GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Религия)


ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ



БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

118 ГРУППА



ПРЕДМЕТ:
НОВЫЙ ЗАВЕТ (ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ)



СОЧИНЕНИЕ:
«ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ (ПО ВСЕМУ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЮ)»



АВТОР
КРАМАРЕНКО Ю.Я.



МОСКВА

2002
План сочинения

| понятие греха |
| Актуальность знания природы человеческой греховности |
| Определение понятия «грех» православными авторами |
| последствия первородного греха |
| ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ |
| ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ О ГРЕХЕ |
| УПОМИНАНИЕ ГРЕХА И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ |
| ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ |
| «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23) |
| Выводы |
| приложениЯ: 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ |
|(по учению преподобного Иоанна Лествичника) |
|2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРЕХОВ |
|3. СТРАСТИ И СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ |
|(по учению святителя Игнатия (Брянчанинова) |
|4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО МЫТАРСТВАМ |
|(по повествованию блаженной Феодоры о воздушных мытарствах, |
|проходимых после смерти просвещенными святым Крещением и |
|верующих в Господа Иисуса Христа) |
| Список литературы |


«Величайшее зло для человечества
есть его своеволие, противляющееся
воле Божией».
Свт. Иоанн Тобольский.


1. понятие греха


1 Актуальность знания природы человеческой греховности

Святитель Иоанн Тобольский говорит нам о том, что «святые все то, что
встречалось с ними в жизни (приятное и неприятное), приписывали воле,
действию Божию, потому что они не обращали своего внимания грехи чужие, но
все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за
свои грехи» [18, с. 28].
Мы же, до конца невоцерковленные и глубоко грешные люди, по убогости
своей духовной часто задаемся вопросами типа:
. Если грех совершили Адам и Ева, то почему за него должен отвечать я?
. В чем истинная причина моей греховности?
. Что такое для меня понятие греха?
Не находя на эти вопросы верного православного ответа, начинаем
выискивать соринку в чужом глазу и не замечаем бревна в своем – фактически
(зачастую незаметно для самих себя) отдаляемся от Господа нашего Иисуса
Христа, по сути предаем Его.
Епископ Варнава (Беляев) указывает: «с первых дней своего существования
люди пошли двумя путями – путем жизни и путем смерти; путями, такими
непохожими один на другой и расходящимися все более и более в
противоположные стороны с течением времени. Сам Христос указал на них и
предостерег своих последователей, чтобы последние не сбивались с истинного
пути на ложный» [4, с. 15].
Чтобы внять предупреждению Господа (Мтф. 7, 13, 14; Лк. 13, 24) для
многих из нас важно нащупать и прочувствовать корень своего зла. Однако
сделать это, не впадая в прелести, можно только на основе искренней молитвы
Господу нашему Иисусу Христу, углубленного изучения Священного Писания,
трудов Отцов Церкви в области нравственного богословия, жизнеописаний
Угодников Божиих. Предметом же нашего описания является Евангельское учение
о грехе.


1 Определение понятия «грех» православными авторами

Протоиерей Серафим Слободской в Законе Божием говорит о том, что «без
молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем и не исполняет своего
назначения на земле, то есть совершает грех» [28, с. 32].
В репринтном издании Полного Православного Богословского
Энциклопедического Словаря [27] нет специального определения понятия
«грех», но дано четкое определение понятия «зло», которое трактуется как
«явление, противоположное добру, отрицающее последнее … зло проявляется в
разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на:
1. зло физическое – все, что нарушает развитие физического бытия (болезни и
т.д.);
2. зло нравственное – все, что противоречит в нравственной жизни воле
Божией и что обыкновенно называется грехом» [27, с. 914, 915].
Исходя из данного определения можно заключить, что с позиции
нравственности понятия «зло» и понятие «грех» тождественны.
Анализируя различные аспекты проблемы зла проф. Лосский В.Н., ссылаясь
на мнения Отцов Церкви, делает вывод о том, что «зло не есть природа, но
состояние природы … точнее, зло есть определенное состояние воли этой
природы; это воля ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то
есть позиция личностная» [22].
По сути, развивая эту мысль, архимандрит Лазарь (Абашидзе) подчеркивает,
что грех – это понятие религиозное и «применимо только к лицам, принимающим
христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в
«ограде церковной». Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне
своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться всей глубине
своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от
Бога, от истины» [21].
В православной литературе встречаются различные определения и описания
понятия «грех». Некоторые из этих определений приведены в табл. 1.
Табл. 1
|АВТОР |ОПРЕДЕЛЕНИЕ |

|Преподобный |«Грех есть преступление закона, малое или |
|Иоанн Лествичник |великое, бывающее делом, или словом, или |
|[17]. |помышлением». |

|Святой |«Зло – один только грех. Начало греха – гордость.|
|Иоанн Златоуст |Начало гордости – незнание Бога». |
|[16, Том I, с. 6, 63]. | |

|Святитель |«Величайшее зло для человечества есть его |
|Иоанн Тобольский |своеволие, противляющееся воле Божией». |
|[18, с. 357]. | |

|Митрополит |«Грех заключается в: |
|Макарий (Булгаков) |гордости; |
|[23, с. 486]. |неверии Богу; |
| |отступничестве от Бога; |
| |величайшей неблагодарности к Богу». |

|Митрополит |«Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, |
|Филарет (Вознесенский) |поразившая всю природу человека и душу и тело |
|[34]. |его. Грех повредил все три основные способности |
| |или силы души: ум, чувство (сердце) и волю». |

|Архимандрит |«Грех – это нарушение христианского нравственного|
|Лазарь (Абашидзе) [21].|закона, это непослушание верующего слову Божию». |

|Протоиерей |«Грех, или зло есть нарушение закона Божия; |
|Серафим Слободской |беззаконие, или иначе сказать, грех есть |
|[28, с. 32]. |нарушение воли Божией». |

|Священник |«Грех есть: |
|Григорий Дьяченко |А. Нарушение пресвятой воли Творца. |
|[8, с. 10, 11] |Б. Уклонение на сторону врага Божия – дьявола. |
| |В. Ослепление ума, развращение воли, искажение |
| |совести». |

|Проф. Лосский В.Н. |«Зло имеет своим началом грех … корень греха – |
|[22]. |это гордость, которая есть бунт против Бога … |
| |корень греха – это жажда самообожения, ненависть |
| |к благодати». |

Отличие в указанных суждениях заключается не в различии подходов авторов
к определению сущностной характеристики понятия «грех», а только в форме и
объеме подачи информации.
Таким образом, все они, определения, могут быть сведены к одному: грех –
это нарушение человеком воли Божией.
Святитель Иоанн Тобольский указывает: «если мы из понятия греха отбросим
его причину (лживость, своеволие), то не будет ни одного из горьких или
злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией, или было бы
Ему неугодно» [18, с. 13].
Следовательно, все то зло, которое имеет место быть на земле, происходит
по воли Божией, обращающей его, зло, в дела полезные для нашего спасения.
Так, блаженный Августин пишет: «Бог признал лучшим злое обращать в доброе,
нежели вовсе не попускать зла» [18, с. 28]
И так, исходя из сказанного:
1. Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой
своей воли.
2. Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по
благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения
(излечения) людей.


1 последствия первородного греха

Сам по себе грех не является «творением» человеческим. Грех сотворил
дьявол, он был собственным его созданием – дьявол сам задумал соделаться
равным Богу (Ис. 14, 14).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что грех человека был
«нечаянно постигшим его увлечением … был приготовлен не замыслом, но
неправильным и недостаточным деланием и хранением рая» [14].
Сообщая свой грех обольщенному человеку дьявол тем самым поработил его –
человек соделался сообщником дьявола и пленником его.
Но главным последствием грехопадения первых людей, как отмечает епископ
Варнава (Беляев), явилось то, что «грех души повлек за собой разрушение и в
физической природе» [4, с. 116].
Конкретизируя эту мысль проф. В.Н. Лосский [22], указывает на то, что
зло воспринятое Адамом, смогло осквернить всю человеческую природу. В своем
фундаментальном труде «Догматическое Богословие» он показывает как именно
изменилась человеческая природа: «внезапно опрокинутый ум человека вместо
того, чтобы отображать вечность, отображает в себе бесформенную материю:
первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем
ее в мир, - перевернута. Дух должен был жить Богом, душа – духом, тело –
душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не
Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий
открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь,
становится паразитом тела – поднимаются страсти. И, наконец, тело
становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так
обретает смерть» [22].
И так, исходя из сказанного:
1. Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не
суть творения Божия, но его состояние.
2. Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом.
Прекрасный образный пример этому приводит святой Макарий Великий: «Как во
время мрачной и темной ночи, когда дышит бурный ветр, колеблются, мятутся
и приходят в великое движение все растения: так и человек, подвергшись
темной власти ночи – дьявола, и в этой ночи и мраке проводя жизнь свою,
колеблется, мятется и волнуется лютым ветром греха, который все его
естество, душу, разум и помышления пронзает, причем и все телесные члены
его также движутся, и нет ни одного ни душевного, ни телесного члена,
свободного от греха, обитающего внутри нас» [14].


2. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ

2 ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ

В т.н. чистом виде (в систематизированном изложении) ни в один из
Евангелий не описывает и не дает четкого понятия об учении Господа нашего
Иисуса Христа о грехе. Причины этому, видимо, кроются в следующем:
Во-первых, Господь Иисус Христос пришел в мир не осуждать нас грешных,
но спасти нас – «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не
оставался во тьме» (Иоан. 12, 46). Естественным образом Евангелисты в
большей мере описывают земную жизнь Господа с позиции того, как нам,
грешным, спастись и в гораздо меньшей мере уделяют внимание грехам, т.к.
описание самого пути спасения уже подразумевает то, что нежелание идти этим
путем и есть противление воли Божией, а, следовательно, есть грех.
Во-вторых, Господь Иисус Христос прямо указывает нам для кого мы должны
открыть свои души, и через кого придет к нам, грешным, понимание своих
грехов – Духа Утешителя: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о
суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и
уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Иоан. 16, 8 –
11)
Говоря о познании воли Божией и сообразовании с ней человеческой воли,
святитель Иоанн Тобольский указывает на то, что фактически все Евангелия
посвящены научению нас тому, чтобы мы, падшие люди, не грешили, а жили в
ладу с Богом – по Его законам. Так, он пишет: «Начало всего учения,
преподанного нам Божественною высочайшею Премудростью, Господом нашим
Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы верующие в Него, во всех делах и
словах своих сообразовались с волею Божественною. Спаситель наш учил нас
этому во всю Свою земную жизнь словами и делами, прямыми речами и подобиями
(притчами), наконец, в Самом Себе оставил нам образ жизни христианской, да
по силе своей последуем Ему» [18 с. 12].
Из этих слов святителя можно заключить, что в рамках простого сочинения
проведение достаточно полного описания Евангельского учения о грехе
представляется весьма проблематичным.
Исходя из этого, в рамках данного сочинения, предлагается к рассмотрению
следующие блоки вопросов:
1. Общая систематизация упоминаний понятия «грех» по всему
Четвероевангелию.
2. Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне как предупреждение нам,
грешным, о подстерегающих нас греховных искушениях, по сути – типологии
греха.
3. Обличение книжников, фарисеев как глубочайших по своей сути грешников,
противившихся воле Божией.


2 УПОМИНАНИЕ ГРЕХА, И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ

У всех трех Синоптиков (Мф. 19; Мк. 10; Лк. 18) есть описание ответа
Господа богатому юноше, в котором Иисус Христос указывает на то, что
нарушение ветхозаветных заповедей не позволяет человеку войти в жизнь
вечную. Перечисленные евангелистами заповеди приведены в табл. 2
Табл. 2
|Мф. 19, 18, 19 |Мк. 10, 19 |Лк. 18, 20 |
|не убивай; |не прелюбодействуй; |не прелюбодействуй; |
|не прелюбодействуй; |не убивай; |не убивай; |
|не кради; |не кради; |не кради; |
|не лжесвидетельствуй; |не лжесвидетельствуй; |не лжесвидетельствуй; |
|почитай отца и мать; |не обижай; |почитай отца твоего и |
|люби ближнего своего, |почитай отца твоего и |мать твою. |
|как самого себя. |мать. | |



Не трудно заметить, что все они непосредственно относятся к соблюдению
обязанностей по отношению к своим ближним. Акцентирование Господом внимания
на этих заповедях, по мнению толкователей: блаженного Феофилакта [30–33] и
Б.И. Гладкова [7 с. 492, 493] говорит о том, что именно формальное
соблюдение этих заповедей многими иудеями не позволяло им действительно
искренне возлюбить Бога, выполнять волю Его (юноша так и не исполнил
предложения Господа – не отказался от любостяжания) и как результат –
препятствовало их вхождению в Царствие Божие.
Следовательно, можно утверждать, что основной грех ветхого человека это
не просто не выполнение им 10 заповедей, данных Господом через Моисея (Исх.
20, 1 – 17), но и формальный подход к их соблюдению.
Непосредственное перечисление грехов Господом упоминается только у двух
евангелистов: у Марка (Мк. 7, 21, 22) и Матфея (Мф. 15, 19). И это понятно
– как мы уже говорили выше, при объективном отсутствии четкого учения о
грехе в Четвероевангелие, прямое перечисление грехов, порождаемых злой
человеческой волей, именно у этих евангелистов объясняется следующим:
. систематизацией в изложении учения о спасении евангелистом Матфеем;
. кратким, но емким изложением всей евангельской истории евангелистом
Марком.
Сами перечни грехов приведены в табл. 3.
Табл. 3
|Мф. 15, 19 |Мк. 7, 21, 22 |
|злые помыслы; |злые помыслы; |
|убийства; |прелюбодеяния; |
|прелюбодеяния; |любодеяния; |
|любодеяния; |убийства; |
|кражи; |кражи; |
|лжесвидетельства; |лихоимство; |
|хуления. |злоба; |
| |коварство; |
| |непотребство; |
| |завистливое око; |
| |богохульство; |
| |гордость; |
| |безумство. |

Естественно, что приведенный Господом нашим Иисусом Христом перечень
грехов далеко не полный, да и евангелисты, по мнению толкователей [1, 3, 7,
10, 15, 16, 18, 20, 30] видимо, не ставили перед собой целью дать подробное
перечисление всех грехов, упоминаемых Господом во время Его земной жизни –
главное было показать их направленность, взаимосвязь с нашей греховной
природой.
На невозможность счесть все наши скверные привычки, страсти, пороки
указывает святитель Игнатий (Брянчанинов) [13], он акцентирует наше
внимание на том, что Господь упоминает грехи только в связи с важностью
нашего покаяния в них: «как первоначальная вера заключается в том, чтобы
уверовать словам Божиим, так и первоначальное покаяние заключается в
сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в
принесении этих сознания и соболезнования посредством искренней исповеди и
усердной молитвы пред лице Божие, с решимостью и обещанием оставить
греховную жизнь, и принять в правило поведения евангельские заповеди» [13,
т. 4, с. 13].
Места, где в Четвероевангелии упоминаются слова «грех», «грешный» и т.п.
приведены в табл. 4.
Табл. 4
|Мф. |Мк. |Лк. |Ин. |
|6: 14,15 |1: 4,5 |1: 77 («песнь |1: 29 («вот Агнец |
|(«прощайте, и |(«проповедь |Захарии»); |Божий, Который |
|будете прощены»); |Иоанна |3: 3 («проповедь |берет на Себя |
|9: 2, 5, 6, 10, |Крестителя»); |Иоанна |грехи мира»); |
|11, 13 («исцеление|2: 5, 7, 9, 10, |Крестителя»); |8: 7, 11, 21, 24, |
|расслабленного»; |15, 16, 17 |5: 8, 20, 21, 23, |34 («Иисус и |
|«Я пришел призвать|(«исцеление |24, 30, 32 («первые|женщина, улученная|
|не праведников, но|расслабленного», |ученики», |в прелюбодеянии», |
|грешников к |«Я пришел |«исцеление |«Я – свет миру»); |
|покаянию»); |призвать не |расслабленного», «Я|9: 1, 3, 16, 24, |
|11: 19 («Иисус об |праведников, но |пришел призвать не |25, 31, 34, 40, 41|
|Иоанне |грешников к |праведников, а |(«Иисус исцеляет |
|Крестителе»); |покаянию»); |грешников к |человека, слепого |
|12: 31 (о хуле на |3: 28 («о хуле на|покаянию»); |от рождения»); |
|Духа Святаго»); |Духа Святого»); |6: 32, 33, 34 |15: 22, 24 («если |
|18: 15, 21, 35 («о|4: 12 («почему |(«любите врагов |Меня гнали, будут |
|согрешающем |Иисус говорит |ваших»); |гнать и вас»); |
|брате», «сколько |притчами»); |7: 34, 37, 39, 47, |16: 8, 9 («о |
|раз прощать брату |8: 38 («все |48, 49 («Иисус об |приходе Утешителя,|
|моему?», «притча о|отвергнуть ради |Иоанне Крестителе»,|Духа истины»); |
|немилосердном |Иисуса»); |«Иисус в доме |19: 11 (« приговор|
|должнике»); |11: 25, 26 |Симона фарисея», |Пилата»); |
|26: 28 (Тело и |(«прощайте, и |«притча о двух |20: 23 (Воскресший|
|Кровь Христовы»); |будете прощены»);|должниках»; |Иисус является |
|27: 4 | |11: 4 («Отче наш»);|ученикам»). |
|(самоубийство |14: 41 («молитва | | |
|Иуды»). |в Гефсимании»). |13: 2 | |
| | |(«покайтесь!»); | |
| | |15: 1, 2, 7, 10, | |
| | |18, 21 («притча о | |
| | |пропавшей овце», | |
| | |«притча о | |
| | |потерянной драхме»,| |
| | |«притча о блудном | |
| | |сыне»); | |
| | |24: 7, 47 («Христос| |
| | |воскрес!», «Иисус | |
| | |является | |
| | |Апостолам»). | |

Места в Четвероевангелии, где упоминается слово «лицемерие» приведены в
табл. 5. Основанием для выделения упоминаний слова «лицемерие» в отдельную
таблицу явился тот факт, что фарисейское лицемерие по своей сути было
богохульством на Бога. Так, по меткому выражению святителя Игнатия
(Брянчанинова): «грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси,
есть самый тяжкий грех, как грех принадлежащий собственно духам
отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство» [13, т. 4, с.
82].
Табл. 5
|Мф. |Мк. |Лк. |
|6: 2, 5, 16 («не твори |7: 6 (Иисус и предания |6: 42 («не будьте |
|милостыни напоказ»); |старцев»); |лицемерами»); |
|7: 5 («не осуждайте |12: 15 («отдавайте |11: 44 («горе вам, |
|других); |кесарево кесарю, а Божие|фарисеи и законники»); |
|15: 7, 8 («Иисус и |Богу»). |12: 1, (берегитесь |
|пророчества старцев»); | |закваски фарисейской»). |
|16: 3 («не будет | | |
|неверующим знамения, | | |
|кроме знамения Ионы | | |
|пророка»); | | |
|23: 13, 14, 15, 23, 25, | | |
|27, 28, 29 («горе вам, | | |
|книжники и фарисеи»). | | |

И так, исходя из приведенных в таблицах данных можно заключить, что
слово «грех» и однокоренные с ним слова достаточно равномерно распределены
по всему Четвероевангелию. Сделать вывод о предпочтительности использования
евангелистами данного слова в определенные периоды земной жизни Иисуса
Христа не представляется возможным.


2 ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ

Наиболее подробно искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне
описаны у евангелистов Матфея (Мф. 4) и Луки (Лк. 4).
Евангелист Марк просто указывает, что «и был Он там в пустыне сорок
дней, искушаемый сатаной, и был со зверями» (Мк. 1, 13), а евангелист Иоанн
вообще умалчивает об этом событии.
Разница в описании искушений Господа у евангелистов Матфея и Луки
заключается в последовательности изложения 2-го и 3-го искушений. Причем,
по мнению епископа Кассиана (Безобразова) [20] порядок изложения у
евангелиста Луки более предпочтителен, чем у евангелиста Матфея по двум
основаниям:
Во-первых, евангелист Лука придерживался более точной хронологической
последовательности в изложении евангельской истории.
Во-вторых, изложение искушений у евангелиста Луки более последовательно
с позиции развития греха: от более грубых искушений к более тонким и
духовным.
Говоря об искушениях Господа в пустыне Б.И. Гладков [7] указывает на то,
что Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Именно как человек,
одаренный свободною волею Он мог подвергаться искушениям.
Епископ Кассиан (Безобразов) так характеризует эти искушения:
1. «Искушение хлебом – служение материальным ценностям.
2. Искушение властью – искание мирского могущества.
3. Искушение чудом – торжество мессианской идеи на путях не любви, а
духовного насилия». [20, с. 27].
Ряд толкователей на Священное Евангелие прямо указывают на то, что
первое искушение Господа в пустыне дьяволом было аналогично искушению
Адама. Так, блаженный Феофилакт указывает на то, что «враг нападает на Него
сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3)» [31]. Евфимий Зигабен, говоря
об этом, акцентирует наше внимание на том, как действовал искуситель:
«приступив ближе, он выдвигает первое искушение, объедение, посредством
которого он пленил и первого Адама» [10, с. 39].
Принимая во внимание тезис епископа Кассиана (Безобразова) о том, что «в
изложении Луки искушения от более грубых и чувственных восходят к более
тонким и духовным, что представляется естественным психологически» [20, с.
39], можно выдвинуть следующую гипотезу:
. Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому
попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие
направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол
для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести
себя, чтобы не поддаться на его лукавства.
Блаженный Феофилакт так описывает типологию искушений Господа дьяволом в
пустыне и борьбу Его с ними: «Враг нападает на Него сначала пресыщением,
как и на Адама (Быт. 3), потом - любостяжанием, показав Ему все царства.
Как показал? Некоторые говорят, что представил Ему их в мысли. Но я думаю,
что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке,
а не в воображении Господа. Далее, нападает на Него тщеславием, ибо
говорит: «если Ты Сын Божий, бросься вниз». Пустословил это, лаская Его,
чтобы Он, обманувшись лестью и желая показать Себя Сыном Божиим, бросился
вниз и таким образом открылся пред ним, кто Он, но смотри, как Господь
поражает его Писанием. «Не искушай, - говорит, - Господа Бога твоего», ибо
никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что
Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и
Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это
Моисеево изречение о манне (Втор. 8, 3); ибо хотя манна была не хлеб,
однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу
Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор. 6, 13. 16)» [31].
И так, дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями
типа:
. пресыщения;
. любостяжания;
. тщеславия.
Наша борьба с этими искушениями должна основывается на четком осознании
нами того, что:
. «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст
Господа» (Втор. 8, 3);
. «Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);
. «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор.
6, 16).


2 «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: «Падшие духи, содержа начало
всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человека с целью и жаждою
погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в
корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей
обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в
гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и
богохульство … Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною
… Точно также они поступают и с богохульством: стараются прикрыть его
великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею»
[13, т. 4, с. 81, 82].
Именно таким образом, согласно Святому Евангелию, поступали книжники и
фарисеи – выхолащивали из Священного Писания его суть и оставляли только
одну форму, учили людей соблюдать исключительно внешние атрибуты Закона
Божьего.
Именно они не приняли слов Божественного Откровения Господа нашего
Иисуса Христа, а потом и распяли Его. Естественным путем для «учителей
народа Израилева» и всех последовавших за ними, становилось фактическое
служение антихристу, вбирание в себя и умножение последствий греха гордости
и богохульства. Ибо сказано о них Сыном Человеческим: «Ваш отец – дьявол, и
вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и
не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит
свое, ибо он – лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44).
Евангелисты Лука (Лк. 20), Марк (Мк. 12) и Матфей (Мф. 23) повествуют об
обличительной речи Спасителя о лицемерии книжников и фарисеев, но наиболее
полно она представлена в Евангелие от Матфея (Мф. 23):
. даётся характеристика Господа ветхозаветного лжепастырства (Мф. 23, 1 –
12) с предупреждение Его нас грешных как не стоит поступать: «по делам же
их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые
и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом
двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:
расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят
предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в
народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23, 3
– 7)
. перечисляются вопиющие к Господу грехи и пороки этих религиозных вождей
народа и восемь раз возвещается «горе» безумным и «слепым» лжепастырям
(Мф. 23, 13 – 36).
Для более полного понимания слов Господа и колорита того времени
целесообразно привести некоторые пояснения по терминологии, сделанные
доцентом Московской духовной семинарии Талызиным В.И.: «Хранилища» - это
ящички с листами из пергамента, на которых писались слова Закона Моисеева.
Они прикреплялись к головной повязке на лбу, и на левой руке против сердца,
вследствие буквального понимания повеления – «иметь пред глазами и на руке
слова Закона» (Исх. 13, 9). «Воскрилия риз» - это четыре кисточки,
пришивающиеся к краям верхней одежды, и идущие от этих кисточек по краям
одежды нити яхонтового цвета, чтобы евреи, смотря на них, помнили заповеди
Божии (Числ. 15, 38 - 40; Вт. 22, 12)» [29].
Обличая лицемерное благочестие и тщеславие книжников и фарисеев Господь
Бог наш Иисус Христос возвещает им «горе» за следующие грехи и пороки:
. за лицемерную ученость, закрывавшую врата Царства Небесного для народа и
самих учителей;
. за ханжество, прикрывающее алчность, доходящую до обирания даже вдов;
. за количественное, а не качественное умножение чад Божиих;
. за поступки, свидетельствующие о том, что внешность поставлена на место
духа, мелочи на место важного и мужественного, за безразличие к религии
между главным и второстепенным;
. за притворное и наружное покаяние.
В Толкованиях блаженного Феофилакта [33], Евфимия Зигабена [10, с. 283 –
286], Гладкова Б.И. [7, с. 552 – 554] на 23 главу Евангелия от Матфея можно
выделить ряд грехов
фарисеев и книжников, за которые Спаситель предрекает им «горе», см. табл.
6:
Табл. 6

|№ |Блаженный |Евфимий |Гладков |
|стихов|Феофилакт |Зигабен |Б.И. |

|13 |препятствие другим |отнятие у народа ключа|лицемерное обхождение |
| |преуспевать в добре |разумения |требований закона |

|14 |обман под видом добра |угнетение под |лицемерное благочестие|
| | |предлогом защиты |и напускная |
| | | |праведность |

|15 |заражение обращенного |негодное |ведение обращенного |
| |порочностью |наставничество |ложным путем |
| |фарисейской, |(развращение |приводящим к осуждению|
| |приводящей к его |обращенного) |на вечные мучения |
| |погибели | | |

|16 – |разрешение нарушения |душевная слепота |делание учеников |
|22 |клятвы | |клятвопреступниками |

|23, 24|замечание малых |небрежение великих |неисполнение важнейших|
| |погрешностей и |заповедей и точное |требований закона, но |
| |одновременное |исполнение малейших |исполнение в мелочах |
| |упускание из виду |предписаний закона |более того, что |
| |всякого преступления | |требует закон |

|25 – |поддержание внешнего |внешнее очищение при |нарушение внутренней |
|28 |благолепия при душе |полноте души грехами |чистоты за счет |
| |полной скверны | |внешней, стремлением |
| | | |по наружности казаться|
| | | |праведным |

|29 – |делание с лицемерием |подражание обличаемым |фактическое одобрение |
|31 | |в убийстве |преступлений |
| | | |(убийства) |

|32 – |убийство |склонность к убийству |убийство |
|35 | | | |

Говоря об отношении Спасителя к обличаемым Им книжникам и фарисеям, Б.И.
Гладков указывает: «не с гневом Он обличал этих лукавых и лицемерных
руководителей еврейского народа, а с величайшей скорбью, которую мы, быть
может, не в силах даже и понять, - с тою скорбью, которая при торжественном
въезде Его в Иерусалим и ликовании всего народа, выразилась в рыдании над
судьбою священного города и избранного Богом народа, - с тою скорбью,
которая вынудила у Него через два дня моление в Гефсиманском саду об
отсрочке исполнения воли Божией» [7, с. 555].
Естественно, что в такой ситуации Господь и не ставил перед собой целью
статистическое перечисление человеческих грехов, т.к. у каждого времени
свои грехи (своя мера Благодати Божией). Так, например, священномученик
Петр Дамаскин выделяет для своего времени 298 свойственных человеку
страстей, а в наш век их, видимо, еще больше.
Главное – Господь показал нам путь спасения. О начале этого пути
святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит так: «кто совершит великое дело -
установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело,
тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего» [13, т. 1, с. 122].
Понимание сути грехов людям приходит от Духа Утешителя (Иоан. 16, 8) и,
как правило, через угодников Божиих.
Сравнительный анализ характера описания грехов в святоотеческой
литературе [5, 6, 8, 12, 14 – 17, 21] позволяет условно
разделить описание явления «грех» на два подхода: первый: от общего к
частному – от типологии греха к греховным действиям, второй: от частного к
общему – к группированию греховных действий в определенные группы (по
определенным признакам).
К первому может быть отнесено учение преподобного Иоанна Листвичника о
греховных страстях и борьбе с ними (см. Приложение 1), ко второму – учение
святитель Игнатий (Брянчанинов) о страстях и смертных грехах (см.
Приложение 2, 3), а также повествование блаженной Феодоры о воздушных
мытарствах (см. Приложение 4).

3. ВЫВОДЫ

1. Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой
своей воли.

2. Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по
благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения
(излечения) людей.

3. Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не
суть творение Божия, но его состояние. Дьявол через первородный грех
пленил природу человеческую злом.

4. Ни один из Евангелистов не дает четкого выделенного учения Господа
нашего Иисуса Христа о грехе – главное для них: не акцентирование
внимания на перечислении грехов и их природы, но донесение до людей
учения Господа о пути спасения рода человеческого.

5. Основной (кроме первородного) грех ветхого человека заключается не
просто в не выполнении им 10 заповедей, данных иудеям Господом через
Моисея (Исх. 20, 1 – 17), но и формальном подходе к их соблюдению,
проявляющемуся в:
. лицемерной учености;
. ханжестве, прикрывающем алчность;
. количественном, а не качественном умножение чад Божиих;
. поступках, свидетельствующих о том, что внешность поставлена на место
духа, мелочи на место важного и мужественного;
. притворном и наружном покаянии.

6. Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская
для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в
искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас
грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на
его лукавства.
Дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями типа:
. пресыщения;
. любостяжания;
. тщеславия.
Наша борьба с этими искушениями должна основывается на четком осознании
нами того, что:
. «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст
Господа» (Втор. 8, 3);
. «Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);
. «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе»
(Втор. 6, 16).


Список литературы

1. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового
Завета. Четвероевангелие. СПб, Сатисъ, 1995.
2. Александр Шмеман, протопресвитер. Введение в богословие (курс лекций по
догматическому богословию 1949 – 1950). Сайт: Библиотека православного
христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.
3. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков.
Новый Завет. Том II: Евангелие от Марка. Тверь, Герменевтика, 2001
4. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости (опыт изложения
православной аскетики). Тома III. Нижний Новгород, Братство во имя
святого князя Александра Невского, 1997.
5. Внутреннее состояние сердца человеческого. Изд. 3. Ярославль, 1891.
Репринт.
6. Герман (Осецкий), игумен. Лествица до врат небесных. Сайт: Библиотека
православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.
7. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева
Лавра, 2000.
8. Григорий Дьяченко, священник. Накануне исповеди. Репринт. Москва,
Паломник, 1993.
9. Григорий Петров, протоиерей. Евангелие как основа жизни. Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
10. Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя
Василия Великого, 2000.
11. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии.
Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св.
Кирилл и Мефодий, 2001.
12. Житие преподобного Василия Нового с повествованием блаженной Феодоры о
воздушных мытарствах. Репринт. Ростов на Дону, 1994.
13. Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ. Творения. Тома I – IV.
Репринт. Москва, Правило Веры, 1993.
14. Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ. Слово о человеке. Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
15. Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. Репринт.
Ростов на Дону, Приазовский край, 1992.
16. Иоанн Златоуст, святой, архиепископ. Избранные творения. Том I, II.
Репринт. Москва, Посад, 1993.
17. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сайт: Библиотека православного
христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.
18. Иоанн (Максимович), святитель, митрополит. Илиотрипион или
сообразование человеческой воли с божественною волею. Москва, Скит, 1993.

19. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.
20. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение.
Москва, Изд-во ПСТБИ, Русский путь, 2001.
21. Лазарь (Абашидзе), архимандрит. Грех и покаяние последних времен. Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
22. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Сайт: Библиотека православного
христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.
23. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-
Догматическое Богословие. Том I. Репринт. Москва, Паломник, 1999.
24. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения.
Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
25. Николай Депутатов, протоиерей. Богосознание (простецкое богословие).
Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
26. Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе. Конспект,
http://www.wco.ru/biblio.
27. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том I.
Репринт. Москва, Возрождение, 1992.
28. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. Санкт – Петербург,
Братство Новомученика Архиепископа Иллариона Верейского, 2000.
29. Талызин В.И. Конспект по практическому руководству для пастыря (для 3
– го класса Московской Духовной Семинарии, Загорск, 1957) Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
30. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
31. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки. Сайт: Библиотека
православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.
32. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Марка. Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.
33. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. Сайт:
Библиотека православного христианина «Благовещение»,
http://www.wco.ru/biblio.




Реферат на тему: Евреи - богоизбранный народ

Введение.

Собственно говоря, "еврейский вопрос" неразрывно связан с судьбами
исторического христианства. Нигде в остальном мире он не стоял так
остро, как в христианских обществах. Замкнутая, религиозно
оформленная, кагальная система еврейского компактного проживания
вполне соответствовала средневековому мышлению - клановому и
религиозно-идеологическому. Средневековое христианство, сугубо
внешнее, попросту нуждалось в кагале как наглядном обосновании самого
"торжествующего христианства". (Тем самым "дополнялось", т.е.
подменялось, евангельское положение "се, остается дом ваш пуст" до
варианта "остается дом ваш полным хищения и неправды". Гораздо более
обидное для еврейского народа определение - что с известного момента
они стали рядовым народом, таким же, как все прочие, было подменено
псевдохристианской мистикой на особую концепцию избранничества - не
богоизбранный, так сатаноизбранный.)
Глобальный переход человечества в Новое Время от кланового и
религиозно-идеологического мысшления к национальному и
цивилизационному вполне затронул и евреев. Всемирная еврейская
революция стала неотъемлемой составной частью того глобального
переворота, который связан в нашем представлении с понятием "Нового
Времени". Если учесть, что средневековая модель христианства явно
несла в себе черты ветхозаветной (иудейской) организации, то тогда
наполняются особым смыслом известные слова Маркса о том, что
"эмансипация еврейства" является показателем "эмансипации человечества
от еврейства" (т.е. о ветхозаветно-средневекового мышления). Эта
еврейская революция преследовала те же цели, что и революции в других
обществах: переход от религиозной организации жизни к национальной;
это наглядно видно на примере главного достижения Еврейской Мировой
революции - государства Израиль, которое создавалось как государство
евреев (подразумевалось: иудеев), но которое на практике является
достаточно светским (что особенно хорошо видно на примере соседней
Палестины, которая существует в проекте как государство национальное,
но, как и все "порядочные" мусульманские общества, является
образованием в значительной степени религиозным).



Евреи – богоизбранный народ.

Религия Израиля поздно появился на арене мировой истории. Уже не одно
тысячелетие культурной истории человечества было за спиной. Уже были
построены египетские пирамиды. Уже были сложены шумерские сказания. На
Крите уже был построен лабиринт. Уже много раз в самых разных странах
и племенах были рассказаны странные мифы о том, что Бог был свергнут
или убит. А на Его место воссели нынешние небесные "владыки" - ваалы.
Так верили родственники евреев - жители Ханаана. Они были убеждены,
что высший Бог (они звали Его Эль; отсюда Аллах у мусульман и Эль,
Элоах, Элогим как имена Бога в Библии) был свергнут своим правнуком по
имении Ваал. Греки тоже полагали, что миром правит узурпатор: Зевс,
свергнувший своего отца Кроноса. В Шумере верили, что нынешний их
владыка - Мардук - пришел к власти, убив первичную богиню по имени
Тиамат:

Люди кланялись духам, о которых и сами знали, что те не являются
Богом, т. е. Изначальным творческим Бытием. Религия была неотрывна от
магии и колдовства. И не только слабость человеческого духа была
причиной забвения о Боге в религиях народов Земли. Те духи, к которым
они разноименно взывали, были достаточно реальны. Они могли оказывать
некоторую помощь - но при условии, что человеческое почитание будет
замыкаться на них и не искать Бога.

У человечества была уже долгая и не слишком успешная религиозная
история ко времени Моисея. То, что произошло с Моисеем, не понять,
если смотреть на него лишь из нашего времени и по нашим меркам. Когда
светит Солнце - лучинка кажется ненужной и производящей скорее копоть,
нежели свет. Но представим, что Солнце еще не взошло. И тогда найдется
повод сказать доброе слово и о лучинке.

Жестокости Ветхого Завета кажутся ужасающими. Но, во-первых, если у
нас создается о нем именно такое впечатление - значит, он всё-таки
привел к той цели, ради которой был некогда дан. Мы и наш мир
действительно стали лучше. Нравственное чувство обострилось. Мы стали
способны возмущаться тем, что в иные времена казалось само собой
разумеющимся.

Ненависть Израиля к жителям Ханаана станет хотя бы понятной, если мы
поймем, с чем именно они там встретились. В Ханаане, Финикии и
Карфагене ("Новый город" был североафриканской провинцией Финикии)
почитался бог по имени Ваал (отсюда - известные всем имена: Ганнибал
"милостив ко мне Ваал" и Гасдрубал (азрубаал) "Ваал помогает"). Это
был бог солнца и одновременно плодородия. Но жертвы этому солнечному
божеству приносились по ночам. Эти жертвы сжигались в т.н. тофетах
(букв. "место сожжения людей"). Останки хоронили в этом же дворе в
специальных урнах, над которыми ставились стелы. "Антропологические
исследования останков таких жертв показали, что 85% жертвы были моложе
шести месяцев... Правда, жертву не сжигали живой; ребенка сначала
умертвляли, а уже мертвого сжигали на бронзовых руках статуи бога,
причем совершалось это ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир. Такое
жертвоприношение называлось молк или молек. Неправильно понятое, оно
послужило поводом для сконструирования у финикийцев бога Молоха,
пожирающего человеческие жизни: В жертву приносили главным образом
детей аристократов. Это совпадало со старинными представлениями о
долге тех, кто возглавлял общину, перед богами: При осаде города
Агафоклом было сожжено более 500 детей - из них 200 были определены
властями, а 300 пожертвованы добровольно: Детские жертвоприношения
совершались ежегодно".

Как справедливо заметил по поводу этих карфагенско-финикийских
традиций Г.К. Честертон, "очень разные, несовместимые вещи любили
консулы Рима и пророки Израиля. Но ненавидели они одно и то же".
Пунические войны Рима, призыв Катона Старшего "Карфаген должен быть
разрушен" имеют общие нравственные корни с приказами Иисуса Навина,
выжигавшего землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился
настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев:
Бывает нужно очистить зараженную среду, чтобы сохранить здоровье.
Фанатизм в Библии попускается - перед лицом языческих крайностей он
бывает меньшим злом, чем равнодушие.

Совсем не светлый фон предшествует появлению Израиля и окружает его в
ходе его странствий. Мир заражен язычеством и смертью. Вот люди строят
Вавилонскую башню. Зачем? Не для того, чтобы припасть к коленям
Божиим, а для того, чтобы похвастаться и перед Небом, и перед другим
людьми достижениями своей "передовой технологии" и "сделать себе имя".

В этом проблема: если Бог потерян, найти Его человеку уже не под силу.
Как однажды сказал св. Иоанн Златоуст: как кто-либо сможет исправить
то, что разрушил Сам Бог? Если Бог отвернул Свое лицо - никак человек
не сможет обежать Бога "вокруг", чтобы снова заглянуть ему глаза.
Греческие писатели вообще нередко полагали, что слово "бог" (qeos)
происходит от глагола qeein - бежать. Но если Бог убегает - под силу
ли человеку Его догнать?

Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный
символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив,
прячется от Бога под кустом. Но Бог выходит на поиски человека и
взывает: "Адам, где ты?". Вот главное отличие библейской религии от
языческих традиций. Обычные человеческие религии рассказывают нам о
том, как люди искали Бога. Библия говорит о том, как Бог искал
человека. От этого первого зова в книге Бытия - до заключительного
призыва в Апокалипсисе: "Се, стою у двери и стучу, и к отворящему Мне
войду и вечерять с ним буду".

И еще один очень важный урок встречает нас на первых страницах
библейской истории. Библейский рассказ о создании мира в шесть дней
характеризует прежде всего Бога Библии, и характеризует Его очень
важной чертой: оказывается, это Бог терпения. Бог умеет терпеть
несовершенство мира. То, что земля первого дня оказывается "безвидной
и пустой", Бог не использует как повод для уничтожения как будто
неудавшегося первого творческого акта. Уже упомянутый нами шумерский
бог Апсу хотел уничтожить свои первые порождения. По Гесиоду также
"дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном, были ужасны и стали отцу
своему ненавистны с первого взгляда" (Теогония, 155). Но хотя Бог
Библии не творит мир в одно мгновение сразу совершенным и наполненным
благодарными созданиями, Он любуется и таким, несовершенным миром: "И
увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1,12). Он разворачивает Свой замысел
во времени. И благословляет даже промежуточные дни, то есть состояния
Вселенной.

И затем, после первой ошибки людей, Бог терпения не отвернулся от них.
Он стал дальше (люди отставили Его подальше от своей частной жизни) -
но не отвернулся, не "разочаровался". Однажды, впрочем, по мере
накопления человеческих мерзостей, и библейскому писателю
представляется, что чаша терпения Бога оказалась переполнена, и он
записывает: "и раскаялся Господь, что создал человека на земле" (Быт.
6,6). Но все же Бог верен Своим неверным детям: "Забудет ли женщина
грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и
она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49,15).

Библия - это откровение Божия терпения. Св. Иоанн Златоуст обращает
внимание на то, что Бог, столь скорый в созидании, Бог, создавший весь
мир всего за шесть дней, говорит воинам Израиля: "Семь дней обходите
Иерихон". Как - восклицает Златоуст - "Ты созидаешь мир в шесть дней,
и один город разрушаешь в семь дней?"

Еще у Златоуста есть сравнение Бога с земледельцем. "Что скажет
незнающий человек, увидев земледельца, бросающего зерна на землю? Он
бросает готовые вещи, с таким трудом собранные, да еще и молится,
чтобы пошел дождь и все это быстрее сгнило!". Когда сеятель раздаст
зерна - он может лишь терпеливо ждать урожая. Христос запрещает
апостолам прежде времени производить жатву. Даже ереси нельзя
выпалывать серпом.

Труд земледельца учит терпению. "Не получали ли мы иногда детьми
семян, чтобы их посеять? Не бегали ли мы потом через каждый час
посмотреть, не показались ли из земли ростки? В конце концов мы часто
раскапывали землю, чтобы убедиться в том, что семена прорастают, и
добивались того, что семена не всходили. Не случалось ли нам жать или
даже раскрывать руками бутон, чтобы он скорее расцвел и не бывали ли
мы очень огорчены, когда он потом увядал, испорченный нами. Мы не
знали, как нужно обходиться с живым. У нас не было терпения. То, что
Бог хотел создать жизнь на земле - это откровение Его терпения"
(Гвардини).

Бог - земледелец, а не тиран. "Что сделали бы мы, если бы мы строили
мир, вызвали к жизни великое бытие и увидели, что здесь что-то не
удалось, там только наполовину в порядке, а тут тот и другое стоит не
на своем месте? Сейчас же вмешались бы, вырвали, уничтожили, не так
ли? Мы бы не заметили ценности, заключающейся даже в несовершенном,
искры истинного света в неудавшемся - мы бы забыли, как важно оно для
всего прекрасного" (Гвардини).

Итак, Бог не отворачивается от мира - даже от мира, забывшего Его, от
мира, отрезанного от Творца всевозможными духовными самозванцами. Бог
выходит на поиски человека.

Но - попробуйте почитать Евангелие закоренелому оккультисту. Он найдет
в нем лишь подтверждение своим языческим взглядам. Его новизны он даже
не заметит, всё перетолкует по своим привычкам в плоско-
"эзотерическом" духе. Слово Божие не нашло Себе собеседника среди
народов земли: Да, еще одно обстоятельство важно помнить: это было в
те времена, когда люди еще не вполне осознали свою самостоятельность и
личностную уникальность. Человек мыслил себя только частью какого-то
целого. Субъектом мысли, веры, исторического действия, был не
отдельный человек, а народ или город - полис. В ту пору религия еще не
была личным делом, делом совести. Она воспринималась как дело
публичное, общественное, государственное. Поэтому невозможно было
находить отдельных людей среди разных народов и через них возвещать
Истину. Чтобы люди могли расслышать Слово Бога, принять Его закон и
действительно их исполнять - нужно было обратиться не к одному
отдельному человеку, но к целостной общине таких людей, то есть - к
народу. Поэтому Слово Божие ищет Своего собеседника среди народов. И
не находит. Все народы уже привыкли слушать ночные шорохи. И тогда
Слово решает создать Себе собеседника.

Мы привыкли к выражению "Израиль - богоизбранный народ". Но у этого
выражения есть один оттенок и небиблейский и просто неприятный. Сразу
возникает ассоциация с магазином: Бог присматривается к представленным
пред Его ликом народам и из множества лиц выбирает еврейское - чем-то
именно евреи Ему понравились больше. За некие предшествующие заслуги
евреям даруется теперь привилегия считаться народом богоизбранным?

Но при внимательном чтении Библии история получается совсем иная:
Израиль не богоизбранный народ, а богосозданный. "Этот народ Я
образовал для Себя" (Ис. 43,21). У Израиля не было истории, которая бы
предшествовала его вступлению в завет с Богом. У Авраама,
родоначальника еврейского народа, не было детей. Бог пожелал вступить
в завет с потомством бездетного старика - и для этого дал ему это
потомство. Более того - чтобы Израиль навсегда понял, что нет у него
естественного "права на жизнь", что всё его существование есть Божий
дар, что он держится в бытии на волоске милости Божией, а не на
граните "естественного права", Аврааму повелевается принести в жертву
своего единственного сына - Исаака. Принести в жертву означает -
отказаться от владения, отречься от прав собственности. Пожертвованное
уже не мое. Исаак, приносимый в жертву - это разрыв естественного
преемства от отца к сыну. Исаак оказывается уже не столько сыном
Авраама, сколько сыном Божиим, Его "первенцем".

Это народ, созданный для слышания, для отклика на Слово Божие. Народ,
который своим возникновением обязан Завету. Однако то, что он
расслышит, он должен будет рассказать остальным. Израиль создан для
того, чтобы то, чем он живет, постепенно смогло вобрать в себя весь
мир, очистив его от язычества.

Но было бы наивно ожидать, что народы, не слышавшие прямого гласа
Божия, вдруг послушают недавно невесть откуда взявшихся кочевников-
евреев. Нет, не к миссионерству призван Израиль. Да и сам он еще не
вполне понимает, кто он и, зачем Бог так требовательно разговаривает с
ним. Он еще не знает того будущего, ради которого он создан, того
будущего, ниточки которого рукой Промысла ткутся в истории еврейских
патриархов. "Первенцу" еще надо расти. И ему самому еще не вполне ясно
- что именно он должен подарить миру. Так что сначала Израиль должен
просто выжить.

А чтобы болезней роста у него было поменьше - ему дается строгий
"дядька". Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон -
это "детоводитель ко Христу" (Гал.3,24). Это странное слово,
присутствующее далеко не в каждом словаре русского языка, становится
понятнее, если вспомнить его греческую основу. В греческом тексте
апостола Павла стоит слово pedagogon. Но было бы ошибочно перевести
его современным русским словом "педагог". Если в современном русском
языке "педагог" означает "учитель", то в античном мире это было не
совсем так. Педагогом назывался раб, служение которого состояло в том,
чтобы отвести мальчика от дома до гимназии, следя при этом, чтобы тот
не шалил, не тратил силы и внимание попусту. Педагог смотрит за тем,
чтобы ребенок дошел до класса в таком состоянии, чтобы смог слушать и
слышать рассказ учителя. Сам же педагог - не учитель. Он - поводырь,
именно дядька, смотрящий за мальцом и замолкающий, когда в классную
комнату наконец-то входит господин учитель.

Так вот, еврейский закон - не столько учит, сколько предостерегает. Не
случайно среди 613 заповедей Пятикнижия (Торы) 365 запретов и 248
повелений. Число негативных повелений, предостережений, гораздо
больше, чем число позитивных заповедей, предписаний. Учите

Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние выхлопных газов автомобилей на размер прироста, биомассу и жизнеспособность пыльцы хвойных растений (Биология)


Реферат: Дидаскология (Педагогика)


Реферат: Билеты (Политология)


Реферат: Изучение зрительных иллюзий (Психология)


Реферат: Первобытные верования (Религия)


Реферат: Философия французского просвещения (Философия)


Реферат: Литература буддизма (Религия)


Реферат: Создание текстовых документов с помощью MS Word (Компьютеры)


Реферат: Искусство Сандро Боттичелли (Искусство и культура)


Реферат: Баланс его будова та структура задача (Бухгалтерский учет)


Реферат: Подготовка к школьному обучению детей с ЗПР (Педагогика)


Реферат: О развитии навыков работы над полифонией (Музыка)


Реферат: Культивирование вирусов (Биология)


Реферат: Театр марионеток (Искусство и культура)


Реферат: Германия превыше всего (История)


Реферат: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Педагогика)


Реферат: Общая оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской и статической отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Маркетинговi дослiдження фiрми (Менеджмент)


Реферат: Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры (Искусство и культура)


Реферат: Бауманская улица (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист