GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Иудаизм (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Иудаизм (Религия)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ



РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

ИУДАИЗМ



Выполнила студентка
группы БЭ21 Кутергина И.
Преподаватель Кризовская Е.В.



2000


План



Введение 2
Запреты 4
Обрезание. 4
Культ Ягве 5
Палестинский период 6
Послепленный период 7
Монотеизм и богоизбранничество 8
Раввинат 9
Обряды и запреты. Празднества 10
Модернизм. Государство Израиль 11
Список литературы 13



Введение

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий
древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших
дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так
как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух
крупнейших современных мировых религий.
Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом
(англичане говорят даже «мозаизм»)— по имени легендарного законодателя
евреев.
Естествен большой интерес к этой религии. Огромно количество
посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и
большая трудность в изучении его истории. В странах Европы еврейская
религиозная традиция, принятая. В состав христианской традиции, долгое
время считалась богооткровенной истиной, не подлежащей никакой критике.
Многие свободомыслящие ученые поплатились жизнью за попытку усомниться в
этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и христиан, особенно для
католического и православного духовенства, основная священная книга евреев
— Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и
преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению
святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и реакционной буржуазии
защита Библии от критики является составной частью их борьбы против всяких
прогрессивных идей. Это и понятно. Ведь Библия по сие время остается
важнейшим идейным защитником классового эксплуататорского строя.
С другой стороны, именно поэтому всякая критика и феодально-
крепостнического и позже капиталистического строя, исходившая от
прогрессивных общественных кругов, неминуемо включала и включает в себя
также и критику Библии, а следовательно, еврейской религии. На этом поле
вот уже более четырех веков идет ожесточенная борьба между силами прогресса
и силами реакции. В ходе этой борьбы сложилась целая наука — библеистика.
Основной источник изучения древнееврейской религии—Библия. Других,
независимых от нее источников почти нет. Библия — по-гречески означает
«книги» (перевод еврейского соферим с тем же значением). Это не одно
сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Согласно
традиции, они делятся на три большие группы.
Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора), или так называемое
«Пятикнижие Моисея»,— книги, составление которых приписывается легендарно-
мифическому Моисею. Вторую группу библейских книг составляют «исторические»
книги, или «писания»: это книга Судей, Руфь, четыре книги Царств (две книги
Самуила и две книги Царей), две книги Паралипоменон (Хроник), книги Ездры,
Неемии, Есфирь (Эсфирь), Иова, а также Псалтирь (Псалмы; книга религиозных
гимнов, приписываемых царю Давиду), книга Притчей Соломоновых, Экклезиаст,
Песни Песней
Наконец, третья группа — это пророческие книги: пророков Исаии,
Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги 12 так называемых «малых пророков»:
Осии (Иосии), Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии,
Аггея, Захарии, Малахии.
Все эти книги вместе христиане называют Ветхим заветом (ветхозаветная
литература) , в отличие от собственно христианских (евреями не
признаваемых) книг Нового завета.
Действительное происхождение всех этих книг до сих пор окончательно не
установлено, хотя научная критика сделала в этом отношении очень много.
Установлено примерно и время происхождения остальных книг Библии.
Хронология и последовательность их оказалась очень непохожей на
традиционную.
Таким образом, зарубежная буржуазная наука в лице ее наиболее
прогрессивных представителей сделала очень много для выяснения подлинной
истории Библии. Но в критике самой еврейской религии даже лучшие
представители буржуазной науки останавливаются на полдороги. Вопреки своим
же исследованиям они полагают, что в основе еврейской религии лежало что-то
глубоко самобытное, отличное от религий всех остальных языческих народов,
что-то особенно возвышенное. Даже у самых свободомыслящих буржуазных
исследователей еврейский народ выглядит как особый, избранный народ, а
религия его— как богооткровенная.
В последние годы появились и некоторые новые, дополнительные источники
изучения древнееврейской религии. В течение 1947—1957 гг. на побережье
Мертвого моря в Палестине, в пещерах около развалин древнего поселения
Хирбет-Кумран, были сделаны очень интересные находки: найдены свитки
рукописей на древнееврейском языке, относимые ко II—1 вв. до н.э. и
содержащие в себе части текста книг Библии (но отличного от канонического),
устав общины отшельников, как полагают известных эссенов, и др. Кумранские
рукописи, изучение которых началось лишь недавно, могут пролить новый свет
на неясные вопросы древнееврейской религии Древнейший период. На основании
всех имеющихся в нашем распоряжении материалов и исследований историю
еврейской религии можно представить следующим образом. В древнейший период
своей истории, в первой половине второго тысячелетия до н. э., евреи
представляли собой конгломерат скотоводческих бедуинских племен, кочевавших
в Северной Аравии. Они жили тогда патриархальным родоплеменным бытом, и
религия их отражала этот быт.
Видимо, существовал культ родовых покровителей, может быть духов-
предков. От этого культа сохранились слабые следы в библейском тексте.
Например, в книге Бытия рассказывается о том, как во время бегства Иакова и
его жен от их отца Лавана одна из них, Рахиль, похитила домашних идолов
отца. С родовым же культом, по всей вероятности, связаны и предания о
патриархах. Что патриархи, упоминаемые в Библии (Авраам, Исаак, Иаков и
др., вплоть до Моисея), не представляют собой исторических личностей,
единодушно признают все исследователи.


Запреты

К древнейшей же эпохе относится множество запретов — табу. Одни из них
связаны с половой жизнью и коренятся, видимо, в обычаях общинно-родового
строя; другие — с пищей. Многочисленные пищевые запреты — запрещение есть
мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, многих птиц и пр.
— связаны по происхождению, очевидно, с условиями скотоводческого кочевого
хозяйства, но корни их не совсем ясны: верблюда было запрещено убивать на
еду, вероятно, потому, что это главный рабочий и тягловый скот пустыни;
свинью — потому, что это типично «оседлое» животное, принадлежащее
земледельческим народам, с Которыми кочевники были во вражде. Большинство
пищевых запретов давно оторвалось от своего хозяйственного основания и
приняло чисто религиозную окраску; корни их распознать трудно. Один из
самых строгих запретов касался употребления в пищу крови. Кровь
рассматривалась как душа (нефеш) тела: «душа всякого тела есть кровь его,
она душа его; потому я (бог.— С. Т.) сказал сынам Израилевым: не ешьте
крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его;
всякий, кто будет ее есть, истребится» (Левит, гл. 17, ст. 14). Мясо
животных, зарезанных для пищи, должно быть обескровлено


Обрезание.

К этой же древней эпохе относится, несомненно, ритуал обрезания
новорожденных мальчиков. Библия приписывает введение этого обычая Аврааму,
который получил об этом особое повеление от бога («Сей есть завет мой,
который вы должны соблюдать: да будет. у вас обрезан весь мужеский пол.
Обрезывайте крайнюю плоть вашу, и сие будет знамением завета между мною и
вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий
младенец мужеского пола...»; Бытиё гл. 17, ст. 10—12). Подлинное
происхождение обычая обрезания у евреев неясно. Этот обычай — пережиток
древнейшего ритуала инициаций, которые, однако, в эпоху первобытнообщинного
строя совершались не над новорожденными, а над подростками при достижении
ими зрелости; но одни ученые считают, что этот обычай существовал у
семитических племен Аравии, в том числе у евреев, испокон веков; другие
полагают, что он был заимствован евреями у египтян, у которых этот обычай,
как и многих других народов Африки, тоже существовал с древних времен


Культ Ягве

Наконец, в древней допалестинской эпохе кроются корни культа
национального бога Ягве, ставшего впоследствии не только, главным, но даже
единственным предметом почитания для всех евреев.
Вопрос о происхождении культа бога Ягве, этой центральной фигуры
еврейской религии,— самый важный вопрос в изучении иудаизма, но в то же
время и наиболее трудный. В науке он до сих пор окончательно не решен.
Самое имя Ягве, или Яхве (раньше неправильно читали Иегова; некоторые
полагают, что древняя форма имени была Ягу), не поддается убедительной
расшифровке. Возможно, что оно не еврейское по происхождению. Некоторые
исследователи считают Ягве первоначально богом мадианитского племени,
обитавшего на Синайском полуострове, близ границ Египта:
Более отчетливо видны в образе Ягве черты духа — патрона инициаций.
Согласно Библии, Ягве очень настойчиво требует, чтобы все его почитатели —
израильтяне были обрезаны. Не менее настойчива претензия Ягве, чтобы все
первенцы Израиля посвящались ему
Некоторые исследователи полагают, что требование выкупа первенцев,
посвященных богу, означает, что когда-то в древности эти первенцы
действительно приносились в жертву богу, то есть убивались. Но это
предположение совершенно неправдоподобно: ни один народ не мог бы сохранить
свое существование, если бы придерживался обычая регулярно убивать всех
перворожденных мальчиков. Этнография не знает подобных народов. Зато из
этнографии известно много примеров того, что в посвятительную церемонию
входит обрядовая имитация смерти и воскресения: непосвященным внушают, что
дух инициаций (у австралийцев — Туаньирака и т. п.) действительно убивает
мальчиков, а потом оживляет их. Вот что, вероятно, и представляло собой
первоначально у предков евреев посвящение первенцев богу Ягве.
Для самих евреев Ягве не всегда был общим богом. Он даже не был
вначале богом всех израильтян — основного ядра еврейской группы племен. Но
тут есть неясность. Обычно считается, что Ягве был богом собственно племени
иудеев, а уже потом стал общенациональным богом всех евреев-израильтян. С
этим, однако, не согласуется то, что легендарный законодатель евреев
Моисей, которому впервые Ягве открыл свое имя и которого избрал его своим
посредником, принадлежал не к иудейскому, а к левитскому племени, и в
дальнейшем все жрецы и служители Ягве должны были по закону принадлежать к
левитам; сам иудеи не могли служить Ягве.


Палестинский период

Завоевание евреями Палестины имело последствием изменение всего их
образа жизни, хозяйственного и общественного уклада, а вместе с тем,
конечно, и их религии. Евреи постепенно перешли от кочевой жизни к оседлой,
от скотоводства к земледелию. Они при этом смешивались с местным
ханаанейским населением. В период завоевательных войн — так называемая
эпоха «судей» — у них еще сохранялись родоплеменной строй и военная
демократия: свои походы против врагов они совершали под предводительством
выборных судей — военных вождей. Но этот строй постепенно разложился,
появились богатые и бедные, рабы и свободные; была установлена царская
власть— сначала из племени вениаминитов (Саул), потом из иудеев (Давид,
Соломон).
Все эти перемены отразились в религии. Смешавшись с местными жителями,
евреи стали, подражая ханаанейцам, почитать местных многочисленных божков —
ваалов. Культ местных ваалов — общинных и городских покровителей — был
распространен в Сирии и Палестине издавна
От местного палестинского населения евреи усвоили ряд религиозных
праздников, связанных с земледелием: маццот — весенний праздник опресноков,
который слился с древней скотоводческой пасхой; шеббуот — пятидесятница,
праздник жатвы пшеницы; суккот — праздник кущей, в честь сбора плодов, и
др.
Весь культ находился в руках обособленной и наследственной группы
жрецов, выводивших свое происхождение от племени левитов. В палестинскую
эпоху слово «левит» вообще означало жреца (примерно как у мидийцев маги
превратились из племени в касту жрецов).
Но рядом с этим традиционным и наследственным жречеством уже с VIII в.
до н. э. засвидетельствованы у евреев также религиозные деятели совсем
другого типа: так называемые пророки (по-еврейски набиим), представлявшие
собой весьма своеобразное и очень сложное явление. Первоначально пророки
были, вероятно, вольнопрактикующими жрецами — гадателями, предсказателями.
Они пророчествовали, приводя себя в состояние исступления ударами в бубен,
игрой на музыкальных инструментах, пляской, иногда раздевались при этом
догола («И снял и он одежды свои и пророчествовал перед Самуилом»; 1
Царств, гл. 19, ст. 24), иначе говоря, в действиях пророков сказывались
чисто шаманские черты. Но в связи с обострением классовых противоречий в
Израильском и Иудейском царствах (после смерти Соломона еврейское
государство разделилось на две части) пророки начали выступать в какой-то
мере в качестве выразителей народного недовольства.
Этот призыв к моральному очищению, призыв к правде и справедливости
имел довольно определенный классовый смысл: пророки, выходцы из
образованных и господствующих слоев общества, стремились отвлечь
недовольство и протест угнетенного народа от прямых виновников угнетения.
Причина зла, причина бедствий народа, согласно проповеди пророков, не в
социальном неравенстве, не в эксплуатации, а в чисто моральной области — в
том, что народ грешен, что он не исполняет заповедей бога.
С другой стороны, пророки выступали и как политические публицисты.
Некоторые из них были хорошо осведомлены в международной обстановке, видели
опасность, угрожавшую маленьким еврейским государствам со стороны более
сильных соседей — Ассирии, Вавилонии; они предостерегали правящие круги от
опасного союза с Египтом, предсказывали бедствия от вражеских вторжений. Но
они же утешали народ надеждой на то, что в конце концов, Ягве освободит и
возвеличит свой народ.


Послепленный период

Переход к третьему периоду истории еврейской религии, который
называется обычно «послепленным» или эпохой «второго храма», ознаменовался
тремя крупными событиями: во-первых, религиозной реформой иудейского царя
Иосии (621 г. до н. э.), приведшей к резкой централизации культа; во-
вторых, завоеванием Иерусалима вавилонским царем в 586 г. до н.э. и уводом
части иудеев в вавилонский плен; в-третьих, возвращением их из вавилонского
плена при Кире Персидском, в 538 г. до н.э., и восстановлением
Иерусалимского храма. Именно в этот период и сложились окончательно те
черты иудаизма, которые считаются его характерными особенностями, а по
мнению верующих, составляют даже его исконные и неотъемлемые свойства:
строгий монотеизм, строгая централизация культа, канонизация священных
библейских книг.
Религиозная реформа царя Иосии имела свои политические причины. Она
была произведена в обстановке наступления внешних врагов: Ассирии,
незадолго перед тем разрушившей Израильское царство, а позже Египта и
Вавилонии. Иудея нуждалась в укреплении всех своих сил. В основу реформы
Иосия положил так называемую Пятую книгу Моисееву — Второзаконие. По
распространившимся слухам, она была найдена, а на самом деле была
составлена в эти годы. Второзаконие строго регламентировало и правовую и
обрядовую жизнь евреев, оно содержало законы против ростовщичества и
кабального рабства — законы, имевшие целью несколько ослабить классовые
противоречия. Но главное в этой книге — строгий принцип почитания единого
бога Ягве, суровые угрозы за всякое отступление от этого. В духе нового
закона были приняты крутые меры по централизации культа.
После возвращения из плена землевладельческо-рабовладельческой
аристократии классовые противоречия еще более обострились. Потребовались
более сильные меры обуздания народа. А самостоятельной государственной
власти у евреев уже не было, они были под властью Персии. Вместо нее
огромное могущество получило иерусалимское жречество, освободившееся от
всякой конкуренции светской власти. Иноземные властители—персидские, а
позже греко-сирийские цари (Селевкиды) — покровительствовали иерусалимским
жрецам, опираясь на них для закрепления своего господства над иудеями.
Никакие другие культовые центры, кроме Иерусалимского храма, не
допускались. Приносить жертвы Ягве иудеи могла только в Иерусалиме. В руки
жрецов храма стекались теперь жертвы, приносимые молящимися со всех концов
страны. В стенах храма скапливались сокровища, составленные из различных
пожертвований. Жертвы — очистительные, умилостивительные, благодарственные
и др.— требовались от почитателей Ягве чуть не на каждом шагу; каждое
случайное прикосновение к чему-нибудь нечистому требовало очистительной
жертвы. Требовались и исполнялись натуральные повинности в пользу храма.
Жрецы
храма пользовались его богатствами для ростовщичества и еще более их
умножали. У жрецов не было конкурентов. «Второй храм» превзошел по роскоши
и богатству знаменитый храм Соломона.
Иерусалимское жречество представляло собой строго замкнутую
наследственную касту, делившуюся на два слоя: священников и левитов, то
есть храмовых прислужников. Те и другие по-прежнему считались потомками
колена Левия, получившими эту привилегию от самого Моисея и брата его
Аарона


Монотеизм и богоизбранничество

Необычайное развитие иерократического строя повело и к подчеркнутому
монотеизму, который именно в послепленную эпоху достиг своего полного
выражения. Прежний племенной бог Ягве превратился теперь в единого бога —
творца мира и вседержителя.
Следует подчеркнуть, что в иудаизме, таким образом, впервые в истории
религии был провозглашен последовательный и принципиальный монотеизм, и не
только провозглашен, но и проведен в жизнь. Тенденция к монотеизму
существовала и в египетской религии, и в вавилонской, и в иранской, и эта
тенденция всегда была отражением политической централизации, самодержавной
власти царя.
Итак, вопреки традиционному церковному взгляду монотеизм у евреев
отнюдь не исконное явление, а, напротив, сравнительно позднее.
Корни этой идеи богоизбранничества восходят к древнейшей эпохе, когда
Ягве был еще племенным богом и, естественно, покровительствовал своему
племени. Превратившись впоследствии в единого бога—творца, и вседержителя,
Ягве не перестал любить и свой «избранный» народ, хотя и сурово наказывал
его. Эта идея звучит у всех пророков. Правда, тут возникало существенное
логическое противоречие: если Ягве — творец всего мира и вседержитель, то
почему он сделал своим избранным народом небольшой, ничем особенным не
выделяющийся народ, тем более что этот народ на каждом шагу изменяет ему,
Ягве? Но на такое противоречие не обращали внимания (как и вообще в религии
противоречия обычно не замечаются).
В послепленную эпоху идея богоизбранничества стала звучать еще громче.
Было проведено строгое отделение евреев (иудеев) от всех иноязычных и
иноплеменных соседей: крутые меры на этот счет были приняты Неемией,
которого царь Артаксеркс назначил в 446 г. до н. э. правителем Иудеи,
поручив ему при этом восстановить стены Иерусалима. При нем, с одобрения
всех «священников и левитов», «отделили все иноплеменное от Израиля»: были
запрещены браки евреев с иноплеменниками, резко ограничено всякое общение с
ними. Все неевреи, необрезанные, все, кто не поклоняется Ягве,
рассматривались как нечистые язычники (Неемия, гл. 9, ст. 2; гл. 10, ст.
28— 30: гл. 13, ст. 3, 23-25).
Эта национальная самоизоляция была средством удержать народ в
повиновении, ослабить его протест против классового гнета.


Раввинат

Однако огромное большинство евреев, особенно еврейская беднота,
ремесленники, мелкие торговцы, часть рабочих, по-прежнему находилось в
духовном рабстве у раввинов-талмудистов. Дух Талмуда продолжал
господствовать в синагогальных общинах.
В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты,
касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Насчитывается
613 таких предписаний и запретов. Чтобы легче было разобраться в обширных
талмудических правилах, еще в XVI в. в качестве своего рода справочника-
конспекта Талмуда был составлен свод религиозно-обрядовых правил — Шулхан-
Арух, призванный служить как бы настольной книгой религиозного еврея. Ни
одна другая религия мира не наполнена до такой степени мелочными
предписаниями. В этом сказалась крайняя архаичность и как бы окостенелость
иудаизма. Но очень многие из ритуальных предписаний неприложимы к условиям
современной жизни, отсюда возникает необходимость как-то истолковывать или
попросту обходить эти предписания. Это и делали раввины. Раввян мог дать
совет, равносильный приказу, как поступить в любом случае жизни, как обойти
закон, делая вид, что исполняешь его. Раввин делал это за вознаграждение и
обычно в интересах богатой части общины. Раввины руководили и духовным
судом — бет-дин, и каждый верующий еврей обязан был в любом споре
обращаться именно в этот суд, а не в государственный.


Обряды и запреты. Празднества

Вся жизнь верующего еврея подчинена религиозно-обрядовым предписаниям
и запретам. Они касаются пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитв,
соблюдения праздников, указывают, что когда можно и что когда нельзя
делать. Уже на восьмой день жизни новорожденный мальчик-еврей должен
подвергнуться дикарской операции обрезания. Каждый шаг верующего еврея
должен сопровождаться молитвой. Многочисленные пищевые запреты и правила, о
которых уже говорилось, сохранились до наших дней; поэтому в городах, где
есть еврейское население, есть обычно и специалисты-резники (шойхет),
умеющие резать животных по установленным правилам, чтобы получилось
кошерное (дозволенное в пищу) мясо; такое мясо продают в специальных мясных
лавках; всякое иное мясо — треф, то есть нечистое. Особые правила касаются
одежды: мужская одежда должна быть длинной, сделанной из однородной ткани,
иметь карманы ниже пояса, голова должна быть всегда, даже во время сна,
покрыта; религиозный еврей отпускает бороду, а на висках — длинные пейсы;,
во время молитвы надо надевать поверх одежды особое ритуальное покрывало —
талес (талет) и т. д. Многочисленны предписания, касающиеся омовений,
особенно для женщин; омовения должны совершаться в специальном обрядовом
бассейне микве (с непроточной и загрязненной водой).
Соблюдение праздника субботы подчинено особо строгим правилам: в этот
день не только нельзя выполнять какую-либо работу, но нельзя приготовлять
пищу, зажигать огонь, переносить что-либо в руках, прикасаться к деньгам и
пр.
Из годичных праздников, о происхождении которых уже говорилось, доныне
соблюдаются пасха (14 нисана по староеврейскому календарю), шеббуот (в
пятидесятый день после пасхи, в древности праздник жатвы), рошгашана (новый
год, осенью, в седьмой день месяца тишри), иомкипур (день прощения, на
десятый день после Нового года), суккот (кущи, семидневный осенний
праздник, когда по ритуалу требуется жить в особых шалашах — кущах), пурим
(весенний праздник в память библейской истории Эсфири и Мардохая) и др.
Воздействие религии на жизнь еврейских общин было особенно глубоко
благодаря системе религиозного воспитания и обучения. Мальчики с пяти-
шестилетнего возраста обучались в синагогальных школах — ишибот, хедер. -
Содержание обучения было исключительно религиозным и чисто механическим:
мальчиков заставляли зазубривать тексты из Библии и Талмуда. Учителями
(меламед) были люди, начитанные в религиозной литературе, но не имевшие
никаких других знаний.
Еврейская религия не только освящает и оправдывает, классовый гнет, но
закрепляет и неравенство полов. Женщине иудаизм отводит подчиненное
положение в семье и в обществе. Талмуд налагает на женщину множество
унизительных ограничений; она не может быть свидетельницей в суде, не может
выходить на улицу без покрывала и пр. Согласно Талмуду, жена — послушная
раба мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой
благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в
молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания мужчине.


Модернизм. Государство Израиль

В новейшее время — с начала XIX в. - стали делаться и сейчас делаются
попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное
несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре.
Многие «просвещенные» защитники религии толкуют иносказательно библейские
рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. Богослужение в
синагогах модернизируется (проповедь на местном живом языке, музыка и пр.).
С другой стороны, проповедуется социальная демагогия, забота о бедняках.
Между либеральными и ортодоксальными деятелями иудаизма разгорелась борьба.
Несмотря на все попытки реформировать иудаизм, все более широкие массы
еврейского населения во всех странах неудержимо отходят от религии,
порывают с синагогой.
В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реакционное правительство
пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он объявлен государственной
религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-талмудические
принципы. Смешанные браки, евреев с неевреями, запрещены законом.
Воспитание и обучение в школах религиозное. Передовые слои населения,
руководимые Коммунистической партией Израиля, борются против этой политики,
добиваясь отделения религии от государства и свободы совести.


Список литературы


1. С.А. Токарев «Религия в истории народов мира»
2. А. Ранович «Очерк древнееврейской истории»
3. Ю. Велльгаузен «Введение в историю Израиля»
-----------------------
© James Company 2000






Реферат на тему: Иудаизм


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Возникновение иудаизма 2

Исход и религиозная революция Моисея 3

Эпоха Первого храма 4

Пятикнижие (Тора) 5

Эпоха Второго храма 5

Период римско-византийского и арабского владычества 7

Средние века 7

Галаха 7

Краткий словарь 9

Введение


Иудаизм — это не просто религия еврейского народа, а свод законов,
регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и
практически все стороны жизни приверженцев этого учения. Собственно иудаизм
является Законом с точки зрения иудеев. В иудаизме определены 613 мицвот
(248 повелений и 365 запретов), которые описывают аспекты жизни иудея, как-
то: прием пищи, гигиена, отношения в семье и др. Из них выделяются семь
правил, обязательных для исполнения всеми людьми (и евреями, и гоями):

. запрет идолопоклонства,

. запрет Богохульства,

. запрет кровопролития,

. запрет воровства,

. запрет разврата,

. запрет жестокости по отношению к животным,

. повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом.

Согласно Торе, за добро и зло человеку воздается в этой жизни. В эпоху
Второго храма (1 век н.э.) распространяется вера в воздаяние и в будущей
жизни. В то же время появляется применительно к этим правилам новый
специфический элемент — «радость мицвы» — внутреннее удовлетворение от
исполнения заповедей. Хотя мицвы не ставят целью удовольствие исполняющих
их, истинная радость и святость могут быть достигнуты только благодаря их
выполнению.

Среди этих правил есть, например, предписания, касающиеся земледелия:
запрещается засеивать поле разнородными семенами, срывать плоды дерева в
первые три года плодоношения, обрабатывать землю в течение более чем шести
лет подряд; другие предписания касаются «восстановления исторической
справедливости»: раз в 50 лет отпускать рабов на волю и возвращать землю ее
первоначальному владельцу.

Возникновение иудаизма


Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры
человечества, т.к. он был первой монотеистической религией.

Предпосылками появления иудаизма была так называемая «Вера
патриархов». Еврейская теология считает Авраама родоначальником новой веры.

После внутриполитической стабилизации в начале 20 века до н.э.,
позволившей Египту восстановить контроль над Эрец-Исраэль (территорией
современного Израиля), на которой наряду с кочевым, существовало также
оседлое земледельческое население; во второй половине 18 века до н.э.
Гиксосы, захватив Сирию и Эрец-Исраэль, проникли в Египет и около 1720 года
до н.э. установили контроль над большей его частью. Именно эта эпоха
отражена, по мнению современных историков, в библейских сказаниях о
патриархах — прародителях еврейского народа.

Согласно Библии, отец Авраама Терах проживал со своим семейством за
рекой Евфрат и поклонялся иным богам. Бог повелел Аврааму (впервые после
изгнания Адама Бог обращается к человеку) идти в Ханаан, обещая сделать его
потомство великим народом, которому будет отдана земля от реки Египетской
до реки Евфрат. Через некоторое время Бог скрепляет это обещание
заключением договора — завета. Авраам, Исаак и Иаков (сын и внук Авраама)
считаются по еврейской традиции патриархами.

Согласно Библии, когда Авраам со своим окружением покинули долину
Евфрата, что-то изменилось в их духовной жизни. И началось формирование
новой системы религиозных представлений. Имя Иакова было изменено на
теофорное Исраэль, символизируя начало новой духовной жизни.

Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов
может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов
основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему
имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь,
своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой
близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять
все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии
патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что
патриархи допускали (пусть подспудно) существование различных божественных
наименований. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того
пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея,
провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной».

Исход и религиозная революция Моисея


Иудейская историография связывает исход из Египта, где израильтяне
были рабами у фараона, странствование по пустыне и превращение израильских
племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моисея.

В качестве вождя и пророка Моисей предстает перед нами посланником
Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимой купины») в
Синайской пустыне, где Моисей, после побега из Египта, пас стадо своего
тестя. В текстах сказаний о Моисее Бог именуется уже не Богом предков или
Богом Всемогущим, а новым именем — Яхве. Сорок лет водил Моисей свой народ
по пустыне, ведя его в землю Обетованную, но самому ему так и не суждено
было вступить в нее.

Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до
горы Синай, и там был заключен завет между Богом и народом. (Уже не
богоизбранный Авраам, а целый богоизбранный народ). Кульминацией этого
события была передача скрижалей с высеченными 10-ю заповедями (декалогами):

. Существование Бога Яхве,

. Запрет на: других богов, изготовление и поклонение идолам,

. Не произноси имя Бога всуе,

. Соблюдай Субботу,

. Чти отца и мать,

. Не убивай,

. Не прелюбодействуй,

. Не кради,

. Не лжесвидетельствуй,

. Не завидуй ближнему своему.

У самаритян первая заповедь не считается за таковую, а десятой
заповедью они считают имеющееся в их Пятикнижии предписание обнародовать
Десять Заповедей на священной для них горе Гризим.

Сущность завета выражается в словах: «А вы будете у меня царством
священников и народом святым». Согласно завету израильтяне принимают на
себя обязанность соблюдать законы, переданные им Моисеем от имени Бога.

Эпоха Первого храма


Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан
царем Давидом, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег
завета, установил тем самым связь между формирующимся национально-
политическим единством израильских племен и их религиозным единством.
Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 — 928 года до
н.э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на
средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были
государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только
контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам
чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения
коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную
персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное
святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации
религиозной власти.

Пятикнижие (Тора)


В христианстве Письменная Тора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом,
что лишний раз доказывает происхождение христианства из иудаизма. Тора
состоит из пяти частей — книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Создание Торы было длительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в
эпоху Первого храма. Это произведение является результатом объединения трех
параллельных древних исторических трудов, следствием чего является широкий
круг освещенных событий и жанровая неоднородность текста Торы: в ней
представлены элементы мифа, волшебной сказки, саги, легенды, новеллы.
Пятикнижие провозглашено законом, регулирующим всю жизнь иудейского
общества в 621 году до н.э., хотя отдельные его части датируются 13 веком
до н.э.

Заслуживают внимания и книги ранних пророков, которые представляют
собой однократную редакцию обширного материала, включающего как
фольклорные, так и письменные источники. Редактор (или редакторы)
группирует материал в соответствии с тремя периодами истории Израиля:
завоевание страны, эпоха Судей и эпоха монархии. Книги ранних пророков были
оформлены между 622 и 650 годами до н.э.

Эпоха Второго храма


Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до
н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период
было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до
н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы
гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей,
вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея
отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не
раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских
странах. В это время формируется особое сословие «писцов» — софрим —
толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность
этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего
позднее название Устный Закон.

Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов
(эллинское государство), плативших контрибуцию римлянам, вызвало
ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи.
Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы,
кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 – 164 г.г. до н.э.),
завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э.
Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был
возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого
(языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено
восьмидневное празднество освящения — Ханукка.

Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь
добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако,
впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не
встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней
жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла
даже в библейские сказания («избиение младенцев») и связывается с именем
Иисуса Христа. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями
относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 – 26 н.э.) и
постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 – 73 н.э.). В ходе этой
войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало
конец эпохи Второго Храма.

В это время помимо канонизированного Письменного Закона – Торы –
развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой
традиции толкования Священного Писания.

Постепенно, трактование Торы от священнического сословия переходит к
«мудрецам», происходившим из самых различных слоев еврейского общества, как
в самом Израиле, так и в диаспоре.

Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной
жизни эпохи Второго Храма была синагога (молельный дом), которая не только
сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации
культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным
центром жизни еврейской общины как в Израиле, так и в странах расселения.
Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и
уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма,
богослужение в ней не велось священниками и левитами и культ
жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла
существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих
общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и
центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины.
В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные
сложным и дорогостоящим ритуалом.

Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных мицвот,
ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений,
позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища
(разрушение Второго Храма).

К этому периоду относится зарождение христианства — ответвления
иудейской религии, носящего интернациональный характер. В 313 г. н.э. при
императоре Константине христианство получило статус государственной религии
Римской империи.

Период римско-византийского и арабского владычества


Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали
религиозный плюрализм — наличие других национальных религий. Христианская
церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную
религию не желало мириться с наличием других религий и, став
государственной, жестоко преследовала их тем или иным способом. Не в
последнюю очередь это проявилось в отношении Христианской церкви к Иудаизму
и иудеям. В византийской империи император Юстиниан, запретил, как это
неоднократно делали и до него, строительство новых синагог, принуждал
евреев к переходу в христианство, но кроме того, запретил обсуждение в
синагогах Устного Закона, празднование праздника Песах, если он выпадал на
дату, предшествующую православной Пасхе, повелел читать в синагогах Библию
на греческом языке вместо иврита. Все это находило отражение в иудейской
религиозной лирике 5 — 6 веков.

Период римско-византийского владычества в Израиле (70 — 638)
закончился завоеванием Палестины арабами. Во времена арабского владычества
(638 — 1099) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее
название секты караимов. Караимы отвергают, в отличии от сторонников
традиционной религии — раббанитов, чей либо авторитет в вопросах толкования
Библии. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Библии
только собственным разумением и велением совести. Основоположник этого
религиозного учения Анан бен Давид говорил: «Старайтесь сами постигнуть
учение и не полагайтесь на мое мнение».

Средние века


В 12 — 13 веках в ряде еврейских общин Германии появились небольшие
группы, которые назывались современниками «хасидим» — благочестивые. В их
среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Была издана «Книга
благочестивых», которая являлась наиболее популярным изложением идей
хасидизма. Хасиды считали, что беззаветная любовь к богу должна стать
плавильным горном, в котором все природные способности человека сливаются
воедино. По мнению хасидов, в законах Торы заключено лишь то немногое, что
каждый человек может постичь своим умом. От себя же они требовали
исполнения трансцендентного «небесного Закона», стоящего над законами Торы.

В течение 13 века в среду иудейских диаспор Испании и Франции
проникают новые веяния. Одним из таких новшеств стало быстро
распространяющееся мистическое учение — каббала. Каббала представляла собой
продолжение и развитие древних мистических учений, существовавших в
еврействе. Исходя из положения, что человек может созерцать Бога путем
мистического единения с Ним, каббала придавала особое значение смыслу имен
Бога и ангелов и пыталась найти ключ к тайнам бытия и божественных
заповедей, в частности путем интерпретации числового значения слов и букв
Библии

Галаха


Галаха содержит следы очень ранних, досинайских норм, встречающихся во
многих местах Торы.

Основные периоды развития Галахи:

Ранний период. Тора была объявлена Письменным Законом между серединой
5 и началом 4 века до н.э. Основоположником устного толкования предписаний
Торы считается Эзра исходя из Библейских рассказов о его деятельности. О
ходе развития Г. того времени (до эпохи Хасмонеев — семьи священников, в
дальнейшем — династии царей. Глава этой семьи поднял в 167 году до н.э.
народное восстание, которое привело к созданию независимого Иудейского
царства) мало известно. Вероятно, большую роль в этом процессе играл
Великий Собор. Его представителям приписывается получение Закона от
пророков и вручение его последующим законоучителям, а также введение самих
понятий «Галаха» и «Аггада» и установление ряда религиозных обычаев.

Сильный толчок развитию Галахи был дан в период упомянутых в Талмуде
пяти пар законоучителей-дуумвиров.

Период таннаев (около 1 — 220 годов н.э.). Ранняя Галаха в этот период
выкристаллизовывается в ряд передаваемых устно постановлений, принявших
форму мишнайот — кратких нормативных формулировок отдельных законов. Для
деятельности таннаев характерно упорядочение и классификация накопившегося
галахического материала. В этот период появляется мишна — древнейшая часть
Талмуда; собрание устного закона, включающее мидраш (общее название
сборников равиннистических толкований Библии), Галаху и Аггаду. В основе
мишны лежат собрания (халахот, имеющие различные источники и длительную
историю.

Краткий словарь


Гиксосы — в переводе с древнеегипетского «владыки чуждых стран». В первой
половине 2 тысячелетия до н.э. Г. распространили свое владение в
Египте и фактически контролировали весь нижний Египет. Их власть
простирались также на Ханаан и Сирию вплоть до реки Евфрат. Этот народ
первыми употребил боевые колесницы.

Мицва — «повеление», «приказание». Предписания и запреты в иудаизме.

Гой — любой нееврей.

Ханаан — древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии.

Генотеизм — религиозное направление поддерживающее идею родовых богов.

Скрижали — каменные плиты, на которых были высечены Десять Заповедей.

Ханукка — религ. праздник освящения, установленный в честь победы восстания
Маккавеев и восстановления в служения богу Яхве в Иерусалимском Храме в 164
г до н.э.




Новинки рефератов ::

Реферат: Проверка знаний и умений в обучении истории (Педагогика)


Реферат: Расследование тяжких преступлений против личности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: Образование Древнерусского государства - Киевской Руси (История)


Реферат: Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Николай II: трагедия личности, трагедия страны (Государство и право)


Реферат: Разработка следящего гидропривода (Цифровые устройства)


Реферат: Договор купли-продажи (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ангола после обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Социология познания (Социология)


Реферат: Бурбоны во Франции (История)


Реферат: Россия в первой половине XIX века (История)


Реферат: Макс Вебер как создатель концепции рациональной бюрократии (Социология)


Реферат: Архитектурные памятники Беларуси: Минск (Архитектура)


Реферат: Таджикистан в 1917 году (История)


Реферат: Анализ заработной платы на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Иван Грозный (История)


Реферат: Облік валютних коштів, повязаних з рухом статутного капіталу (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист