GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культурное строительство в СССР в 20-30 годы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культурное строительство в СССР в 20-30 годы (История)



План


Вступление.


1. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре.



2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах:

А) творческие организации и союзы 20-30-х годов;
Б) литература и искусство;
В) образование и наука;
Г) репрессии против деятелей науки, литературы и искусства.


3. Культурное строительство в Куйбышевской области в 20-30-е годы.


Заключение.


Приложение.



Вступление

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не
только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых
и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов,
режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные
школы, направления, течения, стили.
Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная
социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический
контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием,
уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной
и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была
противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные
явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности,
исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо
анализировать культуру России ХХ века.


Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы
отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли
в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная
организация и партийная литература” (1905 г.) В. И. Ленин утверждает, что
несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и
“над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от
общества нельзя”.[1] Классовой подход к культуре – определяющий принцип
коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам.
Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение
“…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним
десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые
составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”.[2] Таким образом,
культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью
общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.
Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры
стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской
обществоведческой науке. Философская категория “классовая обусловленность”
являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. В этом
понятии приоритет отдавался классовому, а не общечеловеческому содержанию.
В культуре преобразующая роль отводилась пролетариату.
В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-
исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой
степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в
целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем
двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”,[3] в такой мере
зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном
смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом,
борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И.
Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого
начала выступает как класс и как представитель всего общества”.[4]
Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное
обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы
общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего
движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных
моментов движения”.[5]
Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей
коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи
экономического развития страны требовали технически грамотных,
квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства
создавало определенную материальную базу для культуры. Ленин говорил о том,
что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые
страны. “У нас политический и социальный переворот оказался
предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции,
перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.
Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы
оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная
революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства
(ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть
культурным, нужно известное развитие материальных средств производства,
нужна известная материальная база)”.[6]
Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение
народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание
самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум,
весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и
культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития.
Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным
достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в
средства насилия, в средства эксплуатации…”.[7]
Отличительной особенностью советского периода истории культуры
является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и
государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
Марксизм-ленинизм является абсолютной истиной, которую должны воспринимать
все, а кто с этим не согласен, того надо перевоспитывать или изолировать от
общества. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры:
образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства,
установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом,
учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической
обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под
жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной
информацией использовали прием манипулирования сознанием населения.
Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость,
и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает.
Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии
и государства.
Страна в течение всего периода Советской власти постепенно, особенно с
30-х до середины 50-х гг., погружается в атмосферу страха. Конформизм,
рабская психология становятся нормой жизни многих граждан. При развернутой
системе осведомителей НКВД и добровольных “стукачей” только за неосторожно
сказанное слово можно было попасть в тюрьму или в лагерь заключенных.
Противоречие между великими целями и политической практикой становилось все
более очевидным.
В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности.
Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается за
действительное. Провозглашается горьковское “Человек – это звучит гордо!” А
на деле личность обесценена, главное – это коллектив, коллективное мнение,
а личность – это лишь средство в достижении глобальной цели – построении
коммунизма и осуществлении мировой социалистической революции. Человек –
это лишь “винтик” в решении этих задач. Отсюда вся идеологическая работа
была направлена на формирование такого “винтика”. Даже нравственность стала
рассматриваться в русле решения задач построения коммунизма. На III съезде
комсомола Ленин провозглашает: нравственно лишь то, что способствует
построению социализма. И здесь общечеловеческая проблема добра и зла
сведена к чисто классовой.
В русле классовой борьбы постоянно противопоставлялась буржуазная
культура новой, пролетарской культуре. В противоположность буржуазной
культуре новая, социалистическая культура, по мнению коммунистов, должна
выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы
пролетариата за социализм. С этих позиций определялось коммунистами и
отношение к культурному наследию прошлого. Новая культура, по их мнению,
вбирает в себя демократические элементы старой, преодолевая в длительной
борьбе ее реакционные стороны. Из культурного процесса исключались многие
ценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников и
других представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушались
дворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связь
времен.
На мой взгляд, применительно к культуре идея классовой борьбы и
культурной революции является ложной. Это всегда связано с разрушением
культурных ценностей. Более предпочтительным является эволюционный путь
развития. В 30-е годы партийно-государственное руководство культурой
приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х –
начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры,
отразились на нравственном отношении общества.


Состояние и развитие культуры СССР


в 20-30-х годах

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности
Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона
человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20
журналов, имел отделения за рубежом. В наиболее законченном виде концепцию
особой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влиянием
которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культура
каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована
представителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной
пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и
“наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф.
И. Калинин и др. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое
культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных
произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным
движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в
программном стихотворении В. Кириллова “Мы”:
“Мы во власти мятежного страшного хмеля,
Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”,
Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!”
Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в
октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию,
в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую,
пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских
организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе
марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И.
Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева.
Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская
ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на
Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920
г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В.
Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе
за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками
Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской
культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.
Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает
пестротой и обилием литературно-художественных группировок. Только в Москве
в 20-х гг. их насчитывалось более 30. Среди них – “Кузница” (основана в
1920 г.), “Серапионовы братья” (1921), Московская ассоциация пролетарских
писателей – МАПП (1923), “Левый фронт искусств” – ЛЕФ (1922), “Перевал”
(1923) и др. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в
манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость
художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако
творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М.
М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.
В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке
литературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуск
и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз
писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства
пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами
которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность,
«изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом
писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для
руководства художественным творчеством и контролем над ним при
правительстве был образован Комитет по делам искусства.
Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую
литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в
инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить
в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах
социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.
Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим
требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи,
творческие командировки, поездки за границу и другие блага от
большевистского руководства.
Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило,
трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли
талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший
антисталинское стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И.
Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая
конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов
Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры,
например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие,
были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие
выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя
не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и
Маргарита”, в 1986-88 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и
“Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А.
Ахматовой.
Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих
людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным
причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты,
такие как И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И.
Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других
осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой,
вернувшийся из эмиграции в 1922 г.
Однако многие остались в Советской России. Это ученые К.А. Тимирязев,
И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский, И.П. Павлов и
др.; литераторы – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький,
А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах появилась среди писателей
талантливая молодежь – В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов,
М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; театральные деятели – К.С. Станиславский, В.И.
Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др.
Среди художников – Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков. В
кинематографе начали свою творческую деятельность С.М. Эйзенштейн, И.А.
Пырьев, Г.В. Александров, А.Н. Афиногенов, Э.Л. Гарин, А.Д. Попов.
Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении
театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде,
первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В.
Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.
К середине 20-х годов относится появление советской драматургии,
оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими
событиями театральных сезонов 1925-27 гг. стали “Шторм” В. Билля-
Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом
театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом
драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место
в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения
делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во
МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре
им. В. Мейерхольда).
Если драматические театры к концу первого советского десятилетия
перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и
балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной
удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера
“Красный мак” (“Красный цветок”).
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д.
Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского
и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы
музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную
культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический
оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован
Союз композиторов СССР.
Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод
социалистического реализма. Высшим достижением советских художников
считались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и его
школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И.
Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека.
Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов,
изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и
государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям.
Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В.
Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух
стальных гигантов.
Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-
художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как “Новый
мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и
революция”. На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся
произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись
острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо
общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе,
шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги
издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны.
Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4
млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.
В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности
Сталина. Одной из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин и
Красная Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилею
генсека, в которой, вопреки исторической правде, преувеличивались его
заслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимым
теоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-
обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так,
были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.
В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.
К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман
М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий
Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба.
Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя
романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации
отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В.
Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие
произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А.
Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала
святош” (Мольер) и “Последние дни” (“Пушкин”)
Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А.
Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.
Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали
произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
Росту популярности кино способствовало появление отечественных
звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь”
(режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые
горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о
современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях
революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из
Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о
Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени
относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его
были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И.
Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.
Развивались культурные связи с заграницей. В странах Западной Европы и
Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы
МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных
русских инструментов. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В.
Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В.
Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка,
И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры
в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б.
Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев.
Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных
организациях. Отечественные ученые участвовали в международных
конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным
выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и
А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных
злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования:
В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом
институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического
института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский
журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На
юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.
Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение
контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.
Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились
поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.
Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за
границу.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913
году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько
были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в
Европе не осталось ни одной, кроме России”.[8] В канун Октябрьской
революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно
безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а
в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.
26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было
обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось
сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы,
организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам
ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская
чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до
1930 года при Наркомпросе РСФСР.
Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые
годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.
В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа
была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от
обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения
страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое
распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это
позволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР
“О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной
сети”. К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была
решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по
сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный
разрыв по уровню грамотности между городом и деревней – 85 и 55% и между
мужчинами и женщинами – 77,1 и 46,4%.
Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное
воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2
августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР
провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и
национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без
экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.
Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству.
Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие
факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков
составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших
учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72
вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г.
выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с
1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г.
было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном
обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.
К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность
– было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте
9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между
мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные.
Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского
населения – 94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много неграмотных было
среди населения старше 50 лет.
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в
развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги
А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в
том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим
образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их
квалификации оставался значительно ниже.
В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество
научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии
наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.
Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического
строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство,
способствовала укреплению военной мощи страны.
Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики.
Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась
экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие
и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами.
101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и
продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В
апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это
летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.
С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном
Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.
В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в
мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше
12 тыс. км за 63,5 часа.
Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была
создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А.
Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия,
знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету
на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения
стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР»
поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января
1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22
км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.
Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области
изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в
будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.
Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова
и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в
Советском Союзе впервые в мире было организовано производство
искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно
развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал
армянский ученый В.А. Амбарцумян.
Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И.
Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика
(С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука
(И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский,
Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина,
А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были
полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что
соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам.
Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная
психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа
генетики.
Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному
Коммунистической партией.

КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
20-30 ГОДОВ
В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшей задачей была ликвидация неграмотности. Первым губернским
комиссаром просвещения стал педагог-большевик Владимир Аркадьевич Тронин.
Кампания по ликвидацию неграмотности была развернута по всей губернии,
расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступ
рабочей и крестьянкой молодежи. Большая забота проявлялась о
распространении образования среди национальных меньшинств. Была решена
задача повсеместного перехода к всеобщему обязательному начальному
обучению, а в городах – к всеобщему семилетнему. Во второй пятилетке в крае
работало 5705 школ, где училось около миллиона детей. Вводится обязательное
семилетнее образование и в сельской местности. Множились ряды советского
учительства.
Быстрыми темпами развивалась высшая школа. В 1929-1932 гг. были
открыты медицинский, педагогический, инженерно-строительный,
индустриальный, планово-экономический институты и филиал Московского
транспортного института в Самаре. Был расширен сельскохозяйственный
институт. В крае начали работать 27 техникумов и 18 школ фабрично-
заводского обучения. В 1934 году в вузах края обучалось свыше 12 тыс.
человек, в техникумах – более 32 тыс. Значительно возросло в крае число
специалистов. Если в 1930г. на предприятиях Средневолжского края
насчитывалось только 773 инженера и техника, то уже через 6 лет их стало
10773, причем подавляющее большинство составляли выходцы из рабочих и
крестьян.
Крепла молодая советская наука. В начале 30-х годов в крае действовал
21 научно-исследовательский институт, в том числе теплотехнический,
сооружений, стройматериалов, экономики и организации социалистического
земледелия, мясного скотоводства, защиты растений, мелиорации. Широко были
известны исследования Безенчукской опытной с/х станции. Здесь работали
известные ученые: академик Н.М. Тулайков, действительные члены ВАСХНИЛ
А.Н. Николаев, Н.С. Щербиновский, профессора С.М. Тулайков, К.Ю. Чехович,
Д.М. Щукин.
Расширялась сеть культурно-просветительных учреждений. Важную роль в
распространении знаний и культуры в деревнях играли избы-читальни, клубы,
народные дома, библиотеки. Эти очаги культуры к концу 1920 года имелись
почти в каждом селе, в каждой деревне. При них возникали драматические,
политико-просветительные кружки, которые расширяли кругозор жителей села,
вовлекали в социалистическое переустройство села, знакомили их с
искусством. Если в годы первой пятилетки клубных учреждений было 271, то к
началу 1941 года их стало 1159. В Куйбышеве было выстроено монументальное
здание Дворца культуры имени В.В. Куйбышева.
В Куйбышеве действовали музей В.И. Ленина, музей М.В. Фрунзе, музей
А.М. Горького, краеведческий и художественный музеи.
В августе 1934 года в Самаре состоялся 1 краевой съезд писателей
Среднего Поволжья, положивший основы Куйбышевскому отделению Союза
писателей РСФСР.
В 1936г. Куйбышевскому драматическому театру было присвоено имя А.М.
Горького. 1 июня 1931 года начал работу оперный театр.
Широко стали использоваться новые для тех лет средства массового
распространения культуры – кино и радио. Если в 1928 году в области было
лишь 73 киноустановки, то в начале 1941 года их стало уже 234.
В 1939 году издавались 3 областные, 7 транспортных, 4 городские, 21
фабрично-заводская и 64 районные газеты общим тиражом около 400 тыс. экз.
Органом Средне-Волжского крайкома ВКП(б) была тогда газета «Средневолжская
коммуна» (с декабря 1929 года она стала называться «Волжской коммуной»). 15
октября 1928 года вышел в свет первый номер газеты «Средневолжский
комсомолец» – орган Средне-Волжского обкома ВЛКСМ, Самарского окружкома и
Самарского горкома ВЛКСМ. С февраля 1935 года газета стала называться
«Волжский комсомолец».
Большую и сложную работу вело краевое (затем областное) книжное
издательство. Только с 1 января 1936 года по 1 октября 1939 года им было
выпущено более 400 названий различных книг общим тиражом около 4 млн.
экземпляров.
Все это свидетельствовало о том, что постепенно окраинная Самарская
губерния превращается в область высокой грамотности и передовой
социалистической культуры.


Заключение
20-30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления
«культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное
повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня
народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное
торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства
в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода
является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной
жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа,
внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии,
оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.



Использованная литература:

1. “Край Самарский”. Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова. Куйбышевское книжное
издательство – 1988 год.

2. “Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945
годов”. Н.П. Храмкова. Куйбышев – 1983 год.

3. “Культурная революция и духовный процесс”. С.А. Красильников, Л.Ф.
Масс, В.Л. Соскин. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”.
Москва – Московский рабочий – 1988 год.

4. “Культурология”. Учебное пособие под редакцией М.А. Барт. Москва –
МГУ –1996 год.

5. “Политическая система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов, В.М. Курицын,
Ю.С. Хван. В сборнике “Историкиотвечают на вопросы”. Москва –
Московский рабочий – 1989 год.

6. “Советская культура и российская действительность”. В.А. Пономарев.
Москва – “Дрофа” – 1997 год.

7. “Эти трудные 20-30 годы”. Ю.С. Борисов. В сборнике “Страницы
истории советского общества”. Москва - Издательство политической
литературы – 1989 год.
-----------------------
[1] Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полное
собрание сочинений, т. 41, с. 104.
[2] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 41, с. 104.
[3] Ленин В. И. О пролетарской культуре. Полное собрание сочинений, т. 41,
с. 337.
[4] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 48, с. 13.
[5] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 4, с. 220.
[6] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 45, с. 377.
[7] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 35, с. 289.
[8] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 28, с. 127.





Реферат на тему: Культурное строительство в годы семилетки

Культурное строительство в годы семилетки

План



Народное образование.


Повышение образования и культуры рабочих и всех трудящихся — одно из
основных направлений культурной революции в СССР. При этом следует особо
подчеркнуть тесную, неразрывную связь культурного роста трудящихся с
экономическими условиями и факторами. В. И. Ленин в статье «О кооперации»
указывал: «Чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных
средств производства, нужна известная материальная база».
Партия и государство неизменно уделяли большое внимание народному
образованию, подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства,
культуры и науки. Из года в год возрастало число учащихся, студентов в
общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных
заведениях, а также в училищах, школах профессионально-технического
образования и школах ФЗУ.



Таблица


Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60-
е годы (в тыс.)

| |1960 г. |1965 г. |1970 |
| | | |г. |
|Средние школы |29,2 |31,9 |44,2 |
|Количество учащихся, окончивших |1055 |1340 |2591 |
|среднюю школу | | | |


Повышая культурно-образовательный уровень советского общества,
учительство способствует росту производительности труда во всех сферах
общественной жизни, тем самым вносит значительный вклад в создание
материально-технической базы коммунизма. Почетный долг советского
учительства—совершенствовать учебно-воспитательный процесс, вооружать
учащихся знаниями основ наук, формировать у них высокую коммунистическую
сознательность, готовить молодежь к жизни, к активной трудовой и
общественной деятельности.
КПСС и Советское государство неустанно проявляют заботу о развитии
общественно-политической активности учителей. В нашей стране обеспечено
широкое представительство учителей в общественных и государственных
органах.
Возрастает роль учительства в решении социальных задач сближения города
и деревни, ликвидации различий между умственным и физическим трудом, во
взаимообогащении и сближении наций.
В целом в стране уделялось большое внимание подготовке специалистов с
высшим и средним специальным образованием для всех отраслей народного
хозяйства и культуры.
Всего специалистов, занятых в народном хозяйстве и культуре, в 1965 г.
насчитывалось более 12 млн. человек, из них около 5 млн, с высшим
образованием.



Таблица

Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в
60-е годы (в тыс.)

| |1960 г. |1965 г. |1970 |
| | | |г. |
|Со средним специальным |343,3 |404,0 |630,8 |
|образованием | | | |
|С высшим образованием |1221,5 |1033 |483,5 |

Успехи науки и техники.

К концу семилетки в Советском Союзе в 4650 научно-исследовательских
учреждениях и на кафедрах вузов трудилось более 660 тыс. научных
работников, или четвертая часть всех научных работников мира.
В Сибири вырос новый научный центр—Сибирское отделение Академии наук
СССР. В этом городе науки, расположенном под Новосибирском, в 1962 г.
действовало 20 научно-исследовательских институтов, в которых
исследовательскую работу вели 45 академиков и членов-корреспондентов
Академии наук, 85 докторов, около 800 кандидатов наук и 2300 научных
сотрудников.
Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса.
12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом
достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В
этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту,
совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей
Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена.
Первым человеком, проникшим в космос, был гражданин Советского Союза,
первый в истории летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
«Лишь в условиях социалистического строя,—говорилось в обращении ЦК КПСС
и Совета Министров СССР к Всесоюзному совещанию научных работников,—научная
мысль получила безграничный простор для своего развития. Наука превратилась
в орудие революционного преобразования общества, в орудие господства
раскрепощенного человека над силами природы. Социализм поставил науку на
службу самым высоким гуманистическим идеалам человечества, создал все
условия для ее роста и процветания».
В соответствии с оценкой роли науки в строительстве, коммунистического
общества, данной в Программе КПСС, ЦК партии и правительство в ряде
постановлений определили основные направления развития и организации
научных исследований.
В этих постановлениях определена роль Академии наук СССР как главного
координационного центра по организации теоретических исследований в области
естественных и общественных наук, определены перспективы координации усилий
академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, обращено
внимание на укрепление связи науки с производством, на повышение роли вузов
в научных исследованиях и т. п. Эти постановления, продиктованные
неотложными потребностями практики, сыграли важную роль в дальнейшем
развитии советской науки.
После XXII съезда партии еще более окрепли связи науки с производством. В
этом деле огромную роль сыграли общественные научные организации.
В Ленинграде на предприятиях фирмы «Электросила» было осуществлено единое
руководство производством и научной работой, когда директор завода стал
одновременно руководителем научно-исследовательского института, который
явился составной частью предприятия.
Значительный вклад в технический прогресс внесли многие научно-
исследовательские институты и технические вузы страны. Больших успехов
добился Московский экспериментальный научно-исследовательский институт
металлорежущих станков. Сотрудники института разработали ряд специальных
автоматических станков, за что были удостоены Ленинской премии, создали
фрезерные и токарные станки с программным управлением, отмеченные высшей
наградой—Гран-при—на Брюссельской выставке.
В лаборатории электрификации и автоматизации промышленности при
Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина)
была разработана комплексная система автоматического управления
газотурбинными установками для магистральных газопроводов, создана система
дистанционного управления подъемными кранами по проводам и радиоканалам.
Совместно с коллективом Ижорского завода научные работники института в
течение 1959—1964гг. разработали и внедрили в производство автоматическую и
ультразвуковую установку для выявления внутренних дефектов листового
проката. Опыт и эксплуатация показали надежность и высокую эффективность
приборов контроля, благодаря которому только Ижорский завод получает
экономию около одного миллиона рублей в год.
Коллектив оптико-механического производственного объединения в
содружестве с Государственным оптическим институтом имени С. И. Вавилова и
учеными-астрономами создали крупнейший в Европе телескоп для Крымской
обсерватории.
Коллектив Металлического завода имени XXII съезда КПСС сооружал
гидравлическую турбину мощностью 508 тыс. кВт для Красноярской ГЭС. Во
время сварки рабочего колеса турбины диаметром 8, 5 м, весом 250 т возникли
технические трудности, которые были преодолены с помощью специалистов по
сварочной технике Института имени Патона и ряда других институтов.
В области сельскохозяйственной науки советские ученые также добились
больших успехов. Они создали такие новые сорта пшеницы, как Безостая-1,
Мироновская-808, Безенчукская-105, Саратовская-29, являющиеся лучшими в
мире. Эти сорта получили широкое распространение во многих районах страны.
Важнейшим этапом в укреплении связей сельскохозяйственной науки с
производством явилось постановление мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 г.
Пленум подчеркнул решающую роль деятелей науки, специалистов в подъеме
сельского хозяйства, распространении экономических и научных знаний в
массах;
Коммунистическое воспитание трудящихся

Все великие победы социализма в нашей стране были завоеваны на основе
марксистско-ленинского учения. Коммунистическая партия творчески развивает
и обогащает это учение, которое должно и впредь прокладывать путь практике,
обеспечивать строго научный подход к руководству экономической и культурной
жизнью советского народа. Подлинно новаторский, ленинский подход к теории,
ее развитию и применению на практике с особой силой проявляется в
деятельности партии. На съездах партии, а также пленумах ЦК КПСС нашли
творческое решение такие важные теоретические проблемы, как определение
закономерностей перерастания социализма в коммунизм, создание материально-
технической базы коммунизма, воспитание нового советского человека,
возрастание роли Коммунистической партии в строительстве коммунизма,
развитие социалистической демократии, развитие мировой социалистической
системы, мирное сосуществование государств с различным общественным строем.
Партия развивает марксистско-ленинскую теорию в непримиримой борьбе с
буржуазной идеологией, ревизионизмом, догматизмом и реформизмом.
Исключительное значение имело решение ЦК КПСС о начале издания в 1958 г.
Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Одновременно выпускалось второе
издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Были созданы новые журналы
«Вопросы истории КПСС», «Агитатор».
Большую роль в дальнейшем творческом развитии марксистско-ленинской
теории играют общественные науки. Ученые общественных наук успешно решают
такие проблемы, как направление и характер процесса формирования
коммунистических общественных отношений, совершенствование государственного
строя и развитие социалистической демократии, формы и методы хозяйствования
и научной организации труда, содержание и методы коммунистического
воспитания и др., решение которых способствует успехам коммунистического
строительства.
В идеологической работе, подчеркивается в Программе КПСС, главным
является «воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности
коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству,
полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее,
гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной
культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего
поколения». Идеологическая работа способствует росту политической и
трудовой активности, коммунистической сознательности советских людей, Одним
из основных направлений идеологической работы является ее тесная связь с
задачами создания материально-технической базы коммунизма, обилия
материальных и культурных благ.
В борьбе за создание материально-технической базы коммунизма и
воспитание у рабочих, крестьян и интеллигенции коммунистического отношения
к труду партия и Советское государство огромное значение придают
материальным и моральным стимулам. Они выражаются как в коллективной, так и
в индивидуальной форме. К коллективным относят: награждение предприятий
орденами, присуждение победителям в социалистическом соревновании
переходящих Красных знамен, присвоение звания коллективов коммунистического
труда, к индивидуальным — награждение орденами или медалями, присвоение
высокого звания Героя Социалистического Труда, занесение на доску Почета,
присвоение почетных званий, объявление благодарности.
В 1964—1967 гг. за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства,
науки и культуры более 704 тыс. человек награждены орденами и медалями
Советского Союза, 3606 человек удостоены звания Героя Социалистического
Труда.
Материальные и моральные стимулы нельзя противопоставлять друг другу.
Материальные стимулы без подкрепления их моральными могут способствовать
появлению стремления к наживе, моральные же без подкрепления материальными
не могут дать нужных результатов. Вот почему, говоря об организации
соревнования, В. И. Ленин считал необходимым, «чтобы выдающиеся коммуны
вознаграждались немедленно (сокращением на известный период рабочего дня,
повышением заработка, предоставлением большего количества культурных и
эстетических благ и ценностей и т. п.)»
Важное место в коммунистическом воспитании трудящихся, в их мобилизации
на выполнение задач коммунистического строительства занимают культурно-
просветительные учреждения—библиотеки, кино, клубы, театры. Одиннадцатым
пятилетним планом предусмотрено расширить сеть массовых библиотек и клубов,
повысить их роль в работе по коммунистическому воспитанию, организации
самодеятельного творчества и проведения досуга трудящихся.


Таблица



Рост числа культурно-просветительных учреждений в 60-е годы

| |1940 г. |1965 г. |1970 г. |
|Массовые библиотеки (в тыс.) |95, 4 |127, 1 |128 |
|Их книжные и журнальные фонды (в |199, 7 |1097, 7 |1363, 5 |
|млн. экз.) | | | |
|Клубные учреждения (в тыс.) |118, 0 |127, 0 |134, 0 |
|Киноустановки (в тыс.) |28, 0 |145, 4 |157, 0 |
|Число посещений киносеансов (в |900 |4279 |4652 |
|млн.) | | | |
|Театры (в един.) |908 |501 |596 |
|Музеи (в един.) |991 |954 |1144 |



Культурно-просветительные учреждения по праву называют опорными
пунктами идеологической работы партийных, советских и других общественных
организаций. Главная их практическая задача состоит в том, чтобы помочь
партии воспитать всех советских людей идейно убежденными, всесторонне
развитыми и непримиримыми к буржуазной идеологии, активными строителями
коммунистического общества, горячо любящими свою Родину.
Дома культуры и клубы являются универсальными учреждениями, где
проводятся массовые мероприятия: лекции, семинары и консультации по
важнейшим решениям партии и правительства, работают народные университеты,
которые знакомят своих слушателей с достижениями отечественной и зарубежной
науки и техники, знакомят их с передовым опытом в промышленности и сельском
хозяйстве. При клубах и Домах культуры широко развивается художественная
самодеятельность.
Большую роль в культурно-массовой работе играют массовые библиотеки,
которые проводят работу по повышению общеобразовательного, культурного и
научно-технического уровня трудящихся, оказывая помощь партии и
правительству в коммунистическом воспитании рабочих, крестьян и
интеллигенции.
Значительный вклад в коммунистическое воспитание трудящихся вносят
печать, радио и телевидение, по праву называемые ударными силами
идеологического фронта.

Таблица


Выпуск книг к брошюр, журналов и газет в 60-е годы

| |1940 г.|1985 г.|1970 г. |
| | | | |
|Число книг и брошюр (печатных |45, 8 |76.1 |78, 9 |
|единиц в тыс.) | | | |
|Их тираж (в млн. экз.) |462 |1279 |1362 |
|Число журналов и других |1822 |3846 |5968 |
|периодических изданий | | | |
|Их годовой тираж (в млн. экз.) |245 |1548 |2622 |
|Число газет (изданий) |8806 |7687 |8694 |
|Их разовый тираж (в млн. экз.) |38 |103 |141 |



В стране насчитывалось около 80 млн. приемников и радиотрансляционных
точек, свыше 15 млн. телевизоров, работало 120 телевизионных центров, около
400 телевизионных ретрансляционных станций.
Газеты, журналы, книги, брошюры, радио и телевидение призваны решать
такие идеологические задачи, как формирование у советских людей марксистско-
ленинского мировоззрения и коммунистической морали, систематически освещать
борьбу трудящихся за выполнение народнохозяйственных планов, повышение
производительности труда, культурного строительства и улучшение партийного
руководства промышленным и сельскохозяйственным производством, а также
развертывать принципиальную критику и самокритику против косности,
бюрократизма, расточительства, тунеядства и других антиобщественных
явлений; широко популяризировать положительный опыт передовиков
промышленного и сельскохозяйственного производства, добившихся высокой
производительности труда.
Огромную роль в воспитании нового человека, в формировании
коммунистической культуры играют литература и искусство. Партия и
правительство поддерживают все передовое в литературе и искусстве, в
которых в ярких образах запечатлеваются грандиозные свершения эпохи
строительства коммунизма, величие подвигов советского человека; в то же
время объявлена бескомпромиссная борьба против любых идейных шатаний,
проповеди мирного сосуществования идеологий, против формализма, отсталости
в художественном творчестве, за партийность и народность советского
искусства — искусства социалистического реализма.
Большую помощь партии в формировании нового человека оказывали профсоюзы.
Борясь за коммунистическое воспитание рабочих и служащих, профсоюзы
улучшили работу культурно-просветительных учреждений. При культурно-
просветительных учреждениях профсоюзов возникли и развиваются новые
общественные формы повышения культурно-технического уровня удящихся:
народные университеты культуры и технического прогресса, общественные
институты передового опыта, экономические школы, созданы рабочие
самодеятельные театры, симфонические оркестры, оперные и балетные ансамбли,
любительские киностудии и т. д.
В 1965 г. в стране имелось 235 тыс. кружков художественной
самодеятельности, в них участвовало около 3 млн. человек. На базе лучших
коллективов художественной самодеятельности было создано около 400 народных
театров. Важную роль в формировании духовного облика советского молодого
человека играет Ленинский комсомол. Он воспитывает советскую молодежь на
революционных, боевых и трудовых традициях предшествовавших поколений,
которые совершили Великую Октябрьскую революцию и построили социализм.
Молодежи прививаются любовь к Родине, высокое сознание гражданского и
общественного долга, уважение к советским законам, нетерпимость к
нарушениям общественного порядка.
Большую работу комсомол ведет в школе и в пионерской организации, которые
помогают формировать жизнерадостное, трудолюбивое, физически и нравственно
здоровое поколение.
Своими славными делами многомиллионный комсомол завоевал уважение и
любовь всего народа. Об этом свидетельствуют такие факты: около половины
всего состава Коммунистической партии формируется за счет приема в ее ряды
комсомольцев, предоставление общесоюзным и республиканским органам
комсомола права законодательной инициативы. В 1967 г. в местные Советы
депутатов трудящихся было избрано депутатами до 100 тыс. комсомольцев.
XV съезд комсомола (май 1966 г.) заверил партию, что решение XXIII съезда
КПСС он воспринял как боевую программу деятельности комсомола и всей
молодежи и что комсомольские организации приложат все силы к тому, чтобы
внести достойный вклад в осуществление грандиозных планов коммунистического
строительства в нашей стране.
Большое значение в воспитательной работе общественных организаций имеет
интернациональное воспитание.
Дружба народов СССР явилась могучим источником построения социализма, его
военной защиты, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства в
послевоенный период. Она удесятеряет силу строителей коммунизма.
В процессе коммунистического строительства усиливается стремление
советских народов к сближению, более тесными и многообразными становятся их
экономические, культурные и духовные связи. Содействуют этому процессу и
такие формы работы, как соревнование между городами, районами, коллективами
предприятий, строек, колхозов и совхозов разных республик, регулярные
взаимные посещения соревнующихся коллективов, совместное подведение итогов,
обмен опытом, проведение интернациональных выставок и т. д.
В целях интернационального воспитания широко используются материалы о
развитии мировой системы социализма, международного коммунистического
движения, о борьбе коммунистических и рабочих партий за единство своих
рядов, за чистоту марксизма-ленинизма, принципов пролетарского
интернационализма.
Все нации и народности, представляющие Советский Союз, достигли высокого
уровня развития во всех областях жизни. Выравнивание уровней
экономического, социально-политического и духовного развития наций и
народностей обеспечило быстрый и всесторонний прогресс советского народа.
Ярким проявлением торжества ленинской национальной политики явилось
восстановление и строительство Ташкента — столицы Узбекской Советской
Социалистической Республики, которую в 1966 г. постигло стихийное бедствие
—землетрясение.
Для ликвидации последствий землетрясения ташкентцам оказали действенную
поддержку все народы советских республик. Своими силами, из своих
материалов и на свои средства они возродили огромный город из руин,
воздвигнув в нем современные кварталы. И возрожденный Ташкент будет вечно
стоять как величайший монумент, олицетворяющий несокрушимую силу дружбы и
братства советских народов.
Интернациональное воспитание проводится в борьбе

Новинки рефератов ::

Реферат: М.Ю Лотман о романе Евгений Онегин (Литература : русская)


Реферат: Базы и банки знаний (Программирование)


Реферат: Договор коммерческого найма (Право)


Реферат: Анализ причин и последствий крупнейших ядерных катастроф (Естествознание)


Реферат: Лишение родительских прав (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский учет в торговле в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ работы системы управления электровозом постоянного тока при разгоне грузового поезда (Технология)


Реферат: Антропология (шпаргалка) (Социология)


Реферат: Рабочее место секретаря (Менеджмент)


Реферат: Лактоза (молочный сахар) (Сельское хозяйство)


Реферат: Преступления против военной службы (Право)


Реферат: Основные способы обработки большого количества текстовой информации (Программирование)


Реферат: Затухание ЭМВ при распространении в средах с конечной проводимостью (Радиоэлектроника)


Реферат: Загальне вчення про зобовязання (Право)


Реферат: Мошенничество (ст.159 УК РФ) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Основні положення законодавства України про працю та охорону праці, основні принципи державної політики в галузі охорони праці (Трудовое право)


Реферат: Некоторые аспекты новейшей истории Франции (История)


Реферат: Описание детей дошкольного возраста с ЗПР (Педагогика)


Реферат: Доверенность и ее формы (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ватикан (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист