GeoSELECT.ru



История / Реферат: Архитектура Руси в 14-16 вв. (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Архитектура Руси в 14-16 вв. (История)





ПРОФЕССИОННАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 59



Реферат по истории на тему:
Культура и быт Руси
XIV – XVI веков.



Выполнила:
студентка 1 курса,


очн. ф.
обучения, группы 9-10


Маштакова М.Ю.
Проверила:
Василевская Г.Г.



ТОЛЬЯТТИ 2000



План:



1. Введение ……………………………………………………………… 3
2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
…………………………………………………………….. 3
3. Архитектура Новгорода ……………………………………………... 4
4. Архитектура Пскова ………………………………………………… 4
5. Архитектура Москвы ………………………………………………… 5
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в. ………………………………… 6
Список используемой литературы ………………………………….. 9
1. Введение
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к
экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель,
вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в
размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в.
начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси,
проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной
силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение
русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская
Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным
политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой
верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и
соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей
объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники
XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в.
окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и
расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты.
Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм,
искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно
утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные
наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а
заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в
противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти
подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви,
совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
2. Возрождение архитектуры Руси
после монголо-татарского нашествия
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают
лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца
XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и
каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские
укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или
на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с
основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в.
стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по
всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к
регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов
наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства
бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных
районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход
представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой
застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2
этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
3. Архитектура Новгорода
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц,
ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же
церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,
изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях
фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам –
«щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более
низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV
в. – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее
мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с
покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее
часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и
пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на
фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка,
рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных
порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх
композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и
них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в
Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами.
Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия,
построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными
поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
4. Архитектура Пскова
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,
Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на
разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие
новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии
Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу,
образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами,
ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип
четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее
и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с
толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным
от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую
живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на
ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели
бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
5. Архитектура Москвы
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются
первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.
Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на
треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На
востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной
улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв.
благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана,
приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов.
Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся
килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и
тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова
монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция
верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV-
начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В
формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло
задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и
монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы,
отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и
каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры
по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.
Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,
соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен
до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан
радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь,
часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем
каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города
окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую
планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и
созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными
центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к
центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая
застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов,
имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью
дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,
следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели
правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще.
Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные
итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях
Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы –
наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-
Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,
сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с
огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция
дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка
к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора
Московского Кремля, который было предложено строить наподобие
одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный
пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих
барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по
пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом
несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного
зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не
только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом
для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения
привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй
половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-
XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а
размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной
кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми.
Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими
стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками.
Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние
– «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками.
Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с
двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их
стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых
рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с
окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных
мастеров – «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского государства и национального самосознания после
свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные
постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе
динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV
– XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом
или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню.
Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в
высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых
«гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого
свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и
позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то
имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников.
Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы,
иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые
монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым
карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало
дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и
епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных
групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и
внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны
привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к
постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых
домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже
сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести
регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в
Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с
навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских
монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства,
становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее.
Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских
сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности
убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный
силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных
наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает
число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в
нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто
был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой
верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в.
почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна
обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто
асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,
междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и
украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась
крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных
зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к
компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в
селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных
владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались
стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами
внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над
окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом
содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и
поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли
белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-
Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали
подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в.
ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от
сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от
живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них
ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с
сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и
колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над
крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором,
живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.



Список использованной литературы:

1. Искусство стран и народов мира( художественная энциклопедия).
2. Грибушина Н. Г., «История мировой художественной культуры».
3. Энциклопедический словарь юного художника.
4. Ильина Т. В., «История искусств».





Реферат на тему: Архитектурные памятники Кремля: Царь-пушка и Царь-колокол
Творческая работа по
москвоведению
по теме:



Архитектурные памятники
Кремля.



Работа выполнена учеником
9 класса школы № 1020
Ю-ЗАО г. Москвы
Гореликом Дмитрием.



Царь-пушка и
Царь-колокол.



ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.................................................................1
АНДРЕЙ ЧОХОВ И ЕГО ЦАРЬ-ПУШКА..........................2
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ МАСТЕРА ИВАНА МОТОРИНА........11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................20



Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
К. Д.Бальмонт.



ВВЕДЕНИЕ.

| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Ежедневно сотни тысяч русских и зарубежных гостей посещают
Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным
ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями
древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и
прикладного искусства, хранящимися в Кремлевских музеях. И конечно же,
внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся
произведения русского литейного искусства - Царь-пушка и Царь-колокол.
Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора,
высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих
произведений явилось закономерным итогом длительного развития бронзо-
литейного дела - старейшей отрасли русского ремесла.
В X-XI веках большое развитие получило на Руси литье пушек..
и первыми создателями пушек были колокольных дел мастера.
Надо сказать, что история развития артиллерии, пришедшей на смену
стенобитным орудиям, зародившимся в странах Древнего Востока, насчитывает
уже много веков. В нашей стране первые артиллерийские орудия появились в
XIV веке. Как свидетельствуют письменные источники, в Древней Руси
артиллерия впервые была применена при обороне Москвы от орд хана Тохтамыша
в 1382 году.
Русская артиллерия на протяжении веков постоянно совершенствовалась
и развивалась. В конце XV века медная артиллерия была поставлена на колеса,
что резко увеличило подвижность тяжелых пушек.В 1480 году артиллерийские
орудия с успехом были применены в войне против ордынского хана Ахмата.
Русские литейщики - пушечных и колокольных дел мастера - не только
были хорошо знакомы с технической стороной дела, но и уделяли много
внимания художественному оформлению своих изделий. Почти каждый орудийный
ствол имел свои, только ему присущие характерные особенности. Многие
орудия, получившие, как тогда было принято, собственные имена, мастер
снабжал литыми украшениями. Литье отличалось тщательной проработкой всех
деталей, выполнялось с большим художественным мастерством. Украшения многих
орудий соответствовали их названиям.



О развитии и совершенствовании на Руси литейного дела
свидетельствует примечательный факт - в 1488 году в Москве отливается
первое гигантское орудие, которое получило название Царь-пушка. Это
огромное орудие не сохранилось до наших дней, но то внимание, которое
уделяли ему современники, заставляет думать, что его отливка была в те
времена событием исключительным.
Подобное орудие - гигант, естественно, не могло бы появиться
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


на Руси, если бы не было в то время открытых рудных месторождений,
обеспечивающих литейное производство достаточным количеством меди и олова,
литейных печей большой емкости и, главное, достаточного количества мастеров
высокой квалификации. Трудно предположить, что иноземный литейщик И.
Дебосис, автор первой Царь-пушки, мог только недавно прибыв в Россию,
выполнить такую работу один. Невозможно, что большая часть работы по
формовке, отливке и отрежке Царь-пушки использовалась русскими мастерами.
Сохранившиеся до наших дней памятники литейного искусства конца XVI
и начала XVII столетия свидетельствуют о высоком мастерстве русских
умельцев. Именно в это время прославились своими выдающимися произведениями
талантливые "литцы" Кондратий Михайлов, Григорий Наумов и особенно Андрей
Чохов.

"Литец" Андрей Чохов и его Царь-пушка.

Знаменитая Царь-пушка, один из редких памятников русского литейного
дела, установлена на Ивановской площади Кремля, рядом с памятником
архитектуры XVII века - церковью Двенадцати апостолов. Изображение Царь-
пушки знакомы миллионам людей по многочисленным фотографиям, открыткам, а
ее описания известны по различным публикациям в книгах и журналах. И тем не
менее встреча с самим произведением всегда вызывает живой интерес к его
истории, к имени его автора.
Обратившись к литературе, любознательный посетитель Кремля



узнает, что отлита она Андреем Чоховым в 1586 году и весит около 40 тонн.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


К сожалению, о мастере, создавшем Царь-пушку, мы знаем крайне мало,
хотя имя его и широко известно. По историческим документам и сохранившимся
образцам его работы установлено, что Андрей Чохов занимался своим ремеслом
с 1568 по 1629 год и создал целую школу мастеров литейного дела.



Деталь
украшения
Царь-пушки.



Впервые имя мастера встречается в литых надписях на орудийных
стволах, зафиксированных в Описной книге Смоленского пушечного наряда 1670
года. Надписи гласили, что эти стволы "делал Кашпиров ученик Андрей Чохов".
"Литец" Андрей Чохов начал работать на московском Пушечном дворе в
конце 60-х годов XVI века, в период царствования Ивана Грозного.
Впоследствии, именно здесь он стал одним из самых известных русских
мастеров меднолитейного дела. На Пушечном дворе, под руководством Чохова
прошли школу литейного искусства его ученики - Проня Федоров, Микита
Проворотов, Дружина Романов, Богдан Молчанов, Игнат Максимов и многие
другие, также ставшие впоследствии известными мастерами.
К первым работам Чохова относятся пищали малого калибра и небольшого
веса, датированные 1568 годом, что соответствовало правилам ученичеств того
времени. Пробные, или, как сказали бы теперь, школьные работы и не могли
быть большими. Известные нам орудия той далекой поры, как правило,
снабжались надписями, содержащими обычно имя мастера, дату отливки и иногда
имя учителя.
В Описной книге имеется одна очень интересная запись. Здесь
упоминается медная пищаль с собственным именем "Лисица". Из этого



следует думать, что это была крупная работа мастера, так как только
значительным по размерам стволам давались в то время имена собственные. У
данного орудия имеется богатый орнамент: из дула вылита лисица, ниже уха
подпись: "делана сия пищаль Лисица в лето семь тысяч восемьдесят третьего
году (1575), делал Ондрей Чохов".
В последующие годы Чохов отлил большое число мощных, первоклассных
пушек и великолепных колоколов. Некоторые из них известны лишь по
сохранившимся в архивах документам. А те произведения талантливого мастера,
что дожили до наших дней, принадлежат сейчас разным музейным коллекциям.
Так, в коллекции музеев Московского Кремля находится пять выдающихся
образцов работы Андрея Чохова, в том числе и знаменитая Царь-
пушка. В Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии,
инженерных войск и войск связи хранится семь пушек, отлитых Чоховым во
второй половине XVII века. Две пушки московского мастера
находятся в Швейцарии в замке Гринсгольм. Надо сказать, что в XVI веке
пушка, как огнестрельное орудие имела определенные установившиеся формы.
Она представляла собой медный, литой,несколько конусообразный ствол. Задняя
часть ствола именовалась казенной, а наиболее тонкая, передняя часть -
дульной. Казенная часть завершалась торелью с виноградом .



Нагрудный знак
московских
оружейников



Торелью именовалась задняя стенка ствола орудия, изготовлявшаяся в
виде круглого, плоского диска с фигурным профилем по краю. Виноград, то
есть выступ на казенной части ствола, выполнялся в виде декоративной
виноградной кисти или шара. На пушках того времени обычно помещались
массивные цилиндрические цапфы - выступы в средней части ствола с помощью
которых их устанавливали на лафете. В старину эти выступы назывались
вертлюгами. Над ними сверху помещались скобы, или дельфины, которые в XVI и
XVII веках выполнялись в виде рыб.Эти скобы служили главным образом для
перетаскивания и установки пушки. Важнейшей отличительной особенностью
орудийных стволов, отливавшихся русскими мастерами в XVI-XVII веках,
являлась их великолепная художественная отделка. Мастера, как правило,
украшали их богатейшими орнаментами из трав, цветов и пространных надписей.
Во многих случаях стволам орудий придавали оригинальную форму - иногда их
делали в виде свитков, поверхность украшали изображением людей, животных
и.т.п.
Известные нам орудия Андрея Чохова во многом отвечали устоявшимся
традициям. И наконец, самое значительное произведение русских оружейных дел
мастеров, одно из выдающихся творений Андрея Чохова - Царь- пушка. Она была
отлита им в 1586 году по приказу царя Федора Ивановича на Московском
Пушечном дворе.
Длина этого оригинального орудия составляет 5 метров 34 сантиметра.
Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула -
134 сантиметров, калибр - 890 миллиметров.
Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы, имеет
коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами,
орнаментальными поясами, надписями.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Дульный и казенный обрезы ствола имеют высокие, выступающие над



Литой орнамент на лафете
Царь-пушки.



поверхностью пояса с фигурными пятилепестковыми розетками.
Центральная часть ствола разделена выпуклыми орнаментальными и
плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено восемь литых скоб,
преднозначенных для укрепления канатов при перемещении пушки.
Выше передней правой скобы вылита надпись: "Божию милостию Царь и
Великий Князь Федор Иванович государь и самодержавец всея великия Росия ".
Здесь же многие изображения увенчанного короной царя Федора Ивановича,
сидящего на коне со скиптером в руке.
На верхней части ствола отлиты две надписи: справа - " Повеле-нием
благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича,
государя самодержца всея великая Россия при его благочестивой и
христолюбивой великой княгине Ирине"; с левой стороны - "Слита бысть сие
пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето
государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов".
На казенной части оружия перед последним, задним, широким поясом в
стволе имеется затравочное отверстие. А дальше, на самом краю ствола,
вырублено: "2400 пуд". Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312
килограммов. Это самая большая пушка в мире.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию. Заслуживает внимания то,
что тело этого орудия не имеет важнейших элементов, присущих орудийным
стволам того времени. У Царь-пушки нет цапф - цилиндрических приливов или
передней части, которыми стволы укладывались на станины лафетов. Вторая
особенность: отсуутствие на казенном срезе-торели винограда -
приспособления в виде фигурного выступа. Виноград и дельфины, были
необходимы для подьема пушечных стволов на лафеты и снятия их с них.
В древности Царь-пушку долгое время называли еще и "Дробовиком
Российским", хотя на самом орудии в литой надписи оно названо "пушкой".
Особая форма канала ствола Царь-пушки, отсутствие снаружи цапов и винограда
позволяет сделать вывод, что этот великолепный образец литейного искусства
конца XVI века хотя и близок к мортирам, но все же



относится к особому виду артиллерийским орудиям. Подобных ему среди
сохранившихся русских артиллерийских орудий того времени нет.
Конструкция ствола позволяет предположить, что для стрельбы из этого
орудия мог быть применен главным образом "дроб" - картечь. Ядра, которые
лежат сейчас возле Царь-пушки, - декоративные, чугунные. Они отлиты в 1835
году на заводе Берда в Петербурге.
Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако,
несомненно, что ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто
декоративных целях. Царь-пушка является шедевром тяжелой крепостной
артиллерии своего времени.
В течение почти четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз
меняла свое место. Как известно, вскоре после отливки и отделки ее
поверхности она была привезена в Китай - город. Здесь ей было определено
место на Красной площади около Лобного места.
Согласно документам, изданным в 1911 году, Царь-пушка находилась во
дворе Арсенала и в начале XIX века уже была поднята на деревянный лафет. Во
время событий 1812 года, при отступлении наполеоновских войск из Москвы,
значительная часть Арсенала была взорвана, и Царь-пушка вместе с другими
орудиями едва не пострадала.
Изучая ранние документы, можно предположить, что в 1812 году, во
время знаменитого пожара в Москве, деревянные лафеты Царь-пушки,
"Единорога" и других орудий, находившихся во дворе Арсенала, сгорели.
Для восстановления Кремлевского ансамбля после событий Отечественной
войны 1812 года, в 1819 году в Москву был приглашен строитель Исаакиевского
собора и Александровской колонны в Петербурге А. Монферран. Осмотрев
Кремль, он решил принять участие в работе по восстановлению кремлевских
сооружений, которую уже проводила Комиссия для строений в Москве во главе с
ее директором генерал-майором де Витте. По его проекту два самых больших
артиллерийских орудия из хранящихся в Московском Кремле - отлитых Андреем
Чоховым, Царь-пушка и "Единорог" мастера Марьяна Осипова - должны были
стать центром монументальной композиции и занять место у главных ворот
Арсенала. Оба эти орудия изображены на поекте, уложенными на деревянные,
окрашенныев зеленый цвет лафеты с железными черными оковками.Однако такой
памятник не был создан.
Идея установления двух артиллерийских гигантов - Царь-пушки и
"Единорога" на лафеты вновь была высказана впоследствии. Тогда же снова
был поднят вопрос о сооружении в Кремле памятника в честь



победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
По свидетельству директора Комитета де Витте, первоначальные
рисунки для лафетов к Царь-пушке и "Единорогу" были исполнены академиком
Российской академии художеств Александром Павловичем Брюлловым. По-
видимому, к созданию эскизов лафетов он приступил в 1832 году по
возвращении из Парижа.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Чертежи, необходимые для изготовления лафетов к Царь-пушке и
"Единорогу", были выполнены самим де Витте. Изготовить лафеты в Москве не
удалось. Поэтому де Витте направил запрос в военно-учетный комитет военного
министерства об условиях изготовления лафетов и о необходимых материалах.
Председатель военно-ученого комитета генерал-лейтенант Гогель распорядился
составить специальную "ведомость" о нужном количестве чугуна, которое было
определено специалистами в 2106 пудов.
Артиллерийский департамент сообщил об этом командующему русской
артиллерией. Последний распорядился запросить казенный Александровский
завод в Петрозаводске о стоимости изготовления лафета, на что было получено
заключение, что каждый лафет будет стоить 3 тысячи рублей. Но от исполнения
этого заказа завод отказался из-за перегрузки другими работами.Тогда
исполнение заказа было предложено владельцу судостроительного завода в
Петербурге Берду. Берд принял заказ, определив стоимость каждого лафета в 6
тысяч рублей, а их дальнейшую перевозку в Москву - в 4 тысячи рублей.
Любопытно отметить, что Берд вместо денег просил артиллерийский департамент
возместить ему эту сумму металлом - "чугуном в негодных снарядах".Уже 16
февраля 1835 года Берд сообщил о полной готовности лафетов, уже
окрашенных и приготовленных к отправке в Москву.
Для того чтобы поставить древние орудия, отличающиеся огромным
весом, на лафеты, нужны были опытные мастера. За дело взялся подрядчик из
крестьян Михаил Васильев, который за всю работу "выпросил" 1400 рублей
ассигнациями. Он выторговал также, чтобы ему были отданы после окончания
работ бывшие "лагеря", на которых эти орудия лежали.
Итак, в 1835 году оба старинных артиллерийских орудия - Царь-



пушка ("Дробовик") и "Единорог", отлитые мастерами высокого класса Андреем
Чоховым и Мартьяном Осиповым - получили новые лафеты и заняли свои места у
главных ворот Московского Арсенала в Кремле. В том же году последовало
распоряжение выкрасить лафеты "под бронзу".Вскоре было принято решение об
установлении перед Арсеналом еще двадцати исторических орудий, хранившихся
в его дворе.
В 1837 году родилось предложение разместить все старинные орудия у
здания Оружейной палаты, в том числе и Царь-пушку, "Единорог" и "Троил".
Это предложение в одном из документов мотивировалось таким образом:
"...рассматривая орудия 1812 года как трофей, напоминающий собою одно из
самых важнейших событий в России, и орудия древние, как предмет собственно
достопамятности ... один необходимо отделить от других и поместить: первые
вдоль главного фасада Арсенала, последние перед Оружейною палатою.
Поставление старинных орудий у палаты будет прилично и соответственно уже
по тому, что само здание ее назначено для хранения достопамятностей".
В 1843 году Царь-пушка"переехала" от главных ворот Арсенала к
зданию Оружейной палаты, где и находилась почти 120 лет - до 1960 года.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |



.
Старое здание Оружейной
палаты, возле которого
стояла ранее Царь-пушка



В связи с началом работ по постройке Кремлевского Дворца Съездов,
старое здание Оружейной палаты было разобрано, а стоявшие возле него орудия
были вновь перевезены к Арсеналу. Позже Царь-пушка была установлена на
Ивановской площади Кремля, возле церкви Двенадцати апостолов, где она
находится и поныне.
На протяжении XVI-XVII столетий увеличивается мощность артиллерии,
растут ее калибры, общий вес, размеры стволов. Однако самым значительным
произведением русских оружейников остается Царь-пушка, отлитая Андреем
Чоховым свыше четырех столетий назад. По словам археолога и историка XIX
века К.Я. Тромонина, "она может по справедливости считаться первым
московским чудом".



| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |



Царь-колокол мастера Ивана Моторина

| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


История колоколов-гигантов заканчивается отливкой в Московском
Кремле знаменитого Царь-колокола, который и сегодня можно увидеть на
белокаменном постаменте у колокольни Ивана Великого. Для его создания был
использован металл разбитого колокола А. Григорьева с добавлением большого
количества меди. Более 250 лет назад империатрицей Анной Ивановной был
подписан указ о его отливке. В этом указе от 26 июня 1730 года говорилось:
"Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с
пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 тысяч пуд".
Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека,
дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к
"королевскому дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей
части "преискуснейшим почитается механиком". Этот заказ вызвал у почтенного
академика явное удивление, еще более увеличивающееся после того, как он
узнал определенный заранее вес колокла - 10 тысяч пудов. Однако предложение
было принято, и Жермень составил необходимые проектные документы.
Отливка колокола-гиганта была произведена, однако, совсем не по
французскому плану. Работы по проектированию и отливке этого колокола были
в конце концов поручены "колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну
Моторину", числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и
фортификации, потомственному московскому литейщику.
Иван Федерович Моторин родился в 60-х годах XVII века в семье
литейногго мастера Федора Моторина, владевшего небольшим литейным



предприятием. С детских лет усвоив все премудрости бронзолитейного дела,
Иван Федорович в 90-х годах XVII века был уже известным мастером-литейщиком
и имел в Земляном городе, в Пушкинской слободе, населенной пушкарями,
собственный, крупный по тем временам, литейный завод. На этом заводе
производились отливки колоколов разной величины и веса для многих
московских церквей.
В 1701 году, после тяжелых потерь в артиллерии, понесенных молодой
русской армией в сражении со шведами под городом Нарвой, Петр I сделал
заказ на срочную отливку 115 бронзовых орудийных стволов. Для выполнения
этой работы из казны были выданы все необходимые материалы. В короткий
срок, начинавшийся с апреля 1701 года по февраль 1702 года, на заводе
Моторина было отлито 111 трехфунтовых и четыре шестифунтовых орудия.
Именно ему, артиллерийскому и колокольному мастеру Моторину, и было
указано 26 ноября 1702 года приступить к отливке колокола весом в 3300
пудов для колокольни Ивана Великого. Отлитый колокол получил название
"Воскресенский".
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Спустя два года. в 1704 году, им же был отлит колокол
"Великопостный" весом 923 пуда. В 1712 году с завода Моторина был привезен
в Кремль и поднят на Царскую башню кремлевской стены известный "Набатный"
колокол, весивший около 2 тонн.
С этим колоколом связана одна из трагических страниц истории
Москвы. Во время известного восстания в Москве в 1771 году, носящего
название Чумного бунта, восставший народ собрался в Кремле под удары этого
колокола. Разгневанная империатрица Екатерина II, не найдя организаторов
восстания, тех, кто "ударил в набат", приказала наказать сам колокол -
отнять у него язык. Так, без языка, и висел этот колокол на Царской башне
до 1803 года, когда при ремонте кремлевских стен и башен



он был снят и отправлен в кремлевский Арсенал. Оттуда, в 1821 году, колокол
был перенесен в старое здание Оружейной палаты и установлен в ее вестибюле.
Этот колокол находится в Оружейной палате и поныне.
Принятое в 1730 году решение об отливке Царь-колокола начало
осуществляться лишь год спустя. Московская контора артиллерии и
фортификации, уполномоченная руководить этими работами, тем не менее была
лишена возможности принимать самостоятельные решения. По всякому, даже не
очень существенному поводу представители конторы капитаны Глебов и Рух
должны были через графа С.А.Салтыкова, управляющего Московской сенатной
конторой, обращаться в Петербург, в правительствующий сенат. Такой порядок
решения организационных и чисто технических вопросов приводил к задержке
подготовительных работ.
Только в 1731 году состоялось, наконец, решение сената, которым
разрешено было "оной колокол переливать и к тому материалы и припасы
покупать и подряжать из Артиллерии. Медь и олово отпускать по требованию
Артиллерийской канцелярии".
Место для отливки колокола Московская канцелярия артиллерии и
фортификации определила и согласовала с графом Салтыковым. Оно найдено было
в Кремле во внутреннем дворе между Чудовым монастырем и колокольней Ивана
Великого.
К этому времени Иван Федорович Моторин закончил составление колокола
над которым он работал вместе со своим сыном Михаилом. Решение всевозможных
вопросов в утверждение проекта затянулось до мая 1734 года, когда, наконец,
было получено разрешение сената на начало отливки колокола.
На месте отливки колокола для установки формы была вырыта яма
глубиной 10 метров, имевшая внизу диаметр больший, чем наверху, на
поверхности, где ее ширина определена была также 10 метров. Стены ямы были
укреплены дубовым срубом и выложены кирпичем. Сруб был дополнительно
укреплен железными связями. Дно ямы укрепили двенадцатью дубовыми сваями.
На последние была положена железная решетка, которая являлась основанием
самой формы. На решетке установлен был глиняный "болван", который определял
внутренний обьем тела колокола. После просушки и соответствующей подготовки
на нем была выполнена из глины форма будущего колокола. В распоряжении
Московской конторы артиллерии и фортификации не оказалось специалистов-
мастеров, которые могли бы выполнить замысел Ивана



Федоровича Моторина, т.е. украсить тело колокола необходимими изображениями
и надписями. В связи с этим, канцелярия была вынуждена обратиться в сенат с
просьбой командировать в Москву специалистов "для сделания из дерева форм
для святых и для персон ее императорского величества... и прочих украшений
и надписи...". Специалистов прислали, ими оказались посланные еще Петром I
для обучения "пьедестальному и формовальному делу" мастера Василий Кобелев,
Петр Галкин, Петр Кохтев и Петр Серебряков.
После окончания работ над формой приступили к изготовлению кожуха,
на котором с внутренней стороны должны были отпечататься все скульптурные
изображения фигур, просушки сначала формы, а затем и кожуха. Однако эти
работы были задержаны, так как для их производства требовались
соответствующие распоряжения из Петербурга.
В первой половине ноября начались приготовления к отливке, печи были
зазжены, вокруг печей и рабочих построек все время находилось четыреста
человек с пожарными трубами. В печи загрузили 14 212 пудов 27 фунтов
металла. Плавка продолжалась 36 часов, и в 1 час 13 минут 25 ноября начался
выпуск металла в форму из первой печи. Металл вылился из нее за 17 минут, а
уже в 2 часа 25 минут весь металл из четырех печей вышел в форму. Таким
образом, на весь процесс отливки Царь-колокола потребовалось 1 час 12
минут.
Через несколько дней после окончания отливки была разобрана
забутовка вокруг формы, и окружающие увидели перед собой глиняную кору
кожуха, закрываюшую собой сам колокол. Затем был разобран и кожух, после
чего стало видно еще прикрытую кое-где пригорелой глиной поверхность
колокола.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


На литейной яме были восстановлены деревянные конструкции с
множеством блоков и канатов, необходимые для того, чтобы приподнять колокол
с решеткой, на которой он находился, и вынуть глиняный болван из него,
создавший внутреннюю форму колокола. Итак, создание
гигантского колокола, которое



прошло с немалыми трудностями, было завершено 25 ноября 1735 года. Царь-
колокол представляет собой выдающееся произведение русского литейного
искусства. Он уникален как по своему весу, так и по размерам. Вес Царь-
колокола составляет 12 327 пудов 19 фунтов, то есть 201 тонну 924
килограмма. Высота его равна 6 метрам 14 сантиметрам.
После освобождения колокола от формы под деревянным шатром,
сооруженном над ямой, в которой он находился, застучали молотки чекан-
щиков, прорабатывавших своими чеканами все скульпртурные, орнаментальные и
текстовые украшения колокола. Художественная обработка поверхности Царь-
колокола продолжалась в 1736 году и в первой половине 1737 года.
В мае 1737 года в Кремле возник пожар огромной силы. Возле Царь-
колокола вспыхнули деревянные постройки. Сбежавшийся народ пытался потушить
упавшие на колокол деревянные конструкции подьемного устройства и остатки
сооружений, прикрывавших яму. Опасаясь, что величественный колокол
расплавится, они лили на него воду. Но это, кроме вреда, ничего не дало.
Вода, попавшая на раскаленный металл, вызвала его резкое охлаждение. В теле
колокола возникли трещины, и от него откололся кусок металла весом 11.5
тонны.
Надо сказать, что еще до завершения работ по отливке гиганта, Михаил
Моторин предложил два проекта, расчитанные на то, чтобы успешно поднять
Царь-колокол из ямы.
Катострофические последствия пожара 1737 года привлекли внимание к
Царь-колоколу многих москвичей, которым хотелось сохранить замечательное
произведение. В 1747 году литейный дел мастер Константин Слизов предложил
проект воссоздания расстрескавшегося колокола. В 1759 году за работу по
переливке Царь-колокола готовы были взяться участники первоначальной
отливки - мастера Маляров,Кохтев, Степанов. В 1797 году известный русский
зодчий Матвей Федорович Казаков, по проекту которого предполагалось
произвести в Кремле большие строительные работы, спустился в строительную
яму, осмотрел колокол и насчитал на его теле десять больших трещин, не
считая отколовшегося куска.
Однако ни одному из предполагаемых проектов не суждено было
осуществиться.
После окончания Отечественной войны 1812 года, в Кремле начали
приводить в порядок территорию, восстанавливать пострадавшие сооружения.
Вспомнили и о Царь-колоколе. Руководитель работ генерал



Бетанкур в 1819 году поручил Монферрану осмотреть колокол и сделать с него
рисунки. В 1820 году, яму, в которой по-прежнему находился колокол,
расчистили, застлали досками, обнесли перилами и сделали даже лестницу, по
которой можно было спускаться вниз.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Уже тогда было ясно, что Царь-колокол - уникальное произведение
литейного искусства. Он был украшен рельефными изображениями и надписями.
Парадный портрет империатрицы Анны Ивановны подчеркивал тот факт, что
колокол отлит по ее повелению. Изображения царя Алексея Михайловича
напоминало о том, что новый колокол был перелит из более древнего,
изготовленного еще в XVII веке во время его правления. Алексей Михайлович,
также как и империатрица, изображен в полный рост в парадном облачении с
державой и скипетром.
Очень красивы два больших фигурных картуша, расположенные между
фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича. Их рисунок образуют крупные
барочные завитки, растительные мотивы и ромбовидная сетка-трельяж с
четырехлепестковыми цветками-розетками. Дополняют декор фигуры ангелов и
резвящихся путти. Внутри картушей помещены пространные надписи об истории
создания колокола.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |


Под изображением империатрицы Анны Ивановны, на нижнем краю
колокола, вылита надпись в круглом медальоне: "Лил сей колокол российский
мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным".
Удивительно и орнаментальное убранство колокола. Это и легкий,
изящный орнамент в верхней части, и два строгих пояса между изображениями
святых с четким ритмом вертикально расположенных растительных гирлянд. В
нижней части колокола - пояс из листьев аканта и пояс сложного по рисунку
орнамента с крупными цветочными розетками.
Все орнаментальные мотивы исполнены свободно и уверенно, здесь, как
и в портретах, в изображениях святых, чувствуется рука хорошего мастера.
Однако не все намеченное удалось осуществить, так как после пожара в
Кремле в 1737 году работы по чеканке изображений и



орнаментов были прекращены и часть украшений остались необработанными.
К сожалению, имя скульптора, создавшего прекрасный декор Царь-
колокола, было со времене забыто. В XIX веке упоминались лишь имена его
помошников - мастеров пьедестального дела Василия Кобелева, Петра Кохтева,
Петра Галкина и Петра Серебрякова. Восстановить имя сульптора помогли
архивные материалы - им оказался Федор Медведев.
Еще раз к вопросу о подъеме Царь-колокола вернулись в 1836 году.
Августу Августовичу Монферрану поручили поднять колокол из ямы и поставить
его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было
уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет
назад во время пожара.
Для подъема Царь-колокола по приказу Монферрана вновь были
установлены над литейной ямой деревянные леса с ситемой блоков, канатов и
воротов. На возведение лесов и других сооружений ушло почти полтора месяца.
Наконец настал день подъема. В Кремле собралась огромная толпа. Вот
последовала команда, и заработали вороты, натянулись канаты. Вскоре
огромный колокол показался из ямы. Но тут стало ясно, что он тащит за собой
часть железной решетки, на которой так долго стоял. Несколько канатов не
выдержали тяжести и лопнули. Монферрану ничего не оставалось, как
прекратить дальнейший подьем колокола.
Большое мужество проявил один из мастеров, участвовавших в подьеме
этого гиганта. Он спустился в яму, над которой висел на столь ненадежных
канатах Царь-колокол, и соорудил для него бревенчатый помост. На этот
помост осторожно опустили колокол.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |



Подъем Царь-колокола
в 1836 г



Монферрану и его помощникам пришлось позаботиться о новых канатах и
об увеличении количества воротов. Ввиду большой тяжести колокола число
воротов достигло двадцати.
Новый подъем колокола назначили на 23 июля 1836 года на 5 часов
утра. На последние приготовления ушел примерно час, и в 6 часов 5 минут
солдаты, занявшие свои места возле воротов, привели их в движение. На этот
раз подъем Царь-колокола прошел успешно.Он занял всего 42 минуты 33
секунды.
Как только колокол был поднят над землей, яму, в которой он до того
находился, накрыли бревенчатым помостом, который продолжили до самого
постамента. На помосте, на деревянные полозья поставили деревянные тележки
с катками и на них опустили колокол. С помощью большого числа солдат,
вращавших вороты, колокол на катках передвинули к постаменту. 26 июля его
установили на специально подготовленный восьмигранный постамент, где он
стоит и поныне.
Восьмигранный постамент, выполненный по проекту А.А. Монферрана,
сделан из блоков белого известняка и внутри сложен из красного кирпича. Все
блоки связаны между собой железными скобами по горизонтальным рядам и
кованными штырями по вертикали. Дополнительно постамент скреплен коваными
железными полосами, верхние концы которых уходят в плоскость блоков.
На лицевой стороне постамента по распоряжению Монферрана была
укреплена доска с надписью:"Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни
имп. Анны Иоановны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего
г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день".
Монферран, взявший на себя труд поднять из литейной ямы и
установить на постамент Царь-колокол, увенчал его специальным навершием.
Навершие, покоящееся на "ушах" колокола, представляет собой шар, увенчанный
золоченым крестом. Навершие было установлено уже после того, как колокол
подняли на пьедестал.
Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского
литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими
специалистами в 1979-1980 годах.

| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |



Царь-колокол в дни
реставрации
(1980 г.)



Все работы по реставрации Царь-колокола выполняли специалисты
Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Постоянную консультацию оказывали
им сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации.
Немалую помощь оказали также научные сотрудники и реставраторы Кремля.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|

Новинки рефератов ::

Реферат: Борьба за власть в СССР (Политология)


Реферат: Развитие авиации ( Космонавтика)


Реферат: Шишкин Иван Иванович (Искусство и культура)


Реферат: Электробезопасность (билеты и ответы) (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Билеты по георафии за 10 или 11 классы(в виде шпаргалки) (География)


Реферат: Картофель (как важная кормовая и техническая культура) (Доклад) (Ботаника)


Реферат: Семь чудес света (Искусство и культура)


Реферат: Методы и алгоритмы построения элементов систем статистического моделирования (Математика)


Реферат: Биологические ритмы и работоспособность (Спорт)


Реферат: Народное образование Сибирского края (История)


Реферат: Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений (Химия)


Реферат: Метаболические сдвиги в организме, происходящие вследствие сахарного диабета (Биология)


Реферат: Процессоры ЭВМ (Кибернетика)


Реферат: Пятигорск, Парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова (историческая справка) (Культурология)


Реферат: История ОАО "ГАЗ" (История)


Реферат: Общие начала назначения наказания (Уголовное право и процесс)


Реферат: Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) (История)


Реферат: Жакет прямого силуэта (Технология)


Реферат: Инсоляция (Естествознание)


Реферат: Нарушение высшей нервной деятельности у животных, фобии и неврозы (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист