GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование Киевского государства (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование Киевского государства (История)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
ЮЖНО - САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

НА ТЕМУ “Образование Киевского государства ( IX в.).
Норманнская и антинорманская концепции образования
Киевского государства”.



г. Южно - Сахалинск
2002 г.



П Л А Н.


СТР.

1. ВВЕДЕНИЕ.
3

2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.
4

3. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. 7

4. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. 10

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
13



1. ВВЕДЕНИЕ.

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте
социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого
опыта - первейшая задача истории.
И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды
жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального
опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На
исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным,
непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости,
свободе, равенству, красоте.
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом
истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические
силы. С сылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому
в истолковании тех или иных исторических событий наблюдаются
непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность
людей в результатах изучения своего прошлого даёт определённые
основания для скептического отношения к истории как к науке,
объективно оценивающей события и законы исторического развития.
Часто можно услышать слова о том, что история используется для
обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая
партия переписывает историю заново, что это “политика, опрокинутая
в прошлое”. Высказывается точка зрения, что прошлое можно
объективно познать, лишь изолировать от современности. Скептики
также утверждают, что в век научно - технической революции история
только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую
точность естественных наук. Наконец в качестве аргумента о
несостоятельности истории как науки приводится мысль о
невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-
за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся данных о
реально происходивших событиях.
Нельзя создать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во
все времена. Всестороннее научное исследование материальной и
духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и
проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Всё это
свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее
понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит
задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет
не только нравственную, но и практическую ценность.

Древнейшая история России туманна и загадочна. Время
оставило слишком мало источников, по которым историки и археологи
могли бы восстановить картину столь давнего прошлого. Скупое
повествование летописи, которое становится более или менее
связанным и обрастает подробностями только с середины XI в.;
отрывочные и противоречивые рассказы иностранных путешественников;
краткие своды законов; величественные храмы, многократно
перестраивавшиеся на протяжении более поздних столетий; черепки
сосудов, бусины, монеты, печати и прочие предметы, извлекаемые
археологами из-под земли, - вот и всё, чем может воспользоваться
учёный, реконструируя восточнославянскую и русскую древность.
Нередко из - за отсутствия необходимых сведений
исследователи восполняют пробелы в истории этого периода,
доверившись собственному воображению.
Картина этих времён очень расплывчата и прослеживается по
источникам чаще приблизительно, чем точно.

2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ.

Как и в жизни каждого человека, в истории государства есть
рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал
русской истории, где тот росток, из которого выросло раскидистое и
могучее “древо государства Российского”? Это поистине вопрос из
вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие
умы исторической науки.

Восточные славяне составляли значительную часть населения
Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели
различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков, к VII
в. получило распространение общее наименование “славяне”.
Среди славянских племён были, как представляется учёным, и
русы (росы). Как считают историки, территорией русов была, видимо,
лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось,
в бассейне которой росы жили.
Крупными восточно - славянскими племенными группами были
поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи,
половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что
это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что
славяне жили соседскими общинами, характерными для времени
разложения первобытно - общинного строя, зарождения классов,
развития имущественной дифференциации.
В середине 1 тысячелетия основным занятием восточных славян
было земледелие, наиболее развитое на юге (пашенное землевладение).
В лесной полосе пашенное земледелие стало преобладающей формой в
конце 1 тысячелетия.
В первой половине 1 тысячелетия в более развитых южных
областях территории восточных славян начался процесс разложения
первобытно - общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все
основные восточно - славянские племена.
Долгое время славяне не оставляли своих воинственных обычаев
и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной
добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на
соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть
военной добычи славянские князья распределяли между своими
соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов
Одновременно вокруг князей складывались дружины - группы постоянных
боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных
воинов и советников.
Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не
раб) был вооружён и входил в ополчение. Выделение дружин было
существенным этапом в расслоении славянской общины и превращением
власти князя из родоплеменной в государственную.
По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением
плуга и железного сошника, с применением скота как тяговой силы,
возросла производительность труда. Необходимость в коллективном
труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела
хозяйство самостоятельно.
Развивается ремесло, всё большее значение приобретает
торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его
производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда.
В сельской общине начинается процесс социального расслоения,
выделения богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации
соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского
труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым
землевладельцам, “большим” хозяевам (боярам).
Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные
(дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с
населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их
руках оказывалась значительная часть рабов из пленных.
Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников
складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не
только рабов, но и рядовых крестьян - общинников.
В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян -
общинников от князей - военачальников, их дружин, которые
обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно
приносимая военачальниками дань становится обязательной,
превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые
соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.
Таким образом, социально - экономический строй восточного
славянства во второй половине 1 тысячелетия характеризуется
разложением первобытно - общинного строя, формированием классового
антагонистического общества, превращением родовых органов власти в
органы экономически господствующего класса и наконец появлением
государства.
Но при этом политическая власть наряду с функциями
обслуживания интересов и организации принуждения в части общества,
определённого класса сохраняло и функции так называемых общих дел,
обслуживание интересов всего общества.
В VII в. источники свидетельствуют о существовании трёх
больших политических объединений восточных славян: Куявия, Славия
(в районе озера Ильмень), Артания (предположительно Тмутаракань,
располагавшаяся на Таманском полуострове).

Возникновение государственности у восточных славян было
подготовленно прежде всего внутренними, социально - экономическими
процессами. Но большое значение имели и другие факторы -
необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними
племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение
проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода
противоречий.
Власть вождей племенных союзов (князей) и других
организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно
увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы
для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат
политической власти.
Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей
сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные
отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только
зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и
другие стремились захватить главное богатство - землю.
Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых
народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не
принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в
зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому
собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и
рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились
феодальные.
Вопрос о том, почему разложение первобытно - общинного строя
у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что
первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и
рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию
феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не
изучен.
Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе
всестороннего исследования конкретно - исторического процесса
развития восточно - славянского общества в период разложения
первобытно - общинного строя, с учётом особенности земледелия -
основного занятия населения - в условиях сурового климата, сложной
географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии
восточных славян в значительной степени было затруднено из - за
краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего
содержания рабов в осенне - зимние месяцы. В то же время развитие
производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его
собственное хозяйство, получать от него доход (используя
внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов
зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в
крепостных крестьян.
Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой
эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии
рабовладельческую формацию.
О политическом строе первых восточно - славянских государств
можно лишь делать предположения, основанные на археологических
данных, сведениях историков древности, документах более позднего
времени. Во главе государств восточных славян, видимо, стояли
князья, опиравшиеся на дружины, представителей прежней
родоплеменной знати, собрания горожан - вече.

3. ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое
крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование
этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и
обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между
существовавшими государственными образованиями отдельных славянских
племён.
Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя
торговля (известный водный торговый путь “из варяг в греки”),
сложные политические отношения с Византией, а также необходимость
борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён
нападавших на других славян. Всё это требовало создания
объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.
Важным фактором, слимулировавшим объединение, была
определенная этническая общность славян, сходство языческих
верований.
Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь,
имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и
сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой
классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В
Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы
государственной власти произошел раньше нежели в других славянских
землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель,
многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину,
наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы
власти могли играть роль центрального управления, оказывать
определённое содействие местным князьям. Складывание крупного
Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во
второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших
славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия).
Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя
титуловать) подчинились все основные восточно - славянские земли.
Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в.,
просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию
с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам
населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до
устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.
Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы,
имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со
многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с
Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым
русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в
Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и
Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов,
уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.
Объединение восточных славян в единое государство обеспечило
дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и
помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое
значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского,
белорусского), так как была первой ступенью в истории
государственности их общего предка - древнерусской народности.
Древнерусское государство способствовало дальнейшему
развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов -
землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как
раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь
киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление
страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных
тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён,
возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым
государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с
защитой его границ: отражение набегов кочевников -печенегов, борьба
с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.
Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю
политику киевских великих князей.
С 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде. По традиции с этого
времени ведут начало русской государственности.
По данным летописи, в 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего
сына Игоря, а власть перешла е его родственнику Олегу.
Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных
феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной
зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти
киевские великие князья постарались заменить местных князей своими
ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.
Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям.
Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе
Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе
существования Древнерусского государства его функции заключались
главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в
сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя
усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в
области управления: назначение местной администрации, княжеских
агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство
внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных
повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных
пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов.
Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на
совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко
определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие
вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

4. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Вокруг этого летописного исторического предания издавна
ведутся споры. Известия летописца стали основанием для
возникновения в XVIII в. “норманской теории”, согласно которой
государство у славян создали норманны - скандинавские викинги,
которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории
подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы
создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного
монархически. Норманская теория имела особое политическое значение
для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье
немцев в государственном аппарате России.
Зарубежные историки - норманисты также подчёркивали, что
славяне до прихода варягов жили “зверинским образом” (как сказано в
летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность,
неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные
отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда
полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их
участие в создании древнерусской госудасртвенности. Ряд историков,
считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу
Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные
племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена
находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши
варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих условиях
собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями:
“Земля наша наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да
поидите княжить и володеть нами”. Власть над Новгородом и
окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей,
старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало
княжеской династии.
Впервые норманская теория была сформулирована немецкими
учёными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашёнными для работы в
Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В.
Ломоносов.

Попытаемся, как говорили древние историки, “без гнева и
пристрастия” разобраться в этом вопросе. Какова историческая
достоверность летописного сказания?
Учёные уже доказали вымышленность двух братьев - Синеуса и
Трувора, родственников Рюрика. Однако сам Рюрик является, по мнению
большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в
скандинавских источниках упомянут конунг (правитель) с таким
именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда,
по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов
как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит
как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей
- беспристрастной - силы по отношению к борющимся за власть
группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги
были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты
земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже
наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как
правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их
участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные
взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов
сколько - нибудь заметного влияния варягов на экономические и
социально - политические институты славян, а также на их язык и
культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а
служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество.
Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.
Не обнаружено и каких - либо данных о колонизации Руси варягами.
Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для
древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о
призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства,
об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.
Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира - их летопись
именует “мужами”, приближёнными Рюрика. Некоторые исследователи
считают их потомками основателя Киева - князя Кия, представителями
местной “полянской” княжеской династии. Однако их имена, как и
имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское
происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар).
Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские
имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка,
правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами -
племенными старейшинами, местными “светлыми и пресветлыми
князьями”. Одновременно происходила быстрая славянизация
скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами
скандинавской по происхождению династии русских князей является
чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика - Святослав. А имена
последующих великих князей киевские - почти все славянские.
Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены
так называемые “дружинные курганы”, содержащие богатые погребения
древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный
обряд (сожжение покойника в ладье, со строго определённым набором
украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских
обычаев. Данные археологические исследования позволяют утверждать,
что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской
культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X - первой
половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном
завершился.
Учёные спорят о том, каково происхождение названия “Русь”.
Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось
(приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами -
земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово
“Русь” - не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано
от названия южного берега Швеции - “Руслаген”.
В истории достаточно примеров, когда основателями правящих
династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был
первый князь - вопрос важный, но не первостепенный.
Славяне и скандинавы находились в VIII - IX вв. примерно на
одном уровне социального развития. В этих условиях викинги,
разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры,
ни государственности.
Историки обладают убедительными доказательствами, что есть
все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции
государственности сложились задолго до призвания варягов.
Государственные институты возникают в результате развития общества.
Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и
погасить внутренние, социальные конфликты. Действия отдельных
крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства
определяют конкретные проявления этого процесса.
Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел
место, говорит не столько о возникновении русской
государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Да
и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, -
значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи,
осели в уже существующих городах. Само их существование -
показатель высокого развития восточнославянского общества.
Именно города выступают основой формирования нового,
государственного деления славян взамен древнего, племенного.
Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала
внешняя опасность, экономической основой - торговый путь “из варяг
в греки”, зачинателями объединения оказались Новгород и Киев - два
важнейших восточно - славянских центра, а выполнил историческую
миссию объединения князь Олег (882 - 912 гг.), прозванный Вещим.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как бы ни различались мнения историков, важно одно - факт
основания 862 г. в Новгороде княжеской династии, правившей более
семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчёта
исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских
и киевских земель - как повторный момент в исторических судьбах
восточных славян. По замечанию одного из отечественных историков,
“сквозь красивый туман народного сказания история ... видна лишь со
времён Олега”. Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег фигура не
легендарная, а историческая.

В современную эпоху вполне доказана научная
несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение
Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.
Однако её политический смысл представляет опасность и в наши дни.
“Норманисты” исходят из положения о якобы исконной отсталости
русского народа, который, по их мнению, не способен к
самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они
полагают, только под иноземным руководством и по иноземным
образцам.

Таким образом, главными свидетельствами формирующейся
государственности было: широкое распространение земледелия с
использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и
превращение её в соседскую, рост числа городов, возникновение
дружины, т.е. в результате экономического и социально -
политического развития у восточно - слявянских племён начала
складываться государственность.

Я считаю, что образование государства Русь (Древнерусского
государства или, как его называли по столице, Киевской Руси) -
закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно
- общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов.
Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути:
первобытно - общинные традиции ещё долго сохраняли место во всех
сферах жизни восточно - славянского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1. История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева
Н.Г., Сивохина Т.А., М., “Проспект”, 1999.

2. История России. С древнейших времён до конца XVII в. Под ред.
Сахарова А.Н., Новосельцева А.П., М., 1996.

3. История России. В.И. Моряков, В.А. Фёдоров, Ю.А. Щетинов.
Пособие для старшекласников и абитуриентов. “ЧеРо”, М., 2001.

4. История отечества: С древнейших времён до наших дней. Учебное
пособие. 2-е издание, Под ред. Артёмова В.В., Лубченкова Ю.Н. М.,
1999.

5. Энциклопедия. История России и её ближайших соседей. Состав.
Исмаилова С.Т., М., Аванта +, 1996.







Реферат на тему: Образование Москвы

ПЛАН.


1.Предисловие.
2.Что мы знаем (или чего не знаем) о древней Москве?
3.Легенды, былины, сказки...
4.Откуда произошло название "Москва"
5.Когда возникло первое поселение на территории Москвы?
6.Основатель Москвы.
7.События, предшествовавшие основанию Москвы.
8.Летописные источники и предания о начале Москвы.
9.История Ростово-Суздальской земли в X - начале XII веков.
10.Деятельность Юрия Долгорукого в 1132-39 гг.
11.Деятельность Юрия Долгорукого в 1139-46 гг.
12.Деятельность Юрия Долгорукого в 1146-47 гг.
13.Приобретение Москвы Юрием Долгоруким. Юрий Долгорукий, Кучка и Андрей
Боголюбский.
14.Время перехода..
15.События, связанные со строительством "града Москвы". Деятельность Юрия
Долгорукого в 1149-55 гг.
16.Уход Андрея Владимировича на Северо-Восток
17.Строительство Москвы.
18.Заключение.
19.Литература.



[pic]

Предисловие.
Москва – это первопрестольная столица России, сердце ее, так сказать,-
представляет столько замечательного, поучительного, священного, что в силу
весьма естественных движений души русской хочется знать: откуда все это?
как произошло? как зародилось? как возникало?
Возникало все это вместе с самой Москвой постепенно, последовательно, не
вдруг, а веками. Много надо было времени, чтобы Москва стала средоточием,
куда начали стекаться соки внутренней народной жизни, стала зерном, из
которого развилась сила и крепость Русского государства. Москва крепла
постепенно, но зато прочно, твердо, самостоятельно, будучи при этом как бы
искупительной жертвой России через нашествия, погромы, смуты, пожары и
всякого рода другие народные бедствия. Все это Москва перенесла в силу
своей непоколебимой твердости духа, в силу своей безграничной веры и стала
как бы второй Россией, сплотив воедино все, что дорого русскому сердцу, что
свято для всякого православного русского гражданина.
Таким образом, история Москвы есть история всей России, и Карамзин был
прав вполне, сказав: «Кто хочет знать Россию, побывай в Москве».


Что мы знаем (или чего не знаем) о древней Москве?
Основание Москвы увековечено памятником, установленным по случаю 800 -
летия города на Тверской (бывшей Советской) площади. Каждый москвич знает,
что бронзовый витязь на могучем коне - князь Юрий Долгорукий, что
величественным жестом он указывает место закладки нового города. Города,
ставшего спустя несколько веков одним из крупнейших и знаменитейших городов
мира. Издавна считается, что именно Юрий Долгорукий в 1147 г. основал
Москву.
Но так считается только потому, что о первых годах и даже веках
существования Москвы мы не знаем почти ничего.
Больше всего сведений о тех далеких временах дают летописные хроники, в
которые монахи заносили из года в год все достойные упоминания события.
Самые древние известные хроники о Москве ничего не сообщали, и лишь в 1147
г. в Ипатьевской летописи есть запись о том, что князь Юрий Долгорукий
пригласил своего союзника, князя Святослава, к себе "в Москов". Это
короткое сообщение стало самым известным во всей летописи. Оно разошлось по
сотням книг, каждое слово в нем тщательно исследовано и истолковано
учеными. Ведь это - первое известное нам упоминание о Москве.
Но именно из него следует, что 1147 г. никак не может быть временем
основания Москвы - ведь она уже существовала и была довольно известным
населенным пунктом, так как Долгорукий в своем приглашении даже не уточнял,
где она находилась. В этом сумели убедиться археологи, когда во время рытья
котлованов для строительства кремлевских дворцов (в прошлом веке - Большого
Кремлевского, а совсем недавно - Съездов) глубоко в земле рабочие
наткнулись на остатки деревянных укреплений. Удалось даже, пусть
приблизительно, установить время их возведения - XI в., лет эдак за сто до
Долгорукого. Поэтому можно смело считать, что русской столице, по крайней
мере, тысяча лет.
Так или иначе, но время возникновения нашего города в летописях не
упоминается. И после смерти князя Долгорукого летописцы упоминали о Москве
лишь изредка. Так, в 1177 г. они отметили, что рязанский князь Глеб сжег ее
всю вместе со стоявшими вокруг города селами и монастырями. Значит, за
прошедшие годы Москва превратилась уже в небольшой центр, вокруг которого
группировались меньшие населенные пункты.
Так или иначе, но время основания Москвы, ну, по крайней мере, как города,
считается, все-таки, 1147 г.


Легенды, былины, сказки...

Возникновение любого мало-мальски крупного населенного пункта обязательно
обрастает всевозможными легендами, и неудивительно, что покрытое тайной
веков время основания великой столицы издавна вызывало повышенное внимание
не только серьезных историков, но и различных сочинителей. Их главной
задачей было выдумать историю позанимательнее, поинтереснее, такую, чтобы
она была достойна великого города, столицы огромного государства.
Действующими лицами всех этих историй являлись, конечно, люди не простые -
князья, бояре, святые отшельники и даже библейские патриархи. Некоторые
сочинители подобных легенд еще опирались на те или иные исторические факты,
другие даже не утруждали себя поиском каких-либо доказательств подлинности.

Например, в XVI в. родилась версия, что Москва была основана Мосохом,
сыном Иафета, который, в свою очередь, был сыном библейского Ноя.
Другой сочинитель даже переписал старинную летопись, чтобы вставить свою
историю об основании Москвы. Уж очень хотелось ему отнести основание
русской столицы подальше в глубь веков и тем самым лишний раз возвысить ее.
Самым подходящим временем для ее основания оказались времена "вещего
Олега", тем более что в летописях есть упоминания об основании Олегом
множества новых городов. Вот и написал сочинитель, что "Олег же нача грады
ставите... и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки
Неглинная и Яуза, и поставил град не мал и прозва его Москва".
Но чаще всего в рассказах об основании Москвы фигурирует некий боярин
Кучка, владевший селами на месте нынешней Москвы и поссорившийся с властным
князем. В различных версиях в роли князя выступает то Юрий Долгорукий, то
его сын Андрей Боголюбский, то вообще никому неведомый Даниил Иванович. По-
разному описываются и причины ссоры: то ли боярин отказался почтить князя,
то ли последнему приглянулась красивая жена Кучки. Но в описании исхода
ссоры разногласий нет: князь убивает боярина и захватывает его землю, а
чтобы увековечить столь знаменательное событие, закладывает в бывших
Кучкиных владениях город Москву, иначе называемый некоторыми рассказчиками
Кучково.
Легенда о Кучке имеет под собой некоторую историческую основу. Хотя о нем
самом летописи не упоминают, но зато хорошо известны некие Кучковичи,
сыгравшие важную роль в убийстве князя Андрея Боголюбского. Этот факт
прекрасно связывается с легендой о ссоре Юрия Долгорукого и Кучки - ведь
тогда получается, что Кучковичи (сыновья Кучки) отомстили за убийство
своего отца. Кроме того, по летописям известны и "Кучковы села". Правда, к
возникновению Москвы они прямого отношения не имеют, так как стояли
довольно далеко от Боровицкого холма - в районе современных Сретенских
ворот. Но и в этих отрывочных косвенных сведениях о Кучке историки увидели
возможность построить целые теории о происхождении, жизни и смерти
загадочного боярина. Сочинялись даже биографии Кучки, в которых он
предстает то старшиной - князьком славян-вятичей, то вождем финно-угорского
племени, то богатым переселенцем из Новгорода.
Существовали также легенды о каком-то Вуколе, или Буколе, который вел
отшельническую жизнь в здешних лесах, а потом вдруг почему-то предсказал
новому городу великую судьбу. Упоминается и еще один отшельник - некий
римлянин Подон.
Легендам и просто сказкам нет числа, а вот истину о событиях,
предшествовавших основанию Москвы, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.


Откуда произошло название "Москва"
Значительным источником знаний об исторической географии нашего города
служит народная память, живущая в названиях самого города, его отдельных
частей, рек и речек, холмов, улиц и переулков. Из этих названий можно
извлечь немало информации о московской старине.
Прежде всего, откуда взялось само название "Москва"? Это не такой уж
праздный вопрос; ведь, выяснив корни происхождения этого слова, можно
понять, какой народ, в какие времена освоил берега реки и дал имя ей и
населенному пункту, ставшему впоследствии столицей России.
Среди историков нет согласия даже в вопросе о том, река ли дала свое имя
городу или наоборот. По одной из версий, название города возникло раньше и
состояло из корней "моек" (на древнеславянском языке - "кремень") и "ков"
или "хов" (от глагола "ховаться", т. е. "прятаться"). Значит, слово
"Москва" означало "каменное укрытие", и уж от города оно перешло и на реку.
И все-таки большинство исследователей считают, что город получил свое
название от реки, на которой он стоит. Ну а откуда тогда взялось название
реки? Объяснений происхождения названия Москва много: и от русского слова
"мосты", и от скифского "моска", что будто бы означало "крутящаяся",
"извилистая".
Как ни странно, но и на этот вопрос давались вполне серьезные на вид
ответы. Помните легенду о библейском "основателе" Москвы Мосохе? Вот он-то
и был, по мнению одного древнего церковного историка, тот самый "Мос". А
Ква - будто бы было именем жены этого "Моса". Вот и получалось, что Мое и
Ква должны быть неразлучны, как муж и жена. А детей Мосы и Квы звали Я и
Вуза, и от сложения их имен пошло название речки Яузы. Очень любопытная
легенда, даже жаль, что она не имеет никакого отношения к действительности.
Наиболее вероятны две версии происхождения названия реки и города. Согласно
первой из них, слово "Москва" финского происхождения и относится к тем
далеким временам, когда по берегам реки еще обитали древние финские
племена, оттесненные впоследствии на север славянами. Окончание "ва" всеми
сторонниками финской версии переводится однозначно - вода, река. А вот с
началом далеко не все понятно - кто-то переводит его как "медведь", кто-то
как "корова" ...
По второй версии имя реке дали славяне, и означало оно на древнеславянском
языке "мокрая", "сырая". Ведь до сих пор в русском языке сохранилось слово
"промозглый", которое, может быть, является однокоренным с названием
столицы.
Как ни различны две эти гипотезы, они сходятся в одном - в названии нашего
города заложено указание на воду, сырость. И в самом деле, гидрографическая
сеть региона играла в истории города самую заметную роль.
Крепость, традиционно считаемая первым московским "городом", т. е.
укреплением, возникла на остроугольном мысу, образованном слиянием двух рек
- Москвы и Неглинной. Их широкие русла и сырые топкие берега служили
маленькому городку лучшей защитой от нападений многочисленных врагов,
нежели ненадежная деревянная стена. Кроме того, из крепости, оседлавшей
слияние двух рек, можно было контролировать движение по ним, что было
весьма важно в те далекие времена, когда реки являлись основными
транспортными артериями. Таким образом, реки были стратегическими объектами
на раннем этапе становления Москвы, определявшими значение и оборонную
надежность города - крепости. Неплохо защищали Москву и многочисленные,
хотя и небольшие болота ее окрестностей.
Очень интересным и поучительным как в географическом, так и в историческом
аспектах является вопрос о местоположении Москвы. Ведь выбор этого места
оказался очень удачным. Ставший на Боровицком холме город не только перенес
все беды и невзгоды, выпавшие на его долю, но окреп, разросся, стал
столицей могущественного государства, одним из величайших и известнейших
городов Земли.
Случайно или не случайно, но Юрий Долгорукий принял самое удачное в своей
жизни решение, когда приказал укрепить стоявшее при слиянии двух не таких
уж больших рек поселение. И пусть мы никогда достоверно не узнаем, какими
именно соображениями руководствовался владимирский князь, но более или
менее достоверные предположения на этот счет сделать можно, должно и даже
интересно.

Когда возникло первое поселение на территории Москвы?

Вблизи Москвы археологами обнаружена так называемая Льяловская стоянка –
стоянка людей каменного века. Это одно из древнейших, известных науке
человеческих поселений в Европе. Оно существовало за тысячи лет до нашей
эры.Льяловская стоянка находилась у села Льялова, на Клязьме.
Археологические находки показывают, что жители стоянки пользовались
стрелами, каменными орудиями, рыболовным и охотничьим оснащением. Следы
этой далекой человеческой культуры найдены и на территории Москвы.
В Щукине, при устье реки Химки, археологами обнаружена другая стоянка
льяловского типа. Жители ее уже пользовались кремневым оружием и керамикой.
В бронзовом веке обитатели московских поселений уже занимались
скотоводством. Археологи нашли орудия фатьяновской культуры. На территории
нынешних Софийской набережной и Русаковской улицы обнаружены топоры из
полированного камня, наподобие бронзовых. Каменные полированные орудия,
характерные для фатьяновской культуры, относятся ко второму тысячелетию до
нашей эры.
В эпоху железа, начало которой датируется для этих мест приблизительно
седьмым веком до нашей эры, на территории Москвы существовали так
называемые дьяковские городища (по названию села Дьякова на Москве-реке,
где поселения этого типа впервые обнаружены). Дьяковские городища
находились на сравнительно высоком уровне культуры. Место для поселения
выбиралось весьма умело. Городище располагалось большей частью на мысе,
вклинившемся в реку. Избирали возвышенность, защищенную не только рекой, но
и обрывами и низинами. Кроме естественной защиты, городище укреплялось
двойным рядом рвов и валов, а также тыном. Обитатели дьяковских городищ
занимались главным образом скотоводством и охотой, но знали и мотыжное
земледелие.
На территории Москвы известно до десятка таких поселений: в районе
Нескучного сада, Нижних Котлов, предположительно на территории бывшего
храма Христа Спасителя, в районе Самотеки, на Потылихе. Еще в семнадцатом
веке некоторые местности в Москве назывались городищами. Один из районов по
берегу былой реки Неглинной именовался “Старое городище”.
Со времени каменного века на территории Москвы не прекращалась жизнь
человеческого общества.
Идея глубочайшей древности запечатлена в народной памяти и получила
отражение в преданиях и легендах. В одном сказании основателем Москвы
считается «внук Ноя, сын Иафета», Мосох. Отсюда, мол, и название Москва. «
И создал же тогда Мосох-князь и градец себе малый на горе, при устье Яузы-
реки. На месте том… где и поныне стоит церковь каменная святого и великого
мученика Никиты, бесов мучителя…»
По археологическим данным, а также письменным известиям, район Москвы
заселяли древние славянские племена – вятичи и кривичи. В прошлом в
исторической литературе часто придерживались версии, будто еще в
двенадцатом веке славяне жили здесь небольшими, редкими группами среди
сплошной массы финского коренного населения. Эта версия в настоящее время
отвергнута наукой. В действительности по всему московскому району
обнаружены славянские курганы древнейшего происхождения. Такими курганами
усеяно было пространство, охватывающее нынешние Тушино, Царицыно, Болшево,
Немчиново и многие другие места Подмосковья. Древние славянские курганы
обнаружены и на территории самой Москвы – в районе нынешнего Замоскворечья.
На территории Москвы утвердились поселения славянского племени вятичей.
Московская область находилась как бы на стыке расселения племен вятичей и
кривичей. Вятичи жили южнее. Поселения кривичей уходили на запад и на
север.
Вятичи и кривичи образовали основное этнографическое ядро русского
народа. Они занимали все Волжско-Окское междуречье, а также другие
прилегающие территории.
В двенадцатом веке, кроме этих славянских племен, вошедших в состав
русского народа, в Суздальской области и на ее московской окраине уже жили
новопоселенцы из южной Руси, Новгородской земли.
По археологическим памятникам, в девятом веке на месте нашего нынешнего
Кремля, на так называемом кремлевском холме, расположено было славянское
поселение.
Многие данные указывают на то, что существовавшие на территории Москвы
древние поселения вели оживленную торговлю по Москве-реке. Все этому
способствовало. Край обладал величайшими богатствами. Могучи были леса
московские. Они славились соболями, горностаями, куницами, белками, лосями,
в несметном количестве водилась дичь. Реки и озера полны были рыбы. В
отдаленные времена в здешних водах водились бобры. Ловля бобров, видимо,
была одним из весьма важных промыслов населения. Еще в пятнадцатом столетии
на территории Москвы и в подмосковных селениях известны были охотники на
бобров – бобровики. Большое значение имел бортный промысел. Он существовал
здесь с древнейших времен. Пушнина, мед, воск далеко превосходили по своему
изобилию потребности местного населения и стали предметами вывоза.
В тридцатых годах прошлого столетия ( в 1837 г.), во время земляных
работ по закладке фундамента храма Христа Спасителя в Москве, у устья ручья
Черторый, который здесь некогда протекал, были найдены две редкие
серебряные монеты. На одной из них стояла дата: 862 год. Надпись
свидетельствовала о том, что монета чеканена в Средней Азии, в городе
Мерве. Другая была датирована 866 годом. Это была монета города Арменга в
Армении.
Ряд данных говорит о том, что поселения на территории Москвы еще в
девятых-десятых веках находились на оживленных торговых путях, имевших
международное значение. Сюда проникали иноземные купцы, и русские люди сами
хаживали в далекие восточные страны. Жители московских поселений, вероятно,
предпринимали в то время путешествия и на Запад. В Московском районе
скоплялись значительные богатства. Распространены были драгоценности. Почти
во всех курганах московского района найдены ценные шейные украшения,
серьги.
В одиннадцатых – двенадцатых веках значение поселений на территории
Москвы еще больше возросло. Москва расположена была у границ Черниговского
и Смоленского княжеств, вблизи Рязанской земли – издавна культурных и
богатых районов страны, которые вели оживленную торговлю. Через Москву
проходил путь из Суздальской земли на юг, в Приднепровье. Москва
становилась юго-западным форпостом Суздальской земли.



Основатель Москвы.

Первое летописное упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого. Он
же считается и строителем первого городского укрепления на месте Москвы.
Поэтому за Юрием Долгоруким прочно укрепилась репутация основателя Москвы,
и уже в советское время князю Юрию Долгорукому был поставлен памятник на
одной из центральных площадей столицы.
Но вопрос об основателе Москвы на самом деле не такой простой. Некоторые
историки, например, считают, что строительство первого укрепления
осуществлял не сам Юрий Долгорукий, а его сын, Андрей Боголюбский.
Много неясного и в вопросе о том, как и когда Москва оказалась под властью
Юрия Долгорукого. Легенда, дошедшая до нас в редакции XVII в., говорит о
том, - Третий Рим, так как Рим и Константинополь тоже были основаны на
крови. Это обстоятельство побудило И.Е.Забелина выразить сомнение в
народном происхождении эпизода об убийстве Кучки.


События, предшествовавшие основанию Москвы
Согласно А.Н.Насонову и В.А.Кучкину, территория Москвы еще в XI в. не
входила в состав Ростово-Суздальской земли. Археологические данные
свидетельствуют о том, что местность, где находится Москва, была заселена
что ранее Юрия Москвой владел Кучка (или Кучко). Однако достоверность
многих эпизодов из этой легенды подвергается сомнению.
Целью этой работы является сопоставление взглядов разных историков на
события, связанные с началом Москвы. На основании этого сопоставления
высказывается собственная версия этих событий.


Летописные источники и предания о начале Москвы
Первые летописные упоминания о Москве относятся к 1147 и 1156 гг. Под 1147
г. Ипатьевская летопись сообщает о встрече в Москве князей Юрия Долгорукого
и Святослава Ольговича. Под 1156 г. в Тверской летописи помещено известие о
строительстве "града Москвы".
К сожалению, ни из первого, ни из второго сообщения нельзя сделать
однозначного вывода о дате возникновения города Москвы. В известии 1147 г.
Москва не называется городом. Что касается сообщения 1156 г., то оно дошло
до нас в позднем (XVI в.) летописном сборнике. Строительство Москвы
приписывается в этом сборнике Юрию Долгорукому, который в 1156 г. был на
Юге. Поэтому многие историки оспаривают дату, указанную в летописи. Как
отмечал еще в конце прошлого века С.Ф.Платонов, "из двух наиболее ранних
известий о Москве одно настолько неопределенно, что само по себе не
доказывает существования города Москвы в 1147 году, а другое, хотя и очень
определенно, но не может быть принято за доказательство того, что город
Москва был основан в 1156 году".
Из сообщения Ипатьевской летописи можно сделать вывод, что Москва в 1147 г.
уже существовала. Но так как данное известие не называет Москву городом,
большинство историков считает Москву этого времени селом. Принадлежало это
село, очевидно, ростово-суздальскому князю Юрию Долгорукому, который звал
Святослава: "Приди ко мне, брате, в Москов".
Согласно легенде, записанной в XVII в., прежде Юрия Москвой владел боярин
Степан Иванович Кучка (или Кучко). Юрий Долгорукий велел казнить его за
какую-то дерзость, Москву забрал себе, сыновей Кучки отправил в столицу
княжества, а на дочери женил своего сына Андрея (будущего князя Андрея
Боголюбского).
В.Н.Татищев, ссылаясь на никому больше не известную Раскольничью летопись,
утверждал, что жена Кучки была любовницей Юрия; Кучко забрал жену в свое
село и хотел уйти в Киев, но Юрий, вернувшись из похода на Торжок, настиг
их в Москве и убил боярина. Далее Татищев утверждал, что Юрий тут же
заложил город и позвал Святослава в Москву на свадьбу Андрея и Кучковны.
Этот рассказ И.Е.Забелин оценил как "чистейший вымысел".
Что касается записанной легенды о Кучке, историки отмечают, что она
содержит явные ошибки, но, вероятно, опирается на древнее народное
предание. То, что Москва принадлежала ранее Кучке, подтверждается
летописным известием 1176 г., где Москва именуется также Кучково. Кучковичи
были приближенными Андрея Боголюбского, они уговаривали его в 1155 г.
вернуться на Северо-Восток, они же возглавили заговор, в результате
которого князь был убит. Легенда утверждает, что причина убийства Андрея
Юрьевича - месть за отца, но такое объяснение нельзя принимать всерьез.
Убийство было совершено много лет спустя, в 1174 г., и связано с конфликтом
между князем и боярством.
А.Н.Насонов отмечал, что к 1149 г. сфера владения вятичами уже была
разграничена. Он, однако, полагал, что распространение суздальской дани на
вятичей, обитавших в районе р. Москвы, связано с деятельностью Мономаха в
начале XII в. Но никаких аргументов в пользу этого мнения Насонов не
привел.
В.А.Кучкин считает, что начало формирования суздальско-черниговского рубежа
"следует отнести к 30-м годам XII в., когда Юрий и его братья начали
ожесточенную борьбу с черниговскими князьями". Однако, борьба эта велась
исключительно на Юге и не затрагивала пограничную область вятичей.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует подробнее остановиться
на истории Ростово-Суздальской земли и деятельности Юрия Долгорукого.



История Ростово-Суздальской земли в X - начале XII веков
В X - XI вв. Ростово-Суздальская земля была далекой окраиной Киевской Руси.
Киевские князья изредка посылали туда княжить своих младших сыновей, но
большую часть времени эта земля оставалась без князя. Согласно
А.Н.Насонову, в X в. главный путь из Ростова на "Русь" шел через Новгород,
и дань с Ростовской земли доставлялась в Киев через Новгород. Путь с
верхней Волги на Смоленск стал более или менее обычным лишь к концу XI в.,
а "прямоезжая" дорога "сквозь вятиче" стала более или менее проторенной
только в середине XII в.
Первым князем, правившим в Ростово-Суздальской земле длительное время, был
Юрий Долгорукий. С него началась непрерывная цепь самостоятельных
правителей суздальских и владимирских.
Юрий Долгорукий был одним из младших сыновей Владимира Всеволодовича
Мономаха, впоследствии великого киевского князя. Матерью Юрия, согласно
А.Яновскому, была вторая жена Мономаха, имени которой в летописях не
осталось.
Согласно В.Н.Татищеву, Юрий Долгорукий родился в 1091 г. В.А.Кучкин
оспаривает эту дату на основании летописного рассказа, в котором брат Юрия,
Вячеслав, укорял его: "Я уже был брадат, когда ты родился". Считая, что
Вячеслав мог родиться не ранее 1080 г., Кучкин делает вывод, что Юрий
родился не ранее 1095 г.
Вероятно, Юрий Долгорукий родился около 1095-96 гг. Он не упоминается среди
участников похода на половцев 1107 г., но в знаменитом походе 1111 г. он,
согласно В.Н.Татищеву, принимал участие. В январе 1108 г., заключив с
половцами мир, отец женил Юрия на дочери половецкого хана Аепы.
Тогда же, по мнению Кучкина, Юрий был послан княжить в Ростово-Суздальскую
землю. С ним был послан киевский боярин Георгий Симонович; очевидно, Юрий
был еще мал и нуждался в дядьке-воспитателе, который первое время
фактически правил от его имени.
О деятельности Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле летописи
сообщают крайне мало. Гораздо подробнее описаны его войны, особенно в южном
направлении.
В 1120 г. Юрий возглавил успешный поход на Волжскую Булгарию. Это
единственное его деяние при жизни отца, которое попало в летописи. В 1125
г. он участвовал в похоронах отца в Киеве, после чего вернулся в свою
волость.
В период правления Юрия Долгорукого фактической столицей Ростово-
Суздальской земли стал Суздаль. Историки по-разному оценивают время, когда
это произошло, и причины переноса столицы.
Возвышение Суздаля, согласно А.Н.Насонову, началось еще в XI в.,
свидетельство чему - термин "Суздальская земля". При Юрии Долгоруком этот
процесс ускорился. Несомненно, что в конце своего правления Юрий жил в
Суздале. В Суздале и пригородах строились великолепные храмы, Ростов же так
украшен не был.
Возможно, главная причина возвышения Суздаля в том, что этот город был
центром плодородного Ополья. Согласно А.Н.Насонову, Ополье интенсивно
заселялось славянами в XI-XII вв. Колонизация в этот период шла не только с
запада, но и с юга, страдавшего от половецких набегов и княжеских усобиц.
Благодаря этому процессу, Ростов, старый центр славянской колонизации, стал
уступать новому центру - Суздалю.
Деятельность Юрия Долгорукого в 1132-39 гг.
Историки считают 1132 г., когда умер великий киевский князь Мстислав
Владимирович, началом периода раздробленности и феодальных войн. Первое
событие, возвестившее о начале усобиц, непосредственно связано с
деятельностью Юрия Долгорукого: он выгнал из Переяславля своего племянника
Всеволода Мстиславича, посаженного туда великим князем киевским Ярополком
Владимировичем, старшим братом Юрия.
Мотивы этого поступка Юрия вполне понятны. Он имел шанс стать великим
князем киевским при сохранении старого порядка, по которому братья по
очереди занимали уделы в порядке их старшинства, продвигаясь к Киеву (т.н.
"лествичное" восхождение). Занятие Переяславля племянником вперед дяди
могло стать прелюдией к такому же занятию им Киева. Этого-то Юрий и не
желал допустить.
В результате сыновья Мономаха вступили в конфликт со своими племянниками
Мстиславичами. Последние объединились с черниговскими князьями Ольговичами
и Давидовичами. Вспыхнула междоусобная война.
В то время как Юрий вместе с братьями Ярополком и Андреем обороняли Киев и
Переяславль от Ольговичей, Давидовичей и Мстиславичей, новгородский князь
Всеволод Мстиславич по просьбе своего брата Изяслава организовал два похода
на Ростов.
В первом походе Мстиславичи с новгородцами дошли по Волге до устья р. Дубны
и вернулись: новгородцы отказались воевать с сыном Мономаха. Возвращение
войска вызвало на новгородском вече бурные споры. Сторонники войны
возобладали, а лидеры меньшинства были сброшены в Волхов.
Зимой новгородцы вновь вторглись в Ростово-Суздальскую землю, дошли почти
до Переяславля-Залесского, но были разбиты 26 января 1135 г. на Ждановой
горе ростово-суздальским ополчением.
Война на Юге окончилась примирением. Юрий уступил Переяслвль младшему брату
Андрею (сохранив за собой Остерский Городец) и вернулся в Суздаль. В 1136
г. Всеволод Ольгович вновь начал войну на Юге. Юрий пришел на помощь
братьям, но война оказалась неудачной для Мономашичей: в январе 1137 г.
Ярополк заключил со Святославичами мир, отдав им Курск. Юрий вернулся на
Северо-Восток. Но в 1138 г. ему вновь пришлось помочь Ярополку в борьбе с
непокорным черниговским князем.
В том же 1138 г. Юрий Долгорукий добился серьезного успеха в борьбе с
Новгородом. Он применил экономическую блокаду, вследствие которой
новгородцы остались без хлеба. В результате в апреле 1138 г. новгородцы
выслали Святослава Ольговича (который сменил в 1136 г. Всеволода
Мстиславича) и взяли на княжение сына Юрия, Ростислава.
Важным направлением деятельности Юрия в 30-40-е годы было строительство
городов-укреплений. Согласно В.А.Кучкину, "война 1134-35 гг. показала
незащищенность владений Юрия Долгорукого на западе. В последующее время
суздальский князь приступил к строительству здесь крепостей." Первым, по-
видимому, был построен город Кснятин в устье Нерли Волжской. Летопись
относит строительство этого города к 1134 г., но А.Н.Насонов и В.А.Кучкин
датируют строительство Кснятина 1135 г., когда Юрий возвратился с Юга.

Деятельность Юрия Долгорукого в 1139-46 гг.
Ярополк Владимирович умер 18 февраля 1139 г. Киевский стол занял следующий
сын Мономаха, Вячеслав. Но уже 5 марта Всеволод Ольгович выгнал его из
Киева и сам стал великим князем. Единственный, кто попытался воспротивиться
этому, был Юрий Долгорукий. Он поехал в Смоленск к племяннику Ростиславу
Мстиславичу и начал собирать войска для похода на Киев. Но новгородцы, к
которым он обратился, отказались дать войско, и Ростислав Юрьевич вынужден
был уйти из Новгорода. В результате Юрий Долгорукий начал войну не со
Всеволодом, а с Новгородом: он захватил Торжок. Согласно В.Н.Татищеву,
новгородцы после этого вернули Ростислава, но вскоре выгнали вновь и взяли
Святослава Ольговича.
В 1140 г. новгородцы снова выгнали Святослава Ольговича, затем отказались
от Святослава Всеволодовича, сына великого князя. Разгневанный Всеволод
решил оставить Новгород без князя. Кроме того, Новгород вновь подвергся
экономической блокаде: судя по всему, не только Суздаль, но и другие
княжества прекратили с ним торговлю; мало этого, везде задерживали
новгородских купцов. Новгородцы терпели девять месяцев и, наконец,
обратились к Юрию Долгорукому. Ростислав Юрьевич в 1141 г. вновь стал
новгородским князем.
Узнав об этом, Всеволод Ольгович согласился послать в Новгород своего
шурина Святополка Мстиславича, и новгородцы приняли его, а Ростислава вновь
выслали. Но, согласно летописям, Всеволод при этом сильно разгневался на
Юрия и захватил Остерский Городок, а также все имущество Юрия на Юге.
Вскоре его братья Игорь и Святослав вторглись в Суздальскую землю.
В

Новинки рефератов ::

Реферат: Структурализм и функционализм в социологии: работы Т.Парсонса и Р.Мертона (Социология)


Реферат: Дюркгейм (Социология)


Реферат: Роль различных веществ в питании человека (Химия)


Реферат: Искусство и культура в древности (История)


Реферат: Культура Японии: Путь самурая (Культурология)


Реферат: Профессиональная ориентация молодежи при подготовке кадров для служб социальной защиты населения (Социология)


Реферат: Виды ответственности за экологические преступления (Экологическое право)


Реферат: Контрольная работа (Психология)


Реферат: Реформы Б.Н. Ельцина (История)


Реферат: Понятие и принципы гражданства (Право)


Реферат: Розвиток господарства України у період Хрущовщини (История)


Реферат: Патофизиологические процессы в тканях (Биология)


Реферат: А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Казахстан в годы ВОВ (История)


Реферат: Система развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: Гражданский процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ревизия и контроль нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Г.В. Свиридов (Музыка)


Реферат: Криминологическое исследование наследственности преступника (Криминалистика)


Реферат: Следящие системы (Коммуникации и связь)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист