GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Ильин И.А. (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ильин И.А. (Исторические личности)


П Л А Н.

Введение.
1. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина.
2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе И.А.
Ильина “Аксиомы религиозного опыта”).
Заключение.
Сноски и примечания.
Список литературы.



ВВЕДЕНИЕ

Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными
верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот
опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого
отношения : верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной
системе и о богосоответствии своего опыта.
Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять,
углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных
потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и
компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно,
из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это и
происходит с современным человечеством : у него остались догматы, учения и
обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и
искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и
жизненной силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и
воинствующим безбожием. Современное человечество богато “православными
“,“католиками” и “протестантами”, им христианство чуждо и непонятно. А те
люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они
лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта
своеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньше
тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного
религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться
сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей
религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы
затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие
выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе
видели, по иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не
так строили свою жизнь. Их верование прежде всего было цельно : целостно
охватывало их существо, и целостно определяло их действия. А целостность
веры есть аксиома подлинного религиозного опыта.
Я считаю, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, ведь жизнь
человека потерявшего веру теряет всякий смысл. И сейчас предпринимаются
попытки решения этой проблемы. Такие философы как И. Смирнов, В. Ю.
Верещагин, Н. П. Полторацкий в своих работах обращаются к наследию Ивана
Александровича Ильина, пытаются воскресить его идеи, взгляды и убеждения.
Но несмотря на все это, степень разработки данной проблемы крайне низка.
Этот вопрос мало освещен в работах современных философов, а об авторе, т.
е. И. А Ильине, о человеке, который является по сути последним защитником
чистоты православия, отстаивавшего право народа на самобытное национальное
сознание. На сегодняшний день просто забывают.
Поэтому основная цель моей работы - философски обсудить проблему
православия религии, как одной из основных черт русского национального
характера, выделенную И.А. Ильиным. Задачи, которые я перед собой ставлю :
Представить И. А. Ильина как православного философа и мыслителя на основе
историко - биографического анализа его творчества.
Дать характеристику истинной религии по произведению И.А.Ильина “Аксиомы
религиозного опыта”.



1. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина

Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, правовед,
Литературный критик, православный мыслитель родился 28 марта 1883 года в
потомственной дворянской семье. Отец Ильина - Александр Иванович,
губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной
палаты ; дед - Иван Иванович полковник, служил начальником кремлевского
дворца. Мать Ильина - Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Дед по
матери - Юлиус Швейкерг был коллежским советником. Таковы русская и
немецкая ветви рода Ильина.
С детства на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали
воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье.
Впоследствии, в тяжелые минуты жизни, Ильин нередко обращался как бы ища
совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал
требуемую духовную поддержку. С детской поры закладывались в сознании
ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию,
представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение
свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и
движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепкое сознание, что
духовность есть ключ к истинному счастью.
Ильин родился в Москве, вырос в этом городе, с юности впитывал его
дивные природные, исторические и религиозные ароматы. Глубоко воспринял он
неиследуемые и неописанные влияния национальной истории, религиозных
сокровищ древней русской столицы. Навсегда он и остался москвичом, русским
человеком, чья судьба неотъемлема от Москвы.
Учился Иван Александрович легко и успешно. В 1901 году окончив с
золотой медалью знаменитую Первую московскую гимназию, он поступает в
университет на юридический факультет. В этот период Ильина интересуют
философские и государственные вопросы. Он пытается разобраться в философии
Канта, в его взглядах на таинственную, а потому особенно притягательную
“вещь в себе” . В 1906 году Иван Александрович оканчивает высшее учебное
заведение России с получением кандидатской степени и остается при кафедре
энциклопедии права и истории философии права для подготовки к
профессорскому званию. За три года он написал 6 работ : “О научении Фихте
Старшего” издания 1794 года ; “Учение Шеллинга об Абсолютном” ; “Идеи
конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля” ; “Идеи общей воли у
Жан Жака Руссо” ; “Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fydei”
; “Проблема метода в современной юриспруденции”.
В 1909 году И. А. Ильин сдал магистерские экзамены, прочитал две
испытательные лекции - и только после этого был утвержден в звании приват -
доцента юридического факультета. С этого года начинается его
преподавательская деятельность. Затем Ильин проводит два года в научной
командировке за границей. В основном она прошла в знаменитых университетах
Германии - в Гейдельберге , Фрайбурге, Берлине . Побывал он и в Париже, в
цитадели французского просвещения Сорбоне. Вернувшись в 1912 году на
родину, Иван Александрович погружается в активную педагогическую
деятельность и не оставляет ее вплоть до своего изгнания в 1922 году.
1918 год знаменателен для Ильина публичной защитой магистерской
диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”,
по итогам которой соискателю единогласно Ученым советом были присуждены
сразу обе степени - магистра и доктора государственных наук. Научный и
общественный авторитет Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе. Но
его научная работа, общение со студентами выходили из общего процесса ломки
и переустройства общества в условиях свершившийся революции ; власть не
нуждалась в таком правоведе. Их не устраивали не только научные воззрения
философа и юриста - неприемлемы были его идеологические взгляды и
политическая позиция. Иван Александрович Ильин был убежденным и активным
противником большевиков, это и послужило основанием для неоднократных
репрессивных мер против ученого. За четыре с половиной года его брали под
стражу шесть раз. Последний арест - приговор по 58 - й статье УК РСФСР к
расстрелу, но в последний момент смертная казнь была заменена пожизненным
изгнанием из Отечества.
Так, в октябре 1922 года Ильин оказался в Германии. Началась первая
половина его эмигрантской жизни. Иван Александрович стал одним из
основателей Русского научного института в Берлине (1923 г.), где работал
профессором до июня 1934 года, а в 1923 - 24 г.г там же исполнял
обязанности декана юридического факультета. В 1924 году его избирают
членом - корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.
Одновременно И. А. Ильин выступал с многочисленными публичными лекциями по
всей Европе - Франция, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия,
Эстония и другие страны.
Ширился круг научно - познавательных интересов. Стараясь осмыслить
происходящее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изучении
реальных исторических процессов, подвергая скурпелезному анализу
экономические, государственные системы прошлого, но не менее настойчиво
стремится проникнуть в природу философии, экономику, истоки и механизмы
морали. Ученый исходил из того, “что кризис, приведший Россию к
порабощению, унижению, мученичеству к вымиранию”, был в основе своей не
просто “политический и не только хозяйственный, а духовный”.
В эти годы И. А. Ильин пишет свои лучшие произведения, посвященные
широчайшему кругу вопросов из области философии, права, истории,
литературы. Однако и в Германии история брала свое. К власти пришли
нацисты. Ильина изгоняют из Русского института, запрещают ему всякие
публичные выступления, не допускают издания его статей и книг,
конфисковывают печатные работы. Помимо духовного насилия нацисты прибегли и
к другим инквизиторским средствам : семью ученого фактически обрекают на
голодную смерть. Усиливаются преследования, доносы нагнетают атмосферу
злобности и подозрительности. Вновь замаячила вероятность арестов,
реальной угрозой стала тюрьма или концлагерь.
Летом 1938 года с помощью друзей И. А. Ильин покидает Германию и
направляется в Швейцарию, где он и проводит последние шестнадцать лет,
читая публичные лекции и работая над реализацией своих научных замыслов.
Умер И. А. Ильин в пригороде Цюриха - Цоликоне 21 декабря 1954 года в
возрасте 71 года.
Таковы скучные строчки биографии великого философа, патриота, всю свою
жизнь посвятившего одной единственной любви - России, её возрождению.
“Теперь мне 65 лет, - писал И. А. Ильин, - я подвожу итоги и пишу книгу
за книгой. Часть их я напечатал по-немецки., но с тем, чтобы претворить
написанное по - русски. Ныне пишу только по - русски. Пишу и откладываю -
одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам.
Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет.
И мое единственное утешение вот в чем : если мои книги нужны России, то
Господь убережет их от гибели ; а если они не нужны ни Богу, ни России, то
они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России”.
Философский взгляд на мир, глубокое понимание диалектики особенного и
всеобщего составляют определенную черту личности И. А. Ильина.
Исповедуемый им философский подход оказывал существенное воздействие на все
стороны его творчества. Доскональное знание истории философии, осознание ее
роли в становлении общества, воспитании человека придавали исключительное
своеобразие раскрытию им фундаментальных проблем общественного устройства,
духовной жизни людей, неуходящего влияния истории на современность.
Для уяснения философских позиций Ильина важно отметить
основополагающее обстоятельство, без которого образ философа будет неверен.
И. А. Ильин последовательный проводник и проповедник идей русского
православия. Его философия религии обращена на познание путей духовной
свободы, укрепления личности посредством сердечного созерцания и
созерцающей любви. Основные его труды : “Религиозный смысл философии. Три
речи” (1924), “О сопротивлению злу силою” (1925), “Путь духовного
обновления” (1935), “Основы христианской культуры” (1937), “Аксиомы
религиозного опыта”(1953), “Путь к очевидности” (1957).
Всем своим творчеством философ подтвердил верность традициям русской
культуры, подняв собственное религиозно - философское постижение жизни на
высочайший уровень духовности. Требование конкретности, поиск очевидности
Ильин воплотил в каждой своей работе. Все они способствуют углубленному
пониманию тех или иных периодов творческой истории, намечают перспективы
выхода из трагических тупиков социального процесса.
Одно из важных и первоочередных направлений исследований Ильина
является философия религии. Эта область постижения основ бытия и
человеческой истории на долгие годы была исключена из духовной жизни
советских людей. И на этом удручающем фоне беспамятства и забвения истоков
народной жизни религиозно - философские труды И. А. Ильина призваны
восполнить серьезнейший пробел в отечественной культуре. Его религиозные
исследования привлекают внимание своей неординарностью и самобытностью,
имеют национальный характер и последовательную линию на осмысление и
развитие идеи православия.
И. А. Ильин был убежден, что отечественная религиозная философия
должна пересмотреть свое призвание, уточнить свой предмет и метод в свете
“всех пережитых блужданий и крушений”, добиваясь “ясности, честности и
жизненности”.
Он считал, что русская религиозная философия должна отойти от
подражания западным образцам. Ей более пристало - не выдумывать и
копировать, а обратиться к глубинам национального духовного опыта, стать
“убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности”. Обновление и
рассвет русской религиозной философии И. А. Ильин связывал с отказом от
праздного умозрительного и соблазнительного абстрактного, а фактически
умозрительного конструирования. Только на этом пути философская мысль
сможет дать русскому народу, человечеству в целом “что - нибудь
значительное, верное и глубокое”. В ином случае она “окажется мертвым и
ненужным грузом в истории русской культуры”.
Интерес к философии религии у А. И. Ильина сформировался рано и
сохранялся на протяжении всей его жизни. В его произведениях обсуждаются
вечные вопросы веры, ее истоков, путей формирования. Можно сказать, что ни
одно сочинение философа не обошлось без обращения к проблемам религии,
духовности. Он пользовался каждой возможностью выявить и указать их место в
человеческой жизни.
Работа Ильина “Аксиомы религиозного опыта” посвящена описанию
природы духовной религиозности как внутренней направленности человеческой
души и человеческой культуры, приобретающей высшее измерение, значение и
ценность. Этот труд по особому дорог автору. Он посвятил его своей жене -
Наталии Николаевне Ильиной, верному и преданному сотруднику по бесприютной
жизни, помощнице, любимой. Двухтомное сочинение было опубликовано незадолго
до конца автора.
Работа над ним продолжалась более 30 лет. А началась она в 1919
году, когда философ поставил перед собой задачу, исходя из того, что
“целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта”, попытался
обнаружить наличие других подобных аксиом и выявить, в чем они состоят.
И. А. Ильин отказывается от анализа нескончаемого по сути, ряда
человеческих предрассудков, страхов и суеверий , блужданий и заблуждений.
Он обращается к духовно - здравому, сущему и подлинному религиозному опыту.
На передний план в его работе выступает понятие духовности . Рассуждая о
“духе”, “одухотворенности”, “духовной религиозности”, Иван Александрович
имеет в виду не какие - либо метафизические теории, не Дух Божий, а именно
человеческую духовность - ту внутреннюю направленность и соответствующую ей
жизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре
высшее измерение, высшее значение и ценность.
В этом произведении Ильин пытался вскрыть и показать природу
религиозной духовности. “Поэтому, - замечает он, - я искал эти аксиомы
именно в духовной религиозности и должен был признать, что чем духовнее
человеческая вера, тем полнее соблюдаются в ней находимые мною аксиомы ; и
далее, что во всех явлениях слепо - инстинктивной, больной или извращенной
религиозности можно с ясностью проследить и установить, как недуховность
или даже противодуховность угашала аксиоматические основы религиозного
опыта и как от этого искажалась самая человеческая религия в ее молитвах,
учениях и обрядах: заблудший личный опыт создавал химеру вместо догмата,
механически - мертвенную или прямо кощунственную молитву, уродливые или
даже чудовищные обряды и безнравственную “церковную практику”
Таким образом, изучая биографические данные жизненного пути И. А.
Ильина, я пришел к выводу, что :
1. несмотря на все трудности, которые возникали на пути этого
выдающегося человека, он не утратил любви к своей Родине, своему народу.
Эта любовь постоянно жила в его душе, и нашла свое выражение в работах
великого мыслителя и философа.
2. говоря о творческом пути Ильина можно сказать, что в своем
философском творчестве он затронул и раскрыл многие сложнейшие проблемы
познания и самосознания, проанализировал пути возникновения и разрешения
социальных конфликтов, но одно из важных направлений его исследований
является философия религии. В этих исследованиях он говорит о том, что
пришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности,
исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающем свою
удостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно - искренней,
ведущей человека через смирение к единению с Богом.
И все это помогает нам представить Ивана Александровича Ильина, как
православного мыслителя и философа.



2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по
работе И. А. Ильина “Аксиомы религиозного опыта” )

Что же такое религиозная вера ? Религиозная вера предполагает, прежде
всего, духовное внимание. Вера - это доверие к показаниям духовного опыта -
преимущественно перед субъективными душевными впечатлениями и перед
чувственными наблюдениями, регистрируемые рассудком. Дух имеет свой опыт,
вынашиваемый особыми внутренними опытами человека. Эти опыты требуют от нас
особой культуры из за то даст нам свою достоверность и очевидность, которая
может и не согласоваться с мнимой достоверностью лично - душевного
происхождения и с шатко - условной очевидностью чувственных вещей. И вот,
доверие к этой духовной достоверности и к этой духовной очевидности и есть
то, с чего начинается религиозная вера. Человек, лишенный духовного опыта
или не считающийся с ним , не будет иметь веры. Человек, имеющий духовный
опыт, но не дошедший в нем до настоящей достоверности и очевидности, -
увязнет в рассудочных сомнениях и не дойдет до веры. Таким образом, Ильин
говорит о том, что для веры необходима духовная очевидность, необходим
прежде всего, духовный опыт : нужно жить духовными актами, пребывать в
них, наполнять их своей душой, строить себя ими, полагать их в основу
своего бытия. От этого образуется некоторое внутреннее отточенное
“зрение”, направленное к Совершенству ; это зрение откроет человеку
духовные Предметы, в которых он удостоверится даже до несомненности. И лишь
тогда он начнет доверять духовному опыту и этим Предметам -
преимущественно перед другими источниками недуховного опыта и вера его
приобретает настоящую силу.
Вера и религия суть явления духовной свободы ; и каждый человек
призван свободно восхотеть божественного, свободно уверовать и свободно
предаться Богу. В этом сущность религиозной автономии. Нестесненное,
добровольное приятие составляет самую существенную черту или “форму”
религиозности потому, что она является актом любви, действием “сердца” ; а
“сердце” есть свободнейшая из сил человеческого духа, не терпящая ни
повелений, ни запретов. Религиозная вера горит всей своей силой и совершает
все свое призвание только тогда, когда она есть проявление свободной любви
к безусловному Совершенству, - любви, нашедшей в Боге свой истинный
Предмет и свой неиссякаемый источник.
По словам автора, любить Совершенство - значить желать его,
сосредотачиваться на нем, вживаться в него, созерцать его и вследствии
этого узнавать и принимать его как реальный центр личной жизни. И поэтому в
основе каждой настоящей веры лежит свободное принятие бога горением
искренней любви. Из этого можно сделать вывод, что настоящая духовная
религиозность вырастает из свободной и вдохновенной любви человека к
Совершенству.
“ любовь к совершенству”” - это совсем не пустое выражение. Эта живая
реальность и величайшая движущая сила человеческого духа и человеческой
истории. Все основатели великих духовных религий - Конфуций, Лао - Цзя,
Будда, Моисей были движимые этим чувством. А христианину достаточно
раскрыть Евангелие и начать чтение его для того, чтобы убедиться, что все
обращавшиеся ко Христу верою, узнавали его лучом этого чувства.
Строить религию можно только на духовной свободе. Строить ее же на
страхе значит исключить из нее начало духа, призванного к преодолению
страха. Ведь страх - это чисто отрицательное движение души, и построенный
на нем религиозный акт ведет по ложным путям. Примером является религия
первобытных людей.
Но не следует понимать религию, как выспрашивание себе у бога земного
благополучия. Сама сущность такого выспрашивания полагает всю тяжесть
отношения человека к Богу на личный интерес просящего : человек обращается
к богу своей “корыстью”. Все иные, более бескорыстные, духовные,
возвышенные и углубленные мотивы, - любовь, созерцание, радость,
благодарение “за все”, очищение, восхождение к совершенству, восприятие
благодати, Единение, отступают или исчезают совсем ; и “слишком
человеческое” становится мерой человеческого опыта. Если рассматривать
молитву господию, то “Отче наш” мы увидим, что она содержит ряд
прошений, но все “просьбы” покрыты принятием воли Божьей, а единственное
прошение, с виду относящееся к “земным богам” (о хлебе насущном) , при
точном рассмотрении греческого первоисточника, имеет в виду “хлеб
насущный”, т. е. свыше исходящий, и разумеет питание духовное. Вот почему
люди тонкого и глубокого религиозного опыта, просят только о такой помощи,
которая необходима не для личного счастья, а для осуществления Божьего дела
на земле ; они просят только о том , что лежит за пределами их личных сил,
напряженных и использованных до последней степени ; и просят о ней только
тогда, когда знают себя, идущими по правому пути ; в остальном же просят
только о дарах духа и любви ...
Неверным путем идет человек, который добивается в жизни магической
власти и думает прийти к этому на путях религиозного опыта. Магия и религия
не одно и тоже. Они различны и тогда, когда в магии появляются элементы
религиозные, а в религии - магические элементы.
Магия ищет не Бога и не живого отношения к Нему : она ищет могущества
; и не - Бога всемогущего, созерцаемого в смирении и преклонении, а
богоравного могущества для человека, протягивающего руку к власти - от
гордости и самовозвеличения. Поэтому магия есть действие не религиозное,
которые не ищутся им что бы то ни стоило и на любых путях, и не являются с
его стороны предметом демонического посягательства.
По ложному пути идут и те, которые считают земной человеческий разум
или волю - за первое, основное и ведущее начало религиозного опыта.
Категории рассудка становятся мерой религиозного созерцания, но ведь уже в
пределах обычного эмпирического мира человеческое мышление всегда отстает
от бытия, оно улавливает лишь ничтожную часть его и никогда не исчерпывает
его. А ведь дух познается и удостоверяется живым духовным опытом, а не
отвлеченными рассуждением духовного бескрылого и беспомощного “ума”.
Что же касается воли, то на самом деле религиозный опыт не может быть
приобретен решением и усилием пустой воли. Ибо воля, сама по себе, -
сильна, но слепа, определительна, но произвольна ; сосредотачивающая, но не
любовна ; упорна, но не разумна. Она способна держать и вести, но не знает,
куда и во имя чего. И если она становится началом религии, то она конечно
может создать власть и выковать дисциплину, особенно при помощи страха и
угроз, но власть эта окажется орудием земной похоти, а дисциплина -
черствым и греховным орудием властолюбия. Сама по себе воля способна только
к произвольному решению, а религия произволом не создается. Воля призвана
подчиняться опыту духа - и - сердца - и созерцанию - и совести сразу. Ибо
воля без духа - страшна,, греховна и безбожна ; воля без сердца - черства и
произвольна ; воля без совести - изворотлива и цинична ; воля без
созерцания - слепа и сокрушительна ; воля без разума темна и жадна. И
выросший из неё “религиозный” опыт гибелен. Наконец, по ложному пути
идут те, которые пытаются строить религию на слепом, гипнотическом
подчинении человека человеку в вопросах веры и религии. Духовный опыт
требует постоянного душевного очищения и многих творческих усилий; он
требует от человека любви, воли, духовного “вкуса”, характера, выдержки и
упражнения. Настоящая религиозная вера - духовна, и покоится на свободном и
целостном приятии веруемого содержания. Такое приятие даётся только
невынужденной, органически свободно расцветающей любви к Совершенству;
любовь же есть сила, не поддающаяся предписанию и не угасающая по запрету..
Корень, питающий веру человека, должен быть заложен в нём самом, а не в
другом. Религиозность состоит в том, что личный дух имеет в самом себе
любовь к Богу, а следовательно, инициативу и основание своей веры. Человек
призван свободно восхотеть Бога, выносить в себе соответствующую
потребность, жажду и любовь, и окрепшей любовью осуществить свой
религиозный опыт и свою веру. Иначе религия превратиться из искреннего
состояния в лицемерное; цельность исчезает, половинчатое станет слабым,
достойное - недостойным, и свободный человек станет рабом своего
сочеловека. Только то составляет силу духа и силу религиозной веры, что
вовлекает в них человека добровольно и цельно, заставляя его свободно
предаваться им и присутствовать в своей вере и в веруемом содержании всей
своей силой. А такова именно свободная духовная любовь. Человек призван
быть в религии свободным сыном Бога, а не покорным рабом человека.
Религия человека не сводится к любви, и не исчерпывается ей: она
вовлекает всего человека - и созерцает и волю, и лишение, и все акты духа,
и все действия человека, и всю его жизнь. Но она родится из любви, она
решается любовью и без любви невозможна.
Религиозное откровение должно быть воспринято сердцем и сердечным
созерцанием. И если это свершилось, то человек будет иметь религиозный
опыт. Религия живёт огнём чувства и невозможна без него. А раз этот огонь
горит, то он рано или поздно откроет человеку взор для религиозных событий,
вразумит его мысль для богословского учения и научит его личной и церковной
дисциплине. Таково значение сердца в составе религии.
Религиозный опыт родится в одухотворённом сердце, - в виде любви к
Богу. Любимое должно быть подлинно узрено, - духовным созерцанием. Разум
призван помогать сердцу и созерцанию, - присущим ему чувствам
познавательной ответственности, тягой к трезвению и очищению; разум обещает
религиозному опыту свою созерцательную мысль и “№умную” любовь к Богу. Воля
призвана принять всё это богатство духа к ограждению, закреплению и
осуществлению. А сила чувственных состояний и восприятий должна дать
радость этому осуществлению, развёртывая жизнь человека в великий Божий
сад, в сад духовной культуры...
Самым драгоценным и могучим религиозным актом является сердечное
созерцание.
Когда человеческая любовь пополняется священным жизненным
содержанием, которым действительно стоит жить, и за которое стоит бороться
и умереть, то она сказывается духовной любовью. Она овладевает человеческим
воображением, чтобы прожечь и очистить его, чтобы сообщить ему прочное
укоренение и достойный предлог, тогда человек приобретает дар сердечного
созерцания, - новый акт, - дивный орган восприятия и опыта, подъемлющий и
окрыляющий душу.
Этот акт и есть важнейший в составе религиозного опыта. Его можно
обозначить как “сердечное созерцание” или просто как “созерцание”.
Созерцание означает духовное рассматривание и духовное Видение, способное
воспринимать и чувственные и нечувственные предметы, но очищающие и
символически углубляющие чувственный взор человека. Такое понимание
созерцания ещё раз нам доказывает, что воспринять бога, “принять” Его,
уверовать в Него и предаться Ему, можно только силой цельного сердечного
созерцания. Никакое рассуждение, никакое доказательство, никакое волевое
решение подавить в себе всё сомнение и заставить себя веровать - не могут
заменить сердечного созерцания. Ибо вера достаётся через вчувствование в
духовное Совершенство, - вчувствование, удостоверяющее даже вопреки всяким
рассудочным противо-доказательствам” и вносящее в душу цельность,
недоступную ни для какой волевой дисциплины.
Все акты человека обновляются, очищаются и углубляются от участия
этой драгоценной духовной силы. Все сферы жизни заживают новыми
содержаниями: воспитание, дружба, преподавание, брак, семья, врачевание,
служба, суд, воинское дело, политика, хозяйство - все приемлет дары
религиозного обновления, в которых так настоятельно нуждается современная
культура человечества.
Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы: Земная
любовь находит свой смысл как цельное выражение духовной близости. Страх
облагораживается и становится сердечным благоговением перед Богом. Человек
научается просящей молитвы и постигает с ясностью, о чём можно просить Бога
и о чём нельзя. Магия перестаёт быть соблазнительной, потому что человек
научается смирению и чувствует себя уже получившим не по заслугам - и силу
духа, и власть сердца. А акт сердечного созерцания важнейшим в составе
религиозного опыта.



З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Таким образом, познакомившись с творчеством этого поистине
выдающегося мыслителя и философа, я пришла к выводу, что он был человеком,
для которого будущее России не безразлично, не безразлично духовная жизнь
народа и не важно, признан ли он или отвергнут.
Вопрос о сущности и условиях возникновения религиозного опыта и
органически связанного с ним чувства нравственной ответственности, занимает
центральное место в философском творчестве Ивана Александровича Ильина. И
здесь автор говорит о том, что жизнь без веры превращается в существование.
Человек по своей природе должен быть религиозным. И в наше время каждый
религиозный человек должен быть готов к тому, что другие люди самых
различных религий и исповеданий, и особенно вовсе неверующие, спросят его
об источниках и основаниях его веры, ибо мы живём в такую эпоху, когда
источники являются, по видимому, ”деструктивными” - и эти основания
отвергнуты и поруганы. Основанием всякой религиозной веры является личный
религиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опыте
Откровение. Перед своим религиозным опытом современный человек не имеет
права стоять в беспомощности и недоумении: он должен активно и ответственно
строить его и владеть им, как верным путём, ведущим к Богу; он должен
знать, куда он идёт, как он ориентируется в тумане разноверия и соблазнов,
каков его путь и почему он считает свой путь верным; он должен уметь
отзываться на вопросы затруднённых и беспомощных и спешить им на помощь.
Иными словами, он должен владеть своим религиозным актом, чтобы защищать
его от соблазнов и покушений, и чтобы помогать другим, ещё не выносившим
своего религиозного опыта. И самым драгоценным и могучим религиозным актом
является сердечное созерцание, а оно в свою очередь является важнейшим в
составе религиозного опыта.
Познакомившись с идеями и взглядами Ивана Александровича Ильина, я
пришла к выводу, что его теория истинной религиозности - это как раз то,
что на сегоднящий день недостаёт нашему народу.
Я целиком и полностью согласна с его позицией о возвращении к истокам
религиозности, ведь для того, чтобы религиозный опыт был целостным, надо
проследить этапы его становления не потеряв ни одной составляющей единицы,
иначе можно потерять его целостность.
Я считаю, что особенность творчества Ильина заключается в том, что он
всегда не навязывал своих точек зрения, и всю свою любовь и преданность
Родине он выразил в своих произведениях, которые написал для своего народа,
народа живущего на его Родине.
И в заключении своей работы мне ещё раз хочется подчеркнуть, что в
плеяде выдающихся русских мыслителей XX столетия видное место принадлежит
Ивану Александровичу Ильину - философу, политическому мыслителю и
публицисту, - человеку, у которого есть чему поучиться и нынешнему и
будущему поколению.



СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 22 “О молитве”
с. 345-363.
2. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993,
гл. 13 “Религиозный смысл пошлости” с. 207-223,
гл. 14 “О вырождении религиозного опыта” с. 223-239,
гл. 15 “О религиозном очищении” с. 241-256.
3. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 18 “О
религиозной цельности” с. 289-301.



Л И Т Е Р А Т У Р А.

1. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, с. 94-107, с. 3-33.
2. Лосский Н.О. “История русской философии” М:Высшая школа:1991, с.
495-498.
3. “Проблемы самобытности России в творчестве И.А. Ильина” Ростов-на-
Дону:РВШ МВД РФ:1995, с. 5-11, с. 78-79.
4. “Русская Идея”/составитель и автор вступительной статьи М.А.
Маслин/ М:Республика:1992, с.429-443.
5. “Философский словарь” под редакцией И.П. Фролова. 6-е изд.,
переработанное и дополненное. М:Политиздат:1991.



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
РОСТОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА


КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН



Реферат по философии :
“Религиозная философия И. А. Ильина”



Соискатель РВШ
МВД
Российской
Федерации
подполковник
милиции
Глебов Г. В.



Научный руководитель : Доктор философских наук,
профессор
подполковник
милиции
Верещагин В. Ю.



г. Ростов - на - Дону
1997 г.







Реферат на тему: Император НИКОЛАЙ II (1894-1917 гг.)


Современники о Николае II.



Трусость и предательство прошли красной нитью через всю его жизнь,
через все его царствование, и в этом, а не в недостатке ума или воли, надо
искать некоторые из причин того, чем закончилось для него и то, и другое.

А.Ф. Кони, известный судебный деятель.
Я уверен, что, если бы безжалостная судьба не поставила императора
Николая во главе огромного и сложного государства и не вселила в него
ложного убеждения, что благополучие этого государства зиждется на
сохранении принципа самодержавия, о нем, Николае Александровиче,
сохранилась бы память как о симпатичном, простодушном и приятном в общении
человеке.
Ю.Н. Данилов, генерал.
Про него неверно говорят, что он больной, глупый, злой. Он просто
обыкновенный гвардейский офицер.
А.П. Чехов.
Николай II был, несомненно, честным человеком и хорошим семьянином,
но обладал натурой крайне слабовольной… Николай боялся влияния на себя
сильной воли. В борьбе с нею он употреблял то же самое, единственное
доступное ему средство – хитрость и двуличность.
П.Н. Милюков, лидер партии кадетов.


ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II (1894-1917 гг.)

21 октября 1984 г. на русский престол вступил последний русский
император – 26-летний Николай II. От него ожидали больших перемен. Говорили
о конституции, об устранении стеснений. Даже для приближенных Николай II
был загадкой. Министр финансов С.Ю.Витте считал его «совсем неопытным, но и
неглупым, весьма воспитанным молодым человеком».
Николай носил обычно офицерскую одежду. Обожал войсковые смотры.
Переезжал из дворца в дворец. Внешне император выглядел скромным, даже
застенчивым. В нем уживалось все: чадолюбие, любезность, светская
обходительность и крайняя резкость суждений, подозрительность и готовность
довериться проходимцу, шарлатану, религиозность, тщательность в исполнении
обрядов православной церкви и склонность к мистицизму и фетишизму.
Женой Николая II была Алекс Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса
принцесса Гессен-Дармштадтская (в России – Александра Федоровна).
Свадьба Николая и Алекс (как звали Александру Федоровну) состоялась
17 января 1895 г. в большом Николаевском зале Зимнего дворца, на ней
присутствовало около 600 представителей дворянских обществ, городов и
казачьих войск. Уже здесь, на свадьбе, император в речи, подготовленной
К.П. Победоносцевым, разрушил все возлагавшиеся на него надежды в отношении
«участия представителей земств в делах внутреннего управления», назвав их
«бессмысленными мечтаниями».
Наиболее влиятельными людьми при императоре Николае III были министр
финансов, позднее премьер-министр С.Ю. Витте (дворянско-буржуазное течение)
и министр внутренних дел В.К. Плеве.
Николай II – самая трагическая фигура среди европейских монархов
новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности,
выпавшие на долю монархии во второй половине 19 и в начале 20 в.
Социальные, экономические, внутри- и внешнеполитические проблемы его
времени были чем-то таким, о чем Николай никогда не имел адекватного
представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы
неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного
монарха.
По практически единодушному мнению современников Николай II был умным
человеком. Но его воспитание и жизнь семьи, в которой он вырос, были
наименее подходящими для формирования будущего монарха. Не то чтобы его
воспитание и образование грешили недостатками. В возрасте 16 лет он владел
четырьмя языками и мог осмысленно читать Достоевского или историков
Карамзина и Соловьева. Самым значительным из его наставников был Чарльз
Хит, учитель-англичанин, который прежде преподавал в Александровском лицее
в Санкт-Петербурге. Сначала он был не в восторге от императорских детей,
которых считал недисциплинированными и чье поведение за столом сравнивал с
поведением деревенских мальчишек. У Чарльза Хита был девиз: «Аристократами
рождаются, но джентльменами становятся», и главным образом под его
руководством Николай развил в себе способность сохранять спокойствие и
самоконтроль, которыми были типичны скорее для английского лорда прежних
времен, чем для представителя высшего класса России предреволюционного
периода. Такую манеру держаться, которая впоследствии вызывала как
восхищение, так и критику (являясь, якобы, выражением отрешенности в
экстремальных ситуациях), император выработал в себе с большим трудом, так
как был вспыльчив от природы.
Когда наследнику престола было 17 лет, началось его обучение
искусству управления, и он впервые более близко познакомился с некоторыми
ведущими политиками, военными и учеными. Наиболее значительными из них были
министр финансов Николай Бунге и обер-прокурор Священного синода Константин
Победоносцев, профессор гражданского права, который обучал еще Александра
III и оказал на него весьма значительное влияние. Таким образом, Николай
вовсе не был недостаточно образован, по крайней мере в теоретической
области. Вопрос в том, в каком объеме он действительно усвоил прежде всего
лекции министра финансов.
Самым большим недостатком в воспитании юного наследника престола было
то, что он был практически изолирован от своих сверстников. Это не дало
молодому царю возможности утвердиться в кругу равных, предаваться юношеским
играм и проказам с ровесниками и таким образом освободиться от влияния
могущественного родительского дома. Юный царевич был также лишен
возможности сформировать свои собственные независимые суждения и совершить
свои собственные ошибки, которые он затем смог бы исправить без
вмешательства гувернеров или родителей. Контакт с внешним миром для Николая
ограничивался почти исключительно прислугой и охраной царской семьи,
простыми крестьянами и солдатами. Николай искренне любил этих людей и,
возможно, благодаря им пришел к тому мнению, что простые люди России это
нечто вроде ее истинной сердцевины. Это, наверное, привело и к тому, что он
– как, пожалуй, ни один из его предшественников – усвоил широко
распространенную веру в доброту и верность царю простых русских людей,
особенно крестьян. Эта вера усиливалась религиозностью Николая, который
считал, что через нее и через обряды православной церкви самым тесным и
мистическим образом связан с простым народом. В последующие годы Николай
неоднократно пытался использовать в политических целях это мнимое
мистическое единство царя и народа.
В другом отношении воспитание молодого престолонаследника, пожалуй,
было успешным. Судя по всем сообщениям, Николай прожил счастливую юность с
понимающими родителями; жизнь семьи была гармоничной и насыщенной.
Александр III был сердечным отцом. Что все же отсутствовало в этом
окружении (в соответствии с образом жизни дворянства не только в России, но
и вообще в Европе), так это какие-либо интеллектуальные запросы или интерес
к искусству. Вновь приобретенная насыщенность семейной жизни Романовых
уходила корнями в бунт Александра III против своего отца, его свободного
обхождения с женщинами и, прежде всего, его морганатического брака с
Екатериной Долгорукой. Эта концентрация на семейной жизни должна была еще
больше усилиться в браке Николая и способствовать растущей изоляции его ото
всех слоев общества. Гармоничные семейные отношения определенно
предотвратили конфликты между отцом и сыном. С другой стороны, такое
сердечное согласие не дало Николаю возможности освободиться от сильного
влияния отца, примеру которого он пытался подражать, сознавая, что его
способностей для этого недостаточно. Николай долго оставался незрелым
ребенком. Уже семнадцатилетним он был вынужден декламировать стихи своему
дяде, а в двадцать лет он еще играл со своими младшими братьями и сестрами
в салки во дворце. Самым счастливым временем в жизни Николая были,
возможно, последние годы юности, когда он в 19 лет проходил обычную службу
офицера гвардии. До этого воспитание Николая было лишено военных элементов.
Смысл существования гвардейских полков состоял главным образом в том, чтобы
навести на молодых аристократов последний светский лоск. Офицерам и молодым
лейтенантам, служившим здесь, не было необходимости делать себе карьеру.
Поэтому офицерское общество было приятным клубом, обязанности были
необременительными и молодые офицеры из знатных семей с наслаждением
озорничали. Впервые в своей жизни Николай покинул дворец и императорский
двор. Николай любил армию, ее традиции, форму и, прежде всего, простой мир
приказов и повиновения. В последующие годы офицерское общество гвардейских
полков было практически единственным, помимо семьи, окружением, где он
чувствовал себя как дома. К этому времени относится и известное увлечение
наследника престола балериной Матильдой Кшесинской. Родители видели в этом
только нормальный обряд инициации, и нет никаких свидетельств о том, что
они неодобрительно относились к этому приключению.
Проблемы в семейной жизни Романовых усугубил выбор Николаем своей
супруги. Вина за это лежала большей частью не на супругах. Это был брак по
любви, после заключения которого оба оставались всю жизнь верны друг другу
и сохраняли искреннюю любовь друг к другу. Трагизм этих отношений состоял в
том, что Алиса Гессен-Дармштадтская (в России после перехода в православную
веру Александра Федоровна) передала от своей бабки, королевы Виктории
Английской, наследственную болезнь крови своему единственному сыну Алексею,
младшему ребенку в семье. О благородстве Николая говорит то, что это бремя
для семьи и династии никогда ни малейшим образом не сказалось на его
отношении к жене. Однако для клинической картины такой семьи характерно то,
что тенденция к изоляции от внешнего мира еще больше усиливается, а супруги
и дети в еще большей степени сближаются. С другой стороны, Александра с ее
пуританской, основанной на религиозности серьезностью и бережливостью, с
антипатией к роскоши, находилась в явном противоречии с изысканным
обществом Петербурга. В этих кругах, беззаботность и распущенность которых
вошла в поговорку, строгие в своих моральных требованиях монархи никогда не
чувствовали себя хорошо, и, в свою очередь, не пользовались у них любовью.
Ситуация, конечно, не улучшилась, когда Александра попыталась внести толику
викторианской серьезности в петербургское общество, учредив кружки шитья
для благородных дам, в которых изготавливалась бы одежда для бедных.
Насмешки и критические замечания, очевидно, дошли до императрицы и
заставили ее чувствовать себя в обществе еще более скованно, чем диктовал
ее и без того робкий характер. Такие отношения императорской семьи с
петербургским обществом еще более ухудшились, когда ослабленное здоровье
императрицы, разрывавшейся между официальными и семейными обязанностями, не
позволило ей, начиная с 1903 г., принимать участие в больших петербургских
балах. Таким образом, двор быстро терял влияние на общественную жизнь.
Когда Александр III неожиданно умер в возрасте 49 лет, наследник престола
был плохо подготовлен к выполнению своих будущих задач. Его совсем недавно
начали привлекать к государственной и законодательной работе. У него было
мало опыта в большой политике и, прежде всего, он мало знал людей, среди
которых должен был искать себе сотрудников. Кроме того, очень быстро
выяснилось, что царь не обладает силой воли и решительностью своего отца.
За некоторыми исключениями Николай оказался неспособен аргументированно
доказать что-либо своим министрам и обсуждать выбранный политический курс.
Николай не любил, а часто и не отваживался возражать министрам. Он избегал
всего неприятного и чаще всего старался не дать понять своим министрам,
если намеривался снять их с поста. Поэтому его несправедливо обвиняли в
лицемерии и двурушничестве.
Когда Николай пришел к власти, он не имел никакой программы, кроме
твердого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества,
которое он считал заветом своего отца. Эта ревностная забота о своих
прерогативах зашла так далеко, что он отказался нанять личного секретаря,
хранил императорскую печать в выдвижном ящике в своем кабинете и лично
запечатывал ею конверты, в которых направлял чиновникам свои решения. Он
считал, что его титул дан ему богом, что он сам представитель бога, а в
семейном кругу его, как и великого князя Николая Николаевича, считали
созданием, стоявшим где-то между человеком и богом. В такой атмосфере
политические решения часто понимались как моральные или решения совести.
Николаю хотелось, как он писал коменданту своего дворца, быть одному,
одному со своей совестью. «Как я могу сделать это, если это против моей
совести?» – это было то основание, на котором он принимал свои политические
решения или отклонял предложенные ему политические варианты.
Николай был глубоко обеспокоен, став преемником своего отца. Он
осознавал свои недостатки и одновременно ясно понимал, что даже ближайшее
окружение сильно сомневается в его способностях. В первые годы своего
правления он по неопытности продолжал политику отца и оставил на постах его
главных советников и министров. Такая преемственность противоречила
интересам образованных и имущих слоев общества, надеявшихся на политические
перемены, прежде всего в земствах, органах деревенского самоуправления,
которые царь открыто и неловко призвал к отказу от бессмысленных мечтаний о
конституционализации государства. Это случилось накануне торжеств по случаю
коронации, приведших к ужасной трагедии на Ходынском поле, когда
обрушившаяся трибуна привела к гибели более тысячи простых людей. В стране,
в которой монарх сам делал ставку на мистическую связь между правителем и
подданными, в которой даже низшие слои питали совершенно традиционное,
почти средневековое отношение к монарху, это должно было восприниматься в
самых широких кругах как дурное предзнаменование.
Николай II никоим образом не осознавал противоречий своего отца. С
одной стороны, он пытался добиться социальной и политической стабилизации
сверху путем сохранения старых сословно-государственных структур, с другой
– политика индустриализации, проводимая министром финансов, приводила к
огромной социальной динамике. Индустриализация знала не только выигравших,
она порождала и проигравших. Одним из таких считало себя русское
дворянство, которое, прежде всего в период правления Николая II, начало
массированное наступление против проводимой государством экономической
политики. Дворянство давно находилось в затруднительном положении из-за
начавшегося в конце семидесятых годов мирового аграрного кризиса и видело
причину всех своих несчастий в неугодном министре финансов Витте. Хотя
Николай II симпатизировал дворянству, но оказалось, что оно не может
мобилизовать общественность в своих интересах. Поэтому в девяностые годы
движение дворянства, временно достигшее кульминационного пункта в борьбе с
золотым стандартом, раскололось на преимущественно антисемитское
направление и на земское движение, которое стремилось преимущественно
либеральными проектами поднять государственную экономическую политику,
опираясь на уровень деревенского самоуправления. Консервативное дворянство
нашло поддержку у тех представителей высшей бюрократии, которые пытались
путем усиления дворянства повернуть экономическую политику и политику
страны в целом. При этом произошел конфликт между министром внутренних дел
и министром финансов. Царь был не в состоянии уладить его. Правда, он смог
добиться принятия ряда законов в пользу дворянства, но они оказались
неэффективными, поскольку слишком противоречили тенденциям социального и
политического развития.
Нескольким авантюристам удалось, польстив империалистическим
устремлениям Николая II на Дальнем Востоке, вопреки совету министра
финансов, убедить его в необходимости активизации политики экономического
проникновения на Дальний Восток, которая из-за слабости санкт-
петербургского руководства вылилась в войну с Японией. Причиной растущей
потери ориентации в верхушке петербургской бюрократии было то, что
Министерство финансов, периодически определявшее внутреннюю и внешнюю
политику, потеряло влияние, и Витте в начале 1903 г. был отстранен от
должности царем. Такая внутри-политическая коррекция курса была
исключительно делом царя. На символическом уровне Николай подготовил ее
поездкой на богомолье по случаю канонизации Серафима Саровского, которую он
осуществил против воли Священного синода. Он рассматривал канонизацию и
паломничество, как средство мистической связи царя со своим народом. Это
событие укрепило Николая в давнем намерении уволить своего,
ориентированного на Запад, якобы нерусского министра финансов и взять курс
на другую политику. Правда, царь не знал, куда следует держать путь. По
инициативе Витте в среде бюрократии разгорелась ожесточенная дискуссия о
том, как можно улучшить положение крестьянства и нуж ориентации в верхушке
петербургской бюрократии было то, что Министерство финансов, периодически
определявшее внутреннюю и внешнюю политику, потеряло влияние, и Витте в
начале 1903 г. был отстранен от должности царем. Такая внутри-политическая
коррекция курса была исключительно делом царя. На символическом уровне
Николай подготовил ее поездкой на богомолье по случаю канонизации Серафима
Саровского, которую он осуществил против воли Священного синода. Он
рассматривал канонизацию и паломничество, как средство мистической связи
царя со своим народом. Это событие укрепило Николая в давнем намерении
уволить своего, ориентированного на Запад, якобы нерусского министра
финансов и взять курс на другую политику. Правда, царь не знал, куда
следует держать путь. По инициативе Витте в среде бюрократии разгорелась
ожесточенная дискуссия о том, как можно улучшить положение крестьянства и
нужно ли для этого реформировать его правовой статус. Несмотря на некоторые
реформаторские шаги, как, например, отмену телесных наказаний крестьян,
царь под влиянием нового министра внутренних дел Плеве принял решение в
пользу политики всемерного сохранения социальной структуры крестьянства
(сохранение общины), хотя кулацким элементам, то есть более богатым
крестьянам, был облегчен выход из крестьянской общины. Царь и министры не
сочли необходимыми реформы и в других областях: в рабочем вопросе было
сделано лишь несколько незначительных уступок; вместо того, чтобы
гарантировать право на забастовки, правительство продолжало репрессии. Со
второй половины девяностых годов усиливалось ущемление других
национальностей. Конституционный особый статус Финляндии задыхался под
твердой рукой тогдашнего государственного секретаря Плеве и генерал-
губернатора Бобрикова. Армянскую церковь лишили ее имущества, а ее школьную
систему подчинили государству с указанием, что в этих школах преподавание
должно вестись только на русском языке. Другие национальности также ощущали
на себе, если не массированную враждебную национальную политику, то по
крайней мере назойливые или даже коварные булавочные уколы.
Политикой стагнации и репрессий, которая одновременно в осторожной
форме продолжала начатую экономическую политику, царь не мог удовлетворить
никого. Умеренное земское движение, которое, сопротивляясь государственной
экономической политике и постоянному вмешательству Министерства внутренних
дел, требовало больших полномочий для местного самоуправления, реформ в
крестьянском вопросе и в школьном образовании, а также свободы печати и
собраний, становилось все сильнее. Зашевелились и низшие слои. В девяностые
годы количество русских промышленных рабочих значительно возросло, и с
продолжающимся переселением людей в города для работы на фабриках
накапливался новый потенциал активистской радикальности. Это выразилось в
ряде стачек, позволивших социалистическим партиям найти опору среди
рабочих. Крестьяне дали о себе знать в 1902 г. массовыми беспорядками в
Полтаве и Харькове, что привело к еще большему пониманию неотложной
необходимости реформ, по крайней мере в небюрократических и недворцовых
кругах. Царь, разумеется, решился на ужесточение репрессий. Это, конечно,
не могло ослабить оппозиционное и революционное движение или сдержать
террористическую активность социал-революционеров. Их жертвой пал
представитель политической реакции Плеве, по поводу чего ликовали в широких
кругах общества. После долгих колебаний Николай под влиянием своей матери
решился вопреки первоначальному намерению назначить министром внутренних
дел сторонника реформ Святополк-Мирского. Последний хотел оказывать больше
доверия общественным силам, поэтому время его правления называли также
«эпохой доверия». Но царь не собирался следовать реформаторским
предложениям своего министра внутренних дел. В ходе решающих совещаний в
декабре 1904 г. он отклонил созыв Государственной думы с совещательными
правами. Тем самым он вынудил министра отступить, а режим двинулся
навстречу большому кризису.
Назначение Святополк-Мирского поначалу пробудило надежды, но его
программа совершенно не могла удовлетворить находившиеся в оппозиции
элементы дворянства и высших городских слоев. Правда, они использовали
относительную либерализацию для проведения ряда публичных мероприятий, на
которых большей частью выдвигались требования, далеко выходившие за рамки
планов Мирского. Самым значительным было собрание представителей земств 20
ноября 1904 г., на котором большинство потребовало конституционализации
режима, в то время как меньшинство удовольствовалось совещательным
собранием. Объединившиеся в оппозиции силы прогрессивного поместного
дворянства, сельской интеллигенции, городского самоуправления и широких
кругов городской интеллигенции начали требовать введения в государстве
парламента. Эта кампания петиций и банкетов нашла отклик и в рабочем
классе. Петербургские рабочие, которым (в подражание неудавшемуся
московскому эксперименту по созданию полицейского социализма, когда тайная
полиция вызвала к жизни профсоюзы) было разрешено образовать независимое
объединение, возглавлявшееся попом Гапоном, также захотели подать петицию
царю. Отсутствие общего руководства при уже фактически уволенном министре
внутренних дел и царе, который, как и большинство министров, не понимал
серьезности ситуации, привело к катастрофе Кровавого воскресенья 9 января
1905 г. Более 100 000 рабочих потянулись к Зимнему дворцу, чтобы донести до
царя свои беды и требования (среди них также требования учреждения
парламента в империи и отделения церкви от государства). Армейские офицеры,
на которых были возложены полицейские задачи сдерживания толпы, в панике
приказали стрелять по мирным людям. 100 человек были убиты и
предположительно более 1000 ранены. Рабочие и интеллигенция отреагировали
стачками и впечатляющими демонстрациями протеста. Хотя рабочие большей
частью выдвигали чисто экономические требования и революционные партии не
могли играть важной роли ни в движении, возглавляемом Гапоном, ни в
забастовках, последовавших за Кровавым воскресеньем, в России началась
революция.
Система не знала, как реагировать. Царь назначил А.Г. Булыгина
министром внутренних дел и Д.Ф. Трепова – генерал-губернатором Санкт-
Петербурга. Одновременно он лишил Сергея Витте, ставшего представителем
реформаторских сил, большинства из его функций. Кроме того, царь решил
успокоить рабочих способом, типичным для него и Трепова. Николай принял
поспешно составленную делегацию рабочих, вероятно, чтобы
продемонстрировать, что простой народ в действительности оставался верным
царю и лишь был совращен городской интеллигенцией. Но своей неумелой речью
Николай лишь обострил ситуацию: «Я знаю, что жизнь рабочего нелегка.., но
имейте терпение. Вы сами понимаете, что должны быть честными по отношению к
своим хозяевам… Я верю в порядочные чувства рабочего человека и в их
непоколебимую преданность мне, поэтому я прощаю вам вашу вину». Неудача
этого предприятия заставила царя снова больше прислушиваться к своим
министрам, которые посоветовали ему предпринять решительные реформаторские
шаги: так уже раньше рабочим пообещали разрешить выборы санкт-
петербургского рабочего представительства, через которое они вместе с
предпринимателями могли бы доводить до правительства свои беды. Кроме того,
царю посоветовали, наконец, гарантировать созыв Государственной думы с
совещательными правами, в котором было отказано в декабре 1904 г. После
убийства великого князя Сергея Александровича Николай в распоряжении
министру внутренних дел Булыгину 18 февраля 1905 г. пообещал созвать

Новинки рефератов ::

Реферат: Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина (Исторические личности)


Реферат: Государственное регулирование в переходной экономике (Политология)


Реферат: Способы формирования муниципальной собственности: правовое регулирование и сравнительный анализ (Муниципальное право)


Реферат: Вакуумные выключатели (Технология)


Реферат: Дифференциальный усилитель (Технология)


Реферат: Мировоззрение и его исторические типы (Философия)


Реферат: Валеология (Спорт)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края (География)


Реферат: Проблема разоружения (Политология)


Реферат: Башкирия во второй мировой войне (История)


Реферат: Особенности психического развития личности взрослого человека (Психология)


Реферат: Право и мораль (Теория государства и права)


Реферат: Органтзация перевозок и управление на транспорте (Транспорт)


Реферат: Рабочая жидкость (Технология)


Реферат: Культурные традиции Киевской Руси (Культурология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Ценностные ориентации современной молодежи (Социология)


Реферат: Разработка тестов и дидактических материалов по предмету "Чрезвычайные ситуации природного характера" (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Добыча золота методами геотехнологии (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист