GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Внешний вид делового человека (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внешний вид делового человека (Социология)




СОДЕРЖАНИЕ:



1. Общие правила 3
2. Внешний облик женщины-бизнесмена 7
3. Одежда для приема 9
4. Поведение на приеме 10
5. Выводы: 11
Список используемой литературы: 13

1. Общие правила


Специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма
серьезные требования к внешнему облику ее участников. Внешний облик
делового человека - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального
партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности и
респектабельности.
Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый - таков внешний облик
делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими партнерами и
клиентами. И дело здесь не в какой-то изысканности вкуса, а в том, что
внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.
Как и у всякой профессиональной группы людей, у предпринимателей
сложился определенный стереотип в отношении одежды. Посетив любую
международную ярмарку или выставку, можно заметить, что большинство
стендистов проявляют удивительное сходство взглядов в выборе цвета
галстука, сорочки или костюма.
В настоящее время многие предприниматели считаются с советами
модельеров. Основополагающими принципами при составлении гардероба, по их
мнению, должна стать универсальность одежды. Если в гардеробе есть много
вещей, которыми редко пользуются, значит, гардероб составлен неправильно.
Как ни странно, современный деловой мир консервативен в вопросах моды.
В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах,
причем тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее
время. Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят.
Сорочку выбирают тоже светлых тонов, часто белого цвета. Важен и цвет
галстука. Существует правило, что галстук должен быть одного тона с
сорочкой и костюмом, но светлее или темнее, либо костюм и галстук должны
быть контрастных тонов.
В настоящее время предпочтение отдается галстукам не слишком ярких
расцветок, а также галстукам без узора и рисунка, хотя всего несколько лет
назад «фирмачи» почти поголовно носили галстуки красных тонов к традиционно
темно-синим костюмам. Правда, это было характерно для более молодых
менеджеров, которые стремились выглядеть модно и элегантно.
Стоит также поинтересоваться, какая форма галстука ныне в моде. Если
модны узкие галстуки, то слишком широкий, конечно же, будет бросаться в
глаза.
В деловой обстановке не рекомендуется носить сорочки с короткими
рукавами, поскольку считается элегантным, чтобы манжеты сорочки были видны
из-под рукавов пиджака (примерно на два сантиметра). Хотя, разумеется, в
очень жаркую погоду вы будете естественно выглядеть в рубашке с короткими
рукавами, чем в костюме, постоянно вытирая пот с лица.
В командировке менеджер часто не знает, где и как он проведет день,
успеет или нет вернуться в гостиницу и переодеться соответственно случаю.
Поэтому темно-синий или темно-серый костюм наиболее распространенный тип
для каждого случая.
Что касается обуви, то желательно носить обувь черного цвета. Летом к
светлому костюму обувь черного цвета не обязательна, но в любом случае не
сандалии. Если есть возможность, то цвет обуви подбирается под цветовую
гамму костюма.
Носки лучше иметь не очень яркие и броские, лучше серые или темные, а
к бежево-коричневому костюму - коричневые. Следует также меть в виду, что
носки и галстук по своей расцветке должны гармонировать.
Головной убор и перчатки мужчины сейчас носят преимущественно к плащу
или пальто для защиты от холода. И все же шляпа тоже должна соответствовать
верхней одежде.
Шляпы весной и летом носят более светлые, осенью и зимой - темные. Не
рекомендуется носить велюровые шляпы, а также черные шляпы к пальто и
костюму не черного цвета.
Наши бизнесмены, а также участники международных выставок и ярмарок
должны разбираться в подобного рода правилах, так как находясь за рубежом,
они из вежливости должны приспосабливаться к действующему там относительно
костюма регламенту.
Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего
облика, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности. В большинстве
промышленно развитых стран тяжелые золотые перстни, цепочки и браслеты,
бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука могут только
зародить сомнения в вашей серьезности.
Правда, есть регионы (например, арабский Восток), где не только
допускается, но даже требуется от бизнесмена демонстрация роскоши как
наглядное свидетельство его процветания. Такими «признаками успеха»
являются и платиновые зажигалки с монограммами, и часы с бриллиантами, и
запонки с драгоценными камнями, и сверхдорогие автомобили.
Конечно, даже самому удачливому нашему бизнесмену пока невозможно
равняться с нефтяными шейхами или китайскими миллионерами из Гонконга, а
все попытки казаться похожими на них только вредят, так как имитация
богатства считается в бизнесе тяжелым грехом.
Тем не менее наши российские нувориши, оказавшись за океаном, пытаются
угнаться за богачами, ведущими роскошный образ жизни, не жалея своих, а
скорее чужих, средств.
Естественно, что это не поднимает авторитета наших предпринимателей, а
наоборот порождает сомнение в их порядочности.
Показная роскошь легко прощается арабским богачам - она соответствует
их общепринятому облику и поведению. А стереотип «хорошего отечественного
бизнесмена» совершенно иной: это не имеющий большого состояния новичок,
которому природный талант, способность быстро учиться уму-разуму и большие
потенциальные возможности его страны пока компенсируют некоторую
неотесанность, нехватку знаний и капиталов.
Итак, для первого контакта и последующих переговоров с иностранными
партнерами стоит надеть тщательно вычищенный и отглаженный костюм со
светлой рубашкой и галстуком в тон.
Строгий японский этикет запрещает даже во время переговоров снимать
пиджаки или распускать узлы галстуков, за исключением случаев, когда это
предлагает сделать глава делегации ваших партнеров, давая понять, что
наступило время неформальных переговоров. Кстати, есть даже специальный
международный термин «ноу тай сэшн» - «встреча без галстуков».
Европейские и американские обычаи гораздо либеральнее. Однако и они
категорически запрещают появляться на переговорах в сорочке с галстуком, не
говоря уже о спортивных рубашках, даже если стоит нестерпимая жара. Правда,
выдержать такие ограничения иностранным бизнесменам помогают кондиционеры в
конторах и автомобилях, а также богатый выбор легких костюмов.
Не стоит появляться на переговорах в куртках, спортивных брюках,
джинсах, а также в кожаных пиджаках, которые уважающиеся себя деловые люди
надевают в лучшем случае на загородные прогулки.
Однако есть особые сферы бизнеса, где допускаются экстравагантные
наряды в качестве своего рода торговой марки и знака принадлежности к цеху.
Например, менеджер рок-певца или организатор концерта «тяжелого металла»
может щеголять серьгой в ухе и иметь прическу в виде схваченного ленточкой
конского хвоста. А торговцу картинами вполне приличествуют по-богемному
пестрые пиджаки и шелковые шейные платки.
Иностранные бизнесмены тщательно следят за деталями и придирчиво
учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впечатление производят
короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают голую ногу
бизнесмена, когда он сидит нога на ногу. Особенно необходимы чистые и без
дыр носки в Японии, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом
или ресторан.
Портят впечатление мятый, несвежий носовой платок, полуоторванная
пуговица или привычка протирать очки концом галстука.
Нельзя забывать и об обуви - запыленные и потрескавшиеся туфли могут
испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Надо отбросить
простодушную привычку дополнять костюм с галстуком сандалиями, из которых
выглядывают носки, избегать слишком резких одеколонов и лосьонов после
бритья. И вообще, главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление
опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это
должно заставить партнера подумать, что столь же «подтянуты» вы будете и в
делах.


2. Внешний облик женщины-бизнесмена


Для женщины-бизнесмена, желающей добиться успеха при заключении
контрактов, в деловых переговорах, очень важно помнить о своей внешности,
более того, поставить ее на службу бизнесу. Прежде всего, об одежде.
Деловую одежду отличают классический покрой, неброские цвета,
многофункциональность. Вечерние платья из сексапильного шифона и роскошные
брючные костюмы с рисунками, напоминающие полотна импрессионистов, вполне
подходят для вечеринок и коктейлей, но появление в таких нарядах на работе
означает крах карьеры.
Во всем мире основная одежда для работы - это костюм. Платье можно
позволить себе лишь в жару и только однотонное.
В гардеробе деловой женщины должны быть две-три юбки, жакеты, две-три
блузки. Менять туалеты желательно часто, ведь одна и та же вещь, надеваемая
каждый день, надоедает и «гасит» настроение.
Чрезмерно укорачивать юбку, слепо повинуясь моде, нельзя. Также не
следует носить вещи, подчеркивающие вашу привлекательность (облегающие
свитера, джинсы). Может получиться так, что мужчины вместо того, чтобы
слушать вас на переговорах, будут рассматривать ваши достоинства. Кроме
того, у них может сложиться впечатление, что вы в первую очередь
предлагаете убедиться в красоте вашей фигуры, а не в деловых качествах.
Прическа, макияж, бижутерия должны органично дополнять деловой костюм.
Прическа должна быть строгой, но вместе с тем элегантной. Украшений должно
быть как можно меньше, но в то же время нельзя от них отказаться вообще.
Носить лучше дорогие украшения. Косметика должна быть заметной лишь на
близком расстоянии. Специалисты рекомендуют покупать больше косметики
профилактической, чем декоративной. Духи следует использовать в таком
количестве, чтобы их запах был едва уловим. И, конечно, это должны быть
хорошие духи.
Но самое главное - это ваша индивидуальность. Дело не в том, как вы
одеваетесь, а как вы себя ощущаете. Если вы улыбаетесь и внимательно
слушаете собеседника, не перебарщиваете с маленькими женскими хитростями
типа «игры глаз» или «случайно» обнаженного колена, - успех вам обеспечен.
Впрочем, и женские хитрости порой не помешают. Но все в меру.


3. Одежда для приема


На все приемы, начинающиеся до 20.00, мужчинам можно надевать костюм
любого неяркого цвета, если только эти приемы не устраиваются по случаю
национального праздника, в честь главы государства или министра. На приемы,
устраиваемые в 20.00 и позднее, рекомендуется надевать костюм черного или
темного цвета.
Пиджак должен быть, как правило, застегнут на все пуговицы, кроме
нижней, которая не застегивается никогда. В застегнутом пиджаке ходят к
знакомым, в ресторан, в кабинет на совещание, в зрительный зал театра,
сидят в президиуме или выступают с докладом. Расстегнуть пуговицы можно во
время завтрака, ужина, обеда или сидя в кресле.
На все виды приемов рекомендуется надевать белую (не трикотажную)
рубашку с крахмальным или мягким воротником и с галстуком любого, но не
яркого или черного цвета. Черный галстук надевается только в знак траура
или, если это положено, к форменной одежде.
Для строгих костюмов рекомендуется надевать полуботинки или ботинки
темно-коричневого или черного цвета. Светло-коричневые или коричневые
ботинки совершенно не подходят к черному костюму, черные же ботинки
подходят к коричневому костюму. В летнее время к светлому костюму можно
надевать сандалеты или сандалии, ботинки на толстой подошве, спортивную
обувь. Лакированные ботинки надеваются только к смокингу.
Цвет мужских носков должен быть темнее цвета костюма, что создает
переход от цвета костюма к цвету обуви. Темно-синий, темно-серый, черный -
наиболее подходящие цвета для носков. Носки в полоску или клетку не
подходят к вечернему костюму.
Женщинам на приемах и деловых встречах следует придерживаться строгих
линий и неярких тонов. Если прием начинается до 20.00, за столом не
снимается, а вот хозяйка приема шляпы не надевает.
На приемах по случаю национального праздника приняты более нарядные
платья и платья-костюмы нормальной длины. На приемы и обеды после 20.00
надеваются вечерние платья - более нарядные и открытые, с рукавами или без
них, длина - по моде. Шляпа к вечернему платью не надевается.
Туфли на приемы надеваются кожаные или замшевые, на любом удобном
каблуке, на вечерние приемы - вечерние туфли.
Перчатки: чем короче рукав вечернего платья, тем длиннее перчатки.
Сумочка: на дневные приемы - кожаная, на вечерние - небольшая из парчи
или замши.
Цвет и плотность материала должны соответствовать сезону, а также
поводу, по которому устраивается прием. Летом используются более тонкие и
светлые материалы, зимой более темные и плотные.

4. Поведение на приеме


Если мужчина сидит закинув нога на ногу, беседуя со своим деловым
партнером, он должен следить за своими брюками, так как недопустимо, чтобы
выше носка была видна голая нога. Не принято раскачивать ногой, обнимать
колени руками. Неприлично сидеть на самом краю стула, кресла, дивана.
Женщина, садясь, не поднимает платье или пальто. Она может положить
нога на ногу, сидя на стуле, но не должна позволять себе этого, сидя в
низком кресле или на диване. В таком случае ноги следует держать в одну
сторону. При этом можно одну ступню заложить за другую.
Обязательно следует проконтролировать свои действия. При покашливании
надо повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой, при резком кашле
обязательно приложить ко рту платок. Сморкаться нужно тихонько, слегка
дунув в платок. Не следует шмыгать носом. Потребность чихнуть надо по
возможности подавлять, слегка сжав переносицу с двух сторон или поднося в
момент чихания к носу платок.
Таким образом, подбор костюма, цветовая эстетика всей одежды (рубашки,
галстука, туфель, носового платка), умение «сидеть» в костюме - все это
требует от бизнесмена самого серьезного отношения, даже такая мелочь, как
пользоваться одеколоном и духами.


5. Выводы:


Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Одежда,
поведение предпринимателя, менеджера - это его визитная карточка.
Совсем необязательно надевать сверхмодный костюм. Важно, чтобы костюм
был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать
засаленную старую гармошку. Костюм должен быть к месть и ко времени. Если
переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый
костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут
вечером, костюм должен быть темным, рубашка - обязательно свежей, глаженой,
галстук - не кричащим, ботинки - вычищенными. Элегантность делового
человека определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов,
которые он привез с собой.
Женщинам следует на приемах и деловых встречах придерживаться строгих
линий и неярких тонов. Прическа, макияж, бижутерия должны органично
дополнять деловой костюм. На приемы и обеды после 20.00 надеваются вечерние
платья - более нарядные и открытые. Но самое главное - это ваша
индивидуальность.
Для поездки за границу достаточно иметь три комплекта одежды: темный и
светлый костюмы, приличную куртку и свитер для прогулок. Если маршрут
поездки проходит через страны Востока, то женщинам не следует надевать
брюки, они не должны появляться на улице, в общественных местах без чулок
или колготок (особенно в странах, исповедующих ислам), а мужчины в ярких
галстуках.

Список используемой литературы:


1. Кузин Ф.А. «Делайте бизнес красиво». Москва. 1995г. Издательство «Инфра-
М».

2. Под редакцией Лавриненко В.Н. «Социальные истоки психологии и этики
делового общения». Москва. 1995г. Издательство «Культура и спорт».
-----------------------


Контрольная работа


По предмету:
«Этика делового общения»

На тему: “Внешний вид
делового человека.”


НАХОДКА
1998

|Руководитель: | | | | | | |
| | |Дата | |Подпись | | |
| | | | | | | |
|Исполнитель: | | | | | | |
| | |Дата | |Подпись | | |







Реферат на тему: Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс


СОДЕРЖАНИЕ



с
ВВЕДЕНИЕ
1. ВНУТРИГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ,
КАК СОЦИАЛНЫЙ ПРОЦЕСС …………………………………….. 2

2. Коммуникации. Её виды ……………………………………… 7

Заключение ………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы …………………… 18



ВВЕДЕНИЕ


Проблема отношений занимает в социальной психологии большое место,
особенно актуальна у нас в стране. В работе социального работника общение
стоит на первом месте. Цель социального работника – обязан уметь добиваться
хорошего, логического общения с людьми и получать обратную информацию.
Знать коммуникационные каналы и помогать людям получать хорошие результаты
в деятельности. Анализ связи общественных и межличностных отношений
позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей
сложной системе связей человека с внешним миром.
Эти знания в дальнейшем помогут специалистам в различных областях
деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами,
организациями и отдельными личностями – это обеспечивает глубокое
проникновение в мир социальных отношений, что дает возможность управлять
человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты,
проводить реформы.
В курсовой работе использованы источники литературы таких авторов,
как Андреева Г.М. «Социальная психология», Столяренко Л.Д. «Основы
психологии», Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры.».
В этих источниках очень подробно и конкретно описаны взаимодействия
как социальный процесс и виды коммуникаций.



1. ВнутрИгрупповое взаимодействие,

как социальный процесс


Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Стремимся ли
угодить друг другу или прийти к согласию, или просто исполнять роли
казавшиеся им неуместными в данной ситуации. Ответы на эти вопросы лишь
найдутся тогда, когда поймем характер взаимодействия между людьми. Главная
задача, которая стоит перед «социальной психологией», - раскрыть конкретный
механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности.
Необходимость в этом существует, так как надо понять результат
взаимодействия социальных условий на деятельность личности. Результат может
быть интерпретирован так, что с начала существует какое-то "несоциальное"
поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала
изучить личность, а потом вписать в систему социальных связей. Сама
личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой
их создатель – активный творец.

[1. c. 69 – 70] Уровень отношений человека с миром весьма различны: каждый
индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения
между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных
и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или
внутригруппавыми. Структура общественных отношений исследуется социалогией.
В социалогической теории раскрыты определенные виды различных общественных
отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто "стречаются"
индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как
представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также
политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и
антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе
общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между
индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные
отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии
конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Как
было сказано выше общение – это специфическая форма взаимодействия человека
с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные
отношения людей. В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:
каммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между
людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение,
распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс
восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе
взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенного положения,
которая занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Более конкретно под ролью понимается "функция, нормативно одобренный
образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию". [
]
Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать
общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять
некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль,
как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не
одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности.
Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной
социальной группе, идентифицируем его с группой. Поэтому общественные
отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными
отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают
определённую "личностную окраску". Оставаясь личностями в системе безличных
общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение,
где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить
себе место этих межличностных отношений в реальной системе
жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены
межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных
отношений.
Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если
их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них
особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных
отношений, не вне их. Схематически это можно представить как сечение
особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается
в этом "сечении" экономических, социальных, политических и других и есть
межличностные отношения. [1.c.73,cм.рис.1]
Существование межличностных отношений внутри различных форм
общественных отношений есть реализация безличных отношений в деятельности
конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Предложенная
структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника
межличностных отношений эти отношения могут представляется единственной
реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Несмотря на то, что в
процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди
обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее
значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные
отношения есть действительная реальность общественных отношений. В не их
нет где-то "чистых" общественных отношений. Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта –
эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать
как фактор психологического климата группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих
эмоциональных проявлений – аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается
третий компонент.
Набор чувств можно сведи в две большие группы:

1. коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их
чувства.
2. дизъюктивные чувства – это разъединяющие людей чувства.

Традиционная социальная психология обращала внимание на межличностные
отношения, поэтому был разработан арсенал методических средств. Главным
средством является широко известный в социальной психологии метод
социаметрии. Нужно несколько слов сказать о проблеме общения в целом. Сам
термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной
психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно
потребляемому английскому термину "коммуникация", но и то, потому, что
содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре психологии.
Оба ряда отношений – человека и общественные, и межличностные раскрываются
в общении.
Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более
изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами
исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является
вопрос о связи и общении с деятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал
особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.
Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп, а
как совокупность находящихся в статике форм общения. [ 2. c. 632 ] В
противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства
общения и деятельности. Отсюда вытекает общение, как реальность
человеческих отношений. Если общение понимается как сторона деятельности,
как своеобразный способ ее организации. В реальной практической
деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким
образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предмета общения
не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу той
деятельности, с которой они связаны.
Структура общения в следующем. Учитывая общения, необходимо каким-то
образом обозначить его структуру, чтобы проанализировать каждый элемент
общения. Структуру общения схематически можно изобразить следующим образом.
[ 2. c. 640, см. рис. 2]
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между
общающимися индивидами. Интерактивная – это взаимодействие между индивидами
то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная –
это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.
В общении выделяются три функции:
- информационно - коммуникативная;
- регуляционно - коммуникативная;
- аффективно-коммуникативная.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,
повлиять на собеседника).
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержание всего общения человек представляет себе
(обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные
средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как
говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контроль
эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не
удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не
эффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом" или
"коммуникабельностью". [ 2 с. 631 – 633 ]
Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей между которыми
устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных
особенностях.
Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить
непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.
Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к
семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные
отношения. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, они ходят
друг другу в гости, и являют собой первичные группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти
отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено
стремлением к достижению определенной цели. В этих группах основное
значение придается не личностным качествам, а именно выполнять определенные
функции. Личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить
кем-то другим. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения,
характерные для друзей и членов семьи.
[ 3. с. 148 - 149]



2. Коммуникации. Виды коммуникаци.

Когда рассматривают коммуникацию в узком смысле слова, то имеют в
виду тот факт , что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между
собой различными представлениями, идеями, интересами. Все это можно
рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть
понят как процесс обмена информации. Отсюда можно сделать следующий шаг и
интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации. Схема коммуникации
может быть избражена как интерсубъективный процесс. (S(S). [ 1. с. 84 – 85
] Итак, коммуникация от латинского слова communico – делаю общим, связываю,
общаюсь. Коммуникация процесс двойственного развития или обмена информации,
ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигается, то
коммуникация не состоялась. [ 2 c. 636 ] Чтобы убедиться в успехе
коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли,
как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Существует коммуникативная компетентность – способность устанавливать
и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной
коммуникации характерно: достижение взаимопонимание партнеров, лучшее
понимание ситуации и предмета общения.
Причинами плохой коммуникации могут быть:

1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или
ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей,
ситуаций, проблем.
2. "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что
противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Люди верят
тому, чему хотят верить").
3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека
враждебны, то трудно его убедить в справедливости другого взгляда.
4. отсутствие внимание и интереса собеседника, а интерес возникает,
когда человек осознает значение информации для себя.
5. пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при
отсутствии достаточного числа фактов.
6. ошибки в построении высказываний: неправельный выбор слов,
сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.
7. неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1. Открытое – закрытое общение. Желание и умение выразить полную свою
точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение
– нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое
отношение, имеющеюся информацию.
2. Монологическое – диалогическая.
3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по
душам").
Также выделяются следующие виды общения:

1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление
понять и учитывать особенности личности собеседника, используется
привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности).
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный
или мешающий объект, если нужен – активно вступает в беседу, если
нет – оттолкнуть.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и
средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся
знанием его социальной роли.
4. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть
любую тему, и не обязательно прибегать к помощи слов.
5. Деловое общение, когда учитываются особенности личности,
характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные
личностные расхождения.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от
собеседника, используя разные приемы (месть, запугивание).
7. Светское общение. Суть в том, что его беспредметность – главное,
то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено
говорить в данных ситуациях.
Ещё существует кодекс светского общения:

1. вежливость, такт – "соблюдай интересы другого".
2. одобрение, согласие – "не порицай другого".
3. симпатии – "будь доброжилателен, приветлив".
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной
стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.
Также существует кодекс делового общения:

1. Принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого
требует совместно принятое направления разговора".
2. Принцип достаточности информации – "говори не более, не менее, чем
требуется в данный момент".
3. Принцип качества информации – "не ври".
4. Принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти
решение".
5. "Выражай смысл ясно и убедительно для собеседника".
6. "Умей слушать и понять нужную мысль".
7. "Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов
дела".
Коммуникации бывают:

1. Вербальные.
2. Невербальные.

1. Вербальные (от латинского verbalis) словесный – термин используют
в психологии для обозначения знакового материала, а также
процессов оперирования этим материалом. [ 3 c. 155 ]
Передача самой информации возможна лишь посредством знаков, или
знаковых систем. Используется системы, как человеческая речь, естественный
звуковой язык то есть систему фонетических знаков.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку
при передаче информации менее всего теряется смысл сообщения.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления
слова,его выразительность и доступность, правельность построения
фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов,
выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний,
замедленый), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность
голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр
(раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее
привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная
манера речи.
3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки,
возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи.
Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека
слова составляют – 7%, интонации – 38% - неречевое взаимодействие
– 53%.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование
информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а рецитент
декодирует.
Последовательность действий говорящего и слушающего исследовано
достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения
схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – рецитент) асимметрично. Это
можно увидеть на [ рис. 3.] . Для коммуникатора смысл информации
предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий имеет
сначала определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для
"слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с
декодированием. В этом случае хорошо осознается значение ситуации
совместной деятельности. Точность понимания слушающим смысла высказывания
может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена
"коммуникативных ролей" то есть когда рецитент превратится в коммуникатора
и наоборот. Диалог или диалогическая речь, как специфический вид
"разговора" представляет собой последовательную смену коммуникативных
ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть
происходит то явление, которое обозначено, как "обогащение; развитие
информации". [ рис.4 ] Можно рассмотреть несколько видов общения.
К.Ховландом предложено "матрица убеждающей коммуникации", которая
представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с
обозначением его отдельных звеньев. Это можно показать на простейшей
модели:
1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор.
2. Что? (передается) – Сообщение.
3. Как? (осуществляется передача) -- Канал.
4. Кому ?(направлено сообщение) – Аудитория.
5. С каким эффектом? – Эффективность.
[ 4 c. 7 ]

2. Гарольд Ливитт обнаружил и показал новые каналы коммуникации. Он
составил несколько групп из пяти человек и каждой дал список
символов. Он расположил группы таким способом, что записки можно
передавать 4 разными способами: "по кругу", "по цепочке", "по
колесу" и по "Y". С помощью линий воспроизведены каналы
коммуникаций.
На этих схемах представлены четыре способа групповой коммуникации
выявленные Гарольдом Ливиттом с помощью проведённого или классического
эксперимента; буквы обозначают членов группы, а линиями изображено
доступное направление коммуникации. Было обнаружено, что "колесо" является
самым эффективным способом, так как вся коммуникация должна проходить через
центр. В способах "цепочка" и "Y" центр всё ещё играет основную роль в
процессе передачи информации, но имеются и другие направления
коммуникации. "Круг", в котором никто не занимает центральное положение,
является самым неэффективным способом коммуникации. [ рис. 5.]



2. Невербальные коммуникации (от латинского невербальный –
неязыковые). Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые
системы:
- оптико-кинетическую или кинестика изучает внешние проявление
человеческих чувств и эмоций, мимика – изучает движение мышц лица,
жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела,
пантомимика – изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны,
походку.
- пара и экстралингвистическую. Представляют собой "добавки" к
вербальной коммуникации. Эта система вокализации – качества
голоса, его диапозон, тональность.
- организацию пространства и времени коммуникативного процесса.
Несёт смысловую нагрузку.
- визуальный контакт или контакт глаз. Главную роль играет движение
глаз, выражение лица. Отмечается более 20000 описаний выражений
лица [рис. 6], [ 4 с. 98 – 99] . Также проксемика исследует
расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие
зоны дистанций в человеческом контакте:
- интимная зона (от 15 до 45см.), в эту зону допускаются лишь
близкие, хорошо знакомые люди.
- личная или персональная зона (15 –120см.) для обыденной беседы с
друзьями и коллегами.
- социальная (120 - 400см.) обычно соблюдается во время официальных
встреч в кабинетах.
- публичная зона (более 400см.) подразумевает общение с большой
группой людей – в лекционной аудитории.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, богатейший
"алфавит" жестов можно разбить на пять групп:
1. Жесты – иллюстраторы – жесты сообщения, движения телом, руками.
2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к
чему-либо. Это улыбка, кивок.
3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в
общении.
4. Жесты – адаптеры – это специфические привычки чкловека, связанные
с движением рук.
5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движение тела и мышцы
лица определенные эмоции.
Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличенное
количество миганий в минуту.
При общении часто возникают следующие виды жестов:
- жесты оценки – почесывание подбородка, вставание и похаживание.
- жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды,
раскачивание на стуле.
- жесты нервозности и неуверенности – постукивание по столу
пальцами.
- жесты самоконтроля – руки сведены за спину.
- жесты ожидания – потирание ладоней.
- жесты отрицаний – сложенные руки на груди.
Каждая из систем использует собственную знаковую систему. Таким
образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они,
несомненно, играет очень большую роль. Сама по себе информация, исходящая
от коммуникатора, может быть двух типов:
1. Побудительная выражается в приказе, совете, просьбе. Она
рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.
2. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет
место в различных образовательных системах и не предполагает
изменение поведения.
Массовые коммуникации (от лат. слова communicatio – сообщение
передача). Систематическое распространение специально подготовленных
сообщений (с помощью тиражирования) представляющих социальную значимость,
среди численно больших, анонимных, рассосредточенных аудиторий с целью
оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведения людей. Массовые
коммуникации представляют собой важный социальный и политический институт
современного общества, выступающий в качестве подсистемы более сложной
системы коммуникации в широких масштабах выполняющий функцию
идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности,
организации, информирования, просвещения и развлечения, конкретное
содержание которого решающим образом зависит от особенностей общественного
строя. Массовые коммуникации свойственны институциональной характер
источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями.
Комплексы технических устройств, обеспечивающих быструю передачу и
массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации (печать,
радио, телевидение) собирательно называется средства массовой коммуникации
или информации.
Массовые коммуникации и её практика показала большую значимость и
зависимость их эффективности от учета психологической особенности
аудитории: внимание, понимание. Также существуют барьеры и помехи и способы
преодоления, получения информации через массовые коммуникации. [5 c.150-
151]



ЗАключениЕ


На основе выше сказанного можно сделать вывод, что социальное
взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди взаимодействуют и
реагируют на действия других. Коммуникация становится возможной именно
благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Также
рассмотрено, как общение связано с деятельностью, методы общения. В группах
способы распределения власти тесно связаны со способами коммуникации. В
больших группах обычно центром коммуникации является лидер. Способен ли он
создать нормальное общение между членами группы? Была описана сложность
общения и обозначена его структура. Всё сказанная выше позволяет сделать
вывод, что принцип связи и органического общения, их единства, с
деятельностью, разработаны в отечественной социальной психологии, открывает
действительно новые перспективы в изучении такого явления, как "общение".



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М., "Социальная психология." М., 1997. [c. 64 -100]
2. Столяренко Л.Д., "Основы психологии." М., 1997. [c.630 - 641]
3. Н. Смелзер, "Социалогия.", М., 1994. [ c. 130 -167]
4. Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры.", СПб., 1992. [c. 3 -10]
5. Краткий психологический словарь под ред. А.В.Петровского, М.,
1967.[c.151]
6. Н.В.Гришина, "Общение в трудовом коллективе." Лениздат., 1990. [c.
44-50]



-----------------------

Межличностные отношения



ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ


ПОЛИТИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Общественные отношения

Рис. 1. Межличностные и общественные отношения

ОБЩЕНИЕ

Интеракция

Коммуникация

Социальная
перцепция


Коммуникативная


сторона


Интерактивная


сторона


Перцептивная


сторона


Рис. 2. Структура общения



К сообщение Р

К'



P'

K''
P''

K'''


Р'''

K''''
P''''


K'''''



Роль слушающего

Роль говорящего

Роль говорящего


Роль слушающего

Роль говорящего


Роль слушающего

Роль говорящего


Роль слушающего

Роль говорящего


Роль слушающего

Роль говорящего


При продолжении диалога – новые "витки"

информации

Рис. 5. Схема диалога

Рис.5. Способы коммуникации в группах


С



Е



А



Д



В


"Колесо"


С



А



В



Д



Е



"Цепочка"



Д



Е



С



А



В



"Круг"



Е



Д



В



А



С


"Y"

интенция

смысл

кодирование

текст

Рис. 3. Передача и восприятие сообщения

Декодиро-вание, раскрытие
смысла

(реципиент)

Р

(коммуникатор)


К


сообщение

"Зоны лица"

I
II
III

Радость


Гнев


Удовольствие

Отвращение

Страх

Грусть

Рис. 6. Мимика лица.
(невербальная коммуникация)






Новинки рефератов ::

Реферат: Лекции по ТГП из МНЭПУ (Теория государства и права)


Реферат: Грошова система України (Деньги и кредит)


Реферат: Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Право в системе нормативного регулирования общественных отношений (Теория государства и права)


Реферат: Мистецтво в структурі людської життєдіяльності (Искусство и культура)


Реферат: Арттерапия (Психология)


Реферат: Понятие международного договора (Международное публичное право)


Реферат: Взвешенная плавка никелевого концентрата в Печи взвешенной плавки(ПВП) (Металлургия)


Реферат: Анализ прибыли, рентабельности, работ и услуг (Финансы)


Реферат: Гадание (Культурология)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Российский феномен педагогического новаторства (Педагогика)


Реферат: Источники правового регулирования банковской деятельности (Право)


Реферат: Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют) (История)


Реферат: Строение эукариотической и прокариотической клеток (Биология)


Реферат: Ответы на госэкзамены по географии (экономической, физической и экологии) (География)


Реферат: Обязательное медицинское страхование (Страхование)


Реферат: A/S Kaija (Страхование)


Реферат: Социология - наука про общество (Социология)


Реферат: Бартоломе Эстебан Мурильо (живописец) (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист