GeoSELECT.ru



История / Реферат: Искусство Рима 1-3 вв. н.э. (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Искусство Рима 1-3 вв. н.э. (История)




Реферат


на тему

«Искусство Рима 1-3 вв. н.э.»



своё имя я стёр



Преподаватель: Строганова Е.Д.



Москва
1999



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………3
ЗОЛОТОЙ ДОМ……………………………………………………………4
КОЛИЗЕЙ………………………………………………………………………5
ФОРУМ ТРАЯНА………………………………………………………7

КОЛОННА ТРАЯНА……………………………………………………9

ПОРТРЕТ ЭПОХИ ФЛАВИЕВ И ТРАЯНА…………………………………………………………………………10
ПАНТЕОН………………………………………………………………………11 ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ…………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15



Литература



1. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ /УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ/


Авт.-сост.:Воротников.А.А., Горошковоз О.Д.,Ёркина О.А.

1997г.


2. ДРЕВНИЙ РИМ /УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ/


Авт.-сост.: Бутромеев.Б.


1996г.


3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Авторы: Гордон.К.Ю. Васильков.Р.М.


1992г.


4. ИСТОРИЯ РИМА
Автор: Момзен.М.
1936г.

ВВЕДЕНИЕ


Из всех цивилизаций римская известна нам больше всех. Римляне оставили
обширное литературное наследие, позволявшее проследить историю во всём
изобилие подробностей, которые не перестают нас удивлять. Но как это не
парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос:«Что представляет собой
искусство Древнего Рима».
Существовал ли вообще стиль в искусстве, присущий именно древнему Риму.
Наиболее очевидное объяснение кроится в том, что римляне приклонялись
перед греческим искусством всех эпох и направлений. Они тысячами вывозили
из Греции созданные там оригиналы и копии. Вдобавок то, что создавалось в
самом Риме, было явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие
там скульпторы и художники, начиная со времён республики и заканчивая
эпохой крушения империи, были греческого происхождения.
Римляне сумели создать одну из самых знаменитых цивилизаций с
императорской формой правления, это оказало огромное влияние на искусство
того времени.
Монументальная скульптура отличается истинно римским величием.
Архитектурные памятники строятся с поразительным размахом и из редких и
ценных материалов (мраморная облицовка, различных цветов позолота, рельефы
и тому подобное).
Так во времена правления Калигулы Клавдия Нерона стены и потолки домов
украшались росписями в так называемом четвертом помпеянском стиле.
Отличавшемся особой роскошью в украшении фасадов дворцов. Огромными по
величине орнаментами. Такими же грандиозными были и театральные декорации.
Оказавшее большое влияние на оформление жилых и парадных помещений. В
Помпеях сохранились дома с фресками, выполненными в этом стиле. Часто
росписи стен представляли собой копии со знаменитых картин греческих
художников.

ЗОЛОТОЙ ДОМ
Золотой дом построенный по приказу императора Нерона в 6О годах 1 в.
н.э. сочетал черты дворца и огромной театральной декорации. Нерон был
поклонником театра. Он даже выступал в качестве трагического актера в
театре. Нерон выстроил загородное поместье прямо посреди столицы. Невзирая
на возникавшие в таком проекте трудности. «Золотой дом» был окружен садами
полянами, лесом, деревенькой и даже мельницей. В самом центре Рима на
холмах Палатин и Эсквилии на огромном участке земли (предварительно
очищенном от прочих строений) стояло поместье Нерона. Включавшее дворец,
Парки с беседками и статуями. Озеро с лебедями, виноградники, бани,
акведуки и т. д. Внутри дворец был отделан разноцветным мрамором, украшен
росписями в четвертом стиле живописцем Фабуллом. Росписи были покрыты
позолотой, что и послужило причиной названия дворца «Золотой дом».
После свержения Нерона «Золотой дом» был частично разрушен, а в 15-16
веках в эпоху Возрождения был раскопан и продолжал удивлять художников
Возрождения. Им любовались и Микеланджело, и Рафаэль, а художник Франческо
Д,Оландов 1538 году перерисовал роспись свода комнаты №60, отличавшуюся
особым богатством декора.

КОЛИЗЕЙ
После того как разрушили «Золотой дом», в Риме освободилось так много
места, что этого места на возведение двух других грандиозных сооружений–
терм Тита и Колизея. На постройку Колизея, были собраны деньги с римлянами
проживавших в высоких (до пяти этажей) домах. Работать эти люди не очень
хотели, зато любили разного рода смуты и революции, от которых их
приходилось отвлекать бесплатными раздачами хлеба и организацией простых и
грубых зрелищ. Одним из подобных мероприятий в Риме являлись гладиаторские
бои, собиравшие толпы народа. Для гладиаторских боев строили специальные
амфитеатры, крупнейшим из которых стал Колизей.
Колизей был выстроен в конце 1 в. в правление императоров из династии
Флавиев–Веспасиана и Тита. Он был рассчитан на 56 тысяч зрителей. Своим
видом Колизей, как и другие амфитеатры, больше всего походил на современные
стадионы. Эллиптическую арену со всех сторон окруженную поднимающимися
вверх рядами. Для большей помпезности скамейки были облицованы мрамором.
Под местами для зрителей находились сводчатые галереи, выстроенные из
кирпича и бетона (римляне стали первыми применять бетон в строительстве), а
снаружи огромная постройка ограничивалась овальной стеной с регулярными
арками (римляне первые придумали арки). Когда-то в арках размещались
статуи, но их похитили оттуда после падения Римской империи. Что касается
самого Колизея, то, несмотря на неоднократные попытки разрушить его, он до
сих пор украшает центр Рима.
Меньше повезло дворцу Флавиев на холме Палатин, вытроенному для
императоров архитектором Рабирием. Не гонясь за славой новатора, Рабирий
просто увеличил до размеров достойных императорской персоны традиционный
римский дом с парадным залом и примыкающими к нему помещениями.
При Флавиях же на форуме Романум были выстроены храм Веспасиана и
триумфальная арка Тита, возведенная императором Титом по случаю победы в
Иудейской войне. Арка обильно украшена сложными композициями и
декоративными орнаментами. Интересно, что главные рельефы, повествующие об
императорском триумфе, размещены несколько неожиданно–в рамочном проеме. С
одной стороны, изображен сам Тит на парадной императорской колеснице,
запряженной четверкой коней и крылатая богиня победы, венчает победителя
лавровым венком.
С другой стороны в пролете арки Тита помещены солдаты его армии, с
сосредоточенными лицами несущие через ту самую арку трофеи, награбленные
ими в храме Соломона в Иерусалиме. В центре композиции помещен большой
семисвечник – главная реликвия, захваченная Титом в Иудее. Известно, что
римляне в ту эпоху все еще раскрашивали, по примеру греков, свои скульптуры
и покрывали отдельные части позолотой, что придавало рельефам особую
выразительность.

ФОРУМ ТРОЯНА
Аполодор из Дамаска. Расцвет искусства всегда прямо связан с
экономическим подъемом. Удачные торговые операции, рост производства или
победоносная война приносят обществу те средства, которые необходимы для
содержания художественных школ, оплаты труда работ скульпторов и
архитекторов для обширных строительных работ и дорогих материалов. Кроме
того, в богатом обществе значительно больше образованных людей с тонким
вкусом, способных выступить в роли заказчиков того или иного достаточно
крупного произведения искусства, будь то храм, статуя, картина или ваза.

2-й век н.э., а особенно первую его половину называют «золотым веком»
Римской империи. Император Траян (98-117) расширил границы государства до
самых больших за всю римскую историю пределов, что принесло Риму новую
славу и богатства, позволившие не экономить на монументальной пропаганде.
Окрыленный победами Траян задумал удивить современников и потомков,
воздвигнув самый большой архитектурный комплекс Древнего Рима. Для
осуществления проекта Траян пригласил выдающегося римского архитектора,
который вытроил в Риме новый форум.
Форум Траяна получился не только самым большим, но и самым сложным по
устройству. На его территорию попадали через триумфальную арку, за которой
простиралась обширная прямоугольная площадь, украшенная по краям статуями и
колоннами. По праздникам и другим выдающимся дням площадь служила местом
сбора римских граждан. А чтобы другие жители города своими криками не
мешали проведению торжественных церемоний, площадь обнесли высокой каменной
стеной. Справа и слева стена образовывала обширные ниши, служившие для
зрительного расширения пространства площади, причём снаружи к одной из ниш
примыкал рынок с пятиэтажными торговыми домами, с крыш которых посторонние
могли наблюдать за происходящим.
Другие более важные части форума Траяна были недоступны постороннему
взгляду. Напротив триумфальной арки за площадью поперёк форума
располагалась огромная базилика Ульпия с пятью нефами (просвет между
колонны). Сразу за базиликой помещался небольшой двор с колоннами и
примыкавшими слева и справа библиотеками- греческой и латинской. В центре
двора возвышалась мемориальная колонна Траяна со статуей императора на
вершине и рельефной лентой, по спирали покрывавшею всю колонну, за двором с
колонной находился ещё один двор с храмом Траяна, то есть, по обыкновению
многих повителей, и не только римских, посвящённым императором самому себе.

КОЛОННА ТРОЯНА

Самым выдающимся сооружением на самом большом римском форуме
являлось, без сомнений, именно колонна Траяна. Поднимавшаяся из глубины
тесного двора колонна была рассчитана на то, чтобы смотреть на неё можно
было только изнутри форума, и не предназначалась для сторонних
наблюдателей. Высота колонны вместе со статуей Траяна составляла 38
метров. В этой же колонне и захоронен прах императора.
Темой для рельефа послужил, удачный поход римских воинов против даков
на Дунай в 101-102, а также в 105-106гг. общая длина рельефной ленты
примерно 200 метров.
По существу, колонна Траяна есть рассказ о римской военной жизни и о
жизни дарков 2-го века н.э.
В композиции рельефов чувствуется рука одного мастера, однако фрагменты
были исполнены разными мастерами. Основной смысл колонн Трояна-
демонстрация действий римской военной машины, прославление побед, и
несомненно государственной мощи. Сам император изображен на колонне 90 раз
(среди более чем 2000 фигур), причём в отличие от египтян изображавших
своего фараона более крупным чем слуги, египтяне же не выделяя размером
своего императора. Траян выделен своим начальственным положением (во главе
группы легионеров, на возвышении), и это выглядит более правдоподобно.
Снизу рассматривать спиральный рельеф колонны Траяна было очень не
удобно, и для удобства римляне, специально, оборудовали крыши двух
библиотек, находившихся не подоплеку.

ПОРТРЕТ ЭПОХ ФЛАВИЯ И ТРАЯНА

Характерная для классической Греции идеализация образа сменяется
искусством, в которое на первый план индивидуальны особенности личности,
сложный характер. Связано это было с интересом римского общества к
эллинизму как объединительной идеи, способной на основе глубокого почитания
греческой культуры разрозненные части Римской империи. Характерен портрет
Нерона, хранящийся в Риме, в национальном музее. В нем есть часть
классического героя черты лица подчеркнутый тяжелый взгляд из-под тяжелого
лба, и в то же время подбородок невоздержанного тирана.

Окончательное эллинистическое влияние стало преобладать в последней
трети 1 в. В Лурве (Париж) изменяется портрет императора Вителлия. Вителий
представлен не молодым лысеющим человеком, однако энергичный поворот головы
и ясный, проницательный взгляд выдают натуры действенную, с чувством юмора.
Близкий к этому портрету с изображением самого Веспвсия, а также дочери
Тита Юлия - уже не молодой женщиной. Ко времени Флавия в женском портрете,
как и мужском, точное портретное сходство ценилось выше, чем попытки
идеализировать образ. Римские скульпторы умели найти в своих моделях
особое, присущее каждому конкретному человеку обаяние, и ненавязчиво, с
чувством меру вынести его на первый план.
При императоре Траяне стиль портретного искусства меняется. В
соответствии со вкусом самого правителя, искавшего в искусстве простоту и
ясность. Портрет Траяна (первое двадцатилетие 2 в.), а также его жены
Плотины и множество других римлян и римлянок этого времени выдержаны в
стиле республиканского Рима. В моде скромность и умеренность о том всё
свидетельствует, что за их плечами стояла греческая традиция скульптурной
пластики, которая ограниченной частью вошла в римское искусство.


ПАНТЕОН

После Траяна управлять Римской империей стал Адриан. Как и его
предшественник, Адриан покровительствовал наукам и искусствам.
Адриан вошёл в историю не только как заказчик нескольких грандиозных
сооружений в Риме, но и как архитектор некоторых из них. Адриан был горячим
поклонником греческой культуры, на которую и ориентировался в своих
идеалах. Его увлечение греческими древностями выразилось в постройке виллы
в Теоле (окрестности Рима). Здесь с поразительной точностью были
воспроизведены отдельные здания Афин и Александрии, например афинский Ликей
или предместье Александрии Каноп или так называемый «пёстрый тортик»,
стоящий в Афинах и расписанный там знаменитым художником Полигнотом. Пол и
стены помещений виллы были украшены мозаичными картинами, также
повторявшими в несколько упрощенной манере, знаменитые греческие оригиналы.
Изображение голубой чаши с водой восходит к мозаике знаменитого пергамкого
мастера Соса.
В самом Риме Андриан по собственному проекту построил возле Колизея
храм Венеры и Ромы, тоже отличавшийся грандиозными размерами и влиянием
эллинистического искусства. Занимаемое Андрианом общественное положение и
технические возможности богатейшего государства тогдашнего мира позволили
Андриану не считаться с трудностями. Увлеченный монументальными формами
правитель Рима Андиан тут и там расставил по городу сооружения огромного
размаха, к каждому из которых подходят определения «крупнейший»,
«выдающийся», «грандиозный». Даже собственный мавзолей Андриан выстроил в
таких масштабах, что он стал крупнейшим надгробным сооружением Рима.
Круглый по плану, мавзолей имел очень толстые стены, а сверху заканчивался
скульптурной группой. Опасаясь за сохранность гробницы, Андриан, казалось,
знал, что через много веков итальянцы переделают мавзолей в оборонительную
крепость, а позднее даже в тюрьму.
Однако самым знаменитым и выдающимся сооружением эпохи Андриана
является Пантеон. Пантеон (храм всех богов) в основе своего плана имеет
круг. Массивные цилиндрические стены, облегчены за счет устроенных в их
толще парадных ниш, служивших в древнеримское время алтарями. На верхнюю
часть краями опирается гигантский купол, своим пролетом (43 м.)
перекрывающий без единой опоры все внутреннее пространство. В самом центре
купола имеется небольшое круглое отверстие для освещения внутренности
храма. Постройка Пантеона датирована 125 г. н.э., а его купол,
изготовленный из бетона и кирпича, до сих пор считается настоящим
архитектурно-инженерным шедевром. Подобно остальным римским храмам, Пантеон
был богато украшен и производил своим монументальным величием неизгладимое
впечатление на видевших его людей разных эпох.
Желание Адриана быть запечатленным в образе греческого философа
выразилось в мраморном бюсте императора, изображающем его с отрешенным
выражением лица, погруженным в раздумье (этот бюст хранится в Ватикане). С
того времени на протяжении всего 2 в. в римском портретном искусстве стала
господствовать тема самоуглубления, раздумья, печали. Мраморные статуи
перестали быть раскрашенными, стал ценится высокий уровень обработки
мрамора. Зрачки статуй со времен Адриана иногда специально не намечаются
резцом, чтобы образ был более отрешенным.

ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ
Следующий, 3 в., прошел для Рима в обстановке развивающегося кризиса.
Гражданских войн. У власти удерживались в это время только наиболее
жестокие и суровые императоры. В портретном искусстве становится важной не
детальная проработка, а обобщенная лепка лица с характерными чертами
образа. Главное внимание скульптора сосредоточено на волевом характере
образа. Таков портрет «солдатского императора» Филиппа Аравитянина
(Эрмитаж), а также Каракаллы, изображенного жестоким и грубым, одного из
самых свирепых римских тиранов.
Каракалла, однако, прославился еще и тем, что построил в Риме
общественные термы–бани. Помимо ванн и бассейнов он устроил там площадки
для физических упражнений, места для отдыха, библиотеку и даже магазин. В
термах Каракаллы могли одновременно находиться 18ОО человек. При
строительстве терм были использованы все, применявшиеся в то время в
римском строительстве архитектурно-художественные приемы. Император решил
превзойти всех в сложности и многообразии декоративных элементов и пышности
оформления. Термы Каракаллы–это архитектурная энциклопедия для ученых, они
были украшены мозаиками, изображавшими атлетов-победителей с венками и
пальмовыми ветками, лица их были подчеркнуто грубыми, а тела -
неправильными, с анатомической точки зрения.
Переживая упадок вместе с империей, римское искусство на протяжении
следующего века окончательно утратило классические черты эллинистического
искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вначале истории Римской империи идеалом для римлян были классические
греческие образцы.
Однако во времена расцвета и могущества Римской империи римское
искусство приобретает истинно римские черты: пышность, размах, богатство
украшений («Золотой дом» Нерона 60г н.э., Колизей 1-в н.э., Колонна
Траяна).
2-в н.э. называют «золотым веком» Римской империи. При императоре
Траяне (98-117) Рим увеличил свои границы, славу и богатства. Расцвет
империи отразился в архитектуре грандиозного Форума Траяна, колонны Траяна,
Пантеон, «Пестрый портик», Колизей. В портретном искусстве характерная для
классической Греции идеализация образа сменилась интересом к индивидуальным
характерным особенностям личности (портрет Нерона).
Скульптурные портреты со времени Адриана становятся отражением
несбывшейся мечты римлян о «золотом веке», спокойная ясность облика
сменяется меланхолией и печалью (портрет Антиноя, конная статуя Адриана).
3 век н.э. – век кризиса империи и гражданских войн отразился в
портретах суровых и жестоких тиранах (портрет Филиппа Аравитянина). Ко
времени упадка Римской империи римское искусство окончательно отошло от
эллинистических образцов.




Реферат на тему: Искусство и культура в древности

1.ПЕРВОБЫТНОЕ ИССКУСТВО

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы же в
первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время
люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и
название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный
облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из
глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так
поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из
причин возникновения искуства считают человеческую потребность в красоте и
радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают
прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также
выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки
подземных пещер -пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они
считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на
природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём
нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не
удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно
двадцать - десять тысяч лет назад. В то время больщую часть Европы покрывал
толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть
материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север
первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той
поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными
зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер
изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться;
среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки,
лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких
зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.
Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само
существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения
зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят
чарующее впечатление. Минеральные красители смешанные с водой, животным
жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для
создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо
было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями
зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных
школ" каменного века.
Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые
интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в
Испании и Ласко во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора
сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока
обнаружены. Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные
памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.
Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая
художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности
пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны
в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о
подделке.
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли
разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных
инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание
изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от
широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы
началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет
назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было
отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого
рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой
художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью
из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое
внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в
глаза.
К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения,
обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове
Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На
языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных
столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". Такие группы
носят название кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены,
первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит
перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока.
Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые
почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища в
Англии - т.н. Стонхендж. Предполагается, что там поклонялись солнцу.

2.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и
целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие,
надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными
верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти
продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне
так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в
надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни
наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато
украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай,
если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению,
создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того
света души её земную оболочку.
Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю
страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его
подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные
каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень
техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких
человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н.
ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена
четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского
строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими
размерами, геометрической точностью, а также количеством труда,
затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были
производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные
поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в
знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота
146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исакиевский собор.
На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь
небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после
погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти
дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от
строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в
скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению
обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен
умерший молодым фараон Тутанхамон.
Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые
"города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались
храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота,
образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н.
пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с
телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы
распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как
густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были
основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно
знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской
плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана
гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и
снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и
величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших
эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое
достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего
стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты
человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели
в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые
легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть
фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как
можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи- спереди.
Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил.
Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных
врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им
сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По
большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож,
встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько
действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что
изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали
просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи
подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в
лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона
Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и
реальные события. Среди других произведений тогда были созданы
замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити,
которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искуство
просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В
поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов,
особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

3.ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала
складываться самобытная культура, которую по названию моря называют
эгейской или по названию главных центров, крито-миконской. Она
просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры
пришедшие с севера греки. Поразительные по красоте и тонкости вкуса
памятники оставила нам эта культура.
Когда англичанин Артур Эванс со своими помошниками начал в 1900 году
раскопки на острове Крит, его ожидали здесь иетереснейшие находки. Они
подтвердили достоверность историй, расказанных в древних мифах и в поэмах
древнегреческого певца Гомера. В них прославлялись великолепие критских
дворцов и могущество царя Миноса.
Самый большой дворец - Киосский сохранился лишь частично. Он состоял из
сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора.
В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные
комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных
комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие
дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и
коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к
тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф
о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было
найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался
священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в
искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только
внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения
освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые
колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны
расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый
цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями.
Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек
во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены
украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают
древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза- спереди, но их
движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.
На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток
богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в
юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят
весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные
сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены
морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами
округлое тулово вазы.
В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее
бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени
власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили
другие греческие племена - дорийцы.
На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и
Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на
острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами
из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с
такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о
гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были
найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако
по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством
искусство ахейцев выглядит по- другому: оно более сурово и мужественно,
прославляет войну и охоту.
Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два
вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку
располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец
и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать
город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э.
рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно
Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней
Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из -
за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил
значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных
находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной
эпохе.

4.ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало
искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония
и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории
культуры.
Греческую древность называют античностью, к античности также относят
Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена,
явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали
высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории
греческого искусства:
1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э.,
когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы
завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год
смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень
непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин
упадка классического греческого искусства;
3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда
римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.
Греческая культура распространилась даллеко за пределы своей родины- на
Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на
Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения.
Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы.
Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева
в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк
и белый мрамор. Полагают, что прообраззом для храма послужило древнее
жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед
входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более
сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом
основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя
божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали
балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у
статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи.
Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии
внешнего облика храма.
Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры,
отношения частей и количество колонн были точно установлены.
В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический,
ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который
сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным.
Название он получил от дорических племён, которые его создали. Дорическая
колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена- она словно бы
слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны - капитель
образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая, а верхняя квадратная.
Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки. Перекрытие,
опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру
храма полосой украшений- фризом. Он состоит из чередующихся пластин: на
одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены
рельефы. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких
сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые
украшали скульптурами. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета:
покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и
карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.
Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он
проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны
ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё
основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными
в спираль углами, т.н. волютами.
В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей
пышности, чаще всего стали использовать коринфские капителли. Они богато
украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения
листьев аканта.
Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным
образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове
Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона
в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и
поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен
стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном
городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая
эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля
Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы
в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное
строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе. Даже по
развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь.
Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении,
как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы
Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре
которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины;
далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его
отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали
не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.
Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот
храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён
почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его
создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины,
изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 -
метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян.
В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около
трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий.
Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17
веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в
храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в
начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.
В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4
века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на
обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры
складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в
Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила
наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль;
интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу,
причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком
прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась
каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением
квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии
стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные
сооружения.
В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые
колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом,
библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные
сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и
трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре
смешивали различные стили.
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение
многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху
архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к
телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным
блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута
вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй,
изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками
наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная "архаическая" улыбка.
В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи
богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские
образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на
Олимпийских играх.
В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей
внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными,
хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали
обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по
- своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности.
Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются
только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было
развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам
нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя
могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей
можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером
сложных бронзовых отливок был Мирон- создатель знаменитого "Дискобола".
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он
руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами.
Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты
покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее
бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же
материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в
Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета,
в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует
оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их
равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие
скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие -либо
чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную
красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые
в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в
4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло
и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих
изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность
разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих
опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.
До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди.
Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядыватьсо всех
сторон - это было ещё одно новшество.
В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и
преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в други
заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать
статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники -
либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния,
передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н.э. Скопас. Самая
большая известная нам его работа - участие в украшении скульптурными
рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи
эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной
битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини
Афродиты, а также скульптурная группа "Лаокоон". Она изображает троянского
жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и
страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.
В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их
времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов
почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники
стремились к возвышенной красоте.
Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В
древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком
силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей -
они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и
позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними
закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на
красном фоне чёрными линиями.
Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многочисленных мифов
о богах и героях, изображали на вазах празднества и спортивные состязания.
Росписи на вазах, исполненные часто мастерами - керамистами с большим
искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков,
о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они
сообщают нам даже больше, чем скульптуры.

5.ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Примерно в 8 веке до н.э. Северную Италию населяли этруски. Прошлое
этого народа окутано тайной, потому что учёные до сих пор не вполне
понимают их письменность, а римляне освободившись от власти этрусков в 4
веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Однако они оставили
нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими
размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в
загробную жизнь и хотели сделать её по возможности приятной для умерших.
Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости.
В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни -
праздненства с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или
приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги из терракоты, т.е.
обожжённой глины напоминали тогдашние ложа. На них возлежат скульптурные
изображения супружеских пар за дружеской беседой или за трапезой - на
античных пиршествах ели в такой неудобной позе.
Этруски рано познакомились с греческим искусством. В их городах
работали мастера из Греции, которые обучали молодых этрусков. От греков,
видимо позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она
сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же
эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица
- крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками,
полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. В Этрурии
было создано знаменитое изваяние Капитолийской волчицы, вскормившей якобы
своим молоком двух младенцев - легендарного основателя Рима Ромула и его
брата - близнеца Рема.
Храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился
портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить
колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный
наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой
своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали
римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство
римлянам - технику выведения сводов.
Правда, своды появились впервые на востоке; но у этрусков научились
этому римляне, которые достигли в строительстве сводчатых перекрытий
невиданных высот.

6.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

В 1 тысячелетии до н.э. вокруг города Рима возникло досударство, которое
стало расширять свои владения за счёт соседних народов. Эта
просуществовавшая около тысячи лет мировая держава жила эксплуатацией
рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали
все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе, так и в Азии,
Африке. Для управления таким необъятным государством требовались строгие
законы и сильное войско. Искусство, в особенности архитектура, тоже было
призвано показывать всему миру незыблемую мощь государственной власти.
Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся еа
территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых
народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего- у греков.
С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях
Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у
греков.
Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для
перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней
известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике.
Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и
перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее
помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в
поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на
протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.
Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль,
как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать
своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части
постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и
без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе
пилястры.
Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым
столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной
правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные
площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август,
живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу
кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины,
сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе
строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей
воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания,
предназначенные для развлечений. Уже в античные времена Рим был городом с
миллионным населением.
Самый большой римский цирк Колизей вмещал 50000 зрителей. Это был
амфитеатр - так и теперь строят стадионы.







Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года (Менеджмент)


Реферат: Развитие у дошкольников представлений о сохранении свойств объектов (Педагогика)


Реферат: Местность, как элемент военной обстановки (Военная кафедра)


Реферат: Образовательные ресурсы интернет (Педагогика)


Реферат: Москвоведение: "Население" (История)


Реферат: Business relation ships in japan (Иностранные языки)


Реферат: Биоэнергетический анализ Лоуэна (Психология)


Реферат: Почему повесть "Княжна Мэри" занимает центральное место в романе "Герой нашего времени"? (Литература)


Реферат: ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Право)


Реферат: Дії національно-визвольної війни та теріторії Дніпропетровського краю (История)


Реферат: Внимание и восприятие (Психология)


Реферат: Договор пожизненного содержания с иждивением (Право)


Реферат: Администрирование локальных сетей (Программирование)


Реферат: Зарождение социологии в России и формирование различных направлений (Социология)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Повышение эффективности производства в реорганизованном (Менеджмент)


Реферат: Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения (Налоги)


Реферат: Лабораторные работы (в ХГТУ) (Программирование)


Реферат: Анатомия в период упадка феодализма (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист