GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности (Педагогика)



Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов



Реферат на тему:
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.



Выполнил: Коваленко Юрий

1 курс, режиссура мультимедиа.

Искусство воспитания имеет
особенность, что почти всем оно
кажется делом знакомым и
понятным, а иным – даже легким, и
тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.



К.Д. Ушинский.


Личность человека формируется и развивается в результате воздействия
многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и
общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и
сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При
этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически
отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего
собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно
организованное воспитание.
Современные научные представления о воспитании как процессе
целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге
длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного
воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в
настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий
педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель
этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его
из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в
данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт
считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория
свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи
призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно
стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы,
пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу
преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что
воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на
развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть
любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич
трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного
человека на другого в целях развития биологически или социально полезных
природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта
на подлинно научной основе и в этом определении.
Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П.
Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором
активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и
деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их
концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и
тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания
отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и
воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой
педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс
достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности
ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на
основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и
последовательных действий, направленных на достижение определенного
результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование
гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и
руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в
этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном
примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят
лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один
из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в
педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать
вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное
уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и
многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.
Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в
самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни,
организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных
случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие
особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда,
бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает
среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально
организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние,
которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и
формирование личности.
Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает
на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную
деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и
бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер,
воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально
организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное
воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти
влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные
моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что
воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную
педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными
влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего
развития.
Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как
специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую
деятельность?
Когда речь идет о специально организованной воспитательной
деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным
воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых
пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально
организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью
формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В
других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы
ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется
как руководство или управление развитием личности.
Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю
сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя,
педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не
всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как
положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне
понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у
личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее
собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное
развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных
определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и
вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое
воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет
сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и
морализированию.
На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К.
Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая
педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии
воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие
педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического
процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания».
Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но
и противоречащим глубинной сущности воспитания.
Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский
педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают
различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на
изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем
изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в
развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование
человека, как общественного существа, как личности происходит путем
«присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание
следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению
растущей личностью человеческой действительности.
Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её
присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как
порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей
общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные
компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и
обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы
творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.
Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих
поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и
навыках, а также в способах научного и художественного творчества,
социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной
трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это
весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить»
этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его,
то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести
заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его
и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы
собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек
овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.
Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили закон Архимеда,
который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме
«распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные
действия, то есть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя,
тот путь, которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом
происходит овладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями,
способами творческой деятельности, и т. д.) и в других сферах
жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение
воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность
по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему
воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные
свойства и качества, развивать себя как личность.
На этом основании воспитание в философии определяется как
воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой
культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и
для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский
писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или
непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника
правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной,
поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного
развития человека зависит не только от самого факта его участия в
деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он
проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности,
что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к
примерам.
В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают
математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно
одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма
различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень
предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение
к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или
студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую
познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И
наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе,
как правило, ведут к отставанию.
Не менее существенными для развития личности является также характер и
направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой
деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде,
стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным,
чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную
выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором –
индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом
задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой
деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда
следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как
определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают
сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под
воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый
педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной
деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом:
знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой
деятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход к трактовке развития личности получил название
деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции,
как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в
разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело
стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно
осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности
и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно
в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.
Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути
их решения.
Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук,
профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.
За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в
России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов
учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие
собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного
возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.
Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия
педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного
учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача
связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает
осознание современных целей образования.
Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами
педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система
подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в
таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи
развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не
единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно
странным образом подменяется стремлением сверх меры “загрузить” ребенка в
начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.
Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к
детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные
управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое
положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной
мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что
накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который
ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос
родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения,
удовлетворяя его, “совершенствуют” систему подготовки педагогов и
продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые
представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в
возрасте 3-10 лет.
Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий
подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы
отношения ребенка к школе, учителю и учению.
Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений,
статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети
теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как
правило, в начальной и средней школе.
Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие
образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с
этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы.
Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в
насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же
структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск
методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и
дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный
педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний
ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а
результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности
остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного
отношения ребенка к учению.
Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под
достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом
внедрять гуманистическую педагогику.
Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных
заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить
материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система
управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как
к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если
постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу,
старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и
чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к
социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога
остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а
также психические и индивидуальные особенности ребенка.
На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей,
обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.
Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога,
способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему
успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С
этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у
педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет
в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической
технологии.
Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-
Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских
садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух
ступеней. Система семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла
педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий,
обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом
процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).
Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае,
если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и
активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.
Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное
изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план
выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира.
Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке)
различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и
небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по
интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей
мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него
формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.
Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у
педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в
педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на
диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования
Личности.
Овладение новой педагогической технологией требует от педагога
достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов
и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей
детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения
социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции,
обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника
педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать
мир.
Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в
педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает
необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой
педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого
удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста,
что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного
образования.



Список использованной литературы:

И. Ф. Харламов «Педагогика»
Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.
Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.




Реферат на тему: Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии


2


Изменения социальных условий в конце 80 - х начале 90 - х годов,
привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания
(гармонически развитая личность), основного направления воспитательной
работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). В результате
воспитательная работа , представляющая собой совокупность воспитательных
мероприятий , перестала решать современные проблемы воспитания .



3


Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной
взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл
данных мероприятий. Воспитание как развитие , сохранение и преобразование
человеческого качества в педагогическом взаимодействии . Воспитательная
работа как совокупность усилий педагога , осознанно предпринимаемых для
решения конкретных задач созидания Человека .

Педагогами города были предложены следующие шаги в освоении
гуманистического смысла воспитания:

1) Формирование теоретико-методологической и технологической
готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений,
постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности .

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных
учреждений, их " очеловечивание ", гуманизация, переориентация на
совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.


3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом
потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей.
Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно -
экспериментальной работы с позиции воспитательных целей .



4



4) Творческое освоение современных направлений, форм, технологий
воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные,
продуктивные варианты организации воспитательной работы.

В этих условиях путь к новой модели воспитания, к перестройке
позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической
профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое
понимание функций и роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает
педагогу комплексный взгляд на человека , его роль в масштабе социума и
вселенной в целом .

Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о
ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст
значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка
и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в деятельности учителя,
смысл которого все яснее видится как Созидание Человека.

В воспитательной сфере составление программ, алгоритмов имеет
специфический оттенок, поскольку жесткая регламентированность,
управленческий подход противоречат индивидуальному, " шуточному " характеру
воспитательной работы, труда воспитания, направленного на развитие
уникальности, неповторимости каждого ребенка.

Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный
мир. Задача педагога



5


увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это:
1) индивид

2) личность

3) субъект

4) индивидуальность

5) уникум

" учитель и педагог Сухомлинский В. А. "

Посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных
книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников . Каждый ребенок
для Сухомлинского представляется целым совершенно особым , уникальным миром
.

" Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности "
В. А. Сухомлинский.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель
воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой
деятельности во всех сферах жизни.
Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности ,



6


2) Изучение появления различных сторон личности, особенности
протекания психических процессов, особенности психического
состояния, психологические свойства личности

3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для
развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и
сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно
на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный
выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя
", к своим истокам . Воспитание есть поиск личностью ( самостоятельно и с
помощью наставника ) способа построения нравственной, подлинно человеческой
жизни на сознательной основе , оно соотносится с поиском ответов на вопросы
: кто я ? как я живу ? зачем так поступать ? чего хочу от жизни ? от себя ?
от других? куда двигаться дальше ? Тогда цель воспитания в ее широком
понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного,
творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с
жизнью других людей.

В статье " Всех начал начало ", народный учитель Галина Данилова
пишет: " В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека
необходимо научить любить , жалеть, сострадать



7


человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд".

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого
человека есть понимание значимости культуры .

К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно
раздвинет пределы развития личности. " Мы уверены , - писал он , - что
воспитание , совершенствуясь , может далеко раздвинуть пределы человеческих
сил ; физических , умственных и нравственных .

Формирование личности происходит на основе всех аспектов:
физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического
воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и
продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового . В
старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира . Но наибольшая
активность становления личности происходит в подростковом возрасте .
Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека .



8


В наше время играет большую роль такая наука как валеология.


валео - здравствовать
логос - учение

Эта наука тесно связана с педагогикой, психологией, медициной.
Валеологи устанавливают перед собой множество педагогических проблем и
методы их устранения .

Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение в
воспитание этого раздела убеждает воспитанника в нужности этой проблемы .

Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги развитию гуманных,
нравственных и эстетических чувств человека.

Л. С. Володский говорил:
" ... Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан
путем чисто сознательных операций, но если самое важное в искусстве
сводится к бессознательному и к творческому - значит ли это, что всякие
сознательные моменты и силы вовсе из него устранены? "

Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит,
что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению.

В соответствии с современными представлениями об эстетическом
воспитании как обеспечивающем в



9


конечном счете участие человека в социально-культурных процессах
искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связывая
его с миром.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как
ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению.
Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых
изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по
тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать
решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их
родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как
к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия,
что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной
молодежной политики. В педагогике это будет , вероятно , курс на
сотрудничество , в психологии - требование понимания . Соответственно в
ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные "
свойства " молодых людей .

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность
воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном
направлении. Несмотря на то , что обучению в наше время уделено много
внимания появляются специализированные школы , детские сады , гимназии ,
колледжи и прочее .

Многие педагоги забыли, что целью является



10


воспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность , а есть
средство .

Огромную проблему представляет вопрос о здоровье будущего
поколения, о перегруженности ученика, начиная с начальной школы. Очень
часто школьная программа не предусматривает физиологические особенности
человека .

Например, в целях пятидневной рабочей недели прибавляются часы
уроков; ребенок, переходящий из 3-го в 5-ый класс получает большую
нагрузку. Физическому состоянию будущего поколения тоже уделяется не много
внимания , хотя во многих дошкольных учреждениях эта система не нарушена ,
а вот в подростковом периоде процент заболеваемости увеличивается .
Обучение предусматривает воспитать человека как труженика не только
физического , но и умственного труда .

Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения
личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка,
отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать
исключительно в естественных условиях в процессе труда.

Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В
обучении необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей
развития человека ".

Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении
обучения с трудом.



11


Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и
прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и
активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за
полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его
восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то
крайне трудно разрушить.
Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский
педагог А.С.Макаренко.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться
личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат .



12


Существует множество концепций воспитания и одна из них "
Петербургская концепция ". Она уделяет большое внимание воспитательной
работе. Существует семь блоков данной концепции :

1. Проблемы связанные с семьей
2. Воспитание ученика
3. Воспитание члена детского, подросткового, молодежного
сообщества
4. Воспитание жителя Петербурга
5. Воспитание гражданина России
6. Воспитание человека Мира
7. Воспитание творческой индивидуальности

Программа воспитания адресована учителям, педагогам -
организаторам, руководителям кружков, клубов, всем, кто работает или
организует работу с детьми, всем, кто "воспитывает " детей. Это не
инструкции, по которым надо работать не отступая от них ни на шаг, не
"мудрые советы ", выполнять которые необходимо. Это лишь ориентиры,
опираясь на которые, педагог сможет проанализировать свою деятельность и
увидеть, что необходимо изменить, о чем узнать, от каких действий
отказаться.

Создание такой программы - шаг к появлению в каждой петербургской
школе неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все:
и учителя, и учащиеся, и родители - стали бы полноправными субъектами
воспитания.

Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности
педагогической профессии, ее



13


целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и
роли учителя - воспитателя. Философские идеи о безграничности развития
личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в
общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы
ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в
воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как
созидание человека .







Новинки рефератов ::

Реферат: Исторический портрет Льва Троцкого (Исторические личности)


Реферат: Искусство древнего Рима (Искусство и культура)


Реферат: Специальные виды литья. Литье под давлением (Технология)


Реферат: Модель "шляхетской демократии" в Польше (XVI-XVIII вв.) (История)


Реферат: Великая французская революция и ее влияние на Европу (История)


Реферат: Рецензия на фильм "Ностальгия" (Искусство и культура)


Реферат: Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ценностные ориентации современной молодежи (Социология)


Реферат: Понятие и виды преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Использование лазеров в информационных технологиях (Технология)


Реферат: Массовая культура (Социология)


Реферат: Метод наблюдения (Социология)


Реферат: Ресничные черви (Биология)


Реферат: Сущность, функции и формы кредита (Банковское дело)


Реферат: Биогенные элементы (Биология)


Реферат: Миграция сельского населения XVIII - I пол. XIX вв.: исторические и психологические аспекты (История)


Реферат: Влияние рекламы на ценообразование (Менеджмент)


Реферат: Неформальная жизнь столицы в 50-х, 60-х гг. ХХ века (История)


Реферат: Социальные проблемы российского сельского хозяйства в условиях рыночных реформ (Социология)


Реферат: Кардинал Ришелье (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист