GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. (Искусство и культура)





Культура Киевской Руси
в IX - первой половине XIII вв.

Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Время
образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Но еще
славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы
человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись
от солнечного жара и не смывались дождем. В древних вендских могилах были
найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением
львов, медведей, орлов и покрытые лаком; также копья, ножи и мечи, и
кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправой и насечкою. Карамзин
писал, что, «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает
блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умели
наслаждаться действием так называемых искусств изящных.»
Но все это было лишь предпосылками для образования настоящей,
древнерусской культуры, которая начала свое существование в год 852 от
Рождества Христова.
Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной
стороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей способом
производства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, с
другой стороны - конкретно-историческими условиями развития России,
своеобразием ее социального и политического строя, а также
внешнеполитическими обстоятельствами.
Культура Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего
времени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни,
выразившиеся в разложении первобытнообщинного строя и вызревания феодальных
отношений, в возникновении государства и в формировании древнерусской
народности, привели к качественным сдвигам в жизни восточных славян и
обусловили быстрый подъем в развитии, в результате которого древнерусская
культура за сравнительно короткий исторический период достигла высокого
уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре.
До 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делится
на два периода: языческий и христианский. До принятия Православия
бронзовые, каменные, деревянные идолы были разбросаны по всем славянским
землям. Много их было и в Киеве. Как пишет летописец: «И нача княжити
Володимер и на Киеве един и постави кумиры на холму вне двора теремнаго:
Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Даждьбога, и
Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
Самым знаменитым из сохранившихся древних истуканов является Збручский
идол, поставленный на реке Збруч на рубеже IX-X веков. Идол представляет
собой большой каменный столп, покрытый барельефами. На верхнем ярусе
изображено четырехликое божество: 4 безбородых, длинноволосых лица,
обращенные на четыре стороны света и увенчанные одной круговой шапкой,
весьма напоминающий княжеский убор. Чуть ниже - фигурки людей и 3 истукана,
поддерживающие всю композицию. Иначе говоря, все это представляет собой
дохристианское мироздание, подразделенное на небо, землю и подземный мир.
В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятия
Христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный
авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла,
техника деревянного строительства; складывался эпос. Синтез славянской
дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь
с принятием Христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение
столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил
страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к
культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой
культуры. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в
доказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительное
значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее
интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в.
до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры на
высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения.
Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии,
канонического права, культового изобразительного искусства.
Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами
Центральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в
своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное
взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным.
Центром новой, христианской культуры остался Киев.
Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература.
Создание славянской азбуки связывается с именами византийских
миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885)
Это событие связано с принятием христианства, но дохристианская
культура уже имела зачатки систем письма.
Об этом свидетельствует сказание черноризца Храбра «О письменах»,
относящееся к концу 9 - началу 10 в. В нем на основании показаний очевидцев
повествуется о создании Константином Философом азбуки. Во времена язычества
славяне применяли некоторые примитивные знаки, после же принятия
христианства в практику вошло использование латинских и греческих букв,
которые не были приспособлены к особенностям славянской речи.
В 862 г. в Константинополь прибыли послы моравского князя Ростислава,
который просил императора Михаила и патриарха Фотия направить в Моравию
проповедников для устроения там христианской религии, причем нужно было,
чтобы это велось на наречии, которое будет понятно народу.
Оба брата были родом из македонского города Солуни. Константин
(Кирилл) изучал богословие и был назначен позднее патриаршим библиотекарем,
а также преподавал философию. Он владел несколькими языками, в том числе и
местным славянским диалектом. Мефодий занимал пост управителя в одной из
славянских провинций Византийской империи.
Вскоре после обращения послов к императору Кирилл создал славянскую
азбуку, которая состояла из 38 букв. Поскольку ее нельзя было составить
механически, часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые были
специально придуманы для правильной передачи звуков славянских диалектов.
Кириллом же был сделан перевод Евангелия и ряда других церковных книг.
Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита -
кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX в. был создан глаголический
алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского
населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-X в.в. на территории Первого
Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь
греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали
особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название
«кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил
глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Появление письменности обусловлено внутренними потребностями общества
на определенной стадии его развития - разложение первобытнообщинного строя,
возникновение классового общества и государства. Это означало качественный
скачок в развитии культуры, т.к. письменность является важнейшим средством
закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей,
сохранения и распространения достижений культуры.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская
церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и
образования. О распространении грамотности среди демократических слоев
городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма,
памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д. Письмо,
таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и
юридических актов, но и в быту.
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии
фольклора Киевской Руси. Значительное место в нем занимала календарная
обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Существовали также
и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы,
поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.
Народная музыка, возникшая задолго до профессионального музыкального
искусства, играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль,
нежели в более поздние эпохи. Народные песни были плодом коллективного
устного творчества и имели много вариантов. Фольклор обладал сложившейся
стройной системой жанров и средств музыкальной выразительности.
В числе самых древних свидетельств музыкальной одаренности русского
народа - календарно-обрядовые песни. Они создавались в соответствии с
календарем, отражающим этапы сельскохозяйственных работ в течение года. В
содержании календарно-обрядового фольклора отразились самые разнообразные
верования наших предков, представления о круговороте природы и устройстве
мироздания. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды,
поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими
силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил.
Совсем иной была сфера семейно=бытового фольклора. В Древней Руси
события, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью,
отразились в прекрасных народных песнях.
Наиболее развитым был обряд русской свадьбы. Также были распространены
плачи-причитания: «причет», «вопль», «голошение».
Синтетическим жанром, в котором с особой яркостью воплотился
музыкально-поэтический дар русского народа, была былина (или старина). В
ней рассказывалось о том, что «было» и одновременно велось повествование о
небылицах, сказочных героях, фантастических образах. Большинство персонажей
киевских былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) - бесстрашные
богатыри, защитники родной земли, совершающие подвиги в самых необычных
ситуациях.
С принятием христианства смысл языческих верований породивших те или
иные жанры музыкального фольклора, стал забываться. Однако внешние формы
обрядов остались. Церковь Древней Руси не отвергла традиционные народные
праздники, но лишь придала им новый духовный смысл.
В храмовой музыки стали распространены псалмы, кондаки, стихиры,
тропари, входящие в Литургию, Всенощное бдение и другие службы.
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после
введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей
«лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и
духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму,
основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа,
готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них
существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные
деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием
изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические
сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и
естественнонаучные труды.
В аристократической среде широко было распространено знание
иностранных языков. Получали образование и некоторые женщины в княжеских
семьях наравне с мужчинами.
Хорошо известны в Киеве были сочинения римских и византийских
богословов- Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Кессарийского,
Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского. Сборники переводных сочинений
содержат многочисленные памятники агиографии- литературы, посвященной житию
святых. Достаточно распространены в ту эпоху были тексты апокрифов-
преданий о героях библейской истории, не вошедших в канонические книги.
Встречаются хроники, излагающие историю мира, а также великолепный перевод
знаменитой книги Иосифа Флавия «История Иудейской войны».
Переводная литература способствовала обогащению и развитию русской
оригинальной литературы. Но она не предшествовала русской литературе, а
сопутствовала ей. Многие из переводных произведений появились тогда, когда
уже существовали оригинальные произведения русской литературы.
Переход от чтения к созданию своих текстов был очень стремительным.
Как считают современные исследователи, анализ первых произведений
литературы Киевской Руси показывает ее самостоятельность и в языке, и в
сюжетах, и в системе образов, и даже в жанровом отношении.
Характерная особенность русской литературы - ее острая
публицистичность. Поэтому памятники литературы одновременно являются и
памятниками общественно-политической мысли. В основе их содержания -
важнейшие проблемы жизни страны.
Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы
стало летописание. Летописи - это крупнейшие памятники всей культуры Руси.
Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временных
лет», составленная в 1113 г. монахом Нестором. Однако «Повесть временных
лет» не самое первое летописное произведение. Древнейшие летописи на Руси
известны со времени князя Ярослава Мудрого, хотя устные предания бытовали
задолго до этого времени. Другой этап приходится уже на 60-е-70-е г.г. ХI
в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Около
1095 г. создается новый летописный свод, который русский ученый А.А.
Шахматов предложил назвать «Начальным сводом». И, наконец, в начале XII
века русская летопись обогатилась трудами монаха Киево-Печерского монастыря
Нестора.
В «Повести» автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести
историю Руси в контекст всемирного исторического процесса, переработав
старинные летописи. Поэтому произведение начинается библейским рассказом о
Ное, от одного из сыновей которого ведет свое начало славянский род. Далее
Нестор повествует о возникновении первой династии Рюриковичей, о крещении
Руси, о походах киевских князей на иноземцев, о междоусобицах. Для этой
летописи характерно свободное сочетание элементов жития, поучения, повести,
похвального слова. Как и всякая летопись, «Повесть временных лет»
отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала.
В нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов, и пересказы
фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, и
записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения-
исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные
слова.
«Повесть», возникшая в период, когда уже начался распад Древнерусского
государства на отдельные земли и княжества, проникнута идеей единства
Русской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью
киевских великих князей.
«Повесть» сыграла огромную роль в утверждении и сохранении идеи
единства Руси в сознании последующих поколений, живших во времена княжеских
усобиц.
С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В
условиях феодальной раздробленности оно приобретает областной характер.
Значительно увеличивается количество центров летописания. Кроме Киева и
Новгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и Смоленске,
во Владимире и Ростове, в Галиче и Владимире-Волынском, в Переяславле
-Залесском, Рязани и других городах. Появляются родовые княжеские летописи,
жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между
князьями.
Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанр
слова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей красноречия.
Наиболее знаменитым сочинением является «Слово о Законе и Благодати»,
написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века. Своим
острием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурную и
политическую гегемонию в Восточной Европе.
Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является
знаменитое «Слово о полку Игореве». В нем повествуется о неудачном походе
князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против
половцев в 1185 г.
«Слово о полку Игореве» - произведение общерусское, в нем нет местных
черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего
подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских
интересов.
Это светское произведение, в нем отсутствуют церковная риторика,
христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным
творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широком
использовании языческой символики и образов языческой мифологии, типичных
для фольклора форм (например, плача) и художественных средств. О связи с
народным творчеством свидетельствует и идейное содержание «Слова», и его
художественная форма.
В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные для древнерусской
литературы этого периода черты: живая связь с исторической
действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного
произведения свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской
литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры
вообще.
Не менее важны и шедевры архитектуры и изобразительного искусства.
До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но
существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы
которого повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства
начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были
заимствованы из Византии.
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в
Киеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-
татарами в 1240 г. В 1031-1036 г.г. в Чернигове был воздвигнут греческими
зодчими Спасо-Преображенский собор- самый «византийский», по мнению
специалистов, храм Древней Руси.
Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве
- огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 г.г. греческими и
русскими мастерами. София Киевская, возведенная на высоком берегу Днепра,
блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную
композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни-
асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность
храма, подчеркивая его особую роль в государстве.
Внутренне убранство также вполне соответствовало месту собора в
духовной жизни киевлян. Он как бы претворил религиозные, национальные и
даже политические идеи, господствовавшие во времена Ярослава Мудрого. При
этом создателям храма удалось найти верное решение в соотношении
разнообразных деталей и украшений. Например, важным элементом
художественного замысла являлся контраст залитого светом центрального
пространства с затененными помещениями под хорами. В лучах света искрились
драгоценные мозаики, расположенные в центре, боковые же части были украшены
фресками.
Благодаря точному расчету внимание каждого, кто входит в храм,
приковывается к алтарной его части и пространству под центральным куполом.
Здесь помещена мозаика с изображением Христа-Вседержителя. Подлинным
шедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери -Оранты.
На противоположной алтарной части храма изображены бытовые сцены из
жизни княжеского двора, а также сцены «бесовских забав» разудалых русских
скоморохов. Особого внимания заслуживают фрески-портреты семьи Ярослава
Мудрого. Лучше всего сохранилось изображение четырех дочерей князя. Их
стройный и нежный облик наделен ярко выраженными индивидуальными чертами.
София Киевская является блистательным олицетворением идеи единства
русской государственности и Православия. Собор как центр общественной жизни
Киева воплотил в себе философию, этику и эстетику Руси, стремящейся к
национальному самоопределению. Храм оказал серьезное влияние на дальнейшее
развитие каменного зодчества. Появились Софийские соборы в Новгороде,
Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в других
русских княжествах.
С ХII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество
XII-XIII в.в. отличается от архитектуры предшествующего времени меньшей
масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых
форм, простой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с
позакомарным покрытием и массивной главой.
Со второй половины ХII в. заметно ослабевает византийское влияние, что
ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной
формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого
храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159г.), а
также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы
Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность здания вверх
подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и
декоративными кокошниками у основания барабана.
Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ
древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храмов с
позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек:
аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн
и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая
каменная резьба.
Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительного
искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для
нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая
живопись (иконопись). С принятием христианства из Византии на Русь пришли
новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также
станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских
художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический
канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.
Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были
созданы в Киеве. В киевских храмах было много икон. Создавались они не
только греческими, но и русскими мастерами. Суровой красотой и
монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они
выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской
монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие
оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской.
Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря отличаются
довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными
характеристиками отдельными персонажей.
В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее
становятся местные особенности. Во второй половине XII в. формируется
специфически новгородский стиль монументальной живописи, который достигает
наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Сиарой Ладоге,
Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах в
отличие от киевских заметно стремление к упрощению художественных приемов,
к экспрессивной трактовке иконографических типов, что диктовалось желанием
создать искусство, доступное для восприятия не искушенного в теологических
тонкостях человека, способное непосредственно воздействовать на его
чувства.
Распространение письменности, появление книг привело к возникновению
еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры
имеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) , где помещены изображения
трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и
обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.
В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и
другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими
критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной
христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего
развития национальной художественной культуры.




Реферат на тему: Культура Китая


Тема: «Культура Китая»



План



1. Вступление
2. Исторический очерк
3. Основные черты культуры Китая
4. Мои впечатления и выводы.



Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю
их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но
когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как
будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к
карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно…..
Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!
В.М. Алексеев
(знаменитый китаевед)

Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что
моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому
источнику информации о Китае и его культуре. Об этой удивительной стране
невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее культуре, ибо это одна
из древнейших и интереснейших культур мира.
Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на
огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция
Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек -
уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей
«пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина,
500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными
характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными
изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить
огонь.
В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества.
Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно
представляла собою матриархальное общество. Луньшанская культура,
существовавшая приблизительно 5000 лет назад, являла собою пример
патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки
изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству
получило развитие земледелие и скотоводство.
Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи»)
была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской
историографии. Они стали первой из 24 официальных династических историй,
которые завершаются «Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена
официальная история последней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-
1911). В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории
Китая.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает
около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в
16 веке до н.э.
Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей
черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких
реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько
бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.
Однако первой династией, согласно традиционной китайской
историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21
по 16 век до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней
не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия
действительно существовала.
Предположение это основано на двух доводах.
Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки
зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период
правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой
династии.
Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного
развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и
социальных институтов, свидетельствовала, по крайней мере, еще одна
династия.
Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены,
создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся
рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из
достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря,
заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в
развитие астрономии.
При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня
развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и
бронзовые сосуды.
На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами,
пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного
Чжоу», это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или
менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до н.э.)
была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были
усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество
сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников
литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории
(«Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до
н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные
записи событий.
Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов
(родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до
н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на
восток, и этот период получил название - «Восточное Чжоу». Период правления
династии «Восточная Чжоу» (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком
рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки
железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать
рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел
феодальный строй.
В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными
царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала
серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 -
221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.).
Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая.
В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на
административно-территориальные округа, создание централизованных органов
управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и
многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской
стены.
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате
народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник
Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была
свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном
итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и
стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.
До VI в . длится период раздробленности, называемый обычно Южные и
Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием
было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и
духовным центром стал город Цзянькан.
В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии
Суй (589-628 гг.).
В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).
За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха
раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии
Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета
средневековой китайской культуры.
В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию
Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным
чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков,
которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и
систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской
империи стал Пекин (Дада).
В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного
владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв.
ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые
крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось
захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к
маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.
Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911
гг.).

Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего
периода очень скудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и
черепашьих панцирей с гадательными надписями. На основании задаваемых
вопросов можно считать, что уже в это время сложились представления о богах
(по видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы
тотемизма, так как встречаются названия «племя лошади», «племя собаки» и
т.п. В шанскую и чжоускую эпоху совершались массовые человеческие
жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном
приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать
вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря,
одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и
останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были
сопровождать своего господина на тот свет.
В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм
и конфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.

Конфуцианство.
Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) -
основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является
антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет
мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только
частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения
предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания
- проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Кофуций первым
разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа -
не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь -
гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь -
справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция
сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще.
Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным
методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец,
Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения
плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е.
правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных
жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом
разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления
(исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…

Даосизм.
Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян,
Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его
личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие:
Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым,
порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с
Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего
предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется
организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,
основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и
вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается
на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил
оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния:
если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.
И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Моизм.
Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди)
(около 486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко
всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т.п.
Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным
забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и
справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог
лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.

Легизм.
Легизм - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI -
III вв до н.э. В центре внимания легизма - проблема управления
государством. Легисты считали что политика не совместима с моралью и
главные средства управления - поощрение и наказание, причем последних
должно быть намного больше. Легисты разработали концепцию деспотического
государства, где все равны перед законом. Единственное исключение - это
правитель, являющийся творцом законов.
Виднейшие представители легизма - это Шан Ян, Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли
Куй, Шэнь Бухай и Хай Фэй. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс
слияния легизма с конфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм
прекращает свое самостоятельное существование.

Однако в Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм.
В I в. в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает
особого признания, с V в. начинается проникновение буддизма в форме
махаяны. Его широкому распространению способствовало то, что буддизм
допускает неограниченное расширение своего пантеона за счет включения в
него местных богов, а для махаяны характерно еще и то, что местные божества
сливаются при этом с персонажами буддийской мифологии. Так, например, очень
популярная в Китае богиня милосердия Гуань-инь стала считаться аватарой
будды Авалокетешвары. Таким образом, на протяжении всего Средневековья в
Китае сосуществуют три религии - конфуцианство, даосизм и буддизм; их
называли «три истины». Подавляющее большинство верующих выполняют обряды
всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнания злых духов
чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов -
буддийских.
В VI - IX вв. в Китай проникает зороастризм и манихейство. С X в.
начинается проникновение в Китай ислама (в настоящее время число
приверженцев его доходит до нескольких миллионов). Проникло в Китай и
христианство, но точное время его появления установить трудно, и широкого
распространения оно не имеет.
Средневековая философия в Китае развивается в основном в русле
конфуцианства, даосизма и буддизма. Периодом расцвета философской мысли
можно считать эпоху Сун. В этот период развивается метафизика
конфуцианства. Центральной проблемой, вокруг которой шла особенно
напряженная борьба между различными школами, была проблема соотношения
идеального закона (ли) и материального первоначала (ци). В эту же эпоху
разрабатываются такие понятия, как «Великий предел», «Великая гармония» и
др.
Уникальна, также, история письменности Китая. Древнейшие китайские
тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или
черепаховом панцире, относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или
лопатка помещались в огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по
форме и расположению образовавшихся трещин.
Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах,
а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые
планки, скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На
одной такой планке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по
содержанию книга имела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали
применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I
в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому
распространению письменности. Уже на бамбуковых планках ( а позднее - на
шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного
угля или сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем
подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для
обозначения чиновников.
Распространение письменности и возрастание ее общественной роли
потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт
кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь,
написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Затем в
эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к
появлению стандартного стиля письма - «кайшу» (уставное письмо), которое
сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гг. В
иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков. Для
чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов.
В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.
Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится,
живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.
Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей
Юго-Восточной Азии.
Не менее интересна и литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас
библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В
своей работе «описание искусств и словестности» (являющейся частью его же
«Истории династии Хань»), он выделяет основные имеющиеся виды литературы:
канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы,
сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.
Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними
дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения,
собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»). Шицзин - это
древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до
н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китаэ развивается авторская поэзия, в
основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической
прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами
древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ,
Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн.
Из прозаиеских сочинений (кроме философских трактатов) необходимо
особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но
и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской
историографии» Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание
повествовательной прозы, зарождающейся, в I - II вв. н.э. Еще одним
источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения» -
уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для
доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы
практически не сохранились.
Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию.
Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том,
что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую
очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую
литературу оказали религиознае идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и
буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ -
VI вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном жанре, который был
ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен
расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза
в форме эпопеи и романа.
Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия,
поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев
лучше всего могут выразить человеческие чувства.
Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.
Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много
местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее
5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования,
построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь,
пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн… Изучением китайской музыки занимались
древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем
учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен.
В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца -
«Консерватория грушевого сада».
В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для
северной школы более характерна героическая тематика, а для южной -
лирическая.
В XVII в. возникает опера.
В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая
катайская драматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие
ранние драматические формы; выступления в театре считались недостойными
занятиями. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя
известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты
песен (арий) - стихами.

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-
технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная
с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки
оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с
другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию
крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить
поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной
вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как
укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а
также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора…
Четкость и упорядоченность планировки характеризуют главные центры
Ханьского государства Лоян и Чанань, выстроенные по установленным в
трактатах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре
мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как
завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с
высокими массивными воротами.
После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских
храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды.

Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды,
служившие для жертвенных возлияний духам. О том, какой важный смысл
придавался изготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное
мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с
такой же тщательностью, как и маленькие. Геометрический узор отличался
графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Предназначенные
для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали
форму зверей или птиц - оберегов.
Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые
бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом,
украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная
лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их
узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого
как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и
тьмы.
В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где
художники заняли почетные места.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было также развитие
научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным
образом связаны значительные достижения древних китайцев в области
астрономии и календаря.
Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-
китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения,
получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской
медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи
медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений
начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по
лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец,
сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний,
предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных
растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских
болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То
местной анестезии при полостных операциях.
За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было
сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может
быть, даже и больше, чем во всем остальном мире.
К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения
пороха и компаса.

Китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень
сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого
ее лишь больше и больше хочется изучать.
Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему
мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и
культуру.
Самым интересным и привлекательным в китайской культуре для меня всегда
была медицина. Мы очень мало знаем о ней. Хотя даже то, что знаем поражает.
Достижения китайцев в медицине поистине огромны. Еще с давних времен
проблема здоровья тревожила этот народ. И хотя многие их рецепты и открытия
потеряны или забыты, даже оставшиеся известные современникам во многом
опережают европейскую медицину.
Вот, например, результатом одного из последних достижений их медицины стала
клиника, в которой проходят лечение безнадежные больные, впавшие в кому или
летаргический сон. В результате лечения из клиники самостоятельно вышло уже
несколько десятков бывших больных. Срок лечения от 2-х до 3-х месяцев, и
еще ни одного случая неудачи. Самый тяжелый больной - мужчина 40 лет,
пролежавший без сознания более 3-х лет, на его пробуждение понадобилось 2,5
месяца.
Притом лечение проводится не современными средствами (медикаментозными,
аппаратными), а массажами, акупунктурой, травами и другими средствами
известными лишь китайским лекарям. По их утверждению болезни, которые они
лечат не физические, а духовные и они по-своему достигают пробуждения
сознания больного. А реабилитация физическая с их помощью проходит также в
сжатые сроки.
Интересна мне, также, и китайская литература. Особенно фольклорные
поэтические произведения. В них кроется народная мудрость Китая, ее история
слишком древняя, чтоб ею пренебрегать. Я считаю, что в китайской литературе
могу многое почерпнуть и для себя.
Вот, например (примерно 175 г. до н.э.):
Поучение царю
Ладно сработанный лук, вделанный в рог на концах,
Если отпустишь - концы вновь разойдутся легко!
С братьями дружно живи, со всею по женам родней.
Лучше ты сними, о царь, не расходись далеко.

Будешь далек от родни, в ней не почуешь оплот,
Станет чураться тебя собственный твой же народ.
Ты наставляешь народ, ты образец и закон -
Знай же: как ты поступил, так же поступит и он.

Если и тот и другой братья друг к другу добры,
Великодушия в них хватит с избытком на всех.
Если и тот и другой между собой недобры,
Будут друг другу они точно болезнь или грех….

Насколько просто и в тоже время поучительно. При чтении не возникает
никаких отрицательных эмоций, логика проста (как говорится: «Все гениальное
- просто»), текст легко воспринимается и тем самым как бы подталкивает к
следованию советам в нем описанным.
Не менее интересна для меня китайская архитектура и строительство. А именно
Великая Китайская стена. Она поражает своей монументальностью. Данные о ее
длине очень разные: прямая линия между двумя конечными точками составляет
2450 километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами, должно быть,
равна от 6000 до 6500 километров!!! Ее ширина 5,5 метра, что позволяло
маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам.
Даже в наше время постройка подобного сооружения заняла бы массу времени,
усилий и денег и неизвестно сколько продолжалась бы, а как тогда…
А сама идея ее постройки… Стена была задумана как укрепление против набегов
воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности,
как доказательство власти и величия императора. Ну разве наши
предшественники додумались бы до такого укрепления!!?
По этому мне и нравится культура и история китайского народа. В ней столько
непонятного и интересного…



Использованая литература:



1. “Хрестоматия по истории мировой культуры”, Г.В.Гриненко, Москва, 1998 г.

2. “Лекції з історії світової культури” Полікарпов В.С.

3. “Істория світової культури” вид-во “Либідь”

4. “Коротка історія культури” Джек Ліндсей 2 тома.

5. “История мировой культуры” А.И.Чернокозов.

6. Книга прозрений «Восточные арабески» В.В. Малявин.

7. Энциклопедия нового Китая

8. «Китайская народная республика». Справочник.







Новинки рефератов ::

Реферат: Краткая характеристика культуры Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Договр финансовой аренды (лизинга) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Palestinian liberation organization (Международные отношения)


Реферат: Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста (Педагогика)


Реферат: Особенности российского федерализма (Право)


Реферат: Экономические принципы либерализма (Политология)


Реферат: Общий подход к реализации методики краткосрочного финансового планирования (Финансы)


Реферат: Жизнь Карла Густава Юнга (Психология)


Реферат: Бій у Катеринославі, 1917 рік (История)


Реферат: Диаграмма направленности антенны (Радиоэлектроника)


Реферат: Пределы обезуглероживания металлического расплава под окислительным шлаком (Металлургия)


Реферат: Социальная стратификация и социальная мобильность (Социология)


Реферат: Ал-фараби (Философия)


Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)


Реферат: Контрольная по психологии (Психология)


Реферат: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса (Психология)


Реферат: Внешние устройства ПК. Функциональные возможности. Основные характеристики. Обмен информации (Программирование)


Реферат: Корпорация Даймлер-Крайслер и компания Мерседес-Бенц (Транспорт)


Реферат: Город Муром во второй половине 20 века (История)


Реферат: Право: понятие, сущность (Административное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист