GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституция Франции (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Франции (Право)



Содержание
Введение 3
Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика). 4
Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства. 9
2.1. Конституционно правовой статус. 9
2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства. 13
Заключение 16
Список литературы 17



Введение

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание
историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших
особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики.
Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в
преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно
провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального
суверенитета"[1], заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ,
ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав
человека и гражданина.
Данная тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и
социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере
политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов
носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной
социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических
приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения
содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и
внешней политики государства.
Целью работы является анализ конституции Французской республики, для
решения цели необходимо решить ряд задач, что по сути и будет являться
содержанием нашей работы.
В данной контрольной работе были использованы учебники под редакцией
В.В. Маклакова, М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, а также периодическая
литература.
Франция является демократической страной, а опыт становления
демократии особенно важен для современной России.



Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее,
она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789
г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о
некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции
1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г.,
принятой во время подъема демократического движения после второй мировой
войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о
некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в
которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего
регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958
г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых
участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие
основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем
отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее
конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи,
объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные
постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени
Декларации 1789 г.
Конституция была подготовлена и принята в условиях острого
внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего
с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих
условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны
руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских
оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную
власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент
специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен
конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд
условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее
разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке;
сохраняется принцип разделения властей;
правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно
быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в
Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28
октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие
на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие
конституции принимались парламентами.
Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции
1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества;
в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях),
как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные
положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789
г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан),
некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в
преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность
объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или
фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями,
свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное
обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность
ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях
взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г.
перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на
образование, здравоохранение и др.)[2].
Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт
взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип
национального суверенитета, который осуществляется народом через его
представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества
на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически
прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано
реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз
республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во
время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по
воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была
провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания
политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма
правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено
соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения,
ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством
при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г.
осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная
республика, по форме территориально-политического устройства — сложное
унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония —
ассоциированное государство). Во Франции существует демократический
государственный режим.
Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии.
Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым
большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон
утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным
заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии
законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии
(независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать
«за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе,
фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от
общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить,
решает президент.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту,
который должен делать это по предложению правительства, но на деле
действует самостоятельно, а также членам парламента.
Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он
изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был
включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном
поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме
расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других.
Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне
вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его
проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене
принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об
отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных
положениях[3].
Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными
органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый
рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов
исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается
тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената
(верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней
палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на
девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета
можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета.
Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики.
Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с
должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью
в государственном или частном секторе экономики и с руководством
политической партией.
Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в
парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей,
принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех
изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также
органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за
тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением
референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам
президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он
констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться
президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный
совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их
компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент
республики, председатель правительства, председатели обеих палат
парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60
человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного
процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов
Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается.
Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.
Государственный совет назначается президентом и дает заключения
правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки
зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также
судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.



Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства.


2.1. Конституционно правовой статус.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной
Республикой”[4]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон
установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,
поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава
государства избирается без участия парламента, правительство назначается им
же)[5] и парламентарной республики (правительство несет ответственность
перед нижней палатой парламента)[6].
Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в
руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы
государства и правительства - одно из проявлений конституционно
закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.
Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.
Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим
арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также
преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что
президент является “гарантом национальной независимости, территориальной
целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент
обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен
правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент
обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.
Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно
небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат
- Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие
законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг
вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение
вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства.
Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает
определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент
обладает правом контроля за деятельностью правительства.
Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20
[7]Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства
входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие
министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями
отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным
собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством
Национального собрания правительство должно подать в отставку. В
Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него
возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать
исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.
Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение
Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат
до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета,
который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если
Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции,
он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит
наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.
Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных
органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти
предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в
некоторых случаях для действий и “через его голову”.
Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и
прямого голосования.[8]
Президент республики избирается абсолютным большинством поданных
голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за
ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать
только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в
более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество
голосов в первом туре.
Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание
нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за
тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в
должности.
В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни
было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих
обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об
этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством
голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются
председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, -
то правительством.
В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным
советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит
- кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не
позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления
об окончательном характере препятствия.
Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения
кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом
по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него
возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о
переносе выборов.
Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него
возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе
выборов.
В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух
кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до
возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом
проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и
в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,
оставшихся для участия во втором туре.
Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-
министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет
министров - собрание министров под председательством Президента республики,
и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-
министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по
конституции правительству.
Правительство назначается следующим образом: Президент республики
подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр
подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При
выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной
свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при
голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-
министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных
сил в нижней палате парламента.
Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и
верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для
избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех
выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет
1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии,
внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию
хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц,
выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.
Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым
голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания
нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа
избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого
большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются
кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа
избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно
получить относительное большинство голосов. В условиях существующей
многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест.
Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования
партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись,
выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.
Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей
Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему
иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата
формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9
лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые
три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на
состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.

Французская Республика – унитарное государство. Оно делится на
регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными
коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с
этим существуют административные округа, где выборных органов
самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-
географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов
самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для
выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы —
трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой
политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть
местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий
коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет
избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются
еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный,
культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус
«ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент, но
в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были
подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не
ставился.[9]
В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента)
избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает
примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия
гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3
года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый
префект (позже он получил название комиссара республики, но сегодня
используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не
менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет
общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также
некоторые местные службы министерств.[10]
В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4
заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также
избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет
более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не
распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят
представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица,
назначенные правительством. Исполнительным органом совета является
избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро.
Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж,
Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и
мэрами.
Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-
территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники —
представители государства. В регионе это комиссар республики — региональный
префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе
департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в
округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего
совета, есть су префект. Комиссар республики назначается Советом министров.
Он представляет в своей административно-территориальной единице
правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных
служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет
ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за
поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние
сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В
его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в
округе супрефект.



Заключение


Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов
"великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и
Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая
Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме,
состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики.
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит
также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской,
социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед
законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает
все вероисповедания.
Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела
отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики;
раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях
между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и
соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной
власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной
ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный
совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О сообществе (был
отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О
соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и
Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII.
Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа
1995г.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Франция является
светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления
конституционализма является важным для современных постсоветских
государств.

Список литературы

1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей
редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 2002
г.
2. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
3. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002.
4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций.
М., “Приор”, 2000.
5. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М., 2002
6. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М., 2000 г.
7. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 2002
8. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост.
Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 2003.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для
юридических вузов. Т.3: Особенная часть. Страны Европы. / Отв. ред.
Страшун Б.А. - М.: БЕК, 2002.

-----------------------
[1] Конституция Французской Республики // Конституции государств
Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — / М.:
Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. — С. 665.
[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для
юридич. вузов.Т.3: собенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун Б.А.-
М.: БЕК, 2002. С. 392.
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для
юридич. вузов. Т.3: собенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун
Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 400.
[4] Конституция Франции, ст.2, разд.1 // Современные зарубежные
конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, С. 79
[5] См.: там же, ст.8, разд.2. С. 82.
[6] См.: там жест.20, разд.3 С. 84.
[7] Конституция Франции 1958 г. М., Инфра - М., 2001. С. 204.
[8] Конституция Франции, ст.6. // Современные зарубежные конституции. -
сост. В.В.Маклаков, М., 2002. С. 80.
[9] Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. С. 427.
[10] Там же. С. 429.




Реферат на тему: Конституция зарубежных стран


ПЛАН:

Задание № 1.
Юридические свойства и функции конституций зарубежных стран.

Задание № 2.
Закрепление принципа разделения властей в Конституции США 1787 года.



Задание № 1.

Конституции – важнейший институт демократии. В современном значении
они возникли в конце 18 века. Первая конституция, действующая до настоящего
времени, появилась в 1787 году в США. В девяностые годы того же столетия
были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 года) и Польше (1793 год).
В настоящее время во всех странах мира, а их число приближается к 200,
имеются конституции.
Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что
определяется их особым местом в правовой системе страны.
В самом общем виде конституцию можно определить как правовой акт (или
совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и
регулирующей основы организации государства и взаимоотношений государства и
гражданина.
Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой
страны, отличают от других правовых актов такие ее черты и свойства, как
легитимность, стабильность, реальность, верховенство.
Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным
путем, то есть в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого
конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими
диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут
считаться легитимными.
Такое свойство, как реальность, характеризует конституцию тогда,
когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности
и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и
гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.
Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они
декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют
элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с
авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Конституция СССР
1977 года содержала немало демократических положений, которые, однако, не
были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.
Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в
сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию
политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жесткость конституции
не только не исключает возможности ее изменения, но и предполагает
приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной
действительности. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на
весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее
норм может привести к нестабильности в обществе.
Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно
отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который
обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом
конституция является актом наивысшей юридической силой, и это особое
свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим
источником не только конституционного права, но и других отраслей права –
гражданского, административного и других; текущие законы и другие
нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции
государственными органами и соответствовать конституции; государственные
органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать конституцию. Конституция как основной закон
республики, говорится в Конституции Италии, должна соблюдаться с верностью
всеми гражданами и органами государства.
Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается
эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения
конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются
органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и
право толкования конституционных положений.
Верховенство конституции в правовой системе устанавливается не каким-
либо другим нормативным актом, а ее собственными нормами. Так, в
соответствии со статьей 98 Конституции Японии 1946 года она «является
верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие
государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не
имеют законной силы». Аналогичная норма имеется в Конституции РФ 1993 года:
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и
иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации» (часть 1 ст. 15).
Каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают
ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее
воздействия на общественные отношения. Можно выделить три важнейших функции
конституции: юридическую, политическую и идеологическую.
Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи
основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого
обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового
регулирования.
Политическая функция конституции заключается в том, что политический
процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы,
осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический
процесс охватывает различные формы, способы и направления политической
деятельности; по существу - это порядок функционирования политической
системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные
изменения и в политический процесс.
Идеологическая функция конституции заключается в том, что она
выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую
воспитательную роль, устанавливая нормы взаимоотношений государства и
человека, государства и общества, основанные на их взаимной
ответственности.
Современные демократические конституции характеризуются еще одной
важной чертой: они имеют прямое действие. Прямое действие конституции
означает, во-первых, что конституции обязательны для органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов
местного самоуправления; а во-вторых, что гражданин, который считает
нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на
соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в
рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму
законов или подзаконных актов.
Конечно, не все конституции имеют прямое действие. Так, в
соответствии с существовавшей в СССР официальной позицией конституция
являлась политическим и декларативным документом и применялась только путем
конкретизации норм конституции в других нормативных актах. Такое понимание
конституции ослабляло ее значение как основного закона, обладающего высшей
юридической силой.



Задание № 2.

В период, непосредственно предшествующий созыву Филадельфийского
Конвента 1787 года, американское политическое сознание характеризуется
определенными чертами, которые наложили неизгладимый отпечаток на всю
деятельность Конвента. Совершенно четко и определенность выразилась
неудовлетворенность как опытом государственного строительства в штатах, так
и междуштатными конфедеративными отношениями. Поиски более совершенных и
удобных для правящей элиты систем организации власти для отдельных штатов и
для той единой республики, которая должна была их объединить, велись в
направлении создания чисто американского, приспособленного к местным
условиям варианта разделения властей. От собственно британской концепции
верховенства законодательной власти американцы отказались полностью. В
воздухе носилась идея равномерного распределения всех полномочий
государственной власти между «тремя ветвями правительства». Доминирующим
настроением было обуздание узурпаторских амбиций законодательной ветви
власти. Об этом писали и говорили наиболее выдающиеся политические
мыслители Америки того времени – Д. Мэдисон, А. Гамильтон и другие.
В результате «переходного периода» сложились два главных
теоретических подхода к организации всей системы построения органов
государственной власти. Во-первых, сувереном является народ, а не институты
власти, обладающие лишь теми полномочиями, которые делегировал им народ. Во-
вторых, ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем
общей воли народа. Выразителем такой воли они могут быть только все вместе
и в равной степени. Все ветви власти, таким образом, выражают волю народа
по его уполномочию, в соответствии с присущими им функциями и в пределах,
установленных писаной конституцией.
Американские государственные деятели, отцы-учредители Конституции
отнюдь не стремились к теоретически безупречной и логически
последовательной конструкции разделения властей. Американский вариант
системы разделения властей основан не столько на теоретическом наследии,
сколько на опыте колониального периода и самостоятельного государственного
строительства независимых штатов с 1776 по 1787 год.
Для надежной охраны общества от опасности установления тирании власть
должна была быть распределена между «ветвями правительства». При этом сразу
же нужно подчеркнуть, что учредители Американской Конституции никогда не
помышляли о создании трех абсолютно независимых друг от друга властей, то
есть о создании некоего троевластия, возможного только в теории, но
практически неосуществимого. Кроме того, предполагалось системы
взаимозависимости, обеспечивающей взаимный контроль с целью предупреждения
злоупотреблений.
Горизонтальное распределение властных полномочий между ветвями
национального правительства – законодательной, исполнительной и судебной –
дополнялось вертикальным разделением власти, что предполагалось
федеративной формой государственного устройства; все, что не входило в
сферу полномочий Союза, оставалось за штатами и народом.
Анализ текста Конституции США и его многочисленных комментариев и
толкований позволяет прийти к заключению, что в Конституции речь не идет
о классическом разделении властей. Власть как таковая предполагается
единой, разделяются, разграничиваются лишь властные полномочия. Единство
власти выводится из концепции единого суверенитета, который теоретически
пребывает в народе.
Концепция единства государственной власти нашла свое выражение в
торжественной формуле преамбулы к Конституции, в которой сформулированы
цели принятия Основного закона: «Мы, Народ Соединенных Штатов, в целях
образования более совершенного Союза, установления Правосудия, обеспечения
внутреннего Спокойствия, укрепления совместной обороны, содействия
всеобщему Благоденствию и дарования Благ Свободы нам самим и нашему
Потомству торжественно принимаем и устанавливаем эту Конституцию для
Соединенных Штатов Америки».
Любопытно отметить, что с точки зрения строго семантической
Конституция знает только две власти. Так, Статья 2 (раздел 1)
устанавливает: «Исполнительная власть предоставляется Президенту
Соединенных Штатов Америки». В Статье 3 (раздел 1) говорится: «Судебная
власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и таким
нижестоящим судам, каковые Конгрессом время от времени учреждаются». В то
же время Статья 1 (раздел 1) гласит: «Все законодательные полномочия, сим
установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который
состоит из Сената и Палаты представителей».
Таким образом, в Основном законе речь идет только о двух властях:
исполнительная вручается Президенту, а судебная – Верховному суду и другим
нижестоящим федеральным судам. Что же касается Конгресса, то он строго по
букве Конституции является носителем законодательных полномочий, а не
обладателем законодательной власти. Вряд ли можно считать формулу Статьи 1
простой случайностью или редакционной погрешностью. С известной степенью
вероятности можно утверждать, что в формуле этой статьи нашли свое
выражение господствовавшие в то время настроения – боязнь возможной тирании
законодательной ветви власти.
Разграничение функциональной компетенции между тремя ветвями власти
осуществлено в Конституции в весьма общих чертах. Учредители Конституции
исходили из того, что сами понятия «исполнительная власть» и «судебная
власть» предполагают соответствующие им функциональные назначения –
исполнение законов и осуществление правосудия. Что же касается предметов
правового регулирования этих двух ветвей власти, то о них не сказано ни
слова. Исключение Конституция делает только для Конгресса, которому
вручаются законодательные полномочия, но который формально не получил от
Основного закона статуса носителя законодательной власти.
Раздел 8 Статьи 1 Конституции содержит перечень предметов правового
регулирования, относящихся к предметной компетенции Конгресса как высшего
органа государственной власти, наделенного законодательными полномочиями.
Кроме того, в разделе 9 Статьи 1 дается перечень особых изъятий из
компетенции Конгресса (запрещение приостановки действия Habeas Corpus в
мирных условиях, запрещение принятия биллей об опале и законов, обладающих
обратной силой, запрещение жалования дворянских титулов и некоторые
другие). Ряд ограничений предметной компетенции Конгресса содержит в себе
Билль о правах, который явился существенным дополнением первоначального
текста Конституции. Так, поправка 1 гласит: «Конгресс не должен издавать ни
единого закона, относящегося к установлению религии или запрещающего
свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати
либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с
петициями об удовлетворении жалоб». Известные ограничения налагает на
Конгресс и знаменитая Х поправка: «Полномочия, которые не делегированы
настоящей Конституцией Соединенным Штатам, а также те, пользование которыми
не запрещено ею штатам, сохраняются за штатами либо за народом».
Итак, учредители Конституции 1787 года положили в основу организации,
компетенции и взаимодействия высших органов государственной власти –
Конгресса, Президента и Верховного суда – свой собственный, американский
вариант разделения властей, который впоследствии стал именоваться системой
«сдержек и противовесов».
При этом если изначальная идея разделения властей, заимствована у
мыслителей прошлого, не нашла детального выражения в тексте Конституции, то
американская идея «сдержек и противовесов» разработана весьма основательно
во всех ее проявлениях.



Литература:

1. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые
альвы, 1998.
2. Конституционное право: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый
Юрист, 1998.




Новинки рефератов ::

Реферат: Зороастризм (Религия)


Реферат: Social stratification in modern Russia (Социология)


Реферат: Экологическая тропа (Педагогика)


Реферат: Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби (Философия)


Реферат: Шпоры по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Национальная политика в имперской России (История)


Реферат: Чехов (Литература : русская)


Реферат: Звезды и их судьба (Естествознание)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Разработка нового товара (Маркетинг)


Реферат: Лекции по педагогической психологии (Психология)


Реферат: Модули, записи и файлы (Программирование)


Реферат: Влияние удобрений на урожай и качество ячменя и картофеля (Ботаника)


Реферат: Метеорит (Астрономия)


Реферат: Билеты по менеджменту за 1 семестр 2-го курса (2003г.) (Менеджмент)


Реферат: История Армении (История)


Реферат: Семен Иванович Дежнев (История)


Реферат: Раздробленность в истории России (История)


Реферат: Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе (Педагогика)


Реферат: Биотехнология. Вклад в решение глобальных проблем человечества (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист