GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Украинский танец (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Украинский танец (Искусство и культура)



Ульяновское Училище Культуры



РЕФЕРАТ
По предмету К.П.Т.
Украинский танец


Автор – студентка гр. 2 “ХП”
Архипова Наташа

Преподаватель
Кыштымова Н. И.


2000

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких
страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но
и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро
одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех
искусств танец занимает особое место.

Украинский народный танец, также как и другие виды народного
творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа,
обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В
нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и
величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие
украинскому национальному характеру.

Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и
нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю
историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До
воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался
поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства.
Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами,
польской шляхтой, австро – венгерскими панами, наложила оттенок на все
народное творчество, в особенности на песенное и эпическое. Украинский
народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по
своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это
заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской
доле. В силу необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское
население Украины, образовав Запорожье и другие казачества, почти все время
проводило в походах. На плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество.
Но с казачеством связана тема борьбы и воли, непримиримость к врагам,
вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой
украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и
общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с ними и
весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих
врагов.
Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и
этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.
I – я зона – Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская,
Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север
Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что
обычно принято считать общеукраинским. Здесь сложился общенациональный
украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем
культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки,
веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при
детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно отметить, что на
создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное
влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши,
Венгрии, Крымского ханства и др..
II – я зона – Полесье. Тут особенно сказывается географическое
положение этой зоны и ее климатические условия и соседство с другими
народами. Золотистая местность и по сей день нетронутые леса. особый род
занятий породили в этом краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги
танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения
танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются
такие танцы как “Крутняк”. Само название этого танца говорит за себя – это
значит крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу.
Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие
кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению
часовой стрелки, Также распространен здесь и “полесский гопак”, который
является разновидностью общественного гопака.

В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской,
юго – восток Львовской и некоторые части других областей. Из
географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние
имеют Польша и Белоруссия.
III – я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и
выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя
Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго – запад Иваново – Франковской
областей. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство,
имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах
преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности
такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего
строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень
распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.
IV – я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона.
Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень
богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде
сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень
своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы,
верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют
свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи.
Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.
V – я зона – Крым с прилегающими к нему крайне южными областями
Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и
Днепропетровской областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние
татарской культуры, тат как эта территория была территорией Крымского
ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен
херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за
солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для
развития украинских тенденций в Крыму.
Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего
отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины,
Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые
традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и
других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже
существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами,
рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды
явились наследием еще языческой Руси. порождали массу ритуальных и
обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором
девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные
переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим
названием – “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и
пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д.
Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной
своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и
первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак
показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто изображались в гопаке целые
сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак
пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков гопак имел особое,
организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане
казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в
отношении плана действия и когда все способы для достижения единства были
исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской власти –
выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки,
начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем
самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что
гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи,
но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни
мужчины. но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел
парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.
Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам
украинский парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих
защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме.
Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в нем
девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.
Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного
танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно
пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический
язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов,
богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу
необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью
многонационального хореографического искусства.

[pic]
[pic]
Движение 2 — «тынок» («падебаск»)
Исполняется на один такт. Исходное положение ног:
третья позиция, правая нога впереди.
На «затакт и» — слегка присесть на всей ступне левой ноги, поднять
невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, затем сделать перескок с
левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится
вправо, описывая в воздухе небольшую дугу (рис. 25а).
На «раз» — опуститься на правую ногу вперёд и чуть вправо, колено
присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем
вытянут, но не напряжен (рис, 256).
На «и» — переступить на левую ногу на полупальцы, спереди-накрест правой
ноги (рис. 25б).
На «два» — переступить на правую ногу позади левой на всю ступню, слегка
сгибая ногу в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед (рис. 25г).
[pic]
[pic]
На «и» — перескочить с правой ноги на левую, как на «затакт».
Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой или слегка
поворачивается то правым, то левым плечом вперёд. Во время исполнения
«тынка» с правой
ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполнении «тынка» с
левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед.



Движение 15— «веревочка»
Исполняется на один такт.
Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди.
На «затакт и» — слегка подскочив, проскользнуть вперед на низких
полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене,
поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу,
колено направлено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не напряжен
На «раз»—правая нога опускается на низкие полупальцы позади левой ноги в
третью позицию, колено свободно или слегка присогнуто.
На «и» — с чуть заметным подскоком проскользнуть вперед на правой ноге.
Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на
«затакт».
На «два» — левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги,
как на счет «раз».
На «и»—.повторить движение на «затакт».
«Веревочка» исполняется на месте или с продвижением назад.

Движение 18 — «выхилясник»
Исполняется на один такт.
Исходное положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны.
На «раз» — слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено
слегка присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно на носок
правее левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пятка—вправо.
Корпус слегка поворачивается правым плечом вперед, голова повернута к
правому плечу (рис. 28а).
[pic]
[pic]
На «и» — пауза.
На «два» — второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согнуто.
Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно становится на
каблук вперед и чуть вправо. Корпус слегка поворачивается левым плечом
вперед, голова поворачивается к левому плечу (рис. 286).
На «и»— пауза.
С началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и
выполняет «выхилясник» левой ногой по тому же принципу.
«Выхилясник» часто сочетается'с тройными притопами.



Движение 23 — «подбивка»
Исполняется на два такта.
Исходное положение ног: первая позиция.
На «затакт и» — раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по
нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога
немного согнута в колене (рис.ЗОа)
1 такт
На «раз»—правую-ногу, немного согнув в колене, приставить по шестой позиции
к левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от
пола (рис. 306).

На «и»— переступить левой ногой влево во вторую «невыворотную» позицию,
ноги в коленях вытянуты, тяжесть корпуса на левой ноге (рис. ЗОб).
[pic]
[pic]
На «два»—соскочить на правую ногу, слегка присев на ней. Левую ногу резко
выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть поднята над
полом (рис. ЗОг),

2 такт
На «раз» — приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на
нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять.
На «и» — переступить правой ногой вправо во вторую «невыворотную» позицию.
Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге.
На «два» — соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко
выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята
над полом.
На «и» — пауза.
Движение 27 (женское) — «голубцы, с притопом»
Исполняется на два такта.
Исходное положение ног: шестая позиция.
На «затакт и» — слегка присев на левой ноге, поднять правую невысоко в
сторону (рис. 32а).
1 такт
На «раз», — слегка подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув
каблуками (рис. 326).
[pic]
На «и» — с подскока опуститься на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая
вправо и слегка приседая. Правая нога отводится вправо и остается в
воздухе, как на «затакт».
На «два» — второй подскок на левой ноге, подбивая правую ногу, как на
«раз».
На «и»—опуститься на всю ступню левой ноги, как на счет «и» в первый раз
(см. рис. 32а).
2 такт
На «раз» — невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю
ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к
правой.
На «и» — сделать притоп всей ступней левой ноги около правой по шестой
позиции, колени присогнуты.
На «два» - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается
невысоко влево.
На «и»—подскочить на правой ноге, поднять левую, как на «затакт».
Движение продолжается с другой ноги.
Когда «голубец» выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется влево,
левая рука поднимается в сторону, правая на талии, голова поворачивается к
правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус
выпрямляется, голова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на
талию. При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно
меняется.
Движение 51 — «присядка-растяжка»
Исполняется на два такта.
[pic]
Исходное положение ног; первая позиция.
1 такт
На «раз и», «два и» — глубоко присесть на полупальцах обеих ног.
2 такт
На «раз и», «два и» — невысоко подняться с приседания, проскользнуть на
каблуках в широкую вторую позицию, колени вытянуты, носки подняты вверх,
руки раскрыты во вторую позицию, корпус прямой (рис. 40).
Движение 56 — «метелочка»
Исполняется на один такт.
Не поднимаясь с глубокого приседания', исполнитель описывает то одной, то
другой ногой полукруг вперед, скользя внутренней стороной стопы по полу и
переступая на эту ногу. «Метелочка» выполняется с продвижением вперед, руки
во второй позиции.
Исходное положение: глубокое приседание по шестой позиции, руки во второй
позиции.
На «раз» — не поднимаясь с глубокого приседания, сделать правой ногой шаг
вперед на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу (рис. 41а).
На «и» — левая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу, описывает
полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено
присогнуто и направлено вперед (см. рис. 41а)
[pic]
На «два» — не поднимаясь с глубокого приседания, переступить на полупальцы
левой ноги перед правой ногой, делая как бы шаг вперед. Тяжесть тела
переходит на'левую ногу (рис. 416).
На «и» — правая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу описывает
полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено
присогнуто и направлено. вперед (см. рис. 416).

Список литературы:

Реферат. Танцевальное искусство народов Украины.

2) Тамара Степановна Ткаченко, “Народный танец”

3) К. Василенко, Украинские танцы на клубной сцене.




Реферат на тему: Украинское барокко
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ


Литература:



ДИСЦИПЛИНА


ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ



РЕФЕРАТ



УКРАИНСКОЕ БАРОККО



ВЫПОЛНИЛ: СТ. ГР. 51302

ПАДАЛКО С.А.

ПРИНЯЛ: ОРФИНСКИЙ В.П.



ПЕТРОЗАВОДСК 1998


УКРАИНСКОЕ БАРОККО

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену
стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной
культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран.
Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли
лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и
художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в.
барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах
зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был
классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных
странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма,
борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают
иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной
тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется
живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной
выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах
господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных
композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и
пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в
интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны,
иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися
сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по
художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и
удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу.
Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его
чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в
частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль
наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины[2],
воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского
народа 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских
магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования,
иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные
приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика
католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство
большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и
Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному
стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове,
построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это
базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым
центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.е. чертами,
восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью
копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г.
одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу
становится примером для многочисленных католических церквей во многих
странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся
костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский
костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также
многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и
другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского
арсенала во Львове, 1635 г.)
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с
Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. На
воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля,
формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с
Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и
городами переселяется украинское население, основываются новые города и
сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры
–Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место
Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам.
Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей,
домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если
раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство
приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было
централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого
входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам
заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа
каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём
строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём
даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера
приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для
русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли
украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на
Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру
создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой
индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине
XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных
и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским
барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко,
ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно
украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также
католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся
здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим
украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности.
Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а
также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный
характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще
всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно
прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип
древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный
характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII
в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова
Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной
крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены
пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские
фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика
фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII
в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру
светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский
коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума
стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его
ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на
верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания
богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала
XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных
монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по
словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко,
«подлинный шедевр национального архитектурного стиля»[8]. Трапезная
построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора.
К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные
помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над
центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в
культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных
образов. Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится
создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника
содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения
национальной культуры.»[9]
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из
которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям
древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных
церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским
святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в
Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле
считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе
имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в
барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены
декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове.
В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской
(трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный
характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон,
элементы декора)
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре
рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты
проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому
времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших
памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя
высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это
древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки
Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть,
окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх,
трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами,
обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились
традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный,
образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания
с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией,
завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило
ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило
одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине,
построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор
венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с
высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция
здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов
отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане
церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с
прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на
Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и
композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли
свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской
архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может
служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях
подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты
украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных
особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и
вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с
внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных
изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами,
характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К
началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское
духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих
руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и
40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в
постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во
Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие
того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений,
выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например
Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной
структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии
во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании
Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де
Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с
капеллами[11] по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане,
играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад
с портиком[12] и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере
великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского
костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с
творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время
построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В
творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве
случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления
позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма.
Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры –собор
святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор
строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма
преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания,
венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор
Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по
проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский
мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно
вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные,
нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём,
декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от
монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины
сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье
Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По
плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих
церквей. Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего
цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно
оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями
коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями»
типичными для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и
восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после
того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие.
Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы
кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из
ранних таких примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого
монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной
Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г.
крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя,
автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий,
характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником
немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента.
В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для
строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота
составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по
принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй
ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и
четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема
ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные
черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных[13] карнизах и
очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для
того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические
блоки. Цельные керамические коринфские капители[14] имеют 154см в высоту и
140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской
лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не
обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет»[15].
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского
митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит
проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и
характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама – западные
ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой,
оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного
очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным
украинскими мастерами.
Из построек Киева, периода работы в нём Шеделя надо отметить
Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант
города. Над первым этажом, возведённым ешё в начале XVIII в. в 1744-1748
гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной
главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся
кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера
И.Стобенский и С.Стобенский).
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви
–архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для строительства не
случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была
построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева.
Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого
начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь –одно
из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к
национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный
силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающемся
барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали
подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон
читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных
киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики,
светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и золотых капителей и деталей
декора.
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание
Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по
образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский
дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г.
и наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле
растреллиевской архитектуры). Также как и Андреевская церковь он был
украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор
И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в
Киев со своей «командой» –группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в
строительстве и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве. Так,
его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят большое здание Софийской бурсы, в
архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского
барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня
Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761
гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте
горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса подчёркивают
сплошным рустом[16] его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь
плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными
колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой,
покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной
многоярусной «баней» и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир
выполнял вместе с лаврскими мастерами –И.Горохом, И.Шароваром и другими.
Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763-
1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру
архитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.

Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества
другого выдающегося русского архитектора –А.В.Квасова. Он был из тех
русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского
барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и
насыщенной пластикой и декором архитектуры. А.В.Квасов приезжает на Украину
строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752-1763 гг.).
По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся
пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали (
как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки
достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главного
объма здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской
церкви, типично для украинской архитектуры, как и форма крылец.
Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к
традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков
–Разумовских.

Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко –с
пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой
подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове
(1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)
Следует особо сказать о пространственной организации барочных
ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие
ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове,
Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой
целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе
художественной выразительность ансамбля лежит живописный принцип
композиции, характерный ещё для градостроительства древней Руси.
Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного
декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий


Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей
киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский
период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда
создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни,
становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями,
которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются
органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей
придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние
здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются
цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова,
Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и
Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры,
украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При
рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что
многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и
приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи
и при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый
стиль –украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного,
и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный
колорит и непревзойдённейшую красоту.



Литература:


1. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. –Киев.: Будивэльнык,
1989. –стр. 32-49.
2. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. –Москва.: Стройиздат,
1984.
3. Советский энциклопедический словарь.
4. Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4.
-Киев.: Будивэльнык 1986. –стр.261-337.
5. Архитектура Украинской ССР. Том 1. –Москва. 1954.



Отзывы направляйте на Email: padalko@students.soros.karelia.ru



-----------------------
[1] Пилястра (ит.) –плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба,
обычно обработанный по трёхчастной схеме опоры того или иного ордера ( с
основной частью, базой или капителью).
[2] Левобережье, Слобожанщина –исторические названия частей Украины
[3] Экспансия –расширение сферы господства
[4] Костёл –польское название католического храма
[5] Базилика –здание, разделённое продольными рядами колонн или столбов на
несколько частей
[6] Аркбутан (фр.) –наружная каменная полуарка, передающая распор свода
главного нефа внешним опорным столбам –контрфорсам.
[7] Сандрик –небольшой карниз над дверью или окном, иногда опирающийся на
два кронштейна.
[8] Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков. –С.
106.
[9] Там же. –Стр. 129.
[10] Барабан –венчающая часть здания цилиндрической или многогранной формы,
несущая купол или многогранный сомкнутый свод; световой барабан имеет
оконные проёмы.
[11] Капелла –католическая часовня.
[12] Портик –галерея или вход в здание, у которых хотя бы одна из
продольных сторон представляет собой открытую колоннаду.
[13] Раскреповка –небольшой выступ или излом линии фасада, карниза и т.п.
по горизонтали.
[14] Капитель –головная часть колонны, пилястры или столба.
[15] Клессо С.К. Киево-Печёрская лавра. –стр.84.
[16] Руст –отдельный декоративно обработанный тёсаный камень в форме
прямоугольного параллелепипеда в стене





Новинки рефератов ::

Реферат: Бартоломе Эстебан Мурильо (живописец) (Искусство и культура)


Реферат: Вычисление определённого интеграла с помощью метода трапеций на компьютере (Программирование)


Реферат: Социология образования и воспитания (Социология)


Реферат: Мартин Иден (Литература : зарубежная)


Реферат: Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу (Исторические личности)


Реферат: Владимир Мономах (История)


Реферат: Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия (Теория организации)


Реферат: Символы рыб, морских животных и обитателей воды: их значение (семиотика) (Культурология)


Реферат: Всеобщая история государства и права зарубежных стран (История)


Реферат: Пенсионная система России (Страхование)


Реферат: Ароматичні вуглеводні (Химия)


Реферат: Мусоргский - "Картинки с выставки", "Гном" (Музыка)


Реферат: Органтзация перевозок и управление на транспорте (Транспорт)


Реферат: Москва - город-герой (История)


Реферат: Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского (Литература)


Реферат: Екатерина Великая и "Просвещенный Абсолютизм" (Исторические личности)


Реферат: Диплом по легкой промышленности (Технология)


Реферат: Темперамент и характер (Психология)


Реферат: Биология (Биология)


Реферат: Кровавое воскресенье (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист