GeoSELECT.ru



История / Реферат: Нравы русского народа XIV – XVII век (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Нравы русского народа XIV – XVII век (История)



Министерство образования Российской Федерации
Ярославский Государственный Технический Университет
Кафедра отечественной истории



Реферат принял

С оценкой_____
_____ , Н.И.Махров
_________________


«Нравы русского народа XIV – XVII век»
реферат по дисциплине
«Отечественная история».



Реферат выполнил
Студент гр. ЭМХ-10
А.В. Иванова
________________



2003



содержание


Введение. 3


Семейные нравы. 3


Отношения. 7


Пиршества. 9


Приметы и поверья. 12


Вывод. 16


Список использованной литературы. 16



Введение.

Русский народ всегда отличался от других народов, будь то западная
цивилизация или Восток. Крестьянин или царь, люди жили по общим для всех
законам, нередко поражая ими иностранцев. Слияние в одной культуре
языческих обычаев и христианских, сочетание строгих моральных правил и
почти дикой натуры делали русских людей непонятными для других культур.
Сложно было бы в полной мере описать то, как мыслили и чем
жили люди 500 – 600 лет назад, но в своём реферате мне хотелось бы
рассказать о некоторых интересных особенностях жизни наших предков: о
взгляде на семейное устройство, об отношениях между людьми вообще, о том,
во что они верили.

Семейные нравы.

Известно, что к женщине на Руси относились как к существу ниже
мужчины. По законам приличия считалось предосудительным даже вести с нею
разговор. Кроме того, женщина считалась «нечистой» - ей не дозволялось
резать животное, так как полагали, что мясо после этого будет невкусным;
печь просфоры позволялось только старухам.
У козаков женщины ещё пользовались некоторой свободой: жены козаков
были их помощницами и даже ходили с ними в поход. Крестьянки, хотя и
находились под гнётом тяжёлых работ, по крайней мере, не сидели взаперти.
Но у знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол
находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в
уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества должен быть им
совершенно неизвестен. Самые благочестивые люди были того мнения, что
родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.
Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости
ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц – не смея
показаться на свет, они были погреблены в своих теремах.

Русская женщина была постоянной невольницей с детства до гроба. Став
женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла
в церковь. Общалась она только с теми, с кем мужу было угодно позволить
это, но и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём
умолчать, что спросить, чего не слышать. Хозяйкой женщина тоже не была, но
даже и тогда, когда муж поручал ей смотреть за хозяйством, она была не
более как ключница: не смела ни послать чего-нибудь в подарок другим, ни
принять от другого, не смела даже сама без позволения мужа съесть или
выпить. Редко дозволялось ей иметь влияние на детей своих, начиная с того,
что знатной женщине считалось неприличным кормить грудью детей, которых
поэтому отдавали кормилицам; мать впоследствии имела над ними менее
надзора, чем няньки и дядьки, которые воспитывали господских детей под
властью отца семейства. Обращение мужей с женами было таким: по
обыкновению, у мужа висела плеть, исключительно предназначенная для жены и
называемая дурак; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал
донага; привязывал верёвками и сёк дураком до крови – это называлось учить
жену; у иных мужей вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как
маленького ребёнка, а у других, напротив, дубина – и жену били, как
скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но
ещё вменялось мужу в нравственную обязанность. «Домострой» человеколюбиво
советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить её вообще
железным или деревянным орудием, чтоб не изувечить или не допустить до
выкидыша ребёнка, если она беременна. Такое нравственное правило
проповедовалось православной церковью, и самим царям при венчании
митрополиты и патриархи читали нравоучения о безусловной покорности жены
мужу. Привыкшие к рабству, женщины не имели понятий о возможности иметь
другие права и верили, что они в самом деле рождены для того, чтоб мужья их
били, а сами побои считали признаком любви. Женщины говорили: «Кто кого
любит, тот того лупит, коли муж не бьёт, значит, не любит »; пословица эта
до сих пор сохранилась в народе, так же как и следующая: «Не верь коню в
поле, а жене на воле», показывающая, что неволя считалась принадлежностью
женского существа.
Не всегда, однако, женщины безропотно и безответно сносили суровое
отношение мужей. Иная жена, бойкая от природы, возражала мужу на его побои
бранью, часто неприличного содержания. Были случаи, когда жены отравляли
своих мужей, но за это их ждало очень жестокое наказание. Зато месть с
помощью доносов была довольно действенна. Иностранцы рассказывают
замечательное событие: жена одного боярина, по злобе к мужу, который её
бил, доносила, что он умеет лечить подагру, которою царь тогда страдал; и
хотя боярин уверял и клялся. Что не знает этого вовсе, его истязали и
обещали смертную казнь, если он не сыщет лекарства для государя. Тот в
отчаянии нарвал каких попало трав и сделал из них царю ванну; случайно царю
после того стало легче, и лекаря ещё раз высекли за то, что он, зная, не
хотел говорить. Жена взяла своё. Но ещё случалось, что за своё унижение
женщины мстили тайною изменой. Как ни строго запирали русскую женщину, она
склонна была к тому, чтобы «положить мужа под лавку», как выражались тогда.
Часто она напивалась пьяна и тогда, если только представлялся случай,
предавалась первому мужчине.
Иностранцы единогласно говорят, что русская женщина не была
неприступна и для них, несмотря на всеобщее омерзение, внушаемое
нехристями, к которым на Руси причисляли всех неправославных. На эти
случаи у женщин образовались свои собственные догматы. «Женщине соблудить с
иностранцем, - говорили они,- простительно; дитя от иностранца родится –
крещёное будет; а вот как мужчина с иноверкою согрешит, так дитя будет
некрещёное, оно и грешнее: некрещёная вера множится».
Хотя блудодеяние и преследовалось строго нравственными понятиями, и
даже в юридических актах блудники помещались в один разряд с ворами и
разбойниками, но русские мужчины предавались самому неистовому разврату.
Очень часто знатные бояре, кроме своих жен, имели у себя любовниц, да сверх
того не считалось большим пороком пользоваться и служанками в своём доме,
часто насильно. Но многие, чувствуя, что они грешат, старались уменьшить
тяжесть греха сохранением разных религиозных приличий, например, снимали с
себя крест и занавешивали образа, готовясь к грешному делу. В простонародье
разврат принимал наглые формы. Патриарх Филарет обличал служилых людей, что
они, отправляясь в отдалённые места на службу, закладывали жен своих
товарищам и предоставляли им право иметь с ними сожительство, как будто
вместо процентов за полученную сумму. Простые женщины распутного поведения
доходили до потери всякого стыда, например, голые выбегали из общественных
бань на улицы в посадах и закликали к себе охотников.
Женщина получала больше уважения, когда оставалась вдовою, и при том
была матерью. Вдова была полная госпожа и глава семейства. Оскорбить
вдовицу считалось великим грехом. Однако, как существу слабому, приученному
с детства к унижению и неволе, и тут не всегда приходилось ей отдохнуть.
Примеры непочтения детей к матерям были нередки.
Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной
святостью патриархальных отношений. О том, кто злословит родителей,
говорилось: «Да склюют его вороны, да съедят его орлы!». Отец как мужчина и
в детском уважении пользовался предпочтением. «Имей, чадо, - поучает отец
сына, - отца своего, аки Бога, матерь свою, аки сам себе». Но несмотря не
такие нравственные поучения, покорность детей была более рабская, чем
детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм, без
нравственной силы. Чем благочестивей был родитель, чем более проникнут был
учением православия, тем суровей обращался с детьми, ибо церковные понятия
предписывали ему быть как можно строже. Автор «Домостроя» запрещает даже
смеяться и играть с ребёнком. Зато и дети, раболепные в присутствии
родителей, с детства приучались насмехаться над ними вместе со сверстниками
из слуг, приставленными к ним для товарищества. «В Московии,- говорит один
иностранец,- нередко можно встретить, как сын смеётся над отцом, дочь над
матерью». Грубые привычки усваивались ими с малолетства и сопровождали их
до старости. «Лучше,- говорит один русский моралист, - иметь у бедра меч
без ножен, нежели неженатого сына в своём доме; лучше в доме коза, чем
взрослая дочь; коза по селищу ходит – молоко принесёт; дочь по селищу ходит
– стыд принесёт отцу своему ».

Отношения.

Если в семейных отношениях, сфере закрытой и личной, существовало
несчётное количество правил поведения, то во взаимоотношениях в обществе
различных условностей было ещё больше. И лучше всего они прослеживаются в
приёме гостей.
Лица высшего звания подъезжали прямо к крыльцу хозяйского дома, другие
въезжали на двор, но останавливались на некотором расстоянии от крыльца и
шли к нему пешком; те, которые почитали себя гораздо низшими перед
хозяином, привязывали лошадь у ворот и пешком проходили весь двор – одни из
них в шапках, а другие, считавшиеся по достоинству ниже первых, с открытой
головою.
Вежливость требовала, чтобы гость оставил в сенях свою палку, и вообще
говорить, держа в руке палку, а тем более опёршись на неё, считалось
невежеством. Вошедши в комнату, гость должен был прежде всего креститься,
взирая на иконы, и положить три поясных поклона, касаясь пальцами до земли,
потом уже кланяться хозяину. Так, перед одними только наклоняли голову,
другим наклонялись в пояс, перед третьими вытягивали руки и касались
пальцами до земли. Те же, которые сознавали своё ничтожество перед хозяином
или зависимость от него, становились на колени и касались лбом земли:
отсюда выражение «бить челом». Равные и приятели приветствовали друг друга
подачею правой руки, поцелуем и объятиями.
Сев за стол и при разговоре гость из сохранения приличия
воздерживался, чтобы не кашлять и не сморкаться. При посадке за стол также
соблюдались определённые правила. Каждый из приглашенных гостей садился в
шапке на место, сообразное своему званию и достоинству. Место по правую
руку от хозяина считалось самым почётным. За ним другие места нисходили по
степеням, так что одно было выше другого, и, таким образом, существовало
три разряда мест: высший, средний и низший. Сесть выше другого, считавшего
себя выше достоинством, значило нанести ему оскорбление. Часто скромный и
благочестивый человек садился нарочно на место ниже того, какое ему
следовало, чтоб хозяин свел его оттуда и перевёл на высшее. Напротив,
заносчивые люди, встретясь с соперниками, с которыми у них давно не
ладилось, пользовались случаем, чтобы насолить им, и садились выше их,
заводили споры, чем ставили хозяина в затруднение, и нередко доходило до
драк.
В обращении с низшими себя по большей части русский был высокомерен, и
часто тот, кто унижался и сгибался до земли перед старшими, вдруг делался
надменен, когда богатство или важная должность ставили других в зависимость
от него. В русском характере было мало искренности; дружба ценилась по
выгодам; задушевные друзья расходились, когда переставала их связывать
взаимная польза, и часто задняя мысль таилась за излияниями дружественного
расположения и радушным гостеприимством. Довольно было любимцу государя
приобрести царскую немилость, чтоб все друзья и приятели, прежде низко
кланявшиеся ему, не только прекратили с ним знакомство, но не хотели с ним
говорить и даже причиняли ему оскорбления. Так, заточенную в монастырь
великую княгиню Соломониду (первую жену великого князя Василия Ивановича)
оскорбляли не только словами, но и побоями.
В русском обращении была смесь византийской напыщенности и
церемонности с татарскою грубостью. В разговоре наблюдались церемонности и
крайняя осторожность; нередко случалось, что невинное слово принималось
другим на свой счет. Отсюда возникали тяжбы, смысл которых состоял только в
том, что один про другого говорил дурно; с другой стороны, при малейшей
ссоре не было удержу в самых грубых излияниях негодования. обыкновенно
первое проявление ссор состояло в неприличной брани. Эта брань была до того
обыкновенна, что позволяли её себе духовные лица, даже монахи, и при том в
самой церкви. Сами женщины и девицы следовали общему обыкновению, и даже
дети, рассердившись на родителей, повторяли слышанное ими от взрослых, а
родители не только не останавливали их, а ещё и сами бранили их так же.
Церковь преследовала это обыкновение, и духовные поучали, чтоб люди «друг
друга не лаяли позорной бранью, отца и матерь блудным позором и всякою
бесстыдною, самой позорною нечистотою языки свои и души не сквернили».
Неоднократно цари хотели вывести русскую брань кнутом и батогами. При
Алексее Михайловиче ходили в толпах народа переодетые стрельцы и, замечая,
кто бранился позорной бранью, тотчас того наказывали. Разумеется, эти
средства были недействительны, потому что сами стрельцы в свою очередь не
могли удержаться от крепкого словца. Впрочем, очень часто вспыхнувшая ссора
тем и ограничивалась, что обе стороны поминали своих родительниц, и не
доходили до драки. Пословица говорит: «красна брань дракою», и если уж
доходило до неё, тут русские старались прежде всего вцепиться друг другу в
бороду, а женщины хватать одна другую за волосы. Кроме того, существовали
своего рода дуэли: поссорившись между собой, люди садились на лошадей,
нападали друг на друга и хлестали один другого бичами. Другие бились
палками и часто друг друга убивали до смерти. Но самая обыкновенная русская
драка была кулачная: противники всегда старались нанести один другому удары
или прямо в лицо, или в детородные части.

Пиршества.

Каждое значимое событие, будь то праздник, важное государственное
событие, рождение ребенка или похороны, отмечалось обычным русским способом
– пирами. Отличительной чертой русского пиршества было чрезвычайное
множество кушаньев и обилие в напитках. Хозяин величался тем, что у него
всего много на пиру. Он старался напоить гостей, если возможно, до того,
чтоб их отвезти без памяти восвояси; а кто мало пил, тот огорчал хозяина.
Пить следовало полным горлом, а не прихлёбывая, как делают куры. Кто пил с
охотою, тот показывал, что любит хозяина. Женщины, в то же время пировавшие
с хозяйкой, также должны были уступать угощениям хозяйки до того, что их
отвозили домой без сознания. На другой день хозяйка посылала узнать о
здоровье гостьи. «Благодарю за угощение,- отвечала в таком случае гостья,-
мне вчера было так весело, что я не знаю, как домой добрела!». Но с другой
стороны считалось постыдным сделаться скоро пьяным. Пир был в некотором
роде война хозяина с гостями. Хозяин хотел во что бы то ни стало напоить
гостя допьяна, гости не поддавались и только из вежливости должны были
признать себя побеждёнными после упорной защиты. Иногда случалось на
разгульных пирах, что заставляли пить насильно, даже побоями.
Пиршества были длинны и тянулись с полудня до вечера и позже. По
окончании стола ещё продолжалась попойка. Все сидели на прежних местах.
Хозяин наливал в чашу вина, становился посередине с открытой головою и,
подняв вверх чашу, говорил напыщенное предисловие, а потто пил за чьё-
нибудь здоровье: начиная с царя, властей и разных лиц, смотря по цели, с
которою давали пир. Выпив, хозяин оборачивал чашу вверх дном над головой,
чтоб все видели, что в ней нет ни капли и как он усердно желает добра и
здоровья тому, за кого пьёт. После этого каждый гость должен был выходить
из-за стола, становиться посередине, пить за здоровье того, за кого
предлагалось пить; потом все садились на свои места. Можно представить, как
долго тянулась эта церемония, когда, например, пивши за государя, следовало
приговаривать его полный титул.
В обычае было после пира подносить хозяину подарки. Нередко русский
делал пир и щедро поил и кормил гостей для того, чтобы потом получить от
них подарков гораздо на большую сумму, чем какой стоило его угощение.
Случалось, что гости, не желая, поневоле, в угождение сильному человеку,
являлись на пиршество. Впрочем, существовал обычай и хозяину дарить гостей.
Воеводы обратили и такой обычай в свою пользу. Чтоб более обязать своих
гостей, воевода созывал к себе на пир богатых посадских, сам делал им
подарки, а те должны были отдавать за них вчетверо. Если же кто-нибудь был
невнимателен и оставлял без подарка хозяина, то у него без церемоний
вымогали их насильно, потому что требовать подарки не считалось
предосудительным.
Праздничные и семейные пиршества у степенных и набожных особ
отличались характером благочестия. Принятие пищи не происходило без
молитвословия, в сенях и на дворе кормили нищих. Не таков был характер
пиршеств у разгульных людей. На этих пирах никогда не удаляли и женский
пол; мужчины и женщины подавали друг другу питьё и целовались. Хозяин
приглашал гусляров и скоморохов: пелись старинные геройские песни; потом,
когда хмель далеко заходил в голову, начинали петь песни удалые, срамные.
Скоморохи тешили компанию непристойными фарсами; часто забавлялись
соблазнительными анекдотами, шумели, свистали, плескали один в другого
вином, а иногда и дрались. Случались и убийства.
Русский народ издавна славился любовью к попойкам. Русские придавали
пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть
богатыря измерялась способностью перепить других и выпить невероятное
количество вина. Радость, любовь, благосклонность находили своё выражение в
вине. Если высший хотел показать свою благосклонность к низшему, он поил
его, и тот не смел отказываться. Были случаи, что знатный человек, ради
забавы, поил простого, и тот, не смея отказаться, умирал. Знатные бояре не
считали предосудительным напиваться до потери сознания и с опасностью
потерять жизнь. Царские послы, ездившие за границу, изумляли иностранцев
своей неумеренностью. Один русский посол в Швеции в 1608 году в глазах
чужестранцев обессмертил себя тем, что напился крепкого вина и умер от
этого. Постой народ пил редко: ему дозволяли сварить пива, браги и мёда и
погулять только в праздники.
До того времени, как Борис введением кабаков сделал пьянство статьёй
государственного дохода, пили на Руси не слишком много, но когда к слову
«кабак» приложилось «царёв», пьянство стало всеобщим качеством.
Размножились жалкие пьяницы, которые пропивались до ниточки. Везде можно
было видеть людей, лежащих без чувств, в грязи или на снегу. В Москве, на
масленице и на святках, в Земский приказ каждое утро привозили десятками
замёрзших пьяниц. Церковные наставники объясняли, что от пьяного человека
удаляется ангел – хранитель и приступают к нему бесы; пьянство есть жертва
дьяволу, которому эта жертва милее, чем жертва идолопоклонников.
Духовенство же не только не отличалось трезвостью, но ещё перещеголяло
другие сословия в расположении к вину. На свадьбах священнослужители до
того напивались, что надо было их поддерживать.
В русском национальном характере проявилось сочетание византийской
набожности и дикого татарского нрава. Две эти очень разные культуры оказали
большое воздействие на русский порядок жизни. Ещё одна замечательная
особенность состояла в том, как прекрасно на Руси уживались христианские
правила и языческие традиции. С принятием новой веры никуда не ушли из
лесов лешие, и домовые продолжали оберегать домашнее хозяйство. Многие
верования сохранились и до сих пор, но в древности их было куда больше, и
ко всем из них люди относились крайне серьёзно.

Приметы и поверья.

Не все русские приметы и поверья возникли на Руси. Наши предки волей-
неволей сближались с другими народами, впитывали их обычаи и предрассудки.
Например, многие наши приметы сходны с римскими: здравствование при
чихании, звон в ушах, просыпка соли на столе и др. Как и русские, римляне
верили сглазу, даже существовало особенное божество, предохранявшее от
этого младенцев. Было у них в обычае оговариваться и отплёвываться, когда
кто хвалил их дородность, красоту, силу или другие телесные качества. Немцы
тоже верили в сглаз. Русские женщины шесть недель после рождения ребенка
укрывали его от посторонних людей, а в Испании и в Италии, если цыганка
взглянет на новорождённого младенца, то матери или кормилицы подсовывают ей
под нос кукиш.
Различных примет и суеверий у русского народа было много, на все
случаи жизни. Вот некоторые из них:
Встреча. Если встретятся поп, монахиня, монах, женщина, девица, свинья
или лысая лошадь, то в предпринятом пути успеха не будет. А если кто
встретится с полными вёдрами – успех в намерении.
Браниться в Егорьев день не советуют – убьет громом.
Забыть гробовую крышку в том доме, откуда вынесли покойника, значит –
быть в том доме другому покойнику в скором времени.
Кому садиться в переднем углу. Передний угол назначается в церемонные
дни свадьбы жениху с невестой и почетным особам; вообще попам и дуракам.
Попам принадлежит по преимуществу их сана, а дуракам по их гордости.
Поперхнуться при употреблении пищи или питья значит, что кто-нибудь к
поперхнувшемуся спешит обедать.
Уши горят. У кого уши горят, над тем в это время подсмеиваются; когда
в ушах звонит, то, загадав что-нибудь, спрашивают, в каком ухе звонит.
Соль просыпать – быть ссоре, во избежание её нужно рассмеяться или
дать себя ударить по лбу.
Молчание. Когда в компании вдруг все замолчат, то говорят, что в это
время ангел пролетел. Также говорят, что если кто, сидя в компании, вдруг
положил ногу на ногу, то последует молчание.
Комета и её значение в народе. Проходящая комета, особенно с хвостом,
в простом народе имеет значение общественного несчастья – мор, голод, война
и т.п. В иностранных же государствах приписывали движение таких небесных
тел – несчастью одного из государств. В 837 году явившаяся комета навела
несказанный ужас на Людовика Кроткого. Он прибегнул к астрономам,
закладывал монастыри и умер два года спустя после того, от страха при виде
полного солнечного затмения.
Среди суеверий наибольшей наивностью отличаются народные средства
профилактики и лечения болезней. Среди них бесполезно искать те, которые
были бы основаны на разумном опыте, все они являются следствием
безграничной веры в чудеса природы, или проведёнными аналогиями между
болезнью и тем, что с ней ассоциировалось.
Чтобы не болеть, нужно ежедневно обувать сначала правую ногу, потом
левую, иметь у себя мамонтову кость или крест с покойника, привязать к
кресту киноварь (от сифилиса) и змеиную кожу (от лихорадки) и никогда не
плевать в огонь.
В арсенале предупредительных мер и средств имеется немало специальных,
для каждой конкретной болезни.
Так, прокалывание ушей у детей предупреждает грыжу и золотуху, а
ношение серьги в левом ухе – верное средство от грыжи у мужчин. Против
развития желтухи помогает ношение янтаря, а если носить за пазухой ещё и
сырое куриное яйцо, то оно наверняка предупреждает выкидыш и
преждевременные роды.
Для эпидемий и других болезней часто принимают ряд внешних мер. При
эпидемии оспы применяется такая решительная мера: на дверные скобки
навешиваются замки - для болезни, значит, вход заперт. От лихорадки
существует такое средство, чтобы её обмануть: уходят в нетопленную баню,
где залезают на полок и проделывают ложный пароксизм или притворяются
умершими. Этот же приём проделывается и в предупреждение холеры.
Профилактическую меру, носящую общественный характер, составляет так
называемое «опахивание». Суть его заключается в проведении магической
черты, за которую не должна распространяться и переступать эпидемическая
болезнь. Эта черта проводится сохой или косулей, в которую впрягаются
молодые девушки или вдовы. Таким образом, в начале эпидемии, изолируются
отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое
селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень. Иногда, с целью как
можно дальше прогнать заразную болезнь, участницы церемонии размахивают по
воздуху ухватами, кочергами, метлами и другими инструментами.
Если же болезнь, несмотря на все профилактические средства, всё же
одолевала человека, то лечили её самыми разнообразными способами.
Очень распространена была передача болезни. Кроме знахарских приёмов
бросания на дорогу каких-нибудь заговорённых предметов – яйца, полена,
копейки денег, ногтей или волос с больного, камешков с печи, на которой он
лежит – есть чисто домашние способы передачи болезни.
В Ярославской губернии при насморке обмазывают слизистым выделением
носа дверную скобу: кто первый ухватится, тот заболеет, а больной
выздоровеет. С такой же целью в Пошехонском уезде обтирают тело больного
полотенцем или рубашкой и кидают эту вещь на дорогу: кто поднимет, на того
и перейдёт болезнь. Часто болезни передают и животным.
Сходство симптомов болезни со средством лечения также гарантирует
выздоровление. При глухоте, например, обычно лазают на колокольню,
становятся под колокола и целуют их. Долго не говорящих детей поят водой,
которой был окачен колокольчик.
Очень действенен в качестве лечебного средства покойник. При головной
боли берут руку покойника и обводят ею три раза вокруг головы,
приговаривая: «Как твоя рука замерла, так пусть замрёт моя голова ». Не
менее хорошо это средство от болей в животе, лома в костях и зубной боли.
Ещё один метод лечения лихорадки, «перепугом», широко распространен и
до сих пор практикуется довольно часто. Средством испугать лихорадку, кроме
крика, брани, стука, нечаянного обливания водой и т.п., считается иногда
кошка, которую неожиданно бросают на больного в начале пароксизма.
Но еще более распространен при лихорадке, и не только, обычай класть
за пазуху и навешивать на шею или на крест больного различные, имеющие
эмблематическое значение, предметы. Когда же невозможно носить на себе
какие-либо предметы, народ выходит из этого затруднения тем, что помещает
их возле больного. Таким образом, тайно от больного, кладут ему в ноги
топор, а под подушку нож, череп медвежьей или лошадиной головы, или мыло.
Довольно обширна суеверная терапия бородавок. Общераспространенный
приём их лечения заключается в том, что на нитке завязывают, по числу
бородавок, узлы и зарывают её в землю, навоз, или кладут под пятку двери:
бородавки пропадут, как только нитка сгниет. Также пропадают бородавки,
если потереть их чистыми яблоками, без крапинок, и зарыть яблоки в землю.
Иногда для этой цели берётся солома, столько соломинок, сколько бородавок;
больной перерубает солому и тоже зарывает в землю. Можно свести их и так:
взять горсть конопли, потереть ею бородавки и бросить коноплю в огонь или
птицам. Иногда для избавления от бородавок незаметно потираются больной
рукой о руку здорового человека или трут бородавки мочалкой в чужом доме.
В независимости от сложности болезни на каждую из них существовало не
по одному лекарству или методу лечения. В народе не было таких болезней,
которые нельзя было бы вылечить домашними средствами, и многие из этих
средств сохранились до наших дней.

Вывод.

Нравы русского народа сочетали в себе набожность и суеверность,
церемонность в отношениях с обществом и грубость, жестокость к близким
людям. Русский характер, формировавшийся под влиянием культур соседних
народов, впитал в себя многие их традиции и порядки, некоторые из которых
даже противоречили друг другу. Сливаясь воедино, эти качества делали
русскую культуру особенной, удивительной, непохожей на все остальные.



Список использованной литературы.

1. Н.И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского
народа в XVI и XVII столетиях.
2. Полная энциклопедия быта русского народа, I и II том/ Сост.:
И.Панкеев.
3. Карамзин. История государства российского. М.: Эксмо – Пресс,
2002
4. О.А.Платонов. Терновый венец России. М.: Энциклопедия русской
цивилизации, 2001




Реферат на тему: Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского кризиса 1998-1999 гг.

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет Международных отношений



Курсовая работа по курсу
«Введение в специальность»
Студента I курса, 3 группы
Направление – Регионоведение
Специальность – Европейские исследования
Курносова Дмитрия



Тема:
Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского
кризиса 1998-1999 г.



Санкт-Петербург, 2001 г.
Косово и Метохия – это две исторические области на юге территории
современной территории Югославии, граничит с Албанией и Македонией. Косово
(сербск. – «поле птицы Кос»-дрозда) – это обширная равнина Косова Поля,
Метохия (сербск. – «церковное владение») – горнистая местность на албанской
границе от Печа до Призрена. (см. Приложения). Площадь этих двух
территорий (далее – Косово) составляет 11 тыс. кв. км. Албанские названия
этих территорий соответственно Косова и Плато Дукагьн. Юридически Косово
является автономным краем в составе Республики Сербия Союзной Республики
Югославии. Население Косово по данным 1987 г. составляло 1,85 млн. человек.
Численность албанского населения на 1999 г. оценивалась в 82-90%, сербского
в 7-10%. Так же в Косово по данным Статистического управления Югославии
проживает 72 тыс. мусульман (славян), 21 тыс. турок, 97 тыс. цыган. В
давний конфликт сербского и албанского населения в этих областях, который в
1998 г. принял форму вооружённого противостояния, вмешалось НАТО, придав
конфликту статус международной проблемы. Пика это вмешательство достигло во
время 78-дневной кампании бомбардировок Союзной Республики Югославия. Эти
бомбардировки породили самый серьёзный кризис мировой системы международных
отношений с момента краха биполярного мира. Косовский кризис поставил перед
международным сообществом ряд принципиальных вопросов. Каким образом
следует урегулировать сложные межнациональные конфликты? Насколько
правомерно международное военное вмешательство во внутренние конфликты?
Является ли такое вмешательство без санкции ООН агрессией? Является ли
сегодняшний мир однополярным? Обладает ли НАТО фактической монополией на
решение любых европейских вопросов? Будет ли повторён опыт Косово за
пределами Европы?
В своей работе я хотел бы проследить каким образом развивался конфликт
албанского и сербского населения в Косово, какова была обстановка в крае к
моменту начала бомбардировок СРЮ и каким образом переход Косово под
фактический контроль НАТО и ООН повлиял на неё. Так же я хотел бы
проследить какие цели реально преследовало НАТО во время своей акции. На
современном этапе актуальность данной проблемы оценивается достаточно низко
и среди широкой публики в странах непосредственно не связанных с конфликтом
широко распространено представление о конфликте как об «урегулированном».
Даже если считать такое мнение правильным, очень многие другие
межнациональные конфликты на Балканах остаются неразрешёнными, поэтому
рассмотрение истории косовского конфликта в этом контексте представляется
мне очень актуальным. Ключевым моментом, учитывая, с моей точки зрения,
высокую степень предвзятости СМИ относительно анализа конфликта, является
рассмотрение подлинных причин конфликта и подлинной истории конфликта.
Конечно, учитывая низкий уровень моей компетенции, моя работа может
рассматривать лишь как характеристика проблемы в самых общих чертах,
большой объём материала в моей работе будет представлять простую
констатацию фактов, выводы будут, наверное, не самыми глубокими, однако, я
надеюсь, что выполнив поставленные мною задачи, я смогу внести какой-то
вклад в разрешение данной проблемы.
В моей работе я хотел бы выделить две части. В первой части я хотел бы
дать общую картину конфликта в Косово до 1999 г. Во второй дать кратко
проследить отношение стран НАТО к косовской проблеме относительно
заявленной концепции «гуманитарного вмешательства».
Для первой части своего исследования я обнаружил три наиболее компетентных
работы.
Во-первых, это монография московского центра Карнеги «Косово: международные
аспекты кризиса»(М., 1999) в частях «динамика косовского кризиса и политика
России» и «конфликт в Косово как часть «албанского вопроса». Во-вторых, это
работа сербского историка Душана Батаковича «История Косово и Метохии»,
размещённую на веб-сайте www.serbska-mreza.com. В-третьих, это совместная
работа известной британской исследовательницы этого вопроса Миранды Викерс
(автора книги «Between Serb and Albanian. The history of Kosovo») и Хью
Полтона «THE KOSOVO ALBANIANS: ETHNIC CONFRONTATION WITH THE SLAV STATE»,
опубликованную на веб-сайте www.unc.edu. В качестве основы для
исторического анализа я хотел бы избрать первое исследование. Хотя в нём
авторы не ставят своей целью изложение истории Косово, там наиболее
подробно изложены её основные моменты. Также от других работ её отличает
грамотно выстроенный аппарат сносок и цитат. Работа Полтона и Викерс
представляется мне очень полезной в плане статистики. Для завершения первой
части и второй части я использовал в основном периодические издания.
События 1998-99 г.г. произошли сравнительно недавно и среди материалов,
посвящённых «актуальной теме» можно обнаружить достаточно глубокие
исследования. Отдельно я хотел бы выделить работы Ноама Чомски, бывшего
канадского посла в СРЮ Джеймса Биссета и Збигнева Бжезински, которые
наиболее ярко и аргументировано отражают точки зрения сторонников и
противников вмешательства НАТО.

I Часть. История албано-сербского противостояния в Косово

Истоки конфликта.
В книге «Косово: международные аспекты кризиса» приводятся споры албанских
и сербских историков о происхождении албанцев и их исконных землях на
раннем этапе албанской истории. Директор Исторического института Сербской
академии наук С. Терзич считает общепризнанным, что области Косово и
Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства,
а с XII в. входили в средневековое cербское государство "и с тех пор в
европейской науке известны как исторические области Сербии", что в XIV в.
"После завоеваний сербского царя Душана в Сербское царство вошла почти вся
Албания (см. приложения). Однако из этого исторического факта сербы не
делают вывод об особых правах на земли, которые составляют нынешнюю
Албанию"[1]. В Албании, напротив, полагают, что Косово "является
территорией с автохтонным иллиро-албанским населением, которое не только
постоянно проживало там, в разные исторические периоды, но и составляло
большинство жителей", что, "несмотря на нашествие на Косову в IX-XI вв.
славян и ее вхождение в болгарские и сербские государственные структуры,
албанцы все же остались в большинстве на своих землях, успешно
сопротивляясь процессу славянизации"[2].
К 1190 Косово стало административным и культурным центром Сербии династии
Неманьичей. Албанское население в этот период составляло, по некоторым
оценкам, 2% [3] И сегодня сербы называют Косово «старая Сербия». Так же
оно стало центром сербской Церкви, которая построила там большое количество
церквей и монастырей. Именно то, что в течение веков Косово являлось
центром сербской Церкви, является, на мой взгляд, ключевым в трепетном
отношении сербов к Косово. Это позволяет некоторым авторам сравнивать
сербское видение Косово с сионистской концепцией Иерусалима. Косово Поле
после известной битвы сербов против турок в 1389 г. стало символом
сербского героизма, сопротивления турецкому завоеванию и занимает особое
место в сербском эпосе, литературе, искусстве и коллективном сознании
сербов. Национальным героем сербов считается юноша Милош Обилич, по
преданию, проникший во время битвы в стан врагов и убивший султана Мурада.
Однако еще в 20-е годы ХХ в. сербские исследователи обнаружили, что в
фольклоре косовских албанцев утвердилось представление, что главным героем
битвы, убившим султана, был албанец Милош Копилич [4]. Существуют
документальные свидетельства, что в битве на Косовом Поле в 1389 г. в
коалицию балканских феодалов во главе с сербским князем Лазарем,
выступившую против турецкого нашествия, входили, кроме сербских, ополчения
двух албанских феодалов - Георгия Бальши и Димитра Йонимы.[5] В XV в.
албанцы, которые тогда ещё были христианами под руководством короля
Скандерберга вели войну против турков в Косово. Постепенно албанцы и в
меньшей степени сербы под влиянием Османской империи стали принимать ислам,
В 1689 г. австрийские войска при поддержке сербских повстанцев, прорвались
на территорию Косово и Метохии, где потерпели поражение. В 1690 г. массы
сербов во главе со своим духовным лидером – патриархом Арсением III
покинули Косово. Центр сербской церкви и сербского народа переместился в
район Белграда. [6]. Покинутые плодородные земли заселили албанцы. Именно,
с этого времени можно говорить о вражде между албанцами и сербами,
поощрявшейся турецкими властями.
Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в
стратегически важных районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии,
Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область
расселения сербов и черногорцев [7]. Спасаясь от массовых преследований со
стороны турецкого войска и албанских отрядов, часть сербов покинула родные
места, другая же приняла ислам. После Русско-Турецкой войны 1878 г. главные
косовские города Приштина и Митровица отошли к Сербии, в то время как
остальная часть Косово осталась в турецких руках.
Многие историки, считают, что албанцы стали последним народом в Европе
пережившим национальный подъем, который большинство народов испытали во
времена наполеоновских войн. В Османской империи сложилась практика
формирования административных единиц независимо от этнического состава
населения, чтобы пресечь в зародыше национальные движения. Поэтому албанцы
оказались рассредоточенными по четырем вилайетам - Скутарийскому
(Шкодринскому), Косовскому, Манастирскому (Битольскому) и Янинскому. В 1878
г. консервативные албанские землевладельцы, заинтересованные в сохранении
своих владений от сербов и представители албанской интеллигенции,
заинтересованные в объединении всех албанцев под эгидой Османской империи
основали Лигу Призрена. Это движение было поддержано султаном, желавшим
использовать идеи панисламизма в качестве контрбаланса против панславизма.
Но с ослаблением Османской империи, Лига стала стремиться к автономии в
рамках Порты, превращаясь в антихристианское движение. На Берлинском
конгрессе в июне 1898 г., стремясь ослабить влияние России на Балканах,
западные державы во главе с Бисмарком, вынудили Россию подписать договор,
по которому все земли, населённые албанцами возвращались Османской империи,
а сербские войска выводились из Косово.
С. Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру
иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев по отношению к "христианскому
населению сербской народности", преследовавших цель "истребить этот народ в
тех краях", отмечая, что "число беженцев, которые переходят границу, чтобы
спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день..." [8]. Несмотря на
длительное выселение из района Косово и Метохии, сербы, как православные,
так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли там около половины
населения [9].
В начале XX в. восстания балканских народов стали вспыхивать повсеместно на
Балканах, и албанцы не были исключением. И во время всеалбанского
антитурецкого и антиславянского восстания в 1910 г., Косово стало одним из
его центров, объединивших местных албанцев, албанцев современной Северной
Албании, Черногории и Македонии. Это было во многом вызвано турецкой
конституцией, ущемлявшей избирательные права албанцев. Но во время 1-й
Балканской войны, албанцы сражались на стороне турков, которые в результате
войны потеряли почти все свои балканские владения. Сербские войска заняли
всю территорию Косово. За войсками последовали сербские крестьяне, занявшие
большую часть земель. Сербское правительство не шло ни на какие уступки по
поводу Косово и Метохии, считая их "святой землей" сербского народа, и обе
области отошли к Сербии. Некоторые исследователи утверждают, что «Великие
державы» обосновывали передачу Косово следующими факторами: «моральным
правом более цивилизованной нации», историческим правом на территорию, где
находился центр Сербской церкви и тем, что этнический баланс в пользу
сербов был нарушен искусственно. [10]
Именно длительное турецкое господство на Балканах является первоосновой
албано-сербского противостояния. Сербы стали видеть в албанском населении
Косово продолжение турецкой оккупации. Они считали, что Косово всегда было
оккупированной частью Сербии. Но когда они восстановили своё господство над
ней, для албанцев Косово стало в свою очередь оккупированной частью
Албании. Косово стало полем битвы двух национализмов.
Косово и Первая Мировая война
Перед Первой Мировой войной в Албании столкнулись конфликтующие интересы
Сербии, Австро-Венгрии и Турции. Сербия поддерживала правителя Албании
Эссад-пашу, сторонника Антанты и подписали с ним договор о союзе. Но
албанцы, в том числе и в Косово, более сочувствовали «Тройственному союзу»
и с воодушевлением восприняли объявление Австро-Венгрией войны Сербии.
Сербской армии пришлось входить в Косово для подавления восстания против
Эссад-паши. В Косово разгорелся ожесточённый вооружённый албано-сербский
конфликт, и очень многие албанцы бежали в Албанию. В 1915 г. австрийские и
болгарские войска вошли в Косово. Сербские войска потерпели тяжёлое
поражение. Сербские войска вместе с тысячами гражданских сербов совершили
катастрофическое отступление через Косово и заснеженные албанские горы. Во
время отступления погибло около 100 тысяч сербов [11]. Это известно в
сербской историографии как «Великое отступление». В работе Душана
Батаковича «История Косово и Метохии» военные потери сербов во время
отступления оцениваются в цифру от 70 до 225 тыс., а гражданские в 140 тыс.
Многие албанцы вступили в ряды австрийских войск, чтобы воевать против
сербов. А оккупационные власти в Косово всячески пытались уменьшить влияние
сербов на Косово. В частности, были открыты школы на албанском языке. В
1918 г. войска Антанты заняли Косово и передали управление в руки сербов.
Там началась резня против албанцев, на что они ответили ожесточённой
вооружённой борьбой.
Косовская проблема в королевской Югославии
В результате мирных соглашений 1919-1920 г.г. Косово вошло в состав
Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. – Югославия), однако,
официально граница Королевства СХС с Албанией не была признана до 1926 г.
Албанское население Косово составляло 64%. Несмотря на это вплоть до 1946
г. Косово не имело никакой автономии в составе Югославии. В книге «Косово:
международные аспекты кризиса» приводятся слова Э. Ходжи, "Берлинский
конгресс и Версальский мирный договор несправедливо нарушили интересы
Албании и албанского национального меньшинства в Косово... не
согласившегося с таким решением вопроса и не желающего оставаться в
границах Югославии, независимо от ее политического строя... Их [косовских
албанцев] единственный идеал - это слияние с Албанией" [12]. На территории
Косово появился нелегальный ирредентистский Косовский комитет, поставивший
своей целью подготовку условий для воссоединения с Албанией. Он получал
моральную и материальную поддержку как от фашистской Италии, так и от
Коминтерна (по линии Балканской секции). Для Италии Албания являлась
основным инструментом балканской экспансии, основной преградой для которой
являлось Королевство СХС. В 1921 г. косовские албанцы обратились в Лигу
Наций с требованием объединить Косово с Албанией, утверждая с 1918 г.
сербами было убито 12 тыс. албанцев [13] Но, несмотря на провозглашённый
лозунг о праве наций на самоопределение это требование было отклонено.
Самым популярным средством по подчинению этнически чуждой местности
является различная поселенческая деятельность и Югославия не была
исключением. В книге «Косово: международные аспекты кризиса» достаточно
подробно описывается этот аспект». В частности там говорится о том, что
были изданы «Законы о колонизации южных районов Югославии» от 24 сентября
1920 г. и 11 июня 1931 г., которые гарантировали переселенцам
предоставление до 50 га земли, бесплатный переезд к месту поселения, право
пользования общественными лесами и пастбищами, освобождение в течение трех
лет от налогов. Земельный фонд формировался за счет государственной и
церковной собственности, заброшенных частных поместий и владений албанцев,
которые экспроприировали под предлогом отсутствия у хозяев прав на владение
землей. В результате двух волн колонизации 1922-1929 и 1933-1938 гг. около
11 тыс. сербских и черногорских семей заняли более 120 тыс. га земли. Глава
аграрной комиссии Дж. Кристич, ответственный за колонизацию Косово, с
удовлетворением отмечал, что в некоторых районах на севере края этнический
состав изменился, и славянские поселения появились там, где в 1913 г. не
было ни одного серба [14]. Однако эту программу нельзя считать выполненной.
Сербский историк Батакович пишет в своей работе о том, что лишь 5% земли
предлагаемой для колонизации было пригодно для земледелия, а 99 тыс. Га
предлагавшихся для колонизации не были колонизированы. 3 (V. Djuretic,
Kosovo i Metohija u Jugoslaviji, in: Kosovo i Metohija u srpskoj istoriji,
pp. 95-106; N. Gacesa, Naseljavanje Kosova i Metohije posle Prvog svetskog
rata, in: Kosovo. Proslost i sadasnjost, pp. 95-106;M. Obradovic, Agrarna
reforma i kolonizacija na Kosovu (1918-1941), Pristina) 1981.
Естественно, между местными жителями и переселенцами возник антагонизм.
Возникло движение «комитаджиев», или по сербской терминологии «качаков» -
отрядов вооруженных крестьян. Население оказывало им всестороннюю помощь.
Но благодаря постоянно объявлявшихся королевским правительством амнистиях,
с 1918 г. по 1923 г. согласно книге Батаковича сдалось 478 «качаков», из
которых 75 были оправданы в суде. К 1923 г. это движение сошло на нет.
Различные проблемы Косово, в том числе, и экономические, вызывали
эмиграцию. Общее число вынужденных переселенцев-албанцев неизвестно.
Официальные югославские источники приводили следующие цифры: за период с
1927 по 1939 г. 19 279 человек эмигрировали в Турцию, 4 322 - в
Албанию[16]. Но в связи с большим количеством эмигрантов-сербов к 1931 г.
по сравнению с 1918 г. албанское население уменьшилось всего на 1%.[17] При
этом, однако за период с 1919 по 1929 г. сербское население, по некоторым
данным, увеличилось с 24% до 38%[Short History of Kosovo

by Michael Holzrichter and Sven Pohle//www.uni-weimar.de]

Королевское правительство не отказалось от этой политики и в конце 30-
годов. Известный историк и общественный деятель, В. Чубрилович в своём
докладе "Выселение арнаутов", прочитанном в Сербском культурном клубе в
Белграде 7 марта 1937 г.(упоминается в книге «Косово: международные аспекты
кризиса»), предлагал выселить 200 тыс. албанцев и разместить в крае
славянских (по преимуществу черногорских) колонистов. В. Чубрилович считал,
что привычные к тяжелому крестьянскому труду черногорцы легче уживутся с
албанцами, чем сербы. [18] В июне 1938 г. после сложных переговоров
Белграду удалось заключить конвенцию с турецким правительством о
переселении в Турцию 40 тыс. семей югославских (косовских) албанцев-
мусульман и турок в течение семи лет (с 1939 по 1944 гг.) [19]. Но эта
конвенция так и осталась на бумаге. В начале 1939 г. итальянский министр
иностранных дел Г. Чиано, готовясь к оккупации Албании, предложил принцу-
регенту Павлу участвовать в разделе страны. Тот отказался, заявив: "Мы
имеем столько албанцев в пределах нашего государства и столько от них
неприятностей, что у нас нет ни малейшего желания увеличивать их
число"[20]. Таким образом, в королевской Югославии политика по отношению к
албанцам носила шовинистический характер. В многом это объяснялось тем, что
в это время Албания была превращена Муссолини в свой оплот на Балканах с
перспективой дальнейшей экспансии. И Косово было привлекательным объектом
для экспансии. Там было сосредоточено 58% запасов угля, 52% свинцово-
цинковых руд, 100% висмута, 50% железо-никелевых руд Югославии, там велась
добыча редких и цветных металлов, ртути, а также неметаллических минералов
(магнезита, асбеста и др.) [21]. Для балканских государств того времени
великосербская диктатура короля Александра была типична. Однако говорить о
том, что албанцы были в тот период полностью лишены прав было бы
неправильным. Согласно конституции Королевства СХС национальные меньшинства
получили определённые права. В 1919 г. ведущие албанцы Косово и северо-
западной Македонии создали партию «Дзеймет», которая в 1921 г. получила 12
мест в парламенте Королевства СХС, а в 1923 г. 14. Но такая фракция
составляла лишь несколько процентов от общей численности парламентариев. Но
в 1925 г. и такая партия была запрещена за «тесную связь с правительством
Албании». Она продолжила свою деятельность подпольно. Но вплоть до 1941 г.
практически не встречается свидетельств вооружённого противостояния между
сербами и албанцами в Косово. Также албанцы имели право на образование на
родном языке. Это право было сведено к созданию начальных религиозных школ.
Согласно книге Батаковича в 1940/41 учебном году в них обучалось 37 685
учеников. (R. Rajovic, Autonomija Kosova. Istorijsko-pravna studija,
(Beograd 1985), pp.)
Для Югославии такая политика по отношению к косовским албанцам была
роковой ошибкой. Не интегрировав албанцев в югославское государств и не
колонизировав Косово, правители Югославии лишь усугубили косовскую
проблему. Согласно книге Батаковича, несербское население Косово на 1940 г.
составляло 65% (большинство албанцы) Таким образом, албанское население
сохранилось и будучи подвергнуто дискриминации, стало ещё более склонным к
национализму.
Косово и Вторая Мировая война
С началом второй мировой войны в процессе расчленения югославского
государства большая часть Косово и Метохии вошла в созданную Италией
«Великую Албанию» и управлялись итальянским наместником из Тираны. Однако
промышленный район Трепче взяли под свою юрисдикцию немецкие оккупанты.
Восточная часть Косово была оккупирована Болгарией. Албанскими
коллаборационистами осуществлялась идея выселения с этой территории
неалбанского населения. В июне 1942 г. М. Кроя, премьер-министр албанского
марионеточного правительства, открыто заявил, что «...необходимо приложить
усилия к тому, чтобы всех сербов-старожилов из Косово выгнать… сослать в
концентрационные лагеря в Албанию. А сербов-переселенцев надо убить»[22]. В
книге «Косово: международные аспекты кризиса» приводятся данные
американских спецслужб, по которым, с апреля 1941 г. по август 1942 г.
албанцы уничтожили около 10 тыс. сербов, а число сербских беженцев за все
годы оккупации составило 100 тыс. человек. Примерно столько же албанцев в
эти годы переселилось из Албании в Косово[23]. Сербский историк Душан
Батакович в своей работе «История Косово и Метохии» говорит, что их число
составляло 70 – 75 тыс. После высадки союзников в Италии, осенью 1943 г.
нацисты заявили о «даровании» албанцам свободы и «освобождении» от Италии.
Спекуляции на объединении албанцев способствовали тому, что на территории
Косово практически не велась народно-освободительная борьба. Более того для
подавления сербов весной 1944 г. была создана дивизия СС «Скандерберг»,
состоявшая из албанцев. По словам Э. Ходжи, это происходило, потому что
албанцы не были уверены в том, что, "сражаясь наряду с народами Югославии
против фашизма, они этим завоевывают себе право на самоопределение для
объединения с Албанией" [24]. Однако, существовали коммунистические и
националистические партизанские организации, которые, правда, под борьбу не
только с итальянцами, но и сербами. КП Албании даже выступала с инициативой
перейти под управление албанских партизан, но это предложение было
отвергнуто руководством КПЮ как могущее повредить своей репутации в глазах
сербов. Незадолго до конца войны Тито организовал наступление против
немецких войск в Косово, арестовав при этом некоторых видных албанцев.
Албанцы ответили на это антипартизанским восстанием при подавлении которого
погибло до 48 тыс. албанцев [25].
Косовская проблема в ФНРЮ-СФРЮ
В книге «Косово: международные аспеты кризиса» достаточно подробно описана
эволюция позиции новой югославской власти – коммунистов относительно
косовской проблемы. Согласно книге, в июне 1944 г. на совещании КПЮ главные
теоретики партии Э. Кардель и М. Пияде сошлись во мнении, что проблема
Косово может быть решена "путем создания федеративных связей Югославии с
Албанией" [26]. Известный политик, ученый и писатель, бывший близким
соратником Иосипа Броз Тито, Милован Джилас писал в своих воспоминаниях,
что правительства Албании и Югославии в конце войны "в принципе стояли на
точке зрения, что Албания должна объединиться с Югославией, что разрешило
бы и вопрос албанского национального меньшинства в Югославии". Это
"принесло бы не только непосредственные выгоды и Югославии, и Албании, но
одновременно покончило бы с традиционной нетерпимостью и конфликтами между
сербами и албанцами. И - что особенно важно - это дало бы возможность
присоединить значительное и компактное албанское меньшинство к Албании как
к отдельной республике в составе югославско-албанской федерации" [27].
Судьба Косово в составе Югославии интересовала И. Тито значительно меньше,
нежели большая политическая игра по вопросу «балканской федерации». Поэтому
по конституции 1946 г. Косово не получило статуса республики, что также
могло стать для недовольства сербов. Косово стало автономной областью в
составе Сербии, чей статус был близок к статусу АССР в Советском Союзе.
Также после войны руководство Югославии ничего не сделало для
восстановления прежней этнической структуры Косово. Наоборот, уже 6 марта
1945 г. было принято постановление "О временном запрещении возвращения
колонистов в места их прежнего проживания" в Македонию, Косово, Метохию,
Срем и Воеводину. В книге «Косово: международные аспекты кризиса»
утверждается, что Э. Ходжа дословно повторил следующие слова И. Тито из
его письма в ЦК ВКП(б): "Косово принадлежит Албании и должно быть
присоединено к Албании. Мы желаем этого от всей души, но в настоящий момент
не можем этого допустить, потому что реакция великосербов еще очень
сильна"[28]. Идея федерации долго оставалась для И. Тито актуальной, и он
продолжал делать все для сближения двух стран. В 1946-1947 гг. было
заключено 46 договоров, которые фактически устанавливали единую
экономическую политику Албании и Югославии. Договоры о сотрудничестве и
соглашение об отмене виз соответствовали планам И. Тито "принять все меры к
сближению населения Косово и Метохии с населением Албании" [29]. Однако
после разрыва советско-югославских отношений, Э. Ходжа, согласно книге
«Косово: международные аспекты кризиса», стал уверять руководство СССР,
написав в ЦК ВКП(б) в 1949 г. о том, что "...демократические и национальные
права албанского национального меньшинства Косово и Метохии совершенно не
соблюдаются. Никакой связи с Албанией!"[30]. В этот период именно связь с
Албанией и осуществление возможности присоединения к Албании стали для
албанцев основными критериями "уровня демократии" в крае. Предоставление
Косово автономии, открытие албанских школ в Косово и Метохии Э. Ходжа
расценил как демагогию, поскольку "их идеал - соединение с Албанией -
остался неосуществленным"[31]. После 1948 г. он считал, что настал удобный
момент для начала борьбы албанского населения в Югославии "за свое
освобождение", которая должна быть жесткой, бескомпромиссной, не
исключающей вооруженного восстания [32]. Положение албанцев в Косово, было
несмотря на автономию, непростым. Тито, совместно с сербским националистом
Ранковичем старались подавить остатки великоалбанизма в Косово. Служба
госбезопасности УДБА вплоть до конца 1960-х г.г. проводило массовые
репрессии против албанцев, зачастую невиновных . Положение ещё более
ухудшилось после разрыва с режимом Ходжи. Нахождение большого количества
албанцев стало угрожающим для СФРЮ и правительство попыталось уменьшить их
количество. В тот период правительство Турции согласилось принять часть
мусульман-турок из Югославии. Этой лазейкой пытались воспользоваться не
только албанцы, но и просто люди не принимавшие режим Тито. В итоге из 259
535 кандидатов на выезд в 1953 г. только 181 887 человек (70,1%) в анкетах
указали турецкий в качестве родного языка[33]. Но эта возможность
способствовала тому, что процентное соотношение албанцев к сербам в период
1948-1961 г.г., характеризовалось увеличением доли сербского населения. Но
в 1940-1950-е г.г. сепаратистская деятельность не могла носить массового
характера. Ведь после краха националистов военных времён, свою деятельность
им пришлось начинать с чистого листа. Управленческий аппарат и органы
безопасности Косово вплоть до 1967 г. состоял в основном из сербов. В
местных органах госбезопасности по состоянию на начало 1960-х г.г. сербы
составляли 58% против 13% албанцев, в милиции 60% против 30%.[ Intervju,
04. 09. 1978. Cf. Kosovski cvor. Dresiti ili seci? Izvestaj nezavisne
komisije, Beograd 1990, pp. 18-19.]
В 60-е годы албанские сепаратисты активизировались: они устраивали
провокации и диверсии, оскверняли церковные и культовые памятники,
запугивали православное население. В архиве Призренской православной
епархии имеются письма священников, которые сообщали об отъезде многих
сербских семей из края. В 1968 г. в крае произошли массовые выступления
националистически настроенной албанской молодежи с лозунгами «Долой
сербских притеснителей!», которые были разогнаны полицией. В этой атмосфере
прошёл визит Тито в Косово в 1967 г. и пленум ЦК СКЮ, ознаменовавшие
поворот в политике СФРЮ по отношению к Косово. Югославское правительство
взяло курс на глубокую интеграцию албанского населения в СФРЮ и создание
лояльной албанской элиты. Политику Ранковича осудили, был остановлен
переезд в Турцию, было п

Новинки рефератов ::

Реферат: История страхового дела в России (Страхование)


Реферат: Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников (Право)


Реферат: Прибор (Радиоэлектроника)


Реферат: Шпоргалки по ТГП (Теория государства и права)


Реферат: Сущность власти (Политология)


Реферат: Развитие инструментальной музыки в эпоху романтизма. Творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини (Музыка)


Реферат: Организация и управление пассажирскими перевозками (Транспорт)


Реферат: Воспитание детей в игре (Педагогика)


Реферат: Культура звучания судебной речи (Педагогика)


Реферат: Лекарственные растения (Биология)


Реферат: Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле (Педагогика)


Реферат: Благотворительность в России до 1917 года (Социология)


Реферат: Первичная клеточная оболочка и ее структурные особенности (Биология)


Реферат: Билеты по межкультурной коммуникации (Культурология)


Реферат: Возрастная психология (Психология)


Реферат: Diana Spencer (Иностранные языки)


Реферат: Банковская система Франции (Банковское дело)


Реферат: Государство, его основные признаки и формы правления (Теория государства и права)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Лекции по бухгалтерскому учету (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист