GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Планк Макс (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Планк Макс (Исторические личности)





Планк Макс – немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой теории, член
Берлинской АН (1894), непременный
секретарь в 1912-1938. Родился 23.04.1858 в Киле. Окончил Мюнхенский
университет, 1885-1888 – профессор теоретической физики Кильского, 1889-
1926 – Берлинского университетов.
Его работы относятся к термодинамике, теории теплового излучения, теории
относительности, квантовой теории, истории и методологии физики, философии
науки. В 1900, исходя из чуждого для классической физики предположения, что
атомные осцилляторы излучают энергию лишь определёнными порциями –
квантами, причём энергия кванта пропорциональна частоте колебания (гипотеза
квантов), вывел закон распределения энергии в спектре абсолютно чёрного
тела. Ввёл фундаментальную постоянную (постоянная Планка) с размерностью
действия. Формула закона Планка сразу же получила экспериментальное
подтверждение. Оценивая значение открытия Планка, А. Эйнштейн писал:
“Именно закон излучения Планка дал первое точное определение абсолютных
величин атомов, независимо от других предложений. Более того, он
убедительно показал, что, кроме атомистической структуры материи,
существует своего рода атомистическая структура энергии управляемая
универсальной постоянной, введённой Планком. Это открытие стало основой для
всех исследований в физике 20 в. и с того времени почти полностью
обусловило её развитие. Без этого открытия было бы невозможно установить
настоящую теорию молекул и атомов и энергетических процессов, управляющих
их превращениями. Более того, оно разрушило остов классической механики и
электродинамики и поставило перед наукой задачу: найти новую познавательную
основу для всей физики”.
Постоянная Планка, или квант действия является одной из универсальных
постоянных в физике. День 14 декабря 1900 когда Планка доложил в Немецком
физическом обществе о теоретическом выводе закона излучения, стал датой
рождения квантовой теории (Нобелевская премия, 1918). Однако, хотя формула
излучения Планка и была принята как просто описывающая экспериментальные
факты, теория, предположенная Планком как обоснование формулы, не
привлекала внимания учёных вплоть до 1905, когда революционную идею квантов
использовал А. Эйнштейн, распространив её на сам процесс излучения, и
предсказал фотон.
Большое значение имели работы Планка по теории относительности. Он одним
из первых понял её, принял и решительно поддерживал. В 1906 вывел уравнение
релятивистской динамики, получив выражения для энергии и импульса
электрона, и тем самым завершил релятивизацию классической механики. Он же
ввёл термин “теория относительности”(1906). В 1907 провёл обобщение
термодинамики в рамках специальной теории относительности.
Дал общий вывод законов химического равновесия в газах и разбавленных
растворах (1887).
В решении конкретных научных проблем стоял на материалистических
позициях, выступая против “энергетиков” в защиту Л. Больцмана, указывая,
что они неправильно понимали действительный смысл второго начала
термодинамики, критиковал Э. Маха, защищая атомистику, боролся с более
поздними течениями позитивизма. Однако в целом не мог подняться выше
созерцательного материализма. Активная борьба Планта против физического
идеализма на рубеже 19-20 вв. сыграла важную роль в истории развития
познания.
Иностранный член АН СССР (1926), Лондонского королевского общества
(1926). Именем Планка названо научное общество в ФРГ. Немецким физическим
обществом учреждена медаль М. Планка. Умер Планк Макс Карл Эрнст Людвиг
04.10.1947.
Гр(Надеюсь,что многим ученикам понадобится этот реферат. Автор реферата –
житель города Днепропетровска Баженов Евгений).




Реферат на тему: Платон

Казанский государственный педагогический университет



ПЛАТОН



Руководитель: Колитвинова Н.Д.

Выполнила: ст. 724 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.
Оглавление

Платон. Краткая справка 3

Жизнь 4

Школа Платона 4

Сочинения 4

Литературная деятельность Платона 5

Основные проблемы платоновской философии 6

Учение о душе и государстве 6

Иерархия бытия 7

Критерий и метод познания 7

Историческое значение 8

Литература 9



Платон. Краткая справка

ПЛАТОН (428 или 427 г. до н.э. 348 или 347 г. до н.э.),
древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу[1].
Идеи (высшая среди них идея блага) вечные и неизменные умопостигаемые
прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи подобие и
отражение идей. Познание есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые
она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) побудительная
причина духовного восхождения. Идеальное государство иерархия трех
сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.
Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом
схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона
менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского
мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический
утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона высокохудожественные
диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр»
(учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и
«Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Жизнь

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в
политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к
мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, законодатель
Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне[2] дядя Платона,
Хармид, один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий один
из Тридцати тиранов в Афинах).
Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание
(физическое и эстетическое). В юности слушал софиста гераклитовской
ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно
посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался
крайней застенчивостью и замкнутостью.
После смерти Сократа (399 г. до н.э.) Платон уезжает в Мегары.
Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395 г. до н.э.)
и Коринф (394 г. до н.э.). В 387 г. до н.э. посещает Южную Италию, Локры
Эпизефирские родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр
происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог
Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с
пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным
правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. По возвращении из Сицилии (387 г. до
н.э.) основал в Афинах свою философскую школу в гимнасии Академия.
Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа
мыслей, способствовало тому, что в 367-366 г. до н.э. и 361 г. до н.э.
Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Школа Платона

Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским
искусством было обычным для Афин 5-4 вв. до н.э.; «школа Платона»,
вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала
именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку его
племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона,
Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс
Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в
Сицилию. В 366 г. до н.э. в Академии появляется Аристотель и остается там
вплоть до смерти Платона.

Сочинения

До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем
Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37
г.), разбитое на тетралогии:
V «Евтифрон», «Апология», «Критон», «Федон».
V «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик».
V «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр».
V «Алкивиад I», «Алкивиад II», «Гиппарх», «Соперники».
V «Феаг», «Хармид», «Лахет», «Лисид».
V «Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон».
V «Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен».
V «Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий».
V «Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма».
Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.
Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался
тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и
хронологии.

Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме
обнародовал еще до 392 г. до н.э. (когда были поставлены «Женщины в
народном собрании» Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского
государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. до н.э.
жанре судебной речи. В центре «Апологии Сократа» (392 г. до н.э.) первом
законченном и дошедшем до нас тексте Платона проблема несовместимости
индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он
пишет также речи, вошедшие потом в диалоги «Менексен», «Федр», «Пир».
Постепенное оформление «школы Платона» во 2-й пол. 380-х гг. до н.э.
позволило ему найти адекватную литературную форму диалоги, пересказанные
самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой
описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход
беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения
современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века до н.э.. Первый такой
диалог, продолживший тему справедливости и государства, «Протагор»; тема
политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив
«Пир», пишет «Федона», начинает работу над «Государством», (уже как над
пересказанным диалогом), создает «Евтидема», «Хармида» и «Лисида». Все эти
диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.
Однако параллельно с этим (начиная примерно с «Федона») в кружке
Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для
членов кружка (в «Федоне» четыре доказательства бессмертия души). В русле
этой тенденции появляются диалоги «Менон» (подчеркнувший значение
математики), «Кратил» (с его учением о природе имени) и «Теэтет», где
впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.
С начала 380-х гг. до н.э. в Академии развивается (при участии или
под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов
платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги
(«Соперники», «Эриксий»), либо используют прямую драматическую форму
(«Клитофонт», «Лахет», «Алкивиад I», «Феаг», «Гиппий Меньший», «Ион»,
«Евтифрон»). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х
годов до н.э.
Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает
«Государство», начинает «Законы» и пишет диалог «Парменид».
После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные
трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: «Тимей», «Критий»
(не завершен), «Гермократ» (не написан), «Софист», «Политик» (не написан).
Сократ перестает быть ведущим участником беседы («Тимей» монолог
пифагорейца Тимея о создании мира и человека, «Критий» монолог Крития об
Атлантиде), а в «Законах» Сократа вообще нет. Единственный традиционный
сократический диалог этого периода «Филеб» (под именами Филеба и Протарха
Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354 г. до н.э.)
связано написание VII Письма первой в европейской литературе традиции
автобиографии.
Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут «Гиппия
Большего», «Гиппарха», «Сизифа», «Миноса», «Демодока» и ряд писем, а также
«О добродетели» и «О справедливости».

Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии:
противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о
бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с
собой на тот свет ничего, кроме «воспитания и образа жизни»),
парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру
становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в
необходимости «воспитывать людей», а также внимание к происхождению
государства и права.

Учение о душе и государстве

Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены
белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке),
управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное
начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие.
Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ:
мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и
художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).
Трем началам души вожделению, пылу и рассудительности соответствуют
добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает
справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве,
которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их
защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы
(«Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью
правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают
благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное
мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое
воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и
полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и
музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-
правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного
сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства
и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и
судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки
(рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое
искусства) и душе (софистика и риторика).
В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть
правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия,
олигархия, демократия, тирания). Идеалом государства служит жизнь прежних
поколений при Кроносе, когда родом людей управляло божество посредством
демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но
все имели возможность философствовать («Политик»). Но живущему «в царстве
Зевса» Платону приходится в «Законах», во-первых, рассмотреть исторически
существовавшие типы государственного устройства (Спарты, Крита, Илиона,
дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики) и, во-вторых, продумать подробное
законодательство. При этом три основные начала души рассматриваются теперь
как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели.
Платон подробно регламентирует воспитание, начиная с младенческого
возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в
индивидуальной человеческой душе, постулируя существование злой души для
мира в целом. В результате он дает детально продуманную систему наказаний и
полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.

Иерархия бытия

Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления
разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире»
рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте
души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого
только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В «Федоне»
здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В
«Государстве» бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены
благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В «Тимее» благой
демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область
нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам
создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и
времени.

Критерий и метод познания

Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных
данностей, Платон задолго до Канта формулирует так «... не во впечатлениях
заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь
можно схватить сущность и истину, там же нет» («Теэтет»). Ни ощущения, ни
правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и
необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискурсивная)
способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии
познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение,
мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее
идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.
В «Пармениде» Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных
дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной
функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких
нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.). Далее, вещи не могут
приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее
части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть
причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся
с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь
может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом
вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к
вещам.
В «Пармениде» Платон говорит о необходимости сохранить идеи и
диалектику как основной метод упражнения в философии. В «Кратиле»
диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в
«Государстве» кто «постигает понятия каждой сущности»; но в чем состоит
этот метод и как постигаются эти «сущности», остается неясным. В «Софисте»
и «Политике» Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до
неделимых далее видов, в «Филебе» метод смешения, при котором все,
допускающее «больше» или «меньше», рассматривается как то или иное
сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы
рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим
Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти
методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых
выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики,
риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа
Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при
жизни ее первого схоларха.

Историческое значение

Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных
проекта: идеальное государственное устройство и законодательство, которому
«вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления» («Законы»).
Созданная им философская школа, которую он противопоставил софистическим и
риторическим школам, единственная, просуществовавшая до конца античности
(закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г.). Платоники продолжали непрерывно учить
вплоть до 10 века в Каррах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым
платонизм сохранил реальные достижения античной философии не только для
западного средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции,
обеспечив единство всей европейской мысли.

Литература

1. Сочинения / Под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М., 1968-72. Т. 1-3.
Диалоги / Под ред. А. Ф. Лосева. М., 1986.
2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.,
1969.
3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.
4. Ast F. Lexicon Platonicum. Berlin, 1835-38; То же (reprint). Bonn,
1956.
5. Guthrie W. K. C. A history of Greek philosophy. Cambridge, 1975-78. V.
4-5.
6. Ригонс А.С. Анализ античных источников о жизни Платона. Leiden, 1976.
-----------------------
[1] ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ, древнегреческая философская школа, основана
Платоном ок. 387 до н.э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция
Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма
(сер. 1 2 вв.) и неоплатонизма (4 сер. 6 вв.). В эпоху Возрождения
Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459 1521) во главе с М.
Фичино.
[2] ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА (431-404 до н. э.), крупнейшая в истории Др.
Греции война между союзами греческих полисов: Делосским (во главе с
Афинами) и Пелопоннесским (во главе со Спартой); охватила Грецию и
греческие города Юж. Италии и Сицилии. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные
с суши и моря, капитулировали. По условиям мира Делосский союз
распускался, Афины передавали Спарте флот (кроме 12 сторожевых кораблей),
укрепления Афин и Пирея ликвидировались, признавалась гегемония Спарты в
греческом мире. В Афинах устанавливался олигархический режим «тридцати
тиранов».





Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема перенаселённости Земли. История вопроса от Мальтуса до наших дней (Социология)


Реферат: Norton Commander. Описание и возможности (Программирование)


Реферат: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами (Сельское хозяйство)


Реферат: Биография и творчество Пришвина (Литература : русская)


Реферат: Использование альтернативных источников энергии (Химия)


Реферат: Учет и аудит отгруженной и реализованной продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Влияние физических упражнений на мышцы (Спорт)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гаметициды и их применение в селекции (Ботаника)


Реферат: Перикл - лидер Афинской демократии (Философия)


Реферат: Особенности агитационных компаний. (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Индустриализация (История)


Реферат: Возникновение жизни на Земле (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Экономический анализ затрат на производство продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Жизнь и творчество С.В. Панасенко (Исторические личности)


Реферат: Когнитивная психология (Психология)


Реферат: Расчет винтового гибочного пресса (Технология)


Реферат: От сигнала к образу (Философия)


Реферат: Практика школьного воспитания (Педагогика)


Реферат: Договр финансовой аренды (лизинга) (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист