GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками (Педагогика)



Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДЕГОГА ПО РАБОТЕ С
ПОДРОСТКАМИ.

Содержание



Введение 3
I. Социальный педагог досуга - субъект социально-культурной работы с
подростками. 7
1.1. Статус социального педагога. 7
1.2. Профессиональное мастерство социального педагога. 9
1.3. Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции
социального педагога по работе с подростками. 11
2. Условия эффективности работы социального педагога 14
2.1. Опора на принципы педагогики в работе с подросткам 14
2. 2. Учет возрастных, психолого - физиологических и социальных
характеристик подростков. 16
2.3. Арсенал форм, методов, средств, используемых социальным педагогом в
работе с подростками 18
Заключение 20



Введение


Актуальность проблемы.
В современных условиях обострения экономических, политических и
социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-
инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей –
алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии
“социальный педагог”[1], ее высокий общественный статус, быстро растущая
потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули
подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе
гуманитарного образования.
Сейчас необходимость этой профессии еще более обострилась в связи с
увеличением количества беженцев, подростков, употребляющих алкоголь и
наркотики; с ростом преступности. Вот, к примеру, данные за 1999 – 2000 год
по микрорайону подросткового клуба “Эллада”: количество детей девиантного
поведения – 45; детей-сирот – 18; детей-инвалидов – 40; детей-бродяжек – 5;
детей, склонных к употреблению наркотиков – 10; детей, склонных к
употреблению алкоголя – 30; токсикоманов – 7.
Все это говорит о том, что наше общество нуждается в социальных
педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и
развиваться.

Степень изучения проблемы.
Профессия “социальный педагог” в России является новой, порядка
десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для
перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к
созданию целостной системы социальных служб.
К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики
традиционно относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
Вопросами статуса социального педагога занимались такие ученые, как
Холостова Е.И., Бочарова В.Г., Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. и многие
другие. Но каждый из них дает свое обоснование этой проблемы. Вот,
например, В.Г. Бочаров в своей книге “Педагогика социальной работы”
рассматривает статус социального педагога, а Т.Г. Киселева и Ю.Д.
Красильников в своей книге “Основы социально-культурной деятельности” –
статус социального работника-организатора досуга. А социальный педагог и
социальный работник[2] это не одно и то же. И поэтому цель нашего
исследования более точно определить статус социального педагога.

Цель исследования.
1. Определить статус социального педагога.
2. Рассмотреть педагогический инструментарий социального педагога по
работе с подростками.

Задачи исследования.
- рассмотреть “слагаемые” профессионального мастерства социального
педагога;
- определить функции и должностные обязанности социального педагога
в работе с подростками;
- выявить арсеналы форм, методов и средств, используемых социальным
педагогом в работе с подростками;
- подчеркнуть значение социального педагога в работе с подростками.
Объектом исследования является социальный педагог по работе с
подростками, а предметом исследования – социальная деятельность им
организуемая.

Эмпирическая база исследования.
Подростковый клуб “Эллада”, расположенный в городе Улан-Удэ, по улице
Краснофлотская 50. Клуб “Эллада” создан в 1975 году в целях развития
личности детей и подростков, предоставления дополнительных образовательных
услуг.
Методологическую основу нашей курсовой работы составляют следующие
труды: Васильковой Ю.В. и Васильковой М.А. Социальная педагогика: Курс
лекций: Учеб. пособие. – М.: Academia, 1999 – 490 с.; Баклановой Н.К.
Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие. – М.: Издат-
во Моск-го госуд-го института культуры, 1994. 120с.; Бочаровой В.Г.
Педагогика социальной работы. – Sv R-Аргус, 1994 – 208с.; Холостовой Е.И.
словарь справочник по социальной работе. – М.: Юристь, 1997. – 424с.;
Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д. Основы социально-культурной
деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та
культуры,1995. – 136с., в которых определены общие подходы и принципы
изучения статуса социального педагога, его профессионального мастерства и
педагогического инструментария.

Гипотеза курсового исследования.
Профессиональное мастерство социального педагога является одним из
условий педагогической эффективности в работе с подростками.

Практическая значимость.
Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно
использовать в практике социального педагога по работе с подростками. Также
эти материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания
подростков.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии и двух приложений.
Методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме,
беседы с руководителями, изучение документации, наблюдение, анкетирование.

Новизна исследования.
Ученые, занимающиеся проблемой статуса специалиста социально-
культурной деятельности не дают точного разграничения между такими
квалификациями, как социальный работник и социальный педагог и поэтому
новизна нашего исследования заключается в выявлении функций и должностных
обязанностей социального педагога, а также новых форм и методов в работе с
подростками.

Положения, выносимые на защиту:
1.Профессия “социальный педагог” необходима современному российскому
обществу в целях воспитания и перевоспитания подростков.
2.Педагогический инструментарий социального педагога представляет собой
комплекс знаний, умений и навыков, а также форм, методов и средств,
существенных для практики социокультурной работы.



Социальный педагог досуга - субъект социально-культурной работы с
подростками.



Статус социального педагога.


Вопрос о современном юридическом, экономическом, социальном статусе
специалиста – социального педагога является исключительно важным.
Это связано с объективно возрастающей ролью специалиста,
непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом,
учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами.
Статус современного социального педагога не выдуман и не рожден
спонтанно. Он формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное
место в нем принадлежит деятельному началу, активному, созидательному
действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы
специальность культурно-просветительного работника трансформировалось в
целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога,
социального педагога, экономиста социально – культурной сферы. Общим
основанием этого ряда, в котором, по видимому, ставить точку рано, является
социально – культурная деятельность, направленная на создание условий для
наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или
группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими
признаками являются его профессиональная компетентность и высокая
квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной,
групповой досуговой деятельности.
Вместе с тем социальный статус современного социального педагога
сложился в последние годы, в условиях опыта, свободные от жесткой
регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной
ролью специалиста, деятельность которого является важным связующим звеном
между жителями социума и социально – культурными институтами,
задействованными в сфере свободного времени.
“В целевой установке специалиста можно выделить несколько
приоритетных позиций, в их числе:
-увеличить степень самостоятельности ребенка с дошкольного возраста,
подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, его
способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать
возникающие проблемы досуга;
-создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной
мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности”[3].
В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто
сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья,
ни друзья. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном
помощнике – социальном педагоге, который сам выходит на контакт с семьей,
личностью.
Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные
особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, в круг
общения, в условия его жизни и выявляет проблемы личности.
Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица
общеобразовательных, культурно – досуговых, спортивно – оздоровительных
учреждений, службы социальной защиты и социального обеспечения
правоохранительных органов, а также осуществлять в установленном порядке
индивидуальную – трудовую деятельность.


1.2. Профессиональное мастерство социального педагога.


Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты,
которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был
профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения
воспитательной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств
педагога, а также от его знаний и умений. Оно определяется объективными и
субъективными факторами.
Объективные факторы – это система знаний, умений, навыков.
Профессиональные знания социального педагога: педагогика и
психология, физиология развития ребенка, методики воспитательной работы.
Эти знания необходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и
поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других
детей.
Социальный педагог должен уметь: организовать деятельность и
сотрудничество детей; владеть некоторыми приемами артистизма, речью,
дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе
тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками,
наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто
говорить, а убедить и повлиять.
Начинающего педагога к мастерству приводит педагогическая техника,
выработанные навыки. Это значит, – умение понять воспитанника, а это знание
психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения:
знать особенности языка, знать как воспринимается твоя речь, как она
развивается; умение выразить свое отношение к поступку, к человеку, свое
эмоциональное отношение; и в то же время владение навыками самоконтроля,
самоанализа, самонаблюдения.
А следующими факторами профессионального мастерства являются
субъективные факторы. Субъективные факторы – это качества, характеризующие
индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.
Необходимыми и достаточными условиями формирования личности
социального педагога являются следующие качества:
1. Профессиональная направленность личности выражается в адекватном
понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие
сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов,
склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной
профессии;
2. Профессиональное мышление. Оно проявляется в деятельности, в
процессе решения задач и потому определяют ее успешность;
3. Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого
себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих
профессиональных качеств, возможностей, способностей.
Итак, профессиональное мастерство базируется на фундаментально общей,
общекультурной подготовке и обеспечивается единством общего и
профессионального развития личности.



1.3. Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции
социального педагога по работе с подростками.


Кроме профессионального мастерства социальный педагог обладает
правами, должностными обязанностями, выполняет определенные функции и имеет
свое место работы.
Должностные обязанности социального педагога сложны и многообразны.
Он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и
социальной защите личности. Выявляет интересы и потребности, трудности и
проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и
своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи,
формы, методы, социально педагогической работы, способы решения личных и
социальных проблем. Организует различные виды социально ценной деятельности
детей и подростков.
Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует
свои права:
- представлять и защищать интересы подопечных в органах
законодательной и исполнительной власти;
- вести государственную и частную практику;
- собирать информацию, связанную с нуждами подростков, проводить
социологические опросы, диагностические обследования;
- информировать государственные органы о состоянии той или иной
проблемы в сфере своей деятельности.
Так же социальный педагог, оказывая социальную помощь клиенту,
реализует при этом следующие функции:
- воспитательную (ставиться задача полноценного использования в
воспитательном процессе средств и возможностей общества,
воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей
самой личности);
- организаторскую (организация той или иной деятельности, влияние на
содержание досуга);
- предупредительно – профилактическую и социально – терапевтическую
(социальный педагог предусматривает предупреждение и преодоление
негативных влияний, оказывает помощь в период их социального и
профессионального определения);
- организационно – коммуникативную (способствует включению
добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную
работу)
- охранно – защитную (использует весь арсенал правовых норм для
защиты прав и интересов клиентов).

А работает социальный педагог в следующих местах:
- домах и микрорайонах;
- социально – педагогических службах образовательных учреждений
(школах, колледжах, лицеях, школах – интернатах, высших и средних
учебных заведений);
- социальных службах специализированных учреждений (домах
престарелых, центрах реабилитации, спец – школах, центрах
занятости);
- службах культурной анимации (клубах);
- частная практика.
Итак, социальные педагоги как специалисты различных социальных служб
дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования,
культуры, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя при
этом свои функции во взаимосвязи с семьей и личностью. Большую роль в
выполнении обязанностей социального педагога играет профессиональное
мастерство, которое необходимо повысить в деятельности специалиста.



2. Условия эффективности работы социального педагога


2.1. Опора на принципы педагогики в работе с подросткам


В предыдущей главе мы рассматривали сущность статуса социального
педагога, его функции, обязанности, права, а так же его профессиональное
мастерство. В настоящей главе мы рассмотрим условия эффективности работы
специалиста.
Социальный педагог, работая с подростками, опирается на принципы
педагогики.[4]
“Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в
целях лучшей организации воспитательного процесса”.[5]
Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с
практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность
воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода.
Социальный педагог, находясь среди своих клиентов, чувствуя их
настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности,
устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет
дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды, особенно
семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все
это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в
работу на определенных участках, производстве. Ведь знания связанные с
практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную
деятельность.
Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное
отношение к миру и человеческой деятельности.
Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности
воспитательных воздействий.
Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди.
Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их
работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону
ближайшего развития.
Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны
воспитанникам педагоги подросткового клуба “Эллада” объясняют их в
упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с
подростками и действуют продуманно. Вот например, специальный педагог по
работе с подростками девиантного поведения заранее продумывает план работы
с ними, пишет программы проведения мероприятий и выполняет их в
определенной последовательности. А в организационных приемах работы, в
системе ведения беседы с родителями “трудных” подростков сообщает план
беседы, объявляет о переходе к новому виду работы.
Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями
развития мышления подростка. Поэтому материал, полученный от социального
педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система
ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае,
подростки потеряют интерес к происходящему.
Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе
опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных
и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных
принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и
результативность всех остальных. Социальный педагог подросткового клуба
учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Он
выявляет подростков одного возраста, фиксирует их возможности и
потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и
развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех
подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у
разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный
уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.
Как видно, принципы современной педагогики образуют систему,
целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного
принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные
особенности принципа воспитания.


2.2. Учет возрастных, психолого - физиологических и социальных
характеристик подростков.


Социальный педагог подросткового клуба “Эллада” работает в условиях
неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. При
этом он не теряет из виду подростков на различных возрастных этапах и в
разных сферах микросреды личности. Так же социальный педагог учитывает в
своей деятельности и психологические особенности подросткового возраста.
Индивидуальный подход социального педагога к воспитанию подростков
основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста –
необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной
самостоятельной личности. Педагог оказывает помощь подросткам в виде
индивидуальных путей выражения и утверждения себя.
Вообще на формирование личности подростка ведущее влияние оказывают
специальные факторы (изменения учебной деятельности, общение, изменение
положения в семье).
Из-за “трудного” возраста подростков социальный педагог выявляет из
каждой внешней реакции психологические принципы современных подростков.
Основной психологический “механизм” резкого изменения поведения в
подростковом возрасте специалист схематично представляет следующим образом.
Начало полового созревания, которое влияет на центральную нервную систему;
бурное физическое развитие, повышающие активность подростков и ощущения у
них взрослости, самостоятельности. Но у них еще отсутствует внутренняя
уверенность в своей личности, которая толкает подростков на неосознанные
поступки. И именно в этом отношении им помогает социальный педагог. Он
находит к каждому подростку определенный подход для выявления его
потребностей, интересов. Вот, например, социальный педагог подросткового
клуба “Эллада” , работая с подростками девиантного поведения, сначала
составляет карточки на них, затем проводит беседы с их родителями, а потом
занимается самими подростками. Он проводит с ними беседы, читает лекции,
устраивает мероприятия, создает условия для отдыха подростков, направленные
на формирование самосознания, отношения к себе как к отдельной ,
самостоятельной личности.
Сделаем вывод, социальному педагогу очень важно найти у каждого
подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь
на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.

2.3. Арсенал форм, методов, средств, используемых социальным
педагогом в работе с подростками


Педагогический инструментарий социального педагога является одним из
условий эффективности его работы с подростками, который является составной
частью профессионального мастерства. А на основе, проведенного нами
исследования [6], видно, что социальным педагогом в их деятельности просто
необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его
нужно повышать. Потому что меняются подростки, изменяется система работы с
ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны
отличные знания, умения, навыки и новые методы[7], формы[8] в работе с
воспитанниками.
В подростковом клубе “Эллада” социальный педагог использует следующие
формы и методы в работе с подростками. Он проводит беседы, лекции о половом
воспитании, лекции на темы: “Помоги себе сам”, “Укрепи и сохрани свое
здоровье” и другие, лекции о правовой защите подростков, консультации по
проблемам трудоустройства подростков и решении жилищных проблем. Также
социальный педагог проводит лекции и семинары для родителей по проблемам
воспитания детей. При этом педагог использует методы внушения, убеждения,
сопереживания и эмоционального заражения.
Кроме того, социальный педагог составляет картотеки неполных семей с
указанием сведений о родителях, воспитании подростков, детей – сирот, ведет
учет об оказании материальной и финансовой помощи. Для этого социальный
педагог читает лекции, организует доверительные беседы. С подростками,
употребляющими алкоголь и наркотики, проводится профилактика по
злоупотреблению спиртных напитков, наркосредств путем бесед, лекций с
приглашением наркологов и психиатров. С этой категорией подростков
социальные педагоги работают индивидуально.
Также в воспитательной работе с подростками социальные педагоги
используют средства[9],то есть наглядные пособия, книги, радио,
телевидение, а также виды деятельности, в которые вовлекаются подростки.
А теперь, перейдем к выводу.
Формы, средства, методы воспитания очень важны в работе социального
педагога с воспитанниками, так как они развивают их личность и воспитывают
ее.
Кроме этого педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности
и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической
характеристики подростка педагог использует определенные методы воспитания
в работе с ним. И именно это является условием эффективности работы
специалиста.



Заключение


Знание структуры и содержания профессионального мастерства и
педагогического инструментария необходимо каждому социальному педагогу.
Увлеченность, любовь к своему делу, понимание целей, удовлетворение и
развитие профессиональных потребностей и интересов, составляющие
профессиональную направленность личности, ее профессиональное мышление и
самосознание в сочетании с высоким уровнем освоения профессиональных
знаний, умений и навыков, развитием творческих способностей – вот
“слагаемые” становления профессионала – мастера.
Профессиональное мастерство и педагогический инструментарий, являясь
результатом целостного процесса общего и профессионального развития,
базируются на фундаментальной общекультурной подготовке, высоком
интеллектуальном, нравственном и эстетическом потенциале личности.
Социальному педагогу свойственно чувство ответственности за свое
дело. Поэтому его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с
постоянным желанием самосовершенствоваться, расширять свои знания,
оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания.
Таким образом, мы, проведя исследование, пришли к тому, что высокая
образованность и воспитанность социального педагога, его умения и навыки
работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с
учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик,
трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за
воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической
культуры и мастерства и исходя из этого наша гипотеза подтвердилась.
На основе курсового исследования, проведенного в подростковом клубе
“Эллада” г. Улан-Удэ, и изучения специальной и учебной литературы хотелось
бы дать следующие рекомендации социальному педагогу:
1. должна быть личная заинтересованность педагога в работе с
подростками;
2. он должен быть профессионально тактичным, то есть вызывать
симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну,
добросовестно исполнять свой долг;
3. социальный педагог, на наш взгляд, обязательно должен обладать
терпимостью, это помогает гуманизировать межличностные отношения,
делать их более человечными и доброжелательными;
4. социальный педагог должен уметь внимательно слушать, а это совсем
не просто;
5. самое главное – Вы должны любить свою профессию, несмотря на
неудачи, которые встречаются на Вашем пути. Поэтому нужно очень
серьезно относиться к выбору этой профессии.
Таким образом, от перечисленных нами условий и данных рекомендаций
будет зависеть эффективность работы социального педагога.
-----------------------
[1] См. приложение 2.
[2] см. Приложение 2.
[3] Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной
деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та
культуры,1995. – 136с.
[4] см. Приложение 2.
[5] Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.
Институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496с.
[6] см. Приложение 1
[7] см. Приложение 2
[8] см. Приложение 2
[9] см. Приложение 2





Реферат на тему: Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров
Экзаменационная работа по курсу

«ПЕДАГОГИКА».
ТЕМА: Педагогический коллектив и его развитие.

Особенности управления образовательными учреждениями.


Аттестация педагогических кадров.

Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии
Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
Лапов Андрей Викторович.
Группа 82/с.
ПЕДАГОГИКА.
Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.
В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области
знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки.
Предметом педагогической науки считают воспитание. Воспитание –
функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее
накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной
категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с
возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать.
Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям.
Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание,
методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются
неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта
и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся
официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система
воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе
класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах,
экономических условиях, идеологии, науке и т.д.
Понятием воспитание в теории и практике именуют также социальное
целенаправленное формирование личности. В этом случае имеется ввиду всё
формирующее личность пространство: школу, семью, влияние среды на личность,
воздействие дружеского окружения, средства массовой информации, социальная
среда.
Существует и третье толкование понятия воспитание: управление процессом
развития личности.

Задачи педагогической науки.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным
основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач.

Постоянные задачи.
Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача
вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения,
управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в
педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно
существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов
выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее
параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные –
удовлетворяющие определённым критериям:
. объективность связи, т.е. независимость от желания, настроения,
вкусов участников педагогического взаимодействия.
. всеобщность, т.е. проявление связи в работе любого учителя, который
следует предписаниям данной методики.
. повторяемость, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных
ситуациях.
Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании.
Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются
отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, т.е.
непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на
учащихся также является постоянной задачей педагогической науки. Изучение,
оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению
раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения.
В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от
мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области
методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции:
. изучение, оценка и обобщение передового и отрицательного
педагогического опыта.
. применение компьютерных технологий как инструмент фиксирования,
классификации, хранения и распространения педагогического опыта.
В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки
новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления
образовательными структурами.
Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование
образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов
невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования,
совершенствованием педагогической деятельности, системами управления.
Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов
исследований в практику.
Разработка теоретических и методологических основ инновационных
процессов, рациональных связей теории и практики также относится к
постоянным задачам.

Временные задачи.
Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота
отражают разнообразные задачи, условно выделяемые как временные:

. Создание библиотек электронных учебников;
. Разработка тестов уровней педагогического мастерства;
. Разработка стандартов педагогического профессионализма;
. Выявление типичных стрессоров в работе учителей;
. Создание дидактических основ обучения хворающих школьников;
. Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками;
. Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик;
. Анализ причин возникновения познавательной лености студентов;
. Природа стимулов учебной активности будущих учителей;

и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется
потребностями практики и самой науки.

Система педагогических наук.
Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением
запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой
деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста
запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных
данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях
педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что
приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об
образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те,
которые имеют многовековую историческую давность.
В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято
включать:
. Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания
детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной
педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией,
медициной.
. Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях
развития, формирования личности детей дошкольного возраста.
. Педагогика школы. Относится к самым богатым и развитым отраслям науки
о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для
построения вузовской педагогики.
. Педагогика профессионально-технического образования. Изучает
закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
. Педагогика среднего специального образования. Находится на стадии
становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных
исследований на стыке среднего и высшего профессионального
образования
. Педагогика высшей школы. Выступает основой формирования учительского
и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено
несколькими факторами:
* Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают
представители высшей квалификации: доктора наук, профессора,
академики, авторы научных теорий, разработчики концепций,
создатели инновационных технологий в своих специальных областях.
* Фактор преемственности со школьной педагогикой.
* Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми.
. Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения
работающих, переориентации их на новые средства производства,
повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
. Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет
теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы
обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики
встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах.
. Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки
в области внешкольного образования и совместного образования детей и
взрослых.
. Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования,
развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего
возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки
для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их
нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с
медициной и геронтологией.
. Исправительно-трудовая педагогика (Педагогика пенитенциарных
учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики
перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые
преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-
трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
. Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и
развития образовательных и воспитательных систем в различных странах
путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и
специфического в образовательных системах у различных народов
позволяют давать научное толкование образовательным традициям,
системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт
международного опыта.
. Сурдопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,
методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без слуха.
. Тифлопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,
методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения.
. Олигофренопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,
методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в
развитии мышления
Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике,
тифлопедагогике и олигофренопедагогике
предопределяется масштабами рождения детей с
аномальным развитием.
. Лечебная педагогика. Новая отрасль педагогики. Развивается на границе
с медициной. Основным её предметом является система образовательно-
воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и
больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников
возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных
конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют
медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических
разработок.
. История педагогики. Наука о закономерностях функционирования и
развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории
педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и
новейшей истории образования.
В систему педагогических наук входят также многочисленные методики
обучения школьников и студентов различным дисциплинам. В методиках
содержатся специфические частные закономерности управления развитием
мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают
науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной
дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и
расширяют арсенал общей теории образования – дидактики.

Связь педагогической науки с другими науками.

Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего
достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследования.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от
других наук о человеке.
Педагогика связана с психологией. Между ними существует ряд
взаимосвязей, например:
. Предмет наук: психология изучает законы развития психики человека,
педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Воспитание и образование – это целенаправленное изменение личности.
. Показатели и критерии обученности и воспитанности личности: степень
продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти,
запасов знаний, способностям использовать знания в практических
целях, скоростью воспроизведения знаний, навыками переноса знаний в
нестандартные ситуации; воспитанность фиксируется в мотивированных
поступках, системе сознательного и импульсного поведения,
стереотипах, навыках деятельности и суждений.
Своеобразным мостом между психологией и педагогикой выступают
педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной
педагогической деятельности, психология управления педагогическими
системами, психологические исследования других областей образования.
Межнаучные коммуникации педагогики и психологии имеют место в методах
исследования и в той и в другой отраслях знаний. Многие инструменты
психологического научного поиска служат и решению педагогических задач:
психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.
Педагогика связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности
целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем,
физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка.
Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и
психическим развитием ребёнка являются закономерности функционирования
высшей нервной деятельности
Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об
обществе, как целостной системе, об отдельных составляющих её компонентах,
о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего
анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область
образования, воспитания, науку о них. В социологии развиваются и такие
специальные ветви, как социология образования, социология воспитания,
социология студенчества, социология города, социология деревни, социология
здоровья и др.
Имеются взаимосвязи педагогики с философией. В ней наука о воспитании
находит опорные методологические положения. Философские категории
необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы
взаимосвязи и взаимозависимости; законы развития и его движущие силы,
субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие
другие.
Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в
перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные
расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной
дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги,
поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой
глобальную и наукоёмкую задачу – разработать специальную систему обучения и
воспитания хворающих, недомогающих и больных школьников.
При определённых условиях педагогика взаимодействует и со многими
другими науками: юриспруденция, экономика, демография, информатика,
статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.
Педагогический коллектив и его развитие.
Особенности управления образовательными учреждениями.
Аттестация педагогических кадров.
Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми
которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий
анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система
рационального планирования, организация деятельности ученического и
педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня
обучения и воспитания, эффективный контроль.
Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и
педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил
преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью
углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания,
всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору
профессии.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и
преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и
передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов
и учащихся в учебной и воспитательной работе.
Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность
образовательных учреждений, является Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»[1]. В законе
РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе
которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно
закреплённых идей развития и образования в России.
Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является
общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы,
школы с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи,
вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные
школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии,
внешкольные образовательные учреждения.
Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических
отношений. Закон РФ «Об образовании», решения Министерства образования,
специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей
школ принципиально новых подходов к управлению школой.
В решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации
управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного
стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива,
свободу личности. Вместе с тем везде подчёркивается важность дисциплины,
необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы,
роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета и детского
самоуправления.
Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении
школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить
его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая
организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую
полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и
его представителей.
Деятельность любого образовательного учреждения регламентируется и
«Типовым положением»[2] о соответствующем типе образовательного учреждения
Согласно закону об образовании каждая школа самостоятельно разрабатывает
и принимает устав. В уставе указывается место нахождения учреждения, его
тип, язык, на котором ведётся обучение, права и обязанности руководителей,
преподавателей, учащихся и родителей, структура финансовой и хозяйственной
деятельности, регламентируются режим дня и порядок управления.
Требования к руководителю школы.
Организация, чёткий порядок, система…
Но, не снижая значения организации, следует всё же отметить решающее
значение личности руководителя. Личность руководителя, его общая эрудиция,
профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности,
фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и
ученического коллектива.
Есть качества, исключительно важные для формирования личности
руководителя школы. К ним относятся:
. Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор
должен обладать глубокой общей подготовкой, должен следить за
основными событиями в стране и за рубежом, быть осведомлённым в
вопросах науки и культуры, иметь тонкий художественный вкус, знать
современную педагогику и психологию. Только образованный человек
может руководить современной школой.
. Организаторские способности, требовательность, экономическая
подготовка. Руководитель школы должен умело распределять обязанности,
создать должные условия для работы, проявлять твёрдость и
требовательность. Уметь чётко обеспечить контроль и руководство. Быть
способным уметь снабжать школу необходимыми материалами и пособиями.
Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач – одна из самых
больших трудностей в работе современной школы.
. Человечность, душевность. В последнее время уделяется много внимания
гуманизации труда. Это особенно важно в области педагогического
труда. Руководитель школы обязан обладать большим запасом оптимизма,
человеческой гуманности, вниманием к людям, большой любовью к детям,
терпением, выдержкой и тактом. Директор школы должен пользоваться
уважением всего коллектива. Его поведение в школе, дома, в
общественных местах всегда под пристальным наблюдением внимательных
глаз. Не только слова и поступки, но даже костюм и причёска, улыбка и
голос – всё оказывает влияние на формирование личности подростка, на
характер работы учителей, на вкусы и взгляды многих людей. Директор
школы несёт особую ответственность за воспитание молодёжи. Вот почему
вопросам формирования личности руководителя школы придаётся такое
важное значение. Директору простят любую строгость и даже ошибку, но
не простят лицемерия, фальши, нравственной нечистоплотности.
Высокий культурный и общепедагогический уровень руководителя школы
весьма положительно влияет на весь педагогический коллектив, порождает
особый стиль работы: люди тянутся к знаниям, к современным методам работы,
повышают общую культуру. В такой обстановке педагоги глубже проникают в
духовный мир детей, обсуждают новинки научной и педагогической литературы,
говорят о музыке, живописи, литературе, следят за своим внешним видом,
речью.
Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и
жизни учащихся. Обеспечивает условия для нормальной деятельности всех
работников школы и детей. Деятельность директора школы по данному аспекту
проводится в трёх направлениях:
. Обеспечение медицинского осмотра детей и лечение тех школьников,
которые в этом нуждаются.
. Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода,
чистота), недопущение перегрузки и перенапряжения детей.
. Строгое соблюдение правил техники безопасности в классах,
лабораториях, мастерских, спортивном зале, во время соревнований,
походов и т.д.
Распределение обязанностей.
Организационная деятельность начинается с распределения обязанностей,
подготовки циклограммы управления. Необходимо определить круг должностных
обязанностей и прав всех руководителей школы.
Распределение обязанностей и поручений в школе идёт по четырём
направлениям:
. между членами администрации
. между педагогами
. между учебно-вспомогательным персоналом и техническими работниками
. на уровне актива учащихся.

Чёткое распределение обязанностей между директором и заместителями
исключает параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет
охватить все участки работы, создаёт возможность равномерно распределить
нагрузку и учесть склонности членов администрации.
Директор должен всячески поддерживать авторитет и значение своих
заместителей, не должен отменять их решения, должен способствовать их
выполнению. Если директор не согласен со своим заместителем, он этот вопрос
должен разрешить наедине, убедить , но перед лицом коллектива администрация
должна выступать единым фронтом.
Запланированная чёткость в организации обеспечивает решение многих
вопросов обучения и воспитания с максимальным учётом индивидуальных качеств
педагогов и минимальной затратой их усилий и времени. Каждый член
педагогического коллектива получает посильное справедливое задание, у
каждого имеется право выбора.
Научная организация управленческого труда не может быть полной, если
директор не сумеет организовать деятельность врача, библиотекаря,
технических работников, бухгалтерии, лаборантов, повара и т.д. Для этих
категорий работников необходимо составить график рабочего времени, изучить
и точно расписать, что и в какое время дня и недели должен делать каждый
работник. Такие инструкции организуют труд работников сферы обслуживания и
облегчают контроль за их деятельностью. В этих инструкциях с учётом
особенностей школы нужно перечислить обязанности и предусмотреть создание
необходимых условий, обеспеченность инвентарём, вопросы техники
безопасности и т.д. Именно отсутствие точного распорядка, неясность
поручений и обязанностей чаще всего являются причиной всевозможных
необдуманных сиюминутных поручений и слабой работы обслуживающего
персонала.
Внедрение в практику основных требований научной организации труда в
значительной степени зависит от тех условий, которые создаются для всех
работников в школе. Речь идёт прежде всего об элементарном порядке,
экономии времени, материальном обеспечении, педагогической культуре,
ответственности сотрудников за порученное дело.
Только комплексная деятельность администрации, учителей и воспитателей
по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса
обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате сил и
времени.


Аттестация педагогического персонала.
Целью аттестации является создание эффективной системы
дифференцированной оценки и оплаты труда педагогов, стимулирующей их
профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и
результативности труда.
Аттестация педагогов проводится на основе экспертной оценки труда: его
результативности и качества учебно-воспитательного процесса.
Аттестация проводится по желанию педагогов. Педагогическим работникам,
не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды
по единой тарифной сетке, зарплата устанавливается в зависимости от
образования и стажа.
Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в
соответствующую аттестационную комиссию: для получения II квалификационной
категории – в школьную аттестационную комиссию, для получения I
квалификационной категории – в районную аттестационную комиссию, для
получения высшей квалификационной категории – в областную аттестационную
комиссию.
Присвоение званий происходит на основе документальных материалов: стаж
работы, характеристика, документ об окончании курсов повышения
квалификации, анализа педагогической деятельности и результатов работы.
Квалификационные категории присваиваются исключительно за
непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов
образования имеют право на получение этих категорий при условии
педагогической работы и соответствующего стажа наравне с другими
педагогами.

ПРИЛОЖЕНИЕ


к экзаменационной работе по курсу «ПЕДАГОГИКА».

студента Института специальной педагогики и психологии
Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
Лапова Андрея Викторовича, группа 82/с.
* * *
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Типовое положение о спецшколе
3. Типовое положение об аттестации
4. Постановление о разрядах труда по ЕТС
5. Письмо Министерства образования об аттестации
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом
от 13 января 1996 года N 12-ФЗ
(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N
144-ФЗ).

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных
цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение
и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое
удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в
области образования является Федеральная программа развития образования,
утверждаемая федеральным законом.
3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на
конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной
программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального
Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах
управления образованием создание и деятельность организационных структур
политических партий, общественно-политических и религиозных движений и
организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих
принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях
многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования
1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в
себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые
акты Российской Фед

Новинки рефератов ::

Реферат: Детекторы ионизирующих излучений (Физика)


Реферат: Проблемы биосферы (Биология)


Реферат: Государственное и национальное устройство (Теория государства и права)


Реферат: Международное право в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: Измир. Эгейское побережье. Культурно-исторические памятники Измири и Эгейского побережья (Культурология)


Реферат: Телесно-ориентированная терапия (Психология)


Реферат: Ме163В. Немецкий реактивный самолет (Авиация)


Реферат: Динамика экосистем, понятие сукцессии (Биология)


Реферат: Селюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: Астана (История)


Реферат: Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение (Религия)


Реферат: Налогообложение малого бизнеса в России (Налоги)


Реферат: Создание шаблонов организационно-распорядительной документации (Валютные отношения)


Реферат: Компрессоры (Технология)


Реферат: Финансовый лизинг (Финансы)


Реферат: Валовой доход, валовые затраты, учет товарных потерь в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Научный метод (Естествознание)


Реферат: Контркультура (Искусство и культура)


Реферат: История социологии. Социология Маркса (Социология)


Реферат: Титаны эпохи возрождения (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист