GeoSELECT.ru



История / Реферат: Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов (История)



П Л А Н .
1. Введение.
2. Краткая история СССР периода 1917-1985 годов.
3. Основные предпосылки перестройки, её методы и цели, историческая
параллель.
4. Первые реформы.
5. Реформа избирательной системы, Первый и Второй Съезды.
6. Введение президентства.
7. Первый президент СССР.
8. Ельцин как президент России.
9. Анализ либеральных и других движений.
10. Кризис политической системы: необходимость компромисса.
11. Вывод.
12. Список литературы.
***

Введение.
На данном этапе развития экономических и политических преобразований,
происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках
бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица
периода перестройки, сам интерес к этому периоду в российской истории
несколько утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории нашего
государства, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас
возникают сейчас.
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним
нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит, что
перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начиналась... Чтобы
сразу освободиться от лишних вопросов, необходимо объяснить, что же я имею
в виду под словом "перестройка" Можно давать ему множество определений, но
я, на мой взгляд выбрал самое широкое: перестройка - совокупность
государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов,
связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-
политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов.
В данной работе моей целью не является подробнейшее освещение абсолютно
всех явлений и процессов происходивших в стране в тот период. Как вы
понимаете это невозможно осуществить в рамках реферата. Поэтому я
остановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению проблемах перестройки.
Что же касается временных границ, то их объяснить очень легко: 1985 год
- приход к власти Горбачева и начало реформирования( и разрушения); 1991
год - путч, который ускорил процесс развала СССР, то есть это та дата,
когда СССР прекратил фактически свое существование. Оставляю за собой право
эти границы несколько раздвигать, дабы проводить параллели с современностью
и прошлым.
В качестве источников я использую периодическую литературу того
времени, а именно газеты "Московский Комсомолец" и "Аргументы и Факты",
некоторые журналы - международный ежегодник "Политика и экономика",
"Деловые люди" и др. Последним двум источникам я доверяю несколько больше,
чем газетам, так как это серьезные издания.
Кроме того, в моем распоряжении были хрестоматийные источники -
"История Советского государства Н. Верта" и "История Отечества"(школьный
учебник) Но эти источники не могут быть использованы как основные по той
причине, что отражают определенную идеологическую позицию, а нам важны
комментарии, лишенные этого недостатка. Именно поэтому я предпочитаю
опираться в основном на журналы.
Итак, я приступаю к рассмотрению данной темы.

История СССР с 1917 по 1985 годы вкратце.
События 1985-1991 годов нельзя рассматривать, не зная предыстории,
поэтому в этой главе мы изложим вкратце, что лежало у истоков этого
государства и что привело его к перестройке. Этап 1985-1991 годов связывают
прежде всего с именем Горбачева, поэтому в этой главе мы рассмотрим этап от
1917-1985 годов, от прихода к власти Ленина до прихода к власти Горбачева.
В 1917 году, воспользовавшись царившим в стране хаосом и умело сыграв
на низменных чувствах народных масс, путем военного переворота к власти
пришли большевики во главе с Лениным. Этим было положено начало созданию
невиданного государства-монстра.
Первым делом большевики спешили удовлетворить запросы той части
населения, благодаря которой они пришли к власти. Это вылилось в так
называемую "экспроприацию экспроприаторов", но народ говорил проще: "грабь
награбленное". Таким образом, власть оправдывала грабеж имущества, нажитого
путем, который эта власть не признавала за честный: путь коммерции и
предпринимательства.
Крестьянам, как известно, больше всего нужна была земля. Своя земля,
кровная. Большевики обманули крестьян своим "Декретом о земле", объявив
позже, что земля является общенародной собственностью, понимая под этим
собственность государства.
Государство взяло на себя все функции эксплуататора, с той лишь
разницей, что для борьбы против конкретного эксплуататора можно создать
профсоюз или забастовать, и это будет в рамках закона, а эксплуататор-
государство само издает законы, и тут же признает профсоюз
"контрреволюционным формированием", а забастовку - "саботажем" и
расстреляет зачинщиков.
Ленин поздно, но понял свои ошибки, введя нэп, но исправлять что-либо
было уже поздно. Вокруг него создалась когорта тех, кому нравилось понукать
массы и грозить маузером, и эта когорта потихоньку отстранила его от
власти, а вскоре он и сам умер.
В тридцатые годы, когда страной правил Сталин, была произведена
коллективизация, приведшая к массовой гибели крестьян
как от голода, так и в результате повальных высылок.
Бедные крестьяне желали стать богаче, но иного способов, как отнять
имущество у богатого, не видели. Большевики и не стали искать иных
способов. Кулак был большей частью выкорчеван еще во время революции, но
потребности бедных надо было как-то удовлетворить и богатых середняков
произвели в кулаки, которых и истребили. Крестьянам запретили менять место
жительства - фактически сделали из них крепостных.
Время правления Сталина вошло в историю, как годы массового террора.
Террор, с одной стороны, истреблял инакомыслящих и просто вредных правящим
кругам людей, а с другой стороны, влиял на психику народа: нагнетал страх
перед властью и давал почувствовать каждому индивидууму, что его судьба -
полностью в руках власти. Была введена паспортная система, причем
закрепощенные крестьяне паспортов не имели. Паспорт содержал (и содержит)
унизительные графы "национальность" и "прописка", которых нет в паспорте ни
одной из цивилизованных стран.
Умных людей, могущих быть опасными, то есть интеллигенцию и
духовенство, уничтожали. Насаждалась новая, классовая идеология.
Классический пример: сына расстреливали за то, что он не донес на отца.
На период правления Сталина пришлась и Великая Отечественная война,
едва не проигранная из-за некомпетентности высшего руководства и прежде
всего из-за самого Сталина. Все умные военачальники были им уничтожены:
Тухачевский, Блюхер и т.д. Количество погибших советских людей в этой
войне, по некоторым оценкам превышает, тридцать миллионов, и такое их
количество обусловлено неподготовленностью к войне и потере вследствие
этого огромной территории.
После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев, который через
три года на XX съезде заявил о культе личности Сталина и вреде, принесенном
этим культом. Многие тысячи невинно пострадавших были реабилитированы.
С этого момента начинается "хрущевская оттепель", омраченная началом
"холодной войны". Еще до смерти Сталина было создано атомное оружие, а
Хрущев продолжил гонку вооружений. Нарастание напряженности вылилось в 1962
году в Карибский кризис, едва не приведший мир к ядерной катастрофе.
Правление Хрущева вошло в историю, как время великих реформ. Было
затронуто буквально все: сельское хозяйство, промышленность, финансовая
система. Уровень жизни народа стал потихоньку повышаться, цены снижались,
были отменены карточки. Крестьяне получили паспорта. Приподнялся "железный
занавес", закрывавший пути за рубеж.
Имя Хрущева связывают с первым искусственным спутником Земли (1957) и
первым человеком в космосе (1961).
Во время руководства Хрущева с его стороны были проявления
субъективизма и волюнтаризма. Всем памятны его "догоним и перегоним
Америку", "коммунизм к 1980 году", "кукуруза - царица полей" и "мы вам
покажем кузькину мать!". Увлечение Хрущева ракетной техникой чуть было не
привело к расформированию артиллерийских войск.
Хрущев - единственный правитель СССР, покинувший пост живым. 14 октября
1964 года, во время отдыха Хрущева в Пицунде, оппозиция в ЦК сняла его с
должности генсека.
Новым генсеком стал Брежнев. Его правление ознаменовалось тотальной
коррупцией, проникающей во все сферы общества: органы внутренних дел,
прокуратура, партийное руководство, торговля и прочее. В Средней Азии
сформировались настоящие феодальные мини-государства, основанные на
взятках. В казне их "правителей" осели ценности на миллионы рублей. Отсюда
деньги шли "наверх", в Москву.
Характером Брежнев отличался мягким и добродушным, он не прибегал к
репрессиям.
Уровень жизни народа рос за счет получения валюты от продажи нефти за
границу. Об этом времени нередко теперь вспоминают, ностальгически вздыхая
- надо же, все ведь было... Тотальное распределение, подавление инициативы,
предприимчивости, отсутствие экономического стимулирования труда, замена
его политическими лозунгами приводят к застою легальной экономики и
процветанию "теневой", в которой наличествовали все нормальные товарно-
денежные отношения.
После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинается
головокружительная "карусель": сначала генсеком становится 74-летний
(председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.
9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится
73-летний Черненко. Он не оставил практически никакой памяти о себе и
12 марта 1985 года опять же скончался.
С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по
сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ после
прихода Горбачева к власти ожидает перемен...

Предпосылки перестройки.
Десять лет назад руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По
масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо
сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская
революция или Октябрь 1917 года в России. Верно и то, что она носит
затяжной, мучительный характер. В последнее время все реже и реже
произносят само это слово - "перестройка", зато все чаще говорят, что она
завершилась, исчерпав себя и потерпела поражение.
Так завершилась перестройка или нет? Чем она является или, во всяком
случае, была? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим - в самых общих
чертах - как она развивалась, как менялась роза вызванных ею политических
ветров.
Итак, термин "перестройка" появился в нашей политической лексике в 1985
году. Но чем была тогдашняя "перестройка"? Апрель 1985 года положил начало
медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление
существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех
последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в
конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в
частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в
Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала
Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после
триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной
начавшегося "ремонта" стало отставание от США в гонке космических
вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на
программу "звездных войн" убедила правящие круги СССР в том, что
соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости
экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 г.г. налицо
была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.
Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке - 41
процент, в девятой - 28, в десятой - 21, в одиннадцатой - 17 процентов.
Рост производительности труда в восьмой пятилетке был 37 процентов, в
девятой - 25, в десятой - 17 процентов).
Но имелось и характерное отличие. Чтобы его показать, процитируем
одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого автора. В
середине прошлого века он писал о России следующее: "При существовавших
политических условиях в стране не была возможна никакая иная
административная система, кроме исключительно господствовавшей в ней и
доведенной до предела бюрократической системы. Чтобы заложить основы более
подходящей системы, Александр II вынужден был вновь обратиться к идее
освобождения крепостных. Ему пришлось бороться с двумя грозными
противниками: с дворянством и с той самой бюрократией, которую он возымел
намерение реформировать вопреки ее собственному желанию и которая должна
была в то же время служить орудием выполнения его планов. Ему негде было
искать поддержки, кроме как в традиционной и пассивной покорности инертной
массы русских крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже
права задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать их
поддержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественного мнения
и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цензура и
предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма
почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая
критика действий чиновников".
Это мысли Энгельса из его работы "Европа в 1858 году" (Маркс К.,
Энгельс Ф., соч.т.12, с.672). Не правда ли, все очень похоже - с точки
зрения методов?
Но вот что касается целей... Если Александр II поставил в повестку дня
вопрос, решение которого могло коренным образом изменить всю систему
общественных отношений, то новый Генеральный секретарь М.С.Горбачев
поначалу лишь возрождал времена хрущевской "оттепели". Речь шла вовсе не о
том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие
верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего
международным - условиям. Отмена крепостного права даже в том варианте,
который был реализован Александром II, привела к существенному расширению
"степеней свободы" для большинства населения Российской империи. Напротив,
в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а
не человек - ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора".

Первые реформы.
Причины нынешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов, не
доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного
хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует
умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.
Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно:
повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий
фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне
марксистский метод - метод проб и ошибок.
Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических
заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить
проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами
было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была
задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И
правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном
итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако,
закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в
базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового
оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не
дождалась.
Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на
закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так
и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных
площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало
отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации,
отсутствия запчастей, низкого качества сырья.
Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в
экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную
самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом
бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию
цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в
наличном обращении.
Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной
потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только
производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с
ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах
разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику
инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал
потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор
промышленности.
Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева -
антиалкогольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который
нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не
поддается исчислению. Второе дыхание к социализму так и не пришло -
началась агония...

Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды.
Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения
внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),
состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали
изменение структуры высших органов власти и государственного управления
страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и
избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение
избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной
основе.
1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической
структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов
СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная
кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения
нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было
выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам
действительно выбирать одного из нескольких.
Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что
позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной организации" на
Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах -
лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди
народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на
основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был
подтвержден авторитет партии.
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и
национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки
избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону
демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила
вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.
Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал
весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории
этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что
происходили по Съезде, но тогда это выглядело победой демократии.
Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый
ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление
об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989
г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй
Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений.
Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных
депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден
вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады
комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о
ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая
оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и
внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9
апреля 1989 г, о привилегиях)...
Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на
него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа,
им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в
демократию", каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес
людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным
махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом
необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Введение президентства.
Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от
цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать
политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское
единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический
маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на
смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового
союзного договора. Все это объективно работало на демократов.
К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась.
Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках
приведут к победе радикальных сил ("Демократическая Россия", РУХ и другие),
которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую
позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг,
против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцев
назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР,
он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести
решение об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев
получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою
власть в стране.
Это было почти год назад. Но за прошедшее с тех пор время ситуация
вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке сил на
политической арене. В России победу на выборах, хотя и с минимальным
перевесом, одержал блок "Демократическая Россия". Лидером парламента РСФСР
стал Б.Н.Ельцин - неординарный политик: с одной стороны, он символизирует
"сильную личность" (известны те "крутые" методы, которыми Ельцин
пользовался в бытность его Первым секретарем МГК КПСС), с другой стороны -
он прост, открыт, демократичен, его политическому стилю присущ популизм.
Демократы возглавили Московский, Ленинградский, ряд советов других крупных
городов. Схожее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии,
в Прибалтийских республиках.
Затем политическая борьба перешла на государственный уровень.
Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские
структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни
договориться между собой. "Война законов" между Союзом и республиками
велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с
трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и
союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики,
межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.
В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После
того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли
демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более
того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по
"сильной руке". Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в
декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал
Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную
ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет
министров, в котором ключевые посты заняли представители "просвещенной"
бюрократии и военно-промышленного комплекса.

Первый президент.
Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не
было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого
Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, недоступной
простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.
Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того,
чтобы идеологически обосновать свою борьбу со "склеротическими
геронтократами", старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить
курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС.
Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании,
начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный
отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил
теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со
своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.
На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как правило,
заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек
почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура
припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка
продолжается.
Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось не так-то
просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные
структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы
держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях
сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно
было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.
Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачев
окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом
к рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть
не закончена, напротив - вступает в новую стадию. Инициативу теперь
перехватили демократы во главе с Б.Н.Ельциным.

Ельцин как Президент.
Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения "первого лица"
государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым и новым
свершениям. "Патрон" заботится о том, чтобы все члены большой семьи-
государства были довольны, сыты и друг друга не обижали."Аарбитр" следит за
соответствием всех проявлений жизни писаным и неписанным законам. И т. д.
Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина, казалось,
закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председателем Верховного
Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в новой роли он напрочь
откажется от прежних политических привычек. Став через год президентом,
Ельцин вскоре продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности
все три модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и должен был
себя вести, именно этого и ждали его приверженцы.
Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого народа
президентом, Ельцин поневоле стремится держаться за все рычаги власти, не
довольствуясь ролью главы ее исполнительной ветви. Этим, по-видимому, и
обусловлен стиль поведения президента, который аналитики именуют
"конфронтационным". Конфронтация заложена в том, что Ельцин все время
стремится действовать в системе простейшей, привычной ему с 1987 года
схемы: массы и лидер. Советы, Конституционный суд и кто бы то ни было еще,
претендующий на самостоятельную политическую роль, т. е. на выражение части
"застолбленных" президентом народных интересов, неизбежно рискуют быть
объявленными "реакционными", "утратившими доверие" и т. п.
Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ельцина на посту
президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" с императивом
российской державности. На первых порах Ельцин, как я помню, "раздавал"
суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России.
Но ведь единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года
под псевдонимом "СССР", было разрушено в Беловежской пуще. Неясно, был ли
Ельцин инициатором беловежских соглашений; каким именно виделось ему тогда
СНГ и т. д. Но сам факт участия в уп-
разднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и драматическим событием
политической биографии Ельцина. А когда в внутри РФ Чечня взяла "слишком
много" суверенитета, Ельцин попробовал вмешаться, но безуспешно. Теперь,
когда почти все российские автономии обзавелись собственными президентами и
конституциями, Ельцину, возможно, и хотелось бы снова оказаться
единственным президентом в своей стране, но не совсем ясно, как это
сделать. А Конституция написана уже и в Вятке, пишется в Туле ...
Некоторое время назад Ельцин вдруг объявил, что он "националист"
(конечно, в смысле приверженности национальной идее). Но следует все же
признать, что внутрироссийская региональная политика остается пока одним из
самых слабых мест администрации Ельцина.

Анализ либеральных и других движений.
Почему не успев народиться, демократия уступает место авторитарному
президентскому режиму и происходит "перестройка перестройки"?
Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации", предполагает
определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории это
подтверждает. Прежде всего, демократия требует, чтобы в обществе друг другу
противостояли свободные и равные собственники, которые наделены всеми
гражданскими правами . Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в
лучшем случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей
несвободных (вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты, визитки и
талоны), практически лишенных собственности. На такой почве демократизация
неизбежно ведет не к демократии, а к охлократии, к власти толпы, а не
народа. Если бы экономическая реформа продвигалась хотя бы вровень с
демократизацией!.. Но этого не получилось, а посему складывающиеся
политические формы и институты были лишены адекватного демократического
содержания и работали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию
демократии.
Естественное и закономерное размежевание в стане демократических сил,
начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить свою первую
задачу - потеснить у кормила власти партийную номенклатуру, отнюдь не
укрепило шансы демократической перестройки. Пока демократы выступали
"против" власть предержащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они
были едины. На как только перед ними стал вопрос о позитивной программе
действий, в лагере победителей начались разногласия. Обнаружилось, что
наиболее организованное, опирающееся на мощную системы органов массовой
информации крыло демократов, стоит на праволиберальных, пробуржуазных
позициях. Более умеренные, но так же либеральные в целом позиции занимает
центристский блок. Существует также альтернативный им блок - "Левая
демократия". В него вошли некоторые малочисленные партии и движения
социалистической ориентации.
В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что интересы
будущих предпринимателей, будущих средних слоев и будущих наемных рабочих
по мере развития рыночных структур, мягко говоря, не могут быть во всем
одинаковы. Понятно и то, что располагая несравненно лучшей материальной и
пропагандистской базой, а так же искушенными идеологами, талантливыми
публицистами и умелыми ораторами, либералы завладели не только общественным
вниманием, но и определенным политическими рычагами.
Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои проблемы и
разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями
либерального лагеря не очень существенны. Главное для них - категорическое
неприятие не только административно-командной системы, но и "гуманного,
демократического социализма". По общему мнению либералов, последний
несовместим с принципами свободы личности, неприкосновенности частной
собственности, политического плюрализма.
Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими нарождающимися
движениями - в первую очередь новым рабочим движением. В 1990 году была
образована Федерация независимых профсоюзов России, укрепил свои позиции
Соцпроф. Состоялся Второй съезд шахтеров, объявивший о создании нового
горняцкого профсоюза; аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других
отраслей промышленности. Прошел 1 Всесоюзный съезд советов трудовых
коллективов и рабочих комитетов, который выразил готовность разделить
ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить
бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и
прежде всесильных министерств в новые монополистические объединения:
концерны и ассоцации (что в настоящее время и происходит).
Все активнее выступали другие массовые демократические движения -
экологисты ("зеленые"), Федерация обществ потребителей, молодежные, женские
организации. Однако все они так и не стали главными действующими лицами
политического процесса, не смогли переломить его инерцию. на деле победой
демократов над КПСС воспользовались лишь либералы, развернувшие отчаянную
борьбу против коммунистов-реформаторов.
Однако борьба эта, если вынести за скобки события в Прибалтике, где
центру противостоял даже не национал-либерализм, а коалиция национал-
либеральных и национал-социалистических сил,
- в целом отнюдь не является борьбой на уничтожение. Ибо реформаторы в
центре, во главе которых стоит Президент СССР, за последний год сделали
значительный шаг в сторону отказа от прежних идеологических фетишей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Кризис политической системы: необходимость компромисса.
Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг двух
пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день). Первый -
общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание
сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и введение
государственно-бюрократического капитализма "сверху"? Или же, напротив,
ликвидация этих структур и стихийное формирование капитализма "снизу"?
Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непопулярных
мер, то ответственность за их принятие и все связанные с ними издержки
возлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего в роли
"козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе
политического скандала, который разразился в Верховном Совете России, когда
союзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд
товаров (в ноябре 1990 года). а между тем это решение было согласовано и с
Б.Н.Ельциным, и с И.С.Силаевым. Известны и обратные случаи, когда Центр сам
находил "козла": введенный по указу Президента пятипроцентный налог с
продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года
чуть менее миллиарда (931.5 млн.) рублей, "свалили" на Совет Министров
РСФСР.
К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-
реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добиться
позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Главное - они
не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому
что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что
после своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев.
Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось как в
одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-
консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах второй половины 1990
года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не
просто блок сил "соци-
алистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократическими
партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в решении практических
вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где
и на республиканском уровне, похоже, также были внутренне готовы к
сотрудничеству. Идея компромисса с частью аппарата и центром и создания
сильной исполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской
программной статьи Г.Х.Попова, озаглавленной не без претензии: "Что
делать?". ("Огонек", 1990, NN 50,51). Идея гражданского согласия путем
приостановки действия иди полного роспуска всех политических партий стала к
концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально-
демократического движения. Об этом говорили и А.А.Собчак, и лидер
либерально-демократической партии России В.В.Жириновский. Либералы, по всей
видимости, поняли, что их время истекает, так и не начавшись.
Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз.
Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив
лозунг "Вся власть - Советам!", реформаторы даже не задумывались над тем,
что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии
организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро
критиковала "некомпетентных демократов", не умеющих наладить работу тех
Советов, в которых им принадлежит большинство. "Некомпетентные демократы"
кивали на "саботаж" со стороны прежней правящей касты - аппарата
исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже.
Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности
или саботажа, сколько отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из этого
кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государственные сословия" -
те слои, само существование которых было поставлено сейчас на карту. Они
все энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к
установлении, авторитарного президентского режима при номинальной советской
власти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. он
нуждался в поддержке, но получить же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС
утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не
сложилось - сказалась инерция
конфронтации.
Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации режима
едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто
делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали ( и рассматривают)
усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному
хозяйству как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру,
поэтому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись
разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России,
чтобы увидеть: тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщей
демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от
коммунистов-реформаторов, либералы нацеливались (и нацеливаются) на
изменение фундамента политической системы, на трансформацию советской
власти в парламентскую республику.
И все же определенный шанс предотвратить окончательную
"авторитаризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно
демократических движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый
вектор" преобразований (наряду с консерваторами, реформаторами и
либералами) может существенно изменить политическую погоду. Даже
авторитарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной
базе. Поэтому демократические движения добиваются того, чтобы осуществлялся
не бюрократический и не анархический вариант капиталистического развития.
Крайне важно обеспечить участие общественных организаций трудящихся в
решении всех практических вопросов перехода к рынку, включая
разгосударствление и частичную приватизацию государственной собственности.
Не реформаторы и не либералы, а только демократические, самодеятельные
общественные организации трудящихся могут воспрепятствовать замыслам
консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народный бунт против
грядущего рынка, антирыночную, тоталитарную контрреволюцию. Для этого,
однако, всем общественно-политическим, потребительским, культурно-
просветительным, профсоюзным и иным организациям необходимо сплотиться в
мощный блок демократического единства.



Список используемой литературы:
1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991
2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991
3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991
4. "Перспективы", апрель 1991
5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991
6. Материалы XVII Съезда КПСС
7. "Страницы истории советского общества", 1989
8. Н. Верт "История Советского Государства"
***
-----------------------

Министерство общего профессионального образования РФ
Уссурийский государственный педагогический институт



Кафедра социально -


экономических наук.



Тема: Кризис политической системы СССР в период

1986-1991 годов



реферат студента 211 группы


физико-математического


факультета Дик Нели



научный руководитель


Куцый В. Ю. доцент,


кандидат исторических наук.



Уссурийск 1999 г.







Реферат на тему: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений



Реферат по истории на тему:
Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений.



Работа студента ______ курса
______________________________



Преподаватель: _________
________________________
________________________



1996
ПЛАН РЕФЕРАТА:

Введение 3

Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества.
4

Зарождение феодализма в Западной Европе. 6

До феодальные отношения у варваров. 7

Начало формирования классов феодального общества. 9

Изменение в политическом строе. 10

Новые этнические общности. 12

Вывод. 13

Использованная литература : 14



Введение

Средние века - это много вековой период зарождения, господства и
разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше.
Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.
Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав
рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-
племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию,
начали свою средневековую историю с традициями классового общества и
государства. Но суть нового общественного строя осталась та же. Повсюду
переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным
землевладельцам , превратившим землю - основное условие приложения
человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную,
частную ).
Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии.
Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности
труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных
отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма
ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших
колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали
складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития
товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян
переводили на натуральный или денежный налог (его платили феодалам или
государству лично свободные чиншевые крестьяне), местами появлялись
фермерские хозяйства капиталистического типа.
В течение средневековья коренным образом изменились этнические
общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из
них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских
государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные
государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно
поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди
довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями
о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное
представление об окружающей природе и были заложены основы
материалистического мировоззрения.



Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества.

Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития,
чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он
образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором
непосредственный производитель - раб - был лишь "говорящее орудие" и он
не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий
труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодно только при
наличии дешевой рабочей силы. Рабовладельческая форма эксплуатации почти
исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого
рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от
тяжёлой работы, рано умирал. Поэтому необходим был постоянный приток рабов,
добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских
экспедиций и работорговли. Например, в Римской империи упадок военной мощи
был связан с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не
позволявший пополнять убывающий контингент рабов. Рабы дорожали, и
настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним,
рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути
развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-
новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда
рабов.
Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не
поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они
наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей.
Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на
пустующие земли свободных арендаторов .
А при феодализме зависимый и крепостной крестьянин был наделен землей и
вел свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте
производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного
продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и
улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма
личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало
новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.
Не менее прогрессивно превращение мелкого крестьянского хозяйства в
основную экономическую ячейку общества способствовало росту
производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться
жестокой эксплуатации.
В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял
универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все
народы мира. Переход к феодализму проходил в разных странах не
одновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы,
пережившие рабовладельческий строй, позже народы у которых феодализм был
первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран
хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы
покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие
позже. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках
имелись значительные особенности, которые определялись конкретными
историческими условиями жизни народов и естественно- географической средой.
По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и
пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие
требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого
или первобытно-общинного строя. В частности, весьма заметные различия
наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в
Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная
феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства
осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в
азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в
классическое средневековье широко была распространена государственная
собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись
государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период
сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на
Востоке в это время существовала более или менее централизованная система
управления в форме деспотической монархии.



Зарождение феодализма в Западной Европе.

Начало западноевропейского средневековья началось с крушения
рабовладельческой Римской империи (V в.), а в азиатских странах с
древнейшей цивилизацией - Китае, Северной Индии - переход к феодализму
начался несколько раньше (II - III в.), но феодальный период в целом на
Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-ХIХ вв.).
В период раннего средневековья происходило становление феодальных
отношений - образование крупной земельной собственности и подчинение
свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антогонических
класса феодального общества - класс феодальных землевладельцев и класс
зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады -
рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и
складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной
зависимости). Этими социально-экономическими условиями определяется
характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в
азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической
формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным
населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих
государств, объединявших множество различных этнических общностей,
происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для
формирования средневековых народностей.
В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза
разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находящегося на
стадии становления раннеклассового общественного строя варваров,
преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как ,например, в
Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения
складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без
заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование
феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее.
На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс
происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-
экономического строя.


До феодальные отношения у варваров.

Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и
народы, которые не знали латинского языка и были чужды римской культуре:
кельты германцы и славяне.
Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии.
Отдельные из них встречались и в Германии вплоть до Одера. Римское
государство завоевало и подчинило большую часть кельтского населения,
которое слилось с римским образовав галло-римскую и испано-римскую
народности.
Восточнее кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их
поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Северного Дуная.
Обработка земли была уже достаточно развита. Вспашка земли производилась
производилась в большенстве случаев легким плугом или сохой дважды перед
посевом. Участки они обносили валом из земли и камня. У германцев еще не
было садоводства и луговодства. Скотоводство носило уже не кочевой, а
оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и
служил мерой стоимости. В хозяйственной жизни германцев значительное место
занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому
побережью, - морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних
германцев носила натуральный характер. Германцы давно уже научились
добывать железо, серебро, олово и медь, но у них этих металов было очень
мало, и они ценились очень дорого. Значительного прогресса достигло
гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами.
У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито
кораблестроение. Отважными мореходами были свионы, фризы, саксы.
Германцы исповедовали языческую веру. Большим влиянием у германцев
пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами
культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел.
Древние славяне занимали в первые века новой эры огромную террититорию
от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря,
Нижнего и Среднего Дуная. По характеру их экономики и уровню общественного
развития славяне мало чем отличались от германцев. Основным занятием славян
было земледелие, но такжа охота, скотоводство, рыболовство и бортничество.
Значительнех успехов славяне добились в добыче и обработке железа, в
гончарном ремесле и ткачестве. У них господствовал первобытно общинный
строй, но уже начался процесс его разложения. Важнейшие общественные дела
решались на народных собраниях (вече), большим влиянием на которых
пользовались князья, имевшие свои дружины.
Славяне на ряду с другими варварскими народами сыграли значительную
роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых,
феодальных отношений.


Начало формирования классов феодального общества.

Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского
населения, жившего в условиях классового общества и более высокой
материальной и духовной культуры, ускорили разложение первобытнообщинного
строя и формирование раннефеодальных отношений у варварских народов. С
другой стороны, варварские завоевания ускорили разложение рабовладельческих
отношений и образование феодального строя в римском обществе. Вместе с тем
они создали предпосылки для романо-германского синтеза.
Повсюду завоевания сопровождались перераспределением земельной
собственности и движимого имущества, включая и рабов. В результате чего
значительно уменьшился удельный вес крупного землевладения и увеличилось
значение мелкой и средней земельной собственности. Варвары-воины
превратились в крестьян-общинников. Мелкое крестьянское производство
являлось хозяйственной основой зарождавшегося феодального строя. Но крупная
земельная собственность с эксплуатацией труда рабов не исчезла. Ей по-
прежнему владели сенаторская знать, верхушка куриалов и высшее духовенство.
Крупная земельная собственность распространялась и у варваров. Короли,
старая родоплеменная знать и королевские дружинники присвоили значительную
долю завоеванной земли и эксплуатировали зависимых людей. Под воздействием
этих отношений и норм римского права ускорился процесс разложения общинно-
родовых порядков у германцев. Надельная земля превращалась в собственность,
а это приводило к имущественному неравенству в среде общинников и к
установлению поземельной и личной зависимости.
Если свободные германцы постепенно опускались до положения зависимых
людей, то колоны и рабы, наоборот, приобретали большую хозяйственную
самостоятельность и юридические правомочия. Так начинался процесс
формирования класса феодально-зависимого крестьянства. Класс зависимых
крестьян все более пополнялся разорившимися и терявшими свободу и земельную
собственность общинник. На другом полюсе формировался эксплуататорский
класс крупных земельных собственников. Он включал в себя значительную часть
крупных римских землевладельцев и верхушку христианского духовенства, а так
же варварскую племенную и служилую знать. Занимая господствующее положение
в варварских королевствах, эта знать богатела за счет эксплуатации
покоренного населения и постепенно подчинила крестьян-общинников.


Изменение в политическом строе.

Начавшийся в варварском обществе процесс класообразования и
установления господства над населением римских провинций привели к
оформлению государственной власти у варварских народов.
Родоплеменная организация германцев была не в состоянии осуществлять
господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было
государство, располагающее военной силой и судебно-административным
аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической
системы варвары должны были создать собственную государственную
организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего
населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная
власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших
слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.
По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным
разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские
королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в
руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских
полчищ. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-
родовые органы - народные собрания с выборными судьями и засидателями.
Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному
в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей
частью силами самого населения. Военная организация представляла собой
общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в
поход за свой счет. Однако все большее значение приобретала дружина из
профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только
ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым
населением.
Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую
территориальную, административную и финансовую систему; ее пытались
распространить и на германское население.
У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за
Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более
примитивной форме племенных княжеств(герцогств). Это объясняется не только
отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство
продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда,
военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой
социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-
родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации
не было условий.



Новинки рефератов ::

Реферат: Исследование горячеломкости литейных сплавов на основе систем Al-Si, Al-Cu, Al-Si-Cu (Металлургия)


Реферат: Бухгалтерский учет на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизированные системы управления (Компьютеры)


Реферат: КНИГА О НАМАЗЕ (Религия)


Реферат: Северо-Западный АО и район Хорошево-Мневники (История)


Реферат: Раздельное питание (Биология)


Реферат: Механизмы Высокотемпературного Радационного Охрупчивания (Доклад) (Технология)


Реферат: Что есть философия (Философия)


Реферат: Гражданское право (шпора) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Билеты по организации ресторанного бизнеса за 1 семестр 2001 года (Менеджмент)


Реферат: Автоматизация учета исполнения бюджета Краснодарского края (Программирование)


Реферат: Перспективы цифрового видео (Компьютеры)


Реферат: Жуковский В.А. - поэт-лирик (Литература)


Реферат: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте (Педагогика)


Реферат: Методики оценки мирового экспорта обычных вооружений (Политология)


Реферат: О Марине Цветаевой (Литература : русская)


Реферат: Безработица (Социология)


Реферат: Дети "группы риска" как социально-педагогическая проблема (Педагогика)


Реферат: Adam Smith (Исторические личности)


Реферат: Устройство, проверка и регулировка карбюратора К-151 автомобиля ГАЗ-3110 "Волга" (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист