GeoSELECT.ru



История / Реферат: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (История)





Реферат по истории на тему:
Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений.



Работа студента ______ курса
______________________________



Преподаватель: _________
________________________
________________________



1996
ПЛАН РЕФЕРАТА:

Введение 3

Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества.
4

Зарождение феодализма в Западной Европе. 6

До феодальные отношения у варваров. 7

Начало формирования классов феодального общества. 9

Изменение в политическом строе. 10

Новые этнические общности. 12

Вывод. 13

Использованная литература : 14



Введение

Средние века - это много вековой период зарождения, господства и
разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше.
Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.
Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав
рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-
племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию,
начали свою средневековую историю с традициями классового общества и
государства. Но суть нового общественного строя осталась та же. Повсюду
переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным
землевладельцам , превратившим землю - основное условие приложения
человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную,
частную ).
Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии.
Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности
труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных
отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма
ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших
колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали
складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития
товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян
переводили на натуральный или денежный налог (его платили феодалам или
государству лично свободные чиншевые крестьяне), местами появлялись
фермерские хозяйства капиталистического типа.
В течение средневековья коренным образом изменились этнические
общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из
них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских
государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные
государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно
поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди
довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями
о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное
представление об окружающей природе и были заложены основы
материалистического мировоззрения.



Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества.

Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития,
чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он
образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором
непосредственный производитель - раб - был лишь "говорящее орудие" и он
не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий
труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодно только при
наличии дешевой рабочей силы. Рабовладельческая форма эксплуатации почти
исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого
рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от
тяжёлой работы, рано умирал. Поэтому необходим был постоянный приток рабов,
добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских
экспедиций и работорговли. Например, в Римской империи упадок военной мощи
был связан с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не
позволявший пополнять убывающий контингент рабов. Рабы дорожали, и
настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним,
рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути
развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-
новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда
рабов.
Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не
поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они
наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей.
Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на
пустующие земли свободных арендаторов .
А при феодализме зависимый и крепостной крестьянин был наделен землей и
вел свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте
производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного
продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и
улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма
личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало
новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.
Не менее прогрессивно превращение мелкого крестьянского хозяйства в
основную экономическую ячейку общества способствовало росту
производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться
жестокой эксплуатации.
В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял
универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все
народы мира. Переход к феодализму проходил в разных странах не
одновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы,
пережившие рабовладельческий строй, позже народы у которых феодализм был
первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран
хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы
покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие
позже. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках
имелись значительные особенности, которые определялись конкретными
историческими условиями жизни народов и естественно- географической средой.
По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и
пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие
требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого
или первобытно-общинного строя. В частности, весьма заметные различия
наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в
Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная
феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства
осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в
азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в
классическое средневековье широко была распространена государственная
собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись
государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период
сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на
Востоке в это время существовала более или менее централизованная система
управления в форме деспотической монархии.



Зарождение феодализма в Западной Европе.

Начало западноевропейского средневековья началось с крушения
рабовладельческой Римской империи (V в.), а в азиатских странах с
древнейшей цивилизацией - Китае, Северной Индии - переход к феодализму
начался несколько раньше (II - III в.), но феодальный период в целом на
Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-ХIХ вв.).
В период раннего средневековья происходило становление феодальных
отношений - образование крупной земельной собственности и подчинение
свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антогонических
класса феодального общества - класс феодальных землевладельцев и класс
зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады -
рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и
складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной
зависимости). Этими социально-экономическими условиями определяется
характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в
азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической
формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным
населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих
государств, объединявших множество различных этнических общностей,
происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для
формирования средневековых народностей.
В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза
разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находящегося на
стадии становления раннеклассового общественного строя варваров,
преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как ,например, в
Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения
складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без
заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование
феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее.
На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс
происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-
экономического строя.


До феодальные отношения у варваров.

Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и
народы, которые не знали латинского языка и были чужды римской культуре:
кельты германцы и славяне.
Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии.
Отдельные из них встречались и в Германии вплоть до Одера. Римское
государство завоевало и подчинило большую часть кельтского населения,
которое слилось с римским образовав галло-римскую и испано-римскую
народности.
Восточнее кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их
поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Северного Дуная.
Обработка земли была уже достаточно развита. Вспашка земли производилась
производилась в большенстве случаев легким плугом или сохой дважды перед
посевом. Участки они обносили валом из земли и камня. У германцев еще не
было садоводства и луговодства. Скотоводство носило уже не кочевой, а
оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и
служил мерой стоимости. В хозяйственной жизни германцев значительное место
занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому
побережью, - морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних
германцев носила натуральный характер. Германцы давно уже научились
добывать железо, серебро, олово и медь, но у них этих металов было очень
мало, и они ценились очень дорого. Значительного прогресса достигло
гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами.
У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито
кораблестроение. Отважными мореходами были свионы, фризы, саксы.
Германцы исповедовали языческую веру. Большим влиянием у германцев
пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами
культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел.
Древние славяне занимали в первые века новой эры огромную террититорию
от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря,
Нижнего и Среднего Дуная. По характеру их экономики и уровню общественного
развития славяне мало чем отличались от германцев. Основным занятием славян
было земледелие, но такжа охота, скотоводство, рыболовство и бортничество.
Значительнех успехов славяне добились в добыче и обработке железа, в
гончарном ремесле и ткачестве. У них господствовал первобытно общинный
строй, но уже начался процесс его разложения. Важнейшие общественные дела
решались на народных собраниях (вече), большим влиянием на которых
пользовались князья, имевшие свои дружины.
Славяне на ряду с другими варварскими народами сыграли значительную
роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых,
феодальных отношений.


Начало формирования классов феодального общества.

Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского
населения, жившего в условиях классового общества и более высокой
материальной и духовной культуры, ускорили разложение первобытнообщинного
строя и формирование раннефеодальных отношений у варварских народов. С
другой стороны, варварские завоевания ускорили разложение рабовладельческих
отношений и образование феодального строя в римском обществе. Вместе с тем
они создали предпосылки для романо-германского синтеза.
Повсюду завоевания сопровождались перераспределением земельной
собственности и движимого имущества, включая и рабов. В результате чего
значительно уменьшился удельный вес крупного землевладения и увеличилось
значение мелкой и средней земельной собственности. Варвары-воины
превратились в крестьян-общинников. Мелкое крестьянское производство
являлось хозяйственной основой зарождавшегося феодального строя. Но крупная
земельная собственность с эксплуатацией труда рабов не исчезла. Ей по-
прежнему владели сенаторская знать, верхушка куриалов и высшее духовенство.
Крупная земельная собственность распространялась и у варваров. Короли,
старая родоплеменная знать и королевские дружинники присвоили значительную
долю завоеванной земли и эксплуатировали зависимых людей. Под воздействием
этих отношений и норм римского права ускорился процесс разложения общинно-
родовых порядков у германцев. Надельная земля превращалась в собственность,
а это приводило к имущественному неравенству в среде общинников и к
установлению поземельной и личной зависимости.
Если свободные германцы постепенно опускались до положения зависимых
людей, то колоны и рабы, наоборот, приобретали большую хозяйственную
самостоятельность и юридические правомочия. Так начинался процесс
формирования класса феодально-зависимого крестьянства. Класс зависимых
крестьян все более пополнялся разорившимися и терявшими свободу и земельную
собственность общинник. На другом полюсе формировался эксплуататорский
класс крупных земельных собственников. Он включал в себя значительную часть
крупных римских землевладельцев и верхушку христианского духовенства, а так
же варварскую племенную и служилую знать. Занимая господствующее положение
в варварских королевствах, эта знать богатела за счет эксплуатации
покоренного населения и постепенно подчинила крестьян-общинников.


Изменение в политическом строе.

Начавшийся в варварском обществе процесс класообразования и
установления господства над населением римских провинций привели к
оформлению государственной власти у варварских народов.
Родоплеменная организация германцев была не в состоянии осуществлять
господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было
государство, располагающее военной силой и судебно-административным
аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической
системы варвары должны были создать собственную государственную
организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего
населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная
власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших
слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.
По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным
разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские
королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в
руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских
полчищ. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-
родовые органы - народные собрания с выборными судьями и засидателями.
Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному
в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей
частью силами самого населения. Военная организация представляла собой
общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в
поход за свой счет. Однако все большее значение приобретала дружина из
профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только
ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым
населением.
Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую
территориальную, административную и финансовую систему; ее пытались
распространить и на германское население.
У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за
Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более
примитивной форме племенных княжеств(герцогств). Это объясняется не только
отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство
продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда,
военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой
социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-
родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации
не было условий.


Новые этнические общности.

Переселение германцев на новые территории и смешивание разноплеменного
населения в процессе передвижений привели к разложению ранее существовавших
германских племенных образований и появлению новых общностей, основанных на
территориальных связях. Германские племена, пополненные в ходе далеких
переселений чужеродными этническими элементами, расселялись на завоеванных
римских территориях среди более многочисленного и стоявшего выше по уровню
хозяйственного и культурного развития романского населения, вступая с ними
в социальные и этнические контакты. Хотя в политическом и в военном
отношении господами оставались завоеватели-варвары, в экономическом,
культурном и этническом взаимодействии победителями стали римляне. В
течение нескольких столетий варвары были романизованы и ассимилированы
более развитой этнической средой, не оказав на нее заметного влияния ни по
образу жизни, ни по языку. Успешнее всего процесс этнической ассимиляции
развивался в тех областях, где варвары селились смешано с местным
населением. Но даже там, где создавались сплошные варварские населения, как
например в Северной Галлии (франки) или в Северной Италии (ланго-барды),
процесс ассимиляции, хотя и замедленно, прогрессировал в том же
направлении, и через несколько столетий германцы растворились в местной
романской среде. Успеху ассимиляции благоприятствовало политическое
объединение разноплеменного населения в пределах одного государства и
установление христианского единства. Переселившиеся на запад восточно-
германские племена придерживались первое время арианства, но вскоре они
приняли римско-христианское правоверие, и этим были установлены всякие
преграды на пути взаимного общения. Вошли в практику смешанные браки между
варварами и римским населением, что привело к быстрому устранению
этнических различий.
В Западной Европе спустя несколько веков после гибели Римской империи
начали складываться новые романские народности - итальянская, испанская,
франко-романская, в которых германцы были поглащены романо-кельтским
населением. Германские племенные общности, жившие на востоке от Рейна,
оставались политически разрозненными вплоть до завоевания; процесс их
этнической интеграции завершился позже в пределах Германского государства.


Вывод.

По моему мнению, феодальный строй был прогрессивнее первобытно-
общинного и рабовладельческого. Мелкое крестьянское хозяйство, служившее
основой феодальной экономики, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьян,
было производительнее хозяйства примитивной домашней общины и даже
рабовладельческой латифундии. Феодальная экономика, оставаясь в своей
основе натуральной, предполагала наличие общественного разделения труда. По
мере развития феодализма все более распространялись товарно-денежные
отношения и создавались предпосылки для перехода к развитому товарному
хозяйству. Совершенствовались обработка земли, и повышалась ее урожайность,
улучшались породы скота, развивались различные виды ремесла,
превратившегося в отдельную отрасль экономики.
Основой феодального способа производства являлось наличие у феодалов
собственности на землю и в известной степени на личность самого
непосредственного производителя - крепостного и зависимого крестьянина,
наделенного землей. Феодальная собственность приобрела разные формы. В
одних случаях она принадлежала учреждению или значительной группе лиц
(государственная, церковно-монастырская собственность), в других -
отдельным или нескольким лицам (вотчинно-аллодиальная и условно-ленная
собственность). Крестьяне, в своей массе лишенные земельной собственности и
личной свободы, эксплуатировались феодалами или государством в форме
взымания ренты или налога. В отличие от капитализма, где господствует
экономическое принуждение, при феодализме непосредственный прозводитель,
наделенный землей, эксплуатируется с помощью внеэкономического принуждения.
Этим обьясняется ограниченная связь земельной собственности с политической
властью при феодализме. Каждый крупный земельный собственник располагал
судебно-административной властью и осуществлял ее с помощью собственного
аппарата принуждения. Феодальная вотчина являлась не только хозяйственной
единицей, но и автономной политической организацией, государством в
государстве. Политическая власть в стране в целом осуществлялась иерархией
феодальных собственников и совладетелей во главе с королем.


Использованная литература :

1. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов/ М.Л.
Абрамсон, А.А.Кирилова, Н.Ф.Колесницкий и др.; Под редакцией Н.Ф.
Колесницкого. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвящение, 1986. - 575 с. ил.

2. Обзор русской истории./под редакцией С.Г.Пушкарева. - Ставрополь:
Кавказский край, 1993. - 416 с.
3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в
вузы / М.М.Горинов , А.А.Горский , В.О.Дайнес и др. ; Под ред. М.Н. Зуева.
- М.: Высш. шк. - 1995. - 431 с.
4. История России: учебное пособие / А.Горбунов, В.Ермаков, В.Зюзин,С.
Линец, А.Перепелицын / Под ред. А.И.Перепелицына. изд. 2-е испр. и доп. -
Пятигорск, 1995.
5. Очерки истории западноевропейских государств: Уч. пособие / Под ред.
В.П.Ермакова и А.И.Перепелицина. - Пятигорск, 1994.
6. Пособие по истории средних веков для подготовительных отделений вузов:
Учеб. пособие для подготовит. отделений вузов. В 2-х частях. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - Ч. 1 /Орлов А.С., Георгиев В.А. - М.: Высш.шк., 1984. -
351 с.
7. История государства Российского / Примеч. А.М.Кузнецова; Художник
И.Цыганков. Т. I -IV. - Калуга: Золотая аллея, 1993. - 576 с., илл.
8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб для 10 кл.
общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Просвящение, 1995.
- 304 с.
9. История России с древности до наших дней / Под ред. Г.К.Деева,
И.С.Достяна и В.И.Мазаева. - М.: Издательство политической литературы,
1976.




Реферат на тему: Кровавое воскресенье

Тревожно встречала царская Россия 1905 год. Положение в стране
все более обострялось. Кровь русских людей по-прежнему лилась на полях
Манчжурии. Только что пал Порт-Артур – крепость самодержавия на Дальнем
Востоке. На огромной территории империи, от Карпат до Сибири, поднималось
стачечное движение, пробуждалось к борьбе крестьянство.
Страх, уныние и растерянность охватили правящие круги.
Гнев подневольного люда, накопленный многими десятилетиями рабского
труда и лишений, большевики стремились направить в русло организованной
революционной грозы.
В Петербурге тяга фабрично-заводских рабочих к организованным
формам борьбы проявлялась наиболее сильно. Поэтому здесь охранке, чтобы
скрыть контрреволюционную сущность своих организаций, приходилось особенно
изощряться. В феврале 1904 года было создано общество под названием
«Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», во
главе которого стал тайный агент охранки, священник пересыльной тюрьмы
Георгий Гапон.
Министерство внутренних дел официально разрешило деятельность
общества и оказало ему щедрую материальную поддержку. Петербургский
градоначальник Фуллон с удовлетворением сообщил министру внутренних дел,
что новое общество служит « твердым оплотом против проникновения в рабочую
среду превратных социалистических учений». Это подчеркивал и сам Гапон в
своей докладной записке директору департамента полиции. « Сущность основной
идеи, - писал поп-провокатор, - заключается в стремлении свить среди
фабрично-заводского люда гнезд… откуда бы вылетали здоровые и
самоотверженные птенцы на разумную защиту своего царя…»
Рабочим говорилось совершенно иное, Гапоновское «Собрание» было
более замаскированной полицейской организацией, нежели те, что создавал
Зубатов.
Реакционную сущность своего общества гапоновцы прикрывали показным
рабочелюбием. Они громко разглагольствовали о том, что заботятся о нуждах
трудового народа. В уставе «Собрания» говорилось, что оно создается с
целью: «1) трезвого и разумного препровождения свободного от работы
времени, 2) для укрепления среди рабочих русского национального
самосознания, 3) для развития среди рабочих разумных взглядов на права и
обязанности рабочих, 4) для проявления рабочими самостоятельности в деле
законного улучшения условий труда». Устав сулил рабочим материальную
поддержку «в трудную минуту жизни». Всё это бы наглым обманом.
На помощь «Собрания» могли рассчитывать лишь «послушные» члены
общества, ибо по уставу рабочий, уволенный за участие в стачке, за
революционную деятельность или непослушание заводскому начальству,
пособия не получал; его взносы пропадали.
Члены правления общества, казначей, председатель и другие
должностные лица утверждались градоначальником. Последний мог без всякого
объяснения закрыть общество, если его деятельность окажется неугодной
властям. Наряду с рабочими, в общество принимались чины полиции, фабричной
инспекции и попы. Для них устав «Собрания» предусматривал даже льготы -
освобождение от уплаты взносов.
Большевистская газета «Вперёд», разбирая устав гапоновской
организации, с насмешкой замечала: «Когда посмотришь, как по уставу должно
вестись дело, то можно подумать, что не общество рабочих, а общество
служащих в канцелярии градоначальника».
К осени 1904 года деятельность гапоновцев в Петербурге достигла
значительных размеров. Было организовано 11 отделений «Собрания».
Самой крупной рабочей окраиной столицы являлась Нарвская застава.
Здесь и обосновался Гапон.
В отделениях общества проходили собрания рабочих, устраивались
нравоучительные лекции, читки монархической литературы, церковные пения.
Отсталая часть рабочих поддалась сладкоречивым проповедям попа-провокатора.
Наплыв рабочих на гапоновские сборища не мог оставить большевиков
безучастными. Они понимали, что всякий, кто по-настоящему связан с
массами, должен идти на эти собрания, идти для того, чтобы вызволить
обманутых рабочих из сетей охранки.
По указанию Петербургского комитета РСДРП, рабочие-большевики
стали частыми посетителями гапоновского общества. Тактика большевиков
состояла в том, чтобы, борясь против гапоновщины, разоблачая её
контрреволюционную сущность, в то же время использовать организации
«Собрания» в районах как легальные зацепки для упрочения связи с массами и
политического просвещения рабочих.
Ход событий полностью подтвердил правильность действия комитета
РСДРП. Провокационная деятельность Гапона не смогла предотвратить
нарастание революционного кризиса.
Искрой, которая зажгла пожар, явилась стачка на Путиловском
заводе. Она возникла стихийно, после того, как мастер Тетявкин без всяких
оснований уволил с завода четырех рабочих – членов гапоновского общества.
Глухой ропот поднялся в многотысячной массе путиловцев. Они требовали
удалить ненавистного мастера и принять уволенных обратно. Верный своей
тактике, Гапон пытался уладить конфликт путем сговора с хозяевами завода и
полицейскими чиновниками.
Сотни путиловцев в поисках справедливости стали стекаться в
помещение Нарвского отдела «Собрания фабрично-заводских рабочих». 2
января 1905 года здесь состоялась многолюдное собрание, на которое явились
представители и других предприятий – Российско-американской резиновой
мануфактуры, Невского судостроительного завода и т.д. Среди участников
собрания были большевики. Пришёл сюда и рабочий революционер, участник
ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Василий Андреевич
Шелгунов. Он выступил с горячей речью. С негодованием говорил он о тяжелом
экономическом и политическом положении рабочих, об издевательствах
мастеров, штрафах…Выступление В.А. Шелгунова произвело огромное впечатление
на присутствовавших. Рабочие требовали решительных действий. Они помнили,
что испытанным средством борьбы является стачка. И к этому средству
невольно обращалась их мысль.
Гапоновские главари, боясь потерять своё влияние на массы, были
вынуждены согласиться.
Утром 3 января путиловцы собрались у заводской конторы. Они вызвали
директора и потребовали уволить ненавистного мастера Тетявкина и принять
обратно незаконно рассчитанных рабочих. Директор высокомерно заявил: «Я
здесь хозяин! Что хочу, то и делаю!». Возмущение охватило толпу. Ни один
рабочий не пошел к своему станку. Стачка началась дружно.
На следующей день забастовщики выдвинули перед дирекцией завода
более решительные требования. Путиловцы добивались введения восьмичасового
рабочего дня, отмены сверхурочных работ, повышения заработной платы
чернорабочим-мужчинам с 60 копеек до 1 рубля, женщинам – с 40 копеек до 75
копеек в день. А так же бесплатной медицинской помощи, учреждения
постоянной, избираемой рабочими комиссии для установления расценок на новые
изделия, решение вопросов о найме и увольнении, рассмотрения различных
претензий. Рабочие требовали свободы забастовок и оплаты за эти дни, личной
неприкосновенности и безопасности своих выборных представителей.
Таким образом, в том, что предъявили хозяевам путиловские
рабочие, отражались и требования, выдвинутые Российской социал-
демократической рабочей партией в её программе минимум. «Начав стачку из-за
защиты отдельных уволенных товарищей, - писал о путиловской забастовке В.И.
Ленин, - рабочие перешли к широким экономическим требованиям.
Вечером 4 января выборные от рабочих вместе с Гапоном отправились
к директору завода. К новым требованиям директор отнёсся ещё более
непримиримо и наотрез отказался их принять. Он заявил, что повысить теперь
заработную плату – значило бы пустить Общество путиловских заводов по миру.
Эта фраза, как засвидетельствовано в секретном докладе начальника
петербургской охранки, вызвала смех.
Забастовка продолжалась. О ней с сочувствием заговорил весь
трудовой Петербург. Представители путиловцев, среди которых были большевики
Н. Полетаев, В. Буянов, В. Орлов и другие, отправились на другие заводы,
призывая товарищей присоединиться к борьбе.
4 января депутаты путиловцев пришли на Франко-русский
механический судостроительный завод. Когда рабочие после обеденного
перерыва возвращались в цехи, группы бастовавших с Путиловского стали
убеждать их присоединиться к стачке. Судостроители согласились поддержать
товарищей. Они выбрали своих депутатов для переговоров с администрацией,
вызвали директора и предъявили ему ряд требований. В качестве образца взяли
список требований путиловцев.
Переговоры с директором судостроители поручили вести своим наиболее
передовым и сознательным товарищам. Директор потребовал переизбрания
депутатов, на, что рабочие ответили: «Никаких других, кроме тех, которые
сейчас являются их представителями, они выбирать не будут». Так свыше двух
тысяч рабочих Франко-русского завода присоединились к стачке.
Делегаты от путиловцев побывали также на Невском судостроительном
заводе и других предприятиях столицы, и везде их призыв рабочие дружно
поддерживали объявлением забастовки.
В помещении Невского отдела «Собрания фабрично-заводских рабочих»
состоялось совещание. На нем были выработаны требования, в основе которых
лежала путиловская программ. О присоединение к стачке стали говорить на
всех крупных предприятиях столицы.
Вслед за металлистами к стачке примкнули текстильщики крупнейших
предприятий: Невской ниточкой, Невской бумагопрядильной и Екатерингофской
мануфактуры. На Невской бумагопрядильной мануфактуре рабочие заявили
вызванному фабричному инспектору, что не успокоятся до тех пор, «пока не
исполнят их требований, которые у них общие с путиловскими.
К вечеру 5 января в Петербурге бастовало 26 тысяч рабочих. Это
говорило о развертывании в столице широкого стачечного движения.
Так начиналось одно из великих столкновений русского рабочего
класса с его врагами – капиталистами и царем.
Перепуганные владельцы Путиловского завод пошли на уступки. Теперь
они уже соглашались повысить заработную плату, убрать с завода мастера-
шкуродера и возвратить четырех рабочих. Но было поздно. Стачечное движение
в Петербурге развивалось с поразительной скоростью.
Всполошились правящие верхи. Засуетилась и их агентура в рабочем
классе. Меньшевики делали все возможное, чтобы сдержать размах стачечного
движения. Они старались ограничить забастовку территорией одного
Путиловского завода, а требованиям рабочих придать чисто экономический
характер.
Большевики, наоборот, стремились всемирно расширить стачку и
перевести ее с экономической почвы на политическую.
В эти дни Петербургский комитет РСДРП проявил большую энергию.
После тот как в декабре 1904 года полиция захватила подпольную типографию
Петербургского комитета РСДРП, в январе было вновь налажено несколько
печатных станков.
5 января на улицах Нарвской заставы появилась свежеотпечатанная
листовка Петербургского комитета – «Ко всем рабочим Путиловского завода». В
ней говорилось, что из-за одной заводской собаки – мастера Тетявкина
предприниматели готовы выбросить 12 тысяч человек с женами и детьми на
улицу и обречь их на голодную смерть.
Листовка кончалась призывом: «Пора, пора уже сбросить нам с себя
непосильный гнет полицейского и чиновничьего произвола! Нам нужна
политическая свобода, нам нужна свобода стачек, союзов и собраний; нам
необходимы свободные рабочие газеты. Нам необходимо народное самоуправление
(демократическая республика)».
Агитация большевиков раздражала и пугала гапоновцев. Гапон
уговаривал рабочих «листовок этих не читать, а уничтожать, разбрасывателей
же гнать и никаких политических вопросов не затрагивать».
Но большевистские листовки, которые печатались тиражом до 10
тысяч экземпляров, все больше распространялись в рабочих районах: за
Нарвской и Невской заставами, на Петербургской и Выборгской сторонах, на
Васильевском острове. В них большевики обращались как к пролетариям всего
Петербурга, так и к рабочим отдельных районов и заводов. Наряду с общими
политическими и экономическими требованиями, в листовках затрагивались и
местные вопросы, наиболее злободневные для данного предприятия.
Обращаясь к рабочим Обуховского завода, Петербургский комитет,
напоминал о боевом выступлении обуховцев в мае 1901 года и призывал
бороться до тех пор, пока не рухнет трон преступного самодержца.
В эти дни с новой силой проявилась пролетарская классовая
солидарность рабочих. На предприятиях, где была усиленная охрана под
угрозой расчета не решались начинать стачку, или где преобладали
малосознательные рабочие, приходили представители забастовавших заводов.
Они направлялись в цехи и мастерские, чтобы «снять» с работы тех, кто ещё
не примкнул к движению. Так, 6 января на собрании рабочих предприятий
Невской заставы было решено, что металлисты Обуховского и Семянниковского
заводов на следующий день объявляют забастовку и идут «снимать»
текстильщиков на фабриках Паля и Торитона.
Те рабочие, которых приходилось «снимать» с работы, с
воодушевлением присоединялись к забастовке. Были случаи, когда рабочие
небольших предприятий сами просили «прогнать» их с работы и таким образом
помочь им включиться в стачечную борьбу.
Благодаря революционной активности пролетариев крупных предприятий,
прежде всего металлистов, число бастовавших росло с каждым днем.
Предприятия останавливались одно за другим.
7 января громадный полуторамиллионный город замер. Не слишком
было привычной переклички гудков, не дымились заводские трубы. Из дверей
типографий не выбегали, как обычно, шустрые мальчишки с пачками свежих
газет. Прекратилась подача воды. Остановилась конка. С наступлением сумерек
не зажигались фонари на улицах. Свыше 100 тысяч петербургских рабочих
прекратили работу. Стачка стала всеобщей. Такого гигантского взрыва
классовой борьбы Россия еще не знала.
Наряду с широкими экономическими требованиями большевики настойчиво
выдвигали требования политические: созыв Учредительного собрания на основе
всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, восьмичасовой
рабочий день, свобода стачек и собраний и др. Всеобщая стачка в Петербурге
приобрела ярко выраженный политический характер.
Царь и его окружение лихорадочно искали выход из сложившегося
положения. Им нужен был предлог для того, чтобы силой оружия подавить
нараставшую революцию. Они решили спровоцировать рабочих на преждевременное
выступление, чтобы жестко с ними расправиться.
На помощь самодержавию пришел тот же Гапон. Он взялся увлечь
рабочих на демонстрацию и подвести их под пули царских палачей.
Поп-провокатор уже давно носился с идеей «мирного» шествия к царю.
Он видел, что большинство рабочих ещё не утратило наивной веры в «батюшку-
царя», сказки, о милосердии которого веками вдалбливались в головы
миллионов русских людей. Такое шествие Гапон намечал на 19 февраля
- день годовщины манифеста 1861 года об отмене крепостного права.
Бурное развитие революционных событий заставило агентов охранки
ускорить осуществление задуманного ими злодейского плана. 6, 7, 8 января
1905 года, в дни, когда столица была охвачена небывалой по своему размаху и
солидарности стачкой, в отделах гапоновского «Собрания» шло обсуждение
петиции (прошения) «на высочайшее имя».
Большевики разгадали провокаторский план Гапона и убеждали рабочих
в том, что искать правды у царя бесполезно. Агитаторы Петербургского
комитета РСДРП были направлены на собрания гапоновского общества. В своих
выступлениях большевики предостерегали рабочих, что в них будут стрелять,
доказывали, что добиться улучшения своего невыносимого положения нельзя без
упорной борьбы за политические свободы, без борьбы против царизма. Они
настойчиво призывали пролетариев Петербурга продолжать стачку.
В большевистской листовке «Ко всем петербургским рабочим»,
выпущенной 8 января, говорилось: «Такой дешёвой ценой, как одна петиция,
хотя бы и поданная попом от имени рабочих, свободу не покупают. Свобода
покупается кровью, свобода завоевывается с оружием в руках, в жестоких
боях. Не просить царя, и даже не требовать от него, не унижаться
перед нашим заклятым врагом, а сбросить его с престола и выгнать вместе с
ним всю самодержавную шайку - только таким путём можно завоевать свободу».
Но не легко было большевикам убедить рабочих, в массе своей ещё
политически не зрелых, отравленных религиозными предрассудками и назойливой
проповедью Гапона. Среди значительной части рабочего люда «вождь в рясе»
пользовался большим авторитетом. Ему верили, его призывы встречали
одобрением. Когда Гапон всходил на трибуну и провозглашал: «Все мы дети
одного отца-царя. Пойдём прямо к царю. Расскажем ему всё… Он поймет…» – со
всех сторон в ответ неслось: «К царю! К царю!».
Как Гапон и его сторонники из среды либеральной буржуазии ни
старались придать петиции умеренно верноподданнический характер, в неё под
влиянием большевиков были включены общедемократические революционные
требования: свободы печати и слова, свободы союзов, созыва Учредительного
собрания для изменения государственного строя России, равенства всех перед
законом, отделения церкви от государства, прекращения войны, установления
восьмичасового рабочего дня, передачи земли крестьянам.
Таким образом, петиция по своему содержанию была противоречивой.
Наряду с наивными мольбами к царю, в ней звучали и политические требования,
выдвинутые передовыми рабочими по настоянию большевиков. Петиция состояла
из трех частей: первая часть называлась «Меры против невежества и бесправия
русского народа»; вторая – «Меры против нищеты народной»; третья – «Меры
против гнёта капитала над трудом». В петиции ярко и убедительно говорилось
о потрясающей нужде и бесправии рабочих и крестьян, отданных на произвол
казнокрадов и грабителей.
Накануне 9 января под впечатлением этих горьких слов находился
весь рабочий Петербург. Люди повсюду повторяли: «У нас только два пути: или
к свободе и счастью, или в могилу».
Большевики видели, что удержать рабочих от шествия к царю
невозможно. Петербургский комитет РСДРП обсудил вопрос об этом шествии,
которое сделалось неизбежным, и выработал линию поведения большевиков в эти
дни.
Нелегальные партийные собрания с участием передовых рабочих
состоялись в районах. На них также обсуждался вопрос о предстоящей
демонстрации.
Василеостровские большевики постановили: участвовать в развитии
забастовки; способствовать революционированию масс товарищескими беседами,
а также публичными выступлениями; распространять прокламации и брошюры; 9-
го января, в случае столкновения с войсками, призвать массы к оружию, к
постройке баррикад; находиться вместе с народом, куда бы он ни двинулся.
Подобное же решение приняли на своем собрании 8 января большевики
Невского района.
По-своему готовились к 9 января меньшевики, которые соглашались
уступить руководящую роль в революционном движении различным непролетарским
элементам. На страницах своей газеты они заявили, что будут рады, если
русская революция обогатится священником, генералом или видным чиновником в
качестве вожака.
В гапоновской прокламации меньшевики не видели ничего вредного и
опасного. В канун шествия к Зимнему дворцу они, по признанию одного из
своих лидеров – Сомова, занимались преимущественно «интервьюированием
Гапона». Такое постыдное поведение меньшевиков вполне вытекло из их
оппуртонистической линии отрицания руководящей роли пролетариата в
революционной борьбе.
Царское правительство готовилось к расправе с рабочими Петербурга,
как к настоящему сражению на войне. Еще 7 января на совещание у
градоначальника был выработан план совместных действий войск и полиции. В
столицу были вызваны дополнительные воинские части из Пскова, Ревеля,
Царского Села, Петергофа. В рабочие районы двинулись пехота, кавалерия,
казаки – в общей сложности не менее 40 тысяч штыков и сабель. Задуманным
расстрелом безоружных рабочих на улицах и площадях Петербурга царь назначил
командовать 8 генералов.
Чудовищная бойня готовилась в глубокой тайне. Пособники палачей
внушали рабочим, что царь милостиво примет и выслушает всех верноподданных.
По городу ходили слухи о том, что для представителей рабочих в парадных
залах Зимнего дворца будет накрыт стол с угощением.
На прямые вопросы более сознательных пролетариев: не встретит ли
царь народ пулями, Гапон отвечал, что шествие разрешено властями. Он
требовал, чтобы люди шли к дворцу «с голыми руками», оставив дома даже
перочинные ножи.
Единственными, кто не верил в миролюбие царя, были большевики. В
канун событий они обратились к солдатам с листовкой, в которой
предупреждали, что царь прикажет стрелять в народ. Большевики призывали
солдат: «Отказывайтесь стрелять и бить ваших братьев, не слушайте офицеров,
переходите на нашу сторону».
Предотвратить кровопролитие пытались, и представители передовой
части русской интеллигенции во главе с Максимом Горьким. Вечером 8 января
депутация писателей и ученых добивалась встречи с министром внутренних дел
Святополк-Мирским. Но министр отказался выслушать пришедших. Ни к чему не
привела и встреча с председателем Комитета министров Витте.
Правительство цинично отвергало всякие попытки помешать
готовящейся расправе. Оно твердо решило осуществить свой злодейский план –
расстрелять безоружных людей, покончить со стачками, потопить в крови
нараставшую народную революцию.
Наступило 9 января.
Утром с заводских окраин к Зимнему дворцу направились колонны
рабочих. На улицы вышло свыше 140 тысяч человек. Рядом с рабочими шли их
дети и жены. Люди оделись по-праздничному. Шествие напоминало крестный ход.
Повсюду колыхались тяжелые хоругви, блестели образа, виднелись царские
портреты в золоченых рамках. Шли торжественно, пели «Спаси, господи, люди
твоя…»
Первые выстрелы прогремели у Нарвских ворот.
Когда огромная толпа мирно настроенных людей, главным образом
рабочих Путиловского завода, подходила к площади у Нарвских ворот, раздался
звук сигнального рожка и тотчас же вслед за ним, один за другим, - пять
ружейных залпов. Первый залп был направлен в живот, второй в ноги, чтобы
добить лежачих.
Шедшие в первых рядах упали на мостовую. Повалился старик, в руках
которого был царский портрет. Портрет подхватил другой старик, шедший
рядом; следующий залп сразил и его. Упал мальчик лет десяти, державший
фонарь с лампадой.
Десятки смертельно раненых взрослых и детей, женщин и мужчин
бились в предсмертных муках на снегу, по которому растекались темные пятна
крови.
Ужас охватил толпу. Люди бросились в разные стороны, толкая и
опрокидывая друг друга, прыгая через трупы.
Вслед бегущим летели пули. Они настигали даже тех, кто успел
укрыться в воротах и за заборами домов.
Стройное церковное пение, несколько минут назад звучавшее в
морозном воздухе, сменилось стонами, воплями боли и отчаяния. Лица людей,
которые недавно светились умилением, теперь исказились страданием,
ненавистью.
- За что стреляли?.. По какому закону?
- Вот тебе и царская милость!
Около ста бездыханных тел осталось на опустевшей площади.
На Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обуховской обороны)
многотысячную толпу рабочих Невской заставы встретили сотни казаков с
обнаженными шашками. Они теснили людей, сбивали их с ног, топтали.
Человеческая лавина снесла забор, отделявший тракт от Невы, и ринулась на
лед.
Шашками и нагайками казаки рассеяли шествие. Все же нескольким
стам рабочим окольными улицами удалось добраться до центра города.
К двум часам дня вокруг Дворцовой площади собрались огромные толпы
народа. К дворцу никого не подпускали. Площадь была оцеплена кавалерией, а
перед Александровской колонной, лицом к Адмиралтейству стояла пехота.
Тысячи людей, прижатые к решетке Александровского сада, не
уступали натиску солдат, которые пытались оттеснить толпу к Невскому
проспекту. Многие забирались на деревья, на ограду сада. Слышались
негодующие и насмешливые возгласы. На угрозы офицеров прибегнуть к оружию
толпа отвечала криком, свистом, бранью. И вдруг в морозном воздухе
троекратно прозвучал сигнал горниста. Вслед за ним грянули залпы. Стреляли
в упор, на расстоянии 120 – 130 шагов.
По приказу командира Преображенского полка были «сняты» с деревьев
сидевшие там ребятишки, беспечно наблюдавшие за тем, что происходило
вокруг.
Выстрелы гремели и в других местах Петербурга. Город превратился в
поле сражения, на котором «храбрые» царские генералы по всем правилам
военной стратегии действовали против «неприятеля», шедшего с голыми руками.
Залпы по демонстрантам были произведены также близ Троицкого
моста, на Васильевском острове, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя,
на Казанской площади, у Городской думы, вблизи Гостиного двора.
Войска и полиция бесчинствовали по всему городу. Они вытаскивали
прятавшихся под арками и в подъездах людей и поодиночке их избивали. На
Садовой улице отряд казаков набросился с обнаженными шашками на конку
- Кто кричал «убийцы»? – допытывался рассвирепевший офицер. –
Признавайтесь, не то всех вас зарубим!
С верхних сидений спустились двое рабочих. Казаки окружили их и
начали полосовать шашками.
Такие же дикие расправы происходили на Петербургской стороне. На
Васильевском острове озверевшие казаки ловили проходивших по улице рабочих
арканами и волочили их за лошадьми, пущенными вскачь.
В этот день в покойницкие и больницы города было доставлено 1216
убитых и около 5 тысяч раненых.
День 9 января, вошедший в историю под названием «Кровавого
воскресенья», явился поворотным пунктом в истории всего русского рабочего
движения. В этот день на улицах столицы навсегда была убита вера в царя.
Широчайшие слои пролетариата пробудились к борьбе против самодержавия.



Литература

1. В.Л. Кафторин «Первый шаг к катастрофе. 9 января 1905»
Лениздат 1992 г.
2. Л. Кузнецова «Стачечная борьба петербургского пролетариата в 1905
году». Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. 1955
г.




Новинки рефератов ::

Реферат: З. Фрейд. Тотем и табу (Психология)


Реферат: Муниципальное право (Государство и право)


Реферат: Образование древнерусского государства (История)


Реферат: London (Иностранные языки)


Реферат: Конституционное право- ведущая отрасль Российского права (Право)


Реферат: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (Право)


Реферат: Физическое воспитание школьников, средних и старших классов (Физкультура)


Реферат: Любовь Маяковского (Литература : русская)


Реферат: ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда (Международные отношения)


Реферат: Авторские преобразования (Литература : русская)


Реферат: Люблю тебя, столичный Нижний! (География)


Реферат: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин (Теория государства и права)


Реферат: Цель воспитания, его место в воспитательном процессе (Контрольная) (Педагогика)


Реферат: Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" (Финансы)


Реферат: Авторизация и манипуляция в процессах управления (Радиоэлектроника)


Реферат: Чем отличается папка Мой компьютер и программа Проводник? Как настроить рабочий стол? (и другие ответы на вопросы) (Программирование)


Реферат: Лингвистический фон деловой корреспонденции (Linguistic Background of Business Correspondence) (Иностранные языки)


Реферат: Силос (Сельское хозяйство)


Реферат: Исследование возможности извлечения редких металлов из золы-уноса ТЭЦ (MS Word 97) (Технология)


Реферат: Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист