репин
использовал все свои знания пленерной живописи.
Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. Толстого.
Художник писал его на протяжении почти 20 лет, сделал множество карандашных
портретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трех
дней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В
нем столько мудрости и истинного величия, что портрет получает почти
эпическую выразительность.
Своеобразным итогом пути Репина-портретиста является его многофигурная
групповая композиция «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая
1901 года» (1901—1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок.
Репину помогали два его ученика — Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем,
главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые характеристики
изображенных, и сложнейшее композиционное и колористическое построение всей
картины.
Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны они
виртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев с
мертвенно-бледным лицом, и унылый тупица Дурново, и многие другие. Картина
эта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как
художник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшей
российской бюрократии.
«Заседание Государственного Совета» оказалось в сущности «лебединой
песней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от
родины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где
постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он
был стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репин
умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.
Несмотря на спад в творчестве Репина в последние годы, значение его
наследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин,
блестящий психолог, талантливый живописец-реалист.





Реферат на тему: Творчество И.Е.Репина

Северский Государственный Технологический Институт



Кафедра ОН



Реферат
Творчество И.Е.Репина



Выполнил:



Принял:



-2002-
Содержание

Вступление. 3


Биография и творчество И.Е.Репина. 4

Становление художника (тема бурлачества) 4
Расцвет творчества 8
Работы на революционную тему 11
Историческая живопись 14
Портретная живопись 18

Заключение 22


Список используемой литературы 23



Вступление.



Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья
Ефимович Репин. И.Е.Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников
второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие
достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным
и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.
Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься
непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры,
ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими
ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая
жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».
Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать
от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии
художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от
себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная
жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое
горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин
был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно
глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал ( за
искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», ( утверждал
художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения
интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко
реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие
общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.


Биография и творчество И.Е.Репина.



Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного
поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался
торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги
лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные
восторги зрителей. Когда же ему подарили краски, то ничем другим, кроме
рисования, он больше уже не мог заниматься. И все допытывался у навестившей
его во время тяжелой болезни соседки, которая утешала его рассказами о рае:
а краски и кисточки там будут? Начальные художественные навыки Репин
получил в школе военных топографов и в мастерской местного живописца И. М.
Бунакова. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств.
«К 1859 году мечты мои о Петербурге, — пишет Репин, — становились
все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств». В 1863
году Репин смог поехать в Петербург. Здесь он поступил в Рисовальную школу
Общества поощрения художников, где преподавал И. Н. Крамской — тогда еще
совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию.
Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал
крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не
погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные
крыши, красил экипажи и даже железные ведра». Родители не могли помочь
сыну, так как очень нуждались сами. ... Несмотря на все трудности, Репин
упорно учился.

Становление художника (тема бурлачества)


Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как
художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и
В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства.
Молодой художник часто приходил к Крамскому, показывал академические
рисунки и свои первые самостоятельные опыты. Крамской внимательно следил за
его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на
необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам,
внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Под
влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на
исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из
окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и
близких. Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным и большим
замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Репин
задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Идея эта возникла у
него еще в стенах Академии художеств. Одаренность Репина, серьезность его
отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии
написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным
произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге»
(1870—1873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к
постановке глубоких жизненных проблем.
Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской
действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те
годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на
страдания и горе народное. О великой скорби, выливающейся в тоскливой
бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у
парадного подъезда» Некрасов (1858). Бурлакам посвятили свои картины
художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Полотно
Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей
популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало
все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими
значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую
несправедливость угнетения народа.
Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве
летом 1869 года вдруг увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от
них группу нарядных веселящихся господ.
Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым
в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной
жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали
живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и
чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту
мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не
мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих
воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу
Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой
ватаги,—человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин
вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках
рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять
всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по
пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.
Обратимся к рассмотрению картины.
По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых
просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага
оборванных и изнуренных людей.
Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин — невысокого роста,
широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча
волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и
выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия,
доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и
ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку
нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении
наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и
иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними,
меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями,
спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от
него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния
стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий
миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к
которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный
старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и
деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно,
мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который
гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор.
Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом
передвигающий непослушные ноги.
Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную»
(по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию
характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не
загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов
людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»,
1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с
почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их
характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
Изображая бурлаков, Репин не ограничивается показом их страданий и
того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные условия
их существования. В среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения
глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать в
этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное. Прав был
Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только
угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми,
которые создали богатырскую песню «Дубинушку».
Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника
обращения к формам монументального искусства. Поражает простота и лаконизм
изображения, почти полное отсутствие каких-либо деталей, которые могли бы
сообщить картине оттенок жанровости. Возвышающаяся над безбрежными речными
далями ватага бурлаков производит очень внушительное впечатление.
Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно приковывает к себе
внимание зрителя. Эта центричность построения группы сообщает композиции
большую завершенность, ясность и уравновешенность, без которых немыслимо
подлинно монументальное искусство. Ватага бурлаков четко организована и
внутри. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим
смысловым центром. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни,
Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, — вот три главные
фигуры композиции. Такая разбивка ватаги делает ее легко обозримой и
помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла.
Не менее существенную роль играет и колорит. Стремясь удержать в
колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от
бурлаков, Репин пишет их в гораздо более темной, сумрачной гамме, чем
пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные
тона группы людей. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое
пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот
разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с
бурлаками. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе.
Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем
колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным
зноем краски картины.
Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической
выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Значение его
заключалось в том, что художник в жанровой по сути дела сцене и в жизненно-
конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав
монументальное произведение, главными действующими лицами которого являются
не герои древности, а простой народ современной ему России. Отображая
вековое угнетение народа, картина Репина открывала собой серию произведений
70—80-х годов XIX века, в которых демократически настроенные художники
выражали свои раздумья о судьбах и значении народных масс.
Стасов считал «Бурлаков» одной из самых замечательных картин русской
школы. Он писал, что Репин в ней «окунулся с головой во всю глубину
народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности».
Картина «Бурлаки на Волге» была одним из любимых произведений М. Горького.
В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за
программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира»
большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую
командировку. Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года,
преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени
(Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в
Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в
непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для
своего творчества.
Пребывание в Чугуеве оказалось очень плодотворным: там им были
созданы первые крестьянские портреты-типы («Мужичок из робких» и «Мужик с
дурным глазом»), написаны первая картина на революционную тему «Под
жандармским конвоем» и довольно живые и острые, но не слишком глубокие
обличительные сценки «В волостном правлении» и «Экзамен в сельской школе».
В Чугуеве же был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана
Уланова — «Протодиакон», который был принят на 6-ю Передвижную выставку.
Это была первая работа художника, экспонированная у передвижников. Репин
становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его
дальнейшая творческая жизнь оказалась безраздельно связанной с
деятельностью этого передового художественного объединения.
«Протодиакон» принадлежит к числу наиболее впечатляющих и ярких
образов чугуевского периода творчества Репина. Сила его воздействия — в
органическом сочетании полноты и конкретности индивидуальной характеристики
с глубиной социального обобщения, превращающего портрет определенного лица
в «экстракт наших диаконов, этих львов духовенства, у которых ни на йоту не
попадается ничего духовного» (Репин).
Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его
изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого
прозрения, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им
образ. Все в нем — мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом
маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший
форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным
чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, — обличает грубую,
примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских
идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и
страстей земных. Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в
силу его типичности и глубины постижения художником приобретало большой
общественный смысл, разоблачая истинную природу духовенства.

Расцвет творчества


Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов,
совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. В этот
период Репиным была создана большая часть его лучших работ — картин на темы
из жизни народа и революционно-освободительной борьбы, исторических
полотен, портретов. Но центральным произведением этого времени, да и всего
творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии»
(1880—1883). Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине
многостороннее и широкое истолкование.
Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину
довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но
окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию,
в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и
торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет
и была завершена только в 1883 году.
Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому
месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление
верующим. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных
обрядов и предрассудков. Сюжет крестного хода увлек Репина своей
колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции,
развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и
социальных типов. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». И это
действительно было так, в особенности по отношению к Репину, который по
своему дарованию был художником большой темы — мелкие, случайные эпизоды и
события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не
могли вдохновить на создание картин. Художником больших задач и далеко
простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов.
... В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с
пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется
многолюдная процессия. Репин с замечательной конкретностью сумел передать
всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы
пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей;
ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в
сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном
переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного
фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого
дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Все это
создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить
колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. Изображая
толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных
сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных
отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и
бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет
интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о
лучшей доле. В центре толпы, бесцеремонно прижав к себе икону,
величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с чванливым
высокомерием взирающая на окружающую чернь. При ней надменный и грубый
сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы.
Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной
военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и
прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Все эти
«хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и
занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до
«чудотворной». Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в
великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо
откидывающий со лба разметавшиеся кудри.
Развивая традиции Перова-обличителя, Репин трактует эти образы в
острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински
увлекаясь яркой характерностью своих персонажей, словно выхваченных из гущи
жизни.
Толпу народа на переднем плане возглавляют мужики, несущие фонарь, в
праздничных кафтанах, подпоясанные кушаками, степенные, серьезные и
истовые. Вослед семенят две мещанки с пустым киотом от иконы,
противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве. Далее следуют регент
со своим разноголосым хором, крестьянка, с любопытством поглядывающая на
дьякона, и многие, многие лица, постепенно смешивающиеся с общим потоком
богомольцев. Общественный порядок поддерживают гарцующие на лошадях
урядники, без всякого стеснения пускающие в ход кулаки и нагайки. Им
помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников. Образы
этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы
Репиным. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Окрыленный
надеждой на исцеление, исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к
месту «чуда», куда направляется крестный ход. Ему пытается палкой
преградить дорогу десятник, но тот не обращает на него никакого внимания.
Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное
лицо. Противопоставляя чистоту, искренность верований бедняков ханжеству,
лицемерию, спекуляции религией господствующих классов, Репин утверждает
моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.
При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную
композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу
народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей,
движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить шествие, представить
его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Репин
изобразил основное скопище людей на заднем плане. Толпа там буквально
запрудила все свободное пространство между холмами и валом валит, поднимая
тучи пыли. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за
поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя.
Значительно растянутый передний план позволяет при этом разносторонне
охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы отдельных
персонажей способствует и колористическое решение. Полотно выдержано в
строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но
они играют большую роль. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон
процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая
единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя
на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона,
урядника с нагайкой, странниц и других).
Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята
прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного
искусства» (Стасов). Напротив, реакционная пресса обвинила Репина в крайней
тенденциозности, в нарушении всех эстетических принципов. Оно и понятно.
Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа. В
лице Репина русское искусство в полной мере овладело ролью беспощадного
критика общественных явлений, к чему призывал Н. Г. Чернышевский. В полотне
«Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию
русской жизни пореформенной эпохи. Впервые в русской демократической
живописи при изображении современной действительности была достигнута такая
глубина художественного обобщения.

Работы на революционную тему


Отражая в своих картинах существенные стороны современности, Репин не
мог пройти мимо той борьбы, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годов
революционеры-народники. Одним из первых в русском искусстве он обратился к
созданию образов мужественных и стойких борцов за народное дело, утверждая
новые нормы поведения человека, новый этический идеал. И если в своих
монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход»)
Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в
картинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах—
1878 и 1880—1892 гг.; «Отказ от исповеди», 1879—1885; «Не ждал», 1884) он
показал себя тонким психологом, художником широких творческих возможностей,
которому доступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные
драматические конфликты. Произведения Репина, посвященные героям
освободительной борьбы, были восторженно встречены Стасовым. «Вот это —
настоящее, нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко
поставят», — предсказывал он художнику.
Особенно замечателен героический образ политзаключенного в картине
«Отказ от исповед»".
Сюжет картины был взят художником из самой жизни.
У верных слуг царизма — тюремщиков — было много всяких способов
воздействия на заключенных, чтобы пошатнуть их волю, поглумиться над ними.
Из них, пожалуй, самым издевательским и лицемерным был обычай исповеди
осужденных на казнь. За несколько часов до свершения казни к обреченному на
смерть приходил священник, чтобы в процессе исповеди выведать у него все
необходимое. То, чего не могли сделать следователь и судья, должен был
сделать священник.
Что мы видим на картине?
В мрачной холодной камере, на железной тюремной кровати, сидит
человек, приговоренный к смертной казни. На его измученном длительным
заключением лице выражена решимость вынести все страдания до конца. С
презрением и гневом встречает он пришедшего к нему священника, обнаруживая
в отказе от исповеди верность своим убеждениям, непреклонность своего
характера, силу воли. Гордо поднятая голова осужденного, открытая грудь и
вся его взятая в энергичном повороте фигура освещены скупым серебристым
светом, который, пронизывая полумрак камеры, выхватывает из темноты зловеще
поблескивающий крест. Революционеру противостоит темная и мрачная фигура
священника, намеренно изображенная художником со спины. Репина не
интересует ни мир его чувств, ни его личные качества. Для художника он лишь
живое олицетворение всех тех сил реакции, с которыми боролся и продолжает
вести борьбу не сломленный духом герой. В этом столкновении двух людей
наглядно раскрывается идея произведения, звучит утверждение справедливости
революционной борьбы и уверенность в ее конечной победе.
Наиболее совершенное и глубокое выражение психологические поиски
Репина нашли в картине «Не ждали» (1884). Замысел произведения возник у
художника летом 1883 года во время пребывания на даче в Мартышкино, под
Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Позировали Репину
его родные и знакомые: для матери вернувшегося ссыльного—теща художника, Е.
Д. Шевцова, для жены— В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова;
девочка написана с Веры Репиной, дочери художника, мальчик — с Сережи
Костычева.
Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью
ссыльного революционера. Стремление Репина к психологическому решению темы
заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия,
запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на
пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-
видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося —
потрепанный армяк, стоптанные сапоги, — так и неожиданность его прихода).
Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут
наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету.
Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в
воображении запечатленную сцену. В картине царит напряженная тишина.
Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух
фигур — вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей
нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, и
этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы
боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в
странного пришельца, отыскивая в его постаревшем, измученном лице дорогие
ей черты. Художник изображает фигуру матери со спины, чтобы ее лицо своим
сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую
очередь воспринимать именно героя картины. Но как выразительна эта фигура
высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся
спинки кресла, как бы ища в нем опоры! Острый профиль воскового лица
матери, седые волосы, прикрытые черной кружевной наколкой, резко очерченный
силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной
преждевременной старостью, — всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.
Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к
происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка,
пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не
узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-
гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный
возвращением отца, что кажется — из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая
женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным
выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой
развязки в картине — не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких
чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых
отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.
Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении
вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают
атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи,
который читается в только что прерванных занятиях каждого из
присутствующих, объединяют воедино их всех. И только вернувшийся выглядит в
этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним
этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату,
расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит
за пределами этого маленького «островка». Ссыльный в момент, представленный
в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность
всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в
пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу
близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним.
Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит
вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении
уходят в глубину — создается ощущение, что почва ускользает у него из-под
ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тонко почувствованное
психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное
выражение.
Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не
показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне
упростило бы содержание произведения. Но несколькими ненавязчивыми
моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о
том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты
Некрасова и Шевченко — борцов за народное счастье) художник дает
почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих
людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все
свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя —
высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты
Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах,
очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила
историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.
«Не ждали» — одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом
работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона,
приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и
чистоту. Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует
эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.
Глубина психологического анализа, достигнутая Репиным в картине «Не
ждали», ставит его в один ряд с лучшими русскими писателями XIX века,
тонкими знатоками человеческого сердца, такими, как Тургенев, Толстой,
Достоевский.

Историческая живопись


Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве
Репина занимала историческая живопись. Но история для художника
существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью,
помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в исто

Новинки рефератов ::

Реферат: Методы документооборота (Бухгалтерский учет)


Реферат: Экологическая тропа (Педагогика)


Реферат: Моспи-экзаменационное исследование (Социология)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Контрольная) (Радиоэлектроника)


Реферат: Медресе Башкортостана (Религия)


Реферат: Сущность финансовой политики государства (Финансы)


Реферат: Коробка передач (Технология)


Реферат: Историческая школа Германии (История)


Реферат: Гадание (Религия)


Реферат: Двухпалатная структура Федерального Собрания (Право)


Реферат: Контрольная работа по Праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мировые ресурсы никеля (Геология)


Реферат: Ясунари Кавабата (1899-1972) (Литература)


Реферат: Интернет-страхование (Страхование)


Реферат: Чернобыль спустя несколько лет (Военная кафедра)


Реферат: Жизнь и творчество Рафаэля (Культурология)


Реферат: Особенности агитационных компаний. (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Христианство (Религия)


Реферат: Одорология в доказывании преступлений (Криминалистика)


Реферат: Структура сходящихся последовательностей (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист