GeoSELECT.ru



Программирование / Реферат: Слои изображения в программе Photoshop (Программирование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Слои изображения в программе Photoshop (Программирование)


Слои изображения.
Слои – это чрезвычайно гибкое средство, позволяющее манипулировать
отдельными объектами изображения и при этом не портить соседних областей.
Обычно пользователям слои кажутся слишком сложными, и они стараются
обходиться без них, что, конечно, возможно. Однако, однажды разобравшись в
них, вы с легкостью сможете делать то, для чего обычными способами вам
придется проявлять чудеса хитроумия и мастерское владение редактором
Photoshop.

Итак, представьте себе, что отдельные детали изображения нарисованы на
отдельных листах прозрачного целлулоида, как это раньше делалось при
создании мультфильмов. Когда листы накладываются друг на друга, вы видите
цельное изображение. Листы можно сдвигать, вращать, менять местами – и
каждый раз изображение будет выглядеть по – иному. Если вставить между ними
цветную плёнку без изображения, часть объектов или все изображение
окрасится оттенками одного цвета.

Представили? Так вот, слой – это и есть один такой лист. На нем может быть
нарисована одна или несколько деталей изображения, а может и ничего не
быть, кроме цвета, если это слой заливки или корректирующий слой.

Слои можно создавать, удалять, менять местами с помощью палитры Layers. Но
при некоторых операциях, например при вставке объекта из буфера обмена или
при перетаскивании выделенной области из другого документа, Photoshop
автоматически создает слой именно для данного объекта.


Посмотрите на рисунок. Все предметы находятся каждый на своем слое, даже
рисунок бабочки на кружке. Поэтому так легко было поместить ножницы за
секундомер, к тому же повернув их, а бабочку с кружки перетащить на
секундомер.

Палитра слоев.
Найдите палитру Layers (слои). Если ее на экране нет, выполните команду
меню Window Show Layers (Окно, показать слои).

Каждая строка этой палитры – описание одного слоя. Оно состоит из имени
слоя, которое вы можете менять, миниатюрного изображения слоя, которое
меняется в процессе редактирования, и двух индикаторов слева. Первый из них
– индикатор видимости, второй – одновременно индикатор активного слоя и
индикатор связи между слоями( об этом речь пойдет дальше ). Справа от имени
могут появляться замочки, означающие, что слой заблокирован для каких –
либо изменений. Блокировка производится в строке блокировки наверху
палитры.

Для экономики места на экране можно убрать миниатюры слоев из палитры. Для
этого откройте меню палитры и выберите в нем пункт Palette Options
(параметры палитры). Щелкните на кнопке None. В этом случае вместо
миниатюры слева от имени редактируемого слоя в палитре будет стоять значок
кисти. Если у вас мало слоев, может быть, вам, наоборот, захочется выбрать
миниатюры побольше, чтобы легче было контролировать содержимое слоев. Тогда
щелкните на кнопке рядом с миниатюрой нужного размера. При создании нового
документа в нем имеется только один слой – фоновой. Этот слой называется
Background (фон) и обладает особыми свойствами. Он всегда находится в самом
низу стопки и его нельзя поместить выше. В отличие от других слоев, он не
может иметь прозрачных пикселов. Обратите внимание, что на рисунке все
объекты на верхних слоях находятся на клетчатом фоне. Клетчатым слоем
отмечаются прозрачные участки слоя. На слое Background справа нарисован
замочек – слой заблокирован. В отличие от других слоев, этот слой нельзя
двигать целиком в окне документа. Все блокировки можно снять, если просто
переименовать слой, дав ему любое другое имя. Для этого два раза щелкните
на его имени, держа нажатой клавишу Alt, и введите новое имя в поле Name
(имя).

В первой колонке находится индикатор видимости слоя. Если в нем значок
глаза, слой виден, если квадратик индикатора пуст, слой невидим. Чтобы
сделать слой видимым, щелкните на значке глаза. Если вы хотите, чтобы был
виден только один слой, можно быстро добиться этого, щелкнув на его
индикаторе при нажатии клавиши Alt.

Чтобы сделать невидимыми несколько слоев, идущих подряд, щелкнете на
верхнем из них и потащите указатель по индикаторам. При этом не важно, есть
ли среди них уже невидимые, все они выключаются одновременно. Важно только,
чтобы видимым был верхний из них – тот, на котором вы щелкните. То же самое
относится и к обратному действию – показу нескольких слоев подряд.

®ПРИМЕЧАНИЕ На печать выводятся только видимые слои. Можно временно
выключать показ слоев для подборой печати.

Любой слой, кроме фонового, можно сделать частично прозрачным. Имеются в
виду не прозрачные участки фона, они и так прозрачны, а окрашенные участки,
где что-то нарисовано. Для этого служит лозунг Opacity (Непрозрачность).
При значениях меньше 100% сквозь объект будут просвечивать объекты на
нижних слоях. В свитке Mode (Режим) задается режим смешивания краски при
наложении одного цвета на другой.

Все изменения можно производить только в активном слое. Чтобы активировать
слой, щелкните по его имени в палитре слоев. Оно выделится подсветкой
(станет белым на черном фоне). Слева в индикаторе активного слоя появится
изображение кисти. Название слоя при этом появится в заголовке окна
документа.

Есть и более удобный способ выбирать слои в процессе работы с изображением.
Выберите инструмент Move (перемещение) и щелкните правой кнопкой мыши на
объекте. Рядом появится контекстное меню со списком всех слоев, которые
имеют непрозрачные пиксели в этом месте. Щелкните на имени нужного слоя и
можете сразу же работать с ним. При работе с другими инструментами вы
можете временно переключиться на этот инструмент, если будете держать
нажатой клавишу Ctrl.


Блокировка слоев.
На данном примере покажем, как можно блокировать слой.
1. Откроем данный документ, активизируем слой с кружкой и спрячем
остальные слои.
2. Выберем инструмент Кисть и порисуем на кружке и на прозрачном фоне
3. Выберете инструмент Ластик, и точно так же проведите им по кружке. В
этом месте появится пустота – пиксели стали прозрачными.
4. Включите для этого слоя блокировку прозрачных пикселей, щелкнув в
первом квадратике слева в строке блокировки. Теперь, при рисовании на
кружке след от кисти остается, а на прозрачном фоне – нет.
5. Однако блокировка не мешает вам менять прозрачность окрашенных
участков слоя с помощью ползунка Непрозрачность. Двигая, этот ползунок
кружка становится более или менее прозрачной.
6. Включить блокировку всех пикселей, можно щелкнув на втором квадратике
рядом с изображением кисти. Теперь мы не можем менять ни прозрачность
пикселей, ни их окрашенность. При выборе кисти или ластика указатель
мыши превратится в перечеркнутый кружок.


Рисование кистью на слое и стирание ластиком.
7. Теперь мы можем только передвигать этот слой, причем все нарисованные
и стертые предметы передвигаются вместе с кружкой.
8. Включите блокировку, и попробуйте передвинуть слой, ничего не выйдет и
на экране появится сообщение, предупреждающее, что слой заблокирован.

Изменение порядка следования объектов.
Объекты на слоях перекрывают друг друга в том порядке, в каком они стоят в
палитре слоев: верхний слой в палитре находится сверху других и в
документе. Чтобы поменять порядок наложения объектов друг на друга,
достаточно поменять местами слои в палитре. Чтобы поменять положение слоя в
палитре, щелкните на его имени, перетащите вверх или вниз и сбросьте на
имени слоя, под которым вы хотите его вставить.

Создание и удаление слоев.
Во многих случаях Photoshop автоматически создает слои. Он делает это когда
вы:
. переносите в один документ выделенные области из другого изображения
или все изображения целиком;
. вставляете объекты из буфера обмена;
. вводите текст инструментом Type (текст)
. рисуете векторные объекты инструментом Pen (перо) или специальным
инструментом для рисования геометрических фигур.
Кроме того, вы можете сами создать слой командой меню палитры New Layer
(новый слой) или командой обычного меню Layer – new – layer (слой – новый -
слой). В диалоговом окне введите имя слоя (см. рис. ниже). С помощью
ползунка (непрозрачность) настройте степень прозрачности слоя. Если она
меньше 100%, то сквозь объекты будут видны нижележащие слои. В свитке Режим
выберите режим смешивания цветов, которым будет помечен данный слой в
палитре. Таким образом, вы можете помечать одним цветом связанные между
собой слои или слои, с которыми вы должны что-то сделать, но боитесь забыть
об этом. По умолчанию слои никак не помечаются.


Для создания нового слоя с параметрами, заданными по умолчанию (нормальный
режим смешивания, абсолютно не прозрачный слой и т.д.), достаточно щелкнуть
на кнопке внизу палитры слоев. Новый слой появится над
активным слоем.

Чтобы перенести какой-либо объект однослойного изображения на новый слой,
прежде всего надо выделить его. Далее можно поступить по-разному. Если вы
хотите, чтобы на старом месте объект исчез, надо выполнить команду меню
layer – new – layer via cut (слой – новый – слой вырезанием). Чтобы
скопировать объект на новый слой, оставив его одновременно на месте,
используется команда из того же подменю layer via copy (слой копированием)
или клавиши Ctrl+J. И в случае копирования, и в случае вырезания объект в
новом слое появляется на том же самом месте.

Можно перенести объект на новый слой через буфер обмена. Для этого надо
вырезать его и нажать клавиши Ctrl+X или Ctrl+C или соответственно
выполнить команды Edit – cut (правка – вырезать) или Edit – copy (правка –
копировать). В первом случае объект вырезается из изображения, а во втором
только копируется. Для вставки объекта на новом слое нажмите клавишу Ctrl+V
или выполните команду Edit – paste (правка - вставить). Объект из буфера
обмена вставляется в центре окна документа.

Удобнее всего переносить объекты между документами, разместив их окна рядом
и перетаскивая объекты инструментом Move (Перемещение). Для того чтобы во
втором документе объект был вставлен на том же самом месте, надо перетащить
его при нажатой клавише Shift.
Во всех случаях, когда Photoshop сам создает слои для объектов, он дает им
стандартные имена Layer N, где N – номер слоя. Чтобы переименовать, дважды
щелкните на его имени, держа нажатой клавишу Alt, или выполните команду
меню палитры Layer Properties (Свойства слоя). В диалоговом окошке введите
новое имя в поле Name (Имя).

Связанные слои и наборы слоев.

Несколько слоев можно связать вместе, чтобы выполнить над ними какие – либо
общие действия, например, чтобы переместить их или трансформировать как
единое целое или чтобы выровнять их или равномерно распределить по
горизонтали или вертикали. Для связанных слоев можно создать общую маску.
Перед тем как объединить несколько слоев, которые уже точно не будут
редактироваться по отдельности, в один слой, их также необходимо связать.
Чтобы связать несколько слоев вместе, выделите один из них, а затем
щелкните в индикаторе связей во всех слоях, которые хотите с ним связать.
Там появится изображение цепочки. Чтобы отменить связь для слоя, достаточно
еще раз щелкнуть в этом индикаторе – цепочка исчезнет.


Выравнивание и распределение связанных слоев.

Объекты на связанных слоях можно выравнивать относительно активного слоя
или относительно области. Кроме того, их можно равномерно распределять по
вертикали или горизонтали.
Для того чтобы выровнять их относительно друг друга, в палитре слоев
выделите подсветкой один из этих слоев и выполните команду меню Layer
Aligned Linked (слой – выровнять связанные слои):
. Top Edges (Верхние края) – верхние пиксели всех связанных слоев
(прозрачные участки не считаются) выравниваются по верхнему пикселю
активного слоя или верхней границе выделенной области;
. Vertical centers (центры по вертикали) – центы всех слоев
выравниваются по вертикали относительно центра активного слоя или
выделенной области;
. Bottom Edges (Нижние края) – нижние пиксели всех связанных слоев
выравниваются по нижнему пикселю активного слоя или по нижней границе
выделенной области;
. Left Edges (Левые края) – крайние слева пиксели выравниваются по
крайнему левому пикселю активного слоя или по левой границе области;
. Horizontal Centers (Центры по горизонтали) – центры всех слоев
выравниваются по горизонтали относительно центра активного слоя или
выделенной области;
. Right Edges (Правые края) – крайние справа пиксели слоев выравниваются
по крайнему правому пикселю активного слоя или по правой границе
области.
Равномерное распределение выполняется с помощью меню Layer – Distribute
Linked (Слой – Распределить связанные слои), которое имеет точно такие же
команды, но с несколько смыслом:
. Top Edges (Верхние края) – верхние пиксели всех связанных слоев
(прозрачные участки считаются) равномерно распределяются по вертикали;
. Vertical Centers (Центры по вертикали) – центры всех слоев равномерно
распределяются по вертикали;
. Bottom Edges (Нижние края) – нижние пиксели всех связанных слоев
равномерно распределяются по вертикали;
. Left Edges (Левые края) – крайние левые пиксели равномерно
распределяются по горизонтали;
. Horizontal Centers (Центры по горизонтали) – центры всех слоев
равномерно распределяются по горизонтали;
. Right Edges (Правые края) – крайние правые пиксели слоев равномерно
распределяются по горизонтали.
Для тех же целей можно воспользоваться кнопками на панели управления,
выбрав инструмент Move (Перемещение). Кнопки имеют такие же названия, а их
вид достаточно ясно говорит о том, как именно они выравнивают и
распределяют.


Дублирование слоев и наборов.

Слои и наборы слоев можно дублировать внутри одного документа и копировать
в другие документы. Во втором случае следует учитывать, что копирование
производится пиксель в пиксель. Поэтому если у этих двух документов разное
разрешение, то физический размер объектов на слое в другом документе будет
уже другим, что отразится и на печати.
Сначала рассмотрим универсальный способ дублирования слоя или копирования
его в другой документ. Щелкните на имени нужного слоя в палитре и выполните
команду Duplicate Layer (Дублировать слой) или при нажатой клавише Alt
перетащите имя на кнопку внизу палитры. В диалоговом окне в разделе
Destination (Назначение) выберите в свитке Document (Документ) тот же самый
или другой документ. В этом свитке вы все документы, загруженные в данный
момент в Photoshop. Имя текущего документа предлагается по умолчанию.



Если вы хотите скопировать слой в новый документ, выберите значение New
(новый). В этом случае внизу активизируется поле Name (имя), здесь вы
сможете ввести имя документа, который надо автоматически создать. Имейте в
виду, что при создании нового документа таким способом в нем не будет
фонового слоя.

Дублирование и копирование наборов слоев ничем не отличается от тех же
операций для слоев. Photoshop анализирует, что выделено в палитре, и
предлагает вам в меню и в диалоговом окне слово Set (набор) вместо Layer
(слой). Вот и вся разница. Правда при перетаскивании вам надо попасть на
другую кнопку – .
Теперь рассмотрим более быстрые, но зато менее универсальные способы.
Чтобы создать дубликат слоя или набора в том же самом документе, не давая
ему своего имени (то есть, используя стандартные имена Layer N и Set N),
перетащите имя слоя или набора соответственно на кнопки.
Чтобы скопировать слой или набор в другой документ, разместите эти два
документа рядом и перетащите имя слоя или набора внутрь документа. Сбросьте
его в том месте, где вы хотите его разместить, если он меньше по размеру, и
в любом месте, если оба документа одного размера. В том случае, если
исходный документ, напротив, больше по размеру, на холст войдет только
часть слоя. Тем не менее, скопируется весь слой, хотя вы будете видеть
только часть его. Выберите инструмент Move (Перемещение) и передвиньте
скопированный слой так, чтобы на холсте оказалась нужная его часть. Для
того чтобы слой разместился в другом документе точно в том же месте,
перетаскивайте его имя при нажатой клавише Shift.
Если вам надо скопировать несколько слоев сразу, то быстрее сделать это
так: свяжите все эти слои, как сказано выше, а затем перетащите имя любого
из связанных слоев в другой документ. Все остальные слои из цепочки тоже
будут скопированы. Далее вы можете разорвать связи в обоих документах, если
они больше не нужны.



Слияние и удаление слоев.

Добавление каждого слоя увеличивает размеры файла. Поэтому после того, как
какие – то слои стали ненужными, надо ненужными, надо слить их в один слой
или удалить.
Для слияния нескольких слоев в один сначала свяжите их, как говорилось
ранее, и проверьте, что все они видимы. Затем выполните команду из меню
палитры Merge Linked (Слить связанные). Еже проще слить слои, входящие в
один набор. Для этого достаточно щелкнуть на имени набора и выполнить
команду меню палитры Merge Layer Set (Слить набор слоев). При этом
образуется новый слой с тем же названием, которое было у набора.
Вместо прямого слияния слоев часто безопаснее сначала перенести содержимое
всех слоев на один из них, сохранив при этом исходные слои. Затем, если
результат слияния вас устраивает, можно удалить все исходные слои.


Градиентная заливка.

Градиентная заливка может считаться одним из видов слоя. Очень эффектно
выглядит градиентная заливка, представляющая собой плавный переход между
двумя или несколькими цветами. Вместо одного из цветов может использоваться
прозрачность, что делает градиентную заливку не только красивой, но и очень
полезной. В следующих уроках мы научимся использовать ее для плавной
коррекции, в масках, для плавного управления параметрами оптимизации и т.
д.


Создание градиента.

Для создания своего градиента дважды щелкните на свитке с градиентами. При
этом на экране появится диалоговое окно Gradient Editor (Редактор
градиентов). В верхней его части вы видите все градиенты из текущей палитры
и можете выбрать любой из них в качестве основы для создания нового
градиента.
Ниже находится линейка, на которой путем создания, передвижения и изменения
цвета маркеров вы можете управлять видом градиента. Маркеры цвета
расположены ниже линейки. Они обозначают границы цветов в переходе. По их
цвету, вы можете судить, какой цвет каждый из них ограничивает. Между
маркерами находятся средние точки – маленькие ромбики. Указывающие место, в
котором два соседних цвета смешиваются поровну. Они становятся видны только
тогда, когда активирован соседний маркер цвета.


Выше линейки находятся маркеры и средние точки прозрачности. Черные маркеры
обозначают место, где прозрачность минимальна, белые – где она
максимальная.
Маркеры и средние точки можно перетаскивать, при этом распределение цветов
в пространстве не меняется.
Если совместить среднюю точку и маркер, то граница между цветами станет в
этом месте резкой. Чтобы установить маркер или среднюю точку точнее, можно
ввести их местоположение численно в поле Location (Местоположение) внизу
окна. Маркер или точку перед этим надо, естественно, выделить, щелкнув на
них. Местоположение средней точки измеряется в процентах от расстояния
между соседними с ней маркерами, а положение маркера – в процентах от длины
всего градиентного перехода.
Чтобы назначить маркеру основной или фоновый цвет, щелкните на нем, а затем
в свитке Color (Цвет) выберите Foreground (Основной) или Background
(Фоновый) цвет. Для выбора конкретного цвета дважды щелкните на маркере и
выберите цвет в окне Color Picker (Выбор цвета).
Для редактирования маркера прозрачности щелкните на нем один раз, а затем
введите нужное значение непрозрачности в поле Opacity (Непрозрачность).
Для создания маркера цвета достаточно щелкнуть в нужном месте снизу
линейки, а для создания маркера прозрачности – сверху линейки. Далее можно
перемешать его или редактировать. Для копирования существующего маркера
перетащите его при нажатой клавише Alt.Чтобы удалить ненужный маркер,
щелкните на нем, а затем на кнопке Delete (Удалить).
А теперь создадим градиентную заливку с участками прозрачности: одним
резким и одним плавным.


Создание новой кисти.

Рисунок сделанный вами кистью в Photoshop так же будет являться отдельным
слоем. В палитре кистей вы можете делать все то же, что и в палитре
Swatches (Каталог), о которой мы говорили ранее. То есть вы можете
записывать палитры на диск, загружать их оттуда, либо добавляя к имеющимся
кистям, либо заменяя их. Внизу меню палитры находятся несколько имен файлов
с палитрами. Здесь вы найдете палитру с фигурками, которые можно
использовать вместо кистей (палитра Assorted Brushes), палитру
каллиграфических кистей (Calligraphic Brushes) и другие. Чтобы загрузить
такую палитру, достаточно щелкнуть на ее имени. Для возврата исходной
палитры, используемой по умолчанию, выберите команду Reset Brushes
(восстановить кисти).
При работе с большими кистями часто мешает то, что указатель меньше самой
кисти. Вы можете настроить Photoshop так, чтобы указатель выглядел, как
мазок кисти. Это значительно облегчает рисование или редактирование
изображения. Для настройки выполните команду Правка – настройки – показ и
курсоры.
В разделе Курсоры Рисования включите переключатель Размер Кисти.
Если выключить кнопку Precise (Точный), указатель будет выглядеть, как
мишень, что позволит провести линию с большой точностью. Кнопка Standard
(Стандартный) вернет первоначальный режим, когда указатель напоминает, с
каким инструментом вы работаете в настоящее время.


Коррекция с помощью слоев.

Все упомянутые выше настройки можно применять как к обычным слоям, на
которых находятся изображения, так и к специальным, корректирующим, слоям.
Такие слои не содержат никаких объектов, они помнят только о том, какую
коррекцию надо выполнить над нижележащими слоями. Сами слои при этом никак
не меняются, все пиксели на них в целости и сохранности. Так что вы можете
в любой момент удалить один корректирующий слой и создать новый, совсем с
другими свойствами. Это дает вам возможность смело экспериментировать с
настройкой, не боясь безвозвратно потерять информацию об изображении.
Реже для коррекции используются слои заливки, которые не содержат ничего,
кроме однородной, градиентной или узорной заливки. Например, создав
градиентную заливку с переходом от белого цвета к черному и задав для нее
режим смешивания Multiply(Умножить), вы затемните половину изображения.
В одном изображении можно создать сразу несколько корректирующих слоев:
один, управляющий тоновым диапазоном, второй – насыщенностью и оттенками,
третий – корректирующий какие – то выборочные цвета и т. д. Почти для
каждого диалогового окна, с которым мы работали в этом уроке, можно создать
свой собственный слой. Самое интересное, что вы сможете отключать каждую из
этих настроек и наблюдать их в любых сочетаниях. Для этого достаточно
выключить показ некоторых корректирующих слоев.
В следующем уроке мы научимся пользоваться масками, и тогда вы сможете
применять к корректирующим слоям и слоям заливки маски, чтобы закрыть часть
изображения от коррекции. Это еще больше расширит ваши возможности по
коррекции цветных и полутоновых изображений.


Создание корректирующего слоя или слоя заливки.

Для создания корректирующего слоя или слоя заливки щелкните на кнопке внизу
палитры слоев. В выпадающем меню выберите тип слоя. Чтобы создать слой
заливки, выберите Solid Color (Сплошной цвет), Gradient (Градиентный) или
Pattern (Узор). Типы корректирующих слоев соответствуют названиям команд и
диалоговых окон, с которыми мы уже работали: Levels (Уровни), Curves
(Кривые), Color Balance (Цветовой баланс), Hue – Saturation (Оттенок –
Насыщенность); Selective Color (Избранный цвет), Channel Mixer (Смеситель
каналов) и Gradient Map (Градиентная карта), Invert (Инвертировать),
Threshold (Порог), Pasteurize (Плакат).
При создании слоя сплошной заливки вы попадаете в окно выбора цвета, с
которым мы работали в прошлом уроке. Выберите в нем цвет заливки.
Начинается подбор цвета с активного основного цвета, так что вы можете
заранее скопировать его с помощью пипетки. При создании градиентной заливки
появляется диалоговое окно.
В палитре градиентов, которая открывается с помощью свитка Gradient
(Градиент), вы можете выбрать один из готовых градиентов. В свитке Style
(Тип) можно выбрать линейную, радиальную, угловую или отраженную
градиентную заливку. Мы подробно говорили о типах заливок в уроке 5. В поле
Angle (Угол) введите угол наклона градиента. С помощью ползунка Scale
(Размер) задайте размер области перехода в процентах от размера
изображения. Чем меньше это число, тем более резким будет переход между
цветами. Установите флажок Reverse (Обратить), чтобы назначить обратный
порядок цветов в градиенте. Если установить флажок Dither (Растрирование),
то на границе полос двух оттенков будет использоваться цветной растр. Это
предотвратит появление полос на границе при печати. Установите флажок Align
with Layer (Выравнивать по слою), чтобы градиент рассчитывался по
габаритной рамке слоя, а не всего изображения.


В диалоговом окне создания слоя узорной заливки слева находится палитра
готовых узоров.

С помощью ползунка Scale (размер) можно делать узор мельче и крупнее. Пока
открыто диалоговое окно, вы можете двигать узор относительно слоя. Для
этого щелкните в окне документа и перетащите узор в нужную сторону. Чтобы
вернуть узор в нужное положение, щелкните на кнопку Snap to Origin
(привязка к началу координат). Установите флажок Link with layer (связать
со слоем), чтобы узор перемещался вместе со слоем.

Если вы создаете корректирующий слой, то на экране появляется одноименное
диалоговое окно, в котором вы выполняете коррекцию точно так же, как было
описано выше. Результат коррекции сразу же можно наблюдать в окне
документа. После того как вы выполните настройку и щелкните на кнопке ОК, в
палитре слоев появится слой с именем, составленным из названия диалогового
окна и номера. Номер нужен потому, что вы можете создать несколько
корректирующих слоев одного типа, например, несколько слоев Curves
(Кривые), в каждом из которых изменена кривая только для одного цветового
канала. В этом случае слои будут называться Curves 1, Curves 2 и так далее.
Хотя корректирующие слои не содержат ни цвета, ни объектов, для них также
можно менять прозрачность и режим смешивания. Но здесь они имеют совсем
другой смысл. Увеличивая прозрачность (то есть, уменьшая Opacity
(Непрозрачность)), вы ослабляете коррекцию. Если задать нулевое значение
Opacity (Непрозрачность), коррекция вообще перестанет отражаться на
изображении. Режим смешивания, который выбирается в верхнем свитке палитры
слоев, устанавливает смешивание откорректированного цвета пикселя и
исходного цвета.


Группировка корректирующего слоя.


По умолчанию корректирующие слои действуют на все нижележащие видимые слои.
Однако это не всегда хорошо. Иногда бывает нужно, чтобы корректирующий слой
действовал только на один слой. Для этого надо сгруппировать корректирующие
слои, выполнив команду Layer – Group with Previous (Слой – Сгруппировать с
предыдущим) или нажав клавиши Ctrl + G.



Редактирование корректирующего слоя или слоя заливки.

Чтобы изменить настройку корректирующего слоя или выбрать другой цвет для
слоя, дважды щелкните на левой миниатюре соответствующей строки в палитре
слоев. При этом на экране появится окно выбора цвета или то самое
диалоговое окно, которое вы настраивали при создании слоя. Измените цвет
или настройку и щелкните на кнопке ОК.
Если вы хотите изменить слой более радикально, то есть сменить его тип,
выделите его строку в палитре слоев и выполните команду меню Layer – Change
Layer Content (Слой – Изменить содержимое слоя). Далее выберите новый тип
слоя в подменю этой команды.


Слияние корректирующих слоев и слоев заливки.

После того как вы окончательно определитесь с коррекцией изображения,
желательно удалить корректирующие слои и слои заливки, чтобы уменьшить
размер файла. Но если вы просто удалите их, все плоды коррекции пропадут.
Поэтому надо слить эти слои с обычными монтажными слоями.
Вы можете, например, слить корректирующие слои и слои заливки с нижележащим
монтажным слоем, связав их и выполнив команду Merge Linked (Слить связанные
слои). Или, если изображение уже окончательно готово, можно слить все
видимые слои командой Merge Visible (Слить видимые слои).
После слияния коррекция, выполняемая корректирующим слоем, «намертво»
встраивается в монтажный слой, все пиксели которого меняют свой цвет.
Дальнейший возврат к прежнему состоянию становится невозможным.

Порядок выполнения коррекции.

Теперь, когда мы по отдельности разобрались с корректирующими процедурами,
неплохо бы обозреть весь процесс коррекции в целом.
Прежде всего, до начала всяких работ по коррекции необходимо настроить
монитор. Иначе коррекция не будет иметь никакого смысла, так как на других
мониторах и при печати изображение будет выглядеть иначе. Это надо сделать
только один раз.
Дальнейший порядок примерно соответствует порядку изложению материала в
этом разделе. С помощью гистограммы вы определяете, в каком ключе находится
данное изображение, и оцениваете его качество.

Далее с помощью окна Levels (уровни) или Threshold (порог) вы находите
белую и черную точку изображения. В окне Levels (уровни) или Curves
(кривые) вы корректируете круговой диапазон, растягивая его на весь
диапазон яркости для изображения в среднем ключе. Более тонкую коррекцию
средних слоев предпочтительно выполнять с помощью редактирования тоновой
кривой, но при небольших отклонениях достаточно сместить распределение
уровней яркости в окне Levels (уровни). Если изображение предоставлено для
печати, избавитесь от самых ярких и самых темных тонов, которые плохо
передаются печатью.

Далее можно переходить к коррекции цвета. Но перед этим стоит перевести
изображение в режим 16 – битовой глубины цвета (только временно, после
окончания коррекции надо вернуть обычный 8 – битовый режим).
Рассмотрите изображение с точки зрения верности цветов, обратите главное
внимание на цвета, которые всем знакомы и отклонения от которых больше
всего бросаются в глаза: цвет человеческой кожи, травы, овощей, фруктов и
т. д. Самое пристальное внимание обратите на серые и нейтральные цвета:
здесь цветовые сдвиги особенно заметны.
С помощью пипетки постарайтесь определить направление цветового сдвига.
Расставьте цветовые метки в наиболее характерных местах, чтобы можно было
следить за изменениями при коррекции.
Затем приступайте собственно к цветовой коррекции: при наличии цветового
сдвига воспользуйтесь окном Color Balance (Цветовой баланс) или
отрегулируйте отдельные каналы в окнах Levels (Уровни) и Curves (Кривые).
Можно также выполнить коррекцию за счет смешивания каналов Если в
изображении есть нейтральный серый цвет, проще всего выполнить
автоматическую коррекцию цветов по серой точке.
После этого можно заняться насыщенностью изображения и настройкой отдельных
цветов в окне Hue – Saturation (Оттенок – Насыщенность).
Новички могут выполнить все вышеперечисленные виды коррекции подбором
подходящих вариантов в окне Variations (Вариации).

Когда основная коррекция закончена, можно выполнить тонкую коррекцию,
подрегулировав отдельные цвета изображения в окне Selector color
(выборочный цвет).

Если нужны специальные цветовые эффекты, то можно заняться ими на этом
этапе, после выполнения всех видов коррекции. И, наконец, во время всех
предыдущих процедур изображение, скорее всего, размылось, для того чтобы
сделать его более четким, используем фильтр резкости.

Ослабление коррекции.

Любую коррекцию можно ослабить сразу после ее применения и задать для нее
другой режим смешивания. Для этого, не снимая выделения, если оно было,
выполните команду Edit – Fade имя коррекции (Правка – Ослабить) или нажмите
клавиши Shift+Ctrl+F. В диалоговом окне установите флажок Preview
(Предварительный просмотр), чтобы можно было визуально регулировать
интенсивность ослабления.
Регулируя положение ползунка Opacity (Непрозрачность), ослабьте коррекцию
до нужной степени. В свитке Mode (Режим) можно выбрать режим смешивания
откорректированного цвета пикселей исходного изображения. Мы подробно
говорили об этих режимах в уроке 5.
Ослабление коррекции с помощью команды Fade (Ослабить) эквивалентно
созданию корректирующего слоя и последующему уменьшению его непрозрачности
или назначению ему режима смешивания.


Маскированные группы слоев.

Еще один способ маскировать слои - группировка нескольких слоев вместе. В
этом случае самый нижний из слоев служит маской для остальных слоев группы.
Там, где он прозрачен, остальные слои спрятаны, где он непрозрачен – видны
все. Этот способ часто используется для текста, чтобы залить его символы
какой – либо текстурой. Это удобно, так как, в отличие от маски, не мешает
и дальше редактировать текст.
Сгруппировать можно только слои, идущие последовательно. Чтобы
сгруппировать несколько слоев, установите между ними связь, а затем
выполните команду меню Layer – Group linked (слои – сгруппировать
связанные) или нажмите клавиши Ctrl+G. Для группировки двух слоев подведите
указатель к границе между слоями в палитре и щелкните на ней, держа нажатой
кнопку Alt.
Все слои группы, кроме самого нижнего, сдвигаются в палитре вправо, а рядом
с ними появляется угловая стрелочка, направленная вниз. Название самого
нижнего самого нижнего слоя подчеркивается.
Чтобы отсоединить верхний слой от группы, щелкните на его границе с
нижележащим слоем при нажатии клавиши Alt или выполните команду меню Layer
– Ungroup (слой - разгруппировать). Если сделать это не с верхним слоем, а
с любым другим, вся группа развалится.

Выделение содержимого слоя.

Мы научились, как маски для слоев, чтобы частично их скрывать, но одна
маска для слоя всегда имеется с самого начала. Это маска прозрачности,
которая всегда помнит, какие пиксели в нем прозрачны, какие нет, а какие
частично не прозрачны. Эту маску вы можете использовать для выделения
содержимого слоя, даже не задумываясь при этом о ее существовании.
Чтобы выделить все непрозрачное (и частично прозрачное) содержимое слоя,
щелкните на его строке в палитре слоев при нажатии Ctrl.
Если у вас уже есть выделение и вы хотите добавить к нему все содержимое
другого слоя, щелкните на строке с именем этого слоя, держа нажатыми
клавиши Ctrl+Shift. Вы должны помнить, что выделение безразлично к слоям,
оно пронизывает их насквозь. Поэтому, чтобы выделить на нижнем слое
область, скрытую верхним слоем, достаточно выделить все содержимое этого
слоя.
Чтобы, напротив, вычесть содержимое слоя из имеющегося выделения, щелкните
на его строке при нажатии клавиши Ctrl+Alt. Найти пересечение выделенной
области и содержимого слоя вам помогут клавиши Ctrl+Shift+Alt.
Вместо этих клавиш можно использовать команду Select – load selection
(выделить – загрузить выделение).



Если в момент выполнения этой команды активным является слой, в котором
есть прозрачные пиксели (то есть имеется маска прозрачности), в свитке
Channel (каналы) появится строка с именем Transparency (прозрачность).
Выбрав ее, вы загрузите все содержимое данного слоя.
Если в документе уже есть какое-либо выделение, в этом окне активизируется
раздел Operation (операция), в котором вы можете выбрать режим загрузки:
. Новое выделение – имеющееся выделение снимается, будет выделено только
содержимое слоя;
. Добавить к выделению – содержимое слоя добавляется к имеющемуся
выделению;
. Вычесть из выделения – содержимое слоя вычитается из имеющегося
выделения;
. Пересечься с выделением – будет выделена только область пересечения
текущего выделения и содержимого слоя.
При установке флажка Invert (инвертировать) будет выделена вся прозрачная
область слоя.



Эффекты слоев.
Чтобы сделать изображение оригинальным и эффективным, к отдельным его слоям
применяют различные эффекты. Эффект – это набор некоторых процедур,
выполняемых над одним слоем изображения, в результате которого получается
имитация тени, свечения, рельефа и т. д. В программе Photoshop таких
эффектов уже очень много. Это различные тени, ореолы, скосы.

Эффект можно применить ко всему слою сразу, то есть ко всем объектам
находящимся на слое, даже если вы позже перетащите объект на слой с каким-
либо эффектом, новый объект так же получит этот эффект. К одному слою
можно применить сразу несколько эффектов, и они будут настраиваться
независимо друг от друга. К фоновому слою эффекты не применяются. Чтобы
применить к слою сразу несколько эффектов, дважды щелкните на его имени на
панели слоев. В окне задания стиля слоя щелкните в левой колонке окна на
строке с названием нужного эффекта. При этом окно изменится, так как каждый
эффект имеет свою настройку. Чтобы видеть, что происходит с изображением,
при применении данного эффекта отметьте флажок Preview (предварительный
просмотр). После настройки одного эффекта, можно перейти к настройке
другого. Закончив, щелкните OK.
В палитре слоев появится набор слоев с одним общим названием. Чтобы
добавить к слою один эффект удобнее воспользоваться кнопкой внизу палитры
слоев. Появится список слоев, и вы сможете выбрать нужный. Окно настройки
стиля слоя появится сразу после выбора. Вы можете отключить отображение
любого эффекта или всех эффектов сразу. Для этого щелкните по значку с
глазом на панели слоев с названием нужного эффекта.

-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]





Реферат на тему: Современная философия
Современная наука допускает возможность возникновения и
сосуществования множества миров, подобных нашей Метагалактике и называемых
Внеметагалактическими объектами. Их сложные взаимоотношения образуют
многоярусную Большую Вселенную - материальный мир с его бесконечным
многообразием форм и видов материи. Причем не во всех этих мирах возможно
то многообразие видов материи, которое возникает в истории нашей
Метагалактики.
На определенном этапе развития Метагалактики, в рамках некоторых
планетных систем, создаются условия для формирования из молекул неживой
природы материальных носителей жизни, как и неживая природа, жизнь имеет
ряд уровней своей материальной организации. Можно выделить: системы
доклеточного уровня - нуклеиновые кислоты ( ДНК и РНК ) и белки ; клетки
как особый уровень биоорганизации, самостоятельно существующий в виде
одноклеточных организмов ; многоклеточные организмы ( растения, животные ).
Особые уровни организации живой материи образуют надорганизменные
структуры. к ним относятся прежде всего популяции - сообщества особей
одного вида, которые связаны между собой общим генофондом, скрещиваются и
воспроизводят себя в потомстве.
Кроме популяции к надорганизменным уровням организации живой материи
относятся виды и биоценозы. Последние образуются в результате
взаимодействия некоторого множества популяции между собой и окружающей
средой. В целостной системе биоценоза эти популяции связаны так, что
продукты жизнедеятельности одних становятся условиями жизни других. Многие
популяции могут жить только в рамках определенного биоценоза.
Наконец, взаимодействие биоценозов образует глобальную систему жизни
- биосферу. В этой целостной системе различные биоценозы взаимодействуют не
только с собой, но и с воздушной оболочкой, через которую идет теплообмен
земли с космическим пространством, с водной средой, с горными породами. При
нарушении этих взаимодействий меняется вся сфера жизни на Земле. Для того
чтобы поддерживалось ее динамическое равновесие, необходимо не только
воспроизводство определенных условий обитания различных организмов,
популяций, биоценозов, но и некоторый уровень их разнообразия. При
уменьшения этого разнообразия ниже определенного уровня вся биосфера
начинает вырождаться.
Люди являются частью сферы жизни на Земле. Благодаря постоянно
увеличивающемуся производственному воздействию на окружающую среду они
могут внести и вносят возмущения в динамику биосферы.
Развитие биосферы, связанное с появлением в ней все новых уровней
организации, является результатом ее функционирования и эволюции как целого
в рамках еще более широкой целостности - развивающейся вселенной. На
определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции живых
существ, которые благодаря развивающейся орудийной деятельности
трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь.
В рамках биосферы начинает развиваться особый тип материальной системы -
человеческое общество. Здесь тоже возникают особые подструктуры - семья,
нации, классы и др..
Как особый уровень организации материи, человеческое общество
существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного
условия своего функционирования и развития их духовную жизнь.
Картина взаимосвязи всех уровней организации материи, включая
человека и человеческое общество, понимание каждого материального объекта,
в том числе и человека, как продукта глобальной космической эволюции,
проливает новый свет на одну из древнейших проблем философии - на проблему
единства мира. Всякая материалистическая философия, и материалистическая
диалектика в том числе, отстаивает принцип единства мира, выступая в
качестве монистической философии. Идеалистический монизм считает
первоначалом всего сущего идеальное, рассматривая материю как всего лишь
инобытие этого идеального. Напротив, материалистический монизм утверждает
единство мира через его материальность.


Вместе с тем человек, как продукт природы, зависит от нее, от
естественной среды обитания. Но по мере развития производительных сил
общества, по мере опосредования создаваемых человеком “второй природы”,
человек повышал свою защищенность от стихийного “буйства природы”.
Совершенствование одежды, создание искусственных жилищ, строительство
крупных строительных сооружений и т.д. позволяет обеспечить не только
комфортные условия существования , но и осваивать новые территории Земли и
Космоса.
Но наряду с отмеченными процессами, ослабляющими зависимость человека
от природы, с развитием производительных сил само развитие цивилизации
оказывается зависимым от экологических проблем. Все более интенсивно
потребляя природные ресурсы с помощью возрастающих технических средств,
человечество в прогрессирующей форме подрывает основы своего существования.
Вырубаются леса, истощаются запасы сырья, загрязняется земля и воздух и
т.д. С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятельство,
что взаимодействие общества и природы носит исторический характер, что
формы, масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе
общественного развития. Материальное производство, деятельность человека
выступает как мощный фактор, воздействующий на среду его обитания не только
в позитивном, но и негативном плане. Экология человека, его взаимоотношение
с окружающей средой становятся поэтому существенной проблемой , имеющей и
самостоятельное значение в развитии исторического процесса.
Таким образом, материальное производство, влияя через научно-
технический прогресс на экологию, изменяет ход исторического процесса.
Решение этого процесса в самом научно-техническом прогрессе в сочетании с
духовным преобразованием человека, его изменения роли “завоевателя”
природы.


К. Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этим
взглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось как
способность “созерцать” окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его
воздействие.
Для обыденного миропонимания позиция пассивного созерцания
представляется вполне естественной, исходной, а активность, деятельность с
этой точки зрения выступает как нечто вторичное.
Как подчеркивает К. Маркс, исходным отношением человека к миру вовсе
не является пассивное восприятие, испытание воздействия внешнего мира и
переживание их в сознании: “...люди никоем образом не начинают с того, что
“ стоят в этом теоретическом отношении к предметам внешнего мира” ... Они
начинают с того, чтобы... не “стоять” в каком-нибудь отношении, а активно
действовать...”
Человек взаимодействует с окружающей действительностью на основе тех
возможностей активного преобразования окружающей его среды, которые он
приобретает в процессе своего развития как общественного существа в системе
материальной и духовной культуры. Не будучи в силах выявить эти социально-
культурные корни активности человека, домарксов материализм был не способен
объяснить явления общественной жизни человека, его духовной жизни и
культурного творчества. Сталкиваясь с проявлением активного отношения
человека к деятельности, старый материализм либо давал им явно
несостоятельные вульгарно- материалистические объяснения, либо, по
существу, отказывался от своей исходной материалистической позиции и
переходил на позиции дуализма в понимании человека, разрывая его природное
и духовно-культурное начало и давая последнему идеалистическое
истолкование.
Натурализм и созерцательность старого материализма является его
слабым местом в полемике с идеализмом, который как раз и подчеркивал
активный характер отношения человека к действительности. Идеализм в лице
немецкой классической философии выступил против понимания человека просто
как природного тела, пассивно, “созерцательно” отвечающего состояниями
сознания на воздействия внешнего природного мира. Однако, подчеркивая
активное, деятельно начало человека, идеализм усматривал существо этой
активности в свойствах духа, который принципиально противостоит природе.
Дух при этом понимался как внутренняя активность, спонтанность человеческой
деятельности, как способность, определяющая свободу человека.
Таким образом, в домарксовой философии сложилось два альтернативных
подхода к пониманию сущности человека и его отношения к миру: признание
органической включенности человека в материальный мир исключало его
понимание как деятельного, активного существа. Там же, где эта деятельная
сущность человека признавалась и подчеркивалась, она отрывалась от
материального мира и рассматривалась как выражение сверхматериального
духовного начала. Принципиальное решение этой проблемы было дано Марксом:
“Главный недостаток всего предшествующего материализма заключается в том,
что предмет, действительность, чувствительность берется только в форме
объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная
деятельность, практика, не субъективно. Отсюда произошло, что деятельная
сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но
только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной,
чувственной деятельности как таковой”.
Основное отличие человека от других природных тел состоит не в том,
что он способен отражать в процессе созерцания материальный мир. Сама эта
способность обусловлена исходной, определяющей характеристикой человека,
которая заключается в том, что он практически воздействуя на реальный
материальный мир, активно перестраивает, переделывает его.


Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в
практической деятельности, направленной на преобразование материального
мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.
Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания,
активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком
человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в
системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознание
возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого
практически-преобразовательного отношения.
В процессе преобразования мира человек создает новую реальность -
мир материальной и духовной культуры, новые условия существования, которые
не даны ему природой в готовом виде. Создавая эту новую реальность, человек
развивает и совершенствует самого себя, свои творческие способности. Таким
образом, именно реальное преобразование материального мира является
основой всех других проявлений творческого активного начала, которое
идеализм усматривал в особой, оторванной от материального мира, духовной
сущности человека. Маркс указывал, что человек является “предметным
существом”, которое действует “предметным образом”: “Оно только потому
творит или полагает предметы, что само оно полагается предметами и что оно
с самого начала его природа”.
Как и любое живое существо, человек вписан в окружающую среду, но
способ включения человека в эту окружающую среду носит принципиально иной
характер, чем отношение животных к окружающей среде. Этот способ включения
человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного
преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и
определяется как практика.
В соответствии с марксистско-ленинской философией место человека в
структуре бытия, его взаимосвязи с неживой и живой природой, с социальной
действительностью, его включенность в систему материальной и духовной
культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной
жизни. Категория практики задает исходные ориентиры целостного
представления о человеке во всем многообразии его взаимоотношений с
окружающим миром.

Для того чтобы понять сущность практики, ее роль в системе всей
жизнедеятельности человечества, следует рассмотреть ее происхождение в
процессе становления человека и сопоставить ее со способами воздействия на
окружающую среду, свойственными животному миру. Животные как бы вписаны в
определенную “экологическую нишу”, то есть в тот спектр окружающих
природных условий, в котором они могут жить и эволюционировать как
определенный биологический вид. Формы их поведения складываются на основе
тех исходных возможностей, которые определяются строением тела животного,
его естественными органами. То обстоятельство, что возможности реального
взаимодействия животных с внешним миром ограничены особенностями их
телесной организации и формами их приспособительного поведения,
предопределяет и их отражательные, познавательные возможности. Животные
ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере, в какой вещи,
свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный
биологический смысл. Эту ограниченность отношения животного к внешнему миру
и имел в виду Маркс, когда писал, что “животные непосредственно
тождественно со своей жизнедеятельностью”.
Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия
человека в мире является ее открытость перед лицом объемлющей человека и
всегда превышающей возможности освоения человеком объективной реальности,
неограниченная возможность развития новых способов и средств
взаимодействий с ней. Достижение этой открытости, способности человека к
развитию, преодолению достигнутых пределов было связано с возникновением и
развитием орудий и средств практического воздействия человека на окружающую
его действительность.
Употребление природных предметов в качестве орудий и даже их
изготовление при помощи естественных органов тела в принципе присуще и
животному. Конечно, об орудиях у животных можно говорить только в весьма
условном смысле, но тем не менее это факт, твердо установленный наукой.
Многие животные пользуются естественными предметами для добывания пищи, в
целях обороны, для строительства жилищ и т.п. - короче говоря, для
удовлетворения своих жизненных потребностей.
То, что отличает человека от животного, - это не само по себе
употребление или даже спорадическое изготовление орудий, в создание системы
искусственных средств и орудий преобразования действительности, которая
воспроизводится в процессе исторического развития человечества и
транслируется от поколения к поколению как особая культурная реальность.
Именно создание такой системы отношений к миру, когда человек ставит
между собой и миром определенные искусственно созданные и восстанавливаемые
при переходе от поколения к поколению орудия и средства воздействия на
действительность и составляют основу специфически-преобразовательного
отношения человека к миру.
Но, создавая, воспроизводя и совершенствуя эту “вторую природу”,
человек вместе с тем изменяет самого себя, формирует и развивает
соответствующие навыки и способы действия. Как указывал Маркс, человек,
“воздействуя... на внешнюю природу и изменяя её ... в то же время изменяет
свою собственную природу”.
Становление практически-преобразовательного отношения к миру как
специфического для человека способа “включения” в мир потребовало в
процессе антропогенеза перестройки телесной и психической организации,
доставшейся человеку от его животного предка. Но с завершением процесса
антропогенеза дальнейшее совершенствование человека идет по линии развития
его способностей, формирования новых способов деятельности, связанных с
реальным практическим взаимодействием с окружающим миром природы и
культуры, а также общением с другими людьми.
Осуществляя любые формы практически-преобразовательной деятельности,
человек действует в сотрудничестве, в кооперации с другими людьми. Тем
самым отношения людей как субъектов практического действия к преобразуемой
ими объективной реальности (субъект-субъективные отношения) всегда
предполагают также отношения реального взаимодействия людей в процессе
этого преобразования (субъект-субъективные практические отношения).
Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект-
обьектных и субъект-субъективных отношений, она представляет собой всегда
общественную деятельность. Самоизменение, самосовершенствование человека в
процессе практически преобразовательной деятельности связано поэтому не
только с развитием соответствующих навыков отношения к другим людям,
развитием культуры общения. Практика предполагает наличие культуры
общения как необходимое условие своего преобразования внешнего мира и форм
взаимодействия с другими людьми в определенных нормах. Усвоение этих норм
последующими поколениями представляет собой специфический механизм,
обеспечивающий непрерывность существования человеческой культуры.
Существование и развитие социокультурных норм, подлежащих усвоению
индивидами по мере их включения в человеческое общество и культуру,
выступает в качестве предпосылки регуляции человеческой жизнедеятельности
на основе общественного сознания.
Практика всегда связана с определенными формами отражения мира, с
определенными уровнями сознания и познания, которые закрепляют достижения
практики и делают возможным её дальнейшее воспроизводство и
совершенствование. Сложная диалектика практической деятельности и связанных
с ней форм сознания и познания является важнейшим фактором жизнеспособности
практики, ибо сознание способно не только закреплять достигнутый уровень
практики, но и совершенствовать, развивать практику. Первичность практики
перед сознанием и познанием в этой диалектической взаимосвязи, но которой
настаивает марксистский материализм, вовсе не означает, что сознание всегда
должно просто пассивно следовать на практикой. Эта первичность означает,
что в конечном счете эффективность реального практического воздействия на
природу, на общество, на совершенствование самого человека является
показателем уровня развития самого сознания.
Таким образом, практика как специфически человеческий способ бытия в
мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной
организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней
Среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект-
объективные отношения), 2) общение людей в процессе и по поводу этого
преобразования (субъект-субъективные отношения) и 3) совокупность норм и
ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов
сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической
деятельности.

Практика возникает исторически в процессе становления человечества
как специфический способ удовлетворения жизненных потребностей. Однако в
специфике этого способа заложены возможности развития принципиально нового
типа бытия в мире, который открывает перспективу преодоления диктата
окружающей среды по отношению к человеку.
Прорывая узкие рамки приспособления к среде, вырываясь из
унаследованной от животных предков “экологической ниши” , человек -
благодаря производству искусственно созданных средств и орудий - в принципе
оказывается способным на универсальное практическое преобразовательное
отношение к миру. Именно об этой универсальности писал Маркс, подчеркивая,
что “животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно
само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек
свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно
мерке в потребности того вида, к которому оно принадлежит , тогда как
человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать
к предмету присущую мерку...” Эта универсальность, “открытость” реального
отношения к миру в практике имеет своим следствием то, что в принципе
отсутствует какой-либо заданный предел познавательных возможностей
человека. Опосредствуя свое отношение к действительности искусственно
созданными орудиями и средствами ее преобразования, человек в своей
познавательной деятельности выделяет объективные, независящие от его
биологических потребностей, свойства и связи реального мира. Таким образом,
человек способен познавать мир так, как этот мир существует по своим
объективным законам. И в этом состоит его отличие от животного, которое
воспринимает мир постольку, поскольку явления и предметы этого мира могут
служить средством удовлетворения его жизненных потребностей. Иначе говоря,
практика как способ включения в мир обеспечивает предметный характер
человеческого познания.
Созданные человеком искусственные орудия и средства преобразования
окружающей реальности являются своего рода “неорганическим телом” человека,
позволяющим ему втягивать в сферу практики все новые слои
действительности. Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят
новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако,
подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности
человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает
человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую
за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при
всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной
деятельности остается в пределах реального материального мира и не может не
сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие
конструктивные возможности практически-преобразовательной деятельности в
реальном мире всегда опираются на использование объективных
закономерностей.
Понимание обусловленности практически-преобразовательной деятельности
человека объективными свойствами преобразуемого мира, того мира, с законами
которого он должен считаться, вписанности самой практической деятельности в
этот мир, отличает марксистскую трактовку практики от всякого рода
субъективистских ее трактовок, например в философии прагматизма. Для
прагматической концепции активности человека характерно непонимание того
принципиального обстоятельства,

Новинки рефератов ::

Реферат: История Дальнего Востока России (История)


Реферат: Изменения в международной обстановке после окончания второй мировой войны (1946-1953) (Политология)


Реферат: Экологическое воспитание младших школьников (Педагогика)


Реферат: Правовой режим уставного капитала коммерческой организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: История возникновения г. Казань (История)


Реферат: Абиогинез. Возникновение жизни на Земле (Биология)


Реферат: Декабрьское восстание 1905 года (История)


Реферат: Билеты к экзамену (География)


Реферат: Г.В. Свиридов (Музыка)


Реферат: Гуманизация отношений учителя и учеников на уроках чтения (Педагогика)


Реферат: Учет готовой продукции и ее реализации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Никколо Макиавелли (Философия)


Реферат: Управленческие решения (Управление)


Реферат: Правоотношения. Понятия правоотношений и их виды (Контрольная) (Теория государства и права)


Реферат: Миграционная политика государства (Социология)


Реферат: Египетская религия (Религия)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры (Педагогика)


Реферат: История развития электрического освещения (Физика)


Реферат: Экзаменационные вопросы по гражданскому процессуальному праву (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист