|
Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и теории педагогики
РЕФЕРАТ
«Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов»
Выполнил: студент группы Л-3-3а Винькова В.К.
Проверил: Гузенко И.Г.
ЛИПЕЦК – 2002
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………..3 1. Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов………………….4 2. По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах…………………………………..7 3. Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………….11
Введение
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной; операционально-исполнительной; рефлексивно-оценочной. Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии. Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.
Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?
Формы обучения В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Рассмотрим некоторые из форм более подробно. Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам: 1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме: повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д. освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо “добывается” в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой. отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу); выдача домашнего задания. Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Виды обучения Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будет рассмотрено одно из них: традиционное обучение.
Традиционное обучение Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.
По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах?
Дидактика – отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблему образования и обучения.
Нужно вести образовательный процесс к тому, чтобы обучающиеся больше приобретали знания самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию. Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке. «Дидактика» - от греч. didaktikos – «поучающий» или didaktiko – «изучающий». Задачи дидактики: описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения. Для реализации этих задач дидактика использует философию, психологию, возрастную психологию и кибернетику. Традиционную дидактическую систему связывают с именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта. Целью обучения для нее является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий и теоретических знаний. Основополагающий принцип традиционной дидактической системы основывается на том, что организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально-сильную личность. В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребёнка. Педоцентрическая дидактика строит процессы обучения, исходя из потребности, интересов и способности ребёнка. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения литературе в 5-7 классах?
История развития и становления методов обучения весьма разнообразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Разные авторы выделяют разное количество методов обучения, дают им крайне разнообразные наименования. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности. В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Заключение.
Метод обучения – категория историческая. Так как ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их упорядочить, привести в определенную систему. Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.
Список использованной литературы:
Кан-Калик В. Л., Никандров П. Г «Педагогическое творчество», М. 1990. Симонов В. П., «Диагностика личности и профессионального мастерства педагога», М., 1985. Демакова И. Д., «С верою в ученика», М., 1989. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н., «Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999. «Педагогика»/Под ред. профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.
Реферат на тему: Методическое пособие
Раздел 1. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми)
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко| | |ен|сп|ед|ен|ед|мм| | |ки|ит|ни|ка|ни|ен| | | |ат|й |сп|й |та| | | |ел|ба|ец|ба|ри| | | |и |л |иа|л |й | | | | | |ли| | | | | | | |ст| | | | | | | |а | | | | | | | | | | | | |I |II| | | | | | | | | | | | | |1. Рв - Развитие детей второго и третьего года жизни (ранний возраст). | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 1. Сотрудники создают условия для развития эмоционального общения детей с взрослыми. | | | | | | | |Рв 1.1. Проявляет собственную инициативу в установлении эмоциональных контактов с детьми (ласково | | | | | | | |обращаются с ним, называют по имени, поддерживают ребёнка при переживании им дискомфорта). | | | | | | | |Рв 1.2. Поддерживают и поощряют инициативу ребёнка в эмоциональном общении (всегда откликаются на | | | | | | | |стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). | | | | | | | |Рв 1.3. Организуют эмоциональные и подвижные игры, способствующие совместным и положительным | | | | | | | |переживаниям («ладушки», «сорока - воровка», «едем – поедем », «прятки» и т.п.). | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 2. Сотрудники помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками. | | | | | | | |Рв 2.1. Знакомят детей друг с другом, стимулируют их обращения к ровесникам. | | | | | | | |Рв 2.2. Организуют эмоциональные контакты, сближающие детей между собой, стимулируют проявление | | | | | | | |доброжелательного отношения к сверстникам. | | | | | | | |Рв 2.3. Устраивают эмоциональные совместные и подвижные игры («прятки», «догонялки» и пр.). | | | | | | | |Рв 2.4. Организуют несложные совместные игры с предметами (совместные постройки из кубиков, игры с | | | | | | | |куклами и пр.). | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 3. Сотрудники создают условия для развития предметного взаимодействия с детьми (сотрудничества), | | | | | | | |предлагая им различные образцы действий с предметами. | | | | | | | |Рв 3.1. Помогают детям учиться пользоваться предметами бытового назначения (ложкой, чашкой, | | | | | | | |расческой и пр.) | | | | | | | |Рв 3.2. Помогают освоить действия и игрушками – орудиями, такими, как лопатка, ведёрко, палочка, | | | | | | | |формочки и пр. | | | | | | | |Рв 3.3. Поощряют стремление детей подражать действиям взрослых, участвовать в повседневных бытовых | | | | | | | |занятиях (уборке помещения, уходе за растениями, домашними животными). | | | | | | | |Рв 3.4. Взрослые поощряют стремление детей к самообслуживанию (дают им возможность самим одеться, | | | | | | | |умыться, застегнуть молнию и пр.). | | | | | | | |Рв 3.5. Знакомят с назначением различных предметов, которые их окружают, с их основными свойствами, | | | | | | | |такими, как форма, цвет, величина. | | | | | | | |Рв 3.6. Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать интересные для них предметы | | | | | | | |и, помогая освоить действия с ними. | | | | | | | |Рв 3.7. Знакомят детей с элементарными способами конструирования с использованием различных | | | | | | | |материалов (конструкторов, кубиков, бросового материала). | | | | | | | |Рв 3.8. Обучающие занятия строятся в форме игры (знакомство с различными цветами, формами, | | | | | | | |соотношениями предметов и т.п. может производится в рамках сюжетно ролевой или дидактической игры). | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 4. Сотрудники создают условия для развития у детей процессуальной игры. | | | | | | | |Рв 4.1. Знакомят их с различными сюжетами и организуют соответствующую им игровую среду. | | | | | | | |Рв 4.2. Помогают детям освоить соответствующие их возможностям игровые действия (поднести ложку или | | | | | | | |чашку ко рту куклы, помешать в кастрюльке еду, ровно поставить один кубик на другой, сделать больному | | | | | | | |укол и пр.). | | | | | | | |Рв 4.3. Вводят в игру предметы – заместители, показывая способы использования неоформленного | | | | | | | |материала. | | | | | | | |Рв 4.4. Помогают детям разнообразить сюжеты игры, включать в них элементы новизны. | | | | | | | |Рв 4.5. По мере овладения детьми игровыми действиями взрослые помогают детям брать на себя различные| | | | | | | |роли и наделять ими персонажей игры. | | | | | | | |Рв 4.6. Организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми. | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 5. Сотрудники поощряют и стимулируют интерес детей к чтению книжек (читают им стихи, сказки, | | | | | | | |знакомят с иллюстрациями к ним, с названиями изображаемых предметов, персонажей, обсуждают содержание | | | | | | | |книги, делятся своими впечатлениями по поводу прочитанного). | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 6. Сотрудники создают условия для формирования у детей представления о себе. | | | | | | | |Рв 6.1. Учат маленьких детей узнавать свое отражение в зеркале, знакомя с названиями частей тела и | | | | | | | |лица, просят показать то же самое у взрослого, у куклы, у другого ребёнка. | | | | | | | |Рв 6.2. Знакомят и игрушками и действиями с ними, характерными для игр девочек и мальчиков, формируя| | | | | | | |половую идентификацию (играя с куклой, девочка берет на себя роль мамы или бабушки, а мальчик – папы | | | | | | | |или брата, в то же время кукла может быть дочкой или сыном, в соответствии с этим они могут быть по - | | | | | | | |разному одеты и т.д.). | | | | | | | |Рв 6.3. Отводят время, чтобы поговорить с детьми о том, что они видят, делают, что им нравится, об | | | | | | | |их семье. | | | | | | | |Рв 6.4. Называют имена детей в играх, песнях. | | | | | | | |Рв 6.5. Устраивают выставки с фотографиями детей, просят ребёнка найти на фотографии себя, других | | | | | | | |малышей, показать, где мальчик, где девочка. | | | | | | | |Рв 6.6. Предоставляют детям возможность выбора между игрушками, действиями, занятиями. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 7. Сотрудники создают условия для развития речи детей. | | | | | | | |Рв 7.1. Поддерживают речевую инициативу детей. | | | | | | | |Рв 7.2. Знакомят их с назначениями различных предметов. | | | | | | | |Рв 7.3. Демонстрируют новые привлекательные игрушки, называя их и инициируя ребёнку повторения их | | | | | | | |названию их названия, после чего дают игрушку малышу. | | | | | | | |Рв 7.4. Играют с детьми в речевые игры, дают прослушивать детские песенки, поддерживают | | | | | | | |звукоподражания. | | | | | | | |Рв 7.5. Читают детям книжки, показывают и называют картинки, рассказывают сказки и истории, вместе | | | | | | | |повторяют стишки и песенки. | | | | | | | |Рв 7.6. Поощряют словотворчество детей. | | | | | | | |Рв 7.7. Стимулируют запоминание детьми сказок, стихов, песенок. | | | | | | | |Рв 7.8. Поощряют узнавание детьми знакомых предметов, рисунков и пр. | | | | | | | |Рв 7.9. Разговаривают о том что видят и что делают дети, объясняют, что им предстоит сделать, готовя| | | | | | | |к переходу к следующему виду деятельности. | | | | | | | |Рв 7.10. Комментируют ответы и рассказы детей, расширяя их познания. | | | | | | | |Рв 7.11. Обсуждают события дня. | | | | | | | |Рв 7.12. Задают вопросы, требующие развёрнутого ответа. | | | | | | | | | | | | | | | |Рв 8. Сотрудники организуют продуктивные и творческие виды деятельности детей. | | | | | | | |Рв 8.1. Стимулируют возникновение у детей интереса к рисованию (предлагают им рисовать карандашами, | | | | | | | |мелками, кистью, пальцами, на листах различных форматов и цветов, помогают освоить основные приёмы | | | | | | | |работы с этими материалами). | | | | | | | |Рв 8.2. Пробуждают интерес детей к лепке из пластилина, глины, помогают им создавать и видоизменять | | | | | | | |простые формы из этих материалов. | | | | | | | |Рв 8.3. Знакомят детей с элементарными способами изготовления аппликаций из нескольких элементов. | | | | | | | |Рв 8.4. Организуют музыкальные занятия (пение, прослушивание пластинок, игра на музыкальных | | | | | | | |инструментах, танцы), стимулируя и поддерживая стремление ребёнка к выражению чувств через мимику, | | | | | | | |жесты, движения, голос. | | | | | | | |Рв 8.5. Устраивают инсценировки знакомых сказок, стишков, привлекая детей к посильному участию в них| | | | | | | |и обсуждению того, что они увидели. | | | | | | | |Рв 8.6. Используют любую возможность для того, что – бы обыграть какой – либо предмет или событие, | | | | | | | |придумать вместе с ребёнком интересную историю, пробуждая его фантазию, творческое воображение. | | | | | | | |Рв 8.7. Показывая детям, образцы любого вида деятельности, взрослые дают им возможность действовать | | | | | | | |самостоятельно и не навязывают всей группе и каждому ребёнку тот или иной сюжет, дают детям право | | | | | | | |выбора материала, с которым они хотят работать. | | | | | | | |Рв 9. Сотрудники создают условия для овладения детьми ходьбой, сложными локомоциями, тонкой | | | | | | | |моторикой рук. | | | | | | | |Рв 9.1. Организуют свободное пространство таким образом, что – бы дети могли передвигаться по всей | | | | | | | |групповой комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам. | | | | | | | |Рв 9.2. Проводят физкультурные занятия. | | | | | | | |Рв 9.3. Организуют подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом как в | | | | | | | |групповом помещении, так и во время прогулки. | | | | | | | |Рв 9.4. Проводят музыкальные занятия для овладения простыми музыкальными движениями. | | | | | | |
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко| | |ен|сп|ед|ен|ед|мм| | |ки|ит|ни|ка|ни|ен| | | |ат|й |сп|й |та| | | |ел|ба|ец|ба|ри| | | |и |л |иа|л |й | | | | | |ли| | | | | | | |ст| | | | | | | |а | | | | | | | | | | | | |I |II| | | | | | | | | | | | | |2. РвВ – взаимодействие сотрудников с детьми. | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 1. Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребёнка, доброжелательное внимание к нему. | | | | | | | |РвВ 1.1. Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, поглаживают, обнимают, часто берут на руки. | | | | | | | |РвВ 1.2. Тепло обращаются с детьми во время проведения режимных процедур, в том числе утром при | | | | | | | |встрече с ребёнком, во время еды, подготовки ко сну. | | | | | | | |РвВ 1.3. Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к из настроению, | | | | | | | |желаниям, достижениям и неудачам. | | | | | | | |РвВ 1.4. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные| | | | | | | |особенности (привычки, темперамент, предпочтение той или иной пищи). | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 2. Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении, на их потребность в поддержке | | | | | | | |взрослых. | | | | | | | |РвВ 2.1. Слушают детей с вниманием и уважением. | | | | | | | |РвВ 2.2. Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и проблемы детей, обсуждают их проблемы. | | | | | | | |РвВ 2.3. Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта. | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 2.4. Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз» (общаясь с ребёнком, взрослый | | | | | | | |присаживается рядом или берёт его на руки). | | | | | | | |РвВ 2.5. В течение дня сотрудники общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребёнком | | | | | | | |индивидуально. | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 3. Сотрудники создают условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со | | | | | | | |сверстниками. | | | | | | | |РвВ 3.1. Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. | | | | | | | |РвВ 3.2. Знакомя детей, друг с другом, называют их имена, ласково поглаживают рукой ребёнка руку | | | | | | | |сверстника, стимулируют взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время не навязывая | | | | | | | |малышам контакты, если они уклоняются от них. | | | | | | | |РвВ 3.3. Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и | | | | | | | |предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, «сострадания». | | | | | | | |РвВ 3.4. При организации эмоциональных совместных подвижных, подметных игр помогают детям | | | | | | | |координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступают в качестве доброжелательных | | | | | | | |участников игр. | | | | | | | |РвВ 3.5. Стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путём | | | | | | | |перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключение внимания детей на другие виды | | | | | | | |деятельности или предметы. | | | | | | | |РвВ 3.6. Помогают детям овладевать речевыми способами общения (называть друг друга по имени, | | | | | | | |формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очерёдности действий, благодарить за помощь и | | | | | | | |пр.). | | | | | | | |РвВ 4. Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживлённую деятельность, игру, смех, | | | | | | | |свободный разговор). Голос взрослого не доминирует над голосами детей. | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 5. В ходе обучающих занятий сотрудники учитывают возрастные возможности и интересы детей. | | | | | | | |РвВ 5.1. Строят занятия в форме совместной игры с детьми. | | | | | | | |РвВ 5.2. Совместная игра организуется преимущественно с одним ребёнком или небольшой группой детей | | | | | | | |таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребёнок. | | | | | | | |РвВ 5.3. Обучение проводится в мягкой форме, без насилия (обучая ребёнка пользоваться ложкой, | | | | | | | |расческой или заводить машину, взрослый мягко направляет его движения своей рукой, а затем даёт ему | | | | | | | |возможность выполнять действия самостоятельно, при необходимости помогая ему, но не принимаю всю | | | | | | | |инициативу на себя, и т.д.). | | | | | | | |РвВ 5.4. Взрослый откликается на любую просьбу ребёнка о совместной деятельности и помощи, а в | | | | | | | |случае невозможности их осуществления спокойно объясняет причину и просит подождать. | | | | | | | |РвВ 5.5. В ходе совместной игры или занятий взрослый находит время и возможность обратиться к | | | | | | | |каждому ребёнку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь | | | | | | | |справится с трудным действием. | | | | | | | |РвВ 5.6. Организуя совместные игры или занятия, взрослые не заставляют участвовать в них всех детей | | | | | | | |(если ребёнок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, воспитатель разрешает ему заняться, | | | | | | | |чем - либо другим, не мешая остальным детям, и пр.). | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 6. Сотрудники организуют процессуальные игры детей как творческую деятельность. | | | | | | | |РвВ 6.1. Стремятся заинтересовать ребёнка сюжетом игры, вызвать у него желание играть. | | | | | | | |РвВ 6.2. Стараются пробудить инициативу ребёнка, вовлекая его в свою игру, предлагают и обсуждают с | | | | | | | |ними разные варианты развития сюжета с учетом желания ребёнка. | | | | | | | |РвВ 6.3. Помогают малышу наделить персонажей игры именами, характерами, разговаривают от их имени, | | | | | | | |стимулируют развёртывание диалога. | | | | | | | |РвВ 6.4. Увлекают ребёнка поисками предметов заместителей, открывая для него новые возможные игры. | | | | | | | |РвВ 6.5. Проявляют интерес к самостоятельной игре детей, выражают одобрение, радуются находкам, | | | | | | | |оригинальным действиям и высказываниям детей. | | | | | | | |РвВ 6.6. Помогая разнообразить игру ребёнка, взрослые делают это ненавязчиво, не нарушают его | | | | | | | |замысла. | | | | | | | |РвВ 6.7. Организуя совместные игры детей, взрослые помогают им распределить игрушки, роли, наладить | | | | | | | |взаимоотношение. | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 7. Сотрудники поддерживают положительное самоощущение детей, способствуют формированию у них | | | | | | | |знаний о себе. | | | | | | | |РвВ 7.1. Представляют детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнёров по игре. | | | | | | | |РвВ 7.2. Время от времени ребёнка подводят к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно не | | | | | | | |видных – ушки, причёска и пр.), соотносят отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды | | | | | | | |ребёнка (рассматривают рисунок на карманчике). | | | | | | | |РвВ 7.3. Обращаются к ребёнку по имени, подчёркивают его достоинства. | | | | | | | |РвВ 7.4. Поощряют детей выказывать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях участниками которых| | | | | | | |они были. | | | | | | | |РвВ 7.5. Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Порицание | | | | | | | |относится только к отдельным действиям ребёнка, но не адресуется к его личности. Неудачи обыгрываются | | | | | | | |в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах. | | | | | | | | | | | | | | | |РвВ 8. Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам,| | | | | | | |которые обижают, пугают или унижают детей. В случае, когда ребёнок отказывается, есть или идти в | | | | | | | |туалет, взрослый старается мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в | | | | | | | |случае неудачи дать возможность малышу возможность побыть одному. В случае, когда ребёнок выказывает | | | | | | | |явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, взрослый спокойно | | | | | | | |объясняет ему причину нежелательного поведения, сажает на стульчик отдельно от других детей или уводит| | | | | | | |в соседнюю комнату, не оставляя при этом ребёнка без внимания. После разрешения конфликта взрослый | | | | | | | |ласково обнимает малыша, говорит о своей любви к нему и выражает уверенность в том, что плохой | | | | | | | |поступок больше не повторится. | | | | | | |
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко| | |ен|сп|ед|ен|ед|мм| | |ки|ит|ни|ка|ни|ен| | | |ат|й |сп|й |та| | | |ел|ба|ец|ба|ри| | | |и |л |иа|л |й | | | | | |ли| | | | | | | |ст| | | | | | | |а | | | | | | | | | | | | |I |II| | | | | | | | | | | | | |3. Развитие детей от трёх до семи лет | | | | | | | |В – Взаимодействие сотрудников с детьми. | | | | | | | | | | | | | | | |В 1. Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребёнка, доброжелательное внимание к нему. | | | | | | | |В 1.1. Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, осуществляя тактильный контакт (гладят по голове, | | | | | | | |обнимают, сажают на колени и пр.). | | | | | | | |В 1.2. Тепло обращаются с детьми во время режимных моментов (в том числе утром при встрече с | | | | | | | |ребёнком, во время еды, подготовки ко сну, переодевания и пр.). | | | | | | | |В 1.3. Стремятся устанавливать с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению,| | | | | | | |желаниям, достижениям и неудачам. | | | | | | | |В 1.4. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные | | | | | | | |особенности (предпочтение той или иной пищи, привычки, темперамент и пр.). | | | | | | | | | | | | | | | |В 2. Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их потребность в поддержке | | | | | | | |взрослых. | | | | | | | |В 2.1. Выслушивают детей с вниманием и уважением. | | | | | | | |В 2.2. Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы. | | | | | | | |В 2.3. Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремясь избавить ребёнка от негативных | | | | | | | |переживаний. | | | | | | | | | | | | | | | |В 3. Сотрудники общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза на одном уровне» | | | | | | | | | | | | | | | |В 4. Сотрудники формируют у детей положительное отношение к сверстникам. | | | | | | | |В 4.1. Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. | | | | | | | |В 4.2. Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления | | | | | | | |сочувствия, сопереживания сверстнику. | | | | | | | |В 4.3. Поддерживают эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей, создают условия для их | | | | | | | |принятия сверстниками. | | | | | | | |В 4.4. Организуя совместные игры детей, обучают их координировать свои действия, учитывать желания, | | | | | | | |друг друга, дают им для этого адекватные средства (учат делить игрушки по средствам жребия, | | | | | | | |установления очерёдности, разрешать конфликты путём обсуждения и т.п.). | | | | | | | |В 4.5. Чутко относится к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия. | | | | | | | | | | | | | | | |В 5. Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживлённую деятельность, игру, смех, | | | | | | | |свободный разговор и пр.). | | | | | | | | | | | | | | | |В 6. Голос взрослого не доминирует над голосами детей. | | | | | | | | | | | | | | | |В 7. Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности. | | | | | | | |В 7.1. В ходе режимных процедур терпимо относятся к затруднения детей (позволяют им действовать в | | | | | | | |своём темпе, не акцентируют внимание на неуспехах ребёнка, оказывают ему необходимую помощь и | | | | | | | |поддержку и пр.). | | | | | | | |В 7.2. Предлагая детям, образцы деятельности, не настаивают на их точном воспроизведении детьми | | | | | | | |младшего и среднего дошкольного возраста. | | | | | | | |В 7.3. Указывая на ошибки старших детей, делают это мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя| | | | | | | |достоинства ребёнка. | | | | | | | |В 7.4. Контролируя усвоение материала, взрослый учитывает такие особенности ребёнка, как смущение, | | | | | | | |застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний. | | | | | | | |В 7.5. Предоставляют детям возможность сами выбрать занятие по интересам (во время прогулки, в | | | | | | | |нерегламентированных видах деятельности, в свободное время). | | | | | | | |В 7.6. В ходе совместной игры или занятий взрослый обращается к ребёнку по имени, смотрит ему в | | | | | | | |глаза, ведёт себя заинтересованно и доброжелательно, помогая освоить трудное действие. | | | | | | | |В 7.7. Взрослый откликается на любую просьбу ребёнка о совместной деятельности, а в случае | | | | | | | |невозможности их осуществления спокойно объясняет причину и просит подождать. | | | | | | | | | | | | | | | |В 8. Взрослые поддерживают положительное самоощущение детей, способствуют формированию у них знаний | | | | | | | |о своих возможностях и способностях. | | | | | | | |В 8.1. Обращаются к ребёнку по имени, подчеркивают его достоинства. | | | | | | | |В 8.2. Поощряют детей выказывать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, участниками которых | | | | | | | |они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и пр.), сами делятся своими | | | | | | | |переживаниями, рассказывают ребёнку о себе. | | | | | | | |В 8.3. Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. | | | | | | | |В 8.4. Порицания относят только к отдельным действиям ребёнка, но не адресуют их к его личности. | | | | | | | |В 8.5. Порицая действия ребёнка, взрослый предлагает образец желаемого действия или средства для | | | | | | | |исправления ошибок. | | | | | | | |В 8.6. Отмечают новые достижения ребёнка в различных видах деятельности, обращают внимание на его | | | | | | | |новые возможности и способности. Достижения ребёнка не сравниваются с достижениями других детей, а | | | | | | | |лишь с его собственными (взрослый говорит: «так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера», «ты | | | | | | | |поступил плохо», но не говорят «ты плохой мальчик» т.п.). | | | | | | | |В 8.7. Намеренно создают ситуацию, в которой ребёнок достигает успеха (предлагая ребёнку младшего | | | | | | | |дошкольного возраста попасть мячиком в корзину, взрослый ненавязчиво включается в это действие, | | | | | | | |обеспечивая его успех и поощряя его достижения, ребёнку старшего дошкольного возраста в случае неудачи| | | | | | | |в трудном для него задании предлагают более простую деятельность и т.п.). | | | | | | | | | | | | | | | |В 9. Дети находятся в поле внимания взрослого, который при необходимости включается в игру ребёнка и| | | | | | | |в другие виды деятельности. | | | | | | | | | | | | | | | |В 10. Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, | | | | | | | |которые обижают, пугают или унижают детей. | | | | | | |
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко| | |ен|сп|ед|ен|ед|мм| | |ки|ит|ни|ка|ни|ен| | | |ат|й |сп|й |та| | | |ел|ба|ец|ба|ри| | | |и |л |иа|л |й | | | | | |ли| | | | | | | |ст| | | | | | | |а | | | | | | | | | | | | |I |II| | | | | | | | | | | | | |4. И - Развитие игровой деятельности. | | | | | | | | | | | | | | | |И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и развёртывания игры детей. | | | | | | | |И 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут, использованы в игре | | | | | | | |(читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и | | | | | | | |других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на | | | | | | | |содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явление и взаимосвязь событий в живой неживой | | | | | | | |природе и пр.). | | | | | | | |И 1.2. Побуждает детей к развёртыванию игры (обращаются к малышам : «Посмотри, у зайчика болит ножка,| | | | | | | |давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; | | | | | | | |побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнёра; договариваются о правилах игры со старшими | | | | | | | |детьми и пр.). | | | | | | | |И 1.3. В качестве непосредственных участников игры предлагают детям образцы различных игровых | | | | | | | |действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить | | | | | | | |космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами – «съедобное несъедобное», | | | | | | | |«Испорченный телефон, «Садовник» ; произносит считалочку для установления очерёдности или выбора | | | | | | | |водящего и пр.). | | | | | | | |И 1.4.Сблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают | | | | | | | |время, предназначенное для игры, не подменяя её занятия; обеспечивают плавный переход от игры к | | | | | | | |занятиям, режимным моментам. | | | | | | | |И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и | | | | | | | |совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.) | | | | | | | | | | | | | | | |И 2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре. | | | | | | | |И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе| | | | | | | |учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; | | | | | | | |организуют совместные игры разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и | | | | | | | |пр.). | | | | | | | |И 2.2. Развивают способы игрового общения – общения детей как носителей роли (диалоги между | | | | | | | |персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). | | | | | | | |И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, | | | | | | | |соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать | | | | | | | |конфликты и пр.). | | | | | | | | | | | | | | | |И 3. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре. | | | | | | | |И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, | | | | | | | |действий и приемов. | | | | | | | |И 3.2. Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, | | | | | | | |игрушек и пр.). | | | | | | | |И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей | | | | | | | |в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.). | | | | | | | |И 3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их | | | | | | | |набор, гибко использовать игровое оборудование. | | | | | | | |И 3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, | | | | | | | |заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, | | | | | | | |интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.). | | | | | | | |И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере | | | | | | | |необходимости, как равноправный партнер. | | | | | | | | | | | | | | | |И 4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей. | | | | | | | |И 4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, | | | | | | | |стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии;| | | | | | | |повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.). | | | | | | | |И 4.2. Обращают особое внимание на «изолированных» детей (оказывают для них привлекательные игры, | | | | | | | |оказывают поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли и т.п.). | | | | | | | |И 4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно | | | | | | | |для мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. Для девочек, роли, связанные| | | | | | | |с мужественными профессиями, - для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих | | | | | | | |игрушек, атрибутов, костюмов). | | | | | | | |И 4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре. | | | | | | | | | | | | | | | |И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры. | | | | | | | |И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру. | | | | | | | |И 5.2. Организуют игру с правилами. | | | | | | | |И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры. | | | | | | | |И 5.4. Организуют игры-драматизации. | | | | | | | |И 5.5. Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.). | | | | | | | |И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры. | | | | | | | |И 5.7. Используют дидактические игры в педагогическом процессе. | | | | | | | |И 5.8. Приобщают к играм разных народов. | | | | | | | | | | | | | | | |И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных | | | | | | | |моментов. | | | | | | |
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко| | |ен|сп|ед|ен|ед|мм| | |ки|ит|ни|ка|ни|ен| | | |ат|й |сп|й |та| | | |ел|ба|ец|ба|ри| | | |и |л |иа|л |й | | | | | |ли| | | | | | | |ст| | | | | | | |а | | | | | | | | | | | | |I |II| | | | | | | | | | | | | |Ф - Физическое развитие и здоровье | | | | | | | | | | | | | | | |Ф 1. Педагоги ДОУ | |