GeoSELECT.ru



История / Реферат: История возникновения Москвы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История возникновения Москвы (История)


В этом году мы отмечаем 850-летие нашего родного города. Он имеет давнюю и
славную историю, которая уходит своими корнями в те времена, когда Москва,
как город, еще не существовала.
Первые летописные упоминания о Москве относятся к 1147 году, но
археологическими исследованиями установлено, что территория Москвы и ее
ближайших окрестностей была заселена гораздо с более древних времен.
Археологические находки на территории Москвы позволяют представить ее
как небольшой населенный пункт на западной границе Владимиро-Суздальской
Руси. В 1147 году Москва уже не была новым поселением. Летопись говорит о
Москве, как о более или менее известном населенном пункте, о котором не
надо сообщать где он находится и когда возник. В связи с этим есть все
основания утверждать, что хотя история Москвы доступна нам с конца XII
века, начиналась она гораздо раньше и имеет свой предисторический период,
уходящий корнями в гораздо более удаленное прошлое. Несомненно, что к
середине VII века территория Москвы была не только заселена, но и вступила
в активный торговый обмен с соседними Волжскими областями. В этом нас
убеждают некоторые археологические находки, которые были найдены в устье
древнего ручья Черторые (территория Храма Христа Спасителя) и у Симонова
монастыря. Серебряные монеты, найденные у ручья Черторые чеканены в 862 и
866 годах. Такие находки являются показателями того, что население бассейна
Москвы реки уже осуществляло торговую деятельность, используя Великий
Волжский путь.
Столь раннее заселение этих мест, объясняется тем, что район будущего
великого города предоставлял весьма значительные удобства для первых
поселенцев. Тянущиеся в даль большие заливные луга, обилие дичи в густых
лесах, лесные пчелы, реки богатые рыбой, все это способствовало развитию
традиционных для славянских народов тех времен традиционных промыслов:
охоты, рыболовства и бортничества. С географической точки зрения территория
будущей Москвы представляла собой маленький островок среди непроходимых
лесов и болот. Все это обусловило появление на этом месте большой группы
населения, основным занятием которой были хлебопашество, охота и
рыболовство.
Дошедшие до нас письменные источники не сообщают о времени когда
славяне впервые появились в бассейне Москвы реки. Археологические раскопки
также не дают однозначной картины из-за существующих между археологами
разногласий по поводу того, какие из найденных памятников следует относить
к славянской культуре, а какие к культуре других племен, населявших
окрестные области.
В IX-X веках у Ростовского и Переславского озер жил народ называемый
“Меря”. Переславское озеро уже в те далекие времена носило название
Клещиного, а Ростовское имело второе имя “Неро”. В этом его названии многие
ученые видят прямое указание на народ меря, обитавший на его берегах.
Переславль, где по летописи жили меря, находится в непосредственной
близости от Москвы и, по этому есть все основания полагать ареал
распространения этого народа и в районе будущей Москвы.
Вполне вероятно, что именно об этих древних поселениях и напоминают
нам такие названия, как озеро Нерское и река Нерская. Река Нерская является
последним левым притоком реки Москвы, а озеро Нерскоерасположено в бассейне
реки Яхромы, на которой стоит районный центр Московской области - древний
город Дмитров. Народ меря был, по видимому, столь немногочисленен, что
исчез или слился со славянами.
На территории Москвы, в процессе исторической миграции встретились еще
два славянских народа, шедших с севера и юга, точнее с северо-запада и юго-
запада. С севера шло племя кривичей или ильменских славян, а с юга- племя
вятичей. Благодаря археологическим исследованиям выяснена примерная граница
зон их расселения: севернее течения реки Москвы селились кривичи, а южнее -
вятичи. Однако в районе будущей Москвы выявлены следы вторжения вятичей на
территорию кривичей. По заключению археологов этот район, за исключением
небольшой территории на севере заселяли вятичи. В более позднее время
установлено, что Рязанские территории, лежащие к югу от Москвы также были
вятическими. К их числу принадлежала Лопасня и Коломна, находящиеся в
непосредственной близости от Москвы. Между тем Рязанская земля считалась
вятической страной, а Рязань - вятическим центром. Из-за этого более
поздние летописцы стали заменять слово “вятичи” на слово “рязанцы”: “Вятичи
иже есть рязанцы”.
Вятичи хоронили своих умерших соплеменников в курганах, многие из
которых сохранились до наших дней. Эти курганы представляют собой огромную
ценность для археологов, так как вятичи, несмотря на запреты христианской
религии клали в могилы оружие и другие предметы быта, которые могли
пригодиться человеку в загробной жизни. Некоторые курганы вятичей, которые
находят археологи оказываются пустыми. Это происходит из-за еще одного
обряда вятичей- для людей погибших и похороненных на чужбине вятичи
насыпали пустые курганы.
В тысяча сто сороковых годах территорией нынешней Москвы владел боярин
Кучка. В тысяча сто сорок седьмом году великий князь Юрий, впоследствии
названный Долгоруким, ехал из Киева через Москву к своему сыну Андрею
Боголюбскому во Владимир. Кучка отказался воздать князю почести, достойные
его чина. Это очень рассердило Юрия Долгорукого, он убил боярина и
приказал на месте поселения заложить город. Имя городу было дано от реки,
которая протекала через эту местность.
Первое упоминание о Москве связано с письмом, которое князь Юрий
написал одному из князей : «Приди ко мне брат в Москову». Дату написания
этого письма принято считать датой основания Москвы.
История Москвы неразрывно связана с историей Кремля.
Далеко в глубь веков уходит своими корнями история Кремля. Первые
упоминания о Кремле появляются вскоре после первого упоминания о Москве - в
1156 году. Тогда, как рассказывает тверской летописец, были построены
первые деревянные стены московского кремля. Территория его была в
несколько раз меньше современной ( примерно 300 метров из конца в конец). В
округе были разбросаны села и деревни. Крепость служила для окрестных
жителей административно-хозяйственным центром и местом укрытия от врагов.
В 1959-1960 годах, при со строительстве Кремлевского Дворца Съездов,
были обнаружены укрепления Кремля 1156 года , представляющие собой вал со
сложной оборонительной конструкцией. Первый Кремль прослужил городу около
двухсот лет. В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное
нашествие хана Батыя. В 1238 году Москва была полностью сожжена. На месте
города остались лишь груды пепла. И хотя татары еще не раз сжигали Москву,
народ каждый раз воссоздавал свой город.
Четырнадцатый век был временем больших работ в Кремле. В 13339-1340
годах при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за пять месяцев были
возведены мощные дубовые стены Кремля. В зто же время были заложены первые
соборы и княжеские хоромы. Кремль стал центром феодального города,
резиденцией великих князей и митрополитов. В 1367-1368 годах князь Дмитрий,
будущий Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, построил белокаменные стены
Кремля -первые каменные укрепления во Владимиро-Суздальской Руси.
Территория крепости была расширена в северо-восточном направлении почти до
современных размеров. Толщина стен была от двух до трех метров. По тому
времени это были первоклассные сооружения, представляющие грозную преграду
для врагов. Белокаменный кремль прослужил более ста лет. Осады и пожары
сильно разрушили его стены и башни. С 1485 по 1495 год были построены новые
кирпичные стены кремля и расширена его территория , особенно в северо-
восточной части. Как показали реставрационные работы 1945- 1950 годов, в
некоторых местах белокаменые стены кремля времен Дмитрия Донского вошли в
состав стен пятнадцатого века. После этой перестройки, стены Кремля
получили современный вид неправильного треугольника. Периметр этого
треугольника составлял около 2300 метров. Площадь Кремля стала 28 гектаров.
Стены возводились с учетом рельефа местности. Высота их колеблется от пяти
до девятнадцати метров, а толщина - от трех до трех с половиной метров.
На стене - 1045 зубцов с узкими щелевидными бойницами. По верху стены
проходили боевая площадка, защищенная с внешней стороны зубцами. Она
служила воинам для обхода крепости и для боевых действий. Кремлевский холм
омывали реки Неглинка и Москва. Со стороны современной Красной площади был
прорыт ров шириной 32 метра и глубиной - 12. Он соединил обе реки. В это же
время были возведены все 20 башен Кремля. 19 из них расположены по
периметру стены, а 20 - Кутафья - предмостная, отводная от Троицкой башни.
Надстроенные в 17 веке шатры придали суровым средневековым башням
стройность. В Кремле было выстроено несколько подземных тайников, часть
которых представляла собой укрытия для людей и ценностей, а часть - для
обеспечения защитников крепости водой. С точки зрения военно-инженерного
искусства того времени, Кремль представлял собой выдающееся сооружение.
На Спасской башне Кремля были установлены часы. О времени их появления
ничего не сообщается, но есть предположение, что часы появились вскоре
после создания самой башни. Они представляли собой неподвижную стрелку,
указывающую время на крутящемся диске. В 1621 году были установлены новые
часы работы английского мастера Христофора Головея. Эти часы довольно
быстро пришли в негодность. При Петре Первом их заменили новыми, работы
амстердамских мастеров. Эти часы остановились в 1794 году. Ныне действующие
часы были установлены на Спасской башне в 1851 - 1852 годах. На игровой вал
были набраны мелодии “Коль славен” и “Преображенский марш”. В 1917 году, во
время революции, часы были повреждены артиллерийским снарядом, но, по
указанию Ленина, восстановлены. На игровой вал был набран революционный
гимн “Интернационал”. С тех пор этот гимн игрался в полдень и полночь.
Сейчас, по всей вероятности, часы будут исполнять музыку, которую играли до
революции.
К 20-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции
двуглавые орлы на пяти башнях были заменены пятиконечными рубиновыми
звездами. Размеры звезд диктовались размерами башен. Это было сделано для
того, чтобы визуально их размеры были одинаковы. Так расстояние между
концами противоположных лучей на Водовзводной башне составляет 3 метра, на
Боровицкой - 3,2 метра, на Троицкой - 3,5 метра, а на Никольской и Спасской
- 3,75 метра. Прочность конструкции Звезд рассчитана на максимальное
давление ураганного ветра 200 кг/кв.м. Несмотря на свой значтельный вес
(около одной тонны) Звезды вращаются при изменении направления ветра.
Изнутри Звезды подсвечиваются специально разработанными для них лампами,
которые никогда не выключаются для сохранения температурного режима
конструкции.
К 1530 году Кремль стал слишком тесен для населяющих его жителей.
Кроме того, он уже не мог служить надежной защитой для окрестных жителей.
Тогда вдовствующая супруга Великого князя Василия Иоанновича, княгиня
Елена, мать трехлетнего наследника Иоанна, фактически являясь
правительницей государства, приказала начать возведение стены в форме
полукольца вокруг Кремля. В мае 1534 года митрополит Даниил с крестным
ходом обошел Кремль и заложил каменную стену. В стене были прорублены
Троицкие, Никольские и другие ворота. Это городское строение стало
называться Китай-город, или, в переводе с татарского - срединный город. На
его строительство деньги пожертвовали члены дома Рюриковичей, а также
духовенство, которое Елена убедила сделать это. Кроме этого, для
финансирования строительства были обложены налогом бояре, купцы и другие
жители столицы.
Китай-город был укреплен невысокой, но толстой каменной стеной. Это
было сделано с целью предохранения города от появившехся к тому времени
мощных осадных пушек. В стене Китай-города было 12 башен, а перед стеной
были дополнительно возведены земляные укрепления. Территория города
занимала 52 квадратных десятины. К настоящему времени стены Китай-города
снесены за ненадобностью. Осталось лишь 2 части стены, одна из которых
находится за гостиницей “Метрополь”.
Постройка Китай-города имела колоссальное значение для населения
проживающего вокруг Кремля. Построенные стены служили им надежной защитой
от врагов. В Китай-городе расположились Монетный, Печатный, Земской и
другие дворы, а также таможня и монастыри. Заселили Китай-город, в
основном, богатые дворяне и бояре.
Нашествие в 1571 году крымских татар на Москву, заставило царя думать
о более надежном укреплении города, но война с Польшей заставила Ивана
Грозного отложить свои планы. Тем не менее решение о создании новых
укреплений вокруг Москвы было принято и сын Ивана Грозного, Федор
Иоаннович, вскоре после своего вступления на престол, заложил в 1586 году
толстую кирпичную стену, которая была построена через семь лет. Стена была
облицована белым мрамором. Сначала этот город назывался “Царев град”, но
народ назвал его “Белым городом”.
Белый город служил для защиты от врагов. Через 200 лет неприятель уже
не рисковал подходить близко к Москве, так как слава русского оружия
разнеслась очень далеко. Стены Белого города стали ненужными. К тому же они
очень обветшали и грозили обрушиться во многих местах. В связи с этим
императрицей Екатериной II было принято решение о сносе стен, охватывающих
площадь равную 512 гектарам. Стены были снесены при ее внуке - императоре
Александре I. При нем же у стен Кремля был разбит Александровский сад.
В стенах Белого Города было 10 ворот. Одни из них сыграли судьбоносную
роль в истории России. В 1612 году Москва была занята поляками и осаждена
русскими войсками. Через Тверские ворота к русским войскам вышли боярские
дочери и дети. Среди них был будущий русский царь Михаил Федорович Романов.
Через год его, а потому и всю династию Романовых, среди которых были Петр
I, Екатерина II, и последний русский Император Николай II, избрали Земским
Собором на русский престол.
Сегодня кварталы Белого Города составляют центральную часть Москвы.
При первом знакомстве с ним может показаться, что его небольшая территория
однородна - одинаково старая застройка, узкие переулки, оживленные улицы.
Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить существенные различия в
функциональном назначении его частей. Белый Город делится на 4 части:
культурный центр, центр, деловой центр и трущобную часть.
Земляной, или Черный город - часть Москвы между Садовым и Бульварным
кольцами. Если идти от центра по Тверской улице или по Новому Арбату, то
при пересечении Бульварного кольца перемены заметить трудно, но если идти
по какой-нибудь другой улице, то с каждым шагом все больше и больше
замечаешь удаление от центра города. Исчезают театры, музеи. Вывески
министерств сменяют вывески контор попроще. Это признак того, что из центра
вы попали в Земляной город.
В 1789 году архитектор И. Мичурин создает первый общегородской план.
На этом плане впервые показана новая граница города - Камер-Коллежский Вал,
охватывающий слободы и дворы, вышедшие за прежнюю границу - Земляной Вал.
Примерно 35-километровый Камер-Коллежский Вал был создан в первой половине
XVIII века уже не в оборонительных, а таможенных целях. По этой границе, на
пересечении с радиальными дорогами, были поставлены таможенные заставы:
Дорогомиловская, Калужская и другие. Кольцо застав охватывало территорию в
7000 гектаров. Екатерина II утвердила этот план. Он ясно делил Москву на
город, в черте Земляного Вала, и на предместья, в черте Камер-Коллежского
Вала. Тогда же было намечено создание сети площадей вокруг Кремля и Китай-
города, а также кольца бульваров. Тем не менее город уже не вмещал в себе
нужного количества москвичей. Московская Дума не раз обращалась к
правительству с просьбой установить соответствующую истинным размерам
города границу, но всякий раз получала отказ. Лишь в 1917 году город
получил новую границу в виде кольца окружной железной дороги. Это произошло
в мае месяце. Эта граница стала еще одним кольцом Москвы.
Москва строилась кольцами. Сравнительно недавно она получила свое
последнее кольцо. Им стала Московская кольцевая автомобильная дорога -
МКАД, сооруженная в конце 50-х годов как скоростная магистраль. Все
пересечения с ней устроены на разных уровнях. Это 109-километровое кольцо
предназначалось для пропуска в обход города транзитного автотранспорта. С
того времени МКАД является административной границей Москвы.
История нашего города насчитывает много веков. Большую часть этого
времени Москва была столицей. Как же городу, который много младше других
городов, досталась такая участь? Вопрос этот очень сложен. На разных
исторических этапах выдвигалась то одна, то другая причина. Безусловно
главную роль сыграло выгодное географическое положение Мсквы. Москва
расположена между западными и восточными русскими землями, то есть в
середине той территории где формировалась русская нация. Благодаря этому в
Москве интенсивно развивались торговля и ремесла. Именно Москва собирала
народ в решающие моменты русской истории.
Развитию Москвы способствовало и то, что Москва стояла на пересечении
сухопутных и водных путей, а природные ресурсы окружающих районов (лес,
известняк, глина, руда) создавали хорошую сырьевую базу для промыслов и
ремесел.
Все эти условия умело использовали русские князья. Они смогли сделать
то, что не смогли сделать князья других городов - объединить множество
мелких княжеств в одну сильную страну. Они первые поняли, что личная
воинская доблесть не главное в управлении государством. Поэтому они во
время военных действий назначали командовать войсками опытных воевод, а
сами оставались в тылу. Пусть среди них было мало хороших военначальников,
но все они были хитрыми и дальновидными политиками, сделавшими из Москвы
настоящий центр государства.
В XVIII веке Петр I перенес столицу из ненавистной ему Москвы в
Петербург, но, по прежнему, короновались цари в “первопрестольной”. Гоголь
сказал: “Для России нужна Москва, а для Петербурга - Россия”.
В 1918 году советское правительство переехало из Петербурга в Москву.
Это было сделано в целях безопасности руководства страны - Москва
находилась дальше от границы.
В декабре 1922 года был создан Союз Советских Социалистических
Республик (СССР) и Москва стала его столицей. После распада СССР в 1991
году Москва стала столицей современной России.
В Москве сосредоточены все федеральные органы власти: Государственная
Дума, Совет Федерации, Правительство России, резиденция Президента. Ни в
каком другом городе нет такого скопления государственных органов власти.
Москва является важнейшим культурным центром России. Соперничать с ней
может только Петербург, где хранятся сокровища и архивы, накопленные
царской семьей и придворными вельможами.
Большая часть музеев и архивов расположены в пределах Садового кольца.
Исключение составляют архивы не доступные для общего пользования. Здания
для них построены на окраине города.
Многие коллекции московских музеев имеют мировое значение. Главная из
них коллекция Третьяковской галереи. Основана Третьяковская галерея купцом
Павлом Михайловичем Третьяковым. В середине XIX века русские аристократы
коллекционировали картины исключительно западных художников. Третьяков
первым решил коллекционировать русские полотна. Его коллекция не уступала
даже коллекции Русского музея в Петербурге. Свои коллекции Третьяков открыл
для обозрения всем желающим. В 1918 году галерея стала государственной.
В Москве много театров. Искусство артистов балета Большого театра
вошло в сокровищницу мирового искусства.
Огромное впечатление производит Большой Кремлевский дворец, где мне
посчастливилось побывать. К сожалению он не открыт для широкой аудитории.
В этом дворце раньше проходили заседания Верховных Советов СССР и
РСФСР, съезды и конференции Коммунистической Партии Советского Союза.
Теперь там проходят торжественные государственные церемонии: приемы глав
государств, награждения и т. п.
Построен Дворец по проекту знаменитого архитектора К. Тона.
В этом здании жила царская семья, когда приезжала в “первопрестольную”
столицу. Сейчас там многое сохранилось из обстановки того времени. Залы
Дворца названы именами крупнейших русских орденов. Убранство залов своим
цветовым решение соответствует цветам орденских лент, что придает
дополнительную торжественность обстановке. В покоях императора находятся
часы, которые и по сей день являются щедевром мирового ювелирного и
часового искусства. Они выполнены в форме шара, символизирующего Землю, с
лежащей под ним змеей. Змея указывает время на вращающемся глобусе. Часы
действуют до сих пор.
Помимо основных залов (два из них - Андреевский и Александровский - в
настоящее время объединены в один), в Большом Кремлевском дворце находится
Грановитая палата. Выполненная в древнерусском стиле она являет еще один
щедевр русского зодчества.
Интересная подробность - среди русских орденов был один, которым могли
быть награждены только женщины. Это Екатерининский орден. Так вот - при
императорской власти в Екатерининский зал дворца не имели права входить
мужчины.
К сожалению, объем реферата не позволяет рассказать обо всей истории и
сокровищах нашего города. Это тема других работ.




Реферат на тему: История возникновения г. Казань


История возникновения г.Казань.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СТЕПЕНИ ДОСТОВЕРНОСТИ СООБЩЕНИЙ ЛЕТОПИСНОГО СВОДА
БАХШИ ИМАНА "ДЖАГФАР ТАРИХЫ" О ВРЕМЕНИ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ В
СВЕТЕ ДАННЫХ РУССКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.

Казань - единственный крупный город мира, не имеющий
твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов,
писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания
города.
Возникшая в последнее время необходимость выявить наиболее
достоверную дату основания и историю города Казани, вызванная
стремлением утвердить суверенитет республики, обострила интерес к
своду средневековых булгарских летописей "Джагфар тарихы" (1680
г.) Бахши Имана. Это понятно: данный свод - единственный
памятник, достаточно подробно рассказывающий о возникновении и
средневековой истории города Казани.
Ряд турецких, украинских и казанских ученых уже в 1990-1991
гг. ввели данные "Джагфар тарихы" в научный оборот. Из казанских
ученых первыми это сделали доктор архитектуры Н.Х.Халитов (см.
Н.Халитов. Архитектура мечетей Казани. Казань, 1991 - и
многочисленные статьи), профессор Казанской государственной
архитектурно-строительной академии И.Н.Агишева (см. И.Н.Агишева.
Возникновение города Казани и развитие ее до 1552 года.-
Татарстан, N 11-12, 1995 и др. статьи), доцент кафедры
Отечественной истории Казанского государственного педагогического
университета О.Л.Малышева (см. О.Л.Малышева. В эру язычества.-
Татарстан, N 11-12, 1995 - и др. статьи) и др. Любые источники,
любые летописи в какой-то степени субъективны, и тот или иной
исторический факт устанавливается на основе сравнительного
анализа самых разных и независимых исторических источников. В
любом источнике, в любой летописи есть ошибки и другие
погрешности. Тем не менее историки используют такие источники.
Напомним, что еще в XIX в. русские ученые-"скептики" объявили
недостоверными "Повесть временных лет" и "Русскую правду" -
главные источники по истории России, однако эти произведения до
сих пор остаются основными русскими источниками (А.М.Сахаров.
Историография истории СССР. М., 1978, стр.108). А сколько раз
ученые-"скептики" объявляли подделкой "Слово о полку Игореве"! И
что же? Это произведение остается фундаментом российской
литературы.
А вот что пишут казанские ученые, которые уже исследовали
характер и степень достоверности сведений свода "Джагфар тарихы".
Н.Х.Халитов, приступая к анализу сведений "Джагфар тарихы",
отметил: "Одним из наиболее загадочных и интригующих
источников... является до настоящего времени не опубликованный
"рукописный свод булгарских летописей"... "История Джагфара"
("Джагфар тарихы" - русский перевод), список которой находится в
личной собственности историка Ф.Г.Нурутдинова и готовится им к
публикации. В нем содержится довольно много сведений о мечетях и
других постройках городов Булгарии..., которые владелец рукописи
любезно предоставил мне для использования в настоящей работе. Эти
сведения нуждаются в самом серьезном изучении и анализе и до их
подтверждения археологическими или иными материалами могут
считаться легендарными. Подобное же опубликование легендарных
сведений предпринималось исследователями прошлого неоднократно.
Среди них можно назвать работы П.Е.Заринского, Н.Ф.Катанова,
Ш.Марджани, К.Насыри и др. (Н.Халитов. Указ.соч., стр.8). В своих
более поздних работах Н.Х.Халитов неоднократно отмечает, что
последние открытия археологов и архитекторов подтверждают данные
свода "Джагфар тарихы". К примеру, приводя вывод специалистов о
возникновении Соборной мечети г.Болгара в 1230-1260 годах,
Н.Х.Халитов пишет: "Не расходятся с приведенной датировкой и
сведения, даваемые Джагфар тарихы..." (Н.Халит. Главная мечеть
Золотой Орды? - Татарстан, N 7-8, 1995, стр.80). Говоря об
исследованиях той же Соборной мечети, Н.Х.Халитов подчеркивает:
"Согласно исследованиям С.Айдарова, в конце XIII столетия здание
было капитально перестроено. "Джагфар тарихы" подтверждает: "при
эмире Мухаммед-Аламе (1293-1307 гг.) мечети были приданы
современные формы и она получила название "Исмаилдан Джами" (там
же, стр.80) - и т.д.
И.Н.Агишева, уже не первый год использующая данные "Джагфар
тарихы" при реконструкции облика средневековой Казани, дает такое
заключение об этом источнике: "Свод летописей "Джагфар тарихы"
дает яркую и красочную картину возникновения и развития нашего
города, быта и культуры горожан. Многие моменты истории Казани,
особенностей ее пространственно-планировочного строя и
архитектуры, описанные в своде, подтверждаются известными
летописными, иконографическими и архивными материалами, данными
историко-археологических, градостроительных и архитектурных
исследований, данными геоморфологии города и его окрестностей"
(И.Н.Агишева. Указ.соч., стр.62).
Сам свод - достаточно сложное сочинение. Бахши Иман, как это
видно уже из беглого прочтения текста свода, объединил в единый
труд очень разные по стилю, научному уровню и степени
достоверности булгарские летописи IX-XVII вв. В том, что они у
него под рукой были, сомневаться не приходится: крупнейший
русский публицист XVI в. поп Иван Глазатый, работавший в 1564-
1565 гг. с булгарскими летописями при написании "Казанской
истории" (этот труд называют также "Историей о Казанском царстве"
и "Казанским летописцем") пишет: "Об основании же Казанского
царства - в какое время или как возникло оно - не нашел я в
летописях русских, но немного видел в казанских" (Казанская
история.- За землю русскую. Челябинск, 1991, стр.150). Это
известие напрочь отметает предположения некоторых историков о
гибели всех булгарских летописей во время штурма Казани войсками
Ивана IV в 1552 г.
Данные свода "Джагфар тарихы" свидетельствуют, что уже в 1003-
1004 гг. на территории Казани существовало поселение Биш-Балта
(Биш-Балтавар). Эти же данные указывают, что настоящим городом
Казань стала в 1103 году (ДТ, т.I, стр.118), когда булгарским
принцем Шамгуном Шам-Саином (Шамгун-Саин) были основаны на
территории современного центра столицы республики три укрепления
("Югары Керман" - на месте нынешнего Кремля, "Калган" - южнее, по
ул.Ленина, - оба на холме Богылтау, и "Акбикюль" - в низине возле
современных парков Черное озеро и Ленинский сад), объединенные в
один город Учель - "Три Города" (уч - три, эль - город,
укрепление, страна, земля, губерния). В 1220 г., по сообщению
"Джагфар тарихы", город Учель получил имя булгарского полководца
Газана, которое позднее, в народном произношении, получило форму
Казан - "Казань" по-русски (ДТ, т.I, стр.156). В 1361 г., по
данным "Джагфар тарихы", Казань вновь переименовывается в город
Болгар аль-Джадид (ДТ, т.I, стр.211), а в 1431 г. возвращает себе
имя Казан-Казань (ДТ, т.I, стр.233). Помимо этого, "Джагфар
тарихы" подробно описывает Казань.
Многие сообщения "Джагфар тарихы" об основании и о ранней истории
Казани подтверждаются известиями русских источников - в первую
очередь летописей. Приведем только некоторые из этих известий.
1). "Джагфар тарихы" сообщает об основании города Казани эмиром
(будущим царем) Шамгуном-Саином. Иван Глазатый, автор "Казанской
истории" (1565 г.), пишет, что основателем города Казани был царь
"Саин Болгарский" ("Казанская история". М.-Л., 1954, стр.47;
далее - КИ).
2). Согласно сведениям "Джагфар тарихы", город Болгар в 1028-1183
гг. официально назывался Ибрагимом - "Бряхим", "Брягов" по-русски
(ДТ, т.I, стр.109,142), и был владением Шамгуна-Саина. Иван
Глазатый также пишет, что "Саин Болгарский" прибыл на место
будущей Казани из города "Брягова" (КИ, стр.47).
3). Иван Глазатый пишет, что во время основания Казани возле ее
места жили беженцы из Ростовской области Руси, не пожелавшие
принимать христианство и помнившие еще о своем ростовском
происхождении. Антихристианское восстание в Ростовской земле,
отмеченное летописцами, было только одно и датируется оно 1071
годом (ПРСЛ, т.1. Л., 1926-1928, стр.175-179; ПРСЛ, т.2. СПб,
1908, стр.164-168 и др.).
Это сообщение косвенно подтверждает то, что город Казань был
основан в 1103 г. - ведь помнить о своем ростовском происхождении
в 1103 г., спустя более 32 лет после своего бегства из Ростовщины
(в 1071 г.) переселенцы еще могли.
4). "Джагфар тарихы" свидетельствует, что сразу после основания
Учеля-Казани в 1103 г. последовала Трехлетняя булгаро-русская
война, закончившаяся после похода булгар на Балын-Суздаль (ДТ,
т.I, стр.118). Иван Глазатый подтверждает, что сразу после
построения Казани булгарский царь начал булгаро-русскую войну,
которая продолжалась "три лета" - т.е. "три года" (КИ, стр.48).
Простейший расчет показывает, что если Учель-Казань была основана
в 1103 г., то Трехлетняя война происходила в 1104-1107 гг. Другие
русские летописцы отмечают, что осада булгарами Суздаля произошла
в 1107 г. (ПРСЛ, т.33. Л., 1977, стр.40), что совпадает с
хронологией "Джагфар тарихы".
5). Иван Глазатый прямо указывает в "Казанской истории", что
Казань на первом этапе своего существования (даже в конце XII в.)
еще не называлась Казанью и приводит одно из булгарских названий
ранней Казани - "Саин" (КИ, стр.47). "Джагфар тарихы"
подтверждает это название, содержит сообщение о Саиновом рве,
отделявшем Югары Керман от остальной части Учеля (ДТ, т.I,
стр.118).
6). Существование первоначального названия Казани - "Учель",
косвенно подтверждается замечанием Ивана Глазатого о том, что
Казань была основана на пограничье трех земель - Болгарской,
Вятской и Пермской - ведь "Учель" можно перевести на русский язык
и как "Три Земли" (КИ, стр.47).
7). Существование первоначального названия Казани - "Учель" -
подтверждается и тем, что, как установил А.Х.Халиков, русские
летописцы упомянули Казань 1205 года под марийским названием
"Хомола" (см. А.Х.Халиков. О времени, месте возникновения и
названии города Казани.- Из истории культуры и быта татарского
народа и его предков. Казань, 1976), а "Комола" ("Хомола" -
русская форма марийского названия "Комола") по-марийски значит
"Три (ком) Города (ола)".
8). Существование первоначального названия Казани - "Учель" -
подтверждается и сообщением русской летописи о том, что
суздальский князь Андрей Боголюбский перед взятием города
Бряхимова-Брягова (Ибрагима-Болгара) в 1164 г.- сжег "3 города"
(ПРСЛ, т.1. СПб., 1846, стр.150). Как известно, русские войска
крайне редко брали хорошо укрепленные булгарские города, и уж
если это действительно случалось, то называли эти города по
имени. Уже поэтому представить себе, что Андрей Боголюбский в
1164 г. взял сразу три разных булгарских города, невозможно.
Помимо этого, на пути от Суры до Болгара по Волге (по этому пути
всегда двигались русские войска к центру Булгарии) не было в
середине XII в. никаких городов, кроме Учеля, который Андрей
Боголюбский (как сообщает "Джагфар тарихы") сжег по пути к
Болгару-Бряхимову (ДТ, т.I, стр.131). Все это заставляет
признать, что летописное "3 города" является русским переводом
названия Учель - "Три Города".
9). Существование первоначального названия Казани - "Учель" - и
известие "Джагфар тарихы" об основании Учеля-Казани в 1103 г.
прямо подтверждается сообщениями русских летописей о нападении
новгородского князя Мстислава на "Очелу" в 1111 г. (см.
С.М.Соловьев. История России с древнейших времен, кн.1. М., 1988,
стр.680) и о набеге суздальского князя Святослава на волжский
город Ошел в 1220 г. (ПРСЛ, т.1. СПб, 1846, стр. 188; и др.). То,
что "Очела" и "Ошел" - это Учель-Казань, подтверждается
следующим. На всей Волге не было, кроме Учеля, городов, названия
которых даже отдаленно

напоминали бы летописные "Очелу" и "Ошел". В "Джагфар тарихы" эти
нападения описываются, как набеги русских князей на Учель-Казань
(ДТ, т.I, стр.72,153-155). То, что русские летописцы искажали
название Учель - неудивительно. Искажение булгарских названий
было типичным для русского летописания. Так, северорусский
летописец в одном сообщении (о набеге на Учель в 1220 г.)
умудрился дважды исказить название Учеля: вначале он назвал Учель
"Ошлявой", а затем - "Ошел" (ПРСЛ, т.33. Л., 1977, стр.61-62).
Кроме этого, один русский летописец, сведения которого использует
В.Н.Татищев при описании суздальского нападения в 1220 г. на
Учель (он называет Учель "Ашла"), именует учельского князя
"угорским" (В.Н.Татищев. История Российская, т.4. М.-Л., 1964,
стр.357). Слово "угорский" здесь явно является искаженным
написанием названия казанского кремля - резиденции казанских
беков (князей) "Югары Керман" ("угорский" - искажение "югары") и
подтверждает, что сообщения об Ошеле (Очела, Ошлява, Ашел)
относятся к Учелю-Казани.
10). Существование названия казанского кремля "Югары Керман",
приведенное только "Джагфар тарихы", прямо подтверждается Иваном
Глазатым, называющим казанский кремль "Вышгородом" ("Югары
Керман" как раз и значит "Верхний город" - т.е. "Вышгород" по-
древнерусски) при описании штурма Казани войсками Ивана IV в 1552
г.: "И вбежали казанцы в Вышгород, и не успели в нем запереться;
прибежали они на царский двор и в царские палаты и бились с
русскими камнями, и дубинками, и обшивочными досками..."
(Казанская история.- За землю русскую. Челябинск, 1991, стр.288).
11). Русские летописи подтверждают также данные "Джагфар тарихы"
о переименовании Учеля в Газан (Казань) в 1220 г. и Казани - в
Болгар аль-Джадид. Так, русская Никоновская летопись под 1229
годом отмечает: "Болгаре, глаголемии казанцы, прислаша к великому
князю Юрью Всеволодичу о миру..." - "Булгары, называемые
казанцами, прислали к великому князю Юрию Всеволодовичу послов
для переговоров о мире..." (ПРСЛ, т.10. М., 1965, стр.98). Под
1376 годом Никоновская летопись сообщает о походе русских князей
"(на) Болгары, рекше на Казань..." - "(на) Болгар, как называют
Казань..." (ПРСЛ, т.11. М., 1965, стр.25).
12). Иван Глазатый прямо указывает, что город Казань был основан
ранее 1164 г., т.к. в этом году Брягов был разрушен и перестал
существовать, а Саин Болгарский пришел основывать город Казань из
еще существовавшего города Брягова (КИ, стр.48).
К этому добавим, что белокаменная стена Казани XII в.,
обнаруженная во время раскопок 1977-1978 гг. в Казанском Кремле,
очень напоминает (по мнению археолога А.Х.Халикова) белокаменную
стену Новгородской Ладожской крепости 1114 года (см. История
Казани, кн.1. Казань, 1988, стр.16-17). Как не вспомнить в связи
с датой 1114 года дату основания Казани (по "Джагфар тарихы") -
1103 год и год нападения на Учель-Казань новгородского князя -
1111 год!
Мы могли бы продолжить этот список совпадений сведений "Джагфар
тарихы" и русских летописей, но, думаем, приведенных данных
вполне достаточно для утверждения: сведения "Джагфар тарихы" об
основании (в 1103 г.) и ранней истории города Казани
подтверждаются - прямо и косвенно - целым рядом сообщений русских
летописей, и это превращает их в исторический факт.
Что касается даты "1177 год", выдвинутой в качестве даты
основания города Казани некоторыми учеными, то она не только не
подтверждается ни одним из известных исторических источников, но
и противоречит всем историческим данным. Как известно, оригинал
произведения Ивана Глазатого утрачен, и мы располагаем
несколькими списками его истории. Дата "1177 год" приводится
только в одном из списков "Казанской истории", а в другом списке
той же "Казанской истории" имеется иная дата "основания Казани" -
1172 год (ПРСЛ, т.19. СПб., 1903, стр.10). Но дата "1172 год"
относится к истории Казани, ее знают и русские, и булгарские
источники, как дату нападения суздальского войска князя Мстислава
(действовавшего по приказу Андрея Боголюбского) на Булгарию
(ПРСЛ, т.1. СПб., 1846, стр.55) и на Учель-Казань (ДТ, т.I,
стр.132-133).
А вот дату "1177 год" не знают ни булгарские, ни русские
летописи. Возникла она явно вследствие бытования на Руси
различных систем летосчисления (разница между ними колебалась от
1 до 5 и даже 10 лет!), путем добавления переписчиком к реальной
дате "1172 год" пяти лет, т.е. искусственно. Так что
искусственная дата "1177 год" в расчет приниматься не может.
Но и дата "1172 год" также не является тем годом, который указал
Иван Глазатый в качестве даты основания Казани. Ведь сам
Глазатый, как мы помним, приводил данные об основании Казани
Саином ранее 1164 г. (см. пункт 12 настоящей работы), и поэтому
никак не мог написать о возведении Саином Болгарским Казани в
1172 г. (и тем более в 1177 г.).
Дата "1172 год" могла относиться у Глазатого только к предложению
"И дале тот же князь велики (Андрей Боголюбский - Ф.Н.) повоева"
(КИ, стр.48), т.к. поход 1164 г. закончился взятием Брягова, и
"дале" (дальше) воевать булгар суздальское войско Андрея могло
только в 1172 г. (других походов на Булгарию Андрей не
организовывал, а в 1174 г. был убит заговорщиками).
Очевидно, дата "1172 год" располагалась в оригинале "Казанской
истории" так: "И дале тот же князь великий повоева в лета 6680
(1172 г.)", но после утраты подлинника труда Глазатого (и, вместе
с этим, подлинной даты основания Казани) была превращена
позднейшими переписчиками в дату основания Казани (а потом еще и
переделана в "1177 год"!).
Итак, весь комплекс рассмотренных нами русских исторических
материалов свидетельствует о достоверности только одной из
известных науке дат основания Казани - 1103 года, сообщенной
сводом Бахши Имана "Джагфар тарихы".

.

Литература: 1. Бахши Иман «Джагфар Тарихы» 1,2,3 том, Оренбург
1997 г.
2.

3.





Новинки рефератов ::

Реферат: Логические элементы и их электронные аналоги (Цифровые устройства)


Реферат: Социальная работа и социальная педагогика (Социология)


Реферат: История России 20век (История)


Реферат: Проектирование коммутационной системы на базе станции SDE-3000 (Коммуникации и связь)


Реферат: Безналичные расчеты (Деньги и кредит)


Реферат: Сюжет та iсторiя створення роману Панаса Мирного "Хiба ревуть воли, як ясла повнi?" (Литература : зарубежная)


Реферат: Губернская реформа (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мотивация и стимулирование работников на примере ТОО Фудмастер (Менеджмент)


Реферат: Анализ ЗАО Шувалово (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ эксплуатационного обслуживания ВЦ средней производительности (Программирование)


Реферат: Культ техники (Культурология)


Реферат: Понятие и значение производительности труда (Социология)


Реферат: Архитектура компьютера (Программирование)


Реферат: Проблеми та перспективи розвитку страхового ринку України (Страхование)


Реферат: Селекция ячменя пивоваренного направления (Сельское хозяйство)


Реферат: Этика и психология (Социология)


Реферат: Новосибирск в годы Великой Отечественной Войны (История)


Реферат: Межнациональные конфликты. Фашизм (История)


Реферат: Заикание, причины, профилактика (Педагогика)


Реферат: Организация пенсионной службы в РФ (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист