|
Реферат: Обитель на реке Лух (История)
- 4 -
ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ
М рачна была глушь непроходимых Луховских лесов. На всем их обширном пространстве не было никаких селений. Лишь изредка, держась берегов лесных речек, чтобы не заблудиться, посещали эти места бортники-пчеловоды, отыскивая в дуплах деревьев или в заранее поставленных бортях диких пчел, да рыбаки, ловившие по лесным речкам рыбу.[1] Доподлинно известно, что до появления монастырских людей на левом, возвышенном берегу реки Лух проживал пчеловод Флор. Его владения прозвали флорищевыми горами. Сюда и устремились монахи.[2] В первой половине XVIIв. в дебри Флорищева урочища пришел схимник-монах Мефодий, который поселился здесь, недалеко от реки Лух, построив себе в “зело густой чаще” под сосной келью. В скором времени к нему пришли два инока Макарьевского монастыря из села Пурех - вотчины князя Д.М.Пожарского - отец и сын, Варлаам и Макарий. Они решили отречься от суетного мира, уединиться и, поставив обитель, посвятить себя служению Богу, дабы спасти свои души. Пустынное жительство анахоретов* привлекали высокие Флорищевы горы, заросшие сплошь громадными соснами. У подножия этих сосен протекала неширокая, но глубокая и быстрая лесная река Лух с небольшими глубокими озерами. Впоследствии эти озера получили названия “Святое” и “Садок”. Из Святого монахи брали для питья воду, а в Садке хранили выловленную рыбу.[3] Поведал пришедшим инокам Мефодий о своем видении, будто бы показался однажды старцу невиданный свет, исходящий из недр Флорищевой горы, а в сиянии усмотрел Мефодий величественный храм, предвещающий будущую славу этому месту. Отправились отшельники в Гороховец, просить у жителей помощи в строительстве храма. Отвечали им: ”К чему храм, когда священника нет, место глухое, пустынное, да и никто не пойдет к вам, когда и самим питаться нечем”. Но настойчивыми оказались монахи, свято верили в чудесное предзнаменование - деревянная церковь с приделами все же была воздвигнута.[4] По законам Русской Православной Церкви служба в новоиспеченном храме может вестись только в том случае, если он будет освящен. И старец Мефодий отправился к патриарху всея Руси Иосифу. 20 марта 1651 года патриарх Иосиф повелел освятить церковь во имя “Успения Пресвятой Богородицы”[5] с приделом в честь преподобного Ефрема Сирина. С просьбой совершить акт освящения старец Мефодий обратился к настоятелю Вязниковского Благовещенского храма, игумену Моисею, и тот освятил его.[6] А в июне на строительство новой церкви была получена грамота и от царя Алексея Михайловича. Это был первый документ, свидетельствующий о юридическом образовании пустыни.[7] Но сложилась такая ситуация: в пустыни** был освященный храм, а служить в нем было некому. Ведь службу мог нести только рукоположенный в сан священник, а Мефодий и его сподвижники были простыми монахами. И так как церковь без священ-
ника существовать не могла, то его нашли. И 3 сентября 1653г. во Флорищи приехал первый священник протоиерей Иларион, который продолжал обустройство, стал создателем и настоятелем монастыря.[8] Итак, обитель вступила в жизнь. ----------------------- [1] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.) [2] Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости-14 июля 1994г.) [3] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.) [4] Шальнов С. Царь Фёдор и Флорищева пустынь. (Дзержинец- 25 ноября 1992г.) [5] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.) [6] Анучин С. История одного забвения. (Дзержинец- 8 июня 1990г.) [7] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)
[8] Иларион (13 ноября 1631г. (по старому стилю)- 1707гг.)- церковный деятель, митрополит. Родился в семье священника. В миру носил имя Иоанн. Отец - священник Зачатейского монастыря Анания, был весьма образован и лично знаком с царем Алексеем Михайловичем. Мать Мелания умерла, когда мальчику было 5 лет. В 8 лет Иоанн оказывается в Спасопреображенском монастыре, куда удалился отец. В 16 лет Иоанн женится на дочери кириковского священника-Ксении, но через полтора года Ксения умерла. 11 декабря ( по ст.стилю) 1653г. он постригается в монахи под именем Иларион. 13 марта 1653г. его посвящают в иеродьяконы и 3 сентября уходит во Флорищеву пустынь. А 22 мая 1654г. иеродьякона Илариона возводят в сан иеромонаха и утверждают в настоятели Флорищевой пустыни. по статье Анучина “История одного забвения” (Дзержинец- 8 июня 1990г.)
Реферат на тему: Облава
Василь Быков. «Облава».
Свержение самодержавия в начале века, разрушение «старого мира», взаимоотношения русского крестьянства с новой властью и дальнейшее развитие этих отношений дали повод и материалы для написания огромного количества произведений о судьбе крестьянства. До недавнего времени произведения, дающие «неверные» представления о жизни советского крестьянства, были фактически под запретом. Сейчас издано большое кол-во литературы, написанной по-разному и о разном. О достижениях, об успехах и об ошибках советского правительства, об энтузиазме проведения реформ и невероятной жестокости, которой эти реформы сопровождались. Мы можем сравнивать, сопоставлять и предполагать, что было вынужденной необходимостью, а что – непростительными ошибками. Например, неоправданная жестокость раскулачивания.
Повесть Василя Быкова «Облава» рассказывает о судьбе крестьянина Хвёдора, который раньше был просто батраком, а при власти советов стал владельцем небольшого надела земли. Эта же власть землю у него и отняла... Изображая судьбу Хвёдора, рассказывая о ней, В.Быков изображает судьбу многих рядовых крестьян, таких же, как Хвёдор, ибо кредо настоящего художника в том, чтобы создавать образ индивидуальный, но обобщённый и типизированный.
Хвёдора постоянно мучает один и тот же вопрос: за что он так страдает? Умирает жена, дочь, сын отрекается от отца... Это больно, но главное несчастье Хвёдора в том, что он в своей деревне – изгой. Возвращаясь, домой, видит, что сад его разорён, а дом и прочие постройки растасканы. Разрушено то, что создавалось с таким трудом! И душа Хвёдора страдает из-за ощущения бесхозности, из-за того, что его работа ушла в никуда, и людям не послужила... По сути, Хвёдор, наказан судьбой и советской властью за своё трудолюбие и упорство. Есть в повести полный антипод Хвёдора, их сходство, пожалуй, только в том, что до революции они занимали не высокую ступень на социальной лестнице. Этот крестьянин ничего так и не добился. Хозяйство у него никудышнее, ибо сам он пьяница, лодырь, завистник, жадный до денег, абсолютно равнодушный к судьбе своих односельчан, их горю. И таких Советская власть если не жалует, то, по крайней мере, не трогает, потому что взять с него нечего, да и «полезный человек»: помогает найти и уничтожить врага советской России. В «Облаве» прослеживается невысказанная, но очевидная мысль: насильственное отнятие земли и хозяйства, созданного с невероятным трудом, лишь обедняет страну и не делает чести тем, кто этого не понимает. Коллективизация возможна, но не такими темпами и не такими средствами. При насильственной коллективизации все лучшие черты и традиции русского крестьянства обречены на гибель. Это стало понятным теперь. Обсуждать и анализировать политику – дело историков; пусть они решают, что было прогрессивным в политике Сталина, что – замораживающим, но отрицать негативное в раскулачивании сегодня уже не имеет смысла. «Облава» В.Быкова проникнута беспокойством, болью о русском крестьянстве, размышлениями о его судьбе и верой в возрождение настоящего российского крестьянства, верой в то, что всё худшее временно, не долговечно.
| |