GeoSELECT.ru



История / Реферат: Мировое сообщество между мировыми войнами (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мировое сообщество между мировыми войнами (История)



1. Мировое сообщество между мировыми войнами.
Время между двумя мировыми войнами в истории европейских стран состоит
из двух периодов: 1918 – начало 1920-х г.г. и 1924-1939г.г. Главное
содержание и отличительная черта первого заключается в том, что Европу
накрывает «революционная волна», приведенная к крушению империи в России,
Австро-Венгрии, Германии, к возникновению новых независимых государств.
Происходят революции, в которых считаются национально-освободительные и
социальные тенденции.
1918-1919гг. отличается подъемом революции, провозглашением советских
республик в Баварии, Венгрии, Словакии. В 1919-начале 1920гг. нарастает
реакция и возникает фашизм в Италии.
Второй период характеризуется тем, что в 1924-28гг. наступает
относительная экологическая стабилизация, развитием новых отраслей
производства.
Далее, в 1929-33гг. происходит мировой экономический кризис,
получивший название великой депрессии.
В годы мирового экономического кризиса были различные варианты выхода
из кризиса. Это: 1) либерал-реформистский; 2) социал-реформистский; 3)
тоталитарный. Об этих вариантах говорилось на теме «Место ХХв. Во всемирно-
историческом процессе».
Одновременно все большую силу набирал такой путь преодоления кризисных
потрясений и социальных конфликтов, как развитие фашистского движения.
Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции – фашизм.
Фашизм - (от итальян. fascio – пучок, связка, объединение) крайне
антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение,
тяготеющее к к установлению террористической диктатуры.
В 1919г. в Италии впервые была создана фашистская организация «Фато ди
Комбатименто» (союз борьбы). Позже подобные политические движения возникли
и в некоторых других странах. Германские фашисты образовали Национал-
социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП) и стали называть себя
«нацистами». Фашизм и старый консерватизм имели общие черты: национализма и
расизм.
Национализм – идейно-психологическое политическое течение,
складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования
конкретной этнической общности самокультурного и общегражданского характера
в форму политических целей и властных притязаний.
Расизм – система взглядов и практических действий, исходящая из
убеждений о физической и психологической не равноценности человеческих рас.
Для расизма характерно человеконенавистничество, деление людей на высшие и
низшие расы, где первые обладают правом господства, а вторые обречены быть
объектами унижения.
Но были и очень существенные отличия.
Прежде всего фашисты заменили идею сильного государства идеей
тоталитарного государства, поглощающего все общество. Старый консерватизм,
отражавший интересы элитарных слоев населения (аристократии, крупных
финансистов) увидал в фашизме угрозу своим привилегиям, т.к. фашизм
превращается в массовые движения многочисленных групп населения (мелких
торговцев, предпринимателей, ремесленников, чиновников, крестьян),
испытывающих страх перед коллизиями начала века.
Следующее отличие фашистов от старых консерваторов – насилие. Именно
вооруженные штурмовые СА, охранные СС в Германии и «чернорубашечники» в
Италии были признаны ударной силой в борьбе против своих политических
противников и в построении будущего миропорядка.
Говоря о включении в название своей партии термина «социалистическая»,
фашисты обещали решить социально-экономические проблемы, когда в стране
будут уничтожены «внутренние враги» - коммунисты, демократы, евреи, цыгане.
В 1923 г. в Германии нацисты стали крупнейшей политической силой.
Военно-бюрократическая элита способствовала тому, что 20 января 1933г.
Адольф Гитлер стал главой правительства – рейх-канцлером.
Т.о. крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность
сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать
ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса
путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких
промышленников.
В 1933г. были распущены профсоюзы, а все немецкие рабочие
насильственно объединены в «Германский трудовой фронт» (ФАФ), куда вошли и
предприниматели.
Все остальные политические партии запрещаются. Развертывается открытый
террор против политических противников. Законом «Об охране народа и
государства» предоставляются неограниченные права карательным органам,
ликвидируется принцип разделения власти. Законодательные функции передаются
правительству. После смерти Гендербурга в 1934г. Гитлеру были переданы
полномочия президента. Т.о. вся полнота власти оказалась в руках Гитлера.
Власть на всех уровнях переходила к назначенным сверху чиновникам.
Провозился лозунг Гитлера о замене классовой борьбы «единением всего
народа»: каждый немец был вовлечен в ту или иную организацию в зависимости
от профессии, возраста и пола.
Германия не была удовлетворена итогами 1 Мировой войны и условиями
Версальско-Вашингтонской системы. С 1936г. Экономическую подготовку к войне
возглавил Геринт Г., ставший уполномоченным по осуществлению 4-летнего
плана.
Благодаря большим мобилизационным возможностями созданной системы и
либерализации страны ()58% бюджета), тяжелая промышленность Германии уже к
1939г. в 1,5 раза превзошла предкризисный уровень, быстро ликвидировалась
безработица. Все это в сочетании с внутренней стабильностью и
внешнеполитическими успехами создали фашистскому режиму широкую социальную
опору. Установившиеся фашистские режимы в Италии, Испании, Португалии и др.
были лишены целостности, присущей гитлеровской Германии в 30-е годы была
направлена на развитие мировой войны.
3. Международная обстановка в 30-е годы была напряженной.
В конце 20-х начале 30-х годов разразился мировой экономический
кризис. Усилилось соперничество ведущих капиталистических стран, что
особенно проявилось в точке вооружений.
Правительства ряда капиталистических стран стремились выйти из кризиса
путем агрессивной войны. Шло нарастание военной опасности.
В годы кризиса обострилась ситуация на Д. В. Китай оставался полем
соперничества за влияние между Великобританией, США, Японией. Япония
стремилась к монопольному господству в регионе, желая создать Великую Азию.
Этот план начал выполняться с захватом Японией в сентябре 1931 г.
Маньчжурки. Здесь возник первый очаг войны. Создалась непосредственная
угроза нашим дальневосточным рубежам. Генеральный штаб японской армии
разработал план войны с Советским Союзом (план ОЦУ), согласно которому
территория северо-восточного Китая должна была стать плацдармом для
нападения на СССР.
В начале 30-х годов резко обострилась обстановка в центре Европы.
Массовая безработица, резко ухудшение положения труда Германии привело к
тому, что экономический кризис начал быстро превращаться в политический. В
январе 1933г. к власти пришла фашистская национал-социалистическая партия.
Она поставила задачу преодолеть ограничения на вооружение страны и
готовиться к насильственному переделу мира.
Готовясь к войне, Германия ускоренными темпами принялась за
милитаризацию страны. Началась материальная и идеологическая подготовка к
войне.
За шесть предвоенных лет на эти цели было израсходовано 90 миллиардов
рейхсмарок, что составило более 24% национального дохода страны. Крупнейшие
монополии Запада (группы Рокфелера, Моргана, Меллена и др.) оказывали самую
широкую финансовую и военно-техническую помощь. Значительно увеличился
приток в Германию военно-стратегических материалов.
Изменилось соотношение сил в капиталистической Европе. Германия
обогнала в экономическом развитии Англию и Францию став опасным конкурентом
США. Да и японский империализм, вступивший на мировую арену с опозданием,
по темпам развития оставил своих конкурентов далеко позади.
В условиях обострения противоречий в капиталистическом Мире,
фашистские государства объединились в агрессивный военно-политический блок.
Германия и Япония в ноябре 1936г. подписали т.н. антикоминтерновский пакт.
Через год к нему присоединилась и фашистская Италия. Так оформился
агрессивный треугольник «Берлин-Рим-Токио».
Международная обстановка потребовала от СССР действенных мер к
укреплению мира и устранению угрозы второй мировой войны. СССР выдвинул
концепцию создания в Европе и на Д. В. системы коллективной безопасности.
Европейские государства не поддерживали СССР.
Тогда СССР согласился на подписание тройственного соглашения с
Францией и Германией. Но Германия не пожелала присоединяться к этому
договору о взаимной помощи.
В 1934г. СССР вступил в Лигу Наций. Тем самым проблема европейской
безопасности расширила географические рамки. В 1935г. 2 мая был подписан
договор СССР с Францией 16 мая 1935г. с Чехословакией. Однако раздел
договора о взаимной помощи чехословакское правительство увязывало в нем с
последующими действиями Франции. Это обнаружило зависимость безопасности
чехов и словаков от политических игр французов. Действительно позиция
Франции оказалась непоследовательной. Она следовала линии британской
политики «умиротворения», рассчитанной на сохранение европейского мира
путем уступок агрессорам.


В оценке международной обстановки в 30-х годах в руководстве страны не
было единогласия. Сталин, Молотов, Ворошилов и др., рассматривали фашизм
как один из разновидностей империализма. Его военная угроза СССР ими
недооценивалась.
Другой позиции придерживались Бухарин, Лионов, Тухачев, Уборевич,
Егоров. Они рассматривали фашизм как качественно новое политическое явление
в системе империализма. Выдвигали идеи о возможности и неизбежности
создания антифашистского союза с западными странами.
Бухарин на XVII съезде партии заявил, что фашистская идеология
проповедует и практикует в самой Германии «открытый разбой»: Уборевич и
Тухач. Говорили о неизбежности создания антифашистского союза с западными
странами. А запад проводил политику «умиротворения агрессора». Учитывая
сложившуюся ситуацию на дальнем востоке, в марте 1936г. СССР подписал
протокол о взаимной помощи с Монголией.
В августе 1937г. СССР заключил договор о взаимном нападении с Китаем.
Июль 1938г. – столкновения японцев с КА в районе озера Хасан Июль
1938г. – боевые действия у реки Халхин-Гол.
По сути дела 2 Мировая война стала реальностью уже к середине 30-х
годов. Захват Японией Северо-восточного Китая в 1931-32 годы, а затем ее
вторжение в центральный Китай в 1937г., германо-итальянская интервенция
против республиканской Испании в 1936-38 годы, захват Австрии Германией в
марте 1938г. Западные страны не отреагировали на этот акт. Только СССР
осудил акт захвата. В сентябре 1938 года состоялся раздел Чехословакии
(договорились главы правительств Германии, Великобритании, Италии, Франции
– передать Германии Советскую власть).
К лету 1939г. Для СССР стала реальная угроза войны на два фронта (с
Германией и Японией). Перед Советским правительством встала необходимость
выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военные
столкновения.
Существовало три варианта развития внешнеэкономической ситуации:
1. возможность добиваться заключения военного союза с Англией и
Францией
2. Попытаться избежать войны переговорами с Германией.
3. нежелательный – остаться в изоляции.

Первый путь являлся наиболее приемлемым, обеспечивающий безопасность
СССР и Европы. Однако у западных держав, в т.ч. и у Польши, не было желание
идти на сближение с СССР.
В августе 39г. в Москву прибыла совместная англо-французская военная
делегация (к этому времени Англии, США и Франции было известно решение
Гитлера начать войну с Польшей.) Советским правительством были предложены
три варианта возможных совместных действий. Первый вариант – при нападении
Германии на Англию и Францию СССР внесет 70% тех вооруженных сил которые
эти страны потребует на агрессора. Обязательным было участие в войне Польши
– союзника Франции и Англии.
Второй вариант – при нападении на Польшу и Румынию – Англия и Франция
должны были немедленно начать войну против Германии. СССР выставит столько
же дивизий сколько Англия и Франция. Советские войска должны быть пропущены
Польшей и Румынией через их территории.
Третий вариант. В случае нападения на СССР Англии и Франции должны
войти в войну с Германией, выставив 70% вооруженных сил от войск красной
Армии.
Переговоры проводились с 12 по 17 августа.
20 августа Англия, Франция и Польша официально подтвердили, что они не
собираются идти на встречу советским предложениям.
Таким образом первое основное направление советской внешнеполитической
деятельности по представлению агрессии не привело к положительному
результату. Пришлось думать о выходе из создавшегося положения. СССР потом
на принятие неоднократных предложений Германии о заключении с ней договора
о ненападении.
Еще начиная с мая 39г. Берлин настойчиво предлагал заключить договор с
СССР. Наряду с трехсторонним переговорами в Москве в августе 39г., Англия
вела секретные переговоры с Берлином.
20 августа 39 года в Берлине было подписано советско-германское
кредитное соглашение на 200 млн. марок.
23 августа 39г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К
договору был приложен секретный протокол, где был зафиксирован раздел сфер
влияния (в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бесарабия;
в немецкой – Литва, Польша)
Предотвратить войну могло только соглашение Англии, Франции и СССР о
совместных действиях против агрессора. Решение правительства СССР заключить
с Германией договор о ненападении было вынужденным, но вполне логичным в
тогдашних условиях.
1 сентября 39г. нападением на Польшу, началась 2 Мировая война.
17 сентября КА вступила в Польшу под предлогом оказания помощи
украинским и белорусским братьям по крови. Советско-германская граница
проходит по р. Буг, что нарушало положение секретного протокола от 23
августа. В качестве компенсации Германия передаст в советскую сферу влияния
Литву.
28 сентября 35г. был подписан германо-советский договор о дружбе и
границах между СССР и Германией.
Одновременно с договором были подписаны конфиденциальный протокол и два
секретных дополнительных протокола. В конфиденциальном протоколе
отмечалось, что правительства Германии и СССР создают возможность для
населения бывшей Польши выбрать место жительства на территории, отошедшей
либо к Германии, либо к СССР.
Первый из секретных дополнительных протоколов касался изменений в сфере
интересов СССР и Германии в Прибалтике. (Литва передается в сферу интересов
СССР).
Второй секретный протокол потребовал о обеих договаривающихся сторон
«не допускать на своих территориях никакой польской агитации, затрагивающая
территорию другой страны и подавлять на своих территориях все источники
подобной агитации.
В глазах мирового сообщества подобные документы и заявления ставили
СССР на одну доску с агрессором.
В сентябре – октябре 39г. советское руководство заключило договоры о
взаимопомощи с прибалтическими государствами. При заключении этих договоров
Сталин заявил: «Ни Саму конституцию, ни органы, ни министерства, ни внешнюю
политику, ни экономическую систему затрачивать не будет.
В июле 40г. начали сформировываться просоветские правительства.
Осенью 39г. (30 ноября) советские войска начали боевые действия против
Финляндии. Бои приняли затяжной характер.
14 декабря 39г. Совет Лиги Наций принял резолюцию об исключении СССР и
Лиги Наций как агрессора.
11 февраля 40г. удалось прорвать линию Маннергейма на карельском
перешейке.
12 марта 40г. было заключено перемирие. Фин. Правительство уступило
СССР весь Карельский перешеек с Выборгом, а также представило ему на 30 лет
свою военно-морскую базу на полуострове Ханко.

3. В исторической литературе 1929 принято считать не только годом
политического переворота, совершенного по инициативе Сталина, но и
переломным в формировании командно-бюрократической системе, приведшей к
свертыванию демократии, усилению социальной несправедливости, нарушению
социалистической законности, политическим репрессиям.
В работах ряда исследователей этой проблемы (О. Лациса, В. Попова, Н.
Шмелева и др.) административно-командная система рассматривается как
определенный способ организации экономической и общественной жизни,
характерные для прошедших через пролетарские революции стран с западной
индустриализацией.
Понятие «режим личной власти» в работах историков трактуется
неоднозначно. По мнению С. Байбакова и В Макаренко, решим личной власти –
это бюрократически централизованная диктатура пролетариата: истоки
бюрократизма в организации демократии периода гражданской войны и
иностранной интервенции.
Другие историки считают данное понятие неопределенным и лишенным
исторического социологического содержания, так как термин «режим»,
предполагает существование особых политических институтов укреплявших
личную власть Сталина. Но таких институтов не было.
Но в целом в современной историографии утвердилась точка зрения, что
формирование режима личной власти и складывание административно-командной
системы произошло на рубеже 20-х – 30-х годов.
Временные рамки возникновения административно-командной системы и режима
авторитарно-политического не следует замыкать периодом сталинской
диктатуры. Их истоки – в определенных традициях дореволюционной России,
политике «военного коммунизма», а также – в переходе к форсированному
варианту социалистического строительства, способствовавшему нарастанию
авторитарных начал в политическом устройстве нашего общества и резко
усилившему объективную потребность в широком использовании административно-
командных форм политической организации. Вместе с тем складывание
политического режима, достигшего расцвета в 30-50-е гг. определялось рядом
объективных и субъективных факторов, действовавших до и вне зависимости от
принятия стратегии форсированной индустриализации.

Объективные факторы.

Во-первых: в экономике советского государства тесно переплетаются
вызревающие элементы социалистического и существовавших в дореволюционной
России мелкобуржуазного и патриархального укладов.
Во-вторых: в социально-классовой структуре общества преобладали
мелкобуржуазные элементы. Доля сельских жителей в составе населения страны
была в 4 раза выше городской. Пополнение работающего класса происходило
преимущественно за счет выходцев из перечисленных с семей, которые
захлестнули старые промышленные города, размывая и растворяя в себе ядро
кадровых рабочих.
Массовое создание новых рабочих не могло быть серьезным препятствием для
авторитарного режима.
Собственно же рабочий класс, в отличие от рабочих развитых
капиталистических стран, не прошел школу обучения демократии и такого, в
частности, ее института, как парламентаризм.
В других слоях общества, прежде всего крестьяне, демократического
сознания присутствовали еще в меньшей степени. А низкие общеобразовательный
уровень (на 1 тыс. жителей в1920 г. в европейской России имелось всего330
грамотных) и политическая культура создавали питательную среду для
возвышения «сильной личности». И Сталин не мог не использовать эту
благоприятную возможность в целях установления единовластия.
В-третьих: для понимания причин установления единовластия и
административно-командной системы имеют значения и особенности политической
жизни страны.
Сталину явно было на руку неизжитые до конца царские настроения, а также
отсутствие сформировавшихся демократические традиции как буржуазного, так и
добуржуазного типа в политической структуре дооктябрьской России ( ,
земство, государственная дума и некоторые другие
демократические института не восполняли подлинного демократизма).
В-четвертых: благоприятным фактором утверждения единовластия Сталина и
административно-командной системы выступали состав партии, а также
политические методы ее функционирования.
Изменение классового состава партии в сторону уменьшения ее пролетарского
ядра произошло в разное действие не только объективных факторов (гибель на
фронтах, чисток), но и в результате целенаправленной работы самого генсека,
и других членов политбюро, положивших начало процессу чрезмерно расширения
численности партии за счет непролетарских элементов. Так, XIII конференция
РКП (б), состоявшаяся в 1924 г. выдвинула задачу «вербовки» в партию в
течении 1 года 100 тыс. человек – рабочих от станка. Через 10 дней после
конференции ЦК РКП принял решение о прием в партию 200 тыс. крестьян.
В 1928 г. коммунисты с дореволюционным стажем составляли 1% от всей
численности партии, участники Октябрьской революции и гражданской войны –
32,6%, остальные вступили в нее после 1921 года.
Только 1937г. удельный вес рабочих немного превысил половину численного
состава партии.
В-пятых: наконец, почти неизбежный дореволюционной России жесткий
централизм как механизм руководства остался на вооружении у руководства
партии и государства и в послереволюционные годы. И поэтому, почти сразу
после гражданской войны интервенции начинается постепенный процесс
превращения механизма партийного и государственного руководства в
административную систему.
К объективным факторам формирования решения личной власти Сталина и
административно-командной системы необходимо добавить и субъективные.
Во-первых - сама личность Сталина, который воспринимался как
христоматический вождь, нравственный облик его оказался близок абсолютному
большинству населения. Его наделяли сверхчеловеческими свойствами и
сверхчеловеческой мудростью. В Сталине удивительно сочетались политическая
проницательность, сильная воля, выдающиеся организаторские способности с
неограниченным властолюбием, невысокой культурой, грубостно-болезненной
подозрительностью, жестокостью.
Во-вторых: неверная оценка Л.Б. Каменевым и Т.Е. Зиновьевым Сталина.
Они, стремились иметь руководителем аппарата ЦК своего послушного человека,
поддержали его кандидатуру на пост члена. Позже они нашли в лице Сталина
союзника в их борьбе против Л.Д. Троцкого.
В-третьих – противостояние Троцкого – Сталина сыграло не последнюю роль.
Троцкий не только недооценил волю и изощренный ум Сталина, но и своими
бесконечными выпадами, дискуссиями невольно поднял авторитет Сталина.
Фактически Троцкий сам помог Сталину укрепить его политические позиции.
Кроме Каменева и Зиновьева, Бухарин, Рыков и Томский способствовали
укреплению единоличной власти Сталина в партии и государстве.
В конце 20-х годов исключив из партии Зиновьева, Каменева и Троцкого, и
ряда других лидеров «новой оппозиции» в высшем политическом руководстве
исчез «баланс сил», противовес сталинскому единовластию. Наконец, ни
разработанность теоретических вопросов связанных с конкретно-историческим
строительством социализма в нашей стране, способствовало абсолютизации
установок Сталина, выдававшихся за единственно верное направление
историческое развитие нашего государства.
Таким образом, складывание дминистративно-командой системы и режима
личной власти в огромной степени определялось тем, что народы нашей страны
столетиями были лишены возможности участвовать в государственной жизни, что
в массах, в том числе и партийных, были очень слабы демократические
традиции, что принципиальным образом изменилась как социальная структура
общества и отдельных его классов, так и социальный состав партии.





Реферат на тему: Мировой суд во второй половине 19 века


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

________________________________________________________________



ФАКУЛЬТЕТ Гуманитарного и социально-экономического образования



КАФЕДРА Правоведения и истории____________________________



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Юриспруденция_______________________________



КУРСОВАЯ РАБОТА



НА ТЕМУ: «Мировой суд в России во 2-ой половине XIX в.» ___________


________________________________________________________


________________________________________________________



Выполнил студент III курса, группы 3 б Покусалова Ольга Николаевна__



Фамилия, имя, отчество


Принял __доцент_____________ Шевченко Виктор
Александрович

Должность, звание
Фамилия, имя, отчество

«____» _______________ 200___ г.
___________________________________________

Подпись



Новочеркасск 2000 г.


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….….3



Глава 1: Становление мировой юстиции в России…..…….5


§1. Учреждение мирового суда…………………………….5

§2. Принципы и порядок избрания мировых судей………6

§3. Классификация мировых судей………………………..8

§4. Компетенция мировых судей…………………………..9

§5. Съезды мировых судей…………………………………11


Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года…………………13


§1. Судьба мирового суда…………………………………..13

§2. Новые учреждения вместо мировых судов……………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………17

Список литературы………………………………….…………18



ВВЕДЕНИЕ


Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого
поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к
буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на
крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов,
приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.
Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь
капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная
реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального
законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и
гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью
уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для
обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной
задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены
крепостного права в России.
К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования
«Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2)
и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н.
Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такие
известные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И.
Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводство
и судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г.,
развитие институтов судебной реформы. Исследования построены на
документальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать
«Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержания
вышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебную
реформу как дар царя.
Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих из
составителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) и
собрав оригинальный материал, автор написал исследование большой
достоверности.
В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представлена
работами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине после
их выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотя
они не могли исчерпать столь сложную тему.

На современном этапе развития в России законодательством
предусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ»
от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует и
ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция
(ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но закон
не определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылку
к законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся принимать
соответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей в
Российской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучить
историю мирового суда в России и довести дело до конца.



Глава 1: Становление мировой юстиции в России


§1. Учреждение мирового суда

В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала
Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось
отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать
маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских
прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между
помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений,
которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в
состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган –
мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной
зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела,
возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко
распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд
рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший
маловажные споры вообще.
Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным
органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты
между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы
низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно,
поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к
чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой
юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения
споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с
перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в
высочайшем повелении 25 марта 1859 г.
Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось
необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами,
выходящими из крепостной зависимости.
У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела
должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи.
Участия присяжных поверенных не допускалось.
Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система.
Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил
мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу.

§2. Принципы и порядок избрания мировых судей

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими
думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически
закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме
того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была
оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.
Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла
возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность
(как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи
родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против
того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в
уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс.
р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право
“предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не
соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими
заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось
состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи
уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял
список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов
(ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список
публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать
заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все
эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым
проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц,
помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения
избранных (ст. 37 у. с. у.).
Число мировых судей на каждый уезд определяется числом участков,
которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц,
из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1)
Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весь
неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в
определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может
находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным
жителем зависит от избирательного собрания.
2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.). 3) Обладание известным
образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от
избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание
соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких
должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в
производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым
судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются
переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает
право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом
отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть:
1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда
наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не
оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они
обвинялись, влечет означенные наказания;
2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды
обществ» и дворянских собраний;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);
5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).
Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе в
пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на
пенсию не имеют.
Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим
основаниям:
1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее
трехлетие;
2) за сокращением числа участков;
3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения
должности мирового судьи.
В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с
членами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждается съездами
мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей
осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный
департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.).

§3. Классификация мировых судей

Мировые судьи разделяются на:
1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место
жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при
необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для
исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст.
41-45 у. с. у.);
2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности
почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой
округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела,
или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия
очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью;
вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном
почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с.
у.);
3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному
желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.).
Кроме того закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые
учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и
Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение
заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых
судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.
§4. Компетенция мировых судей

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные
дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые
предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и
внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на
срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава
уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)
Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мирового
участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ;
столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных
мировых судей распространяется на всю территорию округа.

По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на:

судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В
отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по
делам гражданским и уголовным.
Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении
недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения,
когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об
обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об
исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

Из уголовных дел мировым судьям подведомственны:

1) обязанности предварительного исследования и примирения ;
2) юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях,
налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими
изъятиями: а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в
мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о
торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме
дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству
администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о
нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на
мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей;
б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с
наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства,
запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие
торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские
обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.).
Приговор мирового судьи признается окончательным, когда им
определяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более
15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения
за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 у. у. с.). Кроме
указанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие:
денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму
не свыше 1,5 лет.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует
отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия
нотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии
врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности
по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам
мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в
составлении очередного и периодических –списков присяжных заседателей,
открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.
За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120
Устава уголовного судопроизводства констатировала: “В делах, которые могут
быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру
и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора”. В
случае неуспеха он разрешал конфликт на основе “Устава о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями”.
Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями,
разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователем
разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировыми
и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и
окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.).
Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они
должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа
мировой суд является судом первой инстанции в пределах указанной
компетенции.

§5. Съезды мировых судей

Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделался
мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей
первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в
три года, заключается в распределении обязанностей между своими членами,
установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу.
Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все
мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на
должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно
присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в
заседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числа
мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрению
на съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2)
прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следить
за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым
гражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически в
заседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранее
определяется земскими собраниями (ст. 52 у. с. у.), городскими думами или
министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созвание
особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст.
54 у. с. у.). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции
для себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в конце
каждого года представлять отчеты по своему округу.
На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность
кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение
дел, начатых участковыми мировыми судьями.
На съезде мировых судей мог быть обжалован приговор мирового судьи,
здесь съезд выступал как кассационная инстанция и собирался по мере
необходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировому
разбирательству” (ст. 51 у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судей
осуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа. Высший
надзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в кассационном
департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 у. с. у.).

Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то,
что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы,
а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречие
объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов
судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие
превоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган,
призванный разрешать споры на основании закона.
Следует отметить, что организация мировой юстиции с обособлением от
общей судебной системы не имела аналогов в мировой практике и не была
похожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции.



Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года

§1. Судьба мирового суда

В 80-х годах XIX века, одновременно с усилением отрицательного
отношения ко всем реформам императора Александра II, все чаще и чаще стали
появляться нападки на мировой суд. Случались неудачные решения мировых
судей, их обобщали и говорили о несостоятельности мировых судей вообще.
Случилось несколько раз за двадцать лет, что в уездах заседания мирового
суда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, что
некоторые судьи медленно решали дела. Единичные случаи подхватывали,
замалчивали образцовую работу других мировых съездов (в больших центрах они
превратились в постоянные учреждения), игнорировали и то, что решения в
общем были хороши, и то, что мировые судьи были завалены работой. Начались
требования коренных преобразований: назначения председателя мирового съезда
от правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отмены
выборного начала и т. д. Особенно тревожным симптомом явилась в 1888 году
резкая критика со стороны добросовестного публициста (П. Н. Обнискова),
горячо преданного основным принципам Судебных Уставов. Предположение, будто
в уездных земских собраниях выборы мирового судьи определяются кумовством,
и мировые судьи не способны творить суд за отсутствием юридического
образования, так что фактически дело правосудия перешло в руки частного
ходатая – все это привело критика к мысли, что необходимо уничтожить
выборное начало и назначать судей от правительства из числа юристов. Тогда
же ему было сделано возражение, что достаточно уничтожить имущественный
ценз, повысить ценз образовательный или отменить требование единогласия при
избрании кандидатов, не имеющих ценза, чтобы сразу ввести в круг учреждения
юристов, не ломая выборного начала. Недоумевали, почему назначенный судья
будет ближе к народу, чем выборный, почему полная зависимость от
администрации (в то время нельзя было надеяться, что при назначении судей
им будет гарантирована несменяемость) лучше влияния со стороны избирателей.
Однако, весь этот спор, в котором были правы сторонники сохранения выборных
мировых судей, оказался бесполезным; судьба, которая постигла учреждение в
1889 году, не соответствовала ожиданиям и тех, которые стояли за назначение
судей-юристов.
При проведении судебной контрреформы мировой суд на большей
территории страны был упразднен. В 1889 году Александр III утвердил два
нормативных акта: Закон о земских начальниках 12 июля 1889 года и Правила о
производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским
судьям, 29 декабря 1889 года. Вместо мировой юстиции учреждается совершенно
новая судебная система: участковые земские начальники, в отношении крестьян
пользовавшиеся как административной, так и судебной властью, городские
судьи и члены окружного суда. Почетные мировые судьи не упразднялись.
После 1889 года выборные мировые судьи уцелели в Санкт-Петербурге с
его уездом, в Москве, Казани, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове
и Харькове, а также в Области Войска Донского. Более посчастливилось
учреждению мировых судей по назначению от правительства. Они не только
остались там, где введены были раньше (кроме названных выше местностей –
еще в среднеазиатской области и в Измайловском уезде Бессарабской
губернии), но, в самый год упразднения мировых судей для внутренней России,
введены в губерниях Прибалтийских и Архангельской, сохраняются и в новой
Черноморской губернии, а с 1896 года вводятся в Сибири (по образцу
Закавказья в отношении компетенции и инстанций, но с неограниченным правом
министра юстиции увольнять и перемещать судей).


§2. Новые учреждения вместо мировых судов



Земские начальники назначались министром внутренних дел по
представлению губернаторов. Ими могли быть: 1) лица, прослужившие не менее
трех лет в должности предводителя дворянства, наличие имущественного и
образовательного ценза при этом не требовалось; 2) местные потомственные
дворяне, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование или
прослужившие не менее трех лет в должности мирового посредника, мирового
судьи при наличии 0,5 ценза, необходимого для участия в выборах в уездное
земское собрание, или обладающие другим недвижимым имуществом не ниже 7500
рублей.
Другим органом, к которому переходили функции упраздненного мирового
суда, был городской судья. Городские судьи учреждались в уездных и
губернских городах, за исключением тех, в которых была сохранена мировая
юстиция. Они назначались министром юстиции из числа лиц, отвечающих
требованиям ст. 200 и ст. 201 Учреждения судебных установлений, а также
постановлениям о судебных следователях, изложенным в ст. 202 и ст. 205
этого Учреждения. Таким образом, требовалось наличие российского
подданства, высшего образования или же «способность доказать на службе
свои познания по судебной части».
Земские начальники и городские судьи рассматривали гражданские дела
по спорам и искам не свыше 500 рублей, дела о восстановлении нарушенного
владения, если со времени нарушения прошло не более 6 месяцев, дела о
потравах и других повреждениях полей и угодий, когда сумма ущерба не
превышала 500 рублей и все прочие иски на сумму не свыше 500 рублей. Им
были подсудны уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями, за исключением ст. 170, устанавливавшей
ответственность за кражу посредством взлома из запертых хранилищ с
использованием отмычек, а также дела о беспатентной продаже спиртных
напитков и табачных изделий.
Вторую, апелляционную инстанцию для дел, подсудных земским
начальникам и городским судьям, составлял так называемый уездный съезд в
лице его судебного присутствия. Оно возглавлялось уездным предводителем
дворянства, а в местностях, где не проводились дворянские выборы, - особым
председателем. В состав судебного присутствия входили: уездный член
окружного суда, почетные мировые судьи, городские судьи и земские
начальники данного уезда.
Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных земскими начальниками
и городскими судьями, становилось губернское присутствие, учреждавшееся в
каждой губернии под председательством губернатора, в составе вице-
губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного суда
или его товарища и двух непременных членов. Кроме того в работе губернского
присутствия принимал участие председатель или один из членов местного
окружного суда.
Наконец, третьим судебным органом, созданным вместо ликвидированных
мировых судов, были так называемые члены окружного суда, назначаемые
министром юстиции по одному в каждом уезде. Им передавались все уголовные и
гражданские дела, отнесенные ранее к ведению мирового суда и неподсудные
земским начальникам и городским судьям. Уездные члены окружного суда
участвовали в заседаниях этого суда, могли привлекаться к работе
последнего при недостатке его членов. Апелляционной инстанцией для члена
окружного суда был окружной суд, а кассационной – соответствующий
(уголовный или гражданский) департамент сената.

Таким образом, учреждение земских начальников поставило на место
судьи, призванного охранять мир и насаждать чувство законности, судью-
администратора, призванного восстановить опеку над крестьянским населением.
Только в городах, за исключением наименее значительных, функции мировых
судей перешли не к земским начальникам, а частью к городским судьям, частью
к уездным членам окружных судов, которые заведовали делами, не вошедшими в
компетенцию земских начальников.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начиная с 1866 года, мировые учреждения были открыты постепенно во
всех земских губерниях. Их успех в народе превзошел все ожидания. То, что
они явятся благодеянием для населения, нетрудно было предвидеть уже потому,
что они должны заменить собой пеструю коллекцию судебно-административных
мест (например в столицах – уездный и надворный суды, магистрат, городской
словесный суд, комиссия для словесной расправы между рядчиками и рабочими,
словесные суды при полицейских частях и управления полицейских частей).
Предвиделось, что мировые судьи будут разбирать больше дел, чем все
перечисленные учреждения вместе взятые; например, в Москве ожидали, что
вместо 7500 дел, которые ведались названными местами, у всех мировых судей
окажется 16000 дел или почти по 1000 дел на каждого из 17 участковых судей;
вместо того в первый же год на каждого из судей пришлось примерно по 2800
дел. В обеих столицах, как только в народе распространилась весть о новом
суде, к мировому судье потянулись с такими «мелкими» тяжбами и обидами, о
которых прежде не поднимали речи. Все, кто прежде чувствовали себя
бесправными и молча сносили обиду и угнетение, пошел к «мировому» просить
правосудия и заступничества, не справляясь с законами о его компетенции;
просьбы жен о разводе или о выдаче вида на жительство стали обычным
явлением. Небывалой популярности суда в России содействовали, помимо
скорости решения, вежливость и равное со всеми обращение со стороны судей,
подбор которых, в общем, был очень удачен. Только представители
привилегированного сословия, воспитанные в атмосфере крепостного права,
отвечали иногда, на первых порах, на вежливую манеру судей ропотом и
выходками в крепостническом духе. Похожие явления – приток дел и просителей
и популярность в народе – повторялись в земской России повсеместно, по мере
введения мировых учреждений. На протяжении четверти века мировые судьи
функционировали, водворяя в обществе и народе идею законности и уважения к
личности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. Правовая система «Гарант».
2. ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.98. Правовая система «Гарант».
3. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа. – М.:
Юрид. лит., 1991 – 496 с.
4. И. П. Анисимов. Судебные уставы императора Александра II (с разъяснением
их по решениям кассационных департаментов правительствующего сената).
СПб., 1884.
5. Б. В. Виленский. Судебная реформа и контрреформа в России.
Саратов, 1969.
6. М. Г. Коротких. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России.
Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. – 183 с.
7. А. Ф. Кони. Отцы и дети судебной реформы. СПб., 1914.







Новинки рефератов ::

Реферат: Norton Commander. Описание и возможности (Программирование)


Реферат: Курсовик по электротехнике (Радиоэлектроника)


Реферат: Самообучение и самообразование студента (Педагогика)


Реферат: Типологія сюжетних ліній українських та перських народних казок (Литература)


Реферат: Основные направления социальной защиты населения России (Социология)


Реферат: Эволюция цветка (Биология)


Реферат: Термоядерные реакции (Физика)


Реферат: Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения (Социология)


Реферат: Тарас Григорович Шевченко (1814-1861) (Литература)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Освещение (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена (Государство и право)


Реферат: Развитие науки управления (Менеджмент)


Реферат: Россия - демократическое государство (Право)


Реферат: Вредные и опасные факторы при работе лазерных установок" (Спорт)


Реферат: Борис Чайковский - путь в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Летучие мыши (Биология)


Реферат: Коммуникационные каналы и их влияние на эффективность работы организации (Психология)


Реферат: Концепция пространства и времени в современом естествознании (Естествознание)


Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист