GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: История женского костюма 20-го века (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История женского костюма 20-го века (Искусство и культура)



10-е. Долой корсеты!
Женская самостоятельность и раскрепощенность имевшая успех в 20-х,
берет свое начало в 10-х годах ХХ века. Первым прорывом стало освобождение
женщин от корсета. Причиной этому послужило рождение в начале десятилетия
двух новых стилей. Первый связан с успехом Дягилевских «Русских сезонов» в
Париже. Тема Востока перешла со сценических костюмов Льва Бакста салоны
модного Парижа, а затем, и всего цивилизованного мира. Этот стиль дарил
свободные силуэты, буйство красок, обилие перьевых украшений и обнаженные
плечи.
Второй тоже родился в Париже в начале 1910-х. Связан он с возрождение
идеалов античной классики. Силуэт прямой, без мучительных утяжек на талии.
И также открытая шея. Новая мода заставила женщин задуматься не только о
нарядах, но и о своем теле. Дамы начинают заботиться о коже и фигуре (без
корсета, но стройность по-прежнему в моде).
Наиболее характерными образом того времени при взгляде из нашего
являются героини немого кино Мери Пикфорд и Вера Холодная.
У этой героини выразительный, подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы
волнистые и часто… стриженные. Да, женщины начали носить стрижки, пока не
короткие, как в 20-х, но волосы уже стали открывать шею. И эта шея была
роскошной! На ней носили украшения из страусиных перьев, приобретших в ту
пору большую популярность. Туалеты дамы были либо прямого силуэта, либо
свободного, приближенного к овалу. В любом случае – корсетов под платьем
больше нет! Более того, подолы слегка укоротились, и дамы имели возможность
похвастаться ботинками на «каблуках Луи» (от имени носившего их в XVIII
веке короля Людовика ХV). В этих ботинках женские ножки выглядели особенно
стройно, что тоже стало возможным продемонстрировать. В качестве аксессуара
дамы носили сумки-саквояж, которые прекрасно сочетались с новым прямым
силуэтом платьев.
Но вдруг вся роскошь Востока, перья и веера, кружева и драгоценные
браслеты исчезли. В 1914 году началась I Мировая война. Женщины заменили в
работе ушедших на фронт мужчин. Им понадобилась более простая и практичная
одежда, не требующая многочасового одевания в сопровождении прислуги.
Экономия и практичность – закон военного времени. Именно в это время
появилась Коко Шанель и подарила работающим женщинам новую практичную
элегантность: трикотаж, мужские шляпы и сумки на ремне. Как непохожа стала
эта деловая леди на полуэфимерное создание начала века…



20-е. Свобода женщинам!!!

Межвоенное поколение 20-х годов не потерялось именно благодаря писателям,
культивировавшим образ этого десятилетия. Романы Хемингуэя, Фицджеральда,
Ремарка навечно сохранили эпоху, возникшую на раздавленных танках
предыдущего десятилетия. Поколение, жившее со скоростью своих спортивных
автомобилей, разрушившее вековые запреты, проповедовавшее неразбавленное
виски, богемные вечеринки и однополую любовь.
Двадцатые - это поколение женщин. Это время неразрывно связано с именем
«великой мадмуазель» Габриэль (Коко) Шанель. Она во многом определила новый
облик женщины, получившей право голоса, право выбора трудовой деятельности,
освободившейся от корсета, и, наконец, осмелившейся показать ноги. Юбка
укоротилась до колен, впервые появились чулки телесного цвета, делавшие
ноги обнаженными. В США, в штате Юта, принимают закон, позволяющий
арестовывать женщин с оголенными икрами. Женщина ощутила себя свободной от
браков, скромности и длинных волос.
Женщина начала активно работать в тех областях, которые ранее считались
чисто мужскими, начала заниматься спортом. Для этого была необходима
простая удобная одежда. Ее и подарила женщинам Шанель. Она сделала трикотаж
модной одеждой для леди из высшего общества, подарила миру знаменитые
«Шанель №5», и в 1924 году изобрела маленькое черное платье – эталон
элегантности и сегодня. Кроме этого, она сделала бижутерию приемлемой для
ношения всеми слоями общества. Белье минимизировалось до короткой
комбинации, штанишек и пояса для чулок.
Самостоятельность женских путешествий ввела в моду пижаму; увлечение
дансингом привело к укороченным вечерним платьям и туфлям с перепонками, в
которых удобно танцевать чарльстон, рэгтайм и фокстрот… Появились женщины-
вамп, с черными тенями и черной губной помадой.
В нашей стране 20-ые определяет Лиля Брик на фотографиях Александра
Родченко. До сих пор образ девушки в косынке с плаката «Лениздата»
преследует нас.
Итак, девушка 20-х - тонкая, с плоской грудью, вытянутым прямым силуэтом,
любящая спорт и танцы. Они пользуется новой химической помадой и компактной
пудрой. Брюнетки с короткой стрижкой «гарсон» или «буби-копф». Таких
стрижек требовали модные шляпки-«колокольчики», закрывающие всю голову и
уши. Часто носили косынки и маленькие чалмы на голове. Женская
самостоятельность породила моду на курение в общественных местах, женщины
демонстрируют длинные мундштуки, плоские портсигары и драгоценные
зажигалки.
Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии,
часто подчеркнутой декоративным поясом. Рисунки на тканях, под влиянием
конструктивизма, предпочитались геометрические. Полосы, зигзаги, круги,
квадраты и т.п. Особенно актуально это было в нашей стране. На ногах
красавицы носили туфли-лодочки на устойчивом каблучке.
Двадцатые раскрепостили женщин. Собственно, то, о чем поют ныне феминистки,
было испробовано еще в далеких двадцатых: курение, работа, вождение
автомобиля, делание денег… Все это дамы делали с присущей им женственностью
и элегантностью. К элегантности их туалетов прибавилась деловая
практичность. Но эта практичность зародилась в середине 1910-х как жесткая
необходимость военного времени…



30-е – роскошь и блеск
Великая депрессия, голодные дети бедствия миллионов сочетались с роскошью
бомонда. Прекрасные дамы, живущие во дворцах и голодающие дети в трущобах,
нищие у бального подъезда. Это, пожалуй, самая яркая картина 30-х.
Беднота носит мятые шляпы со сломанным козырьком, брюки и юбки из грубых
материалов. А истинные леди соревнуются друг с другом в изяществе,
старательно не замечая того, чего трудно не заметить. Моду диктует
Голливуд, здесь рождаются новые образы, новые идеалы.
Кто же она, немного загадочная героиня 30-х? Мне на память приходит
кинозвезда Грета Гарбо. Тонкая, холодная леди с обесцвеченными волосами,
выщипанными бровями, длинными закрученными ресницами и яркими ногтями. Свои
светлые локоны она укладывает в так называемый «пергамент», наиболее
популярная завивка того времени. Ее платья так же элегантны и женственны,
как и она сама. Маделин Вионне ввела моду на вечерние драпированные платья,
скроенные по косой, они соблазнительно обтягивают бедра и расширяются к
низу. Плиссированные юбки и спортивные тапочки имеет в своем арсенале любая
уважающая себя любительница танцев. Танцы и музыка сопутствуют 30-ым. Грета
любит себя украшать, она не показывается на улицу без шляпки с широкими
мягкими полями, мехового боа или длинного шарфа. А без перчаток выйти на
люди считается неприличным. В руках у нее маленькая изящная сумочка, в
которую с трудом влезают косметичка и ключи. Что касается обуви, то в моде
устойчивый каблук, но впервые появляются туфли на платформе.
У нас же ценились женщины помощнее, к труду поприспособленней, чтоб «коня
могла на скаку остановить, в горящую избу войти» и т.д. Идеалом была Любовь
Орлова, тоже блондинка, тоже с тонкими чертами лица, но уж совсем не с
тонкой фигурой.
Тридцатые можно охарактеризовать как время истинной леди, чего уж никак не
было в двадцатых…

Военная мода 40-х
В 1939 году началась II Мировая Война. Вся промышленность
переориентировалась на производство для нужд фронта. И, естественно, это
отразилось на моде тех лет. В режиме строжайшей экономии женщины не могли
позволить себе ни пышных юбок, ни украшений, ни хорошей косметики.
Вечерними туалетами пользовались лишь далекие от войны американки, но и их
коснулись ограничения военного времени. Куда как не прилично выглядели бы
расфуфыренные красотки на фоне проливающейся крови.Модницы тех лет
превратились из роскошных див с экрана в строгих женщин, ожидающих мужчин с
фронта.
Героиня 40-х - это строгая, но очень элегантная дама. Основу ее гардероба
составляют форменные платья и костюмы. Самый распространенный женский
костюм: жакет приталенный, с жесткими небольшими подплечниками, прямой
юбкой до колена. Экономия и только экономия: укороченные юбки,
противогазные сумки на длинном ремне, пробковые танкетки - что поделаешь,
кожа и ткань нужны армии. Про украшения можно вообще забыть, вместо них на
шею повязывали платки или шарфы, шляпки очень маленькие и скромные, иногда
головы повязывали шарфом. Волосы укладывали надо лбом валиком, сзади
подгибали концы и укладывали в сетку. Вместе с возможностью окрашивать
волосы ушла мода на блондинок. Только перчатки, по-прежнему, напоминали о
роскошных тридцатых. Мне вспоминается Марлен Дитрих, которая во время войны
частенько надевала мужской костюм.
В войну появились чулки из нейлона, этот материал был прочнее и дешевле
шелка. Но некоторые не могли позволить себе и этого. Женщины разрисовывали
ноги коричневой краской, а сзади проводили полосы, имитирующие швы от
чулок. Обувь, как и весь наряд, отвечала главному требованию военного
времени: практичность. Она была на прочной подошве-танкетке, на шнуровке.
Но это все Европа, у нас свитер секонд-хэнд из американской посылки
считался роскошью, юбки укорачивали по картинке из случайно попавших
журналов, а, в основном, наши женщины и не думали о моде, думали они совсем
о другом…
Но вот война закончилась, и женщины вновь вспомнили о своих тонких талиях,
светлых волосах, яркой косметике. Словом, назад, к утонченности 30-х…


70-е: на сцене– большеглазые блондинки
В семидесятые индустрия моды, наконец, поверила в эстетику хиппи. Правда,
драные на коленях клеши, умопомрачительной пестроты рубашки и украшения из
унитазных цепей могли себе позволить лишь ультра-модники.

Обычная же светская тусовка все это подобрала в тон, выгладила и причесала.
Вспомните хотя бы костюмы шведской группы АВВА. Все вполне мило и даже
скромно. Да, брюки клеш, но из шелка или трикотажа, да, пестрый батничек,
но клеши-то однотонные, да, длинные волосы, но тщательно расчесанные и
выровненные.

Советский образец модницы тех времен – Барбара Брыльска в роли Нади в
фильме Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром!».
Некоторый налет культуры хиппи стал восприниматься как нечто романтическое.
На авансцену вышла гибкая и, в то же время, хрупкая, высокая (уж никак не
ниже 173 см) и большеглазая блондинка. Скромность (в которой находили
особое очарование и сексуальность), утонченность и естественность стали
идеалом.

Юная девушка с подчеркнутыми макияжем лучистыми глазами в повседневном
наряде предпочитала блузу типа батника, гладкую или с растительным
орнаментом, либо водолазку с узким воротом, обтягивающую фигуру. Водолазка
в 70-х стала настоящим хитом, не иметь ее в гардеробе было просто
неприлично. Их носили все и всюду, мужчина ты или женщина, идешь на деловую
встречу или свидание – этот свитерок твой козырь. Помните Миронова в
«Бриллиантовой руке».
Самая популярная длина юбки - середина икры, лучшая модель клеш. Не важно,
брюки это или юбка. Но не слишком широко. Наиболее экстремальный вариант
брюк – сверху обтягивающие, снизу солнце-клеш. А на хрупких ножках «шузы»
на платформе или на широком устойчивом каблуке.

На плечи спускались чуть подкрученные локоны, на лбу – неизменная косая
челка. Прекрасным дополнением был маленький беретик.

Вечерний наряд большеглазые блондинки украшали деталями романтического
стиля: расклешенные юбки с цветочным орнаментом, воланы, оборки, газовые
шарфы. Ультра - широкие макси-юбки.
Как вы понимаете, мода 70-х довольно притязательна. Помните, как забавно
смотрелись цветастые брюки клеш на Крачковской в «Иване Васильевиче». Да,
эту одежду могли одеть только худощавые особы. Но не 70-е ввели хрупких
девушек в моду, эта традиция началась еще в 60-х…



Лоск 80-х
Мир разбогател и жаждал престижной одежды. Экономический подъем, рост
доходов, повышение жизненного уровня спровоцировали появление неоклассики.
Роскошь во всем – девиз восьмидесятых. Лейблы перемещаются на внешнюю
сторону одежды, все должны видеть, сколько это стоит. Золото, брильянты –
никогда мир не носил таких ярких, бросающихся в глаза украшений.
Женщина 80-х - это бизнес-вумен, с девизом «Давайте жить отлично!», она же
«вамп», она же принцесса. Наша красавица воплощает успех во всем, она
стремится быть шикарной, яркой и немного вульгарной.

Идеал того времени - Мадонна. Блондинка, с яркими, сильно накрашенными
губами и загорелой кожей, у нее начесанные наверх волосы или просто сильно
взлохмаченные. Мадонна не ограничивает себя в косметике, она не скупится на
румяна и помаду. Певица тщательно следит за своим телом, в моде
бодибилдинг.
Женщины активно начинают заниматься спортом и собой. Красивое тело
нуждается в демонстрации. В моду входят обтягивающие платья, мини, легинсы,
широкие декольте. Мадонна, как известно, появлялась на публике именно в
этих нарядах, она нисколько не стеснялась демонстрировать свое тело и
делала это с напором. Ее сексуальность бросается в глаза, это даже
несколько агрессивная сексуальность.

Белье, если оно вообще присутствует, наполнено кружевами и отделкой, вырезы
максимальные, белье подстать костюму, опять-таки много роскоши. В ее
повседневной одежде преобладают платье-труба или юбка-труба, а также
широкие брюки, клетчатые костюмы (пиджак, мини-юбка), длинный свитер с
плиссированной короткой юбкой. Бархат, трикотаж, батик, марлевка, лайкра –
основные ткани ее нарядов.
Главная тенденция восьмидесятых – большие плечи. Плечи подчеркивали в
женщинах деловитость и самостоятельность. Плечи порой были настолько
высоки, что напоминали костюм хоккеиста.
Из украшений певица любит золото, нет, не маленькие золотые сережки, а
огромные серьги (популярны крупные кольца в ушах), большие браслеты и
крупные цепочки, главное, чтобы бросались в глаза.
Обувь, это в основном туфли-лодочки с небольшим каблуком или без него.
Стиль восьмидесятых весьма вульгарен, возможно, именно поэтому он многим и
нравился.
В нашей стране тоже начали происходить удивительные вещи, впервые появился
журнал «Бурда Моден», он стал своеобразным «окном в Европу», наши женщины
смогли иметь хоть какое-то представление о том, что носят женщины
заграницей. Те, кто умел шить, выглядели просто шикарно. Впервые за долгие
годы в СССР прошел конкурс красоты. Символом красоты становится Маша
Калинина, ее принимают за некий эталон моды. Наши женщины стали чувствовать
себя уверенней и свободней. Совершенство и смелость женщины 80-х отразилось
и на Советском Союзе, что обозначало настоящий прорыв.
80-е сделали женщину настолько вульгарно раскрепощенной, в 70 - е такое
никому и не снилось...

Унисекс или веяния феминизма 90-х
Итак, 90-е. Если кто помнит, была такая очень веселая программа на MTV,
рассказывающая о музыке десятилетней давности, а мы расскажем вам о моде
той же давности.
Женщины захотели стать очень похожими на мужчин, одежда отличалась разве
что меньшим размером, наступило десятилетие унисекса, которого так жаждали
феминистки, и от которого сами же очень быстро устали. Все живое и изящное
было придавлено грязными джинсами, рваными кроссовками и мятыми футболками.
Роскошь восьмидесятых всем надоела, пышные формы уступили место полному
отсутствию этих самых округлостей у женщины, но даже если они и были, то
где-то очень глубоко под широкими штанинами и длинными свитерами со швами
наружу.
Кто же она гроза 90-х? Это высокая девушка, с короткой стрижкой, а возможно
и без нее, или она свои волосы превратила в подобие мочалки: африканские
косички или дреды. Наша красавица худа до безобразия, аж кости выпирают:
впалые щечки, маленький бюст, тоненькие ручки. В моде минимализм. Какую
одежду предпочитает девушка 90-х? Не трудно догадаться, что это джинсы,
которые на два размера больше ее собственного, большой свитер или балахон.
На изящные ножки она наденет огромные солдатские ботинки. Мятые футболки,
свитера со швами наружу – очень привлекают молодую особу. В ее гардеробе
можно встретить кожаные штаны, и даже кожаную майку, она предпочитает
косметику темных тонов, например, черную помаду. Украшения нашей героине
больше всего нравятся кожаные, деревянные, из любого «помойного» материала,
только не драгоценного. Девушка не боится проколывать пупок или, скажем,
нос, а может и татуировку набить. Смелость – девиз нашей минималистки.
Мужчины возмущались: «Какой кошмар!», - «А нам наплевать!», - отвечали
грубые женщины.
В принципе, дамы, самые богатые и прежде солидные превратились в панк див,
в моде, джинса, обувь на огромной платформе, таким вот ботиночком ударишь,
в реанимации можно оказаться. Леди поняли, что на работу можно ходить в
джинсах и грубых балахонах. Произошло превращение женщин в подростков
сорванцов. В общем, творили женщины-подростки, что хотели, а самые смелые
вместо носков использовали старые газеты. Тут уже даже самым равнодушным
мужчинам стало не по себе.
В середине девяностых появилась разновидность минимализма – «экологический
стиль». Юбки из рогожки, бюстье в «деревенский цветочек», белье невинное –
как у монастырских воспитанниц. Духи из огорода, запахи всех культур, от
дыни до петрушки, хорошо чеснока и хрена не было, заполонили городские
улицы. Таково было это время, плоды которого мы пожинаем и по сей день.
А причина кроется в слишком уж роскошно-расфуфыренных восьмидесятых…



Мода третьего тысячелетия
Самая-самая девушка наступающего XXI века.
Женское непостоянство, куда уж от него деваться. Десять лет назад кричали,
что мы, мол, независимые, нам плевать, нравимся мы мужчинам или нет, будем
одеваться и стричься, как хочется только нам, женщинам. Унисекс, серость,
впалые щечки и тоненькие ручки, мужчины разочарованно смотрели вслед.
Однако быстро же им это надоело, быстро они соскучились по мужской ласке,
теплу, захотели себя почувствовать нежными и любимыми, соблазнительными и
красивыми. Ох, надолго ли?
Итак, что же представляет из себя девушка третьего тысячелетия? Она должна
быть высокой, у нее стройное гибкое тело, знаменитые 90-60-90 опять
вернулись, конечно же, длинные ноги и загорелая гладкая кожа. У нее большие
глаза, сексуальный рот и гладкие волосы средней длины, общем, мечта, ну уж
если не поэта, то нормального здорового мужчины. В принципе эта девушка нам
уже хорошо знакома, это и Клаудиа Шифер, и Синди Кроуфорд, и Линда
Евангелиста, особа модельного типа, спортсменка, отличница и просто
красавица. Красотку надо достойно одеть, не напяливать же на нее грубые
свитера и рваные джинсы, это осталось в девяностых, там лысые и тощие могли
позволить себе такое, а тут надо что-нибудь поизящней. Блузка на нашей
моднице женственная, часто полупрозрачная, облегающая далеко не скромные
формы, а если наша героиня пойдет в ресторан или на свидание, то, скорее
всего, она не постесняется продемонстрировать обнаженные плечи и спину.
Брюки и юбки девушка носит тоже очень женственные, обтягивающих форм,
легких тканей. Юбки предпочитает средней длины, подчеркивающие красоту ног.
Наша прима 2001 старается в собственном гардеробе держать бордовые,
болотные, сиреневые цвета, и, конечно же, много золотого блеска. Обувь
должна быть обязательно на каблуке, можно на высоком, а можно на низком.
Сумочки очень маленькие, причудливых форм и красивых отделок. Наша красотка
сочетает женственность с некоторой игривостью, она любит всякие «штучки»,
типа бахромы, бисера, металлических украшений, вобщем, как говорили наши
бабушки «хвостом вильнуть»…Никакой грубости, простоты, тщательная отделка,
красота и изящество – вот девиз женщины 2001.
Такова героиня третьего тысячелетия, наверное, ее сочли бы совершенно не
модной и безвкусной еще несколько лет назад. А представляете, как бы на нее
посмотрели жители, скажем, 19 века. Прошлась бы наша красавица, с
оголенными ногами и грудью по улицам Питера, думаю, назвали бы ее очень
нехорошим словом. А если бы она появилась лет 500 назад, могли бы и камнями
закидать или на кол посадить.







Реферат на тему: История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ



Новгородский Государственный Университет

имени Ярослава Мудрого
Кафедра отечественной истории



Реферат на тему:

История и архитектурный ансамбль
НОВГОРОДСКОГО

СВЯТО-ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ



Выполнено
студенткой


Литвиновой Елизаветой,

ФИЯ, Гр. № 8172, I курс.

Научный руководитель:
Доцент К.А. Коварская.



Новгород
1999



Содержание


1. Вступление
2. Основание монастыря
3. Роль монастырей в Древнерусском государстве
4. Архитектурные сооружения
4.1 Георгиевский собор
а) История основания. Зодчий.
б) Строительство
в) Архитектурные особенности
г) Значение собора в связи с ролью монастыря
д) Реконструкции собора
4.2 Колокольня
5. Место Свято-Юрьевой Лавры в политической жизни
Новгорода
6. Священные обычаи Юрьева монастыря
7. Захоронения
8. Потеря монастырем прежних позиций в 18 веке
9. 18-19 века. Настоятель Фотий и Анна Орлова.
Восстановление монастыря.
10. Использование монастыря в качестве тюрьмы
11. 30-40 гг 20 века в истории Юрьева монастыря
12. Юрьевский монастырь в послевоенное и настоящее
время
13. Заключение



Выбор темы был обусловлен, прежде всего, тем, что Юрьевский
монастырь, знакомый всем новгородцам с самого детства, помимо спокойной
умиротворяющей красоты, является обладателем интересной и противоречивой
судьбы, схожей в чем-то с судьбой самого Новгорода. Нам кажется, он мог бы
быть по праву назван олицетворением этого великого города. Такой же
могущественный в своих владениях, стоявший особняком от всех остальных
монастырей, обладавший неизмеримой властью и богатством, он встречает
множество перипетий на своем историческом жизненном пути. Характер его –
характер всего города. Вместе с Новгородом он богатеет, вместе с ним и
остается забытым и заброшенным на печальном отрезке в истории города.
Переживает войну, разруху, но затем все же постепенно возрождается. Юрьев
монастырь – это одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании
города у его жителей и одно из самых теплых воспоминаний для покинувших
Новгород. Ведь здесь тишина, умиротворение, даже несмотря на соседство
пляжа и околопляжных увеселительных заведений. Здесь спрятана великая
история...



1. Юрьево находится у истока Волхова из озера Ильмень. Его окружают
заливные луга, травы летом достигают высоты почти в человеческий рост, и
неоглядная гладь озера Ильмень вдали. На северной стороне расстилается
перед обителью весь Новгород, на востоке видно за Волховом Городище, на юге
синеет длинная полоса воды.
Сочетание спокойной северной природы с памятником прошлого
заинтересовало даже кинематографистов ряда студий страны, и здесь
проводились натурные съёмки эпизодов художественных картин.
2. Основание монастыря русский историк Татищев относил к 1030 г. На
этот год есть ссылка и в других работах. В этот год князь Ярослав Мудрый,
крещёный именем Георгий (или Юрий, что в переводе с греческого –
«земледелец») основал город Юрьев (сейчас Тарту), ставший впоследствии
одним из важнейших центров Новгородской республики, и развернул
строительство в Киеве и Новгороде. Для храма новгородцы избрали место на
пути к загородной княжеской резиденции, которая находилась в деревне Ракомо
на берегу озера Ильмень. Имя князя определило название монастыря. Не
известно, был ли монастырь деревянным или каменным, но, как пишет в своем
труде архимандрит Макарий, «не в больших размерах». Хотя уже в 1092 году
Юрьев монастырь был расширен в своих объемах.
3. Монастыри Древней Руси служили культурными центрами. Здесь велись
летописи, собирались и переписывались книги, веками накапливались ювелирные
изделия, узорчатое шитье, иконы, созданные руками монахов и крепостных.
Основатели обеспечивали монастыри земельными владениями, доход с
которых шел на содержание обители. Кстати, особая жалованная грамота,
подтверждавшая права на землю, была выдана Юрьеву монастырю одному из
первых. Источников умножения земельных и денежных богатств у монастырей
было несколько. Один из них – вклад «по душе». Таким дарением
обеспечивались молитвы монастырских монахов по душе умершего вкладчика и
его родственников. По выражению В.О.Ключевского: «Древнерусскому человеку
вообразить себя на том свете без заказного поминовения было также страшно,
как ребенку остаться без матери в незнакомом, пустынном месте». Другой путь
– это вклад «для пострижения». Богоугодным делом считалось отречься от мира
через пострижение в монахи даже за несколько минут до смерти. В монастырях
постригались перед смертью многие бояре, здесь они хоронили своих
родственников.
В монастыри часто помещали деньги и добро, чтобы уберечь их от частых
пожаров и грабежей во время то и дело вспыхивающих восстаний, поскольку
обители в своем большинстве находились за городской чертой.
4.1.а) Главной достопримечательностью Юрьева монастыря по праву
считается Георгиевский собор. Вероятно, первая Георгиевская церковь,
основанная вместе с монастырем и посвященная также Ярославу Мудрому, была
деревянной. Самые ранние сведения о каменном соборе относятся к началу 12
века. В Третьей Новгородской летописи записано, что Великий князь Всеволод
Мстиславович «заложи церковь каменну во имя Георгия» летом 1119 по новому
летоисчислению.
Имя зодчего было Петр. По словам архимандрита Макария, Петр мог быть
из числа первых русских художников, обучавшихся искусству у Греков.
Мастер творил в эпоху социальных противоречий на Руси. Несмотря на
усилия Владимира Мономаха править огромной державой, Русь продолжала
распадаться на удельные княжества. Господин Великий Новгород стремился
всячески оградить себя от влияния князей Киева. Только исключительные
личные качества могли обеспечить им авторитет у новгородцев. Такого
авторитета смог добиться Мстислав, сын Владимира Мономаха и Гиты (дочери
английского короля Геральда II). Воспитанный в Новгороде и около 30 лет
княживший в нем, он развернул в городе и его окрестностях большое
строительство, доказывая тем самым, что князья всё ещё богаты и сильны.
Вскоре после отъезда Мстислава в Белгород его сын Всеволод велел заложить
еще один храм – теперь уже в Юрьеве. Это и был Георгиевский собор.
б) Первоначально зодчий выполнял модель собора из глины, уточняя
пропорции. Затем для закладки здания было выбрано место, где сточные воды
не задерживались на поверхности земли, а почвенные - близко к ней не
подходили.
Началось рытье рвов под фундамент, затем закладка самого фундамента:
деревянные лежни, на которые легли валуны и камни поменьше, залитые потом
смесью извести с песком и толченым боем кирпича – цемянкой. Хотя ни в одной
летописи не сказано, сколько продолжалось строительство собора,
предполагают, что оно длилось более десятилетия. Работали только в теплое
время года – с поздней весны до ранней осени. Храм был закончен, освящен и
торжественно открыт в 1130 году.
в) Декоративные элементы оживляют обширные плоскости фасадов игрой
света и тени. Особую художественную выразительность зданию в прошлом
придавал естественный цвет стен, сложенных из серого, голубого и розоватого
известняка-ракушечника (стены начали белить только с 15 века) и фресковые
росписи на них (не сохранились).
На неискушенный взгляд, особенности архитектуры незаметны. Собор имеет
простую призматическую форму и завершается главами, крытыми свинцовыми
пластинами. Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармонии самых
обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Стены
Георгиевского собора, как и всех древних новгородских церквей, имеют
неровную фактуру, словно они вылеплены руками.
Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие
росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри. Ощущение особой
торжественности придает зданию гулкая тишина и эхо, рождаемое под его
сводами. Иконы местного ряда выделялись особым богатством: позолоченными
окладами с золотыми венцами, бриллиантами, изумрудами, жемчугом, рубинами.
г) Создав парадные сооружения, зодчий придал ему облик суровой
неприступности. Он как бы подчеркнул особую роль, которую стал играть Юрьев
монастырь в жизни Новгорода. Расположенный на водном пути «из варяг в
греки», монастырь вместе с Городищем образовал своего рода южные ворота
города и был построен с учетом его возможных оборонительных функций.
Мысль о единстве светской и духовной власти подчеркивает архитектурное
сходство Благовещенского и Георгиевского соборов, вставших друг против
друга на противоположных берегах Волхова.
д) Георгиевский собор был обновлен и реконструирован много раз.
Например, при вторжении Шведов на Новгородскую землю новгородцы сами
сжигали монастыри и церкви, в их числе был и Юрьевский монастырь. Во время
многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты
их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же
монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял
свою первоначальную форму.
4.2 Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17
века, в описях она показана «каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9
колоколами и боевыми часами о 4 колоколах». К началу 18 века количество
колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.
5. Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни
монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище
становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя
Софию, превращается в княжескую усыпальницу.
В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой
республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства.
По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и
издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла
за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в
1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались
приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья,
пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их
действиями следили жившие в деревнях «посельные монахи».
Из-за своего привилегированного положения среди новгородских
монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены
– с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом
после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право
архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе.
Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных
делах и посольствах.
6. Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со
времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во
время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола
ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой
лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и
благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом.
Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое
ударяли.
Не менее древним было празднование дня святого великомученика Георгия
в апреле. Проводились пышные службы, Владыка ездил к монастырю к всенощному
бдению и совершал литургию. Его встречали с крестами на берегу Волхова,
Когда он приплывал на праздник в лодке.
7. Георгиевский собор Юрьева монастыря – место захоронения князей,
посадников, духовенства, В 12 веке здесь были погребены князья Ростислав
Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский. Здесь же находятся
могилы матери и брата Александра Невского молодого князя Федора, а также
князя Дмитрия Шемяки. На территории монастыря похоронен автор подробного
описания жизни Юрьева монастыря – новгородский митрополит Макарий.
8. Когда Новгород присоединили к Москве, энергичный и властолюбивый
Иван III приказал построить мост через Волхов к Юрьеву. Мост был снесен,
как и прежний, волховской водой. Но более беспокоила обитель потеря по
указу Ивана III половины земель.
С начала 18 в. Новгород превратился в глухой провинциальный городок
России, уступив приоритет Петербургу. От Юрьева монастыря отошли угодья,
крестьяне, приписные обители, он обветшал.
9. В 19 в. заметной фигурой стал монах Юрьева монастыря Фотий. Судьба
его как священнослужителя была не очень благополучна, пока на пути его не
встретилась и не стала его духовной дочерью миллионерша Анна Орлова.
Благодаря связям Орловой о Фотие узнали в Петербурге. Он обратил на себя
внимание прежде всего порицанием распространённых в то время мистических
настроений в свете. Фотий добился аудиенции у императора Александра I и
вскоре стал его приближенным. Анна Орлова, обладавшая несметным богатством,
летом жила в полукилометре от Свято-Юрьева. На её деньги был заново
отстроен монастырь, вернувший былое могущество и богатство и ставший
единственным в губернии миллионером. Она же построила дорогу, по которой
сейчас едут сюда паломники и туристы.
10. Об использовании монастыря как тюрьмы в 18-19 веках есть целый ряд
документов. Сюда ссылались люди разных сословий за разнообразные проступки,
но наибольшую часть монастырских узников составляло духовенство, ссылаемое
за «непристойные духовному сану поступки», «за раскол», а иногда за
пьянство, воровство, прелюбодеяние.
11. В 30-х. гг. нашего века в Юрьеве были проведены реставрационные
работы. Была как бы снята короста, наросшая за века, убраны надстройки. И
монастырь предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). Он
был еще раз разрушен в начале 40-х годов, когда недалеко проходила линия
фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его некогда
белых стенах были расположены снайперские гнезда.
12. Облик монастыря складывался на протяжении более чем 8 столетий, 70
лет хватило, чтобы изменить этот облик до неузнаваемости. Почта, магазин,
ПТУ, чего только не было на территории монастыря, и без того пострадавшего
в годы войны. В несуществующей ныне библиотеке монастыря, согласно описи
1917 года, хранилось ранее около 4000 рукописей и старопечатных книг. Для
монастыря они сейчас практически утеряны.
И лишь с полдесятка лет назад возобновились службы. В 1988 году в
честь святого Георгия в храме поставили «кружку» для сбора средств на
реставрацию памятников зодчества. В 1989 открыли собственный художественный
салон. В фонотеке Института русской литературы (Санкт-Петербург) бережно
хранится чудом уцелевшая получасовая запись звона Юрьевских колоколов 1932
года. Самые известные и ценные из них – это «Неопалимая купина», весом в
2100 пудов, и «Крест» - 1140 пудов, отлитые в начале 19 века. С 70-х годов
шла работа по реставрации настенной живописи. И заботами владыки –
архиепископа Новгородского и Старорусского Льва - монастырь был возвращен к
жизни, корпуса хорошо отремонтированы, в саду - ухоженные вишневые деревья
и пышные розовые кусты. Конечно, до былого великолепия садов, когда счет
велся на сотни деревьев, еще далеко. Но в садово-огородных делах помогают
студенты сельхоз-академии, например, вырастить и убрать овощи.
На настоящий момент в монастыре живут около 50 человек: три монаха,
инок, шесть послушников, трудники. Приход маленький – человек 20 приезжают
из города по воскресеньям. Здесь очень привечают паломников. Живет
пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный Георгиевский собор.
Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу обитель обзаводится
хозяйством. Заново отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими
печками. Восстановлен святой источник, в свое время варварски заваленный
камнями и зацементированный с непонятной для нормального человека целью.
13. Хочется надеяться, что так легко и бессмысленно разбитый и
заброшенный и так долго и трудно идущий к своему возрождению Юрьев
монастырь обретет, наконец, былое величие и славу. Даже если, скорее всего,
случиться это не через год и не через несколько лет.



Перечень литературных источников:


. В Свято-Юрьевом идут службы Э. Усманова, «Экономика и жизнь», СПб,
региональный выпуск, 1997.
Статья, посвященная состоянию монастыря в наши дни.
. Голос «Неопалимой купины» Г.Нарышкин, «Новгородская правда», 1990.
Из истории колоколов звонницы Свято-Юрьевой Лавры; послевоенные годы в
монастыре, восстановление в 70-х, 80-х.
. За стенами Юрьевского монастыря Г.Нарышкин, «Новгород», 1995.
Комплекс Свято-Юрьевой Лавры, жизнь в стенах монастыря в 90-е гг.
. Монастырь у истока Волхова Н.Жерве, «Где святая София, там и Новгород»,
СПб, 1997.
Глава, посвященная описанию Юрьевского монастыря от основания до нынешних
дней, из сборника научных статей о новгородской истории и архитектуре.
. Новая жизнь древней обители Т.Данилова, «Новгородские епархиальные
ведомости», 1997
Точка зрения Православной церкви на историю и сегодняшнее состояние
монастыря.
. Описание нового общежительного первоклассного Юрьева монастыря
Архимандрит Макарий, М., 1858.
История и жизнеописание Свято-Юрьевой Лавры вплоть до 19 века от лица его
настоятеля.
. Путеводитель по Новгороду В.Ласковский, Новг., 1910.
Подробное описание архитектурных достопримечательностей дореволюционного
Новгорода с историческими справками.
. Северный страж Руси В.Андреев, Лениздат, 1983.
Книга кандидата исторических наук о древнем Новгороде, его роли в
становлении Русского государства; глава «Власти светские и церковные»
содержит сведения о роли монастырей в Древней Руси, в частности, в Великом
Новгороде.
. Юрьево П.Золин, Лениздат, 1979.
Брошюра кандидата исторических наук об архитектурных памятниках Юрьева
монастыря и исторических событиях, сязанных с этими местами.
. Юрьево А.Семенов, книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1959.
История Новгородского Юрьевского монастыря и его архитектурный ансамбль.




Новинки рефератов ::

Реферат: Социология - Наука об обществе (Социология)


Реферат: Серебряно-цинковые источники тока (Химия)


Реферат: Апокалипсис (Религия)


Реферат: Методика обучения письму (Педагогика)


Реферат: Государственное устройство (Теория государства и права)


Реферат: Договор долевого строительства (Право)


Реферат: Селюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: Защита в чрезвычайных ситуациях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования РФ (Страхование)


Реферат: Основы здорового образа жизни (Спорт)


Реферат: История Русской Церкви (Религия)


Реферат: История возникновения пельменей (Кулинария)


Реферат: Анализ криптостойкости методов защиты информации в операционных системах Microsoft Window 9x (Программирование)


Реферат: Взаимодействие человека и компа (Программирование)


Реферат: Базы данных в INTERNET (Программирование)


Реферат: Реформирование налоговой системы России (Налоги)


Реферат: Обществознание 11-й класс (Педагогика)


Реферат: Методы и средства контактных электроизмерений температуры (Физика)


Реферат: Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья (История)


Реферат: Договр финансовой аренды (лизинга) (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист