GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: "Многоликость" внутреннего мира Чичикова (на литературном материале поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души") (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Многоликость" внутреннего мира Чичикова (на литературном материале поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души") (Литература : русская)



«Многоликость» внутреннего мира Чичикова.

Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской
классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма
«Мертвые души» – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по
определению Белинского, «творение, выхваченное из тайника народной жизни».
В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора.
Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с
ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: «Ибо что ни говори, не
прийди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы
на свет сия поэма».
В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков,
чиновников и крестьян. Единственный человек явно выделяющийся из общей
картины российской жизни – это главный герой поэмы. Раскрывая его образ,
автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков
– персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой
главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец
главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно
учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, – беречь и
копить копейку. В отличие от пушкинского Гринева, Чичиков быстро понял, что
все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Вот почему
Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни
на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей:
оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне –
орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И
всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе
оправдания.
Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и
приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-
любезен, с Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым – напорист и
трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет
своим «великодушием». В чем же секрет? Может быть, главный герой –
великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в
Ноздреве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую
подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам. Обратим
особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости
маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине
с самим собой. При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу
афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав,
«свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать
все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение
хлама напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает
неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются
одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на
Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».
А знаменитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-
точь как в комоде Натальи Петровны. В характере Чичикова есть и маниловская
любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и
самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм
Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом
любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые
составляют основы их характеров. Чичиков отличается от своих двойников в
поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает
всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и
бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна
«блистающая радость» жизни. Наш герой усмиряет свою кровь, которая «играла
сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея
успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие
побуждения. Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма
Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им
не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, – ему
мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы наконец, потом, со
временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка…».
«Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему
постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижение
поставленной цели.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик
героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной
наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» –
все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Как это ни странно, наш герой
– единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно, и
Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», – говорит автор, наблюдая
как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой
шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете, не сомнительные покупки, не
подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало
причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно
душевность, искренность, бескорыстие – самые опасные.
В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духовного
возрождения главного героя. Преодоления зла заключается, по мнению
писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале
русского народа. К сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий
не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова
через житейскую грязь к нравственному возрождению.




Реферат на тему: "Мысль народная" в "Войне и мире"
"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся
после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными
материалами, тем больше понимал, что нельзя написать этот роман, не
рассказав как о самом восстании, так и о войне 1812 года. Так замысел
романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею.
"Война и мир" - это повествование о подвиге народа, о победе его духа в
войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль
романа - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в
изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый
положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой
нации. Во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся
история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов,
монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей
силой истории. Толстой считал, что это - так называемое "роевое начало",
дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и
воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так
победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две
воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была
справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля
к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России
над Францией была предопределена. Война 1812 года стала рубежом, испытанием
всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует
необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера
Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию
захватчиков - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи,
отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать
было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных
действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для
Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все
личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.
Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене
сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то
неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что
нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению
(солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене
боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое
место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно
была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.
Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова,
создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую,
не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной войны";
"Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной
силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с
целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила
французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".





Новинки рефератов ::

Реферат: Медицинское страхование в России, проблемы его развития (Страхование)


Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Исторические личности)


Реферат: Пирамиды Египта (Культурология)


Реферат: Генератор телеграфного текста (Программирование)


Реферат: Великая Отечественная война 1941-1945 (История)


Реферат: Военное дело в Древнем Риме (История)


Реферат: И.Кант: Метафизика свободы (Философия)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Шпаргалки по философии для магистранта БГУ (Философия)


Реферат: Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения (Украина) (Государство и право)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве (Международные отношения)


Реферат: Карамзин Н.М. и его "История ..." (Исторические личности)


Реферат: Западная Сибирь (Геология)


Реферат: Формирование музыкально- ритмической способности у учащихся (фортепиано) (Музыка)


Реферат: Технологии возделывания с/х культур. Методы возделывания и др. (Сельское хозяйство)


Реферат: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Крокодилы (Биология)


Реферат: Ответы на экзаменационные билеты по биологии за 11 класс медицинского лицея (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист