GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Влияние предметной деятельности на развитие детей (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние предметной деятельности на развитие детей (Педагогика)



Министерство образования РТ
Чистопольское педагогическое училище.



КУРСОВАЯ РАБОТА
По психологии

на тему:
«Влияние

предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста»


м



Выполнила: студентка 3 «Г» курса

Мингалиева Л.С.



Проверила: Ахметова Г.Г.


Чистополь 2002

Оглавление
Глава 1. Теоретические основания исследования. Развитие

предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка 3
Глава 2. Проблемы раннего развития ребенка 7
1. Потенциальные возможности ребенка 8
2. Влияние раннего развития на дальнейший образ мыслей
и действий ребенка 9
3. Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка
10
4. Принципы воспитания ребенка раннего возраста 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18



Глава 1. Теоретические основания исследования. Развитие предметной
деятельности в раннем возрасте ребёнка

Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка,
овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых
видов деятельности.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и
раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно
имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни.
В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми
психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.
Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно
начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на
вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для
этого созданными.
Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие –
средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ
употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается.
Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая
ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не
только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний
период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в
доступных пределах) технику выполнения этих действий.
В возрасте от 1 г. до 3 лет зарождается сюжетно-ролевая игра.
Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда
некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого
не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический
смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не
сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется
изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой
включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный
сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя
той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.).
Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок
начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть
использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком,
«измеряет температуру» палочкой. Это – игровые заместители реальных вещей.
Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место
другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет
действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает
словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил
действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в
своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход
изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном
возрасте.
В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с
полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в
пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает
действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения.
Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень
ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение
нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием
впечатления от собственного рисунка.
Т.о., произвольное управление действиями пока состоит больше в
постановке целей, чем в их достижении.
В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно.
Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их
успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка.
Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со
взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной
деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с
образами предметов и явлений окружающего мира.
Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи
взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со
взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно
повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на
слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые
указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия,
оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и
понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации
общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать
речь как основное средство познания действительности.
Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от
его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит
изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного
развития ребенка.
К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие.
Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не
может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы
по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более
точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями
предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.
Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление –
выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих
действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи.
Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) –
отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом
предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления
ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление
ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает
пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-
образное мышление.
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя
назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения,
под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств.
Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность
знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не
воспринимал.
Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет
решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание –
результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого
возраста.


Глава 2. Проблемы раннего развития

1. Потенциальные возможности ребенка

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин,
Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и
характер человека не предопределены от рождения, а большей частью
формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга,
с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к
развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в
первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от
стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни
ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.
Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование,
чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.
По мнению Ибуки, основная цель раннего развития – это предотвратить
появление несчастных детей. Мозг новорожденного ребенка – чистый лист
бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько
одаренным будет ребенок.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это
период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала,
к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга.
Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства,
развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому
возрасту.
Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с
ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно
постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно
прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем
давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать
сопротивление.
Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у
детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» или
перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знание, но,
когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать новую
информацию. Зачастую информации слишком мало, чтобы полноценно развивать
ребенка.
Вскоре приходит время, когда ребенок обретает способность принимать
самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с
жадностью воспринимает все, что ему интересно. Начинают развиваться и
другие способности – он уже может желать что-то создавать, хотеть сделать;
все они важны для развития интеллекта и формирования характера.
Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта
точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку
в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей
не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.
Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего
родного языка, но и любого другого, причем этот процесс может идти
одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо труднее
обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.
Музыкальный слух, физические способности формируются как раз в этом
возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического
восприятия – сенсорная реакция.

2. Влияние раннего развития на дальнейший

образ мыслей

Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют
большую роль, чем наследственность.
Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка.
Она развивает его способности к профессии родителей, пробуждая интерес к
ней.
Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих
детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и
физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно
стимулировалось на каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за
ребенком, знать, что и когда необходимо малышу, что ему интересно.
Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился
ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится
ходить, можно с легкостью. Сделать из него прекрасного фигуриста.
Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет
неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о
том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната, лишенная стимуляторов,
вредна для малыша», - считает М. Ибука. Профессор Уайт, занимающийся
исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с
самого рождения создать разнообразные условия, то это дает значительный
эффект в формировании интеллекта. Поэтому в детской обязательно должны быть
цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.
По мнению Ибуки, впечатления раннего детства определяют дальнейший
образ мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все
эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.

3. Факторы, оказывающие благоприятное

влияние на развитие личности ребенка

Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей
степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что
ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет
без слуха. Родители должны давать малышу слушать правильную музыку, ведь он
может запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.
Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка
информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. «Но что гораздо
важнее, - говорит Ибука, - это развивать умение рассуждать, оценивать,
воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут
себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом,
может сформировать его личность. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым
угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным
человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению Ибуки,
принадлежит матери, отцы должны быть друзьями и помощниками жене.
Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.
Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся
успехов, в частности, потому, что ребенку легче развить неординарные
способности и характер, если он растет, окруженный детьми, и благодаря
этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать гармонию
между общественным и индивидуальным. Достижение этого баланса во многом
зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только на
базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на
уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип можно
создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей – значит
помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя логика. Здесь
нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.
Ибука считает, что «злоба и зависть и ребенка – это выражение
бессилия». Не имея возможности выразить свои чувства словами, ребенок
выражает чувства эмоционально. Профессор Тошио Ямамит, специалист по
детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:
1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
4) недостаток физических упражнений и накопившаяся
неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своем;
6) подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно
искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить
причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это
только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым. Родителям необходима
твердость характера, чтобы отличить обоснованное требование от каприза, а
недостаток такой разумной твердости калечит личность ребенка. Т.е. любое
проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины, цель
родителей – устранить причину расстройства малыша, а не подавлять ее.

4. Принципы воспитания ребенка раннего

возраста

Ибука считает, что главное правило, которого необходимо придерживаться
при воспитании двух- и трехгодовалых детей, - это стимулирование и
стремление к порядку. Интерес – лучшее побуждение к действию. Принуждение –
худший способ обучения. Например, если у ребенка возникает интерес к
стирке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие
ожидания учителей.
Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка –
пробудить интерес. Вместо того, чтобы учить ребенка считать, лучше
заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, разожгите
интерес к процессу письма.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы
у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно
карандашей и бумаги.
Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить,
что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие
условий для возникновения интереса.
Детский психолог Сеймиро Аоки специально исследовал образование таких
понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо»
для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий
«хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно
ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то,
за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает,
что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают,
значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием
«плохо».
Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое
«хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему
приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и не приятные, когда
плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно,
насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.
Интерес – лучший стимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро
пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Среди множества
интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где
ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого.
Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший
у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то
серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не
знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но у него
должен быть шанс развить их.
Важным условием любого значительного достижения является интуиция. Она
перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и
фундаментальным чувством. Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще
не способен логически мыслить и полагаться на свои инстинкты. Очень важно
помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, не подавлять их,
прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами
разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пяти чувств,
развитие ее обостряет и все чувства.
Ибука считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши.
В возрасте около 1 года ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части
игрушки, доводя мать до отчаяния. Т.е., ребенок входит в стадию
самоутверждения. Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от
этого зависит его будущая способность к творчеству. Все, что ребенок делает
руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, - развивает его
интеллект и творческие задачи. Если родители будут поминутно останавливать
свое дитя, то все равно тем самым помешают развитию его творческих
склонностей. Когда детям для рисования предлагают листы бумаги только
стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки
должны быть только такого размера и что родители хотят от них именно этого.
Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и
обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный
мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать
ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный
лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и
достаточной жизнестойкости.
Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что отказываясь
удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не
недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда
вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно
сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной
игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родители хотят
развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны
покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного
эффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало
общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая
или забавная.
У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или
иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с
любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те,
которые удовлетворяют его потребность в творчестве. Для ребенка игровой
материал – все, что он трогает и видит. Нет особой нужды, по мнению М.
Ибуки, вообще покупать ему игрушки и настаивать, чтобы он обязательно
играл, как «положено».
Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур –
лучшие игрушки для развития творческих способностей ребенка. Эти материалы
имеют одну общую характеристику – они не имеют определенной формы или
назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка
раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может
делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих
собратьев в освоении различных навыков: лепка рано разбудила его
интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение –
первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком
благодаря лепке.
В раннем возрасте мозг ребенка не развивается отдельно от тела.
Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным.
Профессор Куньо Ацуку утверждает: «Физические упражения улучшают работу
всех органов и повышает сопротивляемость ребенка внешним стрессам». Было
подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень
смышленым.
Ибука дает такой совет родителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько,
сколько может, только при одном условии, что для вас не важен результат его
работы».
Для ребенка важен не результат, а сам процесс его деятельности. Как бы
ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа
часто требует осторожности и концентрации внимания, j не нужны в игре.
Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития
его интеллекта и двигательных способностей. Те родители, которые j, чтобы
облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких
детей», обделяют своего ребенка.


Заключение

Период раннего развития ребенка – время развития мозговых клеток
ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование
способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли
у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это
зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем
детстве.
Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский
мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при
этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень
важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, который в
дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.
В раннем детстве развиваются и другие способности ребенка: желание что-
то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это
важно для развития интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг
ребенка в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить одновременно
системы мышления 2-х языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет сензетивен
для обучения ребенка иностранным языкам.
Музыкальный слух, физические навыки формируются как раз в этот период.
Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать водить его в
художественную или музыкальную школу.
Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным, важно обеспечить ему
благоприятную среду, которая играет первостепенную роль в ранний период.
Она развивает способности к определенной профессии, пробуждает интерес к
занятиям родителей.
Впечатления и воспоминания раннего детства формируют образ мыслей,
мировоззрение взрослого человека. Задачи родителей – обеспечить самые
благоприятные эмоции об этом периоде. Ведь большинство комплексов и страхов
человека свое начало берут именно из раннего детства.
Ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо учить рассуждать,
оценивать, воспринимать. Родители – эталон для малыша, их поведение должно
быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.
Все отрицательные эмоции ребенка всегда имеют причину: голод,
усталость, боль. Родители должны выяснить ее и предотвратить последующие
вспышки детской раздражительности.
В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно
добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит это занятие. Лучше
пробудить заинтересованность, желание самому заняться этим делом.
Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое
образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка
сообразительным и добрым.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,
1968.
2. Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.
3. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. – М., 1972.
5. Плаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960.




Реферат на тему: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление


тревожности у детей старшего дошкольного возраста».



Выполнила студентка 6 курса


факультета дошкольной педагогики
и психологии
Черненко Ю.В.



Научный руководитель

старший преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии,
Серёдкина Н.Д.



Сдана на рецензию
…………………….
Допущена к защите
…………………….
Защищена
…………………….



Иркутск 2002



СОДЕРЖАНИЕ



Введение.
– 3-5

Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности
у детей в системе родительских отношений.
1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
– 6-11
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
– 11-16
1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-
родительских отношений.
– 16 -20
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
– 21 -30
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических
условий для преодоления тревожности у детей шестого года
жизни
в системе детско-родительских отношений.
– 31-39
Заключение.
– 40
Библиография.
– 41-42
Приложение.



ВВЕДЕНИЕ

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических,
экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина
и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен
разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные
исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и
страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва
и другие).
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как
указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие,
является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,
действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться,
сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения
с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и
негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,
открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения –
это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера
и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны
обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и
взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).


Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается
неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и
практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей
работе.
Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению
тревожности у детей.
Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских
отношений с целью преодоления тревожности у детей.
Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей
старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-
родительские отношения, а это возможно при условии:
а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического
благополучия ребенка в семье;
б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;
в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической
коррекции в системе детско-родительских отношений.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены
следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений
на развитие и устранение тревожности у детей.
2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление
тревожности у детей в системе родительских отношений.
3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-
родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.
Методологическая основа:
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих
отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о
закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как
особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ
авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко,
С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и
другие.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3.Количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной
программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских
отношений.
Организация работы:
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.

В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
библиографии и приложения. Основное содержание изложено на
страницах.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,
рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,
историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на
сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия
«семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями
много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение
семьи:
«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и
взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и
половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических
отношений» (40).
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-
педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная
жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе
принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами
семьи
(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может
выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании
ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,
кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше,
не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой
другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это
система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной
семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на
определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено
на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на
определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают
исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются
родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за
ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда
авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.
Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других,
являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М
Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это
система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера
и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие
исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.
Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются
высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях.
Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,
боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся,
общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное,
обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,
оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких
семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается
невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом
совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,
самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются
добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его.
Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,
социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их
дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не
влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как
сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных
отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы
семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом
удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и
«детей».
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний
общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной
выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него
родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный
ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие
критерии родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-
ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,
раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается
во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие
способности, испытывает чувство гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему
маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности.
4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему
свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель
пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального
успеха.
5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление
инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,
открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от
трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,
описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно
заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в
родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как
принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,
контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что
взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-
родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,
что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и
особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских
отношений на эмоциональное развитие ребенка.


1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских
отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительное количество исследований,
посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.
Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это
понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную
характеристику.
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных
различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу
в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую
особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных
характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать
как:
-психологическое явление;
-индивидуальную психологическую особенность личности;
-склонность человека к переживанию тревоги;
-состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании
человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога
в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так
как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.
Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни
тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная
(реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных
обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на
какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте
тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные
проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства
происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
-с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое
строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий
необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает
дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с
деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные
формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое
сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального
выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были
выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и
компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В
качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;
апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-
эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-
тивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с
повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному
поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок?
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,
завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в
общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического
характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему
свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих
механизмов, минимальная самореализация.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как
указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские
отношения.
Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по
данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-
кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным
избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня
запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,
неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию
низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в
социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская
гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и
агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к
ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с
неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-
заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и
равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,
сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в
семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;
чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край
эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной
слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о
том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и
запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,
навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания
и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию
истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и
отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как
этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее
воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной
возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно
защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и
зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу
поведения с яркими аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители
порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто
копируют модель воспитания их собственных родителей (29).
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других
указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к
ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,
содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка
шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.
Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку
взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.
Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в
сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.
Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности
родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили
воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие
эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,
незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,
как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.

1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей
в системе детско-родительских отношений
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.
Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.
Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна
коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в
развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена
на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в
обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие
потенциальных творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;
личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;
директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;
специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах
коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,
что один человек пытается помочь другому.
Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских
отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность
родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и
особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей
общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в
качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.
Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и
программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому
проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря
психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет
увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских
отношений – социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом понимается практика
психологического воздействия, основанная на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения
знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения
и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного
группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в
сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется
принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы
В процессе социально-психологического тренинга применяются различные
методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),
ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на
рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных
детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением
родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие
на его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,
питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на
стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных
защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и
т.д.).
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в
образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:
рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так
далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,
в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в
воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным
представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к
нарушениям в системе детско-родительских отношений.
Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских
отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-
ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На
современном этапе сложилась система работы с родителями или формы
сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры
родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и
индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:
собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:
консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников
широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы
семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в
спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на
выставки), посещение природы и т. д.
Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,
наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению
знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные
клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по
воспитанию детей).
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских
отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-
психологический).
Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных
исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.
Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований
зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,
А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,
невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного
типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но
впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела
личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о
психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,
методах воспитания.
Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами
проведен констатирующий этап исследования.



ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ


ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ



Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в
семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,
содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа
методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);
- методика «

Новинки рефератов ::

Реферат: Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского (Литература)


Реферат: Иностранные инвестиции в российской экономике (Деньги и кредит)


Реферат: Сделки с недвижимостью в предпринимательской деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Кредитная система РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп (Психология)


Реферат: Характер экзистенциализма в романе А.Камю "Чума" (Литература : зарубежная)


Реферат: Автоматизированное рабочее место регистрации и документирования комплекса средств автоматизации (Компьютеры)


Реферат: Корпоративное управление.Методическое пособие (Менеджмент)


Реферат: Масонство в России (Религия)


Реферат: Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова (Искусство и культура)


Реферат: КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В САМАРЕ (История)


Реферат: Політичний портрет М. Грушевського (Исторические личности)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Аудит)


Реферат: Интернет и средства массовой коммуникации (Компьютеры)


Реферат: Нормативно-правовое обеспечение общественных объединений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Становление понятий о химическом элементе (Химия)


Реферат: Происхождение ископаемых углей (Химия)


Реферат: Государственное устройство Веймарской республики (Государство и право)


Реферат: Общение и коммуникации (Менеджмент)


Реферат: Восстание Спартака (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист