GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе (Спорт)


ЮурГУ


Кафедра”Физической культуры и спорта”



РЕФЕРАТ

по Физическому воспитанию

на тему: ,, Физические упражнения-основа здорового образа жизни.

Тренировка спортсменов-разрядников в на-
стольном теннисе.”



Работу выполнил: Студент гр МТ-309

Квитовский Д.А.

Проверил: Столярова



Челябинск 2001г.

1. Физические упражнения-основа здорового образа жизни.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы
, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а
если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь .
Научные данные свидетельствуют о том ,что у большинства людей при
соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и
более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности
(гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в
еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов
,а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться
от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают
бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям
внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к
курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.


1.1 РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека .
Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы
"износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов ,преждевременное
старение. Труд как физический , так и умственный не только не вреден , но ,
напротив , систематический , посильный ,и хорошо организованный трудовой
процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему , сердце и сосуды
, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная
тренировка в процессе труда укрепляет наше тело . Долго живет тот , кто
много и хорошо работает в течение всей жизни .напротив , безделье приводит
к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ , ожирению и
преждевременному одряхлению .
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не
сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять
силы во время выполнения работы как физической , так и умственной .
Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья
работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной
работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , без напряжения, не
вызывает усталости и утомления . Важен правильный выбор профессии в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Для работника важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошо
проинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно до
работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее
рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места
должно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источник
света , например, настольная лампа .
Выполнение работы лучше начинать с самого сложного . Это тренирует и
укрепляет волю . Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер , с
вечера на утро ,с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является
чередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означает
состояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речь
о пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположен
характеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха )
.Людям физического труда необходим отдых ,не связанный с дополнительными
физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы
досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и
умственных нагрузок полезно для здоровья . Человек , много времени
проводящий в помещении , должен хотя бы часть времени отдыха проводить на
свежем воздухе .Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на
прогулках по городу и за городом , в парках , на стадионах , в турпоходах
на экскурсиях , за работой на садовых участках и т. п.

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической
культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две
большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения -- это такие двигательные акты, в которых
длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный
двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда
не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура
движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их
выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения,
прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения
оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного
аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции,
гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного
аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических
упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику,
занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП).

1.3 УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому
приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию
высокого уровня работоспособности в течение трудового дня,
совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики
и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и
мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость
ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и
внутренних органов.

1.4 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных
формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед
началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и
усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима
особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с
длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения
мелких механических операций.
Физкультурйые паузы организуются непосредственно во время работы.
Время их проведения определяется фазами изменения уровня
работоспособности -- в зависимости от вида деятельности и контингента
работающих. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу
снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с
музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по
механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных
центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и
.концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты
производственного процесса.

1.5 РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений
и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального
сопровождения. В ней используется комплекс различных средств,
оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых
упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему,
наклоны и приседания -- на двигательный аппарат, методы релаксации и.
самовнушения -- на центральную нервную систему. Упражнения в партере
развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии --
выносливость, танцевальные -- пластичность и т. д. В зависимости от
выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить
преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или
смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления
функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.
Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя)
оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.. ЧСС
не превышает 130-- 140 уд/мин, т. е. не выходит за пределы аэробной
зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0--1,5 л/мин; содержание
молочной кислоты не превышает уровня ПАНО -- около 4,1 ммоль/л. Таким
образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В
серии упражнений, выполняемых в положении стоя, .локальные упражнения
для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130--140
уд/мин, танцевальные движения -- до 150--170, а глобальные (наклоны,
глубокие приседания) --до 160--180 уд/мин. Наиболее эффективное
воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений,
в которых при определенном темпе ЧСС может достигать 180--200 уд/мин, а
потребление кислорода -- 2,3 л/мин, что соответствует 100%МПК. Таким
образом, эти серии носят преимущественно анаэробный характер
энергообеспечения (или смешанный с преобладанием анаэробного
компонента); содержание лактата в крови к концу тренировки в этом
случае достигает 7,0 ммоль/л, кислородный долг -- 3,0 л (В. В. Матов,
Т. С. Лисицкая, 1985).
В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия
ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную
направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС
180--200 уд/мин может использоваться лишь в спортивной тренировке
молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носит преимущественно
анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов
энерго- обеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции
.жирового обмена при таком характере энертообеспечения не происходит; в
связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация
холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и
работоспособности.
На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и
серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка
носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130--
150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного
аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости)
возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно
меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.



2. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе.

2.1 Разминка.

Разминка- это комлекс специальных средств, задача которых не только
подготовить к предстоящей специальной деятельности но и предотвратить
травматизм. У теннисистов –разрядников разминка состоит из двух частей-
общей и специальной. В общей части разминки используют упражнения
такого характера, благодаря которым достигается повышение обмена
веществ, организм разогревается. Такие упражнения повышают деятельность
сердечно-сосудистой системы, вентеляцию лёгких, увеличивают потребление
кислорода организмом. Упражнения этой части разминки выполняются до
лёгкого потоотделения, тогда будет достигнут необходимый уровень
терморегуляции организма и работы органов выделения.
В специальной части разминки опорно-двигательный аппарат ваш
подготавливается к предстоящей специфической работе. Здесь используют
специальные упражнеия, направленные на отработку технических приёмов
или их сочетаний, такие как имитационные упражнения, игра с тенью,
работа на тренажёрах и т.д способствующие достижению оптимального
уровня возбуждения нервных центров коры больших полушарий головного
мозга. Говоря языком специалистов устанавливаются условно-рефлекторные
связи, уточняется дифференцировка мышечных усилий, проверяется
согласованность всех фаз ударных движений и передвижений. Значительное
время уделяют упражнениям имитирующих технику ударов и передвижений в
отдельности или в сочетании. По характеру движений они близки к технике
игры, помогают её осваивать и закреплять в упрощённых условиях,
постоянно подводя спортсмена к игре на столе.


2. Комплекс имитационных упражнений


Приведём пример комплекса имитационных упражнений:


1) Накат справа из двух точек стола: правого угла и середины.
2) Накат справа из трёх точек стола: правого угла, середины и левого
угла.
3) Накат слева из двух точек стола: правого угла и из середины.
4) Накат слева из трёх точек стола: левого угла, середины и правого угла.
5) Из правого угла стола-срезка, из середины стола-накат или топ-спин
справа.
6) Из левого угла стола-срезка, из правого угла-накат или топ-спин справа
.
7) Из правого угла стола-срезка, из левого угла-накат или топ-спин.
8) Из правого и левого углов стола поочерёдные накаты или топ-спины
справа и слева.
9) Поочерёдные накаты или топ-спины справа и слева из середины стола.
10) Поочерёдные накаты или топ-спины справа и слева из левого угла стола.
11) Имитация любимой подачи с коронным завершающим ударом справа или
слева.
12) Имитация любимой подачи с последующим выполнением наката или топ-
спина слева из левой половины стола и завершающий удар из правого угла
стола.
Упражнения выполнять не более 20-30 сек. или 10-15 раз, по 2-3
серии. Во время выполнения упражнений нужно следить за правильностью
движений, мысленно представляя себе игровую ситуацию и также мысленно
контролировать свои движения.


2.3 Упражнения без партнёра, с партнёром, на
тренажёрах.

Упражнения без партнёра выполняют как для овладения основами
техники игры, так и для её совершенствования, умения активно и
сознательно анализировать свои действия, контролировать собственные
движения, а также для совершенствования качеств необходимых в
настольном теннисе, главным образом в действиях, независимых от
соперника. Это жонглирование мячом, игра у стенки, и другие упражнения.
Упражнения с партнёром используют для изучения и закрепления техники
приёмов и тактики действий, совершествование их при активной помощи
партнёра.
Использование этих упражнений позволяет создать все предпосылки для
правильного выполнения и успешного завершения игроком всех технических
приёмов. В таких упражнениях вы с партнёром договариваетесь-что
выполняет один и как отвечает на его удары другой. При этом нужно
стараться подобрать такие упражнения, которые соответствовали бы уровню
обоих спортсменов, чтобы выполнять их с небольшим количеством ошибок.
Применение этих упражнений создаёт благоприятные условия для
деятельности в разнообразных игровых ситуациях и развитие таких важных
качеств для игры в настольный теннис, как умение выбирать момент для
начала и завершения атаки, выявлять взаимосвязь расстояния, силы
вращения и скорости полёта мяча, выполнять технические приёмы в
зависимости от действий партёра.
Все мы хорошо знаем, как широко используют для совершенствования
физических качеств различные тренажёры и даже комплексы тренажёров. И
очень мало мы знаем о тренажёрах которые применяются в споривных играх.
Хотя они значительно ускоряют закрепление двигательных навыков.
Взанятиях по настольному теннису, в качестве вспомогательных средств,
можно использовать снаряды и инвентарь, имеющийся на вооружении в
других видах спорта. Из гимнастики можно заимствовать перекладину,
кольца, скакалки. Также есть спец. тренажёры для тенниса. Наибольшее
распространение получили такие тренажёры, как ,,Велоколесо”,”Мяч на
штоке”,”Удочка”,”Щит-отражатель”,”Утяжелённая ракетка”и т.п.



Литература:
1) ”Настольный теннис” Галина Баргукова.
М-“Физкультура и спорт” 1990г

2) Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков "Книга о
здоровом образе жизни"







Реферат на тему: Физическое воспитание в семье

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра теоретических основ физического воспитания



Физическое воспитание в семье.


Курсовая

Работа



Содержание.

Введение.
Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
1. Закаливание.
2. Режим дня.
3. Рациональное питание.
Глава II.
3. Формы физического воспитания в семье.
1. Пешие прогулки и походы.
2. Плавание.
3. Лыжные прогулки.
4. Катание на коньках.
5. Езда на велосипеде.
6. Бег.
Глава III.
4. Организация досуга для детей.
1. Игры во дворе.
2. Спортивная площадка.
3. Спортивный уголок дома.
Заключение.
Литература.



Введение.
Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень
верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская
самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной.
Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители
окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают
множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже
и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим
звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к
родительской заботе и любви особые требования.
Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в
данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить
в нем необходимый фундамент физического и духовного развития.
Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого
ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.
В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в
семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и
телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и
предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью
движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают
значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие
всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то
и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения
способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и
самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и
мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он
научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и
сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни.
Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно,
как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие
речи.
Цель.
Побудить к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с
ребенком являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной
жизни.

Задачи:
1. Объяснить родителям о необходимости заботиться о правильном развитии у
ребенка основных дыхательных навыков начиная с младенческого
возраста.
2. Убедить родителей в том, что систематические занятия физической
культурой помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают
ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают смелость.



Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе –
главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными
обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в
систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы
общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания
педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся
личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном
для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их
интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От
семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических
воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в
атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным
содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают
организацию совместного досуга не только важное средство воспитания
ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание
имеет большое значение для семьи.
Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в
общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как
и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно
– образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками
педагогического процесса.
Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде
всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных
навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их
интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое
эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно
возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни
страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач,
иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца,
матери, укладу жизни семьи.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый
образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и
укрепления здоровья людей.
Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить
его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный
режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной
системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая
обстановка в семье.

1. Закаливание.
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в
глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось
в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских»,
условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в
холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.

В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть
деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.


Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий,
направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к
вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая
устойчивость может быть достигнута только в результате систематической
тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.


Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются
нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям.
Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на
сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В
помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум
для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С целью
эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в
помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160
до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности
детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные
занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более
теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать
при открытой форточке, завешенной марлей.
Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда
должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться
без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных
тканей.
Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание
ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное
значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус
нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно –
сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.
Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности
продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сон
на свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению,
наблюдается редко и в городах и в поселках.
Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детей
составляет постепенное снижение температуры воздуха от + 200 до + 100 с
разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное
закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много
температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой
оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними
органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять
это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную
последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по
коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок
увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на
лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить
босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие
страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и
изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после
прогулок босиком вымыть ноги с мылом.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных
температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного
применения должны знать все родители: систематичность и последовательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и
эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры
проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных
факторов и климатогеографических условий.
По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что
снижает ее эффективность.
Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных
воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В
домашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.
Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает
фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-140. Одновременно в
соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 220.
Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в
трусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногу
перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут.
Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным
увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-200. Летом в одной
из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы
с регулируемой температурой воздушного потока.
Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным
прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к
продолжительным охлаждениям и перегреваниям.
Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – при
соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие
многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение
состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых
солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к
простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что
воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя
у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не
менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это
присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря),
возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.
Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а также
светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре
воздуха +200 и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 дней
длительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а позднее и
чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море с
интервалами в 15-20 минут.
Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх или
занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая
шапочка.
Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и
зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее
влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода,
теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также
применяют с древнейших времен.
Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные.
К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым –
умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для
закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание
стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин),
а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят
играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные
эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные
процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой.
Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание
ног: сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и вновь холодной.
Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является
купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет
при температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220.
Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют
специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре.
Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередном
погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-360 и 18-
200).
Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа
такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой
(380) водой в течение 30-40 секунд, затем температуру воды снижают на 2-30,
а время ее действия сокращают до 15-20 секунд. Далее такие чередования
приемов теплого и прохладного душа повторяют 2-3 раза. В первых процедурах
температуру воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через
3-4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30-40 секунд. Через 8-
10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3-40 и так постепенно в
течение 3-3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной воды
доводят до 200 у дошкольников и 240 у школьников (т.е. 40-420 и 18-200).
После каждой процедуры тело вытирают полотенцем.
Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную
ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего
возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая
утомление и повышая работоспособность.
Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране,
также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры.
Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они для
их здоровья? Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей
очевидностью показывает, что и русская парная баня, и финская сауна
помогают закалке как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников.
Конечно, для последних и младших школьников должен создаваться более
щадящий режим, особенно при первых посещениях. Так, температура в парилке
должна быть в пределах 650 для дошкольников, 750 – для младших школьников.
Соответственно время нахождения в ней – 5-7 минут. За одно посещение
ребенок может побыть в парной 2-3 раза, чередуя посещение с приемами
прохладного (20-250) душа в течение 20-30 секунд. По мере повторения
процедур температуру воздуха в парилке можно увеличить до 800, а время
пребывания в ней – до 7-8 минут. Дети старшего школьного возраста могут
находиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь на нижней полке и все
же меньше времени, чем они.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями
ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с
медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало
обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.


2. Режим дня.

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает
работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни.
Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся.
Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не
пойдет на пользу.
Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности,
если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится
времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что
нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности
школьника. Вот почему семья, так же как и школа, должна обратить серьезное
внимание на организацию времени бодрствования и сна учащихся.
Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят
маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства
усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.
Правильно организовать режим дня школьника – это:
- обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго
установленным временем подъема и отдыха ко сну;
- предусмотреть регулярный прием пищи;
- установить определенное время приготовления уроков;
- выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой
деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если
проявить настойчивость, ему будет легче и легче это делать – начинает
играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.
Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом
продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно
увеличивается.
Большую часть времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.
Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с
ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час-полтора при открытой
форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность.
После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на
открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной
активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют
избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро
приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления;
поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе,
отстают от товарищей.
Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в
наказание за какие-либо проступки.
Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе – до 4 ч. в день.
Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья
школьников, особенно ослабленных и перенесших заболевания.
В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое
используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и
интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и
для чтения любимых книг, и для конструирования или рисования, и для занятий
спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмотреть телепередачу.
Найдите место в режиме дня посильному труду детей – общественно
полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.
Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье
посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей
одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое
рабочее место.
Двадцать-двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и
30-35 минут – для обеда.
После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной
нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только
сон.
Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность
ребенка в течение значительного времени.
Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20-30, а
затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует
включить мытье ног водой комнатной температуры.
Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи,
поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном.
Постель – безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не
жесткая.
Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздуха. Комнату
перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при
открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16-
170.

3. Рациональное питание.
Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма.
Казалось бы, это известно всем, во всяком случае спорить с этим никто не
станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально
необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не
считают обязательным.
И если недокормленных детей при всех наших сложностях с продуктами
немного, то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой школы, почти
в каждой группе детского сада.
Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с
младенческого возраста подвержены частым респираторным и аллергическим
заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги
и так называемая круглая спина. Добавим, что возникающие в дошкольном
периоде обменные и другие нарушения, связанные с ожирением, способствуют
развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.
Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют
энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный
круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а
гиподинамия – прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких
детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Наш опыт
показывает, что сделать это непросто, родители должны приложить много
стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим
движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.
В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена
потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь
обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как
мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется
и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших
дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но
лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не должны
быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются
растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с
добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи
лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3-4
раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких
напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может
выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой
режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу.
Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1,3 л, школьников – 1,5 л.
Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если
первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или
макарон.
В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из
свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка
должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также
минеральных веществ. Примерные их суточные показатели для дошкольников:
белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 1200 мг, фосфора
около 1500 мг, витамина С 50 мг.
На завтрак – каши, яйца (лучше сваренные вкрутую), блюда из творога,
мяса, рыбы, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед:
овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе
блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота,
свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок выпивает стакан
молока, кефира или простокваши, съедает печенье, ватрушку или булочку,
фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от
завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жаренном виде, вечером давать
не следует.
Если оценить питание в большинстве наших семей, можно констатировать,
что оно нуждается в улучшении. В первую очередь, за счет увеличения
потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов. Сама
технология приготовления блюд для детей должна быть изменена.
Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно
должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей
и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного
происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по
технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные
продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не
стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного
возраста, а блюда с острыми специями – вплоть до подросткового возраста.
Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.

Глава II.
3. Формы физического воспитания в семье.
1. Пешие прогулки и походы.
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм
активного отдыха, рационального использования свободного времени для
укрепления здоровья.
Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности,
взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость,
выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.
Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских
тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.
Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной
организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание
различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать
положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.
С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким
расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет
– 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При
регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км.
Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же
постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути.
Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые
желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах
движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья,
пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как
это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное
влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к
подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли
свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка,
шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти
парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг,
лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не
расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех
держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее
оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро
собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных
выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или
использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями,
крадучись, в полуприседе.
Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на
полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев.
Желающим можно предложить за 30-35 м до намеченного места отдыха пройти
быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к
самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению
двигательных способностей (выносливости, быстроты).
После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать
подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на
оставшийся путь.
Например:
Ноги от земли! Дети свободно стоят на площадке (полянке). В центре –
ловишка (его выбирают заранее по договоренности с детьми). По сигналу
взрослого «Раз, два, три – лови!» ребята разбегаются в разные стороны.
Стремясь, чтобы ловишка не мог коснуться, каждый занимает какое-либо
возвышение над землей: пенек, бревно, бугорок, некоторые руками и ногами
обхватывают ствол дерева, не касаясь, конечно, земли. Того, кто не успел
это сделать, ловящий касается рукой. Этот участник выходит из игры. Так
повторяют 3-4 раза. После этого выбирают нового ловишку.
Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких
объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного
внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-
7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии
нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы
чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых,
возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием,
просто отдохнуть и расслабиться).
Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с
другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют
эгоистических чувств, своеволия.
Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться в далекий от
дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно
надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы,
выносливость.
Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3
дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению.
Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря:
собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами
обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к
походу, ощутили себя его полноправными участниками.
Дети 3-4 лет в семейном походе проходят в день 4-6 км, скорость ходьбы
примерно 2,5-3 км в час, в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует торопить ребят,
нужно рассчитать маршрут так, чтобы были остановки. На опушке леса,
полянке предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий. Для
детей 3-7 лет предлагается длина трассы с препятствиями 80-100 м, считая по
5-6 м расстояния между отдельными препятствиями.
Препятствия могут быть следующие:
«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера
с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.
«Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с
несколькими поворотами.
«Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером 1,5-2 м.
Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно
к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.
«Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется
колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.
«Обезьянник» - образован двумя веревками (диаметром 10-12 см),
натянутыми между двумя деревьями (расстояние между ними 2-3 м). Их туго
натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята
переступают ногами по нижней веревке, держась за верхнюю.
«Гол» - ударом ноги прогнать мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить
его в рюкзак и надеть рюкзак на себя.
Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия,
предлагают попробовать выполнить задание, а затем уже объявляются условия
соревнования.
Питание и питье. Хорошо сварить на костре свежий обед.
Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную
погоду – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно
затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее
подходящие условия.
Тяни в круг. На рюкзак кладется мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают
в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук,
каждый старается заставить партнера сбить мяч любой частью тела. Сбивший
мяч выбывает из игры.
Найди свой домик. Ребята самостоятельно или с помощью взрослого выбирают
для себя домики (скамейку, бревно, пенек) и находятся в них. В одном домике
может быть двое детей. По сигналу выбегают на площадку, бегают, изображая
ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и над головой), зайчиков
(подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны
руками). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая домики.
Сколько шагов. Детям предлагается задание – выбрать какое-нибудь дерево
и попробовать определить на глаз, сколько до него шагов. Затем расстояние
измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному
число шагов.


2. Плавание.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При
плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим
позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные
условия для формирования правильной осанки. Под действием воды
активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой
водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и
преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина
дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его
терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во
время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной
системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные
повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и
сопротивляемость его простудным заболеваниям.
Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и
плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка - в
возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала
занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в
чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины
дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным,
доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать
ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви,
двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе,
нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша,
занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36-370.
Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут
при снижении температуры воды до 340.
Какие навыки движений в воде может освоить ребенок?
Взрослый сначала лицом к себе держит его под мышки и за грудную клетку.
Окунуть несколько раз в воду до подбородка; уложив малыша на спину, левую
ладонь подвести под затылок малыша, правой обхватить область таза.
Покачивать, переводя ребенка из горизонтального положения в
полувертикальное и обратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2-3
минуты) и отдых ребенка в вертикальном положении (левая рука взрослого
обхватывает грудь малыша и на нее он наваливается, правая рука поддерживает
затылок);
- обе ладони подведены под спину малыша, большие пальцы
обхватывают сверху его плечи. Боковые покачивания ребенка вправо-
влево (снова отдых в вертикальном положении);
- плавание (на руках взрослого) от одного конца ванны к другому и
обратно в положении на спине.
Надо заранее подготовить и специальное оборудование: «чепчик русалки» -
в легкую шапочку вшить куски пенопласта. Использовать для поддержки ребенка
на поверхности воды в положении на спине «пояс Нептуна» - надувная
резиновая подушка с поясом (для плавания на груди).
Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей
ребенка. Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится
движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к
самостоятельному плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные
упражнения чередовать с любимыми ребенком, побуждать его к
самостоятельности, проявлению активности, желания научиться держаться на
воде.



3. Лыжные прогулки.

Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные
прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное
эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор
и т.д.
Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки
подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать
рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи,
достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки – немного ниже
плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с
1-2 толстыми шерстяными носками.
В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право,
больно и обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых
очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и
одновременно трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность
почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной
поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без
палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с
разведением рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу
ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным
переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным
упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда
ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка
слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают
развороту на месте.
При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню,
идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика,
постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Лишь после
этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному
двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при
ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот.
Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег
впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию
двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом
палок под прямым углом.
Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых
подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков. На
некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом» - это
сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние
ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и
осваивается далеко не всеми детьми.
Обучать детей скоростному «коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за
его чрезмерной нагрузки на суставы ног.
Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала
движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.

4. Катание на коньках.
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников,
улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически
выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в
развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на
коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит
постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене
одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на
укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного
аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное
напряжение.
Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из отталкивания,
правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия.
Сложность движений на коньках обусловливается взаимосвязью и общим ритмом
двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры.
Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.
Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть коньки с
ботинками, примерить, попытаться завязать шнурки. Шнурки должны быть
широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур
длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах
свободно, чтобы ноги не мерзли.
Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца – ноги слегк

Новинки рефератов ::

Реферат: Свойства, применение и получение полиметилметакрилата (Химия)


Реферат: Rambler - формы запросов и поиск (Программирование)


Реферат: Культура деловых отношений (Культурология)


Реферат: Государственный экзамен по Биологии (Биология)


Реферат: Горская цивилизация (История)


Реферат: Методика загальної оцінки стану підприємств на ринку за даними фінанансової звітності (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проект создания общества с ограниченной ответственностью "Энергия" и его экономическое обоснование (Предпринимательство)


Реферат: Технология работы социального педагога с семьёй (Педагогика)


Реферат: Шпора по финансам (Финансы)


Реферат: Доктрина фашизма (рецензия на статью Бенито Муссолини) (Политология)


Реферат: Доказательства в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Химические преобразователи солнечной энергии (Химия)


Реферат: Парфенон (История)


Реферат: Математические модели электромеханических систем в пространстве состояний (Математика)


Реферат: Вклад в социологию Г.Спенсера (Социология)


Реферат: Этапы развития страхования в СССР (Страхование)


Реферат: Концепции цивилизации (Культурология)


Реферат: Права русскоговорящих жителей в Эстонии (Международные отношения)


Реферат: Право и мораль (Теория государства и права)


Реферат: Арбитражный процесс (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист